Волк или человек образ пугачева в романе сочинение с цитатами

Содержание

  1. «Или волк, или человек» ( Образ Пугачёва в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. Емельян Пугачев – волк или человек? (Пушкин А. С.)
  5. Пугачёв: волк или человек? (с цитатами из произведения) Пожалуйста. Цитаты обязательно.
  6. Или волк или человек что значит

«Или волк, или человек» ( Образ Пугачёва в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Скачать:

Вложение Размер
sochinenie_a_s_pushkin.doc 22.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Или волк, или человек»

( Образ Пугачёва в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Во время бурана, в который попал Петруша Гринёв, ямщик увидел вдали что-то чернеющееся и на вопрос Гринёва ответил: «Или волк, или человек». Именно в этой обычной на первый взгляд фразе Пушкин раскрыл характер Пугачёва.

Ф.М. Достоевский писал, что Пугачёв «отличается зверством, а вместе беззаветным русским добродушием». П.И. Чайковский называл Емельяна «симпатичным злодеем». Действительно, грозный и безжалостный, он считает себя спасителем народа и помнит добро, которое оказал ему Гринёв на постоялом дворе: детский заячий тулупчик сохранил Петруше жизнь.

Не раз проявляется двойственность характера героя. Несмотря на свою ненависть к дворянской семье Мироновых, Пугачёв спасает Марью Ивановну, ведь она дорога Гринёву. Когда же Савельич принёс Емельяну список всех вещей, которые украли «злодеи» из крепости, Пугачёв было разгневался, но быстро успокоился, потому что, как отмечает Пушкин, был «в припадке великодушия». Здесь автором используется оксюморон.

Даже в портрете Пугачёва Пушкин акцентирует внимание на чертах, противоположных друг другу: чёрная борода с проседью, большие и бегающие глаза, «худощав и широкоплеч», выражение лица «приятное, но плутовское».

Таким образом, в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» руководитель восстания Емельян Пугачёв показан как человек с противоречивой внешностью и характером. «Казнить так казнить, миловать так миловать» — так любил выражаться «симпатичный злодей».

Источник

Емельян Пугачев – волк или человек? (Пушкин А. С.)

Волк или человек? Простой эгоистичный убийца или же народный спаситель? Этим вопросом мы задаемся на протяжении всей повести, до сих пор не понимая, кто же это такой – Емельян Пугачев?

Александр Сергеевич Пушкин открыл его с очень интересных сторон. Признаться честно, этот персонаж понравился мне намного больше даже Петра Гринёва. Пугачев построен не по шаблону, как тот же самый Гринёв, в нём присутствует доля загадки, нераскрытые стороны и до сих пор неизвестная роль. С такими персонажами, как в этой повести, ты даже не можешь разобраться, кто здесь действительно главный герой.

Повествование идёт от лица Петра, название идёт от Маши, но ведь без Пугачева этих событий не было бы, не так ли? Главным злодеем мы его назвать не можем. В принципе, если посмотреть с другой стороны, он был лишь народным спасителем. Он делал то, что приносило пользу народу. Емельян стремился спасти сгорбившийся под гнётом крепостного права народ. Постоянная недосказанность, порабощение, неимение каких-то прав неимоверно давили на народ, заставляя садиться на колени и опускать головы вниз, засыпая. Но все когда-то просыпаются, да? Пугачёв проснулся рано, заблестев идеей спасти страну от такого ужаса, как крепостное право. Он действительно хотел спасти народ. Он был их героем, кумиром, о котором рассказывают матери детям вместо волшебной сказки. В него действительно верили, его уважали. Пугачёв смел, решителен и порывист. Он безжалостен и в то же время добр. Я представляю его как часы с кукушкой. Постоянно шумят, тикают, и это кого-то раздражает. Но в то же время для некоторых это – спасение от одиночества. Когда ты слышишь шум кукушки, ты понимаешь, что всё ещё здесь, внизу, и ты готов на большее. Кукушка выскакивает внезапно, неожиданно, и ты неосознанно начинаешь ждать, когда же она появится снова? Так было и с Пугачевым. Весь народ ждал, когда заявит о себе. Вся страна, затаив дыхание и сжав кулаки, боялась услышать когда-то грустное, с оттенком недовольства и желания отомстить «Пугачёв погиб!». Меня начал восхищать этот герой ещё со страничек истории, когда мы изучали «пугачёвщину». Ты не знаешь его лично, не представляешь себе в голове его внешность, привычки и манеру поведения, но видишь его поступки, и в сердце начинает теплиться какая-то гордость за свой народ. Пушкин ярко показывает нам этого персонажа, открывая его сразу с нескольких сторон. В первом эпизоде, где появляется Емельян, когда мы ещё не знаем, что это сам Пугачёв и есть, нам показывают его хладнокровие как одну из черт характера. Здесь Петр заблудился и не знал, что делать. Внезапно на помощь приходит совершенно незнакомый человек. Гринев видит «вожатого» как простого человека, внешность которого, тем не менее, кажется ему «замечательной». «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское» — так описывает он внешность героя. Но это лишь один взгляд, одна точка зрения, да и то, не наша. О Пугачеве «высокие» люди говорят с некой опаской, всё-таки глубоко в душе опасаясь того, что может сделать бунтовщик. Народу всегда нужен предводитель, с ним люди свернут горы. Власти всегда опасались, что когда-то появится человек, который поднимет восстание. Он может толком ничего и не делать – просто вселять надежду в народ, поднимать боевой дух и давать какие-то советы. Этого будет вполне достаточно. В повести мы даже можем увидеть такие известным нам слова: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» И ведь действительно так. Пугачевский бунт не принес толком никаких ожидаемых результатов, но цари начали понимать, что с крепостным правом что-то нужно решать, ведь такое может повториться не раз! Пугачев, однако, бывает не только хладнокровным вожатым, каким показал нам его автор-рассказчик в первой сцене с его участием. Далее нам его представляют как жестокого человека, настоящего тирана. Он не страшится

ничего и готов стереть в пыль каждого, кто стоит у него на пути. Это немного пугает, честно говоря. Например, эпизод с повешеньем в Белгородской крепости. Да, он защищал свой народ. Но всё-таки это очень высокомерно – отнимать чью-то жизнь. Никто не имеет права лишать кого-то жизни, и эти моменты с кровопролитьями неплохо подпортили мнение о Пугачеве. Без смертей на войне не обойтись. И во время бунта тоже. Емельян это отлично понимает, но все-таки порой слишком жесток, хотя это уже лично мое мнение. В главе «Приступ» нам показывают одну из сторон Пугачева с некими намеками на другую. Он без колебаний убивает каждого, кто не согласился встать на его сторону. Он не думает, почему ему отказали, просто отдаёт приказ, и человек погибает. Емельян убил коменданта. Это своеобразный приговор, не так ли? За ним идёт Василиса Егоровна, жена коменданта, которая жить без него не сможет. Пугачёв убивает и её. Со стороны это может выглядеть как устранение помехи, но если заглянуть поглубже, то можно увидеть некое благородство Емельяна. Ведь, действительно, эта смелая и невероятно сильная духом женщина не представляет себе жизни без мужа. Где-то в глубине души и она хочет умереть. Наверное, Пугачев увидел тонкую мольбу в её глазах и отдал приказ убрать с пути, убить. Может, он и убил её. Но разве он её не спас?

Далее нам раскрывают Пугачева как обычного простого казака, в речи которого постоянно проскальзывают пословицы и поговорки. Он ведёт себя не как какой-то высокий человек, народный спаситель, он просто Емельян Пугачев. Он притворяется царем, конечно, не по собственной прихоти. Ведь это – времена феодально-крепостнической системы, когда народ верит в царя и следует каждому его слова. Царь для них – олицетворение Бога. И именно за ним последует народ. Поэтому Пугачев, не лишенный сообразительности, решил притвориться царём, чтобы за ним шли люди. Емельяна нам показывают как умного, но необразованного человека. В то же время это показывает нам жизненный пример. То есть, тебе не обязательно нужно знать весь материал учебников, чтобы быть умным человеком. Пугачёв, может, и не умеет читать, но мастерски выходит из неловких положений, показывая нам свою смекалку. Всё-таки, лично для меня Пугачев не волк. Скорее, просто человек. Да, он бывает жестоким и эгоистичным, но разве не все люди такие? Просто кто-то это скрывает, а кто-то – нет. Этот человек просто хочет спасти свой народ, ведь он в состоянии это сделать. У него не получается, к сожалению. Но он оставил огромный след в истории, ведь мы и сейчас это все вспоминаем. Он поселил надежду в русский народ, и это, несомненно, очень важно. Он погиб с улыбкой в душе и тёплым сердцем. Оно билось ровно, совершенно не страшась неминуемой гибели. Просто Пугачёв понимал, что сделал всё, что мог, и был этим доволен.

Емельян Пугачев – русский герой. Я не могу назвать его отрицательным персонажем, ведь он просто хотел спасти дорогих ему людей. Ему это в какой-то степени удалось. Пугачёв скорее положительный герой, чем отрицательный, ведь он один из тех, кто всю повесть помогал Петру Гриневу найти его жизненный путь. Без Пугачева это была бы уже не «Капитанская дочка».

Источник

Пугачёв: волк или человек? (с цитатами из произведения) Пожалуйста. Цитаты обязательно.

Образ Пушкинского Пугачева в капитанской дочке, в отличие от многих других попыток в XIX веке осмыслить эту необычную фигуру в истории, это прежде всего незаурядная личность и в то же время человек, не лишенный недостатков. В нем органично сочетаются и качества смелой личности, вождя и организатора народного движения и удалого разбойника с «загубленной головушкой». Об этом говорит и эпиграф, предпосланный главе «Вожатый», которая знакомит читателя с обликом Пугачева: «. сторона незнакомая. Завела меня, доброго молодца, простота, бодрость молодецкая и хмелинушка кабацкая» (из старинной песни). В этом эпиграфе — значительная часть авторской характеристики Пугачева. И первая встреча читателя с Пугачевым сопровождается нелестными эпитетами «черное», «воз не воз», «волк или человек», «добрый молодец» и т. п. Однако это вовсе не значит, что Пушкин в образе «доброго молодца» Пугачева видел личность только отрицательную. Образ Пугачева при всем этом, с одной стороны, «овеян искренним и глубоким сочувствием поэта», с другой — реалистичностью изображения Емельяна Пугачева — таким, каким он был на самом деле:

Вот мой Пугач — при первом взгляде Он виден: плут, казак прямой! В передовом своем отряде Урядник был бы он лихой.
(Из письма к Денису Давыдову)

В повести Пушкин часто указывает на такие качества характера Пугачева, как пытливость, большой разум, смекалка; он свободен от рабского унижения, так характерного для множества крестьян. Образ Пугачева в значительной мере раскрывается в сценах и картинах взаимоотношений с Петром Гриневым. Судьба Петра Гринева переплетается с семьей Мироновых — комендантом крепости Иваном Кузьмичом, его женой, Василисой Егоровной, дочка Машенькой, и дуэлянтом и повесой Швабриным.

Глубокая связь Пугачева с беднейшими слоями населения, жесткая, доходящая до жестокости непримиримость к дворянству, помещикам-крепостникам и, вместе с тем, христианское великодушие, какая-то присущая только Пугачеву наивная гуманность, лихой героизм, большой необразованный талант, упакованный в казацкую обывательскую скорлупу, и казачья удаль — таковы ведущие черты характера Пугачева, раскрытые Пушкиным в ходе изображения крестьянского восстания и его разгрома.

Источник

Или волк или человек что значит

Волк или человек? Простой эгоистичный убийца или же народный спаситель? Этим вопросом мы задаемся на протяжении всей повести, до сих пор не понимая, кто же это такой – Емельян Пугачев?

Александр Сергеевич Пушкин открыл его с очень интересных сторон. Признаться честно, этот персонаж понравился мне намного больше даже Петра Гринёва. Пугачев построен не по шаблону, как тот же самый Гринёв, в нём присутствует доля загадки, нераскрытые стороны и до сих пор неизвестная роль. С такими персонажами, как в этой повести, ты даже не можешь разобраться, кто здесь действительно главный герой.

Повествование идёт от лица Петра, название идёт от Маши, но ведь без Пугачева этих событий не было бы, не так ли? Главным злодеем мы его назвать не можем. В принципе, если посмотреть с другой стороны, он был лишь народным спасителем. Он делал то, что приносило пользу народу. Емельян стремился спасти сгорбившийся под гнётом крепостного права народ. Постоянная недосказанность, порабощение, неимение каких-то прав неимоверно давили на народ, заставляя садиться на колени и опускать головы вниз, засыпая. Но все когда-то просыпаются, да? Пугачёв проснулся рано, заблестев идеей спасти страну от такого ужаса, как крепостное право. Он действительно хотел спасти народ. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Он был их героем, кумиром, о котором рассказывают матери детям вместо волшебной сказки. В него действительно верили, его уважали. Пугачёв смел, решителен и порывист. Он безжалостен и в то же время добр. Я представляю его как часы с кукушкой. Постоянно шумят, тикают, и это кого-то раздражает. Но в то же время для некоторых это – спасение от одиночества. Когда ты слышишь шум кукушки, ты понимаешь, что всё ещё здесь, внизу, и ты готов на большее. Кукушка выскакивает внезапно, неожиданно, и ты неосознанно начинаешь ждать, когда же она появится снова? Так было и с Пугачевым. Весь народ ждал, когда заявит о себе. Вся страна, затаив дыхание и сжав кулаки, боялась услышать когда-то грустное, с оттенком недовольства и желания отомстить «Пугачёв погиб!». Меня начал восхищать этот герой ещё со страничек истории, когда мы изучали «пугачёвщину». Ты не знаешь его лично, не представляешь себе в голове его внешность, привычки и манеру поведения, но видишь его поступки, и в сердце начинает теплиться какая-то гордость за свой народ. Пушкин ярко показывает нам этого персонажа, открывая его сразу с нескольких сторон. В первом эпизоде, где появляется Емельян, когда мы ещё не знаем, что это сам Пугачёв и есть, нам показывают его хладнокровие как одну из черт характера. Здесь Петр заблудился и не знал, что делать. Внезапно на помощь приходит совершенно незнакомый человек. Гринев видит «вожатого» как простого человека, внешность которого, тем не менее, кажется ему «замечательной». «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское» — так описывает он внешность героя. Но это лишь один взгляд, одна точка зрения, да и то, не наша. О Пугачеве «высокие» люди говорят с некой опаской, всё-таки глубоко в душе опасаясь того, что может сделать бунтовщик. Народу всегда нужен предводитель, с ним люди свернут горы. Власти всегда опасались, что когда-то появится человек, который поднимет восстание. Он может толком ничего и не делать – просто вселять надежду в народ, поднимать боевой дух и давать какие-то советы. Этого будет вполне достаточно. В повести мы даже можем увидеть такие известным нам слова: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» И ведь действительно так. Пугачевский бунт не принес толком никаких ожидаемых результатов, но цари начали понимать, что с крепостным правом что-то нужно решать, ведь такое может повториться не раз! Пугачев, однако, бывает не только хладнокровным вожатым, каким показал нам его автор-рассказчик в первой сцене с его участием. Далее нам его представляют как жестокого человека, настоящего тирана. Он не страшится

ничего и готов стереть в пыль каждого, кто стоит у него на пути. Это немного пугает, честно говоря. Например, эпизод с повешеньем в Белгородской крепости. Да, он защищал свой народ. Но всё-таки это очень высокомерно – отнимать чью-то жизнь. Никто не имеет права лишать кого-то жизни, и эти моменты с кровопролитьями неплохо подпортили мнение о Пугачеве. Без смертей на войне не обойтись. И во время бунта тоже. Емельян это отлично понимает, но все-таки порой слишком жесток, хотя это уже лично мое мнение. В главе «Приступ» нам показывают одну из сторон Пугачева с некими намеками на другую. Он без колебаний убивает каждого, кто не согласился встать на его сторону. Он не думает, почему ему отказали, просто отдаёт приказ, и человек погибает. Емельян убил коменданта. Это своеобразный приговор, не так ли? За ним идёт Василиса Егоровна, жена коменданта, которая жить без него не сможет. Пугачёв убивает и её. Со стороны это может выглядеть как устранение помехи, но если заглянуть поглубже, то можно увидеть некое благородство Емельяна. Ведь, действительно, эта смелая и невероятно сильная духом женщина не представляет себе жизни без мужа. Где-то в глубине души и она хочет умереть. Наверное, Пугачев увидел тонкую мольбу в её глазах и отдал приказ убрать с пути, убить. Может, он и убил её. Но разве он её не спас?

Далее нам раскрывают Пугачева как обычного простого казака, в речи которого постоянно проскальзывают пословицы и поговорки. Он ведёт себя не как какой-то высокий человек, народный спаситель, он просто Емельян Пугачев. Он притворяется царем, конечно, не по собственной прихоти. Ведь это – времена феодально-крепостнической системы, когда народ верит в царя и следует каждому его слова. Царь для них – олицетворение Бога. И именно за ним последует народ. Поэтому Пугачев, не лишенный сообразительности, решил притвориться царём, чтобы за ним шли люди. Емельяна нам показывают как умного, но необразованного человека. В то же время это показывает нам жизненный пример. То есть, тебе не обязательно нужно знать весь материал учебников, чтобы быть умным человеком. Пугачёв, может, и не умеет читать, но мастерски выходит из неловких положений, показывая нам свою смекалку. Всё-таки, лично для меня Пугачев не волк. Скорее, просто человек. Да, он бывает жестоким и эгоистичным, но разве не все люди такие? Просто кто-то это скрывает, а кто-то – нет. Этот человек просто хочет спасти свой народ, ведь он в состоянии это сделать. У него не получается, к сожалению. Но он оставил огромный след в истории, ведь мы и сейчас это все вспоминаем. Он поселил надежду в русский народ, и это, несомненно, очень важно. Он погиб с улыбкой в душе и тёплым сердцем. Оно билось ровно, совершенно не страшась неминуемой гибели. Просто Пугачёв понимал, что сделал всё, что мог, и был этим доволен.

Емельян Пугачев – русский герой. Я не могу назвать его отрицательным персонажем, ведь он просто хотел спасти дорогих ему людей. Ему это в какой-то степени удалось. Пугачёв скорее положительный герой, чем отрицательный, ведь он один из тех, кто всю повесть помогал Петру Гриневу найти его жизненный путь. Без Пугачева это была бы уже не «Капитанская дочка».

Источник

Примеры сочинений на тему «Образ Емельяна Пугачева в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина

­­­Пример сочинения №1

Тема народного восстания под предводительством Емельяна Пугачева является одной из центральных в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Предводитель мятежников, назвавшийся именем умершего царя Петра III, изображен в произведении как личность неординарная и противоречивая. Отношение к нему складывается неоднозначное.

Впервые мы знакомимся с будущим атаманом, когда он еще не успел собрать вокруг себя мятежников и стать во главе их восстания. Он случайно встречается на пути главного героя повести Петра Гринева и помогает ему найти дорогу в буран. Автор описывает его как невысокого и худощавого человека с широкими плечами, черной бородой и живым плутоватым взглядом. Он смекалист, обладает чутьем хищника. За помощь Петр Гринев подарил провожатому свой заячий тулуп, и Пугачев не забыл этого добра, как и обещал.

При следующей встрече, во время расправы над защитниками Белогорской крепости, Пугачев предстает перед читателем в образе атамана, назвавшегося царем и возглавившего народный бунт. Он безжалостно расправляется со всеми, кто отказывается присягать ему. Однако Гринева он милует, помня его добро, несмотря на то, что юноша честно говорит, что не будет служить ему и даже планирует бороться с бунтовщиками, как ему велит долг офицера.

В повести «Капитанская дочка» Пугачев честолюбив и самолюбив. Он не грамотен, но умело это скрывает. С другой стороны, он не глуп, так и сыплет народными поговорками, понимает, что обречен. При этом он умеет ценить благородство, поэтому помогает Гриневу спасти Машу и разговаривает с ним откровенно. Он придерживается принципа: «Казнить, так казнить, миловать, так миловать».

Жизненную позицию Пугачева отражает калмыцкая сказка про орла, пьющего живую кровь, и ворона, питающегося падалью. Он считает, что лучше недолго прожить свободным, чем много лет провести в рабстве.

Как человек, Пугачев вызывает симпатию автора, в роли которого выступает Гринев, но его действия он не одобряет, характеризуя бунт как «бессмысленный и беспощадный».

Образ Емельяна Пугачева, созданный А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка», заставляет задуматься о неоднозначности исторических личностей, которые могут быть хорошими людьми в жизни и жестокими лидерами в политике. Жизнь сложна, и не все в ней можно поделить на черное и белое».


Пример сочинения №2

Емельян Пугачев – один из главных героев повести «Капитанская дочка». За основу этого образа взята одноименная историческая личность – донской казак, возглавивший народное восстание 1773-1774 годов. Традиционно Пугачев считается жестоким и кровавым разбойником, на совести которого множество загубленных жизней. Однако в повести А.С.

Пушкин раскрывает и другие грани этого сложного образа, такие как великодушие, умение помнить добро, честность.

Описание героя

Первое знакомство

Молодой Гринёв со своим слугой Савельичем направляются в Оренбург. По дороге они попадают в страшный буран и сбиваются с дороги. Среди метели они различают фигуру путника (никто из них еще не знает, что это Пугачев), который сопровождает их к постоялому двору. Эта глава символично называется «Вожатый», потому что этому человеку предстоит сыграть роль своеобразного проводника в жизни Петруши. В благодарность за спасение Пётр дарит ему заячий тулуп.

Поражает самообладание, которое сохраняет Пугачев, оказавшийся ночью в буранной степи: «Дорога-то здесь, – произносит он, – я стою на твердой полосе, да что толку?.. Вишь, какая погода… Лучше здесь остановиться да переждать, авось буран утихнет, да небо прояснится: тогда найдем дорогу по звездам». Эта уверенность закономерно передается юному Гринёву. Ведь Пугачев на самом деле был поразительно стойким и бесстрашным человеком, способным внушить доверие и подчинить своему влиянию практически любого. В обстановке зимней стужи с метелью, где жизни путников угрожала реальная опасность, это хладнокровие проводника вселяло покой и уверенность. Его отвага во многом объяснялась его казацким происхождением, привычкой преодолевать любые трудности, его находчивостью.

Пугачев обладал способностью определять путь по звездам, каким-то особенным чутьем улавливать запах дыма и по дуновению ветра находить жилье. Все эти качества Гринёв сразу подметил в своем проводнике, а его советы помогли ему избежать рокового финала.

Внешность

Возраст Пугачева приблизительно около сорока лет. Темные волосы подстрижены кружком, в длинной бороде поблескивают серебряные волоски проседи. В его больших глазах можно увидеть затаившуюся плутовскую искринку. Во время разговора именно глаза выдают переполняющие его эмоции: сожаление, усмешку или полное самодовольство. Кисти рук большие, рабочие, как у человека физического труда. Пугачев худощав, несмотря на широкие плечи. Когда Пётр дарит ему заячью шубу, Савельич сокрушается, что она не налезет на его огромные «плечища». В общении с людьми Пугачев держится спокойно и размеренно. В целом этот человек производит приятное впечатление.

Черты характера, поведение, речь

Пугачев был совсем неграмотным, ни читать, ни писать он не умел. На пропуске Петру Гринёву он вместо подписи поставил витиеватые «каракульки». Видимо, стесняясь свое необразованности, он всегда звал оберсекретаря, когда ему нужно было прочесть какие-нибудь документы. Речь у него простая, мужицко-народная, без сложных конструкций и оборотов.  Он знает бесчисленное множество пословиц и поговорок и умело вставляет их в разговор, и еще он – непревзойденный рассказчик старинных преданий и легенд.

В Белогорской крепости Пугачев появляется одетым в дорогую и нарядную одежду. «На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями надвинута на его сверкающие глаза». Предводитель крестьян, который печется об их защите от угнетателей-помещиков, сам не брезгует легкой наживой, деньгами, любит принарядиться и хотя бы временно почувствовать себя барином. Еще одной чертой Пугачева является гордость. Рассказывая притчу об орле и вороне, он делает заключение: лучше один раз напиться свежей крови и умереть, чем жить триста лет и питаться падалью.

Отношение Пугачева к людям

Пугачев ненавидит власти и считает врагами тех, в ком видит угнетателей народа. В отношении таких людей проявляется жестокость и беспощадность его натуры. Не милует он и тех, кто не желает признавать в нем государя. В результате неподчинения ему как царю он отправляет на смерть Ивана Кузьмича, коменданта крепости и его верного друга Ивана Игнатьевича. Его бандиты зверски расправляются с Василисой Егоровной и еще многими обитателями Белогорской крепости.

По сути, Пугачев был бунтарем-одиночкой, в своем окружении он не видел по-настоящему преданных ему людей. Поэтому он и полагался в основном на русский «авось». Он глубоко сомневался, что ему удастся дойти до Москвы, потому что знал, что его войско – это бывшие воры и разбойники, которые при первом же поражении «выкупят его шеей свои головы». Но ему ничего не оставалось, как продолжать двигаться вперед, так как он понимал, что каяться уже поздно. Осознавал он и то, что ему не удастся продолжительное время одурачивать власти, поэтому ясно понимал, что впереди его ожидает неотвратимое наказание за все его злодеяния.

Взрывной и своенравный Пугачев, который в минуты гнева наводил ужас одним своим взглядом, мог быть великодушным и человечным к тем, кто относился к нему искренне и с доверием. В этом смысле показателен пример его благодарного отношения к Гринёву. Он не забыл ни про заячий тулупчик, ни про чарку, которую предложил ему молодой Пётр на постоялом дворе. За это он впоследствии перед самой казнью пощадил Гринёва, затем отпустил его из плена, выручил его возлюбленную Машу и совсем не злился на Савельича, прилюдно называющего его злодеем.

Примечательно, что Пугачев, буквально спасший Гринёва и Савельича во время бурана, принимает заячий полушубок не как знак благодарности за спасение, а как щедрый подарок, который как бы обязывает его самого к благодарности. Об этом говорят его слова, обращенные к Гринёву: «Век не забуду ваших милостей». Он и не забывает о своем обещании: три раза испытывает судьбу молодой Гринев, и все три раза Пугачев его милует. Даже после того, как в приватном разговоре Гринёв окончательно отказывается присягнуть ему, Пугачев произносит: «Так и быть, казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь». Так проявляется широкая душа Пугачева, которой чужды мелочность и мстительность.

Роль героя в произведении

Через образ Пугачева А.С. Пушкин воссоздал всю правду жизни в ее реалиях. Самого героя он описал таким, каким он и был в действительности, Пугачев словно прожил вторую жизнь на страницах его повести. Яркий образ этого героя в «Капитанской дочке» выписан в строгом соответствии с историческим образом Пугачева, с сопутствующими явлениями 18 века, с бытовыми особенностями тех краев, где зародилась пугачевщина. Несмотря на то, что Пугачев олицетворял собой бунт «бессмысленный и беспощадный», Пушкин оградил его образ от неверных толкований и лжи. Из легенды, сотканной из кровавых злодеяний этого человека, ему удалось вычленить чисто народные и узнаваемые черты лихого и плутоватого казака-бродяги, а также человеческую благодарность и благородство.

Развитие героя по мере сюжета

Пугачев появляется в повести в виде неизвестного путника, ставшего впоследствии источником грандиозного бедствия. Именно этому герою отводится роль того, кто разделил жизнь Белогорской крепости на «до» и «после». Если в начале повествования он представляет собой нечто не совсем понятное, то от главы к главе его образ заполняет собой весь сюжет произведения.

Показательны и изменения, которые происходят с этим персонажем за короткий отрезок времени. Из простого плутоватого и смекалистого мужичка он превращается в жестокого и неумолимого человека, который готов сражаться ради той цели, которую он перед собой поставил. У него есть вера в то, за что он борется, и эта вера передается народу, который считает его героем. Он до последнего уверен в том, что народу под силу одержать победу над правительством, и в этом случае его ждет счастливая и свободная жизнь.

Уже с середины произведения Пугачев начинает осознавать, что он не кто иной, как самозванец. Он сталкивается лицом к лицу с обреченностью и живет лишь призрачной надеждой на будущее. Пушкин ведет читателя вслед за бунтарем, который пока еще одерживает победу за победой и подводит к прощальной сцене с ним уже на эшафоте. Автор шаг за шагом приближает этот финал и, несмотря на триумфальное шествие своего героя, намеками обозначает неизбежность его трагического конца. Он необыкновенно ярко передает чисто христианское состояние Пугачева перед самой казнью в его обращении к народу и в его поклонах московским соборам. В последних словах орла, который жаждал напиться свежей крови, была просьба о прощении: «Прости, народ православный; отпусти, в чем я согрубил пред тобою… прости, народ православный!»

Отношение автора к герою

В образе Пугачева Пушкину удалось воплотить те черты русского человека, которые он ценил больше всего: мудрость, широту души, силу, отвагу. Симпатизируя своему герою, автор описывает его, как обладателя противоречивого характера, в котором положительное соседствует с темной и дурной сторонами его души. Он непредвзято относится к Пугачеву, отметая политические и сословные предрассудки. У него нет цели обелить эту личность, смыть с нее кровь невинных жертв, но под этим кроется восхищение ее дерзкой отвагой и благородными поступками. Пушкину удалось так глубоко заглянуть в душу этого разбойника, что под внешностью злодея ему открылись и русское добродушие, и веселость, и благородство.


Пример сочинения №3

Емельян Пугачев в большинстве случаев обладает негативными качествами характера. Он самоуверен и самолюбив.

Для его образа характерна жестокость. В романе Пушкин не указывает конкретных примеров его жестокости. Это его качество характера обнаруживается в комментариях других персонажей, часто переданных читателю через Гринева. Так, например, молодой человек утверждает, что окружающие считали Пугачева «ужасным человеком, извергом, злодеем». Повстанец – обманщик и плут – его не смущает его ложь, фактически он не видит в ней ничего по

Если в начале повествования он представляет собой нечто не совсем понятное, то от главы к главе его образ заполняет собой весь сюжет произведения.

Показательны и изменения, которые происходят с этим персонажем за короткий отрезок времени. Из простого плутоватого и смекалистого мужичка он превращается в жестокого и неумолимого человека, который готов сражаться ради той цели, которую он перед собой поставил. У него есть вера в то, за что он борется, и эта вера передается народу, который считает его героем. Он до последнего уверен в том, что народу под силу одержать победу над правительством, и в этом случае его ждет счастливая и свободная жизнь.

Уже с середины произведения Пугачев начинает осознавать, что он не кто иной, как самозванец. Он сталкивается лицом к лицу с обреченностью и живет лишь призрачной надеждой на будущее. Пушкин ведет читателя вслед за бунтарем, который пока еще одерживает победу за победой и подводит к прощальной сцене с ним уже на эшафоте. Автор шаг за шагом приближает этот финал и, несмотря на триумфальное шествие своего героя, намеками обозначает неизбежность его трагического конца. Он необыкновенно ярко передает чисто христианское состояние Пугачева перед самой казнью в его обращении к народу и в его поклонах московским соборам. В последних словах орла, который жаждал напиться свежей крови, была просьба о прощении: «Прости, народ православный; отпусти, в чем я согрубил пред тобою… прости, народ православный!»

Отношение автора к герою

В образе Пугачева Пушкину удалось воплотить те черты русского человека, которые он ценил больше всего: мудрость, широту души, силу, отвагу. Симпатизируя своему герою, автор описывает его, как обладателя противоречивого характера, в котором положительное соседствует с темной и дурной сторонами его души. Он непредвзято относится к Пугачеву, отметая политические и сословные предрассудки. У него нет цели обелить эту личность, смыть с нее кровь невинных жертв, но под этим кроется восхищение ее дерзкой отвагой и благородными поступками. Пушкину удалось так глубоко заглянуть в душу этого разбойника, что под внешностью злодея ему открылись и русское добродушие, и веселость, и благородство.


Пример сочинения №3

Емельян Пугачев в большинстве случаев обладает негативными качествами характера. Он самоуверен и самолюбив.

Для его образа характерна жестокость. В романе Пушкин не указывает конкретных примеров его жестокости. Это его качество характера обнаруживается в комментариях других персонажей, часто переданных читателю через Гринева. Так, например, молодой человек утверждает, что окружающие считали Пугачева «ужасным человеком, извергом, злодеем». Повстанец – обманщик и плут – его не смущает его ложь, фактически он не видит в ней ничего постыдного.

Отправляясь к Пугачеву, чтобы освободить Машу, Гринев «вспоминал об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках» спасителя своей возлюбленной.

В то же время сердцу Пугачева не чужды жалость и гуманность – он проникается симпатией к Гриневу и способствует освобождению Маши Мироновой, не казнит самого Гринева после отказа служить ему.

У Пугачева удачно получается играть роль образованного, воспитанного человека (по крайней мере среди своих сподвижников). Он делает вид, что умеет читать и писать, хотя на самом деле не обучен грамоте. «Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать. Где мой обер-секретарь?» – говорит он, чтобы скрыть этот факт.

Важным элементом в его жизни остается наличие свободы. Он вольнолюбивый человек. Судя по всему Пугачев не отличается гастрономическими предвзятостями, однако обладает непомерным аппетитом. Он может съесть двух поросят за один присест. Он также очень любит выпить и называет чай не казацким напитком.

Пугачев способен здраво оценивать свои возможности. Он осознает, что его действия носят отрицательный характер, так как они обрели губительную силу, но возможности все исправить у него уже нет – слишком масштабное изъявление обрело его восстание.

Внешность Пугачёва

А. Шопенгауэр был убежден, что внешность человека играет важную роль в его характеристике. Именно благодаря внешности можно определить такие черты характера человека, которые с первого взгляда не заметны. Пугачев не обладает исключительной внешностью. В большинстве случаев она довольно типична, хотя и не лишена интересных моментов. Увидев Пугачева, Гринев с любопытством его рассматривает и находит «замечательным».

Народный мститель выглядит таким образом: он среднего роста, худощав по комплекции, но широкоплеч. На его теле есть шрамы, Пугачев сам их называет «царскими знаками».

На вид ему около сорока лет. Пугачев носит длинную бороду. Волосы его темного цвета, но в бороде уже виднеется проседь. Волосы его пострижены в кружок.

Глаза у него большие, в них заметно что-то плутовское. Глаза Пугачева очень живые, во время разговора они «бегают».

Руки у него типичные для рабочего человека – большие и жилистые. В целом, Пугачев – человек приятной наружности. В его манере поведения и общения с людьми прослеживается спокойствие и размеренность.

Во внешности Пугачева прослеживается каноничность – несмотря на то, что в произведении Пушкина он показан в основном в роли разбойника, читатель проникается симпатией к этому персонажу.

Злодей или заступник?

Сложность и неоднозначность поступков Пугачева создала двоякое его восприятие на плоскости «злодей» или «заступник». Александру Сергеевичу удалось удачно продемонстрировать тот факт, что ни один человек не обладает однотипностью характера и в любом из людей уживаются позитивная и негативная личность.

Конечно, Пугачев значительно уступает в своих манерах и благородстве, например, Робин Гуду, тому же (по мнению критиков не самому удачному литературному персонажу Пушкина) Дубровскому. Что типично для всех представителей крестьянского сословия, Пугачев не отличается образованностью и королевскими манерами. Его поведение корректируется народной моралью и общепринятыми, «негласными» правилами поведения.

С точки зрения народных масс, Пугачев естественно является спасителем – освобождение от служения помещикам и их притеснений в различных сферах деятельности как ни есть лучшим образом влияет на его историческую роль в жизни крестьян.

В романе Пушкина «Капитанская дочка» одну из ключевых ролей играет руководитель восстания Емельян Пугачев.

Первое появление самозванца в данном произведении овеяно ореолом тайны. В вихре метели он предстает перед Петром Гриневым чем-то черным, а ямщик и вовсе предположил, что это: «Должно быть, или волк, или человек». Именно в этой неприметной фразе Пушкин в полной мере раскрыл характер такого неоднозначного и многогранного персонажа, каким является Емельян Пугачев.

В некоторых сценах романа он грозный и безжалостный, часто принимает жестокие решения, ему ничего не стоит лишить человека жизни. Например, он без каких-либо сомнений велел казнить жену коменданта. По его же вине погибли отец и мать Марии Мироновой, хорошие добрые люди, но принадлежащие к дворянству, классу, который Пугачев ненавидел всей душой.

В то же время иногда он предстает перед читателями совсем другим человеком, помнящим добро, умеющим не только казнить, но и миловать. Так, он много раз спасал от гибели Гринева, и все потому, что Петр подарил когда-то давно Пугачеву заячий тулупчик.

Причем в «Капитанской дочке» противоречив не только характер Пугачева, но и внешность предводителя восстания. Он показан человеком одновременно худощавым, но широкоплечим; его борода черна, но с проседью; выражение лица приятное, но плутовское.

Безусловно, Емельян Пугачев очень умный и хитрый человек, прекрасно разбирающийся в людях. Он без страха смотрит в будущее, хотя прекрасно понимает, что судьба вряд ли будет к нему благосклонной. Во время одной из встреч с Петром Гриневым он признался, что предчувствует скорое поражение бунта и понимает, что его самого ожидает казнь. Также он обмолвился, что предпочитает прожить пусть и короткую жизнь, но яркую и свободную.

В романе «Капитанская дочка» Пушкин показал Емельяна Пугачева не кровожадным убийцей, заигравшимся в царя, а пусть и жестоким, но все же смелым и талантливым народным вождем, способным на хорошие поступки. Человеком, сохранившим верность своим принципам до самой смерти.

  • Во свояси как правильно пишется
  • Во первых как пишется слитно или через дефис
  • Во имя слитно или раздельно как пишется
  • Во двор въехала груженая машина как пишется
  • Во главе как пишется слитно или раздельно