Внутренний конфликт в душе базарова испытание любовью сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Тургенев
  • Испытание любовью Базарова

Испытание любовью Базарова (Тургенев Отцы и дети) сочинение

Я считаю, что для Базарова его любовь стала, действительно, испытанием. Он её так воспринимал.

Для кого-то любовь – счастье, отрада, но Евгений Базаров не «планировал» это чувство в своей жизни. Он не хотел отвлекаться от дела своей жизни, не хотел время терять. Он решил посвятить всё своё время помощи людям, в своей врачебной, исследовательской практике он себе оставлял время только на самые нужные вещи (еда-сон). Какая уж там любовь?!

Но я не считаю, что герой прав. Некоторые учёные готовы отказаться от всего ради своей работы. Например, я слышал, что один учёный даже в очереди находил возможность читать важные статьи. В общем, использовал каждую минуту на пользу дела. А от художественной литературы совсем отказался… Но это не совсем было ему приятно, во-первых, а во-вторых, его мозг слишком стал ограниченным. Он слишком зациклился на своей работе, поэтому стал допускать ошибки, не видел всей картины.

То же самое произошло с Базаровым, по-моему. Он лишил себя «отдушины», благодаря которой он мог бы стать более спокойным и внимательным и не пораниться.

Испытание любовью к Одинцовой для Базарова понимают немного не так, как я. Считается, что  Евгений Васильевич устоял перед соблазном, но я думаю, что он проявил ненужное упрямство. Это чувство, так как он не давал ему проявиться, мучило его почти физически.   Можно заставлять себя не есть, но так ли это нужно? Ведь мысли будут только о еде тогда…

В сцене объяснения, которое всё-таки состоялось между Евгением и Анной, показано ,что он почти пугает её своей страстью. Любовь приносит и ему самому боль, мучает.

Думаю, что любовь это не огонь-вода, тем более, не трубы медные. С любовью (тоже без фанатизма) Евгений Базаров принёс бы человечеству больше пользы…  

Но всё получилось, как написано в романе. Базаров страдал, Одинцова – тоже. Испытание стало практически пыткой. 

Мне кажется, что если б Базарову дали ещё один шанс, то он бы поступил по-другому. Ведь он уже признался Анне в любви. Нужен был лишь ещё один шаг. По крайней мере, я так считаю.

Сочинение Испытание любовью Базарова

В своём романе «Отцы и дети» Иван Сергеевич Тургенев затрагивает различные философские, политические, идеологические вопросы. Каждый из героев является носителем какой-либо идеи, которая по ходу сюжета опровергается либо доказывается путём применения на практике. Один из главных героев, Евгений Базаров, сразу обращает на себя внимание читателя, так как обладает твёрдым характером и нигилистическими воззрениями, которые упорно отстаивает.

Базаров не стесняется своих взглядов, имеет крепкие аргументы и охотно вступает в спор с человеком любого статуса и чина. Он не боится и власти, ведь отрицает и её. Приверженец логики и науки, он отвергает все, что считает иррациональным: религию, социальную стратификацию, эстетику, человеческие страсти, в том числе и любовь. С юных лет он увлекается медициной и иными естественными дисциплинами, потому видит в любви лишь физиологический аспект: существование духовной близости он не признаёт. До судьбоносной встречи с Одинцовой он испытывает лишь физическое влечение к женщинам. Однако знакомство с овдовевшей и прекрасной Анной Сергеевной открывает новую главу в его жизни.

С первого взгляда её внешность привлекла внимание Базарова. Познакомившись с ней поближе, он увидел её интеллект, оценил силу характера и тактичность, а также заботу о младшей сестре. Они начинают проводить большое количество времени вместе, Базаров начинает чувствовать неизвестное до сего момента притяжение. Его мысли полностью занимает Одинцова, интерес к ней выходит за грани физического. Всё это вызывает у прежде рационального Евгения некоторое замешательство, и даже раздражение, ведь он не понимает природу чувств к этой женщине.

Спустя некоторое время, ему приходится всё же признать наличие у себя романтических чувств. Смелость героя не позволяет ему мешкать: он откровенно признаётся в любви Одинцовой, которая не отвечает ему взаимностью. Сцена их разговора содержит в себе подтверждение того, что Базаров не в состоянии совладать с кипящими внутри него чувствами: он впадает в бешенство, пугая Анну Сергеевну. После их разговора герой разбит, но не собирается бездействовать. Он уезжает и всяческими способами пытается преодолеть в себе чувства, делающие его несчастным. Ближе к завязке сюжета у читателя назревает вопрос: намеренно ли Базаров допустил свою смерть от болезни, ведь справиться со столь сильным горем от неразделённой любви он не смог?

Каким бы твёрдым ни был характер Евгения Базарова, он ломается о решающее испытание любовью. Герой отважно отстаивал свои нигилистические взгляды, но своей судьбой лишь доказал отсутствие в них истины. Через эту сюжетную линию И.С. Тургенев хотел показать, что любовь не есть только физическое влечение, но духовное стремление двух человек друг к другу, и что никакая логика не может быть властной над этим сильнейшим чувством.

Также читают:

Картинка к сочинению Испытание любовью Базарова

Испытание любовью Базарова

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Нужна ли школьная форма

    Этот вопрос из года в год всплывает в голове каждого школьника, который надевает первого сентября выглаженную рубашечку и брюки со стрелками. Почему в школу нельзя ходить в повседневной одежде? Для чего нам вообще носить форму?

  • Сочинение по картине Фельдмана Родина 9 класс

    Автор данной картины, участвовал в военных действиях. И поэтому является очевидцем всех ужасов войны. Создавая данную картину, он хотел показать, что война, наконец, то окончена и все кто остался в живых вернулись домой.

  • Сочинение Мой щенок

    Моим самым любимым животным является щенок. Я готова целый день проводить с ним время, его зовут Кузя, а подарил мне его папа на мое день рождение.

  • Сочинение на тему Мир живой природы

    Каждое лето родители отправляют меня на каникулы к бабушке с дедушкой в деревню. Там есть большой лес и речка, где я люблю проводить время с дедушкой.

  • Сочинение Роль Чацкого в комедии Горе от ума Грибоедова

    Произведение под названием «Горе от ума» написано гениальным писателем 19 века Александром Грибоедовым. По вкладу, внесенному в русскую и мировую литературу, он подобен Александру Сергеевичу Пушкину.

Внутренний конфликт Базарова — сочинение по роману Тургенева «Отцы и дети». Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Мы подготовили для наших читателей несколько сочинений на тему — Внутренний конфликт Базарова. Используйте эти примеры для написания своего рассуждения на урок литературы в школе.

Сочинение 1

В предыдущих романах автор ставил на пути героя молодую девушку, неопытность которой контрастировала с силой души и цельностью натуры. В «Отцах и детях» такая героиня есть, это Катя. Но в отличие от Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой, она не только не увлекается передовым человеком своей эпохи, но, может быть, менее всех остальных героев романа попадает под его влияние. Катя с первого взгляда, с первого слова Базарова узнаёт в нём «чужого», случайного в их среде человека. На пути Базарова встаёт другая женщина, такая, из которой уже не вылепить всё что захочешь, — сильная, уверенная в себе Анна Сергеевна Одинцова.

В отличие от Кирсанова, Анна Сергеевна действительно интересуется взглядами своего гостя и старается их понять, она опирается не на «принсипы», а на свой жизненный опыт. Без всякого раздражения и возмущения Одинцова в сократической беседе при помощи точных и конкретных вопросов ведёт оппонента ко всё более полному изложению его позиции и тем самым обнаруживает слабость этой позиции. Последнее утверждение Базарова, что у всех будет одна и та же селезёнка, выглядит абсурдным, особенно в устах медика и естествоиспытателя.

Работа над образом Одинцовой позволит понять, что эта женщина не уступает Базарову в силе ума и характера, потому их отношения с самого начала носят характер поединка равных. Одинцова молода, но, подобно всем «отцам», она живёт без ясной цели, приспосабливаясь к потоку жизни. В Базарове её привлекает целеустремлённость, воля; он кажется человеком, знающим как и для чего жить, способным творить действительность, а не подчиняться ей.

Анализ эпизодов, раскрывающих историю любви Базарова, даёт богатый материал для усвоения особенностей тургеневского психологизма. Особенно выигрышно сопоставление приёмов, раскрывающих внутренний мир Аркадия и чувства Базарова.

Выделим несколько наиболее значительных эпизодов.

1. Встреча на балу

Сопоставим рассказ автора о впечатлении, которое произвела Анна Сергеевна на Аркадия, с тем, как раскрыты впечатления Базарова. С одной стороны, подробное авторское описание, с другой — короткие реплики самого героя, данные без всякого комментария. В этих репликах раскрывается не столько впечатление Базарова от нынешней встречи, сколько его взгляд на женщину вообще.

2. Разговор в гостинице

Здесь в роли наблюдателя выступает Аркадий, словно сливаясь с автором, он подмечает и прелесть Одинцовой, казавшейся ещё моложе в простом белом платье, её внимательный взгляд, обращённый к Базарову, и необычные детали в поведении самого Базарова: внезапное смущение, прикрываемое напускной развязностью, желание занять свою собеседницу, сдержанность в разговоре. В репликах Базарова после этой встречи звучит невольное уважение, хотя и высказанное с обычной для него грубоватой прямотой.

Уже на этом этапе можно задаться вопросами: почему Тургенев так часто поручает Аркадию подметить особенности поведения Базарова? Почему отказывается от подробного освещения его чувств? Такой приём позволяет автору решить сразу несколько задач: показать привязанность Аркадия к старшему другу, его увлечённость не столько идеями, сколько самой личностью Базарова, преданно-внимательное всматривание в облик друга, свойственное искренней юношеской дружбе. Этим подчёркивается высокомерно-пренебрежительное отношение Базарова к его молодому товарищу, самолюбие и эгоцентризм нигилиста, для которого Аркадий не слишком отличается от Ситникова. Этот приём помогает автору как бы отстраниться от Базарова, избежать поверхностной и несправедливой оценки чувств человека, чей внутренний мир для него чужд и непонятен. Оставаясь в пределах внешнего рисунка, автор мастерски создаёт иллюзию объективности, беспристрастности в изображении героя.

Сделаем вывод об особенностях тургеневского психологизма. Тургенев умеет давать полное и детальное изображение душевной жизни героя (размышления Николая Петровича в главе II и др.), но чаще он выступает «тайным психологом». Тогда особое значение приобретает художественная деталь, выразительное умолчание, подтекст, при помощи которых мы, словно бы помимо воли автора, проникаем в чувства героя, осознаём происходящее в его душе.

Спор, возникший между Одинцовой и Базаровым в день приезда приятелей в Никольское, является важным эпизодом романа. Главная его мысль — об одинаковости людей — напрямую связана с базаровским отношением к любви. Если все люди одинаковы, то любовь к одной-единственной женщине — бессмыслица, «гниль», «художество», всегда ведь можно отвернуться: «земля не клином сошлась». Недаром к этому спору возвращаются Базаров и Анна Сергеевна в сцене, предшествующей решительному объяснению. Базаров, вопреки своему самолюбию, сознаётся в своей неправоте, он готов согласиться, что «может быть, точно, всякий человек — загадка». Это равносильно признанию в любви, в невозможности заменить одну женщину на другую.

Автор подтверждает это, впервые подробно раскрывая чувства Базарова в главе 17: «…он скоро понял, что с ней „не добьешься толку“, а отвернуться от неё он, к изумлению своему, не имел сил». Тургенев показывает, на каком шатком основании покоилась вся самоуверенная философия Базарова. Любовь, завладев душой героя, выбивает у него почву из-под ног. Любовь и нигилизм, как оказывается, «две вещи несовместные». Осознав это, вы легко ответите на вопросы: почему Базаров воспринимает своё чувство как несчастье, безумие? Почему стремится побороть его?

Базарову легко было отрицать «романтизм» в других людях. Но теперь он с негодованием сознаёт романтика в самом себе. Теперь герой стоит перед выбором: признать свою неправоту и во всём остальном или сохранить верность своим убеждениям, теперь уже отрицая себя самого? Тургенев показывает, что испытание любовью становится катастрофой для Базарова, и не потому, что его любовь безответна, а потому, что это чувство вообще не укладывается в мировоззрение героя. Ситуация счастливой любви только затушевала бы драматизм происходящего, только отдалила бы на время неизбежный мировоззренческий кризис героя, но не отменила его.

Исследование души героя в состоянии нравственного кризиса, обнаружение всех глубин и возможностей его личности перед лицом жизненной катастрофы — излюбленный прием Тургенева.

Сочинение 2

Я считаю, что для Базарова его любовь стала, действительно, испытанием. Он её так воспринимал. Для кого-то любовь – счастье, отрада, но Евгений Базаров не «планировал» это чувство в своей жизни. Он не хотел отвлекаться от дела своей жизни, не хотел время терять. Он решил посвятить всё своё время помощи людям, в своей врачебной, исследовательской практике он себе оставлял время только на самые нужные вещи (еда-сон). Какая уж там любовь?!

Но я не считаю, что герой прав. Некоторые учёные готовы отказаться от всего ради своей работы. Например, я слышал, что один учёный даже в очереди находил возможность читать важные статьи. В общем, использовал каждую минуту на пользу дела. А от художественной литературы совсем отказался… Но это не совсем было ему приятно, во-первых, а во-вторых, его мозг слишком стал ограниченным. Он слишком зациклился на своей работе, поэтому стал допускать ошибки, не видел всей картины.

То же самое произошло с Базаровым, по-моему. Он лишил себя «отдушины», благодаря которой он мог бы стать более спокойным и внимательным и не пораниться. Испытание любовью к Одинцовой для Базарова понимают немного не так, как я. Считается, что Евгений Васильевич устоял перед соблазном, но я думаю, что он проявил ненужное упрямство. Это чувство, так как он не давал ему проявиться, мучило его почти физически. Можно заставлять себя не есть, но так ли это нужно? Ведь мысли будут только о еде тогда…

В сцене объяснения, которое всё-таки состоялось между Евгением и Анной, показано ,что он почти пугает её своей страстью. Любовь приносит и ему самому боль, мучает.

Думаю, что любовь это не огонь-вода, тем более, не трубы медные. С любовью (тоже без фанатизма) Евгений Базаров принёс бы человечеству больше пользы… Но всё получилось, как написано в романе. Базаров страдал, Одинцова – тоже. Испытание стало практически пыткой.

Мне кажется, что если б Базарову дали ещё один шанс, то он бы поступил по-другому. Ведь он уже признался Анне в любви. Нужен был лишь ещё один шаг. По крайней мере, я так считаю.

Сочинение 3

В своём романе «Отцы и дети» Иван Сергеевич Тургенев затрагивает различные философские, политические, идеологические вопросы. Каждый из героев является носителем какой-либо идеи, которая по ходу сюжета опровергается либо доказывается путём применения на практике. Один из главных героев, Евгений Базаров, сразу обращает на себя внимание читателя, так как обладает твёрдым характером и нигилистическими воззрениями, которые упорно отстаивает.

Базаров не стесняется своих взглядов, имеет крепкие аргументы и охотно вступает в спор с человеком любого статуса и чина. Он не боится и власти, ведь отрицает и её. Приверженец логики и науки, он отвергает все, что считает иррациональным: религию, социальную стратификацию, эстетику, человеческие страсти, в том числе и любовь. С юных лет он увлекается медициной и иными естественными дисциплинами, потому видит в любви лишь физиологический аспект: существование духовной близости он не признаёт. До судьбоносной встречи с Одинцовой он испытывает лишь физическое влечение к женщинам. Однако знакомство с овдовевшей и прекрасной Анной Сергеевной открывает новую главу в его жизни.

С первого взгляда её внешность привлекла внимание Базарова. Познакомившись с ней поближе, он увидел её интеллект, оценил силу характера и тактичность, а также заботу о младшей сестре. Они начинают проводить большое количество времени вместе, Базаров начинает чувствовать неизвестное до сего момента притяжение. Его мысли полностью занимает Одинцова, интерес к ней выходит за грани физического. Всё это вызывает у прежде рационального Евгения некоторое замешательство, и даже раздражение, ведь он не понимает природу чувств к этой женщине.

Спустя некоторое время, ему приходится всё же признать наличие у себя романтических чувств. Смелость героя не позволяет ему мешкать: он откровенно признаётся в любви Одинцовой, которая не отвечает ему взаимностью. Сцена их разговора содержит в себе подтверждение того, что Базаров не в состоянии совладать с кипящими внутри него чувствами: он впадает в бешенство, пугая Анну Сергеевну. После их разговора герой разбит, но не собирается бездействовать. Он уезжает и всяческими способами пытается преодолеть в себе чувства, делающие его несчастным. Ближе к завязке сюжета у читателя назревает вопрос: намеренно ли Базаров допустил свою смерть от болезни, ведь справиться со столь сильным горем от неразделённой любви он не смог?

Каким бы твёрдым ни был характер Евгения Базарова, он ломается о решающее испытание любовью. Герой отважно отстаивал свои нигилистические взгляды, но своей судьбой лишь доказал отсутствие в них истины. Через эту сюжетную линию И.С. Тургенев хотел показать, что любовь не есть только физическое влечение, но духовное стремление двух человек друг к другу, и что никакая логика не может быть властной над этим сильнейшим чувством.

Все сочинения

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Тургенев

Испытание любовью Базарова сочинение

В романе «Отцы и дети» автор раскрыл глубокие проблемы современного общества, а его передовые идеи останутся актуальным ещё долгие годы. Речь идёт не только о конфликте поколений. Тургенев в данном романе развил не только эту идею. Ещё одной основной темой стала любовь Базарова и трудности, связанные с ней.

Действие романа разворачивается вокруг передового человека Евгения Базарова. В самом начале автор указывает нам на то, что молодой человек родился в обыкновенной семье простолюдин и обладает самой ординарной внешностью, но при этом он не стесняется своего положения и его не волнуют мнения аристократии. Базаров сразу предстаёт перед нами человеком нигилистических взглядов, он полностью посвятил свою жизнь науке, отрицает искусство и любые светлые чувства. Базаров всегда был целеустремленным молодым человеком, обладал незаурядным умом и мог отстоять свою точку зрения в любом конфликте, но все изменила неожиданная встреча с Одинцовой.  

нейросеть

Как только отношения между Базаровым и Одинцовой начинают складываться, автор описывает нам изменения героя. Поначалу Одинцова привлекала Базарова исключительно внешностью, как говорится «физиологически».  Но когда они сближаются, Евгений не может перестать думать об Анне Сергеевне и полностью теряет свою выработанную с годами выдержку. Одинцова самостоятельно подбирала темы для разговора, чтобы заинтересовать Базарова, и поддерживала их, что сильно повлияло на их расположение друг к другу.

Для самого Базарова любовь к Одинцовой стала тяжелым испытанием, борьбой для сохранения своих принципов в плане нигилизма. Было видно, что она боялась, что он откажется: «в разговорах с Анной Сергеевной он выражал все более равнодушное презрение ко всему романтическому, а когда оставался один, то с негодованием сознавал романтическое в себе». Когда Базаров напал на искренность, Одинцова посмеялась над его любовью.

«Он поразил воображение Одинцовой: он интересовался ею, она много думала о нем». Безответные чувства приводят Базарова к серьезной душевной травме. Теперь поддерживание  нигилизма противоречит его человеческой природе. Герой перестаёт видеть смысл жизни и не понимает для чего он старался. Он идет к своим родителям из-за бездействия и начинает помогать отцу в медицине. Случайное заражение тифусом вызвало смерть его тела, но не души; душа в нем давно умерла, когда не прошла испытание любовью.

`

Испытание любовью Базарова

Испытание любовью Базарова

Популярные сочинения

  • Сочинение про Снегопад

    Не все любят снегопад. Автомобилисты, владельцы собственных домов, дворники, дорожные рабочие дружно восклицают, как только начинает идти снег: «Опять повалил!» Их можно понять, ведь снегопад для них – это лишние заботы и хлопоты:

  • Нужно уметь и проигрывать — сочинение

    Каждый человек знает, что не бывает худа без добра и побед без поражений. Именно поражения помогают людям, чаще всего, добиваться желаемого. Они помогают мотивироваться и достигать чего-то большего

  • Сочинение Понимание окружающих

    В современном обществе каждому человеку приходится быть внутри разных коллективов. Они могут быть самыми разнообразными: семья, класс, студенческая группа, рабочий коллектив

Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью

В творчестве Тургенева мы сталкиваемся с особенным пониманием любви как высшего взлёта и труднейшего испытания для человека. Испытание любовью предстоит пройти и Базарову, герою романа «Отцы и дети». Этот сюжетный приём позволяет автору максимально выявить свойства души героя, в особенности такие, которые в обычной жизни глубоко скрыты.

В предыдущих романах автор ставил на пути героя молодую девушку, неопытность которой контрастировала с силой души и цельностью натуры. В «Отцах и детях» такая героиня есть, это Катя. Но в отличие от Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой, она не только не увлекается передовым человеком своей эпохи, но, может быть, менее всех остальных героев романа попадает под его влияние. Катя с первого взгляда, с первого слова Базарова узнаёт в нём «чужого», случайного в их среде человека. На пути Базарова встаёт другая женщина, такая, из которой уже не вылепить всё что захочешь, — сильная, уверенная в себе Анна Сергеевна Одинцова.

В отличие от Кирсанова, Анна Сергеевна действительно интересуется взглядами своего гостя и старается их понять, она опирается не на «принсипы», а на свой жизненный опыт. Без всякого раздражения и возмущения Одинцова в сократической беседе при помощи точных и конкретных вопросов ведёт оппонента ко всё более полному изложению его позиции и тем самым обнаруживает слабость этой позиции. Последнее утверждение Базарова, что у всех будет одна и та же селезёнка, выглядит абсурдным, особенно в устах медика и естествоиспытателя.

Работа над образом Одинцовой позволит понять, что эта женщина не уступает Базарову в силе ума и характера, потому их отношения с самого начала носят характер поединка равных. Одинцова молода, но, подобно всем «отцам», она живёт без ясной цели, приспосабливаясь к потоку жизни. В Базарове её привлекает целеустремлённость, воля; он кажется человеком, знающим как и для чего жить, способным творить действительность, а не подчиняться ей.

Анализ эпизодов, раскрывающих историю любви Базарова, даёт богатый материал для усвоения особенностей тургеневского психологизма. Особенно выигрышно сопоставление приёмов, раскрывающих внутренний мир Аркадия и чувства Базарова.

Выделим несколько наиболее значительных эпизодов.

1. Встреча на балу.

Сопоставим рассказ автора о впечатлении, которое произвела Анна Сергеевна на Аркадия, с тем, как раскрыты впечатления Базарова. С одной стороны, подробное авторское описание, с другой — короткие реплики самого героя, данные без всякого комментария. В этих репликах раскрывается не столько впечатление Базарова от нынешней встречи, сколько его взгляд на женщину вообще.

2. Разговор в гостинице.

Здесь в роли наблюдателя выступает Аркадий, словно сливаясь с автором, он подмечает и прелесть Одинцовой, казавшейся ещё моложе в простом белом платье, её внимательный взгляд, обращённый к Базарову, и необычные детали в поведении самого Базарова: внезапное смущение, прикрываемое напускной развязностью, желание занять свою собеседницу, сдержанность в разговоре. В репликах Базарова после этой встречи звучит невольное уважение, хотя и высказанное с обычной для него грубоватой прямотой.

Уже на этом этапе можно задаться вопросами: почему Тургенев так часто поручает Аркадию подметить особенности поведения Базарова? Почему отказывается от подробного освещения его чувств? Такой приём позволяет автору решить сразу несколько задач: показать привязанность Аркадия к старшему другу, его увлечённость не столько идеями, сколько самой личностью Базарова, преданно-внимательное всматривание в облик друга, свойственное искренней юношеской дружбе. Этим подчёркивается высокомерно-пренебрежительное отношение Базарова к его молодому товарищу, самолюбие и эгоцентризм нигилиста, для которого Аркадий не слишком отличается от Ситникова. Этот приём помогает автору как бы отстраниться от Базарова, избежать поверхностной и несправедливой оценки чувств человека, чей внутренний мир для него чужд и непонятен. Оставаясь в пределах внешнего рисунка, автор мастерски создаёт иллюзию объективности, беспристрастности в изображении героя.

Сделаем вывод об особенностях тургеневского психологизма. Тургенев умеет давать полное и детальное изображение душевной жизни героя (размышления Николая Петровича в главе II и др.), но чаще он выступает «тайным психологом». Тогда особое значение приобретает художественная деталь, выразительное умолчание, подтекст, при помощи которых мы, словно бы помимо воли автора, проникаем в чувства героя, осознаём происходящее в его душе.

Спор, возникший между Одинцовой и Базаровым в день приезда приятелей в Никольское, является важным эпизодом романа. Главная его мысль — об одинаковости людей — напрямую связана с базаровским отношением к любви. Если все люди одинаковы, то любовь к одной-единственной женщине — бессмыслица, «гниль», «художество», всегда ведь можно отвернуться: «земля не клином сошлась». Недаром к этому спору возвращаются Базаров и Анна Сергеевна в сцене, предшествующей решительному объяснению. Базаров, вопреки своему самолюбию, сознаётся в своей неправоте, он готов согласиться, что «может быть, точно, всякий человек — загадка». Это равносильно признанию в любви, в невозможности заменить одну женщину на другую.

Автор подтверждает это, впервые подробно раскрывая чувства Базарова в главе 17: «…он скоро понял, что с ней „не добьешься толку“, а отвернуться от неё он, к изумлению своему, не имел сил». Тургенев показывает, на каком шатком основании покоилась вся самоуверенная философия Базарова. Любовь, завладев душой героя, выбивает у него почву из-под ног. Любовь и нигилизм, как оказывается, «две вещи несовместные». Осознав это, вы легко ответите на вопросы: почему Базаров воспринимает своё чувство как несчастье, безумие? Почему стремится побороть его?

Базарову легко было отрицать «романтизм» в других людях. Но теперь он с негодованием сознаёт романтика в самом себе. Теперь герой стоит перед выбором: признать свою неправоту и во всём остальном или сохранить верность своим убеждениям, теперь уже отрицая себя самого? Тургенев показывает, что испытание любовью становится катастрофой для Базарова, и не потому, что его любовь безответна, а потому, что это чувство вообще не укладывается в мировоззрение героя. Ситуация счастливой любви только затушевала бы драматизм происходящего, только отдалила бы на время неизбежный мировоззренческий кризис героя, но не отменила его.

Исследование души героя в состоянии нравственного кризиса, обнаружение всех глубин и возможностей его личности перед лицом жизненной катастрофы — излюбленный прием Тургенева.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. — М.: 2014

Базаров и его конфликт теории и жизни в романе «Отцы и дети»

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя. Базаров — главный герой романа «Отцы и дети» — удивительно яркая фигура, персонаж, в котором автор задумывал показать все молодое поколение того времени. Не следует забывать, что это произведение не просто описание событий того времени, но и глубоко прочувствованные вполне реальные проблемы. Дело в там, что дочь писателя Полина порой вызывала у того отчаяние — до такой степени отец и дочь перестали понимать друг друга. Тургенев осознавал, что современная молодежь пытается построить новую жизнь, «жить своим умом». Извечный конфликт поколений автор испытал на себе. Очень часто молодые люди относятся к ценностям, авторитетам и традициям не очень бережно, не так, как хотелось бы их родителям. Они зачастую не желают слушать осторожных и мудрых «стариков», не считаясь с их мнением. Таков был и Базаров.

Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви — это физиологическое влечение, нет красоты — это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии — она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он аргументированно и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не расставила все по своим местам.

Внутренний конфликт Базарова начинается с того момента, когда он встречает Анну Сергеевну Одинцову. С этого момента его жизнь кардинально меняется. Обычный «орган зрения» теперь вызывает в его душе волнение и трепет. То, к чему раньше он относился с презрением, теперь настигло его самого. Любовь, в существование которой он не верил, пришла и к нему. Но это было лишь началом крушения стройной базаровской концепции мира. Если он презирал простого русского мужика, то в конце он осознает свою неправоту. Если Базаров был упорным в доказывании своей точки зрения, то сама жизнь с неменьшим упорством разбивает его иллюзии и учит героя прислушиваться к своему сердцу. Если в начале романа Базаров — человек значительный, уважаемый, торжествующий и уверенный в своих силах и правоте, то к концу произведения он утрачивает свою уверенность, хоть и остается сильным, но это уже сила иного рода. Эта сила человека, познавшего горечь утраты, крушения иллюзий, другими словами, познавшего чувства, «жизнь сердца».

Одинцова не в состоянии ответить на чувство Базарова, он пугает ее, его любовь скорее похожа на злобу на нее, на себя самого за слабость. Да и сам Базаров не может дать того, что ей нужно — спокойствия, комфорта и гармонии, хотя следует признать, что он привлекает ее. Если первый раз герой может объяснить для себя отказ Анны Сергеевны барской изнеженностью, то отказ Фенечки, простой женщины, уже говорит о том, что уже в самой женской природе изначально заложены презираемые Базаровым высокая духовность и красота. Женщины подсознательно чувствуют агрессию и неприязнь, и редко что может заставить их ответить влюбленностью на презрение. Но испытание любовью — не последний этап мучений Базарова. Попадая в мировоззренческий кризис, герой начинает понимать загадку собственной души и окружающего мира. Он начинает понимать, что не на все вопросы наука может дать ответы. Такое положение вещей злит молодого нигилиста, и, хотя он отрицает «романтика» в себе, и любовь, и поэзия заняли прочное место в его душе.

Теория терпит поражение в схватке с реальной жизнью. Конечно, жить согласно теории намного легче и удобней, чем испытывать любовное томление, сомнения, робость, злость, обиду. Но, оберегая себя от переживаний, человек лишает себя права на настоящую, полноценную жизнь. Разумеется, можно навсегда запереться в тесной и душной комнате, чтобы уберечься от несчастного случая, но стоит ли вообще тогда жить на белом свете, если не узнать, что такое дышать свежим воздухом, не видеть рассвет и закат, не наблюдать смену времен года, не встречаться с друзьями?

Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви — это физиологическая потребность, нет красоты — это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии — она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. Кроме того, для нигилиста не существовало понятие культурного наследия и необходимости его хранить для потомков. Он считал это пережитком прошлого и ненужным рудиментом.

В своих спорах с Павлом Петровичем Базаров говорил о ненужности поэтов, о необходимости ученых. Он отрицал духовную красоту и вообще духовную сторону жизни человека. Его категоричность несколько однобока. Он действительно пока не видит практической выгоды от абстрактных ценностей. Но постепенно, шаг за шагом, Базаров прозревает. Первым этапом была встреча с Одинцовой, когда жизнь опровергла его первый постулат о том, что любви не существует. Герой понял, что любовь есть, от этого осознания его переполняют самые разные эмоции — дискомфорт от осознания собственной неправоты, злость на себя за мимолетную слабость, злость на Одинцову за то, что она появилась в его жизни. Базаров испытывает все что угодно, только не радость бытия, любовь его мучает, он горит в собственном огне. Его деятельная и логичная натура не может найти объяснения происходящему, и это раздражает его еще больше.

Желая стать народным героем, Базаров только отрывается от народа. Он желает получить уважение от тех, кого презирает, а такое невозможно. Трагичность образа Базарова заключается в его противоречивости. С одной стороны, он жаждет любви и хочет быть любимым, но не может себе этого позволить. Он чувствует себя несколько виноватым, что предал свою идею, и своим поведением, резким и грубым отталкивает Одинцову. Точно так же он желает добра своему народу, но совершенно не принимает в расчет глубокую духовность народа, его сложившуюся веками высокую культуру. Желая разрушить, «расчистить место» для новой жизни, как он говорит, Базаров бесцеремонно пытается перечеркнуть тысячелетний опыт человечества, что в принципе невозможно в данных условиях. До определенной степени Базаров прав. Наука необходима для продуктивного прогресса, для новых достижений, для облегчения жизни людей, но нельзя делать из нее самоцель, отрывать от потребностей простых людей.

Базаров — очень сильная и незаурядная личность. Но, как часто случается, его благие намерения не всегда приводят к ожидаемому результату. Противоречивость образа Базарова — лишь одна из граней трагичности. Другая проблема этой личности — сила, которая не находит выхода, Базаров одинок в своем нигилизме. Всех этих окружающих его так называемых единомышленников типа Кукшиной и Ситникова даже не стоит принимать в расчет. Эти персонажи — жалкая пародия на Базарова. Аркадий тоже не годится на роль последователя нигилиста. У Аркадия совсем иной путь, чем у Базарова, возможно, менее трудный и противоречивый, но не менее нужный. Судьба Аркадия лишена той надрывной трагичности, которая присутствует у Базарова. Но в жизни Аркадия Базаров сыграл огромную роль. Он заставил Аркадия как минимум, задуматься о своем жизненном пути и о пути России в целом.

Долгое время роман «Отцы и дети» в критической литературе вызывал разночтения и порождал диаметрально противоположные точки зрения. Так, очень часто либералы и консерваторы читали произведение как оправдание собственной мягкотелости, обличение резкости суждений молодежи, а революционеры находили близкие темы для себя. Такая однобокость угнетала писателя, но он ничего не мог поделать. Осознание противоречивости произведения пришло в критику уже многие годы спустя после смерти автора.

Нигилизм Базарова

Базаров, характер которого, безусловно, является одним из самых ярких в литературе 19 века, придерживался одного из наиболее популярных учений того времени — нигилизма, что в переводе с латыни означает «ничего». Герой не признает никаких авторитетов, не склоняется ни перед какими жизненными принципами. Главное для него — это наука и познание мира опытным путем.

Базаров цитаты

Любовная линия в романе

Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман «Отцы и дети». Базаров, закоренелый нигилист, отрицающий любые романтические чувства, влюбляется в молодую вдову Одинцову. Она покоряет его с первого же взгляда, когда он видит ее на балу. Она отличается от остальных женщин красотою, величавостью, ее походка грациозна, каждое движение по-королевски изящно. Но самая главная ее черта — ум и рассудительность. Как раз рассудительность помешает ей остаться с Базаровым. Поначалу их отношения кажутся дружескими, но читатель сразу же понимает, что между ними промелькнула искра любви. Однако ни один из них не в состоянии перешагнуть через свои принципы. Признание Евгения Базарова выглядит нелепо, ведь в момент откровения его глаза больше полны злости, чем любви. Базаров — образ сложный и противоречивый. Что заставляет его злиться? Конечно же, то, что его теория рухнула. Человек есть и всегда был существом с живым сердцем, в котором теплятся самые сильные чувства. Он, отрицающий любовь и романтику, покоряется женщиной. Идеи Базарова рухнули, они опровержены самой жизнью.

Внешний конфликт в романе

Как отмечалось выше, роман Тургенева многоплановый, в нем можно выделить два уровня конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым.

Споры с Павлом Петровичем Кирсановым касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров является по отношению к искусству, в первую очередь поэзии. Он видит в ней лишь пустой и никому не нужный романтизм. Второе, о чем ведут диалог герои — это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа — это божий храм, в котором человек отдыхает, они восхищаются ее красотой. Базаров (цитаты персонажа это подтверждают) категорически против такого воспевания, он считает, что природа — «это мастерская, и человек в ней работник». В конфликте с Павлом Петровичем герой часто проявляет себя довольно грубо. Нелестно он отзывается о нем в присутствии племянника — Аркадия Кирсанова. Все это показывает Базарова не с самой лучшей стороны. Именно за такое изображение героя впоследствии пострадает Тургенев. Базаров, характеристика которого во многих критических статьях сказывается не в пользу Тургенева, оказался незаслуженно поруган автором, некоторые считают даже, что Тургенев клевещет на все молодое поколение, незаслуженно обвиняя его во всех грехах. Однако не стоит забывать о том, что старшее поколение также отнюдь не восхваляется в тексте.

базаров характер

Общая характеристика (внешность, род занятий)

Как писатель-психолог, Тургенев продумал все до мелочей. Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя. У Базарова высокий лоб, что является признаком ума, узкие губы, говорящие о высокомерии и надменности. Однако большую роль играет одежда героя. Во-первых, она показывает, что Базаров является представителем демократов-разночинцев (молодое поколение, противопоставленное старшему поколению 40-х годов либералов-аристократов). Он одет в длинный черный балахон с кистями. На нем свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха — вот как одет Базаров. Образ получился более чем говорящий. Он не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Павла Петровича Кирсанова, внешний вид которого полностью противоположен. Простота в одежде — один из принципов нигилистов, чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к простому народу. Как показывает роман, герою и вправду удается сблизиться с простыми русскими людьми. Базарова любят крестьяне, за ним по пятам следуют дворовые ребятишки. По роду деятельности Базаров (характеристика героя в плане профессии) — врач. И кем бы еще он мог быть? Ведь все его суждения основываются на немецком материализме, где человек рассматривается лишь как система, в которой действуют свои физические и физиологические законы.

Дружба

Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны. В Аркадии, как и в его родне, слишком много романтизма. Он хочет наслаждаться природой, он хочет обзавестись семьей. Удивительно, но Базаров, цитаты которого в адрес Павла Петровича резки и недружелюбны, не презирает его за это. Он наставляет его на свой путь, понимая при этом, что истинным нигилистом Аркадий никогда не будет. В момент ссоры он оскорбляет Кирсанова, но его слова, скорее, необдуманны, чем злы. Недюжинный ум, сила характера, воля, спокойствие и самообладание — вот качества, которыми обладает Базаров. Характеристика Аркадия на его фоне выглядит слабее, ведь он не такая выдающаяся личность. Но Аркадий в финале романа остается счастливым семьянином, а Евгений умирает. Почему же?

Испытание Базарова любовью

Знакомство с Одинцовой

Знакомство с Одинцовой

Евгений Базаров знакомится с Анной Одинцовой на балу, организованным губернатором, на который он приехал вместе со своим другом — Аркадием. Увидев Анну, персонаж кратко произносит, что она «на остальных баб не похожа». Это положило начало испытанию Базарова любовью. Для героя женщины — это биологические объекты, он характеризуется наиболее упрощённым, «анатомическим» взглядом на женщин. Первоначальное поведение Евгения уже раскрыло то, что он относится к Одинцовой весьма неравнодушно. Но его также смущает то, что женщина смогла ему понравиться.

Окончательная влюблённость приходит к Базарову после того, как он приезжает в гости к Анне, куда она пригласила и его, и Аркадия Кирсанова, но герой пытается скрыть свои чувства. Впоследствии отношения Базарова и Одинцовой носят куда более серьёзный и трагический характер. Евгений, будучи на приёме у Одинцовой, уже готов отправиться домой, чтобы навестить родителей, но Анна просит его остаться.

Грубой ошибкой было бы думать, что Анна оставалась равнодушной к главному герою, ведь именно в тот момент что-то «словно её в сердце кольнуло». Через некоторое время главный герой всё-таки набирается сил рассказать героине о своих чувствах к ней, но, к сожалению, он был ею так и не понят, отвержен.

Смерть Базарова является трагическим финалом, который обрывает историю его любви и приносит ему душевное спокойствие в любовных делах, ведь суметь выдержать навалившийся на него груз и повлиять в дальнейшем на ситуацию он не может.

Нигилизм Базарова

Одной из главных проблем произведения «Отцы и дети» становится борьба барской и демократической России. Главный герой романа считает себя «нигилистом». Персонажи книги рассуждают об этом термине совершенно по-иному:

Нигилизм Базарова

  1. Аркадий Кирсанов, друг Базарова, хоть и считает себя его приемником, но говорит, что нигилистом является такой человек, который относится ко всему с точки зрения критического мышления.
  2. Один из представителей другого поколения — Павел Петрович — объясняет это понятие следующим образом: «Нигилист — человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами и не принимает ни одного принципа на веру».
  3. Сам Базаров связывает нигилизм с мировоззрением материалистов, с расцветом естественно-научного знания.

Главный герой и вправду ничему не верил без проверки, критично проверял всё незыблемой практикой, окружающий мир воспринимал не как храм, а как мастерскую, в которой человек является тружеником. Евгений Базаров никогда не отсиживался сложа руки, не сибаритствовал, как тот же Аркадий, например. Персонаж полностью не принимал искусство со всеми его проявлениями, не веровал в любовную составляющую мира, презирая любовь во всех её началах и называя её романтической и вздорной. Творчество Александра Сергеевича Пушкина обозначал ерундой, а игру на виолончели — стыдом и срамом.

Евгением Базаровым было сказано, что приличный химик куда полезнее искусного поэта. Героем ценилось только то, что является материальным, а всё духовное подвергалась гонению и отрицанию. Только своей теорией гордился главный персонаж романа, считая её истины незыблемыми.

Женские образы в романе

Одну из особенных ролей занимают образы женщин И. С. Тургенева. Эти образы всегда одарены лёгкой романтикой: автор видит в девушке существо высшего порядка, одарённое некой недоступной мужчинам тайной. Именно женское начало меняет на корню героев, пробуждая у них лучшие качества, какие у них не проявлялись до этого. Подобное произошло и с главным героем романа «Отцы и дети» — Евгением Базаровым.

Женские образы в романе

Сначала персонаж, узнав о несчастной судьбе Павла Петровича, дал краткий ответ, что человека, который ставит целью своей жизни любовь не может являться мужчиной и самцом. Но на пути Базарова появляется Анна Одинцова, на которую тот сразу обращает внимание, а позже понимает, что она для него — особенная. Ему по нраву её присутствие, а нахождение рядом с Анной вызывало у Базарова счастье.

Герой не замечал, что пытается всеми силами завладеть вниманием Анны. Он отрицал свои чувства, закрываясь грубостью и чёрствостью, пытаясь выйти из её поля зрения. Постепенно начали проявляться перемены в образе героя — он менялся, злился и тревожился, пытаясь придерживаться своей ранней теорией «Нравится тебе женщина — старайся добиться толку, а нельзя — отвернись». Хоть толку от Одинцовой было добиться практически невозможно, персонаж всё-таки не смог от неё отвернуться. Присутствовало невольное осознание романтического в себе при мыслях о ней.

Любовь в его душе не выдержала долгого томления, она настойчиво требовала раскрытия, а его борьба с этим чувством проходила безрезультатно. В итоге Базаров признался Анне в своих чувствах, но та любить не могла. Главный герой, не дождавшись взаимности, бежал в отчий дом не столько от героини, сколько от самого себя.

Трагический финал

Прошёл ли Базаров испытание любовью? Герой всё-таки был сильной натурой, он не раскис, а лишь был разочарован в своей теории, потому что им завладело то, что он считал презрительным и вызывающим отторжение. Персонаж начал осознавать, что такое чувство, как любовь, является более сложной, чем его теории, и оно не подчиняется никаким научным законам. Именно это и подтвердило несостоятельность нигилизма.

Чувство любви привело героя к глубокому кризису его взглядов и перемене отношения к жизни, вызвало внутренний конфликт. К сожалению, Базаров и Одинцова испытание любовью не прошли, ведь отсутствие у Одинцовой способности любить, нужда в переосмыслении идей и принципов приводят Евгения Базарова к трагической гибели, так как это является единственным способом достижения спокойствия в полной мере.

И. С. Тургенев описывает невозможность без следа отрицать основы бытия человека:

  • Духовное в человеке всегда побеждает.
  • Чувства, которые расцветают в душе даже главного нигилиста, имеют силу сгубить все устои, принципы и идеи, неспособные выдерживать её натиск.
  • Нельзя относиться презрительно к истинным ценностям человека, ведь такая позиция ведёт к безграничному внутреннему сражению только с самим собой.
  • Повсеместно нужно осознавать, что перед любовью бессилен каждый.

Таким образом, для Тургенева именно любовь является основным критерием бытия человека, способным затмить все остальные духовно-нравственные верования и низвергнуть даже самых отъявленных нигилистов.

Еще материалы по произведению И.Тургенева «Отцы и дети»:

  • Сочинение на тему: «Что делает Евгения Базарова героем своего времени?»
  • Характеристика Базарова
  • Сочинение-рассуждение на тему «Нужны ли Базаровы России»
  • Сочинение на тему: «Базаров-нигилист»
  • Женские образы — сравнительная характеристика героинь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Анна Одинцова — характеристика героини
  • Критика о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • 10 глава романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» — анализ и подробный разбор
  • Виктор Ситников — характеристика героя в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Дуэль Базарова и Павла Петровича — описание и анализ эпизода
  • Павел Петрович Кирсанов — характеристика главного героя романа
  • Смерть Евгения Базарова — анализ эпизода в романе
  • «Отцы и дети» — цитаты для сочинения
  • Любовь Евгения Базарова и Анны Одинцовой в романе
  • Спор Евгения Базарова и Павла Петровича в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью

В творчестве Тургенева мы сталкиваемся с особенным пониманием любви как высшего взлёта и труднейшего испытания для человека. Испытание любовью предстоит пройти и Базарову, герою романа «Отцы и дети». Этот сюжетный приём позволяет автору максимально выявить свойства души героя, в особенности такие, которые в обычной жизни глубоко скрыты.

В предыдущих романах автор ставил на пути героя молодую девушку, неопытность которой контрастировала с силой души и цельностью натуры. В «Отцах и детях» такая героиня есть, это Катя. Но в отличие от Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой, она не только не увлекается передовым человеком своей эпохи, но, может быть, менее всех остальных героев романа попадает под его влияние. Катя с первого взгляда, с первого слова Базарова узнаёт в нём «чужого», случайного в их среде человека. На пути Базарова встаёт другая женщина, такая, из которой уже не вылепить всё что захочешь, — сильная, уверенная в себе Анна Сергеевна Одинцова.

В отличие от Кирсанова, Анна Сергеевна действительно интересуется взглядами своего гостя и старается их понять, она опирается не на «принсипы», а на свой жизненный опыт. Без всякого раздражения и возмущения Одинцова в сократической беседе при помощи точных и конкретных вопросов ведёт оппонента ко всё более полному изложению его позиции и тем самым обнаруживает слабость этой позиции. Последнее утверждение Базарова, что у всех будет одна и та же селезёнка, выглядит абсурдным, особенно в устах медика и естествоиспытателя.

Работа над образом Одинцовой позволит понять, что эта женщина не уступает Базарову в силе ума и характера, потому их отношения с самого начала носят характер поединка равных. Одинцова молода, но, подобно всем «отцам», она живёт без ясной цели, приспосабливаясь к потоку жизни. В Базарове её привлекает целеустремлённость, воля; он кажется человеком, знающим как и для чего жить, способным творить действительность, а не подчиняться ей.

Анализ эпизодов, раскрывающих историю любви Базарова, даёт богатый материал для усвоения особенностей тургеневского психологизма. Особенно выигрышно сопоставление приёмов, раскрывающих внутренний мир Аркадия и чувства Базарова.

Выделим несколько наиболее значительных эпизодов.

1. Встреча на балу.

Сопоставим рассказ автора о впечатлении, которое произвела Анна Сергеевна на Аркадия, с тем, как раскрыты впечатления Базарова. С одной стороны, подробное авторское описание, с другой — короткие реплики самого героя, данные без всякого комментария. В этих репликах раскрывается не столько впечатление Базарова от нынешней встречи, сколько его взгляд на женщину вообще.

2. Разговор в гостинице.

Здесь в роли наблюдателя выступает Аркадий, словно сливаясь с автором, он подмечает и прелесть Одинцовой, казавшейся ещё моложе в простом белом платье, её внимательный взгляд, обращённый к Базарову, и необычные детали в поведении самого Базарова: внезапное смущение, прикрываемое напускной развязностью, желание занять свою собеседницу, сдержанность в разговоре. В репликах Базарова после этой встречи звучит невольное уважение, хотя и высказанное с обычной для него грубоватой прямотой.

Уже на этом этапе можно задаться вопросами: почему Тургенев так часто поручает Аркадию подметить особенности поведения Базарова? Почему отказывается от подробного освещения его чувств? Такой приём позволяет автору решить сразу несколько задач: показать привязанность Аркадия к старшему другу, его увлечённость не столько идеями, сколько самой личностью Базарова, преданно-внимательное всматривание в облик друга, свойственное искренней юношеской дружбе. Этим подчёркивается высокомерно-пренебрежительное отношение Базарова к его молодому товарищу, самолюбие и эгоцентризм нигилиста, для которого Аркадий не слишком отличается от Ситникова. Этот приём помогает автору как бы отстраниться от Базарова, избежать поверхностной и несправедливой оценки чувств человека, чей внутренний мир для него чужд и непонятен. Оставаясь в пределах внешнего рисунка, автор мастерски создаёт иллюзию объективности, беспристрастности в изображении героя.

Сделаем вывод об особенностях тургеневского психологизма. Тургенев умеет давать полное и детальное изображение душевной жизни героя (размышления Николая Петровича в главе II и др.), но чаще он выступает «тайным психологом». Тогда особое значение приобретает художественная деталь, выразительное умолчание, подтекст, при помощи которых мы, словно бы помимо воли автора, проникаем в чувства героя, осознаём происходящее в его душе.

Спор, возникший между Одинцовой и Базаровым в день приезда приятелей в Никольское, является важным эпизодом романа. Главная его мысль — об одинаковости людей — напрямую связана с базаровским отношением к любви. Если все люди одинаковы, то любовь к одной-единственной женщине — бессмыслица, «гниль», «художество», всегда ведь можно отвернуться: «земля не клином сошлась». Недаром к этому спору возвращаются Базаров и Анна Сергеевна в сцене, предшествующей решительному объяснению. Базаров, вопреки своему самолюбию, сознаётся в своей неправоте, он готов согласиться, что «может быть, точно, всякий человек — загадка». Это равносильно признанию в любви, в невозможности заменить одну женщину на другую.

Автор подтверждает это, впервые подробно раскрывая чувства Базарова в главе 17: «…он скоро понял, что с ней „не добьешься толку“, а отвернуться от неё он, к изумлению своему, не имел сил». Тургенев показывает, на каком шатком основании покоилась вся самоуверенная философия Базарова. Любовь, завладев душой героя, выбивает у него почву из-под ног. Любовь и нигилизм, как оказывается, «две вещи несовместные». Осознав это, вы легко ответите на вопросы: почему Базаров воспринимает своё чувство как несчастье, безумие? Почему стремится побороть его?

Базарову легко было отрицать «романтизм» в других людях. Но теперь он с негодованием сознаёт романтика в самом себе. Теперь герой стоит перед выбором: признать свою неправоту и во всём остальном или сохранить верность своим убеждениям, теперь уже отрицая себя самого? Тургенев показывает, что испытание любовью становится катастрофой для Базарова, и не потому, что его любовь безответна, а потому, что это чувство вообще не укладывается в мировоззрение героя. Ситуация счастливой любви только затушевала бы драматизм происходящего, только отдалила бы на время неизбежный мировоззренческий кризис героя, но не отменила его.

Исследование души героя в состоянии нравственного кризиса, обнаружение всех глубин и возможностей его личности перед лицом жизненной катастрофы — излюбленный прием Тургенева.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. — М.: 2014

В чем внутренняя противоречивость воззрений Базарова?

Стр 1 из 4Следующая ⇒

В чем внутренняя противоречивость воззрений Базарова?

Базаров – очень противоречивый персонаж. Базаров человек нового времени, он несет в себе перемены для старого уклада жизни персонажей. Он одинок в своем пути не каждый человек поддерживает его теории и нигилизм, люди либо не понимают и отрицают его идеологию, либо они становятся лишь жалким подражанием Базарову.

Нигили́зм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры

Базаров – нигилист, он отрицает многие вещи: такие как любовь, аристократизм, принципы и старый уклад жизни русского народа. Он отстаивает свои права и свято следовал идеологии нигилизма.

Встреча с Одинцовой становится роковой для Базарова, Базаров влюбляется в Анну Сергеевну, хотя сам считает любовь непростительной дуростью, он нарушает заповеди нигилизма. Благодаря Одинцовой, в Базарове просыпается внутренний романтик, он ищет встречи с Одинцовой, признается ей в своих чувствах, хочет с ней близости. Она же хочет покоя, ей не нужна любовь Базарова. С этого момента внутри Базаров идет борьба нигилиста и романтика в этой борьбе побеждает романтизм – любовь делает Базарова слабым и невнимательным, он допускает не простительную ошибку для врача, которая приводит его к летальному исходу.

Ведь и Базаров на протяжении романа, и чем ближе к концу, тем более явственно, прячет в нигилизме свое тревожное, любящее, бунтующее сердце. После знакомства с Ситниковым и Кукшиной в самом Базарове начинают резче проступать черты самоломанности.

Любовь к Одинцовой – начало трагического возмездия заносчивому Базарову: она раскалывает душу героя на две половины.

Отныне в нем живут и действуют два человека. Один из них – убежденный противник романтических чувств, отрицающий духовные основы любви. Другой – страстно и одухотворенно любящий человек, столкнувшийся с подлинным таинством этого чувства:

Вспыхнувшее в Базарове любовное чувство заставляет стыдиться своего ученика и все чаще избегать общения с ним. Обе стороны до известной степени правы – этот принцип античной трагедии проходит через все конфликты романа, а в любовной его истории завершается тем, что Тургенев сводит аристократа Кирсанова и демократа Базарова в сердечном влечении к Фенечке и ее народным инстинктом выверяет ограниченность того и другого героя.

В чем можно согласиться с трактовкой статьи добролюбова катерина луч света в темном царстве

Согласие

Добролюбов в статье заявил о том, что Катерина – это новый тип персонажей , что это существенный шаг вперед не только в творчестве островского, но и во всей русской литературе. Таких героинь подобных Катерине, в русской литературе не было.

Решительный и сильный русский характер, вынужден протестовать в среде Диких и Кобаних «….Самый сильны протест бывает тот, который поднимается из груди самых слабых и терпеливых .»

Характер у Катерины не буйный, а любящий и созидающий, она пытается все облагородить и осмыслить в своем воображении.

Но она все делает по влечению натуры, без отчетливого сознания. Она воспитана в понятиях данной среды, она даже готова искренне следовать всем нормам и требованием, в которых она воспитана. Поскольку у нее нет образование, она не может отречься от этих догм.

Не случайно по мнению Добролюбова, Катерина влюбляется в Бориса, не только внешность и образованность привлекают в нем Катерину, рано или поздно, Катерина бы изменила бы Тихону, но проблема в том, что сделать она это может только с Борисом. Измена – это желание свободы, вызванное из-за смертельной тоски и унижений от Кобановых и несчастного брака с Тихоном.

Добролюбов выражает желание, чтобы Катерина другим способом избавиться от своих мучителей, Катерина не против побега. Но Борис не герой и полюбила она его больше на безлюдье.

Катерина не хочет мириться с прозябанием, которое ей дают в обмен на ее живую душу. Что это за прозябание мы понимаем по фразе Тихона ф финале пьесе.

Несогласие:

Добролюбов не учитывает религиозность Катерины, он не разграничивает религиозность Кабанихи и Катерина, это совершенно разные религиозности, Кобаниха усвоила только догмы и ими она изводит окружающих, тогда как Катерина верит в Бога по-настоящему и судит себя по религиозным законам.

В чем внутренняя противоречивость воззрений Базарова?

Базаров – очень противоречивый персонаж. Базаров человек нового времени, он несет в себе перемены для старого уклада жизни персонажей. Он одинок в своем пути не каждый человек поддерживает его теории и нигилизм, люди либо не понимают и отрицают его идеологию, либо они становятся лишь жалким подражанием Базарову.

Нигили́зм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры

Базаров – нигилист, он отрицает многие вещи: такие как любовь, аристократизм, принципы и старый уклад жизни русского народа. Он отстаивает свои права и свято следовал идеологии нигилизма.

Встреча с Одинцовой становится роковой для Базарова, Базаров влюбляется в Анну Сергеевну, хотя сам считает любовь непростительной дуростью, он нарушает заповеди нигилизма. Благодаря Одинцовой, в Базарове просыпается внутренний романтик, он ищет встречи с Одинцовой, признается ей в своих чувствах, хочет с ней близости. Она же хочет покоя, ей не нужна любовь Базарова. С этого момента внутри Базаров идет борьба нигилиста и романтика в этой борьбе побеждает романтизм – любовь делает Базарова слабым и невнимательным, он допускает не простительную ошибку для врача, которая приводит его к летальному исходу.

Ведь и Базаров на протяжении романа, и чем ближе к концу, тем более явственно, прячет в нигилизме свое тревожное, любящее, бунтующее сердце. После знакомства с Ситниковым и Кукшиной в самом Базарове начинают резче проступать черты самоломанности.

Любовь к Одинцовой – начало трагического возмездия заносчивому Базарову: она раскалывает душу героя на две половины.

Отныне в нем живут и действуют два человека. Один из них – убежденный противник романтических чувств, отрицающий духовные основы любви. Другой – страстно и одухотворенно любящий человек, столкнувшийся с подлинным таинством этого чувства:

Вспыхнувшее в Базарове любовное чувство заставляет стыдиться своего ученика и все чаще избегать общения с ним. Обе стороны до известной степени правы – этот принцип античной трагедии проходит через все конфликты романа, а в любовной его истории завершается тем, что Тургенев сводит аристократа Кирсанова и демократа Базарова в сердечном влечении к Фенечке и ее народным инстинктом выверяет ограниченность того и другого героя.

1Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Сочинение на тему: Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» (второй вариант)

Написанный в 1862 году, роман «Отцы и дети» яв­ляется документальным свидетельством происходившей в ту эпоху борьбы между различными общественными силами Российской империи. Центральным и животрепе­щущим вопросом того времени была отмена крепостного права, а также последующая реформа сельского хозяйства и характер этой реформы. Дворяне-либералы и револю­ционно настроенные демократы того времени отстаива­ли собственные взгляды на процесс реформации, и автор изобразил в романе некоторые эпизоды той дискуссии, которая продолжалась между этими противоборствующи­ми общественными движениями.

Центральным образом произведения является образ разночинца Базарова, сына штабного лекаря (сам Базаров также выбрал для себя профессию врача). Этот человек с самого начала повествования отличается от всех прочих персонажей романа своей простотой, прямотой и откро­венностью. Он честен, всегда старается говорить только то, что на самом деле думает, ведет себя максимально понятно, а его речь отличается точностью. Внешность Базарова, согласно описанию, данному автором, далека от идеала — он не очень красив, не может похвастать­ся правильными чертами лица или модным гардеробом. Одежда Базарова подбирается героем по принципу «на первом месте — комфорт»: она не очень красива, даже в какой-то мере старомодна. Вопросы моды и собственно­го внешнего вида не очень волнуют Базарова. Поведение его отличается сдержанностью и некоторым эгоизмом: это более всего проявляется в отношениях с любящими его родителями. Базаров, несмотря на все его утвержде­ния о том, что он любит своих родителей, в отношениях

с ними ведет себя крайне эгоистично, никак не прояв­ляя пресловутую сыновнюю любовь. Жизнь Базарова пол­ностью подчинена его принципам, которых он старает­ся строго придерживаться. Нигилист и скептик, Базаров не приемлет никаких авторитетов, не принимает ничего на веру и бездоказательно, он враг пустой философии. Идеальной наукой, по мнению Базарова, является на­ука прикладная. Именно по этой же причине Базаров не может по достоинству оценить любое искусство, будь то музыка, поэзия или живопись. Жизненная позиция Базарова кажется читателю практически незыблемой. Кажется, что ничто на свете не сможет поколебать его убеждений, ничто не заставит изменить свою точку зре­ния на окружающий мир и место человека в нем. Но когда Базаров влюбляется в Анну Сергеевну, причем влюбляется безнадежно и безответно, все его принципы и убеждения отходят на второй план.

Все, что Базаров осуждал и презирал в других людях, он на этот раз обречен увидеть в самом себе. Внутренний конфликт оказывается неразрешимым для этого жестко­го, принципиального, строгого к себе и к окружающему миру человека. Именно в этом заключается трагизм об­раза Базарова — практичный, самокритичный, трудолю­бивый человек, попадая в плен романтических чувств, становится жертвой саморазрушения.

  • Внутренне содрогнуться как пишется
  • Внутренне содержательный как пишется
  • Внук и бабушка в бане рассказ
  • Вне зоны ответственности как пишется
  • Внос вынос как пишется