Помните
ли вы книги своего детства? Я помню. Они до сих пор стоят на полке в книжном
шкафу. Да, они не в идеальном порядке, и потерты страницы, и иллюстрации не
поражают яркими красками. Открываешь книгу и понимаешь, какое это искусство — создание
книги. Совместное творчество писателя и художника — книга, которая приносит нам
радость. Сегодня я хочу немного рассказать о художнике Владимире Михайловиче
Конашевиче. Вы, конечно, с его работами знакомы с детства, сами не подозревая
об этом, — утверждает библиотекарь Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Галина Глазырина.
Владимир
Михайлович Конашевич родился в 1888 году в Новочеркасске, в семье инженера. Как
и другие мальчики, он мечтал стать моряком, затем заинтересовался астрономией,
музыкой. Затем появилась тяга к изобразительному искусству. Детство прошло в
старой Москве. Владимир Михайлович считал, что все его увлечения и умения были
полезны для его последующего творчества и помогли ему шире смотреть на мир.
В 1908
году поступил на архитектурный факультет Московского училища живописи, ваяния и
зодчества, затем перевелся на живописное отделение, где его учителями были К.
А. Коровин, С. В. Малютин и Л. О. Пастернак. После учебы он переехал в
Петроград, где принимался за многим, более того, служил в пригородном
Павловском дворце-музее.
Но
когда же проявился его дар иллюстратора? В 1918 году жена и дочь жили на Урале,
и Владимир Михайлович в Петрограде рисовал для дочери картинки на каждую букву
алфавита и посылал в письмах. Так родилась «Азбука в картинках» — первая книжка
В. М. Конашевича. С тех пор художник стал иллюстратором детских книг.
В
1920-е годы отдается увлечению графикой. В книжной графике известность ему
принесли отличные иллюстрации к стихотворениям А. А. Фета (1921), далее к произведениям И. С. Тургенева, А П. Чехова, М. М. Зощенко,
К. А. Федина и одним из высших его достижений стали иллюстрации к «Манон Леско»
аббата Прево (1931).
В
станковой графике он заявил о себе прекрасными литографскими сериями. В
середине 1920-х гг. созданы прекрасные литографские серии – «Павловский парк», «Павловская
шпана», «Улица».
В
1930-х гг. Конашевич занимается иллюстрацией детских книг. Его работы
отличались склонностью к затейливо-декоративной манере, восходящей к
графике «Мира искусства». За «изящество», за «изысканность» и «эстетство»
Конашевича часто не одобряла критика. Иллюстрации к сказкам Шарля Перро и
пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке», выполненные в стилистике «Мира искусства»,
называли слишком нарядными и красивыми.
Больше
всего его увлекали произведения К. И. Чуковского, которые художник иллюстрировал
по много раз и в разных вариантах. Кстати, отношения Конашевича, которого
сейчас считают классическим иллюстратором Чуковского, с автором детских книг
были очень непростыми. Сначала «паршивенькие» и «тупые» (именно так Чуковский
отзывался об этих рисунках) работы художника категорически не нравились Корнею
Ивановичу, и только спустя годы он оценил доброту, любовь к детям и радость
жизни, которыми пронизаны иллюстрации. «Благодаря
Вам я впервые после большого перерыва снова почувствовал себя неплохим литератором
и заранее завидую тем пятилетним, шестилетним советским гражданам, которые
будут читать эту книжку» – так напишет один «детский» мастер другому.
В 1941
г. художник переселился в Ленинград и прожил всю блокаду, работая вначале над
воспоминаниями о своем детстве, а затем над иллюстрациями к сказкам Х.-К.
Андерсена (1943).
В 1956
г. Конашевич блеснул превосходными иллюстрациями к сборнику «Плывет, плывет
кораблик», в которых подытожил свою давнюю работу над английскими народными
песенками.
Затем
последовали десятки книг, в их числе «Чудо-дерево», «Приходи, сказка!», «Старик-годовик»
В. И. Даля.
Последней
работой художника было иллюстрирование всех сказок А. С. Пушкина (1961-62).
Книга эта вышла в свет уже после его смерти.
Конашевич
иллюстрировал и взрослую литературу, но детская книжка стала главным делом его
жизни. Сказки Андерсена, братьев Гримм, Ш. Перро, В. Даля, народные сказки —
русские, украинские, эстонские, латышские, английские, французские, китайские,
африканские, детские песенки разных народов — все они, а некоторые много раз
иллюстрированы Конашевичем. И Маршак, и Чуковский, и Андерсен были бы
окончательно другими писателями без картинок художника Конашевича. Такого
бурного потока разноцветных фантазий никакой иной иллюстратор детской
литературе, пожалуй, не подарил.
Галина Глазырина
Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.
PRO аккаунты для художников
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
Управление клиентами и продажами через CRM
Почтовые рассылки произведений
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
PRO аккаунты для художников
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
Управление клиентами и продажами через CRM
Почтовые рассылки произведений
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
Новости • 4 мая 2015 • Автор: Анна Денисенко
В гостях у сказки: мир детства глазами иллюстраторов от Конашевича до Булатова и Пивоварова
Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина устроил сказочное путешествие в мир иллюстраций Владимира Конашевича, а также Эрика Булатова, Олега Васильева, Ильи Кабакова и Виктора Пивоварова (автора знаменитого лого «Веселые картинки» с человечками). Любимые книжные рисунки — не только из частных коллекций, но и из запасников музея, — изумительная выставка «Сказочники» проходила в музее весной-летом 2015 года. Заглянем?
«Плывет, плывет кораблик…» на иллюстрации Владимира Конашевича
«Владимир Михайлович Конашевич (1888—1963) — один из ведущих художников книги середины ХХ века. Он получил известность как оформитель произведений отечественных и зарубежных писателей и поэтов — Пушкина, Маяковского, Чуковского, Маршака, Барто, Михалкова, Перро, Андерсена, а также сказок народов мира — русских, французских, китайских. Владимир Михайлович был первым иллюстратором книг Чуковского и Маршака. На выставке представлены около 200 произведений художника 1930−1960-х годов» — ориентируют публику организаторы, представляя замечательную выставку.
За каждой иллюстрацией Конашевича — целый мир нашего сказочного детства!
Выставка «Сказочники» приурочена к целому циклу проектов в рамках Года литературы. Самую большую часть выставки занимают иллюстрации Конашевича, а художники-нонконформисты, предлагая свое видение мира книжных сказок, выступают в роли «наследников» художника. Таков замысел организаторов.
«Сделать выставку Конашевича было нашей давней мечтой, и она связана с нашим собственным любовным отношением к этому материалу и теми прекрасными воспоминаниями детства и юности, которые живут в нас» — рассказывает директор музея Лошак.
Тематически и хронологически организаторы выставки разделили выставочное пространство на три части. Первая часть состоит из ранних работ Владимира Конашевича (целое царство!), вторая — из работ нонконформистов, и третья — из иллюстраций Конашевича к изданию для взрослых под названием «Атлас переливания крови».
Открывают выставку 200 ранних работ Владимира Конашевича. Сначала он был первым иллюстратором Маршака и Чуковского, а позднее и сказок Агнии Барто и Ганса Христиана Андерсена. Из всей плеяды представленных художников только Конашевич считал своим истинным призванием рисовать для детей.
Лишь начав вспоминать книги, проиллюстрированные художником, листаем — не можем остановиться! Эти образы просто впечатались в память…
Воспитанный в классических художественных традициях Серебрянного века, и работавший в сталинское время, которое постоянно склоняло хужожников к реализму, Конашевич сумел сохранить свой стиль. Авангардные, утонченные и изящные орнаменты — изгнанные из официальной советской школы, все равно продолжали жить в детской литературе.
Илья Кабаков писал: «Я испытал значительное влияние творчества „отца иллюстрации“, Владимира Конашевича… Он создал стиль сентиментального рисунка для детей. Впоследствии этот стиль был фактически канонизирован».
Узнать стиль Конашевича можно не только по рисункам, но и по… буквам и цифрам. Филигранно созданные буквы алфавита художник рисовал для своей дочери в письмах, находясь далеко от дома. Потом, созданный им детский алфавит стал первой его авторской книгой.
«Сначала я должен хорошенько подумать, как я буду делать рисунки. Ведь русские сказки я буду иллюстрировать совсем не так, как китайские, а китайские не так, как эстонские…
Затем в сказках я должен найти самые интересные, самые важные события, к которым я сделаю картинки. И продумать весь план иллюстрирования книги. Вот теперь я могу приступить к работе» — Владимир Конашевич.
Нонконформисты и детская книга
Вторая часть выставки посвящена книжной графике Эрика Булатова, Олега Васильева, Ильи Кабакова и Виктора Пивоварова. В 1950-е годы многие художники-нонконформисты вынуждены были сотрудничать с издательствами, так требовала система. Работали с издательствами «Детская литература» и «Малыш», в которых продолжали свои творческие эксперименты.
Илья Кабаков отдавал предпочтение иллюстрациям, посвященным детской научной литературе. В книгах о строгих знаниях художник экспериментирует со стилями и техниками, которые потом можно без труда угадать в его тотальных инсталляциях. Всего на выставке можно увидеть 10 работ художника, датируемых концом 1960-х годов.
В 50-ти работах Виктора Пивоварова легко узнать стиль автора. В детской зарубежной литературе художник сразу разглядел философский и «взрослый» смысл сказок.
«Веселые картинки»: автор знаменитого лого — В. Пивоваров!
«Виктор Пивоваров оформил более 50 книг, сотрудничал с журналами „Знание — сила“, „Мурзилка“ и „Весёлые картинки“ (именно он создал знаменитый логотип этого журнала, состоящий из „букв-человечков“). Известность ему принесли иллюстрации к детским книгам, особенно к сказкам Г. Х. Андерсена» — напоминают организаторы выставки.
«Азбука» В. Пивоварова, напечатанная в «Веселых картинках» в 1981 году
«…в своем „Оле-Лукойе“ я свёл Андерсена и Босха. Я слил в единое целое андерсоновские мечты, фантазии своего убогого впечатлениями детства и авангардную психоделику Босха — увлечение своей художественной юности» Виктор Пивоваров.
Творческий тандем Эрика Булатова и Олега Васильева посетители выставки могут оценить в иллюстрациях, представленных в разделе «эры иллюстраций» с 1959 по 1989 год. Это работы к сказкам «Золушка» и «Спящая красавица» Ш. Перро и «Чудесному путешествию Нильса с дикими гусями» С. Лагерлёф.
«Мы выработали такого художника, который был не Олегом Васильевым и не Эриком Булатовым. Это был некто третий. Все наши книжки проиллюстрированы этим художником» Эрик Булатов.
Позже каждый из художников отойдет от детского рисунка и реализует себя во «взрослом» творчестве. Илья Кабаков — в инсталляциях, Олег Васильев и Эрик Булатов посвятят себя живописи, Виктор Пивоваров отдаст предпочтение живописи и керамике. Но до этого самостоятельного пути каждый смог отточить свой собственный, узнаваемый стиль и манеру, витая в облаках мира «детских» фантазий.
«Атлас переливания крови»
Под таким названиям открывается третий раздел выставки, посвященный самому большому иллюстрированному труду Конашевича для взрослых — «Атласу переливания крови». Еще до войны сотрудники Ленинградского института переливания крови решили выпустить в свет издание для широкого круга читателей. Над книгой работали многие художники, в том числе и Владимир Конашевич, чей труд как раз выпал на блокадные годы. В «Атласе» показаны сцены переливания крови с I века н.э. до начала XVII века и портреты знаменитых ученых.
Вернуться в детство или впервые познакомиться с хрестоматийными иллюстрациями детской книги можно до 28 июня на выставке «Сказочники» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, по адресу: Москва, Волхонка, 10.
Теги
- Андерсен
- арт выставка
- Барто
- Виктор Пивоваров
- Владимир Конашевич
- Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина
- детская книга
- детский рисунок
- иллюстрация
- Илья Кабаков
- Маршак
- Москва
- Олег Васильев
- Пушкин
- Сказочники
- СССР
- экспозиция
- Эрик Булатов
Комментарии
Художник — Владимир Михайлович Конашевич
Страна: | Россия |
Родился: | 19 мая 1888 г. |
Умер: | 27 февраля 1963 г. |
Владимир Михайлович Конашевич родился в Новочеркасске, в семье служащего. Член Ленинградского отделения Союза советских художников с 1932 года.
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества с 1908 год по 1913 год сначала на архитектурном факультет, потом на живописном отделении, где его учителями были К. А. Коровин, С. В. Малютин и Л. О. Пастернак.
Занимался станковой графикой и книжной иллюстрацией. Иллюстрировал книги С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, сказки Г. Х. Андерсена, А. С. Пушкина и др. Одним из высших его достижений стали иллюстрации к «Манон Леско» аббата Прево. В станковой графике он заявил о себе прекрасными литографскими сериями середины 1920-х годов – «Павловский парк», «Павловская шпана», «Улица»; создал он и ряд интересных гравюр на дереве.
С 1916 по 1919 преподавал и руководил мастерской в Школе народного искусства (после революции — Техникум кустарных производств).
В детской книге он дебютировал еще в 1918 году, когда были изданы «Азбука в рисунках Вл. Конашевича» и «Розовая азбука» Е. Е. Соловьевой. Вплоть до самой смерти художник иллюстрировал народные сказки, русскую классику, детские произведения советских писателей. Его работы отличались склонностью к шутливой гротескности и затейливо-декоративной манере, восходящей к графике «Мира искусства».
С 1921 по 1930 преподавал в Академии художеств рисунок, руководил литографской мастерской.
С 1930-х годов Конашевич почти полностью посвятил себя иллюстрированию детских книг, лишь изредка делая исключение для пейзажей, натюрмортов и портретов, которые исполнял в полюбившейся ему специфической технике – тушью или акварелью по китайской бумаге.
С 1956 по 1963 член редколлегии журнала «Костер» и альманаха для дошкольников «Звездочка».
© РУНИВЕРС
Обложки изданий (185):
1922
1922 г.
1922 г.
1922 г.
1922 г.
1923
1923 г.
1924
1924 г.
1924 г.
1925
1925 г.
1925 г.
1926
1926 г.
1926 г.
1927
1927 г.
1927 г.
1927 г.
1927 г.
1928
1928 г.
1928 г.
1929
1929 г.
1929 г.
1930
1930 г.
1930 г.
1930 г.
1931
1931 г.
1931 г.
1933
1933 г.
1933 г.
1934
1934 г.
1935
1935 г.
1935 г.
1935 г.
1936
1936 г.
1936 г.
1936 г.
1936 г.
1936 г.
1936 г.
1936 г.
1936 г.
1936 г.
1937
1937 г.
1937 г.
1937 г.
1937 г.
1938
1938 г.
1938 г.
1938 г.
1938 г.
1938 г.
1939
1939 г.
1939 г.
1939 г.
1939 г.
1940
1940 г.
1940 г.
1941
1941 г.
1941 г.
1941 г.
1941 г.
1942
1942 г.
1943
1943 г.
1943 г.
1944
1944 г.
1944 г.
1945
1945 г.
1945 г.
1946
1946 г.
1946 г.
1947
1947 г.
1948
1948 г.
1948 г.
1949
1949 г.
1949 г.
1949 г.
1950
1950 г.
1950 г.
1950 г.
1951
1951 г.
1951 г.
1953
1953 г.
1954
1954 г.
1955
1955 г.
1955 г.
1956
1956 г.
1956 г.
1956 г.
1957
1957 г.
1958
1958 г.
1958 г.
1959
1959 г.
1959 г.
1959 г.
1960
1960 г.
1960 г.
1962
1962 г.
1965
1965 г.
1966
1966 г.
1966 г.
1966 г.
1967
1967 г.
1968
1968 г.
1968 г.
1969
1969 г.
1969 г.
1970
1970 г.
1971
1971 г.
1971 г.
1971 г.
1972
1972 г.
1973
1973 г.
1973 г.
1973 г.
1973 г.
1975
1975 г.
1976
1976 г.
1977
1977 г.
1978
1978 г.
1978 г.
1978 г.
1979
1979 г.
1980
1980 г.
1981
1981 г.
1982
1982 г.
1982 г.
1983
1983 г.
1983 г.
1983 г.
1984
1984 г.
1984 г.
1984 г.
1985
1985 г.
1985 г.
1985 г.
1986
1986 г.
1986 г.
1986 г.
1986 г.
1986 г.
1986 г.
1987
1987 г.
1987 г.
1987 г.
1987 г.
1988
1988 г.
1988 г.
1988 г.
1989
1989 г.
1989 г.
1990
1990 г.
1990 г.
1991
1991 г.
1992
1992 г.
1993
1993 г.
1994
1994 г.
1994 г.
1995
1995 г.
1998
1998 г.
1998 г.
2001
2001 г.
2002
2002 г.
2002 г.
2002 г.
2002 г.
2006
2006 г.
2006 г.
2007
2007 г.
2008
2008 г.
2010
2010 г.
2010 г.
2010 г.
2011
2011 г.
2012
2012 г.
2013
2013 г.
2013 г.
2013 г.
2013 г.
2014
2014 г.
2014 г.
2014 г.
2016
2016 г.
2016 г.
2018
2018 г.
2018 г.
2020
2020 г.
2020 г.
2021
2021 г.
Внутренние иллюстрации изданий (275) :
1922
1922 г.
1924
1924 г.
1925
1925 г.
1925 г.
1925 г.
1925 г.
1926
1926 г.
1926 г.
1927
1927 г.
1927 г.
1928
1928 г.
1928 г.
1929
1929 г.
1929 г.
1929 г.
1929 г.
1929 г.
1929 г.
1929 г.
1929 г.
1930
1930 г.
1930 г.
1930 г.
1930 г.
1930 г.
1930 г.
1931
1931 г.
1931 г.
1931 г.
1931 г.
1931 г.
1931 г.
1931 г.
1931 г.
1932
1932 г.
1932 г.
1932 г.
1932 г.
1932 г.
1932 г.
1933
1933 г.
1933 г.
1934
1934 г.
1934 г.
1934 г.
1934 г.
1934 г.
1934 г.
1935
1935 г.
1935 г.
1935 г.
1935 г.
1935 г.
1935 г.
1935 г.
1936
1936 г.
1936 г.
1936 г.
1936 г.
1936 г.
1936 г.
1936 г.
1936 г.
1936 г.
1936 г.
1936 г.
1936 г.
1937
1937 г.
1937 г.
1937 г.
1937 г.
1937 г.
1937 г.
1937 г.
1937 г.
1938
1938 г.
1938 г.
1938 г.
1938 г.
1938 г.
1938 г.
1938 г.
1938 г.
1938 г.
1938 г.
1939
1939 г.
1939 г.
1939 г.
1939 г.
1939 г.
1939 г.
1939 г.
1939 г.
1939 г.
1939 г.
1939 г.
1940
1940 г.
1940 г.
1940 г.
1940 г.
1940 г.
1940 г.
1940 г.
1941
1941 г.
1941 г.
1941 г.
1941 г.
1941 г.
1941 г.
1941 г.
1941 г.
1941 г.
1941 г.
1942
1942 г.
1942 г.
1943
1943 г.
1943 г.
1943 г.
1943 г.
1943 г.
1944
1944 г.
1944 г.
1944 г.
1944 г.
1944 г.
1944 г.
1945
1945 г.
1945 г.
1946
1946 г.
1946 г.
1947
1947 г.
1948
1948 г.
1948 г.
1948 г.
1949
1949 г.
1950
1950 г.
1950 г.
1951
1951 г.
1953
1953 г.
1954
1954 г.
1955
1955 г.
1955 г.
1956
1956 г.
1956 г.
1956 г.
1957
1957 г.
1957 г.
1957 г.
1958
1958 г.
1958 г.
1958 г.
1959
1959 г.
1959 г.
1959 г.
1960
1960 г.
1960 г.
1962
1962 г.
1965
1965 г.
1965 г.
1966
1966 г.
1966 г.
1966 г.
1966 г.
1966 г.
1966 г.
1967
1967 г.
1968
1968 г.
1968 г.
1969
1969 г.
1969 г.
1970
1970 г.
1970 г.
1970 г.
1970 г.
1971
1971 г.
1971 г.
1972
1972 г.
1972 г.
1973
1973 г.
1973 г.
1973 г.
1973 г.
1973 г.
1975
1975 г.
1975 г.
1976
1976 г.
1976 г.
1976 г.
1977
1977 г.
1978
1978 г.
1978 г.
1978 г.
1978 г.
1979
1979 г.
1980
1980 г.
1981
1981 г.
1982
1982 г.
1982 г.
1982 г.
1983
1983 г.
1983 г.
1983 г.
1984
1984 г.
1984 г.
1985
1985 г.
1985 г.
1985 г.
1986
1986 г.
1986 г.
1986 г.
1986 г.
1986 г.
1986 г.
1986 г.
1987
1987 г.
1987 г.
1987 г.
1987 г.
1988
1988 г.
1988 г.
1988 г.
1989
1989 г.
1989 г.
1989 г.
1990
1990 г.
1990 г.
1990 г.
1991
1991 г.
1991 г.
1991 г.
1993
1993 г.
1993 г.
1993 г.
1994
1994 г.
1995
1995 г.
1997
1997 г.
1998
1998 г.
1998 г.
2001
2001 г.
2001 г.
2002
2002 г.
2002 г.
2002 г.
2002 г.
2002 г.
2003
2003 г.
2003 г.
2006
2006 г.
2006 г.
2006 г.
2007
2007 г.
2007 г.
2007 г.
2008
2008 г.
2008 г.
2010
2010 г.
2010 г.
2010 г.
2010 г.
2011
2011 г.
2012
2012 г.
2012 г.
2013
2013 г.
2013 г.
2013 г.
2014
2014 г.
2016
2016 г.
2016 г.
2016 г.
2017
2017 г.
2018
2018 г.
2018 г.
2020
2020 г.
2020 г.
2021
2021 г.
Другое (1) :
1940
1940 г
(фронтиспис)
Издания не на русском языке (2) :
1974
1974 г.
1991
1991 г.
Примечание