Владимир новиков сказка теплые валенки

Сказки и рассказы про валенки…

Теплые валенки (Владимир Новиков)

Стояли на русской печи теплые валенки. Всю ночь молчали, а перед тем, как хозяину идти на работу, вдруг начали выяснять, кто из них кто:

— Я правый! — сказал первый валенок. — Меня первым хозяин надевает.

— Нет, я правый! А ты — левый! — сказал другой валенок. — Это меня хозяин, когда уходит на работу, всегда первым надевает.

Каждому из них почему-то хотелось быть правым и никто не хотел быть левым. Они считали: правая нога главнее, потому что хозяин всегда с правой ноги начинает обуваться. И продолжали доказывать друг другу:

— Я правый! — сказал первый валенок.

— Нет, я правый! — сказал второй.

— Нет, я! — сказал первый.

— Нет, я! — сказал второй.

И тут первый в гневе толкнул второго, и тот упал с печки прямо под ноги хозяину. Хозяин удивился, поднял валенок, сунул в него правую ногу, а левую в тот, что с печки снял.

О, как возгордился второй валенок, что он сегодня первый, а, значит, главный.

Шагает хозяин на работу и слышит, как поскрипывает снег под валенками, но не слышит, как в это время первый валенок говорит второму:

— Знаешь, брат, прости меня! Но всё же давай договоримся по-честному: сегодня ты — правый, а завтра я буду — правый!

— По-честному, так по-честному! — сказал второй. — Тогда завтра утром я тебя с печки столкну.

С тем и договорились.

Волшебные валенки (Клименкова Евгения)

Жил-был лесник – трудолюбивый, добрый, вежливый человек. Никогда никого не обижал, а наоборот, помогал всем. Его лучшими друзьями были звери лесные. Попадет лисичка в капкан, а он ее освободит и лапку залечит.

Были у лесника валенки, которые спасали его в лютые морозы, берегли от разных болезней. Подарила ему их лесная фея, благодарная за то, что не раз спасал он ее лес от пожаров, жителей лесных – от охотников.

А дело было так. Однажды зимой пошел лесник проведать лесную фею. Налетела на него вьюга – злая колдунья, сбила с ног, заморозить захотела. Но лесная фея не дала ему погибнуть, помогла добраться до дома и подарила леснику валенки, которые спасали от лютых морозов и любых болезней.

Долго прожил лесник, состарился, да и валенки постарели вместе с ним, потеряли волшебную силу. Как-то раз пошел старик-лесник за хворостом. Налетела на него опять неугомонная вьюга – злая колдунья. Упал лесник в снег, не смог устоять против злодейки. Так и вьюжит, так и хочет его заморозить. Вовремя подоспела фея, прогнала колдунью и валенки наполнила новой силой. Стали они как новые. Поблагодарил старик лесную фею и спросил, что может сделать для нее.

Фея попросила лесника, чтобы взял он лопату и пошел к старому дубу, выкопал там яму и посмотрел, что будет. А о том, что увидит, людям рассказал.

Сделал лесник все, о чем она его попросила. Теперь вместо той ямы родник течет, а на ветках старого дуба висят валенки! Всяк, кто лес бережет, зверей любит, обязательно найдет это место и сможет взять валенки с дерева, которые будут оберегать доброго человека от хворей всяких и напастей.

Валя и Кубышка (Комаров Никита)

Жили в лесу два друга «не разлей вода» — мышка Кубышка и валенок Валя. Жили они, не тужили, друг о друге заботились. Летом Кубышка мыла и чистила валенок от грязи, а зимой Валя согревал мышку от мороза и холода. Но вот нежданно-негаданно случилась беда…

Заболел валенок, прохудился, появились в нем дыры. С каждым днем становилось Вале все хуже и хуже. В лесу этом жил мастер Валенковский. Говорят он делал валенки для всех жителей – от мала до велика. Знал свое дело хорошо и не зря слыл мастером. Решила мышка, что пойдет с валенком к нему за помощью. Собрались они ранехонько и отправились в путь. Вот только дороги Кубышка не знала, но понадеялась на добрую помощь жителей леса. Долго ли, коротко ли шли они, а на встречу им Лиса.

— Ну, здравствуй, мышка Кубышка, куда путь держишь?

— Здравствуй Лисичка сестричка. Не могла бы ты нам подсказать дорогу к мастеру Валенковскому?

— Какая мне выгода от этого?

— А я угощу тебя блинками с маслецом, сегодня утром напекла.

— Хорошо, — сказала лиса облизнувшись, — но я знаю только треть дороги. Идите прямо, никуда не сворачивайте до самой реки, а там будет берлога Михаила Потаповича.

— Спасибо тебе лисичка.

Мышка отдала лисе в благодарность за помощь блины, и отправились они с валенком дальше.

Дошли они до реки, а навстречу им Михаил Потапович, за ним его жена Варвара и их сын Мишутка.

— Не видели вы девчонку, — спрашивает медведь. Она наш весь дом разворотила: всю еду съела, стулья поломала, кровати помяла!

— Видели. Вон она на лодке через реку перебирается!

— Спасибо вам, друзья. Чем отплатить вам за добро? Подскажи, как нам добраться к мастеру Валенковскому?

— Идите воль реки, у большой канавы повернете налево. Там увидите нору волка и спросите у него как дальше добраться.

Поблагодарив друг друга, каждый отправился в свою сторону.

Идут они, а валенок совсем исхудал. Кругом глушь, темнота, вдруг услышали они страшный вой. Навстречу им волк бежит, хромает. Остановился он и стал просить помощи.

— Перебинтуйте мне, пожалуйста, лапу, а то я в капкан попал, еле выбрался.

— Конечно же. Мы сейчас тебе поможем. С этими словами Кубышка достала из сумки йод, бинт и обработала рану.

— Спасибо. Чем я могу вам помочь, — сказал благодарный волк.

— Подскажи, как нам добраться до мастера Валенковского?

— Видите, вон там, вдалеке виднеется дом, это его знаменитая мастерская.

— Спасибо тебе, волк за помощь.

С этими словами двинулись Кубышка и Валя дальше. Совсем уже стемнело и похолодало. Валя остановился, идти не может.

— Валя, Валя, не спи! Не спи, замерзнешь! Прошу тебя, поднимайся, пойдем, совсем немного осталось! Но валенок ее не слышал. Мышка взвалила друга на плечо и понесла к мастерской.

Очнулась мышка в ярко освещенной комнате. Справа – камин, слева – комод, напротив – стол с нитками, иголками и прочими вещами мастера. Вдруг открылась дверь, и мышка услышала родной голос Вали, который кого-то спрашивал: «Ну, как она, в порядке?» «Да, в полном! Вот, посмотри, пришла в себя и глаза открыла», — отвечал кто-то. Оказалось, что это был мастер Валенковский, который нашел под утро у своих дверей, обессиливших друзей. Валенок он починил, и Валя сразу почувствовал себя сильным и здоровым. А вот с мышкой Кубышкой пришлось повозиться – очень много сил она потеряла, пока донесла друга. Но и с ней теперь все в порядке. Очень скоро дела ее пошли на поправку. Мышка выздоровела, и отправились они счастливые домой.

Автор: Мышкина Светлана Анатольевна, Утробина Наталья Михайловна

Педагогический проект

«Русский валенок!»

Мышкина Светлана Анатольевна-воспитатель

первой квалификационной категории

Утробина Наталья Михайловна- воспитатель

первой квалификационной категории

МКДОУ №157

Киров 2016год

Тип проекта: творчески–исследовательский, краткосрочный.           

  Актуальность:

    Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен терять своих корней, забывать о своем культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил историю и культуру своей нации     Реализация проекта «Русский валенок» направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению,  поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближают детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей  не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества.

Анализ исходной ситуациипроанализировав уровень знаний детей о ремёслах нашего края, пришли к выводу, что он недостаточно сформирован. 

Проблема: как заинтересовать детей в познании народных традиций своих предков, познакомить детей с историей одного из самых распространённых промыслов Вятки – катания валенок.

Гипотеза проекта: если создать необходимую развивающую среду в группе, помочь ребенку накопить необходимые знания по выбранной теме , то можно заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению,  поддержать у детей и родителей потребность в совместной  творческой деятельности. 
Дети и родители получат знания о русском валенке, захотят носить эту обувь,  расширится сотрудничество родителей и педагогов в вопросах воспитания детей.

Цель: 
формирование  у детей знаний о народной культуре, приобщение к ценностям семейных и национальных традиций русского народа.

Задачи проекта:

  • развивать интерес детей к народному быту;
  • познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок, их изготовлении;
  • формировать у детей потребность получать новые знания об истории народного костюма;
  • поддерживать у детей и родителей потребность в совместной творческой деятельности.

Ожидаемые результаты: у детей сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления; интерес к истории, национальным традициям.

Время реализации проекта:   февраль-март

Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, музыкальная,  

Формы реализации проекта:

·        Тематические занятия по ознакомлению с окружающим.

·        Создание в группе мини-музея  русской избы.

·        Занятия по изодеятельности (украшение макета валенка: рисование, аппликация).

·        Украшение валенок детьми совместно с родителями.

·        Составление и отгадывание загадок.

·        Разучивание русских народных  подвижных игр.

Презентация проекта: совместное развлечение для детей старших и подготовительных групп детского сада «Праздник масленицы».

Этапы проекта: 1 — Организационный этап, 2 – Этап реализация проекта,

3 – Обобщающий этап.

Содержание деятельности на каждом этапе

Этапы реализации проекта

Содержание

деятельности

Ответствен-ный

Сроки проведе-ния

Подготовительный

Выбор темы

 Составление плана работы

воспитатели.

1-2 дня

Реализация проекта

1.создание экспозиции в группе мини- музея русской избы;

 2.беседы с показом видео-презентаций: «История мужской и женской обуви», «Мастера своего дела», «Жили-были крестьяне».

3.Разработка сценария развлечения.

4.Подбор информации в книгах, журналах, в интернете

5.Рассказы родителей, родственников: «Как мы жили, что носили», «Что носили наши бабушки и дедушки», «Где на вятской земле катают валенки».

6.Поделка макетов валенок, рисунков и других творческих работ.

7.Чтение художественной литературы: Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”, Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”, Владимир Новиков. Сказка “Теплые валенки”;

8.Рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок, обсуждение их;

9.Разучивание песен, стихов,  прослушивание аудио записи русской народной песни “валенки”

10.Дидактические, подвижные игры;

Решение проблемной задачи: “Как можно использовать валенки не по назначению

Музыкальный руководитель,

воспитатели

2 недели

Обобщающий

Проведение совместного развлечения с детьми

 старших и подготовительных групп

 » Праздник Масленицы».

Музыкальный руководитель,

воспитатели.

март

    Воспитание на народных традициях несет дошкольникам не только радость, эмоциональный и творческий подъем, но и становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта и музыкальных способностей. Народная культура — важнейшее средство приобщения ребенка к общечеловеческим духовным ценностям .

Составив план наших действий, мы  в первую очередь организовали мини-музей русской избы. Чтобы показать детям как жили наши предки. Какие предметы обихода использовали.

Тут же представили выставку валенок, украшенных родителями.

    Провели беседы: «История мужской и женской обуви», «Мастера своего дела», «Жили-были крестьяне» с показом видео презентаций о производстве изготовления валенок, необходимых материалов и инструментов.

       Дедушка-Всеведушка:  Садитесь вот здесь, на лавочку, а я расскажу вам об этом промысле, и надеюсь, это знание поможет вам.

Валенки – удобная и целебная обувь. В валенках не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная теплыми руками мастера, дает человеку силу и душевный покой.

Надо сказать, что технология изготовления за последние триста лет совсем не изменилась: и сейчас валенки делают точно так же, как и деды, и прадеды мои. Изготовление валенок – дело не простое, здесь нужна физическая сила и много терпения, на которое способны немногие. Для того, чтобы сделать валенки, нужны сноровка и умение, но самое главное – это любовь мастера к своему делу и к людям, которые будут носить эту обувь. Может, потому так удобно и комфортно носить валенки, что они сохраняют тепло своих создателей. Как и прежде, ремесло валяния передается от мастера к мастеру из поколения в поколение.

Валяльщик в былые времена – почитаемый на Руси мастер, и корни его мастерства уходят в века. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод, чему свидетельствуют фотографии времен Великой Отечественной войны. Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.

Вы уже знаете, что валенки изготавливаются из овечьей шерсти. После того, как овечку остригли, шерсть моют и вычесывают, потом прогоняют через шерстобитную машину, в результате получается тонкое мягкое полотно.

Его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась. Затем, словно из пластилина, лепят из полученной заготовки форму валенка и вываривают ее в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась еще плотнее. Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет форму обычного валенка и нужного размера.

По завершении всех этих процедур валенок отправляют сушиться, и его остается только побрить, чтобы он стал гладким и блестящим.

В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в ХХI веке валенок будет самой модной обувью!

Узнав как одевались наши предки, из каких экологических материалов шили одежду и обувь, дети могли окунуться в историю русского народа, примерив и сарафан, и валенки, и лапти.

Разработали  сценарий развлечения «Масленицы». Разучивали народные  песни, стихи , прибаутки, частушки, хороводные игры, заклички.

 Читали книги: Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”, Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”, Владимир Новиков. Сказка “Теплые валенки”

 Подбирали интересную  информацию вместе с детьми в книгах, журналах, в интернете, из рассказов родителей, родственников: «Как мы жили, что носили», «Что носили наши бабушки и дедушки», «Где на вятской земле катают валенки»

 Рассматривали  иллюстрации, фотографии разных видов валенок, обсуждали как  и чем их украсили люди. Попробовали себя в роли модельеров и украсили вырезанные макеты валенок и рисовали эскизы сами.

Решали проблемную задачу: “Как можно использовать валенки не по назначению».

В мини-музее были представлены самовары разных размеров. Познакомили детей как пользовались самоваром  и утюгом , когда электричества ещё не было и показали их устройство, вызвав тем самым немалый интерес у детей.

Организовали чаепитие «В кругу с самоваром». Такое чаепитие доставило много позитивных эмоций и дети предложили в праздники всегда устраивать посиделки вокруг самовара.

Валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь. И мы познакомились с историей празднования на Руси Масленичной недели. И в завершении проекта провели развлечение для детей на улице «Проводы масленицы».

Оценка результативности работы над проектом.

.

Реализация задач данного проекта проходила через все виды деятельности, а работа была организована по художественно-эстетическому направлению деятельности ДОУ.

Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Каждый из участников проекта попробовал себя в роли модельера, украсил свои валенки, Пение частушек,  русских народных песен, чтение потешек, исполнение танца в валенках, хоровода, способствовали глубже прочувствовать народный быт.

 В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.

           Хотелось бы верить, что приобретенные знания, опыт оставят свой след в сознании каждого участника проекта. В дальнейшем такая форма работы будет использоваться в приобщении дошкольников к истокам народной культуры.


Литература:

1.     Анчикова Т.П., Виноградова М.Ю. “Праздник русского валенка”, Журнал “Воспитатель”, № 4, 2008 г., с.70-75.  

2.     М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

3.     О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

4.     Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

5.     Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по  государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

6.     Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

7.     Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Приложение №1

ПРАЗДНИК РУССКОГО ВАЛЕНКА

Сценарий музыкального развлечения для детей и родителей

Предварительная работа с детьми и родителями.

·         Отгадывание загадок, разучивание стихов и частушек, танца с валенками.

·         Знакомство с историей русского валенка.

·         Художественное оформление детских валенок.

·         Разучивание русского танца с родителями и детьми.

Оборудование: валенки детские и взрослые, гармошка детская, фуражка с цветком, ширма, самовар, чашка. Декорация: Стоит печка, на печке – валенки. На центральной стене рушники, салфетки, самодельные дорожки, контуры валенок, вырезанные из картона и раскрашенные, деревенские половики, расписные платки.

В зале звучат русские народные песни, большими буквами написано «Выставка «Русские валенки».

Действующие лица:

1-й скоморох – ребенок,

2-й скоморох – ребенок,

Ванюша – ребенок,

Дуняша – взрослый,

Дедушка – взрослый.

Забегают в зал два скомороха.

1-й скоморох: К вам на праздник по дорожке,

                          Прибежали скоморошки.

2-й скоморох: Я – скоморох Прошка, а он – скоморох Тимошка.

1-й скоморох: Пришли мы вас позабавить,

                          С праздничком поздравить!

2-й скоморох: Людей посмотреть, да себя показать!

Вместе: Сейчас начинаем представление всей Европе на удивление!

Под русскую народную мелодию «Прялица» выходит Дуняша и танцует.

Дуняша:     Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости!

                     Если валенок вам дорог,

Если в доме, на работе

У вас валенок в почете,

Мы вас, как своих друзей,

Приглашаем поскорей

На праздник русского валенка.

Вместе: Валенки, валенки – красивые да модные!

Дуняша: Ребята, вы знаете, что валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь.

Русский танец с гармонистом. 

1-й скоморох: У кого там хмурый вид, снова музыка звучит!

2-й скоморох: Мы грустить не разрешаем, и играть здесь начинаем!

Конкурс: «Бой валенками». Участвуют двое мальчиков, которые получают по валенку, встают на лавку и стараются сбить противника.

Дуняша: Вижу я издалека, едет Ваня к нам сюда,

                Едет прямо в хоровод, расступитесь честной народ!

Хоровод «Как на тоненький ледок», русская народная мелодия.

Девочка: Ой, Ванюша, ты не ушибся?

Ваня: Нет… Я падал понарошку, рассмешить хотел немножко!

Девочка (Дуняше): А у нашего Ванюшки большое горюшко:

                                   Валенки с дырой! Стоит один под горой.

Дуняша: так пойдёмте к моему дедушке. Он быстро вам валенки подошьет. Он на все руки мастер. Снег-снежочек отряхнем да во горницу войдём. А вот и мой дедушка, дедушка Всеведушка!

Появляется Дедушка-Всеведушка.

Дедушка-Всеведушка: деточки мои родные, очень даже дорогие. Рад вас видеть, проходите, мою избу посмотрите. (Дети рассаживаются на скамейки) Все уселись? Сегодня у нас веселье, праздника продолжение!

Дуняша: дедушка выручай, подшей валеночки.

Дедушка-Всеведушка: что ж, это можно, а вы, ребята, чтоб веселей работалось, частушки б спели да поиграли, порадовали старика.

Ребята поют частушки.

Частушки

         Начинаю петь частушку,

         Первую, начальную

         Я хочу развеселить

         Публику печальную.

         Раздайся, народ,

         Меня пляска берет

         Пойду, попляшу,

         На народ погляжу!

         Чтоб прогнать мороз и стужу,

         Мы в ладоши хлопаем,

         В валенках через сугробы

         Радостные топаем!

         Подарила маменька

         Беленькие валенки.

         С ними я не расстаюсь,

         Даже спать я в них ложусь!

         А я валенки надену,

         Выпью простокваши,

         Вся душа истосковалась

         По любимой Маше.

         Наши девки маленьки

         Чуть побольше валенка.

         Ну, а как заголосят,

         Всех в округе удивят.

           Охоньки да охоньки,

           Какие парни махоньки,

           Из-за кочек, из-за пней

           Не видать наших парней.

           Тетеньки и дяденьки,

           Все носите валенки.

           Реже станете болеть

           И начнете молодеть!

           Моя Милка маленькая,

           Чуть побольше валенка,

           В валенки обуется,

           Как пузырь надуется.

          Если кто меня обидит –

          Я не плачу, не реву,

          Сразу валенок снимаю,

          Подзатыльник им даю!

          Мы про валенки частушки

          Еще долго можем петь,

          Так что, хлопая в ладошки,

          Вы все можете вспотеть!

        Мы вам пели и плясали,

        Дорогая публика,

        Не держитесь за карманы,

        Не возьмем ни рублика.

         Дедушка-Всеведушка: Ребята, а вы знаете, как делают валенки, из чего?

        Дети: Отвечают.

       Дедушка-Всеведушка:  Садитесь вот здесь, на лавочку, а я расскажу вам об этом промысле, и надеюсь, это знание поможет вам.

Валенки – удобная и целебная обувь. В валенках не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная теплыми руками мастера, дает человеку силу и душевный покой.

Надо сказать, что технология изготовления за последние триста лет совсем не изменилась: и сейчас валенки делают точно так же, как и деды, и прадеды мои. Изготовление валенок – дело не простое, здесь нужна физическая сила и много терпения, на которое способны немногие. Для того, чтобы сделать валенки, нужны сноровка и умение, но самое главное – это любовь мастера к своему делу и к людям, которые будут носить эту обувь. Может, потому так удобно и комфортно носить валенки, что они сохраняют тепло своих создателей. Как и прежде, ремесло валяния передается от мастера к мастеру из поколения в поколение.

Валяльщик в былые времена – почитаемый на Руси мастер, и корни его мастерства уходят в века. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод, чему свидетельствуют фотографии времен Великой Отечественной войны. Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.

Вы уже знаете, что валенки изготавливаются из овечьей шерсти. После того, как овечку остригли, шерсть моют и вычесывают, потом прогоняют через шерстобитную машину, в результате получается тонкое мягкое полотно.

Его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась. Затем, словно из пластилина, лепят из полученной заготовки форму валенка и вываривают ее в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась еще плотнее. Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет форму обычного валенка и нужного размера.

По завершении всех этих процедур валенок отправляют сушиться, и его остается только побрить, чтобы он стал гладким и блестящим.

В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в ХХI веке валенок будет самой модной обувью!

Дуняша: Дедушка, спасибо тебе за интересный рассказ о валенках. Как мы теперь знаем, валенки – не только полезная натуральная обувь, но и, как теперь утверждают дизайнеры, модная. 

Дедушка-Всеведушка: ну вот, принимайте работу, новые валенки на вырост!

Показ новейших моделей валенок, декорированных родителями и детьми (под музыку дети представляют дизайнерские модели валенок).

        Дуняша: Великолепные валенки. Во славу их наши родители сейчас подарят нам замечательный танец.

Танец «Валенки» (исполняют родители с детьми). 

1.     Игра «Пробеги в валенках до сугроба и обратно».

2.     Конкурс для родителей (Проскакать в валенках на скакалках).

Дуняша: Как же нам, дедушка тебя за работу отблагодарить?

Дедушка: А, я, Дедушка-Всеведушка,

                   Долго живя, много видал,

                   Что на свете знаю,

                   К себе в решето собираю.

Все бы мне про валеночки что-нибудь рассказали, а я бы к себе в решето положил. У меня в нем много чего: и загадки, и пословицы, и потешки.

1-й ребенок:     Баю, баю – баюньки,

Скатаем Маше валенки,

Валенки по ножкам,

Бегать по дорожкам,

К бабушке по прянички,

К дедушке по яблочки.

2-й ребенок:    Без шубы и валенок –

И зима без конца.

3-й ребенок:     Как у Даши маленькой чёсаные валенки

А шуба багряная, а личико румяное.

Вот какая Даша красавица,

Красавица наша!

Дедушка: А теперь загадки:

    Не ботиночки, не сапожки,

    Но их тоже носят ножки, в них мы

    Бегаем зимой, утром – в садик,

    Днем – домой. (Валенки)

Треплют, катают, а зиму таскают (Валенки)

Весь в шерсти, а кожи нет (Валенки)

Да, отгадка одна – это валенки.

Дедушка: спасибо вам, ребята, прибавилось в моём решете. За это я хочу вас позабавить, посмешить и немножко даже удивить. А ну-ка, валенки, появитесь, попляшите, порезвитесь.

Театр Валенок показывают дети и скоморохи.

Дуняша: Я тоже знаю одну забаву, в старину в крещение девушки бросали валенок за порог – куда нос укажет, оттуда жди сватов. Надо только сказать слова: «Брошу валенок через забор, ступай валенок к миленочку во двор». Ну, а жених в валенках считался состоятельным человеком.

1-й скоморох: Ай, да веселье, всем на удивление.

2-й скоморох: А чтоб было ещё веселей, танцевать выходите все скорей!

Танец «Кадриль». Дедушка дарит детям валенок, а дети дарят гостям и дедушке валенки из теста.

Дуняша:  Ну вот и подошел к концу наш замечательный праздник. Но зимы не кончаются. Они приходят к нам каждый год, дарят морозные дни и новые встречи с валенками. Так пусть же валенки остаются традиционной российской любимой обувью.

Дети под веселую русскую народную мелодию выходят из зала.

автор: Синеок Светлана Гарифулловна

Воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Снежинского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида №2»

Конспект музейной экскурсии с детьми старшей группы на тему: «Валенки! Валенки!»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Снежинского городского округа
«Детский сад общеразвивающего вида №2»

Конспект музейной экскурсии  

с детьми старшей группы на тему: 

«Валенки! Валенки!»

Разработан воспитателем 

 Синеок С. Г., высшей кв. к.

Интегрируемые образовательные области:

Основные:

– «Познавательное развитие»;

– «Речевое развитие»;

– «Социально-коммуникативное развитие».

Второстепенные:

– «Художественно-эстетическое развитие»;

– «Физическое развитие».

Образовательные задачи:

  1. Расширять и обогащать знания детей о валенках, истории их появления на Руси, о производстве, их назначении.
  2. Развивать познавательный интерес, образное мышление, творческие способности дошкольников.
  3. Упражнять в умении связно и последовательно излагать свои мысли, отвечать на вопросы полным сложным предложением. 
  4. Продолжать учить детей играть в народные игры с использованием  подручных предметов.
  5. Развивать коммуникативные способности детей (умение договариваться друг с другом, взаимодействовать в процессе совместной работы, в ходе игры).
  6. Воспитывать уважительное отношение к русским национальным традициям. 

Методы и приемы:

Наглядные: показ иллюстраций, фото – репродукций картин. Рассматривание     образов овечьей шерсти, полотна из шерсти; заготовки валенка, инструментов мастера – валяльщика.

Словесные: беседа, вопрос, художественное слово.   

Практические: использование ТСО, показ экспонатов, игра «Передай валенок»,  совместно – творческая деятельность. 

Словарная работа: 

Новые слова: веснина, шлёнка, колодка, мастер-валяльщик, шерстобитная машина, дергуч.

Слова для повторения: шерсть, валяние, войлок.

Слова для закрепления: катанки, чесанки, пимы, самовалочки, валять.

Индивидуально-дифференцированный подход: помощь вопросом, частичный показ. 

Социальное партнерство с родителями: Создание мини- музея в группе «История валенок».   

Предварительная работа: Разучивание русских народных  подвижных игр.  Чтение художественной литературы: Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”, Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”, Владимир Новиков. Сказка “Теплые валенки”. Проведение экскурсии в мини – музее группы: «История валенок».

Последующая образовательная деятельность с детьми: Проведение подвижных  дидактических игр о валенках.

Материалы и оборудование: 

иллюстрации «Кочевники на конях, город Мышкин, «Караульные валенки», «Выдача валенок перед боем», «Валенки на фронте», шерстобитная машина;

– фото – репродукций картин Федота Сычкова: «Праздничный день», «С гор»;

– образец полотна из шерсти;

– образец овечьей шерсти;

– заготовка валенка;

– инструменты валяльщика: дергуч, скалка, колодка для валенка.

– шаблоны валенок;

– украшения для валенок (тесьма, шаблоны геометрических фигур из цветного картона, стразы);

– иллюстрация «Гуляем в валенках» (изображение детей, спрятавшихся за забором, для которых дети выполняют валенки из цветного картона) (количество изображенных детей соответствует  количеству детей в группе);

– клей, кисти для клея, подставки под кисти, тканевые и влажные салфетки.  

Музыкальное сопровождение: запись минусовки песни «Валенки» в исполнении Л. Руслановой. 

Видеосопровождение: видеофильм на тему: «Как валяют валенки». 

Используемая литература:

  1. Буровик К. А. Родословная вещей, – М.: Знание, 1991.- 228, 3 с.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов. – Екатеринбург: Урал- Советы, 1994.
  3. Шинковская, Ксения Войлок. Все способы валяния: М.: АСТ-Пресс Книга, 2012. – 176 c.
  4. Фокина М. С. Моя весёлая азбука: Узнай всё об овцах, – М.: Коллекция Ашет, 2012 г. – 22-27с.

Интернет ресурсы:

  1. ArtPoisk.infoСычков› Репродукций картин Федота Сычкова: «Праздничный день», «С гор».
  2. Dokumfilm.ru.felt boots

Ход музейной экскурсии

(Организационный момент. Дети стоят у входа в музей)

Воспитатель: (в образе бабушки Маши).

Здравствуйте дети!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Сегодня я проведу для вас экскурсию по музею.

 И расскажу вам об экспонатах, которые в нём находятся. 

Воспитатель: Предлагаю вам, ребятки, отгадать мою загадку.

На ботинки не похожи

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой!

Утром – в сад,

Потом – домой!

Что это, ребята? – ответы детей.

Дети: Валенки.

Воспитатель: Правильно. Предлагаю вам пройти в наш музей.

(Дети входят в музей, строятся полукругом.

Звучит минусовка песни «Валенки» сл. Л. Руслановой).

Воспитатель: Историю о Валенках поведать я спешу. Историю о тёплых

садись,  расскажу. 

(Дети рассаживаются на лавочку)

Воспитатель: Появились валенки на Руси от кочевников. Кочевники –

это люди, которые не имели постоянного дома и часто переезжали по

степи. Это были воины и пастухи. Именно они придумали скатывать

шерсть животных и делать из неё обувь, которая защищала ноги от

холода.

(Показ иллюстрации «Кочевники на конях»).

Воспитатель: Раньше валенки называли по-разному: волнушечками,

чесанками, катанками, валенцами, пимами. Оказывается, название

зависело от шерсти:  валенки из козьей шерсти именовали волнушечками

и выходками, а из овечьей шерсти – катанками и чёсанками. Но как бы

они не назывались, все они являются обувью сделанной из шерсти.     

Родиной настоящих валенок принято считать город Мышкин

Ярославской губернии, в котором в XVIII веке стали первыми

валять валенки целиком, с голенищем. 

(Показ иллюстрации города Мышкина)

 Воспитатель: В старину валенки носили зимой все: и в деревне, и в

городе. Много лет назад, без валенок наши предки не мыслили святочные

и масленичные гуляния, ярмарки,  во время которых всегда стояла

настоящая русская зима и трескучий мороз! 

(Показ репродукций картин Ф. Сычкова «Праздничный день», «С гор»).

 Были времена, когда  валенки стоили очень больших денег, и позволить их себе могли только богатые люди. Валенки считались одним из лучших подарков зимой. Юноша, носящий валенки, считался завидным женихом, а девушка, имеющая их как приданное – богатой невестой. Спасали валенки и нашу армию во времена отечественных войн. Для солдата, отправляющегося на службу, вообще ничего дороже валенок не было теплая и прочная обувь не только берегла от холода, но и в бою могла защитить ноги от мелких осколков. За годы войны рабочие, послали в армию  50 тысяч пар валенок.

(Показ иллюстраций: «Караульные валенки», «Выдача валенок перед боем», «Валенки на фронте»).

Воспитатель: Дети напомните мне, пожалуйста, из какого материала сделаны валенки?

Дети: Валенки сделаны из овечьей шерсти.

(Показ овечьей шерсти)

Воспитатель: Правильно. Потрогайте ребята, шерсть какая? 

Дети:  Мягкая, пушистая, чистая.

Воспитатель:  Именно  из  такой  шести делают  валенки. Но чтобы эту шерсть превратить в валенки требуется не один день тяжелой работы. Овец  стригут, два раза в год, весной и осенью. На валенки нужна шерсть полученная весной. Такая шерсть называется веснина, стриженая шерсть осенью называется шлёнка, её используют для пряжи. Шерсть очищают от мусора, затем моют и вычёсывают, потом прогоняют через шерстобитную машину – в результате получается тонкое мягкое полотно. 

(Показ иллюстрации с изображением шерстобитной машины,

образец полотна из шерсти)

Воспитатель: Затем полотно долго катают, ещё говорят, валяют специальной скалкой, чтобы шерсть слиплась.

(Показ инструмента валяльщика – скалка)

На следующем этапе, словно из пластилина вылепляют форму валенка, и вываривают заготовку в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась еще плотнее.

(Показ заготовки валенка)

Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой с ребрышками. Она называется дергуч, пока изделие не примет обычного для валенка размера.

(Показ иллюстрации с изображением колодки для валенка и инструмента валяльщика – дергуч).

 Затем отправляют сушиться. Сейчас я предлагаю вам пройти со мной и посмотреть видеофильм «Как валяют валенки».

(Показ видеофильма «Как валяют валенки»)

Воспитатель: Валенки не только использовали по их прямому назначению, но они ещё и  служили предметом для игр. Предлагаю вам сейчас отдохнуть и поиграть. Слушайте правила игры. Игра называется «Передай валенок». Дети встают в круг, передают друг другу под музыку валенок. С окончанием музыки, тот, кому достался валенок выходит в круг и танцует (под песню «Валенки, валенки»). Движения произвольные.

(После физ. минутки дети проходят в экспозиционную зону).

Воспитатель: Всем валенки хороши, но если вдруг на улице сырая погода, как вы думаете, что произойдёт с  валенками?  

Дети: У них нет подошвы, как у сапог и они промокнут. 

Воспитатель: Молодцы. Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы этого  избежать? 

Дети: Чтобы валенки не промокали в сырую погоду, на них надевают резиновые галоши.

( Показ экспонатов валенок с  резиновыми галошами)

Воспитатель: Верно. Или подшивают резиной или кожей.  

Воспитатель: Сушили валенки на Руси в русских печах. Топили печь, выгребали угли, чтобы не было источника возгорания и положив валенки на дощечки, оставляли часов на 6–8 часов. Также сушили валенки и на самой печи. А потом – носили на здоровье, чего и вам от души желаю! 

(Показ как сушили валенки в печи)

Знает взрослый человек,

Знает даже маленький.

Чтоб зимою не болеть

Надевают валенки.          

Известен и лечебный эффект валенок. Тёплые  валенки помогают справиться с простудой, сваленная шерсть сохраняет животный жир, который снимает напряжение в ногах, свойство колючести шерсти оказывают массажное действие. Все эти свойства сделали валенки очень популярными в России с ее холодными зимами.

Воспитатель: В настоящее время изготавливается огромное количество валенок. Короткие  и высокие, с отворотами и мехом, с влитой подошвой.  Посмотрите, какие разные бывают валенки, какие они необычные. Шерсть для валенок стали окрашивать в разные цвета, валенки украшают вышивкой, расшивают  бисером, аппликациями, и даже кружевами. 

(Показ экспонатов различных видов валенок)

Образ валенка используют в сувенирной продукции, мастера валяют  декоративные валенки, сувенирные. Валенки – источник вдохновения художников и дизайнеров. Российские модельеры соревнуются между собой в мастерстве превращения обычного валенка в произведение искусства.

(Показ экспонатов сувенирных валенок)

 Даже в книгах мы с вами можем увидеть сказочных героев в валенках.

(Дети рассматривают иллюстрации в книгах)

Воспитатель: Есть и необычные валенки. Так мастер Соколов изготовил самый большой и самый маленький валенок. Самый большой валенок в мире (высота 168 см) был создан в городе Кинешма и занесен в книгу рекордов России. Самый маленький валенок в мире (высота 6 мм) также занесен в книгу рекордов России.

(Показ портрета Соколова,  иллюстраций с изображением маленького и большого валенка)

 Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю в нашу мастерскую.

(совместно творческую деятельность выполняют с детьми воспитатели группы. Аппликация «Укрась валенок»).

(Детей встречает мастерица)

Мастерица: Здравствуйте дети!

Дети: Здравствуй мастерица!

Мастерица: Проходите в мою мастерскую, присаживайтесь за столы. 

(Дети проходят за столы)

 Мастерица: Я для вас приготовила интересную картинку. Посмотрите на неё.

 Что вы видите на ней?

Дети: Забор, а под забором ноги.

Мастерица: Что надето на ногах?

Дети: На ногах надеты валенки.

Мастерица: Верно. Как вы думаете, сколько детей спряталось за забором? 

Дети: Двое.

Мастерица:  А почему двое?

Дети: Потому что четыре валенка, а валенки носят парами.

Мастерица: Посмотрите, валенки здесь совершенно обычные, серого цвета.  Давайте с вами побудем дизайнерами и украсим наши валеночки. А как вы думаете, чем  можно украшать валенки? 

Дети: Можно украсить бисером, полосочками, кружочками из бумаги, бусинками.   

Мастерица: Действительно, способов достаточно много. Можно украсить валенки вышивкой, можно приклеить к ним тесьму, веселые помпончики, полоски из кожи, в общем — полное поле для творчества!  Прежде чем приступить к работе, давайте с вами вспомним, из каких частей состоит валенок.

(Рассматривают валенок)

Дети: У валенка есть подошва, носок, пятка.

Мастерица: Какая часть валенка украшается? 

Дети: Украшается голенище. Обратите внимание, украшается внешняя сторона голенища, а не внутренняя. Как вы думаете почему?

Воспитатель: Потому что не будет видно узор.   

Мастерица: Верно. Молодцы. Давайте с вами перед работой разомнём наши пальчики и приступим к делу.

Пальчиковая гимнастика:

  Посчитаем в первый раз                 (хлопки ладонями)

  Сколько обуви у нас:                       (кулачками по столу)

  Туфли, тапочки, сапожки                (на каждое название обуви загибают

Для Наташки и Сережки,                 по одному пальчику, начиная с большого)

  Да еще ботинки

  Для нашей Валентинки,

  А вот эти валенки –

Для малышки Галеньки.                  (хлопки ладонями)

Мастерица: У вас на столах лежат готовые шаблоны валенок у каждого по одному. А валенки как носят?

Дети: Валенки носят парами. 

Мастерица: Правильно, для того чтобы у нас получилась пара, я вам предлагаю объединиться с соседом  и украсить валенки. Обратите внимание узор на валенках одинаковый, поэтому прежде чем украшать валенки вам необходимо договориться друг с другом, какой у вас будет узор. Посмотрите, какими  узорами я украсила свои валенки.  

(Мастерица выставляет образцы украшений валенков)

 Вы можете украсить голенище валенок по одному из образцов или придумать свой узор. Итак, приступаем к делу.

(Дети делятся на пары, договариваются, как будут украшать валенок,  украшают валенки)

Мастерица: Ох, какие у нас валенки расписные получились. Молодцы.  

По морозу, по зиме

Взрослым или маленьким,

Чтобы быть всегда в тепле

Надеваем валенки!

Мастерица: Надевать наши валенки мы будем ребятам, что сидят вот здесь на лавочке. Давайте посчитаем, сколько их, не забываем, что считаем парами.

Дети: На картинке 17 человек.

Мастерица: Молодцы правильно посчитали. Всем хватит валенок.  Подходите ко мне, берите свои валенки, давайте обуем с вами детей. 

(Дети подходят к доске, на ней расположено изображение детей без обуви,  наклеивают валенки)

Мастерица: Я с вами прощаюсь. До свидания дети! 

Дети: До свидания!

Воспитатель: Дети понравилась ли вам наша экскурсия по музею.

Дети: Да понравилась.

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось в ходе нашей экскурсии?

Дети: Нам понравились инструменты валяльщика, мы никогда их не видели, фильм о том, как делают валенки, украшать валенки вместе с другом и т. 

Воспитатель:  Я очень рада, что вам у меня понравилось. На сегодня с вами прощаюсь. До свидания ребята! До новых встреч  в нашем музее.

Дети: До свидания!

Проект для детей старшего возраста

«Валенки — русское солнце зимы».

Проект подготовила: Макарова И.Е.

Вид проекта:познавательный, групповой

продолжительность проекта: месяц

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Актуальность:Слово «валенок» вызывает сегодня у многих улыбку, как нечто устаревшее и ненужное. А ведь эта зимняя делается без единого шва, потому в нем ноге мягко и удобно, мозолей не натрешь. Валенки на Русь пришли от кочевых племен. Их называли обувь заслуживает совсем иного к себе отношения. Валенки дают людям не только тепло, но и здоровье. Ведь в том то и достоинство валенка ,что он «катами» позже «катанками». Были и другие названия этой прекрасной обуви: чесанки, пимы, валенцы. Валенки могли позволить себе только богатые люди. Массовое производство валенок началось в России только в 18 веке. Произошло это в городе Мышкин, сейчас там музей валенок.

Сегодня эта удивительная обувь вновь набирает популярность. Но теперь их делают разноцветными с вышивкой, аппликацией, бисером, кружевами.

Реализуя этот проект мы стремимся приобщить детей и родителей к русским традициям, сохранить частичку русской культуры познавая и расширяя знания о валенках.

Цель: познакомить детей с русским народным промыслом – валенки. Дать понятие. Что они часть русской истории, а так же герои народного фольклора.

Задачи проекта:

•познакомить детей с историей традиционной русской обуви — валенки;

• формировать  но­вые знания о том, как делать валенки;

• развивать интерес детей к народному промыслу;

• поддерживать у детей и родителей интерес к совместной познавательной и твор­ческой деятельности.

Этапы проекта

1-й этап: подготовительный

— сбор информации, материала.

Чтение художественной литературы:

-Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”,

-Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”,

-Владимир Новиков. Сказка “Теплые валенки”;

     2.Презентация «Русский валенок»

2-й этап: организационный

1.    Разработ­ка содержания НОД с детьми.

2. НОД по рисованию:  «Я модельер».

3.    Беседа с родителями-поездка в музей валенка.

3-й этап: формирующий

1.    Про­ведение НОД с воспитанниками.

2.    Выставка рисунков «Я модельер»

3.    Разучивание стихов про валенки.   

4.    Выставка «Дизайн валенка»(валенки руками родителей).

5.    Разучивание частушек и песен о валенках.

4-й этап: итоговый

         «Праздник русского валенка»

В группе подготовлены творческие уголки: выставка рисунков «Я модельер», дизайн валенок руками родителей, стихи, песни и частушки о валенках. По желанию, дети рассказывают гостям о возникновении каждого уголка, творческих поделок.

Ожидаемые результаты:

Дети рассказывают, как делают валенок, историю его возникновения.

Читают стихи , поют песни и частушки про валенки.

Проект помог сплочению детско-родительских отношений, улучшению контактов между родителями и работниками детского сада, совершенствовал стиль партнёрских отношений.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/431924-proekt-dlja-detej-starshego-vozrasta-valenki

  • Властолюбие как правильно пишется
  • Владимир конашевич иллюстрации к сказкам пушкина
  • Властный голос как пишется
  • Владимир иванович даль собиратель сказок
  • Властителям и судиям державин сочинение