Война и мир в чем истинная красота человека сочинение

       Лев Толстой в романе-эпопее «Война и мир» затрагивает множество вопросов и проблем. Один из этих вопросов — истинная красота человека, в чем она воплощается. Наташа Ростова, любимая героиня Толстого, во многом является выразителем идей автора.

       Девушку нельзя назвать очень умной, расчетливой и приспособленной к жизни. Но ее доброе сердце оказываются намного важнее внешней красоты и хороших манер. Имея неправильные черты лица, она умела привлекать и располагать даже незнакомых людей: «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка». Героиня часто противопоставляется Элен Безуховой с ее однообразно-красивой улыбкой, оголенными плечами, на которых «будто лак от всех тысяч взглядов, скользящих по ее телу».

       Ростова умеет вдохновлять людей и возвращать им любовь к жизни. В романе есть эпизод, когда брат Наташи, Николай возвращается домой, проиграв в карты. Он раздражен, его ничего не радует, но все меняется, когда Ростов слышит пение сестры. И тогда он думает: «Все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь — все вздор, а вот она — настоящее».

       На внутренние монологи способны только любимые персонажи Толстого, но ни один отрицательный герой. Только борьба мыслей и чувств, мечты о полезной деятельности, способность к душевному развитию являются показателем истинно красивых людей.

       Божья искра, которая есть в Наташе, позволяет ей видеть прекрасное во всем: в звездном небе и теплой погожей ночи. Она восклицает: ««Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!» И девушка сразу же преображается внутренним светом и становится прекрасной. Соня не может оценить восторгов родственницы, она просто не видит красоты природы и того, что трогает сердце Наташи. 

       Самое главная черта Наташи — любовь. Она любит своих родных и Андрея Болконского. Чувство к девушке преобразило князя Андрея, он ощущал себя молодым рядом с ней. Увлекшись красивым, но пустым Анатолем Курагиным и потеряв любовь Болконского, девушка сама себя не может простить за этот проступок, мучается истрадает; автор пишет, что она даже «смотрела, как загнанный зверь».

       В чистоте чувства Наташа напоминает княжну Марью. Ее лучистые глаза освещали все лицо внутренним светом, и оно делалась «привлекательнее красоты». И все ее поступки (воспитание Николушки, отказ оставить отца) только подтверждают красоту ее души.

       Толстой хочет сказать, что прекрасным человека делают не природные данные, а постоянный личностный рост и самосовершенствование. Истинную красоту человека можно почувствовать только сердцем, так как она рождена любовью к людям, окружающему миру и жизни.

(416 слов) Л.Н. Толстой в своем романе «Война и мир» затронул проблему красоты. У такого очевидного понятия двойственная сущность: с одной стороны, приятная внешность всегда привлекает внимание и становится показателем для оценки человека; с другой стороны, внешность обманчива, и подлинно прекрасной может быть только душа, скрытая за оболочкой из белил и румян. Каждый из нас видит свою красоту, и увиденное зависит от степени нашего духовного развития. Автор попытался возвысить своего читателя и показать, что прелесть человека заключается не видимости, а в сущности.

Например, весьма показательным становится изображение княжны Марьи. Внешне она некрасива: у нее болезненная худоба, тяжелая поступь, невыразительное лицо (за исключением глаз). Она не умеет стильно одеваться и держать себя в обществе мужчин. Она грустна и замкнута, поэтому кавалеры и не заметили бы ее, как не заметил светский щеголь Анатоль, которому она не приглянулась. Мнение персонажей о ней выражается в одной фразе: 

«И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство». 

Но глаза Марьи, прекрасные и лучистые, были «привлекательнее красоты», как отметил сам автор. В них выражалась духовность девушки, вся ее добрая и благородная душа. Ее поступки говорят сами за себя. Годами она терпела нападки отца и делала все возможное, чтобы угодить ему, но не из корысти, а по любви. Она же принимала божьих людей и помогала им. Она же хотела отдать бунтующим крестьянам господский хлеб. Она же посвятила всю себя семье и детям. Словом, Марья красива изнутри, и эта красота нетленна. Героиня всегда будет прекрасной женой и матерью. Ее лучистые глаза подарят людям тепло ее сердца.

Аналогичный пример мы видим в семье Ростовых. Наташа пришла на свой первый бал неуклюжим подростком с большим ртом и худыми плечами. Но даже тогда Андрей Болконский отметил, что такую необычную девушку очень скоро возьмут замуж. Было в ней что-то внутреннее, неосязаемое, то, что отличало ее от других — бурная энергия жизни, которая вырывалась в движениях и мимике. В отличие от мраморной, неживой красоты Элен, прелесть Наташи шла от души, способной любить и принести себя в жертву.

Но есть в романе и другие примеры, доказывающие, что внешняя красота далеко не всегда сопутствует внутренней. Так, Элен Курагина, светская львица и прекраснейшая женщина, была эгоистичной, алчной и жестокой героиней, поэтому ее описание больше напоминает описание статуи, а не человека. Ее не трогают людские судьбы, она зациклена на себе и своей роскоши. Поэтому ее смерть для мужа стала не горем, а избавлением.

Таким образом, внутренняя красота человека является единственной истинной красотой — таков посыл романа. Внешность играет далеко не определяющую роль в формировании образа человека. Прелесть не столько видят, сколько чувствуют сердцем.

Проблема красоты в романе Льва Толстого “Война и мир” затрагивается очень ёмко и разносторонне. Автор даёт нам понять, что у этого с первого взгляда простого понятия на самом деле двойная сущность: внешняя красота привлекает наше внимание и мы часто заведомо хорошо относимся к человеку и считаем его хорошим лишь потому, что у него модное платье или стильная прическа. Но Толстой говорит о том, что внешность обманчива, истинно красивой может быть только душа, которую не так легко рассмотреть под слоем из одежды и косметики. Но и это ещё не всё. Само понятие “красоты” каждый из нас трактует по-разному, каждый же видит свою красоту в окружающем мире. Красота в глазах смотрящего — эту мысль Толстой проносит через всё своё повествование. Он в свойственной ему манере идеализирует и возвышает своего читателя, показывая как незначительно в конечном итоге видимое против сущего. 

Один из самых ярких и показательных примеров мы видим в изображении княжны Марьи. Природа лишила её внешней красоты: она болезненно худа, у неё тяжёлая поступь, невыразительные черты лица (если не считать глаз). Наряды её всегда просты, не по моде, в обществе мужчин она держаться не умеет. Характер её грустен и замкнут, поэтому кавалеры её не замечают. Красавец и модник Анатоль не замечает её, все говорят о ней как о дурнушке, которую никто не возьмёт замуж по любви, разве только за богатство и связи.

Но автор не просто так отмечает отдельно глаза Марьи. Он описывает их с особым вниманием, потому что именно в них ключ к истинной красоте этой девушки. Глаза её прекрасные и лучистые, гораздо привлекательнее напущенной красоты разодетых модниц. В глазах Марьи отражается её внутренняя красота — доброе сердце и благородная душа. О ней говорят её поступки, а не наряды. Много лет она терпит характер жадного и жестокого отца, но делает это не из-за наследства, а потому что всё равно любит его. Она помогает людям божьим и принимает их в своём имении, хочет раздарить бунтующим крестьянам весь господский хлеб. Она отдаёт всю себя семье и детям. Марья прекрасный человек не снаружи, а внутри, а как известно, эта красота вечна. Мы видим ё прекрасной женой и матерью, её лучистые глаза всегда дарят людям свет.

Очень похожий пример мы видим у другой семьи — Ростовых. Наташа впервые появляется на балу неуклюжим подростком, Андрей Болконский отмечает её худые плечи и большой рот. Однако даже с этими недостатками он же говорит о том, что такую необычную девушку быстро позовут замуж. Он видит в ней нечто необычное и загадочное, то, что выгодно выделяет её среди других — энергию жизни, смелость которую можно было заметить в мимике и том, как он двигалась. Автор сравнивает с Наташей красотку Элен, у которой красота кажется мраморной, неживой, а у Наташи идёт изнутри, от сердца. Видно,что именно Наташа способна по-настоящему любить и отдаться полностью этому чувству. 

Как раз с красоткой Элен Курагиной связан пример, который доказывает нам, что иногда внешняя красота не идёт рука об руку с красотой внешней. Элен прекрасна, образована, умна. В обществе её называют светской львицей. Но на самом деле она эгоистична, алчна и жестока. Поэтому часто можно заметить как описание её красоты походит на описание статуи, но не живого существа. Чужие судьбы её не волнуют, она зациклена на собственной красоте и богатстве. Когда она умирает, даже её муж не плачет по ней, а испытывает скорее облегчение.

Завершая рассуждение, хочу отметить главную мысль романа: внешняя красота человека — это не то, на что стоит сильно опираться при составлении мнения о человеке. Кроме внешней красоты есть более главная — внутренняя, на неё всегда нужно обращать внимание более пристально. А эту красоту нельзя увидеть, а лишь почувствовать сердцем. 

Любимые герои Толстого ищут смысла жизни, мечтают о действительности, полезной для людей. И жизненный путь их — это путь исканий, ведущий к правде и добру.
М. А. Шнирсон

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» — это русская национальная эпопея, в ней нашел отражение национальный характер великого народа в переломный момент его исторической судьбы. В романе Толстой решает волнующие его вопросы, которые связаны с дальнейшей судьбой России: роль личности и роль народа в истории, жизненный путь смыслящих представителей нации, идеи сильной личности, народ в войне.

Толстой указывал, что в создании романа его вдохновляла «мысль народная», поэтому все положительные персонажи романа духовно близки к народу, в этом их огромное значение. Великий полководец Кутузов, которого мы уже не представляем без его пословиц и поговорок Пьер Безухов, идеалом которого стал солдат Платон Каратаев, Ростова Наташа, Андрей Болконский, княжна Марья.

Растленную салонную жизнь петербургской аристократии Толстой противопоставляет жизни России народной, простой, естественной жизни тех людей, которые близки к народу. Эти люди богаты, но они близки народу именно тем, что могут не беспокоиться о своем облике, понимают природу, верят в любовь и живут «настоящей жизнью».


 


Самый обаятельный женский образ романа — Наташа Ростова. Это непосредственная, полная ; жизненных сил девочка, тонко чувствующая добро и правду, красоту человека, искусства природы. Пусть она не была красива, автор несколько раз подчеркнул это, но Наташа своим обаянием притягивала к себе людей. «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка» — такой предстает Наташа Ростова в начале романа. У Наташи богатая внутренняя жизнь. Духовная красота этой девочки проявляется и в ее отношении к природе. Мы ни разу не видели ни Элен, ни Жюли в деревне, они никогда не наслаждались ароматом весенней ночи, горькими запахами осенней листвы. Это не их стихии!!! Если они и говорят о природе, то говорят фальшиво и пошло. Например, в роскошном альбоме Жюли Борис нарисовал два дерева и подписал: «Сельские деревья, ваши темные сучья стряхивают на меня мрак и меланхолию». В представлении Наташи мы видим «пропитанную насквозь лунным светом волшебную равнину с рассыпанными по ней звездами»; в мире Элен это «дыра в полотне, изображающая луну». Иначе воспринимают природу люди, близкие к народе к его духовной жизни.


Перед Бородинской битвой князь Андрей вспоминает, как Наташа стремилась передать ему «то страстно-поэтическое» ощущение, которое она испытала, заблудившись в лесу и встретив там старого; пчельника. Очень характерно, что в восприятии Наташи одинаково поэтичны, и родной пес, и старик крестьянин. Так же внутренняя, духовная красота Наташи, Андрея, Пьера основана на высокой способности и потребности любить. Вспомним Наташу после смерти князя Андрея, убитую, поглощенную горем. Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показана ей, что «сущность ее жизни— любовь— еще жива в ней. Проснулась любовь и проснулась жизнь». «Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта новая рана вызвала Наташу к жизни».

Князь Андрей и Пьер проходят через тяжкие испытания, заблуждаются, тоскуют, страдают, прежде чем находят ответ на вопрос: чему, какому делу посвятить свою жизнь. Духовное родство Пьера и Андрея не тождество: это во многом разные люди. На первых же страницах романа бросается в глаза контрастность их внешнего облика, манер, поведения. Пьер высокого роста, толстый, неуклюжий, некрасивый; Андрей — сухощавый, невысокий, очень красивый молодой человек. Он «был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами». Болконский очень много пережил. Такие события, как появление ребенка, смерть жены, явно потрясли его. Князь Андрей решает жить для себя и для близких. Но деятельная, кипучая натура Болконского не может довольствоваться столь узким кругом. Очень медленно князь возвращается к жизни и спор его с Пьером играет значительную роль в этом. Слова Пьера: «надо жить, надо любить, надо верить» глубоко запали в душу князя Андрея. Болконский решает жить так «чтобы все знали меня». Он знакомится с Наташей. Счастье оказалось кратковременным, мучительно на князя подействовал разрыв с ней. Андрей решает возвратиться в армию и погибает там.

Другими путями идет Пьер. Женитьба на внутренне пустой Элен принесло Пьеру несчастье. Немеркнущим светом осветила жизнь Пьера поэтическая любовь к Наташе. Но, связанный узами брака с ненавистной Элен, он решает не встречаться с ней. Пьеру очень тяжело. Огромное значение для Безухова имело непосредственное соприкосновение с народом на Бородинском поле, и после битвы, и в занятой неприятелем Москве, и в плену, где он встретился с Платоном Каратаевым, который стал; для Пьера воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого». В эпизоде романа мы видим прежнего Пьера — напряженно думающего, протестующего против зла, мучительно ищущего добра и зла. Связь с жизнью страны народа, с историей — итог духовных исканий Пьера.

Изображение исторических событий в «Войне и мире» неразрывно связано с раскрытием духовного мира героев романа, с их стремлением найти истину. Толстой обнажает глубины внутренней жизни героев, позволяет и нам заглянуть в эти глубины и задуматься не только над судьбами действующих лиц романа, но и над своей собственной жизнью. Писатель раскрывает истинную красоту человека и выносит суровый приговор лжи, жестокости и эгоизму.










Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме В чем истинная красота человека (по роману Л Н Толстого «Война и мир»). Поищите еще с сайта похожие.

Л.Н. Толстой в своем романе «Война и мир» затронул проблему красоты. У такого очевидного понятия двойственная сущность: с одной стороны, приятная внешность всегда привлекает внимание и становится показателем для оценки человека; с другой стороны, внешность обманчива, и подлинно прекрасной может быть только душа, скрытая за оболочкой из белил и румян. Каждый из нас видит свою красоту, и увиденное зависит от степени нашего духовного развития. Автор попытался возвысить своего читателя и показать, что прелесть человека заключается не видимости, а в сущности.

Например, весьма показательным становится изображение княжны Марьи. Внешне она некрасива: у нее болезненная худоба, тяжелая поступь, невыразительное лицо (за исключением глаз). Она не умеет стильно одеваться и держать себя в обществе мужчин. Она грустна и замкнута, поэтому кавалеры и не заметили бы ее, как не заметил светский щеголь Анатоль, которому она не приглянулась. Мнение персонажей о ней выражается в одной фразе: 

«И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство». 

Но глаза Марьи, прекрасные и лучистые, были «привлекательнее красоты», как отметил сам автор. В них выражалась духовность девушки, вся ее добрая и благородная душа. Ее поступки говорят сами за себя. Годами она терпела нападки отца и делала все возможное, чтобы угодить ему, но не из корысти, а по любви. Она же принимала божьих людей и помогала им. Она же хотела отдать бунтующим крестьянам господский хлеб. Она же посвятила всю себя семье и детям. Словом, Марья красива изнутри, и эта красота нетленна. Героиня всегда будет прекрасной женой и матерью. Ее лучистые глаза подарят людям тепло ее сердца.

Аналогичный пример мы видим в семье Ростовых. Наташа пришла на свой первый бал неуклюжим подростком с большим ртом и худыми плечами. Но даже тогда Андрей Болконский отметил, что такую необычную девушку очень скоро возьмут замуж. Было в ней что-то внутреннее, неосязаемое, то, что отличало ее от других — бурная энергия жизни, которая вырывалась в движениях и мимике. В отличие от мраморной, неживой красоты Элен, прелесть Наташи шла от души, способной любить и принести себя в жертву.

Но есть в романе и другие примеры, доказывающие, что внешняя красота далеко не всегда сопутствует внутренней. Так, Элен Курагина, светская львица и прекраснейшая женщина, была эгоистичной, алчной и жестокой героиней, поэтому ее описание больше напоминает описание статуи, а не человека. Ее не трогают людские судьбы, она зациклена на себе и своей роскоши. Поэтому ее смерть для мужа стала не горем, а избавлением.

Таким образом, внутренняя красота человека является единственной истинной красотой — таков посыл романа. Внешность играет далеко не определяющую роль в формировании образа человека. Прелесть не столько видят, сколько чувствуют сердцем.

Предыдущая

СочиненияСочинение: Характерные черты семьи Болконских в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

Следующая

СочиненияСочинение по картине Комарова «Наводнение» (по плану для 5 класса)

Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» — сложное философское произведение. Автор в произведении затрагивает следующие основные темы: устройство мира и место человека в нем, смысл истории и отдельно взятой человеческой жизни, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости в судьбе человека, нравственные требования к человеку, подлинное и ложное в жизни человека. С философско-нравственной проблемой истинного и ложного связана тема внутренней красоты человека.

По мнению Толстого, человека делает прекрасным не природа, а он сам, его душевные усилия, духовная работа. В этом отношении Наташа Ростова – героиня, воплощающая лучшие начала человеческой природы: способность любить, сопереживать, сострадать. Однажды Наташа застала Соню в слезах и совершенно преобразилась, забыв о своих именинах, о своей радости, приняв полностью на себя «горе» подруги: «… распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала». Так же чутко, «всем существом» Наташа реагирует на огромный проигрыш брата. Когда Николай вернулся домой, Наташа мгновенно заметила его состояние. Она поет для него и этим спасает от страшных мыслей о самоубийстве.

Наташа талантлива во всем: в пении, в танце, в общении с людьми. Но главный ее талант – движения любящей души. Когда Ростовых постигает страшное несчастье – гибель младшего в семье Пети, Наташа, словно вся растворившись в страданиях матери, старается «как-нибудь снять с нее на себя излишек сдавившего ее горя». Наташа не отходила от больной матери, не спала, почти не ела, и своей самоотверженной любовью сохранила ей разум.

Любимая героиня Толстого покоряет окружающих своей «прелестью», но эта «прелесть» прежде всего духовная. Наташа становится прекрасной тогда, когда ее внешняя привлекательность исчезает. Смертельно раненный князь Андрей видит только ее глаза: «Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны». В этом плане показателен эпизод, в котором Наташа требует, чтобы с подвод сняли ее приданое: ковры, хрусталь, ткани и т.д. Девушка хочет, чтобы из Москвы вывозили раненых людей, которым необходима помощь. В этот момент Наташа снова прекрасна именно потому, что испытывает сильные движения души. Она не входит, а «врывается в комнату» «с изуродованным злобой лицом, как буря…» Толстой намеренно обращает внимание на внешнюю непривлекательность, чтобы усилить впечатление от внутренней красоты поступка. Героиня чувствует успокоение, когда служит, помогает другим. Ее красота – от внутреннего огня любви.Толстой не делает своих любимых героев идеальными. Они ошибаются, испытывают соблазны, но способны к самоанализу, к строгому нравственному суду. Именно такие люди обнаруживают душевную тонкость, чуткость, духовное богатство. Брат Наташи Николай Ростов тоже имеет доброе сердце, способен к пониманию и участию. Однажды мать сообщила ему, что у нее есть вексель Анны Михайловны, ее подруги, на две тысячи, и спросила, как он думает поступить с ним. В это время семья Ростовых переживала тяжелый материальный кризис, но Николай ответил матери: «…Я не люблю Анну Михайловну и не люблю Бориса, но они были дружны с нами и бедны…» Молодой Ростов разорвал вексель, и этим поступком «слезами радости заставил рыдать старую графиню».

Во время Отечественной войны 1812 года Николай случайно встретил княжну Марью. Мужики взбунтовались и не выпускали княжну из имения. Николай помог ей выехать. За это время он успел полюбить ее: «… увидел… ясно, как будто он знал всю ее жизнь, всю ее чистую духовную внутреннюю работу… ее страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование». Ростов обладал красивой внешностью, но Марья угадала в нем «благородную, твердую, самоотверженную душу». Некрасивая девушка сама покорила его «особенной, нравственной красотой».

Княжна видела свое призвание в любви и самопожертвовании. Она терпела суровый нрав отца, его частые деспотические выходки. Добрая и чуткая, Марья видит, что брат несчастлив в женитьбе. Всей душой она старается понять и оправдать «маленькую княгиню». Но не жена, а сестра приходит к князю Андрею в последние минуты перед его отъездом на войну, чтобы благословить его и быть рядом с ним. Марья взяла на себя все заботы о племяннике, как умела, заменяла ему мать. Когда со старым князем «сделался удар», она дни и ночи проводила у постели отца. Девушка испытывала не только физические, но и духовные страдания. Самоотверженно ухаживая за отцом, она с ужасом обнаружила, что постоянно думает о том, что после его смерти будет жить свободно. Княжна не щадит себя, строго осуждает свои надежды на личное счастье, а смерть любимого отца переживает с ощущением невосполнимой потери. И в этой героине есть не просто внутренняя красота, но и дар преодолевать противоречия человеческих поступков и желаний.

Толстой в портрете княжны постоянно обращает внимание на ее «лучистые глаза». Писателю дорог богатый душевный мир героини, ее способность любить и согревать окружающих теплом своего сердца. Толстой пишет: «Глаза княжны… были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». Выйдя замуж за Николая Ростова Марья создает в доме светлую атмосферу, так необходимую каждому, особенно детям. Она с наслаждением посвящает себя нравственному формированию детской души.

Внутреннюю красоту Толстой подчеркивает и в маленьком, внешне невзрачном капитане Тушине. У этого артиллерийского офицера были «большие добрые и умные глаза». Именно в глазах, во взгляде человека отражается его душа. Важнейшая черта Тушина – человеколюбие, способность к состраданию. Во время Шенграбенского сражения он подбирает тяжело раненного пехотного офицера и контуженного Николая Ростова, хотя их «велено было бросать». Капитан всей душой стремится помочь любому человеку. Так, «худому, бледному солдату с шеей, обвязанной окровавленной подверткой», Тушин велел дать воды.

Толстой невысоко ценит внешнюю телесную красоту, как будто не доверяет ей. Он хочет донести до читателя свои мысли о том, что физическая привлекательность с годами исчезнет, а внутренняя красота останется в человеке навсегда. Так, писатель не боится постоянно напоминать о физической немощности Кутузова. По контрасту с его внешними недостатками сильнее выявляется внутренняя сила духа. Главнокомандующий русской армии – олицетворение добра, простоты. Накануне Бородинского сражения Андрей Болконский встречается с Кутузовым. Узнав о смерти старого князя Болконского, он находит те слова, которые необходимо сказать в этой ситуации: «Я его любил и уважал и сочувствую тебе всей душой». Кутузов «обнял князя Андрея, прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя». При прощании он говорит князю Андрею: «… помни, что я всей душой несу с тобой твою потерю и что я тебе не светлейший, не князь и не главнокомандующий, а я тебе отец».

Истинная красота человека – стремление к миру, к гармонии с собой и окружающими людьми. Толстого восхищает духовная сила человека, его способность к самопожертвованию. Внутренняя красота – дар, но этот дар может развить в себе каждый.

Сочинение: Внутренняя красота человека в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

(416 слов) Л.Н. Толстой в своем романе «Война и мир» затронул проблему красоты. У такого очевидного понятия двойственная сущность: с одной стороны, приятная внешность всегда привлекает внимание и становится показателем для оценки человека; с другой стороны, внешность обманчива, и подлинно прекрасной может быть только душа, скрытая за оболочкой из белил и румян. Каждый из нас видит свою красоту, и увиденное зависит от степени нашего духовного развития. Автор попытался возвысить своего читателя и показать, что прелесть человека заключается не видимости, а в сущности.

Например, весьма показательным становится изображение княжны Марьи. Внешне она некрасива: у нее болезненная худоба, тяжелая поступь, невыразительное лицо (за исключением глаз). Она не умеет стильно одеваться и держать себя в обществе мужчин. Она грустна и замкнута, поэтому кавалеры и не заметили бы ее, как не заметил светский щеголь Анатоль, которому она не приглянулась. Мнение персонажей о ней выражается в одной фразе:

«И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство».

Но глаза Марьи, прекрасные и лучистые, были «привлекательнее красоты», как отметил сам автор. В них выражалась духовность девушки, вся ее добрая и благородная душа. Ее поступки говорят сами за себя. Годами она терпела нападки отца и делала все возможное, чтобы угодить ему, но не из корысти, а по любви. Она же принимала божьих людей и помогала им. Она же хотела отдать бунтующим крестьянам господский хлеб. Она же посвятила всю себя семье и детям. Словом, Марья красива изнутри, и эта красота нетленна. Героиня всегда будет прекрасной женой и матерью. Ее лучистые глаза подарят людям тепло ее сердца.

Аналогичный пример мы видим в семье Ростовых. Наташа пришла на свой первый бал неуклюжим подростком с большим ртом и худыми плечами. Но даже тогда Андрей Болконский отметил, что такую необычную девушку очень скоро возьмут замуж. Было в ней что-то внутреннее, неосязаемое, то, что отличало ее от других — бурная энергия жизни, которая вырывалась в движениях и мимике. В отличие от мраморной, неживой красоты Элен, прелесть Наташи шла от души, способной любить и принести себя в жертву.

Но есть в романе и другие примеры, доказывающие, что внешняя красота далеко не всегда сопутствует внутренней. Так, Элен Курагина, светская львица и прекраснейшая женщина, была эгоистичной, алчной и жестокой героиней, поэтому ее описание больше напоминает описание статуи, а не человека. Ее не трогают людские судьбы, она зациклена на себе и своей роскоши. Поэтому ее смерть для мужа стала не горем, а избавлением.

Таким образом, внутренняя красота человека является единственной истинной красотой — таков посыл романа. Внешность играет далеко не определяющую роль в формировании образа человека. Прелесть не столько видят, сколько чувствуют сердцем.

Истинная красота души человеческой в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Учитель задает дополнительные вопросы о том, в чем видят смысл жизни Болконский (не делать людям зла) и Безухов (делать людям добро)?

Слово учителя.

Ребята. Теперь вы убедились, что правильно заполнили таблицу, что для писателя

истинно красивые герои – это Платон Каратаев, Наташа Ростова, княжна Марья, Пьер и Андрей, Кутузов,

а ложная красота у Элен, Веры, Берга, Анатоля, Бурьен, Наполеона?

3.3. Дискуссия

.
Коллективная работа
.

Слово учителя

. Какие они, носители истинной и ложной красоты в романе русского писателя?

Применение ассоциативного мышления помогает лучше понять и запомнить образы героев.

Свой ответ, вы должны дать, представив аргументы из текста, показав позицию автора, и сделав вывод по своему ответу.

1. Неприметное растение с распустившимся прекрасным цветком. (Эпифилум).

— С какими героями оно ассоциируется?

Ученик (ца).

Это неприметное растение с красивым цветком ассоциируется у меня с образом княжны Марьи. У неё некрасивое, болезненное тело, тяжёлые шаги, некрасивое лицо. Но у Марьи Болконской большие, лучистые, прекрасные глаза – зеркало души. Она считала, что слишком некрасива, чтобы мечтать о счастье. Толстой писал, что лицо её преображалось, когда она думала о других или плакала. А после встречи с Николаем Ростовым княжна Марья стала совсем другой. У неё

появились грудной голос, грация и женственность. Всё это стало притягательным для Ростова, и он полюбил её. Для Толстого она прекрасна, т.к. у неё прекрасная душа.

Учитель.

У кого есть дополнительный ответ?

Ученик.

Невзрачное растение с красивым цветком ассоциируется с Наташей.

Ведь Толстой показывает, что она была невзрачной, но расцветала в минуты счастья. Так как любила людей, жизнь. За это Толстой любит свою героиню.

2. Ваза. Ассоциации с героями.

Ученик (ца).

Эта ваза напоминает мне образ Элен. Ваза очень красивая, но холодная, пустая. И Элен Курагина блистает в обществе внешней красотой, но внутренне она совершенно пуста. Толстой подчёркивает её красивые плечи, но они как искусственные.

Элен женила на себе Пьера, и далее выбирала себе мужей. У неё красивая, но дежурная улыбка, за ней безнравственность и пошлость, корыстолюбие и эгоизм – главные признаки представителей светского общества. Я согласна с позицией Толстого. Это «ложная» красота.

Ученик.

Ваза — это Элен. Красивая, ею пользовались. Но если вазу передавать из рук в руки, она упадет и разобьется. Так и случилось, Элен умирает.

Учитель.

У кого есть дополнительный ответ?

Ученики.

Ваза ассоциируется с богатством, накопительством, напоминает Берга и Веру, Берг всегда безупречно выглядит. Вера хороша собой, она неглупая. Её облик безупречен. Но они оба расчетливые, у них мания накопительства. Красивые, но холодные. Толстой такие семьи не уважает, потому что основа семьи – это не только материальные блага. Нужно иметь душу, жить не только для себя.

Не всякая красота внушает любовь: иногда она радует взор, но не покоряет сердца. Сервантес. Внешняя чистота и изящество должны быть выражением внутренней чистоты и красоты. В.Г. Белинский.

Прошел по улице человек, красивый человек, почти идеальный, но что-то в нем не то, чего – то не хватает. И постепенно меркнут правильные черты лица, а красота становится почти незаметной, когда газа пусты и холодны, когда в душе не бушуют чувства, а ум присутствует чисто символически. Такая красота бесполезна.

На протяжении всего своего творчества Лев Николаевич Толстой пытался это доказать. Он наделяет своих нелюбимых героев почти божественной красотой, лишая их чувств и ума. Наиболее яркий тому пример – Элен Курагина:

Элен была так хороша собой, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действие своей красоты.

По началу Элен ослепляет каждого, кто увидит её, но, почему-то умные, что-то и себя представляющие люди быстро прозревают. Причиной тому служит её холодность, примитивность, статичность, проявляющиеся во время общения с ней. Все её чувства спрятаны под непробиваемым куполом, её ума хватает лишь на заученные фразы, в конце концов она просто безжизненна и вся скована законами общества.

Совершенно противоположный ей образ – Наташа Ростова. «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая». Это любимая героиня Толстого. Все сцены, где присутствует Наташа овеяны нежностью, романтизмом, любовью, и, главное, в них ощущается бьющая ключом жизнь. Для Наташи не существует законов высшего света: если ей хорошо – она будет радоваться, и радоваться будут все, кто её окружает. А первый бал Наташи? Она была счастлива, и счастье исходило от неё, затрагивая всех окружающих. Рядом с добротой, искренностью «гадкого утенка» блекла красота надменных «лебедей» высшего света. Ни одна, даже самая красивая женщина не смогла соперничать в тот вечер с Наташей. А разве способна Элен, красавица Элен, так, как Наташа восхищаться прелестью ночи? Разве смога бы она пожертвовать всем, ради жителей Москвы, ради раненых?

Так значит самое главное, что должно быть в человеке – это его истинная красота – красота души. А люди, которые гоняются за красивой внешностью, либо сами ничего из себя не представляют, либо очень быстро разочаровываются.

Читаемое в разделе:

  • Смотр под Браунау. Анализ эпизода романа «Война и мир»
  • «Разное счастье» героев «Войны и мира»
  • Проблемы гуманизма в романе «Война и мир»
  • Образ Николая Ростова и его роль в эпилоге романа «Война и мир»
  • Пьер и Андрей в романе Толстого «Война и мир»
  • Женские образы в романе «Война и мир»
  • «Жизнь по совести» Николая Ростова («Война и мир») и полковника Б. («После бала»)

Ранее опубликованные в разделе:

  • Сочинение на тему: Дуэль Пьера с Долоховым
  • Сочинение на тему: Образ Наташи в романе «Война и мир»
  • Пьер и Андрей в романе Толстого «Война и мир»
  • «Разное счастье» героев «Войны и мира»
  • Женские образы в романе «Война и мир»
  • Проблемы гуманизма в романе «Война и мир»

Новые материалы раздела:

  • Комическое и его роль в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»
  • Встреча Бориса Друбецкого с Пьером в доме старого графа Безухова
  • «Жизнь по совести» Николая Ростова («Война и мир») и полковника Б. («После бала»)
  • Образ Николая Ростова и его роль в эпилоге романа «Война и мир»
  • Смотр под Браунау. Анализ эпизода романа «Война и мир»

Что есть красота? (По роману Л. Толстого «Война и мир»).

Откроем академический “Словарь русского языка”: “Красота — свойство по значению прилагательного красивый”, “красивый — приятный на вид, отличающийся правильностью очертаний, гармонией красок, тонов, линий, отличающийся полнотой и глубиной внутреннего содержания, рассчитанный на эффект, на внешнее впечатление”. Любое из этих определений может найти свое подтверждение на страницах романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, ибо здесь присутствуют и красота души, и броская внешняя красота тела, и прекрасная русская природа, и красота человеческих отношений, и величие ратного труда.

Попробую доказать, что красота проявляется в образе самой любимой героини Толстого — Наташи Ростовой. Внешне она далеко не красавица, в романе есть женщины, буквально блещущие красотой. Это, например, Элен Курагина. Но ее физическая красота ничего, кроме физического удовлетворения, дать не может.

Во внешности Наташи нет ничего броского: “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками” — такова тринадцатилетняя девочка Наташа в момент нашей первой встречи с ней на страницах романа. Через два года мы увидим ее в Отрадном: черноволосая, черноглазая, очень тоненькая, в ситцевом платье — ничего особенного во внешности девушки нет.

Не яркая внешне, Наташа одарена красотой и богатством голоса, отражающим богатство ее внутреннего мира. Да, о ее голосе знатоки судили, что он еще не обработан, но толковали об этом лишь после того, как она заканчивала петь. А пока звучал этот голос — забывали о его “необработанности” и лишь наслаждались им. Именно пение сестры выводит Николая Ростова из сильнейшей депрессии после карточного проигрыша, раскрывая ему все великолепие и богатство мира.

Одаренность героини проявляется и в глубоком ощущении красоты природы, которое заставляло ее забывать обо всем. Наташа — воплощение лучезарной жизни — представляет полный контраст с мертвящей скукой светской гостиной. Появляясь же в солнечный день в лесу, или на фоне залитого лунным светом парка, или среди осенних полей, она всем своим существом гармонирует с неиссякаемой жизнью природы. В Отрадном князь Андрей слышит ее голос, говорящий о прелести ночи, о невозможности спать среди чарующей красоты природы, и мне думается, что именно в этот момент зарождается его чувство к незнакомой доселе девушке.

Красота души Наташи сказывается и в ее чуткости, в ее необычайно тонкой и глубокой интуиции. Благодаря этому свойству она догадывалась о том, что не было досказано словами, и, несмотря на отсутствие жизненного опыта, правильно понимала людей. В этом отношении очень показательны ее ранние симпатии к Пьеру, внешне несколько смешному, толстому; сравнение Бориса Друбецкого с узкими длинными часами; ее антипатия к Долохову, который так понравился всем Ростовым. О глубине интуиции Наташи свидетельствуют и ее слова о том, что Николай никогда не женится на Соне.

После смерти князя Андрея Наташа, тяжело пережившая его гибель, . испытывает чувство отчуждения от своей семьи, да и всех людей. Но вот получено известие о смерти Пети. Отчаяние доводит мать почти до безумия. Наташа видит рыдающего отца, и “что-то страшно больно ударило ее в сердце”. Все отчуждение пропадает, она — воплощенное утешение: не отходит от матери ни днем ни ночью. Только человек с большим и красивым сердцем способен забыть о собственном горе ради спасения самого родного и близкого существа.

А вот еще один эпизод романа, доказывающий красоту и широту души героини. Во время отъезда из Москвы она, проявившая разумный практицизм, сообразительность и ловкость при укладке вещей, узнает об отказе родителей дать раненым места на подводах. Пожалуй, впервые мы видим Наташу Ростову в гневе: “Это гадость! Это мерзость!” Ее лицо изуродовано злобой, она кричит на мать, а поступок — светлый и красивый. И родители соглашаются с дочерью — отдают раненым подводы, а ведь на них могло бы быть вывезено ее будущее приданое.

На мой взгляд, красота Наташи расцвела в замужестве и материнстве. Помните, как, вся одухотворенная радостью, героиня бежит навстречу приехавшему после долгого отсутствия Пьеру? Старая графиня Ростова даже считает, что дочь доводит свою любовь до крайности, что глупо, но это мнение, по-моему, — результат холодного светского воспитания.

Так, отвечая на вопрос “что есть красота?”, я сказала бы: “Посмотрите на Наташу Ростову — естественность, чуткость, одаренность, «ум сердца»”.

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Что есть красота? (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Что есть красота? (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

    Вопрос об истинной красоте всегда был одним из самых волнующих в литературе и в жизни, поэтому рассуждения на эту тему актуальны и по сей день. Мне кажется, что во все времена обывательское представление о красоте складывалось из оценки ее чисто внешнего проявления в человеке, но мало кто обращал внимание на его внутреннюю сущность. Вопрос же о том, что важнее – облик или личностные качества – стал вечным. Но неужели в скором будущем обывательские представления о красоте возьмут верх над человеческим разумом и люди перестанут ценить внутреннюю привлекательность? Я просто уверена, что такого не произойдет, пока существуют на Земле великие произведения, оказывающие благотворное влияние на человека, выкладывающие в его разум высоконравственные мысли, ведущие к неискаженным представлениям об истинной красоте.

    Одно из таких произведений принадлежит перу величайшего психолога русской души, писателю Льву Николаевичу Толстому. В романе «Война и мир» на примере ярких женских образов показана истинная человеческая красота. Раскрывая характер Наташи Ростовой и Марьи Болконской, писатель отмечает в этих героинях те качества личности, которые, по его мнению, делают человека прекрасным. Безусловно, не обходит вниманием он и внешность девушек, но именно душа становится главным показателем их красоты, так как они отнюдь не красавицы по сравнению, например, с Элен Курагиной, к образу которой мы еще вернемся.

    Итак, с Наташей Ростовой Толстой знакомит нас, когда она еще резвой, непослушной девочкой бегает по дому, открыто выражая свои эмоции: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями».

    Уже здесь видно любование писателя живостью, раскрепощенность Наташи, не испорченной светской моралью, в отличие от своей сестры Веры или Элен Курагиной. Она некрасива по общепринятым тогда европейским меркам, но ее душа прекрасна.

    Наташа несет в себе простую человеческую доброту, искренность и любовь, и это никого не может оставить равнодушным. Наташа всегда находится в движении, ее жизнь – постоянное самосовершенствование, которое не всегда происходит под влиянием хороших людей или событий. Она, как и все люди, ошибается, страдает из-за своих ошибок, самой серьезной, пожалуй, из которых является попытка бежать с Анатолем Курагиным. Но все же, в конечном итоге, живая душа Наташи, в которой переплетаются между собой все положительные качества, приводит ее к настоящему счастью, к тому, что она становится гармоничной личностью, готовой поддержать любого человека, одарить его своей любовью, ободрить.

    Не менее ярким примером душевной красоты является княжна Марья Болконская. В отличие от Наташи Ростовой, которая, повзрослев, из «гадкого утенка» превращается в «прекрасного лебедя», княжна Марья совсем некрасива. Только ее «лучистые» глаза придают внешности героини привлекательность. Глаза отражают ее гармоничное внутреннее состояние, которое она приобрела в вере. Жизнь по заповедям сделала княжну Марью человеком, ставшим примером величайшей любви к людям и самопожертвования.

    В этих двух героинях Толстой воплотил идеал женщины. Что же касается красоты, то писатель считает Наташу Ростову совершенным ее образцом, так как внешняя красота сочетается в «графинюшке» с внутренней. Ее образ – полная противоположность образа Элен Курагиной, самой красивой женщины высшего общества. Толстой подчеркивает в ней только внешнее проявление красоты: выгодные позы, показывающие ее физическое совершенство, для всех одинаково застывшая улыбка и так далее. Но никогда писатель не показывает ее душевные переживания, она похожа на статую, красивую, но холодную и бездушную.

    При описании своих любимых героинь Толстой всегда огромное внимание уделяет их глазам как выразителям внутренней красоты человека. Ведь глаза – это зеркало души. У Элен же они никогда не описываются, потому что в этой женщине нет души или она настолько ничтожна, что не стоит ни малейшего внимания.

    Итак, исходя из всего вышесказанного, можно заметить, что внешняя красота для Толстого является лишь проявлением внутренней, духовной красоты. И это не то совершенство статуи, которое олицетворяет Элен. Это прелесть истинно живой, гармоничной души. Вот что есть красота в понимании писателя. И я глубоко убеждена, что таково разрешение вечного вопроса о сущности красоты, так как истинная прелесть исходит изнутри. И до тех пор, пока люди будут придерживаться такого мнения, настоящая красота никогда не умрет.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Что есть красота? (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Смотрите также по
произведению «Война и мир»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» — самая известная работа писателя. Эту книгу и сейчас читают на одном дыхании, несмотря на большой объем и количественную численность персонажей. Не только исторические события лежат в основе сюжета романа, Толстым также поднимаются важнейшие для человечества проблемы. Одной из них стала тема подлинной и мнимой красоты.

Тема подлинной и мнимой красоты раскрывается через женские образы. В первую очередь это, конечно, образ Наташи Ростовой. Еще в самом начале произведения читатель знакомится с бойкой, игривой, подвижной, но внешне не особо привлекательной девочкой. Толстой не наградил героиню потрясающей внешностью и изящными чертами лица и тела. Однако автор подарил Наташе Ростовой доброе сердце, энергичность души и ясность мыслей. Взрослея, Наташа превращается в мягкую и милую женщину, способную залечивать душевные раны близких добрым словом и своим присутствием. Так, например, Николай Ростов, проигравший большую сумму денег в карты и морально от этого страдающий, услышав пение Наташи Ростовой, позабыл печаль и нашел в себе силы радоваться жизни, несмотря на некоторые трудности.

Противоположностью Наташи Ростовой стала другая героиня — Элен Курагина. Это великолепной красоты женщина, способная притягивать и очаровывать с первого взгляда. Однако внутренняя оболочка ее души не столь прекрасна, как оболочка тела. Элен Курагина глупая, пустая и бездушная женщина, несмотря на то, что в высшем свете ее принимают за умного и рассудительного человека. Кроме того, Элен развратна и лицемерна, а ее прошлое наполнено «темными» тайнами. Первым мужчиной, кто заметил настоящий облик этой женщины, стал Пьер Безухов. И он тоже может служить примером истинной красоты. Пьер добр, прост и щедр.

Толстой считал, что истинная красота человека лежит в основе души, а не тела и выражается в отношении к другим людям и всему окружающему миру. Наташа Ростова и подобные ей персонажи — любимые герои Толстого. Через них писатель передал свой взгляд на истинную человеческую красоту

  • Война и мир аргументы к итоговому сочинению 2022
  • Война и мир аргументы для итогового сочинения человек путешествующий
  • Война и мир аргументы для итогового сочинения преступление и наказание
  • Война и мир аргументы для итогового сочинения кому на руси жить хорошо
  • Война и мир аргументы для итогового сочинения 2022