Володины сказки краткий пересказ

ВОЛОДИНЫ СКАЗКИ

ВОЛОДИНЫ СКАЗКИ

Вторым сказочником в доме после няни был мой старший брат Володя, но сказки у него были совсем другие и рассказывал он их при других обстоятельствах. Володины сказки возникали из предметов, которые меня окружали.

Тут необходимо рассказать маленькую предысторию.

Я родилась, когда мои старшие брат и сестра были уже большие дети. Меня не очень ждали — в виде девочки — на этом свете. Почему-то считалось, что уж если кто и родится, так мальчик. Но родилась девочка, к тому же, когда ей не было года, няня простудила ее. Сделалось двустороннее воспаление легких, потом откуда-то прицепилась дизентерия, и она, то есть я, умерла. Доктор сказал: «Девочка умерла, мне здесь делать нечего», — надел шляпу и ушел. Никогда не терявшаяся в беде мама не согласилась с моей смертью и вкатила мне в рот столовую ложку коньяку. Наверное, огненная жидкость оживила ту ниточку жизни, которая еще где-то скрывалась, и сердце мое забилось.

Два месяца мама лечила меня сама (доктора не верили в мое выздоровление), и я постепенно вернулась к жизни.

Получивши в течение одного года три такие травмы, как рождение, смерть и алкогольное опьянение, я, естественно, росла ребенком слабеньким. У меня никогда не было косичек, так как считалось, что волосы отбирают очень много жизненных сил, меня кутали, поили мясным соком и рыбьим жиром.

Умершую и воскресшую, да еще к тому же младшую девочку, все в доме любили, баловали и мало наказывали.

В детстве больше всего на свете я любила слушать сказки, рисовать бумажные куклы и плакать. Плакала я с упоением. Причина для слез находилась всегда: мама плохо на меня посмотрела, не пустили в кухню вылизывать миску, в которой взбивали сливки, выкинули корзину для бумаг из-под письменного стола отца — без моего ведома и осмотра, фрейлейн сделала замечание или кто-нибудь обидел пьяную няньку. Иногда я просто ходила по комнатам и жаловалась всем, что никто меня не любит и не пожалеет (я говорила «не пожилеет»). Словом, плакать можно было много и вволю. Плакала я в детской, уткнувшись поперек своей постели носом в одеяло. И тут всегда неизбежно появлялся мой брат Володя, который вообще не выносил слез, а моих тем более. Он присаживался рядом на постель или вставал на колени на полу (в зависимости от позиции, которую я занимала) и начинал рассказывать мне сказку (или, как я говорила — «про-сказку»). Эти Володины «просказки» никто не слышал, кроме меня, так как шептались они мне на ухо.

— Хочешь, я сделаюсь солнечным зайчиком и буду скакать по комнате, пока ты не перестанешь реветь? — предлагал брат.

— Хочешь, превращусь в Робинзона и посватаюсь к твоему пупсу? (Рев затихал.)

— Посмотри, из печки выбежал уголек и хочет спалить твои бумажные куклы. (Рев усиливался.)

— Не плачь, я буду веточкой за окном, видишь, на ней сидит воробушек? Это ты. Ты будешь Таня-воробушек.

— Расскажи заячью «просказку», — всхлипывающим шепотом требовала я.

И начиналась длинная история про зайцев…

Главным зайцем была я. В моем подчинении было очень много зайцев — все они имели имена, я их помнила, Володя путал, я подсказывала и поправляла его. Веселые эти зайцы дружили с еловыми шишками. Шишки иногда превращались в конфеты и сами лезли маленьким зайчатам в рот. У зайцев был огород под нашим буфетом — они в нем разводили капусту.

Заяц Таня был очень хорошим зайцем. Он никогда не плакал, не сплетничал, не лазил в буфет без спроса, не сопел носом и умел делать красивый реверанс. Другие были похуже, но тоже вполне приличные зайцы.

У зайцев было много родни в разных местах и странах. Они ездили к ней в гости на милой, доброй лошади, которая возила воду на даче в Оболенском. Мне разрешали давать этой лошади сахар с руки, и ее теплые, осторожные губы были очень похожи на Володины, шептавшие мне «просказку» на ухо: такие же теплые и мягкие…

В нашем с Володей чудесном заячьем мире на зеленых круглых лужайках цвели ромашки и одуванчики. Если зайцы вели себя плохо, все ромашки и одуванчики облетали, и лужайка становилась голой, скучной и некрасивой. Наши зайцы ездили на лошади, запряженной в большое корыто, в лес на елку (самая большая елка в лесу была вся украшена золотыми морковками и марципановой капустой).

Ездили они и в цирк (в качестве артистов) показывать свои заячьи фокусы и умение. Один номер приводил меня в восхищение и всегда заставлял смеяться. Дело-то было в том, что на трапециях зайцы раскачивались не на ногах и не на руках, а на ушах. Заяц-акробат подпрыгивал высоко к перекладине, и уши его сами завязывались узелком вокруг нее. И тут уж начиналось бешеное качание под куполом цирка на собственных ушах. Это зрелище вызывало у меня бурный смех, аплодисменты и требование бисировать…

Если у зайцев в их путешествиях на пути встречалась вода — какая-нибудь речка или, скажем там, океан — они спокойно пускались вплавь. Все они были прекрасные пловцы: рулем у них был хвостик, а парусами уши. Плавали они сидя: работали только длинными задними лапами, а в воде чувствовали себя так же прекрасно, как и на суше. Зайцы-мужчины, плавая, курили сигары, а зайцы-дамы брали в дорогу баночки с остатками варенья, которое вылизывали лапкой. Ложечкой они не пользовались, так как в воде ее легко можно было потерять, да и вкуснее было лазить в банку прямо пальцами. (Надо честно признаться, что в вылизывании посуды эти зайцы понимали толк!)

Боже мой, где только ни побывала эта компания зайцев! В прятки играли они в овсах, в салки в актовом зале Первой мужской гимназии, а в жмурки исключительно на луне. Там прохладно и сумерки, и не надо было завязывать глаза, так как два листочка сами слетали с лунного дерева и ложились на глаза тому, кто водил. Лунные зайцы были во всем похожи на земных, если не считать того, что они были насквозь прозрачные. И если кто-нибудь из них без спросу брал из буфета конфету и ел ее, то конфета просвечивалась у них в животе. Капризы, неправда и фискалка тоже просвечивались в лунных зайцах, а веселье, доброта и хорошее знание немецкого языка зажигались на хвостике маленькой звездочкой.

Были у моего брата даже незатейливые стишки про зайцев, которые начинались так:

Таня с зайцами дружила,

«Трусь, трусь, трусь» им говорила…

Из этих стихов родилось мое детское имя. Вызывая из-под буфета зайцев на игру, я, не умея выговаривать букву «р», вместо «трусь, трусь, трусь» говорила «тусь-тусь-тусь». Так и приклеилось ко мне прозвище Туся.

Володины сказки оживляли предметы, меня окружающие, и делали их необыкновенными.

У Нининой чернильницы вырастали руки и ноги, а шишечка на ее крышке превращалась в голову. Закладки, сплющенные в Володиных книжках, стонали по ночам и жаловались на свою трудную жизнь. Папина настольная лампа под зеленым абажуром враждовала с корзинкой для бумаг, стоящей под письменным столом, и не желала светить на нее. Самовар был старшим над чашками и повелевал ими, а мои любимые зайцы выглядывали из всех углов и закоулков. Они улыбались мне, и на щеках у них были ямочки.

Володины сказки открывали иногда другие миры и страны, но чаще всего до них можно было дотронуться рукой. Они были рядом со мной: под буфетом, на книжных полках, в кипящем самоваре, в саду за окном детской, в реке и парке Оболенского. Володины и нянины сказки были разные. Брат делал добрую сказку из окружающей жизни — нянька врывалась, как ураган, в эту жизнь со своей сказкой. Она творила свой мир, дикий и ни на что не похожий.

Нянькин Додон не вмещался в комнату. Он вырывался из печки, крутился волчком, шипел, как уголь, брошенный в воду, гремел громом и снова исчезал в рыжем бешенстве огня.

Додон носился как оглашенный, он дрался, крушил все направо и налево, обжирался блинами, тошнился огнем, храпел — и из его храпа рождались табуны скачущих лошадей. Чихал — и вместе с чихом из него вылетали стрелы.

Додон был ветром, огнем, бурей, ураганом, обвалом в горах и водопадом. Все в нем было новым и незнакомым.

Володины сказки были моим утешением.

Нянькины — ошеломлением.

Читайте также

Сказки

Сказки

Спасибо за обложку Frost Valery

История Демида, Степана и мушиного дракончика

Сказка-пятиминутка
Однажды, солнечным майским днем, когда мама вышла на несколько минут к соседке, мальчик Демид забежал на кухню и замер, уставившись на стол. Посередине кухонного стола

209. Сказки

209. Сказки

Хорошо, когда под вечер
Нам часок удастся быть
И про всё, что сердцу любо,
По душе поговорить.
Я люблю очистить сердце
Тайной сказок и чудес,
И над нами наклонится
Невидимкой темный лес.
А потом какие ночи,
И в ночах какие сны,
И глаза у звезд какою
Детской сказкою

Сказки и быль

Сказки и быль
Война опрокинула жизнь, когда мы были еще детьми. Но и поколение, рожденное в 1928 году, и то, что чуть моложе, навсегда отмечены ее огненным клеймом. Для одних это лагерный номер на руке или оккупация, для других — голод или сиротство, для кого-то — потеря

6. Начало сказки

6. Начало сказки

Главная причина этой трагедии в том, что, выходя за него замуж, она была действительно влюблена в него…
Виктор Эделстайн, кутюрье
В день свадьбы, которая состоялась 29 июля 1981 года, Диана стала международной медиазвездой. Это было величайшее событие в

Сказки и быль

Сказки и быль
Война опрокинула жизнь, когда мы были еще детьми. Но и поколение, рожденное в 1928 году, и то, что чуть моложе, навсегда отмечены ее огненным клеймом. Для одних это лагерный номер на руке или оккупация, для других — голод или сиротство, для кого-то — потеря

XI СКАЗКИ МОРОЗА

XI СКАЗКИ МОРОЗА
Никто из наших стариков не запомнит инея такого, как в девятнадцатом году нашего века, и не приходилось в книгах читать, что бывает такое. Целую неделю он наседал, и в конце ломались ветви и верхушки старых дубов. Особенно в березах было много погибели:

Люди не из сказки

Люди не из сказки
Все лучшие герои Шварца — самые обычные люди. И Ланцелот, вызвавший на бой Дракона, и Ученый, победивший Тень, и Генрих с Христианом, свергнувшие Голого короля, ни в малейшей степени не жалуют героический пафос. Они прямодушны и бесхитростны. Кроме того,

Сказки

Сказки
Сказки про Василису Прекрасную, про Серого Волка и Ивана Царевича, и про Щучье Веленье изданы в Харбине под редакцией Вс. Н. Иванова. Маленькая книжка, стоящая всего десять фен, и таким порядком очень доступная. У Вс. Н. Иванова давно была прекрасная мысль об издании в

Реалии сказки

Реалии сказки
Коротенькие мысли и долгая память. Черепаха Тортила называет Буратино деревянным дурачком «с коротенькими мыслями». Выражение «коротенькие мысли» пришло из «Дневника писателя» Достоевского: русские, говорящие по-французски, «по неразвитости, короткости

Принц из сказки

Принц из сказки
Николай Константинович, по домашнему Ники, воспитывался не только родителями. Когда им было недосуг, формированием личности августейшего отпрыска занимались воспитатели и учителя, преимущественно немцы.Главным среди наставников был строгий Мирбах. Ники

Сказки

Сказки
Даже не написав ни одной сказки, Андерсен был бы писателем, известным в свое время во всей Европе, писателем, которого читают и в наши дни, во всяком случае в Дании. Но сказки стали венцом его творчества. Ирония судьбы, потому что жадный до славы писатель поначалу не

Начало сказки

Начало сказки
Сияло прозрачное утро. От искрившейся тысячами серебристо–перламутровых блесток воды слепило глаза. Пароход уверенно и спокойно стоял на якоре, и не верилось, что несколько часов назад море било и швыряло его по волнам, как спичечную коробку. Сновали взад и

ПЕРВЫЕ СКАЗКИ

ПЕРВЫЕ СКАЗКИ

Основа его сказок — дочь Бога — самоирония. Юмор — незаконнорождённый сын дьявола.Если вглядываться в частокол дат, то сказочника не разглядеть. В жизни Ганса Христиана Андерсена отсутствуют большие, грандиозные события…

VI. Сказки

VI. Сказки

Обновлено: 10.01.2023

Пьеса представляет собой описание пяти вечеров, которые проводят друг с другом ранее знакомые люди, а также герои, которые только относительно недавно узнали друг друга. Действие разворачивается в Ленинграде, куда приезжает Ильин с Севера в отпуск. Сначала он живет в квартире продавщицы Зои, которой рассказывает о том, что неподалеку от нее живет, точнее жила его первая любовь, с которой он переписывался в период войны (пьеса 1959 года) но потом перестал.

Ильин приходит к Тамаре, она едва узнает его, но признав, рассказывает о своей жизни с племянником Славой, который учится там же, где раньше Ильин. Он в свою очередь выставляет себя главным инженером химзавода в Подгорске, читателям об этом еще не сообщают подробно, но Ильин присвоил историю своего приятеля Тимофеева, которого командировали в Петербург. Сам герой – шофер на Севере, что значительно менее престижно.

Тамара оставляет Ильина погостить, тот соглашается, приходит Слава с подругой Катей, полночь. Тамара делает внушение, потом Ильин в комнате, где они спят, тоже отчитывает парня, говорит, что хочет сделать Тамару счастливой, хотя бы в эти дни, когда он здесь. На следующий день они с Катей наряжают и убирают квартиру для Тамары, та сначала волнуется, когда приходит, но потом приглашает всех к столу. Они остаются с Ильиным, Тамара говорит, что рада тому, что не стала замужней, Ильин переспрашивает, Тамара молчит.

Следующий день и герой зовет Тамару на Север, будто хочет бросить завод и стать шофером, она не понимает таких пертурбаций, отказывается. Он посылает ее в магазин, сам сбегает, прячется у Тимофеева, туда приходит Тамара, раскрывается правда о работе Ильина. При этом женщина оправдывает его, защищает перед Тимофеевым, который советует Ильину бежать за ней, когда та уходит, он не бежит, остается прятаться.

Тамара продолжает искать героя, приходит к Зое, но они расстались. Зоя хамит Тамаре. Катя тоже ищет Ильина, они встречаются на вокзале, Ильин пьет, Катя отговаривает, но потом они пьют вдвоем, герой рассказывает историю их любви, также в этот период и Тамара рассказывает Славе эту историю.

После этого к Тамаре возвращается Катя, которая напилась и ее кладут спать, но прежде она отдает Славе тетрадь конспектов, которые переписывала для него всю ночь. Тут продолжается история этих отношений, которая отмечена в начале пьесы. Когда молодые люди приходят поздно вечером домой, Тамара укоряет, что Катя отвлекает Славу от учебы, но Катя говорит, что виновата в его отставании не она, но он сам, который поссорился с Лидочкой и больше не может брать у нее переписывать конспекты.

К Тамаре приходит Тимофеев и остается чинить рефлектор, потом приходит и Ильин, который, будучи не совсем трезвым, рассказывает о том, что он на самом деле полезен для общества, отстаивает свою личность. Тамара с этим соглашается, говорит, что все знает и напоминает ему про предложение поехать на Север, теперь она согласна и они собираются уезжать к новому счастью, заканчивается пьеса пожеланием экзальтированной Тамары, чтобы не было войны.

Также читают:

Рассказ Володин — Пять вечеров (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Произведение представляет собой дневниковые записи маленькой Маши, представленной в образе десятилетней девочки, живущей в конце девятнадцатого века.

В лесу не бывает тихо, там всегда звучит музыка. Каждый лесной обитатель – музыкант. Ничего удивительного: всем нравится петь. Правда, не у каждого есть способности, однако и совсем безголосые демонстрируют свое мастерство.

Железников родился на свет 26 октября 1925 года, в городе Витебске. Его отец был уважаемым офицером. Все детство Вова вместе с семьёй постоянно переезжал, из –за отцовской службы.

Главный герой по фамилии Иванов сидел в тюрьме, отсидел этот срок и вышел на свободу. Сейчас у него в планах прийти к Гавриловым. Он желает установить размеренную, равномерную жизнь.

Вторым сказочником в доме после няни был мой старший брат Володя, но сказки у него были совсем другие и рассказывал он их при других обстоятельствах. Володины сказки возникали из предметов, которые меня окружали.

Тут необходимо рассказать маленькую предысторию.

Два месяца мама лечила меня сама (доктора не верили в мое выздоровление), и я постепенно вернулась к жизни.

Получивши в течение одного года три такие травмы, как рождение, смерть и алкогольное опьянение, я, естественно, росла ребенком слабеньким. У меня никогда не было косичек, так как считалось, что волосы отбирают очень много жизненных сил, меня кутали, поили мясным соком и рыбьим жиром.

Умершую и воскресшую, да еще к тому же младшую девочку, все в доме любили, баловали и мало наказывали.

— Хочешь, я сделаюсь солнечным зайчиком и буду скакать по комнате, пока ты не перестанешь реветь? — предлагал брат.

— Хочешь, превращусь в Робинзона и посватаюсь к твоему пупсу? (Рев затихал.)

— Посмотри, из печки выбежал уголек и хочет спалить твои бумажные куклы. (Рев усиливался.)

— Не плачь, я буду веточкой за окном, видишь, на ней сидит воробушек? Это ты. Ты будешь Таня-воробушек.

И начиналась длинная история про зайцев…

Главным зайцем была я. В моем подчинении было очень много зайцев — все они имели имена, я их помнила, Володя путал, я подсказывала и поправляла его. Веселые эти зайцы дружили с еловыми шишками. Шишки иногда превращались в конфеты и сами лезли маленьким зайчатам в рот. У зайцев был огород под нашим буфетом — они в нем разводили капусту.

Заяц Таня был очень хорошим зайцем. Он никогда не плакал, не сплетничал, не лазил в буфет без спроса, не сопел носом и умел делать красивый реверанс. Другие были похуже, но тоже вполне приличные зайцы.

В нашем с Володей чудесном заячьем мире на зеленых круглых лужайках цвели ромашки и одуванчики. Если зайцы вели себя плохо, все ромашки и одуванчики облетали, и лужайка становилась голой, скучной и некрасивой. Наши зайцы ездили на лошади, запряженной в большое корыто, в лес на елку (самая большая елка в лесу была вся украшена золотыми морковками и марципановой капустой).

Ездили они и в цирк (в качестве артистов) показывать свои заячьи фокусы и умение. Один номер приводил меня в восхищение и всегда заставлял смеяться. Дело-то было в том, что на трапециях зайцы раскачивались не на ногах и не на руках, а на ушах. Заяц-акробат подпрыгивал высоко к перекладине, и уши его сами завязывались узелком вокруг нее. И тут уж начиналось бешеное качание под куполом цирка на собственных ушах. Это зрелище вызывало у меня бурный смех, аплодисменты и требование бисировать…

Если у зайцев в их путешествиях на пути встречалась вода — какая-нибудь речка или, скажем там, океан — они спокойно пускались вплавь. Все они были прекрасные пловцы: рулем у них был хвостик, а парусами уши. Плавали они сидя: работали только длинными задними лапами, а в воде чувствовали себя так же прекрасно, как и на суше. Зайцы-мужчины, плавая, курили сигары, а зайцы-дамы брали в дорогу баночки с остатками варенья, которое вылизывали лапкой. Ложечкой они не пользовались, так как в воде ее легко можно было потерять, да и вкуснее было лазить в банку прямо пальцами. (Надо честно признаться, что в вылизывании посуды эти зайцы понимали толк!)

Боже мой, где только ни побывала эта компания зайцев! В прятки играли они в овсах, в салки в актовом зале Первой мужской гимназии, а в жмурки исключительно на луне. Там прохладно и сумерки, и не надо было завязывать глаза, так как два листочка сами слетали с лунного дерева и ложились на глаза тому, кто водил. Лунные зайцы были во всем похожи на земных, если не считать того, что они были насквозь прозрачные. И если кто-нибудь из них без спросу брал из буфета конфету и ел ее, то конфета просвечивалась у них в животе. Капризы, неправда и фискалка тоже просвечивались в лунных зайцах, а веселье, доброта и хорошее знание немецкого языка зажигались на хвостике маленькой звездочкой.

Были у моего брата даже незатейливые стишки про зайцев, которые начинались так:

Таня с зайцами дружила,

Володины сказки оживляли предметы, меня окружающие, и делали их необыкновенными.

У Нининой чернильницы вырастали руки и ноги, а шишечка на ее крышке превращалась в голову. Закладки, сплющенные в Володиных книжках, стонали по ночам и жаловались на свою трудную жизнь. Папина настольная лампа под зеленым абажуром враждовала с корзинкой для бумаг, стоящей под письменным столом, и не желала светить на нее. Самовар был старшим над чашками и повелевал ими, а мои любимые зайцы выглядывали из всех углов и закоулков. Они улыбались мне, и на щеках у них были ямочки.

Володины сказки открывали иногда другие миры и страны, но чаще всего до них можно было дотронуться рукой. Они были рядом со мной: под буфетом, на книжных полках, в кипящем самоваре, в саду за окном детской, в реке и парке Оболенского. Володины и нянины сказки были разные. Брат делал добрую сказку из окружающей жизни — нянька врывалась, как ураган, в эту жизнь со своей сказкой. Она творила свой мир, дикий и ни на что не похожий.

Нянькин Додон не вмещался в комнату. Он вырывался из печки, крутился волчком, шипел, как уголь, брошенный в воду, гремел громом и снова исчезал в рыжем бешенстве огня.

Додон носился как оглашенный, он дрался, крушил все направо и налево, обжирался блинами, тошнился огнем, храпел — и из его храпа рождались табуны скачущих лошадей. Чихал — и вместе с чихом из него вылетали стрелы.

Додон был ветром, огнем, бурей, ураганом, обвалом в горах и водопадом. Все в нем было новым и незнакомым.

Володины сказки были моим утешением.

Сказки

Сказки Спасибо за обложку Frost Valery История Демида, Степана и мушиного дракончика Сказка-пятиминутка Однажды, солнечным майским днем, когда мама вышла на несколько минут к соседке, мальчик Демид забежал на кухню и замер, уставившись на стол. Посередине кухонного стола

209. Сказки

209. Сказки Хорошо, когда под вечер Нам часок удастся быть И про всё, что сердцу любо, По душе поговорить. Я люблю очистить сердце Тайной сказок и чудес, И над нами наклонится Невидимкой темный лес. А потом какие ночи, И в ночах какие сны, И глаза у звезд какою Детской сказкою

Сказки и быль

Сказки и быль Война опрокинула жизнь, когда мы были еще детьми. Но и поколение, рожденное в 1928 году, и то, что чуть моложе, навсегда отмечены ее огненным клеймом. Для одних это лагерный номер на руке или оккупация, для других — голод или сиротство, для кого-то — потеря

6. Начало сказки

6. Начало сказки Главная причина этой трагедии в том, что, выходя за него замуж, она была действительно влюблена в него… Виктор Эделстайн, кутюрье В день свадьбы, которая состоялась 29 июля 1981 года, Диана стала международной медиазвездой. Это было величайшее событие в

Сказки и быль

Сказки и быль Война опрокинула жизнь, когда мы были еще детьми. Но и поколение, рожденное в 1928 году, и то, что чуть моложе, навсегда отмечены ее огненным клеймом. Для одних это лагерный номер на руке или оккупация, для других — голод или сиротство, для кого-то — потеря

XI СКАЗКИ МОРОЗА

XI СКАЗКИ МОРОЗА Никто из наших стариков не запомнит инея такого, как в девятнадцатом году нашего века, и не приходилось в книгах читать, что бывает такое. Целую неделю он наседал, и в конце ломались ветви и верхушки старых дубов. Особенно в березах было много погибели:

Люди не из сказки

Люди не из сказки Все лучшие герои Шварца — самые обычные люди. И Ланцелот, вызвавший на бой Дракона, и Ученый, победивший Тень, и Генрих с Христианом, свергнувшие Голого короля, ни в малейшей степени не жалуют героический пафос. Они прямодушны и бесхитростны. Кроме того,

Сказки

Сказки Сказки про Василису Прекрасную, про Серого Волка и Ивана Царевича, и про Щучье Веленье изданы в Харбине под редакцией Вс. Н. Иванова. Маленькая книжка, стоящая всего десять фен, и таким порядком очень доступная. У Вс. Н. Иванова давно была прекрасная мысль об издании в

Реалии сказки

Принц из сказки

Принц из сказки Николай Константинович, по домашнему Ники, воспитывался не только родителями. Когда им было недосуг, формированием личности августейшего отпрыска занимались воспитатели и учителя, преимущественно немцы.Главным среди наставников был строгий Мирбах. Ники

Сказки

Сказки Даже не написав ни одной сказки, Андерсен был бы писателем, известным в свое время во всей Европе, писателем, которого читают и в наши дни, во всяком случае в Дании. Но сказки стали венцом его творчества. Ирония судьбы, потому что жадный до славы писатель поначалу не

Начало сказки

Начало сказки Сияло прозрачное утро. От искрившейся тысячами серебристо–перламутровых блесток воды слепило глаза. Пароход уверенно и спокойно стоял на якоре, и не верилось, что несколько часов назад море било и швыряло его по волнам, как спичечную коробку. Сновали взад и

ПЕРВЫЕ СКАЗКИ

ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Основа его сказок — дочь Бога — самоирония. Юмор — незаконнорождённый сын дьявола.Если вглядываться в частокол дат, то сказочника не разглядеть. В жизни Ганса Христиана Андерсена отсутствуют большие, грандиозные события.

Дети все время требуют, чтобы родители почитали им новые сказки. Поначалу взрослые выбирают то, с чем сами хорошо знакомы. Но рано или поздно наступает момент, когда в руки попадает совершенно новая книга. И по названию бывает очень трудно определить, о чем она. А еще труднее предсказать, понравится она вашему ребенку или нет. Вот тут на помощь и приходит этот раздел, в котором собраны краткие содержания многих детских сказок.

Пересказы помогут решить, стоит ли читать конкретную книгу вашему ребенку, будет ли ему это интересно. В них указаны имена основных персонажей, главные сюжетные повороты и небольшая затравка на финал, которая призвана заинтересовать читателей и побудить их прочитать книгу целиком. Естественно, сама концовка держится в секрете. По объему большинство пересказов весьма небольшие, авторы смогли в одном абзаце изложить всю суть произведения. Это очень похоже на аннотацию, которую пишут на первой или последней страницы любой книги.

Пересказы могут помочь и родителям. Например, они могут прочитать краткое содержание какой-нибудь сказки, а потом рассказать ее своими словами ребенку. Любой малыш будет в восторге от того, что его папа или мама знают столько необычных историй. А раскрывать свой секрет детям вовсе и не обязательно.

Итак, пересказы – это весьма полезный раздел:

  • Они позволяют лучше ориентироваться в сказках.
  • Они позволяют выбрать именно ту сказку, которая точно понравится ребенку.
  • Они позволяют сориентироваться в новой литературе, которая сегодня выходит регулярно.
  • Они помогают родителям экономить время при выборе новой книги.

Для удобства пользователей, раздел пересказы систематизирован по авторам и жанрам сказок. Так будет еще проще выбрать из огромного многообразия литературы.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Татьяна Луговская Как знаю, как помню, как умею

Как знаю, как помню, как умею: краткое содержание, описание и аннотация

Татьяна Луговская: другие книги автора

Кто написал Как знаю, как помню, как умею? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Татьяна Луговская: Как знаю, как помню, как умею

Как знаю, как помню, как умею

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Татьяна Сухотина-Толстая: Воспоминания

Воспоминания

Лидия Чуковская: Записки об Анне Ахматовой. 1963-1966

Записки об Анне Ахматовой. 1963-1966

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Надежда Мандельштам: Об Ахматовой

Об Ахматовой

Вениамин Каверин: Письменный стол

Письменный стол

Сергей Есенин: Я помню, любимая, помню…

Я помню, любимая, помню…

Как знаю, как помню, как умею — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Володины сказки оживляли предметы, меня окружающие, и делали их необыкновенными.

У Нининой чернильницы вырастали руки и ноги, а шишечка на ее крышке превращалась в голову. Закладки, сплющенные в Володиных книжках, стонали по ночам и жаловались на свою трудную жизнь. Папина настольная лампа под зеленым абажуром враждовала с корзинкой для бумаг, стоящей под письменным столом, и не желала светить на нее. Самовар был старшим над чашками и повелевал ими, а мои любимые зайцы выглядывали из всех углов и закоулков. Они улыбались мне, и на щеках у них были ямочки.

Володины сказки открывали иногда другие миры и страны, но чаще всего до них можно было дотронуться рукой. Они были рядом со мной: под буфетом, на книжных полках, в кипящем самоваре, в саду за окном детской, в реке и парке Оболенского. Володины и нянины сказки были разные. Брат делал добрую сказку из окружающей жизни — нянька врывалась, как ураган, в эту жизнь со своей сказкой. Она творила свой мир, дикий и ни на что не похожий.

Нянькин Додон не вмещался в комнату. Он вырывался из печки, крутился волчком, шипел, как уголь, брошенный в воду, гремел громом и снова исчезал в рыжем бешенстве огня.

Додон носился как оглашенный, он дрался, крушил все направо и налево, обжирался блинами, тошнился огнем, храпел — и из его храпа рождались табуны скачущих лошадей. Чихал — и вместе с чихом из него вылетали стрелы.

Додон был ветром, огнем, бурей, ураганом, обвалом в горах и водопадом. Все в нем было новым и незнакомым.

Володины сказки были моим утешением.

Он вошел в мою детскую комнату, одетый в коричневый бархатный костюмчик с белым крахмальным воротничком, белые чулочки и белые башмачки. Белая челочка и белое личико. В руках он держал коробку, которую протягивал мне. Он открывал розовый ротик колечком, но ничего не мог произнести по малости лет или от стеснения — не знаю. Робея и немея, я приняла подарок. Мне было едва ли пять лет, а ему и того меньше, но, безусловно, он был моей первой любовью. Звали этого мальчика Ориком.

В коробке на зеленом, жестком, искусственном мху в специальных углублениях располагалось стадо барашков, там же был и пастух в высокой шапке с длинной палкой в руках. Была и сторожевая собака. Барашки были маленькие и беленькие, как сам мальчик Орик Мы начали играть в барашков. Впрочем, играл один Орик, а я смотрела и тихонько гладила его мягкий бархатный рукавчик. Я полюбила мальчика Орика… Во мне проснулась нежность к его курточке, к его кривым ножкам в белых чулочках, я уступила ему всех барашков и весь стол для игры. Мне все казалось, что кто-то придет и будет его обижать, а я готова была защищать его от всех зол мира…

Не помню и других встреч с этим Ориком. Помню только, что приходил он с няней, помню, что я думала о нем, ждала и любила его.

Как это случилось, я не помню. Няня сказала мне, что барин (то есть папа) умирал ночью, что никто в доме не спал — ни мама, ни няня, ни Володя. И что Володя сказал маме в столовой, что он будет ей вместо папы. Нянька плакала от умиления, но мне было смешно и дико слушать — как это вдруг Володя может быть папой? Это была чепуха. Я ничего не понимала. В ту тревожную ночь я крепко спала…

В первые дни болезни меня тоже, видимо, изолировали от всех волнений… Помню уже, когда болезнь отца стала бытом. Она захватила и подчинила себе весь дом…

Читайте также:

      

  • Предметные ууд в начальной школе
  •   

  • Классификация готовности ребенка к школе с автором
  •   

  • Неделя добрых дел в школе 2 класс
  •   

  • Взаимодействия школы и семьи в японии
  •   

  • Всевидящее око книга краткое содержание

Удивительно, что при такой страстной любви к няне, я совсем не помню ее лица.

Хорошо помню ее руки — узловатые, жилистые, какие-то скрюченные, какие-то очень цепкие и корявые: по голове погладит — волосы выдерет, за ухо возьмет — как клещами сожмет, раздевает на ночь — так рванет лифчик, что пуговицы летят. Горячую кочергу никогда не прихватывала фартуком: брала голой рукой. Прекрасные нянины руки были как из железа.

На лице помню только рот, когда она держала в нем булавку, да и то это был не рот, а какая-то щель с морщинами по краям, и интересовала меня больше булавка, вернее половина сломанной английской булавки, которой нянька закалывала свой платок, когда мы шли на прогулку. А еще космы седых волос, выбившихся из-под платка. Вот и все, что сохранила память.

ВОЛОДИНЫ СКАЗКИ

Вторым сказочником в доме после няни был мой старший брат Володя, но сказки у него были совсем другие и рассказывал он их при других обстоятельствах. Володины сказки возникали из предметов, которые меня окружали.

Тут необходимо рассказать маленькую предысторию.

Я родилась, когда мои старшие брат и сестра были уже большие дети. Меня не очень ждали — в виде девочки — на этом свете. Почему-то считалось, что уж если кто и родится, так мальчик. Но родилась девочка, к тому же, когда ей не было года, няня простудила ее. Сделалось двустороннее воспаление легких, потом откуда-то прицепилась дизентерия, и она, то есть я, умерла. Доктор сказал: «Девочка умерла, мне здесь делать нечего», — надел шляпу и ушел. Никогда не терявшаяся в беде мама не согласилась с моей смертью и вкатила мне в рот столовую ложку коньяку. Наверное, огненная жидкость оживила ту ниточку жизни, которая еще где-то скрывалась, и сердце мое забилось.

Два месяца мама лечила меня сама (доктора не верили в мое выздоровление), и я постепенно вернулась к жизни.

Получивши в течение одного года три такие травмы, как рождение, смерть и алкогольное опьянение, я, естественно, росла ребенком слабеньким. У меня никогда не было косичек, так как считалось, что волосы отбирают очень много жизненных сил, меня кутали, поили мясным соком и рыбьим жиром.

Умершую и воскресшую, да еще к тому же младшую девочку, все в доме любили, баловали и мало наказывали.

В детстве больше всего на свете я любила слушать сказки, рисовать бумажные куклы и плакать. Плакала я с упоением. Причина для слез находилась всегда: мама плохо на меня посмотрела, не пустили в кухню вылизывать миску, в которой взбивали сливки, выкинули корзину для бумаг из-под письменного стола отца — без моего ведома и осмотра, фрейлейн сделала замечание или кто-нибудь обидел пьяную няньку. Иногда я просто ходила по комнатам и жаловалась всем, что никто меня не любит и не пожалеет (я говорила «не пожилеет»). Словом, плакать можно было много и вволю. Плакала я в детской, уткнувшись поперек своей постели носом в одеяло. И тут всегда неизбежно появлялся мой брат Володя, который вообще не выносил слез, а моих тем более. Он присаживался рядом на постель или вставал на колени на полу (в зависимости от позиции, которую я занимала) и начинал рассказывать мне сказку (или, как я говорила — «про-сказку»). Эти Володины «просказки» никто не слышал, кроме меня, так как шептались они мне на ухо.

— Хочешь, я сделаюсь солнечным зайчиком и буду скакать по комнате, пока ты не перестанешь реветь? — предлагал брат.

— Хочешь, превращусь в Робинзона и посватаюсь к твоему пупсу? (Рев затихал.)

— Посмотри, из печки выбежал уголек и хочет спалить твои бумажные куклы. (Рев усиливался.)

— Не плачь, я буду веточкой за окном, видишь, на ней сидит воробушек? Это ты. Ты будешь Таня-воробушек.

— Расскажи заячью «просказку», — всхлипывающим шепотом требовала я.

И начиналась длинная история про зайцев…

Главным зайцем была я. В моем подчинении было очень много зайцев — все они имели имена, я их помнила, Володя путал, я подсказывала и поправляла его. Веселые эти зайцы дружили с еловыми шишками. Шишки иногда превращались в конфеты и сами лезли маленьким зайчатам в рот. У зайцев был огород под нашим буфетом — они в нем разводили капусту.

Заяц Таня был очень хорошим зайцем. Он никогда не плакал, не сплетничал, не лазил в буфет без спроса, не сопел носом и умел делать красивый реверанс. Другие были похуже, но тоже вполне приличные зайцы.

У зайцев было много родни в разных местах и странах. Они ездили к ней в гости на милой, доброй лошади, которая возила воду на даче в Оболенском. Мне разрешали давать этой лошади сахар с руки, и ее теплые, осторожные губы были очень похожи на Володины, шептавшие мне «просказку» на ухо: такие же теплые и мягкие…

  • Краткие содержания
  • Разные авторы
  • Володин — Пять вечеров

Краткое содержание Володин Пять вечеров

Все действия произведения происходят в Ленинграде. С первых страниц пьесы перед нами предстает комната девушки по имени Зоя, которая работает продавцом. У нее остановился старый знакомый Ильин, рассказавший ей, что  рядом с ее домом по соседству  проживает женщина. Он ее сильно любил, и чувства к ней еще остались. Она для него была всем смыслом жизни, и поэтому мужчина называл ее Звездой. Одно время он даже писал ей письма, но потом из-за своей занятости перестал. Сейчас же он желал увидеть свою возлюбленную.

Прибыв в квартиру, где проживала Тамара, он пытается объяснить ей, кто он такой, так как она не могла вспомнить своего друга юности. Позже, все, вспомнив, женщина рассказывает о себе. Ильин узнает, что она живет с племянником, который учится в техникуме. Он объясняет ей, что в городе находится по долгу  работы. Тамара предлагает ему пожить эти дни у нее и селит его в соседней комнате. В скором времени появляется Слава со своей девушкой. Тамаре это не нравится, и она объясняет Кате, что неприлично появляться поздно в доме у парня и просит не отвлекать племянника от учебы. Девушка,  обидевшись, уходит, а Слава ссорится с тетей. В конфликт вмешивается Ильин, который запрещает молодому человеку обижать Тамару, и говорит, что он все сделает для того, чтобы этого не допустить.

 На следующий день, вечером  молодые люди убираются в квартире и накрывают стол к  ужину. Тете, конечно же, не понравилось вначале такое самоуправство, но затем она смягчилась, и все дружно поужинали. Тамара спела для Ильина любимую песню, которую исполняла когда-то в молодости.

 Проходит еще один день, и мужчине надо уезжать. Он уговаривает Тамару отправиться с ним на Север, где он хотел также обустроиться и начать работать водителем, однако она отказывается. Ильин, расстроившись, уезжает, не простившись с ней. Женщина пытается его догнать, но племянник говорит, что нужно быть гордым человеком, и не опускаться до последнего. Но, она не успокаивается, и приходит к Тимофееву, где просит сказать, где в данный момент находится Ильин. Здесь же она узнает, Что мужчина солгал ей насчет своей жизни, рассказав ей судьбу своего приятеля. Когда она уходит, Тимофеев упрашивает друга, прятавшегося в соседней комнате, попросить прощение у любимой женщины, однако тот отказывается.

Катерина сообщает Тамаре, что у Ильина есть другая женщина. В результате встречи Зоя и Тамара конфликтуют. Мужчина очень сильно переживает, что обманул свою возлюбленную, и напивается. Но он все-таки находит в себе силы и возвращается к Тамаре, где рассказывает всю правду о себе и признается ей в любви.

Пьеса учит нас преданной и беззаветной любви.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Володин — Пять вечеров. Картинка к рассказу

Володин - Пять вечеров кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Тэффи Ностальгия

    В этом рассказе Тэффи описывает ностальгию, которую испытала на себе. Она приводит в пример многих иммигрантов, сбежавших от «большевистской» смерти, но встретившие за границей другую – моральную

  • Краткое содержание Успенский Вниз по волшебной реке

    В произведении «Вниз по волшебной реке», созданном русским писателем Эдуардом Николаевичем Успенским, повествуется о летних приключениях Мити.

  • Краткое содержание Теренций Свекровь

    В комедийной книге о парне Памфиле. Он был молод и влюблен в гетеру Вакхиду. Под указанием родителей он женился на дочери соседей Филумене. Молодая девушка полюбила супруга, хотя он не отвечал ей взаимностью

  • Краткое содержание Абрамов О чём плачут лошади

    Каждый раз, когда рассказчик оказывается на лугу, он вспоминает детство и наблюдает за лошадьми, пасущимися привязанными к колу. Нередко он брал кусочек хлеба с собой, чтобы подкармливать лошадей

  • Краткое содержание Джон Грин Виноваты звёзды

    В романе рассказывается о Хейзел Ланкастер. Хейзел недавно исполнилось 16 лет. Она живет в Индиане. Она болела раком щитовидной железы и у нее были метастазы легких. Молодая девушка дышала только через кислородный аппарат

  • Конёк-горбунок

    Петр Ершов

    Краткое содержание сказки «Конек-Горбунок» повествует о крутых переменах в жизни крестьянского сына Ивана. Они начинаются после того, как Иван поймал кобылицу на поле своего отца. Ваню в любой беде не оставляет верный друг Конек-Горбунок.

  • Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

    Александр Пушкин

    Из краткого содержания Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях читатели узнают красивую историю любви царевны и королевича Елисея. Прекрасная царевна нашла верных друзей – семи богатырей и преодолела козни злой мачехи…

  • Аленький Цветочек

    Сергей Тимофеевич Аксаков

    В кратком содержании сказки «Аленький цветочек» купец привозит для младшей дочери прекрасный цветок. Он срывает его в садах ужасного чудовища. Взамен похищенного цветка хозяин сада требует, чтобы купец остался с ним сам…

  • Сказка о царе Салтане

    Александр Пушкин

    Краткое содержание сказки А. С. Пушкина о царе Салтане рассказывает о семье, которая сумела преодолеть множество препятствий на своем пути и воссоединиться после долгих дней разлуки. Произведение также говорит о зависти…

  • Илья-Муромец и Соловей-Разбойник

    Русские былины и легенды

    Из краткого содержания сказки «Илья-Муромец и Соловей-Разбойник» читатели узнают о могучей богатырской сил и отваге, славящейся с давних времён. Илья-Муромец не испугался смерти и избавил русский народ от злого Соловья-Разбойника…

  • Гадкий утёнок

    Ганс Христиан Андерсен

    Краткое содержание сказки «Гадкий утенок» для читательского дневника рассказывает о том, как некрасивый утенок, пережив немало насмешек и злоключений, превратился в прекрасного лебедя.

  • Русалочка

    Ганс Христиан Андерсен

    Краткое содержание сказки «Русалочка» повествует о первой и единственной любви в жизни младшей дочери Морского царя. Русалочка полюбила прекрасного принца и дважды спасла возлюбленному жизнь, ничего не требуя для себя от принца взамен.

  • Двенадцать месяцев

    Самуил Маршак

    Краткое содержание сказки «Двенадцать месяцев» рассказывает, как девочка, отправившись в лес по приказу мачехи найти подснежники в январе, встречает двенадцать месяцев, которые выполняют ее желание и предоставляют возможность собрать цветы.

  • Летучий корабль

    Русские народные

    Из краткого содержания сказки читатели узнают о путешествии Ивана-дурака, как он построил летучий корабль и женился на королевской дочери. Не сладко пришлось дурню, выполняя сложные поручения короля, хорошо на помощь ему…

  • Волшебное слово

    Валентина Осеева

    Краткое содержание рассказа «Волшебное слово» для читательского дневника рассказывает, как мудрый старичок дал полезный совет мальчику Павлику, который помог ему поладить с членами его семьи.

  • Как муравьишка домой спешил

    Виталий Бианки

    Краткое содержание сказки «Как муравьишка домой спешил» – это удивительные приключения маленького насекомого, который случайно потерялся. Дорога домой оказалась долгой и полной препятствий. Юные читатели узнают, как благодаря…

  • Кот в сапогах

    Шарль Перро

    «Кот в сапогах» для читательского дневника показывает, как даже самое незатейливое наследство может обернуться подлинной удачей и позволит войти в царскую семью.

  • Снежная королева

    Ганс Христиан Андерсен

    Краткое содержание сказки «Снежная королева» для читательского дневника рассказывает о том, как девочка Герда искала своего друга Кая, которого похитила Снежная королева и заперла в своем ледяном дворце.

  • Сказка о рыбаке и рыбке

    Александр Пушкин

    В кратком содержание Сказки о рыбаке и рыбке речь идёт о бедном старике, который всю жизнь ловил неводом рыбу и жил со своей старухой в ветхой землянке. Поймал однажды дед золотую рыбку – ради свободы готова она была исполнить…

  • Цветик-семицветик

    Валентин Катаев

    «Цветик-семицветик» для читательского дневника представляет, как девочка Женя получает от старушки уникальное растение. Цветок может исполнить все, что пожелаешь. Спустя некоторое время Женя понимает, что не все желания достойны внимания.

  • Золотой ключик, или приключения Буратино

    Алексей Толстой

    Краткое содержание сказки «Золотой ключик..» повествует о приключениях озорного деревянного мальчика Буратино. Он встречает на своем пути друзей и врагов, учится их различать на собственных ошибках. Так Буратино понимает…

  • Дюймовочка

    Ганс Христиан Андерсен

    Краткое содержание сказки «Дюймовочка» описывает удивительный мир крошечной девочки. С ней происходит много приключений. Она хорошо переносит невзгоды, не теряет веры в добро. В конце сказки Дюймовочка вознаграждается за…

  • Волшебник Изумрудного города

    Александр Волков

    Из краткого содержания сказки «Волшебник Изумрудного города» читатели узнают о приключениях доброй девочки Элли со своими новыми друзьями, как взаимовыручка помогла им преодолеть многочисленные трудности. «Волшебник Изумрудного…

  • Царевна-лягушка

    Русские народные

    Краткое содержание сказки «Царевна-Лягушка» показывает, как порой случай вмешивается в нашу жизнь. В этом убедился Иван-царевич, которому пришлось жениться на лягушке, а после обрести свое счастье благодаря своей настойчивости и преданности.

  • Маленький Мук

    Вильгельм Гауф

    В кратком содержании сказки «Маленький мук» говорится о маленьком мальчике, который прошёл немало жизненных испытаний. Маленький Мук от рождения был карликом, а его полное имя Мукра. На захватывающих приключениях доброго…

  • Краткие содержания
  • Разные авторы
  • Володин — Пять вечеров

Все действия произведения происходят в Ленинграде. С первых страниц пьесы перед нами предстает комната девушки по имени Зоя, которая работает продавцом. У нее остановился старый знакомый Ильин, рассказавший ей, что рядом с ее домом по соседству проживает женщина. Он ее сильно любил, и чувства к ней еще остались. Она для него была всем смыслом жизни, и поэтому мужчина называл ее Звездой. Одно время он даже писал ей письма, но потом из-за своей занятости перестал. Сейчас же он желал увидеть свою возлюбленную.

Прибыв в квартиру, где проживала Тамара, он пытается объяснить ей, кто он такой, так как она не могла вспомнить своего друга юности. Позже, все, вспомнив, женщина рассказывает о себе. Ильин узнает, что она живет с племянником, который учится в техникуме. Он объясняет ей, что в городе находится по долгу работы. Тамара предлагает ему пожить эти дни у нее и селит его в соседней комнате. В скором времени появляется Слава со своей девушкой. Тамаре это не нравится, и она объясняет Кате, что неприлично появляться поздно в доме у парня и просит не отвлекать племянника от учебы. Девушка, обидевшись, уходит, а Слава ссорится с тетей. В конфликт вмешивается Ильин, который запрещает молодому человеку обижать Тамару, и говорит, что он все сделает для того, чтобы этого не допустить.

На следующий день, вечером молодые люди убираются в квартире и накрывают стол к ужину. Тете, конечно же, не понравилось вначале такое самоуправство, но затем она смягчилась, и все дружно поужинали. Тамара спела для Ильина любимую песню, которую исполняла когда-то в молодости.

Проходит еще один день, и мужчине надо уезжать. Он уговаривает Тамару отправиться с ним на Север, где он хотел также обустроиться и начать работать водителем, однако она отказывается. Ильин, расстроившись, уезжает, не простившись с ней. Женщина пытается его догнать, но племянник говорит, что нужно быть гордым человеком, и не опускаться до последнего. Но, она не успокаивается, и приходит к Тимофееву, где просит сказать, где в данный момент находится Ильин. Здесь же она узнает, Что мужчина солгал ей насчет своей жизни, рассказав ей судьбу своего приятеля. Когда она уходит, Тимофеев упрашивает друга, прятавшегося в соседней комнате, попросить прощение у любимой женщины, однако тот отказывается.

Катерина сообщает Тамаре, что у Ильина есть другая женщина. В результате встречи Зоя и Тамара конфликтуют. Мужчина очень сильно переживает, что обманул свою возлюбленную, и напивается. Но он все-таки находит в себе силы и возвращается к Тамаре, где рассказывает всю правду о себе и признается ей в любви.

Пьеса учит нас преданной и беззаветной любви.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Действие происходит в Ленинграде.

Вечер первый. В комнате сидят Зоя и Ильин. Зоя — продавщица в гастрономе. Ильин в Ленинграде в отпуске, живет он где-то на Севере. Отпуск заканчивается — скоро уезжать. Он рассказывает Зое, что в соседнем доме, над аптекой, жила его первая любовь, красавица, которую подруги звали Звезда. Он переписывался с нею всю войну, а потом перестал писать. Ильину хочется увидеть, какая она сейчас. Он обещает Зое скоро вернуться, быстро собирается и идет узнать — может, она еще там живет.

Комната Тамары. Она сначала никак не может вспомнить Ильина, только предъявленный им паспорт все объясняет. Тамара рассказывает ему, что работает мастером на «Красном треугольнике», что её работа интересная, ответственная, что живет с племянником Славой. А сестры Люси нет — в блокаду умерла. Слава учится в технологическом, где до войны учился Ильин.

Ильин рассказывает, что работает главным инженером на химическом заводе в Подгорске. Это один из крупнейших заводов в Союзе. А здесь — в командировке. На три-четыре дня. Тамара предлагает ему пожить эти дни у них с условием, что тот никого сюда не будет водить. Ильин соглашается и уходит в маленькую комнату. Тамара ложится спать. В квартиру входят Катя и Слава. Тамара делает им замечание, что уже полночь, что молоденьким девушкам нехорошо так себя вести, что Катя отвлекает Славу от занятий. Катя в ответ говорит, что двойки Слава получает не из-за нее, а из-за соседки Лидочки, с которой Слава поссорился и которая поэтому не дает ему свои конспекты. Катя уходит. Тамара пытается усовестить Славу, однако тот говорит, что насыщен теорией по горло. Входит Ильин и слушает. Славе неприятно это, поэтому он сразу же соглашается с Ильиным, что пора спать, и уходит в маленькую комнату с раскладушкой. Ильин рассказывает Славе их с Тамарой историю и обещает спустить со Славы семь шкур, если тот обидит при нем Тамару. Он говорит, что намерен обеспечить этой женщине счастливую жизнь хотя бы на те дни, что проживет здесь.

Вечер второй. Ильин, Слава и Катя убирают празднично всю квартиру к приходу Тамары. Пришедшей Тамаре сначала не нравится, что кто-то распоряжается в её доме без нее, однако потом она с удовольствием приглашает всех за стол — ужинать. Когда Катя со Славой уходят, Тамара поет под гитару песню, которую они с Ильиным пели много лет назад: «Миленький ты мой…» Неожиданно она говорит, что было бы ужасно, если бы она вышла за кого-нибудь замуж. Ильин просит повторить, но Тамара не отвечает. В комнате гаснет свет.

Вечер третий. Катя, которая работает на коммутаторе, слышит, как Ильин говорит Зое, что не сможет прийти. Действие переносится в комнату Тамары. Ильин собирается уезжать и зовет Тамару ехать с ним, правда, не в Подгорск, а на Север, где думает устроиться шофером, бросив свое инженерство. Тамара не понимает, для чего ему бросать все и ехать на Север, и отказывается от приглашения. Ильин отправляет её в магазин под предлогом покупки ему еды на дорогу, а сам уезжает, не простившись. Слава запрещает Тамаре догнать ушедшего Ильина. Он не хочет, чтобы Тамара унижалась.

Вечер четвертый. Комната Тимофеева, друга Ильина. Тамара ищет здесь Ильина. Услышав её голос, тот просит Тимофеева не выдавать его и прячется. Тимофеев говорит Тамаре, что давно не видел Ильина. В это время Тимофееву звонят с химкомбината, из Подгорска. Тамара узнает, что Ильин сказал ей неправду о своей жизни, присвоив биографию Тимофеева, что на самом деле он шофер на Севере. Тимофеев считает Ильина безалаберным, но Тамара горячо его защищает. Она оставляет свой адрес для Ильина и уходит. Тимофеев советует Ильину догнать Тамару и молить её о прощении. Для Ильина это исключено. Он уходит.

Вечер пятый. Катя рассказывает переживающей Тамаре о существовании Зои. Тамара решает поискать Ильина там. Однако Ильин с Зоей расстался. Тамара не застает его. Зоя оскорбительно с ней разговаривает, и Тамара уходит, так ничего и не добившись.

Катя разыскивает на вокзале Ильина. Ильин хочет напиться перед отъездом. Катя пытается ему помешать, потом начинает пить вместе с ним. Катя рассказывает ему о Славе, Ильин ей — о Тамаре, о том, как она его провожала на фронт, наконец рассказывает всю правду о себе.

В это время Тамара рассказывает Славе ту же историю об их прощании. Приходит Катя. Она пьяна. Отдает Славе тетрадь конспектов, которую она для него переписала за одну ночь. Тамара укладывает её на кровать. Приходит Тимофеев. Он ищет Ильина. Берется починить перегоревший рефлектор. Тут возвращается Ильин. Он говорит, что он не неудачник, что он полезен для общества, что он свободный и счастливый человек. Тамара говорит ему, что она все знает и что она гордится им. Напоминает Ильину, что тот звал её с собой на Север. Теперь она согласна ехать. Ильин целует ей руки и обещает, что она никогда об этом не пожалеет. Тамара, то ли радуясь, то ли страшась за свое счастье, вслух желает, чтобы не было войны.

Сценическая судьба[ | ]

«Пять вечеров» в БДТ[ | ]

Тамара — Зинаида Шарко, Ильин — Ефим Копелян, Большой драматический театр, 1959 год
Первую постановку пьесы осуществил Георгий Товстоногов в Большом драматическом театре им. М. Горького; премьера состоялась 6 марта 1959 года[6]. «Простой володинской истории, — пишет Анатолий Смелянский, — Товстоногов поставил историческое дыхание»[21]. Странные володинские ремарки режиссёр читал в спектакле по радио, чтобы передать зрителям природу новой «бытовой драмы»[21]. Он создал спектакль об «оттепели»; по словам А. Смелянского — «о том, как к окаменевшим людям возвращается чувство», о том, как советский человек возвращается к самому себе и становится просто человеком, освобождается от шелухи заученных интонаций и привычных социальных ролей[21]. Едва ли не кульминацией спектакля стала бесхитростная песенка главной героини «Миленький ты мой, возьми меня с собой»; её горький смысл — в те времена, когда из небытия возвращались давно исчезнувшие люди, — был внятен даже тем, кто не расслышал политический подтекст спектакля[19]. «Нам открылось тогда, — писал десятилетия спустя В. Гаевский, — что души человеческие, полузамёрзшие в долгой и холодной ночи, всё ещё живы и старая песня ещё жива, и вот этим открытием был полон спектакль, был им бесконечно взволнован, а потому и волновал тоже бесконечно»[18].

Анатолий Эфрос вспоминал, как москвичи ездили в Ленинград, специально чтобы посмотреть «Пять вечеров», хотя по возвращении не все рассказывали о нём с восторженностью, иные — с негодованием. Для Эфроса это негодование оставалось непостижимым и много лет спустя; по поводу исполнителей главных ролей, Зинаиды Шарко и Ефима Копеляна, он писал: «Это было настоящее тонкое психологическое искусство. Это было прекрасное искусство актеров того направления, которое называется искусством переживания. Это была режиссура, в которой я ощутил истинное продолжение заветов Станиславского… За простенькими разговорами в каждой сцене скрывалась такая боль, такая тоска или такая радость, что невозможно было оставаться спокойным»[22]. Сам драматург говорил впоследствии, что его Тамару создала Шарко, открывшая в героине и в пьесе в целом нечто такое значительное, чего он и сам не подозревал[23].

«Пять вечеров» стали одним из тех спектаклей, которые, по словам А. Смелянского, «непререкаемо возвели Товстоногова и его театр в ранг первой сцены страны»[3]. Тамара, сыгранная Зинаидой Шарко, стала откровением не только для драматурга, она вошла в историю советского театра, описана в учебниках[24].

В спектакле, оформленном художником В. Л. Степановым, Славу, племянника Тамары, играл Кирилл Лавров, его подругу Катю — Людмила Макарова, Тимофеева — Всеволод Кузнецов.

«Пять вечеров» в «Современнике»[ | ]

В том же году пьесу поставил в «Современнике» Олег Ефремов, исполнивший в ней главную мужскую роль. В московском спектакле Тамару играла Лилия Толмачёва, Инженера — Евгений Евстигнеев[25].

Но, в отличие от товстоноговского, спектакль «Современника» автору не понравился. «Мы попытались решить пьесу как сказку, — рассказывал Ефремов, — сделали голубые декорации, все было искренне, благородно, красиво… а автор нашего спектакля не принял и с присущей ему прямотой заявил, что не писал этой пошлятины»[26].

Театр, во всяком случае, открыл для себя драматурга Володина: в дальнейшем на сцене «Современника» шли его пьесы «Моя старшая сестра», «Назначение» и «С любимыми не расставайтесь», и своё 50-летие в 2006 году театр отметил новой постановкой «Пяти вечеров»[25]. В спектакле, поставленном Александром Огарёвым, Тамару играла Елена Яковлева (позже её сменила Евгения Симонова), Ильина — Сергей Гармаш[4]. В этой новой постановке восторжествовало, по словам М. Дмитревской, «сериальное сознание», — он вызвал ностальгию по старому «Современнику» и заставил по-новому оценить спектакль 1959 года, который полвека спустя уже был «легендарным», наряду со спектаклем Товстоногова[4][27]. Но, как бы то ни было, новые «Пять вечеров» идут на сцене театра уже 10 лет[28].

Другие известные постановки[ | ]

«Пять вечеров» стали самой репертуарной пьесой Володина; многие сочинения драматурга с годами забылись — к «Пяти вечерам» режиссёры обращаются вновь и вновь. Только за последние пятнадцать лет пьеса ставилась в театрах Вологды, Новосибирска, Владивостока, Саратова, Новороссийска, в ряде петербургских и московских театров, в том числе в «Мастерской Петра Фоменко» в 2011 году[29] и в 2013-м в «Ленкоме», где режиссёр Андрей Прикотенко дополнил володинский текст стихами Анны Ахматовой и Иосифа Бродского; политический подтекст, впервые наметившийся в спектакле Товстоногова, усилила музыка Дмитрия Шостаковича[30]. Среди исполнителей роли Ильина — Александр Дедюшко и Евгений Сидихин (в антрепризной постановке Ольги Анохиной)[27], Сергей Арцибашев, Андрей Соколов; Тамару на разных сценах играли Лариса Гузеева, Полина Агуреева, Олеся Железняк[27][31][32].

История создания[ | ]

В 1954 году Александр Володин выпустил небольшой сборник рассказов, и, как отмечал впоследствии С. Владимиров, почти весь сюжетный материал его пьес был уже заготовлен в этом раннем сборнике; так, рассказ «Пятнадцать лет жизни» предвосхищал пьесу «Пять вечеров»[1]. В этом рассказе к больному герою, по фамилии Ильин, приходила его давняя и забытая любовь; они произносили всего несколько фраз, старательно обходя главное, и в конце концов Ильин притворялся спящим; но после ухода женщины он начинал вспоминать прошлое и осознавал, что жизнь растрачена впустую. Ильин в рассказе, как и в будущей пьесе, принадлежал к тому же поколению, что и сам автор, учился до войны в Технологическом институте и по призванию был химиком; на этом, однако, сходство заканчивалось: в пьесе Володин наделил своего героя иным характером и иной, хотя и недостаточно ясной судьбой[2].

Володина-прозаика критики похвалили за то, что он «с увлечением пишет о повседневных, будничных делах людей самых скромных рядовых специальностей»[1]; но то, что было хорошо для рассказов, оказалось плохо для драматургии. Первая пьеса Александра Володина, написанная в 1955 году «Фабричная девчонка», годом позже поставленная в Ставропольском театре, а затем и в 1957 в Центральном театре Советской Армии в Москве, подверглась жестокой критике на страницах журнала «Театральная жизнь»[3]. В этой пьесе, как и в последующих, Володин, по словам А. Смелянского, привёл на сцену новых героев — ничем не примечательных людей, которых в советское искусство «дальше передней тридцать лет не пускали»: им была отведена глухая периферия советской драмы, роль безликого хора, имеющего право лишь одобрять мудрость власти[3].

Но пьеса нашла и немало сторонников; благодаря острой дискуссии в журнале «Театр», не в последнюю очередь, на начинающего драматурга обратили внимание такие режиссёры, как Георгий Товстоногов и Олег Ефремов, и новую свою пьесу, «Пять вечеров», написанную в 1958 году, Володин был приглашён читать труппе Большого драматического театра[4].

Работу над пьесой Володин начал в 1957 году; как писал С. Владимиров, «не продолжая открытое, а словно бы отталкиваясь от сделанного, чуть ли не споря с самим собой». Но именно в этом, по мнению критика, и заключалась верность духу «Фабричной девчонки»[5]. По поводу читки в Большом драматическом Зинаида Шарко вспоминала: «Через каждые пять минут он останавливался и говорил: „Извините, там очень бездарно написано. Я вот это исправлю и это исправлю… Ой, как это плохо! Я… я даю слово, что я это исправлю!“ Вот так он прочел всю пьесу, извиняясь за то, что так плохо написано»[4].

Художественному совету театра пьеса не понравилась, но, как говорил Вл. Немирович-Данченко, никто не знает, хороша или плоха пьеса, пока она не поставлена на сцене[6], — спектакль, созданный Товстоноговым, стал настоящим событием театральной жизни. В 1959 году он вызвал такую же острую полемику, как и «Фабричная девчонка»; при этом критики не разделяли театр и драматурга, обоих обвиняли в «мелкотемье», «узком бытописательстве», «натуралистическом приземлении героев». И тем не менее у «Пяти вечеров», которым противники предрекали короткую жизнь и бесславную смерть, жизнь оказалась долгой и славной[6].

В 1978 году Никита Михалков снял по пьесе одноимённый фильм. В конце 70-х самому Володину казалось, что его «Пять вечеров» устарели: всё, что было в пьесе нового и неожиданного в начале «оттепели», давно уже стало нормой. «Когда она была написана, — вспоминал драматург, — одиноких женщин на сцене и экране ещё не существовало. Неустроенные судьбы были немыслимы. Но с тех пор одинокие женщины густо населили кинопроизведения, неустроенные судьбы стали ещё более неустроенными»[7]. То же можно было сказать и о многих других мотивах пьесы[8]. Но, как оказалось, пьеса Володина по-прежнему предоставляла благодатный материал для актёрских откровений, — открытием фильма Михалкова стал Ильин в исполнении Станислава Любшина[9][10].

В 2004 году в Санкт-Петербурге был основан Всероссийский театральный фестиваль, посвящённый памяти драматурга, он получил название «Пять вечеров».

  • Краткое содержание
  • Разные
  • Володин — Пять вечеров

Пять вечеров — краткое содержание пьесы Володина

Пьеса представляет собой описание пяти вечеров, которые проводят друг с другом ранее знакомые люди, а также герои, которые только относительно недавно узнали друг друга. Действие разворачивается в Ленинграде, куда приезжает Ильин с Севера в отпуск. Сначала он живет в квартире продавщицы Зои, которой рассказывает о том, что неподалеку от нее живет, точнее жила его первая любовь, с которой он переписывался в период войны (пьеса 1959 года) но потом перестал.

Ильин приходит к Тамаре, она едва узнает его, но признав, рассказывает о своей жизни с племянником Славой, который учится там же, где раньше Ильин. Он в свою очередь выставляет себя главным инженером химзавода в Подгорске, читателям об этом еще не сообщают подробно, но Ильин присвоил историю своего приятеля Тимофеева, которого командировали в Петербург. Сам герой – шофер на Севере, что значительно менее престижно.

Тамара оставляет Ильина погостить, тот соглашается, приходит Слава с подругой Катей, полночь. Тамара делает внушение, потом Ильин в комнате, где они спят, тоже отчитывает парня, говорит, что хочет сделать Тамару счастливой, хотя бы в эти дни, когда он здесь. На следующий день они с Катей наряжают и убирают квартиру для Тамары, та сначала волнуется, когда приходит, но потом приглашает всех к столу. Они остаются с Ильиным, Тамара говорит, что рада тому, что не стала замужней, Ильин переспрашивает, Тамара молчит.

Следующий день и герой зовет Тамару на Север, будто хочет бросить завод и стать шофером, она не понимает таких пертурбаций, отказывается. Он посылает ее в магазин, сам сбегает, прячется у Тимофеева, туда приходит Тамара, раскрывается правда о работе Ильина. При этом женщина оправдывает его, защищает перед Тимофеевым, который советует Ильину бежать за ней, когда та уходит, он не бежит, остается прятаться.

Тамара продолжает искать героя, приходит к Зое, но они расстались. Зоя хамит Тамаре. Катя тоже ищет Ильина, они встречаются на вокзале, Ильин пьет, Катя отговаривает, но потом они пьют вдвоем, герой рассказывает историю их любви, также в этот период и Тамара рассказывает Славе эту историю.

После этого к Тамаре возвращается Катя, которая напилась и ее кладут спать, но прежде она отдает Славе тетрадь конспектов, которые переписывала для него всю ночь. Тут продолжается история этих отношений, которая отмечена в начале пьесы. Когда молодые люди приходят поздно вечером домой, Тамара укоряет, что Катя отвлекает Славу от учебы, но Катя говорит, что виновата в его отставании не она, но он сам, который поссорился с Лидочкой и больше не может брать у нее переписывать конспекты.

К Тамаре приходит Тимофеев и остается чинить рефлектор, потом приходит и Ильин, который, будучи не совсем трезвым, рассказывает о том, что он на самом деле полезен для общества, отстаивает свою личность. Тамара с этим соглашается, говорит, что все знает и напоминает ему про предложение поехать на Север, теперь она согласна и они собираются уезжать к новому счастью, заканчивается пьеса пожеланием экзальтированной Тамары, чтобы не было войны.

Также читают:

Рассказ Володин — Пять вечеров (читательский дневник)

Володин - Пять вечеров

Популярные сегодня пересказы

  • Тавро Кассандры — краткое содержание книги Айтматова

    Главный герой научно-фантастического романа – ученый-генетик. Он создает модель искусственного человека. Для этого ученый проводит научные эксперименты. Он пытается изобрести особенные лучи, которые когда-нибудь изменили бы будущее.

  • Три года — краткое содержание рассказа Чехова

    Алексей Федорович Лаптев 34 лет сидел на лавочке у церкви в ожидании Юлии Белавиной. Он был тайно влюблен в девушку и надеялся, что встретит ее после всенощной и проводит до дома

  • Луиза Миллер — краткое содержание оперы Верди

    Родольфо совершает визит в деревню к своей возлюбленной Луизе в честь ее дня рождения. По случаю праздника, она пригласила своих сельских друзей, на фоне которых Родольфо старался не выделяться и был представлен им как Карл

  • Краткое содержание повести В недрах земли Куприн

    В недрах земли» — замечательный рассказ А.И. Куприна, в котором главным героем является мальчик Ванька.

  • Володины сказки 2 класс литературное чтение
  • Вологда по английски как пишется
  • Волны пенятся как пишется
  • Волнующий аромат как пишется
  • Волнующееся море как пишется