Война противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие сочинение

4 примера итогового сочинения 2022-2023 на тему согласны ли Вы, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»? С аргументами из литературы, каждое сочинение с вступлением и выводом для допуска к ЕГЭ 2023.

Пример итогового сочинения ЕГЭ 2022-2023

Л.Н. Толстой известен своей пацифистской позицией и этим близок многим нашим современникам. Он говорил, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Нельзя не согласиться с этим, ведь никто в здравом уме не хочет оказаться на поле боя и подвергнуть опасности близких. Аргументировать эту точку зрения просто: достаточно проанализировать подходящие по смыслу примеры из литературы.

Из-за ярких фильмов и бравых речей с экрана нам кажется, что героизм и борьба — это величественно и пафосно. Однако неприглядные реалии настоящего боя лучше всех опишет ветеран. Б.Л. Васильев воевал и отличился на передовой, однако все сражения в его произведениях лишены романтичности и идеализации. Вспомним повесть «А зори здесь тихие». На незаметном участке фронта расположился отряд зенитчиц. Никто и не предполагал, что в этом месте развернется жаркая борьба, иначе бы молоденьких девушек без опыта туда бы не послали. Но такова война — ничего не идет по плану. Все, что на бумаге, там и остается, а реальность никогда не подчиняется приказам. Подготовленные диверсанты шли вперед уверенно, все усилия зенитчиц задержать их были обречены на трагический исход. Лишь невероятное мужество и самопожертвование героинь, а также боевой опыт Васкова, остановили врагов и не дали им завершить задание. Смерть каждой девушки не была «как в кино». Лиза утонула, Галя потеряла голову от страха, Соня погибла ни за что, Рита убила себя, спасая других, Женя проявила героизм, но тоже не выжила. Зенитчицы могли бы стать матерями, давать жизнь, а не отнимать и терять ее. Они ушли из жизни по глупости и недосмотру командования, из-за неопытности и незнания. Их участь навевает не гордость, а мысли о том, что такого не должно было произойти!

Не менее показательным является произведение Б.Л. Васильева «Завтра была война». Автор не описывает военные события, но в эпилоге грустно сообщает о том, что большая часть героев, самые смелые и перспективные ребята, были убиты. Название отражает полное исчезновение их будущего, трагедию целого поколения, которого уже не вернуть. Артём Шефер был убит, когда подрывал мост. Жора Ландыс стал лётчиком-истребителем и погиб в воздушном бою. Искра работала связным подполья и жестоко поплатилась за это. Поляковых повесили: и мать, и дочь были связаны с движением сопротивления и были казнены на глазах у всех. Все эти герои могли бы развивать свой край, делать успехи в науке и на производстве, содействовать улучшению общества и государства. Но они погибли в юности, едва окончив школу, лишь из-за того, что какие-то политики отстаивали новый мировой порядок и сводили счеты. Разве этот пример не способен вызвать отвращения к войне?

Таким образом, война – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», которое не может быть оправдано и идеализировано. Она всегда идет во вред людям — и по ту, и по другую сторону. Никто в ней не выигрывает, все теряют самое дорогое. Поэтому сознательные граждане всех стран должны выступать против кровопролития и за мирные переговоры. Мы же не животные — можем все решить цивилизованно!

Пример №2 итогового сочинения ЕГЭ 2022-2023

Война – это зло и насилие над человеком. Это ужасная трагедия, задевающая всех людей без исключения. Она причиняет боль и разрушение, что в итоге может привести к исчезновению человека, его чувств, и внутренней составляющей – души. Каждому давно известно, что это не самый лучший способ решения конфликтов, но наша человеческая натура не хочет соглашаться с этим.

Люди рождены для созидания и развития жизни, но не для убийства.

Эта тема давно беспокоит весь мир. Многие художники, музыканты и писатели затрагивали и будут дальше развивать эту тема, так как она бесконечна. В некоторых произведениях писателей мы можем увидеть античеловеческий характер войны. Одним из таких произведений является рассказ Шолохова «Наука ненависти», в котором рассказывается о мучениях русского человека, попавшего в плен к немцам, об издевательствах над ним. Условия жизни у людей, попавших в плен, были ужасные: одноразовое питание водой и зерном, антисанитария, высокая смертность от ран, болезней и голода.

Война уничтожает человека, как в прямом, так и в переносном смысле. Под уничтожением можно понимать сломленность и потерянность важной части души, а также полную смерть. Так в романе Толстого «Война и мир» мы можем увидеть это на примере Пети Ростова. Молодой юноша из дворянской семьи, решивший пойти на войну. Для него все кажется прекрасным до того, как он убивает француза. После этого происшествия мальчик и не может простить себя. В конечном итоге Петя погибает, пытаясь совершить геройский поступок.

Также война раскрывает тёмные стороны человеческой натуры. Например, карьеризм и ничтожность Берга в романе «Война и мир». Этот персонаж делает все для собственной наживи и война не исключение. Он всегда старался быть в центре внимания, командовал ротой и даже получил ранения. Он использовал этот как предлог получить новые награды. Он всегда рассуждает о своей выгоде. О нём можно сказать как о самовлюбленном эгоисте, это на войне проявилось больше всего.

Война убивает любовь и рушит дружбу. Это видно на примере Наташи Ростовой и Андрея Болконскогов романе «Война и мир». Их небольшую историю любви можно проследить на протяжении всего произведения. Она (любовь) не была грандиозной, но все равно потерпела крах и привела Наташу к горю и одиночеству. Андрей погиб, получив сильные ранения на войне, но он успел попасть в так называемый госпиталь, в доме Ростовых, и встретить Наташу. Он умер у нее на руках, а она лишилась человека, которого любила, как и до этого лишилась любимого брата Пети.

Посмотрев на все вышесказанное мной, я хочу согласиться с тезисом Л. Н. Толстого о том, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие ». Это можно увидеть в том, что война лишает всего и делает человека совершенно иным. Она, как эпидемия, захватывает всех. Война всегда была, есть и будет самым неприятным, вызывающим ужас событием в человеческой жизни.

Пример №3 итогового сочинения ЕГЭ 2022-2023

Лев Николаевич Толстой в своей великой работе — романе «Война и мир» — показал, как относится к столкновениям людей с оружием и высказался о том, что сама война «противна человеческому разуму и всей человеческой природе». Я согласна с мнением писателя, потому что во времена дележки земель крупными полководцами, главами государств, большими людьми умирают те, которые не виновны и им попросту не нужны эти баталии. Тем же, кому повезло больше, проносят через всю свою жизнь эти горькие воспоминая. С Л. Н. Толстым солидарны многие авторы. В литературе достаточно примеров, которые могут подтвердить сказанное выше.

Например, можно рассмотреть повесть «Обелиск», где автор В. Быков рассказывает о непростой судьбе детей во время войны. Герои росли в Беларуси, на территории, которую оккупировали. Все мужчины ушли в партизаны, чтобы защищать родину, остались только женщины.

Им приходилось нелегко, ведь нужно было содержать все хозяйство самим, без мужской помощи. Пристально следить за детьми и у них не хватало времени. В повести ребята решили помочь им и воевать с врагом самостоятельно, но их поймали. Чтобы спасти героев из плена, учителю пришлось сдаться, но его обманули и повели казнить вместе с теми, кого он пытался освободить. У одного из героев получилось спастись, и это только благодаря отваге Мороза. Всех остальных убили. Было ли у детей того времени это самое «детство»? Маленькие мальчики и девочки с ранних лет узнали, что такое пытки, жестокость, смерть. Этот пример в очередной раз доказывает бесчеловечность войн и всего, что с ними связано.

Но, кроме выживания, основной целью было освобождение. И чтобы освободить свою родину погибали лучшие, потому что именно они сохраняют свою человечность. Говоря об этом можно вспомнить Сотникова. Это герой одноименной повести В. Быкова. Ему пришлось забыть, что такое инстинкт самосохранения ради того, чтобы не раскрыть свой партизанский отряд. Он пережил пытки, но не отступился от своей цели, был ей верен. Война поставила его перед выбором: честь или жизнь. В таком противоречии, которое порой невозможно разрешить, и состоит вся боль и ужас войны. Там нет правых и виноватых, там есть те, кто сделал выбор.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что война действительно противоестественна, она не связана с нашей природой, потому что отнимает у нас самое главное — жизнь.

Пример №4 итогового сочинения ЕГЭ 2022-2023

Война — это вооружённая борьба между государствами. Причины войн связаны с борьбой государств и политических групп за собственные интересы. Лев Николаевич Толстой в романе-эпопее «Война и мир» дал философско-нравственное определение этому понятию на примере событий 1812 года, утверждая, что война — это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», потому что «миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства… грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не соберёт летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступление».

Таким образом, по Толстому, противоестественность и антигуманность любой войны связаны с нарушением обычных в мирное время законов, запрещающих насилие, убийство. Нельзя не согласиться с этой мыслью классика, которая справедлива во все времена. Для её подтверждения обратимся к произведениям русской литературы двадцатого века, посвящённым одной из самых страшных войн — Второй мировой.

Так, в рассказе Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» показана жестокость и обесценивание человеческой жизни во время войны. Главный герой произведения Андрей Соколов, чья судьба типична для русских людей того периода, попадает в плен. Контуженный при доставке снарядов на батарею, он видит молодого немца, собою ладного, с тонкими, в нитку, губами, с глазами с прищуром и понимает: «Этот убьёт и не задумается». Простой шофёр и на войне мыслит категориями мирной жизни — он воспринимает врага просто как человека, способного без раздумий нарушить общечеловеческое правило «Не убий». И в то же время сам он в церкви ночью смог задушить Крыжнева, готового совершить предательство и выдать немцам молоденького взводного. И это тоже противоестественно, так как после этого Андрею стало нехорошо, «страшно захотелось руки помыть, будто не человека, а какого-то гада ползучего душил». Война ожесточает людей, заставляет их страдать оттого, что рядом гибнут свои и чужие, оттого что и самим приходится нарушать нравственные правила, принятые в мирной жизни.

Ещё страшнее, когда в водоворот сражений и убийств вовлекаются дети или женщины. Предназначение женщины — рождение и воспитание детей, любовь к мужчине, а героини повести Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие…» воюют наравне с мужчинами. Пять хрупких девушек-зенитчиц под командованием Федота Васкова на дальнем разъезде вступают в неравный бой с немцами. Рита Осянина, Соня Гурвич, Лиза Бричкина, Галя Четвертак, Женя Комелькова — все они очень индивидуализированы, но их объединяет одно – желание защитить родных или отомстить за смерть близких, любимых людей. Чередование фрагментов из мирного прошлого и военного настоящего усиливает тяжелые впечатления от ужасов и жестокости войны. Гибель девушек вызывает боль у читателей, которые видят события глазами Васкова. Изображая женщин на войне через восприятие мужчины, автор смог показать противоестественность и антигуманность происходящего. Философский смысл повести заключается в её названии. Оно отсылает читателей к послевоенному мирному времени, когда на место гибели девушек приезжают бывший командир Васков и сын Риты Осяниной, чтобы установить памятник погибшим здесь девчонкам. Жизнь продолжается, потому что горят над землёй тихие зори, несмотря на то что здесь произошла ужасная трагедия. В названии звучит и основная мысль: правильно живёт лишь природа, так как в ней царит тишина и покой, а в мире людей — жестокость, ненависть, боль, смерть, убийства…

Таким образом, война, какой бы она ни была, всегда противоречит природе человека, в котором от рождения заложено естественное чувство милосердия, стремление к продолжению жизни. Любовь, добро, уважение к людям — вот те принципы жизни, которые должны стать главными в цивилизованном обществе. (507 слов)

  • Аргументы для итогового сочинения 2022-2023 по каждому разделу ФИПИ
  • Темы итогового сочинения 2022-2023 по всем разделам банка ФИПИ

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

Война противна человеческому разуму и всей человеческой природе

На чтение 3 мин Просмотров 193

Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» выразил свое отношение к вооружённому столкновению людей: «Война противна человеческому разуму и всей человеческой природе». Я согласен с его утверждением, потому что в борьбе за кусок земли гибнут невиновные люди, у которых еще вся жизнь впереди. Те же, кто остаются живыми, навек уносят в сердце незаживающую рану от потерь и тягостных впечатлений от той поры. Многие авторы солидарны с классиком. Они описали немало примеров, которые подтверждают все вышесказанное.

Например, в повести В. Быкова «Обелиск» рассматривается тяжелая судьба детей на войне. Герои книги росли на оккупированной территории Беларуси. Взрослые мужчины ушли в партизанские отряды, остались только несчастные женщины, которым пришлось тянуть все хозяйство на своих хрупких плечах. Конечно, им было некогда вникать в детские проблемы и надзирать за подростками. Видя лишь лишения и унижение, ребята решили собственноручно воевать с врагами и устроили диверсию. Но полицаи выбрались из ловушки и поймали мальчишек. Надеясь вызволить их из плена, учитель сдался, но оккупанты обманули всех им и повели на казнь детей вместе с преподавателем. Лишь благодаря смелости и доброте Мороза одному из них удалось спастись. Все остальные были убиты. Разве можно назвать эти пытки, издевательства и голод детством? Разумеется, нет, ведь ребята с юных лет познали насилие, жестокость и жажду убивать врагов. Они повзрослели и ожесточились раньше времени, и на войне не бывает иначе. Этот пример подтверждает противоестественность и бесчеловечность борьбы.

Но на войне, кроме выживания, также целью является освобождение Родины от врага. И эта цель является основой победы. И в борьбе против недруга погибают лучшие люди страны, цвет нации. Ими управляют не одни лишь инстинкты, поэтому они сохраняют в бою гуманность и честность. Благородство и самопожертвование характеризуют и Сотникова, героя одноименной повести В. Быкова. Он забыл об инстинкте самосохранения, а помнил о том, что не должен выдавать свой партизанский отряд. При этом он должен был попытаться спасти невинных жителей, которые попали вместе с ним и другим партизаном Рыбаком к фашистам. Сотников терпел пытки и истязания, но остался тверд ради большой цели – ради родной страны. Но перед каким выбором его поставила война? Он разрывался между жизнью и честью! Такая дилемма противоестественна и антигуманна, поэтому Сотников, осуждая предателя Рыбака, мысленно одергивает себя: может ли он выносить приговор, когда человек оказывается перед таким распутьем? Даже герой вроде Сотникова сомневается в том, можно ли требовать от Рыбака и ему подобных такой жертвы? В этих неразрешимых противоречиях и состоит весь ужас войны, где трудно различить правых и виноватых, где ни за что нет ответственных?

Таким образом, война действительно противна нашей природе, потому что посягает на самое главное — нашу жизнь, свободу, честь. Разве можно смириться с таким выбором, который дает она? Я считаю, что пацифизм — это философия, которую необходимо ввести в странах на правах с религиями, ведь она поможет нам предотвратить новые глобальные катаклизмы.

Беликова Ирина

Учитель физики, информатики и вычислительной техники. Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного Национального Проекта «Образование».

Война противна человеческому разуму?(По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».)

Тема войны, как противного всему человечеству события, как раньше, так и в наше время очень актуальна. Актуальна потому, что война, прежде всего,- великие потери. Потери человеческих жизней и культурных ценностей. Война — это разорение и убийство, страдание и боль, разрушение и отчаяние.

Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» вот уже около ста пятидесяти лет является одной из главных книг человечества, осуждающих войну. Самые запоминающиеся картины, рисующие страдание людей, есть картины описания Бородинского сражения. Наряду с тем, что Л.Н.Толстой восхищается мужеством русских воинов, он поднимает свой голос против войны!

Основные действия битвы мы, читатели, видим подслеповатыми глазами человека штатского, Пьера Безухова. Видим только главное, что успел рассмотреть этот совестливый человек. Пьер поражен тем, сколько было мертвых вокруг! Вот молоденький офицерик сидел у края вала в луже крови…Краснорожий солдат, еще недавно шутивший, еще дергался в агонии…Люди, и русские, и французы, «с изуродованными страданием лицами» шли, ползли с поля боя. Безухову страшно стало от увиденного, он наивно думает, что «…теперь они  оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!» Но не оставили! Битва продолжалась! Кипело что-то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности.

Последствия Бородинской битвы  вызвали ужас и у такого безжалостного человека, как Наполеон. Не видели подобного и его генералы! Проезжая по полю, они не могли не заметить, что в лужах крови лежали лошади и люди, поодиночке и кучами. Кучами! И это о тех, кто еще утром молился, вспоминал родных, любовался панорамой великой битвы! А сейчас лежал в этой куче, как маленький кусочек  той кровавой бойни, кусочек «пушечного мяса».

 Страшный вид поля сражения,  покрытого трупами и ранеными, произвел на Наполеона неожиданное впечатление. Он, любивший рассматривать итоги битвы, в этот день поспешно уехал с поля боя.

Л.Н.Толстой пишет, что к концу сражения, к вечеру, в душе каждого ее участника поднимался вопрос: «Зачем, для кого мне убивать и быть убитому?» А дождик, окропивший убитых и раненых, испуганных и изнуренных, словно призывал: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте…Опомнитесь. Что вы делаете?»

Могу сделать вывод, что грандиозная по масштабам и потерям людей битва и есть яркое доказательство тому, что война «противна человеческому разуму.

Настя

Добавить комментарий

Обновлено: 10.01.2023

Война… Мое поколение представляет ее только по рассказам. Да, почти из каждой семьи уходили и не возвращались деды, отцы, сыновья, братья.

Да, тысячи женщин, детей, стариков погибали от холода в тылу.

Война… Мы произносим это слово, не вдумываясь в его смысл. Но пусть дойдет до нашего сознания страшное его значение. Пусть каждый прочувствует до глубины души, как трудно терять близких, как жутко видеть убитых горем людей.

И сегодня вопросом всех вопросов, волнующим человечество, является проблема сохранения мира, предотвращение

угрозы самоуничтожения. В борьбе за победу священного мира на земле участвуют гуманисты не только нашего времени, но и прошлых эпох, и среди них безусловно выделяется монументальная фигура Л. Н. Толстого.

Никто до Толстого в русской и зарубежной литературе не пытался изобразить войну так глобально, не осмелился показать ее так правдиво, с таким беспощадно-суровым реализмом, как в его романе “Война и мир”. По собственному признанию писателя, он рисовал “ужасные, потрясающие душу зрелища” для того, чтобы разрушить романтический ореол, каким издавна окружали войну сочинители, знавшие о ней понаслышке.

ни перед чем не отступающая правда”, – вот, по словам Н. А. Некрасова, то новое, что внес Толстой в изображение войны. Писатель сам вполне узнал в Крыму и отразил в “Севастопольских рассказах”, что такое смертельная опасность и воинская доблесть, как переживается страх быть убитым и в чем заключается храбрость, уничтожающая этот страх. Он увидел, что облик войны бесчеловечен и что в сражениях испытываются нравственные качества борющихся сторон и проступают главные черты национального характера.

Антивоенная и героико-патриотическая темы с еще большей силой и в еще более тесном их единении выступают на страницах “Войны и мира”. И в авторских суждениях, и в речах командира полка Андрея Болконского, капитана Тушина и других любимых толстовских героев, участвующих в войне, звучит ее решительное осуждение. Для них война – это “страшное дело”.

Герои воспринимают ее как необходимость и участвуют в ней лишь потому, что от исхода этой войны зависит “вопрос жизни и смерти отечества”.

В общей концепции романа мир отрицает войну. Ужас смерти сотен люден на плотине Аугеста во время отступления русской армии после Аустерлица потрясает тем более, что Толстой сравнивает этот ужас с видом той же плотины в другое время, когда здесь “столько лет мирно сиживал в колпаке старичок-мельник с удочками, в то время как внук его, засучив рукава рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу”, и “столько лет мирно проезжали на своих парных возах, нагруженных пшеницей, в мохнатых шапках и синих курках моравы и уезжали по той же плотине, запыленные мукой, с белыми возами”.

Неестественное состояние человека на войне очень ярко изображено в Бородинском сражении. Перед битвой Пьер видит прекрасную картину: “Косые лучи яркого солнца кидали на местность, которая была покрыта войсками и дымами выстрелов, пронизывающие, с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте, ниже блестели золотые поля и перелески…” И жить бы людям в мире – русским и французам, наслаждаться жизнью, растить детей, сеять хлеб!

Но раздается выстрел, и начинается настоящая “мясорубка”: люди, простые русские мужики, превращаются в жестокое орудие войны, у них появляется не человеческий, а животный страх за свою жизнь.

У Пьера он возникает, когда тот впервые близко столкнулся с французом: “Оба они испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица. И оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать”. Какое же это мерзкое, гадкое дело – война, если даже умных, образованных людей заставляют превращаться в животных с их низменными инстинктами!

А как трагичны известия о смерти родных! Невозможно без слез читать страницы, посвященные гибели Пети Ростова – отчаянного юного партизана… Когда трагическое известие пришло в дом Ростовых, “мать, отказываясь верить в то, что она могла жить, когда был убит цветущий жизнью ее любимый мальчик.

Спасалась от действительности в мире безумия”, ведь самое страшное для родителей – терять детей. “Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающей участия в жизни старухой”.

Мировые события и крупные явления общественной жизни наблюдает в “Войне и мире” как бы случайный свидетель, обыкновенный смертный; и эта простая, естественная, непредвзятая точка зрения обеспечивает нужный автору “человеческий взгляд”. Представляя события с нравственной стороны, Толстой проникает и в их подлинную историческую сущность. Само изображение войны “в крови, страданиях, смерти” исходит из народной точки зрения.

Правителям народов – Наполеону и Александру, равно как и всему высшему обществу, мало дела до этих страданий. Они либо не видят в них ничего ненормального, как Наполеон, либо с брезгливо-болезненной миной отворачиваются, как Александр.

Рассказать правду о войне, замечает сам Толстой в романе, очень трудно. Его новаторство связано не только с тем, что он показал человека на войне, но главным образом с тем, что, развенчав ложную, он первый открыл подлинную героику войны, представил ее как будничное дело и, одновременно, как испытание всех душевных сил человека в момент их наивысшего напряжения. И неизбежно случалось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие как капитаны Тушин и Тимохин, забытые историей генералы Дохтуров и Коновицын, никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов.

Именно они влияют на ход исторических событий. Сила приказа: “Круши, Медведев!” – не слабеет от того, что Тушин “пропищал” его, как не тускнеет вся его героическая фигура от несколько комической внешности.

Исторические события, которые приводят в движение народные массы, касаются судеб национальных, способны изменить – пусть драматически, но всегда благотворно – отдельного человека. Так очищаются и возвышаются в бедствиях Отечественной войны Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова.

Князь Андрей, например, расстается со своими заблуждениями: восторгом по отношению к Наполеону и надеждой одним своим мнением, одним подвигом спасти армию. Война для них – и испытание. Нужно быть готовым отдать все, жертвовать всем, как это умеет сделать Пьер, но не умеют собравшиеся в Слободском дворце именитое купечество и “благородное” дворянство.

Таким образом, приобщение отдельного человека к стихийному бытию, по Толстому, всегда радостно, хотя, повторим, временами драматично и даже трагично.

Своим романом Толстой заставляет “полюблять жизнь” . Война, каким бы очищением, испытанием они ни была, есть “наипротивнейшее человеческому естеству состояние. Ведь гибнут лучшие люди, а они могли бы жить и совершать прекрасные поступки. Война не может быть привлекательной.

Увидев ее в действительности, люди приходят к выводу, так точно сформулированному Болконским: “Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну… Цель войны – убийство… Сойдутся… на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей… и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга…”

Поэтому как последнее напутствие читателю из финальных глав “Войны и мира” и звучат слова о том, что человек лишь тогда почувствует себя счастливым, когда научится радостно созерцать “вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь”. Высшей ценностью жизни не являются ни слава, которой сначала так хотел добиться князь Андрей, ни великая власть, к которой так стремился Наполеон. Единственно непреходящая и бесспорная ценность – это сила жизни, ее способность к вечному изменению и развитию.

Тема войны, как противного всему человечеству события, как раньше, так и в наше время очень актуальна. Актуальна потому, что война, прежде всего,- великие потери. Потери человеческих жизней и культурных ценностей.

Война – это разорение и убийство, страдание и боль, разрушение и отчаяние.

Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” вот уже около ста пятидесяти лет является одной из главных книг человечества, осуждающих войну. Самые запоминающиеся картины, рисующие страдание людей, есть картины описания Бородинского сражения. Наряду

Вот молоденький офицерик сидел у края вала в луже крови. Краснорожий солдат, еще недавно шутивший, еще дергался в агонии. Люди, и русские, и французы, “с изуродованными страданием лицами” шли, ползли с поля боя. Безухову страшно стало от увиденного, он наивно думает, что “…теперь

Битва продолжалась! Кипело что-то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности.

Последствия Бородинской битвы вызвали ужас и у такого безжалостного человека, как Наполеон. Не видели подобного и его генералы! Проезжая по полю, они не могли не заметить, что в лужах крови лежали лошади и люди, поодиночке и кучами. Кучами!

И это о тех, кто еще утром молился, вспоминал родных, любовался панорамой великой битвы! А сейчас лежал в этой куче, как маленький кусочек той кровавой бойни, кусочек “пушечного мяса”.

Страшный вид поля сражения, покрытого трупами и ранеными, произвел на Наполеона неожиданное впечатление. Он, любивший рассматривать итоги битвы, в этот день поспешно уехал с поля боя.

Л. Н. Толстой пишет, что к концу сражения, к вечеру, в душе каждого ее участника поднимался вопрос: “Зачем, для кого мне убивать и быть убитому?” А дождик, окропивший убитых и раненых, испуганных и изнуренных, словно призывал: “Довольно, довольно, люди. Перестаньте. Опомнитесь. Что вы делаете?”

Могу сделать вывод, что грандиозная по масштабам и потерям людей битва и есть яркое доказательство тому, что война “противна человеческому разуму.

Правителям народов – Наполеону и Александру, равно как и всему высшему обществу, мало дела до этих страданий. Они либо не видят в них ничего ненормального, как Наполеон, либо с брезгливо-болезненной миной отворачиваются, как Александр.

Рассказать правду о войне, замечает сам Толстой в романе, очень трудно. Его новаторство связано не только с тем, что он показал человека на войне, но главным образом с тем, что, развенчав ложную, он первый открыл подлинную героику войны, представил ее как будничное дело и, одновременно, как испытание всех душевных сил человека в момент их наивысшего напряжения. И неизбежно случалось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие как капитаны Тушин и Тимохин, никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов. Именно они влияют на ход исторических событий.

Война, каким бы очищением, испытанием они ни была, есть «наипротивнейшее человеческому естеству состояние. Ведь гибнут лучшие люди, а они могли бы жить и совершать прекрасные поступки. Война не может быть привлекательной. Увидев ее в действительности, люди приходят к выводу, так точно сформулированному Болконским: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну… Цель войны – убийство… Сойдутся… на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей… и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга

2. Литература родного края. Поэты Кёнигсберга-Калининграда (на примере 1–2 произведений любого автора). Чтение наизусть стихотворения.

Сэм Симкин родился в 1937 году в Оренбурге (имя Сэм — аббревиатура: социализм — экономика мира). Большое внимание дома уделялось книге. Окончив школу с золотой медалью, и с детства очарованный романтикой, будущий поэт опробовал многие пути, пока, наконец, тяга к путешествиям и морю привели его в 1960 году в Калининград, и этот город стал местом приложения всех его поэтических и жизненных сил. Здесь Симкин окончил институт, здесь обрёл друзей — поэтов в молодёжном литературном объединении, отсюда начались его морские пути. Он избороздил на рыболовных траулерах почти все моря Атлантического и Тихого океанов. Симкин не мыслил себя без рыбацкого моря. И море ответило ему взаимностью, оно дарило ему свои ритмы, оно приводило к нему новых друзей.

Другим направлением деятельности поэта стали переводы. Особое внимание он уделял переводам творчества кёнигсбергских поэтов.

Скажу не ради похвальбы,
Что лез на дерево судьбы
По хрупким веткам, как по вантам,
На той земле, что знала Канта.
И предо мной открылся вид
На город наш, издревле славный,
И он стихами говорит
Как равный с равными о равных.
. То дерево я пользы для
Срубил на мачту корабля
И, как матрос вперед смотрящий,
Увидел: ищущий обрящет!

Флаг корабля — твоя улыбка,
Сигнальные флажки — твой смех:
Столь простодушная ошибка,
Как среди лета белый снег.

Но что бы ни было со мною –
Не отрываться от земли!
Дарят улыбкой неземною
Лишь женщины и корабли.

Когда случится ночью зыбкой
Держаться носом на волну,
Прекрасны эти две улыбки,
Соединенные в одну.
(Наизусть)

Билет № 12

Цель его жизни была разрушена, жизнь — окончена. Переломным моментом, изменившим этот взгляд, становится случайно подслушанный ночной разговор Наташи Ростовой с Соней. Эта тоненькая девочка, восхищающаяся красотой ночи, мечтающая о полете, смогла возродить в князе Андрее веру в возможность приносить пользу людям, в возможность счастья и любви. Вторая встреча с Наташей произошла на балу, первом балу Наташи Ростовой.

Андрея Болконского привлекало в ней то, что так отличало ее от светского общества: ее искренность, естественность, радость и робость, даже ее ошибки во французском языке. Он почувствовал, что чуждый ему мир этой девочки манил к себе. В Андрее стали сосуществовать противоположности: то бесконечно великое и непреодолимое, что жило в нем после Аустерлица, и то, чем была она — узкое и телесное.

После помолвки в какой-то момент герой испугался той преданности и доверчивости Наташи, того радостного и вместе с этим тяжелого чувства сознания долга. Наверное, именно поэтому князь Андрей уступает отцу, соглашается отложить свадьбу на год. За время его отсутствия страсть Наташи к Анатолю оказывается сильнее ее любви к Андрею. И князь Андрей, который говорил о прощении падшей женщины, сам оказался не в силах простить. Он становится одержим жаждой мести.

Но встреча с Анатолем не принесла Болконскому ожидаемого удовлетворения. Оба героя были ранены, и жалкий вид стонущего Анатоля разбудил в князе Андрее близкое и тяжелое чувство, которое связывало его с этим человеком. Он вспомнил свою нежность и любовь к Наташе и ощутил ее с еще большей силой. Он сумел не только простить, но и полюбить Анатоля любовью, которой любят братьев, любящих, ненавидящих, врагов.

Князь Андрей простил и Наташу и полюбил ее той новой, чистой, божеской любовью. Любовь земная уступила место христианской любви. Во время болезни, после ранения, в герое происходит борьба между жизнью и смертью. Он осмыслил свое новое чувство -любовь, которую проповедовал Бог на земле и которой учила его княжна Марья. Любовь есть Бог, есть жизнь. Любить все — любить бога во всех проявлениях. Болконский смог это понять, потому что полюбил. Страх перед смертью ушел, так как смерть стала означать для него возвращение частицы любви к вечному источнику.

Человек имеет неоспоримое право жить на земле. Смерть на войне ужасна и безнравственна: она отбирает это право. Смерть героя, защищавшего отечество, может прославить его имя, но от этого её трагический смысл не станет иным: чело­века ведь нет.

Говоря о причинах войны, Толстой называет главную. В люд­ской среде, будь то государства, сословия, общественные тече­ния, возникают моменты, когда определённые силы объеди­няются для того, чтобы создать предпосылки для появления какого-то очень важного события. Это событие из-за своей значимости в жизни людей может изменить мир.

Так, войны Наполеона с Тройственным союзом в 1805- 1807 гг. и заключённый Тильзитский мир 1807 г. перекроили карту Европы. Наполеон явился инициатором экономической блокады Англии. Россия не согласилась с условиями изоляции Англии, получая от неё военную и финансовую помощь. С ве­дома Наполеона Россия установила своё влияние в Финляндии вопреки интересам Швеции. Наполеоном была обещана неза­висимость Польше, что шло вразрез с интересами России, но воодушевляло поляков.

Конфликты из-за столкновения интересов возникают не только между государствами. Главы наций и армий, члены монарших семейств, дипломаты — это те высокопоставленные люди, от которых зависит, быть войне или не быть. Но, как пи­шет Толстой, их авторитет и решающее последнее слово в воз­никших событиях могли быть только видимостью.

В этом случае, как говорят, массы творят историю. Жители Франции охотно поддержали Наполеона в его притязаниях на чужие территории, на материальные богатства иных стран. И все полагали, что расходы на эти войны окупятся выгодами, полученными после победы.

Солдаты армии Наполеона выражали любовь к своему кумиру радостными возгласами, когда при выходе из леса к Неману ви­дели его фигуру.

А император Александр и подданные его государства имели совершенно другие побудительные обстоятельства, которые вовлекли их в кровавые события войны. Главная причина вступления в войну со стороны Русского мира была одна — это стремление всей нации отстоять независимость родной земли любой ценой.

Толстой показывает, как в общем порыве соединяются разные сословия Москвы во время приезда государя. Форми­рование ополчения, героическая, но бесславная оборона Смо­ленска, назначение командующим армией Кутузова, тяжёлое отступление к Москве, Бородинское сражение как кульминация событий, перелом в войне и создание москвичами условий, гибельных для оккупантов, партизанское движение — этими усилиями народа, всей нации создавалась победа.

Мощный национальный подъём в русском обществе и по­беда России в этой войне были обусловлены и оправданы за­коном исторической справедливости.

Читайте также:

      

  • Весь день пришлось идти по заросшим луговым дорогам сочинение
  •   

  • Фрагмент урока сочинение по картине 2 класс
  •   

  • 1894 1914 историческое сочинение
  •   

  • Сочинение по белорусской литературе знак бяды
  •   

  • Святые места песков сочинение

Я полностью согласна с высказыванием великого русского классика. Действительно, война – это самое неразумное и антигуманное мероприятие во всей истории человечества. Зачем люди развязывают войны, которые губят и калечат людей и физически, и морально?

Они затеваются против людей определенной расы, вероисповедания. Это великое безумие, ведь все мы – люди, умеющие чувствовать, любить, мечтать, грустить, живущие на одной планете. Я считаю, война – это дань необузданным амбициям, низким инстинктам, удовлетворению собственного «эго» за счет жизни миллионов ни в чем не повинных людей.

Мне хотелось бы рассмотреть эту цитату поэтапно. Возьмем ее первую часть, заключающуюся в том, что война противна человеческому разуму. Думаю, Л.Н. Толстой хотел сказать, что война – это большая глупость. От себя я бы еще добавила, что она также является преступлением против человечества.

Русский писатель в своем эпическом романе «Война и мир» наглядно доказал этот факт. Он описывает Отечественную войну 1812 года, в частности, Шенграбенское, Аустерлицкое, Бородинское сражения. Они наполнены кровопролитием, жестокостью, убийствами, бессмысленностью. Война убивает всех без разбору: и молодых, и старых, таких как 15-летний Петя Ростов, крестьянин Платон Каратаев. Она не разбирает ни чинов, ни должностей, ни пола, ни возраста, ни заслуг. На войне погибнуть может каждый. А в чем смысл войны? Ради чего гибнут дети, старики, женщины? На этот вопрос не знает ответа ни автор, ни читатель, ни герои произведения. Следовательно, война нелепа и абсурдна, не имеет никакого смысла.

Во второй части цитаты Л.Н. Толстой говорит, что война противна человеческой природе. Автор и здесь абсолютно прав. По моему мнению, смысл человеческой природы заключается в продолжении жизни, а не в ее прекращении. Из уроков биологии мы знаем, что каждый вид стремится к сохранению и размножению своей популяции. Человек – не исключение. Таким образом, война противоречит главному закону природы – выживанию. Печально, но люди сами уничтожают себя. Даже животные не поступают так жестоко.

В итоге мне хотелось бы сказать, что война – самое худшее, что можно представить. Ужаснее всего то, что развязывает ее именно человек против своих же собратьев. Ничто не может оправдать такое преступление. Любая война, какой бы ни были ее причины, неразумна и противоестественна.

Итоговое сочинение. Направления, реальные темы, аргументы, образцы готовых сочинений.

He может быть, чтобы со временем
человеческое общество не поняло всю
бессмысленность и жестокость войн.
А.С. Пушкин

Неприятие автором «Войны и мира» привычной в литературе и искусстве эстетизации военных действий отмечалось многими. Как известно, война для Л.Н. Толстого — «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Эта центральная идея «Войны и мира» в XIX веке вызывала возражения. Военные историки говорили, что мир в истории человеческого общества составляет скорее исключение.

Однако понимание Толстым войны — подлинно историческое. В его понимании нормой человеческого бытия является мир, война же противна истинно человеческой природе, подлинному разуму. Ho последним, но мысли автора «Войны и мира», противостоят социальные установления, приводящие к разъединению людей или их объединению в ненормальные, неестественные сообщества, в которых внешнее, показное подавляет внутреннее, существенное. Общество, допускающее войну, недостаточно человечно — к этой мысли подводит нас автор романа-эпопеи.

Правда, Толстой не отрицает стройной красоты воинского механизма. Без всякого осуждения говорит он о том, как солдаты после тридцативерстного перехода всю ночь готовились к смотру под Браунау, так что «к утру полк, вместо растянутой беспорядочной толпы, представлял стройную массу двух тысяч людей, из которых каждый знал свое место, свое дело, из которых на каждом каждая пуговка и ремешок были па своем месте и блестели чистотой». Свое воздействие воинская эстетика оказывает и на Андрея Болконского, который накануне Аустерлицкого сражения «не мог равнодушно смотреть на знамена проходящих батальонов». Я думаю, что в этих своих мотивах «Война и мир» развивает традиции пушкинских поэм «Полтава» и «Медный всадник».

Ho главным образом показана в «Войне и мире» оборотная сторона, мрачная изнанка такого рода красоты военных действий. Так, Пьер, привлеченный «красотой зрелища» на батарею Раевского, сталкивается с войной во всем ее ужасе и безобразии. Ростову, ставшему свидетелем блестящей атаки кавалергардов под Аустерлицем, «страшно было слышать потом, что из всей этой массы огромных красавцев людей, из всех этих блестящих, на тысячных лошадях, богачей, юношей, офицеров и юнкеров… после атаки осталось только осьмнадцать человек». А князь Андрей, избавившись от иллюзий, называет войну убийством и обманом. Особенно потрясают ужасы войны, когда знакомишься с завершающим эпизодом Бородинского сражения: дождь, который стал накрапывать на убитых и раненых, испуганных и изнуренных людей, как будто говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»

Мне думается, что изображение Толстым войны в ее ужасах и суровой прозаичности предварено лермонтовским стихотворением «Валерик», где создан образ войны как извечного, бессмысленного убийства людей друг другом.

Отнюдь не эстетизируя изображаемые военные действия, Толстой вместе с тем не выдвигает на первый план безобразное, страшное и очевидно абсурдное в войне. Нет, безобразие и преступность войны поворачиваются в «Войне и мире» опять-таки не внешней стороной: значим сам факт смерти лучших людей (Андрея Болконского, Пети Ростова, безобидного Платона Каратаева), важно воздействие войны на умы и психологию, важно то, что гибнут жизненные ценности. Так, в «Войне и мире» показан пожар Москвы в целом, а не то, как горело какое-либо здание; не привлекают внимания автора и конкретные причины пожаров.

Убийство человека человеком в романе-эпопее Толстого по показано ни в одной батальной сцене, не связано ни с одним персонажем. Насильственное умерщвление на войне у Толстого безлико, как бы стихийно, отвлечено от всего непосредственно человеческого. Зримых сцен убийства в книге только две — убийство Верещагина и расстрел пленных в Москве, но это не батальные сцены: изображение не войны как таковой, а наиболее преступных сопровождающих ее моментов. Исполнители казни показаны лаконично: «Молодой солдат с мертво-бледным лицом, в кивере, свалившемся назад, спустив ружье, все еще стоял против ямы на том месте, с которого он стрелял. Он, как пьяный, шатался, делая то вперед, то назад несколько шагов, чтобы поддержать свое падающее тело. Старый солдат, унтер-офицер, выбежал из рядов и, схватив за плечо молодого солдата, втащил его в роту». Этого достаточно, чтобы казнь предстала во всей ее бесчеловечности.

Война в изображении Толстого — это прежде всего жестокое поругание человечности, но время военных действий, по мысли автора, не прекращает «живой жизни», однако продолжается она в непомерно трудных и противоестественных условиях.

В отдельных эпизодах «Войны и мира» люди показаны испытывающими острые мучения, духовные и физические, действующими как бы на пределе возможного. Порой персонажи представлены в состоянии экстаза, истерики — и притом ведущими себя патетически. Так, добродушно и громко, а вместе с тем полуистерически хохочет пленный Пьер, выйдя ночью из барака и вслух думая о тщетности попыток держать в плену его «бессмертную душу». В состоянии экстаза зажигает купец Ферапонтов свой дом, чтобы тот не достался французам. Ho это немногие моменты жизни военного времени, как она подана в «Войне и мире».

Поэтизируемая Толстым народная война не сопряжена с какой-либо особой, специфической именно для нее эстетикой поведения. Достойные внимания и уважения герои романа в военной обстановке ведут себя столь же просто, столь же не причастны к демонстративной торжественности и импозантности, как и в мирное время. Таковы и Кутузов на Бородинском поле, и солдаты во всех изображенных Толстым сражениях, и Василий Денисов, и Тихон Щербатый в партизанском отряде. Действующие силы народной войны в глазах Толстого свободны от какой бы то ни было ритуальности и театральной эффектности. Нормой поведения человека на войне для автора является следование естественным законам жизни мирной — жизни как таковой. Здесь неизменно находится место и непреходящей человеческой доброте, и неотъемлемой заботе людей друг о друге, и радостному оживлению при вторжении в судьбу чего-то нового и неизведанного (будь то даже серьезная опасность), и шуткам, и веселому смеху.

He избавлены в «Войне и мире» от искуса величавости и импозантности, а также от иллюзии эстетической привлекательности военных сражений глазным образом те люди, которые психологически или практически причастны к силам агрессии. Так, профессиональный военный Наполеон, который способен любоваться полем сражения с изуродованными трупами, обнаруживает свою бесчеловечность также и тем, что сравнивает кровопролитное сражение при Бородине с шахматной партией: «Шахматы поставлены, игра начнется завтра».

Таков именно военно-государственный ритуал, которому противопоставлена «дубина народной войны». Ритуал этот осуждается и применительно к русской военно-бюрократической верхушке. Как издевка воспринимается после всех ужасов и смертей помпезность встречи недавних врагов-императоров в Тильзите, награждение французским орденом солдата Лазарева (видимо, первого попавшегося).

В батальных сценах наиболее прямой объект критики Толстого — нападение, атака, ибо для него оправданна лишь оборонительная война. Так, нелепым, комичным выглядит атака с музыкой и барабанами на бегущее из России, разваливающееся войско Наполеона.

Внешне патетический ореол поведения в военных условиях предстает у Толстого как ошибочно приписанный народной Отечественной войне. Эта официальная версия абсолютно не соответствует тому, что было в действительности. В Бородинским сражении русские не атакуют, а защищаются. Решающее влияние на исход войны оказывает оставление Москвы армией и населением — действие, в буквальном смысле не героическое. Москвичи «уезжали и не думали о величественном значении этой громадной, богатой столицы… Они уезжали каждый для себя, а вместе с тем только вследствие того, что они уехали, и совершилось то величественное событие, которое навсегда останется лучшей славой русского народа».

Пo Толстому, люди, сделавшие войну средством самоутверждения, в той или иной мере театрализуют свое поведение, будь то французские маршалы (тщеславный Мюрат и сознательно создающий себе мрачную обстановку Даву), немецкие или русские генералы. В шенграбенском эпизоде описывается «турнир храбрости» между двумя полковыми командирами, стоявшими под пулями, чтобы перещеголять друг друга, и забывшими о своих обязанностях командиров.

Отмеченные выше особенности отношения Толстого к войне вполне отвечали его миропониманию, его понятиям добра, зла, человечности. Нить человечности — эту великую гуманистическую традицию русской литературы — Толстой унаследовал непосредственно от Пушкина, которого он называл своим «отцом».

Идут годы. И новые поколения читателей открывают в романе Толстого новые грани. Сохраняя полностью свое героико-патриотическое значение, в наши дни роман «Война и мир» воспринимается также и как великое антивоенное произведение, автор которого решительно осуждает агрессивные, захватнические войны и их зачинщиков.

Война — это «противное человеческому разуму и всей чело­веческой природе событие».

Война 1812 г. — в центре художественного замысла Л.Н. Тол­стого в его гениальном романе-эпопее «Война и мир» (1863— 1869).

Человек имеет неоспоримое право жить на земле. Смерть на войне ужасна и безнравственна: она отбирает это право. Смерть героя, защищавшего отечество, может прославить его имя, но от этого её трагический смысл не станет иным: чело­века ведь нет.

Пока идёт война, совершается «такое бесчисленное количе­ство злодеяний, обманов, измен, воровства, подделок и выпуска фальшивых ассигнаций, поджогов и убийств, которое в целые века не соберёт летопись всех судов мира».

Но, с точки зрения морали войны, эти поступки не без­нравственны: они ведь совершены против ненавистного врага, а также во имя чести и славы «нашей» стороны.

Л.Н. Толстой пишет о том, что с конца 1811 г. в Западной Европе началось «вооружение и сосредоточение сил», так что к лету 1812 г. грозные полчища врагов России обозначились у её границ. По источникам, 450 тысяч человек насчитывалось в армии Наполеона, причём французов — 190 тысяч, остальные представляли собой контингент союзников.

Говоря о причинах войны, Толстой называет главную. В люд­ской среде, будь то государства, сословия, общественные тече­ния, возникают моменты, когда определённые силы объеди­няются для того, чтобы создать предпосылки для появления какого-то очень важного события. Это событие из-за своей значимости в жизни людей может изменить мир.

Так, войны Наполеона с Тройственным союзом в 1805- 1807 гг. и заключённый Тильзитский мир 1807 г. перекроили карту Европы. Наполеон явился инициатором экономической блокады Англии. Россия не согласилась с условиями изоляции Англии, получая от неё военную и финансовую помощь. С ве­дома Наполеона Россия установила своё влияние в Финляндии вопреки интересам Швеции. Наполеоном была обещана неза­висимость Польше, что шло вразрез с интересами России, но воодушевляло поляков.

Конфликты из-за столкновения интересов возникают не только между государствами. Главы наций и армий, члены монарших семейств, дипломаты — это те высокопоставленные люди, от которых зависит, быть войне или не быть. Но, как пи­шет Толстой, их авторитет и решающее последнее слово в воз­никших событиях могли быть только видимостью.

Это лишь казалось, что твёрдость русского императора Алек­сандра и властолюбие Наполеона могли подвигнуть ситуацию к войне Западной Европы с Россией. По словам писателя, «мил­лиарды причин совпали для того, чтобы произвести то, что было». Ужас войны в том, что её грозный и страшный механизм, набрав обороты, беспощадно убивает людей.

«Должны были миллионы людей, отрекшись от своих чувств и своего разума, идти на восток с Запада и убивать себе подоб­ных…».

Как правило, именно «великие люди», агрессоры и захват­чики, повинны в личных трагедиях тех, на кого они напали.

Толстой пишет: «Нельзя понять… почему из-за того, что герцог обижен, тысячи людей другого края убивали и разо­ряли людей Смоленской и Московской губерний и были уби­ваемы ими».

Толстой — великий гуманист. Он утверждает, что личная жизнь человека и, главное, ценность этой жизни превыше всего. Но если люди вовлечены в исторический процесс, общий для всех, то их средой становится «жизнь стихийная, роевая».

В этом случае, как говорят, массы творят историю. Жители Франции охотно поддержали Наполеона в его притязаниях на чужие территории, на материальные богатства иных стран. И все полагали, что расходы на эти войны окупятся выгодами, полученными после победы.

Солдаты армии Наполеона выражали любовь к своему кумиру радостными возгласами, когда при выходе из леса к Неману ви­дели его фигуру.

А император Александр и подданные его государства имели совершенно другие побудительные обстоятельства, которые вовлекли их в кровавые события войны. Главная причина вступления в войну со стороны Русского мира была одна — это стремление всей нации отстоять независимость родной земли любой ценой.

«Мысль народная» воплощалась в конкретные дела защит­ников Отечества.

Толстой показывает, как в общем порыве соединяются разные сословия Москвы во время приезда государя. Форми­рование ополчения, героическая, но бесславная оборона Смо­ленска, назначение командующим армией Кутузова, тяжёлое отступление к Москве, Бородинское сражение как кульминация событий, перелом в войне и создание москвичами условий, гибельных для оккупантов, партизанское движение — этими усилиями народа, всей нации создавалась победа.

Мощный национальный подъём в русском обществе и по­беда России в этой войне были обусловлены и оправданы за­коном исторической справедливости.

…и началась война, то есть совершилось
противное человеческому разуму
и всей человеческой природе событие…
Л. Толстой

Война — самое чудовищное явление на земле.
Слово «война» понятно каждому и ассоциируется у всех примерно одинаково. Война-это ужасные физические условия: голод, холод, разруха, но даже они ничто по сравнению с тем, что приходится пережить человеку морально. Кровь, страх, потеря близких и, конечно, смерть. Одним словом, нет чудовищнее явления на Земле, чем война. Она выявляет в человеке как лучшие, так и худшие качества.
Только задумайтесь! Война – ужасное слово! Оно рисует в воображении устрашающие картины ожесточённых боев, гибнущих людей, убитых горем семей. Для каждого из нас знакомы последствия боевых действий. Мы извлекаем уроки из всего, что случается с нами в нашей жизни, точно так же и с войной.
Безусловно, и война преподносит нам яркие нравственные уроки. Можно долго размышлять над тем, как война отображается в душе человека, как она меняет его внутренний мир.
С одной стороны, на мой взгляд, война убивает в человеке такие положительные качества как доброта, чувствительность и сострадание. Многим известно, что боевые действия ожесточают народ, заставляют думать лишь о самом себе.
Однако если посмотреть на ситуацию под иным углом, то можно сделать вывод, что война меняет человека не только в худшую сторону. Она способна заставить людей ценить мир и жизнь, быть милосерднее и отзывчивее.
Примером героической стойкости является поведение героя рассказа Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека». Жизнь Андрея Соколова и до войны была нелегкой. На его юность выпадает Гражданская война. В 20-е годы ему приходится бороться за жизнь, преодолевая непосильный труд: «…батрачил на кулаков…» и голод. Эти условия жизни закалили его. На пути к новой жизни ему встречается Иринка, сирота из детского дома, ставшая женой. Семейное счастье: дом, работа, дети – в одночасье разрушила война. По первому зову Родины Соколов отправляется на фронт. Война раскрывает в нем новые качества.


  • 1 2

  • Волк и баран литовская сказка конспект урока
  • Война преступление или подвиг сочинение а зори здесь тихие
  • Волк дурень сказка читать
  • Война преступление или подвиг итоговое сочинение тихий дон
  • Волк вольдемар иванович из какой сказки