Водяной из советской сказки

В 1979 году режиссёр Гарри Бардин снимает для студии «Союзмультфильм» анимационный мюзикл, который впоследствии станет легендарным и будет любим несколькими поколениями — «Летучий корабль». Что же такого особенного было в этом рисованном фильме, в его сюжете, музыке и анимации, что помогло покорить сердца зрителей? Давайте вспомним!

Как нередко бывает в детских сказках, в «Летучем корабле» мы узнаём об истории «некоторого царства». У мультфильма довольно незамысловатый сюжет: царь-государь стремится выгодно выдать замуж дочь, сватая для нее боярина Полкана. Однако браку не суждено состояться, ведь красавица Забава «не хочет по расчёту» и влюбляется в «простого человека» Ваню. Заполучить в жёны царскую дочь для трубочиста — задача не из лёгких. И молодые придумывают план: царевна ставит условие, что мужем её станет лишь тот, кто построит волшебный Летучий корабль. Иван, конечно же, берётся за дело, а помогают ему в этом различные сказочные персонажи.

Сюжет мультфильма близок зрителю любого возраста, ведь это знакомая всем с детства русская народная сказка. Именно такие рассказывали нам бабушки перед сном, они откликаются в сердце самыми тёплыми чувствами. Следующий, не менее важный компонент успеха в реалиях Советского Союза (ведь, как известно, все мультфильмы, допущенные до широкого зрителя, так или иначе несли отпечаток идеологии) — посыл анимации. Это история о том, что бескорыстие, искренняя любовь и честность всегда побеждают хитрость, коварство и злобу.

Разумеется, своим успехом сказка обязана не только режиссёру Гарри Бардину (автор таких легендарных мультфильмов как «Чуча», «Кот в сапогах», «Гадкий утёнок»). Так как практически все диалоги и монологи мультфильма представлены в форме песен, огромную роль сыграла музыкальная составляющая. Композитору Максиму Дунаевскому удалось создать индивидуальный и при этом идеально сочетающийся с анимацией стиль. При просмотре мультфильма музыкальное сопровождение отдаётся в памяти старыми народными песнями, мотивы которых заложены в основу. Над музыкой Дунаевскому помогал работать специально приглашённый советский вокально-инструментальный ансамбль «Фестиваль», созданный Дунаевским и Марком Айзиковичем в 1977 году.

За тексты к музыке принялся известный поэт-песенник Юрий Энтин. Именно ему принадлежат строчки из «Песни Забавы», «Песни о мечте», «Частушек Бабок-Ёжек» и других. Слова к «Песне Водяного», кстати, Юрий Энтин написал за 10 минут, сидя в ванной.

В интервью порталу KM.RU поэт-песенник говорил: «Помню, я даже спросил у режиссёра: «А кто такой Водяной? Про него в сценарии ничего не написано, кроме того, что он Ивану показывает дорогу…» А тот мне отвечает: «Ты у нас поэт, вот и придумывай!» Чтобы действительно почувствовать себя Водяным, я залез в ванну, а рядом положил ручку и бумагу. Минут через 10 текст был готов». Однако сложности ждали впереди — в этот раз «мучеником» стал Максим Дунаевский. Арию Водяного композитор менял не менее пяти раз по требованию Юрия Энтина. «Песню Водяного» исполнил Анатолий Папанов — советский актёр театра и кино, известный своей потрясающей ролью в «Бриллиантовой руке» и умением прекрасно озвучивать анимационные картины. Этот навык Папанов также ярко проявил при озвучке мультсериала «Ну, погоди!».

Следующий не менее интересный факт связан с арией Бабы-яги. Мало кто знает, однако изначально эта героиня народных сказок должна была быть представлена в мультфильме в одном экземпляре. Поэт уже подготовил арию для Бабы-Яги, которая звучала следующим образом.

Меня вы знаете так слабо,

Во мне вы видите врага.

А я, во-первых, просто баба,

И только во-вторых, Яга!

Несмотря на старания Юрия Энтина, режиссёр Гарри Бардин вдруг решил — необычнее будет ввести целый шабаш «Бабок-Ёжек». В связи с этим арию было решено заменить частушками, которые исполнила женская академическая группа Московского Камерного Хора. Бесспорно, это было одним из лучших решений, ведь именно эту композицию зачастую вспоминают при мысли о «Летучем корабле»: «Я была навеселе, я летала на метле!»

Озвучка, которую взяли на себя известные артисты Советского Союза, стала последним штрихом. Михаил Боярский предстал в роли Ивана, Татьяна Шабельникова стала Забавой, Рогволд Суховерко и Марк Айзикович озвучили речь и вокал Полкана, а за царя взялся сам режиссёр.

Художникам-мультипликаторам Галине Зебровой, Эльвире Масловой, Александру Мазаеву, Виктору Лихачёву удалось создать анимацию, которая прекрасно погружает зрителя в атмосферу русской сказки, а образы героев надолго запомнились и детям, и взрослым.

«Летучий корабль» стал важной частью нашего Советского наследия. Эти мультфильмы — то на чем росли наши родители и мы сами, то, чем мы захотим поделиться с нашими детьми. Вот бы и они взрослели вместе с такими замечательными мультфильмами… «Ах, если бы сбылась моя мечта!»

Лежит на возу мужик, трубочку посасывает — продает черного козла. А народу на ярмарке — труба нетолченая.

Подходит к мужику седой старец, кафтан на нем новый, а полы мокрешеньки.

— Ишь, угораздило тебя на сухом месте измочиться,- сказал мужик.

Поглядел старец из-под косматых бровей и спрашивает:

— А ты пустяки не говори; продажный козел-то?

— Не для себя же я козла привел; продажный.

Сторговались за три рубля, старик увел козла, а мужик принялся в кисет деньги совать и видит — вместе трешницы лягушиная шкурка.

— Держите его, православные! — закричал мужик.- Водяной по ярмарке ходит!

Собрался народ: стали шуметь, рукавицами махать; мужика в волостную избу повели; продержали весь день и выпустили; и пошел он в сумерки домой, а дорога — лесом. Вдруг видит мужик: идет его козел, крутые рога опустил, топает ножками, а на нем верхом чучело сидит зеленое, рачьи усы растопыркой, глаза плошками.

Проехало чучело, ухватило лапой мужика, посадило с собой рядом; помчались к озеру да с кручи вместе прыг в воду, очутились на зеленом дне.

— Ну,- говорит ему чучело,- народ мутить, меня ловить будешь али нет?

— Нет, уж теперь мне, батюшка водяной, не до смеху.

— А чем ты себя можешь оправдать, чтобы я тебя сейчас не съел?

— Мы народ рабочий,- отвечает мужик,- поработаю на тебя.

— А что делать умеешь?

— Неученые мы, батюшка водяной, только баклуши и бьем.

— Хорошо,- говорит водяной,- бей баклуши…- и ушел.

Стал мужик из осиновых чурбанов баклуши бить, сам плачет, рыдает. Много набил, целую кучу. Пришел водяной и удивился:

— Ты что это вытворяешь?

— Баклуши бью, как вы приказали.

— А на что мне баклуши?

Почесал мужик спину:

— Ложки из них делать.

— А на что мне ложки?

— Горячее хлебать.

— Ах ты, дурень, ведь я одну сырую рыбу ем. Ни к чему ты, мужик, не годишься. Держись.

Щелкнул водяной мужика по маковке и обернул его в ерша.

Потом усы раздвинул, рот раскрыл и стал ерша заглатывать. А мужик, хоть и в ерша перевернулся, и тут угодить не мог; уперся водяному поперек горла щетиной. Закашлял водяной, задавился, вытащил ерша и выкинул его из воды на берег. Отдышался мужик, встал на ноги в своем виде, почесался и сказал:

— Ну да, оно ведь это тоже нелегко, с крестьянством-то.

  • Следующая сказка → Алексей Толстой — Ведьмак
  • Предыдущая сказка → Алексей Толстой — Кикимора

Читать сказку «Алексей Толстой — Водяной» на сайте РуСтих онлайн: лучшие народные сказки для детей и взрослых. Поучительные сказки для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.

Звезда советских киносказок Анатолий Кубацкий | Фото: kino-teatr.ru

Звезда советских киносказок Анатолий Кубацкий | Фото: kino-teatr.ru

1 ноября исполняется 110 лет со дня рождения советского актера театра и кино, одного из самых известных героев киносказок Анатолия Кубацкого. Не одно поколение зрителей выросло на этих фильмах и наверняка помнит его по образам Водяного Водокрута 13-го из «Марьи-искусницы», кума Панаса из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и Короля Йагупопа из «Королевства кривых зеркал». А вот судьба самого актера мало была похожа на сказку: последние годы он провел в Доме ветеранов кино, в забвении и одиночестве.

Актер в молодости | Фото: nastroy.net

Актер в молодости | Фото: nastroy.net

Анатолий Кубацкий родился в 1908 г. в Москве. В 1913 г., когда праздновалось 300-летие дома Романовых, Кубацкому довелось увидеть последнего российского императора: его мать вместе с детьми стояла в толпе, когда Николай II проезжал по московским улицам. До революции Анатолий 3 года отучился в церковно-приходской школе, во время Октябрьского переворота он вместе с другими мальчишками бегал смотреть на баррикады, затем пережил времена голода и эпидемии брюшного тифа, поступил в училище, артиллеристом участвовал в Советско-финской войне, был в окружении.

Кадр из фильма *Земля и люди*, 1955 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Земля и люди*, 1955 | Фото: kino-teatr.ru

Театром он увлекся еще в юности – его старший брат участвовал в любительских постановках, часто репетировал дома, вместе они рисовали афиши, в квартире Кубацких часто устраивали театрализованные представления. Театральное образование Кубацкий получил в студии Юрия Завадского, и еще во время учебы снялся в своем первом фильме. Это было в 1928 г., когда актеру было всего 20 лет, а затем он надолго пропал с экранов и 25 лет выступал только в театре.

Анатолий Кубацкий в фильме *Случай в тайге*, 1953 | Фото: kino-teatr.ru

Анатолий Кубацкий в фильме *Случай в тайге*, 1953 | Фото: kino-teatr.ru

Первую заметную кинороль Анатолий Кубацкий получил только в 45 лет. Раскрыть актерский талант Кубацкому помог фильм «Случай в тайге» в 1953 г., после чего он начал сниматься в кино. Всесоюзную популярность актеру принесли роли в знаменитых киносказках Александра Роу, в каждой из которых он представал в другом образе, создав целую галерею ярких сказочных персонажей: король Унылио в фильме «Новые похождения Кота в сапогах», атаман разбойников в «Морозко», кум Панас в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», Водяной Водокрут 13-й в «Марье-искуснице», король Йагупоп 77-й в «Королевстве кривых зеркал», дьяк Афоня в фильме «Варвара-краса, длинная коса». За всю творческую биографию он сыграл около 40 ролей, и хотя большинство из них были эпизодическими, зрители до сих пор помнят всех его героев.

Кадр из фильма *Убийство на улице Данте*, 1956 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Убийство на улице Данте*, 1956 | Фото: kino-teatr.ru

Их сотрудничество с Александром Роу продолжалось до самой смерти режиссера. И хотя Кубацкий был одним из любимых его актеров, их отношения не всегда складывались гладко. Однажды актер попытался в категоричной форме убедить режиссера в том, что ему не стоит снимать во всех своих фильмах одних и тех же актеров. И в следующей киносказке не получил роль! Но этот конфликт не поставил крест на их совместной работе, и вскоре Роу снова пригласил его сниматься.

Анатолий Кубацкий в фильме *Новые похождения Кота в сапогах*, 1958 | Фото: kino-teatr.ru

Анатолий Кубацкий в фильме *Новые похождения Кота в сапогах*, 1958 | Фото: kino-teatr.ru

Анатолий Кубацкий в фильме *Марья-искусница*, 1959 | Фото: kino-teatr.ru

Анатолий Кубацкий в фильме *Марья-искусница*, 1959 | Фото: kino-teatr.ru

С 1931 г. Анатолий Кубацкий работал на радио и озвучивал мультфильмы, это его голосом Гном из «Заколдованного мальчика» пел: «Куда идет премудрый Гном? А Гном идет купаться!». Однажды на стадионе в концерте «Товарищ кино» актер услышал громкий женский возглас: «А я его знаю с детства!» Многие зрители могли бы сказать то же самое, но его редко узнавали без грима, и даже имя актера было мало известно широкой публике.

Актер в роли кума Панаса в *Вечерах на хуторе близ Диканьки*, 1961 | Фото: kino-teatr.ru

Актер в роли кума Панаса в *Вечерах на хуторе близ Диканьки*, 1961 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Яблоко раздора*, 1962 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Яблоко раздора*, 1962 | Фото: kino-teatr.ru

Всю жизнь он оставался человеком скромным и принципиальным – никогда ничего не просил, не напоминал о себе режиссерам, не боролся за звания и премии, редко давал интервью, не участвовал в светских мероприятиях. В 65 лет актер вышел на пенсию и после этого почти перестал сниматься в кино. Анатолий Кубацкий никогда не скрывал того, что на первом месте для него оставалась не работа, а семья. Со своей женой он прожил 52 года, пока в 1987 она не ушла из жизни. Ее смерть стала большим потрясением для актера. На тот момент у их сына уже была своя семья, и он мало времени проводил с отцом. Кубацкий почувствовал себя лишним и принял решение переехать в Дом ветеранов кино. Когда ему было почти 80 лет, он оставил квартиру сыну и уехал.

Анатолий Кубацкий в фильме *Королевство кривых зеркал*, 1963 | Фото: regnum.ru

Анатолий Кубацкий в фильме *Королевство кривых зеркал*, 1963 | Фото: regnum.ru

Кадр из фильма *Морозко*, 1964 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Морозко*, 1964 | Фото: kino-teatr.ru

Его последние годы сложно было назвать счастливыми и благополучными. В Доме ветеранов актер, которого знала вся страна, чувствовал себя забытым, одиноким и никому не нужным. Сын навещал его нечасто, друзей у него почти не осталось, в Доме ветеранов общаться было не с кем – там находилось не больше 20 человек. В одном из последних интервью Кубацкий с горечью говорил: «Разные ведь бывают характеры. У меня какой? Акакия Акакиевича знаете? Вот я Башмачкин. Я сознательно ушел на пенсию, решив: буду нужен – найдут. А не нужен – ну, значит, такая судьба… Это раньше я выходил на улицу Горького и только и делал, что здоровался. В последние годы уже никто не здоровается…».

Анатолий Кубацкий в фильме *Варвара-краса, длинная коса*, 1969 | Фото: kino-teatr.ru

Анатолий Кубацкий в фильме *Варвара-краса, длинная коса*, 1969 | Фото: kino-teatr.ru

В последние годы актер жил только воспоминаниями. Большим ударом стало для него то, что когда он находился в больнице, у него украли самое дорогое – чемодан с личными вещами покойной жены. В милиции виновных так и не нашли, в дирекции Дома ветеранов утверждали, что старик сам его потерял. Эти переживания окончательно его подкосили. 29 декабря 2001 г. Анатолий Кубацкий ушел из жизни в возрасте 93 лет. Страна готовилась к празднованию Нового года, и его уход остался практически незамеченным…

Актер театра и кино Анатолий Кубацкий | Фото: aif.ru

Актер театра и кино Анатолий Кубацкий | Фото: aif.ru

Жизнь еще одного артиста, которого тоже называли королем эпизода, сложилась похоже. 75 лет одиночества Готлиба Ронинсона: трагическая судьба комедийного актера.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

В 1979 году режиссёр Гарри Бардин снимает для студии «Союзмультфильм» анимационный мюзикл, который впоследствии станет легендарным и будет любим несколькими поколениями — «Летучий корабль». Что же такого особенного было в этом рисованном фильме, в его сюжете, музыке и анимации, что помогло покорить сердца зрителей? Давайте вспомним!

Как нередко бывает в детских сказках, в «Летучем корабле» мы узнаём об истории «некоторого царства». У мультфильма довольно незамысловатый сюжет: царь-государь стремится выгодно выдать замуж дочь, сватая для нее боярина Полкана. Однако браку не суждено состояться, ведь красавица Забава «не хочет по расчёту» и влюбляется в «простого человека» Ваню. Заполучить в жёны царскую дочь для трубочиста — задача не из лёгких. И молодые придумывают план: царевна ставит условие, что мужем её станет лишь тот, кто построит волшебный Летучий корабль. Иван, конечно же, берётся за дело, а помогают ему в этом различные сказочные персонажи.

Кадр — «Союзмультфильм»

Сюжет мультфильма близок зрителю любого возраста, ведь это знакомая всем с детства русская народная сказка. Именно такие рассказывали нам бабушки перед сном, они откликаются в сердце самыми тёплыми чувствами. Следующий, не менее важный компонент успеха в реалиях Советского Союза (ведь, как известно, все мультфильмы, допущенные до широкого зрителя, так или иначе несли отпечаток идеологии) — посыл анимации. Это история о том, что бескорыстие, искренняя любовь и честность всегда побеждают хитрость, коварство и злобу.

Разумеется, своим успехом сказка обязана не только режиссёру Гарри Бардину (автор таких легендарных мультфильмов как «Чуча», «Кот в сапогах», «Гадкий утёнок»). Так как практически все диалоги и монологи мультфильма представлены в форме песен, огромную роль сыграла музыкальная составляющая. Композитору Максиму Дунаевскому удалось создать индивидуальный и при этом идеально сочетающийся с анимацией стиль. При просмотре мультфильма музыкальное сопровождение отдаётся в памяти старыми народными песнями, мотивы которых заложены в основу. Над музыкой Дунаевскому помогал работать специально приглашённый советский вокально-инструментальный ансамбль «Фестиваль», созданный Дунаевским и Марком Айзиковичем в 1977 году.

Фрагмент — «Союзмультфильм»

За тексты к музыке принялся известный поэт-песенник Юрий Энтин. Именно ему принадлежат строчки из «Песни Забавы», «Песни о мечте», «Частушек Бабок-Ёжек» и других. Слова к «Песне Водяного», кстати, Юрий Энтин написал за 10 минут, сидя в ванной.

В интервью порталу KM.RU поэт-песенник говорил: «Помню, я даже спросил у режиссёра: «А кто такой Водяной? Про него в сценарии ничего не написано, кроме того, что он Ивану показывает дорогу…» А тот мне отвечает: «Ты у нас поэт, вот и придумывай!» Чтобы действительно почувствовать себя Водяным, я залез в ванну, а рядом положил ручку и бумагу. Минут через 10 текст был готов». Однако сложности ждали впереди — в этот раз «мучеником» стал Максим Дунаевский. Арию Водяного композитор менял не менее пяти раз по требованию Юрия Энтина. «Песню Водяного» исполнил Анатолий Папанов — советский актёр театра и кино, известный своей потрясающей ролью в «Бриллиантовой руке» и умением прекрасно озвучивать анимационные картины. Этот навык Папанов также ярко проявил при озвучке мультсериала «Ну, погоди!».

Кадр — «Союзмультфильм»

Следующий не менее интересный факт связан с арией Бабы-яги. Мало кто знает, однако изначально эта героиня народных сказок должна была быть представлена в мультфильме в одном экземпляре. Поэт уже подготовил арию для Бабы-Яги, которая звучала следующим образом:

Меня вы знаете так слабо,
Во мне вы видите врага.
А я, во-первых, просто баба,
И только во-вторых, Яга!

Несмотря на старания Юрия Энтина, режиссёр Гарри Бардин вдруг решил — необычнее будет ввести целый шабаш «Бабок-Ёжек». В связи с этим арию было решено заменить частушками, которые исполнила женская академическая группа Московского Камерного Хора. Бесспорно, это было одним из лучших решений, ведь именно эту композицию зачастую вспоминают при мысли о «Летучем корабле»: «Я была навеселе, я летала на метле!»

Кадр — «Союзмультфильм»

Озвучка, которую взяли на себя известные артисты Советского Союза, стала последним штрихом. Михаил Боярский предстал в роли Ивана, Татьяна Шабельникова стала Забавой, Рогволд Суховерко и Марк Айзикович озвучили речь и вокал Полкана, а за царя взялся сам режиссёр.

Художникам-мультипликаторам Галине Зебровой, Эльвире Масловой, Александру Мазаеву, Виктору Лихачёву удалось создать анимацию, которая прекрасно погружает зрителя в атмосферу русской сказки, а образы героев надолго запомнились и детям, и взрослым. «Летучий корабль» стал важной частью нашего Советского наследия. Эти мультфильмы — то на чем росли наши родители и мы сами, то, чем мы захотим поделиться с нашими детьми. Вот бы и они взрослели вместе с такими замечательными мультфильмами… «Ах, если бы сбылась моя мечта!»

Как мультфильм «Вовка в Тридевятом царстве» стал вселенной крылатых выражений

«И так сойдёт!» — вспоминаем автора главных афоризмов детства.

2х2.медиаЕлизавета Зубкова

Сказка "Водяной" А. Н. Толстой

Читать сказку А. Толстого «Водяной»

Сказка Водяной

Лежит на возу мужик, трубочку посасывает — продает черного козла. А народу на ярмарке — труба нетолченая.

back to menu ↑

Старец в мокром кафтане

Подходит к мужику седой старец, кафтан на нем новый, а полы мокрешеньки.

— Ишь, угораздило тебя на сухом месте измочиться,- сказал мужик.

Поглядел старец из-под косматых бровей и спрашивает:

— А ты пустяки не говори; продажный козел-то?

— Не для себя же я козла привел; продажный.

Сторговались за три рубля, старик увел козла, а мужик принялся в кисет деньги совать и видит — вместе трешницы лягушиная шкурка.

— Держите его, православные! — закричал мужик.- Водяной по ярмарке ходит!

Собрался народ: стали шуметь, рукавицами махать; мужика в волостную избу повели; продержали весь день и выпустили; и пошел он в сумерки домой, а дорога — лесом. Вдруг видит мужик: идет его козел, крутые рога опустил, топает ножками, а на нем верхом чучело сидит зеленое, рачьи усы растопыркой, глаза плошками.

back to menu ↑

Чучело

Проехало чучело, ухватило лапой мужика, посадило с собой рядом; помчались к озеру да с кручи вместе прыг в воду, очутились на зеленом дне.

— Ну,- говорит ему чучело,- народ мутить, меня ловить будешь али нет?

— Нет, уж теперь мне, батюшка водяной, не до смеху.

— А чем ты себя можешь оправдать, чтобы я тебя сейчас не съел?

— Мы народ рабочий,- отвечает мужик,- поработаю на тебя.

— А что делать умеешь?

— Неученые мы, батюшка водяной, только баклуши и бьем.

— Хорошо,- говорит водяной,- бей баклуши…- и ушел.

back to menu ↑

Мужик бьет баклуши

Стал мужик из осиновых чурбанов баклуши бить, сам плачет, рыдает. Много набил, целую кучу. Пришел водяной и удивился:

— Ты что это вытворяешь?

— Баклуши бью, как вы приказали.

— А на что мне баклуши?

Почесал мужик спину:

— Ложки из них делать.

— А на что мне ложки?

— Горячее хлебать.

— Ах ты, дурень, ведь я одну сырую рыбу ем. Ни к чему ты, мужик, не годишься. Держись.

back to menu ↑

Ёрш

Щелкнул водяной мужика по маковке и обернул его в ерша.

Потом усы раздвинул, рот раскрыл и стал ерша заглатывать. А мужик, хоть и в ерша перевернулся, и тут угодить не мог; уперся водяному поперек горла щетиной. Закашлял водяной, задавился, вытащил ерша и выкинул его из воды на берег. Отдышался мужик, встал на ноги в своем виде, почесался и сказал:

— Ну да, оно ведь это тоже нелегко, с крестьянством-то.

  • Водяной из сказки женщина которая жила в бутылке рисунок
  • Водосчетчик как правильно пишется
  • Водиночку или в одиночку как пишется
  • Вода это жизнь сочинение
  • Вода источник жизни на земле сочинение