Деревья и Древняя Русь: дуб, береза, калина, липа, яблоня, ива, клен. Образ дерева в русских сказках. Свадебное дерево на Руси. Деревья оберегающие дом, семью, здоровье. Из какого дерева делали на Руси дома, посуду, детские колыбельки?
Дата обновления статьи: 09.01.2023
«Леса украшают землю, (…) они учат человека понимать прекрасное».
А. П. Чехов, «Дядя Ваня»
Жизнь человека неразрывно связана с природой. Утратив эту связь, затерявшись в каменных джунглях городов, мы будто упускаем из рук невидимую ниточку, соединяющую нас с окружающим миром, перестаем замечать красоту Природы, становимся потерянными и одинокими.
Наши предки умели «дружить» с растениями и животными, обращаться и прислушиваться к ним. Само их мировоззрение предполагало тесную взаимосвязь всех живых существ, ведь в каждой частичке мироздания живет Бог, иными словами — все вокруг им и является (см. описание творения мира из тела Бога в древнейшем памятнике русской словесности «Голубиной книге»). Особенно тесной была связь славян с деревьями — их наделяли душой, характером, волшебными свойствами, они становились героями сказок наравне с людьми и животными. Невозможно представить жизнь, обряды, праздники и песни наших предков без милых сердцу березок, дубов, яблонь, рябинок, ивушек. Что же шепчут они нам, шелестя листвой? Давайте прислушаемся…
Н. К. Рерих. Декорации к балету «Весна священная». Поцелуй земле.
Отношение к деревьям в Древней Руси
Деревья воспринимались славянами как одушевленные существа, с которыми можно общаться, взаимодействовать. Природа для наших предков была живой в полном смысле этого слова — она дышала, разговаривала, защищала, печалилась и радовалась. Вот как об этом пишет русский историк, литературовед и поэт Николай Иванович Костомаров (1817–1885) в своем труде «Славянская мифология», ссылаясь на русский фольклор:
«Деревья и травы часто говорят и меж собою, и с птицами, и людьми, и имеют символическое применение к человеку».
Деревья часто становятся пусть и не главными, но значимыми героями русских сказок. Зачастую они играют ключевую роль в развитии сюжета и помогают людям добрым, игнорируя злых. Деревья справедливы и беспристрастны, мудры и величественны.
Углубляясь в историю, можно говорить о целом культе деревьев: для наших предков они были объектом восхищения и поклонения, в частности, дуб — священное дерево громовержца Перуна. Об этом дереве-символе мы поговорим ниже. Впрочем, не стоит примитивизировать такое поклонение и возводить его к поклонению какому-то конкретному дереву (или камню) как божеству — все гораздо сложнее, тоньше и мудрее. Проводя определенные обряды у священных деревьев наши предки прежде всего отдавали дань уважения той Силе, которая в них проявляется или связана с ними. Например, в лице Перуна и в его древесном проявлении дубе — славяне чтили активную, яростную, кипящую и созидательную энергию (читать подробнее о дуальном противостоянии активной и пассивной силы — бога-воина и бога-мудреца — здесь).
В Древней Руси существовали священные рощи, о которых, к сожалению, сохранились лишь косвенные сведения. Так, Елена Евгеньевна Левкиевская (род. 1963), российский лингвист, мифолог и фольклорист, упоминает в книге «Мифы русского народа» о «моленьях в рощеньи». Еще в прошлом и позапрошлом веках священные рощи встречались в северорусских землях и Белоруссии. Вырубать деревья и даже рубить бурелом и сухостой здесь строго-настрого запрещалось — нарушителя ждала страшная кара, мучительная смерть.
Всеволод Иванов. В царстве Овсенича. Вечер
Ветви священных деревьев по традиции украшались ленточками, платками, полотенцами. Так крестьяне молили священное древо об избавлении от болезни или благодарили за исцеление. Особо почитались старые деревья с расщепленными стволами и выступающими из-под земли корнями, с наростами и дуплами. Все так же, как у людей: чем старше человек, тем он опытнее, мудрее, тем больше может поведать остальным.
Вплоть до конца XIX века в русских деревнях наблюдался обычай ритуального кормления деревьев, корни которого уходят в историю Древней Руси. Жены и девицы собирались «под древа, под березы» и приносили «яко жертвы пироги и каши и яичницы». Об этом читаем у Левкиевской: автор приводит в пример челобитную нижегородских священников 1636 года.
Примечание: впрочем, есть и иное мнение — о полном неприятии самого культа поклонения чему-либо у наших предков и о гораздо более глубоких знаниях о природе вещей, нежели мы себе представляем. Так, доктор исторических наук профессор Александр Владимирович Пыжиков (2003–2004 зам.министра образования РФ), исследуя обряды разных регионов страны, связанные с травами и деревьями, обратил (в одном из своих видео) внимание на такой: для того, чтобы помочь молодой девушке излечиться от бесплодия, часто использовалась береза. Группа женщин уходила в лес, где наиболее мудрая и пожилая выбирала нужное дерево по… вибрациям (!), прислоняясь к нему спиной. Затем она уступала место девушке, мечтавшей о ребенке, остальные заключали ее и березу в круг хоровода и пели песни определенной тональности. Можно предположить, что вибрации песни и вибрации березы создавали определенный резонанс, необходимый и достаточный для того, чтобы решить женскую проблему. Но самое интересное заключается в том, что после успешно выполненного обряда — данное дерево обязательно срубалось. Для чего? Чтобы неразумные люди впоследствии не создали из него объект поклонения! Будет другая девушка — для нее в нужный день непременно найдут другую березу. Потому что Сила заключена не в данном конкретном дереве, а в Природе и в Знании.
Интересен и всеобъемлющий образ Древа жизни, который красочно живописал русский историк и фольклорист Александр Николаевич Афанасьев (1826–1871).
«Дождевые тучи, потемняющие небесный свод широко раскинутою и многоветвистою сенью, в глубочайшей, незапамятной древности были уподоблены дереву-великану, обнимающему собою весь мир, — дереву, ветви которого обращены вниз — к земле, а корни простираются до самого высокого неба».
Деревья в русских сказках
Вспомним, например, «Крошечку-Хаврошечку». Главная героиня — девочка-сиротка, попавшая в услужение к недобрым людям. Сначала трудолюбивой девочке помогала справляться с непосильной работой добрая коровушка, а когда ее зарезали, Хаврошечка схоронила косточки в саду. И выросла из них чудесная яблонька с золотыми листочками и серебряными веточками.
Тут-то и начинается самое интересное. Ехал мимо молодой человек. Стал он заигрывать с Хаврошечкой и ее сводными сестрами: мол, кто «мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет» (пересказ Алексея Толстого).
О.Миронова. Иллюстрация к сказке «Крошечка-хаврошечка»
Несмотря на то, что яблочки висели совсем низко, злым девицам они никак не давались: «сестры хотели их сбить — листья глаза засыпают, хотели сорвать — сучки косы расплетают». Но стоило подойти к дереву Хаврошечке, которая ухаживала за коровушкой и за яблонькой, как веточки сами к ней приклонились. Она угостила молодца, он на ней женился и «стала она в добре поживать, лиха не знать». Так дерево вознаградило сиротку за честный труд и доброту и наказало самолюбивых сестер. Интересно, кстати и то, что яблонька в сказке является как бы новым перерождением коровушки, то есть в дереве продолжается жизнь доброй помощницы, сохраняется ее дух и даже память — та заранее предупреждает Хаврошечку о своей смерти, о том как нужно закопать ее косточки и о том, что из них вырастет чудесная яблонька.
К слову, в славянских преданиях наделенные чудодейственной силой деревья зачастую вырастали на именно на месте захоронения: таким образом душа усопшего переселялась в растения. Таким деревьям даже давали имена. Например, Левкиевская вспоминает любопытную легенду XIX века: некогда в Пензенской губернии росла священная липа Исколена, которая выросла из колена убитой на этом месте юной девушки.
«Гуси-лебеди», лаковая миниатюра
Мотив помощи деревьев людям прослеживается и в другой известной русской сказке — «Гуси-лебеди». Здесь тоже встречаем яблоню-спасительницу: она заслоняет своими ветвями девочку, которая вызволила своего братца из плена Бабы-яги, прячет ее от коварных гусей-лебедей. Как мы видим, деревья в русских сказках наделяются большой силой: они вершат людские судьбы, восстанавливают справедливость.
В сказке «Белая уточка» (в пересказе А. Н. Афанасьева) появляется другой персонаж — березка. И снова дерево чудесным образом содействует человеку, на сей раз князю: белая береза становится у него позади, а красная девица впереди. И — о чудо: к заколдованной ведьмой княгине, белой уточке, возвращается человеческий облик. Волшебные силы природы помогают семье вновь обрести счастье.
Русские песни, былички, предания пестрят обращениями к деревьям. Так, в сборнике «Русский фольклор», составленном филологом-фольклористом Владимиром Прокопьевичем Акининым (1924–2018), читаем следующие строки из лирической любовной песни:
«Ты дуброва, моя дубровушка,
Ты дуброва моя зеленая,
Ты к чему рано зашумела,
Приклонила ты свои ветви?»
Там же — ласковое обращение к иве:
«Ивушка, ивушка зеленая моя!
Что же ты, ивушка, не зелена стоишь?
Или те, ивушку, солнышком печет!
Солнышком печет, частым дождичком сечет…»
Люди и деревья у наших предков — добрые друзья и соседи, к которым можно обратиться за советом, помощью. В этой поэтической взаимосвязи человека и природы заключается особое обаяние фольклорного наследия славян.
Деревья оберегающие
Особую роль в нашей культуре играют и деревья в роли оберегов или защитников дома, семьи, здоровья, счастья. Например, славяне верили, что с их помощью можно защитить семью и жилище от нечистой силы. Существовал целый ряд обрядов — например, при рождении нового человека или постройке нового дома, во время которых помимо прочего полагалось в том числе и посадить определенное дерево. Своевременное и точное выполнение обрядов, по замыслу древнего человека, упорядочивает течение жизни как в обществе, так и в природе — нужным ему образом формирует пространство-мир, в котором он живет.
Josephine Wall. Древо жизни.
Деревья воспринимались как символ новой жизни. Поэтому при рождении ребенка перед домом и сажали деревце-оберег. Мальчикам предназначались «мужские» растения — священный для славян дуб, клен или ясень, а девочек оберегали «женские» деревья — липа или береза. С этого момента дерево и новорожденный считались связанными друг с другом неразрывно, поэтому бережно относились как к ребенку, так и к самому дереву.
Образ дуба на Руси
С особым благоговением славяне относились к дубу, дереву которое традиционно ассоциировалось именно с Перуном — богом-воином, богом-громовержцем, олицетворяющем кипучую, активную, яростную энергию жизни, пробуждения, солнца, ветра и грозы. В честь бога-громовержца «содержали неугасимый ни днем, ни ночью огонь, раскладываемый из дубового леса». Об этом вспоминает путешественник Адам Олеарий, побывавший в России в 1654 году.
Андрей Клименко. Перун
Предание о мировом древе, по Афанасьеву, славяне также относили преимущественно к дубу, сохранилось и сказание о дубах, существовавших еще до сотворения мира.
В сказках о смерти Кощеевой, сундук с иглой-яйцом-уткой-зайцем также обычно привязан именно к ветвям великого дуба, возможно потому, что в самой этой истории заключен некоторый символический смысл, связанный с междумирьем и мировым древом. Есть свидетельства (также у Афанасьева), что раньше дубом у славян называлось любое дерево вообще, отсюда и слова «дубец», «дубчик», «дубина» в значении палки.
О культовой роли дуба у восточных славян, рассказывает Левкиевская, свидетельствуют и археологические находки. Так, в 1975 году на дне реки Днепр обнаружили огромный древний дуб, в стволе которого нашли девять челюстей кабанов.
Обратившись к приметам: срубить дуб — значило накликать на себя беду.
Образ березы на Руси
Береза, поэтический символ России, в представлении славян воплощала образ чистой матери-природы, о чем свидетельствует Костомаров.
Любопытно рассказывает о березе и славист Валерия Васильевна Усачева (род.1938). Береза — это благословенное дерево с мощной защитной силой, в которое никогда не ударяет молния, это доброе дерево: белая кора сближает березу с понятиями «чистый», «здоровый». Она имела не меньшее значение в культовых славянских практиках, чем дуб и липа, часто высаживалась у дома и приносила людям добро. Считалось, что души умерших девушек вселяются именно в эти «хорошие» светлые деревья.
Н. К. Рерих. Ункрада
В то же время береза связывалась и с нижним миром посредством хтонических животных. Русское поверье, по Далю, гласит: если убитую змею повесить на березу, пойдет дождь. Также береза способна противостоять нечистым силам.
Образ яблони на Руси
Яблоня на Руси, согласно Агапкиной, всегда соотносилась с комплексом положительных образов. Она символизировала плодородие, счастье, красоту и любовь. В песенном фольклоре яблоня — наряду с дубом — предстает как одно из воплощений Мирового Древа. В то же время, если дуб — сугубо «мужское» дерево, то «яблоня» — женское, символ Матери, а ее плод — яблоко одновременно символизирует и ребенка, и новую жизнь, и новый мир, а значит — и бессмертие.
С яблоками связаны волшебные птицы — Сирин, Алконост и Жар-птица (читать подробнее про волшебных птиц в русском фольклоре). Так, в русских сказках пение Жар-птицы возвращает зрение ослепшим, питается же она молодильными яблоками, которые даруют вечную молодость, здоровье, красоту и бессмертие.
Виктор Корольков. Сад Ирий
Считалось, что накануне Яблочного Спаса (19 августа см. статью про приметы августа) в сады прилетают из мира Прави (то есть мира Богов и Правды) волшебные птицы Сирин и Алконост. Сирин — считается, что она поет песни печали — прилетает первой, поэтому сначала яблоки наполнены горем ее песен и есть их нельзя. А как раз 19 августа (Яблочный Спас) прилетает птица Алконост, поющая песни радости и счастья. Яблоки становятся напитанными энергией жизни, света и любви, буквально приобретают целительные свойства. Именно поэтому их рекомендуется собирать точно на Яблочный Спас. Люди дарят их друзьям, родственникам и просто людям в качестве пожелания добра — как бы делятся частицами божественного света и благодати.
Виктор Корольков. Дары Алконоста
Именно яблонька становилась обязательным участником славянских ритуалов, связанных с продолжением рода. Например, во время беременности женщинам полагалось любоваться этим деревом, чтобы родить здорового румяного малыша. А при первых шагах крохи мать «вынимала» следы его ступней из земли и зарывала под яблоней — чтобы ребенок вырос красивым.
Родионовы Н. и В. Яблочный Спас
Образ калины на Руси — дерево любви, лада и радости. Свадебное дерево. Калина у погребений.
Калина издавна считалась на Руси свадебным деревом, деревом лада, любви и радости. Не потому ли, что ее ярко-красные ягоды и зимой под снегом горят огнем и сохраняют все свои свойства? Перед свадьбой невеста вручала жениху расшитое полотенце с ягодами и листьями калины. Цветами этого дерева украшали девичьи венки, праздничные столы и караваи. Пучки ярко-красных плодов связывали алой лентой и клали на свадебные угощения.
Алексей Анатольевич Кононенко (род. 1957), писатель, заслуженный деятель искусств Украины, цитирует слова свадебной песни, посвященной калине:
— Где ты, калина, росла,
Что такая красная,
Тонкая, высокая,
Листом широкая? —
В луге у криницы,
У студеной водицы…
Очевидно, что со свадебными ритуалами тема любви и лада в жизни не заканчивается, поэтому перед избой всегда сажали калину, как символ счастья и согласия, призванный уберечь семью от сглаза и несчастий. Ее же, как рассказывает Костомаров, «селили» и на кладбищах: алые гроздья калины над усыпальницей символизировали любовь в широком смысле этого слова.
Здесь стоит сказать несколько слов о погребальных обрядах наших предков. Бытует мнение, что в древнейшие времена на Руси умерших всегда сжигали и только с принятием православия обряд сожжения был заменен на погребение — однако, это не совсем так. Хотя сожжение и было более массовым ритуалом у славян, но и погребения также встречались в древний период — свидетельство тому сохранились в былинах, где для умерших нередко строят избу-сруб, достаточно просторную, где можно «и лежа лежать, и сидя сидеть, и стоя стоять» (былина «Михайло Потык») — затем ее засыпают землей. Опять же в каждой местности непременно найдется несколько курганов, где по преданиям покоятся либо богатыри, либо великие воины или правители.
Н. Н. Каразин. Михайло Потык (прим. — внутри сруба с умершей женой)
Наконец, интереснейшую аналогию, которая проливает свет на то кого сжигали, а кого хоронили можно найти в скандинавских источниках, а именно в «Саге об Инглингах»: там, указывается, что сожжение придумал бог Один (полный аналог славянского Перуна), чтобы душа наиболее быстрым и легким путем смогла перейти в высшие миры, где живут боги. Погребение же придумал Ингве-Фрейр, скандинавский бог любви и плодородия — чтобы сила этой души сохранилась на земле и обеспечила защиту целому племени или роду. Именно поэтому хоронили в земле особые, можно сказать Великие души. Именно поэтому курганы единичны и всегда ассоциируются с героями.
Впрочем, стоит добавить еще и то, что после традиционного сожжения прах нередко собирался и закапывался — такое место называлось жальником и состояло из множества небольших холмиков. На подобных жальниках в отведенные для этого дни всем родом проводились обряды угощения предков или тризны, причем это всегда был радостный праздник с песнями и плясками, так как считалось, что «мертвые любят, когда вспоминая о них люди веселятся». В иных регионах прах мог быть развеян по ветру, или сам погребальный костер представлял собой ладью (деревянную колоду), которую отправляли в море. Наконец, еще один способ захоронения сожженного праха — в небольшом домике на приподнятых сваях, который есть ни что иное как избушка на курьих ножках. Видимо, изначальное ее назначение — уберечь прах от диких животных и дождя, а Бабу Ягу «определили» в такой домик именно потому, что она и есть наполовину мертвец — посредник между Явью, миром живых, и Навью, миром Мертвых.
Всеволод Иванов. Алтарь леса
Возвращаясь к деревьям и к калине в частности, подытожим, что обычай сажать у погребений предков это дерево вряд ли возник после Крещения, гораздо вероятнее, что он существовал издревле — как видим, даже при преобладании в древности обрядов сжигания, было множество мест, где наши предки могли бы посадить калину на радость предкам. А обычай сажать ее перед домом в качестве оберега, обеспечивающего семье лад и любовь, и стойкая связь со свадебными обрядами, является еще одним косвенным свидетельством того, что на могилах калина появилась не в поздние времена как «дерево печали», а в самые стародавние, как «дерево радости», когда по ушедшим предкам не плакали, а устраивали веселые тризны, когда люди на бытовом уровне ощущали тесную связь между мирами Яви и Нави и твердо знали, что со всеми умершими близкими они не только увидятся после смерти, но могут общаться и при жизни.
Образы других деревьев в представлении славян
Не обходили вниманием на Руси и другие деревья, с каждым были связаны определенные силы, обряды, поверья.
Так, ель фигурирует в свадебных обрядах наряду с калиной. Она считалась символом супружеской верности. Из еловых веточек изготавливали свадебное деревце, которое украшали и ставили на праздничный стол.
Николай Фомин. Серия «Деревья в женских образах». Рябина
Фольклорный образ рябины, рассказывает Агапкина, в древних преданиях часто встречается в сюжетах о превращении человека в дерево после смерти. В то же время, кудрявая тонкая рябина ассоциируется, в первую очередь, с женским началом и красотой. Поэтому возле домов, где подрастала девушка, нередко сажали это деревце — чтобы красавица была стройной.
Ива (верба) — дерево, символизирующее плодовитость, способное передавать ее женщине, земле, домашней птице и скотине. Коров погоняли веточками ивы, чтобы они давали больше молока. Ими же опоясывались девушки в Юрьев день, чтобы вскоре забеременеть.
Николай Фомин. Серия «Деревья в женских образах». Ива
Клен и липа воспринимались славянами как брачная чета, пишет Костомаров. Клен (явор) связывался с реинкарнацией, а также считался деревом правды. Если к сухому клену прикасался честный добрый человек, он расцветал. Делать гробы и складывать погребальные костры из клена строго-настрого запрещалось.
Липу особо почитали южные славяне, она считалась чудотворной и играла особую роль в народной медицине. Так, больному туберкулезом полагалось 40 дней по утрам ходить под липу, чтобы исцелиться. Татьяна Алексеевна Агапкина (род. 1958), российский фольклорист-славист, в работе «Символика деревьев в традиционной культуре славян» пишет, что липа чаще других деревьев выполняла культовые функции на Руси. Кстати, уже после прихода христианства, молодые липы сажали близ церквей и наоборот — около многолетних деревьев ставили кресты или возводили храмы. Часто у лип-долгожителей проводили общественные собрания, отмечали праздники. Но корни этого почитания дерева, несомненно, идут из глубокой древности.
Липовая аллея
Сосна появляется в фольклоре на могилах праведников и несчастных влюбленных — об этом упоминает Усачева. Это дерево — символ души и вечности. Священные сосны встречались преимущественно на Русском Севере — в Карелии, Архангельской губернии. Часто они становились частью культовых комплексов, в которых также участвовали камни и источники. (Читать подробнее — мегалиты Соловецких островов).
На кладбищах нередко встречался можжевельник, правда, это дерево связывалось в представлении наших предков с «особенными» покойниками: под ним хоронили некрещеных детей.
Дерево в быту славян
Деревья помогали славянам не только духовно — они неизменно окружали наших предков и в быту — из дерева изготавливали буквально все от жилищ до предметов повседневного обихода: лавки, детские колыбельки, посуда, посохи, сельскохозяйственный инвентарь, обувь…
Дома славяне возводили в «чистых» местах, неподалеку от леса и питьевых источников. Одни деревья считались пригодными для строительства, другие приносили беду. Традиционные верования смешивались с чисто практическими соображениями: имело значение, какими особенностями обладает древесина, легко ли обрабатывается, не боится ли влаги.
В строительстве применялись преимущественно деревья хвойные — лиственница, сосна. Для возведения дома использовали разные породы древесины. Культовые постройки возводились из священного дуба. А осину, напротив, строители никогда не трогали.
Всеволод Иванов. Цикл «Афанасий Никитин». Ширков погост.
Посуду на Руси изготавливали из осины или дуба: считалось, что эта древесина сохраняет целебные свойства лекарственных отваров.
Люльки и колыбельки славяне сплетали из ивовых прутиков, или других быстрорастущих деревьев — например, ореха, чтобы ребенок хорошо подрастал, или боярышника, сулящего долгую жизнь. Очеп, то есть шест, с помощью которого колыбель крепили к потолку, делали из березы, чтобы сон у крохи был крепким. Брать для него ель избегали, иначе ребенок мог покрыться коростой, рассказывает российский лингвист Софья Михайловна Толстая (род.1938).
_______________
Подведем итог — как мы видим, деревья играли важнейшую роль в жизни славян: они сопровождали наших предков в радости и горе, в повседневности и в праздничные дни, в здравии и болезни. Можно сказать, что у людей и деревьев были одни корни.
Вспомним басню И. А. Крылова «Листы и корни», в которой сказано: «А если корень иссушится, не станет дерева, ни вас».
Так будем же чтить свой Род и бережно растить Дерево своей души — так, как испокон веков делали наши мудрые предки.
Скачать материал
Скачать материал
аудиоформат
- Сейчас обучается 21 человек из 14 регионов
- Сейчас обучается 67 человек из 31 региона
аудиоформат
- Сейчас обучается 60 человек из 25 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Занятие
«Деревья характера из волшебного леса» -
2 слайд
Цель занятия: развитие навыков рефлексии и метафорического мышления.
Задачи:
•помощь участникам тренинга в осознании черт собственного характера.
•тренировка умения расслабляться и снимать напряжение.
•развитие креативности; тренировка умения эффективно взаимодействовать с окружающими. -
3 слайд
В начале «Сказка о Деревьях-Характерах» использовалась только в работе с младшими школьниками – она, собственно, и написана была для них. Но оказалось, что сказка интересна и старшеклассникам, и даже взрослым людям, возможно, это связано с тем, что она носит медитативный характер.
Построенное на основе этой сказки упражнение, которое описано ниже, можно использовать как в рамках сказкотерапевтического и метафорического тренинга, так и в других видах тренингов, в процессе которых естественными являются методики арт-терапии и образной терапии. От ведущего требуется владение умениями проведения техник визуализации и соблюдение при этом правил психологической безопасности.
Первый этап упражнения проводится на фоне релаксационной музыки
-
4 слайд
Этап – разогрев
Цель: Погружение участников в атмосферу сказки.
Материалы: спокойная, инструментальная музыка.Упражнение «Сказочные характеры»
Цель: погружение участников в атмосферу сказки; актуализация в сознании участников сказочных метафор, персонажей и наиболее типичных выражений; пробуждение архетипических ресурсов.
Материалы: тихая, мелодичная музыка.
Время: 10-15 минут.
Процедура: Давайте на несколько минут погрузимся в удивительный мир сказки. Каждый из вас знает огромное количество сказок. Как всем нам известно, в каждой сказки есть «негативные» персонажи, такие как Баба Яга, Змей Горыныч и т.д, и «позитивные», такие как Золушка, Иван-Царевич и т.д. Ваша задача по кругу вспомнить сначала, всех «негативных» персонажей, кратко объясняя почему вы отнесли данного персонажа в эту категорию, а затем «позитивных».
Вопросы для обсуждения:
•Сложно ли Вам было выполнять данное упражнения?
•Бывало ли, что имя выбранного Вами персонажа, называли другие участники?
•Встречались ли такие персонажи, которых Вы бы отнесли в другую категорию, нежели тот участник, который первым их озвучил?
•Вспомнились ли Вам неназванные, при выполнении задания, персонажи, если да, то можете их озвучить. -
-
6 слайд
II. Этап – Основная деятельность
Цель: применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; формирование умений расслабляться и снимать напряжение; развитие креативности; пробуждение архетипических ресурсов.
Материалы: музыкальный проигрыватель; музыкальные записи; наборы для рисования; листы бумаги формата А4.Упражнение «Деревья-Характеры».
Цель: применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; формирование умений расслабляться и снимать напряжение; развитие креативности; пробуждение архетипических ресурсов.
Материалы: музыкальный проигрыватель; музыкальные записи; наборы для рисования; листы бумаги формата А4.
Время: 40 мин.
Данное упражнение состоит из 2 частей: -
7 слайд
Часть 1. «Рисование сказки»
Процедура: «Сядьте поудобней. Глаза можно закрыть, но это совсем необязательно. Я прошу вас только представлять все, о чем я сейчас буду говорить. Пусть ваша фантазия рисует яркие картинки, а я расскажу вам сказку…»Звучит «Сказка о Деревьях-Характерах» .
В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы росли… Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них – множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность. На одном Дереве-Характере ветвь
Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле.
Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла.
Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви – ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам. У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто… -
8 слайд
Когда сказка завершается, ведущий просит участников группы использовать свое воображение и, раз уж в волшебный лес попасть нельзя, самим представить и изобразить, как может выглядеть их персональное Дерево-Характер. Рисовать можно карандашами или фломастерами, однако краски предпочтительней.
Необходимо позаботиться заранее о том, чтобы листы бумаги и краски уже лежали на столах, за которыми участники группы будут рисовать, покинув круг. Время на рисование – не меньше двадцати минут. За три-четыре минуты до завершения отведенного времени ведущий объявляет:
«Изображение вашего дерева-Характера уже почти завершено. Но у меня есть к вам еще одна маленькая просьба. Подумайте: а кто мог бы жить возле вашего Дерева?
Может быть, не возле, а прямо в нем самом – скажем, в дупле? Или в кроне? Может быть, кто-то уютно чувствует себя на какой-нибудь ветке или между корней вашего Дерева-Характера? Наверное, это могут быть птицы или звери, но необязательно – вполне возможно, что это окажется совсем необычное существо. Может статься, их будет несколько.
Добавьте к своему рисунку изображение того или тех, кого вы хотите… Придумайте имя этому существу или этим существам».Спустя несколько минут ведущий просит тех участников, кто уже закончил рисование, вернуться в круг со своим рисунком. Постепенное заполнение круга людьми информирует излишне увлеченных «художников» о необходимости завершения рисования.
-
9 слайд
Часть 2. «Найди похожие черты»
Процедура: «Посмотрите на рисунки других участников и выберите тот рисунок, который, как вам кажется, чем-то похож на ваш. Расскажите, в чем вы видите это сходство. Прошу вас не пытаться интерпретировать чужие рисунки или ставить какие-то диагнозы. Просто посмотрите и сделайте выбор. Если у вас будет такое желание, вы можете дать комментарии к своему рисунку».
Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них также есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких-то аспектов или деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке. У каждого есть право не отвечать на вопросы. Участники – те, кто захочет, – комментируют свои рисунки и рассказывают об ощущениях, возникших по ходу выполнения этапов упражнения во время слушания сказки и во время рисования. Чрезвычайно интересны пояснения, которые участники будут делать по поводу существ, появившихся на рисунках с Деревьями-Характерами.
Вопросы для обсуждения:
•Какие общие черты встречались в рисунках участников группы?
•Все ли рисунки были ожидаемы от их авторов?
•Какие ощущения вызвала проделанная работа? -
-
11 слайд
III. Этап – Завершение
Цель: получение обратное связи; самоанализ участниками, полученного в результате тренинга опыта; развитие креативности; тренировка умения взаимодействовать с окружающими.
Материалы: спокойная, инструментальная музыка.Упражнение «Сказка по кругу».
Цель: самоанализ участниками, полученного в результате тренинга опыта; развитие креативности; тренировка умения взаимодействовать с окружающими.
Материалы: спокойная, инструментальная музыка.
Время: 20-30 мин.
Процедура: Ведущий предлагает участникам сочинить общую сказку, в которой действовали бы только что придуманные персонажи. Сам процесс сочинения также может быть построен разными способами: можно придумать сюжет исходя из особенностей возникших героев, а можно начать сочинять сказку по кругу, поочередно вводи персонажей. Если группа достаточно многочисленна (более восьми человек), то имеет смысл разбить ее на подгруппы по четыре-шесть человек и предложить не просто сочинить сказку, но и инсценировать ее.
Вопросы для обсуждения:
•Можете ли вы сказать, что символизировали придуманные вами существа?
•Как проявили себя эти существа в созданных вами сказках?
•В чем состояла их роль и значение в этих сказках?
•Как вы можете охарактеризовать эти существа?
•Какими качествами они обладают?
•Трудно ли вам было объединить своих существ в едином сюжете сказки?
•Как вы справились с этими трудностями?
•Какие чувства испытываете сейчас? -
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 053 995 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 14.07.2021
- 966
- 87
- 13.07.2021
- 217
- 4
- 13.07.2021
- 135
- 1
- 13.07.2021
- 152
- 0
- 13.07.2021
- 108
- 1
- 13.07.2021
- 515
- 26
- 13.07.2021
- 122
- 0
- 13.07.2021
- 113
- 1
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Организация работы по профилактике суицидального поведения подростков»
-
Курс повышения квалификации «Тайм-менеджмент — персональная эффективность преподавателя»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»
-
Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение при подготовке к конкурсам профмастерства WorldSkills Russia»
-
Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»
-
Курс повышения квалификации «Экзаменационный стресс как частая проблема педагогов и учащихся и пути ее решения»
-
Курс повышения квалификации «Образовательная кинезиология в практике психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)»
-
Курс повышения квалификации «Профориентация школьников: психология и выбор профессии»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности психолога в социальной сфере»
-
Курс профессиональной переподготовки «Семейная психология»
-
Курс повышения квалификации «Использование методики Гленна Домана в работе с неговорящими детьми при подготовке к обучению грамоте»
Ямало-Ненецкий региональный тур Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников
«Я — исследователь»
В поисках сказочных растений
ЯНАО, Пуровский район, п. г. т. Уренгой
Автор: Сердюцкая Елизавета Витальевна,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
п. г. т. Уренгой, Пуровского района
2а класс
Научный руководитель:
Кайгородова Елена Фёдоровна,
учитель начальных классов
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
п. г. т. Уренгой, Пуровского района
Введение
Я очень люблю читать. Если погрузиться в мир сказок и фантазий, то в волшебных садах можно встретить множество магических трав, чародейских растений, священных деревьев…
В любимых сказках главный герой часто обращается за помощью к волшебным растениям — одолень-траве, разрыв-траве, сон-траве, молодильным яблочкам. Либо он, либо его помощники ищут нужные веточки и цветы, лечат смертельно больных людей и открывают замки. Растения становятся волшебными помощниками сказочным героям. Они помогают преодолевать трудности, чтобы добро победило зло, и у сказки был счастливый конец. Героиня сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик», девочка Женя, получила в подарок чудо-цветок, исполнявший любые желания. Он походил на ромашку и имел семь разноцветных лепестков, за что его и прозвали семицветиком. Цветов, подобных ромашке, предостаточно, и лепестков у них бывает разное число, но отчего-то писатель остановил выбор именно на семи. Интересно, был ли у того цветика реальный прообраз? Может, цветка с семью лепестками в природе и не найти? Прочитав сказку С.Аксакова «Аленький цветочек» я задумалась о существовании этого растения в природе. Если верить сказке, овладеть этим цветком непросто: растет он «на неведомом острове, посередь моря-океяна», а стерегут его «диковинные чудища». Да и сам цветок так необыкновенен, ярок и пахуч, что сорвать его едва ли кто решится. Существует ли в природе аленький цветочек, или он — всего лишь плод воображения? Оказывается, существует! У меня дома есть растение, которое называется гибискус. Прочитав статью в энциклопедии, рассмотрев фотографию гибискуса, я получила информацию: аленький цветочек в сказке — это гибискус в природе. Существуют ли на самом деле трава-мурава, одолень-трава и другие? Обладают ли они свойствами, описанными в сказках, или это преувеличение? Я решила проследить участие растений в сказках и ответить на вопрос: «Есть ли в природе такие растения или это выдумка?»
Актуальность выбора темы и исследования
В растительном мире существует немалое число «волшебных» растений. Есть такая наука – этноботаника. Она изучает народные предания, легенды и сказки о растениях. Множество интересных фактов о «волшебных» растениях можно обнаружить, и вспоминая историю самой ботаники. А сказки и чудесные истории – веселые или страшные – любим мы все. Об этом прекрасно свидетельствует невероятный успех книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере – мальчике-волшебнике, обучающемся в школе магии и сталкивающемся там, между прочим, с волшебными растениями.
Огромное количество растений у самых разных народов и в самых разных культурах имеет прочную славу «чародейских». Они часто упоминаются в сказках, песнях, легендах и преданиях по всему миру. Причем не под абстрактными, допускающими разные толкования (как «аленький цветочек»), а под вполне определенными, реальными ботаническими названиями. Что же такого необычного в этих растениях, за что они попали в сказку?
Цель исследования: выяснить, существуют ли в реальности растения из сказок и обладают ли они описанными удивительными свойствами.
Задачи исследования:
-исследовать мир растений в народных и авторских сказках
— провести опрос на тему «Сказочные растения: миф или реальность»
-выяснить: сказочные растения имеют научные названия, растут в природе или встречаются только в сказках?
-составить таблицу исследования растений для своих сверстников
-оформить читательский дневник «Сказочные растения»
Объект исследования: народные и авторские сказки, в которых встречаются растения.
Предмет исследования: деревья, травы.
Гипотеза: я предполагаю, что сказочные растения – не вымысел, это реальные растения, которые обладают целебными свойствами, описанными в сказках.
Методы исследования:
1.Поисковый метод — прочитать сказки, в которых встречаются «сказочные» растения; найти научные сведения о растениях в энциклопедиях и интернете.
2.Аналитический метод — анализ и систематизация этих данных с последующим выводом.
3.Статистический метод — составление таблиц и диаграмм по теме работы с результатами опросов и анализов.
4.Практический метод – таблицы моего исследования «Сказочные растения: миф или реальность?»
Практическая направленность исследования моей работы в том, что ребята смогут узнать научное название и полезные свойства растений, которые встречаются в литературных произведениях. Я укажу сказки, где встречаются эти растения. Моей работой можно воспользоваться на уроках литературы, биологии, во внеурочной деятельности.
Практическая часть исследования
Результаты анкетирования учащихся
Своё исследование я начала с опроса учащихся 4-5-х классов школы. По результатам опроса были получены следующие результаты: 49 ребята (76%) из 64 опрошенных считают, что «сказочные» растения в природе не существуют. Самыми известными сказочными растениями по результатам опроса являются: аленький цветочек (37 учащихся указали этот цветок), цветик – семицветик (29 ребят этот цветок), волшебная роза (7 учащихся указали этот цветок), трава-мурава (5 ребят отмети этот цветок). Почему в сказках встречаются именно эти растения, ребята совсем не знают. Учащиеся только предположили, что данные растения обладают магией. Оказалось, что мои сверстники и я, в том числе, не знаем причины, по которым людям в сказках помогают растения и есть ли такие растения на самом деле. Поэтому считаю, что тема актуальна для исследования и поможет узнать новое мне и моим сверстникам. Эта работа показывает связь литературы, биологии, истории. Также она обращает внимание на исчезающие растения.
Исследование «Сказочные растения: миф или реальность?»
Работая над данной темой, я прочитала 15 народных и 5 авторских сказок. В прочитанных сказках я выбрала «сказочные» растения для исследования и выяснил с помощью энциклопедических материалов, что растения из сказок существуют в реальности, и они действительно обладают описанными удивительными свойствами. Я анализировала информацию, исходя из следующих пунктов: растение в сказке/растение в природе; свойства/особенности данного растения; сказки, в которых данное растение встречается. Результат своего исследования я представила в таблице «Сказочные растения: миф или реальность?» (Приложение 1, таблица 1)
Многообразие растений
Растения в авторских сказках
Растения у самых разных народов и в самых разных культурах имеет прочную славу «чародейских». Они постоянно упоминаются в сказках, песнях, легендах и преданиях по всему миру. Часто под определенными, реальными ботаническими названиями, а не придуманными (как «аленький цветочек»). Я стала искать литературные произведения, в которых есть растения. Попыталась определить, что такого необычного в этих растениях, за что они попали в литературные произведения?
В произведениях Дж.Роулинг о Гарри Поттере встречается гремучая ива. Это растение считалась «чародейским» деревом и имело недобрую славу. Сжигание ивовой древесины, по преданию, приносило несчастье. Древесина ивы была в сказках тем материалом, из которого делали волшебные палочки. У римлян ива считалась целительным растением, способным отгонять беду и несчастье. Ее использовали наружно как средство от мозолей и бородавок, для ращения волос, а внутрь – от лихорадки при малярии. Одно из этих «чародейских» веществ сейчас знакомо всем – это ацетилсалициловая кислота, аспирин. В народном фольклоре об иве говорится: «Ее выкосили, а она снова выросла», «Ива из тычка растет». И действительно, срезанный ивовый прутик, воткнутый во влажную землю, почти со стопроцентной вероятностью укоренится. Известны случаи, когда начинали расти плетни, сплетенные из ивовых прутьев. Освященные в церкви ветки вербы принято было хранить целый год – считалось, что они охраняют дом и его хозяев от бед, болезней и несчастных случаев.
Волшебное растение, часто встречающееся в сказках — обыкновенная крапива. Известная сказка, где упоминается крапива, – «Дикие лебеди» Андерсена. Эльза, чтобы спасти своих братьев-принцев, заколдованных злой мачехой, должна была сплести им рубашки из стеблей крапивы. Действительно, несколько веков назад, до широкого распространения хлопчатника, крапива была обычным прядильным растением. В X в. из нее делали холсты, канаты, шили паруса. Из корней крапивы получали желтую краску, а из листьев – зеленый пищевой краситель. У славян крапива считалась средством против ведьм и русалок. В народном календаре был даже праздник – русальное заговенье, в который было принято хлестать друг друга крапивой для защиты от русалок. Как лекарственное растение крапива известна с глубокой древности. Ее использовали для лечения подагры, мигрени, заболеваний почек и печени, при сахарном диабете, дизентерии, малярии, бронхите и неврозах, для укрепления волос и в косметических целях. Свежий сок крапивы, смешанный с медом, употребляли при болезнях сердца, коклюше, простуде. Благодаря раздражающему действию на кожу крапиву считали хорошим средством от ревматизма.
1.2. Растения в народных сказках
В народных сказках растения обычно наделяются волшебно-целительными силами. Этими силами наделяются травы, плоды, корни, различные отдельные части растения. Чаще всего волшебное растение растет очень далеко, и чтобы его достать, необходимо пройти через ряд испытаний. Я прочитал сказки, в которых герои отправляются на поиски молодильных яблок: «Один царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за девять девятин, в десятом царстве, есть сад с молодильными яблоками, а в нем колодец с живою водою: если съесть старику это яблоко, то он помолодеет, а водой этой помазать глаза слепцу – он будет видеть» (Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде). Героям сказок достаточно сорвать и применить растение, как чудо сразу произойдёт. «Нате, вот вам корешок; отройте Ивана-царевича, этим корешком его вытрите да три раза перевернитесь через него. Они взяли корешок, нашли могилу Ивана-царевича, разрыли, вынули его, тем корешком вытерли и три раза перевернулись через него – Иван-царевич встал» (Притворная болезнь);
«Правда нарвала травки и давай тереть глаза; потерла один, потерла другой – и стала видеть по-прежнему.… В это время у одного царя ослепла дочь, и сделал он клич: кто вылечит царевну, за того отдаст ее замуж. Правда приложила ей к очам травку, потерла и вылечила… » (Правда и кривда);
Можно считать, что сказки отражают первые шаги в познании целебных (или ядовитых) растений (например, легенда о корне-человеке). Именно соки растений приобрели в сказках название — «живая вода». Сказочное растение может исцелить, одарить вечной жизнью, выполнить желание, подарить счастье или, наоборот, разрушить его… Сказочное растение может быть каменным или неземного происхождения… Разрыв-трава, одолень-трава, молодильные яблоки, корень-человек и прочее …
Заключение
В результате своего исследования я смогла выделить несколько групп сказочных растений:
- волшебные растения, за названиями которых скрываются вполне реальные представители растительного мира. Разрыв-трава, одолень-трава… Эти сказочные травы на самом деле встречаются в природе!
- вполне реальные растения со своими родными названиями и действительными целебными свойствами, которые вплетены в сказочное повествование. Соки растений приобрели в сказках название «живая вода».
- реальные растения, которые наделялись волшебными свойствами. Крапива в сказке Андерсена.
- полностью выдуманные растения, которые встречаются только в сказках. Цветик-семицветик — не существует в привычном нам мире, его мир – сказка.
Значит: сказочные растения — это реальность. В сказках эти растения выступают волшебными помощниками и помогают преодолевать трудности, чтобы добро победило зло. Они исцеляют, разговаривают, помогают искать клады, выполняют желания, могут подарить счастье или, наоборот, разрушить его. В природе данные растения имеют научные названия, обладают описанными в сказках свойствами, используются в медицине, употребляются в качестве корма. Только цветик-семицветик – вымысел автора литературного произведения. Моя гипотеза подтвердилась. Цель моей работы достигнута. Я выяснила, что «сказочные растения» существуют в реальности. Они обладают целебными свойствами. Задачи выполнены.
Мне хотелось весь этот материал донести до своих одноклассников. И я составила читательский дневник «Сказочных растений». (Приложение 2) Моей работой можно воспользоваться на уроках литературного чтения, окружающего мира и занятиях внеурочной деятельности.
Список литературы
- https://www.liveinternet.ru/users/fox-cub77/post243104891
- https://sunely-tales.livejournal.com/29005.html
- http://herbalogya.ru/textbook/skazki.php
Приложение 1
Таблица 1
«Сказочные растения: миф или реальность?»
Растение в сказке |
Растение в жизни |
Свойства растения |
Сказка |
Травушка-муравушка |
Горец птичий. Спорыш, птичья гречишка
|
Очень неприхотлив, поселяется на любых субстратах, благодаря чему распространён по всем материкам, не встречается только в Арктике и Антарктиде. Растёт в разных условиях увлажнения. Его можно встретить на тропинках, около дорог, на выгонах, на деревенских улицах и в городских парках. Где такая трава, там нет бурьяна и колючек. Это лекарственное растение: тонизирующее, болеутоляющее, жаропонижающее, ранозаживляющее. По народному поверью, спорыш имеет в себе большую силу и отдает ее людям. Поэтому издавна рекомендуется летним утром бегать босиком по росистой траве-мураве. Это кормовое растение: дикие и домашние птицы с удовольствием поедают его трёхгранные орешки, похожие на гречиху. Этой травой легко можно отмыть жирную посуду, что в старые времена и делали хозяйки. Молодую зелень употребляли в салатах, добавляли в зелёные борщи. |
Сказка «Иван царевич и серый волк», былина «Илья Муромец и соловей разбойник» |
Сон-трава |
Прострел раскрытый.
|
Занесён в Красные книги Белоруссии, Казахстана, Латвии, Литвы, Украины, Эстонии, большого числа субъектов Российской Федерации, ряда областей Украины. Название Сон-травы народ связывает с теми из земных злаков, сок, отвар и запах которых производят на человека одуряющее действие. Если положить траву на ночь под изголовье, она покажет человеку его судьбу в сонных видениях; думают также, что всякий, заснувший на этой траве, приобретает способность предсказывать во сне будущее. Опускали цветок в холодную воду, где он лежал до полнолуния. Согнутая трава начинала слегка шевелиться, и в это время ее клали на ночь под подушку. Старые предания рассказывают, что после этого спящему снились вещие сны. Счастье представляется во сне либо молодой девушкой, либо добрым молодцем; беда — дряхлой старухой с горбом за спиной, с клюкой в руке, с развивающимися по ветру космами седых волос. |
С.Маршак «Двенадцать месяцев» |
Белена Белладонна |
Белена. Она имеет много разных названий – красавка, «сонная одурь», «бешеная ягода».
|
Белладонна относится к ядовитым растениям: у нее ядовиты все части, включая и плоды. Бывали случаи, когда люди отравлялись мёдом, который был выработан из пыльцы белладонны. Белладонна очень опасна для детей: всего две ягодки этой «бешеной вишни» приводят к смерти ребенка. Но вот птицам эта ягода нипочем: дрозд, скворцы и другие птицы могут без опаски склевать эту ягоду. Позднее выяснилось, что настои на её листьях, если принимать их с осторожностью, оказывают лечебное и болеутоляющее воздействие. Раньше белладонну использовали для вызова видений — это одно из растений, с которым практически у всех ассоциируется колдовская сила и магия. Одним из самых страшных способов применения этого растения ведьмами было его использование для приглушения боли во время сжигания на костре. Когда осужденную на казнь ведьму вели на костер или эшафот, в толпе, окружавшей ее, почти всегда находились еще несколько ведьм, одна из которых пыталась незаметно передать несчастной немного белладонны. Та проглатывала зелье, и это облегчало ее путь в мир иной. В старые времена колдуньи называли это растение просто ядом, и оно всегда входило в состав так называемой «летательной мази». |
Пьеса Валерия Шульжика «Четвёртый поросёнок» (мультфильм «Приключения поросёнка Фунтика»), А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
Одолень — трава |
Кувшинка или водяная лилия
|
Есть такое поверье, что одолень-трава буквально соответствует своему имени. Ее с давних пор наделяли самыми волшебными свойствами. Ведь предки наши во многих, даже совершенно обычных, явлениях видели «злые чары». Просто объяснить их не могли. Спастись и защититься помогала одолень-трава. Ее наделяли самыми невероятными свойствами. Ведь скромное растение проявляет истинный героизм, поднимая свои великолепные цветы из-под воды. Предки наши думали, что раз оно может преодолевать давление, рождая невероятную красоту, значит, в нем таится магия невероятной мощи. |
«Крупенич -ка» |
Разрыв-трава |
Недотрога бальзаминовая, или Бальзамин садовый
|
Родиной растения является Китай. Недотрога бальзаминовая культивируется в южных областях Дальнего Востока, в Средней и Малой Азии, в Южной Европе, а также в Индии и Японии. Разрыв-трава — согласна славянской мифологии, магическая трава, с помощью которой можно открывать любые замки. Легенды о разрыв-траве распространены у всех славянских народов. Считается, что поиск такой травы — очень трудное дело. |
П. Засодимский« Разрыв-трава» |
Крапива |
Крапива
|
Крапива – знаковое растение для славянской культуры. Ее можно найти в разных поверьях и обычаях. Это растение олицетворяет дух нашей родной природы. Слово же «крапива» пришло к нам из древнерусского значения слова «шёлк», или коприна. Из крапивы делали ткань. И ткань очень прочную. А уж лечебные свойства крапивы вообще трудно перечислить, настолько их много. Триста лет назад, когда и знать не знали о том, что растения убивают микробов, русские знахари использовали крапиву для заживления ран и излечивания последствий ранений. Современная наука подтвердила целебные свойства этого растения. Наши предки были уверены в том, что крапива защищает дом от злых духов. Для этого пучки крапивы развешивались над дверями и окнами, а также плелись коврики из крапивы. Такой коврик клали возле двери – и кто бы в дом ни вошел, он не мог причинить его обитателям никакого зла. Весной из крапивы варят вкусные щи. |
Г. Х. Андер- сен «Дикие лебеди» |
Приложение 2
Читательский дневник школьника
«Сказочные растения»
- Аксаков С. «Аленький цветочек«
Еще один прекрасный пример доброты, честности, верности и милосердия показан в сказке С. Аксакова. В сказке все положительные качества младшей дочери купца противопоставлены жадности и корысти его старших дочерей, чуть не погубивших заколдованное чудище.
- Андерсен Г. Х. «Цветы для маленькой Иды»
Это первая сказка Андерсена, придуманная им самим. Замысел ее возник, когда он однажды рассказывал маленькой девочке Иде, дочери писателя Юста Маттиаса Тиле, о цветах в Ботаническом саду. «Несколько замечаний ребенка я запомнил и передал, когда сказка позднее была записана», — вспоминал сказочник. История рассказывает о девочке, узнавшей о балах, на которых встречаются и танцуют цветы. Совершенно случайно однажды ночью Ида одним глазком увидала такой бал, на котором узнала, что цветочки можно спасти от гибели, посадив их в землю…
- Бажов П. «Каменный цветок«
В сказке иносказательно говорится, что никакие самоцветы и драгоценные камни, даже мастерски обработанные, не сравнятся с естественной красотой обычного полевого цветка. И даже Хозяйка Медной горы не сможет вдохнуть настоящую жизнь в искусственный каменный цветок.
- Вогл К. «Сказки цветочного королевства».
Вы любите тайны и волшебство? Хотите узнать самый-самый важный секрет? Слушайте внимательно, только тсс, никому ни слова! Добрые маленькие феи и эльфы — герои многих сказок и легенд — не красивая выдумка. Они существуют на самом деле! У них есть помощники, враги и даже волшебная королева. Они ссорятся, мирятся, дружат и, как и мы, любят красивые цветы… Но если вы не верите в чудеса, если не хотите узнать о прекрасном мире фей и эльфов — ни в коем случае не открывайте эту книгу!
- Гераскина Л. «Синий цветочек для мамы»
Маша и Ваня, несмотря на запреты их отца лесника, отправились в дремучий лес, чтобы отыскать волшебный синий цветочек, который поможет их маме скорее выздороветь. Поиски заветного цветочка привели их в Пряничный домик, хозяйкой которого оказалась хитрая и коварная Баба-Яга. Посадив детей в клетку, она пригласила на предстоящий пир Лешего и Водяного. Но благодаря помощи своих друзей — Полкана, Пеночки и Зяблика, детям удалось освободиться, уйти от погони и принести маме букет волшебных цветов.
- Емельянов Д. «Мышонок и Подснежник»
В этой книге двенадцать сказок о маленьком Мышонке, трогательном и добром, который познает огромный Мир вокруг себя. Он живет в норке с Мамой и знакомится с разными обитателями леса: с прекрасным Подснежником и самодовольным Земляным Червяком, с красивой Бабочкой и упрямой Улиткой, с мудрым Вороном и маленьким Птенчиком. Ему так много предстоит узнать и понять. Он очень любит смотреть на закат, слушать, о чем перешептывается ветер с деревьями в лесу, а иногда по ночам маленький Мышонок разговаривает со звездами. Эти сказки написаны для самых маленьких читателей, и для взрослых, которые тоже когда-то были детьми.
- Карем М. «Королевство цветов»
Маленькая девочка Анни из книги известного во всём мире бельгийского поэта и писателя К. Мориса, из собственного любопытства и волею случая попадает в Королевство цветов — тот самый источник жизнерадостности. Королевство живёт своей обычной для цветов и удивительной для людей жизнью. С поразительной выдумкой и фантазией, основанной на прекрасном знании природы, автор описывает жизнь цветов. В этой жизни находится место и приключениям, и любви и дружбе. И конечно же, у сказки счастливый конец — благодаря вере, надежде и безграничной материнской любви Анни возвращается на Землю.
- Катаев В «Цветик-семицветик«
Одна из замечательных современных волшебных сказок. Обычная девочка в трудный для себя момент встречает бабушку-волшебницу и получает в подарок волшебный цветок, исполняющий семь желаний — по количеству лепестков цветка. Сказка наглядно показывает, что не потребительские желания доставляют удовольствие от волшебства, а доброта и милосердие приносят настоящую радость.
- Колпакова О. «Как фея Колючка вылечила лето»
Если в жаркий день вы услышите, как лето шмыгает дождиком, чихает туманом и кашляет громом, вызывайте скорую цветочную помощь! Цветочные феечки обязательно по всем правилам вылечат больного: ромашковый отвар, горчичники и малиновый чай. И фея Колючка иоже не останется в стороне, уж она-то выпишет самый необычный рецепт и превратит лечение в настоящее веселье. Чудеса на Цветочной полянке продолжаются, и лето обещает быть ярким!
- Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях: книга для занятий по духовному воспитанию
Сказка может стать для ребенка мудрым учителем, добрым помощником и даже врачом! Не верите? Мы предлагаем вашему вниманию интересную методику от добрых писательниц-сказочниц, авторов более 50 книг для детей и родителей. Книга для занятий по духовному воспитанию включает подборки материалов духовно-нравственной направленности с дидактическими указаниями и разработками для учителей.
- Платонов А. «Неизвестный цветок«
Рассказ заставляет читателя всерьез задуматься о трудностях человеческой жизни, хотя, на первый взгляд, речь здесь идет об обычном цветке. Впрочем, не таком уж и обычном…
Маленькое семечко упало в таком месте, где цветам расти очень и очень тяжело, — «приютилось оно в ямке меж камнем и глиной». Но все-таки семечко нашло в себе силы прорасти, и на камне появился маленький цветок. «Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше».
Несмотря на все трудности, цветок жил и наслаждался жизнью. «Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину». Цветок отчаянно боролся за свою жизнь. Он во что бы то ни стало стремился преодолеть все трудности, и судьба ему улыбнулась. Добрая девочка заметила цветок и захотела ему помочь. Она рассказала о цветке детям, и они принесли на пустырь навоз и золу, чтобы удобрить землю.
Правда, осенью цветок все равно погиб. А на следующее лето на пустыре выросло много прекрасных цветов, среди которых был сын удивительного цветка. «Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне».
Этот рассказ наводит на мысли об упорстве и стремлении преодолевать все трудности на своем пути. Нередко человек, подобно этому цветку, подвергается самым тяжелым испытаниям. И для того чтобы не сломаться и пройти через все испытания с высоко поднятой головой, требуется немало сил и мужества. История невиданного цветка вселяет в читателя надежду. Надежду на то, что все трудности обязательно будут преодолены. Нужно только поверить в себя и до конца бороться за свое счастье.
- Прокофьева С. «Про маленький дубок«
В одной из сказок о Маше и Ойке автор учит детей бережному отношению даже к самым маленьким росткам деревьев, рассказывает в интересных диалогах между девочками, животными и растениями о пользе дубового дерева и необходимых для него земле, солнечном свете и воде.
- Родари Дж. «Приключения Чиполлино»
В политических сказках о растениях освещаются не совсем детские темы — революционная борьба угнетенных с угнетателями. К примеру, любимая детьми сказка известного итальянского писателя ДжанниРодари «Приключения Чиполлино». Герой сказки мальчик-луковка Чиполлино защищает неимущих бедняков от несправедливости, борясь с властью с помощью своих друзей. Люди в виде живых фруктов и овощей в сказке совершают человеческие поступки, ошибки, их поведение совершенно не отличается от поведения обычных людей различных сословий. Сказка ориентирует детей на настоящую дружбу, честность, преданность и героизм.
- Старасте М. «Желудек«
Сказка латышской писательницы повествует о приключениях маленького Желудька в лесу и в городке насекомых Травушкине. Захватывающие события, происходящие с Желудьком, заставляют перечитывать детям эту историю много раз. Сказка дает упрощенное представление детям не только о строении желудя, но и о многих насекомых — пауках, пчелах, муравьях.
- Саксе А. «Сказки о цветах»
Более половины века назад латышская писательница Анна Саксе записала несколько небольших историй для детей, которые она объединила в одну книгу «Сказки о цветах». Это удивительная книга не просто сказки о самых разных цветах, а сказки, мифы и предания со всех уголков мира. Цветы и деревья в волшебном саду умеют говорить человеческими голосами, многие из них — в прошлом заколдованные люди. Они рассказывают маленьким читателям свои истории (веселые, трогательные или печальные), повествуют о своих судьбах и разных странах.
«Сказки о цветах» Саксе рассказывают о том, как сложились cудьбы людей, живших в ту или иную эпоху. У многих персонажей судьба складывалась так, что они превращались в различные цветы. Ответ на вопрос, почему так случилось, можно найти на страницах этой детской книги, где деревья умеют разговаривать человеческими голосами, а цветы могут любить.
В каждой сказке идет рассказ об отдельном цветке. Он может быть лесным или просто расти на клумбе. Совсем неприметным, как заячья капуста, или очаровательным, как орхидея или водяная лилия. Но каждый раз читатели видят неописуемую красоту, которая скрывается за названием растения.
- Шунин А. «Здравствуй, синь-цветок»:рассказ
Герой этого рассказа мальчик, наблюдая за безымянным цветком, делает для себя важные открытия… Василек был похож на гвоздичку, только поменьше и — синий. А мой синь-цветок — голубой. И вовсе без цветоножки. Он расцветал чаще всего в развилке двух веточек. Веточка хоть и полая, но попробуй сорви ее — измочалится вся, пока отломится, пожалеешь, что трудился и красоту испортил…