Внеклассное чтение 2 класс беларусь народные сказки

Авторизация

Войдите через социальные сети

Или воспользуйтесь формой авторизации

Логин или E-mail

Пароль

Забыли пароль?

Нет учетной записи? — Перейдите к Регистрации

Библиотека мудрости

Добро пожаловать! Воспользуйтесь
формой авторизации или зарегистрируйтесь.

Внеклассное чтение, 2 класс

Тема: В мире народных сказок

Задачи: закреплять знания учащихся о жанре сказке, о
видах народных сказок, познакомить со сказками разных народов мира, учить
анализировать поступки литературных героев, определять основную мысль литературных
произведе-ний, расширять словарный запас учащихся, прививать читательский
интерес, содействовать воспитанию интереса и уважительноог отношения к культуре
разных народов, чувства дружбы, товарищества, доброты, внимательного отношения
к близким.

Оборудование: мультимедийная презентация, магнитофон,
аудиозапись «Сказки гуляют по свету», выставка книг «Сказки народов мира»,
иллюстрации к русским народным сказкам и сказкам народов мира, карточки с
названиями черт характера, у детей – карточки с заданиями, звёздочки разных
цветов для проведения рефлексии.

Ход урока

1.    
Организационный момент

Прозвенел долгожданный звонок,

Вас, ребята, позвал на урок.

Время зря мы не теряем,

А работать начинаем.

2.    
Определение темы
урока. Актуализация знаний.

— Сегодня у нас не обычный урок чтения, а урок
внеклассного чтения.

Прочитаем, какая же тема нашего урока?

— Сегодня мы с вами будем знакомиться со сказками разных народов.

Продолжите: «Сказки бывают народные и …» (слайд №2).

— Чем отличаются народные сказки и литературные?

— Буратино выбрал для нашего урока народные сказки (слайд №3). Все
ли они народные? Или есть лишние? Докажите.

— Какие бывают 3 вида народных сказок? (слайд №4)

3.    
Изучение нового
материала. Знакомство со сказками разных наро-дов.

1. – Сегодня мы с вами побываем в гостях у разных
народов и познако-мимся с их сказками.

— К какому же народу мы сначала отправимся в гости? Чтобы это узнать, выполним
задание в карточке 1: прочитать высказывания из сказок и узнать героев:

 1) Тепло ли тебе, девица,

тепло ли тебе, красная? (Морозко)

2) По щучьему веленью, по моему хотенью,

Хочу, чтобы вёдра сами домой пошли.   (Емеля)

3) Сивка-бурка, вещий каурка,

Стань передо мной как лист перед травой. (Иван)

4)Высоко сижу, далеко гляжу. (Машенька)

5) Ваша мама пришла, молока принесла. (Волк)

6) Не пей, Иванушка, козлёночком станешь. (сестрица
Алёнушка)

7)Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? (девочка
из сказки «Гуси-лебеди»)

— Чьи же все эти сказки, какого народа?

— Это сказки русского народа, наших соседей, т.е. русские народные
сказки. Их родина – Россия, самая богатая сказками страна. И теперь мы
отправляемся в древнюю Русь (слайд №5), потому что большинство рус-ских
народных сказок было создано именно ещё в древней, старинной Руси.

— Давайте разгадаем кроссворд по русским народным сказкам (слайд
№6).

Продолжите:

1.курочка — …

2.баба — …

3.жар — …

4.Иванушка — …

5.царевна — …

6.гуси — …

7.ковёр — …

8.скатерть — …

9.сапоги — …

10.Сивка —…

2.    
Работа по карточке 2:

Продолжите сказочные выражения:

1) В некотором царстве, в некотором …

2) Поди туда, не знаю куда, принеси то, …

3) Ни в сказке сказать, ни …

4) Пир на весь …

5) Стали жить-поживать, да …

6) Утро вечера…

7) Скоро сказка сказывается, да не скоро …

3.    
1-я группа учащихся
пересказывает сказку «Сивка-бурка»

— Кто понравился в сказке, а кто нет?

— К какому типу сказок относится?

4.    
Физкультминутка

— Народное наследие – это не только сказки, песни, но и народные игры.
И сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Нос, пол, пото-лок». Когда
я буду говорить слово «нос», то вы должны за мной показать на свой нос, когда
слово «потолок» — на потолок, а когда слово «пол» — на пол. Но будьте
внимательны, иногда я буду вас сбивать и специально показывать неправильно.

5.    
– А теперь мы отправляемся
в нашу родную прекрасную Беларусь (слайд №7) для знакомства с нашими
белорусскими сказками. Некоторые из них вы уже знаете. Вспомните по отрывкам:

«Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит
котик — золотой лобик: попроси у него соли» (Котик-золотой лобик) (слайд №8)

«Гуляли в поле два мороза, два родных брата — мороз Синий-нос и мороз
Красный-нос» (Два мороза)  (слайд№9)

Учащиеся 2 группы инсценируют белорусскую народную сказку «Лёгкий
хлеб».

— Почему сказка так называется? Чему учит? Что высмеивает?

— Наш белорусский народ всегда славился своим трудолюбием, нашему
народу всегда приходилось много трудиться, чтобы добыть свой хлеб, и потому и в
наших сказках прославляется трудолюбие.

6.    
– Далее мы отправимся к
ещё одним нашим соседям – на Украину (слайд №10) в гости к украинскому
народу, чтобы познакомиться с украински-ми народными сказками. Эта страна также
богата и красивой природой, и своими сказками, песнями.

— Например, есть украинская народная сказка о том, как тяжело хлеб
зарабатывается – «Колосок» (слайд №11).

— Кто там был ленивым? А трудолюбивым?

А ещё известна сказка «Жил-был пёс» (слайд №12) о дружбе собаки
и волка, о взаимовыручке, взаимопомощи в трудные моменты. По этой сказке создан
любимый многими мультфильм (слайд №13).

Учащиеся 3-ей группы пересказывают украинскую народную сказку
«Ру-кавичка».

— На какую русскую народную сказку похожа?

— Понравились ли вам животные из этих сказок? Чему учат сказки
«Ру-кавичка» и «Теремок»?

Задание по карточке 3 – найти и подчеркнуть названия животных – героев
сказок «Теремок» и «Рукавичка»:

л и с а б в г д у м н

а в б в м ы ш к а г д

й з а й ч и к я ч л м

в ы е ё к о м а  р ю к

р в о л к ж ш ь а б в

г д ш я л я г у  ш к а

м е д в е д ь а б в г

Проверка (слайд №14).

7.    
– Далее мы отправляемся в
центр Европы – в государство Словакию. (слайд №15). Красивая горная
природа и старинные замки сразу настра-ивают на сказочный лад. И мы
познакомимся со словацкой народной сказкой «У солнышка в гостях».

Учащиеся 4-ой группы читают по ролям словацкую народную сказку «У
солнышка в гостях».

— О чём сказка?

— Почему удалось найти солнышко и разбудить его? Чему учит сказка?

8.    
– А теперь мы отправляемся
на дальний север, в холодную суровую тундру.  На севере живёт множество
различных народов. Среди них и не-нецкий народ (слайд №16). Основное
занятие этого народа – оленевод-ство, а также ловля рыбы. Живут оленеводы в
переносных жилищах – чумах, накрытых оленьей шкурой (слайд №17). Одежду и
обувь у них очень тёплые, тоже из оленьей шкуры. Верхняя одежда называется ма-лица,
а сапоги – пимы.

Подготовленная ученица пересказывает ненецкую народную сказку
«Ку-кушка».

— Как относились дети к матери? Какими были дети?

— Чем же закончилась сказка? Чему учит сказка?

— К какому типу относится сказка?

— В каких ещё сказках осуждается невнимательное отношение к матери?

4. Подведение итогов урока

– С какими сказками сегодня познакомились?

— Каждая сказка чему-либо учит, а что-то осуждает. И сейчас вы будете
тянуть карточки с названиями качеств и определять, этому сказки учат или это
осуждают.

         Дети тянут
карточки с названиями качеств и распределяют в две группы:

         —
дружелюбие, взаимовыручка

         — доброта,
вежливость

         — грубость

         — лень,
безделье

         —
трудолюбие

         —
невнимательное отношение к матери, эгоизм

         —
внимательное отношение к матери

         Вывод: сказки разных народов учат добрым
качествам, а отрицательные качества осуждаются, добро всегда побеждает зло.

5. Рефлексия

— Наш урок о сказках подходит к концу. А теперь давайте в конце урока
создадим сказочное звёздное небо.

Прикрепление звёздочки определённого цвета под аудиозапись песни
«Сказки гуляют по свету».

Белорусские народные сказки список

56 сказок

Бабка-шептуха

В сказке Бабка-шептуха осуждаются жадность и глупость. Смекалистая бедная старушка оказалась умнее и хитрее скупого пана. Жила в одном сельце бабка, такая старая-престарая одинокая бабка. Хата у нее была ветхая, а сама она часто голодала. Однажды проезжал через село богатый пан. Попросила его старушка помочь, да только пожалел скупердяй денег…

короткие сказки для самых маленьких про людей

Автор: Белорусские сказки

(Время чтения: 3 мин.)

Алёнка

Слушая или читая сказку Аленка, дети учатся самоотверженности, сочувствию, заботе о близких. У Аленки не было ни братьев, ни сестер, росла она как крапива под забором. Вот и звали ее в селе Крапивницей. Однажды девочка узнала, что есть у нее три Запрягла Аленка старую Сивку, позвала собачку Лыску и отправилась на поиски братьев. Привезла умная…

волшебная про людей

Автор: Белорусские сказки

(Время чтения: 6 мин.)

Былинка и воробей

Сказка Былинка и воробей учит жить своим, а не чужим умом, не быть эгоистичным, злопамятным и мстительным. Упорство в достижении цели похвально, но не во вред другим. Однажды воробей рассердился на былинку, которая отказалась его покачать. Стал воробей просить коз, чтоб наказали они былинку – съели ее. Но козы не согласились. Тогда отправился…

про животных про природу

Автор: Белорусские сказки

(Время чтения: 3 мин.)

Андрей всех мудрей

Андрей всех мудрей В сказке Андрей всех мудрей развивается мысль, что действовать нужно с умом – только тогда выйдет толк. Необходимо находить правильные ответы на волнующие вопросы. Любопытному хлопцу Андрею хотелось знать все на свете, но у людей не было ответов на его вопросы. Решил хлопец обратиться за помощью к Солнцу. По дороге встретил он трех человек: один…

волшебная про людей

Автор: Белорусские сказки

(Время чтения: 5 мин.)

Воробей и мышь

Сюжет белорусской сказки Воробей и мышь напоминает русскую сказку про вершки и корешки. Смысл ее таков: глупость и легкомыслие бывают наказаны, потому что всегда найдутся хитрецы, которые воспользуются ситуацией и обманут. Решили воробей и мышь избавиться от бедности. Вскопали они делянку и засеяли ее пшеницей. Посоветовала мышь воробью взять…

короткие сказки для самых маленьких про животных

Автор: Белорусские сказки

(Время чтения: 3 мин.)

Пилипка-сынок

Сказка Пилипка-сынок учит быть осторожным, не доверять всем подряд. А если попал в сложную ситуацию, действовать смело, проявлять смекалку. Срубил мужик осинку, а жена положила полено в люльку и стала колыхать. Глядь – вместо полешка в люльке младенец. Когда сынок подрос, сделал ему отец золотой челнок. Стал Пилипка рыбу ловить, а мать ему на…

волшебная про людей

Автор: Белорусские сказки

(Время чтения: 5 мин.)

Легкий хлеб

Основная мысль сказки Легкий хлеб: ничто не дается даром, ленивый ничего не достигнет. Если хочешь жить хорошо, нужно много трудиться. Косил мужик траву, устал, сел перекусить, и вдруг вышел из лесу волк. Угостил косарь волка хлебом. Очень понравилось зверю угощение. Стал он расспрашивать, как хлеб добывать. Мужик принялся подробно рассказывать…

про животных

Автор: Белорусские сказки

(Время чтения: 4 мин.)

Дятел, лиса и ворона

В сказке Дятел, лиса и ворона осуждаются глупость, безответственность, предательство, и трусость. Глупец и трус теряет все, а умный и смелый спасет и себя, и других. Дятел выдолбил в осине дупло и вывел троих птенчиков. Радовался дятел деткам, но был он глуп и хвастлив, раструбил всем про них. Услышала это лиса, пришла к осине и велела дятлу…

про животных

Автор: Белорусские сказки

(Время чтения: 5 мин.)

Волшебная дудка

Белорусская сказка Волшебная дудка повествует о любви к родине, о борьбе народа с врагами. Сказка учит быть отважным, не бояться говорить правду, защищать слабых. Жили люди дружно и мирно, пока не прилетел в те края страшный змей. Люди работали без продыху, строили для змея хоромы, а слуги били их и наказывали. Заделались слуги змея панами, а…

волшебная про людей

Автор: Белорусские сказки

(Время чтения: 4 мин.)

Как кот зверей напугал

Мораль сказки Как кот зверей напугал – у страха глаза велики. Хитрец легко может обмануть того, кто трусит и теряет ум со страху. Однажды встретила лисица кота. Никогда не видывали в лесу такого зверя. Пригласила лиса его к себе жить и растрезвонила, какой у нее сильный и страшный хозяин: как махнет хвостищем, сразу убьет любого. Любопытно всем…

про животных

Автор: Белорусские сказки

(Время чтения: 4 мин.)

Музыкант чародей

Сказка Музыкант чародей повествует о борьбе добра со злом. От доброго и прекрасного люди прозревают, становятся лучше, в их сердца вселяется отвага. Жил на свете чудесный музыкант. Так играл он на дудочке, что от сладкой музыки замирали и звери, и люди. Что захочет с человеческим сердцем, то и сделает. Подрос хлопец, сделал скрипочку. Ходил он…

волшебная про людей

Автор: Белорусские сказки

(Время чтения: 4 мин.)

Золотая яблонька

Прочитав сказку Золотая яблонька, дети поймут, что у доброго человека всегда больше шансов стать счастливым, а злого жизнь наказывает. Жили две сводные сестрицы – Галя и Юля. Мачеха Галю ненавидела, хотела со свету сжить. Хорошо, что помогал доброй девушке чудесный бычок, и все хвалили ее. А на мачехину Юлю никто даже не смотрел. Тогда велела…

волшебная про людей

Автор: Белорусские сказки

(Время чтения: 6 мин.)

Зайчики

Забавная белорусская сказка Зайчики высмеивает трусость. Трус и нытик всего опасается, не умеет радоваться жизни, все ему не мило. Два зайчика грелись на солнышке и жаловались друг дружке на жизнь. В лесу на полянке светло, тепло и весело, но зайчикам грустно. Горькая у них доля: так и жди врага все время, бойся да дрожи. Одна надежда на быстрые…

про животных

Автор: Белорусские сказки

(Время чтения: 2 мин.)

Почему барсук и лиса в норах живут

Прочитав сказку Почему барсук и лиса в норах живут, дети познакомятся с повадками и образом жизни диких животных, узнают, как выглядит тот или иной зверь. В давние времена не было у зверей хвостов, нечем им было от мух и мошкары отбиваться. Лишь у льва, царя зверей, имелся хвост. Издал лев указ, чтоб все пришли получать хвосты. Первой прибежала…

про животных

Автор: Белорусские сказки

(Время чтения: 4 мин.)

Жадный богатей

Сказка Жадный богатей учит юных читателей, что скупость и завистливость всегда наказываются. Жили два брата, богатый да бедный. Богатей и на порог брата не пускал. Однажды выловил бедняк из озера огромную серебристую рыбину. Попросила рыба отпустить ее, а взамен дала рыбаку волшебный золотой перстенек. Бросишь его на дно лодки – и куча золота…

волшебная про людей

Автор: Белорусские сказки

(Время чтения: 3 мин.)

Вдовий сын

Мораль белорусской сказки Вдовий сын – не рой другому яму, а то сам в нее попадешь. В одном государстве объявился змей, украл он солнце и месяц. Сынок бедной вдовы заявил, что, кабы он не голодал, вырос бы богатырем и победил злодея. Прознал про это царь и забрал мальчика во дворец. Вырос вдовий сынок богатырем, позвал княжича с царевичем, и…

волшебная про людей про царя

Автор: Белорусские сказки

(Время чтения: 22 мин.)

Котик, петушок и лиса

Сказка Котик, петушок и лиса учит быть осторожным, не покупаться на сладкие речи и похвалы, всегда приходить на выручку друзьям. Жили котик да петушок. Кот на охоту ходил, а петух хатку подметал, обед варил да песни напевал. Как-то раз бежала мимо хатки хитрая лисица. Наивный петушок пустил ее передохнуть, а она схватила его и унесла в лес…

Автор: Белорусские сказки

(Время чтения: 3 мин.)

Глупая пани и разумный пан

Сказка Глупая пани и разумный пан учит смекалке и находчивости. В то же время дети поймут, как легко пройдоха может обмануть, поэтому осторожность необходима. Жил в деревне хитрый мужик. Пришел он на панский двор и сказал пани, что его свинья приходится родной теткой панской свинье и приглашает ее в гости вместе с поросятками. Пани отпустила…

про людей

Автор: Белорусские сказки

(Время чтения: 4 мин.)

Петрушка

В белорусской сказке Петрушка повествуется о том, что зло и жадность рано или поздно бывают наказаны. Жил пан злой-презлой, все его работники разбежались. Осталась с ним только умная гончая по кличке Петрушка. Нашел пан нового батрака Янку и послал его в лес за дровами, даже пообедать не дал. Только начал парень рубить дрова, Петрушка домой…

про людей

Автор: Белорусские сказки

(Время чтения: 4 мин.)

Как курочка петушка спасла

Сказка Как курочка петушка спасла научит ребенка быть внимательным, заботиться о близких. Кроме того, дети познакомятся с разными видами сельскохозяйственных работ. Жили петух и курочка, курочка яйца несла а петушок зернышки добывал. Как-то раз подавился он бобком, упал на спину, ноги задрал и еле дышит. Попросил петух курочку маслица достать и…

про животных

Автор: Белорусские сказки

(Время чтения: 2 мин.)

Неучтивый сын

Сказка Неучтивый сын заставляет каждого задуматься об отношении к родителям. Отец и мать заботятся о любимых детях бескорыстно, а взамен хотят лишь внимания и сердечности. Не уважал взрослый сын отца, кричал на него, а звал только Кузьмой. Однажды поехали они в лес за сеном. Отец идет пешком, за обоими возами приглядывает, чтоб на кочках не…

короткие сказки для самых маленьких про людей

Автор: Белорусские сказки

(Время чтения: 2 мин.)

Котик — золотой лобик

Сюжет белорусской сказки Котик – золотой лобик напоминает всем известную историю о рыбаке и золотой рыбке. Только сказка имеет счастливый конец. Жили бедные-пребедные дед да баба. Как то раз послала баба деда в лес, чтоб срубил он дубок да продал на рынке. Хоть одну меру муки купят они. Начал дед рубить, а с дуба спрыгнул котик – золотой лобик…

волшебная про людей

Автор: Белорусские сказки

(Время чтения: 3 мин.)

Медведь

В сказке Медведь осуждаются жадность, нечестность, эгоизм. Дети знакомятся с повадками диких животных – медведей. Когда-то были медведи людьми. Жили они в лесах, охотились, запасали грибы, ягоды, орехи и мед. Найдет человек дерево с пчелиным дуплом, обвяжет его веревкой, и другие уже не трогают мед. Но был среди них один несусветный лентяй и…

Автор: Белорусские сказки

(Время чтения: 2 мин.)

Золотая птица

В сказке Золотая птица осуждаются ложь, предательство, жадность. Честный и добрый герой с помощью верных друзей побеждает зло. Было у одного человека три сына: двое умных, а третий Иван-дурак. Повадился кто-то воровать в их саду яблочки с золотой яблоньки. Ивану удалось вора увидать – это была золотая птица. Не поймал он ее, но три пера из…

Автор: Белорусские сказки

(Время чтения: 9 мин.)

Мена

Мораль белорусской сказки Мена – и богатство не впрок, коль ума нет. Прежде чем что-то делать, нужно хорошенько подумать. Жили дед с бабой бедно, не было у них ни коня, ни вола, а как без скота в хозястве? Кое-как скопили денег, и пошел дед на ярмарку. Купил он буланого конька и домой его повел. Встретились старику по дороге пастухи, пасшие…

про людей

Автор: Белорусские сказки

(Время чтения: 2 мин.)

У каждого народа есть свой неповторимый фольклор, знакомство с которым доставляет детям и взрослым огромное удовольствие. Самым легким и доступным каждому способом изучения истории Белоруссии, легенд, национальных традиций является чтение сказок. Короткие и длинные, с простым и сложным сюжетом, с несколькими или множеством героев, такие произведения отличаются от того, что обычно привыкли слышать современные мальчики и девочки. Однозначно, им будет интересно вместе с персонажами повествования отправляться в приключения, проходить испытания, заниматься волшебством и т.д. Родителям, в свою очередь, регулярное чтение белорусских народных сказок поможет:

  • стимулировать интерес ребенка к литературе;
  • ускорить процесс освоения речевых навыков и способности соединять буквы в слова;
  • создать доверительные отношения с дочкой или сыном – малыш будет каждый раз с нетерпением ждать очередных посиделок с книгой;
  • сформировать морально-этические принципы;
  • расширить кругозор дошкольника или школьника, дав представление о существовании других народов со своими уникальными культурными особенностями;
  • обеспечить спокойный досуг и успокоить ребенка перед сном;
  • улучшить образное и критическое мышление любимого чада, что в дальнейшем станет основой для успешного обучения в школе.

Лучшие сказки для чтения детям

Народные сказки – результат творчества многих поколений жителей Белоруссии. Раньше они передавались в устном виде, но сейчас любой родитель может прочитать их своему ребенку, и для этого не придется заказывать сборник или брать книгу в библиотеке. На нашем сайте вашему вниманию предлагаются десятки произведений, которые условно можно по тематике разделить на:

  • сочинения о животных;
  • бытовые истории;
  • волшебные рассказы.

Поучительные и добрые сказки открывают малышам новый мир, помогают сформировать правильную модель поведения и становятся любимым семейным развлечением. Посетители портала могут совершенно бесплатно и без подписки на е-мейл рассылку просмотреть онлайн и скопировать интересующий текст. В качестве дополнительного сюрприза мы предусмотрели красочные картинки, которые отображают героев рассказа и описываемых событий. Не отказывайте себе в удовольствии вместе с сыном или дочкой стать частью сказки!

Популярные белорусские сказки

  1. Бабка-шептуха
  2. Алёнка
  3. Былинка и воробей
  4. Андрей всех мудрей
  5. Воробей и мышь

Список литературы  для учащихся 2 класса

Беларуская літаратура

Беларуская народная казка «Стары бацька»

Беларуская народная казка  «Ад крадзенага не пасыцееш»

Беларуская народная казка «Сляпы, глухі і бязногі»

В. Вітка «Чытанка-маляванка»

Я. Колас «Міхасёвы прыгоды»

Я. Пархута  «Казкі дзеда Яраслава»

М. Пазнякоў «Ехаў поўны воз дзівос». «Вершы, лічылкі, загадкі»

М. Пазнякоў «Загадкі з поля і градкі»

У. Паўлаў «Колькі гусей убачыў Яўсей? »

В. Гардзей «Зай, які лічыў варон»

М. Багдановіч «Мушка-зелянушка і камарык-насаты тварык»

Л. Прокша . «Прыгоды хлопчыка Бульбінкі»

У. Ліпскі «Наша Маша»

Часопіс «Вясёлка»

Русская литература

Русские народные сказки: «Кот, петух и лиса», «Мужик и медведь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кузьма Скоробогатый», «Снегурочка», «У страха глаза велики», «Мороз, ветер и солнце», «Морозко», «Волшебное кольцо»

А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Ш. Перро «Кот в сапогах». «Спящая красавица»

Л. Толстой «Рассказы для детей»

А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

А. Барто  «Стихи»

Б. Заходер «Стихи и сказки»

С. Козлов «Львёнок и Черепаха»

С. Маршак «Вот какой рассеянный». «Мастер-ломастер». «Мастерская в кармане» и др. стихи

С. Михалков «Дядя Стёпа – ветеран». «Три поросёнка». «Сами виноваты»

Н. Носов «Мишкина каша». «Заплатка». «Фантазеры». «Живая шляпа»

В. Сутеев «Сказки»

Э. Успенский «Про Веру и Анфису». «Дядя Фёдор, пёс и кот»

К. Чуковский Сказки. Стихи

Э. Шим «Лесные сказки». «Приключения зайца»

В. Бианки «Хвосты». «Приключения муравьишки»

Список литературы  для учащихся 3 класса

Беларуская літаратура

А. Вольскі «Сцяпан-вялікі пан»

Р. Iгнаценка «Апавяданнi»

А. Савiцкi «Радасцi i нягоды залацiстага карасiка Бублiка»

Ул. Ягоÿдзiк «Творы пра жывёл»

Творы I. Аношкiна, Я. Бяганскай,  П. Кавалёва пра дзяцей.

Вершы К. Камейшы, В. Гардзея аб прыродзе i роднай зямлi

М. Чарняўскі  «Акадэмія на колах». «Добры доктар». «Казакі-памочнікі».  «Вясёлка над полем»

В. Хомчанка «Сустрэча з цудам». «Білеты ў цырк». «Дождж». «Шырокая вуліца». «Дзве Дашы»

Ул. Карызна «Зямля – два паўшар’і»

Часопіс «Вясёлка»

Русская литература

С. Аксаков «Аленький цветочек»

Ш. Перро «Сказки» 

Г. Х. Андерсен  «Русалочка». «Стойкий оловянный солдатик»

А. Милн «Винни-Пух и все-все-все» 

В. Гауф «Маленький Мук»  

П. Ершов «Конёк-Горбунок»

В. Гаршин «Лягушка-путешественница» 

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья». «Вниз по волшебной реке»

К. Паустовский «Стальное колечко» 

Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких» 

В. Бианки «Лесные сказки и рассказы».

Э. Шим «Рассказы и сказки о природе». «Сказки, найденные в траве»

В. Драгунский «Денискины рассказы» 

А. Гайдар «Чук и Гек» 

С.Михалков «Мой щенок». «Праздник непослушания»

С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями» 

Д. Даррел «Моя семья и другие звери» 

Д. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»

Список литературы  для учащихся 4 класса

Беларуская літаратура

У. Шахавец «Светлая раніца»

А. Якаўлева «Мае сябры – басаногія»

А. Вольскі «Ад А да Я прафесія мая»

А. Дзеружынскі «Той, хто працуе»

К. Кірэенка «Вучуся ў таты»

К. Камейша «Добры дзень, шафёр»

М. Маляўка «Як дом будавалі»

Я. Брыль «Сняжок і Волечка»

Я Бяганская «Сланечнікі»

П. Кавалёў «Малы мужчына»

У. Ляўданскі «Яшка прыляцеў»

А. Паскробышаў «Міколка-паляўнічы»

П. Прануза «Фарбы восені»

П. Сушко  «Карагод у агародзе»

К. Жук «Шпак купіў магнітафон»

А. Дудараў «Мурзік і Піня»

Ф Казлоўскі «Мурашык-кусачык»

У. Шайдаў «Сарока-вартаўніца». «Бярозавы дождж»

Р. Ігнаценка «Карабель вясны»

Я Купала «Мой край»

Г.Марчук «Добрае сэрца»

Л. Шырын «Ясь, жалейка і вясна»

Э. Агняцвет Вершы, казкі

У. Ягоўдзік «Свята летаўца: апавяданні, аповесці, казкі»

С. Давідовіч «Дзівос з дзівосаў»

Часопіс «Вясёлка»

Русская литература

Русские народные сказки: «Морской царь и Василиса премудрая», «Семь Симеонов», «Каша из топора», «Марья Моревна», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович»

Былины в пересказе для детей: «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча». «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»

А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

А. Чехов «Белолобый»

Н. Носов. Рассказы

Р. Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена»

А. Волков «Волшебник Изумрудного города»

Дж.  Родари  «Чем пахнут ремёсла?»  и др.

А. Линдгрен «Пеппи Длинный чулок», «Три повести о Малыше и Карлсоне»

Сказки братьев Гримм

Л. Пантелеев «Честное слово». «Про Белочку и Тамарочку»

Дж. Родари «Планета Новогодних елок»

В. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»

С. Маршак «Двенадцать месяцев». «Рассказ о неизвестном герое»

Э. Успенский «Меховой интернат». «Привидение из Простоквашино»

С. Козлов «Сказки» 

Рассказы о природе В. Бианки, Е. Чарушина, М. Пришвина, Г. Скребицкого

К. Паустовский «Заячьи лапы». «Барсучий нос». «Кот-ворюга»

Урок внеклассного чтения. 2 класс. Устное народное творчество. Сказки.

Цель: обобщить знания учащихся по разделу, учить ребят работать в группе, проявлять свои творческие способности, развивать речь, мышление, память.

Оборудование:  раздаточный материал, рисунки учащихся.

Ход урока

Организация класса. Настрой учащихся.

Работа по теме урока.

Речевая разминка.

У совы – совищи

Круглые глазищи.

В темноте горят огнем, ночью видят все, как днем!

Прочитайте скороговорку: медленно, быстро, очень быстро. Громко – тихо.

Актуализация знаний учащихся.

Повторение теории.

Много лет назад, когда ещё не изобрели электричество, долгими зимними вечерами наши предки рассказывали детям разные истории. Истории эти они придумывали сами. А так как наши предки были людьми добрыми и трудолюбивыми, то и говорилось в них о победе добра над злом, о хороших людях и животных.

— Как народ стал со временем называть эти истории? ( Сказки ).

Сделайте вывод, о чём вы будете узнавать сегодня на уроке.

Почему сказки называются русские народные?

Давайте вспомним, что такое сказка- устное народное творчество?

Передавалось из уст в уста, не записывалось.

Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя.

Творчество – от слова «творить»
– Каким ещё словом мы можем назвать устное народное творчество? (Фольклор)

– Чем сказка отличается от другого произведения?

Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Есть волшебство, фантастические персонажи.

Разминка «Вспомним Сказку»

— Кто прислал такую телеграмму: «Cпасите! Помогите! Нас съел Серый волк!» Как называется эта сказка? (Козлята, «Волк и семеро Козлят»).

— Позовите Сивку-Бурку словами из сказки. Как звали хозяина этой лошади? («Сивка-Бурка,  вещая каурка, Встань передо мной, как лист перед травой!»,  Иванушка-Дурачок).

— Какие слова приговаривала девочка медведю? Из какой она сказки? («Маша и медведь», «Не садись на пенек, не ешь пирожок…»).

— Какое домашнее животное помогало девочке выполнять задания мачехи? Как называется сказка? Что выросло из костей этого дерева? (корова. «Крошечка-Хаврошечка», яблоня).

— В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? 
(в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
— Чем был колобок: пряником или пирогом? 
(пряником).
— Каково настоящее имя Царевны- лягушки? 
(Василиса Премудрая).
— Назовите имя сказочного царя-долгожителя.
(Кощей).

— Назовите грозное оружие Соловья Разбойника.

(свист).

 —  Назовите место рождения Колобка

(печь).

 — Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно?

(Жучка).

— Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи?

(Царевна-лягушка).

Музыкальная физминутка.

Работа в группах. Анализ выполнения самостоятельной работы.

1 группа «Зимовье зверей».

2 группа «Крошечка-Хаврошечка».

3 группа « Сивка – бурка».

Рисунки детей развешиваются перед уроком на доске. Инсценировка любого отрывка сказки.

Отгадайте название сказки по опорным словам.

Солдат, старуха, топор. «Каша из топора»

Брат, сестра, гуси-лебеди, Баба-яга. «Гуси- лебеди»

Петух, курочка, корова, кузнец. «Петушок и бобовое зернышко»

Старуха, старик, собака, дочка. «Девочка Снегурочка»

Бабушка, внучка, мышка, курочка. «У страха глаза велики».

Собери пословицу.

Соберите пословицы и объясните их смысл. К какой сказке подходит пословица. Почему?

Любишь кататься — а врозь скучно.

Делу время, один раз отрежь.

Сказка – ложь, да в ней намек — потехе час.

Вместе тесно, люби и саночки возить.

Семь раз отмерь, добрым молодцам урок.

Рефлексия. Итог урока.

Вот и сказочкам конец, а кто слушал – молодец!

— Кто понял, почему часто говорят: «Сказка – ложь, да в  ней намёк – добрым молодцам урок»?                                    

Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несёт

 с собой мудрую мысль).

  • Внеклассное занятие на тему сказки
  • Внезапность и красота любви в рассказах бунина
  • Внезапное озарение как пишется
  • Внезапно как пишется правильно слово
  • Внутри как пишется по английски