Николай Римский-Корсаков — Три чуда: Белка, Богатыри, Царевна-Лебедь из оперы Сказка о царе Салтане
слушатьскачать07:52
VA — Римский-Корсаков. Три чуда: Белка, Богатыри, Царевна Лебедь из оперы ‘Сказка о царе Салтане
слушатьскачать06:56
Песня Белки из сказки «О царе Салтане…» — Песня Белки из сказки «О царе Салтане…»
слушатьскачать00:28
ОПЕРА Сказка о царе Салтане — «Три чуда», Волшебная Белка
слушатьскачать01:05
20 Сказка о царе Салтане — 3 чуда Тема Белки
слушатьскачать01:26
Песня Белки — Сказка о царе Салтане
слушатьскачать00:37
Сказка о царе Салтане — Часть 2 (Белка)
слушатьскачать00:41
Н. А. Римский — Корсаков — «Три чуда»: «Белка» из оперы «Сказка о царе Салтане»
слушатьскачать01:02
Н.А.Римский-Корсаков. — «Сказка о царе Салтане». Три чуда: Белка, Богатыри, Царевна-Лебедь.
слушатьскачать06:56
Римский-Корсаков — «Белка». Опера «Сказка о царе Салтане»
слушатьскачать01:06
VA — Римский-Корсаков. Три чуда: Белка из оперы ‘Сказка о царе Салтане’
слушатьскачать00:54
У ГВИДОНА БЕЛКА — Царь салтан
слушатьскачать04:21
Н.Римский-Корсаков. — Сказка о царе Салтане (Три чуда. Белка)
слушатьскачать01:05
Н. Римский-Корсаков (1844-1908) — Тема Белки из оперы «Сказка о царе Салтане»
слушатьскачать00:27
Неизвестен — Песня Белки из сказки «О царе Салтане…»
слушатьскачать00:28
Алексей Гелева, Евгения Вербицкая, Иван Петров, Ла — Сказка о царе Салтане, действие III картина 2: Сцена «В граде белка есть ручная»
слушатьскачать02:13
Римский -Корсаков, Сказка о царе Салтане. — Белка песенки поёт…
слушатьскачать01:05
Н.А.Римский-Корсаков — Флйта-пикколо. Три чуда Белка из оперы Сказка о царе Салтане
слушатьскачать00:29
Римский-Корсаков — Сказка о царе Салтане. Три чуда. Белка
слушатьскачать01:26
Н.А.Римский-Корсаков — Три чуда: Белка из оперы Сказка о царе Салтане (флейта-пикколо)
слушатьскачать01:27
Сказка о царе Салтане — Д. IV, карт. 2: Вступление Три чуда (Белка)
слушатьскачать01:27
Неизвестен — Римский-Корсаков. Белка, из оперы Сказка о царе Салтане
слушатьскачать02:00
А.Волков — Песня Белки из сказки О царе Салтане
слушатьскачать00:50
Н.Римский-Корсаков — Три чуда: Белка. Богатыри. Царевна Лебедь. Опера «‘Сказка о царе Салтане»
слушатьскачать06:56
4 класс. Римский-Корсаков Н.А. — Сказка о царе Салтане. Три чуда. Тема Белки
слушатьскачать00:28
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной —
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету,
Да пускают в ход по свету;
Девки сыплют изумруд
В кладовые, да под спуд;
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты.
Это написано за 80 лет до создания ФРС и за 30 до *Капитала* Маркса.
Гений он гений во всем.
Но это еще не все.
В конце 16го века, задолго до одного из основоположников экономической теории Адама Смита некто Антонио Серра (не путать с Вильямом нашим Шекспиром) писал: если хочешь узнать, какой из двух городов богаче, посмотри, каким количеством ремесел владеют его жители. Чем больше ремесел, тем богаче город. Говоря современным языком, чем глубже уровень разделения труда и соответственно шире рынки, на которые город имеет возможность поставлять свою продукцию.
Это уже по поводу качества образования в Царскосельском лицее. Понятно, что экономическая теория в глубоко феодальной России на рубеже 18го и 19го веков представляла собой предмет далеко не самой первой необходимости (если вообще была допущена к широкому изучению и обсуждению), но, как мы видим, в лицее преподавалась. Потому что, понятно, что любой прохожий сразу же спросит автора: ну хорошо, месяц без еды, воды и воздуха в законопаченной бочке, человек растет без воды и пищи не по дням, а по часам, превращается в шмеля и комара, город возникает из ниоткуда, птица превращается в человека.
Кто нас этим удивит?
Люди из моря выходят
И себе дозором бродят!
Правду ль бают, или лгут,
Дива я не вижу тут.
Бабариха права, это все просто на каждом шагу. Но вот чем живет город, окруженный со всех сторон водой? Без своих полей, пастбищ и с очень небольшим портом, к которому едва пристанет один торговый корабль раз в несколько месяцев? Где его рынки и ресурсы? Загадка. И самое главное, с какой целью корабль к нему пристает, разве обитатели такой Богом забытой скалы в море могут быть хоть в какой-то степени кредитоспособны? На такую явную нестыковку тут же обратит внимание любой даже самый поверхностный читатель. Но Сергеич не так прост, как кажется.
Из скорлупок льют монету,
Да пускают в ход по свету.
…
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты.
Живет город в море оказывается прямой эмиссией.
Но и это еще не все. Нужно понимать, что *Сказка о царе Салтане* была написана не ребенком, как это может показаться на первый взгляд, а уже полностью сложившимся автором в год окончания *Евгения Онегина*, на создание которого у Пушкина ушло более 7ми лет.
Слуги белку стерегут..
Заметьте, не берегут, а стерегут. Пустячок.
Если кто-нибудь скажет, что разницы никакой, написал так, а мог и по-другому, значит он очень плохо думает за Сергеича. Именно белку слуги стерегут, а стрелку соответственно берегут. Белку стерегут — стрелку берегут, смотрите не перепутайте. Причем заметьте опять же, что стережет белку не общевойсковая стража — она наоборот отдает эмиссионному центру честь — а специально выделенные для такой надобности некие слуги.
Что хотел сказать нам этой строкой автор? Для чего стеречь эмиссионный центр, какую опасность он может представлять для государства?
Очень простую. Во-первых, бесконтрольная эмиссия станет угрожать самому его существованию, а во-вторых, никому неподконтрольный эмиссионный центр рано или поздно однозначно захватит власть в стране (просто купит ее), подомнет государство под себя и начнет диктовать ему свои интересы, которые государство вынуждено будет от своего лица просто обслуживать (Служат ей прислугой разной).
Что и произошло сегодня в Америке. И что, видимо, осознал наконец Кеннеди, когда решил провести аудит ФРС и подчинить его минфину. Хотя и, увы, слишком поздно.
Но и это не все.
Все мы еще с детских лет знаем начало самой первой строфы *Евгения Онегина*. Мой дядя самых честных правил… И так же с детства с уроков литературы нам известно, что слово *правил* в данном случае выступает именно в качестве существительного; другими словами дядя главного героя <придерживался> честных правил. А почему не в виде глагола, например? Несовершенного вида, ед.ч., пр.вр.?
Ведь в другом своем не менее читаемом стихотворении *Пророк* Пушкин пишет *Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли,
Глаголом
жги сердца людей*. Глаголом! Поэт же не призывает в своем произведении *существительным жечь сердца людей*. Именно глаголом, не понимаю, как можно не заметить настолько явное указание.
Ну то, что с главным героем *Евгения Онегина* автор ассоциирует себя сам, тоже хорошо известно со школы, не буду сейчас в это углубляться, хотя бы кофием по утрам, прогулками по бульвару в модном по тем временам боливаре, рукой в перстнях и фузейным брегетом. И кто же тогда получается тот таинственный дядя Пушкина, который *самых честных правил*?
Это просто. Кто был личным цензором поэта, собственноручно вычеркившим из пушкинских рукописей целые строфы и абзацы? А так же из рукописей других *самых честных* авторов, поэтов и писателей той поры, Гоголя, Лермонтова, например? Правильно, император Николай 1й. То есть получается, что именно Николай 1й и был дядей Пушкина. Уж не знаю, по какой линии, Павловско-Екатерининской (что скорее) или Вюртембергской (что вряд ли), это дело историков.
Абсурд, — скажите вы.
Хорошо. Скажу я. А кто же тогда по смерти Пушкина заплатил все его долги? Правильно, опять Николай 1й, что тоже широко известно. И с чего бы такая щедрость, деньги-то там были не маленькие? А кто иной как не родственники наследуют все активы и долги умершего? Если принять во внимание данное обстоятельство, пазл складывается. И не стоит забывать того очевидного факта, что сам Пушкин через своего деда Ганнибала был прямым потомком царя Соломона и царицы Савской, которые почти наверняка были так же основоположниками многих европейских династий, не исключено, что и Вюртембергского дома в том числе. Просто в средние века и далее о своем династическом родстве знали гораздо больше, чем в наше время. Конечно, родство Пушкина с Российским Императорским домом было, видимо, одной из не слишком афишируемых в те времена деталей, хотя определенный намек на данное обстоятельство автор *Евгения Онегина* все же сумел нам дать, не понимаю, почему он до сих пор так и остался незамеченным исследователями творчества Александра Сергеевича. Видимо, этот факт все еще ждет своего дотошного энтузиаста, но направление его изысканий я вот только что ему указал.
И если реинкарнацией Пушкина, как мы только что выяснили чуть выше, был Джон Кеннеди, то кто у нас сегодня реинкарнация Николая 1го, кто у нас новый раб на галерах? Правильно. Отсюда понятно и его особое отношение к бесконтрольности мирового эмиссионного центра, как раз к тому, с чем и боролся его незабвенный племянник.
Киселев, учись, пока я живой.
А вот это вы щас пошутили или нет? Спросят меня.
Не знаю, решать вам. Прочитайте еще раз отрывок в начале этого поста медленно и осмысленно (я понимаю, что в первый раз его никто читать не стал). Интересно, правда? Когда на прошлой неделе я написал об этом одному своему знакомому, он ответил, что они с женой хохотали, как дети малые. А напрасно, смешного тут мало.
Все 200 лет вот это провисело на стене у каждого просто перед глазами.
P.S. Вот уже год со времени написания первой части этого поста мне никак не дает покоя один вопрос. Ведь и в этом случае намек был дан совершенно явный. Что это за стрелка, которую призваны так беречь слуги царя Салтана? Где она находится? Как она связана с самой белкой / мировым эмиссионным центром? Что произойдет при ее переводе, если слуги ее все же не уберегут? И кто именно выступает сегодня в роли этих самых слуг? А так же, что понял великий Королев, назвавший первых космонавтов Земли Белкой и Стрелкой? И причем здесь вообще космос?
Очевидно, что в своей гениальности Сергеич знал на самом деле гораздо больше, чем осмелился нам недалеким сообщить.
Читайте Пушкина.
Белка песенки поет да орешки все грызет…
Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые…
Всем нам с детства знакомы эти строки из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. Белка, хотя и не является одним из главных героев, придает сказке дополнительный колорит, недаром эти стихи помнят многие. Автор выводит в произведении белку несколько раз:
Первый, когда повариха рассказывает царю Салтану об этом чудесном животном:
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут…
Второй – когда князь Гвидон пересказывает об этом царевне-лебеди, повторяя повариху почти слово в слово, и лишь последняя строка иная: «Но, быть может, люди врут».
Третий – когда он уже получил белку:
Князь пошел себе домой;
Лишь ступил на двор широкий —
Что ж? под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет,
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.
…
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом.
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счет орехам весть.
Князю прибыль, белке честь.
Затем – рассказ корабельщиков Салтану:
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной —
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету
Да пускают в ход по свету;
Девки сыплют изумруд
В кладовые, да под спуд;
Потом они же кратко упоминают белку в последней беседе с царем.
И, наконец, по прибытии Салтана на остров Буян:
Царь ступил на двор широкий:
Там под елкою высокой
Белка песенку поет,
Золотой орех грызет,
Изумрудец вынимает
И в мешочек опускает;
И засеян двор большой
Золотою скорлупой.
Словом, Пушкин уделил зверьку немалое внимание 🙂
Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Найдите в тексте эти эпизоды. Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?
В сказке происходят превращения, описывается сказочное появление богатырей, волшебная белка. Также чудом можно назвать судьбу Гвидона, когда он вместе с матерью смог выбраться из бочки, будучи замурованным и брошенным в море. Вырос ребенок тоже сказочно быстро.
Князь превращается в трех насекомых: в комара, шмеля и муху.
Герой «Сказки о царе Салтане» князь Гвидон получил в дар от царевны несколько волшебный даров:
- Царевна сделала Гвидона князем в благодарность за её спасение от злого коршуна.
- Возможность повидаться с отцом. На просьбу князя увидеть отца, царевна превращает князя в комара, и он летит к отцу.
- Чтобы удивить царя Салтана, князь Гвидон пожелал, чтобы у него в саду жила волшебная белочка, которая грызла золотые орешки с изумрудными ядрами. Царевна исполнила его желание.
- Во второй раз царевна превращает Гвидона в насекомое — муху, чтобы он вновь полетел вместе с торговцами на встречу с царем.
- Лебедь дарит Гвидону своих братьев — тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором. Каждое утро они выходят из пучины морской и обходят границы княжества.
- В третий раз по волшебству царевны князь обращается в шмеля и вновь путешествует с приезжими торговцами к отцу.
- Последним даром царевны князю является девушка неописуемой красоты, в которую превращается сама царевна Лебедь. Она становится женой князя.
Какими вы представляете себе царевну Лебедь, её братьев-богатырей, волшебный город, появившийся по её велению?
Царевна Лебедь сначала была белым лебедем, грациозным и красивым. В конце сказки она превратилась в девушки, красоты неописуемой.
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.»
Братья-богатыри — сильные, отважные и могучие.
«В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.»
Город белокаменный, с высокими стенами, белыми церквями с золотыми куполами.
«Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.»
Выразительно прочитайте строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи.
Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?
«Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел — царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
Звуки: [б],[п],[у],[и],[о].
Как царевна Лебедь обращается к Гвидону?
Царевна-лебедь называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя».
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай».
Сравните окончание сказки А. Пушкина с окончаниями народных сказок, которые вы читали. Найдите сходство и различия.
Сказка заканчивается победой добра над злом, как и многие народные сказки. Салтан отправился на чудный остров и там узнал своих родных. Отрицательных героев наказывать не стали, ведь добрые люди умеют прощать.
Последние строчки звучат
«Я там был; мед-пиво пил —
И усы лишь обмочил.»
Народные сказки часто заканчиваются похожими словами.
Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте подписи под ними. Все ли основные события отражены? Добавьте ещё подписи, если считаете необходимым. Составьте план, используя подписи под рисунками и ваши дополнения.
1) Царь Салтан выбирает жену
2) свадьба царя Салтана
3) отъезд царя Салтана на войну
4) подмена грамоты
5) объявления царской воли
6) морское путешествие царица и Гвидона
7) счастливое спасение
приключения Гвидона
9) избавление царевны от злого коршуна
10) златоглавый город князя Гвидона
11) первая встреча гостей
12) первое превращение князя Гвидона
13) первое чудо
14) вторая встреча гостей
15) второе превращение князя Гвидона
16) второе чудо
17) третья встреча гостей
18) третье превращение князя Гвидона
19) третье чудо
20) встреча Салтана с семьёй
21) счастливый конец
Найдите в тексте и перескажите эпизоды с чудом:
• о белочке;
• о тридцати трёх богатырях.
Какое третье чудо описывается в сказке? Найдите его и перескажите.
Когда гости приехали к Салтану и рассказали о чудесном дворце, Повариха вспомнила про другое чудо — белку. Гвидон в образе комара разозлился на нее и ужалил в глаз. Гвидон рассказал о чуде царевне Лебеди и она сделала так, что белка оказалась у него.
«Уж диковинка, ну право,
—Подмигнув другим лукаво,
Повариха говорит,
—Город у моря стоит!
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут».
Чуду царь Салтан дивится,
А комар-то злится, злится —
И впился комар как раз
Тётке прямо в правый глаз…
и до слов
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом,
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счёт орехам весть.
Князю прибыль, белке честь.
Тридцать-три богатыря, о которых рассказала ткачиха, оказались братьями царевны Лебеди, и она попросила их обходить с дозоров дворец князя Гвидона.
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе , как жар горя,
Тридцать три богатыря…
и до слов
«Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
Мы отныне ежеденно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских.
Третье чудо — превращение царевны Лебеди в прекрасную девушку. Об этом чуде рассказала Бабариха. Гвидон, обращенный в шмеля, укусил ее со злости в нос. Дома он рассказал о чуде царевне Лебеди. Оказалось, что это она и есть.
В свете есть такие ль дива?
Вот идёт молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
и до слов
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Назовите главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?
Главные действующие лица — царь Салтан, Гвидон, царевна Лебедь. Они проявляют доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких.
Ткачиха, Повариха и Бабариха проявляют зависть, злость и жестокость.
Что стало причиной несчастий молодой царевны? Вспомните примеры из вашей школьной жизни, когда это нехорошее качество стало причиной ссоры. Обсудите с друзьями.
Причиной несчастий стала зависть окружающих.
Я стараюсь ответстенно выполнять домашнее задание, а мой друг вместо этого предпочитал подольше поиграть в компьютерные игры. Когда мне ставили хорошую оценку, а ему плохую, он завидовал. Мы из-за этого поссорились.
Какие признаки сближают сказку А. Пушкина с народной? Обратите внимание на:
• зачин;
• концовку;
• повторяемость событий;
• волшебных помощников;
• народные словосочетания и выражения.
В сказке Пушкина, как и в народной сказке, есть зачин (Три девицы под окном/ Пряли поздно вечерком.), концовка (Я там был; мед-пиво пил —/ И усы лишь обмочил.), повторяемость событий (Гвидон 3 раза превращался в насекомое, 3 чуда), волшебне помощники (царевна Лебедь), народные словосочетания и выражения (кабы, красная девица, сени, честные гости, на добра коня…).
Вспомните, что такое иллюстрация. Каких художников-иллюстраторов вы знаете? Найдите информацию в энциклопедии.
Иллюстрация — в переводе с английского языка означает «освещение, наглядное изображение». Назначение иллюстрации — помочь понять, пояснить или дополнить содержание текста.
К сказкам А. Пушкина было сделано много замечательных иллюстраций, в частности, такими художниками-иллюстраторами как Татьяна Маврина, Владимир Конашевич, Иван Билибин, Борис Дехтерев, Нина Носкович.
Ранее мы уже разобрались с главными мистическими персонажами «Сказки о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина: Гвидон – божество поэтов, царевна-Лебедь – Исида/Мокошь. Из потусторонних персонажей осталось рассмотреть Черномора и белочку. Оба персонажа были привнесены в текст явно позже и, как ни странно, оказались связаны масонской символикой.
Напомню, что эта сказка Пушкина весьма необычна: практически она является русской «книгой мёртвых», рассказывая о том, как правильно вести себя в потустороннем русском мире (своеобразном смешении миров славян и норманнов). Думаю, что некоторые посвящённые современники Пушкина знали об особой значимости «Сказки».
В подтверждение сказанного приведу следующие факты:
1. «Сказку о царе Салтане» Пушкин писал 9 (!) лет (1822 – 1831 гг). Изначальный текст сказки возник во время пребывания Пушкина в Кишинёве, где он вступил в масонскую ложу. Закончена же она была, когда масонство в России было полностью разгромлено.
2. В 1828 году Пушкин подготовил второе издание поэмы «Руслан и Людмила» (поэма была написана в 1818—1820 годах): добавил эпилог и вновь написанный знаменитый «пролог» — формально часть Песни первой («У лукоморья дуб зелёный…»). Позже, в «Сказке о царе Салтане», кот учёный был заменён на белку. Изменился в Сказке и облик Черномора: он перестал быть разделён на две свои ипостаси (на первую — душу и на карликовую бездушную вторую).
3. Писарская копия сказки была несколько переработана Плетнёвым и Пушкиным после чтения её Николаем I в сентябре — декабре 1831 года. По свидетельству Петра Ефремова в его первом издании сочинений Пушкина (т. III, 1880, стр. 441), существовало более раннее издание: будто бы эта сказка была «впервые напечатана в особой брошюре вместе со сказками Жуковского, но брошюра эта назначена была Жуковским только для высочайших особ».
Но вернёмся на остров Буян. Это место находится в потустороннем мире, но Бога там нет, что подтверждается наличием указывающих путь к Господу церквей, где «хор церковный бога хвалит». Не забывает о Боге и Гвидон. Впервые глядя на белку, он говорит:
«Ай-да лебедь — дай ей Боже,
Что и мне, веселье то же»
Вместо Бога на острове царит могущественная Мокошь («Ты найдёшь меня повсюду», она же – царевна Лебедь, она же — Исида). Белка на острове – подарок Гвидону от Лебеди. Но для увеселения ли? Почему её стерегут слуги?
Белка способна разгрызать некие орешки. В идеальном мире только одно имеет ценность: мудрость. А изумруд и есть символ мудрости. «Египтяне называли изумруд «камнем богини Исиды» и приписывали ему способность превращать сны в явь, читать мысли, видеть прошлое и предвидеть будущее».
То, что не золото в орехе главное, видно из слов:
«Изумрудец вынимает,
И в мешочек опускает;
И засеян двор большой
Золотою скорлупой.»
Как шелухой…
Мудрость – это то, что человек может получить от положения между Небом и землёй. А в северных мифах белка Рататоск – посредник между Верхним и Нижним мирами. Пушкин находит ей место на острове Буян, от которого одинаково невероятно далеко и до Неба, и до земли.
Белка не только живёт на острове, но и обладает огромной властью. «Отдает ей войско честь». По воинскому уставу, проходя, отдают честь старшему по званию. Но не это главное. Находясь в контакте с Верхним миром, белка, конечно, живет счастливо (Небо – источник настоящего счастья), по-земному говоря, припеваючи, даря радость всем окружающим, но почему она поёт именно “Во саду ли, в огороде”?
«Во саду ли, в огороде» — русская народная хороводная и плясовая песня, впервые опубликованная в 1790 году в популярном сборнике Львова-Прача. Пушкин мог читать этот сборник и даже мог попросить Арину Родионовну напеть те песни, которые она узнавала, а в более позднем варианте, надо сказать, у песни “Во саду ли, в огороде” более мистическое окончание:
«Поживём, моя милая
В любви хорошенько
Нам покажется годочек
За один часочек»
Напоминает известное «Тут — годы, Там — секунды», не правда ли? Замедление времени — одна из главных характеристик потустороннего мира. Есть и ещё одна возможная причина, почему Пушкин выбрал именно эту песню. Мы опять возвращаемся к священным масонским числам 11 и 33.
В сборнике народных песен Львова-Прача песня «Во саду ли, в огороде» находится под номером 83 (что в эзотерике равно 11). Если это намеренно выбранное число, то почему Пушкин не взял песню под номером 11 или под номером 33? Я просмотрел все песни в сборнике с номерами 11, 33 и в сумме дающими 11. Главные выводы (их три):
1. Эти песни оказались малоизвестными.
2. Пушкин их видел, поскольку частично отразил это в своей сказке. Смотрим, к примеру, песню под номером 11 «Не бушуйте вы, ветры буйные» (песня о борьбе «добра и зла на море»).
«Не бушуйте вы ветры буйные
Вы буйные ветры осенние,
Успокойся ты море синее,
Не волнуй море Средиземное.»
И как же напоминают эти слова пушкинские:
«В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.»
3. Они не подходят белке по смыслу. Песня должна быть весёлой.
Посмотрим, что в них.
N29 «Дорогая ты моя матушка»
На первый взгляд, сын просит у матери разрешения жениться. Но на самом деле молодец прощается с любовницей, так как вынужден жениться на другой. Для репертуара счастливой белки такая песня явно не годится.
N33 «Ты воспой, воспой млад жавороночек» (песня о выкупе за царевича: отец от него отрекается, а спасает его молодая девушка)
«Ты воспой, воспой млад жавороночек,
Сидючи весной на проталинке.
Добрый молодец сидит в темнице
Пишет грамотку к отцу, к матери:
Он просит тово жаворончка:
Отнеси ты, млад жавороночик,
На мою ли, ах, дальню сторону,
Ты сие письмо к отцу, к матере.
Во письме пишет добрый молодец:
Государь ты мой родной батюшка,
Государыня родна матушка…»
Это очень напоминает сюжет сказки, но для белки не подходит.
N38 «Как вечор тоска нападала» — песня о расставании с любимым: девушку выдают замуж за другого. Не подходит.
N47 «Ах ты день ли мой денёчек» — песня о расставании с любимым: девушка решается на самоубийство. Какое уж тут веселье.
N56 «Осердился мой милой друг на меня» — песня о том, что молодой человек не хочет жениться и поэтому бросает девушку. Не то.
N65 «Мне моркотно молоденьке» — песня о несчастливой любви (интересно, что в ней хороводы названы короводами: «как телёнок за коровой»?) Не то.
N74 «Не свивайся не свивайся трава с повелицей» (печальная песня о расставании влюблённых).
N83 «Во саду ли, в огороде» — первая в списке весёлая песня (о верности любимому). Для подарка Лебеди жениху вполне подходит.
N92 «Ах сени мои сени» — грустная песня о спившейся девушке.
То есть, никакая друга песня с «масонским числом» белке в принципе не подходит. А масонские идеи здесь действительно вовлечены. Судите сами:
«Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом».
Не своими же руками Гвидон ей дом отливал из стекла. Да и не нужно было это в Мире Идей — достаточно было сконструировать его мысленно. Масоны – они же строители…
(Следующий пост), (Продолжение темы), (Искусство), (Содержание)