Вишневый сад в системе образов чеховской пьесы сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Система образов в пьесе Вишневый сад

Система образов в пьесе Чехова Вишневый сад

Система образов пьесы «Вишневый сад» (краткое содержание) сложна и неоднозначна. Принято делить всех героев на три группы: прошлое, настоящее и будущее России.

Стоит сказать, что у пьесы есть одна отличительная особенность — нельзя разделить героев на положительных и отрицательных. Это характерно для пьес реализма. Таким образом, Антон Павлович Чехов сильно ушел от пьес классицизма, для которых характерно четкое разделение героев на отрицательных и положительных. Такие произведения долгое время считались образцом для драматургии. Каждый из персонажей пьесы имеет как хорошие качества, так и негативные, что характерно и для обычных, реальных людей. Например, Любовь Андреевна Раневская была эгоистичной, однако умела чисто и искренне любить, имела широкую и благородную душу. Ее брат, Гаев, пусть и был пустослов, однако, был очень добрым. Таким образом, каждый герой представляет свою модель жизни и поведения. Читатель должен сам разобраться и проанализировать.

Другой отличительной чертой всех героев является то, что они не слушают друг друга, так как сосредоточены лишь на себе, своих чувствах и переживаниях. Именно это и мешает прийти им к общему выводу, мнению, найти выход.

Центральным героем пьесы является Лопахин. Он покупает имение Любови Андреевны Раневской. Именно из-за Лопахина и начинаются действия, активность. Это предприниматель, очень активный и сообразительный человек. Да, конечно, он лишен каких-либо академических знаний и не знает правил поведения, лишен дворянского чувства, так как выходец из крестьян. Он стал зажиточным буржуа, который лишен манер и такта. Таков был человек, современный Антону Павловичу Чехову.

Человеком прошлого, дворянского времени была Любовь Раневская и ее брат Гаев. Они имели добрый, страстный, живой характер, однако были эгоистичны, легкомысленны, порывисты. Они предавались лишь воспоминаниям о прошлом и не думали о будущем и настоящем. Они не могли планировать время.

Людьми будущего принято считать Аню и Петю. Это легкомысленные люди, «вечные студенты», которые стремятся изменить мир. Они максималисты, стремятся получить образование и выбрать достойную профессию. В этих персонажах есть как пылкость натуры Раневской и Гаева, так и практичность Лопахина. Автор хочет сказать, что в человеке должен быть уравновешен и разум, и чувства. Если что-то переваливает другое, то это неправильно и ведет к ошибкам.

2 вариант

В пьесе Антона Павловича Чехова под названием «Вишневых сад» присутствует достаточное количество лиц, но разделить их на главные и второстепенные роли не совсем правильно. Здесь все лица кажутся действующими, и все раскрывают идею данного произведения, они все важны в данной пьесе.

Богатый купец под фамилией Лопахин, хотел искренне помочь Раневской спасти их вишневый сад.  Автор произведения подчеркнул в этом герое его деятельное начало, описывает его как трудолюбивого человека, который встает рано утром, чтобы работать, и эта работа приносит ему не только доходы, но и радость. Лопахин сделал себя сам. У Лопахина добрая и нежная душа, он помнит все добро, которое ему сделали, но также он всегда думает и о своей выгоде. Лопахин купил на аукционе вишневый сад.

А вот в таких героях, как Раневская и ее брат Гаев, отсутствует корыстный расчет. Они считали бредовой идеей продажу сада. Раневская не считает денег, как- то с легкостью и по-детски к ним относится. Эти два персонажа добры. Лопахин помнит, как в одно время та пожалела его. Также она пожалела и Петю Трофимова и Аню. Им были присуще все положительные качества Дворянинов, они были отзывчивы, щедры.

Но однажды Гаев и Раневская становятся черствыми и эгоистичными. Их щедрость превратились в транжирство. Их отзывчивость куда-то испаряется, они становятся пустословами.  Раневская тратит все свое состояние и оставляет свою дочку на попечении и другого человека. Затем она получает деньги, которые предназначены для Анны и уезжает с любовником в Париж. Она уезжает к человеку, который ее обобрал и даже не думает об Ани.

Студент Петя является оптимистом, он думает, что знает, как правильно и красиво жить. Он живет в мечта о счастье и благе. Аня, которая была предоставлена сама себе, так как ее бросила мать, унаследовала хорошие аристократические качества. Также она очень наивная и увлеклась идеями Пети Трофимова.

Также есть и некие второстепенные лица, но не менее важные. Например, Яша и Дуняша, которые являлись слугами. Яша весьма высокомерен и не уважал своих хозяев. А Дуняша- девушка, которая постоянно жила в мечтах о любви.

Епиходов был неудачником, и его жизнь пустая и бессмысленная, он не преследовал никакой цели и ни к чему не стремился.  Фирс, старик, который был искренне привязан к своим хозяевам.

Все эти персонажи были объединены в одну систему. Все эти герои помогают раскрыть всю суть «Вишневого сада» и отлично друг друга дополняют.

Также читают:

Картинка к сочинению Система образов в пьесе Вишневый сад

Система образов в пьесе Вишневый сад

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Моя родина Беларусь

    Моя родина — Беларусь. Мне очень повезло родиться в такой прекрасной и неповторимой стране. Интересное название Белая Русь говорит о чистоте и простоте этих мест, необычайных пейзажах

  • Сочинение Каким должен быть герой нашего времени?

    «Герой – это человек, который совершает подвиги». В свою очередь, подвигом по определению является доблестный поступок, совершенный в трудных условиях. Но что же можно назвать подвигом сегодня и, главное, каким должен быть герой в наше время?

  • Основные проблемы романа Тихий Дон Шолохова сочинение

    В первую очередь в романе автор затронул проблему казачества. Он описал его как этнос (со своими традициями, бытом, взглядами на жизнь)

  • План рассказа Попрыгунья Чехова

    На свадьбе Ольги Ивановны и Осипа Дымова присутствовало много гостей, в основном люди искусства, знакомые Ольги Ивановны. Всем своим друзьям Ольга расхваливала своего новоявленного мужа, начинающего доктора.

  • Анализ рассказа Соль Бабеля

    «Конамария»-это произведение И.Бабеля, на протяжении всего сборника ставится тема гражданской войны. У героев очень разнообразная, а порой неожиданная судьба-кто-то умирает, кто-то продолжает жить.

Система образов в пьесе «Вишнёвый сад»

Разделение системы образов пьесы

Традиционно система образов в пьесе «Вишнёвый сад» делится на три группы, символизирующие настоящее, будущее и прошлое, в которые входят все действующие лица. В процессе постановки спектакля Чехов давал актерам точные указания и рекомендации, как играть каждого персонажа, для него было очень важно донести до зрителя характеры действующих лиц, ведь именно через их образы Чехов постарался показать комедийность происходящего. Кроме этого, на каждое действующее лицо возложена определенная социально-историческая роль. Автор как будто говорит, что возможно скорректировать свою личность, отношения с внешним миром и окружающими людьми, но изменить свое место в общей истории им не под силу.

К героям прошлого относятся Раневская с братом и старый слуга Фирс: они настолько завязли в своих воспоминаниях, что неспособны оценивать адекватно ни настоящее, ни будущее. Лопахин – яркий представитель дня сегодняшнего, человек- действие. Ну и Петя – идеалист, вечный студент, размышляющий о всеобщем благе, которое, несомненно, ждет в будущем. Видно, что образы в «Вишневом саде» Чехов построил по своему любимому принципу «плохих хороших людей». И ведь на самом деле, нельзя кого-то из героев выделить как злодея, жертву, или абсолютно идеального. У каждого своя правда, а зрителю лишь необходимо решить, чья из них ему ближе.

Особенности образов пьесы

Одной из особенностей образов Чехова является сочетание положительных и отрицательных свойств. Так, Раневской свойственна непрактичность и эгоизм, но вместе с тем она способна искренне любить, обладает широкой душой и щедростью, она красива и внешне, и внутренне. Гаев, несмотря на свой инфантилизм и сентиментальность, очень добр. Брату с сестрой свойственны те моральные и культурные принципы потомственного дворянства, которые уже стали отголоском уходящего прошлого. «Вечный студент» Петя Трофимов рассуждает очень правильно и красиво, но, как и старые хозяева сада, абсолютно оторван от реальности и не приспособлен к жизни. Своими речами он увлекает и Аню, воплотившую в себя символ молодости и надежду на лучшее будущее, однако абсолютно беспомощную в самостоятельной жизни. Её противоположностью является Варя, приземленность которой, возможно, мешает устроить свое счастье.

Бесспорно, в пьесе «Вишнёвый сад» систему образов возглавляет Лопахин. Чехов настаивал, чтобы его играл непременно сам Станиславский, и драматург старался донести до исполнителя психологию этого персонажа. Пожалуй, он единственный, у кого внутренние убеждения максимально приближены к действиям. Еще одной яркой чертой всех героев в этой пьесе является неумение и не желание слышать друг друга, все настолько заняты собой и своими личными переживаниями, что просто не в состоянии проникнутся в чужие. И вместо того, чтоб вместе пройти через происходящее испытание – лишения дома – они живут представлениями о своем будущем, в котором каждый будет сам по себе. Особенно это видно в первом действии: Раневская погружена в свои воспоминания настолько, что абсолютно оторвалась от происходящего, Аня так же занята своими мыслями, хотя Варя пытается рассказать о происходящем в доме в ее отсутствие.

Краткие характеристики героев пьесы «Вишнёвый сад»

Характеристика образов «Вишневого сада» показывает, насколько разные люди собраны в одном месте. Особо это видно по действующим персонажам. Раневская Любовь Андреевна – один из центральных образов пьесы, именно от ее решения зависит судьба всего поместья, любимой тактикой для решения всех проблем является бегство. Так произошло после трагической гибели ее младшего сына, совпавшей с пагубной страстью к недостойному человеку «и я уехала за границу, совсем уехала, чтобы никогда не возвращаться». После неудачной попытки самоубийства из-за мучившей её любви «…потянуло вдруг в Россию», а после продажи имения Любовь Андреевна вновь возвращается в Париж, оставляя своих дочерей самих выбирать свой жизненный путь. Аня – мечтает получить образование, которое поможет устроиться на работу, а вот у приемной дочери Вари перспективы менее радужные. Слабые попытки Раневской сосватать ее Лопахину успехом не увенчались, а выделить средства для исполнения Вариной мечты – посвятить себя Богу, Раневская попросту не догадалась, поскольку интересы окружающих ее не очень заботили и волновали. Но между тем она не отказывает в денежной помощи своему знакомому Пищику, отдает последние деньги случайному прохожему, хотя прекрасно осознает свое бедственное положение. Еще одним женским образом пьесы является горничная Дуняша, крестьянская девушка, привыкшая к жизни в барском доме, стремящаяся продемонстрировать свою «тонкую» натуру, но не действиями, а постоянным озвучиванием. Она мечтает о любви и замужестве, но отталкивает Епиходова, сделавшего ей предложение.

Ее брат Гаев Леонид Андреевич во многом похож на сестру. Но ему свойственно пустословие, и может быть, именно поэтому его никто не воспринимает всерьез (даже лакей Яша крайне неуважительно относится к нему) и открыто считают неприспособленным к жизни. Особенно это видно, когда он сообщает сестре, что ему предложили место в банке «Где тебе! Сиди уж…», но между тем все ждут, что он найдет деньги для погашения долгов. Он наивно полагает, что пятнадцати тысяч, присланных тетушкой, хватит для спасения имения.

Единственным здравомыслящим человеком пьесы является Лопахин, предлагающий реальный способ спасения имения, но он воспринимается хозяевами как «пошлость». Хотя сосед Раневской Симеонов-Пищик, находящийся в таком же положении, постоянно ищущий денег для уплаты процентов по долгам, в конце пьесы рассказывает, что сдал свою землю в аренду англичанам для добычи редкой глины. Тем самым показывая, что не так уж страшно использовать свою землю для получения дохода. Именно Лопахин – представитель новой наступившей эпохи. Петя сравнивает его с хищником: «вот как нужен хищный зверь,… так и ты нужен». Он изо всех сил искренне старается помочь Раневской, но ее непонимание очевидных вещей злит его: «Нанянчился с вами». Именно Лопахин своим замыслом вдыхает новую жизнь в старое имение.

Но, пожалуй, только вишневый сад в системе образов Чеховской пьесы занимает поистине центральное место. Через отношение к нему и его восприятию автор показывает внутреннее содержание каждого из главных действующих лиц, отражающих свое время и свою историческую эпоху, а сам сад становится образом и символом всей России.

В статье был проведён анализ системы образов чеховской пьесы и дана краткая характеристика основным персонажам комедии. Основная задача данной статьи – помочь 10 классам при написании сочинения на тему «Система образов в пьесе «Вишнёвый сад»».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Александра Котолуп

    11/16

  • Irina Omelyanchuk

    16/16

  • Наталья Миллер

    16/16

  • Соня Кадирова

    15/16

  • Римма Шуклва

    16/16

  • Вероника Гвоздкова

    14/16

  • Елена Сердюкова

    16/16

  • Кирилл Кушнир

    15/16

  • Жениш Раимкулов

    16/16

  • Михаил Иванов

    16/16

(309 слов) Пьеса «Вишневый сад» наполнена многочисленными символами. Если сад является макетом России, то все персонажи – отражение сословий и их взаимоотношений. Чехов создавал произведение в эпоху, когда влияние интеллигенции ослабевало. Наблюдая реакцию и поведение людей разного возраста и материального положения, писатель отобразил эту ситуацию в драме. Он решил разделить действующих лиц на представителей прошлого, настоящего и будущего. При этом в произведении нет ни положительных, ни отрицательных героев, потому что каждый сочетает в себе и те, и другие качества.

К персонажам, которые олицетворяют ушедшее поколение, относятся дворяне Гаев и Раневская – хозяева имения с вишневым садом, а также старый слуга Фирс. Брат и сестра показываются как люди, неприспособленные к жизни, они не могут обслужить себя сами, без прислуги. Леонид Андреевич лишь пустословит, его никто не воспринимает всерьез. Любовь Андреевна не может грамотно управлять имуществом и обеспечить дочерям должное образование. Однако оба героя чтят традиции и способны видеть прекрасное среди цветущих вишен. Их слуга Фирс — единственный преданный герой пьесы, но с наступлением перемен он оказывается никому не нужным.

Лопахин относится к тому типу людей, влияние которых в чеховское время усиливалось и крепло. Его не волнуют красота и величие сада, хотя он искренне хотел помочь Раневской сохранить имение. Герой более практичен, чем дворяне, и стремится заработать на всем, что видит. Автор подчеркивает деятельное начало Лопахина. Его труд приносит ему необходимый капитал. Несмотря на это, Чехов страшится, что материальные ценности у таких людей станут выше духовных.

К будущему поколению можно отнести Анну, дочь Раневской, и Петю Трофимова, «вечного студента». Они молоды, их мысли прогрессивны, поэтому, по мнению Чехова, за ними будущее. Однако и этим персонажам автор не симпатизирует полностью. Анна, хоть и искренно хочет заменить старый сад на новый, роскошнее прежнего, абсолютно не чтит опыт прошедших лет. Петя много разглагольствует. Его мысли здравы, но реальных действий он не совершает. Так, писатель не торопиться доверить будущее России людям, которые могут лишь критиковать, но не предлагать новые решения.

Автор: Полина Батраева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

А.П.Чехова как русского писателя и русского интеллигента волновала судьба Родины накануне ощущаемых обществом социальных перемен. Образная система пьесы «Вишневый сад» отражает взгляд писателя на прошлое, настоящее и будущее России.

Образная система «Вишневый сад» 

Особенностью драматургии Чехова является, в частности, то, что в его произведениях практически нельзя выделить одного главного героя. Вся система образов пьесы важна для понимания вопросов, которые поднимает драматург в пьесе.

Так, образы героев в «Вишневом саду» представляют,

  • с одной стороны, социальные слои России накануне перелома (дворянство, купечество, разночинную интеллигенция, отчасти крестьянство),
  • с другой стороны, эти группы своеобразно отражают прошлое, настоящее и будущее страны.

Сама Россия представлена образом большого сада, к которому с нежной любовью относятся все герои.

Образы героев прошлого

Олицетворением прошлого являются герои  Раневской и Гаева. Это прошлое уходящих с исторической арены дворянских гнезд. В Гаеве и Раневской отсутствует корыстный расчет: так совершенно чужда им идея продать вишневый сад под землю дачникам. Они тонко чувствуют красоту природы

(«Направо, на повороте беседки, белое деревце склонилось, похожее на женщину»…).

Им свойственна некоторая детскость восприятия: Раневская по-детски относится к деньгам, не считает их. Но в этом не только детскость, но и привычка жить, не считаясь с расходами. И Гаев, и Раневская добры. Лопахин помнит, как в давние времена Раневская пожалела его. Жалеет Раневская и Петю Трофимова с его неустроенностью, и Аню, которая осталась без приданного, и прохожего.

Но время Гаевых и Раневских прошло. Их интеллигентность, неумение жить, беззаботность оборачиваются черствостью и эгоизмом.

Раневская растрачивает состояние, оставив свою дочь на попечении приемной дочери Вари, уезжает в Париж с любовником, получив деньги от ярославской бабушки, предназначенные для Ани, она решает вернуться в Париж к человеку, который практически обобрал ее, при этом она не думает, как сложится жизнь Ани дальше. Она проявляет заботу о больном Фирсе, спрашивая, отправили ли его в больницу, но проверить этого она не может и не хочет (Раневская — человек слова, но не дела) — Фирс остается в заколоченном доме.

Итог жизни дворян — следствие жизни в долг, жизни, основанной на угнетении других.

Образы будущего

Новая Россия — это Ермолай Лопахин, купец. В нем автор подчеркивает деятельное начало: он встает в пять часов утра и работает до вечера, труд приносит ему не только капитал, но и радость. Ермолай Лопахин — человек, сделавший сам себя (его дед был крепостным, отец — лавочником). В его деятельности  виден практический расчет: засеял поля маком — и выгода, и красиво. Лопахин предлагает способ спасения вишневого сада, который должен принести выгоду. Лопахин ценит и помнит добро, таково его трогательное отношение к Раневской. У него «тонкая, нежная душа», по словам Пети Трофимова. Но тонкость чувств сочетается у него с выгодой собственника. Не мог устоять Лопахин и купил на аукционе вишневый сад. Он кается перед Раневской утешает ее и тут же заявляет:

«Идет новый владелец вишневого сада!».

Но и в Лопахине есть какой-то надрыв, иначе откуда взяться тоске по другой жизни. В конце пьесы он говорит:

«Скорее бы изменилась… наша нескладная, несчастная жизнь!»

Образы будущего — Петя Трофимов и Аня. Петя Трофимов — вечный студент, он полон оптимизма, в его речах есть убежденность в том, что он, именно он знает, как сделать жизнь прекрасной

( Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!»).

Именно он говорит Ане:

«Вся Россия наш сад!»

Но его образ неоднозначен. Петя Трофимов в пьесе скорее тоже человек слова, а не дела. В практической жизни он — недотепа, как и остальные герои пьесы. Образ Ани, пожалуй, единственный образ пьесы, в котором много чувства светлого. Аня похожа на тургеневских девушек, которые готовы уйти в новую жизнь и отдать ей себя всю без остатка, поэтому в Ане нет сожаления об утрате вишневого сада.

Второстепенные образы

Второстепенные персонажи пьесы оттеняют судьбы Гаева и Раневской. Симеонов-Пищик — помещик, готовый приспособиться к жизни, чем отличается от Раневской и Гаева. Но и он живет практически в долг. Образ Шарлотты подчеркивает неустроенность, практическую бездомность Раневской.

Патриархальное крестьянство представлено образами слуг. Это Фирс, в котором сохранилась основная черта старых слуг — преданность барину. Как за малым ребенком ухаживает Фирс за Гаевым. Судьба его трагична и символична: его забывают, в общем-то бросают те, которые так много говорили о любви к нему и так мало сделали для него. Дуняша и Яша — слуги нового поколения. Дуняша «тонкостью чувств» повторяет, утрируя свою барыню. Яша впитал в себя эгоизм господ.

Образ вишневого сада

Как уже говорилось, огромна роль вишневого сада в образной системе пьесы. Именно вокруг него завязывается внешний конфликт, свое отношение к саду высказывают все герои пьесы. Поэтому по-человечески трагично ощущает зритель и читатель его судьбу:

«… и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

Наша презентация

Для Чехова и писателя, и драматурга характерно чуткое вслушивание в биение обыденной жизни, умение найти в этой жизни важнейшие социальные проблемы и построить свое произведение так, чтобы эти проблемы стали достоянием соотечественников.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Чехов А.П.
  4. Система образов в пьесе Вишневый сад

Система образов в пьесе Вишневый сад Чехова сочинение

С традиционной точки зрения автор произведения выстраивает систему образов персонажей в виде трех групп, которые символизируют прошлое, настоящее и будущее. При этом отличительной особенностью системы образов в пьесе является отсутствие разделения героев на положительных и отрицательных, поскольку каждый персонаж сочетает в себе и те, и другие характерные черты.

Герои, олицетворяющие прошлое поколение, представляются в пьесе дворянами Гаевым и Раневской, братом и сестрой, являющимися хозяевами поместья, в котором располагается вишневый сад, а также их старый слуга по имени Фирс.

Представители дворянства представляются в образах людей, неприспособленных к жизни, не имеющих возможности самостоятельно обслуживать себя без помощи посторонних. Гаев отличается пустословием, речи Леонида Андреевича никем не воспринимаются серьезно. Раневская изображается в качестве хозяйки, которая не умеет грамотно управлять имением и обеспечить своим детям должное будущее, даже в виде образования. При этом оба персонажа уважают традиции и отличаются способностью находить прекрасное. Фирс представляется в образе единственного преданного человека, который в связи с жизненными переменами оказывается ненужным.

Настоящее поколение представляется в пьесе в образе Лопахина, который отличает равнодушием к красоте и величию сада, при этом искренне готов оказать помощь Раневской в сохранении поместья. Персонаж изображается практичным и деятельным человеком, который своей работой достигает неплохого размера состояния.  Лопахин представляется автором пьесы в качестве единственного здравомыслящего человека, который предлагает реальный подход к спасению имения, воспринимаемый остальными героями в качестве пошлости.

К поколению будущего автор относит Анну Раневскую, являющуюся дочерью главной героини, а также Петю Трофимова, изображенного в образе вечного студента. Герои представляются молодыми людьми, мысли и чувства которых отличаются прогрессивностью, поэтому, с авторской точки зрения, за данными персонажами будущее. Но писатель не отдает героям полную свою симпатию, поскольку Анна, несмотря на желание замены старого сада на новый, не проявляет уважением к опыту прошлых лет, а Петя слишком много пытается разглагольствовать, при этом отличается здравой мыслью в сочетании с отсутствием реальных поступков. Поэтому вызывает сомнение возможность доверить будущее страны данным представителям человечества, отличающимся лишь способностью к критике, не предлагая конкретных решений.

Центральное место в системе образов пьесы автор отводит вишневому саду, через отношение к которому раскрываются характеры персонажей произведения.

Система образов в пьесе Вишневый сад

Система образов в пьесе Вишневый сад

Несколько интересных сочинений

  • Анализ главы Переправа (Василий Теркин Твардовского)

    Поэма была написана в годы Великой Отечественной войны и выходила отдельными главами, печаталась во фронтовых газетах. Каждая глава поэтому достаточно автономна, самостоятельна

  • Сочинение Вместе – целая страна: 2018 — Год единства народов России

    Как известно, Россия является самой крупной страной в мире. Более не существует на этой планете такого объединения людей, которое бы превосходило размером нашу страну. Когда где-то люди только просыпаются, в другой части страны люди видят сумерки

  • Смысл названия комедии Недоросль Фонвизина сочинение

    До написания Фонвизиным комедии «Недоросль», это слово использовалось для обозначения человека не достригшего совершеннолетия

  • Английский язык мой любимый предмет сочинение рассуждение 5 класс

    Я люблю учиться и мне нравятся разные науки. Но самым любимым предметом у меня является английский язык и литература.Эти предметы ведут замечательные учителя. Английский язык мы начали учить со второго класса

  • Сочинения о школе

    В разделе собраны сочинения на тему Школа

(360 слов) Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» по праву занимает свое место среди шедевров драматургии. Название произведения говорит читателю не просто о месте действия, но и знакомит его с первым, пусть и неодушевленным, но все же героем пьесы – самим садом. Вишневый сад – это сложный и неоднозначный образ, объединяющий вокруг себя всех героев, и по этой причине можно сказать, что вишневый сад – такой же полноценный участник сюжета, как и люди. 

Для хозяйки сада, Любови Раневской, это место занимает особый уголок в ее душе как напоминание о беззаботном детстве, мечтательной юности, о замужестве и материнстве. Сад – это своеобразный «якорь» для некоторых персонажей произведения, как знак неизменности, постоянства, стабильности. Сад объединяет в себе несколько знаковых поколений, является средоточием прошлого, настоящего и будущего. Когда Лопахин начинает вырубку деревьев, герои освобождаются, разбредаясь в разные стороны, они как бы «отвязываются» от этого места и идут своей дорогой. Сад – яркий символ уходящего прошлого и расцветающего будущего. 

В пьесе говорится о том, что вишнёвый сад — это вся Россия, прекрасное, но запущенное место, которое требует обновления и нуждается в деятельных, способных людях. Сад сам по себе также означает красоту и духовность, и если Гаев и Раневская способны чувствовать и всем сердцем любить вишнёвый сад, то Лопахин может только восхищаться, не более, потому как он скорее человек практичный, привыкший действовать, а не рассуждать. И сад для Лопахина — это новые возможности, прибыль, успешное дело, а не просто красивые цветущие деревья и длинная аллея. Как Раневская никогда не сможет посмотреть на место своей юности с точки зрения расчета, так и Лопахин никогда не достигнет уровня духовности хозяйки сада, не сможет понять глубину ее привязанности и переживаний. 

Сад – это также символ великолепия и живописности природы, которую, при всей ее ценности, люди не могут сберечь. В сердце каждого героя пьесы сад занимает особое место, он связывает всех персонажей воедино и является основным сюжетным стержнем, на котором и закручено дальнейшее развитие событий. 

Образ вишневого сада имеет большое значение для подачи и восприятия пьесы: именно через отношение к саду мы воспринимаем мотивы и ценности героев и узнаем их судьбу. Судьба вишневого сада печальна и отчасти трагична, но герои с облегчением, пусть и не без доли тоски, отпускают связанные с этим прекрасным местом воспоминания и ищут свой путь.

Автор: Анастасия Ретунская

Система образов “Вишневого сада”, в соответствии с идейнотематическими особенностями пьесы, также весьма оригинальна. В ней нет места одному главному герою, как и нет деления на положительных и отрицательных персонажей. Ведь все оказываются одинаково далеки от истинного понимания жизни, все беспомощны перед быстротекущим временем, все хотят заглянуть в будущее, но оно остается неизвестным никому. К каждому из них приложимо чеховское определение: “плохой хороший человек”.

Таковы прошлые хозяева вишневого сада: Раневская с ее неуравновешенностью и чувствительностью, полной непрактичностью и эгоизмом, но при этом она женщина, способная преданно любить, обладающая щедростью и широтой души, внутренней и внешней красотой; Гаев, сентиментальный и инфантильный, абсолютно неприспособленный к жизни, но добрый и сердечный человек. Оба они обладают той внутренней культурой, которая всегда характеризовала обитателей “дворянских гнезд”, но стала уже уходить в прошлое. В противоположность им в будущее устремлен наивный в своих благородных порывах Петя Трофимов. Этот “вечный студент”, несмотря на все свои замечательные речи, насыщенные общественно-политическим, гражданским пафосом, тоже оказывается неприспособлен к реальной жизни, а потому его красноречие в чем-то сродни болтливости Гаева.

Аня, как это часто бывает у Чехова, воплощение молодости, надежд, веры в прекрасное будущее, но в практической жизни она беспомощна, как и ее мать. Варя же, девушка серьезная, строгая, хозяйственная, наоборот, оказывается слишком приземленной и, может быть, именно потому счастье ускользает от нее.

Также индивидуализированы и все прочие персонажи, но особое место среди героев пьесы занимает все же Лопахин. Недаром Чехов так заботился о том, чтобы исполнитель роли правильно понял этот характер. Это нетрадиционный для русской литературы образ купца. Делец, и очень удачливый, Лопахин при этом “мягкий человек”, наделенный “душой артиста”.

Ирония жизни заключается в том, что Лопахин, искренне стремясь спасти сад для Раневской, в конце “нечаянно” завладевает им сам. Но достигнув успеха, он не выглядит победителем. Парадокс состоит в том, что он человек, который один способен по-настоящему оценить вишневый сад, именно он должен своими руками губить эту красоту – других выходов из сложившейся ситуации нет.

Так удача оборачивается насмешкой над его лучшими надеждами. Почему так случилось – не в силах понять ни сам герой, ни кто-либо другой. Но именно Лопахину принадлежат столь значимые для автора слова о “нескладной, несчастливой жизни”, которая “знай себе проходит”.

Он единственный из героев осознает ограниченность своей “правды” и необходимость поиска “общей идеи”, что сближает его позицию с авторской точкой зрения.

Чехов в “Вишневом саде” показывает фатальное расхождение между личными хорошими качествами человека, субъективно добрыми его намерениями и результатами его социальной деятельности. Именно с Лопахиным входит в пьесу одна из давних и основных тем чеховского творчества: враждебность, алогизм, непосильная сложность, непонятность жизни для обыкновенного “среднего” человека, кем бы он ни был. Столь же безуспешно бьются над загадками жизни и многие другие герои Чехова – и в его пьесах, и в рассказах и повестях.

Они оказываются столь же одинокими, страдающими, зависимыми от враждебных им обстоятельств, а потому Лопахин – это один из героев, стоящих на главной линии чеховского творчества.

Loading…

Особенности образов пьесы

Одной из особенностей образов Чехова является сочетание положительных и отрицательных свойств. Так, Раневской свойственна непрактичность и эгоизм, но вместе с тем она способна искренне любить, обладает широкой душой и щедростью, она красива и внешне, и внутренне. Гаев, несмотря на свой инфантилизм и сентиментальность, очень добр. Брату с сестрой свойственны те моральные и культурные принципы потомственного дворянства, которые уже стали отголоском уходящего прошлого. «Вечный студент» Петя Трофимов рассуждает очень правильно и красиво, но, как и старые хозяева сада, абсолютно оторван от реальности и не приспособлен к жизни. Своими речами он увлекает и Аню, воплотившую в себя символ молодости и надежду на лучшее будущее, однако абсолютно беспомощную в самостоятельной жизни. Её противоположностью является Варя, приземленность которой, возможно, мешает устроить свое счастье.

Бесспорно, в пьесе «Вишнёвый сад» систему образов возглавляет Лопахин. Чехов настаивал, чтобы его играл непременно сам Станиславский, и драматург старался донести до исполнителя психологию этого персонажа. Пожалуй, он единственный, у кого внутренние убеждения максимально приближены к действиям. Еще одной яркой чертой всех героев в этой пьесе является неумение и не желание слышать друг друга, все настолько заняты собой и своими личными переживаниями, что просто не в состоянии проникнутся в чужие. И вместо того, чтоб вместе пройти через происходящее испытание – лишения дома – они живут представлениями о своем будущем, в котором каждый будет сам по себе. Особенно это видно в первом действии: Раневская погружена в свои воспоминания настолько, что абсолютно оторвалась от происходящего, Аня так же занята своими мыслями, хотя Варя пытается рассказать о происходящем в доме в ее отсутствие.

Система образов в пьесе Вишнёвый сад сочинение

  • Сочинения
  • /

  • По литературе
  • /

  • Система образов в пьесе Вишнёвый сад

В своей комедии «Вишневый сад» Чехов вывел на сцену и показал плеяду образов, которых связывает прошлое. Их память еще полна событиями прошедшей жизни, воспоминаниями прошлых эпизодов и явлений. Все они несут в своем сердце и держат в памяти дни и минуты тех былых лет. По развитию сюжета, драматург делит героев пьесы, на людей, которые так и остались представителями прошлой, уходящей, вчерашней действительности. Это Раневская, ее брат Гаев и лакей Фирс.

Всем им свойственно восприятие жизни с точки зрения ребенка: неразумность и беззаботность. Они не видят изменений, не хотят их принимать и что-то менять, в своей жизни. Живут, эти люди, памятью по уходящим временам. Например, Любовь Андреевна, оставляет своих дочерей, и родную и приемную, в России, без денег и средств существования, а сама уезжает в Париж. Новое время, в пьесе, идущее на смену всему прошлому, несущему перемены стране, представляет образ Лопахина.

Это человек, дела и идеи, которого формируются под воздействием последних, свежих событий, предприниматель-купец, из крестьян, ставший богатым и самостоятельным. Наступает его время. Пора, когда человек может сделать себя сам. Но образ Лопахина неоднозначен, так как он не жесток, он помнит добро и, даже, ценит красоту. Но все его чувства сочетаются с выгодой.

Он покупает вишневый сад, так как ему жалко его красоту. У него с этим участком связаны воспоминания детства. Но еще он его покупает, чтобы разделить и распродать сад по частям и от этого получить выгоду. Будущее, в комедии, представляет молодое поколение страны. Это Аня и Петя Трофимов. Учитель, погибшего сына Раневской, Трофимов, хотя и считается молодым, но имеет за своими жизненными плечами – тридцать лет. Вообще, люди к этому возрасту, уже заканчивают учебное заведение.

Строят семейную жизнь. Определяются на поприще труда. Петя, к этому времени никак не может закончить университет. Его стезя — речи, призывающие к изменению жизни. Никто его, кроме Ани, всерьез, не воспринимает. Он думает, что знает, как сделать жизнь лучше. Но это, пока, лишь слова. Неизвестно, появятся ли дела. Ему близка, Аня, младшая дочь Раневская. Она еще ребенок, очень молода.

Она верит словам, которые дают надежды. Анна мечтательница и прожектерка. Все представленные в пьесе образы имеют свои чаяния и надежды. Кто-то достигнет своих помыслов, а кто-то покатится по «старой дорожке». Россию, в образе вишневого сада, ждут перемены и другая жизнь.

Другие: ← Характер Катерины в пьесе Гроза↑ По литературеАнализ романа Мастер и Маргарита →

Система образов в пьесе Вишнёвый сад

Система образов в пьесе Вишнёвый сад
Сейчас читают:

  • Сочинение по картине Шишкина Туманное утро Вряд ли сыщется человек, мало-мальски интересующийся живописью, который бы не знал или не слыхал об Иване Шишкине, – русском художнике, пейзажисте от бога.
  • В чем смысл романа Отцы и дети Тургенева сочинение
    За частую, название любого произведения, становиться основным ключевым понятием к основной идеи и восприятию текста в целом. Это не стало исключением и в случае с известным романом Тургенева Ивана Сергеевича «Отцы и дети». Как же всё это бывает интересно,
  • Сочинение на тему Летние радости 5 класс по русскому языку
    Когда луч солнца пробирается в комнату, заполняя её теплом, а солнечный зайчик весело скачет по стенам, мы безудержно радуемся замечательному началу нового летнего дня! Он пахнет морем и песком, рекой и лесом, свежим молоком у бабушки в деревне, фруктовым
  • Анализ поэмы Кому на Руси жить хорошо сочинение
    Знаменитое произведение «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов Николай Алексеевич создавал долгих четырнадцать лет, с тысяча восемьсот шестьдесят третьего по тысяча восемьсот семьдесят седьмой годы. В это время создавалась непосредственно сама поэма,
  • Сочинение Зимняя сказка (2, 3, 4, 5, 6, 7 класс)
    Настоящей волшебницей считают зиму. Вокруг все меняется с ее приходом. Не лютый мороз, не ветер, не могут отобрать у зимы ее волшебства. Приходит она всегда внезапно. Тихо и торжественно
  • Тема свободы в поэме Мцыри 8 класс сочинение
    Поэма «Мцыри» является романтическим произведением с достаточно простым сюжетом. В ней рассказывается о юноше, который всю свою прожил пленником и его стремление к свободе. И оно понятно, так как он родился на свободных просторах и должен

«Вишневый сад»: анализ произведения Чехова А.П.

Особенности чеховской драматургии особенно ярко проявились в пьесе «Вишневый сад».

Основа всякого драматургического произведения — действие, оно вызывается столкновением интересов, взглядов, устремлений героев, т.е. конфликтом. В пьесе Чехова видимого конфликта нет. Имение Раневской продано за долги, владельцы его оказались без средств к существованию и крыши над головой. Купил имение Лопахин, предприниматель, чьи предки были здесь крепостными. Но конфликта между хозяйкой имения Раневской и Лопахиным нет. Наоборот, Лопахин приехал, чтобы спасти Раневскую от разорения, и только ее упорство не позволило ему осуществить план спасения.

Есть конфликт внесценический: на примере судьбы одной помещичьей семьи Чехов показал столкновение двух экономических формаций. Новая, капиталистическая берет верх, разрушено еще одно дворянское гнездо. И происходит это вне зависимости от воли персонажей. Но этот конфликт, основанный на противоборстве социальных сил, приглушен, драматизм пьесы заключается не в борьбе за вишневый сад, а в общем недовольстве жизнью, свойственной каждому персонажу.

Другая особенность — отсутствие главного героя. Такой герой еще есть в первой гимназической пьесе Чехова, есть в «Иванове», а в остальных чеховских произведениях есть группы персонажей, объединенные по какому-либо принципу в систему.

В критике пьеса «Вишневый сад» часто называется пьесой о прошлом, настоящем и будущем России. По этому принципу и объединяют героев: Раневская и Гаев представляют Россию прошлую, Лопахин — настоящую, Аня и Петя — будущую. Такая группировка, однако, еще не есть система персонажей. У Чехова все значительно сложнее. Зачем в пьесе Шарлотта Ивановна, не имеющая паспорта, не знающая, сколько ей лет, кто она по национальности, кем были ее родители? А рядом Раневская. Она знает, сколько ей лет, но старается об этом не думать и ведет себя далеко не по возрасту. Она знает, кто она по национальности, говорит о любви к отечеству, но рвется прочь от него. То, что тщательно скрывает Раневская, становится зримым, когда рядом Шарлотта Ивановна. Невинные странности Гаева, его шутливо-торжественное обращение к шкафу, постоянные невпопад упоминаемые бильярдные термины получают объяснение и приобретают истинную цену, когда рядом с ним Епиходов. Причем, если у Епиходова все откровенно глупо и потому смешно, то речи Гаева имеют безнадежно трагический оттенок.

Яша с его хамовитостью и презрением к России «высвечивает» и Гаева, и Раневскую.

Дуняша, всем существом своим пытающаяся походить на «барышню», естественно, карикатурна. Рядом с ней так же карикатурна молодящаяся Раневская.

Похожесть слуг на господ и наоборот — прием, использованный еще Чеховым-гимназистом в первой его пьесе. В последней пьесе все персонажи нитями похожести прочно связаны друг с другом. Похожесть не случайна. Они все — люди одного мира, некогда цельного и распадающегося на глазах. Чужой среди них один Лопахин. Он давно покинул этот мир, уже, видимо, отвык от него, и поэтому смотрит на всех с печальным недоумением. Он, конечно, не может жениться на Варе, которая не позволит вырубить сад и сломать дом: она не из его мира.

В рассказах Чехова есть персонажи с одной повторяющейся чертой — стремлением уйти от прошлого благополучия в мир больших городов, где кипит жизнь разумная, деятельная. Такова, например, Аня. Мир, в который зовет ее Петя, представляется ей, видимо, очень смутно, да и сам Чехов едва ли имел о нем четкое представление. Важно одно: Аня и Петя мечтают насадить сад «лучше этого» — «вся Россия наш сад». И они не только мечтают, они попытаются действовать, а что из этого получится, не знал и сам Чехов. Он знал только, что такие люди уже существуют, и создал подобный образ в рассказе «Невеста».

Таким образом, замкнутая система персонажей Чехова не изолирована от мира, она имеет две «двери»: из одной вошел Лопахин, в другую уйдут Петя и Аня.

Еще одна особенность чеховских пьес — обилие внесценических образов. В «Вишневом саде» это и умерший «от шампанского» муж Раневской, и утонувший сын, и любовник в Париже, и дочь Симеонова-Пищика, мечтающая разбогатеть через «выигрышный билет». Внесценические персонажи полноправно входят в систему художественных образов, так как они не только многое объясняют, но и влияют на те или иные поступки персонажей сценических. Так, действия Раневской зависели и от смерти мужа и гибели сына и, конечно, от писем парижского любовника. Более того, внесценические образы раздвигают сценическое пространство географически и во времени.

Пространство и время становятся средствами поэтики драматургии Чехова. Неотъемлемая особенность чеховских пьес — символика. Ею широко пользовались драматурги и до Чехова. В пьесах Чехова символика особая — реалистическая.

Своей последней пьесе Чехов дал название «Вишневый сад». Так называется имение с вишневым садом, «прекраснее которого нет на свете». Лопахину не понять, что Раневская и Гаев отказываются уничтожить дом и сад, потому что то и другое — символ не только благополучного помещичьего прошлого, но и дворянской культуры, и дворянской усадебной поэзии, всего, чем жили их предки.

Для Лопахина вишневый сад тоже символ. Он создан руками предков Лопахина, крепостными рабами, «хватить топором» по остаткам прошлого, к тому же не приносящим реальной прибыли, — что может быть приятнее для внука крепостного.

Вишневый сад — символ и для Ани. Красота и благополучие прошлого становятся как бы эталоном для будущего, построенного, однако, по каким-то другим принципам. Вишневый сад, как звено в цепи, соединит прошлое и будущее.

В то же время этот символ — «реалистический»: сад реально существует, его видят персонажи из окна, удары топора по стволам деревьев слышат зрители. Таким образом, вишневый сад в пьесе Чехова — реальная предметная конкретность и в то же время многозначный, эмоционально насыщенный образ-символ.

И режиссеров, и исследователей не перестает удивлять жанровое определение Чеховым его пьес. Почему «Иванов» — драма, а «Чайка», где герой под занавес тоже стреляется, — комедия? Почему «Вишневый сад» — комедия? Хорошо известно, как Чехов был сердит на Станиславского, поставившего «Вишневый сад» как драму.

Прежде всего следует иметь в виду требование Чехова к драматургии: на сцене все должно быть так же просто и так же сложно, как и в жизни. А в жизни чистые комедии, как и чистые драмы, случаются очень редко. Сочетание того и другого на сцене — естественная закономерность. Однако Чехов настаивал: «Вишневый сад» — комедия. Почему?

Ответ найдется сам собой, если предположить, что пьеса должна быть действительно поставлена как драма, в которой симпатичные, безвинные люди оказываются изгнанными из дома, построенного их предками, где жили они сами, родились их дети. Достаточно посочувствовать Раневской, плачущей в третьем действии, после того как Лопахин объявил, что хозяин имения — он, и от авторского замысла ничего не останется; получится, что Чехов, отец которого в молодости был крепостным, сожалеет об уходе с исторической арены паразитического помещичьего сословия.

Некоторые критики предлагают называть пьесу лирической комедией или даже лирической драмой и считают, что драма может нести в себе и трагические мотивы, и комические.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

  • Сочинения
  • /

  • По литературе
  • /

  • Система образов в пьесе Вишнёвый сад

Система образов в пьесе Вишнёвый сад сочинение

В своей комедии «Вишневый сад» Чехов вывел на сцену и показал плеяду образов, которых связывает прошлое. Их память еще полна событиями прошедшей жизни, воспоминаниями прошлых эпизодов и явлений. Все они несут в своем сердце и держат в памяти дни и минуты тех былых лет. По развитию сюжета, драматург делит героев пьесы, на людей, которые так и остались представителями прошлой, уходящей, вчерашней действительности. Это Раневская, ее брат Гаев и лакей Фирс.

Всем им свойственно восприятие жизни с точки зрения ребенка: неразумность и беззаботность. Они не видят изменений, не хотят их принимать и что-то менять, в своей жизни. Живут, эти люди, памятью по уходящим временам. Например, Любовь Андреевна, оставляет своих дочерей, и родную и приемную, в России, без денег и средств существования, а сама уезжает в Париж. Новое время, в пьесе, идущее на смену всему прошлому, несущему перемены стране, представляет образ Лопахина.

Это человек, дела и идеи, которого формируются под воздействием последних, свежих событий, предприниматель-купец, из крестьян, ставший богатым и самостоятельным. Наступает его время. Пора, когда человек может сделать себя сам. Но образ Лопахина неоднозначен, так как он не жесток, он помнит добро и, даже, ценит красоту. Но все его чувства сочетаются с выгодой.

Он покупает вишневый сад, так как ему жалко его красоту. У него с этим участком связаны воспоминания детства. Но еще он его покупает, чтобы разделить и распродать сад по частям и от этого получить выгоду. Будущее, в комедии, представляет молодое поколение страны. Это Аня и Петя Трофимов. Учитель, погибшего сына Раневской, Трофимов, хотя и считается молодым, но имеет за своими жизненными плечами – тридцать лет. Вообще, люди к этому возрасту, уже заканчивают учебное заведение.

Строят семейную жизнь. Определяются на поприще труда. Петя, к этому времени никак не может закончить университет. Его стезя — речи, призывающие к изменению жизни. Никто его, кроме Ани, всерьез, не воспринимает. Он думает, что знает, как сделать жизнь лучше. Но это, пока, лишь слова. Неизвестно, появятся ли дела. Ему близка, Аня, младшая дочь Раневская. Она еще ребенок, очень молода.

Она верит словам, которые дают надежды. Анна мечтательница и прожектерка. Все представленные в пьесе образы имеют свои чаяния и надежды. Кто-то достигнет своих помыслов, а кто-то покатится по «старой дорожке». Россию, в образе вишневого сада, ждут перемены и другая жизнь.

Система образов в пьесе Вишнёвый сад

Система образов в пьесе Вишнёвый сад
Сейчас читают:

  • Быт и нравы города Калинова в пьесе Гроза Островского сочинение

    Русская литература по праву считается одной из величайших в мире. А также на ней лежит большая ответственность не только за культурное просвещение, но еще она является лицом государства. По некоторым произведениям можно составить представление

  • Сочинение на тему Краски осени

    Осень. Произносишь это слово, и сразу же хочется непроизвольно дополнить – золотая. Почему? Да потому что просто достаточно выйти на прогулку и оглянуться вокруг. Особенно ярко выражен золотой облик осени в парках и лесах в яркие солнечные дни.

  • Сочинение Мой любимый праздник День Святого Валентина

    Традиционно в России 14 февраля отмечается День Святого Валентина, еще этот праздник называют Днем всех влюбленных. Пожалуй, это мой любимый праздник. Ведь, что может быть прекраснее любви?

  • Сочинение на тему Может ли поражение стать победой 11 класс

    Победа – это очень приятное состояние. Побеждать может каждый, проигрывать не любит никто. Но, не многие задумываются о том, что поражение может стать победой. Ведь череда поражений может привести человека к победе.

  • Сочинение по картине Февральская лазурь Грабарь 4, 5 класс

    Картина Игоря Эммануиловича Грабаря создана и пропитана чувствами глубокого патриотизма и безмятежным восхищением богатствами родной природы. Как удивительна история создания величайших картин этого художника. И.Э. Грабарь

  • Сочинения 3 класс

Жизнь и сад по пьесе Чехова "Вишневый сад" - примеры сочинений

­Пример сочинения 1

Вишневый сад — образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ-символ. Он символизирует не только красоту русской природы, но, главное, красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им, той жизни, которая погибает вместе с гибелью сада.

Образ вишневого сада объединяет вокруг себя всех героев пьесы. Владельцы усадьбы — русские помещики Гаев и Раневская. И брат, и сестра — образованные, умные, чуткие люди. Они умеют ценить красоту, тонко чувствуют ее, но в силу инертности не могут ничего предпринять для ее спасения. При всей своей развитости и душевном богатстве Гаев и Раневская лишены чувства реальности, практичности и ответственности, а потому не в состоянии позаботиться ни о себе, ни о близких людях. Они не могут последовать совету Лопахина и сдать землю в аренду, несмотря на то что это принесло бы им солидный доход: “Дачи и дачники — это так пошло, простите”. Пойти на эту меру им мешают особые чувства, которые связывают их с усадьбой. Они относятся к саду как к живому человеку, с которым их очень многое связывает. Вишневый сад для них — это олицетворение прошлой жизни, ушедшей молодости.

Лопахин умеет ценить красоту: его восхищает сад, “прекраснее которого нет ничего на свете”. Но он — человек деятельный и практичный. Он не может просто любоваться садом и сожалеть о нем, не пытаясь что-либо предпринять для его спасения. Он искренне старается помочь Гаеву и Раневской, постоянно убеждая их: “И вишневый сад, и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее — аукцион на носу! Поймите! ” Но они не желают его слушать.

Однако аукцион состоялся, и Лопахин купил имение. Для него это событие имеет особый смысл: “Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется… ” Для Лопахина вишневый сад — всего лишь земля, которую можно продать, заложить или купить. В своей радости он даже не считает нужным проявить элементарное чувство такта по отношению к прежним хозяевам усадьбы. Он начинает вырубать сад, даже не дожидаясь их отъезда.

Фирс — очень цельная натура, и эта цельность со всей полнотой проявляется в его отношении к саду. Сад для старого лакея — это родовое гнездо, которое он стремится оберегать так же, как и своих господ.

Петя Трофимов — представитель нового поколения. Его вообще не волнует судьба вишневого сада. “Мы выше любви”, — заявляет он, признаваясь тем самым в неспособности к серьезному чувству. Петя смотрит на все слишком поверхностно: не зная подлинной жизни, он пытается переустроить ее на основе надуманных идей. Сад для них — “вся Россия”, а не только этот вишневый сад. Но разве можно, не любя родного дома, полюбить весь мир? Вишневый сад — символ красоты.

Но кто же спасет красоту, если люди, которые способны ее ценить, не в силах за нее бороться, а люди энергичные и деятельные смотрят на нее только как на источник выгоды и наживы?

Вишневый сад — символ дорогого сердцу прошлого и родного очага. Но можно ли идти вперед, когда за твоей спиной раздается стук топора, разрушающего все, что прежде было свято? Вишневый сад — символ добра, а потому такие выражения, как “подрубить корни”, “растоптать цветок” или “ударить по дереву топором” звучат кощунственно и бесчеловечно.
Размышляя над характерами и поступками героев пьесы, мы задумываемся над судьбой России, которая является для нас тем самым “вишневым садом”.


Пример сочинения 2

Пьеса “Вишневый сад” была написана Антоном Павловичем Чеховым незадолго до его смерти. Она пропитана горечью, предчувствием неминуемого и озабоченностью судьбой своей страны, своего дома, семьи, сада. Читая это произведение, мы понимаем, что под термином “вишневый сад” автор подразумевал всю страну.

Так, один из ключевых героев, Петя Трофимов, восклицает: “Вся Россия – наш сад” и сразу становится понятно, отчего в пьесе такая тревога.

На поверхности видны переживания за жизнь и дальнейшую судьбу главных героев, но в подтексте читается тревога за будущее России. Вишневый сад – это целая эпоха! Поколения дворян выросли в таких садах, а вместе с их вырубкой умирала и эта эпоха.
Незаметно Чехов рассуждает о прошлом, настоящем и будущем страны. На смену былым буржуа приходят простые крестьяне, некоторые из которых разбогатев, стали купцами. Одним из таких “мужиков” является Ермолай Алексеевич Лопахин.

Если для былых владельцев имения этот сад – вся жизнь, то для Ермолая он представляет только коммерческий интерес. С другой стороны,

решение, которое он предлагает хозяевам для сохранения дома, совсем неглупое. Еще вначале пьесы, по приезду Раневской из Парижа, он говорит, что неплохо бы разбить сад на участки и сдать его в аренду. Однако для Любови Андреевной, выросшей и прожившей почти всю жизнь в тени этого сада, такое решение абсурдно.
Без вишневого сада ее жизнь теряет смысл.

Раневская итак перенесла одно большое горе в своей жизни, когда в реке утонул ее маленький сын Гриша, а теперь ее ждала новая беда – продажа родового поместья с торгов. Брат Раневской, Леонид Андреевич Гаев – человек более поверхностный, но тоже беспокоится о судьбе сада. Он надеется, что их выручит богатая тетка из Ярославля, но денег, которые она прислала, оказывается недостаточно, чтобы выкупить имение.

Другие герои пьесы также живо участвуют в решении участи сада.

Это и ворчливый Фирс, который прожил полжизни в поместье, и дочь Раневской Аня, которая влюблена в студента Петю Трофимова, и Варя, которая ждет предложения от Лопахина, и гувернантка Шарлотта Ивановна, и конторщик Епиходов, и помещик Симеонов-Пищик. Герои Чехова каждый по-своему вовлечены в “дело сада” и искренне переживают за его судьбу.

Казалось бы, одному только Лопахину все равно. Это тот человек, который произносит фразу: “Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду…” Он убежден, что вишня нынче доходов не приносит, лучше бы посеяли маковое поле. А Гаева и Раневскую за такую слепую привязанность к обыкновенному саду он считает “легкомысленными, неделовыми и странными” людьми.

Не менее равнодушным к красоте вишневого сада кажется Петя Трофимов. У этого героя новаторский взгляд на жизнь. Он рассказывает Ане, что нужно быть “выше любви”, нужно трудом и страданием искупить прошлое, чтобы жить счастливо в настоящем.

Несмотря ни на что, двадцать второго августа решается судьба сада, а вместе с тем для жителей поместья заканчивается целая эпоха и у всех кардинально меняется жизнь.


Пример сочинения 3

Вишнёвый сад в пьесе является объединяющим элементом. Он является главным образом всей пьесы. Писатель в пору цветения сада собирает в этом поместье людей, которые не только разные по своему социальному сословию, но и у них разные взгляды на жизнь и окружающий мир. Самым старым героем является Фирс, который всю свою жизнь посвятил служению господам. Он говорит:

В нем есть преданность, которую трудно встретить в остальных персонажах. Он не может помочь своим господам сохранить их родовое гнездо и после продажи сада, он умирает, оставленный и забытый теми, кому он служил всю жизнь.

Раневская и Гаев – это умные помещики, образованные, культурные, чуткие. Они умеют ценить красоту вокруг себя. Раневская прекрасна собой, черты лица ее утонченны. Она добра по характеру и благородна. Но эти брат с сестрой совершенно лишены какой–либо практичности. Они не могут позаботиться об окружающих их людях, равнодушны к тем, кто их окружает. Видя красоту вишнёвого сада, они не могут его спасти и даже не предпринимают никаких попыток для этого. Они беспомощны, словно дети.

Раневской и Гаеву противопоставлен другой герой – Лопахин. Русский молодой капиталист энергичен и деятелен. Выходец из крепостных крестьян, он не забыл о том, как были унижены его предки. И он умеет чувствовать красоту и жизнь природы. Так, он восхищается маковым полем, которое изумительно цветет. Но тут же успевает удачно продать мак и ликовать по этому поводу. Он видит и цветущий вишнёвый сад, и понимает, что ничего прекраснее этого нет.

Лопахин пытается научить Раневскую, как спасти сад. Но она не прислушивается к его советам. Его деловые качества постоянно берут вверх над его духовностью. Лопахин говорит:

Он сам это прекрасно понимает, так как он не может читать и восхищаться книгами, да он просто не умеет любить. Этот прекрасный вишнёвый сад приобретает Лопахин. И, кажется, что он должен быть спасен таким человеком, но деловые качества, желание наживы берут вверх и вот уже деревья вырубают, чтобы строить там дачные дома. Так умирает жизнь сада и его красота.

И, несмотря на то, что Лопахин чувствует себя хозяином жизни, Чехов не на его стороне. В этот же лагерь бездушных героев можно отнести и Яшку. Об этом лакее нельзя сказать ничего хорошего: он не знает, что такое доброта, любовь и привязанность. И в этом он противопоставлен Фирсу, у которого все это развито.

Есть в пьесе и молодое поколение, которое представлено Петей Трофимовым и Аней. Эти молодые герои мечтательны и совершенно бескорыстны. Их мысли еще чисты. Но автор не связывает с ними новую жизнь в будущем. Так, Петю всегда останется студентом, который неспособен полюбить по-настоящему. И если проследить за его поступками, действиями и мыслями, то становится ясно, что он неглубокий человек, у которого нет жизненной силы и нет понятных и ясных целей в жизни.

Чехов даже не пытается доверить ему спасение сада, так как на все этот персонаж смотрит поверхность и равнодушно. Петя сам придумывает себе идеи, которые не совпадают с реальностью, а затем, не зная жизни, пытается ее переустроить.

Поэтому и пьесе оканчивается так, чтобы каждый читатель сам смог ответить на вопрос о том, что же ждет впереди этих людей. У писателя в конце пьесы нет точки, он ставит вопрос. Кто же все-таки спасет красоту?


Пример сочинения 4

Пьеса «Вишнёвый сад» получила разную оценку критиков. Так, И.А. Бунин упрекал автора за неправдоподобность: в России в дворянских имениях не было садов, полностью состоявших из вишнёвых деревьев. Однако главное для Чехова заключалось не в точном соответствии реальности, а в символичности образа.

Роль главного героя в произведении играет сам Вишнёвый сад. Вишнёвые деревья – красивы, и дворянскую жизнь можно было назвать таковой. Разрушение сада – символ разрушения прежней жизни – дворянской. Красивой, праздной, со своими достоинствами и недостатками, но теперь не нужной.

Исторические перемены, отражённые в жизни людей, стали переменами и для сада. Многовековое угнетение крестьян подошло к концу. Из этой среды вышли новые люди, совершенного другого склада. Их жизнь и жизнь их предков разительно отличалась от барской жизни. Им приходилось выживать, постоянно трудиться, часто сверх своих сил. Это лишило их возможности получить достойное образование, но научило использовать любые условия с максимальной для себя пользой.

В литературе и жизни множество примеров благоприятно сложившихся отношений между крепостными и их хозяевами, однако там же можно найти и обратные примеры, в корне противоположные. Среда закалила их, и они привыкли искать возможность наилучшим образом использовать сложившуюся ситуацию. Ключевыми словами для того, чтобы охарактеризовать людей нового типа, становятся слова «использовать», «искать выгоду». Так, купец Ермолай Лопахин моментально сориентировался в происходящем и сумел извлечь материальную пользу из положения, которое прежним хозяевам имения казалось безвыходным. Представители же дворянской среды – это люди, которые воспитывались в более благоприятных условиях. У большинства из них была возможность получить образование, путешествовать, что позволило развить эстетическое чувство, интеллектуальные способности. Для таких, как Раневская и Гаев, сад – источник вдохновения, воспоминаний, приятных эмоций и просто красивое место. Они не приучены искать способы извлечь выгоду, потому что не нуждались в этом. Но они, в отличие от Лопахина, склонны наслаждаться природой просто так, не используя её.

Вишнёвый сад – как источник эстетического наслаждения, которое нельзя превратить в материальную выгоду, больше не нужен. И жизнь людей, привыкших к размеренности и непрактичности, фактически становится не нужна.  На сцену выходят другие герои, те, которые смогут занести топор над деревьями

Петя сам придумывает себе идеи, которые не совпадают с реальностью, а затем, не зная жизни, пытается ее переустроить.

Поэтому и пьесе оканчивается так, чтобы каждый читатель сам смог ответить на вопрос о том, что же ждет впереди этих людей. У писателя в конце пьесы нет точки, он ставит вопрос. Кто же все-таки спасет красоту?


Пример сочинения 4

Пьеса «Вишнёвый сад» получила разную оценку критиков. Так, И.А. Бунин упрекал автора за неправдоподобность: в России в дворянских имениях не было садов, полностью состоявших из вишнёвых деревьев. Однако главное для Чехова заключалось не в точном соответствии реальности, а в символичности образа.

Роль главного героя в произведении играет сам Вишнёвый сад. Вишнёвые деревья – красивы, и дворянскую жизнь можно было назвать таковой. Разрушение сада – символ разрушения прежней жизни – дворянской. Красивой, праздной, со своими достоинствами и недостатками, но теперь не нужной.

Исторические перемены, отражённые в жизни людей, стали переменами и для сада. Многовековое угнетение крестьян подошло к концу. Из этой среды вышли новые люди, совершенного другого склада. Их жизнь и жизнь их предков разительно отличалась от барской жизни. Им приходилось выживать, постоянно трудиться, часто сверх своих сил. Это лишило их возможности получить достойное образование, но научило использовать любые условия с максимальной для себя пользой.

В литературе и жизни множество примеров благоприятно сложившихся отношений между крепостными и их хозяевами, однако там же можно найти и обратные примеры, в корне противоположные. Среда закалила их, и они привыкли искать возможность наилучшим образом использовать сложившуюся ситуацию. Ключевыми словами для того, чтобы охарактеризовать людей нового типа, становятся слова «использовать», «искать выгоду». Так, купец Ермолай Лопахин моментально сориентировался в происходящем и сумел извлечь материальную пользу из положения, которое прежним хозяевам имения казалось безвыходным. Представители же дворянской среды – это люди, которые воспитывались в более благоприятных условиях. У большинства из них была возможность получить образование, путешествовать, что позволило развить эстетическое чувство, интеллектуальные способности. Для таких, как Раневская и Гаев, сад – источник вдохновения, воспоминаний, приятных эмоций и просто красивое место. Они не приучены искать способы извлечь выгоду, потому что не нуждались в этом. Но они, в отличие от Лопахина, склонны наслаждаться природой просто так, не используя её.

Вишнёвый сад – как источник эстетического наслаждения, которое нельзя превратить в материальную выгоду, больше не нужен. И жизнь людей, привыкших к размеренности и непрактичности, фактически становится не нужна.  На сцену выходят другие герои, те, которые смогут занести топор над деревьями ради спасения всего имения и будущей пользы. Таким образом, пора старого, патриархального уклада, которая давала возможности наслаждаться чем-то без практической выгоды, уходит. Наступает другая пора – людей деловых, с практическим складом ума.

И у того и у другого подхода есть свои плюсы и минусы. Можно понять Любовь Раневскую и вместе с ней сожалеть о гибели сада, и точно также можно понять деловую точку зрения Лопахина – он готов пожертвовать садом, но спасти остальное имение.

Гибнет сад, гибнет и дворянство. Оно сдаёт свои позиции, люди этой среды теряются в новых условиях, и шаг вперёд совершают те, кто раньше этого сделать не мог.

  • Вишневый пирог с корицей рассказ дзен
  • Вишневый пирог рассказ яндекс дзен
  • Вишневый пирог рассказ на дзен продолжение
  • Вишневский одиночество в сети аргументы к сочинению
  • Вишенка как пишется и почему