Волшебная сказка и ее герои ответы на вопросы 5 класс царевна лягушка

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Заказ сочинений

Волшебная сказка и её герои.

1. Понравилась ли вам сказка? К какому жанру сказок она от­носится (волшебным, бытовым, сказкам о животных)? Какие особенности народной сказки вы в ней обнаружили (присказ­ка, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты)? Приведи­те примеры из текста.

         Сказка «Царевна-лягушка» очень интересная. В ней много превращений и чудес, поэтому она относится к жанру волшебной сказки. В этой сказке мы видим признаки народной сказки, такие как:

         Присказка – утро вечера мудренее, ни в сказке сказать, ни пером описать, долго ли шёл, коротко ли, близко ли, далёко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело дела­ется.

         Зачин – «В некотором царстве, в некотором государстве»

         Концовка – «И стали они жить дружно, в любви и согласии».

         Повторы – жил-был, лягушка-квакушка, подумал-подумал, спать-почивать, костями-огрызками, шел-шел, избушка-избушка.

         Постоянные эпитеты – тугие луки, широкий двор, красное крыльцо, буйна голова, птицы летучие, звери рыскучие, высокие горы, темные леса, синее море, добрый молодец.

2. Кто главные герои? Почему сказка называется «Царевна-ля­гушка», хотя не одна она героиня этой сказки?

         Главными героями сказки являются Иван-царевич и Василиса Премудрая. Главное волшебство сказки  – превращение лягушки в Василису Премудрую, именно поэтому, я думаю, сказка так и называется «Царевна-лягушка».

3. Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жёны старших царевичей? Расскажите об этом. Как царь оцени­вает их работу? Постарайтесь рассказать близко к тексту эпизод, когда царевна-лягушка приезжает на пир. Каким был пир?

         Царь дает женам сыновей три задания: испечь хлеб, соткать ковер и показать себя в танце. Жены старшего и среднего сыновей каждый раз звали на помощь мамушек и нянюшек – видимо, сами ничего не умели делать, оттого и не понравились царю их хлеба и ковры, может, это все было и неплохо сделано, но не было главного – души. А Василиса Премудрая все задания выполняла сама и от всего сердца, поэтому царь и оценил ее хлеб и ковер самой высокой похвалой. А танец Царевны-лягушки на пиру заворожил всех гостей, может, и не было ни озера, ни лебедей, но все гости видели это, потому что Василиса Премудрая и в движения вкладывала свою любовь.

4. Известно, что у этой сказки более 20 вариантов, значит, она совершенствовалась и недаром считается одной из лучших на­родных сказок. Постарайтесь найти примеры особого склада сказки. Вот один из них: описание работы царевны-лягуш­ки – ритмичное, складное, как стихотворение:

Где кольнёт иглой раз – цветок зацветёт, где кольнёт другой раз – хитрые узоры идут, где кольнёт третий – птицы летят…

Какие варианты этой сказки вам известны? Какие отличия вы в них заметили?

         Один из вариантов сказки о Царевне-лягушке называется «Сказка о лягушке и богатыре». В ней главные герои – Иван-богатырь и Василиса Премудрая. Отличий по сюжету много: это и король вместо царя, жены сыновей рубашки шьют вместо ковров, три Бабы Яги вместо Кощея, Иван-богатырь сразу знал, что его жена не лягушка и т.д. Но главная суть сказки осталась неизменна: превращение лягушки в Василису Премудрую и все, что делает Василиса, получается у нее лучше других.

         Особенность этой сказки в том, что Василиса, выполняя задания короля, обращается к ветрам: «Буйные ветры! Разнесите лоскуточки и сшейте свекору рубашку». Отличаются зачин и концовка: «В некотором царстве, в некотором было государстве жил король», «Иван-богатырь остался с своею супругою и правил королевством после отца своего благополучно». К особому складу относится одинаковый разговор Ивана-богатыря и каждой Бабы Яги: «Доселева русского духу слыхом не слыхивано и видом не видывано, а нынче русский дух в очах проявляется». Потом спрашивала его: «Что ты, Иван-богатырь, волею или неволею?» Иван-богатырь отвечал: «Сколько волею, а вдвое неволею».

5. Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных со­бытиях и приключениях. Какие необыкновенные события и приключения связаны с героями сказки «Царевна-лягушка»? Кто помогал Ивану-царевичу? Почему? За что разгневался Ко­щей Бессмертный на Василису Премудрую и приказал ей три года квакушкой быть?

         Необыкновенные события в сказке «Царевна-лягушка» – это волшебство. Василиса Премудрая была превращена отцом в лягушку, но и сама умеет превращаться, например, от Ивана-царевича она улетела белой лебедью. Звери умеют разговаривать.  

         Приключения ждали Ивана-царевича, когда он пошел на поиски жены. Герой встречает на своем долгом пути старичка и получает от него волшебный путеводный клубок. Далее –медведя, селезня, зайца и щуку, которые за то, что Иван-царевич пожалел их, помогают ему, и Баба Яга в этой сказке в благодарность за доброе слово царевича тоже оказывается союзницей человека.

         Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку на три года, потому что она оказалась умнее и хитрее своего отца.

6. Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича к царевне-лягушке? Что этим хотел сказать сказитель-автор? Кто помогал Ивану-царевичу? Расскажите о чудесных помощ­никах.

         Иван-царевич сжег кожу лягушки, не думая о последствиях, он хотел, чтобы Василиса Премудрая всегда была женщиной и над ним больше никто не смеялся, что женат на лягушке. Сказитель-автор говорит нам, что сделать ошибку можно быстро, а вот на исправление может понадобиться много времени.

         Иван-царевич со смирением принял долгий путь и больше не совершал поспешных поступков, он научился думать о других, поэтому на просьбы медведя, селезня, зайца и щуки о пощаде, он выбрал их жизнь, а не свой голод. За доброе отношение получил Иван-царевич помощь от животных: медведь дуб выворотил, заяц зайца догнал, селезень утку поймал, а щука со дна моря яйцо достала.

Литература и изобразительное искусство

Сравните иллюстрации разных художников к сказке «Ца­ревна-лягушка», например, иллюстрацию И. Я. Билибина и картину В. М. Васнецова «Пир» (см. иллюстрацию Билибина в книге сказок или в Интернете). Какие из них вам кажутся наиболее близкими к тексту прочитанной сказки? Сделайте собственные рисунки к сказке (портреты героев, путь главно­го героя в поисках Василисы Премудрой, пир и т. д.).

Подготовьте сказывание сказки с использованием зачина, концовки, повторов, постоянных эпитетов.

         Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова, на которых изображен момент танца Василисы Премудрой, близки сюжету сказки, но художники по-разному расставили акценты. У Билибина на переднем плане мы видим зрителей, их удивление и восхищение от танца, а у Васнецова в центре картины – танцующая Василиса и музыканты, здесь мы видим динамику танца и настроение людей.

Фонохрестоматия («Слушаем актёрское чтение»)

Сказка «Царевна-лягушка»

1. Как вы думаете, почему сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным? Обоснуйте свой ответ пересказом нескольких эпизодов сказки.

         Сказка относится к волшебным, потому что в ней много волшебства и превращений, а также есть сказочные герои такие, как Баба Яга и Кощей Бессмертный, и волшебный клубок, который указывал путь Ивану-царевичу.

         Выполняя задания царя, квакушка сбрасывала с себя лягушачью кожу и превращалась в Василису Премудрую. Например, ковер она ткала так: где кольнет иглой раз, там цветок распускается, кольнет два – хитрые узоры идут, третий раз кольнет – птицы летят.

         Когда Иван-царевич встречался с животными, те разговаривали с ним человеческим голосом. Например, увидел он медведя, только хотел его убить, а тот заговорил с ним: «Не убивай меня, Иван-царевич, когда-нибудь пригожусь тебе».

2. Как вы думаете, почему героиня сказки названа Василисой Премудрой? Послушайте внимательно, как читает актриса слова Василисы Премудрой. Какие качества её характера пе­редаёт она в чтении?

         Василиса названа Премудрой (очень мудрой), потому что она очень умная, умнее и хитрее своего отца Кощея Бессмертного, за что он ее и превратил в лягушку на три года. Актриса при чтении слов Василисы понижает голос, интонации становятся уверенными, темп неторопливым и в голосе звучит нежность и смирение. Видимо, не из злости, а для науки превратил ее отец в лягушку, чтобы спокойнее стала, глупостей не делала и ценила человеческий облик. И Василиса Премудрая в сказке предстает рассудительной, спокойной, рукодельницей, умеет все делать лучше других, но не хвастается этим.

3. Подготовьте пересказ сказки от лица Ивана-царевича, попро­буйте при этом передать чувства, настроение главного героя в различных эпизодах сказки.

         В некотором царстве, в некотором государстве жил царь, было у него три сына, младшим из которых был я, Иван-царевич. Захотел батюшка, чтобы мы невест себе нашли, велел натянуть тугие луки и пустить стрелы в разные стороны.

         Стрела старшего брата угодила в боярский двор, среднего – в купеческий, а я три дня искал стрелу, нашел в болоте у лягушки. Она заговорила со мной, велела с сбой взять и жениться на ней и успокоила, что жалеть об этом я никогда не буду. Испугался я насмешек! Где тут не жалеть?! Но судьба распорядилась так, и я не стал перечить, понес лягушку к отцу, в надежде, что он рассудит, как делу быть.

         А батюшка велел жениться на лягушке. Слово родительское для меня закон – женился. А на следующий день отец позвал к себе, смотрю, и братья мои тоже здесь. Дает царь задание, чтоб жены наши караваи испекли к завтрашнему дню. Пришел домой невеселый, а квакушка успокоила меня, велела спать ложиться, а на утро я своим глазам не поверил, никогда такого хлеба я не видывал. Батюшка очень доволен остался работой моей квакушки. Но тут же новое задание дал: соткать ковер.

         Опять я домой печальный пришел. А на утро ждало меня очередное удивление. Царь обрадовался ковру моей квакушки, но следующим заданием опять вверг меня в уныние: как же я с лягушкой на пир приеду? Ведь на смех поднимут все, будут перешептываться да переглядываться.

         Велела мне квакушка одному ехать. Уж столько раз удивляла меня она, но на этот раз радости моей не было предела, так как увидел я перед собой не лягушку, а красавицу Василису Премудрую. Влюбился в нее без памяти и поспешил домой, чтобы сжечь лягушачью кожу – не будет жена моя никогда больше квакушкой, а я – посмешищем.

         Только поспешил я, и за спешность был наказан. Вернулась Василиса с пира, обернулась белой лебедью и улетела, сказав на прощание, что не так-то просто будет её отыскать.

         Отправился я за любимой своей в долгий путь. Три пары железных сапог износил, три хлеба изгрыз, пока не встретил старичка, который рассказал мне, почему Василиса Премудрая лягушкой была и дал клубок волшебный, который должен был привести меня в Кощеево царство.

         Многое я передумал за время пути, много корил себя за поспешность и эгоизм, поэтому, встретив на пути медведя, зайца, селезня и щуку, услышав их просьбы, поступал каждый раз, как они просили, а не как мне хотелось. И с Бабой Ягой я разговаривал уважительно, может, поэтому мне старая и рассказала, где смерть Кощеева спрятана.

         А дальше все как в сказке было: и дуб медведь выворотил, и заяц помог, и селезень пособил, и щука утешила. Разбил я то яйцо треклятое, сломал иглу и нашел свою Василисушку. Вернулись мы домой вместе и стали жить счастливо, а поступать по справедливости.

Заказ сочинений

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 25-26

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Волшебная сказка и её герои

1.Понравилась ли вам сказка? К какому жанру сказок она относится? Какие особенности народной сказки вы в ней обнаружили? Приведите примеры из текста.

Мне очень понравилась эта сказка. Она относится к волшебным сказкам. В ней находятся многие особенности народных сказок:

Зачин: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь».

Концовка: «И стали они жить дружно, в любви и согласии».

Присказка: «Долго ли шёл, коротко ли, близко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается…».

Постоянные эпитеты: «утро вечера мудренее», «красной девицей», «буйну голову», «тридевять земель, тридевять морей», «костяная нога» и другие.

Троекратные повторы: три сына было у царя, три задания царь давал невесткам, три пары железных сапог сносил Иван, три железных хлеба съел, три года должна была Василиса квакушкой быть.

2. Кто главные герои? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не она одна героиня этой сказки?

Главные герои сказки — Иван-царевич и Василиса Премудрая. Но самые большие чудеса связаны именно с Василисой. За ней отправляется Иван-царевич. Она важнейший персонаж истории, без которого сказка теряет смысл.

3. Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жёны старших царевичей? Расскажите об этом. Как царь оценивает их работу? Постарайтесь рассказать близко к тексту эпизод, когда царевна-лягушка приезжает на пир. Каким был пир?

Первое задание — испечь хлеб. У старшей каравай подгорел и царь велел отдать его псам. У средней каравай получился кособокий и царь сказал, что такой от большой нужды будешь есть. У Василисы каравай получился мягкий, с узорами, городами, садами и птицами, и царь сказал, что его надо в большие праздники есть.

Второе задание — выткать ковёр. Про ковёр старшей царь сказал, что им лошадей от дождя прикрывать. Про ковёр средней сказал, что его только у ворот стелить. А у Василисы ковёр чудесный, с узорами, цветами и птицами. Царь сказал, что его только по большим праздникам расстилать.

Третье задание — явиться жёнам на пир. Жёны старших братьев пришли разодетые, а Василиса запаздывала. Но вдруг поднялся стук да гром и все во дворце перепугались. Это приехала Василиса в золочённой карете. И была она краше всех, и все Василисой любовались.

А она вино выливала в левый рукав, а косточки в правый складывала. А как плясать пошла, стала руками махать, и сделалось озеро, по которому лебеди плавали. Жёны старших братьев пытались Василисе подражать, да только гостей облили, да костями забросали.

4. Известно, что у этой сказки более 20 вариантов. Постарайтесь найти примеры особого склада сказки. Вот один из них: описание работы царевны-лягушки ритмичное, складное, как стихотворение. Какие варианты этой сказки вам известны? Какие отличия вы в них заметили?

Другой пример особого склада сказки: чудеса на пиру. «Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди».

А вот ещё пример: рассказ бабы Яги. «Его смерть — на конце иглы, та игла — в яйце, то яйцо — в утке, та утка — в зайце…»

В учебнике сказка «Царевна-лягушка» дана в пересказе М. Булатова. Есть пересказы Александра Афанасьева и Алексея Толстого.

В этих вариантах Василиса не сама выполняет задания царя, а с помощью волшебных помощниц: нянек и мамок. Царь просит сшить рубашку, а не выткать ковёр. Иван называет бабу Ягу старой хрычовкой.

5. Сказка — это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Какие необыкновенные события и приключения связаны с героями сказки «Царевна-лягушка»? Кто помогал Иван-царевичу? Почему? За что разгневался Кощей Бессмертный на Василису Премудрую и приказал ей три года квакушкой быть?

Необыкновенные события в сказке:

  1. Превращение лягушки в Василису.
  2. Выполнение Василисой заданий царя, особенно пир.
  3. Странствия Ивана в поисках Василисы.
  4. Помощь старичка, бабы Яги, животных.

Ивану-царевичу помог старичок, давший ему клубок. Потому что Иван был приветливым и убитым горем. Вежлив был Иван с бабой Ягой и она тоже помогла царевичу. Помогли ему и животные: медведь, селезень, заяц и щука, потому что Иван их пожалел и не убил.

Кощей был отцом Василисы. Он разгневался на дочь за то, что она оказалась хитрей-мудрей его самого.

6. Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича к царевне-лягушке? Что этим хотел сказать сказитель-автор? Кто помогал Ивану-царевичу? Расскажите о чудесных помощниках?

Иван-царевич поступил поспешно и необдуманно, когда сжёг кожу лягушки. Это было ошибкой, а за ошибки всегда приходится долго расплачиваться. Вот и пришлось Ивану во искупление своей вины отправиться в долгий путь.

Автор хотел сказать, что счастье нужно заслужить, даром оно никому не даётся.

Помогали Ивану:

  1. Старичок. Рассказал о судьбе Василисы и дал клубок-навигатор, который показывал путь.
  2. Баба Яга. Напоила, накормила, попарила. Рассказала, где искать смерть Кощея.
  3. Животные, которых пощадил Иван. Добыли ему иглу, которую сломал Иван.

Фонохрестоматия

1. Как вы думаете, почем сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным? Обоснуйте свой ответ пересказом нескольких эпизодов сказки.

В этой сказке происходят чудеса. Лягушка становится Василисой Премудрой, вино превращается в озеро, а кости — в лебедей, животные говорят и помогают герою. Также в ней есть волшебные предметы: клубок, лягушачья кожа. Есть волшебные существа: баба Яга, Кощей Бессмертный.

2. Как вы думаете, почему героиня сказки названа Василисой Премудрой? Послушайте внимательно, как читает актриса слова Василисы Премудрой. Какие качества её характера передаёт она при чтении?

Василиса было очень умной и много чего знала и умела. Она хорошо готовила, ткала, могла колдовать. Актриса постаралась передать такие её качества, как нежность, любовь к мужу. Даже когда она упрекает Ивана за спалённую кожу, она не ругает его, а жалеет. Василиса очень добрая.

3. Подготовьте пересказ сказки от лица Ивана-царевича, попробуйте при этом передать чувства, настроение главного героя в различных эпизодах сказки.

Пример пересказа  сказки от лица Иван-царевича можно посмотреть по ссылке.

Страница 11 из 56

1. О чём эта сказка? Кто её герои? К каким сказкам она относится (сказкам о животных, волшебным, бытовым)? Каковы её особенности?

Эта сказка относится к волшебным сказкам, в ней действуют волшебные герои (Василиса Премудрая. Кошей Бессмертный. Баба-яга), происходят волшебные события (перевоплощение лягушки в царевну и наоборот, смерть, таящаяся на конце иглы, танец Василисы, ее исчезновение после того, как Иван сжег лягушечью кожу, животные, говорящие по-человечески), есть волшебные предметы (ища клубочек). Главные герои сказки — Василиса Премудрая и Иван-царевич. Эта сказка о трудолюбии и упорстве, терпении и милосердии.

Смысл сказки — не суди о людях по внешности, смотри на дела, под некрасивым обличием может быть самый лучший, добрый и прекрасный человек, с красивой душой. Главное — внутренняя красота и богатство, а не внешняя оболочка. Настоящая любовь пройдёт сквозь любые испытания и обретёт счастье.

2. Как оценивал царь работу невесток? Как вы понимаете эти оценки?

Работу невесток царь оценивал справедливо, по достоинству. Боярская и купеческая дочери, кроме высокомерия, ничему не обучены, не умеют ни хлеб испечь, ни ковер соткать. Потому и подгоревший каравай царь велит псам дворовым отнести, а про сырой и кособокий, говорит, что его есть можно только от большой нужды. И ковры, сотканные старшей и средней невестками, по словам царя, годятся только лошадей от дождя покрывать да порог у ворот устлать. А вот работу Василисы царь оценивает высоко — и хлеб ее нужно только в большие праздники есть, и ковер велит только в горнице по большим праздникам расстилать.

3. Чем отличается Царевна-лягушка от других невесток? Почему её называют премудрой?

Царевна-лягушка отличается от невесток трудолюбием. Она не пользуется волшебством, когда нужно испечь хлеб и соткать ковер, не старается, как они переложить работу на других, на мамушек, нянюшек и красных девушек, а делает все собственноручно. Она не позволяет себе насмешек и высокомерия по отношению к старшей и средней невесток, в отличие от них.

4. Кто помогает Ивану-царевичу найти Василису Премудрую?

У Ивана-царевича много Помощников. Это и старичок, подаривший ему волшебный клубочек, и Баба-яга рассказавшая о том, где таится смерть Кощея, и животные, которых он пожалел в пути.

5. Найдите в сказке фрагменты, которые читаются ритмично, как стихотворение, и подумайте, зачем они введены в сказку. Например: «Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди… »

Такие фрагменты придают сказке напевность, особую сказовую манеру. Например, «где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой раз — хитрые узоры идут, где кольнет третий — птицы летят..», «..катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам..», «тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто.верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл» и др.

6. Обратите внимание на то, как начинается и завершается сказка. Есть ли у неё присказка, зачин, концовка? Есть ли повторы, эпитеты, гиперболы и какую роль они выполняют?

Присказки нет., есть зачин (в некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына, старый старичок), есть концовка (и стали они жить дружно, в любви и согласии). В сказке много повторов (пустил стрелу старший брат, пустил стрелу средний брат, пустил стрелу Пван-паревич, подумал-подумал, шел-щшел), эпитеты, в том числе и постоянные (широкий двор, тугие луки, чистое поле, красной девицей, ковер узорчатый), гиперболы.(третью пару железных сапог истер, третий железный хлеб изгрыз, дуб … ветками красное солнце закрыл, поднялся великий стук да гром — весь дворец затрясся, зашатался). Все эти средства придают сказке красочность, делают ее более выразительной.

Все художественные средства делают повествование образнее, интереснее, ярче и конкретнее.

7. Можно ли считать незаслуженно забытыми слова: печалиться, тужить, кручиниться, слово мудрёное, молвить, дивиться, снарядиться? Подберите к ним синонимы.

Да на мой взгляд, эти слова незаслуженно забыты:

тужить — горевать,
кручиниться — тосковать, печалиться,
слово мудреное — то, над которым нужно подумать, поломать голову,
молвить — сказать,
дивиться — удивляться,
снарядиться — собраться.
Значение этих слов понятно и без словаря, а звучат они по-особенному, придают речи плавность, напевность.

8. Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что царевна-лягушка, то есть Василиса Премудрая — это центральный персонаж сказки, вокруг которого строится основное повествование. В ней же: запечатлены те черты, которые испокон веков считались главными в женщине, в человеке: трудолюбие, скромность, доброта, терпение, достоинство.

9. Известно, что сказка «Царевна-лягушка» имеет 24 варианта. Один из лучших вариантов этой сказки включён в вашу хрестоматию. Знаете ли вы другие варианты? Какая между ними разница?

В одном из вариантов сказки царь в качестве испытания велит сначала сшить рубаху, потом испечь хлеб, а затем зовет к себе на пир. Василиса Премудрая выполняет задания с помощью мамок нянек, с помощью волшебства. Добавлен эпизод когда старшая и средняя невестки посылают служанку, чтобы та подсмотрела, как лягушка-царевна печет хлеб, и та прознав об этом, проявляет хитрость: нарочно делает так как не нужно (ломает печь, заливает тесто з образовавшуюся дыру). В варианте, предложенном в мультимедийном приложении, вообще нет никаких испытаний, показан только царский пир и танец Василисы Премудрой. Кощей Бессмертный не упоминается, а Василиса покидает мужа, сильно рассердившись на него за то, что тот сжег лягушечью кожу. Животные тоже несколько иные: вместо селезня — соколиха, вместо зайца — рак. Эпизода со старичком вовсе нет. Баба-яга оказывается матерью лягушки и помогает Ивану, а в яичке скрывается благосклонность Василисы: съев его., она говорит, что скучает по мужу и хочет его увидеть.

10. Прочитайте сказку «Чего на свете не бывает». Определите, к какому виду сказок она относится. Над кем она «смеётся»?

Сказка «Чего на свете не бывает», относится к бытовым сказкам. Действующие лица в ней — люди. События происходят в обыденной, повседневной обстановке, никакого волшебства в ней нет. Эта сказка «смеется» прежде всего над спесью, высокомерием и тщеславием барина, которому легче деньги отдать. Нежели признать, что барин может у холопа пеленки стирать, над его глупостью и жадностью.

Живое слово

Сочините сказку и расскажите ее в классе. Выберите, к какому виду она будет относиться. В ней должны быть присказка, зачин, концовка.

==

1 Часть

1 К ЧИТАТЕЛЯМ

1 ЗНАКОМИМСЯ С УЧЕБНИКОМ. Стр. 5

123

2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 5-6

12

3 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 6

2

4 СОВЕРШЕНСТВУЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 6

123

2 УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 8

2

2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 8

12

3 РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

ПРОДОЛЖАЕМ ЗНАКОМСТВО С ФОЛЬКЛОРОМ. Стр. 10-12

1234

4 ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА

1 ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА И ЕЕ ГЕРОИ. Стр. 25

123456
2 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 25

3 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 26

12

5 ИВАН – КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 38-39

123456
2 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 39

6 ЖУРАВЛЬ И ЦАПЛЯ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О СВОЕОБРАЗИИ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ. Стр. 40-41

12

2 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 42

123

7 СОЛДАТСКАЯ ШИНЕЛЬ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О СВОЕОБРАЗИИ БЫТОВЫХ СКАЗОК. Стр. 43-44

12345

2 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 44

1

8 ИЗ РАССКАЗОВ О СКАЗОЧНИКАХ

1 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 46

1235

2 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 46

12
3 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 46

9 ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 47

1

10 ПОДВИГ ОТРОКА КИЕВЛЯНИНА И ХИТРОСТЬ ВОЕВОДЫ ПРЕТИЧА

ЧИТАЕМ ДРЕВНЕРУССКУЮ ЛЕТОПИСЬ. Стр. 51

123

11 ПРОШЛОЕ ДОЛЖНО СЛУЖИТЬ СОВРЕМЕННОСТИ!

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ГЕРОЯХ ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ. Стр. 51-52

123

2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 52

12345

3 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 52

12

4 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 52-53

123

12 ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ. СПОДВИЖНИК ПРОСВЕЩЕНИЯ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 55

123

13 РОДЫ И ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 56

14 ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 59

1

15 ВОЛК НА ПСАРНЕ

1 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 62

123

2 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 62

12
3 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 62-634 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 63

16 СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ

1 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 64-65

1

2 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 65

1234

3 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 65

1

17 ВОРОНА И ЛИСИЦА

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 67

12

2 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 67

13
3 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 68

18 ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ. СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 82-83

123
2 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 83

3 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 83

1245

19 КУБОК

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 90

1234

2 УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО. Стр. 90

2

20 АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 92

1

21 НЯНЕ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 93

1234

22 У ЛУКОМОРЬЯ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 94

1234

2 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 95

23

23 СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 112-113

123456789101112
2 БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К СЛОВУ. Стр. 113

3 ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА. Стр. 113-114

12344 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 114

5 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 114

1245

24 РИФМА. СПОСОБЫ РИФМОВКИ. РИТМ. СТИХОТВОРНАЯ И ПРОЗАИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 116

2

25 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 119

12

26 АНТОНИЙ ПОГОРЕЛЬСКИЙ. ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 148-149

1234567

2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 149

12

27 МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 151

2

28 БОРОДИНО

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 155

12345679

2 УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО. Стр. 156

2

3 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 156

1246

29 НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 158

1

30 ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 169

12
2 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 169

3 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 169

12

31 НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ. МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 175-176

123

2 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 176

1234

32 КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 186

1234678

2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 187

123
3 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 187

33 ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ. МУМУ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 223-224

1234578910

2 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 224-225

1234

34 АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ. ЧУДНАЯ КАРТИНА

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 227

124

35 ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 228

1234

36 ЗАДРОЖАЛИ ЛИСТЫ, ОТЛЕТАЯ

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 228

1234

37 ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

Л.Н. ТОЛСТОЙ И ЯСНАЯ ПОЛЯНА. Стр. 230

1

38 КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 258-259

123456
2 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 259

3 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 259

12456

39 АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 263

1

40 ХИРУРГИЯ

1 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 268

12345
2 ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Стр. 268

3 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 269

1234564 БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К СЛОВУ. Стр. 269

41 РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ. ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 273

1

42 ВЕСЕННИЕ ВОДЫ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 273-274

123

43 АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ПЛЕЩЕЕВ. ВЕСНА

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 274

123

44 ИВАН САВВИЧ НИКИТИН. УТРО

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 276-277

123

45 ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ. КАК ВЕСЕЛ ГРОХОТ ЛЕТНИХ БУРЬ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 277

46 ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ…

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 279

1

47 АПОЛЛОН НИКОЛАЕВИЧ МАЙКОВ. ЛАСТОЧКИ

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 280-281

12

48 ИВАН ЗАХАРОВИЧ СУРИКОВ. ЗИМА

1 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 282

12

2 РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 282-283

1

2 Часть

1 ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА. ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН

Проверьте себя. Стр. 4

12

10 ЗАЯЧЬИ ЛАПЫ

1 Размышляем о прочитанном. Стр. 88

12345

2 Фонохрестоматия. Стр. 88-89

1234

3 Обогащаем свою речь. Стр. 89

12345

11 САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК. ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ

1 Размышляем о прочитанном. Стр. 107

246

2 Фонохрестоматия. Стр. 107-108

123457

12 СКАЗКИ НАРОДНЫЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ

Размышляем о прочитанном. Стр. 111

123

13 АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ

Проверьте себя. Стр. 112

12

14 НИКИТА

1 Размышляем о прочитанном. Стр. 121

1234

2 Фонохрестоматия. Стр. 122

1234

3 Совершенствуем свою речь. Стр. 122

2345

15 ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ

Проверьте себя. Стр. 123-124

1

16 ВАСЮТКИНО ОЗЕРО

1 Размышляем о прочитанном. Стр. 152

12345678
2 Литература и изобразительное искусство. Стр. 152

3 Обогащаем свою речь. Стр. 152-153

12345

17 ПОЭТЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (1941-1945 ГГ.). АЛЕКСАНДР ТВАРДОВСКИЙ. РАССКАЗ ТАНКИСТА

1 Размышляем о прочитанном. Стр. 158

12
2 Литература и изобразительное творчество. Стр. 158

3 Фонохрестоматия. Стр. 159

12

4 Совершенствуем свою речь. Стр. 159

123

18 КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ СИМОНОВ — МАЙОР ПРИВЕЗ МАЛЬЧИШКУ НА ЛАФЕТЕ

1 Размышляем о прочитанном. Стр. 161

12

2 Фонохрестоматия. Стр. 162

12

19 ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ XX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И СЕБЕ. ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН — ПОМНЮ – ДОЛГИЙ ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

Фонохрестоматия. Стр. 164

12

  • Волшебная сказка для детей дошкольного возраста
  • Волшебная сказка для взрослых красавица и чудовище
  • Волшебная сказка дала полную волю человеческому воображению и тем самым сослужила огромную службу литературе
  • Волшебная сказка без автора
  • Волшебная сказка 5 класс по литературе придумать самому маленькая