Литература
5 класс
Урок № 11
Жуковский В. А. «Спящая царевна»
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Жизнь творчество В. А. Жуковского.
- Особенности сюжета сказки «Спящая царевна».
- Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки.
Тезаурус
Литературная сказка – это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки.
Веретено – приспособление для прядения, стержень для навивания пряжи.
Хорунжий – офицерский чин, равный подпоручику, а также лицо, носящее этот чин.
Терновник – вид колючего кустарника.
Ланиты (устар.) – щёки.
Чело (устар.) – лоб.
Очи (устар.) – глаза.
Список литературы
Обязательная литература:
- Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2019 – 307 с.
Дополнительная литература:
- Гороховская Л. Н. Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96
- Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
- Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400
- Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80
- Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279
- Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 80
- Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64
Открытые электронные ресурсы:
- Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания. Сайт Российской Национальной библиотеки. URL: http://www.nlr.ru (дата обращения: 19.07.2019).
- Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (дата обращения: 19.07.2019).
- Все книги России, библиографический каталог. URL: http://www.biblus.ru/ (дата обращения: 19.07.2019).
- Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей. URL: http://feb-web.ru/ (дата обращения: 19.07.2019).
- Раздел «Урок литературы» сайта «Учительский портал». URL: https://www.uchportal.ru/load/257 (дата обращения: 19.07.2019).
- Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. URL: http://yanko.lib.ru/books/betweenall/rudnev-new-slovar.htm / (дата обращения: 19.07.2019).
- Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» URL: http://www.encyclopedia.ru/cat/soft/group/5380/ (дата обращения: 19.07.2019).
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Василий Жуковский – русский поэт, переводчик и критик. Поэт родился 9 февраля 1783 года в Тульской губернии.
В течение жизни Жуковским было написано семь сказок, в основе которых как европейские, так и русские народные сюжеты.
А началось всё в Царском Селе в 1831 году. Именно там Василий Жуковский и его близкий друг Александр Пушкин вступили в поэтическое состязание: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Василий Андреевич тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». Александр Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Именно в первой трети 19 века в русскую литературу приходит жанр литературной сказки. Это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки. Литературная сказка уходит своими корнями в сказку народную; фольклорные сказочные повествования часто являлись источниками авторских.
Сказка Жуковского «Спящая царевна» написана почти тем же стихом, что и пушкинские сказки «О мёртвой царевне…», «О золотом петушке». Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки «Белоснежка» из сборника братьев Гримм и сказки Шарля Перро «Спящая красавица».
Для Жуковского, как для переводчика, и как для оригинального автора характерна манера «облагораживания» фольклорного материала: усложняя традиционные сюжеты народных сказок, поэт расширяет круг чудесных превращений героев, вводит пейзажи, описания, эмоционально насыщенные сцены.
Жуковский пересказывает сюжет Шарля Перро, почти от него не отклоняясь. Рождается девочка, и царь приглашает одиннадцать фей, а двенадцатую, злую и сварливую, не зовёт. Обиженная чародейка предсказывает, что девочка уколется веретеном и умрёт. Вот, что она говорит:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своём
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрёшь во цвете лет!
Смысл предсказания в том, что она проживёт счастливое детство, но взрослой жизни у неё не будет.
Девочке исполняется 16 лет, и предсказание сбывается: но с небольшим изменением. Уколов руку веретеном, царевна не умирает, а засыпает на 300 лет, а вместе с ней и весь дворец.
Автор рисует картины спящего красочного мира.
Повар спит перед огнём;
И огонь, объятый сном,
Не пылает, не горит,
Сонным пламенем стоит;
И не тронется над ним,
Свившись клубом, сонный дым;
В назначенный час появляется принц, который должен расколдовать девушку. У Жуковского он это делает посредством поцелуя. Он её целует, восхищённый её красотой, она оживает, и все просыпаются.
Помня об условиях состязания с Пушкиным, Жуковский стремился придать сказке народный характер. Так, феи из сказки Шарля Перро становятся чародейками, король – царём, принцесса – царевной.
В народном духе выдержан зачин:
Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей…
Зачину соответствуют и сказочные формулы: нет как нет; что ни в сказке рассказать, ни пером не описать; жить да поживать.
Концовка сюжета также является стихотворным переложением традиционной фольклорной формулы:
Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало.
Но, наряду с народными, мы встречаем в сказке и книжные, литературные выражения («Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины» и пр.)
Таким образом, мы видим, что в сказочный сюжет Василий Жуковский вносит оригинальные описания героев, обстановки, пейзажей.
Ну и не стоит забывать, что сказка Жуковского заканчивается традиционным свадебным пиром, у Шарля Перро после женитьбы главных героев следовала долгая история про противостояние молодой жены и свекрови.
Таким образом, сюжет французской сказки приобретает черты, придающие ей сходство с русской народной.
Теоретический материал для углубленного изучения
В первой трети XIX века в русскую литературу приходит жанр литературной сказки. Это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки. Литературная сказка уходит своими корнями в сказку народную; фольклорные сказочные повествования часто являлись источниками авторских. В. А. Жуковский внес в эту часть русской литературы огромный вклад.
«…Перед другими нашими поэтами Жуковский то же, что ювелир перед прочими мастерами, то есть мастер, занимающийся последнею отделкой дела. Не его дело добыть в горах алмаз – его дело оправить этот алмаз таким образом, чтобы он заиграл всем своим блеском и выказал бы вполне своё достоинство всём. Появленье такого поэта могло произойти только среди русского народа, в котором так силен гений восприимчивости, данный ему, может быть, на то, чтобы оправить в лучшую оправу всё, что не оценено, не возделано и пренебрежено другими народами». (Н. В. Гоголь, из статьи «В чём же, наконец, существо русской поэзии, и в чём её особенность», 1845 г.)
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Единичный / множественный выбор
Задание: выберите несколько сказок, ставших основой для сказки В. Жуковского «Спящая царевна»
Варианты ответов:
«Белоснежка» из сборника сказок братьев Гримм
«Спящая красавица», Шарль Перро
Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
«Золушка», Шарль Перро
Задание опирается на сюжет изученной сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна» и на читательский опыт пятиклассников. Ознакомившись с вариантами ответов, обучающийся вспоминает основную сюжетную канву перечисленных сказок. Совпадение сюжетов со сказкой Жуковского наблюдается в двух сказках. Об этом факте говорилось и в объясняющей части урока. Таким образом, обучающийся выбирает правильные варианты:
«Белоснежка» из сборника сказок братьев Гримм
«Спящая красавица» Шарль Перро
Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное
Задание: восстановите последовательность событий в сказке
Рак предсказывает царице рождение дочери
Старая чародейка предсказывает смерть царевне от укола веретена
Царь издает указ, запрещающий верётена и прялки
Принц узнает от старика легенду о спящей царевне
Принц будит царевну поцелуем
Задание опирается на сюжет изученной сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна». Обучающийся вспоминает последовательность событий в сказке от предсказания о рождения царевны до счастливого финала и выстраивает следующую последовательность:
Рак предсказывает царице рождение дочери
Старая чародейка предсказывает смерть царевне от укола веретена
Царь издает указ, запрещающий веретёна и прялки
Принц узнает от старика легенду о спящей царевне
Принц будит царевну поцелуем
ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЧЕРТЫ В СКАЗКЕ В.А.ЖУКОВСКОГО «СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА».
Цель урока — выявить своеобразие авторской сказки вообще и стихотворной сказки Жуковского в особенности, объяснить учащимся, почему автор может себе позволить отступление от народных поэтических традиций.
- Организационный момент
- Рассказ учителя о писателе.
Василий Андреевич Жуковский, замечательный русский поэт, переводчик, родился в 1783 году в Тульской губернии. Отец его Афанасий Иванович Бунин, помещик, владелец с. Мишенского; мать, турчанка Сальха, привезённая в Мишенское и подарена Бунину одним из его крепостных, участником русско-турецкой войны. В.А. Жуковский получил хорошее образование, учился сначала в частном пансионате, а затем в лучшем учебном заведении тогдашней России — Благородном пансионе при Московском университете, где начал писать стихи. В 1802 году в журнале «Вестник Европы» он помещает свое произведение «Сельское кладбище», являющееся переводом из английского поэта Томаса Грея. Именно с этого произведения начинается длинный ряд блистательных переводов Жуковского. Василий Андреевич был дружен со многими деятелями литературы, в том числе и с А.С.Пушкиным. Пушкин был на 16 лет моложе Жуковского, что не помешало им сблизиться и стать друзьями. Еще в лицее Жуковский отметил талантливого юношу. Особенное сближение поэтов относится к 1831 году: оба они по причине летом этого года жили продолжительное время в Царском Селе. Здесь у них затеялось что-то вроде литературного турнира; оба поэта, взяв за основу один фольклорный сюжет, записанный Пушкиным со слов Арины Родионовны, его няни, пишут каждый по сказке — Жуковский «Сказку о царе Берендее», Пушкин – «Сказку о царе Салтане». Тогда же Жуковский напишет и «Спящую царевну» — сказку, с которой мы будем работать сегодня на уроке.
- Беседа по содержанию сказки.
Понравилась вам сказка? Чем? Какие-нибудь произведения вам эта сказка напомнила? (Cказка бр. Гримм «Шиповник», Ш.Перро «Красавица, спящая в лесу»). Жуковский знал обе эти сказки, но при создании своего произведения он пользовался именно немецким текстом.
А русские народные сказки «Спящая красавица» вам не напоминает? Какой тип народной сказки напоминает «Спящая красавица»? (Волшебные сказки) А почему именно их? (Есть чудо.) С какими чудесами мы встречаемся в сказке Жуковского? (колдовство, чудесное рождение, наличие среди действующих героев-чародеек и т.д.).
Что ещё роднит сказку Жуковского и русские народные сказки? Называете и доказываете примерами из текста. (Зачин, сказочные формулы, «магические» числа, концовка, постоянные эпитеты)
- Сопоставление сказки фольклорной и литературной. (См.приложение 1)
Составим таблицу, в которую запишем все, что вы сейчас назвали с примерами.
А что отличает эту сказку от уже изученных нами народных? (Стихотворная форма.)
Что меняется от того, что сказка написана стихами? (Закрепленный текст; украшенность рифмой, особый склад).
Что ещё отличает сказку Жуковского от народных? Обратите внимание, что занимает большую часть сказки? (Описание того, как засыпает, а потом просыпается царский дом.) Встречаемся ли мы с такими подробностями в народной сказке? В чём же отличие сказки Жуковского от народных сказок? (Наличие подробного описания, замедления действия.)
Скажите, а зачем поэту столь подробное описание? (Ему интересно представлять, как это происходит.) Значит, еще одной чертой авторской сказки является описательность, обилие деталей
Давайте с вами прочитаем эти фрагменты. Какие эмоции у вас вызвали эти описания? (Заставили улыбнуться). Раз у вас эти описания вызвали улыбку, что еще появляется в сказке, чего не было в народной? (Юмор, комизм.) А кто привносит в сказку юмор? (Автор.) Верно, значит еще одной чертой данной сказки, которую мы запишем в правый столбик, будет присутствие автора, и как следствие у Жуковского шутливая интонация повествования.
- Подведение итогов.
Как же, на ваш взгляд, автор, в данном случае Жуковский, относится к народной сказке, фольклорным традициям? (Фольклор – это материал, который Жуковский использует, преобразует, выражает с помощью него свое отношение к действительности.)
Приложение 1.
Черты фольклорной сказки. |
Черты литературной сказки. |
жил-был добрый царь Матвей…
что ни в сказке рассказать, ни пером описать
12, 3 века
дикий бор, дремучий лес…
Свадьба, пир, и я там был И вино на свадьбе пил; По усам вино бежало, В рот же капли не попало. |
(подробное описание, как засыпает и просыпается царский дом)
|
Элементы волшебства используемые в сказках Пушкина
Во всех сказках Александра Сергеевича Пушкина присутствуют элементы волшебства. Чудесные персонажи или явления являются неотъемлемой частью этих произведений.
Если внимательно рассмотреть все сказки, можно заметить, что волшебство в них почти всегда стоит на стороне добра и помогает положительным персонажам справиться с трудностями.
В крайнем случае, магический предмет может занимать нейтральную позицию.
1. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
Самым ярким волшебным предметом в этом произведении выступает говорящее зеркальце. Оно могло рассказать о том, кто является самой красивой в царстве. Не исключено, что оно обладало большей информацией.
Пёс Соколко, который охранял богатырский дом, был очень догадливым, и пытался оградить девушку от злой черницы и отравленного яблочка.
Природные явления — солнце, месяц и ветер — помогли королевичу Елисею отыскать свою невесту.
2. Сказка о попе и о работнике его Балде
В этой сказке не так много волшебства. Однако в ней присутствуют черти, что живут на дне моря. Они являются нейтральными персонажами.
3. Сказка о рыбаке и рыбке
В этой сказке единственным волшебным элементом является золотая рыбка. Она исполняла самые невероятные желания старухи, что говорит о могуществе волшебницы.
4. Сказка о царе Салтане
В этой сказке больше всего волшебных элементов. Во-первых, сын царицы родился очень большим (аршин — 72 см), а потом рос «не по дням, а по часам».
Во-вторых, послушная волна выкинула на берег бочку с матерью и сыном.
В-третьих, царевна-лебедь, которая в благодарность за свое спасение делает невероятные подарки князю Гвидону, превращает его в насекомых. А в конце и вовсе оборачивается прекрасной девушкой и становится его женой.
В-четвертых, волшебная белочка, которая приносит бесконечные богатства и делает князя и всех жителей острова богатыми.
В-пятых, армия морских витязей в золотой чешуе, призванная защищать город.
5. Сказка о золотом петушке
В этом произведении волшебным явлением является петушок, который предупреждает царя о приближении врагов.
В завершение можно отметить, что в каждой сказке Пушкина присутствуют волшебные элементы. И большинство из них служат на стороне добра.