Вокруг какого события построен рассказ говори мама говори

  • Краткие содержания
  • Екимов
  • Говори мама, говори

Старенькая женщина живёт в отдаленной деревне сама. Её дочь, чтобы иметь постоянную связь с мамой, подарила ей мобильный телефон. Каждое утро загорается и начинает петь маленькая чёрная коробочка. Старушка нажимает на кнопку, слышит голос своей дочери, которая живёт далеко в большом городе.

Каждый день дочь интересуется, жива ли мама. Но, из-за дорогого тарифа и своей занятости, она разговаривает пару минут. Старенькая мама хочет рассказать о своих ежедневных хлопотах своей родной доченьке: о своих курах, кошке и собаке. Но, дочь очень занята, и всегда напоминает, сколько стоит их разговор.

Уже несколько лет женщина уезжала зимовать к дочери в город. В квартире было хорошо, тепло. Но, её всегда тянуло домой в деревню. И, сейчас она советовалась с соседкой, ехать уже или нет. Надеялась, что зима будет не холодной и она сможет сама перезимовать. Разговор был это уже не первый. Не хотелось старушке уезжать и оставлять на соседку собаку, кошку и кур. Привыкла она к спокойной деревенской жизни. Хоть хозяйство уже не большое, но целый день копошилась женщина на огороде и возле живности.

Мама дочери рассказала, что она ей приснилось. Сон был не очень хороший, и старая женщина беспокоилась. Но, дочь, как обычно, спешила и хотела говорить только по существу.

Однажды женщина занималась во дворе хозяйством, зацепилась за корень груши и упала. Она ничего не повредила, просто немного болела нога. Утром начала рассказывать, что дерево не срезает, потому что груши вкусные и дочь их любит кушать. Груши падают на землю и гниют. Она шла, не увидела корень, и упала. Дочь сразу же начинает уточнять, все ли в порядке со здоровьем у мамы. Рассказ о дереве её не интересует. Мама успокоила дочь, сказала, что к ушибам прикладывает капустный лист. Узнав, что все хорошо, она сразу вспоминает о ценах на тариф.

Чтобы успокоиться, пошла старушка в дом и села за прялку. Пряла, и слушала радио. По радио была реклама, где говорилось о болях и средствах лечения. Старушке стало жаль себя, и она расплакалась.

И, неожиданно, в непривычное время, зазвонил телефон. Мать подняла трубку. Говорила её дочь. Она стала не спеша расспрашивать о маминых делах. И, просила, чтобы та не спешила и говорила с ней.

Дочь наконец-то поняла, что мамы может не стать, и не с кем будет даже поговорить по телефону. Необходимо наслаждаться счастливыми моментами общения с родными, пока они живы.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

«Говори, мама, говори…» (Открытый урок по рассказу Б. Екимова «Говори, мама, говори…»)

«Говори, мама, говори…» (Открытый урок по рассказу Б. Екимова «Говори, мама, говори…»)

Тип урока:

Урок изучения нового материала.

Цель урока:

— помочь учащимся понять идейно – тематическое содержание рассказа

Б. Екимова « Говори мама, говори…» и раскрыть нравственные проблемы, поднятые автором в нем.

Задачи:

Образовательная

: создать условия для формирования у учащихся понимания идеи и темы, умения определять проблемы в тексте.

Развивающая:

мотивировать на развитие творческих, речевых способностей

учащихся, формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных),

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

Воспитывающая:

воспитывать чувство уважения к матери, как к самому дорогому человеку.

Средства обучения:

1) литература: текст Б. Екимова «Говори мама, говори…»;

2) раздаточный материал: карточки с цитатами;

3) оборудование: мультимедийная установка, презентации, музыкальный номер («Притча о маме… »)

Эпиграф к уроку:

«Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу….». А.М.Горький (слайд №1)

  1. Притча о маме:

    (читают по ролям подготовленные дети) (презентация № 2 )

За день до своего рождения ребенок спросил у Бога: « Я не знаю, зачем я иду в этот мир! Что я должен делать?

Бог ответил: «Я подарю тебе ангела, который всегда будет с тобой. Он все тебе объяснит».

Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка?

Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.

Как и когда я должен вернуться к тебе?

Твой ангел скажет тебе все.

А как зовут моего ангела?

Неважно, как его зовут, у него много имен…

Ты будешь называть его — ? (мама).

Учитель:

Как же зовут ангела, который охраняет вас на Земле? (Мама).

Учитель:

О матерях можно рассказывать бесконечно. Так сказал М.Горький. Согласны ли вы с этим? Почему? Что значит мама в жизни каждого человека?

Учитель:

Ребята, а с чем ассоциируется у вас слово «мама»? Подберите слова, подходящие к слову мама. ( Мама – доброта, любовь, нежность, счастье, радость, улыбка, спокойствие, опора, мудрость, беспокойство, теплота, поддержка).

Учитель:

Проникновенные строки о матерях написаны многими писателями и поэтами М.Горьким, А.Фадеевым, В.Закруткиным, А.Твардовским и другими. Не обошел стороной этот образ и Борис Екимов. Борис Екимов – интересный современный писатель, но, к сожалению, малоизвестный.

Ученица Гоняева С. провела исследовательскую работу

по теме
“Борис Екимов – писатель нашей современности».(презентация № 3)
Ученик:

(Гоняева Софья): Презентация по теме «
Борис Екимов – писатель нашей современности»
Учитель:

К сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ Б.Екимова. Как бы вы обозначили тему нашего урока? (Я бы взяла слова дочери в конце рассказа) (слайд № 2)

Учитель:

Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь. К сожалению, Б.Екимов не помнит свою маму. Может быть, поэтому он обращается к этому образу в рассказе «Говори, мама, говори…»

Учитель:

Что вы чувствовали, когда читали это маленькое по объему произведение?

Над чем задумались?

Учитель:

А сейчас, давайте определим, насколько хорошо вы помните содержание произведения. Проведем небольшую разминку. И здесь нам поможет прием Толстых и Тонких вопросов.(слайд № 3)

Учитель дает время подумать и составить вопросы. Ученики задают их друг другу.

Вопросы:

  1. Кто является главным героем рассказа?
  2. Вокруг какого события построен рассказ?
  3. Чем становится телефон для Катерины?
  4. Предположите, что было бы, если бы не было у Катерины мобильного телефона?
  5. Как часто дочь разговаривала с матерью?
  6. Что больше волнует дочь?
  7. Что значит «говорить конкретней» для матери и для дочери?
  8. Почему связь осуществлялась только через мобильник?
  9. О чем хотелось бы говорить Катерине с дочерью?
  10. Умеет ли слушать дочь, умеет ли слышать мать?
  11. Почему дочь не может забрать мать в город? В чем причина?
  12. Почему Катерине не хочется уезжать в город?
  13. Согласны ли вы, что трудно было жить на хуторе? Почему?
  14. Объясните, что значит «хутор разошелся, разъехался, вымер. Словно по швам разошелся.
  15. Как Катерина проводит день?
  16. Почему Катерина говорила сама с собой?
  17. Что заставило Катерину разговаривать с голосом из репродуктора?
  18. Вы согласны, что с матерью все в порядке?
  19. Почему автор называет утренние звонки урочными?
  20. Почему Катерина так испугалась дневного неурочного звонка?
  21. Как вы думаете, почему дочь позвонила второй раз, в обед?
  22. Чем отличаются телефонные разговоры в начале рассказа и в его финале?
  23. Предположите, что дочь представила себя на месте матери?

Учитель:

Какой мы видим главную героиню в рассказе?

Попробуйте составить ее портрет. (Бабка Катерина – маленькая, «иссохшая, горбатенькая от возраста, но еще проворная старушка». В рассказе упоминаются трое ее детей: дочь Мария, сыновья Коля и Володя. Когда – то семья была большая. Хозяйство держала немалое. Всю свою жизнь она трудилась в колхозе не покладая рук, детей хороших вырастила. Теперь живет одна. Дети разъехались давно. Дочь живет в городе в полутораста километрах от матери. Зимовать Катерина уезжает к дочери, но с большой неохотой).

Учитель:

А теперь я хотела бы обратить ваше внимание на экран. Перед вами появится галерея портретов А.Шилова
.
( слайды № 4 — 10 )

Как вы думаете, какой из портретов соответствует образу главной героини? (Каждая из них). Свой ответ обоснуйте, пожалуйста.

Вы обратили внимание на наших портретах женщины определенного возраста. Какого? (пожилые, старые)

Как вы думаете, какая основная миссия женщины на Земле? (родить и воспитать ребенка).

Так что общего во всех работах, все эти женщины – кто? (матери, действительно, это портреты матерей знаменитых художников).

В чем заключается основная задача художника, писателя при создании портрета? (показать не только внешность, но и внутренний мир, его психологическое состояние).

Глаза – это зеркало души, внутреннего состояние человека. Что передает выражение их глаз? (тревогу, одиночество, боль). Какую информацию пытался донести до нас художник, изобразив своих героинь, сидящими у окна. (Они ждут). Кого? (Скорее всего своих детей).

Зачем? (Им одиноко, они скучают). Откуда появляется это чувство одиночества? (долго не звонят, не пишут, не разговаривают). А дети понимают, что родителям одиноко? Так о какой проблеме автор говорит в рассказе.

Работа с цитатами.

Учитель:

Перед уроком я предложила отдельным ученикам индивидуальную работу. Ребята должны были подумать и выразить своё мнение относительно содержания следующих строк. Какие морально-философские суждения автора содержатся в них? (слайд № 11)

Составление синквейна. (

слайд № 12)
(
Каждый шаг озвучить, ученики молча пишут, потом попросить несколько человек зачитать вслух
).
Учитель:

Как бы вы сейчас составили синквейн “Мама”, характеризующий нашу героиню? Что бы изменили в его содержании? Что бы добавили? Выразите через синквейн свое отношение к ней.
1.Старая Катерина
2.Пожилая и одинокая

3. Ждет, скучает, любит

4.Мать всегда прощает и любит

5. Всепрощающая любовь

Учитель:

А как вы считаете, этот рассказ актуален?

Чему учит нас этот рассказ, о чем мы должны помнить всегда? (подвести к эпиграфу).

Не случайно высказывание М.Горького стало эпиграфом к нашему уроку. Но оно не закончено, продолжите его, пожалуйста. (слайд № 13)

Учитель:

Наш урок подходит к концу. Какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок? Какие выводы вы сделали для себя?

Домашнее задание

. (слайд № 14)

Предлагаю домашнее задание на выбор.

Написать сочинение – размышление на тему «В чем заключаются красота и величие моей мамы»

Написать письмо своей маме и попросить за все прощение.

Написать эссе на тему «Если б не было тебя…»

Учитель:

Я вас благодарю за хорошую работу на уроке, молодцы. Всем спасибо.

Приложение.

1.Презентция №1

2.Презентация № 2

3.Презентация № 3

«Любовь и уважение к родителям есть чувство святое»

Урок внеклассного чтения для 10 класса

(по рассказу Б. Екимова «Говори, мама, говори…»)

Б. Екимов

Благодарность своим родителям –

одна из самых больших добродетелей.

Ф. Геббель

Отец и мать дали тебе жизнь

и живут для твоего счастья.

Береги их здоровье и покой.

Не приноси им огорчений.

В. А. Сухомлинский.

Цель урока: произвести идейно-художественный анализ рассказа Б. Екимова «Говори, мама, говори…»

Задачи: помочь учащимся осознать необходимость сохранения прочной связи между поколениями; воспитывать уважительное, бережное отношение к родителям; развивать навыки аналитической беседы, комплексного анализа прозаического текста.

Оборудование урока: мультимедийная презентация о писателе Б. Екимове и его творчестве, подготовленная к уроку учащимися творческой группы;

портрет Б. Екимова; музыкальный фрагмент песни на слова В. Гина и музыку В Мигули «Поговори со мною, мама…» в исполнении В. Толкуновой.

Комментарий учителя. Особенность рассказа Б. Екимова «Говори, мама, говори…» заключается в том, что он небольшой по объёму, на одном уроке можно успеть прочитать и проанализировать его. После знакомства с целями и задачами урока выразительно читаю рассказ, который с первой минуты отзывается в душах учащихся щемящим чувством тоски. Никто не остаётся равнодушным к проблеме, поднятой автором произведения. Поэтому получается эмоциональный, яркий, незабываемый разговор о проблеме взаимоотношений детей и родителей, о благодарности, ответственности и чувстве долга молодого поколения перед людьми, которые подарили им самое дорогое – жизнь.

Вопрос классу: Какое чувство вызвал у вас рассказ? ( Рассказ грустный, но его концовка оптимистична, так как дочь героини рассказа вовремя поняла и исправила свою ошибку. Рассказ Б. Екимова очень близок нам, действие происходит в наше время.)

Учитель: Рассказ Б. Екимова «Говори, мама, говори…» действительно современен, он написан в 2006 году и очень актуален сегодня, так как современное поколение отличается потребительским отношением к родителям и вообще к жизни. Предлагаю учащимся познакомиться с презентацией о жизни и творчестве Б. Екимова.

(Борис Петрович Екимов – русский прозаик и публицист. Родился 19 октября 1938 года в городе Игарка Красноярского края в семье служащих. Работал токарем, слесарем, наладчиком, электромонтёром на заводе, строителем в тюменской области и в Казахстане, учителем труда в сельской школе. Он пишет о реальных жизненных буднях простого человека. Это близко и понятно многим, поэтому его книги пользуются в России огромной популярностью.

Дмитрий Шеваров, обозреватель газеты «Труд» сказал о нём: «Всякий, кто читал хоть один рассказ Екимова, наверняка запомнил писателя. И хотя все его герои — жители задонских хуторов, каждый скажет: это про нас, про меня. Про нашу жизнь, тревожную, разбитую на осколки».

В 2008 году Б. Екимов удостоен премии А. И. Солженицына.

Аналитическая беседа.

— Вокруг какого события построен рассказ?

(Старой женщине Катерине, которая живёт одна вдали от детей, купили сотовый телефон, научили пользоваться, и дочь каждое утро звонит матери и коротко спрашивает, как она себя чувствует.)

— Чем становится телефон для Катерины?

(Телефон – мобильник – это не только средство связи между дочерью и матерью, это ещё и нечто живое.. Телефон на какое-то время заменил Катерине дочь. Во время разговора по телефону старой женщине кажется, что дочь рядом.)

— Какими средствами изобразительности пользуется автор в описании телефона?

Он использует олицетворения «коробочка оживала», «коробочка смолкала», метафоры «вдруг заиграет, засветит», «запел телефон», «засветил, проснувшись, мобильный телефон». Телефон действительно становится живым существом для Катерины.

— Портрет Катерины скудный, всего две-три детали. Несмотря на это можно создать цельный образ героини. Попробуйте составить её портрет.

(Бабка Катерина-маленькая «иссохшая, горбатенькая от возраста, но ещё проворная старушка». В рассказе упоминаются трое её детей: дочь Мария, сыновья Коля и Володя. Когда-то семья была большая. Хозяйство бабуля держала немалое. Всю свою жизнь она трудилась в колхозе не покладая рук, детей хороших вырастила. Теперь живёт одна. Дети давно разъехались. Дочь живёт в городе в полутораста километрах от матери. Зимовать Катерина уезжает к дочери, но с большой неохотой.

— Почему Катерине не хочется уезжать в город?

(Она родилась и выросла здесь. Всю свою жизнь прожила на этой земле. Это её родина, здесь ей всё дорого, свято, здесь её предки, корни. Это её земля, здесь она хозяйка, а городе она гость, «хоть и родные дети, но стены чужие».)

Придонье – это часть Катерины. Она тонко чувствует и красоту родного края. С грустью провожает перелётных птиц. Наверное, сама себе напоминает перелётную птицу. Любуется «тихим пожаром» осеннего леса. У неё богатый внутренний мир, она знает много народных примет, тесно связана с окружающим миром, живёт с природой в гармонии.)

— С появлением мобильного телефона жизнь бабки Катерины стала легче, проще?

(На первый взгляд, кажется легче. «Кому хочешь, жалься. И чего нам не жить?»- спрашивает сама себя. С другой стороны, дети реже будут приезжать, а чаще звонить. Но телефонный разговор короткий. Настоящего общения и нет.)

— Что больше волнует дочь?

(Жива мать или нет. На долгие разговоры нет денег, связь дорогая. Главное – мать жива. Катерина и сама прекрасно понимает, что значат эти урочные звонки дочери: « Одно лишь знание, что – живая».)

— О чём болит душа Катерины?

(О том, что хутора не стало, одни старики да пьянь остались в деревне.)

  • Как автор описывает прошлое хуторян?

(Он использует градацию «хутор… разошёлся, разъехался, вымер». Словно по швам разошёлся.)

— О чём свидетельствуют эти глаголы?

(Когда-то жизнь здесь кипела полным ходом. Народу трудилось много. Никто никуда не уезжал. Жизнь била ключом. А в 90-е люди постепенно начали уезжать в города. Глагол «вымер» подчёркивает, что жизнь в хуторе остановилась.)

— Как Катерина проводит день?

(Она никогда не сидит сложа руки, всё время занята каким-нибудь делом: кур надо покормить, вскопать картофельные грядки, воды принести. С детства привыкшая к труду, она ни дня не может без дела. Скорее всего, и в город она не хочет ехать по этой причине. Что она там будет делать всю зиму, чем заниматься с утра до вечера?)

— Чего ожидала в первое время Катерина от телефона?

(Ей казалось, что вместе с голосом появится на экране и лицо дочери.)

— О чём свидетельствует эта деталь?

(Значит, Катерина скучает по дочери, её мало услышать дочь, хочется увидеть, поговорить о том, что наболело на душе.)

— Как бы вы определили эту проблему?

(Проблема одинокой старости.)

— Какая деталь усиливает чувство одиночества старушки?

(Она разговаривает с голосом из репродуктора. Не обращая внимания на рекламу, Катерина жалуется на свои болезни, на трудную жизнь.)

— Можем ли мы этот разговор назвать диалогом?

(Да. Из репродуктора доносился «мягкий, ласковый голос молодой женщины», которая как раз интересовалась болячками Катерины. Речь неторопливая, медленная, Катерина во время пауз в эфире успевает нам поведать всю свою нелёгкую жизнь. Её кажется, что радиоведущая разговаривает именно с ней, сочувствует старой больной женщине. Большего ей и не нужно.)

— Этот разговор отличается от звонков дочери?

(Дочери некогда выслушать мать, она вечно торопится. Катерина толком и не успевает отвечать на однообразные, заученные вопросы дочери. На общение похож разговор с голосом из репродуктора, в отличие от разговора с дочерью. Дочь убеждена: раз мать отвечает на звонки, значит всё в порядке.)

— Вы согласны с тем, что с матерью всё в порядке?

(Нет, она очень одинока, но дочь этого не замечает.)

— Своеобразной кульминацией рассказа является последний урочный звонок дочери. Чем отличается этот разговор от предыдущих?

(В предыдущих разговорах мы слышим только голос дочери, её сухие вопросы и равнодушное «Целую. Будь-будь». Катерина не успевала опомниться-телефон замолкал. На этот раз разговор начала мать, она жаловалась на то, что больно ушиблась, споткнувшись о корневище старой грушины.)

— Как дочь реагирует на рассказ матери?

(Она просит говорить конкретней: «Говори о себе, а не о грушине. Не забывай, что это мобильник, тариф».)

— Как звучит голос дочери? Сравните его с голосом из репродуктора.

(Дочь говорит, будто приказывает: «Не забывай… Что болит? Ничего не сломала?» Вопросы опять короткие, резкие. А голос радиоведущей «мягко ворковал, словно завораживая». Наверное, старой женщине тоже хотелось, чтобы дочь говорила с ней участливо. Вот почему не столько от боли, сколько от непонимания «старая женщина даже всплакнула… И от слёз вроде бы стало легче».)

— Что значит «говорить конкретней» для матери и для дочери?

(Они понимают это по-разному: Катерина рассказывает как раз конкретно, со всеми подробностями. Мы и причину узнаём, почему она до сих пор не «ликвидировала» эту грушину: дочь очень любит компот из неё. А для дочери же «конкретней»- значит коротко и ясно: мать жива-здорова, ничего себе не сломала. Она, к сожалению, не сразу понимает, что для матери главное — просто поговорить по душам, отвести душу.)

— Умеет ли дочь слушать, умеет ли слышать мать? И что важнее?

(Во время последнего утреннего звонка создаётся впечатление, что дочь совсем не слышит мать, её волнует дорогой тариф, потраченные на звонок деньги. Слушать, конечно, надо уметь. Однако это не всегда значит понять, запомнить. Для старого человека важнее, чтобы его именно услышали. Катерине кажется, что голос из репродуктора её как раз слышит.)

— Почему автор называет утренние звонки урочными? Как вы понимаете смысл этого эпитета? Почему Катерина так испугалась дневного неурочного звонка?

(Телефон всегда звонил в одно и то же время. Эти утренние звонки напоминали поверку, перекличку: жива ещё мать, с ней в порядке. Старушка привыкла к ним, поэтому так испугалась, когда раздался неожиданный звонок: не случилось ли чего с дочерью, «не заболел ли кто». Старая женщина по-прежнему переживает за давно уже взрослых детей. Про свою боль она уже забыла. Она просит прощения у дочери, боится её обидеть. Но разве должна старая мать просить прощения за старость, за слабость?)

— Давайте понаблюдаем за поведение дочери. Как меняется тон разговора? Почему, по- вашему, она позвонила второй раз, в обед?

(Дочь поняла, что обидела мать резким тоном, что общение с матерью нельзя купить ни на какие деньги. Звонок можно оплатить, а живой голос матери — нет. Дочь теперь уже сама просит мать рассказать обо всём.)

— Как вы понимаете смысл названия рассказа? Какую смысловую нагрузку несёт в себе лексический повтор глагола «говори»?

(Дочь осознала, сердцем поняла, «как всё это зыбко и ненадёжно: телефонная связь, тарифы, неотложные дела и беготня». Она вдруг испугалась, что может оборваться не телефонная связь, а голос матери-старушки. Оборвётся навсегда. Поэтому, пока мать жива, надо уметь слушать её тихий голос.)

— В рассказе автор использовал приём «зеркального отражения» для раскрытия идейного смысла. Определите его роль.

( Когда Катерине привезли телефон, ей казалось, что на экране появится и лицо дочери. А в конце рассказа дочь, прикрыв глаза, видела «старую мать свою: маленькую, согбенную, в белом платочке». Как будто дочь и мать поменялись ролями. Возможно, дочь поставила себя на место матери и почувствовала её одиночество.)

— Чем отличаются телефонные разговоры в начале рассказа и в его финале?

(Вначале мы вообще не слышим Катерину, а только читаем её мысли или же она разговаривает сама с собой. А в финале дочь просит мать говорить, не обрывает её, внимательно слушает, что она говорит. Дочь поняла, что дороже и ближе матери на земле человека нет, что старушка одинока, ей хочется поговорить о своих проблемах, пусть они не так важны и значительны для дочери. Но это повседневная жизнь старой женщины, и она вдруг стала так дорога для дочери, а всё остальное оказалось суетой сует.)

Заключительное слово учителя.

Главное — вовремя понять и искупить свою вину перед родителями, осознать, что счастье для матери — живое общение с детьми, чувствовать себя нужной детям. И надо ценить каждую минуту общения с родителями, особенно с пожилыми, любить их, уважать, заботиться об их спокойной, тихой старости. Надо делать всё, чтобы связь между родителями и детьми никогда не обрывалась, чтобы память о родителях, подаривших нам жизнь, всегда оставалась в наших сердцах. Надо делать всё возможное, что в наших силах, чтобы продлить счастливую жизнь родителей. Будьте благодарными детьми, не забывайте о чувстве долга и ответственности перед ними. На этом стоит жизнь.

Домашнее задание (на выбор)

1. Напишите рассуждение на тему «В чём актуальность рассказа на ваш взгляд?»

2. Раскройте письменно смысл одного из эпиграфов к уроку.

Литература

1. Екимов Б. Рассказ «Говори, мама, говори…»//Новый мир.-2006.-№ 12.

2. Зайцев П. Одноэтажная Россия// Российская газета.- 2008.- № 4609.

3. Удин Я. О прозе Б. Екимова// Волга. -1988. — № 3.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  •       Борис Екимов«Говори, мама,  говори…»

    1 слайд

    Борис Екимов
    «Говори, мама, говори…»

  • "Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу…."....

    2 слайд

    «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу….». А.М.Горький

  • Борис Екимов – писатель нашей   современностиБорис Петрович Екимов родился 19...

    3 слайд

    Борис Екимов – писатель нашей современности
    Борис Петрович Екимов родился 19 ноября 1938 года в г. Игарка, вскоре его
    семья переехала в Казахстан, а с 1945 г. писатель поселился в г. Калач-на-Дону
    Волгоградской области. О своем жизненном и творческом пути он говорит так:
    «Всякую хорошую литературу ведет тоска по хорошему человеку»

  • МАМАРАДОСТЬНЕЖНОСТЬЗАБОТАЛЮБОВЬТЕПЛОТАОПОРАМУДРОСТЬУЛЫБКА

    4 слайд

    МАМА
    РАДОСТЬ
    НЕЖНОСТЬ
    ЗАБОТА
    ЛЮБОВЬ
    ТЕПЛОТА
    ОПОРА
    МУДРОСТЬ
    УЛЫБКА

  • Какой мы видим главную героиню в рассказе? Вокруг какого события построен рас...

    5 слайд

    Какой мы видим главную героиню в рассказе? 
    Вокруг какого события построен рассказ?
    Чем становится телефон для Катерины? Предположите, что было бы, если бы не было у Катерины мобильного телефона?
    О чем хотелось бы говорить Катерине с дочерью? Умеет ли слушать дочь, умеет ли слышать мать?

  • Дождь в окошко стучит, как замерзшая птица.Но она не уснет, продолжая нас жд...

    6 слайд

    Дождь в окошко стучит, как замерзшая птица.
    Но она не уснет, продолжая нас ждать.
    Я сегодня хочу до земли поклониться
    Нашей женщине русской, по имени МАТЬ.

  • О чем хотелось бы говорить Катерине с дочерью? Умеет ли слушать дочь, умеет л...

    8 слайд

    О чем хотелось бы говорить Катерине с дочерью? Умеет ли слушать дочь, умеет ли слышать мать?
    Почему автор называет утренние звонки урочными?
    Чем отличаются телефонные разговоры в начале рассказа и в его финале?

  • Не обижайте матерей, на матерей не обижайтесь,
Перед разлукой у дверей нежнее...

    9 слайд

    Не обижайте матерей, на матерей не обижайтесь,
    Перед разлукой у дверей нежнее с ними попрощайтесь.
    И уходить за поворот вы не спешите, не спешите,
    И ей, стоящей у ворот, как можно дольше помашите.
    Вздыхают матери в тиши, в тиши ночей, в тиши тревожной.
    Для них мы вечно малыши, и с этим спорить невозможно.
    Так будьте чуточку добрей, опекой их  не раздражайтесь.
    Не обижайте матерей, на матерей не обижайтесь.
    Пишите письма им скорей и слов высоких не стесняйтесь.
    Не обижайте матерей, на матерей не обижайтесь

  • СИНКВЕЙН
 Катерина
Пож...

    11 слайд

    СИНКВЕЙН

    Катерина
    Пожилая и одинокая
    Ждет, скучает, любит
    Мать всегда прощает и любит
    Всепрощающая любовь

  • Домашнее  задание:  Написать  сочинение-      миниатюру  на тему:...

    12 слайд

    Домашнее задание:
    Написать сочинение- миниатюру на тему: «Сердце матери».

  • Презентацию подготовила учитель высшей квалификационной категории МОУ-ГИМНАЗИ...

    13 слайд

    Презентацию подготовила учитель высшей квалификационной категории МОУ-ГИМНАЗИИ №15 г.Клина Немак Ирина Анатольевна

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ рассказа Екимова Говори мама говори

Анализ рассказа Екимова Говори мама говори сочинение

Ключевой темой произведения являются авторские размышления об мучительном одиночестве престарелого человека на склоне его жизненного пути, описанные на примере главной героини рассказа — старушки Екатерины.

Главный персонаж произведения представляется писателем в образе пожилой высохшей, горбатой от старости женщины, не утратившей проворности, живущей на небольшом донском хуторе, который в незапамятные времена славился многолюдностью, пышностью садов, зеленью полей.

Со временем хутор становится практически нежилым с сохранившимися избами стариков да местных пьянчуг, которым даже хлеб перестают привозить. В этих условиях старым, больным людям нелегко переносить тяготы холодной русской зимы и старушку Катерину на зимний период забирает в город ее взрослая дочь. 

Однако, несмотря на хорошие условия городского пребывания, Катерине тяжело дается проживание в семье дочери, пожилая женщина не может привыкнуть к чужим стенам, говорливым соседям и постоянному одиночеству, проводя все время в тоске по родному дому, хозяйству, поскольку все члены семьи в течение дня находятся на работе и не могут оказывать Катерине необходимого ей внимания.

Бабушка упрашивает дочь отправить ее назад в деревню и дочь уступает просьбам матери, несмотря на душевное волнение за здоровье старушки. Для того, чтобы осуществлять ежедневный контроль за состоянием пожилой Катерины и находится с ней в постоянной связи, дочка приобретает маме мобильный телефон, который очень напрягает старушку, неприученную к использованию современной техники и быстрым, сухим, деловым разговорам. Катерина тоскует по длительному общению с дочерью, которая считает болтовню с матерью бестолковым занятием, отнимающим массу драгоценного времени, а старушка мечтает поделиться своими стариковскими буднями и дать нужные советы практичной и вечно бегущей куда-то дочке.

Повествование рассказа пронизано горечью душевных переживаний пожилого человека, ощущающего себя брошенным собственным ребенком и остро нуждающимся в его внимании.

Финал произведения наполнен оптимистическим настроением пришедшего к дочери Катерины осознания краткости человеческой жизни, необходимости переосмысления собственного отношения к родителям, которые являются для нее единственными близкими, родными людьми, и возможной потере в любой момент этого самого дорогого человека на свете.

Сочинение рассуждение

Все родители в пожилом возрасте хотят внимания к себе со стороны детей. Престарелым людям страшно понимать, что в них больше никто не нуждается и они стали ненужными. Доживая до преклонных лет, родители ждут проявления заботы со стороны детей, рассчитывают на признательность, поддержку и любовь.

Но далеко не все получают достаточно внимания. Кто-то из стариков остаётся один на один со своими проблемами и даже не мечтает о достойном отношении детей к себе. Екимов в своём произведении «Говори, мама, говори» обозначает важную проблему современного молодого общества недостаток внимания пожилым родителям.

В рассказе представлена жизнь престарелой женщины Екатерины, её одинокое положение и дефицит внимания дочери. Писатель не скрывает своего сострадания, он вместе с героиней жалуется на недостаточное внимание со стороны дочери. Рассказ имеет достойное завершение, в котором дочь понимает, что мать не заслужила такого отношения. Она в очередной раз звонит маме уже не на пару секунд, а на время, которое потребуется старой женщине для того, чтобы высказаться.

Современное общество сегодня стремится жить отдельно от родителей и получая такую возможность часто оставляет стариков «брошенными». Престарелые люди остаются одни не имея поддержки и сострадания. Развитие такого отношения следует брать под контроль и с детства прививать ребенку уважение к родителям. В большом обществе трудно жить одному без какой-либо поддержки со стороны родных и близких людей. Если подобное отношение к старикам будет развиваться, то чего же следует ожидать в будущем. Во что превратится мир, погрузившись в полное безразличие, за которым будет каждому все равно на другого. Мир, в котором не будет ценности и преемственности поколений.

Писатель не позволяет этим отношениям своих героев снизойти на нет, и дочь вовремя одумывается. Она начинает задумываться, что любой звонок может стать заключительным и каждое слово старой матери последним. Поняв это, она каждый раз начинает разговор словами «говори, мама, говори».

Писатель своим произведением хочет довести до читателя важную составляющую счастья, для которого необходимо ценить каждое мгновение проведённое с родителями.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Екимова Говори мама говори

Анализ рассказа Екимова Говори мама говори

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Мой день в школе

    Мне очень нравится учиться в своей школе, потому что она красивая и в ней работают опытные педагоги. Каждый день, проведенный в школьных стенах, проходит быстро и легко.

  • Сочинение Смысл финала Евгения Онегина Пушкина

    Специально или нет, но Пушкин не закончил роман. Возможно, он даёт шанс читателю самому дописать эпилог и поставить точку. В таком случае, моя версия будет такой.

  • В чем актуальность произведения История одного города

    М.Е. Салтыков-Щедрин создаёт сатирический роман История одного города с целью раскрыть в нём тему взаимоотношений народа и власти. За основу он берёт историю города Глупова

  • Сон Раскольникова на каторге (третий сон о трихинах и конце света)

    Великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский в произведении «Преступление и наказание» отразил не только эпоху, но и поднял нравственные проблемы, законы человечности, добра.

  • Паустовский

    О творческой деятельности писателя говорят с огромной любовью многие почитатели его таланта. Это подтверждают созданные им произведения, в которых отражен особый взгляд на русскую природу.


Предмет: Литература,


автор: vtihonov229

Ответы

Автор ответа: zeecke00757





3

Ответ:

Скинь фото рассказа я тебе отвечу честно

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Интересные вопросы

Предмет: Русский язык,
автор: keramikaRus

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую.
внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой
выбор.
1) Всё лето художник писал деревенские пейзажи и общался с местными жителями.
2) Приближается Новый год и приходит радостное ощущение праздника.
3) Дети приготовили кормушки для птиц и развесили их в саду.
4) На арену вышла группа акробатов и открыла представление новым номером.​

4 года назад

Предмет: Математика,
автор: 9j646hi4et

Решите пожалуйста !!!!!!

4 года назад

Предмет: Математика,
автор: Аноним

Напишите пожалуста ето упражнение и розпишите
номер 1145

4 года назад

Предмет: Литература,
автор: polina2004121

Подготовьте для класса пересказ всей книги при этом постарайтесь сделать его до предела лаконично ( Том Сойер)

6 лет назад

Предмет: Геометрия,
автор: hdjioshfjdkl

Даны точки нужно построить правильно сечение.
Помогите пожалуйста!!

6 лет назад

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Анализ рассказа Говори мама говори Екимова

Анализ рассказа Говори мама говори Екимова

Каждый родитель боится быть брошенным своим чадом. Страшно в какой-то момент прийти к осознанию, что в тебе не нуждаются, что ты уже не нужен. В старости родители надеются на заботу со стороны своих детей, на благодарность и любовь.

Однако не всем суждено быть окруженными вниманием чад в преклонном возрасте. Некоторые старики оказываются одни, обделённые вниманием своих детей. Так, например, в рассказе Бориса Екимова «Говори, мама, говори» поднимается проблема нехватки внимания детей престарелым родителям.

В рассказе описывается жизнь старушки Екатерины, её одиночество и нехватка внимания со стороны дочери. Автор явно её жалеет, сетуя вместе с ней на невнимательность дочери к старухе-матери. Рассказ заканчивается хорошо: дочь осознаёт неправильность своего поведения и звонит маме, чтобы сказать главную и самую ожидаемую старушкой фразу: «говори, мама, говори».

Сейчас  в современном обществе, в котором не принято жить с родителями, действительно есть такая проблема, как «брошенные» старики. Пожилые люди оказываются совершенно одни, без поддержки в таком сложном возрасте, порой даже без средств на существование. За такими проявлениями в массах стоит следить, стоит говорить об этом и с детства воспитывать в ребёнке должное отношение к родителям, потому что в чувственности, в любви к своим близким человек сохраняет связь с прошлым, настоящим и с будущим. Сложно жить в современном обществе без поддержки близких людей, на которых всегда можно опереться в случае беды. Если такое пренебрежительное отношения к старикам и дальше будет иметь место, то чего можно будет ожидать от общества в будущем? Что это будет за мир, где всем всё равно друг на друга, где каждый сам за себя, где у людей не будет дома, семьи и таких понятий, как долг или благодарность?

В конце рассказа дочь приходит к мысли, что, действительно, каждый звонок может оказаться последним для человека столь преклонного возраста, и что нужно ценить каждое мгновение, проведённое с ним. Остаётся лишь надеяться, что каждый ребенок, в конце концов, поймёт, что родители у него одни единственные, и что их никем не заменишь. Что все дети станут заботиться о своих родителях. А иначе, как жить на свете без любви к тем, кто тебя вырастил и вложил в тебя душу?

Анализ рассказа Говори мама говори Екимова

Анализ рассказа Говори мама говори Екимова

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Арины Головлевой в романе Господа Головлевы

    Арине Петровне около 60 лет, она седовласа, но по-прежнему бодра и является активным руководителем, который держит в ежовых рукавицах всю семью. Никто не может ничего противопоставить этой тирании и все ей подчиняются.

  • Сочинение Деньгами надо управлять, а не служить им

    Деньги – это эквивалент отработанного времени, плата за выполненный продукт. Когда-то в древности денег не было, существовал натуральный обмен. Потом люди поумнели и изобрели деньги.

  • Сочинение Роль Чацкого в комедии Горе от ума 9 класс

    Самой привлекательной фигурой грибоедовской комедии «Горе от ума», безусловно, является Чацкий. При этом он — единственное не комическое лицо в пьесе, но вынужден быть участником комедии

  • Сочинение на тему Знакомьтесь, это я!

    Я учусь в 7 классе и многие, наверное, подумают, что я всего лишь небольшой человечек, не имеющий жизненного опыта.

  • Почему важно уметь прощать? Итоговое сочинение

    Всем и каждому известна обида, злость на обидчика, разочарование. Это прожигающее изнутри, болезненное, ядовитое чувство, которое отравляет хорошее отношение к человеку. Данную эмоцию чаще всего можно испытать к человеку

Ключевой темой произведения являются авторские размышления об мучительном одиночестве престарелого человека на склоне его жизненного пути, описанные на примере главной героини рассказа — старушки Екатерины.

Главный персонаж произведения представляется писателем в образе пожилой высохшей, горбатой от старости женщины, не утратившей проворности, живущей на небольшом донском хуторе, который в незапамятные времена славился многолюдностью, пышностью садов, зеленью полей.

Со временем хутор становится практически нежилым с сохранившимися избами стариков да местных пьянчуг, которым даже хлеб перестают привозить. В этих условиях старым, больным людям нелегко переносить тяготы холодной русской зимы и старушку Катерину на зимний период забирает в город ее взрослая дочь. 

Однако, несмотря на хорошие условия городского пребывания, Катерине тяжело дается проживание в семье дочери, пожилая женщина не может привыкнуть к чужим стенам, говорливым соседям и постоянному одиночеству, проводя все время в тоске по родному дому, хозяйству, поскольку все члены семьи в течение дня находятся на работе и не могут оказывать Катерине необходимого ей внимания.

Бабушка упрашивает дочь отправить ее назад в деревню и дочь уступает просьбам матери, несмотря на душевное волнение за здоровье старушки. Для того, чтобы осуществлять ежедневный контроль за состоянием пожилой Катерины и находится с ней в постоянной связи, дочка приобретает маме мобильный телефон, который очень напрягает старушку, неприученную к использованию современной техники и быстрым, сухим, деловым разговорам. Катерина тоскует по длительному общению с дочерью, которая считает болтовню с матерью бестолковым занятием, отнимающим массу драгоценного времени, а старушка мечтает поделиться своими стариковскими буднями и дать нужные советы практичной и вечно бегущей куда-то дочке.

Повествование рассказа пронизано горечью душевных переживаний пожилого человека, ощущающего себя брошенным собственным ребенком и остро нуждающимся в его внимании.

Финал произведения наполнен оптимистическим настроением пришедшего к дочери Катерины осознания краткости человеческой жизни, необходимости переосмысления собственного отношения к родителям, которые являются для нее единственными близкими, родными людьми, и возможной потере в любой момент этого самого дорогого человека на свете.

Сочинение рассуждение

Все родители в пожилом возрасте хотят внимания к себе со стороны детей. Престарелым людям страшно понимать, что в них больше никто не нуждается и они стали ненужными. Доживая до преклонных лет, родители ждут проявления заботы со стороны детей, рассчитывают на признательность, поддержку и любовь.

Но далеко не все получают достаточно внимания. Кто-то из стариков остаётся один на один со своими проблемами и даже не мечтает о достойном отношении детей к себе. Екимов в своём произведении «Говори, мама, говори» обозначает важную проблему современного молодого общества недостаток внимания пожилым родителям.

В рассказе представлена жизнь престарелой женщины Екатерины, её одинокое положение и дефицит внимания дочери. Писатель не скрывает своего сострадания, он вместе с героиней жалуется на недостаточное внимание со стороны дочери. Рассказ имеет достойное завершение, в котором дочь понимает, что мать не заслужила такого отношения. Она в очередной раз звонит маме уже не на пару секунд, а на время, которое потребуется старой женщине для того, чтобы высказаться.

Современное общество сегодня стремится жить отдельно от родителей и получая такую возможность часто оставляет стариков «брошенными». Престарелые люди остаются одни не имея поддержки и сострадания. Развитие такого отношения следует брать под контроль и с детства прививать ребенку уважение к родителям. В большом обществе трудно жить одному без какой-либо поддержки со стороны родных и близких людей. Если подобное отношение к старикам будет развиваться, то чего же следует ожидать в будущем. Во что превратится мир, погрузившись в полное безразличие, за которым будет каждому все равно на другого. Мир, в котором не будет ценности и преемственности поколений.

Писатель не позволяет этим отношениям своих героев снизойти на нет, и дочь вовремя одумывается. Она начинает задумываться, что любой звонок может стать заключительным и каждое слово старой матери последним. Поняв это, она каждый раз начинает разговор словами «говори, мама, говори».

Писатель своим произведением хочет довести до читателя важную составляющую счастья, для которого необходимо ценить каждое мгновение проведённое с родителями.

  • Войска сосредоточены на границе как пишется
  • Война лишь посеет зерно новых раздоров между двумя соседними странами сочинение рассуждение
  • Волшебные сказки оле лукойе
  • Войди в меня нежно рассказы
  • Волшебные сказки народов мира 3 класс слушать