Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию № 46 «Снегири»
Викторина «Знатоки сказок»
Подготовительная группа
Автор:
Капранова Мелисса Ирфановна,
воспитатель
2019 год
Тема: «Знатоки сказок»
Цель: развитие коммуникативных способностей, познавательного интереса и творческого мышления детей.
Задачи:
1. Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, формировать запас литературных художественных впечатлений.
2. Развивать индивидуальные литературные предпочтения, прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора.
3. Воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость.
4. Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера.
5. Обогащать словарный запас детей.
6. Обеспечить развитие кругозора детей с помощью интеллектуальной игры «Знатоки сказок».
Предварительная работа:
1. Чтение и слушание в аудиозаписи сказок с беседами по содержанию.
2. Оформление тематической выставки книг.
3. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
Оборудование:
Разрезные картинки с изображением сказки, наклейки с названием команды на каждого члена команды (опознавательный знак для каждого участника, наглядный материал к заданиям, жетоны для присуждения баллов, атрибуты для спортивного соревнования.
Ход викторины:
— Здравствуйте ребята! Ребята, мы с вами слушали и читали много разных сказок. А сегодня проверим: были ли вы внимательны, все ли запомнили, сумеете ли распознать сказки и их героев.
Итак, друзья, начнем программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
Итак, мы начинаем нашу викторину.
Сначала нам необходимо разделиться на 2 равных команды. Разделились? Пожалуйста, представьтесь: 1 команда «…» и ее капитан …., 2 команда «…» и ее капитан…. (детям клеят наклейки с символом своей команды)
А теперь послушайте, какие необходимо выполнять правила во время игры – викторины:
— вопросы надо слушать внимательно;
— ответить на задание может любая команда, которая знает ответ и хочет ответить, для этого нужно поднять руку и таким образом получить право на ответ;
— за правильный ответ будет вручаться жетон, но если команда ответит не правильно, тогда право ответа переходит к второй команде.
1 задание: «Волшебные слова»
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы очутиться в волшебной стране? (Ответы детей) .
Воспитатель: Правильно, нужно сказать волшебные слова! Сейчас мы проверим, знаете ли вы заклинания и волшебные слова из сказок?
Вопросы воспитателя:
1. Какие волшебные слова нужно сказать, когда закопаешь на пустыре пять золотых монет? «Крекс, фекс, пекс» (А. Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»)
2. Как заставить вёдра идти за водой? «По — щучьему веленью, по- моему хотенью» (Р. Н. С. «По щучьему веленью»)
3. Помогите открыть пещеру с сокровищами для Али-Бабы? «Сим — сим, открой дверь» (герой арабской сказки «Али-баба и сорок разбойников»)
4. Как позвать Сивку-бурку? «Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой» («Сивка -бурка»)
5. Какие слова нужно сказать девочке Жене, чтобы цветок исполнил её желания? «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через запад через юг возвращаясь сделав круг, лишь коснешся ты земли, быть по моему вели.» (В. Катаев «Цветик-семицветик») .
6. Как заставить избушку на курьих ножках повернуться? «Избушка, избушка, повернись к лесу задом ко мне передом».
7. Как спросить у зеркала о своей красоте? «Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? («сказка о семи богатырях» А. С. Пушкин)
Воспитатель: Отлично, ребята, с заданием вы справились. Теперь вы можете отправляться дальше.
2 задание: «Посмотри и отгадай!»
Воспитатель: А теперь посмотрите внимательно на иллюстрации, на которых изображены предметы. Ваша задача, угадать из какой сказки эти предметы.
На картинку посмотрите,
Сказку быстро назовите.
— Корыто — (Золотая рыбка) слайд 2
— Полено – (Приключения буратино) слайд 3
— Семицветик – (Цветик-семицветик) слайд 4
— Яйцо золотое – (Курочка ряба) слайд 5
— Печь – (По щучьему велению) слайд 6
— Тыква карета – (Золушка) слайд 7
— Короб – (Маша и медведь) слайд 8
— Золотые орехи – (Сказка о царе Салтане) слайд 9
— Аленький цветочек – (Аленький цветочек) слайд 10
— Умывальник – (Мойдодыр) слайд 11
— Горошина – (Принцесса на горошине) слайд 12
— Красная шапочка – (Красная шапочка) слайд 13
— Замок – (Снежная королева) слайд 14
— Золотой ключик – (Приключения Буратино) слайд 15
Молодцы ребята! Справились с заданием. Идем дальше, чтобы немного отдохнуть, мы с вами поиграем в игру.
Физкультминутка «Орешки» (соревнование)
Воспитатель:
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
Помните эту сказку (о царе Салтане? У нас тоже есть непростые орешки, с секретом.
(2 стола, на каждом столе по 2 ведерка, в одном ведерке орешки по количеству участников.
Ребята постройтесь в 2 колонны. Ваша задача по очереди добежать до стола, раскрыть орешек, скорлупки сложить в одно ведро, а ядрышки в другое. Команда, которая справится первая получит 2 жетона, вторая – 1 жетон.
3 задание: «Отгадай загадку»
Он хозяина любил,
Верно он ему служил.
Сапоги носил и злого
Людоеда победил.
(Кот в сапогах)
***
К лесу передом стоит
И кривой трубой дымит.
Там Яга – лесная бабка,
На печи зевает сладко.
(Избушка на курьих ножках)
***
С ним Малыш знаком давно,
Он к нему влетел в окно.
(Карлсон)
***
Что старик закинул в море,
Чтобы рыбку изловить,
Чтоб старухе не простою,
А хозяйкой моря быть?
(Невод)
***
Много серебра и злата
В сундуках своих он прятал.
В мрачном он дворце живет
И чужих невест крадет.
(Кощей Бессмертный)
***
Стрела у Ивана,
Как птица в полете.
Жена у Ивана
Живет на болоте.
(Царевна-лягушка)
***
В дремучем лесу затерялась избушка,
В избушке живёт непростая старушка.
Берёт помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица!
(Баба Яга)
***
Не лежалось на окошке,
Покатилось по дорожке.
(Колобок)
***
Мышка дом себе нашла.
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.
(Теремок)
***
Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
***
На лесной опушке
Стояли две избушки.
Одна из них растаяла,
Одна стоит по-старому.
(Заюшкина избушка)
***
По тропе, шагая бодро,
Сами воду тащат вёдра.
(По щучьему веленью)
***
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой.
(Маша и Медведь)
***
Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная шапочка)
***
Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К брату третьему потом
Прибежали в новый дом.
(Три поросёнка)
Воспитатель: И с этим заданием вы справились. Отправляемся дальше, у нас впереди ещё много интересного.
4 задание: «Угадай голос»
Воспитатель: В этом задании необходимо отгадать кто из героев сказок говорил эти слова (зачитывает голоса героев, дети отгадывают — чей голосок.)
1. Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная? («Морозко»)
2. Как выскочу, как выпрыгну. Пойдут клочки по закоулочкам (лиса)
3. Отворитеся, отопритеся. Ваша мать пришла, молочка принесла (коза)
4. Несет меня лиса за темные леса. За высокие горы, далекие реки (петушок)
5. Ловись, рыбка, большая и маленькая (волк)
6. Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел (колобок)
7. Чего тебе надобно, старче? (рыбка)
8. По щучьему велению, по моему хотению (Емеля)
9. Не садись на пенек, не ешь пирожок (Маша)
10. Яблоня, яблоня, спрячь нас (Аленушка)
Воспитатель: И здесь вы смогли отгадать, видимо внимательно слушали сказки. Продолжим? (ответы детей).
5 задание: «Сказочный кроссворд»
Воспитатель: Сейчас вам предстоит разгадать сказочный кроссворд. (слайд 16)
1. Как звали кота из мультфильма про Простоквашино? (Матроскин) .
2. Он живет на крыше и очень любит прилетать в гости к своему другу Малышу. (Карлсон)
3. Как звали старушку в мультфильме про Крокодила Гену и Чебурашку, которая любила делать гадости? (Шапокляк)
4. Мачеха допоздна заставляла её работать и не пускала на бал. (Золушка)
5. Кто пришёл на помощь Деду тянуть репку после Внучки? (Жучка)
6. Этот сказочный герой учился сочинять стихотворения и играть на музыкальных инструментах и даже на луну летал. (Незнайка)
Молодцы, и с этим заданием вы справились.
6 задание: Блиц-турнир. (Быстрый вопрос – быстрый ответ.)
1 команда
1) Жилище Бабы-Яги. (избушка)
2) Кто из обитателей болот стал женой Ивана-царевича? (лягушка)
3)Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёт? (ступа)
4) Что потеряла Золушка? (туфелька)
5) Какие цветы собирала Падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»? (подснежники)
6) Весёлый мальчик-луковка. (чипполино)
7) Герой сказки, путешествующий на печи. (Емеля)
Кто смастерил Буратино? (Папа Карло)
9) В кого превратился Иванушка, попив водицы из копытца? (козленка)
10) Из чего сделана карета Золушки? (Тыква)
11) Крокодил, друг Чебурашки. (Гена)
12) Где находится смерть Кащея? (В яйце)
13) Чем ловил рыбу Волк из сказки «Лисичка-сестричка и Серый Волк»? (хвостом)
14) Чем отравилась Белоснежка? (яблоком)
2 команда
1) От кого прятались 3 поросенка? (Волка)
2) Кто такой Айболит? (Доктор)
3) Что смахнула мышка хвостиком? (Золотое яйцо)
4) Как зовут доктора кукольных наук в сказке «Буратино»? (Карабас-Барабас)
5) Девочка с голубыми волосами? (Мальвина)
6) Как называется сказка, в которой есть дом, где поселилось много зверей? (Теремок)
7) Кто помог золушке попасть на бал? (Фея-крестная)
Кого поймал старик неводом? (Золотую рыбку)
9) Какая птица спасла Дюймовочку? (Ласточка).
10) Какой герой ушел от бабушки и дедушки? (Колобок)
11) Деревянный мальчик? (Буратино)
12)Что проглотил крокодил из сказки «Мойдодыр»? (Мочалку)
13) Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
14) Что понесла Красная шапочка бабушке? (Пирожки)
7 задание: «Разминка» для капитанов. «Собери сказку»
Воспитатель: Капитаны получают по одному набору разрезных картинок к сюжету какой-либо сказки. Детям необходимо собрать иллюстрацию к сказке и определить ее название. Кто первым справится с заданием, получает жетон в пользу своей команды. (слайд 17)
8 задание: «Путаница»
Воспитатель: Дайте правильное название сказок и литературных героев.
Царевна-индюшка (Царевна-лягушка)
По собачьему велению (По щучьему велению)
Иван-царевич и зеленый волк (Иван-царевич и серый волк)
Сестрица Алёнушка и братец Никитушка (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Мальчик с кулачок (Мальчик с пальчик)
Лапша из топора (Каша из топора)
Василиса Преглупая (Василиса Премудрая)
Елена Некрасивая (Елена Прекрасная)
Сестрица Гулёнушка (Сестрица Аленушка)
Баба Бяка (Баба Яга)
Кощей Бесстрашный (Кащей Бессмертный)
Царевна-жаба (Царевна-лебедь)
Жар- муха (Жар-птица)
Дарьюшкина избушка (Заюшкина избушка)
Волк и 7 тигрят (Волк и 7 козлят)
Пашенька и медведь (Машенька и медведь)
Гуси-вороны (Гуси-лебеди)
Воспитатель: Молодцы ребята! Знаете название всех сказок.
Вот и подошла к концу наша викторина «Знатоки сказок». Хочу поблагодарить обе команды за активное участие в игре. Вы доказали нам, что вы самые настоящие знатоки сказок. Понравилось вам путешествовать по стране сказок?
Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, спасибо вам за него.
Подведение итогов.
Награждение.
Викторина по сказкам « Знатоки сказок»
Цели:
Обобщить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;
развивать мышление, воображение, интерес, внимание;
воспитывать любовь к сказкам и к чтению.
— Активизировать детское чтение;
— Организовать досуг учащихся.
Ход мероприятия:
Учитель: Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о сказках и проверить насколько хорошо, вы знаете и любите сказки. Тот, кто больше даст правильных ответов по нашей викторине получит диплом «Знаток сказок».
Беседа по сказкам. Сказки любят и взрослые и дети. Что же такое сказка?
Сказка – это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Создавалась сказка с целью развлечения и воспитательной целью. Сказка учит доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам. Любимыми героями сказок были и остаются на Руси: Иван царевич, Иван Дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и т.д. Злые герои — Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Сказки бывают разные: о животных, бытовые сказки, волшебные… Словом это волшебный мир, рассказывающий о том, что лучше быть добрым и честным. Читая, слушая, просматривая сказки, мы испытываем чувство грусти, радости… Сказка – это чудо!
Задания викторины:
I этап Разминка на тему «Хорошо ли ты знаешь сказки? (ответить на вопросы).
*Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)
*Жилище Бабы Яги? (избушка)
*Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)
*Второе название скатерти (самобранка)
*Кто из обитателей болот стал женой царевича? (лягушка)
*Аппарат, в котором Баба Яга совершает свои полеты? (ступа)
*Что потеряла Золушка? (хрустальную туфельку)
*Кто смастерил Буратино? (Папа Карло)
*Кого старик неводом вытянул из моря? (золотую рыбку)
*Имя главного героя сказки «По щучьему веленью» (Емеля)
*Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя)
*Сколько голов у Горыныча? (три)
*Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев» (подснежники)
*Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).
*Имя сестры Бабы – Яги, хозяйки болот (Кикимора).
*Где находится смерть Кощея? ( Дерево, сундук, заяц, утка, игла).
*Сколько раз старик бросал в море невод? (3)
*Что приговаривала царица, глядя в зеркальце?
(«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»).
— От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).
-Какая королева морозила сердца людей, превращала их в злых и равнодушных? (Снежная Королева).
— Как звали самую маленькую девочку? (Дюймовочка).
— Кто из животных пострадал, ловя рыбу из пруда? (Волк).
— Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).
— В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка).
2 конкурс (Чей это портрет?)
— « Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого,
И жених сыскался ей –
Королевич Елисей» (Царевна из сказки «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях).
— Родилась в цветке прелестном
Труден к счастью её путь
Каждый видно догадался
Как её зовут (Дюймовочка)
— Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне (Емеля)
— Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем,
И светло в ночи, как днем (Жар-птица)
— Побежала она за подружками,
Вскочила в огонь
И потянулась вверх легким паром,
Свилась в тонкое облачко (Снегурочка).
— Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит нас досыта.
Что сама собой она,
Вкусных кушаний полна (Скатерть самобранка)
— Летела стрела, попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто-то,
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей (Василиса Прекрасная).
— Жила – была девочка
Имя забыла она свое давно
Так как однажды ей бабушка подарила шапочку
И все стали её звать … (Красная шапочка).
— Очаровательная молодая незнакомка, сбежавшая с бала в полночь и потерявшая на ступеньках дворца волшебную туфельку.
( Золушка).
3 конкурс « Кто прислал телеграмму»
(Командам раздаются подготовленные телеграммы. Игроки должны назвать героя, произведение, автора)
*За крота замуж не вышла, улетаю с ласточкой («Дюймовочка» Андерсен)
*Цветочек удивительной красоты нашел, ждите домой.(Отец. «Аленький цветочек»)
*Был в гостях у козлят (волк. Русская народная сказка)
*Порожки от Машеньки донес в целости и сохранности (медведь, русская народная сказка «Маша и медведь»)
*Спасите! Нас съел серый волк. (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
*Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко (Мышка из сказки «Курочка ряба»)
*Прибыть на ваш праздник не могу. От меня сбежали брюки (Грязнуля из «Мойдодыра» К. Чуковского)
*Все закончилось благополучно. Только хвост мой остался в проруби (Волк из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»)
*Дорогие гости помогите! Паука злодея зарубите! (Муха-Цокотуха из сказки К. Чуковского Муха-Цокотуха»)
Весёлая минутка. Игра «Птицы»
Вы должны хлопнуть в ладоши, когда с чем-то не согласны.
1.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи …
2.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаечки, стрижи.
3.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны!
Домашнее задание.
Инсценировки из сказок. Командам назвать сказку.
Весёлая минутка. Игра «Эхо»
Сколько времени сейчас? Эхо отвечает «Час, час». А чтоб веселей игралось, хлопайте в ладоши.
Собирайся детвора! Ра! Ра!
Начинается игра! Ра! Ра!
Да ладоши не жалей! Лей! Лей!
Бей в ладоши веселей! Лей! Лей!
Сколько времени сейчас? Час! Час!
Сколько будет через час? Час! Час!
И неправда! Будет два! Два! Два!
Дремлет ваша голова! Ва! Ва!
Как поёт в селе петух? Ух! Ух!
Да не филин, а петух? Ух! Ух!
Вы уверены, что так? Так! Так!
А на самом деле как? Как? Как?
Сколько будет дважды два? Два! Два!
А сто двадцать минус два? Два! Два!
Замечательный ответ! Вет! Вет!
Математикам – привет! Вет! Вет!
Это ухо или нос? Нос! Нос!
Или, может, сена воз? Воз! Воз!
Это локоть или глаз? Глаз! Глаз!
А вот это, что у нас? Нас! Нас!
Вы хорошие всегда? Да! Да!
Или только иногда? Да! Да!
Не устали отвечать? Чать! Чать!
Попрошу вас помолчать.
4 конкурс
Чтобы навести окончательный порядок в сказках, нужно правильно ответить на вопросы.
1. Из какого предмета у Золушки была карета? (из тыквы). 2.Сколько стоит билет в театр Карабаса Барабаса? (4 сольдо).
3.Кто такая Фрекен Бок? (домоправительница).
4. Кто смог победить Тараканище? (воробей).
5.Что нужно было Страшиле получить у Великого и Ужасного? (мозги).
6.Каким веществом намазала Фатима мерку Али-Бабы? (медом). 7.Как называлась болезнь, которой Незнайка страдал на Луне? (тоска).
8.Что нужно было выложить Каю из льдинок? (слово «вечность»). 9.В каком случае волосы из бороды старика Хоттабыча не работают? (когда борода мокрая).
10. Что было в корзинке у Красной Шапочки? (пирожки и горшочек масла).
11. Как попала Дюймовочка в страну эльфов? (на ласточке).
12.В какого животного превратился братец Иванушка? (в козленочка).
13.На чем ездил Емеля? (на печи).
14.Где спрятался седьмой козленок? (в печке).
15.Мальвина – это девочка с какими волосами? (с голубыми).
5 конкурс «Дальше, дальше…»
Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.
Вопросы для первой команды:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)
Вопросы для второй команды:
1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? ( В лебедей)
15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)
6 конкурс «Волшебный сундучок».
Ведущий. В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.
Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Красная шапочка – «Красная Шапочка»
Использованная литература:
1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.
2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.
3. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с.
4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.
ИГРА-ВИКТОРИНА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ».
Цели. Обобщить знания дошкольников о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Задачи:
— создать условия для обобщения, систематизации и расширения у детей представлений об устном народном творчестве, сказках;
— создать условия для формирования читательских умений; для обобщения и систематизации знаний о русских народных сказках;
— развивать любознательность, внимательность и читательскую память.
Материал и оборудование: выставка рисунков по русским народным сказкам, слайды презентации; телеграммы на карточках, компьютер.
Форма: игра-викторина, соревнование, участвуют 2 команды.
Организационный момент. Звучит песня «В гостях у сказки» муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима (Михайлова).
Вступительное слово воспитателя.
Ведущий. Сказки. С начала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими иллюстрациями, и малыши просят взрослых почитать, не уставая слушать одну и ту же сказку тысячу раз. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса и полное волшебство. И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине сердца.
Ведущий. Ребята, начинаем наше «Путешествие по сказкам». Вы хотите попасть в сказочную страну? За правильный ответ вы будете получать жетончик, по которым потом мы определим победившую команду.
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
Тур «Угадай сказку».
Ведущий. Ребята, все мы с вами любим сказки, а особенно русские народные. Первый конкурс нам и покажет, кто из вас лучше всех их знает.
Презентация. Слайды 2-29.(Угадывают сказку по картинкам).
Тур «Телеграммы».
Ведущий:
Кто-то по лесу бродил,
Сумку в елках обронил.
Что лежит в ней? Погляжу
И по секрету вам скажу.
Телеграммы! Целых три!
Только трудно мне понять,
Кто послать их так спешил,
Что даже подписать забыл?
Телеграмма.
«Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Скоро буду я у вас» (Колобок).
Телеграмма.
«Спасите, нас съел серый волк» (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»).
Телеграмма.
«Щуку в речку отпущу да на печи к вам прикачу!» (Емеля из русской народной сказки «По щучьему веленью»).
Телеграмма.
«Через лес, от пня к пеньку, в деревню короб я несу. С ношей тяжело в пути, мне до вас уж не дойти!» (Медведь из русской народной сказки «Маша и медведь»).
Сказочная физкультминутка.
В темном лесу есть избушка
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Тур для капитанов «Не обманись».
Ведущий. А сейчас мы проверим, как вы знаете сказочных героев. Только будьте очень внимательны, загадки очень хитрые. Ну что? Готовы?
Коли есть печка, не нужен диван,
Щукой командует в сказке … (не Иван, а Емеля).
Дернуть за веревочку –
Такой для входа код.
Съел бабушку и внучку
Голодный серый … (не Кот, а Волк).
В Людоедах знает толк,
Съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах).
Толстый хвоста и зазнайка
С Малышом дружил… (не Незнайка, а Карлсон).
В пруду, покрытом вязкой тиной,
Пиявок ловит… (не Буратино, а Дуремар).
Найти жену помог клубок,
Был счастлив очень… (не Колобок, а Иван-царевич).
Из полена Карло
Вырезал фигурку,
Существо ожившее
Он назвал… (не Снегуркой, а Буратино).
От старушки-хулиганки
Всем беда и горе.
Поведенье исправлять
Следует… (не Федоре, а Шапокляк).
Крыска Лариска ей дорога,
Ею пугает прохожих … (не Яга, а Шапокляк).
Умел он дружить и петь под гармошку,
Друзья полюбили за это… (не Антошку, а Гену Крокодила).
Знает даже и малыш,
Что Матроскин – это …(не мышь, а кот).
Тур «Исправь ошибки».
Ведущий. В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.
— «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
— «Даша и медведь» – «Маша и медведь».
— «Морковка» — «Репка».
— «Волк и семеро ягнят» — «Волк и семеро козлят».
— «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
— «По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
— «Домик» — «Теремок».
5. Тур «Золотое яичко».
От каждой команды приглашается по одному человеку. Ребятам дается воздушный шарик. По команде все участники подбрасывают свои шарики в воздух. Их задача не позволить шарику упасть на пол поддерживая его в воздухе. Побеждает тот, у кого дольше всех шары продержатся в воздухе.
Тур «Продолжи сказку».
Ведущий. Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её (задание выполняется по командам).
1. Посадил дед репку и говорит:
— Расти, расти, репка, сладка! Расти, расти, репка, крепка!
Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет — потянет, вытянуть не может.
— А что дальше? (Позвал дед бабку. Бабка за дедку. Дедка за репку — тянут — потянут, вытянуть не могут).
2. … Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка – норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает…
(«Терем–теремок! Кто в тереме живёт? Никто не отзывается»).
3. … Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует. Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?
Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.
– А что дальше? («Речка, спрячь нас!» – просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала).
4. … Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:
— Сяду на пенек,
Съем пирожок!
А Машенька из короба….
(«Вижу, вижу! Не садись на пенек. Не ешь пирожок! Неси бабушке. Неси дедушке!»)
Сказочная физкультминутка «Теремок».
В чистом поле теремок
Был не низок, ни высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой – подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк – зубами щёлк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались (бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)
Тур «Сказочный стол находок».
Из «волшебной сумки» ведущий достает поочередно «сказочные» предметы, и дети определяют, из какой они сказки. Можно попросить ребят назвать автора сказки, ее главных героев, прочитать наизусть несколько строк.
Предметы можно подобрать произвольно. Это могут быть:
— позолоченные орешки (А.С.Пушкин, «Сказка о царе Салтане);
— золотой ключик (А.Толстой, «Приключения Буратино, или Золотой ключик»);
— птичьи перья («Гуси-лебеди»);
— туфелька (Ш.Перро, «Золушка»);
— аленький цветочек (С. Аксаков, «Аленький цветочек»);
— шапочка красного цвета (Ш.Перро, «Красная шапочка»);
— хвост ослика Иа ( А. Милн, «Винни-Пух»);
— зеркальце (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»);
— топор («Каша из топора»);
— воздушный шарик (А. Милн, «Винни-Пух»).
8. Подведение итогов.
Ведущий. Наша игра подошла к концу. Давайте подсчитаем жетоны и выберем лучших знатоков сказок. Победителям вручаются медали «Лучший знаток сказок».
В заключение подготовленный дошкольник читает стихотворение.
У тебя друзей немало,
И живут они вокруг,
Но из всех друзей хороших
Книга – самый лучший друг!
Книга – друг твой и товарищ,
Мы берём ее везде,
Ведь она тебе поможет
И в учебе, и в труде.
Ведущий. Мы желаем вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!». А теперь пора прощаться. До свидания, друзья! До новых встреч со сказкой!
После игры-викторины проводится праздничный концерт, где все желающие могут спеть под караоке любимые песни сказочных героев.
Цель: развивать умения использовать
имеющиеся знания в игре и общении, побуждать
интерес к литературе
Задачи:
- закрепить полученные знания из области
литературы, культуры речи - прививать интерес познавать новое
- развивать смекалку, быстроту реакции
- формировать чувство товарищества, дух
соревнования
Оборудование: кроссворд, фишки,
поощрительные призы, мольберты, карандаши,
эмблемы.
Содержание организационной
деятельности.
Ведущий. Внимание! Внимание! Сегодня здесь
состоится соревнование знатоков сказок.
Встречаются команды знатоков …….
Итак начнем с разминки.
1. Разминка “Думай голова”
Загадки на простые, а в рифму, да еще обманки.
Почему, сейчас поймете.
— Зимой в берлоге видит сон
Лохматый, косолапый …— По горной круче проходил
Обросшей шерстью …— В теплой лужице своей
Громко квакал …— Под луною песни петь
Сел на веточку …— Кто в малине знает толк? –
Косолапый, бурый …— Хвост веером, на голове корона.
Нет птицы краше, чем …
Ведущий. Молодцы! Раз вы так хорошо настроены
на волну загадок по сказкам, то и первый наш
конкурс будет загадочным. Только теперь вы
будите набирать очки для своих команд, за каждый
правильный ответ – по 1 баллу.
2. “Загадки по сказкам”
Сказки бывают авторские и народные.
Задание: ответить, как называется сказка и
кто ее автор?
Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке. (“Колобок”, народная
сказка)А дорога далека, а корзинка нелегка.
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок. (“Маша и
медведь”, народная сказка)Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться.
Очень вкусная вода в ямке из копытца. (“Сестрица
Аленушка и братец Иванушка”, народная сказка)Красна девица грустна, ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка. (“Снегурочка”,
народная сказка)Ах, ты Петя простота, сплоховал немножко!
Не послушался кота, выглянул в окошко. (“Кот,
петух и лиса”, народная сказка)По тропе шагает бодро, сама воду тащат ведра. (“По
щучьему веленью”, народная сказка”)Отворили дверь козлята, и… пропали все куда-то.
(“Волк и семеро козлят”, народная сказка)Мышка дом себе нашла, мышка добрая была.
В доме том, в конце концов,
Стало множество жильцов. (“Теремок”, народная
сказка)Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Вот такая девочка, как она мала. (“Дюймовочка”,
Г.Х. Андерсен)Сейчас потолкуем о книжке другой.
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросил.
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ тут пойдет.
А жадность, ребята, к добру не ведет.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым. (“Сказка
о рыбаке и рыбке”, А.С. Пушкин)
3. “Час для капитанов”
Из какого мультфильма приведены высказывания,
и какому герою принадлежат? Если произведения
литературные, назвать автора.
Я злодея погубил, я тебя освободил,
А сейчас, душа-девица, на тебе хочу жениться.
(Комар, “Муха-цокотуха, К.И. Чуковский)Ребята, давайте жить дружно!
(Леопольд, “Приключение кота Леопольда”,
Э.Успенский)
4. Конкурс скороговорок. Нужно произнести
скороговорку три раза быстро, выразительно и
четко.
Проворонила ворона вороненка
От топота копыт, пыль по полю летит
Волки рыщут, пищу ищут
Филипп к печку прилип
5. Кроссворд по сказкам. Вспомнить полное
имя сказочного героя или предмета и заполнить
клетки.
- Курочка — ….
- Баба — …
- Жар — …
- Иванушка — …
- Царевна — …
- Гуси — …
- Ковер — …
- Скатерть — …
- Сапоги — …
- Сивка — …
Подводятся итоги, объявляются победители,
детям вручаются призы.
Литературная викторина
«Знатоки сказок»
Автор: Киселева Наталья Васильевна
Организация: МБДОУ д/с № 11 «Берёзка»
Населенный пункт: Нижегородская область, г.о.г. Кулебаки
Цель: Обобщить знания дошкольников о сказках.
Задачи:
Обучающие: закрепить и расширить знания детей о сказках; совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи; обогащать словарный запас, формировать связную речь.
Развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление; развивать навыки коллективной работы.
Воспитательные: воспитывать такие качества как товарищество, дружелюбие; способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы; вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера.
Предварительная работа: чтение, рассказывание сказок, прослушивание сказок в аудиозаписи, беседы по сказкам, театрализованная деятельность игры с настольным театром.
Организационный момент: дети делятся на две команды, придумывают названия команд.
Оборудование: ауди записи, « сказочные» предметы: туфелька, азбука, монетка, зеркало, яблоко, яйцо; костюмы: Красной Шапочки, Айболита, Мальвины.
Ход викторины:
Ведущая: Дорогие ребята, я очень рада приветствовать вас на викторине «Знатоки сказок». Скажите, а вы сказки любите? ( ответы детей). Молодцы. А вот сейчас мы и узнаем на сколько хорошо вы знаете свои любимые сказки. Для этого вам надо разделиться на две команды. Каждая команда должна выбрать себе название. Викторина состоит из шести конкурсов. Правила конкурса очень просты. За каждый правильный ответ команда получает фигурку сказочного героя ( картинку). Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников.
— У нас образовалось две команды.
И я объявляю первый конкурс , который называется « Разминка», я буду по очереди задавать вопросы каждой команде, а вы должны быстро отвечать. Готовы? Начинаем!
1 конкурс « Разминка»
1) Какая девушка на балу потеряла туфельку? ( Золушка)
2) Как звали хозяина Кота в сапогах? ( Маркиз Карабас)
3) С кем встречался колобок во время путешествия? ( с зайцем, волком, медведем, лисой)
4) Кто тянул репку? ( дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка).
5) Как звали самую маленькую девочку? ( Дюймовочка)
6)Что было в корзинке у Красной Шапочке? ( пирожки и горшочек масла)
7) Как звали трёх поросят? ( Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф)
Кто разбил золотое яйцо? ( мышка)
9) Кто сделал буратино? ( Папа Карло)
10) В какой сказке птенец превратился в прекрасного принца? ( Гадкий утёнок).
Ведущий: -Молодцы, вижу хорошо подготовились.
Следующий конкурс « Узнай сказочного героя».
Ведущий:— Мне надо по одному участнику от каждой команды, с помощью атрибутов и костюмов, представить командам выбранный вами сказочного героя. А команды должны угадать и назвать показанного вами сказочного героя.
Ведущий: Итак, следующий третий конкурс называется « Выбери правильный ответ»
— Я буду задавать вам вопрос и называть варианты ответов, а вы выберете правильный. Готовы?
1) Где купила самовар Муха – Цикатуха?
а) на базаре
б) в магазине
2) Кто не боялся злого Тараканища?
а) синица
б) воробей
3) От чего убежал мальчик – грязнуля?
а) от мочалки
б) от палки
4) Что держал в руке комарик, спасавший Муху-Цокатуху?
а) свечку
б) фонарик
5) Куда спешил доктор Айболит на помощь больным зверям?
а) на Мадагаскар
б) в Лимпопо
6) Что сбежало от бабушке Федоры?
а) посуда
б) одежда
7) Как звали детишек знаменитого Крокодила, проглотившего мочалку?
а) Тотоша и Кокоша
б) Тотоша и Капитошка
Какое зубастое чудовище проглотило солнце?
а) крокодил
б) акула
9) Что попросил по телефону Крокодил для своей семьи?
а) сапоги
б) колоши
10) Какая птица перенесла Айболита через горы?
а) коршун
б) орёл
Физкультминутка «Три медведя»
Три медведя шли домой:
(дети идут как медведь)
Папа был большой – большой
(поднимают руки вверх)
Мама с ним – поменьше ростом,
(руки на уровне груди, вытянуты вперед)
А сыночек просто крошка,
(Садятся на корточки)
Очень маленький он был,
С погремушкою ходил.
(встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят динь – динь — динь)
Четвертый конкурс « Произнеси заклинания»
Какие слова нужно произнести, чтобы:
- Вызвать Сивку – Бурку? ( Сивка – Бурка, вещая кауркаа, встань передо мной, как лист перед тобой).
2) Вместе с Али – Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами? ( Сим – Сим, открой дверь)
3) Сварить кашу в волшебном горшочке? ( Раз, два, три, горшочек вари)
4) Исполнить желание с помощью волшебной щуки? ( По щучьему веленью, по моему хотенью).
Пятый конкурс « Волшебный сундучок»
Ведущий: В волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.
Азбука- « Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька- « Золушка»
Монетка- « Муха – Цокотуха»
Зеркало- « Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яблоко- « Гуси – лебеди»
Яйцо- « Курочка Ряба»
Шестой конкурс « Отгадай из какой сказки песенка»
Ведущий:Сейчас вы услышите песенки героев сказок или мультфильмов, вспомните названия этих сказок. ( Звучит аудиозапись песен из сказок « Буратино», « Красная Шапочка», «Бременские музыканты», « Три поросёнка», «Каникулы в Простоквашино», «Чебурашка и Крокодил Гена».)
Ведущий: Молодцы ребята! Хорошо знаете сказки, значит много читаете. Наша викторина подходит к концу.
Подведение итогов.
Награждение.
Используемая литература:
- Акулова О. Тетрализованные игры. Дошкольное воспитание. 2005-№4-с.24
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду.Для занятий с детьми 4-6 лет/под ред. О.Ф.Горбуновой.- М.:Мозайка- Синтез,2007.-144с.
- Артемова Л.В. Тетрализованные игры дошкольников:Кн. Для воспитателя детского сада-М., «КНОРУС», 2003 г.,156с.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников.- М.: Академия, 2002-159с.
- Шорыгина Т.А Красивые сказки. Эстетика для малышей.- М.: Книголюб, 2003.-136 с.