Николай Алексеевич Некрасов — поэт удивительно проникновенной лиричности, глубокой теплоты и нежности. Его стихи, чаще грустные и мелодичные, напоминают народные песни, рассказывающие о жизни простого человека, его страданиях и печалях. Стихотворение «Внимая ужасам войны…», посвященное Крымской войне 1853—1856 годов, звучит поразительно современно. Проходят годы и десятилетия, века сменяют друг друга, а мир людей удивительно постоянен в своих заблуждениях. Войны не прекращаются на земле, они стали кровопролитнее, страшнее, чем виденные поэтами и писателями XIX века.
С первой же строки слышится бескомпромиссное отношение художника к войне — бессмысленной бойне, которую можно и должно избежать:
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя…
Отлично разумея и понимая причину этого страшного явления, люди не хотят его остановить. И льют «святые, искренние слезы» совершенно неповинных, беззащитных и слабых. Наверное, мир сошел с ума, если ничему не учится, а продолжает платить страшную цену молодыми людьми, еще не пожившими, не успевшими порадоваться бытию, мальчиками, идущими на смерть, не успевшими даже оставить о себе существенную память. Читая стихотворение Н. А. Некрасова «Внимая ужасам войны…», поражаешься его универсальности. Произведение поразительно своевременное, оно напоминает живущим о непреходящей ценности жизни, кажется, только матери, дающие жизнь, понимают ее святое назначение. А безумцы, втягивающие новые поколения в войны, ничего не хотят понимать. Не слышат голоса разума. Скольким российским матерям близко и понятно это стихотворение:
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве…
Небольшое, всего в 17 строчек, стихотворение поражает глубиной гуманизма, заключенного в нем. Язык поэта лаконичен и прост, нет развернутых и сложных метафор, лишь точные эпитеты, подчеркивающие замысел художника: дела — «лицемерные», раз не ведут к прекращению войн, лишь слезы «искренние», и искренни они «одни», все остальное — ложь. Страшно заключение поэта, что забудет и друг, и жена — их он также причисляет к «лицемерному» миру.
Заканчивается стихотворение сравнением в фольклорном стиле матерей с поникшей плакучей ивой. Использование фольклорного образа сообщает произведению обобщающее значение: не об одной Крымской войне оно — обо всех, после которых рыдают матери и сама природа:
Не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…
Стихотворение написано от первого лица, такая форма позволяет автору обращаться к читателям как к близким людям, хорошо понимающим то, о чем поэт хочет им сказать. Это послание из его далека в наше неспокойное и тяжелое время.
Тема сострадания народу проходит через все творчество Некрасова. Особенно тяжела доля русской женщины. В поэзии Некрасова женщина обречена на несправедливость, на несчастную судьбу. Помимо прочих несчастий на ее долю выпадает горе от потери детей. В стихотворении «Внимая ужасы войны», написанном ямбом, Некрасов больше всего жалеет матерей, потерявших своих сыновей: «Один я в мире подсмотрел святые, искренние слезы – то слезы бедных матерей». Главным достоинством русской женщины Некрасов считает ее способность быть настоящей, чуткой матерью: «Им не забыть своих детей, погибших на кровавой ниве, как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей». В стихотворении для большей изобразительности и усиления восприятия Некрасов прибегает к эпитетам «плакучей иве» и поникнувших ветвей». Мать, как плакучая ива, оплакивает сына, поникнув головой, как поникнувшие ветви. Некрасов так образно написал это стихотворение, что читая его, всей душой проникаешься жалостью к матерям, потерявших детей.
Николай Алексеевич Некрасов — поэт удивительно проникновенной лиричности, глубокой теплоты и нежности. Его стихи, чаще грустные и мелодичные, напоминают народные песни, рассказывающие о жизни простого человека, его страданиях и печалях. Стихотворение «Внимая ужасам войны…», посвященное Крымской войне 1853—1856 годов, звучит поразительно современно. Проходят годы и десятилетия, века сменяют друг друга, а мир людей удивительно постоянен в своих заблуждениях. Войны не прекращаются на земле, они стали кровопролитнее, страшнее, чем виденные поэтами и писателями XIX века.
С первой же строки слышится бескомпромиссное отношение художника к войне — бессмысленной бойне, которую можно и должно избежать:
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя…
Отлично разумея и понимая причину этого страшного явления, люди не хотят его остановить. И льют «святые, искренние слезы» совершенно неповинных, беззащитных и слабых. Наверное, мир сошел с ума, если ничему не учится, а продолжает платить страшную цену молодыми людьми, еще не пожившими, не успевшими порадоваться бытию, мальчиками, идущими на смерть, не успевшими даже оставить о себе существенную память. Читая стихотворение Н. А. Некрасова «Внимая ужасам войны…», поражаешься его универсальности. Произведение поразительно своевременное, оно напоминает живущим о непреходящей ценности жизни, кажется, только матери, дающие жизнь, понимают ее святое назначение. А безумцы, втягивающие новые поколения в войны, ничего не хотят понимать. Не слышат голоса разума. Скольким российским матерям близко и понятно это стихотворение:
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы –
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве…
Небольшое, всего в 17 строчек, стихотворение поражает глубиной гуманизма, заключенного в нем. Язык поэта лаконичен и прост, нет развернутых и сложных метафор, лишь точные эпитеты, подчеркивающие замысел художника: дела — «лицемерные», раз не ведут к прекращению войн, лишь слезы «искренние», и искренни они «одни», все остальное — ложь. Страшно заключение поэта, что забудет и друг, и жена — их он также причисляет к «лицемерному» миру.
Заканчивается стихотворение сравнением в фольклорном стиле матерей с поникшей плакучей ивой. Использование фольклорного образа сообщает произведению обобщающее значение: не об одной Крымской войне оно — обо всех, после которых рыдают матери и сама природа:
Не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…
Стихотворение написано от первого лица, такая форма позволяет автору обращаться к читателям как к близким людям, хорошо понимающим то, о чем поэт хочет им сказать. Это послание из его далека в наше неспокойное и тяжелое время.
Тема сострадания народу проходит через все творчество Некрасова. Особенно тяжела доля русской женщины. В поэзии Некрасова женщина обречена на несправедливость, на несчастную судьбу. Помимо прочих несчастий на ее долю выпадает горе от потери детей. В стихотворении «Внимая ужасы войны», написанном ямбом, Некрасов больше всего жалеет матерей, потерявших своих сыновей: «Один я в мире подсмотрел святые, искренние слезы – то слезы бедных матерей». Главным достоинством русской женщины Некрасов считает ее способность быть настоящей, чуткой матерью: «Им не забыть своих детей, погибших на кровавой ниве, как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей». В стихотворении для большей изобразительности и усиления восприятия Некрасов прибегает к эпитетам «плакучей иве» и поникнувших ветвей». Мать, как плакучая ива, оплакивает сына, поникнув головой, как поникнувшие ветви. Некрасов так образно написал это стихотворение, что читая его, всей душой проникаешься жалостью к матерям, потерявших детей.
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы.
Н. А. Некрасов
Лирика Н. А. Некрасова проникнута удивительной, глубокой теплотой и нежностью. Его стихи, часто печальные, своей мелодичностью напоминают народные песни, повествующие о жизни простого человека, о его радостях и горестях, счастье и страданиях. Многие произведения поэта не ограничиваются рамками своего времени, темы их востребованы и по сей день. К таким можно отнести и стихотворение «Внимая ужасам войны…». Сменяют друг друга века, годы, а психология людская остается неизменной. 150 лет тому назад было написано это стихотворение, но человечество так и не вняло тому, о чем ведет речь поэт. Некрасов создал это произведение, находясь под впечатлением событий Крымской войны, обороны Севастополя.
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя…
Поэт употребляет устаревшее слово «внимать», что означает « воспринимать и слухом, и зрением». Это слово поражает своей емкостью. Оно одновременно вбирает в себя лексический смысл глаголов «слышать» и «видеть». В этом проявляется удивительная чуткость поэта, который видит самую суть события.
Да, война, даже самая священная, всегда ужасна, всегда несет с собой смерть и разрушения, горем приходит в каждый дом. Война — это страдания и не только для тех, кто воюет и погибает, но и для близких им людей. Горюют жена и друг, но ни с чем несравнимо горе матери, потерявшей сына.
Увы! Утешится жена,
И друга лучший друг забудет,
Но где-то есть душа одна –
Она до гроба помнить будет! Искренние, выстраданные слезы матери поэт называет «святыми», противопоставляя их «лицемерной» «пошлости» и прозаическим делам повседневной жизни. Все в мире проходит, лишь материнская память вечна.
Глубокие народные корни имеет сопоставление женщины, оплакивающей своего ребенка с образом плакучей ивы:
…То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей… Ведь ива, прозванная в народе плакучей, олицетворяет символ вечной печали, скорби.
Образно и использованное автором выражение «кровавая нива». «Нива» — хлебное поле, сочетаясь со словом «кровавая», приобретает значение, обратное первоначальному. Хлеб в представлении людей всегда является источником жизни. В стихотворении же перед глазами встает нива, породившая смерть, — поле, усеянное трупами.
Стихотворение «Внимая ужасам войны…» отличает своеобразное композиционное построение: оно не разделено на строфы, что создает впечатление текста, написанного «на одном дыхании», в единении чувств и мыслей. Важно и то, что стихотворение подается от первого лица, что воспринимается как тихое повествование, исполненное грусти, когда рассказчик обращается непосредственно к каждому слушающему его.
И, наверное, все, кто читает это лирическое стихотворение, проникаются мыслью о жестокой бессмысленности войн, отнимающей у людей самое дорогое в жизни.
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы.
Н.А. Некрасов
Николай Алексеевич Некрасов — поэт удивительной проникновенной лиричности, глубокой теплоты и нежности. Его стихи, чаще грустные и мелодичные, напоминают народные песни рассказывающие о жизни простого человека, его страданиях и печалях, радостях и судьбе.
Стихотворение “Внимая ужасам войны…” звучит поразитель но современно, не чувствуешь ста пятидесяти лет, отделяющих нас от времени создания произведения. Проходят годы и десятилетия, века сменяют друг друга, а мир людей удивительно постоянен в своих заблуждениях. Войны не прекращаются на земле, они стали кровопролитнее, страшнее, чем виденные поэтами и писателями XIX века. Некрасов пишет это стихотворение под впечатлением событий Крымской войны, обороны Севастополя.
С первой же строки слышится бескомпромиссное отношени художника к войне — бессмысленной бойне, которую можно и должно избежать:
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя…
К сожалению, мы, поколение XXI века, прекрасно знаем, что такое война, на головы землян все еще сыплются бомбы, под ногами рвутся мины. Отлично разумея и понимая причины этого страшного явления, люди не хотят его остановить. И льют “святые искренние слезы” совершенно неповинных, беззащитных и слабых. Наверное, мир сошел с ума, если ничему не учится, а продолжает платить страшную цену молодыми людьми, еще не пожившими, не успевшими порадоваться бытию, мальчиками, идущими на смерть, не успевшими даже оставить о себе существенную память.
Читая стихотворение Н. А. Некрасова “Внимая ужасам войны…”, поражаешься его универсальности. Произведение сейчас самое своевременное, оно напоминает живущим о непреходяще ценности жизни, кажется, только матери, дающие жизнь, понимают ее святое назначение. А безумцы, втягивающие новые новые поколения в войны, ничего не хотят понимать. Скольким российским матерям близко и понятно это стихотворение!
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве…
Небольшое, всего в 17 строчек, стихотворение поражает глубиной гуманизма, заключенного в нем. Язык поэта лаконичен и прост, нет развернутых и сложных метафор, лишь точные эпитеты, подчеркивающие замысел художника и в конце — безошибочная характеристика, оттеняющая скорбь матерей, потерявших своих детей.
Этой боли никогда не пройти,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…
Стихотворение написано от первого лица, такая форма позволяет автору обращаться к читателям как к близким людям, хорошо понимающим то, о чем поэт хочет им сказать. Это “протянутая рука художника” из его далека в наше неспокойное и тяжелое время. Поэт не теряет надежды, а вслед за ним и мы, что люди поймут бессмысленность войн, рано или поздно образумятся. Веришь, что с годами народы научатся решать свои проблемы мирно.
История России наполнена разнообразными военными событиями, которые вовлекали весь русский народ в кровавые схватки с врагами. В те времена, молодые парни обязаны были отслужить 25 лет на благо России, а после уже, если судьба сохранила и уберегла их, возвращались домой.
Николай Некрасов был рожден уже после войны с французами, которая произошла в 1812 году. Однако ее отголоски еще долго слышались среди простого народа. Поэту неоднократно приходилось наблюдать за теми страданиями и за тем горем, которое испытывали люди, потерявшие на войне отцов, дедов, братьев или сыновей. Конечно, единственным утешением являлось время, которое способно залечивать раны. Только вот боль печальных матерей, потерявших и утративших свою кровинушку, никто и никогда больше не мог унять.
На фоне эмоциональных переживаний Николай Алексеевич создает стихотворные строки «Внимая ужасам войны…». Он в очередной раз побывал в своем родном имении и увидел, как страдают матери погибших солдат. Именно ним он адресует свою работу.
Некрасов пишет о том, что не так жалко вдову, не так жалко друга или же самого погибшего героя. Наихудшая доля ожидает именно мать, которая получила страшное известие.
Проводя анализ, поэт говорит о том, что время исцелит душу жены, которая осталась одна, время сможет залечить ее раны. Дети погибшего солдата будут считать своего отца настоящим героем. А вот сердце матери больше никогда не оправится от такого удара судьбы. Никакими утешениями не получится вернуть искреннюю улыбку на лица несчастных женщин. Ведь они взрастили своих сыночков с самого малого и так быстро с ними попрощались. Они отдали большую часть жизни именно детишкам, которых теперь нет в живых. Как же можно справиться с таким горем?
И только матери, до самой старости будут помнить о своих героях, которые жизнь отдали, защищая родину, защищая семью и детей.
Исторически так сложилось, что Россия на протяжении всей своей истории постоянно принимала участие в различных военных компаниях. Однако честь отечества защищали не столько именитые полководцы, сколько обычные крестьяне. Даже после отмены крепостного права срок солдатской службы составлял 25 лет. Это означало, что молодой парень, призванный в солдаты, возвращался домой уже стариком. Если, конечно, ему удавалось выжить в смертельной схватке с очередным внешним врагом русской державы.
Николай Некрасов родился уже после того, как Россия одержала победу над французами в 1812 году. Однако даже из его родового имения постоянно забирали крестьян на военную службу. Многие из них так и не вернулись домой, оставшись лежать в кавказских степях. С самого детства поэт видел, сколько горя семьям приносили известия о том, что на очередной войне погиб отец, сын или же брат. Однако будущий поэт понимал, что время лечит, и с такой потерей вскоре смиряются практически все, кроме матерей, для которых гибель собственного ребенка является одним из самых страшных и горьких испытаний.
В 1855 году под впечатлением от очередной поездки в родное имение Николая Некрасов написал стихотворение «Внимая ужасам войны…», в котором попытался морально поддержать всех матерей, которые по воле рока лишились своих сыновей. Рассуждая на тему жизни и смерти, поэт пишет о том, что «при каждой новой жертве боя мне жаль не друга, не жены, мне жаль не самого героя».
Автор подчеркивает, что какой бы глубокой ни была душевная рана, рано или поздно она все равно затянется. Вдова найдет утешение в повседневных хлопотах, дети вырастут с мыслью о том, что их отец не зря отдал свою жизнь за родину. Однако матери погибших солдат никогда не смогут справиться со своим всепоглощающим горем и смириться с такой утратой. «Она до гроба не забудет!», — отмечает поэт, подчеркивая, что слезы матери, потерявшей на войне сына, являются «святыми» и «искренними». Таким женщинам никогда не оправиться от удара, который они получили от судьбы, «как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей».
Несмотря на то, что это стихотворение было написано полтора века назад, оно не утратило актуальность и в наши дни. Вряд ли Некрасов мог предположить, что даже в 21 веке Россия по-прежнему будет воевать. Однако он знал наверняка, что единственными людьми, которые будут всегда помнить погибших воинов, являются их старенькие матери, для которых их сыновья всегда останутся самыми лучшими.
Николай Алексеевич Некрасов — поэт удивительно проникновенной лиричности, глубокой теплоты и нежности. Его стихи, чаще грустные и мелодичные, напоминают народные песни, рассказывающие о жизни простого человека, его страданиях и печалях. Стихотворение “Внимая ужасам войны…”, посвященное Крымской войне 1853—1856 годов, звучит поразительно современно. Проходят годы и десятилетия, века сменяют друг друга, а мир людей удивительно постоянен в своих заблуждениях. Войны не прекращаются на земле, они стали кровопролитнее, страшнее, чем виденные поэтами и писателями XIX века.
С первой же строки слышится бескомпромиссное отношение художника к войне — бессмысленной бойне, которую можно и должно избежать:
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя…
Отлично разумея и понимая причину этого страшного явления, люди не хотят его остановить. И льют “святые, искренние слезы” совершенно неповинных, беззащитных и слабых. Наверное, мир сошел с ума, если ничему не учится, а продолжает платить страшную цену молодыми людьми, еще не пожившими, не успевшими порадоваться бытию, мальчиками, идущими на смерть, не успевшими даже оставить о себе существенную память. Читая стихотворение Н. А. Некрасова “Внимая ужасам войны…”, поражаешься его универсальности. Произведение поразительно своевременное, оно напоминает живущим о непреходящей ценности жизни, кажется, только матери, дающие жизнь, понимают ее святое назначение. А безумцы, втягивающие новые поколения в войны, ничего не хотят понимать. Не слышат голоса разума. Скольким российским матерям близко и понятно это стихотворение:
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы –
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве…
Небольшое, всего в 17 строчек, стихотворение поражает глубиной гуманизма, заключенного в нем. Язык поэта лаконичен и прост, нет развернутых и сложных метафор, лишь точные эпитеты, подчеркивающие замысел художника: дела — “лицемерные”, раз не ведут к прекращению войн, лишь слезы “искренние”, и искренни они “одни”, все остальное — ложь. Страшно заключение поэта, что забудет и друг, и жена — их он также причисляет к “лицемерному” миру.
Заканчивается стихотворение сравнением в фольклорном стиле матерей с поникшей плакучей ивой. Использование фольклорного образа сообщает произведению обобщающее значение: не об одной Крымской войне оно — обо всех, после которых рыдают матери и сама природа:
Не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…
Стихотворение написано от первого лица, такая форма позволяет автору обращаться к читателям как к близким людям, хорошо понимающим то, о чем поэт хочет им сказать. Это послание из его далека в наше неспокойное и тяжелое время.
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве…
Небольшое, всего в 17 строчек, стихотворение поражает глубиной гуманизма, заключенного в нем. Язык поэта лаконичен и прост, нет развернутых и сложных метафор, лишь точные эпитеты, подчеркивающие замысел художника: дела — «лицемерные», раз не ведут к прекращению войн, лишь слезы «искренние», и искренни они «одни», все остальное — ложь. Страшно заключение поэта, что забудет и друг, и жена — их он также причисляет к «лицемерному» миру.
Заканчивается стихотворение сравнением в фольклорном стиле матерей с поникшей плакучей ивой. Использование фольклорного образа сообщает произведению обобщающее значение: не об одной Крымской войне оно — обо всех, после которых рыдают матери и сама природа:
Не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…
Стихотворение написано от первого лица, такая форма позволяет автору обращаться к читателям как к близким людям, хорошо понимающим то, о чем поэт хочет им сказать. Это послание из его далека в наше неспокойное и тяжелое время.
Тема сострадания народу проходит через все творчество Некрасова. Особенно тяжела доля русской женщины. В поэзии Некрасова женщина обречена на несправедливость, на несчастную судьбу. Помимо прочих несчастий на ее долю выпадает горе от потери детей. В стихотворении «Внимая ужасы войны», написанном ямбом, Некрасов больше всего жалеет матерей, потерявших своих сыновей: «Один я в мире подсмотрел святые, искренние слезы – то слезы бедных матерей». Главным достоинством русской женщины Некрасов считает ее способность быть настоящей, чуткой матерью: «Им не забыть своих детей, погибших на кровавой ниве, как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей». В стихотворении для большей изобразительности и усиления восприятия Некрасов прибегает к эпитетам «плакучей иве» и поникнувших ветвей». Мать, как плакучая ива, оплакивает сына, поникнув головой, как поникнувшие ветви. Некрасов так образно написал это стихотворение, что читая его, всей душой проникаешься жалостью к матерям, потерявших детей.
1. История создания. В 1853-1856 гг. Россия вела изнурительную Крымскую войну, которая ежедневно приносила большое количество жертв. Многие поэты и писатели откликнулись на эти события. В их числе оказался и Н. Некрасов, написавший в 1855 г. стихотворение “Внимая ужасам войны”.
2. Жанр стихотворения – элегия, размышления поэта над горем несчастных матерей погибших.
3. Основная идея произведения заключается в том, что павшие на поле боя воины будут оплакиваться недолго. При массовой смертности на войне человеческая жизнь вообще ценится крайне дешево. Даже наиболее близкие люди в конце концов смирятся с неизбежной потерей и начнут жить дальше.
Солдаты погибают за свою страну, поэтому их смерть должна вызывать не жалость, а чувство гордости и восхищения за проявленные подвиги. Но у каждого человека “где-то есть душа одна”, которая никогда не забудет о своей потере – его родная мать.
Какими бы патриотическими призывами не оправдывалось государство, для женщины самым дорогим в жизни останется ее ребенок, которого она носила под сердцем.
4. Композиция стихотворения последовательная. Автор предается неспешным печальным размышлениям о женском горе.
5. Размер произведения – четырехстопный ямб с чередующейся (кольцевой и перекрестной) рифмой.
6. Выразительные средства. В небольшом по объему стихотворении Некрасов стремился максимально точно и убедительно передать свою основную мысль. Поэтому средствам художественной выразительности придается большое значение. Центральная антитеза подчеркнута яркими эпитетами: “лицемерные дела” – “святые, искренние слезы”.
Не менее выразительны метафоры: “до гроба”, “кровавая нива”. Матерей погибших автор сравнивает с “плакучей ивой” – традиционным образом тоски и печали. Поэт равномерно распределил по тексту восклицания, которые в нужных местах усиливают эмоциональное впечатление. Многоточие в финале подчеркивает философский смысл произведения. Размышления о кровавых жертвах сражений ведутся с глубокой древности, и им не предвидится конца, пока во всем мире не будет навсегда покончено с войнами.
7. Основная мысль произведения заключается в осуждении автором любой войны. Он не касается вопроса о правых и виноватых. Даже самая “справедливая” война обойдется ценой больших потерь, расплатой за которые станут “святые слезы” матерей. Реалист Некрасов одним из первых в русской поэзии обратил свое внимание именно на всенародное женское горе, причиной которого является война.
В то время было принято воспевать победы, прославлять подвиги полководцев или отличившихся геройством воинов. Но за этими отдельными людьми всегда стоит подавляющая масса солдат, о которых никто и никогда не напишет. Как бы жестоко это ни звучало, но основу любой армии составляет “пушечное мясо”. В таком качестве эти люди и рассматриваются главнокомандующими при составлении планов военных кампаний и сражений. А ведь эта серая масса состоит из миллионов отдельных людей, совершенно непохожих друг на друга, имеющих свой богатый внутренний мир.
У каждого из них есть мать, которая помнит о своем ребенке и молит Бога о его спасении. Некрасов противопоставляет слезы матерей “лицемерным делам” и “всякой пошлости”. Высшее общество, действительно, мало беспокоила ситуация на далеком фронте. Патриотические высказывания были обычным лицемерием. Только женщина-мать, которая дала своему ребенку жизнь, понимала губительные последствия войны для всей страны.
Николай Алексеевич Некрасов — поэт удивительно проникновенной лиричности, глубокой теплоты и нежности. Его стихи, чаще грустные и мелодичные, напоминают народные песни, рассказывающие о жизни простого человека, его страданиях и печалях. Стихотворение «Внимая ужасам войны…», посвященное Крымской войне 1853—1856 годов, звучит поразительно современно. Проходят годы и десятилетия, века сменяют друг друга, а мир людей удивительно постоянен в своих заблуждениях. Войны не прекращаются на земле, они стали кровопролитнее, страшнее, чем виденные поэтами и писателями XIX века.
С первой же строки слышится бескомпромиссное отношение художника к войне — бессмысленной бойне, которую можно и должно избежать:
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя…
Отлично разумея и понимая причину этого страшного явления, люди не хотят его остановить. И льют «святые, искренние слезы» совершенно неповинных, беззащитных и слабых. Наверное, мир сошел с ума, если ничему не учится, а продолжает платить страшную цену молодыми людьми, еще не пожившими, не успевшими порадоваться бытию, мальчиками, идущими на смерть, не успевшими даже оставить о себе существенную память. Читая стихотворение Н. А. Некрасова «Внимая ужасам войны…», поражаешься его универсальности. Произведение поразительно своевременное, оно напоминает живущим о непреходящей ценности жизни, кажется, только матери, дающие жизнь, понимают ее святое назначение. А безумцы, втягивающие новые поколения в войны, ничего не хотят понимать. Не слышат голоса разума. Скольким российским матерям близко и понятно это стихотворение:
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы –
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве…
Небольшое, всего в 17 строчек, стихотворение поражает глубиной гуманизма, заключенного в нем. Язык поэта лаконичен и прост, нет развернутых и сложных метафор, лишь точные эпитеты, подчеркивающие замысел художника: дела — «лицемерные», раз не ведут к прекращению войн, лишь слезы «искренние», и искренни они «одни», все остальное — ложь. Страшно заключение поэта, что забудет и друг, и жена — их он также причисляет к «лицемерному» миру.
Заканчивается стихотворение сравнением в фольклорном стиле матерей с поникшей плакучей ивой. Использование фольклорного образа сообщает произведению обобщающее значение: не об одной Крымской войне оно — обо всех, после которых рыдают матери и сама природа:
Не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…
Стихотворение написано от первого лица, такая форма позволяет автору обращаться к читателям как к близким людям, хорошо понимающим то, о чем поэт хочет им сказать. Это послание из его далека в наше неспокойное и тяжелое время.
В стихах Некрасова доминируют темы, связанные с острейшими социальными проблемами современности, с жизнью крестьянства, городских низов. Гражданское содержание своих стихотворений и поэм Некрасов считал более важным, чем их эстетические качества, что нашло выражение в знаменитой стихотворной декларации:
«Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан»
Некрасовский лирический герои – это прежде всего гражданин и поэт-трибун, все помыслы которого устремлены к одной цели – разбудить в современниках сочувствие к угнетенному и страдающему пароду («…толпе напоминать, что бедствует народ»), показать жизнь глазами народа..
В стихотворении «Вчерашний день, в часу шестом…» Некрасов изображает эпизод из городской жизни: на Сенной площади он становится Свидетелем того, как молодую крестьянку подвергают телесному наказанию. Унижение и боль бесправных людей – вот, по Некрасову, подлинный побудительный мотив к творческому действию:
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе а сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!
Последние строки стихотворения, звучащие как клятва, подтверждены всем творчеством поэта. Его Муза в высшей степени демократична, обращена к народному миропониманию, не страшится проникать в самые темные «углы» крестьянской жизни и городских низов, в душу простолюдина.
В своем творчестве Некрасов стремится пережить “народную боль” и высказать «народную правду” с позиций самого народа. Во многое стихотворениях Некрасова лирический герой – простой человек. Например, в стихотворении «Еду ли ночью по улице шумной…» от лица такого героя рассказана трагическая история женщины, вынужденной пойти на панель, чтобы купить гробик для ребенка, умершего от голода и болезни. Рассказчик «угрюм и озлоблен», он бессилен помочь женщине, и утешает себя лишь тем, что скоро смерть прекратит и его, и ее мучения:
С горя да с голоду завтра мы оба
Так же глубоко и сладко заснем;
Купит хозяин, с проклятьем, три гроба
Вместе свезут и положат рядком…
Изображая народную жизнь, Некрасов использует разные художественные формы. Его лирическое «я» то сливается с голосом человека из народа, то звучит самостоятельно. В стихотворении «В дороге» лирический образ поэта еще отстранен от сознания ямщика. Голос ямщика и голос автора звучат здесь раздельно, а в стихотворении «Школьник» – сливаются:
– Ну, пошел же, ради Бога!
Небо, ельник и песок –
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!
Эти слова принадлежат одновременно и русскому дворянину, следующему проселочной «невеселой дорогой», и ямщику-крестьянину, погоняющему усталых лошадей. Народный речевой склад, народные интонации, усвоенные некрасовским лирическим героем, не просто сближают автора с народным сознанием, но позволяют ощутить духовное и нравственное единство русского демократа и русского крестьянина.
Боль за угнетенных и обиженных («…Где народ – там и стон») пронизывает большинство произведений Некрасова. В ряде его произведений эта боль осознается как личное горе поэта, передается от лица поэта-гражданина:
Надрывается сердце от муки,
Плохо верится в силу добра,
Внемля в мире царящие звуки
Барабанов, цепей, топора.
В других стихотворениях и поэмах автор вновь предоставляет возможность высказать свои обиды, даст «право голоса» самому пароду. В «Железной дороге» о страшной жизни простых людей повествуют мертвецы:
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Причину несправедливого устройства жизни поэт видит не только в жестокости и бесчувственности ее «хозяев», но и в долготерпении народа:
Чем был бы хуже твой удел,
Когда бы ты менее терпел!
Некрасов тоскует, но буре, которая могла бы расплескать чашу народного горя, позволила бы России вырваться за пределы бесконечно длящейся ночи народного бесправия и унижения:
Душно! без счастья и воли
Ночь бесконечно длинна.
Буря бы грянула, что ли?
Чаша с краями полна!
Лирический герой Некрасова учит пас чувствовать красоту и щедрость русского характера, переживать за боль другого человека, стремиться к справедливости. В редкой поэтической отзывчивости на чужое страдание и чужую радость Некрасов раскрыл себя в своем творчестве и как честный и деятельный гражданин, и как глубоко русский поэт.
Обновлено: 08.01.2023
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы.
Н.А. Некрасов
Николай Алексеевич Некрасов — поэт удивительной проникновенной лиричности, глубокой теплоты и нежности. Его стихи, чаще грустные и мелодичные, напоминают народные песни рассказывающие о жизни простого человека, его страданиях и печалях, радостях и судьбе.
Стихотворение “Внимая ужасам войны…” звучит поразитель но современно, не чувствуешь ста пятидесяти лет, отделяющих нас от времени создания произведения. Проходят годы и десятилетия, века сменяют друг друга, а мир людей удивительно постоянен в своих заблуждениях. Войны не прекращаются на земле, они стали кровопролитнее, страшнее, чем виденные поэтами и писателями XIX века. Некрасов пишет это стихотворение под впечатлением событий Крымской войны, обороны Севастополя.
С первой же строки слышится бескомпромиссное отношени художника к войне — бессмысленной бойне, которую можно и должно избежать:
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя…
К сожалению, мы, поколение XXI века, прекрасно знаем, что такое война, на головы землян все еще сыплются бомбы, под ногами рвутся мины. Отлично разумея и понимая причины этого страшного явления, люди не хотят его остановить. И льют “святые искренние слезы” совершенно неповинных, беззащитных и слабых. Наверное, мир сошел с ума, если ничему не учится, а продолжает платить страшную цену молодыми людьми, еще не пожившими, не успевшими порадоваться бытию, мальчиками, идущими на смерть, не успевшими даже оставить о себе существенную память.
Читая стихотворение Н. А. Некрасова “Внимая ужасам войны…”, поражаешься его универсальности. Произведение сейчас самое своевременное, оно напоминает живущим о непреходяще ценности жизни, кажется, только матери, дающие жизнь, понимают ее святое назначение. А безумцы, втягивающие новые новые поколения в войны, ничего не хотят понимать. Скольким российским матерям близко и понятно это стихотворение!
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве…
Небольшое, всего в 17 строчек, стихотворение поражает глубиной гуманизма, заключенного в нем. Язык поэта лаконичен и прост, нет развернутых и сложных метафор, лишь точные эпитеты, подчеркивающие замысел художника и в конце — безошибочная характеристика, оттеняющая скорбь матерей, потерявших своих детей.
Этой боли никогда не пройти,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…
Стихотворение написано от первого лица, такая форма позволяет автору обращаться к читателям как к близким людям, хорошо понимающим то, о чем поэт хочет им сказать. Это “протянутая рука художника” из его далека в наше неспокойное и тяжелое время. Поэт не теряет надежды, а вслед за ним и мы, что люди поймут бессмысленность войн, рано или поздно образумятся. Веришь, что с годами народы научатся решать свои проблемы мирно.
Николай Алексеевич Некрасов — поэт удивительно проникновенной лиричности, глубокой теплоты и нежности. Его стихи, чаще грустные и мелодичные, напоминают народные песни, рассказывающие о жизни простого человека, его страданиях и печалях. Стихотворение “Внимая ужасам войны…”, посвященное Крымской войне 1853—1856 годов, звучит поразительно современно. Проходят годы и десятилетия, века сменяют друг друга, а мир людей удивительно постоянен в своих заблуждениях. Войны не прекращаются на земле, они стали кровопролитнее, страшнее, чем виденные поэтами и писателями XIX века.
С первой же строки слышится бескомпромиссное отношение художника к войне — бессмысленной бойне, которую можно и должно избежать:
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя…
Отлично разумея и понимая причину этого страшного явления, люди не хотят его остановить. И льют “святые, искренние слезы” совершенно неповинных, беззащитных и слабых. Наверное, мир сошел с ума, если ничему не учится, а продолжает платить страшную цену молодыми людьми, еще не пожившими, не успевшими порадоваться бытию, мальчиками, идущими на смерть, не успевшими даже оставить о себе существенную память. Читая стихотворение Н. А. Некрасова “Внимая ужасам войны…”, поражаешься его универсальности. Произведение поразительно своевременное, оно напоминает живущим о непреходящей ценности жизни, кажется, только матери, дающие жизнь, понимают ее святое назначение. А безумцы, втягивающие новые поколения в войны, ничего не хотят понимать. Не слышат голоса разума. Скольким российским матерям близко и понятно это стихотворение:
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы –
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве…
Небольшое, всего в 17 строчек, стихотворение поражает глубиной гуманизма, заключенного в нем. Язык поэта лаконичен и прост, нет развернутых и сложных метафор, лишь точные эпитеты, подчеркивающие замысел художника: дела — “лицемерные”, раз не ведут к прекращению войн, лишь слезы “искренние”, и искренни они “одни”, все остальное — ложь. Страшно заключение поэта, что забудет и друг, и жена — их он также причисляет к “лицемерному” миру.
Заканчивается стихотворение сравнением в фольклорном стиле матерей с поникшей плакучей ивой. Использование фольклорного образа сообщает произведению обобщающее значение: не об одной Крымской войне оно — обо всех, после которых рыдают матери и сама природа:
Не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…
Стихотворение написано от первого лица, такая форма позволяет автору обращаться к читателям как к близким людям, хорошо понимающим то, о чем поэт хочет им сказать. Это послание из его далека в наше неспокойное и тяжелое время.
1. История создания. В 1853-1856 гг. Россия вела изнурительную Крымскую войну, которая ежедневно приносила большое количество жертв. Многие поэты и писатели откликнулись на эти события. В их числе оказался и Н. Некрасов, написавший в 1855 г. стихотворение “Внимая ужасам войны”.
2. Жанр стихотворения – элегия, размышления поэта над горем несчастных матерей погибших.
3. Основная идея произведения заключается в том, что павшие на поле боя воины будут оплакиваться недолго. При массовой смертности на войне человеческая жизнь вообще ценится крайне дешево. Даже наиболее близкие люди в конце концов смирятся с неизбежной потерей и начнут жить дальше.
Солдаты погибают за свою страну, поэтому их смерть должна вызывать не жалость, а чувство гордости и восхищения за проявленные подвиги. Но у каждого человека “где-то есть душа одна”, которая никогда не забудет о своей потере – его родная мать.
Какими бы патриотическими призывами не оправдывалось государство, для женщины самым дорогим в жизни останется ее ребенок, которого она носила под сердцем.
4. Композиция стихотворения последовательная. Автор предается неспешным печальным размышлениям о женском горе.
5. Размер произведения – четырехстопный ямб с чередующейся (кольцевой и перекрестной) рифмой.
6. Выразительные средства. В небольшом по объему стихотворении Некрасов стремился максимально точно и убедительно передать свою основную мысль. Поэтому средствам художественной выразительности придается большое значение. Центральная антитеза подчеркнута яркими эпитетами: “лицемерные дела” – “святые, искренние слезы”.
Не менее выразительны метафоры: “до гроба”, “кровавая нива”. Матерей погибших автор сравнивает с “плакучей ивой” – традиционным образом тоски и печали. Поэт равномерно распределил по тексту восклицания, которые в нужных местах усиливают эмоциональное впечатление. Многоточие в финале подчеркивает философский смысл произведения. Размышления о кровавых жертвах сражений ведутся с глубокой древности, и им не предвидится конца, пока во всем мире не будет навсегда покончено с войнами.
7. Основная мысль произведения заключается в осуждении автором любой войны. Он не касается вопроса о правых и виноватых. Даже самая “справедливая” война обойдется ценой больших потерь, расплатой за которые станут “святые слезы” матерей. Реалист Некрасов одним из первых в русской поэзии обратил свое внимание именно на всенародное женское горе, причиной которого является война.
В то время было принято воспевать победы, прославлять подвиги полководцев или отличившихся геройством воинов. Но за этими отдельными людьми всегда стоит подавляющая масса солдат, о которых никто и никогда не напишет. Как бы жестоко это ни звучало, но основу любой армии составляет “пушечное мясо”. В таком качестве эти люди и рассматриваются главнокомандующими при составлении планов военных кампаний и сражений. А ведь эта серая масса состоит из миллионов отдельных людей, совершенно непохожих друг на друга, имеющих свой богатый внутренний мир.
У каждого из них есть мать, которая помнит о своем ребенке и молит Бога о его спасении. Некрасов противопоставляет слезы матерей “лицемерным делам” и “всякой пошлости”. Высшее общество, действительно, мало беспокоила ситуация на далеком фронте. Патриотические высказывания были обычным лицемерием. Только женщина-мать, которая дала своему ребенку жизнь, понимала губительные последствия войны для всей страны.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Внимая ужасам войны.
Тема стихотворения – материнская любовь и скорбь матери по убитому на войне сыном.
Композиция – Стихотворение Н. Некрасова условно можно поделить на две смысловые части: рассуждение о друге и жене героя, погибшего на войне, и о материнских слезах. На строфы текст произведения не делится.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, в стихотворении представлены все виды рифмовки.
История создания
Но не только этот факт подтолкнул к созданию произведения. Отец Николая Алексеевича был помещиком и военным. Его крестьян часто забирали на службу и далеко не все солдаты возвращались домой, ведь в то время Россия участвовала во многих кровавых битвах. Таким образом, Некрасов с детства знал, что такое материнское горе.
В произведении раскрывается военная тема, но автор описывает не кровавые битвы, а закулисье сражений. В центре стихотворения несколько образов: герой-солдат, его жена, друг и мать. О них рассуждает лирический герой, поэтому строки написаны от первого лица. Зная историю написания произведения, можно утверждать, что лирический герой сливается с автором.
Лирического героя до глубины души поражают материнские слезы, ведь они искренние. Таких слёз больше не отыскать в мире. Они ещё раз подтверждают, что матери никогда не забывают детей, которых забрала у них война. В последних строках мать сравнивается с плакучей ивой.
В контексте указанной темы реализуется вечная тема – тема материнской любви. Автор утверждает, что нет любви сильнее и искреннее, чем материнская.
Николай Алексеевич настолько тонко раскрыл проблемы материнской любви и сущности кровавых событий, что произведение оставило след не только в литературе, но и в музыке: к нему обращались многие композиторы XIX–XX вв.
Композиция
Композиция стихотворения проста. В нем условно можно выделить две смысловые части: рассуждение о друге и жене героя, погибшего на войне, и о материнских слезах. На строфы текст произведения не делится.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Н. Некрасов использовал все виды рифмовки: перекрестную АВАВ, парную ААВВ и кольцевую АВВА.
Жанр произведения – элегия, так как это грустные размышления на философские темы, лирический герой с горечью говорит о друге и жене погибшего, жалеет его мать.
Средства выразительности
В тексте произведения автор использует средства выразительности. Их не очень много, но это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создается образ лирического героя, воспроизводятся его чувства и эмоции.
Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: «Я лиру посвятил народу своему. » В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: «Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой».
Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что «поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе». Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.
Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых «Деловой разговор» (1851), «Памяти Белинского» (1853), поэма «Несчастные» (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме «В. Г. Белинский», написанной в 1855 году.
Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был «родником» «богатых сил природных» — «источником» благородных мыслей и «честных, бескорыстных дел!». Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:
стремленьем к истине суровой
горячий труд его дышал.
В обстановке, когда «все глухо и мертво в литературе нашей было», Белинский сумел великолепно выразить потребность «в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла». Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:
О! сколько есть душой свободных
Сынов у родины моей,
И неподкупно верных ей,
Кто в человеке брата видит,
Кто зло клеймит и ненавидит.
Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные «друзья отчизны». Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.
В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении «Памяти Добролюбова», написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Внезапность смерти очень точно передана метафорой » ударил час «. А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: «И вещее перо из рук упало». Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: «свобода», «слава», «русская земля», «гордость», «душевная красота»; используется стилистически окрашенная лексика: «мирские наслаждения», «года минули», «благодатно совмещены», «высоко вознесся» и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: «светлый рай», «сокровища душевной красоты», метонимические конструкции: «Какой светильник разума угас», «Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно».
Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:
Природа-мать! Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни.
Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.
Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как «Муза» (1852), «Блажен незлобивый поэт. » (1852), «Поэту (Памяти Шиллера)» (1874), «Элегия» (1874) и др.
Прославленное стихотворение «Поэт и гражданин», написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего «идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. «. Строки, «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: «Я не поэт, а гражданин». Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.
Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии «Музе» (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — «сестра народа — и моя!»:
Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая «. любить народ, родину, служить им сердцем и душой».
Некрасов отождествляет мать и плакучую иву, используя сравнение. Её горечь и боль подобны поникшим ветвям дерева.
Чередование перекрёстной рифмы с кольцевой, наличие и мужской и женской рифмы говорит о сильном эмоциональном выплеске стихотворении. Автор, прежде всего, задумывался о мыслях и чувствах, а не о форме. Распространённый четырёхстопный ямб с пиррихиями предаёт ритма и динамики строкам.
Некрасов обращается ко всем поколения, поскольку стихотворение идёт от первого лица. Он хочет донести мысль о том, что война ужасна, во имя чего она не была бы. Цель не оправдывает средства, если на кону чья-то жизнь.
Краткий анализ
Тема стихотворения – материнская любовь и скорбь матери по убитому на войне сыном.
Композиция – Стихотворение Н. Некрасова условно можно поделить на две смысловые части: рассуждение о друге и жене героев, погибших на войне и рассказ о материнских слезах. На строфы текст произведения не делится.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб, в стихотворении представлены все виды рифмовки.
Анализ стихотворения Внимая ужасам войны Некрасова
Текст написан в форме элегии, философского размышления лирического героя над одним из страшнейших событий, которое может случиться в жизни человека — смертью человека на войне. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, рифмовка меняется в каждом из представленных трехстиший, что обеспечивает близость разговорной речи данного поэтического текста. Основной темой, которую раскрывает автор, является тема гибели на войне. Идея стихотворения заключена в его второй и третьей части, описывающих единственную истинно страдающую душу матери, которая теряет своего ребенка.
Отметим и фольклорные образы, представленные в тексте. Отдельная роль в данном случае отведена метафорам (до гроба, кровавой ниве). Ива, склонившая свои ветви, которая никогда не сможет их поднять по своей природе, описана путем художественного параллелизма. Ведь мать, потерявшая своего ребенка, точно так же никогда уже не сможет выпрямиться от навалившегося горя. Данный образ и противопоставление численного количества тех, кто помнит погибшего, а именно жена(ед.ч.), друг (ед.ч.), матерей (мн.ч.) позволяет говорить о том, что данный текст есть обращение ко всем матерям нашей огромной земли. Выражение сострадания и сочувствия, разделение их горя. Тем самым проблема человеческой трагедии становится общечеловеческим несчастьем.
И самое страшное, что ужас этой трагедии не имеет конца, он идет вслед за всеми матерями из года в год, из века в век, и точно так же настигает их и в дне сегодняшнем, таком далеком от некрасовских времен, но столь точно им описанным!
Кратко по плану
История создания
Но не только этот факт подтолкнул к созданию произведения. Отец Николая Алексеевича был помещиком и военным. Его крестьян часто забирали на службу и далеко не все солдаты возвращались домой, ведь в то время Россия участвовала во многих кровавых битвах. Таким образом, Некрасов с детства знал, что такое материнское горе.
Популярные темы анализов
В произведении раскрывается военная тема, но автор описывает не кровавые битвы, а закулисье сражений. В центре стихотворения несколько образов: герой-солдат, его жена, друг и мать. О них рассуждает лирический герой, поэтому строки написаны от первого лица. Зная историю написания произведения, можно утверждать, что лирический герой сливается с автором.
Лирического героя до глубины души поражают материнские слезы, ведь они искренние. Таких слез больше не отыскать в мире. Они еще раз подтверждают, что матери никогда не забывают детей, которых забрала у них война. В последних строках мать сравнивается с плакучей ивой.
В контексте указанной темы реализуется вечная идея. Автор утверждает, что нет любви сильнее и искреннее, чем материнская.
Николай Алексеевич настолько тонко раскрыл проблемы материнской любви и сущности кровавых событий, что произведение оставило след не только в литературе, но и в музыке: к нему обращались многие композиторы XIX-XX вв.
Тема и идея
Главная тема произведения — скорбь матерей по погибшим на поле боя детям.
Идея стихотворения — война жестока и бессмысленна, она не стоит пролитых слез матерей доблестных воинов. Еще одна мысль, которую несет Некрасов в стихе — война вечна, она плод людского ума, не понимающего всей ценности человеческой жизни. И только мать, что дала жизнь, способна искренне оплакать ее, как самую великую ценность.
Образ лирического героя сливается с личностью автора. Его, как и самого Некрасова, материнские слезы сильно поразили своей искренностью. Других таких больше нигде не отыскать. В этом реализуется еще одна идея Некрасова — нет любви сильнее и искреннее материнской. Она будет помнить и любить своего ребенка, каков бы он ни был, даже если он погибнет.
Николай Некрасов в своем небольшом стихотворении очень точно описал проблемы материнской любви и войны. Впоследствии произведение повлияло не только на литературу, но и на музыку, оно вдохновило многих композиторов XIX—XX вв. Самого Некрасова стали считать основателем некрасовской школы. Его подражатели были известные поэты — Николай Добролюбов, Александр Блок и многие другие. Валерий Брюсов же утверждал, что Николай Алексеевич очень точно описал урбанистические мотивы и стал первым поэтом после Пушкина.
Средства выразительности
В тексте произведения автор использует средства выразительности. Их не очень много, но это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создается образ лирического героя, воспроизводятся его чувства и эмоции.
Композиция и жанр
Композиционно стихотворение состоит из 17 строк, но при этом не делится на привычные четверостишия. По смыслу произведение можно разделить на 2 части:
- размышление о погибшем солдате, его жене и друге;
- повествование про слезы матерей и их скорбь.
По жанру стихотворение относится к элегии, потому как сам автор с сожалением рассказывает о близких погибшего солдата.
При написании Некрасов использовал четырехстопный ямб и перекрестную рифмовку. Однако последние 5 строчек имеют особый порядок — аабба. В стихотворении чередуются мужская и женская рифма.
Отзывы о произведении
Стихотворение пробирает до глубины души своим смыслом. Некрасов описал самое сокровенное, что есть у каждого человека — мать. Каждый раз, когда читаешь стих, задумываешься о своих близких.
Краткое содержание и анализ стихотворения помогают понять, что подтолкнуло автора на написание такого произведения. Оно наполнено грустью, которая прослеживается в каждой строчке. Сложно передать, какие эмоции испытывает мать, когда сын не возвращается с боя.
Писатель своими строками заставляется внемлить его точке зрения и основной мысли произведения. Некрасов смог передать, каковы чувства матерей, у которых война унесла самого близкого человека.
Любовь
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из 17 строф (три четверостишья и одно пятистишье). В первых двух строфах последняя строфа – это загадка.
В первой строфе Некрасов проявляет своё отношение к войне (она ужасна, её нельзя игнорировать, а только внимать). С точки зрения лирического героя, жалость вызывает не друг убитого, не его жена и даже не он сам. А кто? Это первая загадка.
Во второй строфе лирический герой с сожалением констатирует, что человеку (жене, другу) свойственно забывать близких. Но есть душа, которая будет помнить до гроба. Что это за душа? Это вторая загадка.
В третьей строфе святость и искренность слёз этой души противопоставлена лицемерию, пошлости и прозе земного бытия.
Тема стихотворения – горе матерей, потерявших сыновей на войне.
Основная мысль: смерть на войне бессмысленна и бесчеловечна, она не стоит того горя, которое доставляет матерям воинов. Если глубже, война вечна, она – порождение человеческого разума, пренебрегающего ценностью человеческой жизни. Только мать, дающая жизнь, способна искренне оплакать её как самую большую ценность.
Тропы и образы
В своем произведении Некрасов использовал ряд средств выразительности. Все они сделали стихотворение более ярким:
Война меняет естественное течение жизни и заставляет матерей видеть смерть своих детей, поэтому война делает каждого человека жертвой вечного боя и несет ему горе или смерть.
Столь сильная философская мысль делает произведение вечно актуальным.
Произведение Некрасова хоть и имеет название, связанное с войной, имеет гораздо более широкий смысл. Оно отражает истинную любовь родителей к детям, ведь никто другой не может так любить и переживать за человека, как его мать и отец.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихиями. Рифмовка первой строфы кольцевая, второй и третьей – перекрёстная. Рифмовка последней строфы – ааББа. Мужская рифма чередуется с женской. Такое разнообразие в рифме и рифмовке, а также неровный ритм создают особую напевность стихотворения, сближая его с живой речью.
Читайте также:
- Гиа по русскому языку 2013 сочинение
- Сочинение каким я увидела лермонтова в его стихах
- Сочинение описание 8 класс презентация
- Текст для сочинение егэ по русскому отрывок из произведения память чивилихина
- Итоговое сочинение человек путешествующий андрей болконский
автор: Казакова Анна 4 класс
Руководитель: Шербустанова Ольга Александровна
учитель начальных классов МОУ Салмановская средняя школа
Сочинение “Внимая ужасам войны”
Муниципальное образовательное учреждение
Салмановская средняя школа
Всероссийский конкурс сочинений школьников
«Без срока давности» приурочен к празднованию 75-летия Победы
в Великой Отечественной войне
Автор:Казакова Анна, 10 лет
ученица 4 класса
МОУ Салмановская СШ
433319 Россия
Ульяновская область
Ульяновский район, д.Салмановка
ул.Дружбы д.30-А
Руководитель: Шербустанова Ольга
Александровна,
учитель начальных классов
Внимая ужасам войны.
Внимая ужасам войны,
На сердце боль и скорбь –
Какая страшная судьба
Постигла каждый род…
Я не забуду никогда
Рассказ про лагерь тот…
Про лагерь Смерти, в нем пришлось
Страдать и верить, что придет
Весны счастливой год!
О.Ю. Банникова
Война – ужасное слово! Война – это гул и свист падающих и взрывающихся бомб, смерть людей и «гибель» городов. Война приносит горе и страдания не только тем, кто защищает свою Родину, но и тем, кто ведет нападение, порой, не понимая «зачем все это нужно?»
Моя прабабушка Ульяна, до войны, жила в деревне Ивня, Ленинградской области со своей тетей, т.к. в пятилетнем возрасте осталась сиротой. Она очень скучала по своей маме, но ничего было не вернуть. Шла жизнь, прабабушка Ульяна закончила всего четыре класса. Учиться было некогда. Помогала по хозяйству своей тетушке, у которой была своя семья и которая заботилась о ней, и она была ей очень за это благодарна. Жизнь налаживалась, несмотря на все ее тяготы и печали по своей умершей мамочке.
Раннее утро в июле 1941 года выдалось пасмурным. Не успел наступить рассвет, как деревню пронзили плач и стоны, окрики фашистов, лай немецких овчарок. Фашисты сгоняли в колонну всех жителей села. Искали среди них партизан. Готовилась отправка бесплатной рабочей силы в Германию. Не обошла страшная доля и прабабушку и ее тетушку. Почти всех мужчин расстреляли, а деревню сожгли. Немцы погнали колонну к вокзалу, гнали всех бегом, многие падали, но их били, поднимали и снова гнали. Везли их в товарных вагонах при огромной скученности, на скудной еде – похлёбке из брюквы, а иногда вообще нечего было есть на протяжении нескольких дней. Остановки прабабушка помнила плохо, ехали, как в угаре, не помня себя от страха, больше плакали и молились, чем говорили. Так они доехали до Германии. По прибытии в Германию, еще на границе, к поезду подходили хозяева или агенты по найму и выбирали себе рабочую силу – рабов.
Прабабушка попала на немецкий военный завод в деревне Обертюргайн, что в пригороде г. Штутгарт. На заводе они занимались перемоткой моторов для военной техники. Всех прибывших разместили в бараках концлагеря «Kiss» по двенадцать-шестнадцать человек, спали на двухъярусных нарах. Пол земляной, мало света. Всем заключенным приходилось вставать очень рано. Их будили криками, побоями и лаем собак. Скудный завтрак, и гнали на работу. Смена заканчивалась в восемь часов вечера. Работали по четырнадцать часов без выходных и права заболеть. Кормили очень плохо, каждый день одно и то же – суп из брюквы и немного хлеба, чай без сахара. Постоянно хотелось кушать, голова кружилась от недоедания и усталости. Работали, как рабы, и вечером валились на нары без сил. Утром команда: «Подъём!», и всё начиналось сначала. За период пребывая в лагере Смерти мою Ульянушку и ее тетушку вывозили в крематорий на сжигание дважды! Но среди немецкого народа тоже были благочестивые люди, которые были против насилия и смерти. Таким человеком оказался начальник крематория Цап. Он обманом предотвратил смерть наших родных! Сказал, что крематорий закрыт на ремонт. Вторая попытка сжигания фашистами военнопленных также закончилась радостно – наши войска подоспели вовремя и освободили весь лагерь «Kiss» двадцать второго апреля тысяча девятьсот сорок пятого года . Прабабушка Ульяна говорила, что у тети была Книга Жизни – Православное Евангелие. Именно благодаря ей они с тетей остались живы. Не переставая, втечении дня, просили Бога о милости, а под покровом ночи, уставшие и изнеможденные читали Евангелие.
Мои прабабушка и прадедушка – простые труженики, которые прожили свою жизнь достойно, не жалуясь на судьбу, на испытания, которые им пришлось перенести. Я люблю их и горжусь ими.
Вглядываюсь в чистые, светлые лица своих родных на старых фотографиях, понимаю, что хоть я и никогда не видела свою прабабушку, она навсегда останется в моей памяти. Я очень благодарна своим родителям, бабушке, тёте за то, что они смогли мне рассказать о моих предках. Я постараюсь сохранить для своих потомков эти знания. Ведь пока мы помним прошлое, у нас есть и будущее.
“Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова”
Варлам Шаламов (Узник ГУЛАГа)
Это стихотворение написано поэтом как отклик на Крымскую
войну. Много лет спустя К. И. Чуковский, большой знаток и поклонник Некрасова,
распространил интересную анкету о своем любимом поэте. Среди прочих был там и
такой вопрос: «Какие стихотворения Н. А. Некрасова вы считаете лучшими?» Анна
Ахматова написала: «Влас» и «Внимая ужасам войны». Александр Блок: «Еду ли
ночью по улице темной…» и… «Внимая ужасам войны». Что же оценили в этом
стихотворении такие большие поэты, как Блок и Ахматова? Думаю, искренность и
глубину переживаний. Присутствует в стихотворении любимый образ Некрасова —
образ матери. Любовью к матери озарено все его творчество:
Живой любви глубокие черты —
О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
Исповедальная обнаженность души, честность и глубина
неотделимы от мыслей Некрасова о родине, жизни, матери.
Ужасы войны — это смерть, гибель сыновей; «жертва боя» —
какое точное словосочетание! Плакучая ива — сравнение, к которому прибегает
поэт, представляя горе матери, потерявшей сына. Два дерева высаживают на
мемориалах, братских могилах — березу и плакучую иву. Белоствольная береза
напоминает молодость, красоту, а ива — вечную скорбь. Эти деревья стали
символами человеческой памяти. Много берез и ив на русской, украинской и
особенно белорусской земле, где в годы войны погиб каждый четвертый человек. Когда
подъезжаешь к мемориалу сожженных деревень — Хатыни, душу человека потрясает
картина: березы, ивы и трубы печей, оставшихся от сгоревших домов.
Вернемся к нашему времени… Много людей погибает сегодня,
много льется слез. Безумия сейчас больше, чем здравого смысла и желания найти
примирение. А погибают молодые — сначала в Афганистане, потом в Хорватии, в
Ираке… Сколько жизней уносит необъявленная война в Чечне! Все погибшие,
инвалиды — это «жертвы сражений» и чьих-то амбиций… К сожалению, некрасовский
символ горя и печали крепко прижился на земле… Вот об этом и думаешь прежде
всего, читая стихотворение Некрасова. Мы только «внимаем ужасам войны», но
ничего поделать с этим ужасом не можем
Похожие сочинения
Недаром лирику Николая Алексеевича Некрасова ценят за откровенность, духовную близость к народу и за внимание автора к проблемам простых людей. Многочисленные творения поэта остаются популярны и любимы читателями спустя долгие годы, а все благодаря тому, что в них поднимаются животрепещущие темы. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом одного из стихотворений Некрасова под названием «Внимая ужасам войны» по плану ниже.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, направление, размер
- 3 Композиция
- 4 Образы и символы
- 5 Темы, проблемы, настроение
- 6 Основная идея
- 7 Средства художественной выразительности
История создания
Говоря о дате создания произведения, многие исследователи расходятся во мнении: некоторые называют 1855 год, некоторые — 1856-й. Зато не вызывает никаких вопросов дата публикации стихотворения «Внимая ужасам войны». Достоверно известно, что впервые «Внимая ужасам войны» появилось в печатном виде на страницах знаменитого журнала «Современник» в 1856 году. К слову, изданием в то время руководил сам Некрасов вместе с «коллегами» по литературному творчеству.
Поводом для написания послужили «Севастопольские рассказы» Льва Николаевича Толстого, вышедшие в свет годом ранее. Отраженные в них мрачные картины военного времени и подтолкнули Некрасова к созданию собственного произведения на подобную тему.
Кроме того, источником вдохновения могла стать Крымская война, которая длилась с 1853 по 1856 год. Николай Алексеевич не был ее участником, но о происходящем на фронте знал хорошо и остаться в стороне просто не сумел.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Внимая ужасам войны» имеет признаки элегии: например, в каждой строчке содержится печаль, типичная для сочинений данного жанра. Также автор, от лица которого ведется повествование, философски размышляет о ценности жизни человека, о смерти, скорби и расставании (матери навсегда теряют загубленных на поле боя сыновей).
Направление — реализм, так как поэт без прикрас изображает исторические события, а в центре внимания находятся самые обычные люди.
Размер стихотворения «Внимая ужасам войны» — классический четырехстопный ямб.
Композиция
Несмотря на то, что зрительно текст «Внимая ужасам войны» не разделен на строфы, благодаря повторяющимся видам рифмовки несложно определить следующие части: три четверостишия (катрена) подряд и одно финальное пятистишие.
Сюжета как такового нет, стихотворение построено на мыслях автора. Постепенно, в ходе рассуждений, он раскрывает, на кого ужасы войны оказывают наибольшее влияние, кого заставляют мучиться до конца жизни.
Образы и символы
Конечно же, главным здесь является обобщенный образ отчаявшихся матерей. Столкнувшись с невосполнимой потерей, они обречены на моральные страдания, ибо душевная боль не утихнет с течением времени. Как говорит поэт, слезы матерей самые искренние, самые честные.
«Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…»
Автор подчеркивает, насколько велико горе тех женщин, чьи сыновья не вернулись домой с войны — он сравнивает их с ивами. Эти деревья традиционно считаются символом горя, потому что они всегда поникшие, как будто над ними нависло невидимое бремя.
Стоит выделить и образ сочувствующего лирического героя, который передает слова и мысли Некрасова. Он по-настоящему сострадает матерям, понимая их эмоции.
Темы, проблемы, настроение
В стихотворении «Внимая ужасам войны» затрагивается проблема войны, которая отбирает у женщин самое ценное — их детей. Лирический герой не переживает за возлюбленных или друзей погибших, и даже не слишком жалеет самих солдат, нет, больше всего он соболезнует именно матерям. Произведение наполнено искренней печалью и волнением за их дальнейшую судьбу, ведь оправиться полностью от подобного удара невозможно.
«Но где-то есть душа одна —
Она до гроба помнить будет!»
Основная тема стихотворения «Внимая ужасам войны» — это неизбывное материнское горе, которое никак не залечить, ничем не утолить. Только матери никогда не найдут утешения, в отличие от жен или лучших друзей убитого.
Настроение стихотворения «Внимая ужасам войны» печальное и торжественное.
Основная идея
На войне жизнь человека очень быстро теряет ценность: убитых через много лет не смогут вспомнить самые, казалось бы, близкие и дорогие люди. Единственные, кому придется существовать с невыносимой болью внутри — это матери загубленных солдат. Такова главная мысль стихотворения «Внимая ужасам войны».
Описывая родительское горе, Некрасов указывает на жестокость войн, их ненужность, так как они несут за собой только несчастья и смерть. История дает нам шанс убедиться в этом вновь и вновь, и так будет всегда, пока люди не поймут ценность жизни, которую матери дают своим детям. В этом и заключается смысл стихотворения Некрасова «Внимая ужасам войны».
Средства художественной выразительности
Стараясь донести нужный смысл до читателей, поэт использует множество средств художественной выразительности: эпитеты («лицемерных», «святые», «искренние», «бедных», «поникнувших»), метафоры («до гроба» в значении «до смерти», «на кровавой ниве» в значении на «поле битвы»), сравнения (плачущие матери в двух завершающих строках сравниваются с низко склонившимся ивами).
Еще можно отыскать в тексте восклицательные предложения, междометие («Увы!»), анафору (повтор «Мне жаль» в третьей и четвертой строке), которые придают дополнительную эмоциональную окраску.
Автор: Инна Колокольникова