Внеклассное чтение 4 класс читать рассказы короткие

Список сказок и рассказов:

Отзывы: 25

  1. а что комментариев нет?

    Ответить

  2. Наталья

    13.10.2021 в 22:32

    Хорошая ссылка советую

    Ответить

  3. мне очень понравилось рассказы интересные

    Ответить

  4. Мы это читали в классе

    Ответить

  5. Очень интересно ! Надо что бы все прочитали

    Ответить

  6. АлЕкСаНдР

    09.01.2022 в 20:13

    какой мало!? много очень сказок!

    Ответить

  7. wownastyaw

    07.02.2022 в 11:01

    Как раз к олимпиаде по литературе готовлюсь)

    Ответить

  8. сказки хорошие только побольше надо я половину летом читала

    Ответить

  9. по теме ничего нету

    Ответить

  10. Виктор

    04.03.2022 в 15:38

    Круто конечно но когда я сделала что-то то оно куда-то делось и я не чего не могу сделать!!!

    Ответить

  11. Амалия

    08.03.2022 в 13:32

  12. класс мне всё нравится

    Ответить

  13. карина

    30.03.2022 в 10:37

    моя дочь с удовольствием читает

    Ответить

  14. vasiliy_b_

    09.04.2022 в 16:28

    очень классные рассказы

    Ответить

  15. Если честно то некоторые рассказы даже читать не хочется потому что большая часть у меня в учебнике по литре, а так в общем и целом нормально.

    Ответить

  16. Эти все рассказы я читала в школе, но один всëровно прочитала!!!
    …..
    1) рассказов мала….
    2) они маленькие?
    А в 3) чуть скучноватые?
    Добавьте туда ещë романы!!!!
    Я очень люблю романы не смотря на то что в 5 классе.

    Ответить

  17. Добавьте романы
    я перехожу в 1 класс и уже знаю эти сказки
    мало очень мало сказок
    надо бы побольше хотя бы 200 сказок и рассказов
    сделайте это

    Ответить

  18. Самира

    04.06.2022 в 15:51

    Мне было очень интересно читать эти рассказы ??

    Ответить

  19. анютка

    24.09.2022 в 11:09

    спасибо теперь буду читать тут

    Ответить

  20. Ясмина

    06.11.2022 в 00:34

    С удовольствием читаем!

    Ответить

  21. Ого круто буду читать 😂🤗

    Ответить

  22. Ну,в принцепи норм.Блин,ну,зачем так много я в 1 классе это ни за что не прочитаю.

    Ответить

  23. Просто чел

    20.12.2022 в 16:15

Внеклассное чтение 4 класс: читать онлайн популярные, лучшие народные сказки для детей, мальчиков и девочек, и их родителей о любви и Родине, природе, животных. Если вы не нашли желаемую сказку или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Сказки для 4 класса — произведения, с которыми ребята знакомятся в течение всего последнего года обучения в начальной школе. Ученики 10-11 лет продолжают изучать разнообразие персонажей русских народных сказок, былин и героев авторских сказок. Сюжеты историй усложняются, но подаются рассказчиками все тем же легким слогом. Прочтите сказки для 4 класса вместе с детьми на летних каникулах или в течение учебного года. Они показывают детям не просто картины добра, зла и справедливости. Они показывают юному читателю последствия человеческих ошибок.

  • Каша из топора

    «Каша из топора» — народная сказка, которую хоть раз слышал каждый. В ней рассказывается о необычном рецепте блюда и смекалке русского человека. Солдат идёт домой на побывку, остановился на ночь у скупой старушки, которая…

  • Двенадцать месяцев

    Двенадцать месяцев — сказка С. Я. Маршака, которую полюбило не одно поколение детей. В сказке рассказывается о жизни девушки в доме с мачехой и сводной сестрой. Однажды услышав приказ юной королевы, мачеха отправляет падчерицу…

  • Цветик-семицветик

    Цветик-семицветик — сказка, которую Валентин Катаев написал в 1940 году, и она уже многие десятилетия волнует сердца читателей. В ней причудливым образом сплелись реальность и волшебство. Девочка Женя получает от старушки…

  • Иван-царевич и серый волк

    Иван-царевич и серый волк — русская народная сказка, на какой выросло не одно поколение детей. В произведении идёт речь о необыкновенных приключениях младшего царского сына Ивана. Отправившись по приказу батюшки за Жар-птицей…

  • Илья-Муромец и Соловей-Разбойник

    Илья Муромец и Соловей разбойник – это народная сказка, в которой дети узнают о ратном подвиге богатыря. Слухи о злодеяниях Соловья разбойника дошли до Ильи из славного града Мурома. Разбойник этот жил в дремучем лесу, свистом…

  • Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

    «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — произведение А. С. Пушкина, которое любимо детьми на протяжении долгого времени. Сказка на основе сюжета о спящей красавице была адаптирована Александром Пушкиным так, что сразу…

  • Летучий корабль

    Летучий корабль — русская народная сказка, в подлинной версии знакомая единицам, чем и интересна. История про Ивана-дурачка, который задумал жениться на царевне, полна приключений и волшебства. Чтобы исполнить задуманное…

  • Конёк-горбунок

    Конёк-горбунок — сказка Петра Ершова, знакомая многим с детства. Сюжет сказки прост: на поле крестьянской семьи стала пропадать пшеница. Караулить её отправляются по очереди трое сыновей. Младшему Ивану удается поймать вора…

  • Русалочка

    «Русалочка» — кому не знакома эта добрая сказка Ганса Христиана Андерсена? На ней воспитывалось не одно поколение детей по всему свету. В ней рассказывается о трогательной истории любви Русалочки к красивому принцу, которого…

  • Что любит Мишка

    Что любит Мишка — рассказ Виктора Драгунского из жизни мальчика Дениса, который нравится не одному поколению детей. В нем Дениска вместе с другом Мишкой оказывается свидетелями того, как на перемене учитель музыки что-то…

  • Сказка о потерянном времени

    «Сказка о потерянном времени» — произведение Евгения Шварца, которое интересно ребятам старшего возраста уже долгие годы. В нем показана история нескольких нерадивых учеников и учениц. Они попали в переделку из-за собственной…

  • Ёлка

    Ёлка — произведение Михаила Зощенко, которое можно читать всей семьей. В нем брат и сестра накануне новогоднего торжества мечтают взглянуть на елку. На ней вместо игрушек висят сладости и фрукты. Детям не разрешают входить…

  • Заячьи лапы

    Заячьи лапы — рассказ Константина Паустовского, который не оставит равнодушным ни одного читателя. Он начинается с того, что мальчик приносит к фельдшеру обгоревшего зайца, а тот прогоняет его. На что готов мальчик и его…

  • Честное слово

    Честное слово — произведение Леонида Пантелеева, которое уже долгие годы завораживает ребят. В нем рассказчик обнаруживает плачущего мальчишку в саду, когда уже становится совсем темно. Он спрашивает у него, почему мальчик…

  • О жабе и розе

    Сказка о жабе и розе — поэтичное произведение В. М. Гаршина о прекрасном цветке и его противоположности — злой уродливой жабе. Цветок не мог выразить свою прекрасную душу словами, лишь разливал вокруг восхитительный свежий…

  • Городок в табакерке

    Город в табакерке — произведение В. Одоевского, с которым нужно познакомить юных исследователей. В нём повествуется о том, как папенька показал Мише табакерку. Она удивила мальчика тем, что издавала музыку. Миша захотел…

  • Серая шейка

    Сказка Серая Шейка Д. Н. Мамина-Сибиряка любима с детства многими ребятами. Это удивительная история маленькой уточки. Она не сумела отправиться на юг вместе с семьей: Лиса сломала ей крыло. Серая Шейка осталась в одиночестве…

  • Англичанин Павля

    Англичанин Павля — рассказ Виктора Драгунского из цикла «Денискины рассказы», которые увлекают детей уже полвека. В этой повести, как и в остальных произведениях цикла, рассказ ведётся от имени мальчика Дениса. Накануне…

  • Как я ловил человечков

    Как я ловил человечков — произведение Бориса Житкова, знакомое многим ребятам. В нем рассказывается о том, как мальчик гостил у бабушки. У нее на одной из полок стоял миниатюрный пароход. Внук им часто любовался, представлял…

  • Приемыш

    Приемыш — рассказ Дмитрия Мамина-Сибиряка, который стоит прочесть с детьми младшего школьного возраста. В нем рассказчик повествует о том, как дождливым летним днем забрел к знакомому рыбаку Тарасу. За это время, что повествователь…

Поучительные рассказы

Бабушка отдыхает.  (В.А.Сухомлинский)

Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:
– Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце. Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.
Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:
– Галинка, слушай…
Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:
– Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.
Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.
А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.
Когда бабушка встала, Галинка спросила:
– Бабушка, почему вы во сне плакали?
Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.

Кому же идти за дровами?

На краю села жила вдова с тремя сыновьями. Два сына уже взрослые юноши, высокие, статные, славные, красивые. А третий – подросток Юра – маленький, тоненький, как тростинка.
Было это зимой. Выпал глубокий снег, дул северный ветер, трещал мороз. Мать говорит – как будто сама себе, но чтобы дети слышали:
– Холодно, дети. А дров нет… Кому же за дровами идти?
Молчат старшие сыновья, нагнули головы, смотрят в землю и печь колупают.
– Я пойду за дровами, мама, – сказал младший сын.
– А мороза ты не боишься? – спрашивает мать и на старших сыновей поглядывает.
– Нет, не боюсь, – отвечает сын и одевается.
– Ну что ж, иди, Юра, – сказала мать, крепко подпоясала и поцеловала сына.
Пошёл Юра. И сразу стало в хате так тихо, будто всё живое, что есть на свете, прислушивалось и думало: что же будет? И ветер на дворе затих. Два старших сына подняли головы, посмотрели на мать и сказали:
– Мы тоже пойдём в лес, мама.
– Идите, сыны, – прошептала мать и заплакала от радости.

Почему плачет синичка?

В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей – мальчик Миша и девочка Оля. Мише было десять лет, а Оле – девять. Около дома рос высокий ветвистый тополь.
– Сделаем на тополе качели, – сказал Миша.
– Ой, как хорошо будет качаться! – обрадовалась Оля.
Полез Миша на тополь, привязал к веткам веревку. Встали на качели Миша и Оля, и давай качаться. Качаются дети, а около них синичка летает и поет, поет.
Миша говорит:
– Синичке тоже весело оттого, что мы качаемся.
Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а в дупле – гнездышко, а в гнездышке птички маленькие.
– Синичка не радуется, а плачет – сказала Оля
– А почему же она плачет? – удивился Миша.
– Подумай, почему, – ответила Оля.
Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает: «Почему же она плачет?»

Камень

На лугу, под раскидистым дубом, много лет была криница. Она давала людям воду. Под дубом подле криницы отдыхали путники.
Как-то раз к дубу пришёл мальчишка. Он любил пошалить. Вот он и подумал:
«А что будет, если я возьму вот этот камень и кину его в криницу? Вот, наверное, булькнет сильно!»
Поднял камень, кинул его в криницу. Булькнуло сильно. Мальчишка засмеялся, побежал и забыл про свой поступок.
Камень упал на дно и закрыл жерло.
Вода перестала наполнять криницу.
Криница засохла.
Засохла трава возле криницы, и дуб засох, потому что подземные ручейки потекли куда-то в другое место.
На дубу перестал вить гнездо соловей. Он полетел на другой луг.
Замолкла соловьиная песня.
Грустно стало на лугу.
Много лет миновало. Мальчишка стало дедом. Однажды пришёл он на то место, где когда-то был зелёный луг, стоял раскидистый дуб, била прохладная криница.
Не стало ни луга, ни дуба, ни соловья, ни криницы. Только песок, ветер вздымает тучи пыли.
«Куда ж оно всё подевалось?» – подумал дед.

Дуб под окном

Молодой лесник построил в лесу большой каменный дом и посадил дубок под окном.
Шли годы, вырастали у лесника дети, разрастался дубок, старел лесник.
И вот через много лет, когда лесник стал дедушкой, дубок разросся так, что закрыл окно.
Стало темно в комнате, а в ней жила красавица – лесникова внучка.
– Срубите дуб, дедушка, – просит внучка, – темно в комнате.
– Завтра с утра начнём, – отвечает дедушка.
Наступило утро. Позвал дедушка троих сыновей да девятерых внуков, позвал внучку-красавицу и сказал:
– Будем дом переносить в иное место.
И пошёл с лопатой копать ров под фундамент. За ним пошли три сына, девять внуков и красавица-внучка.

Девочка и ромашка

Прекрасным солнечным утром маленькая девчушка вышла поиграть на зеленой полянке. Вдруг слышит: кто-то плачет.
Прислушалась девочка и поняла: плач доносится из-под камня, который лежит на краю поляны. Камень небольшой, как голова кролика, но очень твердый. Спрашивает девочка:
– Кто там плачет под камнем?
– Это я, Ромашка, – послышался слабый голос. – Освободи меня, девочка, давит меня камень…
Откинула девочка камень и увидела нежный, бледный стебелек Ромашки.
– Спасибо тебе, девочка, – сказала Ромашка, расправив плечи и вздохнув полной грудью. – Ты освободила меня из-под Каменного Гнета.
– Как же ты попала под камень? – спросила девочка. – Обманул меня Каменный Гнет, – ответила Ромашка. – Была я маленьким ромашкиным семенем. Осенью искала теплый уголок. Дал мне приют Каменный Гнет, обещал оберегать от холода и жары. А когда мне захотелось увидеть Солнышко, он чуть не задавил меня. Я хочу быть твоей, девочка.
Девочка приходила к Ромашке, и они вместе встречали Солнце.
– Как хорошо быть твоей, девочка! – часто говорила Ромашка.
– А если бы ты выросла в лесу или у края дороги? Ты была бы ничья? – спросила девочка.
– Я бы умерла от горя, – тихо сказала Ромашка . Ничьих цветов не бывает. Они всегда чьи-то. Вон та Огненная Маковка – она дружит с Солнышком.
Солнышко шепчет ей: «Ты моя, Огненная Маковка». Я слышу этот шепот, когда всходит Солнышко и Маковка раскрывает лепестки. А вот тот Василек друг Весеннего Ветра. Он первым каждое утро прилетает к Васильку, будит его и шепчет: «Проснись!». Цветок не мог бы жить, если бы он был ничей.

Красивые слова и красивые дела

Среди поля стоит маленькая хатка. Её построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.

Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.

Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.

И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:

– Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…

Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова.

– Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…

А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела.

Неблагодарность

Пригласил дед Андрей в гости внука Матвея. Поставил дед перед внуком большую миску с мёдом, белые калачи положил, приглашает:

– Ешь, Матвейка, мёд. Хочешь – ложкой ешь мёд с калачами, хочешь – калачи с Ел Матвей мёд с калачами, потом – калачи с мёдом. Наелся так, что дышать трудно стало. Вытер пот, вздохнул и спрашивает:

– Скажите, пожалуйста, дед, какой это мёд – липовый или гречневый?

– А что? – удивился дед Андрей. – Гречневым мёдом угостил я тебя, внучек.

– Липовый мёд все-таки вкуснее, – сказал Матвей и зевнул: после обильной еды его клонило ко сну.

Боль сжала сердце деда Андрея. Он молчал. А внук продолжал спрашивать:

– А мука для калачей – из яровой или озимой пшеницы? Дед Андрей побледнел. Его сердце сжало невыносимой болью.

Стало тяжело дышать. Он закрыл глаза и застонал.

мёдом.

Скажи человеку «здравствуйте»

Лесной тропинкой идут отец и маленький сын. Вокруг тишина, только слышно, как где-то далеко стучит дятел и ручеёк журчит в лесной глуши.

Вдруг сын увидел: навстречу им идет бабушка с палочкой.

– Отец, куда идёт бабушка? – спросил сын.

– Увидеть, встретить или проводить, – ответил отец. – Когда встретимся с нею, мы скажем ей «здравствуйте», – сказал отец.

– Для чего же ей говорить это слово? – удивился сын. – Мы ведь совсем незнакомы.

– А вот встретимся, скажем ей «здравствуйте», тогда увидишь для чего.

Вот и бабушка.

– Здравствуйте, – сказал сын.

– Здравствуйте, – сказал отец.

– Здравствуйте, – сказала бабушка и улыбнулась.

И сын с удивлением увидел: всё вокруг изменилось. Солнце засияло ярче. По верхушкам деревьев пробежал легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали. В кустах запели птицы – до этого их не было слышно.

На душе у мальчика стало радостно.

– Почему это так? – спросил сын.

– Потому что мы сказали человеку «здравствуйте», и он улыбнулся.

Для чего говорят «спасибо»?

По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.

Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.

– Спасибо тебе, ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся.

– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку. – Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.

– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»?

Подумай, кому нужно это слово?

Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял Долгий…

Трудно быть человеком

Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды.

Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!

Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:

– А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. – Её глаза стали тревожными.

Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.

– Ну что же… – сказал Роман, – это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?

– Стоит, – сказала Марийка. – Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?

Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно.

– Вы как хотите, – сказала Марийка, – а я вернусь и поблагодарю женщину…

– Почему? Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? – спросил Роман… – Ведь мы так устали…

– Потому что мы люди…

Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошел вместе со всеми.

– Трудно быть человеком… – подумал он.

Капля воды

Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристского похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.

А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и пионеры подошли к колодцу одновременно.

На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.

Когда пионеры напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.

Несмелый мальчик


В пятый класс среди года пришел новый ученик, Николай. В первый же день все убедились, что он несмелый, даже застенчивый, его хотели на первую парту посадить, но он отказался. Попросился на последнюю.

Учился Николай прилежно, старательно делал домашние задания. Ответы Николая были такими хорошими, что, когда его вызывали, в классе наступала тишина. Каждый хотел послушать хороший ответ. Учителя часто хвалили Николая: «Вот так нужно готовить задания и отвечать на вопросы».

От похвал мальчик краснел, было видно, что ему хотелось быстрее сесть за свою последнюю парту.

Одноклассники говорили: «Хороший ученик. И добрый товарищ.

Попросишь – всегда объяснит, расскажет, как решить задачу. Но очень несмелый…»

Однажды пятиклассники возвращались из школы домой. Было это в мае, перед окончанием учебного года. Шли гурьбой, о чем-то спорили.

Когда проходили по мосту через речку, услышали крик. Кто-то кричал внизу, недалеко от моста. Речка была небольшая, но быстрая и полноводная. Неужели кто-то зовет на помощь?

Не успели ребята  и подумать об этом, как увидели: Николай прыгнул в воду, туда, откуда доносился крик.

Потрясенные мальчики подбежали к перилам моста. Николай уже подплывал к маленькой девочке. Она не умела хорошо плавать и попала в водоворот. Еще немного – и девочка погибла бы.

– Держись за мою рубашку! – крикнул Николай.

Девочка схватилась за рубашку, и Николай быстро поплыл с ней к берегу.

Посмеялись над бабушкой


Однажды дети играли на стадионе в мяч. Весело было играть, радостно.

Мимо стадиона шла старенькая бабушка. Она плохо видела, шла медленно, ощупью проверяя дорогу палкой.

Кто-то из ребят бросил мяч так, что он покатился бабушке под ноги, ударил по палке и выбил ее из рук. Остановилась бабушка, растерялась, не знает, что делать. Наклонилась, ищет палку, а она отлетела далеко. Не видит бабушка ее.

Дети смотрят на бабушку и смеются. Никто из них не догадался подойти к старушке, попросить прощения и помочь ей.

Дети смеются, а бабушка стоит и плачет. И никому и в голову не пришло, что в эту минуту творится большое зло: человек издевается над человеком.

Сыновья читать (В.А.Осеева)

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.

— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.

— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их

Спрашивают женщины старичка:

— Ну что? Каковы наши сыновья?

— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

Просто старушка

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:
– Это твоя бабушка?
– Нет, – отвечал мальчик.
– Мама? – удивилась подружка.
– Нет!
– Ну, тётя? Или знакомая?
– Да нет же, нет! – отвечал мальчик. – Это просто старушка.

До первого дождя

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.

– Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
– Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
– Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

 У Маши был плащ, а я шла в одном платье, – сказала Таня.
– Так вы могли бы укрыться одним плащом, – сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. 
– Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Слепая лошадь  (К.Д.Ушинский)

Давно, очень уже давно, когда не только нас, но и наших дедов и прадедов не было еще на свете, стоял на морском берегу богатый и торговый славянский город Винета; а в этом городе жил богатый купец Уседом, корабли которого, нагруженные дорогими товарами, плавали по далеким морям.

Уседом был очень богат и жил роскошно: может быть, и самое прозвание Уседома, или Вседома, получил он оттого, что в его доме было решительно всё, что только можно было найти хорошего и дорогого в то время; а сам хозяин, его хозяйка и дети ели только на золоте и на серебре, ходили только в соболях да в парче.

В конюшне Уседома было много отличных лошадей; но ни в Уседомовой конюшне, ни во всей Винете не было коня быстрее и красивее Догони-Ветра — так прозвал Уседом свою любимую верховую лошадь за быстроту ее ног. Никто не смел садиться на Догони-Ветра, кроме самого хозяина, и хозяин никогда не ездил верхом ни на какой другой лошади.

Случилось купцу в одну из своих поездок по торговым делам, возвращаясь в Винету, проезжать на своем любимом коне через большой и темный лес. Дело было под вечер, лес был страшно темен и густ, ветер качал верхушки угрюмых сосен; купец ехал один-одинешенек и шагом, сберегая своего любимого коня, который устал от дальней поездки.

Вдруг из-за кустов, будто из-под земли, выскочило шестеро плечистых молодцов со зверскими лицами, в мохнатых шапках, с рогатинами, топорами и ножами в руках; трое были на лошадях, трое пешком, и два разбойника уже схватили было лошадь купца за узду.

Не видать бы богатому Уседому своей родимой Винеты, если бы под ним был другой какой-нибудь конь, а не Догони-Ветер. Почуяв на узде чужую руку, конь рванулся вперед, своею широкою, сильною грудью опрокинул на землю двух дерзких злодеев, державших его за узду, смял под ногами третьего, который, махая рогатиной, забегал вперед и хотел было преградить ему дорогу, и помчался как вихрь. Конные разбойники пустились вдогонку; лошади у них были тоже добрые, но куда же им догнать Уседомова коня?

Догони-Ветер, несмотря на свою усталость, чуя погоню, мчался, как стрела, пущенная из туго натянутого лука, и далеко оставил за собою разъяренных злодеев.

Через полчаса Уседом уже въезжал в родимую Винету на своем добром коне, с которого пена клочьями валилась на землю.

Слезая с лошади, бока которой от усталости подымались высоко, купец тут же, трепля Догони-Ветра по взмыленной шее, торжественно обещал: что бы с ним ни случилось, никогда не продавать и не дарить никому своего верного коня, не прогонять его, как бы он ни состарился, и ежедневно, до самой смерти, отпускать коню по три меры лучшего овса.

Но, поторопившись к жене и детям, Уседом не присмотрел сам за лошадью, а ленивый работник не выводил измученного коня как следует, не дал ему совершенно остыть и напоил раньше времени.

С тех самых пор Догони-Ветер и начал хворать, хилеть, ослабел на ноги и, наконец, ослеп. Купец очень горевал и с полгода верно соблюдал свое обещание: слепой конь стоял по-прежнему на конюшне, и ему ежедневно отпускалось по три меры овса.

Уседом потом купил себе другую верховую лошадь, и через полгода ему показалось слишком нерасчетливо давать слепой, никуда не годной лошади по три меры овса, и он велел отпускать две. Еще прошло полгода; слепой конь был еще молод, приходилось его кормить долго, и ему стали отпускать по одной мере.

Наконец, и это показалось купцу тяжело, и он велел снять с Догони-Ветра узду и выгнать его за ворота, чтобы не занимал напрасно места в конюшне. Слепого коня работники выпроводили со двора палкой, так как он упирался и не шел.

Бедный слепой Догони-Ветер, не понимая, что с ним делают, не зная и не видя, куда идти, остался стоять за воротами, опустивши голову и печально шевеля ушами. Наступила ночь, пошел снег, спать на камнях было жестко и холодно для бедной слепой лошади. Несколько часов простояла она на одном месте, но наконец голод заставил ее искать пищи. Поднявши голову, нюхая в воздухе, не попадется ли где-нибудь хоть клок соломы со старой, осунувшейся крыши, брела наудачу слепая лошадь и натыкалась беспрестанно то на угол дома, то на забор.

Надобно вам знать, что в Винете, как и во всех старинных славянских городах, не было князя, а жители города управлялись сами собою, собираясь на площадь, когда нужно было решать какие-нибудь важные дела. Такое собрание народа для решения его собственных дел, для суда и расправы, называлось вечем. Посреди Винеты, на площади, где собиралось вече, висел на четырех столбах большой вечевой колокол, по звону которого собирался народ и в который мог звонить каждый, кто считал себя обиженным и требовал от народа суда и защиты. Никто, конечно, не смел звонить в вечевой колокол по пустякам, зная, что за это от народа сильно достанется.

Бродя по площади, слепая, глухая и голодная лошадь случайно набрела на столбы, на которых висел колокол, и, думая, быть может, вытащить из стрехи пучок соломы, схватила зубами за веревку, привязанную к языку колокола, и стала дергать: колокол зазвонил так сильно, что народ, несмотря на то что было еще рано, толпами стал сбегаться на площадь, желая знать, кто так громко требует его суда и защиты. Все в Винете знали Догони-Ветра, знали, что он спас жизнь своему хозяину, знали обещание хозяина — и удивились, увидя посреди площади бедного коня — слепого, голодного, дрожащего от стужи, покрытого снегом.

Скоро объяснилось, в чем дело, и когда народ узнал, что богатый Уседом выгнал из дому слепую лошадь, спасшую ему жизнь, то единодушно решил, что Догони-Ветер имел полное право звонить в вечевой колокол.

Потребовали на площадь неблагодарного купца; и, несмотря на его оправдания, приказали ему содержать лошадь по-прежнему и кормить ее до самой ее смерти. Особый человек приставлен был смотреть за исполнением приговора, а самый приговор был вырезан на камне, поставленном в память этого события на вечевой площади…

«Два товарища! (Л.Н. Толстой)

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:

у что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?

– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Используемые интернет источники:

https://www.miloliza.com/146-sukhomlinskij-chitat/6236-babushka-otdykhaet —

https://mama-pomogi.ru/dosug/skazki/pouchitelnye-skazki-dlya-detej-v-sukhomlinskij

https://vladmama.ru/forum/viewtopic.php?f=585&t=227603

https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-oseevoj/prosto-starushka-oseeva-v-a/

https://vsebasni.ru/tolstoi/dva-tovarisha.html

Заяц, косач, медведь и дед мороз

Заяц, косач, медведь и дед мороз

Заяц, косач, медведь и Дед Мороз — сказка Виталия Бианки, которую стоит прочесть вместе с детьми. В ней рассказывается о печалях лесных зверей и птиц. Все они жалуются, что им мешает дождь, охотники и хищники их легко замечают. Решили вместе они послать Синицу за Дедом Морозом. Он пришел и укутал лес белой пеленой. Долго ли звери радовались приходу зимы, узнайте вместе с детьми из короткой сказки. Она учит благодарности, осуждает капризы и говорит о том, что все должно идти своим чередом.

Заячьи слёзы

Заяц, косач, медведь и весна

Заяц, косач, медведь и весна – добрая сказка Виталия Бианки о лесных жителях, которые радовались наступлению весны. Краса-весна подкралась незаметно и изменила белоснежный заснеженный лес. Деду Морозу её проделки не понравились, он посмотрел на животных, да и жалко их стало. Не сдержал Дед Мороз своё любопытство, спросил лесных жителей чему они так рады. Узнайте из сказки, что ответили животные старику морозу и чем его так разозлили! Произведение показывает, что делать выводы за других – дело бесполезное.

Сказка о потерянном времени

Сказка о потерянном времени

«Сказка о потерянном времени» — произведение Евгения Шварца, которое интересно ребятам старшего возраста уже долгие годы. В нем показана история нескольких нерадивых учеников и учениц. Они попали в переделку из-за собственной лени и пустым занятиям. Смогут ли ребята вернуть упущенное попусту время, кто будет им препятствовать, найдутся ли у них помощники? Все ответы в сказке о важности ценить каждый миг, ответственно подходить к своим обязанностям и быть настоящим другом.

Сказка о золотом петушке

Сказка о золотом петушке

Сказка о золотом петушке — стихотворное произведение А. С. Пушкина, написанное в 1834 году. Сказка расскажет о необычайном подношении, какой сделал звездочет царю Дадону и последствиях такого подарка. Мудрец подарил старому государю золотого петушка, который «просыпался» тогда, когда на царство надвигались недруги. За такую услугу звездочет просил исполнить одно его желание в будущем. Убережет ли волшебный стражник Дадона и его государство от гибели, прочтите вместе с ребенком. Сказка учит держать слово, жить в согласии с другими и не забывать об ответственности.

Шиш и трактирщица

Щелкунчик и Мышиный король

Щелкунчик и мышиный король — знаменитая волшебная сказка Гофмана. История о девочке Мари и принце-Щелкунчике — заколдованном юном племяннике ее крестного. В некрасивого кукольного человечка он обращен королевой Мышильдой. Настоящие чудеса начинают происходить на Рождество: Щелкунчик показывает свою удивительную страну; солдатики с другими игрушками оживают и бьются с войском Мышиного короля. Сможет ли любовь Мари к крохотному уродцу с добрым и благородным сердцем развеять чары?

Рикки Тикки Тави

Рикки Тикки Тави — рассказ Киплинга и имя его главного персонажа. — Это юный мангуст, которого наводнением унесло от родителей. Зверек оказался в саду английского семейства. И спас их сына Тедди от змеи, став для этих людей лучшим другом. Отважный любимец обживается, знакомясь с местными: птицей-портным Дарси с супругой, крысой Чучундрой. Узнав, что кобры замышляют убить хозяев дома, вступает в бой. Чем закончится опасная борьба? Это станет ясно к концу истории, которая учит храбрости, благородству, дружбе.

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — произведение А. С. Пушкина, которое любимо детьми на протяжении долгого времени. Сказка на основе сюжета о спящей красавице была адаптирована Александром Пушкиным так, что сразу стала близка российскому читателю. Когда царь женится во второй раз, новая супруга ревнует к красоте его повзрослевшей дочери, о какой твердит её волшебное зеркальце. Царица велит чернавке увести царевну в лес и погубить. Служанка жалеет девицу, заводит её в глубокую чащу и оставляет, а госпоже докладывает, что всё исполнено. Царская дочь находит терем, где проживают братья-богатыри, и становится им «сестрицей». Искать царевну отправляется жених, царевич Елисей. Когда он находит любимую, она уже отравлена царицей, Елисей идёт проститься с ней, открывает гроб и целует невесту, что оживляет царевну. Сказка учит вере в добро, верности слову и любви.

Про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост

Про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост

«Про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост» — сказка Мамина-Сибиряка, с которой стоит познакомить ребят. В ней показана жизнь обычного комара на болоте. Как-то появился на трясине косолапый, погубил много собратьев насекомого. Рассерженный комар заявил незваному гостю, что он должен убраться с болота. Чем завершилась схватка комариного сообщества и медведя, узнайте из сказки. Она учит взаимовыручке, правилам поведения в чужом доме и не бояться трудностей.

Сказка про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост

Сказка про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост

«Про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост» — сказка Мамина-Сибиряка, любимая детьми уже многие годы. В ней идёт речь о зайце, который решил никого не бояться. Вскоре ему представился случай испытать себя: он встретил волка. От испуга заяц подпрыгнул и оказался за пнём. Как расценил это волк, что сделал? Эта сказка научит детей проявлять смелость, признавать свои страхи, работать над их устранением и опираться на поддержку близких людей.

Никита Кожемяка

Никита Кожемяка

Никита Кожемяка — русская народная сказка, в которой показана жизнь киевлян в древние времена, когда их стал притеснять и похищать змей. Всех унесенных в логово людей змей съедал, только царскую дочь заточил под замок. Кто ее выручит, как и что за это возьмет, узнайте из сказки. Сказка покажет детям, что нужно быть милосердным, сострадательным и справедливым.

Двенадцать месяцев

Двенадцать месяцев

Двенадцать месяцев — сказка С. Я. Маршака, которую полюбило не одно поколение детей. В сказке рассказывается о жизни девушки в доме с мачехой и сводной сестрой. Однажды услышав приказ юной королевы, мачеха отправляет падчерицу в новогоднюю ночь за подснежниками в лес. Девушка понимает, что ей грозит гибель, но идёт на поиски цветов в стужу. Найдёт ли она заветные подснежники, за которые обещана щедрая награда? Узнайте вместе с детьми, что приключится с сиротой в лесу из сказки о добре и зле, жадности, трудолюбии и умении прощать обиды.

Пора спать

Серая шейка

Сказка Серая Шейка Д. Н. Мамина-Сибиряка любима с детства многими ребятами. Это удивительная история маленькой уточки. Она не сумела отправиться на юг вместе с семьей: Лиса сломала ей крыло. Серая Шейка осталась в одиночестве зимовать. Лиса ежедневно следила за Серой шейкой, которая укрывалась от неё в полынье. Как-то раз охотник решил подстрелить лисицу, но увидел уточку, подарил своим детям. Эта сказка учит детей сопереживанию, добру. Нужно всегда надежде и тому, что выход обязательно найдется.

Приемыш

Приемыш

Приемыш — рассказ Дмитрия Мамина-Сибиряка, который стоит прочесть с детьми младшего школьного возраста. В нем рассказчик повествует о том, как дождливым летним днем забрел к знакомому рыбаку Тарасу. За это время, что повествователь не виделся с рыбаком, у Тараса произошло важное событие. В его избушке поселился приемыш, маленький лебеденок. Какая судьба ждет эту птицу, узнайте вместе с детьми из произведения. Оно учит милосердию, любви ко всему живому и тому, что у каждого из нас есть свое место и предназначение.

Летучий корабль

Летучий корабль

Летучий корабль — русская народная сказка, в подлинной версии знакомая единицам, чем и интересна. История про Ивана-дурачка, который задумал жениться на царевне, полна приключений и волшебства. Чтобы исполнить задуманное, нужно построить летучий корабль и выполнить задания царя. В этом ему помогают добрый старичок и путники, каких он подобрал по дороге. Как Иван победит царские уловки, читайте вместе с детьми. Сказка научит ценить опыт старших, проявлять смекалку, дружелюбие и решительность.

Цветик-семицветик

Цветик-семицветик

Цветик-семицветик — сказка, которую Валентин Катаев написал в 1940 году, и она уже многие десятилетия волнует сердца читателей. В ней причудливым образом сплелись реальность и волшебство. Девочка Женя получает от старушки удивительный цветок с семью лепестками, который может исполнить любой ее каприз, если произнести заклинание. Когда Женя истратила шесть желаний, она поняла, что счастье не зависит от игрушек. На что же она потратит седьмой, последний лепесток? Прочтите эту сказку, чтобы научить ребят сочувствию, взаимовыручке, благоразумию, серьезному отношению к жизни.

Каша из топора

Каша из топора

«Каша из топора» — народная сказка, которую хоть раз слышал каждый. В ней рассказывается о необычном рецепте блюда и смекалке русского человека. Солдат идёт домой на побывку, остановился на ночь у скупой старушки, которая не захотела накормить его ужином. Тогда служивый не растерялся: предложил сварить ей кашу «хоть из топора». Старуха удивилась, но согласилась. Через некоторое время и она, и солдат были сытыми, а бабка и не почувствовала подвоха. Сказка заряжает умением находить выход из любого обстоятельства, не терять при этом чувство юмора и общаться так, чтобы человек чувствовал себя вполне комфортно.

Как Илья из Мурома богатырем стал

Как Илья из Мурома богатырем стал

Как Илья из Мурома богатырем стал — русская народная былина в прозаическом пересказе, которая напоминает собой сказку. В ней рассказывается, как живет семья крестьян с парализованным сыном Ильей. Он более 30 лет лежит на печи, не может пошевелить ни рукой и ни ногой. Кто сможет победить болезнь будущего знаменитого богатыря на Руси, узнайте в самой былине. Она учит смирению, трудолюбию, умению принимать помощь, уважительно относиться к родителям и любить свою Родину.

Как Иван-дурак дверь стерёг

Как Иван-дурак дверь стерёг

Как Иван-дурак дверь стерёг — русская народная сказка, которая позабавит всю семью. В ней описано то, как в крестьянской семье воспитываются три сына. Двое из них умные и отличные помощники в хозяйстве. Кем вышел третий сын трудолюбивых крестьян, узнайте вместе с ребятами из сказки. Она научит их терпимости к недостаткам других людей и умению посмеяться над собой. Кроме того, сказка расширит кругозор юных слушателей, разовьет у детей фантазию и познакомит их с игрой слов родного языка.

Иван-царевич и серый волк

Иван-царевич и серый волк

Иван-царевич и серый волк — русская народная сказка, на какой выросло не одно поколение детей. В произведении идёт речь о необыкновенных приключениях младшего царского сына Ивана. Отправившись по приказу батюшки за Жар-птицей, Иван теряет коня. Его съел волк, который готов послужить царевичу за это. Серый давал юноше мудрые советы, выручал его из бед. Что найдёт Иван-царевич в конце пути, узнайте вместе с ребёнком из рассказа о долге, чести, самоотверженности, верной дружбе и любви.

Илья-Муромец и Соловей-Разбойник

Илья-Муромец и Соловей-Разбойник

Илья Муромец и Соловей разбойник – это народная сказка, в которой дети узнают о ратном подвиге богатыря. Слухи о злодеяниях Соловья разбойника дошли до Ильи из славного града Мурома. Разбойник этот жил в дремучем лесу, свистом своим и криками пугал людей и грабил торговые караваны. Как пришла к Илье Муромцу дурная весть, так и взял он свой меч богатырский и отправился на битву. Отыскал он Соловья, да только разбойник не хотел сдаваться, долго пытался свистом лютым запугать Илью. Не поддался богатырь, стрелой и мечом одолел злодея. О подвиге этом узнал князь Киевский и позвал Илью Муромца в свою дружину.

Городок в табакерке

Городок в табакерке

Город в табакерке — произведение В. Одоевского, с которым нужно познакомить юных исследователей. В нём повествуется о том, как папенька показал Мише табакерку. Она удивила мальчика тем, что издавала музыку. Миша захотел разузнать, как рождается мелодия, стал рассматривать покупку отца и незаметно для себя уснул. Во сне он гулял по миниатюрному городку табакерки, знакомился с его жителями. Что же узнал Миша в музыкальном городе? Прочтите вместе с детьми из сказки о любознательности, целеустремленности и о поиске истины.

О жабе и розе

О жабе и розе

Сказка о жабе и розе — поэтичное произведение В. М. Гаршина о прекрасном цветке и его противоположности — злой уродливой жабе. Цветок не мог выразить свою прекрасную душу словами, лишь разливал вокруг восхитительный свежий запах. Аромат был для розы всем: и словами, и молитвами, и слезами. Она очень хотела радовать кого-то — и скрасила последний вздох маленького больного мальчика, который ходил в сад любоваться ею. Как все происходило, читайте в сказке! История о борьбе добра и зла научит любви и жертвенности.

Конёк-горбунок

Конёк-горбунок

Конёк-горбунок — сказка Петра Ершова, знакомая многим с детства. Сюжет сказки прост: на поле крестьянской семьи стала пропадать пшеница. Караулить её отправляются по очереди трое сыновей. Младшему Ивану удается поймать вора, ей оказалась кобылица с золотой гривой. Она попросила отпустить её взамен на трёх коней, одним из которых и стал конёк-горбунок. Иван соглашается, и с того дня в его жизни начинаются приключения. Чем они закончатся, узнайте вместе с детьми из сказки, которая учит верности слову, преданности и смекалке.

Огневушка-Поскакушка

Огневушка-Поскакушка

Огневушка-Поскакушка — сказ Павла Бажова, на котором воспитано не одно поколение ребят. В нем говорится о том, как однажды вечером рабочие сидели у костра вместе с мальком Федюнькой. Внезапно из костра выпрыгнула рыжая красавица, прозванная в народе Огневушка. Она сплясала, остановилась у дерева и пропала. Что это означало, и кому повстречается еще раз? Разузнайте с детьми из сказки. Она учит быть трудолюбивым, открытым душой, не брать от природы лишнего и верить в себя.

Голубая змейка

Голубая змейка

Голубая змейка — сказка Павла Бажова, которую стоит прочесть своим детям. В ней двое неразлучных друзей, Ланко и Лейко, пошутили над некрасивой девушкой в ее гадании на жениха. Когда она узнала об этом, она пожелала им встретить голубую змейку. Долго ребята не могли узнать, кто она такая. Встретили ли они удивительное создание, и чем завершились их встречи? Прочтите в сказке о добре и зле, испытании подлинной дружбы и о том, что любовь способна преобразить внешность человека.

Русалочка

Русалочка

«Русалочка» — кому не знакома эта добрая сказка Ганса Христиана Андерсена? На ней воспитывалось не одно поколение детей по всему свету. В ней рассказывается о трогательной истории любви Русалочки к красивому принцу, которого она однажды увидела и спасла от гибели. Чтобы обрести человеческий облик и любовь принца, она получает взамен на свой голос зелье от колдуньи, которое делает ее прекрасной девушкой. Принц увлекается ею, но счастье Русалочки длится недолго. Принц заключает династический брак, а Русалочка обращается в морскую пену, а затем и в дочь воздуха. Сказка рассказывает о том, что любовь, самоотверженность и радость за других — это и есть то, что отличает людей от других существ.

Дикие лебеди

Дикие лебеди

Дикие лебеди — произведение Г. Х. Андерсена, знакомая большинству детей мира уже много лет. В нём повествуется о детях короля, которых невзлюбила его вторая жена. Благодаря наговорам смогла изгнать одиннадцать сыновей и одну его дочь из дому. Королевичи были обращены ею в лебедей, а дочку она измазала соками и мазями настолько, что король не узнавал её и выгнал из замка. Принцесса узнает, что на одном из озёр появляются 11 лебедей, идёт туда и видит, что ночью они обращаются в её братьев. Ради их спасения она готова на всё: плести рубашки из крапивы и принять обет молчания на время работы. Сказка учит преданности, терпению и тому, что никогда нельзя сдаваться.

  • Внеклассное чтение 2 класс денискины рассказы
  • Внеклассное чтение 2 класс беларусь народные сказки
  • Внеклассное мероприятие сказки пушкина
  • Внеклассное мероприятие по английскому языку на тему сказки
  • Внеклассное мероприятие для начальной школы в гостях у сказки