0
Что волшебного есть в сказке «О царе Салтане»?
<h2>Какие признаки волшебной сказки есть в сказке «О царе Салтане»?</h2>
<h2>Признаки волшебной сказки «О царе Салтане», какие?</h2>
1 ответ:
2
0
Сказка «о Царе Салтане» — это авторское произведение Александра Сергеевича Пушкина. Сюжет сказки знаком как взрослым так и детям. В ней читатель узнает историю сына Царя Салтана, князя Гвидона. Он вместе с матерью попал по морю на остров Буян благодаря обману своих тетушек. На острове он спас Царевну Лебедь от Коршуна чародея и она отблагодарила его. Царевна Лебедь превращала князя Гвидона в разных насекомых и он летал к своему отцу. Она привозила на остров разные чудеса и Царь Салтан приехал в гости к князю Гвидону посмотреть на них. Он узнает, что случилось, а ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху наказывают. Теперь выясним почему сказка «о Царе Салтане» волшебная.
<hr />
Признаки волшебной сказки в сказке «О царе Салтане»:
- Наличие зачина и концовки. Они характеры для русских народных сказок и определяют место и время, где и когда происходят события самой сказки;
- Троекратные повторы. Три девицы. Князь Гвидон три раза превращается в насекомое и три раза летает к Царю Салтану. Три чуда Царевна Лебедь сделала для князя Гвидона. 33 богатыря.
- Волшебные превращения. Князь Гвидон превращается в комара, муху, шмеля. Царевна Лебедь превращается в птицу, и чародей превращается в коршуна;
- Главный герой проходит испытание.
- В сказке есть волшебные существа. Например, белочка, Царевна Лебедь.
- В конце сказки добро побеждает зло.
<hr />
Читайте также
Если написать совсем краткое содержание данной сказки, то получится примерно вот что:
Если же говорить о волшебстве в этой сказке, то в ней его предостаточно. Она буквально пронизана волшебством. Сами подарки, заказанные сестрами уже являются волшебными:
Далее купец попадает во дворец к чудищу, там с ними происходят чудеса:
К волшебным предметам можно отнести и перстень, который получает купец от хозяина дворца, способный переносить человека куда он только захочет:
Такие же чудеса происходят и с младшей дочерью купца, когда она попадает во дворец чудища: ей прислуживают невидимые слуги, она разговаривает с чудищем своим голосом, а он ей отвечает огненными надписями на стене, затем невидимым голосом.
Наконец, самое главное волшебство в сказке:
Произведение А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» является волшебной авторской (или литературной) сказкой:
- известен конкретный автор,
- в сказке много волшебства, в частности — волшебные предметы (зеркало, яблоко), явления природы уподобляются живым существам (Солнце, Ветер, Месяц), волшебные действия (сон-смерть, поцелуй-оживление).
«Морозко» — это русская народная сказка. Чтобы ответить на вопрос почему сказка «Морозко волшебная, вспомним ее краткое содержание. Жил дед с новой женой и у них было две дочери, одна была родной мачехе, а другая приемной. Мачеха не любила приемную дочь и решила ее со свету сжить, сказав старику, чтобы он ее в лесу оставил. Старик отвез родную дочку и оставил ее под елкой. Она сидит на снегу и мерзнет. Тут пришел к ней Морозко и спросил: «Тепло ли тебе, девица» и она ответила, что тепло. Тогда Морозко стал морозить еще сильней, а девица оставалась вежливой. Это понравилось Морозко и он за это наградил девицу.
Тем временем мачеха сказала старику вернуться за костями падчерицы. А он вернулся с дочкой в золоте и серебре и с богатыми дарами. Тогда мачеха велела ему в лес увезти родную дочь и там ее оставить, так он и сделал. Когда пришел Морозко и начал дочку морозить она стала обзываться и ругаться. Тогда он ее вконец заморозил и старик привез дочку домой мертвой.
<hr />
Признаки волшебной сказки в сказке «Морозко»:
1) Зачин — начало сказки:
2) Волшебные существа. Волшебный персонаж в сказке — Морозко, говорящая собака.
3) Волшебные превращения двух девушек.
4) Концовка сказки: добро побеждает зло.
<hr />
В сказке у купца и купчихи была дочь по имени Василиса. Когда умерла мать, она оставил Василисе в подарок куколку. Это была волшебная куколка, которая помогала девушке. Вскоре купец женился на вдове у который были две дочери. Мачеха невзлюбила Василису и стала загружать ее работой. Когда отец уехал девушки перебрались в дом в лесу. Они пряли при свечи и когда она догорела, то отправили Василису к Бабе-Яге. Когда Василиса пришла к Бабе-Яге они выполняла все задания, которой она ей поручала, Василисе помогала куколка. Когда Василиса вернулась домой она принесла череп со светящимися глазами, который испепелил мачеху и ее дочерей. Потом Василиса поселилась у старушки и пряла пряжу. Полотно и сорочки, которые изготовила девушка старушка отнесла царю. Когда царь увидел Василису, то он влюбился и они сыграли пышную свадьбу.
<hr />
В сказке «Василиса прекрасная» есть следующие признаки волшебной сказки:
- Троекратные повторы: в семье было три дочери, по пути к Бабе-Яге Василиса встречает трех всадников, зажигает лучину от трех черепов и у Бабы Яги было три пары рук — ее помощницы;
- В сказке есть волшебные предметы и волшебные помощники: куколка, которую мать подарила Василисе и череп;
- Волшебные существа: всадники;
- Волшебное место действия: заколдованный лес;
- Добро побеждает зло.
<hr />
Сказка «Летучий корабль» — это народная волшебная сказка. В ней повествуется история о том, как царь дает указ построить летучий корабль и обещает выдать дочь за муж за умельца. С этим заданием смог справиться простой Дурень, которому помог старичок. Когда он прилетел, царь задает ему другие задачи. И Дурень благодаря помощникам справляется с ними: достает живую воду, съедает быков, выпивает пиво, парится в бане. Царь не хочет выполнять свое обещание и задает еще задание: собрать полк солдат и Дурень снова справляется. Он разбивает царское войско, прогоняет царя и жениться на царевне.
Приметы волшебной сказки в сказке «Летучий корабль»:
- Волшебные предметы: сам летучий корабль, который мог подниматься в воздух и летать. Хворост, который превращался в войско, солома, которая дарила холод. А так же живая и мертвая вода.
- Троекратные повторы: в самом начале сказки говорится, что у старика было три сына. Три дня топили баню, чтобы зажарить Дурня и на долю Дурня выпало три испытания Царя.
- Волшебные превращения: хворост превратился в войско, а черствый хлеб стал караваем.
- Волшебные помощники: старичок, который помог Дурню построить летучий корабль и попутчики, которые помогали справиться с заданиями.
- Концовка сказки: добро побеждает зло.
<hr />
Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Найдите в тексте эти эпизоды. Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?
В сказке происходят превращения, описывается сказочное появление богатырей, волшебная белка. Также чудом можно назвать судьбу Гвидона, когда он вместе с матерью смог выбраться из бочки, будучи замурованным и брошенным в море. Вырос ребенок тоже сказочно быстро.
Князь превращается в трех насекомых: в комара, шмеля и муху.
Герой «Сказки о царе Салтане» князь Гвидон получил в дар от царевны несколько волшебный даров:
- Царевна сделала Гвидона князем в благодарность за её спасение от злого коршуна.
- Возможность повидаться с отцом. На просьбу князя увидеть отца, царевна превращает князя в комара, и он летит к отцу.
- Чтобы удивить царя Салтана, князь Гвидон пожелал, чтобы у него в саду жила волшебная белочка, которая грызла золотые орешки с изумрудными ядрами. Царевна исполнила его желание.
- Во второй раз царевна превращает Гвидона в насекомое — муху, чтобы он вновь полетел вместе с торговцами на встречу с царем.
- Лебедь дарит Гвидону своих братьев — тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором. Каждое утро они выходят из пучины морской и обходят границы княжества.
- В третий раз по волшебству царевны князь обращается в шмеля и вновь путешествует с приезжими торговцами к отцу.
- Последним даром царевны князю является девушка неописуемой красоты, в которую превращается сама царевна Лебедь. Она становится женой князя.
Какими вы представляете себе царевну Лебедь, её братьев-богатырей, волшебный город, появившийся по её велению?
Царевна Лебедь сначала была белым лебедем, грациозным и красивым. В конце сказки она превратилась в девушки, красоты неописуемой.
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.»
Братья-богатыри — сильные, отважные и могучие.
«В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.»
Город белокаменный, с высокими стенами, белыми церквями с золотыми куполами.
«Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.»
Выразительно прочитайте строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи.
Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?
«Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел — царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
Звуки: [б],[п],[у],[и],[о].
Как царевна Лебедь обращается к Гвидону?
Царевна-лебедь называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя».
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай».
Сравните окончание сказки А. Пушкина с окончаниями народных сказок, которые вы читали. Найдите сходство и различия.
Сказка заканчивается победой добра над злом, как и многие народные сказки. Салтан отправился на чудный остров и там узнал своих родных. Отрицательных героев наказывать не стали, ведь добрые люди умеют прощать.
Последние строчки звучат
«Я там был; мед-пиво пил —
И усы лишь обмочил.»
Народные сказки часто заканчиваются похожими словами.
Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте подписи под ними. Все ли основные события отражены? Добавьте ещё подписи, если считаете необходимым. Составьте план, используя подписи под рисунками и ваши дополнения.
1) Царь Салтан выбирает жену
2) свадьба царя Салтана
3) отъезд царя Салтана на войну
4) подмена грамоты
5) объявления царской воли
6) морское путешествие царица и Гвидона
7) счастливое спасение
приключения Гвидона
9) избавление царевны от злого коршуна
10) златоглавый город князя Гвидона
11) первая встреча гостей
12) первое превращение князя Гвидона
13) первое чудо
14) вторая встреча гостей
15) второе превращение князя Гвидона
16) второе чудо
17) третья встреча гостей
18) третье превращение князя Гвидона
19) третье чудо
20) встреча Салтана с семьёй
21) счастливый конец
Найдите в тексте и перескажите эпизоды с чудом:
• о белочке;
• о тридцати трёх богатырях.
Какое третье чудо описывается в сказке? Найдите его и перескажите.
Когда гости приехали к Салтану и рассказали о чудесном дворце, Повариха вспомнила про другое чудо — белку. Гвидон в образе комара разозлился на нее и ужалил в глаз. Гвидон рассказал о чуде царевне Лебеди и она сделала так, что белка оказалась у него.
«Уж диковинка, ну право,
—Подмигнув другим лукаво,
Повариха говорит,
—Город у моря стоит!
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут».
Чуду царь Салтан дивится,
А комар-то злится, злится —
И впился комар как раз
Тётке прямо в правый глаз…
и до слов
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом,
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счёт орехам весть.
Князю прибыль, белке честь.
Тридцать-три богатыря, о которых рассказала ткачиха, оказались братьями царевны Лебеди, и она попросила их обходить с дозоров дворец князя Гвидона.
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе , как жар горя,
Тридцать три богатыря…
и до слов
«Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
Мы отныне ежеденно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских.
Третье чудо — превращение царевны Лебеди в прекрасную девушку. Об этом чуде рассказала Бабариха. Гвидон, обращенный в шмеля, укусил ее со злости в нос. Дома он рассказал о чуде царевне Лебеди. Оказалось, что это она и есть.
В свете есть такие ль дива?
Вот идёт молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
и до слов
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Назовите главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?
Главные действующие лица — царь Салтан, Гвидон, царевна Лебедь. Они проявляют доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких.
Ткачиха, Повариха и Бабариха проявляют зависть, злость и жестокость.
Что стало причиной несчастий молодой царевны? Вспомните примеры из вашей школьной жизни, когда это нехорошее качество стало причиной ссоры. Обсудите с друзьями.
Причиной несчастий стала зависть окружающих.
Я стараюсь ответстенно выполнять домашнее задание, а мой друг вместо этого предпочитал подольше поиграть в компьютерные игры. Когда мне ставили хорошую оценку, а ему плохую, он завидовал. Мы из-за этого поссорились.
Какие признаки сближают сказку А. Пушкина с народной? Обратите внимание на:
• зачин;
• концовку;
• повторяемость событий;
• волшебных помощников;
• народные словосочетания и выражения.
В сказке Пушкина, как и в народной сказке, есть зачин (Три девицы под окном/ Пряли поздно вечерком.), концовка (Я там был; мед-пиво пил —/ И усы лишь обмочил.), повторяемость событий (Гвидон 3 раза превращался в насекомое, 3 чуда), волшебне помощники (царевна Лебедь), народные словосочетания и выражения (кабы, красная девица, сени, честные гости, на добра коня…).
Вспомните, что такое иллюстрация. Каких художников-иллюстраторов вы знаете? Найдите информацию в энциклопедии.
Иллюстрация — в переводе с английского языка означает «освещение, наглядное изображение». Назначение иллюстрации — помочь понять, пояснить или дополнить содержание текста.
К сказкам А. Пушкина было сделано много замечательных иллюстраций, в частности, такими художниками-иллюстраторами как Татьяна Маврина, Владимир Конашевич, Иван Билибин, Борис Дехтерев, Нина Носкович.
Три
чуда в
«Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина
(методические рекомендации
по интеграции
литературного чтения, музыки и изобразительного искусства)
Учитель
Терёхина Наталия Валентиновна
Электросталь
Интегрированные уроки в начальной школе – один из способов всестороннего
развития ребенка и активизации его познавательной и мыслительной деятельности.
Результативность таких уроков довольно высокая. Даже слабые учащиеся активно
работаю на интегрированных уроках. Велик и положительный эмоциональный и
эстетический заряд таких занятий. Структура урока, отбираемый материал, формы
могут быть разными в зависимости от специфики, стиля работы каждого учителя.
В начальной школе интегрированные уроки целесообразно строить на объединении
достаточно близких областей знаний. Литературное чтение, музыка и
изобразительное искусство. Что делает этот союз прочным и неразрывным?
Интегрированный подход помогает каждому предмету «засверкать» своими особыми
гранями. Литературное чтение раскрывает образ героев. Музыка помогает понять и
почувствовать их душевные переживания. Изобразительное искусство дает зрительную
полноту картины изучаемого материала.
Такое единение искусств мне хочется показать на примере изучения «Сказки о царе
Салтане» А. С. Пушкина, интегрируя выше перечисленные учебные предметы.
Самыми доступными для детского понимания произведениями являются сказки. Они не
знают над собой власти времени. Слушая сказки Пушкина, дети учатся ценить
чистое, простое слово. На уроке надо обратить внимание на, как много значат в
его стихах не только каждое слово, но и каждый звук. Поэт умеет придать им
любой оттенок грусти, радости, тревоги, смятения. Важно показать детям, что в
сказке соседствуют красота окружающего мира и горечь происходящего вокруг:
В
синем небе звёзды блещут,
В
синем море волны плещут,
Туча
по небу идет,
Бочка
по морю плывет.
Словно
горькая вдовица,
Плачет,
бьется в ней царица…
Но детям с ОВЗ трудно почувствовать ощущения морского простора, блеска высоких
небес, пережить печаль человеческого страдания, просто воспринимая текст
сказки. Наши учащиеся не смогут в полной мере пройти вместе с героями путь к
счастью, увидеть перед собой большой златоглавый город, открыть мир несказанных
чудес. Трех чудес сказки – затейливой белки, тридцати трех богатырей с
Черномором и царевны – Лебеди, что
Днем
свет божий затмевает,
Ночью
землю освещает,
Месяц
под косой блестит,
А
во лбу звезда горит.
Перед
детьми не просто невеста в богатом наряде. Это осуществление мечты о прекрасном
человеке:
А
сама-то величава,
Выступает,
будто пава,
А
как речь-то говорит,
Словно
реченька журчит.
Свободно и стремительно движется сказка, создавая на лету беглые, но навсегда
запоминающиеся нам картины природы, образы героев, зверей, волшебных существ.
Как же заставить ребят увидеть их такими, как представил их Пушкин?
Именно здесь приходит на помощь единение искусств. Предлагаю детям рассмотреть
репродукцию картины Врубеля. Конечно, Царевна-Лебедь у художника совсем иная,
чем у Пушкина. В ней нет безмятежности — в сказочный мир вкрадывается тревога,
вещие предчувствия. На картине Врубеля загадочная девушка, необычайно красиво
её лицо – действительно «красота неописанная» сказочных царевен, но красота
другого характера, чем у Царевны- Лебедя Пушкина. Этот контраст помогает детям
точнее увидеть образ героини «Сказки о царе Салтане».
У Врубеля есть пара к этой картине – «Лебедь». Это произведение помогает острее
почувствовать миг превращения лебедя в царевну. У «Лебедя» нет человеческого
лица и наряда, это всего лишь большая птица на фоне закатного неба. Но не
совсем обыкновенная птица – хочется верить, что она может превратиться в
царевну. Свет пылающего заката придает оперению лебедя фосфоресцирующую
окраску, бледно-сиреневую, голубую. Волшебной кажется сама форма крыла с
зубчатым напластыванием перьев. Миг – и превращение произойдет: крылья станут
венчальным убором, вспыхнут алмазы и жемчуга, и дивная птица, обернув голову,
взглянет человеческими глазами. Эта картина ближе подходит к сказке Пушкина. И
дети всегда очень внимательно рассматривают репродукцию именно этой картины.
Оживить сказку детям поможет опера Римского – Корсакова. Именно музыка завертит
прялки трех сестер из Салтанова царства, оживит злобную бабу Бабариху…
Слушайте… Это играют трубы. Так начинается опера. Крутятся прялки, а оркестр
передает их мототонное, однообразное жужжание. Величавой поступью входит Салтан
в светлицу – в полную силу звучит музыка – марш. Как старая злющая ворона,
каркает Бабариха – мрачной зловещей становится музыка. А вот плачет царевна,
жалуется на судьбу свою несчастную. И в музыке слышится причитание, плач.
Заплескались волны, ждут своей добычи. Правда музыка волн спокойная, добрая –
может быть, и сжалятся волны. А вот музыка передает беседу матери и сына.
Интонации царевны – напевная, грустная жалоба. Музыка Гвидона решительнее,
светлее, радостнее. И, наконец, Царевна – Лебедь. Мы слышим мягкие, чарующие
звуки арфы. Плавные, легкие аккорды – то ли клёкот лебединый, то ли речь
журчащая, ласковая. Трогательно и нежно взметнулся голос скрипки – и появилась
Лебедь – птица. Можно ли представить себе Лебедь без музыки? Насколько беднее,
суше был бы ее пленительный образ, если бы из него ушла музыка. Лебедь – последнее
из трех чудес сказки, самое яркое. Первое чудо – белка – затейница. И
музыкальная тема соответствующая. Ясно видим ловкие, шустрые движения зверька,
а мелодия остается в памяти на всю жизнь вместе с образом.
В
свете есть иное диво:
Море
вздуется бурливо,
Закипит,
подымет вой,
Хлынет
на берег пустой,
Разольется
в шумном беге,
И
очутятся на бреге,
В
чешуе, как жар горя,
Тридцать
три богатыря,
Все
красавцы удалые,
Великаны
молодые…
Музыка
передает всю силу и мощь описанных героев.
Наглядным примером интеграции трех искусств при изучении «Сказки о царе
Салтане» может служить мультипликационный фильм, который часто и используется
учителями на уроках. Да, это наглядно, но я, придерживаясь требований СФГОС, все
же советовала бы демонстрировать его после завершения изучения темы, на
заключительном уроке. Готовые образы героев лишают детей фантазии и
воображения. Ваш личный пример, думаю, этому доказательство. Каждый из нас с
детства несет в памяти образы героев, увиденных в мультфильме, и с трудом может
представить иного Салтана или царевну – Лебедь.
После такого полного зрительного и слухового восприятия сказки ребята вряд ли
останутся равнодушными к её героям, их сложным взаимоотношения, к волшебным
превращениям, словом, к самой сказке. Тогда учитель может смело сказать словами
самого Пушкина: «Ну, теперь уж сказка вся, дальше сказывать нельзя».
Единение и связь произведений трех искусств на уроке поможет детям в создании
собственных иллюстраций к сказке. Но это уже будет домашним заданием.