Викторина по сказкам «Знатоки сказок»
Цели:
— обобщить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;
— развивать мышление, воображение, интерес, внимание;
— воспитывать любовь к сказкам и к чтению.
— активизировать детское чтение;
— организовать досуг учащихся.
Ход мероприятия:
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о сказках и проверить насколько хорошо, вы знаете и любите сказки. Тот, кто больше даст правильных ответов по нашей викторине получит грамоту «Знаток сказок».
Беседа по сказкам. Сказки любят и взрослые и дети. Что же такое сказка?
Сказка – это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Создавалась сказка с целью развлечения и воспитательной целью. Сказка учит доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам. Любимыми героями сказок были и остаются на Руси: Иван царевич, Иван Дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и т.д. Злые герои — Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Сказки бывают разные: о животных, бытовые сказки, волшебные… Словом это волшебный мир, рассказывающий о том, что лучше быть добрым и честным. Читая, слушая, просматривая сказки, мы испытываем чувство грусти, радости… Сказка – это чудо!
Задания викторины:
I этап Разминка на тему «Хорошо ли ты знаешь сказки? (ответить на вопросы).
*Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)
*Жилище Бабы Яги? (избушка)
*Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)
*Второе название скатерти (самобранка)
*Кто из обитателей болот стал женой царевича? (лягушка)
*Аппарат, в котором Баба Яга совершает свои полеты? (ступа)
*Что потеряла Золушка? (хрустальную туфельку)
*Кто смастерил Буратино? (Папа Карло)
*Кого старик неводом вытянул из моря? (золотую рыбку)
*Имя главного героя сказки «По щучьему веленью» (Емеля)
*Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя)
*Сколько голов у Горыныча? (три)
*Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев» (подснежники)
*Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).
*Имя сестры Бабы – Яги, хозяйки болот (Кикимора).
*Где находится смерть Кощея? ( Дерево, сундук, заяц, утка, игла).
*Сколько раз старик бросал в море невод? (3)
*Что приговаривала царица, глядя в зеркальце?
(«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»).
— От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).
-Какая королева морозила сердца людей, превращала их в злых и равнодушных? (Снежная Королева).
— Как звали самую маленькую девочку? (Дюймовочка).
— Кто из животных пострадал, ловя рыбу из пруда? (Волк).
— Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).
— В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка).
2 конкурс (Чей это портрет?)
— « Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого,
И жених сыскался ей –
Королевич Елисей» (Царевна из сказки «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях).
— Родилась в цветке прелестном
Труден к счастью её путь
Каждый видно догадался
Как её зовут (Дюймовочка)
— Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне (Емеля)
— Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем,
И светло в ночи, как днем (Жар-птица)
— Побежала она за подружками,
Вскочила в огонь
И потянулась вверх легким паром,
Свилась в тонкое облачко (Снегурочка).
— Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит нас досыта.
Что сама собой она,
Вкусных кушаний полна (Скатерть самобранка)
— Летела стрела, попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто-то,
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей (Василиса Прекрасная).
— Жила – была девочка
Имя забыла она свое давно
Так как однажды ей бабушка подарила шапочку
И все стали её звать … (Красная шапочка).
— Очаровательная молодая незнакомка, сбежавшая с бала в полночь и потерявшая на ступеньках дворца волшебную туфельку.
( Золушка).
3 конкурс « Кто прислал телеграмму»
*За крота замуж не вышла, улетаю с ласточкой («Дюймовочка»)
*Цветочек удивительной красоты нашел, ждите домой.(Отец. «Аленький цветочек»)
*Был в гостях у козлят (волк. Русская народная сказка)
*Порожки от Машеньки донес в целости и сохранности (медведь, русская народная сказка «Маша и медведь»)
*Спасите! Нас съел серый волк. (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
*Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко (Мышка из сказки «Курочка ряба»)
*Прибыть на ваш праздник не могу. От меня сбежали брюки (Грязнуля из «Мойдодыра» К. Чуковского)
*Все закончилось благополучно. Только хвост мой остался в проруби (Волк из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»)
*Дорогие гости помогите! Паука злодея зарубите! (Муха-Цокотуха из сказки К. Чуковского Муха-Цокотуха»)
Весёлая минутка. Игра «Птицы»
Вы должны хлопнуть в ладоши, когда с чем-то не согласны.
1.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи …
2.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаечки, стрижи.
3.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны!
Весёлая минутка. Игра «Эхо»
Сколько времени сейчас? Эхо отвечает «Час, час». А чтоб веселей игралось, хлопайте в ладоши.
Собирайся детвора! Ра! Ра!
Начинается игра! Ра! Ра!
Да ладоши не жалей! Лей! Лей!
Бей в ладоши веселей! Лей! Лей!
Сколько времени сейчас? Час! Час!
Сколько будет через час? Час! Час!
И неправда! Будет два! Два! Два!
Дремлет ваша голова! Ва! Ва!
Как поёт в селе петух? Ух! Ух!
Да не филин, а петух? Ух! Ух!
Вы уверены, что так? Так! Так!
А на самом деле как? Как? Как?
Сколько будет дважды два? Два! Два!
А сто двадцать минус два? Два! Два!
Замечательный ответ! Вет! Вет!
Математикам – привет! Вет! Вет!
Это ухо или нос? Нос! Нос!
Или, может, сена воз? Воз! Воз!
Это локоть или глаз? Глаз! Глаз!
А вот это, что у нас? Нас! Нас!
Вы хорошие всегда? Да! Да!
Или только иногда? Да! Да!
Не устали отвечать? Чать! Чать!
Попрошу вас помолчать.
4 конкурс
Чтобы навести окончательный порядок в сказках, нужно правильно ответить на вопросы.
1. Из какого предмета у Золушки была карета? (из тыквы).
2.Сколько стоит билет в театр Карабаса Барабаса? (4 сольдо).
3.Кто такая Фрекен Бок? (домоправительница).
4. Кто смог победить Тараканище? (воробей).
5.Что нужно было Страшиле получить у Великого и Ужасного? (мозги).
6.Каким веществом намазала Фатима мерку Али-Бабы? (медом).
7.Как называлась болезнь, которой Незнайка страдал на Луне? (тоска).
8.Что нужно было выложить Каю из льдинок? (слово «вечность»).
9.В каком случае волосы из бороды старика Хоттабыча не работают? (когда борода мокрая).
10. Что было в корзинке у Красной Шапочки? (пирожки и горшочек масла).
11. Как попала Дюймовочка в страну эльфов? (на ласточке).
12.В какого животного превратился братец Иванушка? (в козленочка).
13.На чем ездил Емеля? (на печи).
14.Где спрятался седьмой козленок? (в печке).
15.Мальвина – это девочка с какими волосами? (с голубыми).
5 конкурс «Дальше, дальше…»
Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.
Вопросы для первой команды:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)
Вопросы для второй команды:
1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? ( В лебедей)
15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)
6 конкурс «Волшебный сундучок».
Ведущий. В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.
Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Красная шапочка – «Красная Шапочка»
Использованная литература:
1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.
2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.
3. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с.
4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.
Викторина по русским народным сказкам «Знатоки сказок» 5 класс
Цель: воспитывать любовь к творчеству своего народа – любовь к сказке.
Задачи:
1. Прививать любовь к прочитанному, понимание того, что сказки необходимо помнить и пользоваться их лексикой и мудростью..
2 .Обучать детей работе в команде, быстрому реагированию на вопросы, мобилизации сил и внимания для победы в команде.
3. Развивать речь, мышление учащихся.
Цели:
— обобщить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;
— развивать мышление, воображение, интерес, внимание;
— воспитывать любовь к сказкам и к чтению.
— активизировать детское чтение;
— организовать досуг учащихся.
Ход мероприятия:
- Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о сказках и проверить насколько хорошо, вы знаете и любите сказки. Тот, кто больше даст правильных ответов по нашей викторине получит медаль «Знаток сказок».
Задания викторины:
I этап Разминка на тему «Хорошо ли ты знаешь сказки? (ответить на вопросы).
1. Жилище Бабы Яги? (избушка на курьих ножках)
2.Второе название скатерти (Самобранка)
3.Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка)
4.Аппарат, на котором Баба Яга совершает полёт? (Ступа)
5. Общежитие для зверей (Теремок)
6. Герой – хлебобулочное изделие(Колобок)
7. Герой русской народной сказки, путешествующий на печи? (Емеля)
8. Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)
9. Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)
10. Второе название скатерти (самобранка)
11. Кто из обитателей болот стал женой царевича? (лягушка)
12. Имя главного героя сказки «По щучьему веленью» (Емеля)
13. Сколько обычно голов у Горыныча? (три)
14. Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).
15. Имя сестры Бабы – Яги, хозяйки болот (Кикимора).
16. Где находится смерть Кощея? ( Дерево, сундук, заяц, утка, игла).
17. От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).
18. Кто из животных пострадал, ловя рыбу из пруда? (Волк).
19. Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).
20. В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка).
2 конкурс (Чей это портрет?)
— Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне (Емеля)
— Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем,
И светло в ночи, как днем (Жар-птица)
— Побежала она за подружками,
Вскочила в огонь
И потянулась вверх легким паром,
Свилась в тонкое облачко (Снегурочка).
— Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит нас досыта.
Что сама собой она,
Вкусных кушаний полна (Скатерть самобранка)
— Летела стрела, попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто-то,
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей (Василиса Прекрасная).
3 конкурс «Кто прислал телеграмму»
— Был в гостях у козлят (волк. Русская народная сказка)
— Порожки от Машеньки донес в целости и сохранности (медведь, русская народная сказка «Маша и медведь»)
— Спасите! Нас съел серый волк. (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
— Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко (Мышка из сказки «Курочка ряба»)
— Все закончилось благополучно. Только хвост мой остался в проруби (Волк из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»)
4 конкурс. Определи название.
- Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)
- Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
- Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. (Волк и козлята)
- На окошке он студился
Взял потом и укатился
На съедение лисе. (Колобок)
- Что за чудо, что за диво
Едут сани без коней? (По-Щучьему велению)
- Заигралась сестрица.
Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)
5 конкурс. «Волшебные предметы»
-Мы знаем, что в некоторых сказках никак не обойтись без волшебных предметов
Вы получите изображения этих предметов.
- Назовите предмет и его назначение (для чего нужен)
Ковер-самолёт, скатерть-самобранка, волшебная палочка, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, волшебное зеркало
- Какие современные предметы могут заменить сказочные?
Магнитофон – гусли-самогуды, электрическая лампочка – жар-птица, ракета – ступа, смартфон – зеркало и блюдечко с яблочком, компас- навигатор – волшебный клубочек
6 конкурс. “Телеграмма”
– Ребята к нам на викторину пришли телеграммы , от кого они пришли, догадайтесь :
“Спасите, нас съел серый волк” (козлята)
“ Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка)
“Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби” (волк)
“ “Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка)
“Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул” (медвежонок)
Папа моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке. ( Иван-царевич)
«Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — всё будет сработано».(Корова — Хаврошечка).
«Тепло ли тебе, девица,тепло ли тебе красная».(Морозко)
«Не пей,братец,козлёночком станешь».(Алёнушка)
«Сивка-бурка,вещий каурка,стань передо мной,как лист перед травой».(Иван-дурак)
«Несёт меня лиса за тёмные леса,за быстрые реки,за высокие горы».(Петушок)
«Вижу-вижу! Не садись на пенёк,не ешь пирожок. Неси бабушке,неси дедушке».(Маша)
7 конкурс. «Исправь ошибку».
Учитель. Я вам прочитаю строки из сказки, а вы слушайте внимательно и исправьте ошибку, если она есть.
-Позвала внучка кошку.
-Сел Колобок лисе на нос, спел песенку и покатился дальше
-Не пей братец Иванушка из самовара, козлёночком станешь, братец и пошёл мимо
-Залез медведь в теремок и стали они жить поживать. В тесноте не в обиде.
— Растаяла у лисы избушка, пустил зайка лису и стали они жить-поживать дружно.
-Зашла девочка в домик и увидела четыре стула, четыре тарелки, четыре ложки.
8 конкурс. Изобрази сказочного героя.
Учитель. А теперь самый сложный конкурс. Любой желающий должен изобразить пантомимой сказочного героя. Остальные должны угадать.
Царевна-лягушка, кот в сапогах, мышку из «Курочка Ряба» , колобок, Буратино ,Красная Шапочка, Старик Хоттабыч.
2.Рефлексия.
3. Подведение итогов. Награждение.
Задачи игры:
- привить интерес к русским народным сказкам,
литературным сказкам и к творчеству А.С.Пушкина; - развитие наглядно-образного,
словесно-логического мышления, внимания, - памяти;
- обогащение словарного запаса учащихся.
Оформление:
- портреты писателей – сказочников (А.С.Пушкин,
Г.Х.Андерсен, А.Н.Толстой и др.); - иллюстрации к сказкам; рисунки учащихся;
- выставка книг.
Условия игры. В игре принимают участие
команды из учащихся 5 класса. за каждый
правильный ответ учащиеся получают жетон.
Победителем является команда, набравшая большее
количество жетонов.
Эпиграф:
Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!
А.С.Пушкин
ХОД ИГРЫ
1 тур. Угадай-ка
1. О какой сказке идёт речь, если в ней
есть слова: дед, баба, била-била? (Русская
народная сказка «Курочка-Ряба»)
2. О какой сказке идёт речь, если в ней есть
следующие слова: « Пришёл солдат с походу на
квартиру и говорит хозяйке:
– Здравствуй, божья старушка! Дай-ка мне
чего-нибудь поесть.
А старушка в ответ:
– Вот там на гвоздике повесь!» (Русская
народная сказка «Каша из топора»)
3. О какой сказке идёт речь, если в ней есть
следующие слова:
«Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты
ещё 3 дня подождал, я бы вечно твоя была. А теперь
прощай, ищи меня за тридевять земель, в
тридесятом царстве, в подсолнечном государстве у
Кащея Бессмертного!» («Царевна-лягушка»).
4. Наступило время младшего брата идти стеречь.
Пошёл Иван-царевич стеречь отцов сад и даже
присесть боится, не то, что прилечь.
Половина ночи проходит, ему и чудится: в саду
свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он
видит – на яблоню села Жар-птица и клюёт золотые
яблоки. (Русская народная сказка «Иван-царевич
и серый волк»)
5. В некотором царстве, в некотором государстве
жили-были старик и старуха, и было у них три сына.
Младшего звали Иванушка. Жили они – не ленились,
целый день трудились, пашню пахали да хлеба
засевали. (Русская народная сказка «Иван –
крестьянский сын и Чудо-юдо»)
6. Жили-были Лиса и Заяц. У Лисы была избенка
ледяная, а у Зайчика – лубяная: пришла
весна-красна – у лисицы избушка растаяла, а у
зайчика стоит по-старому. (Русская народная
сказка «Лиса, заяц и петух»)
7. За горами, за лесами,
За широкими морями
Против неба – на земле
Жил старик в своем селе.
(П.П.Ершов. «Конек-горбунок».)
8. Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
(А.С.Пушкин. «Сказка о Золотом петушке».)
Учитель: Вот мы с вами и выяснили, кто
лучше всех помнит русские народные и
литературные сказки. Но наш конкурс только
начался, и в дальнейшем могут отличиться те, кому
не повезло в самом начале.
2 тур. Портретная галерея. Угадай
героя сказки
Учитель: Условия нового конкурса
таковы: представьте себе, что мы с вами находимся
в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней
не нарисованы красками или карандашами, а
описаны словесно. Я сейчас познакомлю вас со
словесными портретами героев ваших любимых
сказок. Вы должны назвать создателя этого
портрета – автора сказки, дать полное ее
название и, конечно же, узнать героя сказки.
Итак, по словесному портрету нам ответьте:
кто же это?
1. На лазоревом платье – частые звезды, на
голове месяц ясный, такая красавица – не
вздумать, не взгадать, только в сказке сказать. (Василиса
Премудрая. Русская народная сказка
«Царевна-Лягушка»)
2. …В дорогой собольей душегрейке,
Парчёвая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их, за чупрун таскает. (Старуха.
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».)
3. …Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама–то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит. (Царевна-Лебедь.
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».)
4. …и девица …
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи… (Шамаханская
царица. А. С Пушкин «Сказка о Золотом
петушке»).
5. Эта вовсе не красива:
И бледна-то, и тонка,
Чай, в обхват-то три вершка;
А ножонка-то, ножонка!
Тьфу ты! Словно у цыпленка. (Царь-девица.
П.П.Ершов «Конек-горбунок».)
6. Руки кривые, на руках когти звериные, ноги
лошадиные, спереди – сзади горбы великие
верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, из рта
торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута,
а глаза были совиные. (Зверь лесной, чудо
морское. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».)
7. Из-за картонного дерева появился маленький
человечек, в длинной белой рубашке с длинными
рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой,
как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей
публике и сказал: «Здравствуйте, меня зовут…»
(Пьеро. А.Н.Толстой «Золотой ключик, или
Приключение Буратино»)
8. Он носил яркую голубую шляпу, желтые,
канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым
галстуком. Он вообще любил яркие краски… (Незнайка.
Н.Н.Носов «Приключение Незнайки и его друзей»)
3 тур. Мир сказок А.С.Пушкина
Учитель: Вот у нас появились новые
знатоки сказок, которые героев сказочных знают
хорошо! Посмотрим, как вы будете отвечать на
следующие вопросы. Ведь наш путь дальше в сказку.
И чем дальше, тем больше чудес.
Задание: Угадай сказку А. С. Пушкина
по следующим словам:
1. Терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба.
2. Откуп, дурачина, изба, терем, царица, корыто.
3. Базар, жадность, оброк, море, верёвка.
4. Рать, воевода, шатёр, шамаханская царица,
петушок, звездочёт.
Ответы:
1. «Сказка о Мёртвой Царевне и о семи богатырях».
2. «Сказка о Рыбаке и Рыбке».
3. «Сказка о Попе и о работнике его Балде».
4. «Сказка о Золотом петушке».
4 тур. Знатоки
Задание: Какое из названных выражений
не принадлежит сказкам А.С.Пушкина?
1. Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи…
2. Жил старик со своей старухой
У самого синего моря…
3. Жила-была женщина, а детей у неё не было.
5 тур. Кто быстрее?
1.С какими словами царица обращается к
волшебному зеркальцу? (Свет мой, зеркальце!
Скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех
милее, всех румяней и белее?»)
2. Что молвила третья царица? (Кабы я была
царица, – третья молвила сестрица, –
я б для батюшки царя родила богатыря».)
3. На каком острове выстроил свой дворец Гвидон? (На
острове Буяне).
4. В какой сказке работник принёс своему хозяину
оброк, обманув чертей? («Сказка о попе и о
работнике его Балде»).
5. Назовите кличку собаки семи богатырей? (Соколко)
6. Кто сказал Елисею о месте нахождения царевны? (Ветер)
7. В кого превращалась царевна в «Сказке о царе
Салтане…»? (Лебедь)
8. Под каким древом жила белка? (Под елью).
9. Кем приходится Бабариха царевичу Гвидону? (Бабушкой.
« А царевич хоть и злится, но жалеет он очей
старой бабушки своей…»)
9. В кого влюбился царь Дадон? (В Шамаханскую
царицу).
10. Сколько богатырей выходило из вод? (33).
12. О каком фрукте с любовью рассказывал А. С.
Пушкин в «Сказке о царе Салтане…»? (Яблоко)
13. А кто вспомнит эти слова?
…И к царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит……Оно
Соку спелого полно
Так свежо и так душисто
Так румяно-золотисто.
Будто мёдом налилось!
Видны семечки насквозь.
6 тур. Сказочный обед
Учитель: Скоро сказка сказывается,
да не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли
участники сказочной викторины, приустали,
проголодались. Вот мы и решили: объявляется
обеденный перерыв! Но перерыв не простой – обед
будет сказочный.
Наш вопрос: кто кого и в какой сказке так
угощает? Кто придумал такой пир – обед сказочный?
1. Испекла каравай – рыхлый да мягкий,
изукрасила каравай разными узорами мудреными; по
бокам города с дворцами, садами да башнями,
сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие. (Василиса
Премудрая для царя. Русская народная сказка
«Царевна-лягушка»)
2. Наварила манной каши и размазала по
тарелке:
– Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем! (Лиса
– журавлю. Русская народная сказка «Лиса и
журавль»)
3. – Съешь моего ржаного пирожка.
– Не стану я ржаной пирог есть! У моего
батюшки и пшеничные не едятся! (Печка –
девочке. Русская народная сказка
«Гуси-лебеди»)
4. Усадили в уголок,
Подносили пирожок,
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зеленого вина
Отрекалася она,
Пирожок лишь разломила
Да кусочек откусила. (Семь богатырей – царевну.
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях»)
7 тур. В гостях у сказки
Учитель: Вот мы с вами и побывали на
сказочном обеде, и, как полагается в сказке, у нас
«по усам текло, а в рот не попало», но все равно
никто, наверное, не скажет, что ушел с пира
несолоно хлебавши! Ведь здесь мы еще больше
подружились со сказкой! И она вновь зовет и манит
нас к себе, Давайте прогуляемся по сказочному
царству-государству, зайдем в гости к сказочным
героям. Догадайтесь, кто в сказке живет по этому
адресу?
Итак, кто, кто в теремочке живет?
1. Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами. (Изба жадной
старухи. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
2. В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой. (Терем семи
богатырей. А.С.Пушкин «Сказка о мертвой
царевне и семи богатырях»)
3. Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом
А под ней хрустальный дом. (Остров Буян,
княжество Гвидона. А.С.Пушкин «Сказка о царе
Салтане»)
6. Все бока его изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут… (Село на спине
Рыбы-кита, Кита Китовича. П.П.Ершов
«Конек-горбунок»)
Учитель: Вот и закончилась
игра-конкурс «Знатоки сказок».
Пока жюри подводит итоги игры-конкурса, мы с
вами ответим на несколько вопросов:
Игра «Путаница»
Учитель: Пришёл к нам герой сказки Н.
Носова Незнайка и стал рассказывать сказки.
Послушайте, правильно ли он рассказывает
сказки:
1. «Жила-была девочка, звали её Синяя Шапочка.
Однажды позвал её папа и говорит:
«Пойди-ка, дочка, к тёте и отнеси ей игрушки…»
2. Сварила лиса кашу, разложила по тарелкам и
говорит: «Эта тарелка – для Михаила Ивановича,
эта – для Настасьи Петровны, а эта – для
Мишутки!..»
3. Маша кричит из корзины: « Несёт меня лиса за
тёмные леса, за синие моря, за высокие горы!..»
Игра «Быль или небылица»
Учитель: Рассказывает Буратино детям
то быль, то небылицу. Дети смеются. Подумайте и
ответьте, почему они смеются. Что не так?
1. На дворе дождь. Дети играют в комнате. Петя и
Маша пошли поливать клумбы.
2. Дети пошли на речку. Там они плавали, играли в
мяч, катались на коньках.
3. Скоро праздник Восьмое марта. Вот какие подарки
приготовила Маша: папе и дедушке – рисунок
с тюльпанами, маме и бабушке – рисунок с
самолётами.
Награждение победителей конкурса.
Литература:
1. Аникин В.П. «Пересказать по-своему…»
// Аникин В.П. К мудрости ступеньки – М.:
Дет-лит, 1988. – С. 28-33.
2. Бонди С. Сказки Пушкина // Пушкин А.С.
Собрание сочинений. В 10-ти т. Т. 3. – М.: Худож. лит.,
1975. – С. 467-475.
3. Пушкин А. С. Сочинения. В 3-х т. – М.:
Художественная литература, 1985.
4. Шаров А. Пушкин и сказка // Шаров А.–
Волшебники приходит к людям – М.: Дет. лит., 1985. –
С. 131-167.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРАЗДНИК
« В мире сказок »
Задачи внеклассного мероприятия:
— вспомнить, повторить народные и литературные сказки;
— развивать творческие способности детей;
— расширять общий кругозор детей;
— расширить знания учащихся о русском языке и литературе,
— формировать культуру речевого общения,
— способствовать повышению интереса в самостоятельном чтении народных и литературных сказок учащихся;
— развивать познавательный интерес, расширение кругозора и углубление знаний литературному наследию;
— воспитывать чувство патриотизма за историческое прошлое, духовное наследие, за родной язык, потребность его сохранять.
— воспитывать высокие нравственные качества в учащихся: трудолюбие, доброту, смелость; воспитывать эстетические чувства.
Ведущая:
-Жила – была сказка. А, собственно говоря, почему «была»? Сказка жила в древние времена, сказка живёт и сейчас. Самые потрёпанные книги на библиотечных полках – это сказки. Их читают больше всего, их перечитывают и советуют друзьям: «Прочти, эта книга интересная». Почему? Потому что в сказках простым, понятным всем, «детским» языком говорится о самом важном в жизни: о добре и зле, о том, что надо трудиться, а исполнения мечты — добиваться.
Сегодня в нашей школе царствует сказка. Вы её увидите, потому что сами покажете. Вы её услышите, потому что сами расскажете. Вы узнаете о ней что – то новое. Вы поломаете над нею голову. Вы поиграете в те игры, в которые в давние времена играли сказочные герои.
Вашу активность оценит сказочно справедливое жюри. Итак, слово о сказке!
(Выходят ребята и читают стихи)
— В мире много сказок,
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
-Лампа Аладдина,
В сказку нас веди.
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
-Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни — пух —
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
-Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах.
-А принц Белоснежку полюбит,
А жадность Кощея погубит…
Пусть зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает добро.
-Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся.
-А Золушку выручит фея,
Не станет Горыныча – змея…
Пусть зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает добро!
-Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы –
Вмиг Сивка – бурка приснится.
-Месяц засветится ясный
В глазах Василисы Прекрасной…
Пусть зло на проделки хитро,
Но всё ж побеждает добро!
Музыка в качестве фона: М.И.Глинка, увертюра к опере «Руслан и Людмила».
Кот Баюн:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на невидимых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пеняет грозного царя;
Там в облаках, перед народом
Через леса, через поля
Колдун несет богатыря;
Царевна там в темнице тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с бабою — Ягой
Идет-бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
Ведущая:
Так великий русский поэт А.С.Пушкин говорил о народной сказке. Поговорим о ней и мы.
Ведущий: Тогда давайте устроим сказочный конкурс. Кто будет участвовать?
КОМАНДЫ ВЫХОДЯТ (по 7 человек)
1 тур Выбор названий для команд.
Задание – загадки.
У меня для команд загадки!
Из этой сказки Колобок,
Мед, горчица и чеснок,
И топор, и каша,
И горшок, и чаша.
Разве такие сказки бывают?
Если «да», как их называют?
(БЫТОВЫЕ СКАЗКИ) Отгадавшая команда получает название «Скатерть-самобранка».
Вторая загадка!
Из этой сказки петух и кот.
А еще в этой сказке живет
Волк. Медведь, пес и коза,
Заяц, кабан, змея и лиса.
Разве такие сказки бывают?
Если «да», как их называют?
(СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ) Вторая команда получает название «Жар-птица».
Сказка: слово жюри о результатах конкурса.
Второй тур. Тема: «Сказочные герои».
Ведущая: Конкурс второй! Команды, выберите одного игрока!
Выбегайте пошустрей
Те, кто пишет побыстрей,
Те, кто сможет без заминки,
Без раздумий, без запинки
Перечислить поскорей
Разных сказочных зверей!
Ведущая: Игроки! Поменяйтесь местами, чтобы команда не могла вам подсказать!
Задание игрокам: написать на карточке с заданием как можно больше сказочных животных.
Третий тур Интеллектуальный конкурс
Ведущая:
-Начинаем интеллектуальный конкурс. Всегда в сказках героя испытывали с помощью трёх загадок. И вам предлагается ответить на вопросы, разгадать ребусы и головоломки. Итак, сказочно трудные вопросы:
1. Что охраняли в саду царевичи в сказке «Иван царевич и серый волк»? (яблоню с золотыми яблоками)
2. Кто автор сказки «Царевна-лягушка»? (русский народ)
3. Кто в русской сказке приговаривал: «По щучьему велению, по моему хотению»? (Емеля)
4. Кто в сказке А. С. Пушкина приговаривал: «Чего тебе надобно, старче?»? (золотая рыбка)
5. Кто в русской сказке «…шёл, шёл, дошёл до болота, видит – сидит лягушка, подхватила его стрелу»? (Иван-царевич)
6. Герой какой сказки вырос в волчьей стае? («Маугли»)
7. Какое средство передвижения у бабы Яги? (ступа)
8. Где найти смерть Кащея Бессмертного? (на кончике иглы)
9. Кто баба — Яга по образованию? (ведьма)
10. В кого превращает непокорных девиц Кащей Бессмертный? (в лягушек)
11. Как Иван-царевич выбирает себе невесту? (пускает стрелу)
12. С какими словами надо обращаться к жилищу бабы- Яги? (Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом.)
Четвертый тур « Волшебные предметы»
Ведущий:
Какие волшебные вещества и предметы вы знаете? А жюри объявит результат.
Жар-птица |
Скатерть-самобранка |
Ковер-самолет |
Ступа с помелом |
Волшебный клубочек |
Шапка-невидимка |
Живая и мертвая вода |
Заколдованная игла |
Меч — кладенец |
Скатерть-самобранка |
Сапоги-скороходы |
Молодильные яблоки |
Пятый тур
«Сказочная география»
-
Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
-
Место жительства почтальона Печкина (Простовкашино)
-
В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
-
Назовите место рождения Колобка (печь)
-
В какой стране жил олень из сказки «Снежная Королева» (Лапландия)
«Мир Живой природы»
-
Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
-
Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)
-
За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
-
Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
-
Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
-
Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
-
Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
-
Какой маленький предмет всю ночь мешал спать принцессе? (Горошина)
Жюри объявляет результат конкурса.
Шестой тур Викторина « Кто быстрей»
Вопросы:
-
От кого убежала посуда? (От Федоры)
-
В какой сказке людоед превращается в мышку и кот ее съедает? (Кот в сапогах)
-
Из чего солдат варил кашу? (Из топора)
-
6.Кого вылепили старики со старухой из снега? (Снегурочку)
-
Кто спас Муху-цокотуху? (Комар)
-
Назовите имена трех поросят из сказки «Три поросенка». (Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-Нуф)
-
Героиня какой сказки проснулась от поцелуя принца? (Спящая красавица)
-
Из какой сказки выражение: «Остаться у разбитого корыта»?
-
(Сказка о рыбаке и рыбке)
-
Чем ловил Волк рыбу в сказке «Лисичка-сестричка и серый Волк»?
-
(Хвостом)
-
Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
-
Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
-
Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
-
Транспортное средство Емели в сказке «По щучьему велению»? (Печка)
-
Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
-
Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
-
За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
-
Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
-
Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
-
Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
-
Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
-
Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)
-
Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
-
Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
-
Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
-
Лучший друг Карлсона. (Малыш)
-
Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
-
Хозяйка Артемона. (Мальвина)
-
Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
-
Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
-
Каково настоящее имя Царевны-лягушки? (Василиса Премудрая)
-
Назовите имя сказочного царя-долгожителя. (Кощей)
-
Назовите грозное оружие Соловья Разбойника. (свист)
-
Назовите место рождения Колобка (печь)
-
Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)
-
Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды (рукав платья Царевны-лягушки)
-
Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку)
-
Назовите «рабочее место» кота учёного? (дуб)
-
В какой сказке рассказывается о некоторых трудностях, связанных с доставкой свежей выпечки на дом? («Красная Шапочка»)
-
Кому Винни-Пух подарил на день рождения пустой горшок? (ослику Иа)
-
Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница? (крёстной)
-
Как зовут героя, который невесту в болоте ушёл? (Иван-царевич)
-
Что любил больше всего Карлсон? (Варенье)
-
Назвать первого жениха Дюймовочки (Сын жабы)
Седьмой тур
Урок Зверологии
1-й ведущий. Звери – братья наши меньшие. Очень важно понимать их и даже говорить на их языке. Я буду называть вам имя сказочного героя и сказку, а вы должны отвечать на его «языке», т.е. при помощи звукоподражательных слов. Тогда я сразу пойму, что вы знаете, кем этот персонаж является. Команды отвечают поочередно.
1. Артемон из сказки А. Толстого «Золотой ключик». (Гав-гав)
2. Базилио из сказки А. Толстого «Золотой ключик». (мяу-мяу)
3. Ряба из русской народной сказки. (ко-ко)
4. Пятачок из сказки А. Милна «Вини-Пух и все, все, все». (хрю-хрю)
5. Матроскин из сказки Э.Успенского «Дядя Федор, кот и пёс». (мяу-мяу)
6. Держи-Хватай из сказки Д. Родари «Приключения Чиполлино» (гав – гав)
Восьмой тур Конкурс капитанов. Тема: «Волшебные загадки».
Эй, буяны-капитаны!
Выворачивай карманы!
Нет ли там подсказки
От волшебной сказки?
Вам вопросы я задам!
Может вам не по зубам?
Вопросы отличные, очень симпатичные!
Вопросы научные, трудные, нескучные!
ВОПРОС КАПИТАНУ «ЖАР-ПТИЦЫ»: Предмет сказочного обихода, очень нужная вещь, переносится в кармане, управляется голосом хозяина, заменяет погреб, плиту, кухню и повара.
(скатерть-самобранка)
ВОПРОС КАПИТАНУ «СКАТЕРТИ-САМОБРАНКИ»: Представитель сказочной фауны, очень редкий вид, живут в стае, питаются пшеницей, держать в неволе не рекомендуется, хотя очень красивые!
(жар-птица)
ВОПРОС КАПИТАНУ «ЖАР-ПТИЦЫ»: Представитель сказочной флоры, растет в саду, высоко, добывается нелегко, употребляется в свежем виде как лекарство от прожитых лет.
(молодильные яблоки)
ВОПРОС КАПИТАНУ «СКАТЕРТИ-САМОБРАНКИ»: Предмет сказочного гардероба, создан не для тепла и не для красоты, а для очень полезной способности исчезать в нужный момент.
(шапка-невидимка)
Жюри объявляет результат конкурса.
-
Театральный конкурс. Тема: «Узнай героев и сказку».
Девятый тур
Театральный конкурс.
Ведущая: Посмотрите, дорогие игроки дорогие гости, на наших болельщиков! Они тоже приготовили конкурс! Это пантомима – сценка без слов. Надо узнать героев и сказку!
( Водяной, Баба Яга, Кощей Бессмертный, Василиса Премудрая, Спящая царевна, Колобок, Иван-царевич, Красная Шапочка , Змей Горыныч, Принцесса на горошине)
Сказка: Молодцы и артисты и зрители! Сейчас мы подведем итоги!
Жюри подводит итоги. Оценивание работы команд, участников викторины.
Награждение команд (по номинациям: «Самые быстрые и веселые», «Самые внимательные и находчивые»
Таблица для жюри
Название тура |
1-я команда |
2-я команда |
1 Выбор названий для команд |
||
2 «Сказочные герои». |
||
3 Интеллектуальный конкурс |
||
4 « Волшебные предметы» |
||
5 «Сказочная география» «Мир Живой природы» |
||
6 Викторина « Кто быстрей» |
||
7 Урок Зверологии |
||
8 Конкурс капитанов |
||
9 Театральный конкурс. |
||
ИТОГО: |
Театральный конкурс для зрителей
Водяной |
Баба Яга |
Кощей Бессмертный |
Василиса Премудрая |
Спящая царевна |
Колобок |
Иван-царевич |
Красная Шапочка |
Змей Горыныч |
Принцесса на горошине |
ЖЮРИ
Тема: Интеллектуальное состязание по литературе «ЗНАТОКИ СКАЗОК» в 5 – 6 классе
Цель:
повторить сведения о писателях – сказочниках, о русских народных и авторских сказках, их отличительных чертах через презентацию,
проверить знания учащихся о сказках через викторину,
развивать память,
воспитывать любовь к русскому фольклору, интерес к творчеству писателей — сказочников
Оформление:
— портреты писателей-сказочников (А. С. Пушкин, Г. X. Андерсен, П. П. Ершов, А. Н. Толстой и др.);
— иллюстрации и поделки к сказкам;
— выставка книг,
— презентация.
Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!
А. С. Пушкин
Презентации «Что за прелесть эти сказки!»
Игру проводит учитель.
-
Вступление
-
Вступительное слово учителя:
— Представление жюри
— Знакомство с правилами игры
— Представление команд: 5кл. – «Колобок», 6 кл. – «Теремок»
2) Юрий Кузнецов «Атомная сказка»
Эту сказку счастливую слышал
Я уже на теперешний лад,
Как Иванушка во поле вышел
И стрелу запустил наугад
Он пошел в направленье полета
По сребристому следу судьбы
И попал он лягушке в болото,
За три моря от отчей земли.
— Пригодится на правое дело! –
Положил он лягушку в платок.
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.
В долгих муках она умирала,
В каждой жилке играли века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.
Вы, конечно, знаете, о какой сказке говорит нам Юрий Кузнецов.
Интересно было бы узнать, почему в его сказке произошли такие метаморфозы: ласковое имя Иванушка вдруг сменилось пренебрежительным «дурак», ведь мы все знаем, что в сказках всегда добро побеждает зло. Так ли это в «Атомной сказке»?
Да, воистину:
Сказка ложь, да в ней намек –
Добрым молодцам урок.
-
Интеллектуальное состязание.
3адание 1. Назовите сказку.
Итак, начинает сказка сказываться.
Команды записывают ответы на специальных бумажках с логотипом команды:
5кл. Команда «Колобок»
6кл. Команда «Теремок»
Жюри оценивает работу команд, учитывая скорость ответа. Болельщики поддерживают свои команды кричалками, за что тоже зарабатывают своим командам баллы.
Кричалки команды «Колобок»:
-
Колобок, не унывай,
Свою песню запевай:
«Мне не страшен Теремок,
Всех закрою на замок»
-
Бойся, бойся, Теремок!
В бой вступает Колобок.
Он на окошке пряжен,
Острым оком награжден.
-
Вперед, бесстрашный Колобок,
Противника побьем.
Пусть убегает наутек
В терем-теремок!
Кричалки команды «Теремок»
-
Теремок, Теремок!
Ты не низок, не высок.
Но хитер и умен,
И талантлив, и силен.
-
Всех согреет, приютит
Добрый Терем – Теремок.
Только к нам не заходи
Остуженный Колобок!
-
Вперед, бесстрашный Теремок!
Пусть будет враг сражен!
Нам не страшен Колобок,
Хоть на окошке он пряжен.
-«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они — не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали» (Русская народная сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо».)
-«Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна-красна — у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому» (Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».)
-Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
(А. С. Пушкин. « Сказка о золотом петушке».)
-За горами, за лесами,
За широкими морями
Против неба — на земле
Жил старик в своем селе.
(П. П. Ершов. «Конек-горбунок»)
Награждаются победители медалью «Лучшему знатоку зачина сказок»
Учитель: Вот мы с вами и выяснили, кто же лучше всех помнит зачины русских народных и литературных сказок. Но наш конкурс только начался, и в дальнейшем могут отличиться те, кому не повезло в самом начале. Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я сейчас познакомлю вас со словесными портретами героев ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета — автора сказки, дать полное её название и, конечно же, узнать героя сказки.
Задание 2; Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?
-«На лазоревом платье — частые звёзды, на голове месяц ясный, такая красавица — не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать» (Василиса Премудрая — Русская народная сказка. «Царевна-лягушка».)
-Княгиня — диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
(Царевна Лебедь — А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»)
-Эта вовсе не красива:
И бледна-то, и тонка,
Чай, в обхват-то три вершка;
А ножонка-то, ножонка!
Тьфу ты! Словно у цыпленка.
(Царь-девица — П. П. Ершов. «Конек-горбунок».)
-«Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные» (Зверь лесной, чудо морское — С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»)
-«Из-за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: «Здравствуйте, меня зовут…» (Пьеро — А. Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
-«Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски…» (Незнайка — Н. Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»)
Вручается медаль «Лучшему знатоку героев сказок».
Учитель: Вот у нас и появились новые знатоки сказок, которые героев сказочных знают хорошо! Посмотрим, как будут они отвечать на следующие вопросы. Ведь наш путь дальше в сказку. И чем дальше, — тем больше чудес. Вот, например, сказочная почта. Слыхали о такой? Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. У меня в руках письма сказочных героев. Вам нужно указать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо.
Задание 3: Кто автор сказки?
Итак, я читаю вам сказочную корреспонденцию!
— «Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и все, что тебе на ум придёт, исполнять я буду с охотою» (Зверь лесной, чудо морское — девице, купеческой дочери — С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»)
-Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!
(Телеграмма от Гиппопотама ~ доктору Айболиту. — К. И. Чуковский. «Айболит»)
-«Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем новогоднем катании» (Королевский указ, который пишет Профессор под диктовку Королевы. — С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».)
-«В нашем городе строится замечательный дом. Высота его — десять этажей. Ширина — пятьдесят шагов. Длина — тоже. На стройке работают десять крокодилов, десять жирафов, десять обезьян и десять круглых отличников» (Корреспондент в газете, преувеличивая все в десять раз жителям города. — Э. Н. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья».)
Вручается медаль «Лучшему почтальону»
Учитель: Надо сказать, вы оказались неплохими почтальонами — письма по адресам разнесли правильно, сказочные газеты, телеграммы, указы тоже разобрали. Одним словом, хорошо потрудились. Теперь можно и отдохнуть! Поэтому наш следующий конкурс вокалистов будет проходить — в сказочном концертном зале. В сказках много певцов, кто только в них не поет: и медведи, и коты, и волки, и петухи! Вот, например, хитрая лиса выманивает песенкой петушка:
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Выгляни в окошко, дам тебе горошку.
А вот петушок спасает котика-братика:
Иду на пятах, несу косу на плечах,
Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи.
Вот эти певцы примут участие в нашем сегодняшнем необыкновенном концерте.
Задание 4: Ваша задача: надо по песенке узнать героя сказки, её автора и название. Команды исполняют друг для друга по две песенки.
Итак, первый номер нашей концертной программы:
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
И от тебя, лиса,
Нехитро уйти!
(Колобок. -Русская народная сказка «Колобок».)
-Козлятушки, ребятушки!
Отопритесь, отворитесь!
А я, коза, в бору была,
Ела траву шелковую,
Пила воду студеную.
(Коза. — Русская народная сказка «Волк и коза».)
-Птичка польку танцевала
На лужайке в ранний час.
Хвост налево, нос направо –
Это полька Карабас.
(Куклы театра Карабаса. — А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
-Хоть полсвета обойдешь,
Лучше дома не найдешь
Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь.
(Поросята. — С. В. Михалков «Три поросенка».)
-«Кто и в какой сказке «при честном при всем народе поет песню «Во саду ли, в огороде»? (Белка -А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».)
Вручается медаль «Участнику сказочного концерта».
Учитель: Скоро сказка сказывается — не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники сказочной викторины, приустали, проголодались. Вот мы и решили: объявляется обеденный перерыв! Но перерыв не простой — обед-то будет сказочный.
Задание5: Наш вопрос: кто кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой пир-обед сказочный?
-«Испекла каравай — рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудрёными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху — птицы летучие, снизу — звери рыскучие» (Василиса Премудрая для царя. — Русская народная сказка «Царевна-Лягушка».)
-«Наварила манной каши и размазала по тарелке:
— Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем!»
(Лиса — журавлю. — Русская народная сказка «Лиса и журавль»».)
-«Съешь моего ржаного пирожка.
Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся!»
(Печка — девочке. — Русская народная сказка «Гуси-лебеди».)
-Усадили в уголок,
Подносили пирожок,
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зеленого вина
Огрекалася она,
Пирожок лишь разломила
Да кусочек откусила.
(Семь богатырей — царевну. — А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Вручается медаль «Участнику сказочного обеда».
Ведущий. Вот мы с вами и побывали на сказочном обеде, и, как полагается в сказке, у нас «по усам текло, а в рот не попало», но все равно никто, наверное, не скажет, что он ушел с пира несолоно хлебавши! Ведь здесь мы еще больше подружились со сказкой. И она вновь зовет и манит нас к себе. Давайте прогуляемся по сказочному царству-государству, зайдем в гости к сказочным героям.
Задание6: Догадайтесь, кто и в какой сказке живет по этому адресу. Кто из писателей-сказочников поселил своих героев в таком доме?
Итак, кто, кто в теремочке живет?
-Перед ним изба со светелкой
С кирпичною беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами.
(Изба жадной старухи. — А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
-В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
(Терем семи богатырей. — А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
-Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
(Остров Буян, княжество Гвидона. — А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане».)
-Все бока его изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут…
(Село на спине Рыбы-кита, Кита Китовича. — П. П. Ершов. «Конёк-горбунок».)
Вручается медаль «Участнику сказочного дома»
Конкурс «Пантомима»
Каждой команде дается по картине известного художника по сказочному сюжету:
-
«Колобок» — В.М.Васнецов «Аленушка»
-
«Теремок» — В.М.Васнецов «Иван – царевич на сером волке»
Отгадайте художника и название картины.
Лучшие сказочники класса читают свои сказки, защищают свои рисунки, проводят викторины.
-
Заключительное слово учителя.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Подводится итог, награждаются победители. Игра окончена.Учитель благодарит родителей и детей за подготовку к празднику.