Внеклассное чтение сказка о золотом петушке

Тема урока: Внеклассное чтение. Литературная сказка                                                                       

  «А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Цели: учить относить сказку к разряду, доказывать выбранный разряд опираясь на текст сказки, анализировать поступки героев сказки, закрепить знания о произведениях Пушкина А. С.; обучать выразительному чтению;  развивать речь, мышление;  воспитывать интерес к литературной сказке, творчеству А. С. Пушкина.

Оборудование: учебник,  карточки с  силуэтами  петушков.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Если у вас на столе есть учебник поставьте руку на локоток, дневник другую руку на локоток, тетрадь, пенал опустили руку. Посмотрели друг на друга если все сидят одинаково значит все готовы к уроку.

2. Актуализация знаний

— сейчас я скажу несколько предложений, а вы попробуете выяснить, что объединяет эти слова, это и будет темой нашего урока:

  • В некотором царстве, в некотором государстве
  • Жили – были дед и баба
  • В тридевятом царстве, в тридесятом государстве
    • Мы с вами будем работать по сказкам.
    • На какие группы можно разделить сказки по авторству?
    • Как делят группы по разряду?
    • Для чего создавались сказки?
  •  А вот по какого автора вы сейчас сами ответите.

1. Я предлагаю вам три автора, выберите одного и объясните, почему выбрали именно его

И.А. Крылов
А.С. Пушкин
В.А. Жуковский

Мы выбрали автора и сказку, значит целью нашего урока будет продолжать знакомство с творчеством Пушкина и его литературными сказками.

Отгадайте загадку: «всех я вовремя бужу хоть часов не завожу…»

Назовите сказку А.С. Пушкина, где героем является петух:

«Кот, петух и лиса»
«Кукушка и Петух»
«Сказка о золотом петушке»
«Петушок–золотой гребешок»

3. Работа по «Сказке о золотом петушке»

— Давайте вспомним начало сказки. Благодаря зачину сказки мы окунаемся в таинственный сказочный мир, знакомимся с героями, видим завязку сюжета.

  • Я предлагаю посмотреть сценку из этой сказки.

Инсценировка начала сказки от начала сказки до слов: «Царь к окошку, – ан на спице, видит, бьется петушок, обратившись на восток».

Кто главные герои сказки? (Царь Дадон и петушок)

– Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона?

задиристый
грозный
жадный
злой
глупый
жестокий
своенравный

– Докажите словами текста, что царь был задиристым.

(И соседям то и дело
Наносил обиды смело)

– т.е. право определял силой.

  • В каких словах выражается его грозность? (Смолоду был грозен он)

– Почему соседи стали беспокоить старого царя? (Поняли, что царь не в силах уже воевать. Дадон сам виноват, что у него много врагов, но он не хочет отвечать за свои поступки.)

  • – В чем проявилась его беспомощность, прочитайте.

(Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.)

– В чем еще проявилась беспомощность Дадона?

(Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу.)

– Почему вы считаете, что царь был жадным?

(Должен был он содержать
Многочисленную рать.)

– Если бы он не был жадным и содержал бы большое войско, то соседи побоялись нападать на царство Дадона.

–Докажите злость Дадона.

(Со злости   Инда плакал)

– А как вы думаете, почему он обратился к мудрецу? Зачем он это сделал? (Надеется на какое-то волшебное разрешение проблемы, сам «наломал дров» и обратился к мудрецу.)

– Когда проявилась глупость царя?

(Волю первую твою
Я исполню, как мою)

– В это время думал царь, что надо будет отвечать за свои слова? (Нет, он живет сегодняшним днем, а что будет завтра, то и будет)

— Действительно, царь не думал о том, что будет происходить дальше, он не думал о будущей расплате. Даже имя Дадон указывает на глупость царя.

Словарная работа:

Инда – иногда

Рать – войско

Звездочет,  мудрец- тот, кто предсказывал будущее

Темя – часть головы

Стан – место для остановки, передышки

Надгробного кургана – захоронения

– Найдите в этом отрывке образное выражение, т.е. эпитет. (Горы золота сулит)

– Обратите внимание, как поэт называет Дадона в начале сказки? (Славный)

– О ком так в жизни говорят? (О том, кто делает добрые, славные дела)

– Подходит это слово – эпитет к нашему герою?

– Как вы думаете, зачем Пушкин сделал это? (Сопоставить добро и зло)

Добро и зло – это неделимые, вечные начала.

– Где проявилась своенравность царя? (В разговоре с мудрецом в конце сказки)

–Докажите словами текста

(Или бес в тебя ввернулся?
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, к тоя?)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Конспект урока на тему » А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке» »

План – конспект открытого урока.

Внеклассное чтение. Литературная сказка

«А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

(5 класс)

Подготовил:

учитель русской словесности

Зайцева О. В.

Тема урока: Внеклассное чтение. Литературная сказка «А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Цели: учить относить сказку к разряду, доказывать выбранный разряд опираясь на текст сказки, анализировать поступки героев сказки, закрепить знания о произведениях Пушкина А. С.; обучать выразительному чтению; развивать речь, мышление; воспитывать интерес к литературной сказке, творчеству А. С. Пушкина.

Оборудование: учебник, карточки с силуэтами петушков.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Если у вас на столе есть учебник поставьте руку на локоток, дневник другую руку на локоток, тетрадь, пенал опустили руку. Посмотрели друг на друга если все сидят одинаково значит все готовы к уроку.

2. Актуализация знаний

— сейчас я скажу несколько предложений, а вы попробуете выяснить, что объединяет эти слова, это и будет темой нашего урока:

    • В некотором царстве, в некотором государстве

    • Жили – были дед и баба

    • В тридевятом царстве, в тридесятом государстве

      • Мы с вами будем работать по сказкам.

      • На какие группы можно разделить сказки по авторству?

      • Как делят группы по разряду?

      • Для чего создавались сказки?

    • А вот по какого автора вы сейчас сами ответите.

1. Я предлагаю вам три автора, выберите одного и объясните, почему выбрали именно его

И.А. Крылов
А.С. Пушкин
В.А. Жуковский

Мы выбрали автора и сказку, значит целью нашего урока будет продолжать знакомство с творчеством Пушкина и его литературными сказками.

Отгадайте загадку: «всех я вовремя бужу хоть часов не завожу…»

Назовите сказку А.С. Пушкина, где героем является петух:

«Кот, петух и лиса»
«Кукушка и Петух»
«Сказка о золотом петушке»
«Петушок–золотой гребешок»

3. Работа по «Сказке о золотом петушке»

— Давайте вспомним начало сказки. Благодаря зачину сказки мы окунаемся в таинственный сказочный мир, знакомимся с героями, видим завязку сюжета.

    • Я предлагаю посмотреть сценку из этой сказки.

Инсценировка начала сказки от начала сказки до слов: «Царь к окошку, – ан на спице, видит, бьется петушок, обратившись на восток».

Кто главные герои сказки? (Царь Дадон и петушок)

– Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона?

задиристый
грозный
жадный
злой
глупый
жестокий
своенравный

– Докажите словами текста, что царь был задиристым.

(И соседям то и дело
Наносил обиды смело)

– т.е. право определял силой.

    • В каких словах выражается его грозность? (Смолоду был грозен он)

– Почему соседи стали беспокоить старого царя? (Поняли, что царь не в силах уже воевать. Дадон сам виноват, что у него много врагов, но он не хочет отвечать за свои поступки.)

    • – В чем проявилась его беспомощность, прочитайте.

(Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.)

– В чем еще проявилась беспомощность Дадона?

(Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу.)

– Почему вы считаете, что царь был жадным?

(Должен был он содержать
Многочисленную рать.)

– Если бы он не был жадным и содержал бы большое войско, то соседи побоялись нападать на царство Дадона.

–Докажите злость Дадона.

(Со злости Инда плакал)

– А как вы думаете, почему он обратился к мудрецу? Зачем он это сделал? (Надеется на какое-то волшебное разрешение проблемы, сам «наломал дров» и обратился к мудрецу.)

– Когда проявилась глупость царя?

(Волю первую твою
Я исполню, как мою)

– В это время думал царь, что надо будет отвечать за свои слова? (Нет, он живет сегодняшним днем, а что будет завтра, то и будет)

— Действительно, царь не думал о том, что будет происходить дальше, он не думал о будущей расплате. Даже имя Дадон указывает на глупость царя.

Словарная работа:

Инда – иногда

Рать – войско

Звездочет, мудрец- тот, кто предсказывал будущее

Темя – часть головы

Стан – место для остановки, передышки

Надгробного кургана – захоронения

– Найдите в этом отрывке образное выражение, т.е. эпитет. (Горы золота сулит)

– Обратите внимание, как поэт называет Дадона в начале сказки? (Славный)

– О ком так в жизни говорят? (О том, кто делает добрые, славные дела)

– Подходит это слово – эпитет к нашему герою?

– Как вы думаете, зачем Пушкин сделал это? (Сопоставить добро и зло)

Добро и зло – это неделимые, вечные начала.

– Где проявилась своенравность царя? (В разговоре с мудрецом в конце сказки)

–Докажите словами текста

(Или бес в тебя ввернулся?
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, к тоя?)

– Когда Дадон показал свою жестокость и самодурство?

(Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь…

Убирайся, цел пока!
Оттащите старика!»

Царь хватил его его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон.)

– Посмотрите, какие качества царя мы выявили? (Злые)

    • Как вы думаете, кто в сказке является символом добра и справедливости? (Петушок)

Физминутка.

И царица хохотать

И плечами пожимать

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Но царица молодая

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела»

4. Продолжение работы над сказкой

– Почему петушок символ справедливости и добра? Зачем это нужно? (Должна произойти расплата за зло по законам волшебной сказки).

– Какими качествами А.С. Пушкин наделил петушка?

Петушок

верный
справедливый

(На слайде поочередно выходят слова, характеризующие петушка)

– Докажите, что петушок был верным царю. (Верный сторож как со сна)

– Сколько раз петушок выручал царя? (Три раза)

– Когда петушок проявил справедливость?

(Петушок спорхнул со спицы;
К колеснице полетел
И царю на темя сел.
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился…и в то же время
С колесницы пал Дадон!)

    • Итак, золотой петушок свершает кару. Когда угомонился Дадон? (Когда золотой петушок… клюнул в темя.)

5. Работа с пословицами и поговорками.

– Смысл образа петушка сведен к какой народной поговорке?

  • Не рой другому яму – сам туда попадешь.

  • Правда суда не боится.

  • По правде и сила.

  • Пока жареный петух в голову не клюнет…

– Как понимаете смысл этой поговорки? (Когда кто-нибудь перестанет самодурствовать, делать что-либо только по-своему, не считаясь со мнением других.)

    • Чему учит эта сказка? (Делать добро, не быть злыми, жестокими)

6. Рефлексия

(У каждого ребенка лежит вырезанный из бумаги петушок.)

— У вас у каждого лежит вырезанный из бумаги петушок. Напишите, какими положительными качествами наделён петушок в сказке, за пределами контура петушка напишите отрицательные качества царя Дадона, с которыми петушок боролся.

    • Вы хотели бы сделать добрые дела в своей жизни?

7. Закрепление.

– Давайте закрепим, какие сказки мы уже прочитали за три прошедших года. Я показываю иллюстрацию, а вы говорите название сказки.

  • «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», 1831 г.

  • «Сказка о попе и работнике его Балде», 1831 г.

  • «Сказка рыбаке и рыбке», 1833 г.

  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», 1833 г.

  • «Сказка о золотом петушке», 1834 г.

8. Итог урока

    • Итог урока хочу подвести вашими мыслями.

    • Чему научила вас эта сказка?

    • Чему учат все сказки Пушкина?
      – Закончить наш урок я хочу словами Пушкина:

«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок»

9. Выставление оценок, оценивание работы учащихся.

10. Домашнее задание:

подобрать загадки, так чтобы отгадка были герои сказок, или же предметы их сказок Пушкина, если не получится найти, попробуйте составить загадку сами.

                      Конкурс «Постигая творчество любимого писателя»    

        Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс

               Составила учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2»

                                   Головинова Татьяна Михайловна

    Тема:  Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о золотом петушке»

1.Познавательные УУД:

  • Осознавать познавательную задачу;
  • Слушать информацию и соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
  • Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
  • Устанавливать причинно-следственные связи, доказывать;
  • Умение строить речевое высказывание в устной форме;
  • Умение делать выводы;

2. Регулятивные УУД:

  • Осознавать возникшие трудности, стремиться к их преодолению;
  • Принимать и сохранять на протяжении всего занятия учебную задачу;
  • Уметь оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Действовать по плану и планировать свои действия;

3.Коммуникативные УУД:

  • Умение слушать и понимать других;
  • Умение формулировать речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • Выражать свои мысли в устной форме;
  • Умение договориться о правилах общения и поведения при работе в группе;

4.Личностные УУД:

  • Положительное отношение к учению;
  • Готовность преодолеть школьные трудности;

Ход урока

                                 Экскурсия (выступают дети)

   — Здравствуйте, дорогие ребята! Мы приглашаем вас в удивительную Пушкинскую страну. 178 лет  назад погиб поэт, а наша любовь к нему все также не ослабевает.

 — За свою недолгую жизнь Пушкиным было написано много произведений и лирических, и прозаических, с которыми у нас с вами еще будет возможность познакомиться. А сегодня нам особенно интересны его сказки. Обратите внимание, ребята, на выставку сказок Пушкина, которую приготовили для вас ваши одноклассники.

—  Какие красивые книги издаются сегодня, неправда — ли? Хочется читать их снова и снова. Мы уверенны, что сказки Пушкина читают, и будут читать каждое поколение детей. А как вы думаете, почему? Чем интересны эти произведения детям 21 века? (Учащиеся отвечают.)

  -На уроках литературного чтения  мы знакомились с отдельными страницами жизни и творчества поэта (показывают на книги), иллюстрировали отдельные эпизоды сказок (оформлена выставка рисунков ребят на доске)

 Учитель:

     — У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Одну я помню сказку эту

Поведаю ее я свету.

— Это сказка Пушкина. Давайте прочитаем все вместе (на доске) – «Сказка о золотом петушке»

— Но прежде, чем будем слушать сказку, прочитайте самостоятельно вопросы на доске и постарайтесь на них ответить после прослушивания.

Вопросы:

—   Что запомнилось из услышанного?

—   Кто наказал царя и за что?

– Правильно ответить на этот вопрос и будет целью нашего урока.

—  Слушание сказки (аудиосказка из интернета ). Дети следят по учебнику.

— А чем сказка отличается от других жанров? (Читается плавно, напевно, певуче; написана простым, доступным для народа языком)

— Какой вид сказки? (волшебная)  

— Где же в сказке волшебство? (Звездочет в роли волшебника, золотой петушок укажет, откуда беда, конец сказки: «А царица вдруг пропала, будто вовсе не бывало»)

— Кто главные герои сказки? (Царь Дадон и петушок)

– Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона?

(слова приготовлены заранее и вывешиваются на доску по ходу ответов детей)

задиристый
грозный
беспомощный
жадный
злой
глупый
жестокий
своенравный
самодурный

    — Докажите словами текста, что царь был задиристым.

(И соседям то и дело
Наносил обиды смело)

—  В сказке встречаются некоторые слова, теперь уже не всем понятные. Прочитайте их и попробуем определить их значение (дети получают карточки,  находят в словаре учебника)

Словарная работа:

Инда – иногда        

Рать – войско

Звездочет,  мудрец- тот, кто предсказывал будущее

Темя – часть головы

Стан – место для остановки, передышки

Надгробного кургана – захоронение

Негде — где-то

Скопец  — старец

Шеломы  — шлемы

Сарачинская шапка — восточный головной убор

– А как вы думаете, почему царь Дадон  обратился к мудрецу? Зачем он это сделал? (Надеется на какое-то волшебное разрешение проблемы, сам «наломал дров» и обратился к мудрецу.)

– Когда проявилась глупость царя?

(Волю первую твою
Я исполню, как мою)

– Как вы думаете, кто в сказке является символом добра и справедливости? (Петушок)

– Почему петушок символ справедливости и добра? Зачем это нужно? (Должна произойти расплата за зло по законам волшебной сказки).

– Какими качествами А.С. Пушкин наделил петушка?       (Петушок верный, справедливый)

– Докажите, что петушок был верным царю.

(Верный сторож, как со сна, 

Шевельнется, встрепенется, 

К той сторонке обернется 

И кричит: «Кири-ку-ку! 

Царствуй, лежа на боку!)» 

– Сколько раз петушок выручал царя? (Три раза)

– Когда петушок проявил справедливость?

(Петушок спорхнул со спицы;

К колеснице полетел

И царю на темя сел.

Встрепенулся, клюнул в темя

И взвился…и в то же время

С колесницы пал Дадон!)

– Итак, золотой петушок свершает кару. Когда угомонился Дадон? (Когда золотой петушок… клюнул в темя.)

Чему учит эта сказка? (Делать добро, не быть злыми, жестокими)

—  Задания для вашей  самостоятельной работы. ( Раздать  карточки).

Работа в парах:

—  С чего начинается сказка?

 —  Каким был царь Дадон в начале сказки?

— Как золотой петушок предупреждал царя об опасности?

— Как управлял царь Дадон в это время?

— Какую картину увидел царь Дадон на поле сражений?

 —  Каким показан царь, когда увидел мертвых детей?

— Каким вы увидели царя после встречи с шамаханской царицей?

 — Что пообещал царь Дадон звездочету?

— Сколько лет пользовался царь Дадон услугами золотого петушка?

 — Прочитай слова, которыми Пушкин заканчивает сказку. Что этими словами хотел сказать поэт?

Работа в группе:

— Образ царя Дадона. Почему Пушкин дал царю такое имя – Дадон?

 ( Использование Толкового словаря русского языка Ожегова и Толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даля)

— Почему был наказан царь Дадон?  Каким его показывает поэт? Подтвердите свой ответ словами из сказки.

Выявление главной мысли сказки.

— Какой же урок дает Пушкин? В чем основная мысль сказки? А поможет ответить на этот вопрос задание в тетради – стр. 48 задание 3. И для сильной группы – задание № 4.

— Итак, ребята, как же нужно жить, чтобы не поплатиться своей жизнью? Какой вывод вы сделали для себя?

— Так кто же наказал царя Дадона? И за какие качества (возврат к началу урока к вопросу № 2)

Сначала дети отвечают на листочках самостоятельно, потом сверяют запись на доске.

Царь Дадон

  1. Беззаботный, жестокий.
  2. Бездумно совершает поступки
  3. По-настоящему не любит ни страну, ни сыновей

— Каким же должен быть царь, чтобы концовка была другая?

Самооценка

Оцените по шкале успеха  свою работу на уроке  (под эту же музыку, что исполнялась в начале урока)

|———-|————|————|——————

               удовл.               хор.                отл.

Сегодня вы были все молодцы!

Домашнее задание.

 (Раздать до начала урока – кружочки сильной группе, квадратик средней группе, треугольник слабой)

Задание сильной группе:

— Но есть совсем другая сказка, в которой совсем другой конец – это сказка В.А. Жуковского «Сказка о царе Берендее…»

— Сравните образы царя Берендея и царя Дадона.

Почему в одной сказке счастливый конец, в другой – трагический.

Задание средней группе:

Чтение по ролям

Задание слабой группе:

Выразительное чтение понравившегося отрывка из сказки.

— Для всех (по желанию) – проиллюстрировать и подписать эпизод – дополнить наш стенд еще одной сказкой.

— А завтра у нас будет урок обобщения и мы снова побываем в удивительной Пушкинской стране. (включить мелодию к песне)

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга, глядь, —
Ан с востока лезет рать.
Справят здесь, — лихие гости
Идут от моря. Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.
Шлет за ним гонца с поклоном.

Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
«За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою».

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!

Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит все смирно.
Вот однажды царь Дадон
Страшным шумом пробужден:
«Царь ты наш! отец народа! —
Возглашает воевода, —
Государь! проснись! беда!»
— Что такое, господа? —
Говорит Дадон, зевая: —
А?.. Кто там?.. беда какая? —
Воевода говорит:
«Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице».
Царь к окошку, — ан на спице,
Видит, бьется петушок,
Обратившись на восток.
Медлить нечего: «Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!»
Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.

Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей;
Было ль, не было ль сраженья, —
Нет Дадону донесенья.
Петушок кричит опять.
Кличет царь другую рать;
Сына он теперь меньшого
Шлет на выручку большого;
Петушок опять утих.
Снова вести нет от них!
Снова восемь дней проходят;
Люди в страхе дни проводят;
Петушок кричит опять,
Царь скликает третью рать
И ведет ее к востоку, —
Сам не зная, быть ли проку.

Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.
«Что за чудо?» — мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер.
Все в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
Бродят кони их средь луга,
По притоптанной траве,
По кровавой мураве…
Царь завыл: «Ох дети, дети!
Горе мне! попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! смерть моя пришла».
Все завыли за Дадоном,
Застонала тяжким стоном
Глубь долин, и сердце гор
Потряслося. Вдруг шатер
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала;
Уложила отдыхать
На парчовую кровать.
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищен,
Пировал у ней Дадон.

Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.
Перед ним молва бежала,
Быль и небыль разглашала.
Под столицей, близ ворот,
С шумом встретил их народ, —
Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех приветствует Дадон…
Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
«А, здорово, мой отец, —
Молвил царь ему, — что скажешь?
Подь поближе! Что прикажешь?»
— Царь! — ответствует мудрец, —
Разочтемся наконец.
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу. —
Крайне царь был изумлен.
«Что ты? — старцу молвил он, —
Или бес в тебя ввернулся,
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярской,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть пол-царства моего».
— Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу, —
Говорит мудрец в ответ.
Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь.
Сам себя ты, грешник, мучишь;
Убирайся, цел пока;
Оттащите старика!»
Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. — Вся столица
Содрогнулась, а девица —
Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.
Царь, хоть был встревожен сильно,
Усмехнулся ей умильно.
Вот — въезжает в город он…
Вдруг раздался легкой звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился… и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.

27.09.2015

Жамбалова Полина Филипповна

учитель русского языка и литературы

Урок посвящен изучению сказки Пушкина о золотом петушке. Сюжет этого произведения доступен пониманию учеников среднего звена. Материал этой сказки обладает большим духовно-нравственным потенциалом. Анализируя сказку, дети понимают, что такое настоящая мудрость, Красота, Добро.

Оценить




1287

Содержимое разработки

Иркутская область

Жамбалова Полина Филипповна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Еланцынская СОШ»

2015 т.

Урок внеклассного чтения по сказке А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»

Тема власти без Силы, мудрости без Святости, красоты без Добра. Смысл названия сказки.

Краткое описание: Урок внеклассного чтения посвящен творчеству А.С. Пушкина, изучению его сказке о золотом петушке. Это произведение несет в себе богатый духовно-нравственный потенциал. С детьми на уроке беседуем о душевной красоте человека, об его ответственности перед собой и людьми, об истинной мудрости.

Цель : Показать духовно-нравственное богатство сказки.

Задачи урока:

1.Продолжить с детьми изучение сказки А.С. Пушкина, раскрыть тему власти без духовной Силы, мудрствования без Святости, внешней красоты без внутренней. Выяснить, в чем смысл названия сказки.

2. Развивать устную речь учащихся, их логическое и образное мышление.

3. Воспитывать чувство ответственности, доброту, внутреннюю культуру, уважительное отношение к людям.

Материалы и оборудования: Сказка А.С. Пушкина, иллюстрации к сказкам, цветные карандаши

Форма проведения: урок – беседа ( урок-дискуссия)

Участники: ученики 5-6 класса

Ссылки на используемую литературу: Сказка А.С. Пушкина, Е.И. Рерих «Живая Этика»

Внеклассный урок по литературе в 5 -6 классах по сказке А.С. Пушкина

Тема: Тема власти без Силы, мудрости без Святости, красоты без Добра

Цель:1. Продолжить знакомство со сказкой А. Пушкина, раскрыть тему власти без духовной Силы, мудрствования без Святости, внешней красоты без внутренней; выяснить , в чем смысл названия сказки.

2. Развивать устную речь учащихся, их логическое мышление и творческое воображение.

3. Воспитывать чувство ответственности, доброту, внутреннюю культуру.

Мобилизация урока.

Подведение к теме урока. Игра «Узнай сказочного героя» (по иллюстрациям к сказкам А.С. Пушкина)

— Назовите автора этих сказок.

— Назовите, пожалуйста, своих любимых героев из этих сказок.

— Что в сказках «ложь, а что намек, добрым молодцам урок» ?

— Чему же учат сказки Пушкина?

-Как вы думаете, о чем же мы сегодня будем говорить?

Сообщение темы и цели.

Слово учителя:

— Александр Сергеевич Пушкин — замечательный сказочник. Его сказки мудры, потому что учат нас добру и любви. Сегодня с вами будем говорить особо о его удивительном творении. Вспомним «Сказку о золотом петушке» .

Выявление восприятия

— Ребята, вы прочитали эту сказку. Расскажите, пожалуйста, о чём она.

— Какие герои этого произведения вам понравились, какие нет? Почему?

Постановка учебной задачи

В течение урока мы будем размышлять над вопросом: когда власть переходит ао властвование, мудрость оказывается ненастоящей, а внешняя красота без внутренней, несущей опасность, угрозу. И сообща попытаемся разобраться, в чем смысл названия сказки. В конце урока вы должны сказать, «какой урок нам преподает эта сказка»

Беседа по содержанию сказки

-Прочитайте, где происходит действие сказки. Указано ли конкретное место?

-Подумайте, почему нельзя определить, в каком месте происходит событие?

( Наверное, все, о чем повествуется здесь, может произойти в любом месте, касаться каждого человека.

— Кто главный персонаж сказки?

— Прочитайте, как он царствовал в молодости.

-Что ему нужно стало под старость?

-Подумайте, заслужил ли отдых царь Дадон? Почему? ( В молодости всем наносил обиды смело, теперь ему приходится терпеть от других.)

— Какая народная пословица нашу мысль подтверждает? (Например, «что посеешь, то и пожнешь»)

_ Почему царь Дадон не может защитить свое царство и свой народ от «лихих гостей»?

-Конечно, он стал старым, бессильным.

-Прочитайте отрывок, в котором автор показывает его немощность.

-А как народ к нему обращается, как называют?

(Государь, отец народа)

-Вы согласны? Докажите свое мнение.

-Кем должен быть правитель для своего народа? И каким человеком?

— Действительно, он должен быть защитником, добрым и справедливым, физически сильным.

-Только ли здесь говорится о физической немощи?

-Конечно, и о душевной немощи. Кому обращается с просьбой о подмоге? Почему к звездочёту? Кто такой мудрец?

-Почему за золотого петушка обещает исполнить волю первую мудреца?

-Что символизирует золотой петушок? Почему так думаете? (счастье, всеведение, покой, мудрость).

-О какой новой беде предупредил петушок? Откуда она шла? (царству угрожают неведомые враги, которые идут с Востока).

-Найти и прочитать , какая страшная картина предстала перед царем?

-Как должен был поступить царь Дадон по отношению к Шамаханской царице, которая стала причиной гибели его сыновей?

-Подумайте, от какой еще грозящей опасности предостерегал царя золотой петушок?

(от опасности гибели души. Царь забыл о гибели сыновей, о беде, идущей от Шамаханской царицы. Ради нее предает свой народ, своих детей).

-Подумайте о том, какими качествами должен обладать правитель страны, человек, обладающий большой властью. Почему? (должен быть ответственным, честным, порядочным, благородным, преданным народу, любящим своих близких).

-Почему же иногда человек не может следовать своему высокому назначению? (не слушает голоса совести, подается низким страстям и желаниям).

-Так сделайте вывод: что такое власть? Что такое властвование?

Слово учителя

Власть налагает на человека огромную ответственность.

Высоконравственный человек использует власть для блага человечества.

У слабовольных и бездуховных людей власть переходит во властвование «мое желание — закон». По такому принципу поступил и царь Дадон, когда взял с собой в столицу Шамаханскую царицу.

-Прочитайте описание Шамаханской царицы. Понравилась ли вам?

-Может ли внешняя красота не понравится, ужасать души людей? Когда такое бывает?

-А как девица действует на царя Дадона? Что говорит об этом автор? (околдовывает).

-Кого тогда вам из русских сказок она напоминает? (русалку, Бабу-Ягу).

-Теперь ее красота притягивает вас? Почему?

(Шамаханская царица никого не любит, в ней нет души. Она приносит беды).

Слово учителя

Шамаханская царица олицетворяет темную сторону жизни. В ней нет Любви, Добра, Света. Поэтому веет холодом и смертью от нее.

-Почему же мудрец требует в награду Шамаханскую царицу? (он, наверное, тоже обольщен).

-Прочитайте, что отвечает ему царь.

-Как считаете, притязание старого звездочета на молодую девицу имеет основание? Почему ?

-А ответ царя справедлив? (нет. Царь тоже безнравственен. Он подчинился греховным мыслям).

-Как назван мудрец в споре с царем?

-Значит, какой образ звездочета нам рисует автор? (вздорного, упрямого старичка).

-Почему в начале произведения мы видели мудреца, а теперь – вздорного старичка?

(в звездочете нет истинной мудрости. Он увлекся пустой внешностью. Да еще возжелал молодую девицу).

-Что делает человека истинно мудрым? (не только знания, но и внутренняя чистота, святость).

-Значит, качества святости, и мудрости всегда сопутствуют друг другу. Мудрости без святости не бывает. Ведь святость – свет в душе.

-Кто же настоящий мудрец в сказке? Почему так считаете?

(автор и народ. Они носители лучших качеств человека).

8. Подведение итога

-Какой же урок преподал нам автор и народ? (быть сильным, добрым, ответственным, властью пользоваться для счастья людей, обладать внутренней чистотой и святостью, нести в себе Любовь и Свет).

-В чем видите смысл названия сказки? Почему? (золотой петушок – символ удачи, счастья, духовного богатства , мудрости. Каждый может получить в дар его. И нужно научиться его беречь).И подумайте, каким цветом вы нарисуете свое представление о Добре и Красоте, Мудрости и Святости, Власти и Силы. Оформите небольшой цветовой фон каждого понятия на листе тетради.

9.Рефлексия

Меня сказка научила…

10.Домашнее задание

-Спасибо вам, ребята, за вашу работу. Дома напишите мини-сочинение на тему «Каждому дан в дар золотой петушок, но не всем удается его сохранить».

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/149255-vneklassnoe-chtenie-v-5-6-klassah-po-skazke-a

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Тема урока: «А. С. Пушкин «Сказка о
золотом петушке»

Цели:

  • научить анализировать поступки героев;
  • обучать грамотному, выразительному чтению;
  • развивать речь, память, мышление;
  • воспитывать интерес к художественной
    литературе, желание читать книги.

Оборудование: учебник, выставка книг
нарисованный замок, вырезанные силуэты петушков.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

– Сегодня я хочу начать урок словами: «Что за
прелесть эти сказки!» (слайд № 1)
– Мы с вами будем работать по сказке. А вот по
какой, сейчас вы мне ответите, решив небольшой
тест.

1. Назовите автора семи сказок: (слайд № 2)

И.А. Крылов
Л.Н. Толстой
А.С. Пушкин
А.Е. Измайлов
В.А. Жуковский

2. Назовите сказку А.С. Пушкина: (слайд № 3)

«Кот, петух и лиса»
«Кукушка и Петух»
«Сказка о золотом петушке»
«Петушок–золотой гребешок»
«Петух и собака»

3. Имя героя «Сказки о золотом петушке»: (слайд №
4)

Царь Салтан
Князь Гвидон
Царь Дадон
Царь Матвей
Царь Берендей

– Тема сегодняшнего урока… (слайд № 5) А.С.
Пушкин «Сказка о золотом петушке».

3. Сообщение целей урока (слайд № 6)

4. Повторение (слайд № 7)

Посмотрите на портрет поэта.
Обратите внимание на годы жизни его.
– Сколько лет прожил А.С. Пушкин?
– За 38 лет оставил такое наследие потомкам!

– Давайте вспомним, какие сказки мы уже
прочитали за три прошедших года. Я показываю
иллюстрацию, а вы говорите название сказки.

На доске высвечиваются иллюстрации из сказок
А. С. Пушкина, следом название сказки и год
написания (слайды № 8 – № 23)

  • «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
    могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
    прекрасной царевне Лебеди», 1831 (слайд № 8–11).
  • «Сказка о попе и работнике его Балде», 1831 (слайд
    № 12–14).
  • «Сказка рыбаке и рыбке», 1833 (слайд № 15–17).
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,
    1833 (слайд № 18–20).
  • «Сказка о золотом петушке», 1834 (слайд № 21–23).

– Действительно, мы изучаем уже пятую сказку
А.С. Пушкина. Но самой первой была «Сказка о
медведихе», которую поэт так и не дописал. И есть
еще одна сказка, которая называется «Жених».
– Молодцы! Хорошо знаете сказки Пушкина .Я буду
рада если пройдут годы и вы прочитаете эти сказки
уже своим детям.

5. Работа по «Сказке о золотом петушке»

– Давайте вспомним начало сказки. Я предлагаю
посмотреть сценку из этой сказки.

Инсценировка начала сказки от начала сказки
до слов: «Царь к окошку, – ан на спице, видит,
бьется петушок, обратившись на восток».

Кто главные герои сказки? (Царь Дадон и
петушок)

– Каким представил нам Пушкин в сказке царя
Дадона?

задиристый
грозный
беспомощный
жадный
злой
глупый
жестокий
своенравный
самодурный

(На слайде № 24 поочередно выходят слова,
характеризующие царя Дадона.)

– Докажите словами текста, что царь был
задиристым.

(И соседям то и дело
Наносил обиды смело)

– т.е. право определял силой.

– В каких словах выражается его грозность?
(Смолоду был грозен он)
– Почему соседи стали беспокоить старого царя? (Поняли,
что царь не в силах уже воевать. Дадон сам
виноват, что у него много врагов, но он не хочет
отвечать за свои поступки.)

– В чем проявилась его беспомощность,
прочитайте.

(Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.)

– В чем еще проявилась беспомощность
Дадона?

(Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу.)

– Почему вы считаете, что царь был жадным?

(Должен был он содержать
Многочисленную рать.)

– Если бы он не был жадным и содержал бы большое
войско, то соседи побоялись нападать на царство
Дадона.

–Докажите злость Дадона.

(Со злости
Инда плакал)

– А как вы думаете, почему он обратился к
мудрецу? Зачем он это сделал? (Надеется на
какое-то волшебное разрешение проблемы, сам
«наломал дров» и обратился к мудрецу.)

– Когда проявилась глупость царя?

(Волю первую твою
Я исполню, как мою)

– В это время думал царь, что надо будет
отвечать за свои слова? (Нет, он живет
сегодняшним днем, а что будет завтра, то и будет)

– Действительно, царь не думал о том, что будет
происходить дальше, он не думал о будущей
расплате. Даже имя Дадон указывает на глупость
царя.

– Найдите в этом отрывке образное выражение,
т.е. эпитет (слайд № 25). (Горы золота
сулит)

– Обратите внимание, как поэт называет Дадона в
начале сказки? (Славный)

– О ком так в жизни говорят? (О том, кто делает
добрые, славные дела)

– Подходит это слово – эпитет к нашему герою?

– Как вы думаете, зачем Пушкин сделал это? (Сопоставить
добро и зло)

Добро и зло – это неделимые, вечные
начала.

– Где проявилась своенравность царя?
разговоре с мудрецом в конце сказки)

–Докажите словами текста

(Или бес в тебя ввернулся?
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, к тоя?)

– Когда Дадон показал свою жестокость и
самодурство
?

(Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь…

Убирайся, цел пока!
Оттащите старика!»

Царь хватил его его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон.)

– Посмотрите, какие качества царя мы выявили? (Злые)

– Как вы думаете, кто в сказке является
символом добра и справедливости? (Петушок)

6. Физминутка.

– Покажите, как петушок встрепенулся,
повернулся, как он бился.

7. Продолжение работы над сказкой

– Почему петушок символ справедливости и
добра? Зачем это нужно? (Должна произойти
расплата за зло по законам волшебной сказки).

– Какими качествами А.С. Пушкин наделил
петушка? (Слайд № 26)

Петушок

верный
справедливый

(На слайде поочередно выходят слова,
характеризующие петушка)

– Докажите, что петушок был верным царю. (Верный
сторож как со сна)

– Сколько раз петушок выручал царя? (Три раза)

– Когда петушок проявил справедливость?

(Петушок спорхнул со спицы;
К колеснице полетел
И царю на темя сел.
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился…и в то же время
С колесницы пал Дадон!)

– Итак, золотой петушок свершает кару. Когда
угомонился Дадон? (Когда золотой петушок…
клюнул в темя.)

8. Работа с пословицами и поговорками (слайд
№ 27)

– Смысл образа петушка сведен к какой народной
поговорке?

(На слайде появляются пословицы и поговорки)

  • Не рой другому яму – сам туда попадешь.
  • Правда суда не боится.
  • По правде и сила.
  • Пока жареный петух в голову не клюнет…

– Как понимаете смысл этой поговорки? (Когда
кто-нибудь перестанет самодурствовать, делать
что-либо только по-своему, не считаясь со мнением
других.)

– Чему учит эта сказка? (Делать добро, не быть
злыми, жестокими)

9. Рефлексия

(У каждого ребенка лежит вырезанный из бумаги
петушок.)

– У вас у каждого лежит вырезанный из бумаги
петушок. Напишите, какие вы хотели бы сделать
добрые дела в своей жизни.

10. Итог урока

– Итог урока хочу подвести вашими мыслями. (Зачитываются
детские пожелания и вкладываю петушков в
нарисованный замок.)

– Чему научила вас эта сказка?
– Закончить наш урок я хочу словами Пушкина
(слайд № 28):

«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок»

11. Выставление оценок

Приложение 1

Сказка о царе Дадоне, который долго правил, совсем состарился. Стали его враги беспокоить, на царство посягать. Обратился он за помощью к мудрецу, который подарил царю золотого петушка. Птица сидела на спице смирно. Но при приближении врага поворачивалась в сторону опасности и поднимала гребешок. Однажды петух забеспокоился и Дадон послал на восток войско со старшим сыном, потом и с младшим. В третий раз поехал сам. Увидел побитые войска и своих мертвых сыновей возле шатра. А в шатре встретил прекрасную Шамаханскую царицу, которая тут же околдовала его, и он забыл обо всем. Увез Дадон ее в свое царство, позвал замуж. Встретился им по дороге мудрец и попросил дань за петуха – Шамаханскую царицу. Дадон отказал и ударил звездочета. А петух слетел со спицы, клюнул царя в темечко и улетел…

Сказка о золотом петушке читать

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали.
Ждут, бывало, с юга, глядь, —
Ан с востока лезет рать!
Справят здесь, — лихие гости
Идут от моря… Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочёту и скопцу.
Шлёт за ним гонца с поклоном.  Сказка о золотом петушке - Пушкин А.С.

Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
“Посади ты эту, птицу, —
Молвил он царю,- на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенётся
И в то место обернётся”.
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
“За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою”.

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: “Кири-ку-ку.
Царствуй, лёжа на боку!”
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!

Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит всё смирно.

Сказка о золотом петушке - Пушкин А.С.

Вот однажды царь Дадон
Страшным шумом пробуждён:
“Царь ты наш! отец народа! —
Возглашает воевода. —
Государь! проснись! беда!” —
“Что такое, господа? —
Говорит Дадон, зевая, —
А?.. Кто там?.. беда какая?”
Воевода говорит:
“Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице”.
Царь к окошку, — ан на спице,
Видит, бьётся петушок,
Обратившись на восток

Сказка о золотом петушке - Пушкин А.С.

Медлить нечего: “Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!”
Царь к востоку войско шлёт,
Старший сын его ведёт.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.

Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей;
Было ль, не было ль сраженья, —
Нет Дадону донесенья.
Петушок кричит опять;
Кличет царь другую рать;
Сына он теперь меньшого
Шлёт на выручку большого.

Петушок опять утих.
Снова вести нет от них!
Снова восемь дней проходят;
Люди в страхе дни проводят;
Петушок кричит опять;

Сказка о золотом петушке - Пушкин А.С.

Царь скликает третью рать
И ведёт её к востоку, —
Сам, не зная, быть ли проку.

Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.
“Что за чудо?” — мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шёлковый шатёр.
Всё в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мёртвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
Бродят кони их средь луга
По притоптанной траве,
По кровавой мураве…

Сказка о золотом петушке - Пушкин А.С.

Царь завыл: “Ох, дети, дети!
Горе мне! попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! смерть моя пришла”.
Все завыли за Дадоном,
Застонала тяжким стоном
Глубь долин, и сердце гор
Потряслося. Вдруг шатёр
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.

Сказка о золотом петушке - Пушкин А.С.

Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатёр свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала;
Уложила отдыхать
На парчовую кровать,
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищён,
Пировал у ней Дадон.

Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.
Перед ним молва бежала,
Быль и небыль разглашала.

Сказка о золотом петушке - Пушкин А.С.

Под столицей, близ ворот,
С шумом встретил их народ, —
Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех приветствует Дадон…
Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
“А! здорово, мой отец, —
Молвил царь ему, — что скажешь?
Подь поближе! Что прикажешь?” —
— Царь! — ответствует мудрец, —
Разочтёмся наконец,
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу. —
Шамаханскую царицу… —
Крайне царь был изумлён.
“Что ты? — старцу молвил он, —
Или бес в тебя ввернулся?
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярский,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть полцарства моего”.
— Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу, —
Говорит мудрец в ответ.
Плюнул царь: “Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь.
Сам себя ты, грешник, мучишь;
Убирайся, цел пока;
Оттащите старика!”

Сказка о золотом петушке - Пушкин А.С.

Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. — Вся столица
Содрогнулась; а девица —
Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.
Царь, хоть был встревожен сильно,
Усмехнулся ей умильно.
Вот — въезжает в город он…
Вдруг раздался лёгкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы;
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился… и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.

Сказка о золотом петушке - Пушкин А.С.

А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.

(Илл. В.Конашевича)

❤️ 527

🔥 404

😁 385

😢 293

👎 268

🥱 306

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 «К»

Дата: 10.10.2017

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»(Урок №2)

Цель: формировать умение определять художественные особенности сказки.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о литературной сказке

  • Развивать умение определять художественные особенности сказки

  • Содействовать воспитанию чувства справедливости

Тип урока: Урок развития знаний и умений учащихся

Методы:словесный, практический;

Формы работа:индивидуальная, фронтальная;

Оборудование: тетрадь, учебник;

Ход урока

1.Организационный момент. Позитивный настрой

Касаются ладонями, предают друг другу лучики тепла.

2.Мотивация познавательной деятельности

Предлагает работу над пословицей: «За доброту добром воздается, а за зло воздается злом»

 Можно ли эту пословицу применить к сказке о Золотом петушке? Аргументируйте ответ.Объясняют смысл пословицы. Высказывают свое мнение;

3.Проверка домашнего задания

Вопросы:

–Что такое литературная сказка?

— Чем она отличается от народной?

Вопросы по сказке (1 части):

-Как звали царя,жившего в тридевятом царстве, в тредесятом государстве?(Дадон)

-Почему царь Дадон никак не мог отойти на покой?(соседи нападали)

— К кому обратился царь Дадон за помощью, когда стали нападать соседи? (к мудрец-звездочету)

— Какая птица стала верным сторожем царя Дадона? (золотой петушок)

— Что должен был сделать петушок, когда учует опасность?Найти в тексте строчки.

-Какая награда была обещана царем мудрецу-звездочету за петушка?(любое желание)

-Сколько времени никто не беспокоил царстов Дадона?(год,другой)

-Откуда пришла беда в царстов Дадона? (с востока)

-Сколько сыновей царя Дадона принимало участие в сражениях?(2)

-Что предпринял царь Дадон в третий раз?(отправился сам)

-Как вы думаете , что нашел Дадон, когда привел войско в горы?

4.Работа над второй частью текста

Прием «чтение по цепочке» стр 43-46

5. Работа над не понятными словами.

Шелом- шлем война

Латы-доспехи воина

Мурава-молодая зеленая трава

Шамаханская царица-восточная царица

Яства-разная вкусная еда

Парча-ткань с узором

Колесница- пассажирская повозка, где конь служит средством передвежения.

Сарачинская шапка- арабская шапка

Скопец- мудрец-звездочет

Накладно-невыгодно

Жезл-металлическая, украшенная драгоценностями трость, символ царской власти

Ничком – лицом вниз.

Физминутка:

И царица хохотать

И плечами пожимать

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Но царица молодая

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела»

4.Анализ прочитанного.

Продолжим обсуждение литературного произведения и ответим на следующие вопросы:

— Что в сказке реально, а что волшебно?

-Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона?

— Что случилось с царскими сыновьями и их войсками?(погибли)

-Кто вышел из богатого шатра?(Шамаханская царица)

Почему царь не долго горевал над убитыми сыновьями?(он забыл про них)

-Как долго пировал царь с олодой царицей?(неделю)

-С какой дерзкой просьбой обратился к царю мудрец?(подарить царецу)

-Выполнил ли его просьбу разгневанный царь?(нет)

-Чем угощала шамаханская царица царя Дадона?(разными яствами)

-В каком головном уборе стоял мудрец-звездочет в толпе, которую приветствовал царь Дадон?(в сарачинской шапке белой)

-Как. Кем и за что был наказан царь Дадон?

-Какими качествами Пушкин наделил петушка?

-Склько раз петушок выручал царя?

— Чему уит эта сказка?

-Какими словами хаканчивается сказка? Как вы их понимаете?

5. Творческое задание

Нарисовать «Царя Дадона »

6.  Рефлексия

(У каждого ребенка лежит вырезанный из бумаги петушок.)

– У вас у каждого лежит вырезанный из бумаги петушок. Напишите, какие вы хотели бы сделать добрые дела в своей жизни.

7.Итог урока.

Домашнее задание . Читать стр. 43-46.вопросы и задания. Краткий пересказ

Гуманитарный колледж

Разработка урока по литературному чтению

В 3 «К» классе

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке (2 урок)»

Подготовила:Салтыкова В.Д______

Методист: Искакбаева Ш.О______

Учитель:Шахметова Ж.Д______

Оценка:_______

Астана 2017

  • Внимательно прочитайте отдельные фразы и небольшие отрывки из рассказов а бухова 1 в жизни пушкина
  • Внимательно прочитав рассказ д гранина
  • Внимательней или внимательнее как правильно пишется
  • Внимателен в отношении к детям как пишется
  • Внимание по немецки как пишется слово