Обновлено: 08.01.2023
Творчество литераторов периода XVIII века является значительным событием в российской истории, поскольку именно в это время получили свое развитие такие художественные направления, как классицизм, сентиментализм, сатира, романтизм.
Литературные произведения в стиле классицизма отмечены именами Ломоносова М.В., Радищева А.Н., которые считаются основоположниками этого направления.
В основе классицизма лежит превышение общественного начала, долга и чести над личными чувствами, изображенное с применением теории триединства, которая заключается в ограничении отображаемых событий произведения по времени, месту и действиям.
Одним из популярных литературных жанров эпохи классицизма считается ода, в которой авторы восхваляли правителей, героев, богов и в качестве художественных приемов использовали старорусские слова, не отступали от правил и норм литературы. В произведениях Радищева А.Н., например, блистательно применяются фольклорные ноты, присущие тогдашней российской действительности.
Для нынешнего поколения знакомство с произведениями классицизма дает бесценную возможность понять и изучить истоки развития русской литературы.
Писатели, создавшие произведения в романтическом направлении, рассматривали в качестве главного героя идеального персонажа, глубоко одинокого, страдающего и протестующего против бесправной жизни. Блестящие зачинатели романтического стиля бесспорно представлены именами Жуковского В.А., Рылеева К.Ф., Баратынского Е.А., Лермонтова М.Ю.
Читая произведения авторов XVIII века, современные книголюбы получают всестороннее представление о прошлом своего народа, анализируют различные исторические события, дают собственную оценку общественно-политическим событиям в России того времени и даже имеют возможность пополнить и расширить свой словарный запас, изучая слог и художественные приемы изложения писательского текста.
Сочинение Литература 18 века в восприятии современного читателя
Довольно часто взрослые говорят, что современная молодежь не увлекается литературой. В этом случае под литературой они подразумевают именно классику. Я думаю, что их мнение ошибочно, несмотря на то, что в современном, развитом мире огромную роль играют новейшие технологии, книгу подросткам все чаще заменяет интересное видео на популярных сайтах интернета, молодежь находит время для прочтения классической русской литературы. И наиболее ярко выделяется литература восемнадцатого века.
В этом произведении Денис Иванович старается перевоспитать мир разумным словом, путем изображения положительных и отрицательных героев, ему удается показать их общественные позиции. Но не только классицизмом богат XVIII век русской литературы.
Долго можно рассуждать о том, каким ярким был 18 век русской литературы. Но хочется отметить самое главное: литература того времени завораживает читателей, заставляет о многом задуматься, прививает ему положительные качества, указывает на отрицательные. И она остается особенно актуальной и по сей день.
Сочинение 2
Другие темы: ← Онегин и Печорин↑ РазныеСлово о полку Игореве. Анализ сюжета и особенностей произведения →
Вариант 2
Существование человека в современном мире немыслимо без обращения к литературным произведениям. Каждое из них имеет ряд особенностей, которые диктует та или иная эпоха.
Произведения XVIII века отличаются вхождением в литературу в сопровождении тех направлений, которые остаются интересны читателю по своему содержанию, роли в его жизни.
Внутренний мир героев с его переживаниями и бурей эмоций и есть проявление сентиментализма, которое позже приходит на смену классицизму. Здесь чувства выходят на первый план.
На примере бытовых сцен, исторических событий, любовных отношений шедевров XVIII века в сознании современного человека выстраиваются идеи в сопоставлении двух эпох — современности и эпохи Просвещения. Произведения становятся бесценными, представляя собой примеры для подражания, нравоучения.
Таким образом, время показало, что, несмотря на пройденные столетия в душе многих людей сохранились чувства, мысли, мотивы того поколения.
Культ науки, имевший место в литературе XVIII века, обличенный в формы оды, сатиры, комедии занимает первостепенное место в наши дни. А признаки символизма сыграли роль в становлении характера человека, души, показали иную сторону человека, его чувственность.
Воспевавший правителей страны М. Ломоносов в одах выражал патриотическое отношение к родине, народу, настраивая читателя на веру в светлое будущее. Он упрекал невежественных людей в необразованности, прославляя науку, что становилось спасением и опорой во все времена.
Назначение литературы XVIII века велико. Она донесла до современного читателя решение многих проблем. Неподдельный интерес к ней связан с общностью в существующих вопросах, жизненных позициях и стремлениях.
Популярные сочинения
Особенности классицизма
Признаки сентиментализма
В середине столетия появилось такое направление, как сентиментализм. Впервые произведения в подобном стиле написали английские, а затем и французские авторы. Хотя сентиментализм долго сосуществовал с классицизмом, у них были разные черты. Одно направление основывалось на чувствах, второе — на разуме.
Заинтересовать читателей сентиментальными книгами оказалось легко: авторы передавали мир персонажей через его чувства и переживания. Сначала описания были скудными и ограничивались только мыслями о любви. Но позже внимание уделялось внутренней энергии, глубине чувств, конфликтам.
Герои были не только добродушными, но и морально чистыми. Они обладали добродетелями — гордостью и честью, благодаря которым добивались счастья. Первые романы были наивными, не передавали философской глубины, отличались дидактичность. А несколько лет спустя сентиментализм превратил писателей в мыслителей. В своих книгах они начали описывать конфликты человека и цивилизации, выставляя последнюю в негативном свете.
Читателю оставалось смотреть на мир глазами персонажа, но приходилось додумывать некоторые моменты самостоятельно, так как из текстов исчезла прямолинейность. Авторы умело рассказывали о борьбе чувств, долга и моральных принципов. В сентиментализме всегда побеждали эмоции и ощущения.
Появился интерес к природе — естественным процессам, поведению, чувствам. Сентименталисты не делили персонажей по сословиям. Они пытались донести, что чувствовать могут все, даже крестьянин. Это стало интересным открытием для дворянского общества.
Особенности произведений
Восемнадцатый век — это эпоха Просвещения, когда активно развивались разные направления в литературе. Русские писатели сначала переводили тексты английских и немецких авторов, а позже начали создавать свои сюжеты, которые были не хуже заграничных. Благодаря особенностям произведений литературы 18 века они до сих пор остаются интересными читателям.
В этот период процветал классицизм. Он поделил всю литературу на низкую и высокую. Первая рассчитана на простой народ, а второй вид предназначен для аристократического общества. Этот стиль строился на правиле трех единств:
У произведения должна быть только одна сюжетная линия. События в тексте происходят в течение одного дня. А также обязательное условие — все герои должны находиться в едином месте.
Позже классицизм сменился сентиментализмом. Этот стиль делает акцент на эмоциях и переживаниях персонажей. Писатели отодвигают разумные доводы на второй план и позволяют своим героям погрузиться в настоящие чувства. Большое внимание авторы уделяли культу любви и природы.
Характеристика классицизма
Барокко сменилось классицизмом — направлением, актуальность которого продолжалась более полутора веков. Основа этого стиля заключается в идеи упорядоченности мира. Человека воспринимают как разумное существо, а общество представлено особым механизмом.
В любом произведении должно быть пирамидальное сознание — центр, вокруг которого строился весь сюжет. Государство позволяло писателям описывать монархию как правильную и полезную для всех граждан систему.
Человек в книге играл роль звена, обеспечивающего связь всех элементов пирамиды мироздания. Большое значение уделялось его поведению, а не внутренним переживаниям. Читатель в таких произведениях может увидеть описания монархов и дворян, которые заботятся о своих подчиненных, мудро и справедливо правят. Но узнать что-либо об их личной жизни или мыслях практически невозможно.
Но есть у классицизма и барокко общие черты. Новое направление позаимствовало у предшествующего интерес к эмблемам, символам и знакам. Каждого мыслителя и творческого человека должны были окружать вещи, подтверждающие его деятельность. Писатель всегда находился в окружении своих книг, портной изображался с иглой в руке, повар — на кухне в колпаке. Из-за таких особенностей описывалось особое решение конфликтов. Авторы всегда жертвовали чувствами в пользу долга или разума.
- Русская литература второй половины 19 века (XIX века)
Классицизм поделил все литературные жанры на высокие и низкие. К первым относят оду, эпопею и трагедию. А ко вторым — сатиру, басню и комедию. Но после постановки произведений Мольера комедийные тексты стали очень популярными. В России классицизм появился только в конце столетия, хотя характеристика литературы 18 века оставалась такой же — она не отличалась от работ зарубежных авторов.
Литература 18 века остается актуальной и на данный момент, многие обращаются к ней и не теряют к ней интереса. Многие обращают на нее больше внимания, чем на произведения современных авторов. Все произведения, написанные в 18 веке, имеют свою особенную связь с современным повествованием, при этом человек может познакомиться с культурой прошлых лет и найти полезную информацию о том, как люди жили, вели свой быт.
В это время видно, какие течения становятся востребованными, а какие уходят на второй план. Классицизм сменяется сентиментализмом, а после переходит в романтизм. Между всеми стилями существует достаточно различий. Так в классицизме выделяется три единства, автор должен учесть единство времени, места и действия. Писатели, которые работают в этом направлении, привыкли употреблять множество старинных слов, они словно переносят его в другое измерение.
В сентиментализме же писатели нарушают многие литературные правила, первостепенными становятся чувства и переживания человека, а движущим интересом становится любовь и личные переживания, поиски своего места и предназначения, на все это сказывается окружающий пейзаж.
Благодаря чтению подобной литературы можно перенестись в другую реальность, найти новые цели, пересмотреть собственное отношение к жизни, познакомиться с тем, как жили непосредственные предки. Все это поможет по-другому относится к окружающим людям и посмотреть на жизнь с совершенно другой стороны.
Сочинение Литература 18 века в восприятии современного читателя
Довольно часто взрослые говорят, что современная молодежь не увлекается литературой. В этом случае под литературой они подразумевают именно классику. Я думаю, что их мнение ошибочно, несмотря на то, что в современном, развитом мире огромную роль играют новейшие технологии, книгу подросткам все чаще заменяет интересное видео на популярных сайтах интернета, молодежь находит время для прочтения классической русской литературы. И наиболее ярко выделяется литература восемнадцатого века.
В этом произведении Денис Иванович старается перевоспитать мир разумным словом, путем изображения положительных и отрицательных героев, ему удается показать их общественные позиции. Но не только классицизмом богат XVIII век русской литературы.
Долго можно рассуждать о том, каким ярким был 18 век русской литературы. Но хочется отметить самое главное: литература того времени завораживает читателей, заставляет о многом задуматься, прививает ему положительные качества, указывает на отрицательные. И она остается особенно актуальной и по сей день.
Популярные жанры
Хотя классицизм оставался доминирующим направлением в литературе, его высокий стиль сменялся низшими. Вместо трагедий появились другие жанры, более понятные необразованному народу. Самые популярные среди них:
- комедия;
- комическая опера;
- сатира;
- роман;
- драма.
В дворянской комедии абстрактные характеры героев сменились бытовыми сюжетами. Авторы создавали такие тексты ради того, чтобы перевоспитать общество для противостояния буржуазии и крестьянству. Подобное творчество не несло негатива, оно по-доброму высмеивало дворян, но не касалось системы отношений феодалов и крепостных. С помощью комедий писатели пытались учить читателей морали. Они смеялись над лжеобразованностью, пустомыслием, грубостью и вольнодумством мелких помещиков.
Комические оперы писали для того, чтобы ставить их в театрах. Тексты включали вставные номера для музыкального сопровождения и пения. Сюжеты ограничивались описанием крестьянской жизни. Этот литературный жанр развивался недолго, за несколько лет он достиг своего пика и был почти полностью забыт.
Вторая половина столетия была посвящена созданию романов. Их распространяли в печатном и рукописном виде. Такими произведениями зачитывались все слои населения — от крестьян до дворян. Особой популярностью пользовалась переводная поэзия о рыцарях, пастухах и салонах, а также проза с поучительным окончанием.
В эпоху сентиментализма развивается драма. Сначала печатали только переводы, но позже встречались подражания, написанные на русском языке.
Больше внимания авторы в своих произведениях уделяли противостоянию дворянства и крестьян, высмеивая и выказывая ненависть к последним.
Вариант 2
Существование человека в современном мире немыслимо без обращения к литературным произведениям. Каждое из них имеет ряд особенностей, которые диктует та или иная эпоха.
Произведения XVIII века отличаются вхождением в литературу в сопровождении тех направлений, которые остаются интересны читателю по своему содержанию, роли в его жизни.
Внутренний мир героев с его переживаниями и бурей эмоций и есть проявление сентиментализма, которое позже приходит на смену классицизму. Здесь чувства выходят на первый план.
На примере бытовых сцен, исторических событий, любовных отношений шедевров XVIII века в сознании современного человека выстраиваются идеи в сопоставлении двух эпох — современности и эпохи Просвещения. Произведения становятся бесценными, представляя собой примеры для подражания, нравоучения.
Таким образом, время показало, что, несмотря на пройденные столетия в душе многих людей сохранились чувства, мысли, мотивы того поколения.
Культ науки, имевший место в литературе XVIII века, обличенный в формы оды, сатиры, комедии занимает первостепенное место в наши дни. А признаки символизма сыграли роль в становлении характера человека, души, показали иную сторону человека, его чувственность.
Воспевавший правителей страны М. Ломоносов в одах выражал патриотическое отношение к родине, народу, настраивая читателя на веру в светлое будущее. Он упрекал невежественных людей в необразованности, прославляя науку, что становилось спасением и опорой во все времена.
Назначение литературы XVIII века велико. Она донесла до современного читателя решение многих проблем. Неподдельный интерес к ней связан с общностью в существующих вопросах, жизненных позициях и стремлениях.
Черты барокко
В 17−18 веках в Италии зародился стиль барокко. Он коснулся не только живописи и архитектуры, но и литературы. Хотя в русских произведениях он встречается редко, есть множество переводов с его чертами. Особенности барокко:
- кризис идеалов Возрождения;
- упадок титанизма;
- противопоставление человека бездушному миру.
Это противоречивое направление позволило авторам сочетать несочетаемое. Они соединяли глубокий трагизм с оксюмороном, игрой слов, парадоксами и изысканными выражениями. Но именно в эпоху барокко проявился интерес к живой и мертвой природе. Книги и небольшие сочинения в изобилии содержали описание пейзажей, рассуждения о вечном, множество аллегорий.
Популярной была поэзия, которой характерна изысканность форм. Графические ряды сливались с визуальными, то есть авторы пытались не просто написать стихотворение, а словно нарисовать его. Появилось множество изысканных жанров:
- сонеты;
- рондо;
- мадригалы;
- оды.
Самыми известными стали произведения испанских, итальянских и немецких писателей. Они вошли в золотой фонд мировой литературы. Тексты разбирали на отдельные афоризмы, вставляли их в более поздние рассказы. Но в 19 веке наступил упадок барокко, о нем практически забыли на целое столетие. И только спустя это время направление начало возрождаться.
Признаки сентиментализма
В середине столетия появилось такое направление, как сентиментализм. Впервые произведения в подобном стиле написали английские, а затем и французские авторы. Хотя сентиментализм долго сосуществовал с классицизмом, у них были разные черты. Одно направление основывалось на чувствах, второе — на разуме.
Заинтересовать читателей сентиментальными книгами оказалось легко: авторы передавали мир персонажей через его чувства и переживания. Сначала описания были скудными и ограничивались только мыслями о любви. Но позже внимание уделялось внутренней энергии, глубине чувств, конфликтам.
Герои были не только добродушными, но и морально чистыми. Они обладали добродетелями — гордостью и честью, благодаря которым добивались счастья. Первые романы были наивными, не передавали философской глубины, отличались дидактичность. А несколько лет спустя сентиментализм превратил писателей в мыслителей. В своих книгах они начали описывать конфликты человека и цивилизации, выставляя последнюю в негативном свете.
Читателю оставалось смотреть на мир глазами персонажа, но приходилось додумывать некоторые моменты самостоятельно, так как из текстов исчезла прямолинейность. Авторы умело рассказывали о борьбе чувств, долга и моральных принципов. В сентиментализме всегда побеждали эмоции и ощущения.
Появился интерес к природе — естественным процессам, поведению, чувствам. Сентименталисты не делили персонажей по сословиям. Они пытались донести, что чувствовать могут все, даже крестьянин. Это стало интересным открытием для дворянского общества.
Характеристика классицизма
Барокко сменилось классицизмом — направлением, актуальность которого продолжалась более полутора веков. Основа этого стиля заключается в идеи упорядоченности мира. Человека воспринимают как разумное существо, а общество представлено особым механизмом.
Благодаря таким чертам литературные произведения также строили по строгим канонам. Образцом для любого вида искусства стал период античности. Именно он считался примером упорядоченности и правильных форм.
В любом произведении должно быть пирамидальное сознание — центр, вокруг которого строился весь сюжет. Государство позволяло писателям описывать монархию как правильную и полезную для всех граждан систему.
Человек в книге играл роль звена, обеспечивающего связь всех элементов пирамиды мироздания. Большое значение уделялось его поведению, а не внутренним переживаниям. Читатель в таких произведениях может увидеть описания монархов и дворян, которые заботятся о своих подчиненных, мудро и справедливо правят. Но узнать что-либо об их личной жизни или мыслях практически невозможно.
Но есть у классицизма и барокко общие черты. Новое направление позаимствовало у предшествующего интерес к эмблемам, символам и знакам. Каждого мыслителя и творческого человека должны были окружать вещи, подтверждающие его деятельность. Писатель всегда находился в окружении своих книг, портной изображался с иглой в руке, повар — на кухне в колпаке. Из-за таких особенностей описывалось особое решение конфликтов. Авторы всегда жертвовали чувствами в пользу долга или разума.
Классицизм поделил все литературные жанры на высокие и низкие. К первым относят оду, эпопею и трагедию. А ко вторым — сатиру, басню и комедию. Но после постановки произведений Мольера комедийные тексты стали очень популярными. В России классицизм появился только в конце столетия, хотя характеристика литературы 18 века оставалась такой же — она не отличалась от работ зарубежных авторов.
Литература 18 века остается актуальной и на данный момент, многие обращаются к ней и не теряют к ней интереса. Многие обращают на нее больше внимания, чем на произведения современных авторов. Все произведения, написанные в 18 веке, имеют свою особенную связь с современным повествованием, при этом человек может познакомиться с культурой прошлых лет и найти полезную информацию о том, как люди жили, вели свой быт.
В это время видно, какие течения становятся востребованными, а какие уходят на второй план. Классицизм сменяется сентиментализмом, а после переходит в романтизм. Между всеми стилями существует достаточно различий. Так в классицизме выделяется три единства, автор должен учесть единство времени, места и действия. Писатели, которые работают в этом направлении, привыкли употреблять множество старинных слов, они словно переносят его в другое измерение.
В сентиментализме же писатели нарушают многие литературные правила, первостепенными становятся чувства и переживания человека, а движущим интересом становится любовь и личные переживания, поиски своего места и предназначения, на все это сказывается окружающий пейзаж.
Благодаря чтению подобной литературы можно перенестись в другую реальность, найти новые цели, пересмотреть собственное отношение к жизни, познакомиться с тем, как жили непосредственные предки. Все это поможет по-другому относится к окружающим людям и посмотреть на жизнь с совершенно другой стороны.
Пример сочинения 2
В классическом литературоведении 18 век считается веком зарождения отечественной литературы. Авторы фактически не имели вольности и писали то, что угодно власти, стараясь отражать действительно в красочных и возвышенных тонах.
Однако, несмотря на это, литература обязана 18 веку за рождение таких гениев как Радищев и Фонвизин, которые впервые заговорили о тяжбах крестьянской жизни на Руси и загнивающем дворянстве.
Современный читатель, прекрасно понимая это, не может не отдать долг прошлому и не прочитать мысли человека, ратующего за свободу во время царского тоталитаризма, и пусть слог писателей 18 века весьма специфичен и во многом непонятен нам, жителям 21 века, однако мысли, заложенные в произведениях того времени -прекрасный фундамент для каждого человека, кому не чужды такие понятия как справедливость, свобода, равенство.
В заключении хотелось бы сказать, что современный читатель не просто читает литературу 18 века, он любит и понимает ее, потому что без любви и понимания к отечественной литературе невозможно понять ни себя, ни окружающих людей, живущих по всей территории России.
Пример сочинения 3
Каждое столетие оставляло в истории литературы свой отпечаток. Перечитывая определенные произведения, мы словно окунаемся в жизнь той эпохи, ощущаем ее дух, проникаемся тревогами и мыслями людей. И 18 век не был исключением. Классицизм и сентиментализм стали основными направлениями в литературе того времени.
Стиль и лексика классицизма, который следует строгим ограничениям и стремится к гармонии, могут показаться современному читателю не вполне понятными. Сентиментализм же с его одушевленной природой и глубокими переживаниями героев больше похож на сказку.
Читая такие произведения, мы расширяем свой словарный запас и можем критично оценивать разные жизненные ситуации. Через призму произведений прошлого можно провести анализ настоящего и сделать выводы. Проблемные ситуации, конфликты человека с окружающим миром были и будут актуальны всегда. Все эти произведения могут быть очень полезны для нас сегодня. С их помощью мы можем научиться понимать и трезво оценивать окружающий мир.
Пример сочинения 4
В наше время люди редко читают литературу прошлых веков. Они более заинтересованы в новой литературе. Некоторые же не читают вообще. Но остались люди, которые отдают предпочтение к произведениям прошлых веков. В 18 столетии был век сентиментализма(или как по-другому чувство). В каждом произведении есть свой смысл, то что хочет донести до нас автор. Вот в 18 веке можно было многое прочувствовать, ведь в то время было крепостное право и большинство людей хотели освободить крестьян.
Во-первых, все произведения посвящены крестьянам, их жизни. Например, всеми известная повесть Карамзина «Бедная Лиза». Это произведение вряд ли оставит кого-то равнодушным. Оно пропитано переживаниями,любовью,предательством и расставанием. Что привлекает внимание в этой повести так это то, какая бывает несчастная любовь, любовь простой крестьянки и дворянина, и какими могут стать безрассудные действия героев, отчаявшиеся в любви. Также произведение «Путешествие из «Питербурга в Москву» о жизни крепостного крестьянства: о нищите народа, о трудной работе и продаже с публичного торга, показывающее насколько жестоко обходились с крестьянами.
Во-вторых, помимо грустных и трагичных произведений в 18 веке были еще и комедии, например, известное произведение «Недоросль» Фонвизина, эта забавная повесть впечатлит любого читателя.
Я думаю, люди все равно должны читать произведения тех веков, ведь как же мы узнаем как жили люди в те времена? Нам нужно знать историю, чтобы не повторить всего того, что было в прошлом снова.
Пример короткого сочинения
Говоря о литературе 18 века, нельзя назвать ее устаревшей. Ведь в каждом произведении, несмотря на год его написания, можно найти уроки для своей жизни. Современный читатель находит много интересного для себя в литературе прошлых веков. Эта литература интересна не только историческими фактами, но и бытом, который царил в те времена. Читая произведения прошлых веков, мы видим, что люди всегда остаются людьми. Не важно, когда они жили, в каком столетии. Всегда были, есть и будут люди добрые, злые. Всегда будут те, кто предает, те, кто искренне любит и те, кто ищет себя в этой жизни. Нужно воспринимать литературу прошлых веков как уроки жизни и истории, которые нельзя игнорировать. Ведь зная историю, зная поступки людей, мы сами можем избегать подобных ситуаций.
18 век — век долга, разума и любви. В основном прослеживается романтизм и сентиментализм. Авторы произведений много описывают чувства людей, любовь и ненависть. Вспомнить хотя бы «Бедную Лизу». Произведение яркое, запоминающее и романтическое. Сколько любви, нежности мы видим в главной героини. Противопоставление ей будет молодой человек, которого она полюбила. Тема любви, предательства и верности актуальна и сегодня.
Поэтому читать такие произведения очень полезно современному читателю. Нужно не просто читать, а размышлять о прочитанном и думать о своей жизни. Литература 18 века всегда будет актуальна.
В прежнее время существовало убеждение, а в обычных понятиях и теперь сохраняется мнение, что новый поворот русской государственной и общественной жизни с восемнадцатого века был исключительно результатом личной деятельности Петра Великого.
Для одних это было великим делом, давшим русскому народу и государству новую широкую историческую роль на почве европейского просвещения, для других — почти революционным переворотом, настоящим преступлением, потому что Петр изменил началам русской народности и дал истории русского народа ложное и зловредное направление. Спор об этом не кончился, в сущности, и до сих пор в области публицистики; но он должен считаться конченным в области исторического исследования, которое, главным образом со времен Соловьева, объясняет реформу Петра как естественный и неизбежный вывод из предыдущего развития.
Нужна помощь в написании сочинение?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Пушкин назвал Ломоносова первым нашим университетом, и название это верно по многосторонности его дарований и знаний, в которой он не имел тогда равного: не мудрено, что он стал в литературе предметом поклонения, которое удержалось неизменно до начала нынешнего столетия. Его считали великим ученым и великим поэтом. Действительно, в то время не было другого русского ученого, который вполне стоял бы на уровне европейской науки; в первый раз на русском языке высокие предметы науки излагались с такой ясностью и изящной простотой, как у Ломоносова, великое, почти религиозное уважение к науке было господствующей чертой его мировоззрения. По обычаю времени, он писал оды и похвальные слова, но в этих произведениях всегда бывала серьезная мысль или целые трактаты научно-общественного содержания. В его взглядах на русскую жизнь неизменной мыслью была первостепенная важность знания; величайшим и единственным героем его был Петр Великий. Поэтом Ломоносов, собственно говоря, не был; у него не было свободного лирического вдохновения, но он находил настоящее поэтическое одушевление в тех возвышенных идеях научных и патриотических, какие им владели, и его одушевление захватывало читателей. Позднейшему читателю и критику его поэтические творения могут казаться слишком высокопарными, преувеличенными, неестественными; но должно вспомнить, что образованное русское общество того времени еще переживало отголоски времен Петра, и Ломоносов отвечал тому общественному чувству, которое радовалось новым успехам и новой славе России; еще не было тонкого художественного вкуса и несколько резкие тоны панегирика не бросались в глаза. В академии Ломоносов всегда горячо стоял за интересы русской науки и пользы русского народа и не однажды с раздражением, переходившим даже меру справедливости, восставал против всего, в чем виделся ему ущерб славе и пользам русской нации.
Нужна помощь в написании сочинение?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
К концу царствования настроение императрицы совершенно изменились. С одной стороны, с летами остывал прежний философский ее идеализм, с другой, она была испугана взрывом французской революции: тогда господствовало мнение, что источником революции была именно свободомыслящая философия, которую некогда императрица так ревностно поощряла. Это увеличило ее нетерпимость ко всякой свободной мысли. Не то мы видим в начале правления, когда, как сказано выше, ее великодушные идеи, ее стремления к просвещению и справедливости, в более образованном кругу оказали значительное и благотворное действие на умы, что и обнаружилось небывалым прежде оживлением литературы. Правда, основной фонд литературного содержания не был велик; общество, которое до тех пор жило только по официальным указаниям, не могло вдруг приобрести самостоятельность (хотя иногда думало, что имеет ее), необходимую для нормального развития литературы; но во всяком случае, в тесном круге тогдашнего образованного общества началось известное возбуждение, и в течение последних десятилетий XVIII века успели даже выразиться некоторые особенные направления образованной мысли. Самым крупным лицом в области поэзии был Г.Р. Державин (1743 — 1816), прославленный певец Фелицы, поэзия которого была предметом безусловного удивления до времен Пушкина, впервые ограничившего прежнюю ее оценку. Державин несомненно владел крупным и оригинальным талантом, который в особенности подходил к его задаче — превозносить обоготворяемую им повелительницу, подвиги ее воинов, мудрость правления, — а вместе высказать свою нравственную философию, во вкусе века, слегка скептическую, но не весьма определенную. Его дарование умело стать выше прежней, рутинной оды, какие писали его предшественники и продолжали писать современники: он внес в оду известную, конечно все-таки искусственную, простоту, которую приняли тогда за подлинную и которую он хотел дать натянутому строю оды, некоторую естественность и реализм.
Читайте также:
- Сочинение на рассказ беда
- Сочинение по белорусской литературе знак бяды
- Сочинение на тему енисей
- Семейные традиции сочинение на английском
- Что важнее друзья или семья сочинение на английском
Историческая эпоха конца XVIII – начала XIX века отличается особой сложностью. В это время уже явственно проявляется кризис феодализма, постепенно усиливаются капиталистические тенденции, что приводит к обострению классовых противоречий. Отечественная война 1812 г. в особенности содействовала пробуждению политического и национального самосознания. Главным ее героем был простой народ – солдаты, ополченцы, партизаны.
Однако народ-победитель остался народом-рабом. В понимании социальной несправедливости, в отсутствии политических свобод заключаются истоки декабристских настроений и последующего декабристского движения.
Первые тайные общества возникли после победы над Наполеоном. Так от 1812 г. протягивается прямая нить к 1825 г.- восстанию декабристов. Именно эти две даты – 1812 и 1825 – многое определили в политической, общественной, культурной жизни России первой четверти XIX в. Что касается русских писателей, то о характере мировоззрения и творчества почти каждого из них можно судить – до тому, как они отнеслись к этим наиболее крупным событиям русской жизни.
Декабристские взгляды оказывались в ряде случаев привлекательными и для таких людей, которые не принимали прямого участия в политической борьбе. Многие представители дворянской интеллигенции испытывали на себе влияние декабристской идеологии, хотя и не входили в те или иные тайные общества.
В начале XIX в. классицизм – наиболее влиятельное в XVIII в. литературное направление – уже утрачивает характерные для него в недавнем прошлом прогрессивные черты: гражданско-просветительский и государственно-патриотический пафос, утверждение всемогущего человеческого разума, критическое отношение к деспотизму. Стало очевидно, что классицизм уже сыграл свою историко-литературную роль, превращаясь постепенно в убежище для реакционеров и эпигонов. Все больше влияния приобретал сентиментализм, утверждавший свои идейно-эстетические позиции в полемике с классицизмом.
Однако было бы неправильно полагать, что историко-литературное развитие шло однолинейно: от классицизма к сентиментализму, затем – к романтизму и т. д. В действительности эволюция направлений и стилей была более сложной. На каждом этапе литературного развития обычно одновременно сосуществуют несколько литературных направлений, находясь в сложном взаимодействии, I! чем-то притягиваясь, но чаще всего отталкиваясь. Разумеется, какие-то литературные явления в данный момент могут восприниматься уже как устаревшие, какие-то – набирающими силу.
Однако возникновение и укрепление одного направления не отменяют автоматически предыдущего. Так, некоторые традиции классицизма, особенности его поэтики проявлялись в творчестве поэтов-декабристов и Пушкина в соответствии с теми творческими задачами, которые они ставили перед собой.
Что же касается сентиментализма, то он, несомненно, в условиях русской действительности начала XIX в. представлял собою шаг вперед в историко-литературном развитии. В отличие от классицистов писатели-сентименталисты преимущественно обращали внимание на личность человека, его внутренний мир. Отсюда появление в сентиментализме нового героя – обыкновенного человека, изображенного в обстановке более простой, обыденной жизни. Это было связано с осознанием собственного достоинства личности, со стремлением к духовному раскрепощению, к личной свободе.
Даже такое понимание свободы (при всей его ограниченности) имело прогрессивное значение в условиях подавления личности сословно-крепостническими отношениями.
Идея свободы проявлялась и в самих принципах художественного творчества. Вместо классицистических догм, обязательных правил, порожденных рационализмом, рассудочностью просветительской эстетики, сентиментализм провозглашает свободу от любой сковывающей фантазию художника нормативности, провозглашая право писателя на выражение в искусстве своей авторской индивидуальности. Отсюда появление в сентиментализме новых жанров, способствующих выражению авторского “я” (дневник, Письма, путешествия), развитие прозы, дающей большую возможность для передачи сложного мира душевных переживаний человека, и т. д.
Таким образом, поэтическая свобода, которую так настойчиво отстаивали сентименталисты, ассоциировалась в конечном счете с идеей свободы личности – если не в политическом смысле, то, во всяком случае, в смысле психологическом, нравственном, моральном. В этом отношении показательно решение сентименталистами темы парода. Начиная с Н. М. Карамзина, на творчество которого ориентировались его многочисленные последователи, утверждается идея равенства народа и господствующих классов – но преимущественно лишь в моральном аспекте.
Гуманизм писателей карамзинистского лагеря был социально ограничен, однако и ему нельзя отказать в злободневности и исторической прогрессивности.
Идеальный образ героя мыслился сентименталистами, как правило, вне цивилизованного общества. Они основывались на традициях Ж. Ж. Руссо, утверждавшего решительное превосходство простой, естественной, “природной” жизни над цивилизацией. С этим связан, с одной стороны, интерес к фольклору, в котором, по их мнению, наиболее полно выражались природные человеческие чувства и переживания, а с другой – влечение к таинственному, неизведанному не только в психике человека, но и в окружающей его среде. Отсюда возникновение в творчестве сентименталистов подчеркнутого интереса к фантастике, миру ужасов, идеализация средневековья и т. д.
По целому ряду идейно-эстетических признаков сентиментализм подготавливал утверждение романтизма в литературе, что дало основание ряду исследователей назвать это литературное направление предромаитизмом.
Новые тенденции, проявившиеся в русской литературе на рубеже XVIII-XIX вв., не могли не вызвать оживленной полемики. Наглядным ее выражением стал спор о литературном языке.
Loading…
- Сочинения
- Литература
- Разные
/
/
Литература 18 века остается актуальной и на данный момент, многие обращаются к ней и не теряют к ней интереса. Многие обращают на нее больше внимания, чем на произведения современных авторов. Все произведения, написанные в 18 веке, имеют свою особенную связь с современным повествованием, при этом человек может познакомиться с культурой прошлых лет и найти полезную информацию о том, как люди жили, вели свой быт.
В это время видно, какие течения становятся востребованными, а какие уходят на второй план. Классицизм сменяется сентиментализмом, а после переходит в романтизм. Между всеми стилями существует достаточно различий. Так в классицизме выделяется три единства, автор должен учесть единство времени, места и действия. Писатели, которые работают в этом направлении, привыкли употреблять множество старинных слов, они словно переносят его в другое измерение.
В сентиментализме же писатели нарушают многие литературные правила, первостепенными становятся чувства и переживания человека, а движущим интересом становится любовь и личные переживания, поиски своего места и предназначения, на все это сказывается окружающий пейзаж.
Различия современной литературы и написанной в 18-м веке заключается в том, что интересы людей полностью изменились. За это время было отменено крепостное право, а конфликты стало принято решать цивилизованным путем. Изменения не стали резкой переменой, они происходили постепенно, меняя вместе с этим и литературу.
Литература 18-го века имеет огромное влияние на современного читателя, она способна прививать ему положительные качества, старается показать то, как можно искоренить отрицательные, учит любить совершенно по-другому, хотя кажется, что человек утратил эту способность из-за мирового прогресса. Это часть российской истории, которая сказывается и на будущих поколениях.
Благодаря чтению подобной литературы можно перенестись в другую реальность, найти новые цели, пересмотреть собственное отношение к жизни, познакомиться с тем, как жили непосредственные предки. Все это поможет по-другому относится к окружающим людям и посмотреть на жизнь с совершенно другой стороны.
Довольно часто взрослые говорят, что современная молодежь не увлекается литературой. В этом случае под литературой они подразумевают именно классику. Я думаю, что их мнение ошибочно, несмотря на то, что в современном, развитом мире огромную роль играют новейшие технологии, книгу подросткам все чаще заменяет интересное видео на популярных сайтах интернета, молодежь находит время для прочтения классической русской литературы. И наиболее ярко выделяется литература восемнадцатого века.
Итак, литература восемнадцатого века. Назревает вопрос: почему именно XVIII век? Ответ достаточно прост. Именно в XVIII веке начинает складываться первое самостоятельное литературное направление — классицизм, основными признаками которого является подражание античным образам. Одним из самых ярких произведений, отражающих идеи классицизма, можно назвать комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль».
В этом произведении Денис Иванович старается перевоспитать мир разумным словом, путем изображения положительных и отрицательных героев, ему удается показать их общественные позиции. Но не только классицизмом богат XVIII век русской литературы.
Следующим литературным течение становится сентиментализм — литературное течение, провозглашавшее о главенства чувства, а не разума. Наиболее ярким произведением, которое, безусловно, знают все, стала повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза». Это произведение вызывает особый интерес: оно пронизано чувствительностью, однако отношение Лизы к Эрасту ясны и понятны, а вот сам Эрарт не может понять своих чувств к Лизе. К концу столетия сентиментализм сменяется не менее увлекательным новым литературным течением — романтизмом. Наиболее ярким и интересным для читателей произведением этого течения можно считать балладу Жуковского «Светлана».
Долго можно рассуждать о том, каким ярким был 18 век русской литературы. Но хочется отметить самое главное: литература того времени завораживает читателей, заставляет о многом задуматься, прививает ему положительные качества, указывает на отрицательные. И она остается особенно актуальной и по сей день.
Популярные жанры
Хотя классицизм оставался доминирующим направлением в литературе, его высокий стиль сменялся низшими. Вместо трагедий появились другие жанры, более понятные необразованному народу. Самые популярные среди них:
- комедия;
- комическая опера;
- сатира;
- роман;
- драма.
В дворянской комедии абстрактные характеры героев сменились бытовыми сюжетами. Авторы создавали такие тексты ради того, чтобы перевоспитать общество для противостояния буржуазии и крестьянству. Подобное творчество не несло негатива, оно по-доброму высмеивало дворян, но не касалось системы отношений феодалов и крепостных. С помощью комедий писатели пытались учить читателей морали. Они смеялись над лжеобразованностью, пустомыслием, грубостью и вольнодумством мелких помещиков.
Комические оперы писали для того, чтобы ставить их в театрах. Тексты включали вставные номера для музыкального сопровождения и пения. Сюжеты ограничивались описанием крестьянской жизни. Этот литературный жанр развивался недолго, за несколько лет он достиг своего пика и был почти полностью забыт.
Сатира прослеживается в журналистской деятельности. В 18 веке издавались несколько журналов, где пропагандировали идеологию буржуазии. Примеры: «Трутень», «Кошелек», «Живописец», «Парнасский щепетильник». Сатира позволяла рассказать об антидворянских тенденциях, но при этом она заостряла внимание на социальных проблемах буржуазии.
Вторая половина столетия была посвящена созданию романов. Их распространяли в печатном и рукописном виде. Такими произведениями зачитывались все слои населения — от крестьян до дворян. Особой популярностью пользовалась переводная поэзия о рыцарях, пастухах и салонах, а также проза с поучительным окончанием.
В эпоху сентиментализма развивается драма. Сначала печатали только переводы, но позже встречались подражания, написанные на русском языке.
Больше внимания авторы в своих произведениях уделяли противостоянию дворянства и крестьян, высмеивая и выказывая ненависть к последним.
Вариант 2
Существование человека в современном мире немыслимо без обращения к литературным произведениям. Каждое из них имеет ряд особенностей, которые диктует та или иная эпоха.
Произведения XVIII века отличаются вхождением в литературу в сопровождении тех направлений, которые остаются интересны читателю по своему содержанию, роли в его жизни.
Яркий отпечаток в судьбе того поколения оставили, прежде всего, черты классицизма, которые проявлялись в сочинениях через известных сегодня всем героев. Справедливость, опыт и мудрость Стародуба в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» помогли высмеять пороки общества. С позиции современного читателя можно отметить непрерывную тягу многих героев к образованию и воспитательному процессу, что является положительным моментом.
Рассказ «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина не дает покоя читателю, так как подобные события, о которых идет в нем речь, имеют место и в наши дни. Ее прочтение и обдумывание помогают находить выход из трудной ситуации или предотвратить ошибки в будущем.
Внутренний мир героев с его переживаниями и бурей эмоций и есть проявление сентиментализма, которое позже приходит на смену классицизму. Здесь чувства выходят на первый план.
На примере бытовых сцен, исторических событий, любовных отношений шедевров XVIII века в сознании современного человека выстраиваются идеи в сопоставлении двух эпох — современности и эпохи Просвещения. Произведения становятся бесценными, представляя собой примеры для подражания, нравоучения.
Таким образом, время показало, что, несмотря на пройденные столетия в душе многих людей сохранились чувства, мысли, мотивы того поколения.
Культ науки, имевший место в литературе XVIII века, обличенный в формы оды, сатиры, комедии занимает первостепенное место в наши дни. А признаки символизма сыграли роль в становлении характера человека, души, показали иную сторону человека, его чувственность.
Воспевавший правителей страны М. Ломоносов в одах выражал патриотическое отношение к родине, народу, настраивая читателя на веру в светлое будущее. Он упрекал невежественных людей в необразованности, прославляя науку, что становилось спасением и опорой во все времена.
Назначение литературы XVIII века велико. Она донесла до современного читателя решение многих проблем. Неподдельный интерес к ней связан с общностью в существующих вопросах, жизненных позициях и стремлениях.
Черты барокко
В 17−18 веках в Италии зародился стиль барокко. Он коснулся не только живописи и архитектуры, но и литературы. Хотя в русских произведениях он встречается редко, есть множество переводов с его чертами. Особенности барокко:
- кризис идеалов Возрождения;
- упадок титанизма;
- противопоставление человека бездушному миру.
Это противоречивое направление позволило авторам сочетать несочетаемое. Они соединяли глубокий трагизм с оксюмороном, игрой слов, парадоксами и изысканными выражениями. Но именно в эпоху барокко проявился интерес к живой и мертвой природе. Книги и небольшие сочинения в изобилии содержали описание пейзажей, рассуждения о вечном, множество аллегорий.
Популярной была поэзия, которой характерна изысканность форм. Графические ряды сливались с визуальными, то есть авторы пытались не просто написать стихотворение, а словно нарисовать его. Появилось множество изысканных жанров:
- сонеты;
- рондо;
- мадригалы;
- оды.
Самыми известными стали произведения испанских, итальянских и немецких писателей. Они вошли в золотой фонд мировой литературы. Тексты разбирали на отдельные афоризмы, вставляли их в более поздние рассказы. Но в 19 веке наступил упадок барокко, о нем практически забыли на целое столетие. И только спустя это время направление начало возрождаться.
Признаки сентиментализма
В середине столетия появилось такое направление, как сентиментализм. Впервые произведения в подобном стиле написали английские, а затем и французские авторы. Хотя сентиментализм долго сосуществовал с классицизмом, у них были разные черты. Одно направление основывалось на чувствах, второе — на разуме.
Заинтересовать читателей сентиментальными книгами оказалось легко: авторы передавали мир персонажей через его чувства и переживания. Сначала описания были скудными и ограничивались только мыслями о любви. Но позже внимание уделялось внутренней энергии, глубине чувств, конфликтам.
Герои были не только добродушными, но и морально чистыми. Они обладали добродетелями — гордостью и честью, благодаря которым добивались счастья. Первые романы были наивными, не передавали философской глубины, отличались дидактичность. А несколько лет спустя сентиментализм превратил писателей в мыслителей. В своих книгах они начали описывать конфликты человека и цивилизации, выставляя последнюю в негативном свете.
Читателю оставалось смотреть на мир глазами персонажа, но приходилось додумывать некоторые моменты самостоятельно, так как из текстов исчезла прямолинейность. Авторы умело рассказывали о борьбе чувств, долга и моральных принципов. В сентиментализме всегда побеждали эмоции и ощущения.
Появился интерес к природе — естественным процессам, поведению, чувствам. Сентименталисты не делили персонажей по сословиям. Они пытались донести, что чувствовать могут все, даже крестьянин. Это стало интересным открытием для дворянского общества.
В России направление появилось гораздо позже — к началу 19 века. Но самостоятельных произведений практически не было, все сюжеты писатели заимствовали у западноевропейских авторов. Наиболее известным произведением стала «Бедная Лиза» Карамзина. После ее выхода появилось множество похожих работ, но сюжет оставался одинаковым.
Характеристика классицизма
Барокко сменилось классицизмом — направлением, актуальность которого продолжалась более полутора веков. Основа этого стиля заключается в идеи упорядоченности мира. Человека воспринимают как разумное существо, а общество представлено особым механизмом.
Благодаря таким чертам литературные произведения также строили по строгим канонам. Образцом для любого вида искусства стал период античности. Именно он считался примером упорядоченности и правильных форм.
В любом произведении должно быть пирамидальное сознание — центр, вокруг которого строился весь сюжет. Государство позволяло писателям описывать монархию как правильную и полезную для всех граждан систему.
Человек в книге играл роль звена, обеспечивающего связь всех элементов пирамиды мироздания. Большое значение уделялось его поведению, а не внутренним переживаниям. Читатель в таких произведениях может увидеть описания монархов и дворян, которые заботятся о своих подчиненных, мудро и справедливо правят. Но узнать что-либо об их личной жизни или мыслях практически невозможно.
Сущность каждого персонажа определяла важная идея, именно поэтому использовались «говорящие» фамилии. Они сразу раскрывали характеры героев, указывали на их недостатки или сильные стороны.
Но есть у классицизма и барокко общие черты. Новое направление позаимствовало у предшествующего интерес к эмблемам, символам и знакам. Каждого мыслителя и творческого человека должны были окружать вещи, подтверждающие его деятельность. Писатель всегда находился в окружении своих книг, портной изображался с иглой в руке, повар — на кухне в колпаке. Из-за таких особенностей описывалось особое решение конфликтов. Авторы всегда жертвовали чувствами в пользу долга или разума.
Классицизм поделил все литературные жанры на высокие и низкие. К первым относят оду, эпопею и трагедию. А ко вторым — сатиру, басню и комедию. Но после постановки произведений Мольера комедийные тексты стали очень популярными. В России классицизм появился только в конце столетия, хотя характеристика литературы 18 века оставалась такой же — она не отличалась от работ зарубежных авторов.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Литература 18 века в восприятии современного читателя
Творчество литераторов периода XVIII века является значительным событием в российской истории, поскольку именно в это время получили свое развитие такие художественные направления, как классицизм, сентиментализм, сатира, романтизм.
Литературные произведения в стиле классицизма отмечены именами Ломоносова М.В., Радищева А.Н., которые считаются основоположниками этого направления.
В основе классицизма лежит превышение общественного начала, долга и чести над личными чувствами, изображенное с применением теории триединства, которая заключается в ограничении отображаемых событий произведения по времени, месту и действиям.
Одним из популярных литературных жанров эпохи классицизма считается ода, в которой авторы восхваляли правителей, героев, богов и в качестве художественных приемов использовали старорусские слова, не отступали от правил и норм литературы. В произведениях Радищева А.Н., например, блистательно применяются фольклорные ноты, присущие тогдашней российской действительности.
Для нынешнего поколения знакомство с произведениями классицизма дает бесценную возможность понять и изучить истоки развития русской литературы.
В сентиментальном направлении, прямо противоположном классицизму, наблюдается акцент на человеческие чувства (любовь, привязанность, дружба) и огромное влияние природы на взаимоотношения людей. Ярким представителем сентиментализма признан Карамзин Н.М., умело раскрывающий в своих произведениях внутренний мир главных героев, их личные переживания («Бедная Лиза»). С точки зрения современных читателей книги писателей являются уникальным способом познакомиться с мыслями, побуждениями, тревогами живших в то время соотечественников.
Писатели, создавшие произведения в романтическом направлении, рассматривали в качестве главного героя идеального персонажа, глубоко одинокого, страдающего и протестующего против бесправной жизни. Блестящие зачинатели романтического стиля бесспорно представлены именами Жуковского В.А., Рылеева К.Ф., Баратынского Е.А., Лермонтова М.Ю.
Помимо особенностей рассмотренных литературных стилей литературные произведения XVIII века отличаются и своей просветительской направленностью, блестящим образцом которой является мастер высокого слога Фонвизин Д.И., создавший комедию «Недоросль». В произведении остро затрагиваются проблемы распространенного в те годы домашнего воспитания детей, становившихся впоследствии духовно убогими, лживыми, несамостоятельными членами общества.
Читая произведения авторов XVIII века, современные книголюбы получают всестороннее представление о прошлом своего народа, анализируют различные исторические события, дают собственную оценку общественно-политическим событиям в России того времени и даже имеют возможность пополнить и расширить свой словарный запас, изучая слог и художественные приемы изложения писательского текста.
Сочинение Литература 18 века в восприятии современного читателя
Довольно часто взрослые говорят, что современная молодежь не увлекается литературой. В этом случае под литературой они подразумевают именно классику. Я думаю, что их мнение ошибочно, несмотря на то, что в современном, развитом мире огромную роль играют новейшие технологии, книгу подросткам все чаще заменяет интересное видео на популярных сайтах интернета, молодежь находит время для прочтения классической русской литературы. И наиболее ярко выделяется литература восемнадцатого века.
Итак, литература восемнадцатого века. Назревает вопрос: почему именно XVIII век? Ответ достаточно прост. Именно в XVIII веке начинает складываться первое самостоятельное литературное направление — классицизм, основными признаками которого является подражание античным образам. Одним из самых ярких произведений, отражающих идеи классицизма, можно назвать комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль».
В этом произведении Денис Иванович старается перевоспитать мир разумным словом, путем изображения положительных и отрицательных героев, ему удается показать их общественные позиции. Но не только классицизмом богат XVIII век русской литературы.
Следующим литературным течение становится сентиментализм — литературное течение, провозглашавшее о главенства чувства, а не разума. Наиболее ярким произведением, которое, безусловно, знают все, стала повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза». Это произведение вызывает особый интерес: оно пронизано чувствительностью, однако отношение Лизы к Эрасту ясны и понятны, а вот сам Эрарт не может понять своих чувств к Лизе. К концу столетия сентиментализм сменяется не менее увлекательным новым литературным течением — романтизмом. Наиболее ярким и интересным для читателей произведением этого течения можно считать балладу Жуковского «Светлана».
Долго можно рассуждать о том, каким ярким был 18 век русской литературы. Но хочется отметить самое главное: литература того времени завораживает читателей, заставляет о многом задуматься, прививает ему положительные качества, указывает на отрицательные. И она остается особенно актуальной и по сей день. Произведения того времени воспитывают читателя.
Вариант 2
Существование человека в современном мире немыслимо без обращения к литературным произведениям. Каждое из них имеет ряд особенностей, которые диктует та или иная эпоха.
Произведения XVIII века отличаются вхождением в литературу в сопровождении тех направлений, которые остаются интересны читателю по своему содержанию, роли в его жизни.
Яркий отпечаток в судьбе того поколения оставили, прежде всего, черты классицизма, которые проявлялись в сочинениях через известных сегодня всем героев. Справедливость, опыт и мудрость Стародуба в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» помогли высмеять пороки общества. С позиции современного читателя можно отметить непрерывную тягу многих героев к образованию и воспитательному процессу, что является положительным моментом.
Рассказ «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина не дает покоя читателю, так как подобные события, о которых идет в нем речь, имеют место и в наши дни. Ее прочтение и обдумывание помогают находить выход из трудной ситуации или предотвратить ошибки в будущем.
Внутренний мир героев с его переживаниями и бурей эмоций и есть проявление сентиментализма, которое позже приходит на смену классицизму. Здесь чувства выходят на первый план.
На примере бытовых сцен, исторических событий, любовных отношений шедевров XVIII века в сознании современного человека выстраиваются идеи в сопоставлении двух эпох — современности и эпохи Просвещения. Произведения становятся бесценными, представляя собой примеры для подражания, нравоучения.
Таким образом, время показало, что, несмотря на пройденные столетия в душе многих людей сохранились чувства, мысли, мотивы того поколения.
Культ науки, имевший место в литературе XVIII века, обличенный в формы оды, сатиры, комедии занимает первостепенное место в наши дни. А признаки символизма сыграли роль в становлении характера человека, души, показали иную сторону человека, его чувственность.
Воспевавший правителей страны М. Ломоносов в одах выражал патриотическое отношение к родине, народу, настраивая читателя на веру в светлое будущее. Он упрекал невежественных людей в необразованности, прославляя науку, что становилось спасением и опорой во все времена.
Значение литературы XVIII века велико. Она донесла до современного читателя решение многих проблем. Неподдельный интерес к ней связан с общностью в существующих вопросах, жизненных позициях и стремлениях.
Также читают:
Картинка к сочинению Литература 18 века в восприятии современного читателя
Популярные сегодня темы
- Сочинение на тему Приемная семья
На свете нет ничего лучше крепкой семейной любви, добра и тепла! «Сердце» семьи очень важно в жизни человека, оно ведёт его по жизни, способствует нравственному и духовному воспитанию молодого поколения
- История создания романа Доктора Живаго Пастернака
Борис Пастернак написал великое произведение «Доктор Живаго», оно охватывает временные рамки с 1903 года по 1929 год. Автору в 1958 году вручили Нобелевскую премию за это произведение.
- Особенности композиции комедии Горе от ума Грибоедова
Произведение отличается своеобразной композиционной структурой, которая имеет собственные авторские особенности, рознящими его с принятыми творениями классицизма.
- Сочинение Авторская позиция в пьесе Вишневый сад Чехова
Произведение Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» относят к драматическим произведениям. Мы не наблюдаем здесь явные речи писателя, но ясно видим авторскую позицию, которая проявляется в портретах
- Сочинение Анализ рассказа Кукла Носова
Основным персонажем произведения является фронтовик в прошлом, Акимыч, представленный писателем в образе простого деревенского человека.