Викторина по сказке А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Цели:
- Познакомить с историей создания А.Толстым сказочной повести, обобщить знания по прочитанному произведению.
- Расширить кругозор в области литературы, прививать любовь к чтению к книгам.
- Развивать устную речь, память, мышление любознательность, внимание.
Оборудование: книги А.Толстого, К.Коллоди; плакаты с иллюстрациями; детские рисунки.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с Вами совершим путешествие по произведению Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Для этого мы с Вами paзделимся на три команды:
1. «Буратино»
2. «Мальвина»
3. «Пьеро»
Перед тем как начать нашу викторину, расскажу Вам историю создания этого произведения.
«Жил-был…
«Король!» – немедленно воскликнут мои маленькие читатели.
Нет, вы не угадали. Жил-был кусок дерева.
То было не какое-нибудь благородное дерево, а самое обыкновенное полено, из тех, которыми в зимнюю пору топят печи и камины, чтобы обогреть комнату».
Так весело и неожиданно начал итальянский писатель К.Коллоди книгу многочисленных приключениях деревянного человека по имени Пиноккио, которого однажды вырезал из куска дерева в своей бедной каморке папаша Джеппетто. Эта книга родилась почти сто лет назад в Италии. Но теперь ее знают во всех странах мира, повсюду, где ее дети. В Италии эта книга сразу же стала известна среди маленьких итальянцев, ежегодно ее переиздавали помногу раз!
Буратино. Мою историю рассказал для вас Алексей Николаевич Толстой. В предисловии книги автор обратился к своим маленьким читателям: «Когда я был маленький, – очень, очень давно, – я читал одну книжку: она называлась «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы».
Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам, занимательные приключения Буратино. Но так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по-разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем не было.
Теперь, через много-много лет, я припомнил моего старого друга Буратино и надумал рассказать Вам, девочки и мальчики, необычайную историю про этого деревянного человечка». Прошло немало лет, но вот уже какой год я остаюсь любимцем ребят.
Учитель. Сегодня, мы еще раз перелистаем страницы книги А.Н. Толстого, вспомним о приключениях ее замечательных героев.
Условия викторины: за правильный ответ команда получает – сольдо».
1 тур. Знаешь ли ты сказку?
1. Какая книга послужила для Л.Толстого толчком к созданию «Золотого ключика»? («Пиноккио или похождения деревянной куклы» Коллоди.)
2. Почему автор назвал своего главного героя- Буратино? (Деревянная кукла по-итальянски – «буратино».)
3. Кто нашел волшебное полено, из которого потом смастерили Буратино? (Столяр Джузеппе по прозванию «Сизый нос».)
4. Какие мысли пришли в голову Буратино в первый день рождения? (Мысли были у него маленькие-маленькие, коротенькие- коротенькие, пустяковые-пустяковые.)
5. Что любил Буратино больше всего на свете? (Страшные приключения.)
6. Во что был одет Буратино? (В бумажную курточку из коричневой бумаги и ярко-зеленые штанишки. Туфли из старого голенища и шапочку – колпачок с кисточкой из старого носка.)
***
1. Какая денежная монета была в обиходе у жителей этого городка? (Сольдо.)
2. Как называлась комедия, которую смотрел Буратино в кукольном театре Карабаса-Барабаса? («Девочки с голубыми волосами, или 33 подзатыльника».)
3. Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Карабас-Барабас? (Доктор кукольных наук.)
4. Куда приглашали Буратино лиса Алиса и кот Базилио, чтобы превратить пять золотых в кучу денег? (В страну Дураков на волшебное Поле Чудес.)
5. Кто из героев книги носил серебряные часы? (Пудель Артемон.)
6. Какое лекарство давала Мальвина Буратино? (Касторку.)
***
1. Как звали продавца лечебных пиявок? (Дуремар.)
2. Какую фразу продиктовала Мальвина своему гостю Буратино в диктанте? Почему она волшебная? («А роза упала на лапу Азора».)
3. К стволу какого дерева и почему приклеилась борода Карабаса-Барабаса? (Итальянская сосна.)
4. Что использовала Мальвина в качестве зеркала? (Зеркального карпа.)
5. Что скрывается за потайной дверью? (Кукольный театр чудной красоты.)
6. Какое название имел новый кукольный театр? («Молния».)
2 тур. Кто это?
1. В широкой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением, и музыкой добывал себе на хлеб. (Шарманщик Карло.)
2. Покачался, покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок-скок, прямо к двери, через пороги и на улицу. (Буратино.)
3. Существо немного похоже на таракана, но с головой как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало: «Кри-кри, глядело выпуклыми, как из стекла радужными глазами, шевелило усиками». (Говорящий сверчок.)
4. Из-за картонного дерева выскочил другой человек, весь клетчатый, как шахматам доска. (Арлекин.)
5. На голове у них были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Один пониже ростом размахивал ножом, другой, повыше, держал пистолет. (Koт Базилио и лиса Алиса.)
6. Появилась большая, страшная змеиная голова. (Пожилая черепаха Тортила.)
Дополнительный: Вошел длинный, мокрый-мокрый человек с маленьким-маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб-сморчок. (Продавец пиявок Дуремар.)
3 тур. Кому принадлежат эти высказывания?
1. «Не доведет тебя до добра это учение» (Лисе Алисе)
2. «Десять тысяч чертей» (Карабасу-Барабасу)
3. «Пациент скорее мертв, чем жив» (Сове)
4. «Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки» (Мальвине)
5. «Спасаться – так всем вместе, погибать – так всем вместе!» (Буратино)
6. «Безмозглый, доверчивый дурачок с коротенькими мыслями» (Тopтиле)
4 тур. Кому принадлежат эти предметы?
Полено
Сачок
Костыль
Азбука
Плетка
Черный бант
5 тур. Поэтический конкурс
1. Увидев Буратино на представлении, все куклы обрадовано запели «Польку-птичку»:
Птичка польку танцевала,
Нa лужайке в ранний час…
2. Продолжите две следующие строчки:
Нос – налево, хвост – направо,
Это полька «Карабас».
3. Какое стихотворение посвятил Пьеро Мальвине?
«Мальвина бежала в чужие края,
Мальвина пропала, невеста моя.
4. Продолжите следующие строчки:
Рыдаю, не знаю куда мне деваться,
Не лучше ли с кукольной жизнью расстаться».
5. Какие стишки бормотал Пьеро, когда шел к потайной двери?
Пляшут тени на стене, –
Ничего не страшно мне.
Лестница пускай крута,
Пусть опасна темнота, –
Все равно подъемный путь
……………………………..
Приведет куда-нибудь…
6. Какими стихами утишал Пьеро Мальвину?
Мы сидим на кочке,
Где paстут …,
Желтые, приятные,
Очень … .
Будем жить все лето
Мы на …,
Ах, – в уединении,
Всем на …
Подведение итогов викторины.
Список литературы:
1. А. Толстой. Золотой ключик или приключения Буратино.
2. К. Коллоди. Пиноккио, или Похождения деревянной куклы.
3. Б. Галанов. Книжка про книжку.
http://festival.1september.ru/articles/517581/
Тест онлайн
Нашли ошибку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter
Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»
1.
Как звали отца Буратино?
Джузеппе
Карло
Витторио
2.
Что Сверчок посоветовал деревянному мальчику?
Начать ходить в школу
Вызволить своего создателя из тюрьмы
Найти друзей
3.
Где Карло взял денег на азбуку для Буратино?
Заработал, крутя шарманку
Продал свою куртку
Буратино пел песни на улице
4.
Как Буратино попал на представление в кукольный театр?
Взял взаймы 4 сольдо на билет
Обменял свою азбуку на билет
Сказал, что он из труппы артистов
5.
Как главный герой избежал смерти в очаге Карабаса Барабаса?
Буратино спасли другие куклы
Буратино разжалобил Карабаса и тот сжалился
Карабас Барабас узнал, что его отец прячет потайную комнату за нарисованным очагом
6.
Куда Буратино отправился с лисой и котом?
В Страну Дураков на Поле Чудес
Искать приключения
Знакомиться с папой Карло
7.
Где оказался Буратино, убегая от ночных разбойников?
У домика Мальвины
В кукольном театре
В Стране Дураков
8.
Как Буратино спасся от утопления в пруду?
Он не тонет, потому что деревянный
Сбежал, пока его волокли полицейские-пинчеры
Кот и Лиса спасли деревянного бедолагу
9.
Почему Пьеро сбежал из театра?
Отправился на поиски Мальвины
Случайно подслушал тайну золотого ключика и был замечен
Устал от нападок Барабаса
10.
Что герои сказки нашли в потайной комнате?
Роскошный кукольный театр
Золото и серебро
Волшебную лампу, исполняющую желания
Проверить
посмотреть правильные ответы
рестарт
Подпишитесь на нас в ВКонтакте, чтобы не пропускать наши новинки.
Закончили отгадывать?
случайная викторина
Случайная викторина
Предложить тему
Создать викторину
Оставьте ваш комментарий
Игра-викторина «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
В ПОХОД ЗА ЗОЛОТЫМ КЛЮЧИКОМ
(игра—викторина по книге А. Н. Толстого
«Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
Предварительная подготовка: дети знакомятся с книгой А. Толстого «Золотой ключик, или
Приключения Буратино», слушают фонозапись одноименной сказки, песен из телефильма.
Для раздела «Портреты» понадобятся карточки, на которых даются описания героев; или
выбираются ребята, которые задают вопросы этого раздела, – они разучивают свои тексты.
В качестве призов используются изготовленный из позолоченной бумаги большой ключ и
конфеты «Золотой ключик».
Ход мероприятия
Звучит музыкальная заставка – фонозапись песни о Буратино композитора А.
Рыбникова из телефильма «Приключения Буратино».
Учитель. Ребята, сегодня вам предстоит пройти интересные испытания, чтобы выиграть
удивительный приз – знаменитый золотой ключик, которым можно открыть дверь в
замечательную страну знаний. В одном старом фильме была такая песенка:
Далеко—далеко за морем
Стоит золотая стена,
В стене той заветная дверца,
За дверцей большая страна.
Ключом золотым открывают
Заветную дверцу в стене,
Но как отыскать этот ключик,
Никто не рассказывал мне.
Вот такая песенка. А мы с вами попробуем сегодня такой ключик отыскать. Помогут нам
в этом ваши знания. Мы проверим, хорошо ли вы читали одну из самых любимых детских
книг. Книгу о приключениях деревянного человечка с длинным—предлинным носом.
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка?
Вы, конечно, догадались, о ком идет речь? Давайте все вместе произнесем имя главного
героя книги. Конечно, это Бу—ра—ти—но!
Буратино настолько знаменит, что о его похождениях поставлены спектакли, сняты
кинофильмы, написаны песни. В его честь даже производят конфеты под названием «Золотой
ключик». Вот здесь, в шкатулочке, лежат эти конфеты. Но шкатулочка заперта. Отпереть ее
можно золотым ключиком, и только при условии, что вы правильно ответите на все вопросы
о Буратино.
Кто хочет принять участие в сражении за призы? О, как много желающих! Это прекрасно,
но нам придется выбирать. Для сегодняшней игры понадобятся две команды по 6 человек в
каждой. Изо всех желающих надо будет выбрать 12 человек. Участниками игры станут те,
кто первыми ответят на вопросы отборочного тура.
Итак, я стану задавать вопросы, а тот, кто знает ответ, должен поднять руку. Но вести
игру я буду не один. У меня есть помощники – это члены жюри, которые станут не только
подводить итоги каждого этапа викторины, но и наблюдать за тем, кто первым поднял руку,
то есть следить за справедливой очередностью.
Ребята, вы готовы? Ну—ка, на минуту закройте глаза и вспомните содержание
замечательной книги, о которой сегодня пойдет речь. А поможет вам в этом песенка из
кинофильма «Приключения Буратино».
Ребята слушают фонозапись песни.
Учитель. Начинаем отборочный тур! Слушайте вопросы. Если знаете ответ – поднимите
руку.
1. Какая книга послужила для русского писателя Алексея Толстого толчком к созданию
сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? (Книга итальянского писателя К.
Коллоди «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы».)
2. Почему автор назвал своего главного героя Буратино? Что означает это слово? (Слово
«Буратино» в переводе с итальянского языка означает «деревянная кукла».)
3. Кто первым нашел деревянное полено, из которого потом смастерили Буратино?
(Полено нашел столяр Джузеппе по прозвищу Сизый нос.)
4. Какие мысли пришли в голову Буратино в первый день его рождения? («Мысли у него
были маленькие—маленькие, коротенькие—коротенькие, пустяковые—пустяковые».)
5. Во что папа Карло одел Буратино? (В бумажную курточку из коричневой бумаги и
ярко—зеленые штанишки, в туфли, сделанные из старого голенища, и шапочку—колпачок с
кисточкой, сшитую из старого носка.)
6. Вспомните, где происходят описываемые в книге события? (В городке на берегу
Средиземного моря.)
7. Какая монета была в ходу у жителей этого городка? (Сольдо.)
8. Как называлась комедия, которую смотрел Буратино в кукольном театре Карабаса
Барабаса? («Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника».)
9. Увидев Буратино на представлении, все куклы узнали его. Они завизжали от восторга,
обрадовались и запели песенку, которая называлась «Полька—птичка». Вот ее начало:
«Птичка польку танцевала на лужайке в ранний час». Вспомните оставшиеся две строчки.
(Нос налево, хвост направо – это полька «Карабас».)
10. Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Карабас Барабас? (Доктор
кукольных наук.)
11. Почему синьор Карабас Барабас, вместо того чтобы сжечь Буратино, как он собирался
сначала, дал ему пять золотых монет и отпустил домой? (Буратино рассказал, что знает, где
находится потайная дверь.)
12. Ребята, а кто из вас помнит, где находилась эта потайная дверца? (В каморке папы
Карло, под холстом, на котором были нарисованы очаг и котелок.)
Учитель. Ну вот, отборочный тур завершен. Ребята, правильно ответившие на вопросы, и
будут игроками двух команд. А те, кто не попал в команды, не должны расстраиваться, им
еще представится возможность поиграть и ответить на вопросы.
Прежде чем игроки приступят к выполнению заданий викторины, давайте дадим каждой
команде название. Пусть первая команда называется «Кукольный театр», а ее участники –
«куколки». А вторая команда будет называться «Дети черепахи Тортилы», ее участники
получат имя «черепашата». Пожалуйста, «куколки» и «черепашата», выберите для каждой из
команд капитана.
Внимание, первое задание! Сейчас командам надо будет по очереди отвечать на вопросы,
которые я стану задавать. На раздумье после каждого вопроса дается по 30 секунд.
Вопросы первого раунда
1. Куда приглашали Буратино лиса Алиса и кот Базилио, чтобы превратить пять золотых
монет, подаренных Карабасом Барабасом, в кучу денег? (На волшебное Поле чудес в Страну
дураков.)
2. Какой способ превращения нескольких монет в «большую кучу денег» предложили два
мошенника деревянному мальчику? («Выкопай ямку, скажи три раза «крекс, фекс, пекс»,
положи золото, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько водой и иди спать.
Наутро из ямки вырастет деревце, на котором вместо листьев будут висеть золотые
монеты».)
3. Из чего состоял обед Алисы и кота Базилио в знаменитой харчевне «Три пескаря»? (Три
корочки хлеба, запеченный барашек, гусенок, парочка голубей на вертеле, печенка, шесть
штук карасей и мелкая рыба на закуску.)
4. Кто из героев книги «Приключения Буратино» носил серебряные часы? (Пудель
Артемон.)
5. Кто входил в медицинскую команду, которая лечила Буратино в доме Мальвины?
(Знаменитый доктор Сова, фельдшерица Жаба и знахарь Богомол.)
6. Какое лекарство давала Мальвина Буратино? (Касторку.)
7. Как звали продавца лечебных пиявок? (Дуремар.)
8. Какую волшебную фразу продиктовала Мальвина своему гостю Буратино в диктанте?
Почему эта фраза волшебная? («А роза упала на лапу Азора». Фраза считается волшебной
потому, что читается одинаково с обеих сторон.)
9. Кто дал Буратино золотой ключик? (Черепаха Тортила.)
10. Вспомните, какое стихотворение посвятил Пьеро Мальвине.
(Мальвина бежала в чужие края,
Мальвина пропала, невеста моя.
Рыдаю, не знаю, куда мне деваться,
Не лучше ли с кукольной жизнью расстаться?)
Учитель просит жюри подвести итоги первого раунда.
Учитель. Второй раунд! Теперь усложним задания. На раздумья времени даваться не
будет. Право ответа будет принадлежать той команде, чей игрок первым поднимет руку.
Вопросы второго раунда
1. К стволу, какого дерева приклеилась борода Карабаса Барабаса? (К итальянской сосне.)
2. Что использовала Мальвина в качестве зеркала? (Зеркального карпа.)
3. Куда спрятался Буратино в харчевне, чтобы узнать тайну золотого ключика? (В
большой глиняный кувшин.)
4. Где Карабас Барабас рассказал о тайне золотого ключика? (В харчевне «Три пескаря».)
Жюри подводит итоги второго этапа игры.
Учитель. Каждый из зрителей тоже, наверное, болеет за одну из команд. Пусть «куколки»
и «черепашата» теперь отдохнут – впереди их ожидает еще несколько соревнований, а за них
поиграют их болельщики. Дорогие зрители, вы можете помочь своей команде, если
правильно ответите на вопрос. А свое заработанное очко вы отдадите команде, за которую
болеете, – «куколкам» или «черепашатам».
Вопросы зрителям.
1. Кто из героев книги был поэтом? (Пьеро.)
2. Кто в самый последний момент пришел на выручку Буратино и его друзьям? (Папа
Карло.)
3. Что скрывалось за потайной дверцей? (Кукольный театр чудной красоты.)
4. Какое название носил кукольный театр? («Молния».)
Жюри подводит итоги зрительского конкурса.
Учитель. Третий раунд. Теперь «куколкам» и «черепашатам» предстоит узнать героев книги
по описанию их внешности. А задавать вопросы будут наши уважаемые судьи. Они
прочитают записанные на специальных карточках словесные портреты героев – каждый по
два портрета, по одному для каждой команды.
Вопросы третьего раунда
(конкурс «Портреты»)
1. Этот персонаж книги носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил
по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. (Шарманщик Карло.)
2. Покачался—покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок—скок,
прямо к двери и на улицу. (Буратино.)
3. Существо, немного похожее на таракана, но с головой, как у кузнечика. Оно сидело на
стене под очагом и тихо потрескивало: «Кри—кри». Существо глядело выпуклыми, как из
стекла, глазами, шевелило усиками. (Говорящий Сверчок из каморки папы Карло.)
4. Маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было
обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. (Пьеро.)
5. Из—за картонного дерева выскочил человек, весь клетчатый, как шахматная доска.
(Арлекин.)
6. Человек такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса. Густая нечесаная
борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами,
будто бы это был не человек, а крокодил. (Карабас Барабас.)
7. На головах у них были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Один, пониже
ростом, размахивал ножом, другой, повыше, держал пистолет. (Кот Базилио и лиса Алиса.)
8. Кудрявая хорошенькая девочка с хорошеньким приподнятым носиком. (Мальвина.)
9. Кудрявая шерсть на передней половине туловища была расчесана, кисточка на конце
хвоста перевязана черным бантом. (Пудель Артемон.)
10. Рот у нее всегда открыт, чтобы по пути, не теряя времени, ловить, кусать и глотать
комаров и ночных бабочек. (Летучая мышь.)
11. Появилась большая, страшная змеиная голова. (Черепаха Тортила.)
12. Длинный мокрый—мокрый человек с маленьким—маленьким лицом, таким
сморщенным, как гриб сморчок. (Продавец лечебных пиявок Дуремар.)
Жюри подводит итоги конкурса «Портреты».
Четвертый раунд
Учитель. И наконец – четвертый раунд. Конкурс капитанов. Вопросы задаются по
очереди. Капитаны, вам предстоит пройти два состязания. Сначала вам надо вспомнить, кому
принадлежат следующие высказывания (если капитан испытывает затруднения, он может
обратиться за помощью к команде):
1. «Не доведет тебя до добра это ученье». (Лиса Алиса.)
2. «Десять тысяч чертей!» (Карабас Барабас.)
3. «Пациент скорее мертв, чем жив». (Доктор Сова.)
4. «Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки». (Мальвина.)
5. «Кого угодно со света сживет чистотой». (Буратино о Мальвине.)
6. «Теперь я займусь вашим воспитанием». (Мальвина.)
7. «Открой тайну, несчастный, открой тайну!» (Буратино.)
Теперь – задача посложнее. Вы помните, что Мальвина начала учить Буратино грамоте.
Она продиктовала ему фразу, о которой мы уже вспоминали раньше: «А роза упала на лапу
Азора». Эта фраза необычна – она одинаково читается и слева, и справа. Такие фразы
называют перевертышами, или палиндромами. Капитанам предстоит прочитать по четыре
фразы и определить, какие из них являются перевертышами.
(Задания предварительно пишут на досках или листах бумаги.)
Задания четвертого раунда для 1—го капитана: «Стар старик стал»; «Лису кум укусил»;
«Приглашу Глашу в гости»; «Весело пану – на поле сев».
Задания четвертого раунда для 2—го капитана: «Едет поезд на поле»; «Колет казак
телок»; «Может, погода нам поможет»; «Упер казак репу».
Ответ. В каждом блоке заданий перевертышами являются 2—я и 4—я фразы.
Учитель. Наш конкурс, посвященный книге о приключениях Буратино, завершен. Мы
убедились, что вы внимательно прочитали ее, ведь вы правильно ответили даже на очень
трудные вопросы. Надеемся, что вы всегда будете читать хорошие и добрые книжки, которые
помогают людям жить. А сейчас – слово жюри.
Жюри объявляет итоги встречи. Команду—победительницу награждают золотым ключом,
а затем всех вместе со зрителями угощают конфетами «Золотой ключик».
Примечание . Если счет получился равный, а необходимо выбрать команду—
победительницу, можно задать дополнительный вопрос:
– Кому принадлежат эти слова?
«Эх, ты! С кем на старости лет связался, с известными всему миру жуликами. Маленьких
обижаете! Стыдно!» (Папа Карло говорит эти слова Карабасу Барабасу.)