Володины сказки луговская презентация

Литературное чтение на родном русском языке  Т.А. Луговская «Как знаю,  как помню, как умею»

Литературное чтение на родном русском языке Т.А. Луговская «Как знаю, как помню, как умею»

Сказки разные бывают, В них и игрушки оживают. Разговоры все потом Человечьим языком. В них бывает очень странно, Но бывает и забавно. Там фантазии полно! Сочиняют их давно. В. Мостовой – Прочитайте стихотворение медленно. – Прочитайте текст с постепенным ускорением. – Прочитайте стихотворение с грустной интонацией. – А теперь прочитайте стихотворение радостно. – Прочитайте стихотворение выразительно. – Как вы поняли, о чём говорит нам автор?

Сказки разные бывают,

В них и игрушки оживают.

Разговоры все потом

Человечьим языком.

В них бывает очень странно,

Но бывает и забавно.

Там фантазии полно!

Сочиняют их давно.

В. Мостовой

– Прочитайте стихотворение медленно.

– Прочитайте текст с постепенным ускорением.

– Прочитайте стихотворение с грустной интонацией.

– А теперь прочитайте стихотворение радостно.

– Прочитайте стихотворение выразительно.

– Как вы поняли, о чём говорит нам автор?

Сказка – это поэтическое или прозаическое произведение, в кото- ром есть что-то необычное, волшебное. Большая часть ваших ответов совпала с данным определением. Самым первым творцом сказок был народ . Люди жили трудно: паха- ли пашню, сеяли, боронили, жали, молотили, рубили лес, пряли, ткали, ловили рыбу и надеялись на лучшую долю. И в сказках они изображали то же. Выдумка внушала уверенность в победе над силами, враждебными человеку. Сказки не знают непоправимых бед и несчастий. Сказки учили быть твёрдым в бедах, советовали не мириться со злом, а бороться с ним. Впервые сказки были записаны в 16 веке, а собирать и изучать их стли только в 19 веке. Сказки бывают разные. Есть волшебные , – в них обязательно дол- жны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животны х, – в них животные могут говорить, ходить друг к другу в гости и даже учить- ся в школе. Есть бытовые сказки, – в них описывается жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. Сказка обязательно учит чему-то людей, заключает в себе мудрую мысль.

Сказка – это поэтическое или прозаическое произведение, в кото-

ром есть что-то необычное, волшебное.

Большая часть ваших ответов совпала с данным определением.

Самым первым творцом сказок был народ . Люди жили трудно: паха-

ли пашню, сеяли, боронили, жали, молотили, рубили лес, пряли, ткали,

ловили рыбу и надеялись на лучшую долю. И в сказках они изображали

то же. Выдумка внушала уверенность в победе над силами, враждебными

человеку. Сказки не знают непоправимых бед и несчастий. Сказки учили

быть твёрдым в бедах, советовали не мириться со злом, а бороться с ним.

Впервые сказки были записаны в 16 веке, а собирать и изучать их

стли только в 19 веке.

Сказки бывают разные. Есть волшебные , – в них обязательно дол-

жны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животны х, –

в них животные могут говорить, ходить друг к другу в гости и даже учить-

ся в школе. Есть бытовые сказки, – в них описывается жизнь простых

людей: бедного мужика или ловкого солдата. Сказка обязательно учит

чему-то людей, заключает в себе мудрую мысль.

Словарная работа – Объясните, как вы поняли смысл слов: лучина, кочерга, ≪ дрова занимались разом≫; ≪Лиса ходила, нарядившись простой бабой≫? Лучина  – тонкая щепка сухого дерева. Кочерга –  инструмент из железа или другого огнестойкого материала для перемещения горящих дров и углей в топке печи. Обычно это толстый железный прут длиной около 50 – 100 см, загнутый на конце под прямым углом. Дрова занимались разом – разгорались сразу. Лиса ходила, нарядившись простой бабой , – лиса была персонажем сказки.

Словарная работа

– Объясните, как вы поняли смысл слов: лучина, кочерга,

дрова занимались разом≫; ≪Лиса ходила, нарядившись простой бабой≫?

Лучина тонкая щепка сухого дерева.

Кочерга инструмент из железа или другого огнестойкого материала для перемещения горящих дров и углей в топке печи. Обычно это толстый железный прут длиной около 50 100 см, загнутый на конце под прямым углом.

Дрова занимались разом – разгорались сразу.

Лиса ходила, нарядившись простой бабой , – лиса была персонажем сказки.

Татьяна Луговская

Татьяна Луговская

Словарная работа Фре́йлейн – гувернантка-немка. Ревера́нс  – вежливый поклон, приседание. Марципа́новая  – из миндального теста. Трапе́ция  – здесь: цирковой гимнастический снаряд, перекладина, подвешенная на двух тросах. Биси́ровать  – повторять на бис, то есть второй раз, по просьбе зрителей. Фиска́лка  – здесь: ябедничание. Оглаше́нный  – ведущий себя бестолково, шумно, неистово.

Словарная работа

Фре́йлейн – гувернантка-немка.

Ревера́нс – вежливый поклон, приседание.

Марципа́новая – из миндального теста.

Трапе́ция – здесь: цирковой гимнастический снаряд, перекладина,

подвешенная на двух тросах.

Биси́ровать – повторять на бис, то есть второй раз, по просьбе зрителей.

Фиска́лка – здесь: ябедничание.

Оглаше́нный – ведущий себя бестолково, шумно, неистово.

 Работа над текстом  – Какие чувства вы испытывали при чтении этого произведения? – О ком и о чём были Володины сказки? - Давайте сравним нянины и Володины сказки. – Кто придумывал эти сказки? ( В няниных историях присутствовали герои из народных сказок. Володя видел сказочных героев в окружающих предметах, он сам придумывал их на ходу .) – Похожи ли герои этих сказок? Какие в них происходят события? ( В няниных сказках происходят тревожные волнующие события и быстро меняется действие, в них всё бурлит

Работа над текстом

– Какие чувства вы испытывали при чтении этого произведения?

– О ком и о чём были Володины сказки?

— Давайте сравним нянины и Володины сказки.

– Кто придумывал эти сказки? ( В няниных историях присутствовали герои из народных сказок. Володя видел сказочных героев в окружающих предметах, он сам придумывал их на ходу .)

– Похожи ли герои этих сказок? Какие в них происходят события? ( В няниных сказках происходят тревожные волнующие события и быстро меняется действие, в них всё бурлит

– Происходили ли в этих сказках сказочные чудеса? ( И Володины и нянины сказки увлекают и удивляют, завораживают своим неожиданным сюжетом, их хочется слушать .) – С какой целью рассказывались нянины и Володины сказки? ( На Руси всегда перед сном детям рассказывали или читали сказки. Каждый день ребёнок получал информацию в виде новых знаний, и это было лучшее время, чтобы обобщить приобретённый им опыт. Нянины сказки имели воспитательный характер и прививали любовь к народным традициям. Володины сказки были утешением .)

– Происходили ли в этих сказках сказочные чудеса? ( И Володины и нянины сказки увлекают и удивляют, завораживают

своим неожиданным сюжетом, их хочется слушать .)

– С какой целью рассказывались нянины и Володины сказки? ( На Руси всегда перед сном детям рассказывали или

читали сказки. Каждый день ребёнок получал информацию

в виде новых знаний, и это было лучшее время, чтобы обобщить приобретённый им опыт. Нянины сказки имели воспитательный характер и прививали любовь к народным традициям. Володины сказки были утешением .)

ВОЛОДИНЫ СКАЗКИ

ВОЛОДИНЫ СКАЗКИ

Вторым сказочником в доме после няни был мой старший брат Володя, но сказки у него были совсем другие и рассказывал он их при других обстоятельствах. Володины сказки возникали из предметов, которые меня окружали.

Тут необходимо рассказать маленькую предысторию.

Я родилась, когда мои старшие брат и сестра были уже большие дети. Меня не очень ждали — в виде девочки — на этом свете. Почему-то считалось, что уж если кто и родится, так мальчик. Но родилась девочка, к тому же, когда ей не было года, няня простудила ее. Сделалось двустороннее воспаление легких, потом откуда-то прицепилась дизентерия, и она, то есть я, умерла. Доктор сказал: «Девочка умерла, мне здесь делать нечего», — надел шляпу и ушел. Никогда не терявшаяся в беде мама не согласилась с моей смертью и вкатила мне в рот столовую ложку коньяку. Наверное, огненная жидкость оживила ту ниточку жизни, которая еще где-то скрывалась, и сердце мое забилось.

Два месяца мама лечила меня сама (доктора не верили в мое выздоровление), и я постепенно вернулась к жизни.

Получивши в течение одного года три такие травмы, как рождение, смерть и алкогольное опьянение, я, естественно, росла ребенком слабеньким. У меня никогда не было косичек, так как считалось, что волосы отбирают очень много жизненных сил, меня кутали, поили мясным соком и рыбьим жиром.

Умершую и воскресшую, да еще к тому же младшую девочку, все в доме любили, баловали и мало наказывали.

В детстве больше всего на свете я любила слушать сказки, рисовать бумажные куклы и плакать. Плакала я с упоением. Причина для слез находилась всегда: мама плохо на меня посмотрела, не пустили в кухню вылизывать миску, в которой взбивали сливки, выкинули корзину для бумаг из-под письменного стола отца — без моего ведома и осмотра, фрейлейн сделала замечание или кто-нибудь обидел пьяную няньку. Иногда я просто ходила по комнатам и жаловалась всем, что никто меня не любит и не пожалеет (я говорила «не пожилеет»). Словом, плакать можно было много и вволю. Плакала я в детской, уткнувшись поперек своей постели носом в одеяло. И тут всегда неизбежно появлялся мой брат Володя, который вообще не выносил слез, а моих тем более. Он присаживался рядом на постель или вставал на колени на полу (в зависимости от позиции, которую я занимала) и начинал рассказывать мне сказку (или, как я говорила — «про-сказку»). Эти Володины «просказки» никто не слышал, кроме меня, так как шептались они мне на ухо.

— Хочешь, я сделаюсь солнечным зайчиком и буду скакать по комнате, пока ты не перестанешь реветь? — предлагал брат.

— Хочешь, превращусь в Робинзона и посватаюсь к твоему пупсу? (Рев затихал.)

— Посмотри, из печки выбежал уголек и хочет спалить твои бумажные куклы. (Рев усиливался.)

— Не плачь, я буду веточкой за окном, видишь, на ней сидит воробушек? Это ты. Ты будешь Таня-воробушек.

— Расскажи заячью «просказку», — всхлипывающим шепотом требовала я.

И начиналась длинная история про зайцев…

Главным зайцем была я. В моем подчинении было очень много зайцев — все они имели имена, я их помнила, Володя путал, я подсказывала и поправляла его. Веселые эти зайцы дружили с еловыми шишками. Шишки иногда превращались в конфеты и сами лезли маленьким зайчатам в рот. У зайцев был огород под нашим буфетом — они в нем разводили капусту.

Заяц Таня был очень хорошим зайцем. Он никогда не плакал, не сплетничал, не лазил в буфет без спроса, не сопел носом и умел делать красивый реверанс. Другие были похуже, но тоже вполне приличные зайцы.

У зайцев было много родни в разных местах и странах. Они ездили к ней в гости на милой, доброй лошади, которая возила воду на даче в Оболенском. Мне разрешали давать этой лошади сахар с руки, и ее теплые, осторожные губы были очень похожи на Володины, шептавшие мне «просказку» на ухо: такие же теплые и мягкие…

В нашем с Володей чудесном заячьем мире на зеленых круглых лужайках цвели ромашки и одуванчики. Если зайцы вели себя плохо, все ромашки и одуванчики облетали, и лужайка становилась голой, скучной и некрасивой. Наши зайцы ездили на лошади, запряженной в большое корыто, в лес на елку (самая большая елка в лесу была вся украшена золотыми морковками и марципановой капустой).

Ездили они и в цирк (в качестве артистов) показывать свои заячьи фокусы и умение. Один номер приводил меня в восхищение и всегда заставлял смеяться. Дело-то было в том, что на трапециях зайцы раскачивались не на ногах и не на руках, а на ушах. Заяц-акробат подпрыгивал высоко к перекладине, и уши его сами завязывались узелком вокруг нее. И тут уж начиналось бешеное качание под куполом цирка на собственных ушах. Это зрелище вызывало у меня бурный смех, аплодисменты и требование бисировать…

Если у зайцев в их путешествиях на пути встречалась вода — какая-нибудь речка или, скажем там, океан — они спокойно пускались вплавь. Все они были прекрасные пловцы: рулем у них был хвостик, а парусами уши. Плавали они сидя: работали только длинными задними лапами, а в воде чувствовали себя так же прекрасно, как и на суше. Зайцы-мужчины, плавая, курили сигары, а зайцы-дамы брали в дорогу баночки с остатками варенья, которое вылизывали лапкой. Ложечкой они не пользовались, так как в воде ее легко можно было потерять, да и вкуснее было лазить в банку прямо пальцами. (Надо честно признаться, что в вылизывании посуды эти зайцы понимали толк!)

Боже мой, где только ни побывала эта компания зайцев! В прятки играли они в овсах, в салки в актовом зале Первой мужской гимназии, а в жмурки исключительно на луне. Там прохладно и сумерки, и не надо было завязывать глаза, так как два листочка сами слетали с лунного дерева и ложились на глаза тому, кто водил. Лунные зайцы были во всем похожи на земных, если не считать того, что они были насквозь прозрачные. И если кто-нибудь из них без спросу брал из буфета конфету и ел ее, то конфета просвечивалась у них в животе. Капризы, неправда и фискалка тоже просвечивались в лунных зайцах, а веселье, доброта и хорошее знание немецкого языка зажигались на хвостике маленькой звездочкой.

Были у моего брата даже незатейливые стишки про зайцев, которые начинались так:

Таня с зайцами дружила,

«Трусь, трусь, трусь» им говорила…

Из этих стихов родилось мое детское имя. Вызывая из-под буфета зайцев на игру, я, не умея выговаривать букву «р», вместо «трусь, трусь, трусь» говорила «тусь-тусь-тусь». Так и приклеилось ко мне прозвище Туся.

Володины сказки оживляли предметы, меня окружающие, и делали их необыкновенными.

У Нининой чернильницы вырастали руки и ноги, а шишечка на ее крышке превращалась в голову. Закладки, сплющенные в Володиных книжках, стонали по ночам и жаловались на свою трудную жизнь. Папина настольная лампа под зеленым абажуром враждовала с корзинкой для бумаг, стоящей под письменным столом, и не желала светить на нее. Самовар был старшим над чашками и повелевал ими, а мои любимые зайцы выглядывали из всех углов и закоулков. Они улыбались мне, и на щеках у них были ямочки.

Володины сказки открывали иногда другие миры и страны, но чаще всего до них можно было дотронуться рукой. Они были рядом со мной: под буфетом, на книжных полках, в кипящем самоваре, в саду за окном детской, в реке и парке Оболенского. Володины и нянины сказки были разные. Брат делал добрую сказку из окружающей жизни — нянька врывалась, как ураган, в эту жизнь со своей сказкой. Она творила свой мир, дикий и ни на что не похожий.

Нянькин Додон не вмещался в комнату. Он вырывался из печки, крутился волчком, шипел, как уголь, брошенный в воду, гремел громом и снова исчезал в рыжем бешенстве огня.

Додон носился как оглашенный, он дрался, крушил все направо и налево, обжирался блинами, тошнился огнем, храпел — и из его храпа рождались табуны скачущих лошадей. Чихал — и вместе с чихом из него вылетали стрелы.

Додон был ветром, огнем, бурей, ураганом, обвалом в горах и водопадом. Все в нем было новым и незнакомым.

Володины сказки были моим утешением.

Нянькины — ошеломлением.

Читайте также

Сказки

Сказки

Спасибо за обложку Frost Valery

История Демида, Степана и мушиного дракончика

Сказка-пятиминутка
Однажды, солнечным майским днем, когда мама вышла на несколько минут к соседке, мальчик Демид забежал на кухню и замер, уставившись на стол. Посередине кухонного стола

209. Сказки

209. Сказки

Хорошо, когда под вечер
Нам часок удастся быть
И про всё, что сердцу любо,
По душе поговорить.
Я люблю очистить сердце
Тайной сказок и чудес,
И над нами наклонится
Невидимкой темный лес.
А потом какие ночи,
И в ночах какие сны,
И глаза у звезд какою
Детской сказкою

Сказки и быль

Сказки и быль
Война опрокинула жизнь, когда мы были еще детьми. Но и поколение, рожденное в 1928 году, и то, что чуть моложе, навсегда отмечены ее огненным клеймом. Для одних это лагерный номер на руке или оккупация, для других — голод или сиротство, для кого-то — потеря

6. Начало сказки

6. Начало сказки

Главная причина этой трагедии в том, что, выходя за него замуж, она была действительно влюблена в него…
Виктор Эделстайн, кутюрье
В день свадьбы, которая состоялась 29 июля 1981 года, Диана стала международной медиазвездой. Это было величайшее событие в

Сказки и быль

Сказки и быль
Война опрокинула жизнь, когда мы были еще детьми. Но и поколение, рожденное в 1928 году, и то, что чуть моложе, навсегда отмечены ее огненным клеймом. Для одних это лагерный номер на руке или оккупация, для других — голод или сиротство, для кого-то — потеря

XI СКАЗКИ МОРОЗА

XI СКАЗКИ МОРОЗА
Никто из наших стариков не запомнит инея такого, как в девятнадцатом году нашего века, и не приходилось в книгах читать, что бывает такое. Целую неделю он наседал, и в конце ломались ветви и верхушки старых дубов. Особенно в березах было много погибели:

Люди не из сказки

Люди не из сказки
Все лучшие герои Шварца — самые обычные люди. И Ланцелот, вызвавший на бой Дракона, и Ученый, победивший Тень, и Генрих с Христианом, свергнувшие Голого короля, ни в малейшей степени не жалуют героический пафос. Они прямодушны и бесхитростны. Кроме того,

Сказки

Сказки
Сказки про Василису Прекрасную, про Серого Волка и Ивана Царевича, и про Щучье Веленье изданы в Харбине под редакцией Вс. Н. Иванова. Маленькая книжка, стоящая всего десять фен, и таким порядком очень доступная. У Вс. Н. Иванова давно была прекрасная мысль об издании в

Реалии сказки

Реалии сказки
Коротенькие мысли и долгая память. Черепаха Тортила называет Буратино деревянным дурачком «с коротенькими мыслями». Выражение «коротенькие мысли» пришло из «Дневника писателя» Достоевского: русские, говорящие по-французски, «по неразвитости, короткости

Принц из сказки

Принц из сказки
Николай Константинович, по домашнему Ники, воспитывался не только родителями. Когда им было недосуг, формированием личности августейшего отпрыска занимались воспитатели и учителя, преимущественно немцы.Главным среди наставников был строгий Мирбах. Ники

Сказки

Сказки
Даже не написав ни одной сказки, Андерсен был бы писателем, известным в свое время во всей Европе, писателем, которого читают и в наши дни, во всяком случае в Дании. Но сказки стали венцом его творчества. Ирония судьбы, потому что жадный до славы писатель поначалу не

Начало сказки

Начало сказки
Сияло прозрачное утро. От искрившейся тысячами серебристо–перламутровых блесток воды слепило глаза. Пароход уверенно и спокойно стоял на якоре, и не верилось, что несколько часов назад море било и швыряло его по волнам, как спичечную коробку. Сновали взад и

ПЕРВЫЕ СКАЗКИ

ПЕРВЫЕ СКАЗКИ

Основа его сказок — дочь Бога — самоирония. Юмор — незаконнорождённый сын дьявола.Если вглядываться в частокол дат, то сказочника не разглядеть. В жизни Ганса Христиана Андерсена отсутствуют большие, грандиозные события…

VI. Сказки

VI. Сказки

Удивительно, что при такой страстной любви к няне, я совсем не помню ее лица.

Хорошо помню ее руки — узловатые, жилистые, какие-то скрюченные, какие-то очень цепкие и корявые: по голове погладит — волосы выдерет, за ухо возьмет — как клещами сожмет, раздевает на ночь — так рванет лифчик, что пуговицы летят. Горячую кочергу никогда не прихватывала фартуком: брала голой рукой. Прекрасные нянины руки были как из железа.

На лице помню только рот, когда она держала в нем булавку, да и то это был не рот, а какая-то щель с морщинами по краям, и интересовала меня больше булавка, вернее половина сломанной английской булавки, которой нянька закалывала свой платок, когда мы шли на прогулку. А еще космы седых волос, выбившихся из-под платка. Вот и все, что сохранила память.

ВОЛОДИНЫ СКАЗКИ

Вторым сказочником в доме после няни был мой старший брат Володя, но сказки у него были совсем другие и рассказывал он их при других обстоятельствах. Володины сказки возникали из предметов, которые меня окружали.

Тут необходимо рассказать маленькую предысторию.

Я родилась, когда мои старшие брат и сестра были уже большие дети. Меня не очень ждали — в виде девочки — на этом свете. Почему-то считалось, что уж если кто и родится, так мальчик. Но родилась девочка, к тому же, когда ей не было года, няня простудила ее. Сделалось двустороннее воспаление легких, потом откуда-то прицепилась дизентерия, и она, то есть я, умерла. Доктор сказал: «Девочка умерла, мне здесь делать нечего», — надел шляпу и ушел. Никогда не терявшаяся в беде мама не согласилась с моей смертью и вкатила мне в рот столовую ложку коньяку. Наверное, огненная жидкость оживила ту ниточку жизни, которая еще где-то скрывалась, и сердце мое забилось.

Два месяца мама лечила меня сама (доктора не верили в мое выздоровление), и я постепенно вернулась к жизни.

Получивши в течение одного года три такие травмы, как рождение, смерть и алкогольное опьянение, я, естественно, росла ребенком слабеньким. У меня никогда не было косичек, так как считалось, что волосы отбирают очень много жизненных сил, меня кутали, поили мясным соком и рыбьим жиром.

Умершую и воскресшую, да еще к тому же младшую девочку, все в доме любили, баловали и мало наказывали.

В детстве больше всего на свете я любила слушать сказки, рисовать бумажные куклы и плакать. Плакала я с упоением. Причина для слез находилась всегда: мама плохо на меня посмотрела, не пустили в кухню вылизывать миску, в которой взбивали сливки, выкинули корзину для бумаг из-под письменного стола отца — без моего ведома и осмотра, фрейлейн сделала замечание или кто-нибудь обидел пьяную няньку. Иногда я просто ходила по комнатам и жаловалась всем, что никто меня не любит и не пожалеет (я говорила «не пожилеет»). Словом, плакать можно было много и вволю. Плакала я в детской, уткнувшись поперек своей постели носом в одеяло. И тут всегда неизбежно появлялся мой брат Володя, который вообще не выносил слез, а моих тем более. Он присаживался рядом на постель или вставал на колени на полу (в зависимости от позиции, которую я занимала) и начинал рассказывать мне сказку (или, как я говорила — «про-сказку»). Эти Володины «просказки» никто не слышал, кроме меня, так как шептались они мне на ухо.

— Хочешь, я сделаюсь солнечным зайчиком и буду скакать по комнате, пока ты не перестанешь реветь? — предлагал брат.

— Хочешь, превращусь в Робинзона и посватаюсь к твоему пупсу? (Рев затихал.)

— Посмотри, из печки выбежал уголек и хочет спалить твои бумажные куклы. (Рев усиливался.)

— Не плачь, я буду веточкой за окном, видишь, на ней сидит воробушек? Это ты. Ты будешь Таня-воробушек.

— Расскажи заячью «просказку», — всхлипывающим шепотом требовала я.

И начиналась длинная история про зайцев…

Главным зайцем была я. В моем подчинении было очень много зайцев — все они имели имена, я их помнила, Володя путал, я подсказывала и поправляла его. Веселые эти зайцы дружили с еловыми шишками. Шишки иногда превращались в конфеты и сами лезли маленьким зайчатам в рот. У зайцев был огород под нашим буфетом — они в нем разводили капусту.

Заяц Таня был очень хорошим зайцем. Он никогда не плакал, не сплетничал, не лазил в буфет без спроса, не сопел носом и умел делать красивый реверанс. Другие были похуже, но тоже вполне приличные зайцы.

У зайцев было много родни в разных местах и странах. Они ездили к ней в гости на милой, доброй лошади, которая возила воду на даче в Оболенском. Мне разрешали давать этой лошади сахар с руки, и ее теплые, осторожные губы были очень похожи на Володины, шептавшие мне «просказку» на ухо: такие же теплые и мягкие…

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

НА родном (русском) ЯЗЫКЕ

УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ для школьников

2          
класс

Можно
считать, что история книги началась с появлени; пИСЬмЭН
НОси, коГДО люди стали записывать на
стенах, на коре деревьев, на глиняных табличках розные события,

После глиняных табличек появились
кнИГИ, написанные от руки НО папирусе и пергаменте. И только з Л 2 зеке СТолИ
ПОЯВ, пяться первые бумажные Книги.

Сегодня, в современном мире, КНИГА
бывают бумажные, пласти
КовЫ? и Даже цифровые, Есть интернет, и с его помощью можно нс1ити л
прочитать но мониторе компьютеро или ПАОНИ_ЕТО практически любую книгу.

Предстозляешь, как интересно прочитать книгу, которую написали двадцать, тридцать или доже сто лет
назад? Ведь тогдф з мире
всё было устроено по-другому: нэ было телевизоров, телефонов, компьютеэов.
Но люди всё ровно ОбЩОЛИСЬ друг С другом, учили
воспитывали детеи, любили и прославляли своо Родину,

Во зсём мире хорошо известны книги русских писателем и поэтов: АС.
ПУШКИНО, А.И. Куприна. ЛА. Крылово) Д.Н, маминаСибиряка, В. Осеевой и МНогИх
других, Они написали замечательные произведения. ЧИТоЯ которые, ты попо
даеШЬ в мир чудес и сказок.

А каких русских писателей й
поэтов ЗНОЭ_ШЬ ты? К0КИе позести. рассказы, сказки пОМНИШЬ? Можешь ли
рассказать о кокоЙ-НИбудь книге?

В этой тетради к различным литероДОН Н но увлекательные ЗОДС;нля.
Конечно, тебе надо будет потрудиться: наити это произведение в учебнике,а
хрестоматии или интернете, прочитать его только потом вЫполнЯТь задания.
Выполняя их, ты
сможешь вспомнить содержание произведения, глубже понять его смысл, поуувстзозс;ть настроение г
довнык героев. А самое глаз
ное — подучить удовольствие от чтения русской литературы, проявиТЬ СВОЮ
фантсдзио и творчество.

Желаем успеха!

P.S, Обрати внимание. Но странице с
названием КОЖДого гро
изведения есть белая ОбЛОЖКС1 кНИГИ. Если тебе интересно было читать зтст произведение, закрась
обложку если произведение не очень понравилось— закрась

РАЗДЕЛ 1. мир ДЕТСТВА я и книги

Не торопись отвечать. торопись
слушать

Бундур

Олег Семёнович

                                            Я
слушаю

ЗОДС1НИе 1. Определи по тексту
стихотворения значение СЛОВО
 прибой и соедини линией слово И его значение.

Бьющие в
берег ВОлНЫ.

Забивание
гвоздей.

Звуки
игры на баробсзнох.

Задание 2. ПоДпиши НО380Н!езя птиц, б
которых говорится
 з стихотворении,

1

Егорово

Еленс
Николаевна

детство
Александра Пушкина

(глава «Нянины сказки»;

1.
Рассмотри обложки книп АС. ПУШКИНСТ и отметь знаком •/ в квадратике ту, которая
имеет схожий сюжет с НяНИНОЙ

              о      о      о

Задание 2. Кто написал сказку, которую рассказывала Арине Родионовно
детям? Закрась цветным «рондо
шом карточку с правильным ответом.

Арино Родионовна

Зодоние 1 . Погляди по сторонам. Тебя
окружают различные предметы, Но ты можешь оживить их с помощьо силы своей
фантазии, кок это делал брат ГлоВНОЙ героини ВолодЯ.

Попробуй придумать сказку, в которой оживут предметы твоей Комноты. ЗОПиШИ эту сказку и сделай к ней
иллостроиию.

Кто идёт вперёд, того страх не берёт

Алексеев

Сергей Петрович

Медаль

2.htm

Зодсние 1. Как ты можешь
охарактеризовать солдато Кузьму Шапкино? Роскрась корточки с подходящими
словами. В пустые карточки впиши свои слово для его
характеристики.

сада—

Задание 2. Кок ты ПОНИМСЕШЬ значения этих выражений? Выбери верным ответ и
соедини его стрелкои с выражением.

человек завидует другому человеку.

человек что-то скрывает.

человек
переживает из-зс нехорошего поступка.

Необстрелянный солдат

Задание
З. Роскрось солдаТО в форме того по образцу.

Зодсние
З. В кокой момент СЛОВИК понял, что учиться это интересно7 Выбери верный ответ
и поставь •/ в клеточке.

оПосде знакомства с необыкновенным
мОлЬчиКом.

оПосле
разговоре с отцом о деревьях.

опосле
разговора с бабушкой о её жиЗНИ,

               безжалостные               провокаторы            слабохарактерные

Кто не
работает.

Задание
5. Какие ещё ПосЛовиЦЫ о родине ты знаешь? 1-2 пословицы.

ГОЛЯВКИН

Виктор
Владимирович

Мой добрый
папа

(фрагмент]

Задание
1. какие профессии имел попа глозного героя Пети? Выбери верные ответы и
поставь •/ в клеточке. окомпозитор

водитель

Задание 2. Почему герой называет
своего папу добрым?

Задание
З. Найди НОУOЛ0 И конец пословицы А соедини их линией.

                                          ети в воду смотрят.

Где хорошиЙ ОТЭЦ,

РОДИНА МОЯ

во всэ сильно

79,

1 . Что Витя, чтобы стать богатырём?
Выбери верный ответ и поставь 8 клеточке.

Девочка из города (главо «Праздник
весны»)

hitpsAitra,

Задание .
ЗОПОлНИ информацией календарь (численник). Золиши дату, когда, по мнению
Таиски, должны прилететь жаворонки.

Задание
2. Попробуй ДоМО с родителями испечь жаворонков

из
тесто,

Ингредиенты;

— 35
стока-

Вода— Л
стакан,

Сахар —
0,5 ста-

оно. соль чайно;

ложка.

Сахар ванильЛ чайная

ложка.

Др ОЖЖИ 20 граммов, Растительное масло— 1/3 стокона. Изюм — по вкусу.

Дрожжи
необходимо развести в миске с обычным и ВСIНИЛЬНЬIМ сохоролл, солью, затем
золить водой и добавить МСДСЛО. В эту смесь постепенно добавить муку и зомесить
тесто (месить, поко оно не перестанет прилипать к рукам). Готовое тесто нужно
накрыть полотенцем л убрать в тёплое место на 30 минут. После этого оно должно
подняться, затем его необходимо ещё раз обмять,

Тесто нужно разделить на равные
шарики, из КоЖДОГо раскатать ЖГУТИКИ ПО 15 СМ ДЛИНОЙ И ЗС:ВЯ« зоть их е узелок.
В верхней части вытянуть тесто в КлОв л по бокам прикрепить маленькие кусочки
АЗОМС!, КИК ГЛСЗЗКИ.

Застелить
форму для зыпеконля

пергаментом, ПОСОдИТЬ «птичек» и сделать надрезы снизу, чтобы получился
«хвостик». Затем нужно обмазоть «жаворонков» растигельным мослом и выпекать в
духовом ШКОфУ при температуре 1800 С втечение 20-25 мин.

Задание З. Сфотогрофируй жаворонка, коТорый у тебя получился, и приклей
его фотографио, Или нарисуй,

Этот приём литератое

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1.
мир ДЕТСТВА

Я и книги

ОС. Бундур. Я слушаю

Е.Н. Егорова. Детство Александра Пушкино

2

(ГЛОВо
«Нянины сказки»)

ГА. Луговская. Как знаю, кок помню, кок умею

4

(фрагмент)

Я взрослею

6

ВВ. Бианки. Сова

7

Л.И. Кузьмин. дом с колокольчиком

9

СП. Алексеев. Медаль

10

ВЛ. Голявкин. Этот мальчик

12

В,Ю. Драгунский. Рабочие дробят камень

14

Е.А* Пермяк. Маркел-самодел и его дети

16

БВ.
Шергин. Пословицы в рассказах

Я и моя семья

18

СГ. Георгиев. Стрекот кузнечика

20

В.В. Голявкин, Мой добрый папа (фрагмент)

22

М.В. Дружинино. Очень полезный подарок

23

Л.Н.
Толстой. Отец и сыновья

Я фантазирую и мечтаю

24

НК. Абрамцева, Заветное желание

25

Е.В. Григорьева. Мечто

27

Л.Н, Толстой. Воспоминания (главо «Фанфаронова гора»)

28

 47

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ —- РОДИНА МОЯ

*                      
Родная страна во
все времена сынами сильно

В.А. Бахревский, Виктор Васнецов
(глава «Рябово»)             зо

МА.
Булатов, В.И. Порудоминский,

Собирал человек слова…

                             Повесть
о В.И. доле (фрагмент)                32

*                      
МЛ. Яковлев.
Сергий Радонежский приходит на помощь

                        (фрагмент)                                                           34

Народные праздники, связанные с
временами года

Л.Ф.
Воронкова. девочка из городо

(глава
«Праздник весны»)
36 ВЛ. Жуковский. Жаворонок38 АС. Пушкин. Птичко        39

И.С„
Шмелёв. Лето Господне

(фрагмент ГЛОВЫ «Масленица»)40

О родной
природе

Ю,И. Коваль. Фарфоровые колокольчики                                   42

И.С. НИКИТин, В
чистом поле тень шагает.                      43

МС. Пляцковский. Колокольчик                                                  44

В.А.
Солоухин. Трава (фрагмент)
45

Ф.И. Тютчев. Тихой ночью, поздним
летом…                              46

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА родном (русском)

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА родном (русском)

2 класс

2 класс

Можно считать, что история книги началась с появлени; пИСЬмЭН

Можно считать, что история книги началась с появлени; пИСЬмЭН

После глиняных табличек появились кнИГИ, написанные от руки

После глиняных табличек появились кнИГИ, написанные от руки

В этой тетради к различным литеро

В этой тетради к различным литеро

ЗОДС1НИе 1. Определи по тексту стихотворения значение

ЗОДС1НИе 1. Определи по тексту стихотворения значение

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Егорово Еленс Николаевна детство

Егорово Еленс Николаевна детство

Задание 2. Кто написал сказку, которую рассказывала

Задание 2. Кто написал сказку, которую рассказывала

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Зодоние 1 . Погляди по сторонам

Зодоние 1 . Погляди по сторонам

Попробуй придумать сказку, в которой оживут предметы твоей

Попробуй придумать сказку, в которой оживут предметы твоей

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Кто идёт вперёд, того страх не берёт

Кто идёт вперёд, того страх не берёт

Необстрелянный солдат

Необстрелянный солдат

Задание З. Роскрось солдаТО в форме того по образцу

Задание З. Роскрось солдаТО в форме того по образцу

Посде знакомства с необыкновенным мОлЬчиКом

Посде знакомства с необыкновенным мОлЬчиКом

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

безжало стные провокаторы слабоха ракт ерные

безжало стные провокаторы слабоха ракт ерные

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Кто не работает.

Кто не работает.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Задание 5. Какие ещё ПосЛовиЦЫ о родине ты знаешь? 1-2 пословицы

Задание 5. Какие ещё ПосЛовиЦЫ о родине ты знаешь? 1-2 пословицы

ГОЛЯВКИН Виктор Владимирович

ГОЛЯВКИН Виктор Владимирович

Задание 2. Почему герой называет своего папу добрым?

Задание 2. Почему герой называет своего папу добрым?

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

РОДИНА МОЯ во всэ сильно 79,

РОДИНА МОЯ во всэ сильно 79,

Что Витя, чтобы стать богатырём?

Что Витя, чтобы стать богатырём?

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Девочка из города (главо «Праздник весны») hitpsAitra,

Девочка из города (главо «Праздник весны») hitpsAitra,

Ингредиенты; — 35 стока- Вода—

Ингредиенты; — 35 стока- Вода—

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.

Обновлено: 10.01.2023

Пожалуй, одна из любимых книг детства! Георгий Алексеевич очень живо описывает повадки и поведение животных, их сосуществование и соседство с человеком. Очень забавные истории. Постараюсь сделать и остальные книги автора в серии.

Рейтинг: +2 ( 2 за, 0 против).

Ребята, качайте технические книги с нашего сайта.
У нас книги разрезаны на страницы, выровнены и почищены, добавлен OCR-слой и оглавление. Вы нигде не найдете книги такого качества!

Рейтинг: +6 ( 6 за, 0 против).

Рейтинг: +1 ( 1 за, 0 против).

Рейтинг: 0 ( 1 за, 1 против).

Читать можно. Но сточки зрения реальности и объективности изменения не реальная фантастика. Я одногодок с автором, да ещё инженер по компьютерной технике работавший НПО «Парма» в лаборатории по персональным компьютерам со дня основания лаборатории.Знаком и большими и средними компьютерами. А так же с выпуском наших транзисторов и полупроводников. Вся научная деятельность в полупроводниковой области в СССР связана с грубым копированием зарубежных образцов путем послойного срезания тела полупроводниковой детали. Реальной технологией не обладали, по этому все наши полупроводники имели сильную зашумлённость, ненадёжность и большое количество брака. Осилили только слизать проц 8086 и 8087 и то запустили его на 7Мгц, а не на 10Мгц как у интел. Получили гос премию за «разработку» аналога, но брак был таких масштабов, что завод по их выпуску контрабандой закупал у Inтел по началу сошлифовывали маркировку, а потом просто заклеивали своей. То же самое и с обычными транзисторами. Если импортная магнитола состояла максиму из 7 транзисторов и звук был идеальный, то советский состоял из не менее двух десятков и всё равно создавал больше шума чем звука и всё из-за некачественных полупроводников, да и весило такая техника в разы больше импортной. Лафа с кражами закончилась на 286 проц или 386, уже не помню, когда пошло расположение транзисторов в процах не в одной плоскости, а в объёме. Интел 8086 выпускаться стал позже 1975 года.Брак в обычных цифровых микросхемах был тотальным, я только и делал, что их ремонтировал и наловчился выбраковывать полудохлые микросхемы на платах обычным тестером,измеряя обратное сопротивление на контактах микросхем, сверяя с рабочей платой. Соединяешь земли двух плат с тестером и одним щупом по контактам. Быстро, дешево и качественно и помогает в 95% случаях. Сейчас такое с процами не прокатит, мешает 3 импедансное состояние выводов микросхем, ну и очень маленькие стали контакты. Скорей повредишь вывод, чем сделаешь замер. Ну и замечание автору для исправления. Не надо путать пользовательские программы программирования типа бейсик, паскаль и куча других с машинными, в данном случае ассемблер для Ител. Любая пользовательское программирование переводится для понимание железом ассемблируется,и наоборот дизассемблируется для работы с ней пользователем в любом прикладном языке программирования. Машинный язык визуально человек не в состоянии разделить на части. Каждый проц другой серии имеет свой набор команд и алгоритм их выполнения и потому ассемблеры не универсальны и их невозможно все знать. Прикладное программирование более универсально, но оно запустится только после полного включения компьютера. Инженер для запуска компа должен знать все команды процессора, иметь программатор с другим рабочим компьютером и самому составить программу для работы железа. Потом запустить программную систему пользователя сопряжённую с данным процем, разработать и написать драйвера для каждого элемента железа для системы. Если делать с нуля коллективом, это займёт годы. Одному не реально, если даже обладаешь памятью. Лично у меня справочники по микропроцессорам датированы 1987 годом. Открытые справочники по процессорам были представлены издательствам в 1985 году, а тут сын инженера закрытого учреждения на ВДНХ в 1975 притаскивает комп на проц Intel, доставленного контрабандой, когда проц 8086 ещё не выпускался на продажу? Смешно. А так мы да, мы самые великие и самые умные в мире, только украсть ума хватило, а скопировать уже нет. Вообще создание материнских плат в то время заключалась в разработке микропроцессоров сопряжения всех узлов компьютера (северный и южный мост), они определяют реальную производительность компьютера. Да и 8086 выпускался в паре с сопроцессором 8087 для убыстрения математических вычислений. У нас в НПО только в 1990 году списали и продали большую компьютерную систему, занимавшею актовый зал, по мощности и величине памяти уступающей 86 и 286 процессору. Винчестер со съемными дисками на 10-20 мб весил за 90 кг. У нас старики в отделе почти все имели много увечий в виде отсутствие пальцев на ногах и руках от перетаскивания этих монстров. Сам участвовал в этих авральных работах для всего НПО. Один шкаф выше меня ростом заменял одну микросхему памяти в 256 байт. Мало иметь проц в 1975 году для персонального компьютера, нужно иметь ещё микросхему памяти. При этом в этих шкафах была куча драг метала в паспортах на них указывалась их количество. При списание полагалось сдавать детали с драг металлами. ГГ реально на вышку папу подставил со своей выставкой. Кому интересны не реальные прожекты в области электроники может читать дальше. Для меня это дурь. Не программиста, а технолога по обслуживанию и ремонту импортной техники, изготовляющей полупроводниковые приборы, надо отправлять в начало 30х годов, что бы к началу сороковых он хоть что нибудь мог изобразить и его заметили, а заметив не расстреляли. Программист без компа и конкретной системы с программой программирования ноль без палочки. Тут нужны знания химии и физики процессов в первую очередь, механики для изготовления станков и только в третью очередь принципы построение цифровых процессов. Качество и развитие решают только технологии.Чем меньше элемент полупроводника, тем выше чистота и скорость работы компьютера. И мелочей в этой работе нет. Как раз не существенной мелочью является умение программировать на прикладном языке пользовательской программы зарубежных фирм. Только обладая базой и развития изготовления полупроводников можно быть лидером, а программисты — это лишь продвинутые пользователи этой техники. Дайте им открытые коды железа и отбоя не будет от пользователей. Пользовательские не системные программисты на любых языках, кроме ассемблера, как правило ничего реально не понимают в устройстве железа. Им это просто не надо для создания прикладных программ. Вот может продвинутый пользователь электро чайника,придумать его и создать в 19 веке, не зная как получить нихром для нити накала? Я лично инженер по электрике но понятие не имею как получить нихром в 19 веке, если тогда ещё возможно нихрома не было в виде изделия за отсутствием нужды в нём. Это здесь и сейчас я легко могу узнать как его получить, а тогда? А таких мелочей в электронных приборах море, а в станках для них ещё больше. Ну собрал ГГ комп чудом на баэе Intel на год раньше, в чем прогресс? В добавочном финансировании Intel или конкуренция АБМ? Смешно.

Рейтинг: +4 ( 4 за, 0 против).

Хороший справочник. Я не металлург, но полистать было интересно. Много иллюстративного материала.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Планируемые результаты: учащиеся будут продолжать учить­ся ориентироваться в учебнике, понимать условные обозначения; отрабатывать умения выделять главное в прочитанном произ­ведении, навыки выразительного чтения и пересказа, работы с учебником и иллюстрациями. Учащиеся будут учиться выра­зительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; пересказывать текст, опира­ясь на составленный план; описывать характер героев; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять главную мысль текста и соотносить её с содержанием произведения; на­ходить значение непонятных слов в словаре.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Как вы понимаете, что такое родной язык? (Родной язык — это язык, на котором говорит человек.)

— В первом классе мы уже начали изучать этот предмет. Вспомните, с какими произведениями мы познакомились. (Дети вспоминают и называют несколько произведений.)

Сказки слушать я люблю,

Маму вечером молю:

— Почитай мне эти сказки,

Я потом закрою глазки,

Будет сниться мне во сне,

Будто на лихом коне

Я скачу на бой с Кощеем

Или с трёхголовым Змеем.

Побеждаю в сказке зло,

Людям делаю добро.

Все ребята это знают

— Сказки в жизни помогают:

Быть нам честными всегда,

Не бояться никогда,

Слабым помогать в пути,

К людям с добротой идти.

— Ребята, а вы любите сказки? Назовите свою любимую сказку.

— Как вы думаете, зачем нужны сказки? Чему они учат? (Сказка — ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок.)

III. Самоопределение к деятельности

Знакомство с учебником

— Как вы думаете, чему научит нас этот учебник? (Учебник поможет нам приоткрыть дверь в удивительный мир, где живут книги. Мы будем изучать русскую литературу.)

— Откройте учебники на с. 3. Рассмотрите условные обозна­чения. Они помогут нам работать с книгой. (Разбираются условные знаки.)

IV. Работа по теме урока

1. Введение в тему

— Давайте прочитаем в учебнике, что мы будем делать на этих уроках.

(Читает учитель или хорошо читающий ученик.)

2. Работа с пословицей

— Прочитаем в учебнике пословицу. (Не торопись отвечать, торопись слушать.)

— Как вы понимаете её смысл? (Люди часто делают одну боль­шую ошибку — они перестают слушать человека на середине предложения, считая, что уже всё поняли. Нельзя перебивать собеседника. Надо уважать чужое мнение. Ответить все­гда успеешь. Недопонимание в отношениях часто становится причиной конфликтов.)

— А знаете ли вы, что Александр Сергеевич Пушкин тоже очень любил сказки? Но, когда он был маленьким, ему их никто не читал. Как вы думаете, почему? (Предположения детей.)

— Прочитаем вступительную статью на с. 4 и узнаем ответ на этот вопрос. (Учитель читает вступление.)

— Как вы поняли, почему маленькому Саше никто не чи­тал сказок? (Тогда детских книг почти не было. Да и сказки в книгах не печатали.)

3. Чтение произведения

— Вспомните, как звали няню А. Пушкина? Кем она была? (Арина Родионовна была крепостной крестьянкой. Она ста­ла няней всех детей семьи Пушкиных и пользовалась большим доверием.)

(Учитель читает текст вместе с хорошо читающими детьми. Во время чтения можно делать остановки, чтобы пояснить слова или выражения.)

В Оном — здесь: в нём, в этом (городе).

Отрок — мальчик-подросток.

4. Беседа с учащимися

— Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? (Выска­зывания детей.)

V. Продолжение работы по теме урока

1. Словарная работа

— Прочитаем и сравним слова на с. 7. (Дети читают, сравни­вают слова, объясняют разницу между их значением.)

Засмолённая бочка бочка с заделанными смолой щелями.

2. Работа по вопросам и заданиям учебника

(Учащиеся читают вопросы после текста, выполняют задания.)

— Кто вместе с маленьким Сашей Пушкиным слушал нянины сказки? (Николенька и Оля.)

— Как звали самого младшего брата Пушкина? (Лёвушка.)

— Как ты понимаешь выражение напевный голос? (Певучий, мелодичный голос.)

— Послушайте отрывок из сказки, которую написал Александр Сергеевич Пушкин. (Учитель читает отрывок на с. 8—9.)

— Найдите в няниной сказке отрывок, в котором рассказыва­ется о похожих событиях.

— О каких чудесах рассказывается в няниной сказке? (Дети отвечают, пользуясь текстом.,)

Четыре из семи своих знаменитых сказок Александр Сергее­вич написал именно в Большом Болдине, поэтому там установлен памятник ему и его няне — это символ русской литературы и дань уважения заслугам русских женщин-сказительниц. Всмотритесь, вот сидит юный Пушкин, а рядом — любимая няня. Она тихо и неторопливо рассказывает Сашеньке сказку, раскрывая в нём литературный гений.

Материал для учителя

То вперёд, то назад,

То налево, то направо.

Очень он старается,

Чтобы быть исправным.

VII. Продолжение работы по теме урока

— Как бы вы объяснили, что такое сказка? (Высказывания детей.)

Сказка — это поэтическое или прозаическое произведение, в кото­ром есть что-то необычное, волшебное.

Материал для учителя

Самым первым творцом сказок был народ. Люди жили трудно: паха­ли пашню, сеяли, боронили, жали, молотили, рубили лес, пряли, ткали, ловили рыбу и надеялись на лучшую долю. И в сказках они изображали то же. Выдумка внушала уверенность в победе над силами, враждебными человеку. Сказки не знают непоправимых бед и несчастий. Сказки учили быть твёрдым в бедах, советовали не мириться со злом, а бороться с ним.

Впервые сказки были записаны в 16 веке, а собирать и изучать их стали только в 19 веке.

Сказки бывают разные. Есть волшебные, — в них обязательно дол­жны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных, — в них животные могут говорить, ходить друг к другу в гости и даже учить­ся в школе. Есть бытовые сказки, — в них описывается жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. Сказка обязательно учит чему-то людей, заключает в себе мудрую мысль.

1. Работа в группах

Виды сказок и их особенности

Волшебные сказки

Бытовые сказки

Сказки о животных

Герои: злодеи; ска­зочные животные и волшебные предметы, помогающие главным ге­роям (герои-помощники)

Герои: простые люди

Герои: животные

Происходит: волшебство

Высмеиваются: плохие черты характера

Животные ведут себя как люди: разговаривают, ду­мают, ссорятся, хитрят, обманывают, враждуют, дружат, ходят в одежде, строят жилища и т. д.

Настроение: таинственное

Настроение: весёлое

Настроение: весёлое

— Как вы думаете, почему у этого произведения такое назва­ние? О чём в нём будет рассказываться? (Учащиеся выска­зывают свои предположения.)

1. Знакомство с произведением

(Текст читает учитель.)

2. Словарная работа

Лучина тонкая щепка сухого дерева.

Кочерга инструмент из железа или другого огнестойкого материала для перемещения горящих дров и углей в топке печи. Обычно это тол­стый железный прут длиной около 50100 см, загнутый на конце под прямым углом.

Дрова занимались разом — разгорались сразу.

Лиса ходила, нарядившись простой бабой, — лиса была персонажем сказки.

3. Работа по вопросам и заданиям учебника

Татьяна Луговская не рассказывает в своей книге ни одной сказки целиком, а только говорит, о чём были нянины сказки.

— Найдите и прочитайте, о чём были эти сказки. (Дети пере­читывают фрагменты текста.)

— Знаете ли вы похожие сказки?

4. Работа по заданиям учебника

— Как бы вы ответили на него? (Дети пытаются объяснить, как они понимают. Например: В сказке случается то, что в реальной жизни не может происходить.)

— Прочитайте на с. 11 последний абзац, в котором автор опи­сывает нянины руки.

— Почему автор называет нянины руки прекрасными? (Эти руки умеют очень многое.)

5. Знакомство с текстом произведения

6. Словарная работа

— Найдите в словаре значение выделенных в тексте слов.

Фрейлейн — гувернантка-немка.

Реверанс — вежливый поклон, приседание.

Марципановая — из миндального теста.

7. Чтение произведения

— Откройте с. 14. Продолжим чтение. Узнаем, что же проис­ходило дальше.

8. Словарная работа

— Найдите в словаре значение выделенных в тексте слов.

Трапеция — здесь: цирковой гимнастический снаряд, перекладина, подвешенная на двух тросах.

Бисировать — повторять на бис, то есть второй раз, по просьбе зри­телей.

Фискалка — здесь: ябедничание.

Оглашенный — ведущий себя бестолково, шумно, неистово.

9. Работа над текстом

— Какие чувства вы испытывали при чтении этого произве­дения? (Дети делятся своими впечатлениями.)

— О ком и о чём были Володины сказки? (Сказки были о се­стрёнке, зайчиках, о предметах, находящихся в комнате.)

— Какая Володина выдумка вам понравилась больше всего?

Найдите и прочитайте её. (Чтение учеников.)

10. Беседа с учащимися

Давайте сравним нянины и Володины сказки. Порассуждаем, в чём между ними сходство, а в чём различие. (Учитель задаёт наводящие вопросы. Дети рассуждают.)

— Кто придумывал эти сказки? (В няниных историях присут­ствовали герои из народных сказок. Володя видел сказочных ге­роев в окружающих предметах, он сам придумывал их на ходу.)

— Похожи ли герои этих сказок? Какие в них происходят со­бытия? (В няниных сказках происходят тревожные волную­щие события и быстро меняется действие, в них всё бурлит,ошеломляет. Володины сказки спокойные, добрые, они вызы­вают умиление и улыбку.)

Происходили ли в этих сказках сказочные чудеса? (И Воло­дины и нянины сказки увлекают и удивляют, завораживают своим неожиданным сюжетом, их хочется слушать.)

— С какой целью рассказывались нянины и Володины сказ­ки? (На Руси всегда перед сном детям рассказывали или читали сказки. Каждый день ребёнок получал информацию в виде новых знаний, и это было лучшее время, чтобы обоб­щить приобретённый им опыт. Нянины сказки имели воспи­тательный характер и прививали любовь к народным тради­циям. Володины сказки были утешением.)

— Предлагаю вам вспомнить, что вы узнали на уроке литера­турного чтения на родном русском языке. (Ответы детей.)

— Что означает выражение уметь читать?

— Пригодится ли вам это умение в дальнейшем? Где?

IX. Подведение итогов урока

— Чему вы учились сегодня?

— С каким учебником познакомились на уроке?

— Как найти в книге нужное произведение?

— Какие условные обозначения вы запомнили?

— Как нужно обращаться с книгами?

Как знаю, как помню, как умею: Воспоминания, письма, дневники

Уходят люди, вместившие в свою жизнь весь двадцатый век. Многие из них, казалось, несли особый груз ответственности перед поколениями, идущими им на смену. Свидетели гибели России, они понимали, что их воспоминания относятся к эпохе, безвозвратно ушедшей, и пытались сохранить память о стране, о современниках, о себе.

Татьяна Александровна Луговская родилась в 1909 году, а умерла — в 1994. Ее старшим братом был поэт Владимир Луговской. С юных лет она была знакома со многими поэтами и писателями — В. Маяковским, О. Мандельштамом, А. Ахматовой, П. Антокольским, А. Фадеевым, дружила с Е. Булгаковой и Ф. Раневской. Работа театрального художника сблизила ее с В. Татлиным, А. Тышлером, С. Лебедевой, Л. Малюгиным и другими.

Татьяна Александровна обладала собственным взглядом на вещи, незаурядной волей и независимостью характера, остроумием, особой и навсегда запоминающейся интонацией. Из нее могла получиться замечательная мемуаристка — знание людей, точный язык, память на детали, отличали и ее устные рассказы. Когда, уже в преклонном возрасте, она наконец собралась записать воспоминания о своем детстве, первые же написанные страницы неожиданно показали, что Татьяна Луговская уже сложившийся писатель — со своим языком и художественным миром. Одним из первых ей сказал об этом Вениамин Каверин, рекомендовавший из отдельных воспоминаний сложить полноценную повесть.

Книга увидела свет, когда ей было уже за семьдесят, выдержала несколько изданий и была переведена на польский и французский языки.

Татьяна Александровна не успела написать подробные воспоминания о своих современниках и друзьях, но в ее письмах и дневниках сохранились замечательные литературные наброски портретов разных людей, колорит и атмосфера того времени.

Люди, их поступки и характеры составляли главный интерес ее жизни. В доме Татьяны Александровны и ее мужа, писателя и сценариста Сергея Александровича Ермолинского, можно было встретить множество замечательных людей разных поколений. Н. Эйдельман, В. Берестов, В. Каверин, А. Эфрос, С. Юрский, В. Лакшин, А. Аникст, Д. Данин, Н. Крымова, Н. Рязанцева, А. Демидова, Л. Петрушевская, Н. Ильина, А. Хржановский — вот далеко не полный список друзей и завсегдатаев этого радушного дома.

Дневники Татьяны Александровны полны блестящих зарисовок, точных замечаний. Она остро чувствовала смешное: записывала реплики, подслушанные в трамвае, на коммунальной кухне. В ее записях смешное часто соседствует с трагическим — мыслями о старости и смерти.

Больше всего Татьяна Александровна хотела написать о самом близком ей человеке — С. А. Ермолинском. Но, увы, осуществить задуманное не успела. Остались лишь заметки, отдельные части ненаписанной книги.

Татьяна Александровна была отменной рассказчицей — в книгу также включены несколько ее устных зарисовок, записанных племянницей, Л. B. Голубкиной.

Особое место в книге занимает переписка с драматургом Л. Л. Малюгиным, охватывающая период с 1938 по 1945 год. В этих письмах не только история высоких и сложных взаимоотношений, но и атмосфера тех лет.

В книге также представлены воспоминания друзей о С. А. Ермолинском и Т. А. Луговской, об их доме и его незабываемой атмосфере.

Как знаю, как помню, как умею: Воспоминания, письма, дневники

Уходят люди, вместившие в свою жизнь весь двадцатый век. Многие из них, казалось, несли особый груз ответственности перед поколениями, идущими им на смену. Свидетели гибели России, они понимали, что их воспоминания относятся к эпохе, безвозвратно ушедшей, и пытались сохранить память о стране, о современниках, о себе.

Татьяна Александровна Луговская родилась в 1909 году, а умерла — в 1994. Ее старшим братом был поэт Владимир Луговской. С юных лет она была знакома со многими поэтами и писателями — В. Маяковским, О. Мандельштамом, А. Ахматовой, П. Антокольским, А. Фадеевым, дружила с Е. Булгаковой и Ф. Раневской. Работа театрального художника сблизила ее с В. Татлиным, А. Тышлером, С. Лебедевой, Л. Малюгиным и другими.

Татьяна Александровна обладала собственным взглядом на вещи, незаурядной волей и независимостью характера, остроумием, особой и навсегда запоминающейся интонацией. Из нее могла получиться замечательная мемуаристка — знание людей, точный язык, память на детали, отличали и ее устные рассказы. Когда, уже в преклонном возрасте, она наконец собралась записать воспоминания о своем детстве, первые же написанные страницы неожиданно показали, что Татьяна Луговская уже сложившийся писатель — со своим языком и художественным миром. Одним из первых ей сказал об этом Вениамин Каверин, рекомендовавший из отдельных воспоминаний сложить полноценную повесть.

Книга увидела свет, когда ей было уже за семьдесят, выдержала несколько изданий и была переведена на польский и французский языки.

Татьяна Александровна не успела написать подробные воспоминания о своих современниках и друзьях, но в ее письмах и дневниках сохранились замечательные литературные наброски портретов разных людей, колорит и атмосфера того времени.

Люди, их поступки и характеры составляли главный интерес ее жизни. В доме Татьяны Александровны и ее мужа, писателя и сценариста Сергея Александровича Ермолинского, можно было встретить множество замечательных людей разных поколений. Н. Эйдельман, В. Берестов, В. Каверин, А. Эфрос, С. Юрский, В. Лакшин, А. Аникст, Д. Данин, Н. Крымова, Н. Рязанцева, А. Демидова, Л. Петрушевская, Н. Ильина, А. Хржановский — вот далеко не полный список друзей и завсегдатаев этого радушного дома.

Дневники Татьяны Александровны полны блестящих зарисовок, точных замечаний. Она остро чувствовала смешное: записывала реплики, подслушанные в трамвае, на коммунальной кухне. В ее записях смешное часто соседствует с трагическим — мыслями о старости и смерти.

Больше всего Татьяна Александровна хотела написать о самом близком ей человеке — С. А. Ермолинском. Но, увы, осуществить задуманное не успела. Остались лишь заметки, отдельные части ненаписанной книги.

Татьяна Александровна была отменной рассказчицей — в книгу также включены несколько ее устных зарисовок, записанных племянницей, Л. B. Голубкиной.

Особое место в книге занимает переписка с драматургом Л. Л. Малюгиным, охватывающая период с 1938 по 1945 год. В этих письмах не только история высоких и сложных взаимоотношений, но и атмосфера тех лет.

В книге также представлены воспоминания друзей о С. А. Ермолинском и Т. А. Луговской, об их доме и его незабываемой атмосфере.

В подготовке этой книге активное участие приняли племянницы Т. А. Луговской — Л. В. Голубкина и М. В. Седова, а также М. Е. Нейман-Хржановская. Особая благодарность за советы М. И. Белкиной.

Н. А. Громова

Еще стихи Светлова:

Но, в общем, законное право: как знаю, как помню, как умею! А вам судить, как знаете.

Так начал накручиваться этот клубок чувств и воспоминаний. Долго это было. Потом сложились листы в папку, и я пошла в редакцию.

КНИГА О ДЕТСТВЕ

Памяти С. А. Ермолинского

Как знаю, как помню, как умею - i_001.jpg

Да, безусловно, вещи имеют свою судьбу. Откуда, из каких недр у меня старая, облупленная коробка, бывшая красивая, обитая внутри порыжевшим шелком и с металлическими застежками?

Коробка эта набита старыми фотографиями. Что в ней хранилось до семнадцатого года? Не знаю, не помню.

Вынимаю из нее пожелтевшую фотографию. На ней изображены мои старшие брат и сестра: Володя и Нина. Налево маленький мальчик с серым ежиком волос над высоким лбом, с большой не по росту головой, внимательными (даже, пожалуй, умными) косоватыми глазами, а над глазами точные и определенные полоски темных бровей. Концы бровей приподняты. Мальчик одет в матроску и молодцевато пристроился около сестры Нины. Ему года три-четыре. Рядом с ним девочка с таким же ежиком волос, но светлым. У этой девочки воробьиный носик и маленький круглый рот. У нее все круглое на лице, все к центру, а у брата все черты разлетаются за пределы овала. Брат может сию минуту вскочить и побежать. Сестра сидит плотно, как булка из сырого теста. (Меня нет на фотографии, меня вообще еще нет и долго не будет на свете.)

Мы приводим здесь, записанный Т.А. разговор с редактором, очень характерный для доперестроечных времен: «Т.А., рукопись мне понравилась. Вы беспощадны и правдивы, но плохо освещена средняя переломная часть 1917 года.

Что-то надо делать.

— Да, дядя Петр Федорович Луговской был убит в 1905 году, когда студентом произносил речь, зацепившись за фонарный столб, но это не имеет никакого отношения к тому, что я пишу и мне не хотелось бы спекулировать на этом.

Читайте также:

      

  • Баскетбол совершенствование техники игры конспект
  •   

  • Царевна софья враг петра первого конспект
  •   

  • Лыжная подготовка краткий конспект
  •   

  • Конспект на тему камерная музыка
  •   

  • Конспект урока по биологии 8 класс работа скелетных мышц и их регуляция колесов

  • Володины сказки краткий пересказ
  • Володины сказки 2 класс литературное чтение
  • Вологда по английски как пишется
  • Волны пенятся как пишется
  • Волнующий аромат как пишется