Сказки и рассказы про валенки…
Теплые валенки (Владимир Новиков)
Стояли на русской печи теплые валенки. Всю ночь молчали, а перед тем, как хозяину идти на работу, вдруг начали выяснять, кто из них кто:
— Я правый! — сказал первый валенок. — Меня первым хозяин надевает.
— Нет, я правый! А ты — левый! — сказал другой валенок. — Это меня хозяин, когда уходит на работу, всегда первым надевает.
Каждому из них почему-то хотелось быть правым и никто не хотел быть левым. Они считали: правая нога главнее, потому что хозяин всегда с правой ноги начинает обуваться. И продолжали доказывать друг другу:
— Я правый! — сказал первый валенок.
— Нет, я правый! — сказал второй.
— Нет, я! — сказал первый.
— Нет, я! — сказал второй.
И тут первый в гневе толкнул второго, и тот упал с печки прямо под ноги хозяину. Хозяин удивился, поднял валенок, сунул в него правую ногу, а левую в тот, что с печки снял.
О, как возгордился второй валенок, что он сегодня первый, а, значит, главный.
Шагает хозяин на работу и слышит, как поскрипывает снег под валенками, но не слышит, как в это время первый валенок говорит второму:
— Знаешь, брат, прости меня! Но всё же давай договоримся по-честному: сегодня ты — правый, а завтра я буду — правый!
— По-честному, так по-честному! — сказал второй. — Тогда завтра утром я тебя с печки столкну.
С тем и договорились.
Волшебные валенки (Клименкова Евгения)
Жил-был лесник – трудолюбивый, добрый, вежливый человек. Никогда никого не обижал, а наоборот, помогал всем. Его лучшими друзьями были звери лесные. Попадет лисичка в капкан, а он ее освободит и лапку залечит.
Были у лесника валенки, которые спасали его в лютые морозы, берегли от разных болезней. Подарила ему их лесная фея, благодарная за то, что не раз спасал он ее лес от пожаров, жителей лесных – от охотников.
А дело было так. Однажды зимой пошел лесник проведать лесную фею. Налетела на него вьюга – злая колдунья, сбила с ног, заморозить захотела. Но лесная фея не дала ему погибнуть, помогла добраться до дома и подарила леснику валенки, которые спасали от лютых морозов и любых болезней.
Долго прожил лесник, состарился, да и валенки постарели вместе с ним, потеряли волшебную силу. Как-то раз пошел старик-лесник за хворостом. Налетела на него опять неугомонная вьюга – злая колдунья. Упал лесник в снег, не смог устоять против злодейки. Так и вьюжит, так и хочет его заморозить. Вовремя подоспела фея, прогнала колдунью и валенки наполнила новой силой. Стали они как новые. Поблагодарил старик лесную фею и спросил, что может сделать для нее.
Фея попросила лесника, чтобы взял он лопату и пошел к старому дубу, выкопал там яму и посмотрел, что будет. А о том, что увидит, людям рассказал.
Сделал лесник все, о чем она его попросила. Теперь вместо той ямы родник течет, а на ветках старого дуба висят валенки! Всяк, кто лес бережет, зверей любит, обязательно найдет это место и сможет взять валенки с дерева, которые будут оберегать доброго человека от хворей всяких и напастей.
Валя и Кубышка (Комаров Никита)
Жили в лесу два друга «не разлей вода» — мышка Кубышка и валенок Валя. Жили они, не тужили, друг о друге заботились. Летом Кубышка мыла и чистила валенок от грязи, а зимой Валя согревал мышку от мороза и холода. Но вот нежданно-негаданно случилась беда…
Заболел валенок, прохудился, появились в нем дыры. С каждым днем становилось Вале все хуже и хуже. В лесу этом жил мастер Валенковский. Говорят он делал валенки для всех жителей – от мала до велика. Знал свое дело хорошо и не зря слыл мастером. Решила мышка, что пойдет с валенком к нему за помощью. Собрались они ранехонько и отправились в путь. Вот только дороги Кубышка не знала, но понадеялась на добрую помощь жителей леса. Долго ли, коротко ли шли они, а на встречу им Лиса.
— Ну, здравствуй, мышка Кубышка, куда путь держишь?
— Здравствуй Лисичка сестричка. Не могла бы ты нам подсказать дорогу к мастеру Валенковскому?
— Какая мне выгода от этого?
— А я угощу тебя блинками с маслецом, сегодня утром напекла.
— Хорошо, — сказала лиса облизнувшись, — но я знаю только треть дороги. Идите прямо, никуда не сворачивайте до самой реки, а там будет берлога Михаила Потаповича.
— Спасибо тебе лисичка.
Мышка отдала лисе в благодарность за помощь блины, и отправились они с валенком дальше.
Дошли они до реки, а навстречу им Михаил Потапович, за ним его жена Варвара и их сын Мишутка.
— Не видели вы девчонку, — спрашивает медведь. Она наш весь дом разворотила: всю еду съела, стулья поломала, кровати помяла!
— Видели. Вон она на лодке через реку перебирается!
— Спасибо вам, друзья. Чем отплатить вам за добро? Подскажи, как нам добраться к мастеру Валенковскому?
— Идите воль реки, у большой канавы повернете налево. Там увидите нору волка и спросите у него как дальше добраться.
Поблагодарив друг друга, каждый отправился в свою сторону.
Идут они, а валенок совсем исхудал. Кругом глушь, темнота, вдруг услышали они страшный вой. Навстречу им волк бежит, хромает. Остановился он и стал просить помощи.
— Перебинтуйте мне, пожалуйста, лапу, а то я в капкан попал, еле выбрался.
— Конечно же. Мы сейчас тебе поможем. С этими словами Кубышка достала из сумки йод, бинт и обработала рану.
— Спасибо. Чем я могу вам помочь, — сказал благодарный волк.
— Подскажи, как нам добраться до мастера Валенковского?
— Видите, вон там, вдалеке виднеется дом, это его знаменитая мастерская.
— Спасибо тебе, волк за помощь.
С этими словами двинулись Кубышка и Валя дальше. Совсем уже стемнело и похолодало. Валя остановился, идти не может.
— Валя, Валя, не спи! Не спи, замерзнешь! Прошу тебя, поднимайся, пойдем, совсем немного осталось! Но валенок ее не слышал. Мышка взвалила друга на плечо и понесла к мастерской.
Очнулась мышка в ярко освещенной комнате. Справа – камин, слева – комод, напротив – стол с нитками, иголками и прочими вещами мастера. Вдруг открылась дверь, и мышка услышала родной голос Вали, который кого-то спрашивал: «Ну, как она, в порядке?» «Да, в полном! Вот, посмотри, пришла в себя и глаза открыла», — отвечал кто-то. Оказалось, что это был мастер Валенковский, который нашел под утро у своих дверей, обессиливших друзей. Валенок он починил, и Валя сразу почувствовал себя сильным и здоровым. А вот с мышкой Кубышкой пришлось повозиться – очень много сил она потеряла, пока донесла друга. Но и с ней теперь все в порядке. Очень скоро дела ее пошли на поправку. Мышка выздоровела, и отправились они счастливые домой.
Автор: Мышкина Светлана Анатольевна, Утробина Наталья Михайловна
Педагогический проект
«Русский валенок!»
Мышкина Светлана Анатольевна-воспитатель
первой квалификационной категории
Утробина Наталья Михайловна- воспитатель
первой квалификационной категории
МКДОУ №157
Киров 2016год
Тип проекта: творчески–исследовательский, краткосрочный.
Актуальность:
Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен терять своих корней, забывать о своем культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил историю и культуру своей нации Реализация проекта «Русский валенок» направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближают детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества.
Анализ исходной ситуации: проанализировав уровень знаний детей о ремёслах нашего края, пришли к выводу, что он недостаточно сформирован.
Проблема: как заинтересовать детей в познании народных традиций своих предков, познакомить детей с историей одного из самых распространённых промыслов Вятки – катания валенок.
Гипотеза проекта: если создать необходимую развивающую среду в группе, помочь ребенку накопить необходимые знания по выбранной теме , то можно заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддержать у детей и родителей потребность в совместной творческой деятельности.
Дети и родители получат знания о русском валенке, захотят носить эту обувь, расширится сотрудничество родителей и педагогов в вопросах воспитания детей.
Цель:
формирование у детей знаний о народной культуре, приобщение к ценностям семейных и национальных традиций русского народа.
Задачи проекта:
- развивать интерес детей к народному быту;
- познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок, их изготовлении;
- формировать у детей потребность получать новые знания об истории народного костюма;
- поддерживать у детей и родителей потребность в совместной творческой деятельности.
Ожидаемые результаты: у детей сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления; интерес к истории, национальным традициям.
Время реализации проекта: февраль-март
Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, музыкальная,
Формы реализации проекта:
· Тематические занятия по ознакомлению с окружающим.
· Создание в группе мини-музея русской избы.
· Занятия по изодеятельности (украшение макета валенка: рисование, аппликация).
· Украшение валенок детьми совместно с родителями.
· Составление и отгадывание загадок.
· Разучивание русских народных подвижных игр.
Презентация проекта: совместное развлечение для детей старших и подготовительных групп детского сада «Праздник масленицы».
Этапы проекта: 1 — Организационный этап, 2 – Этап реализация проекта,
3 – Обобщающий этап.
Содержание деятельности на каждом этапе
Этапы реализации проекта |
Содержание деятельности |
Ответствен-ный |
Сроки проведе-ния |
Подготовительный |
Выбор темы Составление плана работы |
воспитатели. |
1-2 дня |
Реализация проекта |
1.создание экспозиции в группе мини- музея русской избы; 2.беседы с показом видео-презентаций: «История мужской и женской обуви», «Мастера своего дела», «Жили-были крестьяне». 3.Разработка сценария развлечения. 4.Подбор информации в книгах, журналах, в интернете 5.Рассказы родителей, родственников: «Как мы жили, что носили», «Что носили наши бабушки и дедушки», «Где на вятской земле катают валенки». 6.Поделка макетов валенок, рисунков и других творческих работ. 7.Чтение художественной литературы: Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”, Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”, Владимир Новиков. Сказка “Теплые валенки”; 8.Рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок, обсуждение их; 9.Разучивание песен, стихов, прослушивание аудио записи русской народной песни “валенки” 10.Дидактические, подвижные игры; Решение проблемной задачи: “Как можно использовать валенки не по назначению |
Музыкальный руководитель, воспитатели |
2 недели |
Обобщающий |
Проведение совместного развлечения с детьми старших и подготовительных групп » Праздник Масленицы». |
Музыкальный руководитель, воспитатели. |
март |
Воспитание на народных традициях несет дошкольникам не только радость, эмоциональный и творческий подъем, но и становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта и музыкальных способностей. Народная культура — важнейшее средство приобщения ребенка к общечеловеческим духовным ценностям .
Составив план наших действий, мы в первую очередь организовали мини-музей русской избы. Чтобы показать детям как жили наши предки. Какие предметы обихода использовали.
Тут же представили выставку валенок, украшенных родителями.
Провели беседы: «История мужской и женской обуви», «Мастера своего дела», «Жили-были крестьяне» с показом видео презентаций о производстве изготовления валенок, необходимых материалов и инструментов.
Дедушка-Всеведушка: Садитесь вот здесь, на лавочку, а я расскажу вам об этом промысле, и надеюсь, это знание поможет вам.
Валенки – удобная и целебная обувь. В валенках не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная теплыми руками мастера, дает человеку силу и душевный покой.
Надо сказать, что технология изготовления за последние триста лет совсем не изменилась: и сейчас валенки делают точно так же, как и деды, и прадеды мои. Изготовление валенок – дело не простое, здесь нужна физическая сила и много терпения, на которое способны немногие. Для того, чтобы сделать валенки, нужны сноровка и умение, но самое главное – это любовь мастера к своему делу и к людям, которые будут носить эту обувь. Может, потому так удобно и комфортно носить валенки, что они сохраняют тепло своих создателей. Как и прежде, ремесло валяния передается от мастера к мастеру из поколения в поколение.
Валяльщик в былые времена – почитаемый на Руси мастер, и корни его мастерства уходят в века. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод, чему свидетельствуют фотографии времен Великой Отечественной войны. Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.
Вы уже знаете, что валенки изготавливаются из овечьей шерсти. После того, как овечку остригли, шерсть моют и вычесывают, потом прогоняют через шерстобитную машину, в результате получается тонкое мягкое полотно.
Его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась. Затем, словно из пластилина, лепят из полученной заготовки форму валенка и вываривают ее в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась еще плотнее. Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет форму обычного валенка и нужного размера.
По завершении всех этих процедур валенок отправляют сушиться, и его остается только побрить, чтобы он стал гладким и блестящим.
В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в ХХI веке валенок будет самой модной обувью!
Узнав как одевались наши предки, из каких экологических материалов шили одежду и обувь, дети могли окунуться в историю русского народа, примерив и сарафан, и валенки, и лапти.
Разработали сценарий развлечения «Масленицы». Разучивали народные песни, стихи , прибаутки, частушки, хороводные игры, заклички.
Читали книги: Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”, Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”, Владимир Новиков. Сказка “Теплые валенки”
Подбирали интересную информацию вместе с детьми в книгах, журналах, в интернете, из рассказов родителей, родственников: «Как мы жили, что носили», «Что носили наши бабушки и дедушки», «Где на вятской земле катают валенки»
Рассматривали иллюстрации, фотографии разных видов валенок, обсуждали как и чем их украсили люди. Попробовали себя в роли модельеров и украсили вырезанные макеты валенок и рисовали эскизы сами.
Решали проблемную задачу: “Как можно использовать валенки не по назначению».
В мини-музее были представлены самовары разных размеров. Познакомили детей как пользовались самоваром и утюгом , когда электричества ещё не было и показали их устройство, вызвав тем самым немалый интерес у детей.
Организовали чаепитие «В кругу с самоваром». Такое чаепитие доставило много позитивных эмоций и дети предложили в праздники всегда устраивать посиделки вокруг самовара.
Валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь. И мы познакомились с историей празднования на Руси Масленичной недели. И в завершении проекта провели развлечение для детей на улице «Проводы масленицы».
Оценка результативности работы над проектом.
.
Реализация задач данного проекта проходила через все виды деятельности, а работа была организована по художественно-эстетическому направлению деятельности ДОУ.
Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Каждый из участников проекта попробовал себя в роли модельера, украсил свои валенки, Пение частушек, русских народных песен, чтение потешек, исполнение танца в валенках, хоровода, способствовали глубже прочувствовать народный быт.
В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.
Хотелось бы верить, что приобретенные знания, опыт оставят свой след в сознании каждого участника проекта. В дальнейшем такая форма работы будет использоваться в приобщении дошкольников к истокам народной культуры.
Литература:
1. Анчикова Т.П., Виноградова М.Ю. “Праздник русского валенка”, Журнал “Воспитатель”, № 4, 2008 г., с.70-75.
2. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
3. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
5. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
6. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Приложение №1
ПРАЗДНИК РУССКОГО ВАЛЕНКА
Сценарий музыкального развлечения для детей и родителей
Предварительная работа с детьми и родителями.
· Отгадывание загадок, разучивание стихов и частушек, танца с валенками.
· Знакомство с историей русского валенка.
· Художественное оформление детских валенок.
· Разучивание русского танца с родителями и детьми.
Оборудование: валенки детские и взрослые, гармошка детская, фуражка с цветком, ширма, самовар, чашка. Декорация: Стоит печка, на печке – валенки. На центральной стене рушники, салфетки, самодельные дорожки, контуры валенок, вырезанные из картона и раскрашенные, деревенские половики, расписные платки.
В зале звучат русские народные песни, большими буквами написано «Выставка «Русские валенки».
Действующие лица:
1-й скоморох – ребенок,
2-й скоморох – ребенок,
Ванюша – ребенок,
Дуняша – взрослый,
Дедушка – взрослый.
Забегают в зал два скомороха.
1-й скоморох: К вам на праздник по дорожке,
Прибежали скоморошки.
2-й скоморох: Я – скоморох Прошка, а он – скоморох Тимошка.
1-й скоморох: Пришли мы вас позабавить,
С праздничком поздравить!
2-й скоморох: Людей посмотреть, да себя показать!
Вместе: Сейчас начинаем представление всей Европе на удивление!
Под русскую народную мелодию «Прялица» выходит Дуняша и танцует.
Дуняша: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости!
Если валенок вам дорог,
Если в доме, на работе
У вас валенок в почете,
Мы вас, как своих друзей,
Приглашаем поскорей
На праздник русского валенка.
Вместе: Валенки, валенки – красивые да модные!
Дуняша: Ребята, вы знаете, что валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь.
Русский танец с гармонистом.
1-й скоморох: У кого там хмурый вид, снова музыка звучит!
2-й скоморох: Мы грустить не разрешаем, и играть здесь начинаем!
Конкурс: «Бой валенками». Участвуют двое мальчиков, которые получают по валенку, встают на лавку и стараются сбить противника.
Дуняша: Вижу я издалека, едет Ваня к нам сюда,
Едет прямо в хоровод, расступитесь честной народ!
Хоровод «Как на тоненький ледок», русская народная мелодия.
Девочка: Ой, Ванюша, ты не ушибся?
Ваня: Нет… Я падал понарошку, рассмешить хотел немножко!
Девочка (Дуняше): А у нашего Ванюшки большое горюшко:
Валенки с дырой! Стоит один под горой.
Дуняша: так пойдёмте к моему дедушке. Он быстро вам валенки подошьет. Он на все руки мастер. Снег-снежочек отряхнем да во горницу войдём. А вот и мой дедушка, дедушка Всеведушка!
Появляется Дедушка-Всеведушка.
Дедушка-Всеведушка: деточки мои родные, очень даже дорогие. Рад вас видеть, проходите, мою избу посмотрите. (Дети рассаживаются на скамейки) Все уселись? Сегодня у нас веселье, праздника продолжение!
Дуняша: дедушка выручай, подшей валеночки.
Дедушка-Всеведушка: что ж, это можно, а вы, ребята, чтоб веселей работалось, частушки б спели да поиграли, порадовали старика.
Ребята поют частушки.
Частушки
Начинаю петь частушку,
Первую, начальную
Я хочу развеселить
Публику печальную.
Раздайся, народ,
Меня пляска берет
Пойду, попляшу,
На народ погляжу!
Чтоб прогнать мороз и стужу,
Мы в ладоши хлопаем,
В валенках через сугробы
Радостные топаем!
Подарила маменька
Беленькие валенки.
С ними я не расстаюсь,
Даже спать я в них ложусь!
А я валенки надену,
Выпью простокваши,
Вся душа истосковалась
По любимой Маше.
Наши девки маленьки
Чуть побольше валенка.
Ну, а как заголосят,
Всех в округе удивят.
Охоньки да охоньки,
Какие парни махоньки,
Из-за кочек, из-за пней
Не видать наших парней.
Тетеньки и дяденьки,
Все носите валенки.
Реже станете болеть
И начнете молодеть!
Моя Милка маленькая,
Чуть побольше валенка,
В валенки обуется,
Как пузырь надуется.
Если кто меня обидит –
Я не плачу, не реву,
Сразу валенок снимаю,
Подзатыльник им даю!
Мы про валенки частушки
Еще долго можем петь,
Так что, хлопая в ладошки,
Вы все можете вспотеть!
Мы вам пели и плясали,
Дорогая публика,
Не держитесь за карманы,
Не возьмем ни рублика.
Дедушка-Всеведушка: Ребята, а вы знаете, как делают валенки, из чего?
Дети: Отвечают.
Дедушка-Всеведушка: Садитесь вот здесь, на лавочку, а я расскажу вам об этом промысле, и надеюсь, это знание поможет вам.
Валенки – удобная и целебная обувь. В валенках не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная теплыми руками мастера, дает человеку силу и душевный покой.
Надо сказать, что технология изготовления за последние триста лет совсем не изменилась: и сейчас валенки делают точно так же, как и деды, и прадеды мои. Изготовление валенок – дело не простое, здесь нужна физическая сила и много терпения, на которое способны немногие. Для того, чтобы сделать валенки, нужны сноровка и умение, но самое главное – это любовь мастера к своему делу и к людям, которые будут носить эту обувь. Может, потому так удобно и комфортно носить валенки, что они сохраняют тепло своих создателей. Как и прежде, ремесло валяния передается от мастера к мастеру из поколения в поколение.
Валяльщик в былые времена – почитаемый на Руси мастер, и корни его мастерства уходят в века. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод, чему свидетельствуют фотографии времен Великой Отечественной войны. Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.
Вы уже знаете, что валенки изготавливаются из овечьей шерсти. После того, как овечку остригли, шерсть моют и вычесывают, потом прогоняют через шерстобитную машину, в результате получается тонкое мягкое полотно.
Его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась. Затем, словно из пластилина, лепят из полученной заготовки форму валенка и вываривают ее в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась еще плотнее. Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет форму обычного валенка и нужного размера.
По завершении всех этих процедур валенок отправляют сушиться, и его остается только побрить, чтобы он стал гладким и блестящим.
В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в ХХI веке валенок будет самой модной обувью!
Дуняша: Дедушка, спасибо тебе за интересный рассказ о валенках. Как мы теперь знаем, валенки – не только полезная натуральная обувь, но и, как теперь утверждают дизайнеры, модная.
Дедушка-Всеведушка: ну вот, принимайте работу, новые валенки на вырост!
Показ новейших моделей валенок, декорированных родителями и детьми (под музыку дети представляют дизайнерские модели валенок).
Дуняша: Великолепные валенки. Во славу их наши родители сейчас подарят нам замечательный танец.
Танец «Валенки» (исполняют родители с детьми).
1. Игра «Пробеги в валенках до сугроба и обратно».
2. Конкурс для родителей (Проскакать в валенках на скакалках).
Дуняша: Как же нам, дедушка тебя за работу отблагодарить?
Дедушка: А, я, Дедушка-Всеведушка,
Долго живя, много видал,
Что на свете знаю,
К себе в решето собираю.
Все бы мне про валеночки что-нибудь рассказали, а я бы к себе в решето положил. У меня в нем много чего: и загадки, и пословицы, и потешки.
1-й ребенок: Баю, баю – баюньки,
Скатаем Маше валенки,
Валенки по ножкам,
Бегать по дорожкам,
К бабушке по прянички,
К дедушке по яблочки.
2-й ребенок: Без шубы и валенок –
И зима без конца.
3-й ребенок: Как у Даши маленькой чёсаные валенки
А шуба багряная, а личико румяное.
Вот какая Даша красавица,
Красавица наша!
Дедушка: А теперь загадки:
Не ботиночки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки, в них мы
Бегаем зимой, утром – в садик,
Днем – домой. (Валенки)
Треплют, катают, а зиму таскают (Валенки)
Весь в шерсти, а кожи нет (Валенки)
Да, отгадка одна – это валенки.
Дедушка: спасибо вам, ребята, прибавилось в моём решете. За это я хочу вас позабавить, посмешить и немножко даже удивить. А ну-ка, валенки, появитесь, попляшите, порезвитесь.
Театр Валенок показывают дети и скоморохи.
Дуняша: Я тоже знаю одну забаву, в старину в крещение девушки бросали валенок за порог – куда нос укажет, оттуда жди сватов. Надо только сказать слова: «Брошу валенок через забор, ступай валенок к миленочку во двор». Ну, а жених в валенках считался состоятельным человеком.
1-й скоморох: Ай, да веселье, всем на удивление.
2-й скоморох: А чтоб было ещё веселей, танцевать выходите все скорей!
Танец «Кадриль». Дедушка дарит детям валенок, а дети дарят гостям и дедушке валенки из теста.
Дуняша: Ну вот и подошел к концу наш замечательный праздник. Но зимы не кончаются. Они приходят к нам каждый год, дарят морозные дни и новые встречи с валенками. Так пусть же валенки остаются традиционной российской любимой обувью.
Дети под веселую русскую народную мелодию выходят из зала.
автор: Синеок Светлана Гарифулловна
Воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Снежинского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида №2»
Конспект музейной экскурсии с детьми старшей группы на тему: «Валенки! Валенки!»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Снежинского городского округа
«Детский сад общеразвивающего вида №2»
Конспект музейной экскурсии
с детьми старшей группы на тему:
«Валенки! Валенки!»
Разработан воспитателем
Синеок С. Г., высшей кв. к.
Интегрируемые образовательные области:
Основные:
– «Познавательное развитие»;
– «Речевое развитие»;
– «Социально-коммуникативное развитие».
Второстепенные:
– «Художественно-эстетическое развитие»;
– «Физическое развитие».
Образовательные задачи:
- Расширять и обогащать знания детей о валенках, истории их появления на Руси, о производстве, их назначении.
- Развивать познавательный интерес, образное мышление, творческие способности дошкольников.
- Упражнять в умении связно и последовательно излагать свои мысли, отвечать на вопросы полным сложным предложением.
- Продолжать учить детей играть в народные игры с использованием подручных предметов.
- Развивать коммуникативные способности детей (умение договариваться друг с другом, взаимодействовать в процессе совместной работы, в ходе игры).
- Воспитывать уважительное отношение к русским национальным традициям.
Методы и приемы:
Наглядные: показ иллюстраций, фото – репродукций картин. Рассматривание образов овечьей шерсти, полотна из шерсти; заготовки валенка, инструментов мастера – валяльщика.
Словесные: беседа, вопрос, художественное слово.
Практические: использование ТСО, показ экспонатов, игра «Передай валенок», совместно – творческая деятельность.
Словарная работа:
Новые слова: веснина, шлёнка, колодка, мастер-валяльщик, шерстобитная машина, дергуч.
Слова для повторения: шерсть, валяние, войлок.
Слова для закрепления: катанки, чесанки, пимы, самовалочки, валять.
Индивидуально-дифференцированный подход: помощь вопросом, частичный показ.
Социальное партнерство с родителями: Создание мини- музея в группе «История валенок».
Предварительная работа: Разучивание русских народных подвижных игр. Чтение художественной литературы: Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”, Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”, Владимир Новиков. Сказка “Теплые валенки”. Проведение экскурсии в мини – музее группы: «История валенок».
Последующая образовательная деятельность с детьми: Проведение подвижных дидактических игр о валенках.
Материалы и оборудование:
– иллюстрации «Кочевники на конях, город Мышкин, «Караульные валенки», «Выдача валенок перед боем», «Валенки на фронте», шерстобитная машина;
– фото – репродукций картин Федота Сычкова: «Праздничный день», «С гор»;
– образец полотна из шерсти;
– образец овечьей шерсти;
– заготовка валенка;
– инструменты валяльщика: дергуч, скалка, колодка для валенка.
– шаблоны валенок;
– украшения для валенок (тесьма, шаблоны геометрических фигур из цветного картона, стразы);
– иллюстрация «Гуляем в валенках» (изображение детей, спрятавшихся за забором, для которых дети выполняют валенки из цветного картона) (количество изображенных детей соответствует количеству детей в группе);
– клей, кисти для клея, подставки под кисти, тканевые и влажные салфетки.
Музыкальное сопровождение: запись минусовки песни «Валенки» в исполнении Л. Руслановой.
Видеосопровождение: видеофильм на тему: «Как валяют валенки».
Используемая литература:
- Буровик К. А. Родословная вещей, – М.: Знание, 1991.- 228, 3 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов. – Екатеринбург: Урал- Советы, 1994.
- Шинковская, Ксения Войлок. Все способы валяния: М.: АСТ-Пресс Книга, 2012. – 176 c.
- Фокина М. С. Моя весёлая азбука: Узнай всё об овцах, – М.: Коллекция Ашет, 2012 г. – 22-27с.
Интернет ресурсы:
- ArtPoisk.info› Сычков› Репродукций картин Федота Сычкова: «Праздничный день», «С гор».
- Dokumfilm.ru.felt boots
Ход музейной экскурсии
(Организационный момент. Дети стоят у входа в музей)
Воспитатель: (в образе бабушки Маши).
Здравствуйте дети!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Сегодня я проведу для вас экскурсию по музею.
И расскажу вам об экспонатах, которые в нём находятся.
Воспитатель: Предлагаю вам, ребятки, отгадать мою загадку.
На ботинки не похожи
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой!
Утром – в сад,
Потом – домой!
Что это, ребята? – ответы детей.
Дети: Валенки.
Воспитатель: Правильно. Предлагаю вам пройти в наш музей.
(Дети входят в музей, строятся полукругом.
Звучит минусовка песни «Валенки» сл. Л. Руслановой).
Воспитатель: Историю о Валенках поведать я спешу. Историю о тёплых
садись, расскажу.
(Дети рассаживаются на лавочку)
Воспитатель: Появились валенки на Руси от кочевников. Кочевники –
это люди, которые не имели постоянного дома и часто переезжали по
степи. Это были воины и пастухи. Именно они придумали скатывать
шерсть животных и делать из неё обувь, которая защищала ноги от
холода.
(Показ иллюстрации «Кочевники на конях»).
Воспитатель: Раньше валенки называли по-разному: волнушечками,
чесанками, катанками, валенцами, пимами. Оказывается, название
зависело от шерсти: валенки из козьей шерсти именовали волнушечками
и выходками, а из овечьей шерсти – катанками и чёсанками. Но как бы
они не назывались, все они являются обувью сделанной из шерсти.
Родиной настоящих валенок принято считать город Мышкин
Ярославской губернии, в котором в XVIII веке стали первыми
валять валенки целиком, с голенищем.
(Показ иллюстрации города Мышкина)
Воспитатель: В старину валенки носили зимой все: и в деревне, и в
городе. Много лет назад, без валенок наши предки не мыслили святочные
и масленичные гуляния, ярмарки, во время которых всегда стояла
настоящая русская зима и трескучий мороз!
(Показ репродукций картин Ф. Сычкова «Праздничный день», «С гор»).
Были времена, когда валенки стоили очень больших денег, и позволить их себе могли только богатые люди. Валенки считались одним из лучших подарков зимой. Юноша, носящий валенки, считался завидным женихом, а девушка, имеющая их как приданное – богатой невестой. Спасали валенки и нашу армию во времена отечественных войн. Для солдата, отправляющегося на службу, вообще ничего дороже валенок не было теплая и прочная обувь не только берегла от холода, но и в бою могла защитить ноги от мелких осколков. За годы войны рабочие, послали в армию 50 тысяч пар валенок.
(Показ иллюстраций: «Караульные валенки», «Выдача валенок перед боем», «Валенки на фронте»).
Воспитатель: Дети напомните мне, пожалуйста, из какого материала сделаны валенки?
Дети: Валенки сделаны из овечьей шерсти.
(Показ овечьей шерсти)
Воспитатель: Правильно. Потрогайте ребята, шерсть какая?
Дети: Мягкая, пушистая, чистая.
Воспитатель: Именно из такой шести делают валенки. Но чтобы эту шерсть превратить в валенки требуется не один день тяжелой работы. Овец стригут, два раза в год, весной и осенью. На валенки нужна шерсть полученная весной. Такая шерсть называется веснина, стриженая шерсть осенью называется шлёнка, её используют для пряжи. Шерсть очищают от мусора, затем моют и вычёсывают, потом прогоняют через шерстобитную машину – в результате получается тонкое мягкое полотно.
(Показ иллюстрации с изображением шерстобитной машины,
образец полотна из шерсти)
Воспитатель: Затем полотно долго катают, ещё говорят, валяют специальной скалкой, чтобы шерсть слиплась.
(Показ инструмента валяльщика – скалка)
На следующем этапе, словно из пластилина вылепляют форму валенка, и вываривают заготовку в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась еще плотнее.
(Показ заготовки валенка)
Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой с ребрышками. Она называется дергуч, пока изделие не примет обычного для валенка размера.
(Показ иллюстрации с изображением колодки для валенка и инструмента валяльщика – дергуч).
Затем отправляют сушиться. Сейчас я предлагаю вам пройти со мной и посмотреть видеофильм «Как валяют валенки».
(Показ видеофильма «Как валяют валенки»)
Воспитатель: Валенки не только использовали по их прямому назначению, но они ещё и служили предметом для игр. Предлагаю вам сейчас отдохнуть и поиграть. Слушайте правила игры. Игра называется «Передай валенок». Дети встают в круг, передают друг другу под музыку валенок. С окончанием музыки, тот, кому достался валенок выходит в круг и танцует (под песню «Валенки, валенки»). Движения произвольные.
(После физ. минутки дети проходят в экспозиционную зону).
Воспитатель: Всем валенки хороши, но если вдруг на улице сырая погода, как вы думаете, что произойдёт с валенками?
Дети: У них нет подошвы, как у сапог и они промокнут.
Воспитатель: Молодцы. Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы этого избежать?
Дети: Чтобы валенки не промокали в сырую погоду, на них надевают резиновые галоши.
( Показ экспонатов валенок с резиновыми галошами)
Воспитатель: Верно. Или подшивают резиной или кожей.
Воспитатель: Сушили валенки на Руси в русских печах. Топили печь, выгребали угли, чтобы не было источника возгорания и положив валенки на дощечки, оставляли часов на 6–8 часов. Также сушили валенки и на самой печи. А потом – носили на здоровье, чего и вам от души желаю!
(Показ как сушили валенки в печи)
Знает взрослый человек,
Знает даже маленький.
Чтоб зимою не болеть
Надевают валенки.
Известен и лечебный эффект валенок. Тёплые валенки помогают справиться с простудой, сваленная шерсть сохраняет животный жир, который снимает напряжение в ногах, свойство колючести шерсти оказывают массажное действие. Все эти свойства сделали валенки очень популярными в России с ее холодными зимами.
Воспитатель: В настоящее время изготавливается огромное количество валенок. Короткие и высокие, с отворотами и мехом, с влитой подошвой. Посмотрите, какие разные бывают валенки, какие они необычные. Шерсть для валенок стали окрашивать в разные цвета, валенки украшают вышивкой, расшивают бисером, аппликациями, и даже кружевами.
(Показ экспонатов различных видов валенок)
Образ валенка используют в сувенирной продукции, мастера валяют декоративные валенки, сувенирные. Валенки – источник вдохновения художников и дизайнеров. Российские модельеры соревнуются между собой в мастерстве превращения обычного валенка в произведение искусства.
(Показ экспонатов сувенирных валенок)
Даже в книгах мы с вами можем увидеть сказочных героев в валенках.
(Дети рассматривают иллюстрации в книгах)
Воспитатель: Есть и необычные валенки. Так мастер Соколов изготовил самый большой и самый маленький валенок. Самый большой валенок в мире (высота 168 см) был создан в городе Кинешма и занесен в книгу рекордов России. Самый маленький валенок в мире (высота 6 мм) также занесен в книгу рекордов России.
(Показ портрета Соколова, иллюстраций с изображением маленького и большого валенка)
Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю в нашу мастерскую.
(совместно творческую деятельность выполняют с детьми воспитатели группы. Аппликация «Укрась валенок»).
(Детей встречает мастерица)
Мастерица: Здравствуйте дети!
Дети: Здравствуй мастерица!
Мастерица: Проходите в мою мастерскую, присаживайтесь за столы.
(Дети проходят за столы)
Мастерица: Я для вас приготовила интересную картинку. Посмотрите на неё.
Что вы видите на ней?
Дети: Забор, а под забором ноги.
Мастерица: Что надето на ногах?
Дети: На ногах надеты валенки.
Мастерица: Верно. Как вы думаете, сколько детей спряталось за забором?
Дети: Двое.
Мастерица: А почему двое?
Дети: Потому что четыре валенка, а валенки носят парами.
Мастерица: Посмотрите, валенки здесь совершенно обычные, серого цвета. Давайте с вами побудем дизайнерами и украсим наши валеночки. А как вы думаете, чем можно украшать валенки?
Дети: Можно украсить бисером, полосочками, кружочками из бумаги, бусинками.
Мастерица: Действительно, способов достаточно много. Можно украсить валенки вышивкой, можно приклеить к ним тесьму, веселые помпончики, полоски из кожи, в общем — полное поле для творчества! Прежде чем приступить к работе, давайте с вами вспомним, из каких частей состоит валенок.
(Рассматривают валенок)
Дети: У валенка есть подошва, носок, пятка.
Мастерица: Какая часть валенка украшается?
Дети: Украшается голенище. Обратите внимание, украшается внешняя сторона голенища, а не внутренняя. Как вы думаете почему?
Воспитатель: Потому что не будет видно узор.
Мастерица: Верно. Молодцы. Давайте с вами перед работой разомнём наши пальчики и приступим к делу.
Пальчиковая гимнастика:
Посчитаем в первый раз (хлопки ладонями)
Сколько обуви у нас: (кулачками по столу)
Туфли, тапочки, сапожки (на каждое название обуви загибают
Для Наташки и Сережки, по одному пальчику, начиная с большого)
Да еще ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки –
Для малышки Галеньки. (хлопки ладонями)
Мастерица: У вас на столах лежат готовые шаблоны валенок у каждого по одному. А валенки как носят?
Дети: Валенки носят парами.
Мастерица: Правильно, для того чтобы у нас получилась пара, я вам предлагаю объединиться с соседом и украсить валенки. Обратите внимание узор на валенках одинаковый, поэтому прежде чем украшать валенки вам необходимо договориться друг с другом, какой у вас будет узор. Посмотрите, какими узорами я украсила свои валенки.
(Мастерица выставляет образцы украшений валенков)
Вы можете украсить голенище валенок по одному из образцов или придумать свой узор. Итак, приступаем к делу.
(Дети делятся на пары, договариваются, как будут украшать валенок, украшают валенки)
Мастерица: Ох, какие у нас валенки расписные получились. Молодцы.
По морозу, по зиме
Взрослым или маленьким,
Чтобы быть всегда в тепле
Надеваем валенки!
Мастерица: Надевать наши валенки мы будем ребятам, что сидят вот здесь на лавочке. Давайте посчитаем, сколько их, не забываем, что считаем парами.
Дети: На картинке 17 человек.
Мастерица: Молодцы правильно посчитали. Всем хватит валенок. Подходите ко мне, берите свои валенки, давайте обуем с вами детей.
(Дети подходят к доске, на ней расположено изображение детей без обуви, наклеивают валенки)
Мастерица: Я с вами прощаюсь. До свидания дети!
Дети: До свидания!
Воспитатель: Дети понравилась ли вам наша экскурсия по музею.
Дети: Да понравилась.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось в ходе нашей экскурсии?
Дети: Нам понравились инструменты валяльщика, мы никогда их не видели, фильм о том, как делают валенки, украшать валенки вместе с другом и т.
Воспитатель: Я очень рада, что вам у меня понравилось. На сегодня с вами прощаюсь. До свидания ребята! До новых встреч в нашем музее.
Дети: До свидания!
Проект для детей старшего возраста
«Валенки — русское солнце зимы».
Проект подготовила: Макарова И.Е.
Вид проекта:познавательный, групповой
продолжительность проекта: месяц
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Актуальность:Слово «валенок» вызывает сегодня у многих улыбку, как нечто устаревшее и ненужное. А ведь эта зимняя делается без единого шва, потому в нем ноге мягко и удобно, мозолей не натрешь. Валенки на Русь пришли от кочевых племен. Их называли обувь заслуживает совсем иного к себе отношения. Валенки дают людям не только тепло, но и здоровье. Ведь в том то и достоинство валенка ,что он «катами» позже «катанками». Были и другие названия этой прекрасной обуви: чесанки, пимы, валенцы. Валенки могли позволить себе только богатые люди. Массовое производство валенок началось в России только в 18 веке. Произошло это в городе Мышкин, сейчас там музей валенок.
Сегодня эта удивительная обувь вновь набирает популярность. Но теперь их делают разноцветными с вышивкой, аппликацией, бисером, кружевами.
Реализуя этот проект мы стремимся приобщить детей и родителей к русским традициям, сохранить частичку русской культуры познавая и расширяя знания о валенках.
Цель: познакомить детей с русским народным промыслом – валенки. Дать понятие. Что они часть русской истории, а так же герои народного фольклора.
Задачи проекта:
•познакомить детей с историей традиционной русской обуви — валенки;
• формировать новые знания о том, как делать валенки;
• развивать интерес детей к народному промыслу;
• поддерживать у детей и родителей интерес к совместной познавательной и творческой деятельности.
Этапы проекта
1-й этап: подготовительный
— сбор информации, материала.
Чтение художественной литературы:
-Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”,
-Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”,
-Владимир Новиков. Сказка “Теплые валенки”;
2.Презентация «Русский валенок»
2-й этап: организационный
1. Разработка содержания НОД с детьми.
2. НОД по рисованию: «Я модельер».
3. Беседа с родителями-поездка в музей валенка.
3-й этап: формирующий
1. Проведение НОД с воспитанниками.
2. Выставка рисунков «Я модельер»
3. Разучивание стихов про валенки.
4. Выставка «Дизайн валенка»(валенки руками родителей).
5. Разучивание частушек и песен о валенках.
4-й этап: итоговый
«Праздник русского валенка»
В группе подготовлены творческие уголки: выставка рисунков «Я модельер», дизайн валенок руками родителей, стихи, песни и частушки о валенках. По желанию, дети рассказывают гостям о возникновении каждого уголка, творческих поделок.
Ожидаемые результаты:
Дети рассказывают, как делают валенок, историю его возникновения.
Читают стихи , поют песни и частушки про валенки.
Проект помог сплочению детско-родительских отношений, улучшению контактов между родителями и работниками детского сада, совершенствовал стиль партнёрских отношений.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/431924-proekt-dlja-detej-starshego-vozrasta-valenki