Волк и ягненок армянская сказка конспект

Обновлено: 10.01.2023

Вид: развивающий урок на деятельностной основе с элементами театрализации.

Тип: урок изучения нового материала.

Технология: развивающее обучение Л. В. Занкова

Форма проведения: урок-практикум.

  1. Обучающая: познакомить с басней И.А. Крылова “Волк и Ягнёнок”, как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
  2. Развивающая: содействовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помогать развитию творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальным способностям.
  3. Воспитательная: способствовать развитию моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения И. А. Крылова к Родине прививать у детей чувство патриотизма.
  • портрет И.А. Крылова,
  • выставка книг,
  • иллюстрации к басне,
  • набор слов для алгоритма,
  • реквизиты к театрализованной басне.

Ход урока

I. Мотивационное начало урока.

1. Инсценировка басни “Ворона и Лисица”, подготовленными учащимися.

2. Учитель. (У.) — Как вы понимаете пословицы? Соотнесите их с содержанием басни.

На доске запись:

Верь своим очам, а не чужим речам.

На языке – медок, а на сердце – ледок.

У лести нет чести.

II. Поиск и формирование новой темы.

1. Оформление на доске:

Иван Андреевич Крылов (портрет)

У. — Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этой басне?

— В басне будет говориться о том, как Волк обидел маленького Ягнёнка.

2. У. -Обратите внимание на годы жизни писателя.

Имя И. А. Крылова стоит в первых именах любимых народных поэтов. То есть в 2009 году наша страна будет отмечать 240 лет со дня рождения великого русского баснописца.

Мы говорим – “русского”, потому что он любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

Мы говорим — “великого”, потому что он написал более 200 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями.

Басни Крылова широко известны не только в нашей стране, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков.

3. Литературный журнал. Историческая справка.

  • Иван Андреевич Крылов прожил 75 лет.
  • на его глазах совершались великие события в России:
  • маленьким мальчиком он был в Оренбурге во время осады города Емельяном Пугачёвым;
  • он был свидетелем Отечественной войны 1812 года;
  • свидетелем восстания декабристов;
  • он видел время мрачной реакции после 1825 года;
  • при нём родились, жили, работали и погибли великие русские писатели: Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Рылеев.

Всё знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

Так сказал в стихотворении, обращённом к Крылову, поэт Михаил Васильевич Исаковский в тот день, когда в России отмечали сто лет со дня смерти великого, мудрого баснописца.

  • закон – произошло (этимология) от слов начало, обычай, традиция;
  • тьма – много;
  • надобно – надо;
  • рыскать – бегать в надежде найти что-нибудь;
  • на добычу – на добычу;
  • светлейший – в царской России почётное обращение к князю;
  • донесть – донести, доложить, сказать, заявить;
  • в запрошлом лете – два года тому назад;
  • разведаться – рассчитаться, отомстить;
  • досуг – свободное время, здесь употреблено в значении “недосуг” — некогда, нет времени;
  • гневаться – сердиться, возмущаться;
  • дерзкий – 1) смелый, отважный, 2) оскорбительный, непочтительный.

III. Изучение новой темы.

1. Чтение басни учителем.

У. -Нарисуйте словесно представившиеся вам картины.

Что же вы представили?

— Светит солнце, Волк и Ягнёнок на открытом месте возле ручья, поэтому Ягнёнок опасности не ждёт.

— Волк и Ягнёнок о чём-то разговаривают.

— А если бы была ночь, то Волк сразу бы накинулся на Ягнёнка и съел его без всяких разговоров. А так всем всё видно.

У. – А вот как выглядит иллюстрация к басне И.А. Крылова художника А. Лаптева.

5. Работа по учебнику.

Чтение басни учащимися про себя. (Для более свободного чтения вслух).

У. -Как вы думаете, какое начало у басни: грустное, весёлое, тревожное?

— Тревожное. Ягнёнок зашёл к ручью напиться, а рядом “голодный рыскал Волк”.

У. -А ещё что нам подсказывает, что может случиться беда?

— Волк “на добычу стремится”. Он хочет Ягнёнка съесть.

— Волк кричит, грубо разговаривает с Ягнёнком.

— Волк сам грубит, а говорит, что это Ягнёнок делает.

У. -Что можно сказать о волке? Назовите качества характера волка. Грубый, жадный, злой, трусливый, хам, сильный, зубастый.

У. -А что скажете о Ягнёнке?

Глупый, беспомощный, заискивает, ведёт себя приниженно, лебезит, расшаркивается.

У. — А почему Волк злится?

— Он хочет съесть Ягнёнка, а у него сразу не получается.

— Волк хотел всё по закону сделать, а Ягнёнок всё не виноват.

У. — Чем заканчивается басня?

— Стемнело, поэтому Волк в “тёмный лес Ягнёнка поволок”.

У. — Обязательно нужно, чтобы стемнело?

У. — Как называют такой лес в сказках?

6. Выборочное чтение.

У. — Найдите в тексте реплики Волка и Ягнёнка. Подумайте, как они говорят. Как с развитием действия меняются их мимики, жесты.

7. Чтение индивидуально, хором.

IV. Этап обобщения и систематизации знаний. Сравнительный анализ одноимённой басни И. Крылова и Эзопа?

1. У. В чём отличие басни И. Крылова от басни Эзопа?

Литературный журнал. Историческая справка.

Эзоп – древнегреческий баснописец 6 века до нашей эры.

Ему приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен.

В многочисленных рукописях 10 – 15 веков сохранились свыше 300 басен с краткими “моралями”.

Персонажи, главным образом животные, откровенно условны.

Повествование сжато и прямолинейно.

Язык прост и близок к разговорному.

Сюжеты басен Эзопа составили основу сюжетов басен И. А. Крылова.

2. Чтение басни Эзопа подготовленным учеником.

3. Выборочное чтение.

У. -С помощью, каких глаголов и существительных авторы характеризуют действующих лиц басни?

По ходу работы составляется алгоритм.

Басня Эзопа Басня Крылова
прозаическая поэтическая
структура одинакова
композиция
сюжетная часть мораль
мораль сюжетная часть
нейтральные эмоциональные
конфликт зла и справедливости конфликт неравенства: власти и зависимости

Эзоп использует нейтральные глаголы и существительные: “начал попрекать”, “сказал”, “ответил”, ит. д.

Крылов использует глаголы и существительные, содержащие яркую эмоциональную оценку персонажей: “как смеешь ты, наглец”, “нечистым рылом”, “голову с тебя сорву”, “когда светлейший Волк позволит”, “и гневаться напрасно он изволит”, и т. д.

У. — В какой басне лучше представлены характеры животных?

4. Чтение морали басен.

У. — Мораль, какой басни точнее выражает её смысл?

У. — Какие отличия у персонажей Эзопа?

Персонажи у Эзопа отличаются только тем, что один зубастый, а другой нет, то есть они отмечены только какой-то природной разницей (волк по своей природе более сильный, чем ягненок, сильный, потому что зубастый, а не потому, что он занимает какое-то более высокое положение в мире), а во всем другом они равны (у них равные шансы в жизни до тех пор, пока они не встретятся, они равны по отношению к воде в ручье). У Эзопа звери на равных спорят: волк предъявляет обвинение, а ягнёнок его отвергает. У него речь идет о том, что человека, решившегося на злое дело, не остановят никакие оправдания его будущей жертвы. Таким образом, это конфликт зла и справедливости.

У. — Как отличаются персонажи И.А. Крылова?

У Крылова персонажи сразу занимают разное положение в жизни: один — господин, другой — слуга, подчиненный, и это подчеркивается их совершенно разным поведением и речью. В басне Крылова один угрожает, а другой заискивает. Поэтому, естественно, и мораль разная. У Крылова речь идёт о социальном неравенстве, которое господствует в жизни: “У сильного всегда бессильный виноват”. Это конфликт неравенства: власти и зависимости.

У. — Посмотрите, как представил героев басни И.А. Крылова народный художник РСФСР Е. Рачёв.

У. — На кого из персонажей басни вы бы хотели походить?

Не хотят быть ни Волком, ни Ягнёнком, потому что один беспомощный – не может за себя постоять, даже немного глупый (стал с Волком разговаривать, а не убежал), а второй – грубый, лжец, жадный.

У. — Довольны ли вы своей работой на уроке?

VI. Домашнее задание.

Принести детские книги с прочитанной басней И. Крылова. Выучить басню наизусть.

11-1.jpg
img16.jpg

Чтение сказки, разбор сказки по вопросам.Работа с учебником.

img19-2.jpg

1. Назовите героев этой сказки.

2.Где происходило событие из этой сказки?(в лесу или деревне)

3.Объясните мне, что случилось с ягненком в сарае?

4. Почему ягненок стал просить волка, чтобы он спел?

Урок, посвящён творчеству И. А. Крылова и способствует пониманию различий литературных жанров. Дети учатся работать по памятке сравнения, понимать мораль басни, а также сопоставлять творчество Эзопа и Крылова.

Вложение Размер
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_basne_Krylova.doc 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: 1. Образовательные:

-Развитие аналитических умений: анализировать произведение в соответствии с жанром;

-Развитие познавательных процессов: мышление и воображение;

-Развитие творческих способностей: умение полно и точно выразить свои мысли через слово, образ, мимику, жест;

-Формировать способность оценивать свою собственную деятельность на уроке;

-Формирование мировоззрения в связи с моралью басни.

1.Организационный момент (1-2мин.)

1.Проверка готовности рабочих мест;

2. Повернуться друг к другу лицом, улыбнуться, мысленно пожелать друг другу удачи и успехов.

3. Вспомнить, чем мы занимались на прошлых уроках;

4. Сегодня мы выберем необходимые для работы знания, понятия и продолжим работу дальше.

2.Актуализация знаний (5-7мин.)

На доске таблички(миф, эпос, поэзия, проза, басня, мораль, аллегория, сюжетная часть, крылатые слова)

-Как вы думаете какие их этих понятий пригодятся нам сегодня на уроке? Почему? Так какова тема нашего урока?

Для чего необходимы эти понятия?

Давайте посмотрим как вы подготовили домашнее задание.

а) Кому удалось передать характер героя?

Какие затруднения у вас появились когда вы иллюстрировали?

Какая иллюстрация к этой басне есть у художника?

Почему он так увидел персонажей этой басни?

б) Инсценировка басни.

Какой вы увидели ворону в исполнении Маши? Лисицу? Важен ли здесь автор? Почему?

Эпос- род литературы; басня- жанр; мораль- особенность жанра; может подойти идея, настроение, стихотворение.

Используя эти понятия мы более подробно поработаем над темой нашего урока.

Взгляд, на цыпочках

У каждого творческого человека свои представления о персонажах басни.

Мнения ребят о инсценировке.

3. Постановка проблемы.

Как вы думаете связаны ли между собой басни Эзопа и Крылова?

Общий сюжет, но разная форма

В парах вспомнить сюжет басни Эзопа

4.Открытие нового (15-17мин.)

Чтение басни про себя

Кто главные герои?

Работа по памятке сравнения.

1. сравнение по форме( проза и стихотворение)

2. по структуре (композиция)

3. по содержанию

Вычитайте все слова ягнёнка, волка. Какие слова описывают характеры героев? Какими мы себе их представляем? Какие литературные риёмы использовал автор?

Чтение по ролям.

Почему басни Крылова легко инсценировать?

Прочитайте реплики ягнёнка, волка, автора.

Что ты хочешь передать при чтении слов за ягнёнка? Волка? Автора?

Какая из басен вам больше нравится и почему?

Чему учит басня?

Прослушивание аудиозаписи в исполнении Игоря Ильинского и просмотр иллюстраций. (после словесного рисования)

Если бы вы были художником, как бы вы изобразили ягнёнка, волка? (затем сравнение с иллюстрациями художников).

Рыскать — бегать в надежде найти что-нибудь;

На добычу: добыча- старое ударение;

Святейший — в царской России почётное обращений к князю;

Донесть- старинная форма — донести, доложить, сказать;

В запрошлом лете — 2 года тому назад;

Досуг -свободное время;

Сравнивают в парах.(2-3мин.)

1. проза и стихотворение

2. басня Эзопа- небольшая по объёму;

Басня Крылова — большая; В первой басне — идёт сюжетная часть , потом мораль. Во второй басне -мораль, а затем сюжетная линия.

3. В первой басне 1 герой волк — он главный;

Во второй басне — 2 героя -каждый имеет свой характер.

Делается общий вывод.

Ответы детей читающих по ролям.

Ягнёнок — покорный, но пытается доказать, что он не виноват;

Волк — грубый, упивается своей властью, силой.

Какими вы представили героев?

5.Итог занятий, рефлексия деятельности (4 мин.)

Что нового вы узнали на уроке?

Попробуйте оценить свою работу на уроке.

Какой вид работы вам больше всего понравился7

Домашнее задание: выразительное чтение басни по ролям( по группам); рисунок к басне.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация басни И.А.Крылова

Урок-презентация Басни И.А.Крылова Цели:совершенствовать известные данные, расширить их;совершенствовать умение выразительно и осознанно читать;активизировать .

урок-конкурс» Басни дедушки Крылова»

Это итоговый урок по басням. Ребята рассказывали и обобщали знания о баснописцах и их произведениях.

урок-конкурс» Басни дедушки Крылова»

Это итоговый урок по басням. Ребята рассказывали и обобщали знания о баснописцах и их произведениях.

Урок — конкурс » Басни И.А. Крылова»

Урок содержит конкурсную программу по творчеству И.А. Крылова для работы в группах.

Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить с поэтической басней.Задачи :Познакомить с поэтической басней, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находит.

Итоговый урок по басням И.А.Крылова в 4 классе

Урок-игра по басням И.А.Крылова.

Конспект урока по изготовлению объёмной поделки «Овечка и ягнёнок»

Данный материал содержит список материалов и инструментов по изготовлению поделки «Овечка и ягнёнок», а так же описание хода работы.

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Конспекты
Автор: Бисембаева Улбосын Зинельмусанеповна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 51.75 Kb

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Читайте также:

      

  • Система зажигания трактора конспект
  •   

  • Отрезок 1 класс презентация конспект урока
  •   

  • От 16 до 20 2 класс планета знаний конспект урока
  •   

  • Конспект лепка 2 младшая группа лепешки большие и маленькие
  •   

  • Конспект дистанционного урока по информатике 7 класс

План-конспект урока по литературе

Басня И.А. Крылова «Волк и Ягненок»

Составитель: Гамзалаалиева Аматулла Абдуллаевна

Задачи урока:

Образовательные:

— продолжить знакомство с басней, как с особым литературным жанром;

— познакомить с басней И.А. Крылова «Волк и Ягненок»;

— отработать навыки выразительного чтения, используя партитурные знаки.

Развивающие:

— способствовать развитию речи учащихся;

— содействовать развитию мыслительных операций;

— способствовать развитию творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Воспитательные:

— способствовать формированию гуманистического мировоззрения, жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра;

— вызвать стойкое внутреннее неприятие персонажей, наделенных пороками, и нежелание им подражать.

Основные виды деятельности: ответы на вопросы о жанре басни; ответ на вопросы викторины по статье об И.А. Крылове; словарная работа по басне И.А. Крылова «Волк и Ягненок»; выразительное чтение басни с составлением разметки текста (партитуры); работа с текстом.

Термины: басня, олицетворение, мораль, аллегория, диалог.

Этапы урока

I. Вступительная беседа, закрепление ранее изученного материала о жанре басни.

1. Что такое басня? Назовите имена известных баснописцев (на партах разложены карточки, предлагается выбрать карточку, на которой написано правильное определение басни).

Карточка №1. Басня — это одна из малых литературных форм. Она представляет собой небольшое по объему повествовательное произведение с небольшим количеством героев.

Карточка №2. Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей.

Карточка №3. Басня — повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения.

2. Кто является героями басен? Почему чаще всего это животное? Дайте определение термину олицетворение.

3. Из чего состоит басня? Что такое мораль и зачем она нужна в баснях?

4. Что такое аллегория? Приведите примеры.

5. Встречается ли в баснях диалог? Что подразумевается под этим понятием и какова цель его использования?

II. Сообщение темы и основных задач урока: познакомиться с басней И.А. Крылова «Волк и Ягненок», дать нравственную оценку поступков героев, выявить поучительный характер басни, отработать навыки выразительного чтения.

III. Проверка домашнего задания.

Ответ на вопросы учебника после статьи о баснописце – И.А. Крылове. Закрепление представлений о жизни баснописца (мини-викторина).

Вопросы викторины по жизни и творчеству И.А. Крылова:

1. В каком году родился И.А. Крылов? (1769 г.)

2. Назовите место рождения И.А. Крылова. (город Тверь)

3. В чем состояло наследство И.А. Крылова? (книги)

4. Какие события жизни И.А. Крылова помогли ему стать баснописцем? (развернутый ответ)

5. Какими чертами характера обладал баснописец? (развернутый ответ)

6. Сколько лет прожил И.А. Крылов? (75 лет)

7. Какие басни И.А. Крылова вам известны? (развернутый ответ)

8. Какие пороки общества высмеивал И.А. Крылов в баснях? (развернутый ответ)

IV. Знакомство с басней И.А. Крылова «Волк и Ягненок».

1. Рассмотреть иллюстрацию А. Лаптева к басне И.А. Крылова «Волк и Ягненок»

Предложить учащимся поразмышлять о сюжете басни.

2. Познакомиться с басней. Прослушать чтение басни мастером слова – актером Словарная работа.

Выполнить следующие записи в литературном словаре:

Тьма – много

Надобно – надо

Рыскать – бегать в надежде найти что-то нужное

На до´бычу – на добы´чу

Светлейший – в царской России почетное обращение к князю

Донесть – донести, доложить, сказать, заявить

Гневаться – сердиться, возмущаться

Негодный – бессовестный, скверный, дрянной

Дерзость – 1) смелый, отважный; 2) оскорбительный, непочтительный

В запрошлом лете – 2 года тому назад

Разведаться – рассчитаться, отомстить

Досуг – свободное время, в басне употреблено в значении «недосуг» — некогда, нет времени

V. Чтение и анализ басни И.А. Крылова «Волк и Ягненок».

1. Первичное чтение басни учащимися (фронтальная работа).

2. Отработка звучания наиболее трудных слов и выражений (коллективная работа)

3. Членение текста на части и составление разметки текста (партитуры) (работа в группах по 4 человека).

4. Сопоставление интонации Волка и Ягненка, обсуждение возможных вариантов эмоционально-образной выразительности.

5. Начитывание частей и всего текста.

Дополнительные вопросы и задания:

— В какое время и где происходят события басни?

— Какие черты героев русских народных сказок о животных использовал баснописец?

— В чем своеобразие басенных персонажей?

— Почему Волк, понимая, что он не прав, еще больше злится? О чем это может говорить? В чем настоящие причины конфликта?

— Сравнение басни «Волк и Ягненок» И.А. Крылова и басни «Волк и Ягненок» Эзопа (вывод на электронную доску двух текстов).

VI. Обобщение изученного материала.

1. Проецирование ситуации, описанной в басне, на современное возможное поведение людей.

2. Работа в парах по заполнению части сравнительно-сопоставительной таблицы. Вывод эталона таблицы на электронную доску и обсуждение результатов.

Эталон сравнительно-сопоставительной таблицы

Особенности басен И.А. Крылова

Критерии сравнения

«Волк и ягненок»

«Свинья под дубом»

«Волк на псарне»

Главные герои

Волк и Ягненок

Характер героев

Волк — кровожадный, несправедливый.

Ягненок – робкий, справедливый, безвинный, вежливый.     

Мораль

«У сильного всегда бессильный виноват».

Чему учит басня

Если ты сильный — это не значит, что можно обижать слабых.

3. Выбор 3-х предложений, представленных на доске, и запись их в тетради:

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

Я научился…

Я смог…

Было интересно узнать, что

Меня удивило…

Мне захотелось…

VII. Домашнее задание: 1) прочитать басни И.А. Крылова «Свинья под дубом» и «Волк на псарне»; 2) заполнить сравнительно-сопоставительную таблицу по особенностям басен И.А. Крылова; 3) подготовить выразительное чтение наизусть одной из басен И.А. Крылова с предварительным составлением разметки текста (партитуры).

Тема урока: И. А. Крылов «Волк и ягнёнок».  Учитель: Артёмова Елена Сергеевна.

Цели: 1. Образовательные:

-Активизация знаний по теме «Басни И. А. Крылова»;

-Развитие аналитических умений: анализировать произведение в соответствии с жанром;

2. Развивающие:

-Развитие познавательных процессов: мышление и воображение;

-Развитие творческих способностей: умение полно и точно выразить свои мысли через слово, образ, мимику, жест;

3.Воспитательные:

-Формировать способность оценивать свою собственную деятельность на уроке;

-Формирование мировоззрения в связи с моралью басни.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент (1-2мин.)

1.Проверка готовности рабочих мест;

2. Повернуться друг к другу лицом, улыбнуться, мысленно пожелать друг другу удачи и успехов.

3. Вспомнить, чем мы занимались на прошлых уроках;

4. Сегодня мы выберем необходимые для работы знания, понятия и продолжим работу дальше.

2.Актуализация знаний (5-7мин.)

На доске таблички(миф, эпос, поэзия, проза, басня, мораль, аллегория, сюжетная часть, крылатые слова)

-Как вы думаете какие их этих понятий пригодятся нам сегодня на уроке? Почему? Так какова тема нашего урока?

Для чего необходимы эти понятия?

Давайте посмотрим как вы подготовили домашнее задание.

-Выставка рисунков к басне «Ворона и лисица»

а) Кому удалось передать характер героя?

Какие затруднения у вас появились когда вы иллюстрировали?

Какая иллюстрация к этой басне есть у художника?

Почему он так увидел персонажей этой басни?

б) Инсценировка басни.

Какой вы увидели ворону в исполнении Маши? Лисицу? Важен ли здесь автор? Почему?

Эпос- род литературы; басня- жанр; мораль- особенность жанра; может подойти идея, настроение, стихотворение.

Используя эти понятия мы более подробно поработаем над темой нашего урока.

Взгляд, на цыпочках

У каждого творческого человека свои представления о персонажах басни.

Мнения ребят о инсценировке.

3. Постановка проблемы.

Как вы думаете связаны ли между собой басни Эзопа и Крылова?

Мы уже встречались у Эзопа с сюжетом «Волк и Ягнёнок». Сегодня познакомимся с басней Крылова. И сравним чем отличаются эти два произведения и чем похожи.

Общий сюжет, но разная форма

В парах вспомнить сюжет басни Эзопа

4.Открытие нового (15-17мин.)

Чтение басни про себя

Словарная работа

 Кто главные герои?

Работа по памятке сравнения.

1. сравнение по форме( проза и стихотворение)

2. по структуре (композиция)

3. по содержанию

Вычитайте все слова ягнёнка, волка. Какие слова описывают характеры героев? Какими мы себе их представляем? Какие литературные риёмы использовал автор?

Физминутка

Чтение по ролям.

Почему басни Крылова легко инсценировать?

Прочитайте реплики ягнёнка, волка, автора.

Что ты хочешь передать при чтении слов за ягнёнка? Волка? Автора?

Какая из басен вам больше нравится и почему?

Чему учит басня?

Прослушивание аудиозаписи в исполнении Игоря Ильинского и просмотр иллюстраций. (после словесного рисования)

Словесное рисование:

Если бы вы были художником, как бы вы изобразили ягнёнка, волка? (затем сравнение с иллюстрациями художников).

Тьма -много;

Надобно — надо;

Рыскать — бегать в надежде найти что-нибудь;

На добычу: добыча- старое ударение;

Святейший — в царской России почётное обращений к князю;

Донесть- старинная форма — донести, доложить, сказать;

В запрошлом лете — 2 года тому назад;

Разведаться -отомстить;

Досуг -свободное время;

Недосуг — некогда.

Сравнивают в парах.(2-3мин.)

1. проза и стихотворение

2. басня Эзопа- небольшая по объёму;

Басня Крылова — большая; В первой басне — идёт сюжетная часть , потом мораль. Во второй басне -мораль, а затем сюжетная линия.

3. В первой басне 1 герой волк — он главный;

Во второй басне — 2 героя -каждый имеет свой характер.

Делается общий вывод.

Ответы детей читающих по ролям.

Ягнёнок — покорный, но пытается доказать, что он не виноват;

Волк — грубый, упивается своей властью, силой.

Какими вы представили героев?

5.Итог занятий, рефлексия деятельности (4 мин.)

Какие знания помогли нам справиться с проблемой урока?

Что нового вы узнали на уроке?

Попробуйте оценить свою работу на уроке.

Какой вид работы вам больше всего понравился7

Домашнее задание: выразительное чтение басни по ролям( по группам); рисунок к басне.

Урок чтения во 2-м классе коррекционной школы VIII
вида

на тему:  Обобщение по теме»
В гостях у сказки».

( народные
сказки)

Цель:

 закрепить
знания по прочитанным сказкам
;

Задачи:

 — научить использовать приобретённые
знания и умения в практической деятельности;

— развивать творческие способности детей,
внимание, память, речь.

Формируемые УУД:

1.   
Познавательные УУД:
формировать  информационные
 умение
выделять главную мысль произведения, умение характеризовать героев произведения
на основе их поступков.

2.   
Регулятивные УУД: формировать умение оценивать.

3.    Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение
формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему
мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

4.   
Личностные УУД: умение оценивать поступки героев произведения под
руководством учителя  с точки зрения моральных ценностей;
оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие.

Планируемые результаты урока:

Личностные:

¾ оценивать поступки героев произведения
под руководством учителя  с точки зрения моральных ценностей;

¾ проявлять интерес к народной сказке
и её героям, позитивное отношение к чтению народных сказок.

Метапредметные:

Познавательные умения:

¾  определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

¾ читать и инсценировать сказку по ролям;

¾
уметь распределять роли  при
подготовке к инсценированию (драматизации);

¾
отбирать выразительные средства (интонацию,
мимику, жесты, тон, темп
);

¾
уметь выражать собственное
отношение к герою  в процессе  чтения  по ролям или инсценирования 
(драматизации).

Регулятивные умения:  

— выполнять учебное задание в соответствии
с целью;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку
при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— излагать понятно для партнёра основное
содержание сказки, используя иллюстрации или план;

— учитывать разные мнения и стремиться к
сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и
группе при выполнении учебного задания.

— использовать речевые средства для представления результата
деятельности.

Предметные:

¾ характеризовать героев произведения
на основе его намерений и поступков;

¾ читать текст сказки осознанно,
выразительно и без ошибок;

¾ работать с содержанием текста сказки;

¾ читать сказку по ролям;

¾
инсценировать сказку.

Основные понятия: народная сказка, герой сказки.

Оборудование: костюмы и маски героев сказок, пословицы,  компьютер, рисунки к сказкам,
карточки с заданием, пазлы.

Методы и приёмы: словесный
(беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций), практический (чтение детей);
частично-поисковый, проблемный, аналитический.

Ход урока:

1.Орг. момент. Эмоционально – деловой настрой.

Птицам – время улетать,

Листьям – время опадать,

Тучам – плыть, снегам – кружиться,

Ну, а нам пора …        ( учиться!)

Мы начинаем урок чтения.

II. Определение темы урока, сообщение цели.

Посмотрите на доску к нам в класс залетели
снежинки не простые на них буквы отгадайте, о чем мы сегодня на уроке будем
говорить.

Составьте слово.

Правильно вы угадали слово. Сегодня на
уроке мы повторим и закрепим знания о сказках.

— Зачем разные народы сочинили сказки?
Чему они нас учат?

-На уроке за правильный ответ и
выполненное задание вы будете получать балы, в конце урока мы подсчитаем их и определим
лучшего знатока сказок.

III. Обобщение знаний по теме.

Мы закончили тему «В гостях у
сказки». 1 слайд

— Какие сказки мы читали в этой теме? Кто
их сочинил?

— Вспомните, сказки каких народов мы
читали в этой теме? (слайд 2

    Русские.

    Литовские.

    Казахская.

    Мордовская.

    Якутская.

     Армянская

— Кто были  герои этих сказок?

У ребят было домашнее задание они
приготовили загадки о героях сказок.

1. Отгадывание загадок.

           Летом по лесу гуляет,

          Зимой в берлоге отдыхает. 
(медведь)

          Длинное ухо, комочек пуха,

          Прыгает ловко,

          Любит морковку. ( заяц)

           В воде купался,

          а сух остался. (гусь)

         Я, сознаюсь виновата,

         Я хитра и плутовата.

         И в курятник вечерком

        Часто бегаю тайком. (лиса)

          На собаку он похож,

         Что ни зуб. то острый нож! (волк)

            Кто ходит в каменной рубахе?

            В каменной рубахе ходят
…(черепахи)

            По горам, по долам

          Ходит шуба да кафтан. (баран)

Молодцы! Все загадки угадали и правильно
загадали. Получаете балы.

2. Инсценирование сказки « Лиса и
гуси».

 — Ребятам очень понравилась сказка и
сейчас они ее покажут. а вы вспомните название этой сказки и потом ответьте на
вопрос:

  —  Кто в этой сказке оказался умнее и
хитрее? Чему учит сказка?

  3. Пересказ сказки «Благодарный
медведь»

— Чему учит эта сказка?

4.Дидактическая
игра» Собери картинку» и назови сказку.

Дети получают
конверты и работают в парах. Собирают картинку и называют сказку.

 — Сказки нас учат
быть умными, внимательными, учат думать находить решение. Сейчас мы проверим
как вы умеете собирать пазлы. Угадайте сказку. И расскажите какой эпизод сказки
на ней изображен.

IV. Физминутка

-А сейчас мы вместе с лесными зверями  отправимся
в лес, чтобы отдохнуть (презентация)

VI. На доске расположены герои прочитанных
нами сказок. На кого из героев вы хотели бы быть похожи? Почему?

Я хотел бы…

VII.  Угадайте, что в ящике?

В ящике лежит подарок, который принес благодарный
герой своей спасительнице за то, что она не испугалась и помогла ему в беде.

-Что за подарок находится в ящике?

— Кто и за что его получил?

— Как называется сказка, в которой об этом
рассказывается?

— Чему учит нас эта сказка?

VIII. Подведение итога.

— Для чего народ сочинил сказки?

— Чему они нас научили?

IX. Домашнее задание по выбору (возможна групповая работа):

1. Прочитать сказку.

2. Сочинить сказку.

X. Рефлексия.

На доске висят два смайлика 
грустный и весёлый. Встаньте к тому смайлику, который соответствует вашему
настроению после урока.

— Спасибо за работу! Я
рада что урок вам понравился.

ГУ «Средняя школа №16 отдела образования акимата города Костаная»

Открытый урок по русской литературе в 5 классе.

Тема:

И.А. Крылов.

Басня «Волк и Ягненок»

Учитель: Винникова Л.В.

г. Костанай

2010

Тема: И.А. Крылов. Басня «Волк и Ягненок».

Цель: — познакомить с биографией И. А. Крылова, дать понятие о басне как эпическом жанре, рассмотреть историю басни в литературе, прочитать басню «Волк и Ягненок» и проанализировать её;

— развивать образное мышление, речь, память, навыки работы с текстом художественного произведения;

— воспитывать чувства доброты, справедливости, честности, прививать любовь к чтению.

Тип урока: урок новых знаний с элементами беседы.

МТО: учебник, презентация, тексты басен И.А. Крылова, иллюстрации к басням и портреты И.А. Крылова.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие. Проверка присутствующих.

— Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, а значит, начинается урок! Проверьте, все ли готовы к уроку? У всех на партах лежат все необходимые принадлежности? Сегодня, как и всегда на уроке, нам нужен учебник, тетрадь, ручка, карандаш и дневник. Если все готовы, то присаживайтесь. Откройте свои тетради, запишите число, классная работа и тему сегодняшнего урока.

  1. Сообщение темы и целей урока.

— Ребята, сегодня у нас очень интересная тема. Мы с вами закончили изучать произведения устного народного творчества и приступаем к авторским произведениям. Сегодня на уроке мы познакомимся с личностью великого писателя, баснописца, драматурга Иваном Андреевичем Крыловым; познакомимся с таким жанром, как басня, узнаем исторический путь басни и её жанровое своеобразие. Ребята, будьте внимательны, так как на уроке вы услышите новые термины!

Также на уроке мы будем развивать такие компетенции, как речь, грамотность, умение применять изученное на практике (предметные компетенции), умение анализировать художественное произведение.

Ребята, вам потребуется осознать на уроке, такие нравственные понятия, как справедливость, честность, научиться определять, кто прав, а кто виноват.

На дом вам было дано задание — заполнить некоторые таблицы. Надеюсь, вы все справились, а после урока вы сдадите листочки с выполненными заданиями и все обязательно получите оценки (в качестве домашнего задания были обобщающие таблицы по теме «Фольклор»).

  1. Объяснение нового материала.

— А теперь приступаем непосредственно к теме урока.

— Скажите, вам знакомо имя Иван Андреевич Крылов? Что вам известно об этом писателе? Читали вы раньше произведения этого автора? (ученики сообщают о том, что имя Крылова им уже известно: они знакомы с такими его баснями, как «Стрекоза и муравей», «Лебедь, щука и рак» и др.)

— А теперь все внимательно слушаем и делаем некоторые записи в тетрадях.

Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844).

Запишем годы жизни.

В 1769 году в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы, родился мальчик Иван. Детство его не было счастливым и беззаботным. Учился из милости с детьми помещика, у которого прислуживал лакеем. Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени. Жизнь не баловала его: девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти в губернский магистрат переписывать бумаги, заботиться о матери и брате. Именно в это время он пристрастился к чтению и даже пробовал сочинять.

Творческая биография Крылова очень разнообразна и насыщена. Это и написание трагедий «Клеопатра» и «Филомела» и комедий «Бешеная семья», «Проказники» (в 17 лет), и издание сатирического журнала «Почта духов», (в 20 лет), затем журнала «Зритель», и богатая журналистская деятельность, и работа библиотекарем.

Писательская деятельность Крылова началась с написания трагедий, но они были раскритикованы. Дальше он начинает писать комедии, выпускает журналы («Почта духов», «Зритель»), появляются комедии «Модная лавка», «Урок дочкам». А в 1806 г. появились первые басни – «Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых». С тех пор его басни встречали с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти.

Басня как эпический жанр.

А что же такое басня? Запишем определение:

Басня – это короткий аллегорический рассказ в стихах или прозе с обязательным моральным выводом.

Из этого определения видно, что в басне име­ются три основных элемента:

  1. рассказ,

  2. аллегория,

  3. мораль.

Все эле­менты эти слиты в басне в единое художественное целое.

Запишем такие понятия, как аллегория и мораль.

Мораль – нравственный поучительный вывод; нравоучение, поучение.

Аллегория – это иносказание, воплощение какого-либо свойства человеческого характера (хитрости, глупости) в конкретном образе (лисы, осла).

История басни в литературе.

Басня – один из древнейших жанров искусства. Миф и басня появились в глубокой древности, когда человек искал ответ на вопрос, как вести себя в этом огромном мире. Басня была так популярна, что с её существованием связаны многие предания.

В древнегреческой литературе прославился баснописец Эзоп, живший в 6 веке до нашей эры. Это был народный мудрец, хромой раб, который своими короткими поучительными рассказами пытался повлиять на людей. Жрецы приказали сбросить в море со скалы мудрого раба, чтобы он не смущал своих слушателей. Талантливый человек погиб, но его басни живут среди нас в переводе и обработке других баснописцев. Это «Ворона и Лисица», «Лиса и виноград», «Стрекоза и Муравей», «Вол и Лягушка», «Два горшка» и многие другие.

К басенному жанру обращались многие: греческий поэт Бабрий, римский поэт Федр, а по-новому раскрыл этот жанр талантливый французский писатель Лафонтен.

Эллада — мать искусств, за это ей хвала.

Из греческих земель и басня к нам пришла.

От басни многие кормились, но едва ли

Они до колоска всю ниву обобрали.

Доныне вымысел — свободная страна,

Не вся захвачена поэтами она.

Русская литература обратилась к басне в 18 веке. Утвердил этот жанр в русской поэзии Александр Петрович Сумароков. Он смело вводил в свои произведения народные выражения, пословицы, поговорки. «Склад басни должен быть шутливым», – писал он. Проворовавшийся чиновник, невежественные дворяне, бессовестные торгаши остро высмеивались в его баснях.

Назидательные басни писали Иван Иванович Хемницер и Иван Иванович Дмитриев. Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве Ивана Андреевича Крылова.

Белинский заметил, что произведения Крылова не просто басня – «это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира». В своих баснях он показал, что упорный труд, скромность, прилежание, честность – главное в жизни, что ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью.

 Басни Крылова были широко известны и при его жизни. Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими людьми, лисицами, воронами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей.

Итак, ребята, мы познакомились с личностью великого и талантливого писателя – баснописца Иваном Андреевичем Крыловым; узнали о таком жанре, как басня.

— Что вы узнали нового о жизни писателя?

— Как вы поняли, что такое басня?

Мы проделали большую работу, но у нас есть еще дела, которые нам необходимо выполнить. Поэтому мы сейчас немного отдохнем и проведем физическую разминку:

Встали все, представьте, что вы не ученики, а настоящие пилоты! Итак,

Мы летаем высоко,

Мы летаем низко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

На носочки поднялись,

Ручки опустили,

Ровно встали — ноги вместе

И уже сидим на месте!

А сейчас мы прочитаем басню Крылова «Волк и Ягненок» и проанализируем её.

  1. Работа с текстом художественного произведения.

  • Чтение басни «Волк и Ягненок». Открываем учебники на странице 81.

  • Анализ басни.

  • О чем это басня? (о Волке и Ягненке, о взаимоотношениях, о несправедливости)

  • Сформулируйте тему басню (несправедливость и нечестность в отношениях).

  • Сколько персонажей в басне? Назовите их (Волк, Ягненок, автор-повествователь).

  • Определите характер каждого персонажа (Волк – грубый, злой, может, обиженный, несправедливый, жестокий; Ягненок – слабый, наивный, беспомощный; Автор – осуждает поведение волка, но ничем не может помочь ягненку).

  • Сформулируйте идею басни (Того, кто имеет силу и власть, не интересует справедливость и честность).

  • Посмотрите: в каких строках заключена идея? Как называется этот элемент басни? (мораль — «У сильного всегда бессильный виноват»)

  • Рассмотрите композицию: определите завязку событий, кульминацию и развязку (завязка – Волк увидел Ягненка, кульминация – разговор Волка с Ягненком и слова «Но я с тобой за их разведаюсь грехи», развязка – «и в темный лес Ягненка поволок».

  • Рассмотрим иллюстрации (в сборниках басен Крылова).

Вам понравилась басня?

Как вы относитесь к героям басни? Кого поддерживаете?

Вы согласны с поведением Волка?

Какой можно сделать вывод? Как нужно и как нельзя поступать?

Как бы вы поступили на месте Ягненка? А Волка?

А в вашей жизни случались ли подобные события?

Какой финал басни вы можете предложить? (на эти вопросы нельзя написать примерные ответы, так как ученики высказывают свои мнения. Например, мои ученики привели на уроке ситуацию «сильный-бессильный» — водитель и инспектор ГИБДД)

  1. Объяснение домашнего задания. Внимательно прочитать материал на страницах 79 – 81, выучить басню «Волк и Ягненок» наизусть.

  1. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок.

Ребята, а теперь напишите небольшое эссе на тему: « Какой жизненный урок преподает нам Крылов?» (5 – 6 предложений) (Пишут, потом некоторые зачитывают и получают оценки)

— Какие вы сделали для себя выводы?

— Каким должен быть человек?

Использованные источники:

Т.П. Чаплышкина, А.М. Садвакасова и др. Русская словесность: фольклор и литература. / Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. Алматы «Атамура» 2010.

http://lib.ru/LITRA/KRYLOW/basni.txt

http://basnya.ru/

http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=489

http://www.krylov.net.ru/

http://www.rulex.ru/01110367.htm

http://temlit.narod.ru/hrl/05.html

http://lukianpovorotov.narod.ru/la_fontaine.html

Иллюстрации к басням можно взять на сайтах:

http://ladushki.ucoz.net/photo/1

http://sheba.spb.ru/lib/krylov01.htm

Здесь представлен конспект к уроку на тему «Волк и ягненок», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература (5 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые,
Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Урок литературного чтения 3 класс (УМК «Школа России»)

Тема

И.А. Крылов. Басня «Волк и Ягненок»

Педагогическая цель

Познакомить с баснями Ивана Андреевича Крылова, познакомить с его биографией; учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализировать и делать выводы; развивать логическое мышление, творческие способности, память, внимание, речь; воспитывать интерес к чтению, трудолюбие, чувство взаимопомощи.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Стр. 33 программа

Изучат особенности басенного текста. Научатся отличать басню от стихотворения и рассказа; соотносить пословицы и смысл басенного текста; определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты); характеризовать героев басен; определять нравственный смысл басен.

Личностные результаты

Владеют навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, проявляют познавательный интерес к изучению предмета.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательные: умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать

различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и

аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Основные понятия и термины

Басня, композиция басни, мораль, аллегория.

Образовательные ресурсы

Учебники литературное чтение 2 класс/3 класс, м/м презентации, наглядные картинки, репродукции картин к басням, аудио-записи басен, наглядные карточки с терминами и понятиями, наглядность на магнитной основе «Герои басен».

Этапы урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

1. Приветствие учащихся, эмоциональный настрой на урок.

Здравствуйте, ребята!

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты.

Слушайте, запоминайте,

Ни минуты не теряйте!

Приветствует учащихся, эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя.

2. Проверка готовности к уроку.

— Проверим готовность к уроку: у вас на столах должны лежать учебники литературного чтения, простые карандаши и раздаточный материал.

Проверяет готовность учащихся.

Проверяют рабочие места.

II. Речевая разминка

Цель: развитие речи; готовность артикуляционного аппарат к чтению.

.

1. Дыхательно-артикуляционные упражнения

— Перед началом урока проведём дыхательную и речевую разминку.

1) Вдох носом, выдох через рот;

Вдох, задержка дыхания, выдох;

Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох по порциям.

У вас на партах лежат листочки с текстом. Послушайте, я сначала прочитаю, затем вы читаете хором:

2) Летела муха около уха: жжжжжжжжжж

Летела оса около носа: ссссссссссссссссс

Летел комар и звенел: ззззззззззз

Сел на лоб, а мы его хлоп!

И поймали. (Кулачек прижимается к уху)

Ззззззззз — пусть летит!

Проводит дыхательную и артикуляционную разминку.

Выполняют дыхательную и артикуляционную разминку.

III. Введение в тему урока

Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими цели урока.

1.Вступитель-ное слово учителя

Учитель читает:

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите

И, если можете, то мне всегда вредите,

Но я с тобой за их разведаюсь грехи».-

«Ах, я чем виноват?»- «Молчи! устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».-

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Чей диалог вы услышали? (Волка и Ягненка).

Это басня И.А. Крылова и ее название «Волк и ягненок).

— А вы знаете, что это за произведение (басня).

— Почему это басня, а не сказка или стихотворение? Назовите отличительные черты басен (Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки людей.).

Уточняет понятия и жанровые признаки басни.

Осознают значимость чтения для личного развития.

Владеют логическими действиями обобщения и построения рассуждений

V. Постановка учебной задачи.

Цель: Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей уроков; актуализация субъективного опыта уч-ся

1.Самоопределе- ние к деятельности.

— Какую басню мы будем изучать сегодня? («Волк и ягненок»).

— Как вы думаете, какой главный вопрос может возникнуть при изучении этой басни? (Предположения учащихся).

Главные понятия урока:

Ребята, вам потребуется осознать на уроке, такие нравственные понятия, как справедливость, честность, научиться определять, кто прав, а кто виноват.

Подводит учащихся к формулированию темы и целей урока.

Формулируют тему урока и планируют учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

VI. Усвоение новых знаний
и способов действий.

Цель: обеспечить восприятие осмысление и первичное усвоения учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

1.Понятие о басне, выявление жанровых признаков басни.

-В литературоведении басня определяется как аллегорический рассказ нравоучительного характера.

Сл.2 (термин «Аллегория»)

Аллегория – это сравнение чего-либо или кого-либо с кем-то или чем-то. Например: лиса в произведениях сравнивается с хитрым и коварным человеком, а муравей – с сильным и трудолюбивым человеком.

— В России наибольшего совершенства басня достигла в творчестве И. А. Крылова.

Уточняет понятия и жанровые признаки басни.

Принимают
и сохраняют учебную задачу. Формулируют ответы на вопросы учителя, доказывают свою точку зрения.

2. Подготовка к восприятию (знакомство с автором)

Сл.3 (Портрет Крылова)

Имя И. А. Крылова стоит в первых именах любимых народных поэтов. То есть в 2009 году наша страна будет отмечать 240 лет со дня рождения великого русского баснописца.

Мы говорим – “русского”, потому что он любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

Мы говорим — “великого”, потому что он написал более 200 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями.

Басни Крылова широко известны не только в нашей стране, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков.

Сл.4 (Выставка произведений)

В баснях Крылова (их 200) отразилась современная ему русская жизнь. По тематике и идейной направленности басни И. А. Крылова чрезвычайно разнообразны. Патриотизм русских людей в войне 1812 года, социальное неравенство, произвол имущих, неправый суд, быт русского общества — вот только некоторые примеры того, что находит мастерское отражение в баснях И. А. Крылова.

Крылов обращается к своим читателям не как моралист, а как лукавый и простодушный рассказчик. Иногда он прямо высказывает свою оценку, а чаще выступает как посторонний наблюдатель и предоставляет читателям возможность самим понять скрытый смысл басни.

— В оценке героев Крылов исходит из народного представления о добре и зле, о правде и лжи, о справедливости и несправедливости. Он осуждает ложь, вражду, безделье – разные пороки человеческие.

Учитель знакомит учащихся с биографией автора и его творчеством.

Принимают
и сохраняют учебную задачу. Слушают рассказ учителя и понимают творчество И. А. Крылова как явление национальной и мировой культуры.

3. Первичное восприятие

— Обратите внимание на название басни «Волк и ягненок». Автор в названии чётко определяет предмет сатирического изображения.

— Послушайте и скажите, какая история приключилась с героями басни? (Читает учитель наизусть)

Даёт целевую установку перед чтением; выразительно читает басню.

Воспринимают на слух художественное произведение.

4. Проверка эмоционально-образного

восприятия конкретного содержания.

О чем это басня? (о Волке и Ягненке, о взаимоотношениях, о несправедливости)

Сформулируйте тему басню (несправедливость и нечестность в отношениях).

Сколько персонажей в басне? Назовите их (Волк, Ягненок, автор-повествователь).

Определите характер каждого персонажа (Волк – грубый, злой, может, обиженный, несправедливый, жестокий; Ягненок – слабый, наивный, беспомощный; Автор – осуждает поведение волка, но ничем не может помочь ягненку).

Сформулируйте идею басни (Того, кто имеет силу и власть, не интересует справедливость и честность).

— Каких людей олицетворяют герои басни «Волк и ягненок»?

Сл.5 (Изображение волка и ягненка)

В этом произведении Волк олицетворяют людей сильных, злых, грубых. ягненок показывает глупых, доверчивых, эгоцентричных людей, которые любят похвалу и внимание к своей персоне.

Проверяет уровень эмоционально образного восприятия произведения учениками.

Владеют навыками логических действий в построении рассуждений.

5. Словарная работа

— Давайте вместе определим значение некоторых слов, используя толковые словари.

Сл.6 (Словарная работа)

Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы определили значения слов.

закон – произошло (этимология) от слов начало, обычай, традиция;

тьма – много;

надобно – надо;

рыскать – бегать в надежде найти что-нибудь;

на добычу – на добычу;

светлейший – в царской России почётное обращение к князю;

донесть – донести, доложить, сказать, заявить;

в запрошлом лете – два года тому назад;

разведаться – рассчитаться, отомстить;

досуг – свободное время, здесь употреблено в значении “недосуг” — некогда, нет времени;

гневаться – сердиться, возмущаться;

дерзкий – 1) смелый, отважный, 2) оскорбительный, непочтительный.

Даёт задание определить значения слов представленных на слайде.

Используют различные способыпоиска информации в учебниках и словарях в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

6. Повторное чтение и анализ басни

(раскрытие композиции)

— Композиционно басня состоит из двух частей: основной части (повествования) и вывода (морали).

(Чтение с заданием поделить басню на три части. Учащиеся делят текст на части, обосновывают деление и тем самым уточняют для себя композицию басни, развитие действия).

Сформулируйте идею басни (Того, кто имеет силу и власть, не интересует справедливость и честность).

Посмотрите: в каких строках заключена идея? Как называется этот элемент басни? (мораль — «У сильного всегда бессильный виноват»)

Рассмотрите композицию: определите завязку событий, кульминацию и развязку (завязка – Волк увидел Ягненка, кульминация – разговор Волка с Ягненком и слова «Но я с тобой за их разведаюсь грехи», развязка – «и в темный лес Ягненка поволок».

Обобщение:

События в басне развиваются быстро, динамично, главное внимание автор заостряет на психологическим состоянии героев.

Направляет работу учащихся с помощью наводящих вопросов по содержанию басни.

Владеют логическими действиями анализа и синтеза, построения рассуждений.

8. Выделение характерных особенностей действующих лиц, мотивов их поведения.

— Как в баснях, герои Крылова получают возможность разговаривать, судить, размышлять? Очень важное значение имеют их речевые характеристики. В словах героев очень часто скрывается авторская мысль.

— Прочтите слова, которые волк сказал ягненку? (

Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

Мое

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву».-

— Как автор подчеркнул то, что волк могуществен и силен по сравнению с ягненком? Прочитайте строчки и выделите слова, наиболее ярко передающие это отношения ягненка к волку:

«Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу»

— В чем проявилось мастерство И. А. Крылова в обрисовке волка? (описал его грубым и злым)

— Каков ягненок? (Вежлив, сдержен)

— Какова основная мысль басни? (

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в Баснях говорят.

— Кого осуждает И. А. Крылов в своей басне? (сильных, которые могущественные над слабыми)

Обобщение:

Персонажи крыловских басен создаются по тем же принципам, что и образы русского сказочного фольклора. Звери, птицы, насекомые, рыбы… Крылов подробно описывает характеры героев своей басни, делает их зримыми и смешными.

Задаёт вопросы, анализирует текст басни вместе с учащимися и выясняет особенности героев басни.

Задаёт вопросы, анализирует текст басни вместе с учащимися и выясняет главную мысль произведения.

Совершенствуют навыки смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами, осознанно строят высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Совершенствуют навыки смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами, осознанно строят высказывания в соответствии с задачами коммуникации..

9. Раскрытие аллегории, выяснение главной мысли.

— В этой басне действующими лицами являются животные. Помимо узнаваемых «портретных» и поведенческих особенностей они имеют аллегорический смысл (они ассоциируются с людьми).

— Почему Крылов говорит, что у сильного всегда бессильный виноват? (потому что трудно признаться., что ты виноват в чем то).
— Почему на роль сильного выбран волк, а на роль слабого ягненок? ( в сказках волк всегда сильный, злой, а ягненок, слабенький, доверчивый).
— Если бы на месте ягнёнка был бы кто ни будь другой, волк бы смел так дерзко общаться с ним? Например, собака? (Нет, он бы боялся).

Обобщение:

Обвинения Волка надуманны и лишены здравого смысла, это обычные придирки. Когда ему уже нечего придумать, он называет истинную причину своих претензий: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», это объясняет всю ситуацию.

Оправдания Ягненка убедительны и опираются на здравый смысл, но они не действенны.

— Почему Волк не слушает разумных доводов Ягненка? (Все дело в том, что Волк действует по закону силы, для которой здравый смысл и мораль не существуют. Он уверен в своем праве сильного и потому ничего не хочет слышать.)

— Почему Волк съел Ягненка? (Волку хотелось есть, ему на пути попался Ягненок, слабый и беззащитный, все его попытки самозащиты оказались тщетны, и он стал жертвой Волка.)

— Жизненна ли ситуация, описанная в басне Крылова? Докажите.

Направляет учащихся в работе с аллегорическим смысл басни.

Владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, причинно-следственных связей, построения рассуждений. Раскрывают аллегорический смысл басни.

10. Анализ морали.

Главная мысль — вывод из конкретной части басни, а мораль — обобщенное выражение идеи.

Каждая басня Крылова — это метко нарисованная сценка из жизни, на примере которой писатель учит мудрости народной, просто и живо рассказывая о разных пороках людей.

Мораль в басне может располагаться не только в конце, но и вначале текста. Не всегда в басне есть отдельно сформулированная мораль – вывод может быть сделан и устами одного из героев басни.

— Прочитайте первые четыре строчки басни.

Мораль басни выражена в словах:

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в Баснях говорят.

— Передайте смысл первых четырех строк своими словами.

— Как понимаете смысл первой строчки ?

Обобщение:

Автор басни выразил мораль четко, образно. В первых четырех строчках автор выразил самое главное.

Помогает учащимся определить и сформулировать мораль басни.

Владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, причинно-следственных связей, построения рассуждений. Владеют навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами.

11. Анализ языковых особенностей басни

— Также не обязательным для басни является стихотворная форма (например, басни Л. Н. Толстого написаны в прозе).

— Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка.

— Образные выражения из басни, ставшие со временем пословицами, привлекают в равной степени как глубиной заключенной в них мысли,

Анализирует с учащимися языковые особенности басни.

Владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Физкультминутка от Лисицы.
 

Кто на месяце живёт?
Месяц по небу плывёт.
Кто на месяце живёт? (
Ходьба.)
Там гуляет хитрый лис,
Он на землю смотрит вниз. (
Дети наклоняются вперёд на несколько секунд.)
Машет лис своим хвостом,
Серебрится мех густой. (
Дети машут руками за спиной.)
А вокруг летают звёзды,
Залетают к лису в гости. (
Дети машут руками перед собой.)

Способствует предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке.

Осуществляют профилактику утомления, повторяя движения за учителем.

VI. Закрепление знаний и способов
действий.

Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

1.Прослушивание записи фонохрестома-тии

Учитель включает учащимся аудио-запись басни «Волк и ягненок».

— Как рассказчик представил героев басни? Что ему в этом помогло? (Интонация, речь).

Даёт целевую установку перед прослушиванием басни.

Слушают аудиозапись. Владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, причинно-следственных связей, построения рассуждений.

2. Работа с иллюстрациями

.

Сл.8 (Иллюстрация к басне)

См. иллюстрацию (комментирует учитель)

Зрительный контраст –волк, в мундире, властный, и ягненок, простой, с поникшей головой.

Сатирические образы басен Крылова раскрывают самые разнообразные явления жизни и взаимоотношений людей.

Предлагает учащимся проанализировать картинки к басне и определить к какой части басни она относится.

Рассматривают иллюстрации. Владеют логическими действиями сравнения,

3. Упражнение в выразительном чтении басни

— Послушайте и скажите, что вас удивило? Что понравилось в чтении?

— Попробуем прочитать так же выразительно?

Акцентирует внимание на характере героев. Предлагает прочесть выразительно басню.

Совершенствуют навыки смыслового чтения текста, осознанно строят высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

VII. Итог урока.

Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.

1. Обобщающая беседа

-Чем же басня похожа на сказку о животных, а чем от нее отличается?

-А чем басня похожа на рассказ и чем отличается от него?

Вывод:

В басне герои – животные, как и в сказках о животных. Но басня, в отличие от них, состоит из двух частей: повествования, которое представляет собой занимательную историю о животных, и морали, которая является выводом из этой истории и связана с жизнью людей.

Басня похожа на рассказ, потому что рассказывает о каком-либо случае, а отличается от рассказа тем, что описывает только один, конкретный эпизод. В басне меньше действия, чем в рассказе, она короче.

Проводит обобщающую беседу по всему пройденному материалу.

Владеют логическими действиями обобщения, сравнения, анализа, синтеза, построения рассуждений.

2. Применение пословицы в качестве вывода к басне

— Соберите пословицы и скажите, как вы их понимаете и как они соотносятся с содержанием басни (карточки на доске):

Волки чуют, где овцы ночуют.

Сильная рука сама владыка.

Богач норовит, как бы бедного с ног сбить.

Когда деньги говорят, правда молчит.

С сильным не борись, с богатым не судись: сильный поборет, богатый осудит.

Кто у власти, тот и ест сласти.

Бедному с богатым судиться – лучше в ложке утопиться.

У волка всегда овца виновата.

Практически каждая из этих пословиц созвучна басне «Волк и Ягненок». Мораль «У сильного всегда бессильный виноват» сама стала пословицей. И хотя ее происхождение литературное, а не фольклорное, она по своей точности и мудрости. Лаконичности и выразительности близка к народным пословицам. Поэтому и прочно вошла в наш язык, стала его украшением.

Формулирует и разъясняет задание с пословицами.

Владеют логическими действиями обобщения сравнения, анализа, синтеза, построения рассуждений. Применяют способы решения проблем творческого и поискового характера.

1. Самооценка работы на уроке (рефлексия)

А что бы вам было легче оценить себя, ответьте на вопросы:

Хорошо ли я работал на уроке?

Всегда ли отвечал на вопросы учителя?

Дополнял ли ответы одноклассников?

Хорошо ли прочитал произведение?

Понял ли смысл произведения ?

Учитель выявляет уровень усвоения нового материала.

Понимают причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Самостоятельно оценивают свои достижения.

Домашнее задание

Дома тренироваться в выразительном чтении басни, уметь голосом и интонацией показать характер героев басни. Быть готовым читать басню на оценку.

Даёт домашнее задание и разъясняет его.

Записывают задание в дневник.

Тема урока:Ангийская сказка «Волк и ягненок»

Класс: 4

Цели урока: создать условия для развития речевой компетенции учащихся

Задача развивающая: развитие общих познавательных способностей; развитие мыслительных

операций (анализа, синтеза, обобщения), развитие внимания, воображения, речевых навыков.

Задача образовательная: применение на практике речевых ЗУН, формирование и активизация

навыков работы с текстом с пониманием основного содержания/ с полным пониманием

прочитанного; обработка и активизация в речи новых речевых единиц и раннее изученного

грамматического материала.

Задача воспитательная: развитие познавательного интереса к англоязычным рассказам, воспитание

чувства эмпатии и справедливости

Ход урока:

1. Организационный этап. Good morning, children! Let’s start our lesson. How are

you today? What is the weather like today? What is the date today? The theme of our

lesson is Reading a Fairytale. What does it mean? What are we going to do at the

lesson, how do you think? (3min)

2. Let’s remember our poem about a whale! (девочки читают 1ю строчку, мальчики –

2-ю) (1 min)

3. Актуализация знаний. Look at the poem. Какого типа предложения есть в

считалке? (утвердит и вопросит.) Когда происходило действие? в прошлом.

Какое грамм. Правило используется? Past Simple. Find sentences in Past

Simple/questions in Past Simple. Как образуются утвердительные предложения/

вопросы в прошедшем времени? (3 min)

4. Ситуация затруднения. Как узнать прошедшую форму правильного глагола? –

окончание –ed. Это сложно? – нет. А неправильного глагола? Вы знаете все

неправильные глаголы? Знаете ли вы эти глаголы? Нет. Let’s remember some

verbs in Past Simple. (прочитать хором) (3 min)

5. Этап усвоения новых знаний. Предтекстовые задания.

1.Let’s look at the screen. Read the sounds and the words (называют звуки,читают

слова с этими звуками на слайде 1)

2.Whom can you see here? (называют животных на слайде 2,3, проверяют себя с

помощью презентации) (1 min)

3. What are the characteristics of the Wolf and the Sheep ( выбирают

характеристики героев,слайд 4) 1 min

4.Who is stronger?Why? (советуются в паре и создают для ответа на вопросы

предложения, употребляя степени сравнения прилагательных) 1min

6. Сегодня мы прочитаем сказку на английском языке. The Wolf and the Sheep.

Слышали ли вы историю о волке и ягненке раньше? Эта сказка написана по

  • Волк и хлеб русская народная сказка
  • Волк и три котенка английская сказка читать на русском
  • Волк и теленок читать сказку с картинками
  • Волк и теленок сказка текст
  • Волк и сказки дремучего леса