Влияние болонского процесса на систему образования в россии сочинение рассуждение

Обновлено: 08.01.2023

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003г. на Берлинской конференции, обязавшись до 2010 г. воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.
Формирование общеевропейской системы высшего образования в рамках Болонского процесса основано на общности фундаментальных принципов функционирования высшего образования. Предложения, рассматриваемые в рамках Болонского процесса, сводятся к следующему:

· введение трёхуровневой системы высшего образования;

· введение кредитной системы;

· контроль качества образования;

· обеспечение трудоустройства выпускников;

· обеспечение привлекательности европейской системы образования .

Однако мероприятия, связанные с реализацией этих предложений, вызывают противоречивые оценки и усиливающуюся дискуссию. Необходим анализ путей и средств оптимальной интеграции российского высшего образования в европейское образовательное пространство.
Во всех развитых странах наблюдаются сходные тенденции в высшем образовании, поэтому часть назревших изменений в России объективно совпадает с рекомендациями Болонской Декларации. Проблемы, стимулирующие Болонский процесс, во многом характерны и для России. Очевидно также, что самоизоляция от мирового образовательного пространства может иметь отрицательные последствия для любой национальной образовательной системы. В связи с этим следует объединять усилия по развитию образования, сохраняя при этом национальные достижения и традиции. Это позволит сделать российское высшее образование более конкурентоспособным. Необходимо развивать международную интеграцию, сохраняя все лучшее из собственного опыта.

Таким образом, Болонский процесс влияет на содержание образования, как в школе, так и в высших учебных заведениях, продолжительность обучения в школе и в вузах. Стратегия создания единого образовательного пространства подразумевает следующие принципы:

• общее содержание образования (официальное взаимное признание учебных курсов, дипломов и степеней);

• общие права и возможности (все граждане государств, расположенных на территории единого образовательного пространства, должны получить свободный доступ в образовательные учреждения других государств в рамках этого пространства);

• единые правила (обеспечение права любого студента на переход для продолжения обучения в любое образовательное учреждение на территории единого образовательного пространства);

• единый банк данных академических требований;

• общий стандарт качества (обеспечение качества образования посредством независимой системы лицензирования, аккредитации и аудита).

Следовательно, основной задачей модернизации современного российского образования является его соответствие требованиям Болонского процесса, оптимизации всего образовательного пространства стран-участниц.

Заключение.

Таким образом, цели и задачи нашли решение в процессе проведенного исследования. Целью исследования было установить соответствие содержания современного российского современному мировому уровню. На данный момент, содержание современного российского образования не вполне соответствует мировому уровню, в условиях модернизации содержания образования весьма значимой оказывается проблема анализа, адаптации и использования образовательного опыта других стран, интегрирование его в содержание Российского образования.

В процессе проведенного исследования выявлены проблемы содержания современного российского образования, а именно:

· в современных государственных нормативных актах, теоретических и эмпирических исследованиях вопрос о целях и содержании образования представлен на недостаточном уровне;

· в новом государственном проекте о содержании образования не прописаны механизмы реализации, контроля, санкции за неисполнение норм;

· неопределенность ориентиров привела к неуправляемой вариативности содержания образования, следствием чего является постепенный распад единого образовательного пространства России;

· не продуманы критерии отбора содержания образования

Также в процессе проведенного исследования была решена вторая задача — выявить основные линии влияния Болонского процесса на содержание образования. Таковыми являются:

· создание общего содержания современного российского и европейского образования (официальное взаимное признание учебных курсов, дипломов и степеней);

· возможность перенесения некоторых общих курсов из программы университета в школьную программу .
Список использованной литературы:

1. Атаян А.Т. Перспективы: вопросы образования / А.Т. Атаян. – Париж: ЮНЕСКО, 1991.– 296 с.

2. Андреев А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А.Л. Андреев // Педагогика. – 2002. – № 6.– С. 40-45

3. Багдасарьян Н.Г. Ценность образования в модернизирующемся обществе / Н.Г.Багдасарьян // Педагогика. – 2008. – № 5.– С. 34-39

4. Бобров В.В.Актуальные проблемы современного содержания образования / В.В. Бобров // Философия образования. – 2002. – № 5. – С. 182-197.

5. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнение европейских экспертов). М., 2003.

6.Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе / Под ред. К. Пурсиайнена и С.А. Медведева. – М.: РЕЦЭП, 2005. – 199с.

6. Вержбицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / А.А. Вержбицкий – М.: ИЦ, 1999.– 200 с.

7. Воскресенская Н.М. Опыт разработки стандартов образования в зарубежных странах / Н. М. Воскресенская // Вопросы образования. – 2004. – №3.– С. 55-60

8. Дахин, А. Н. Российское образование: модернизация или развитие?/ А. Н. Дахин// Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 113.

9. Жуков А.Д. Образование в России: Проблемы и решения. / А.Д. Жуков, Н.М. Канаев – Москва, ЭКМОС, 2000. – 407 с.

10. Ковалёва Г.С. Состояние российского образования / Г.С. Ковалёва // Педагогика. – 2001. – № 2.

11. Кузьменко Н.Е. О модернизации образования в России / Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин, О.Н. Рыжова // Педагогика. – 2005. – № 3.

12.Лернер И.Я. Содержание образования/ И.Я. Лернер // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., –1999.– Т. 2. С. 349

Понятие Болонского процесса, задачи, причины его возникновения и особенности. Управление Болонским процессом, его плюсы и минусы. Общие цели программы действий, начало которой положила Болонская декларация, его влияние на систему образования в России.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 17.12.2014
Размер файла 229,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

по дисциплине «введение в профессионально-педагогическую деятельность»

НА ТЕМУ «Болонский процесс и его влияние на систему образования в России»

Выполнил: Студент гр. ИБ-101

Абрамов Дмитрий Дмитриевич

Проверил: Доцент кафедры

информационных систем и технологий

Чубаркова Елена Витальевна

Болонский процесс. Понятие

Задачи Болонского процесса (задачи, указанные в Болонской декларации 1999)

Управление Болонским процессом

Плюсы и минусы Болонского процесса

Болонский процесс в России

Введение

Целью настоящей работы будет Болонский процесс и его влияние на систему образования в России. Здесь я попытаюсь рассмотреть причины его возникновения, его особенности. Также, я расскажу, какие плюсы и минусы выявлены в Болонском процессе в данный момент. Здесь вы узнаете о проблемах, связанных с внедрением Болонского процесса в России и какое влияние он оказал на систему образования.

болонский декларация образование

Болонский процесс. Понятие

Что такое болонский процесс (БП)? Болонский процесс — это процесс добровольного сотрудничества стран Европы, процесс сближения и гармонизации систем высшего образования с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Болонский процесс создает благоприятные условия для максимально облегченного передвижения учащихся и обладателей дипломов/квалификаций в пределах общего пространства, углубленного взаимодействия между отдельными вузами в образовательной и исследовательской деятельности, дальнейшего расширения культурных и гуманитарных связей между участвующими странами, укрепления экономического сотрудничества на Европейском континенте.

Задачи Болонского процесса (задачи, указанные в Болонской декларации 1999)

1. Введение двухуровневой системы высшего образования (бакалавриат — магистратура)

2 .Введение оценки трудоемкости в терминах зачетных единиц. (Пример: 100-бальная рейтинговая система оценивания учеников в РГППУ)

3. отражение результатов освоения образовательной программы в общепринятом приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО

4. Развитие мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала

5. обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов

6. Введение сравнимых квалификаций в области высшего образования

Как предполагалось, решение этих задач будет способствовать единению высшего образования в Европе.

Со временем добавились еще 4 направления в БП.

1. Введение аспирантуры, как третьего уровня в общей системе высшего образования.

2. Придание «европейского измерения» высшему образованию, повышение его привлекательности и конкурентоспособности.

3. Реализация социальной направленности ВО, его доступность

4. Развитие системы дополнительного образования (т. н. образования в течении жизни)

29 апреля 2009 года на конференции в Левене определены новые цели БП

1. Расширение доступности ВО

2. Реализация стратегий обучения в течении всей жизни, позволяющих постоянно повышать квалификацию

3. Формирование навыков, позволяющих обеспечить занятость выпускников

4. Совершенствование программ обучения для повышения качества ВО при взаимодействии с работодателями

5. Интернационализация программ и деятельности институтов ВО

С 2010 года особое внимание уделяется аспектам глобализации высшего образования

Управление Болонским процессом

Система управления Болонским процессом остается неизменной с 1999 года, однако вводится статус сопредседателя, в качестве которого действует страна, не входящая в Европейский союз. Процесс ротации этих стран еще не совсем доработан. Введение стран сопредседателей позволяет этим странам влиять на развитие Болонского процесса. Статус сопредседателя был введен в 2010 году.

Одновременно с этим, для реализации приоритетов нового этапа Рабочая группа БП подготовила план мероприятий до 2012 г. План включает работу по следующим направлениям: социальное измерение, обучение в течение всей жизни, занятость, инновационные методы обучения, система «образование — исследования — инновации», международная открытость, отчетность, мобильность, механизмы прозрачности, финансирование и обеспечение качества.

Рабочая группа также должна определить индикаторы оценки мобильности, сформировать сеть, с использованием существующих структур, которая позволит обеспечить оптимальный обмен информацией и поможет расширить общеевропейское пространство высшего образования(ОЕПВО), осуществить мониторинг мер, нацеленных на увеличение прозрачности и реализацию национальных планов признания квалификаций.

Система мониторинга и оценки целей БП в целом остается прежней, хотя, безусловно, планируется дальнейшее совершенствование методологии «stocktaking»(критического анализа), а также более тесное сотрудничество национальных органов власти с Евростатом и Евродайс.

Плюсы и минусы Болонского процесса

Плюсы: 1) Болонский процесс способствует интернационализации ВПО, что позволяет странам-участницам упрочнять свои отношения в области культуры, экономики и политики.

2) Двухуровневая система ВПО дает возможность повышать уровень своих знаний, а с другой стороны, эта система позволяет гибко менять профиль подготовки, что позволяет быстро покрывать спрос на новые специальности

3) Повышенная мобильность преподавателей и студентов. Это позволит студенту начать учиться в ВУЗе одной страны, а закончить обучение в ВУЗе другой страны, т. к. планируется юридически уравнять дипломы всех стран-участниц.

4) Болонский процесс создает условия формирования конкурентоспособного рынка специалистов с высшим образованием.

1) При унификации высшего образования не учитываются традиционные национальные образовательные особенности и культурные ценности, что становится источником проблем с реформированием содержания учебного процесса, разработкой и принятием новых государственных стандартов, необходимостью повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Особенно это заметно в России.

2) Некоторые цели ориентированы только на экономически развитые страны, что будет способствовать утечке умов из бедных стран в богатые, ведь люди не захотят жить в бедной стране и поедут жить в более богатую и развитую. (Рисунок 1)

3) Из-за болонского соглашения идет разделение образования на элитарное и неэлитарное

4) Из-за Болонского процесса в РФ сокращается срок обучения в ВУЗах с 5 до 4 лет, в результате качество высшего образования падает

5) Также влияет и сохраняющаяся дискриминация в признании дипломов. В странах ЕС не признаются дипломы других стран-участниц Болонского процесса и наоборот.

Болонский процесс в России

19 сентября 2003 года к Болонскому процессу присоединилась Россия.

Общие цели программы действий, начало которой положила Болонская декларация, и основные задачи, которые должны быть выполнены до 2010 года, достаточно четко коррелируют с национальными целями и стратегией развития образования в России. Ст.2 п.1 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в качестве одного из принципов политики российского государства в области высшего и послевузовского профессионального образования выделяет интеграцию системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования.

С 2004 г. началось формирование организационной, нормативной, методической основ участия России в Болонском процессе.

В 2004 году была сформирована Группа по осуществлению Болонских принципов в России.

В 2005 был утвержден «План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы», а также определены головные вузы и организации по реализации основных целей развития системы ВПО в соответствии с Болонской декларацией.

Россия, как участник Болонского процесса, разделяет цели доступности высшего профессионального образования. В новом десятилетии мы должны эффективно использовать Болонский процесс и его механизмы для решения задач модернизации образования, а также многоуровневой интернационализации системы высшего образования и позиционирования российских программ на региональном и международном рынке образовательных услуг.

В связи с этим важное значение имеет совершенствование управления высшими учебными заведениями для обеспечения эффективного формирования общеевропейского пространства высшего образования.

С целью содействия решению выше перечисленных задач Национальный фонд подготовки кадров проводит мониторинг и анализ деятельности вузов в использовании механизмов модернизации образовательной деятельности в соответствии с европейскими тенденциями развития высшего профессионального образования.

Данная схема (Рисунок 1) показывает, как была реформированна система образования в России под влиянием болонского процесса.

Закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, который вступил в силу с 1 сентября 2013 года, по новому определяет целый ряд важнейших положений в системе российского образования.

Закон устанавливает все ступени образования в России.

Уровни общего образования:

1) Дошкольное образование

2) Начальное общее образование

3) Основное общее образование

4) Среднее общее образование

Уровни профессионального образования:

1) Среднее профессиональное образование

2) Высшее образование — бакалавриат

3) Высшее образование — специалитет и магистратура

4) Высшее образование — подготовка кадров вышей квалификации

Кроме того, устанавливается дополнительное образование на каждой из этих ступеней образования. Важно отметить, что получение дополнительного образования не влияет на уровень квалификации лица, получившего его.

Проблемы внедрения Болонского процесса

1. Трудности при составлении и организации образовательных программ и графиков, вследствие чего каждый ВУЗ внедряет положения Болонского процесса по своему.

2. Кредитно-модульная система обучения. Одни ВУЗы считают, что модули просто форма рубежного контроля и проводят экзаменационные сессии, другие проводят модули виде экзаменов.

3. Виды заданий для набора баллов также разнятся в зависимости от ВУЗа.

Заключение

И в заключение, Болонский процесс служит для обеспечения гармонизации систем высшего образования, которые должны стать «прозрачными», максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат — магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчету систем образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимной признаваемости академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т.д. Мое мнение по этому поводу таково: Болонский процесс можно и нужно внедрять в системы высшего образования разных стран, что позволит улучшить качество образования и определить единые критерии образования.

О Болонском процессе в России слыхал, наверно, каждый мало-мальски учащийся студент. Обсуждают его причастные к ВПО люди. Какое он имеет отношение к отечественному образованию, а самое важное, к нам, студентам — это я и решила выяснить. В интернете я смогла найти достаточно информации, чтобы уяснить для себя, в чем суть процесса.

Российская Федерация вошла в число стран-участниц Болонского процесса в сентябре 2003 года. Поставив свою подпись под Болонской декларацией, Россия обязалась до 2010 года воплотить в жизнь его основные принципы. Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Основные пункты декларации условно выделяются в таком виде:

· Двухступенчатая система высшего образования (бакалавриат и магистратура ).

· Кредитная система ECTS.

· Контроль качества образования.

· Сопоставимость учебных планов.

· Приложение к диплому о ВПО.

Плюсы и минусы нововведения горячо обсуждаются на страницах интернета. Пишут статьи ученые, дают интервью ректоры, преподаватели и сами студенты. Действующими субъектами Болонского процесса считаются: министерства образования (только подписывают, дальше занимаются ректоры), Конференции ректоров, Академическая общественность, Союзы студентов.

Приложение к диплому о ВПО, о чем говориться в 6-м пункте, дает студенту только преимущества, и слава Богу. Оно не требует денежных затрат, каких-либо дополнительных трудов. Приложение выдаётся по запросу студента бесплатно. Заполняется на языке страны базового вуза и на одном из распространённых европейских языков (как правило, английском). Те вузы, которые осуществляют Б.п. на стадии эксперимента, в приложении наряду с названием дисциплины, часами могут указывать кредиты в скобках.

И наконец, те самые заветные пункты процесса, которые я оценила как действительно революционные. О чем они в чем их преимущество, расскажу по порядку.

Начнем со второго пункта. ECTS-кредит представляет собой численное значение нагрузки студента в освоении той или иной образовательной программы. Кредит отражает объем необходимой работы над каждым курсом относительно к общему объему работы для завершения полного годового академического обучения в вузе, то есть лекции, практические работы, семинары, самостоятельная работа (в лаборатории, библиотеке или дома), а также экзамены или другие формы контроля знаний. ECTS-кредиты скорее относительные, чем абсолютные величины нагрузки студента. Они показывают, какую часть годовой нагрузки (трудоемкости) данный курс составляет в общевузовской или факультетской шкале кредитов.

В системе ECTS 60 кредитов соответствуют одному году обучения (в терминах трудоемкости); 30 кредитов – полгода обучения (семестр), 20 кредитов – триместру обучения.

Кредитная система делает прозрачными учебные программы. Дисциплины студенты начнут выбирать сами. А это значит, что и преподавателей будут набирать под ту конкретную образовательную программу, которую пожелало реализовать в данном году большинство студентов. Учебный план осуществляется с помощью модульной системы, которая заменит предметную. Модуль означает отказ от предметного преподавания и введение программ, в которых дисциплинарные границы расширены. Задачи программы решаются через несколько видов работы, либо через несколько близких, но разных предметов. Модуль может состоять, например, из курса лекций, из практических занятий, или же из спецсеминаров, спецкурсов. В целом таких модулей выделяются пять типов.

Новая система подразумевает сокращение аудиторных часов на одну треть, все остальное относится к самостоятельной работе студента, в библиотеке или дома, которая также будет засчитываться как кредитные часы. Вообще такие меры дают возможность учесть все достижения студента, не только учебную нагрузку, но и участие его в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах и т.д. Количество начисляемых кредитов не зависит от оценки. Рекомендуется единая европейская шестибальная система оценок (A, B, C, D, E, F). Нечто похожее у нас вводилось как балльно-рейтинговая система.

Контроль качества образования, пункт третий. Параметры контроля прозрачны и строго регламентированы. Студентов оценивают по мировым критериям. Кредитный балл, оценку эксперты определяют в зависимости от объема работы, её значимости с точки зрения освоения будущей профессии.

Таким образом, я вкратце изложила суть центральных положений Б.с., которые только этим не исчерпываются. Вдохновившись такой новой моделью обучения, я представила траекторию развития моего образования в вузе, в котором действует система из г.Болоньи. Какие плюсы я вижу для себя? Они вытекают из 2, 3, 4-х пунктов, выделенных мной особо. О них по порядку.

Свободный выбор дисциплин – об этом мы, студенты, могли только мечтать. Сколько курсов за эти годы мне казались прослушанными зря! Сейчас, будучи на 3-м курсе, я даже вспоминать о них не хочу. Кстати, главный аргумент ректоров против свободного выбора дисциплин как раз в том, что поменяв все учебные планы, студенты лишаться целостности научного знания, фундаментальности нашего отечественного образования вопреки прагматизму западного. Да, наша вузовская подготовка сильна традициями: большими аудиторными нагрузками, высоким уровнем контроля над студентами, методиками. Однако существует тенденция, что образование становиться сферой экономики, а не культуры, что признают сами ректоры.

Второй плюс Б.с. – это выбор профессорско-преподавательского состава. Думаю, такое нововведение достойно нашего внимания. Всем студентам знакома ситуация, когда элементарно не охота идти на пару из-за скучного, неинтересного преподавателя. При свободном выборе ППС эта проблема решалась бы в нашу пользу.

Реализуем ли Б.п. в России в том качестве, которое существенно изменит ситуацию современного ВПО в РФ? На этот счет мнения экспертов скептические. Вхождению РФ в Болонское пространство препятствуют, по крайней мере, 2 фактора. Наши госстандарты. Как известно, у нас они написаны с учетом учебных часов. Кредитно-модульная система для нас ни что иное, как революция в образовании. Ведь если учебные планы выбирать станут студенты сами (согласуясь модулем, а не предметом), то каждый год придется формировать содержание образования в зависимости от того, что они выбрали. Как следствие сократиться на одну треть ППС, т.к. вузу уже не понадобиться столько штатных преподавателей, как сегодня.

Образование является одной из самых важных сфер жизни общества. От его конкретного насыщения различными учебными дисциплинами, социальными институтами, методами подачи информации, структурой построения образовательных учреждений во многом зависит будущее народа и его интеллектуальное и духовное развитие. Поэтому во всех развитых странах одной из главных функций государства является образование, на реализацию которого ежегодно расходуется большое количество ресурсов как человеческих, так и материальных.

Но стоит также отметить, что система образования нуждается в обновлении, которое будет осуществляться в гармонии со всеми ее элементами. Однако не стоит отрицать того, что обновление может принести образованию, как пользу, так и создать для него тяжелые и непоправимые последствия.

Рассмотрим одно из таких обновлений системы образования, а именно Болонскую систему образования (Болонский процесс). Главной целью данного процесса является создание единого пространства для высшего образования.

Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года, подписав декларацию в Берлине на саммите министров образования европейских стран. Согласно данной декларации принципы Болонского процесса, которые обязалась воплотить в жизнь Россия до 2010 года, заключаются в следующем:

введение двухуровневого обучения (бакалавриат, магистратура);

введение кредитной системы ECTS;

контроль качества образования;

обеспечение трудоустройства выпускников;

обеспечение привлекательности европейской системы образования [1].

В первую очередь стоит выделить плюсы Болонской системы. Первым плюсом Болонского процесса является, двухуровневая система высшего образования, то есть разделение на бакалавриат и магистратуру. Такая система в первую очередь дает возможность увеличивать уровень своей профессиональной подготовки. После окончания бакалавриата студент может поступить на магистратуру, для того чтобы получить более высокий профессиональный статус. С другой стороны, данная система дает возможность гибко менять свой профиль подготовки, что немаловажно в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка. Помимо этого, допускается то, что студент имеет возможность окончить бакалавриат по одной специальности, а в магистратуре получить образования по другой [2].

Еще одним несомненным плюсом болонской системы является мобильность студентов. Она подразумевает под собой возможность того, что студент, начав обучение в вузе одной страны, потом может перевестись в вуз другой страны и окончить его, при этом получив соответствующий диплом о высшем образовании. Кроме того, в дальнейшем планируется юридически унифицировать дипломы стран, которые входят в болонский процесс. Это позволит перемещаться по странам в поисках работы подходящей работы.

Третьей не менее важной положительной стороной является то, что болонский процесс формирует условия для создания конкурентоспособного рынка специалистов с высшим образованием.

Однако помимо плюсов, в болонской системе также можно выделить и минусы. Первый минус, на который стоит обратить внимание – это то, что сокращается время обучения в вузе. Такое нововведение, несомненно, окажет влияние на качество подготовки студента. Кроме того, после окончания бакалавриата многие останавливаются и не продолжают обучение дальше, при этом не задумываясь о том, что на данном этапе получают только базовые знания, которых потом может оказаться недостаточно на практике [3].

Следующий минус, на который стоит обратить внимание, это самообразование и самостоятельность студента. Под этим самообразование система подразумевает сокращение аудиторских часов и увеличение времени для самостоятельной подготовки. При этом встает вопрос, почему это минус, а не плюс Болонской системы. А минусом это является из-за того, что, получив больше свободного времени студент, вряд ли захочет использовать его по прямому назначению, то есть на учебу.

Также еще одним минусом является то, что многие цели Болонского процесса в большей степени ориентированы на развитые страны. Это говорит о том, что специалисты, закончившие вузы, будут уезжать в другие страны для того, чтобы найти работу с более высокой заработной платой и хорошими условиями труда. А это предполагает лишь потерю лучших специалистов. В результате чего экономически развитые страны будут продолжать процветать, а бедные будут становиться с каждым разом беднее [2].

Подведя итог, следует отметить что, в настоящее время существуют как плюсы, так и минусы Болонского процесса. Очевидным является то, что бессмысленно заниматься подсчетом и статистикой плюсов и минусов Болонского системы. Идея создания единой европейской системы образования является результативной и соответствующей реалиям сегодняшнего дня, но реализация данной системы ещё требует серьёзной доработки.

Читайте также:

      

  • О чем молился бы даниил заточник в современном мире мини сочинение
  •   

  • Сочинение на тему что может быть красивее
  •   

  • Вадим шефнер слова сочинение
  •   

  • Протокол инспектора дорожной службы сочинение
  •   

  • История создания романа отцы и дети сочинение

Сочинение: Болонский процесс

ВВЕДЕНИЕ

Современное образование — фундаментальная основа человеческой жизнедеятельности, выступающая как интегральная, обобщающая ценность духовной культуры. Наряду с политической и правовой культурой образование формирует эстетические и нравственные черты личности в неразрывной связи с жизнью общества. Целью функционирования социального института образования в обществе является формирование интеллектуально-нравственного потенциала нации. Эффективность функционирования социального института образования необходимо изучать с позиций комплексного подхода, который предполагает учет многообразия разнокачественных субъектов образования и системы их взаимосвязей и управления.

Личность по отношению к институтам государства — всегда объект воздействия. Долгое время государство практиковало ресурсный подход к собственному населению, управление системой образования было подчинено идее воспитания работника, профессионала с минимальным учетом индивидуальности. В то время как на современном этапе образование приобретает характер целенаправленной непрерывной (в течение всей жизни) деятельности личности, ориентированной на использование образовательной системы, образовательной среды в целях самосовершенствования, удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей. Формируются субъект-субъектные связи между участниками образовательной деятельности.

Развитие системы высшего профессионального образования Российской Федерации детерминировано мировыми тенденциями глобализации. Социально-экономические изменения в стране, произошедшие в последние 15 лет, привели к внутреннему кризису образовательной системы. Россия принимает активное участие в создании единого международного образовательного пространства. Начиная с 90-х годов XX в., в нашей стране осуществляется широкая модернизация российской системы образования, направленная на ее демократизацию и развитие «как открытой государственно-общественной системы».

В сентябре 2003 г. Российская Федерация официально присоединилась к Болонскому процессу, в рамках которого до 2010 г. предстоит осуществить реформирование российского образования с целью продвижения его к открытости европейскому сообществу и интеграции в общеевропейскую систему образования.

Социальная проблема модернизации национального института образования заключается в гармонизации целей, содержания и способов образовательной деятельности с изменившимися общественными потребностями и условиями.

Экономическая проблема модернизации состоит в обеспечении эффективного функционирования института образования в социальном и экономическом пространстве Российской Федерации и создании условий для формирования конкурентоспособного рынка экспортных образовательных услуг российских вузов в мире и, в частности, в европейском политическом и территориальном пространстве, для чего необходимо структуру высшего образования обозначить в единицах европейского измерения (образовательных уровнях, кредитах, компетенциях и пр). Совмещение интересов внешних и внутренних направлено на реорганизацию системы профессионального высшего образования в Российской Федерации с учетом положений Болонской декларации.

В последние несколько лет вузовскую общественность России живо интересуют проблемы, связанные с возможной ролью общеевропейского движения, известного под именем «Болонского процесса», в модернизации российской высшей школы.

Задачи реферата:

1. Рассмотреть историю Болонского процесса.

2. Раскрыть понятие и определить основные цели Болонского процесса. Его участников.

3. Раскрыть основные положения Болонской декларации.

1. ИСТОРИЯ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

Объединение высшей школы в европейских странах назрело довольно давно, еще в середине ХХ столетия, в связи с тем, что оно стало неконкурентоспособным по сравнению с американским. Попытки совершенствования европейского образования по единым стандартам начались с 1957 года, когда было подписано Римское соглашение, в котором ставились принципиально новые задачи: приведение национальных законодательств в сфере образования к общеевропейским нормам, расширение доступа к высшему образованию, повышение академической мобильности студентов и их востребованности на рынке труда, создание долгосрочных систем обучения.

Со временем эти идеи были развиты в решениях конференций министров образования европейских стран (1971, 1976), в Маастрихтском договоре (1992). В дальнейшем под эгидой ЕС, Совета Европы внедрялись разнообразные программы.

В истории Болонского процесса можно выделить три этапа:

предыстория: от Великой Хартии Университетов (1988 г) до Болонской декларации;

начало: Болонская декларация (1999 г);

развитие: после Болонской декларации.

Идеи создания европейского университетского сообщества и единого европейского пространства высшего образования исходят от старейшего в Италии и во всей Европе Болонского университета. Еще в 1986 году, готовясь к своему 900-летнему юбилею, он обратился ко всем университетам Европы с предложением принять Великую Хартию Университетов – Magna Charta Universitarum. Идея была с энтузиазмом подхвачена, и во время юбилейных торжеств в 1988 году этот документ, провозглашающий универсальные и непреходящие ценности университетского образования, а также необходимость тесных связей между ними, был подписан ректорами 80 вузов.

Постепенно процесс европейской интеграции высшего образования стал подниматься с университетского на государственный уровень. В 1998 г. в Париже в стенах знаменитого Сорбонского университета, также во время празднования его юбилея, состоялось совещание министров образования четырех стран (Франция, Великобритания, Германия, Италия). Подписанная ими Сорбонская декларация «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования» впервые обосновала стратегическую цель создания зоны европейского высшего образования и ускорила дальнейшее развитие событий.

Уже в следующем 1999 году на родине Magna Charta, в г. Болонье (Италия), состоялась историческая первая конференция тридцати европейских министров, отвечающих за образование. Принятая ими декларация «Зона европейского высшего образования», определила основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. С этой декларации и начинается собственно Болонский процесс.

В дальнейшем встречи европейских министров образования стали регулярными с интервалом в два года, каждый раз к болонскому процессу присоединялись новые страны. В 2001 году министров принимала Прага, в 2003 году – Берлин. Число участников достигло сорока, в том числе Россия, подписавшая Болонскую декларацию в ходе берлинской конференции. Четвертая, встреча состоялась в мае 2005 г. в норвежском городе Бергене. Здесь о вступлении в Болонский процесс заявили пять стран бывшего Советского Союза. Последняя встреча состоялась в 2007 г., в Лондоне.

Кроме рубежных конференций министров, в рамках Болонского процесса проводится ряд международных мероприятий, посвященных его отдельным аспектам. Вся университетская Европа пришла в движение, намереваясь успешно завершить создание единого образовательного пространства к установленному Болонской декларацией сроку.

На сегодняшний день 40 стран принимают участие в так называемом Болонском процессе, который должен завершиться к 2010 году.

2. БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ

Болонский процесс — процесс создания единого европейского пространства высшего образования. Он является ярким проявлением интеграционных тенденций, которые интенсивно развиваются в этой части света в последние годы. Европа все более ощущает себя единым целым: создано общее экономическое пространство, открылись границы, введена единая валюта, формируется общеевропейский рынок труда. В этих условиях пестрота систем высшего образования, несопоставимость присеваемых квалификаций тормозят мобильность квалифицированной рабочей силы.

Официальной датой Болонского процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонье на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем, межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005) и Лондоне (2007). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России.

Обязательства участников Страны присоединяются к Болонской Декларации на добровольной основе.

Подписав Декларацию, они принимают на себя определённые обязательства.

Некоторые обязательства ограничены сроками:

• С 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.

• До 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.

Рекомендательные параметры Болонского процесса

• Единые европейские оценки.

• Активная вовлечённость студентов.

• Социальная поддержка малообеспеченных студентов.

• Образование в течение всей жизни.

Факультативные параметры Болонского процесса • Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки.

• Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору.

• Модульная система.

• Дистанционное обучение, электронные курсы.

• Академические рейтинги студентов и преподавателей.

Основные цели Болонского процесса

Целями процесса, достижение которых ожидается к 2010 году, являются:

построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;

обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;

повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Присоединение к Болонскому процессу

Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:

с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра;

до 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.

Участники Болонского процесса

Участниками Болонского процесса и декларации «Зона европейского высшего образования» являются: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сербия, Словения, Словакия, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

Цель Болонской декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит шесть ключевых положений:

Трудоустройство выпускников. Одним из важных положений Болонского процесса является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и использованы на пользу как народа своей страны, так и других стран Европы. Академические степени и другие квалификации должны быть востребованы на европейским рынке труда, профессиональное признание квалификаций следует упростить и облегчить. Для признания квалификаций, присвоенных определенным вузом, планируется повсеместно использовать приложения к диплому, рекомендованные ЮНЕСКО.

Четкая унификация студенческих документов, подтверждающих уровень и качество усвоенных знаний, для сопоставления высшего образования в различных странах. Такие меры должны обеспечить занятость европейских граждан с высшим образованием и международную конкурентоспособность европейского высшего образования.

• Приложение выдаётся по запросу студента бесплатно.

• Приложение заполняется на языке страны базового вуза и на одном из распространённых европейских языков (как правило, английском).

• Приложение должно иметь строго регламентированную форму и состоять из восьми разделов.

Двухуровневая система высшего образования. Базового и последипломного (бакалавриат и магистратура). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

Большой проблемой во многих странах стал чрезмерно избыточный перечень специальностей и специализаций, причем как в Европе, так и в Украине. Существуют также значительные различия между учеными степенями, получаемыми в университетах и академиях. Для обеспечения стандартизации степеней и специализаций планируется перейти на двухуровневую систему образовательно-квалификационных уровней: бакалавр и магистр. Бакалавр – это специалист, который может работать по специальности или продолжить образование, перейдя на вторую ступень – в магистратуру. Степень магистра предполагает наличие более глубоких фундаментальных знаний студента и ориентирует его на научную карьеру. Обучение на первом цикле должно составлять 3-4, на втором – 1-2 года. Последипломное образование осуществляется в докторантуре, что дает возможность получить ученую степень доктора наук после 7-8-летнего обучения. В странах-участницах Болонского процесса должна быть одна докторская степень, например доктор философии в соответствующих сферах знаний – естественные науки, социо-гуманитарные, экономические и пр.

3. Учреждение кредитной системы по Европейской кредитно — трансфертной системе (ECTS). Кредитами называются условные единицы, в которых определяется объем образования. За каждой такой единицей стоит определенное количество освоенных понятий, связей между понятиями, наработанные навыки, то есть общая трудоемкость полученных знаний и умений, включая самостоятельную работу студентов и сдачу ими промежуточных и итоговых экзаменов, другие виды учебной работы. Для получения европейского диплома бакалавра требуется накопить 180-240 часов кредитов, а степени магистра – дополнительно 60-120 часов. Именно систему кредитов рассматривают как средство повышения мобильности студентов при переходе с одной учебной программы на другую, включая программы последипломного образования. ЕСТS станет многоцелевым инструментом признания и мобильности студента, средством реформирования учебных программ, а также средством передачи кредитов высшим учебным заведениям других стран. Аккумулирующая кредитная система дает возможность учесть все достижения студента, не только учебную нагрузку, но и участие его в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах и т.д. В отдельных странах как условие начисления кредитов выдвигают следующее требование: учебная нагрузка должна включать 50% и более самостоятельной работы студента. Благодаря накопительной системе кредитов студент сможет поступить в университет одной страны, а окончить его в другой; сменить в процессе обучения университет или избранную специальность; закончить обучение на любом этапе, получив степень бакалавра или магистра, продолжить образование в удобный для себя период жизни.

Европейская система перевода кредитов

Краткая информация об академических кредитах:

Академический кредит – единица трудоёмкости учебного труда студента.

За семестр начисляется ровно 30 академических кредитов.

За учебный год начисляется ровно 60 академических кредитов.

Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 кредитов (три года обучения) или не менее 240 кредитов (четыре года обучения).

Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности не менее 300 кредитов (пять лет обучения).

Количество кредитов за дисциплину не может быть дробным (в порядке исключения допускается начислять 0,5 кредита), так как сложение кредитов за семестр должно давать число 30.

Кредиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.).

Количество начисляемых кредитов по дисциплине не зависит от оценки.

Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза, но не гарантирует начисление кредитов.

При начислении кредитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка («контактные часы» по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов, и т.п.).

Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется.

Рекомендуется единая европейская шестибальная система оценок:

А – «отлично» (10 процентов сдающих).

В – «очень хорошо» (25 процентов сдающих).

С – «хорошо» (30 процентов сдающих).

D – «удовлетворительно» (25 процентов сдающих).

Е – «посредственно» (10 процентов сдающих).

F (FX) — «неудовлетворительно».

Введение ECTS — Европейской системы перезачета кредитов — является одной из наиболее технически и содержательно сложных задач в рамках Болонского процесса. Этот инструмент, обеспечивающий прозрачность, сравнимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций, возник первоначально в рамках европейской программы Эразмус в 1988 году и в настоящее время включает более 1100 университетов и сеть «линий помощи» (ECTS Helplines). Сопоставимость учебных планов позволяет студентам выбирать программы, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный материал в своем университете. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. Для участия в системе университеты готовят ежегодно обновляемые информационные пакеты с полным описанием курсов, и х содержания, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения, структуры, кафедр, ведущих подготовку. Кроме того, информация должна включать полный учебный план по данному уровню подготовки, общую информацию об университете, инфраструктуре, административных процедурах для регистрации в программе и академический календарь. Информационный пакет готовится на родном и одном из иностранных языков и распространяется по всем партнерским университетам.

4. Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования. Для осознания и утверждения конкурентоспособности своих знаний и умений каждый студент должен иметь возможность хотя бы короткое время обучаться и стажироваться за рубежом, а благодаря этому в основном вузе он может сократить количество часов, посвященных изучению иностранных языков. Мобильности студентов способствует целенаправленная подготовка к сдаче языковых тестов типа TOEFL, тестов для поступления в магистратуру по экономике GRE, менеджменту GMAT и прочих.

В частности, академическая мобильность предполагается следующее:

Студент должен проучиться в зарубежном вузе семестр или учебный год.

Он обучается на языке страны пребывания или на английском языке; на этих же языках сдаёт текущие и итоговые испытания.

Обучение за рубежом по программам мобильности для студента бесплатно — принимающий вуз денег за обучение не берёт.

Студент оплачивает сам: дорогу, проживание, питание, медицинские услуги, учебные занятия вне согласованной (стандартной) программы (например, изучение языка страны пребывания на курсах).

В базовом вузе (в который студент поступал) студенту засчитываются полученные кредиты, если стажировка согласована с деканатом; он не досдаёт никаких дисциплин за период учёбы за рубежом.

Вуз вправе не засчитывать в счёт своей программы академические кредиты, которые студент получил в других вузах без согласования с деканатом.

Поощряется получение студентом совместных и двойных дипломов.

5. Приведение высшего образования в различных странах к единым стандартам. Это касается разработки сходных учебных планов, тренингов, исследований.

6. Внедрение в жизнь концепции непрерывного (пожизненного) обучения, которое позволяет человеку получить в течение жизни несколько дипломов и ученых степеней, а университету – значительно улучшить финансово-материальное обеспечение за счет предоставления информационно-материальной базы для желающих продолжить обучение. В основе этой концепции лежит идея LLL (Life Long Learning) – образования, соразмеримого со всей протяженностью жизни.

В Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых, как предполагается, будет способствовать единению Европы в области образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение, рассматривая, теоретический аспект Болонского процесса, целесообразно заметить, что еще до официального присоединения России к Болонской декларации в высшей школе страны началось движение в сторону международных стандартов профессионального образования. Уже в Законе Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятом в 1996 г., в принципе была предусмотрена многоуровневая система высшего образования. За прошедшие годы многие вузы накопили значительный опыт подготовки бакалавров и магистров по ряду направлений.

Несмотря на это, российское высшее образование фактически осталось одноуровневым. Дело в том, что упомянутый закон, по сути, является эклектическим, в нем реализована своеобразная смесь традиционной российской системы образования с англо-американской. Введя бакалавриат и магистратуру, закон, тем не менее, оставил возможность получить привычную для России, но совершенно непонятную за границей квалификацию «дипломированный специалист». В итоге даже в тех вузах, где введен бакалавриат, его выпускники, не попавшие в магистратуру, продолжают обучение по программе подготовки специалистов. Ничтожно малая часть выпускников (2-5%) выходят из вуза с дипломом бакалавра, при этом работодатели смотрят на них как на недоучек, отчисленных за неуспеваемость.

В целом отношение российской вузовской общественности к Болонскому процессу было и пока остается весьма настороженным. Многие преподаватели искренне убеждены, что отечественная система подготовки дипломированных специалистов является лучшей в мире, любое вмешательство в сложившиеся традиции губительно. Такое отношение объясняется не только действительными успехами (в основном, в прошлом) российских ученых и инженеров, но и малой информированностью о реальном положении дел в высшем образовании за границей (в Европе и США). Многие десятилетия Россия была отгорожена от остального мира «железным занавесом» и только в последние годы появилась реальная возможность дать сравнительную оценку отечественной и зарубежных систем образования.

Инициаторами выхода вузовской России из самоизоляции и вхождения в международное пространство высшего образования выступили вузы, более других заинтересованные в развитии международных связей и привлечении иностранных студентов: СПбГУ, РУДН, МГИМО и др. В течение 2001-2006 годов был проведен ряд всероссийских совещаний по перспективам Болонского процесса для России, в профильных журналах было опубликовано множество статей на эту. Министерство образования России поощряло эту деятельность, издав, в частности, инструктивное письмо от 28.11. 2002 № 14-52-988ин/13 и приказ от 2 июля 2003 года № 2847 «О проведении эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе».

В экспериментальном порядке в вузах стали реализовываться отдельные положения Болонской декларации: учет трудоемкости предметов в кредитных часах, европейская система оценок, европейское приложение к диплому и т.п.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Байденко В.И. Болонский процесс. Курс лекций. — Изд-во Логос — М.: 2004, 208с.

2. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / Под научной редакцией проф.В.И. Байденко. М., 2002. — 409 с.

3. Давыдов Ю.С. Болонский процесс и Российские реалии — М.: МПСИ, 2004

4. Добрынин М.А. Болонская декларация как фактор формирования европейского образовательного пространства / М.А. Добрынин // Педагогика. – 2006. — № 9. – С.103-108.

5. В.Б. Касевич, Р.В. Светлов, А.В. Петров, А.А. Цыб. Болонский процесс в вопросах и ответах. – Изд-во С. -Петерб. Ун-та, 2004.108с.

6. Шадриков В.Д. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс / В.Д. Шадриков // Вопр. образования. – 2004.

Известно, что в 2011 г. в России окончательно утвердилась Болонская конвенция, которая должна была обеспечить конвертируемость российских дипломов и академическую мобильность студентов и преподавателей. Предполагалось, что вхождение РФ в общеевропейскую образовательную зону придаст мощный импульс развитию интеграционных процессов отечественного высшего образования и будет способствовать повышению качества предоставляемых образовательных услуг. Данный аспект особенно актуален в настоящее время, когда интенсивное развитие и обновление техники и технологий непрерывно изменяет качество и условия профессиональной деятельности человека, заставляя его периодически осваивать новые способы и виды профессиональных навыков и компетенций, а также постоянно повышать уровень своей квалификации.

Строго говоря, переход системы образования на Болонский процесс подразумевает выполнение четырех основных положений, определяющих будущую архитектуру высшего образования. Прежде всего – это уровневое образование (бакалавр, магистр). С данной проблемой можно сказать справились все вузы России, поскольку уже сделали по несколько выпусков бакалавров. Однако до сих пор не утихают споры вузовских преподавателей, правильно ли сделали, что отказались от подготовки специалистов в пользу бакалавров.

По своему опыту, как члена ГЭК знаю, что разница между бакалавром и специалистом гораздо больше, чем год дополнительного обучения. За последний год обучения в специалитете он прибавляет в компетентности почти на 50 %. Однако мне вспоминается одна конференция (2012 года), когда «сцепились» два профессора по поводу бакалавриата. Один профессор утверждал, что бакалавр это «недоученный» специалист и производственники не знают, как его классифицировать. Другой профессор оппонировал ему, говоря, что если пойти в магазин, то все там сделано «недоученными» бакалаврами из-за рубежа (до периода импортозамещения). Значит дело не только в сроке обучения, но и правильной организации учебного процесса, ориентированного на производства.

Следует отметить, что ППС очень поверхностно знает Болонский процесс, в понимании вузовского обывателя – это всего лишь уровневая система обучения вместо специалитета. Отсюда и разговоры, зачем усложнять, если раньше все было хорошо, если специалитет подготовлен лучше бакалавра. Надо заметить, что и раньше не все было хорошо и система высшего образования уже давно нуждалось в коренной перестройке.

Кроме того, есть магистратура, где дан дополнительный год по сравнению со специалитетом и из магистра можно сделать все, что душе угодно. Например, подготовить его для научно-исследовательской, проектной или иной работы, необходимой для производства. Может быть слабое знание профессорско-преподавательским составом (ППС) других видов работ, кроме научной, не позволяет эффективно готовить магистров для производства.

В России в магистратуру поступают в основном для получения специализированных знаний в области практической деятельности, а не для занятия наукой. Между тем, в странах с рыночной экономикой магистратура выполняет функцию подготовки элитных кадров, деятельность которых определяет научно-технологический и социально-экономический прогресс общества, само функционирование наукоемких производств, т.е. цель европейского образования в России опять не достигнута.

Еще одна болезненная тема, не укладывающаяся в голове ППС – сохранится ли «профилирующая» кафедра или произойдет разрушение кафедры как институциональной ячейки научных школ. Действительно, при переходе с линейного принципа формирования учебного плана на разветвленный исчезает деление на выпускающие и обеспечивающие (вспомогательные) кафедры. В связи со сменой «идеологии специалиста» происходят изменения как содержания образования, так и сути деятельности преподавателя кафедры. Но это не означает исчезновение данной структуры вообще, кафедра становится не столько методически-образовательным центром, сколько научно-образовательным центром. Сегодня кафедра представляет собой клуб по интересам, где все преподаватели говорят на одном языке и на одну профессиональную тему. Студент, придя на кафедру должен удовлетворить свое любопытство по профилю подготовки. В случае отсутствия подобного места студенту некому обратиться и некуда пойти за удовлетворением своего любопытства.

Второе положение – введение кредитов. В данном случае речь идет о принципиальном изменение в планировании учебного процесса. По существу, набор кредитов в значительной степени становится прерогативой самого студента, он формирует свою индивидуальную образовательную траекторию, становясь в этой системе главным и заинтересованным лицом, несет полную ответственность за все плюсы и минусы полученного образования. Именно о сегодняшних нерадивых выпускниках будут говорить, что они не сумели правильно спланировать свою образовательную траекторию.

Известно, что в Европе давно назрела потребность в предоставлении студентам индивидуальной образовательной траектории. При этом предполагалось, что обучающиеся получат возможность в приобретении тех профессиональных компетенций, которые считают для себя наиболее значимыми. Это позволяет им са­мостоятельно выбирать учебные дисциплины и преподавателей, а при желании – обучаться в раз­ных европейских вузах. В условиях объе­диняющегося рынка рабочей силы всё ак­туальнее становилось получение диплома, признаваемого в разных странах, для чего в Европейском сообществе была проведена соответствующая гармонизация систем обучения и выработана единообразная квалификация выпускников вузов.

Объектом критики российского образовательного сообщества является компетентностный подход. В европейском варианте данный подход рассматривается в неразрывном единстве с модульно-рейтинговой системой оценки знаний. Такое сочетание позволяет индивидуализировать образовательную траекторию обучения студента, что отвечает современным вызовам объединенного рынка труда.

Европейская система образования позволяет индивидуализировать образовательную траекторию обучения студента, что отвечает современным вызовам объединенного рынка труда. Анализ профессиональной деятельности ППС российских вузов, в том числе и Дальрыбвтуза, показывает, что у нас до сих пор доминирует система образования, построенная на модели «знания — умения – навыки», которая исчерпала свои резервы совершенствования как по содержанию, так и по методам обучения. Ее альтернативой является компетентностный подход, однако разрабатываемые во многих вузах уже в течение нескольких лет варианты данного подхода пока не приводят к кардинальному улучшению учебного процесса. Это обусловлено тем, что для реализации компетентностного подхода в обучении необходима не только ориентация на практическую деятельность будущего выпускника, но и конкретные компетентностные модели описания профессиональной деятельности. Более того, к данным моделям необходимо наличие соответствующей методологии их формирования. Попытки внедрить данный подход при незначительной коррекции существующего пакета форм и методов вузовского обучения, сформировавшегося на основе модели «знания – умения – навыки», не приводят к качественному изменению учебного процесса и поэтому фактически не повышают уровень подготовки специалистов.

Для разрыва образовавшегося порочного круга необходимо дальнейшее совершенствование содержания и методов профессионального образования, переход к деятельному обучению, дающему выпускнику возможность получения квалификации, востребованной на рынке труда не только в настоящее время, но и в ближайшей перспективе. Однако эффективная реализация современных образовательных стандартов возможно только в том случае, если преподавательский коллектив освоит новые компетенции.

Для реализации компетентностного подхода необходимо дальнейшее совершенствование содержания и методов профессионального образования, переход к деятельностному обучению, дающему выпускнику, наряду с возможностью получения квалификации, востребованной на рынке труда не только в настоящее время, но и в ближайшей перспективе, реальное подтверждение его способности и готовности к интегрированию в производственную сферу.

Известно, что модульно-рейтинговая система оценки качества образования в его блочно-модульном варианте сложилась в Европе в результате назревшей потребности в предоставлении студентам индивидуальной образовательной траектории. Для российской действительности данное явление пока не совсем свойственно, что обусловлено отсутствием положительной динамики по­требности в специалистах, обладающих расширенным спектром инно­вационных компетенций. В стране сохра­няется катастрофическая ситуация с тру­доустройством выпускников вузов, которые в подавляющем большинстве работают в облас­тях, не связанных с направлением их подготовки. Во многом это обусловлено отсутствием всеохватывающей инноваци­онной активности в производственной сфе­ре общества, поэтому некоторые авторы констатируют, что модернизация высшего образования по западноевропейскому образцу изначально не имела большого смысла, если не считать трудоустройство выпускников российских вузов за рубежом.

Третье положение – мобильность как студентов, так и преподавателей. Предполагается стимулировать получение дополнительных курсов в зарубежных вузах. Но эта полезная мера нуждается в соответствующем финансовом обеспечении и самих студентов, и преподавателей. К сожалению, ППС и студенты не являются носителями иностранного языка, поэтому сложно говорить об их мобильности. По части обмена учебно-методическими материалами между российскими вузами наблюдается интенсификация данного обмена.

В последние годы политика государства в области высшего образования заключается в методическом и настойчивом разъяснении ректорам российских университетов, какие шаги они должны предпринять, чтобы стать конкурентоспособными на гло­бальном рынке образования и науки – прежде всего поднять качество своих обра­зовательных программ. Для решения этой задачи необходимо ППС боль­шинства российских вузов обучить английскому языку не ниже базового уровня, чтобы препода­ватель смог ознакомиться с научными достижениями в мировом масштабе и привел бы свои учебные дисциплины в соответствие с современным состоянием. Знание языка сильно бы сказалось на мобильности ППС, поскольку одним из наиболее значительных факторов, препятствующих мобильности преподавателей, да собственно и студентов, является недостаточный уровень владения иностранным языком, особенно английским. Во многих российских вузах практически не существует курсов, преподаваемых на английском языке. Учреждение англоязычных программ не только будет способствовать повышению мобильности и конкурентоспособности российских ППС и студентов на европейском рынке труда, но и значительной степени будет привлекать студентов из-за границы, особенно из стран СНГ.

Четвертое положение – контроль качества образования. Система менеджмента качества вуза – это совокупность организационной структуры, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления политики качества с помощью его планирования, управления и улучшения. Политика в области качества является основным документом системы, она определяет цель построения и функционирования системы менеджмента качества, а также обязательства ректората по достижению поставленных целей.

В российских вузах в сегодня обязательно наличие внутри вузовской системы контроля качества, что означает существование вузовской документации в виде положений, инструктивного материала, методических указаний и стандартов предприятия по организации и контролю образовательного процесса.

Первым шагом по получению качественного обучения является перенос ответственности на студента. При этом у студента должно быть право выбора преподавателя. В России мы становимся наблюдателями падения качества образования на всех ступенях. Одна из причин – это неправильные целевые ориентиры в области государственной политики качества в России.

Следующее новшество Болонского процесса — модульно-рейтинговая система контроля знаний, является одним из позитивных объектов. Модульно-рейтинговая система контроля знаний обеспечивает высокую объективность и многоплановость оценки успеваемости студента по отдельным учебным дисциплинам. К очевидным достоинствам данной системы следует отнести практическое искоренение субъективного отношения между преподавателем и студентом. Кроме того, она стимулирует создание условий, способствующих углублённому вниманию студента к отдельным учебным дисциплинам, а также развивает поисковый характер их познавательной деятельности с учётом индивидуальных предпочтений, междисциплинарных взаимосвязей и специализации. И наконец, реализация модульно-рейтингового подхода предполагает качественно иной уровень организации самостоятельной подготовки студентов.

Безусловно, оценку рейтинга студента сложно считать увлекательным, а тем более творческим процессом. Однако студент видит всю «поднаготную» своей деятельности или бездеятельности, а итоговая оценка пере­стает быть плодом ситуационного или эмоционального отношения препода­вателя к обучающемуся, поскольку формируется в результате приложенных им усилий в течение всего периода освоения дисциплины. К недостаткам данной системы контроля знаний в российских условиях следует отнести высокий уровень трудозатрат, что вероятно, обусловлено несовершенством действующих компьютерных технологий в отдельных вузах.

Теперь хотелось бы заострить внимание на изменения в методической части образовательного процесса. Исследователи отмечают, что характерной чертой развития российского вуза, проявляющей­ся независимо от его статуса, стала всеобъемлющая бю­рократизация научно-образовательного процесса, которое проявляется в виде комп­лекса управленческих практик, затрагива­ющих все аспекты функционирования высшей школы. При этом стала многократно усиливаться формализа­ция вузовской среды, значительно активизировалось введение различных стандартов, регламентов, рейтингов оценки деятельно­сти преподавателей и сотрудников. Более того, все эти годы происходило тотальное и вряд ли оправданное усложнение систем отчётно­сти, методической обеспеченности, аттес­тации и иных форм контроля и самоконтроля ППС и студентов, учебных заведений и органов управления ими.

Однако подобное про­исходит практически во всех направлени­ях профессиональной деятельности всего трудового населения страны и практически ни одна сфера деятельности не избежала многоуровневого контроля сверху, который в сочетании колоссальной бумажной отчёт­ностью практически не оставляет времени заниматься «живой», а тем более творческой работой.

С данной позицией можно согласиться только отчасти, поскольку за бюрократизацию выдается формализация параметров научно-образовательного процесса, в частно­сти разработка стандартов, регламентов, норм, критериев рейтинговой и иных оценок. Менталитет большинства ППС российских вузов таков, что любую формализацию мы обычно воспринимаем негативно. В данном случае она является одним из важнейших принципов раци­онализации управления и повышения его эффективности и направлена на обеспечение объективнос­ти и прозрачности в процессах управления и контроля. Это позволило нам выйти на качественно новый уровень учебно-методического сопровождения образовательного процесса.

Вероятно, большинство ППС такую ра­боту воспринимают как никому не нужный бумаж­ный вал. Однако, в данном случае происходит модернизация и системная организация структуры функционирования вуза, переформатируются логи­ка и содержание учебного процесса. Более того, разработка рабочих программ, тестов и других методических материалов в рамках ФГОС является весьма интенсивной работой преподавателя над собой, в результате которой формируется его общая учебно-методическая культура. Значительный объем учебно-ме­тодической документации, который сегодня со­здается в вузах, представляет собой «разовую» работу, связанную с введением в действие образовательных стандартов.

Таким образом, можно констатировать, что процесс перехода на уровневую систему ВО оказался сложным и многогранным и потребовал поэтапного решения сложных для нас задач, затрагивающих все направления деятельности университета. Была проведена масштабная работа по усовершенствованию нормативно-правовой базы, разработаны соответствующие нормативно-правовые акты для обеспечения образовательной и научной деятельности, включая создание методической базы в формате образовательных стандартов. Более того, модернизация образования в рамках Болонского процесса сильно «освежила» деятельность ППС, подготовила их к эффективному использованию современных технологий обучения и позволила вывести образовательный процесс на качественно новый уровень. Сегодня учебно-методическое обеспечение учебного процесса таково, что позволяет вузу на высоком уровне вести образовательную, научно-инновационную и иную деятельность, а значит адекватно реагировать на вызовы времени.

Игорь Ким, заместитель первого проректора по научной работе, завкафедрой «БЖД и право», канд. техн. наук, доцент
ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет»


Подборка по базе: Теория информационных процессов и систем копия.docx, 2017 Книга процессов.pdf, 1. Оптимизация и осуществление производственных процессов на пре, Курсовая работа Вербальная и невербальная коммуникация в процесс, Лекция 6. Неосознаваемые психические процессы.pdf, Пр работа. Арбитражный процесс. 19ю111в. Скворцов Р.С..docx, 8.Роль прокурора в современном арбитражном процессе.doc, Тема 3.1 Процесс обучения как целостная система.pdf, Тема 1.4 Ребенок как объект и субъект целостного педагогического, мод эконом процессов.docx


Болонский процесс и мое отношение к нему.
К важнейшим тенденциям развития высшего образования в развитых странах на современном этапе относят его глобализацию, являющуюся следствием глобализации мировой экономики. Хотя на состояние и тенденции развития российского высшего образования оказывают влияние не только внешние, но и внутренние факторы, Болонский процесс, несомненно, активизировал его трансформацию.

Но стоит также отметить, что система образования нуждается в обновлении, которое будет осуществляться в гармонии со всеми ее элементами. Однако не стоит отрицать того, что обновление может принести образованию, как пользу, так и создать для него тяжелые и непоправимые последствия.

Рассмотрим одно из таких обновлений системы образования, а именно Болонскую систему образования (Болонский процесс). Главной целью данного процесса является создание единого пространства для высшего образования.

Сторонники Болонского процесса считают, что реформирование системы высшего образования в рамках Болонской декларации сделает полученное российским студентом образование понятным и приемлемым для работодателей по всей Европе, а также для иностранных менеджеров на территории России; студенты получат возможность в течение семестра или года учиться по программам мобильности в зарубежных вузах; они смогут скорректировать выбор профессии или выбор вуза при переходе с уровня на уровень – из бакалавриата в магистратуру или из магистратуры в докторантуру; студенты смогут накапливать академические кредиты и использовать их для получения, например, второго высшего образования и для образования в течение жизни; появятся новые возможности для глубокого изучения иностранных языков в родном вузе и в странах, носителях языков

Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года, подписав декларацию в Берлине на саммите министров образования европейских стран. Согласно данной декларации принципы Болонского процесса, которые обязалась воплотить в жизнь Россия до 2010 года, заключаются в следующем:

  • введение двухуровневого обучения (бакалавриат, магистратура);
  • введение кредитной системы ECTS;
  • контроль качества образования;
  • расширение мобильности;
  • обеспечение трудоустройства выпускников;
  • обеспечение привлекательности европейской системы образования.

В настоящее же время в научных и педагогических кругах идет активное обсуждение Болонского процесса. Вследствие чего нередко встает такой вопрос: «В чем плюсы и минусы Болонского процесса?». Размах мнений в данном вопросе очень большой: от безоговорочной поддержки процесса до полного его отрицания. Поэтому следует разобраться, в чем же все-таки состоят плюсы и минусы Болонского процесса.

В первую очередь стоит выделить плюсы Болонской системы. Первым плюсом Болонского процесса является, двухуровневая система высшего образования, то есть разделение на бакалавриат и магистратуру. Такая система в первую очередь дает возможность увеличивать уровень своей профессиональной подготовки. После окончания бакалавриата студент может поступить в магистратуру, для того чтобы получить более высокий профессиональный статус. С другой стороны, данная система дает возможность гибко менять свой профиль подготовки, что немаловажно в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка. Помимо этого, допускается то, что студент имеет возможность окончить бакалавриат по одной специальности, а в магистратуре получить образования по другой специальности.

Еще одним несомненным плюсом болонской системы является академическая мобильность. Мобильность преподавателей, студентов и выпускников является одним из основополагающих элементов Болонского процесса, который создает возможности для личностного роста, развития международного сотрудничества между людьми и институтами, повышая качество высшего образования и научных исследований и вкладывая реальную жизнь в понятие европейского пространства. Она подразумевает под собой возможность того, что студент, начав обучение в вузе одной страны, потом может перевестись в вуз другой страны и окончить его, при этом получив соответствующий диплом о высшем образовании. Кроме того, в дальнейшем планируется юридически унифицировать дипломы стран, которые входят в болонский процесс. Это позволит перемещаться по странам в поисках подходящей работы.

Третьей не менее важной положительной стороной является то, что болонский процесс формирует условия для создания конкурентоспособного рынка специалистов с высшим образованием.

Однако помимо плюсов, в болонской системе также можно выделить и недостатки. Первый недостаток, на который стоит обратить внимание – это то, что сокращается время обучения в вузе. Такое нововведение, несомненно, окажет влияние на качество подготовки студента. Кроме того, после окончания бакалавриата многие останавливаются и не продолжают обучение дальше, при этом не задумываясь о том, что на данном этапе получают только базовые знания, которых потом может оказаться недостаточно на практике.

С другой стороны, в научном и образовательном сообществе изначально были противники Болонского процесса. Их позиция основывается на том, что вступление в единое образовательное пространство повлечет за собой потерю некоторых качественных характеристик национальных систем высшего образования, отличающих эти системы друг от друга.

Также еще одним недостатком является то, что многие цели Болонского процесса в большей степени ориентированы на развитые страны. Это говорит о том, что специалисты, закончившие вузы, будут уезжать в другие страны для того, чтобы найти работу с более высокой заработной платой и хорошими условиями труда. А это предполагает лишь потерю лучших специалистов. Подведя итог, следует отметить что, в настоящее время существуют как плюсы, так и минусы Болонского процесса. Очевидным является то, что бессмысленно заниматься подсчетом и статистикой плюсов и минусов Болонского системы. Идея создания единой европейской системы образования определенно является результативной и соответствующей реалиям сегодняшнего дня, но не все аспекты удается воплотить в образовательной системе российских вузов.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Образование является одной из самых важных сфер жизни общества. От его конкретного насыщения различными учебными дисциплинами, социальными институтами, методами подачи информации, структурой построения образовательных учреждений во многом зависит будущее народа и его интеллектуальное и духовное развитие. Поэтому во всех развитых странах одной из главных функций государства является образование, на реализацию которого ежегодно расходуется большое количество ресурсов как человеческих, так и материальных.

Но стоит также отметить, что система образования нуждается в обновлении, которое будет осуществляться в гармонии со всеми ее элементами. Однако не стоит отрицать того, что обновление может принести образованию, как пользу, так и создать для него тяжелые и непоправимые последствия.

Рассмотрим одно из таких обновлений системы образования, а именно Болонскую систему образования (Болонский процесс). Главной целью данного процесса является создание единого пространства для высшего образования.

Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года, подписав декларацию в Берлине на саммите министров образования европейских стран. Согласно данной декларации принципы Болонского процесса, которые обязалась воплотить в жизнь Россия до 2010 года, заключаются в следующем:

  • введение двухуровневого обучения (бакалавриат, магистратура);

  • введение кредитной системы ECTS;

  • контроль качества образования;

  • расширение мобильности;

  • обеспечение трудоустройства выпускников;

  • обеспечение привлекательности европейской системы образования [1].

В настоящее же время в научных и педагогических кругах идет активное обсуждение Болонского процесса. Вследствие чего нередко встает такой вопрос: «В чем плюсы и минусы Болонского процесса?». Размах мнений в данном вопросе очень большой: от безоговорочной поддержки процесса до полного его отрицания. Поэтому следует разобраться, в чем же все-таки состоят плюсы и минусы Болонского процесса.

В первую очередь стоит выделить плюсы Болонской системы. Первым плюсом Болонского процесса является, двухуровневая система высшего образования, то есть разделение на бакалавриат и магистратуру. Такая система в первую очередь дает возможность увеличивать уровень своей профессиональной подготовки. После окончания бакалавриата студент может поступить на магистратуру, для того чтобы получить более высокий профессиональный статус. С другой стороны, данная система дает возможность гибко менять свой профиль подготовки, что немаловажно в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка. Помимо этого, допускается то, что студент имеет возможность окончить бакалавриат по одной специальности, а в магистратуре получить образования по другой [2].

Еще одним несомненным плюсом болонской системы является мобильность студентов. Она подразумевает под собой возможность того, что студент, начав обучение в вузе одной страны, потом может перевестись в вуз другой страны и окончить его, при этом получив соответствующий диплом о высшем образовании. Кроме того, в дальнейшем планируется юридически унифицировать дипломы стран, которые входят в болонский процесс. Это позволит перемещаться по странам в поисках работы подходящей работы.

Третьей не менее важной положительной стороной является то, что болонский процесс формирует условия для создания конкурентоспособного рынка специалистов с высшим образованием.

Однако помимо плюсов, в болонской системе также можно выделить и минусы. Первый минус, на который стоит обратить внимание – это то, что сокращается время обучения в вузе. Такое нововведение, несомненно, окажет влияние на качество подготовки студента. Кроме того, после окончания бакалавриата многие останавливаются и не продолжают обучение дальше, при этом не задумываясь о том, что на данном этапе получают только базовые знания, которых потом может оказаться недостаточно на практике [3].

Следующий минус, на который стоит обратить внимание, это самообразование и самостоятельность студента. Под этим самообразование система подразумевает сокращение аудиторских часов и увеличение времени для самостоятельной подготовки. При этом встает вопрос, почему это минус, а не плюс Болонской системы. А минусом это является из-за того, что, получив больше свободного времени студент, вряд ли захочет использовать его по прямому назначению, то есть на учебу.

Также еще одним минусом является то, что многие цели Болонского процесса в большей степени ориентированы на развитые страны. Это говорит о том, что специалисты, закончившие вузы, будут уезжать в другие страны для того, чтобы найти работу с более высокой заработной платой и хорошими условиями труда. А это предполагает лишь потерю лучших специалистов. В результате чего экономически развитые страны будут продолжать процветать, а бедные будут становиться с каждым разом беднее [2].

Подведя итог, следует отметить что, в настоящее время существуют как плюсы, так и минусы Болонского процесса. Очевидным является то, что бессмысленно заниматься подсчетом и статистикой плюсов и минусов Болонского системы. Идея создания единой европейской системы образования является результативной и соответствующей реалиям сегодняшнего дня, но реализация данной системы ещё требует серьёзной доработки.

Литература

  1. Принципы Болонского процесса. – URL: http://elms.eoi.ru. (Дата обращения 14.01.2017).

  2. Плюсы и минусы Болонского процесса. – URL: http://vuzobr.ru.(Дата обращения 15.01.2017).

  3. Болонская система образования в России – плюсы и минусы. – URL: http://life-students.ru. (Дата обращения 15.01.2017).

  • Влекущим увольнение как пишется
  • Владимир новиков сказка теплые валенки
  • Влегкую как пишется слитно или раздельно
  • Владимир набоков собрание сочинений
  • Влево от дороги как пишется