Волшебные орехи болгарская народная сказка читательский дневник

Ушли три брата на чужбину деньги зарабатывать. Дошли до перепутья, остановились. Вот старший и говорит:

— Тут мы разделимся. Я пойду в гору по правой дороге, ты, средний брат, ступай по левой, а ты, меньшой брат, иди по средней дороге. Через три года, на Димитров день, сойдёмся все трое на этом перепутье и увидим, кто сколько заработал. Согласны?

— Согласны, братец,- отвечают младшие братья.

Поцеловали руку старшему и разошлись в разные стороны.

Старший брат остался жить в одном городе. Открыл пекарню и за три года нажил полную Сумку червонцев. Средний брат открыл корчму у моста, засучил рукава и принялся торговать — вот и набил себе карманы. А младший брат нанялся в помощники к одному доброму человеку, старому пастуху.

Минуло три года, пошёл парень к пастуху за расчётом. Пастух отсчитал его заработанные деньги, сложил их в кучу, потом вынул из-за кушака три ореха и говорит:

— Я человек старый, больной, одряхлел, сил у меня не хватает бегать за овцами. Хорошо, что хоть ты мне подвернулся, а не то всё стадо бы моё пропало. Большое тебе спасибо, овец ты пас хорошо. Причитается тебе такая плата: или столько-то денег, или же три ореха — вон те, что лежат перед тобой. Деньги я тебе дам без благословения, потому что деньги — как огонь: они человеку руку жгут. А орехи дам от всего сердца, с благословением дам. Хочешь, бери деньги, хочешь — орехи.

Парень подумал-подумал, да и протянул руку к орехам.

— Возьму орехи, раз ты даёшь их от сердца и с благословением.

Взял парень орехи, поцеловал руку старому пастуху и тронулся в путь.

И вот на Димитров день три брата сошлись на перепутье.

— С хорошим заработком вернулись? — спрашивает старший.

— С хорошим,- отвечает младший.

— Посмотрим! Только сперва поглядите, сколько нажил я.

И старший брат развязал свою сумку, а средний вытащил из-за пазухи кошель с деньгами.

— Вот это здорово! — говорит ему старший.

Тут младший брат сунул руку в карман и вынул три ореха.

— Это что же такое? — спрашивает его старший брат.- Столько ты заработал за три года?

— Да! Только три ореха, но они даны от всего сердца и с благословением,- отвечает младший. — Дал их мне один старый человек, пастух, за то, что я его овец пас. Он обо мне заботился не хуже родного отца.

Рассердились старшие братья.

— Много мы видывали дураков, но дурей тебя во всем свете не сыскать! — кричит старший брат. — Проработать три года за три ореха — такого чуда не слыхано, не видано! Вернись и потребуй у пастуха денег, а без них и глаз не показывай в отцовский дом.

Опечалился парень, пошёл обратно. Тяжело у него было на душе. Идёт, сам себе говорит:

— Я-то думал, когда тебе дают что-нибудь от всего сердца, так это лучше всего на свете, а вот что получилось.

Шёл он, шёл, дошёл до родника. Нагнулся попить водицы, глотнул раз-другой, а больше пить не стал — очень уж есть захотелось. Пошарил в торбе — ни крошки хлеба. «Дай-ка я расколю свои орехи,- думает голодный парень,- хоть червячка заморю». Расколол он один орех. Что за чудо! Орех принялся расти; рос-рос, вырос в стоведерную бочку. И вот из скорлупки стали выбегать овцы, ягнята, бараны с колокольчиками на шеях — целое стадо вышло из одного ореха.

Парень от радости не знает, что делать. Собрал стадо, пошел домой. Шел-шел, подходит к родной деревне. «Дай-ка я расколю другой орех,- думает,- посмотрю, что в нем такое».

И расколол второй орех. Как только скорлупка треснула, из нее вышли два молодых вола с длинными рогами, а за волами оказалась повозка, а на ней железный плуг.

Ударил себя парень по лбу.

— Вот так чудеса! — говорит.

Взял в руки цепь и повёл волов вслед за стадом. Но, не дойдя до деревни, надумал расколоть и третий орех. Расколол. И вот из скорлупки вышла девушка, да такая красавица, что пером не описать.

— Веди меня к своему отцу в дом,- говорит девушка.- Суждено мне быть твоей женой.

Посадил парень девушку на повозку, повёл волов. Идут овцы, колокольчиками звенят. Пришёл парень домой и сыграл свадьбу. Девять деревень на свадьбу позвал. И я на той свадьбе был. Ел, пил, веселился — да так, что до нынешнего дня на душе весело!

Цель:

познакомить учащихся с болгарской народной сказкой «Волшебные орехи», закрепить знания о видах сказок.

Задачи:

— отрабатывать умение работать с текстом; продолжить работу по усовершенствованию техники чтения; 

— способствовать развитию познавательной активности и устойчивого интереса у школьников к чтению; 

— воспитание культуры речи, речевого этикета в общении.

Ресурсы: карточки, картинки, музыкальная физминутка, презентация.

Ход урока.

1. Организационный момент.

— Ребята, какое у вас сейчас настроение? (поднимают картинки солнце или тучу)

Игра «Подари сердечко».

Учитель: Возьмите, пожалуйста, из коробки по одному сердечку и подарите его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе это сердечко, потому что ты самый… »

Тем участникам, которым ничего не досталось, сердечко дарит учитель, но обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого участника, которому он дарит подарок.

Деление на группы учащихся по карточкам: волшебные, бытовые и сказки о животных.

2. Актуализация знаний.

— Мы сегодня отправимся в путешествие в другое незнакомое нам государство Болгарию. А в своё путешествие мы отправимся на самолёте, но самолет может взлететь в том случае если вы ответите на вопросы.

Работа в парах.

— К какому разделу в литературе относятся сказки?(устное народное творчество)

— Как по-другому называется устное народное творчество? (Фольклор)

— Какие ещё произведения устного народного творчества или фольклорного жанра вы знаете? (загадки, пословицы, поговорки и т. д. )

— На какие группы можно разделить сказки? (Народные и литературные авторские)

— А народные сказки, какие бывают? (Бытовые, волшебные, о животных)

— Какими словами начинаются сказки?

Дети прикрепляют к доске картинку мальчика или девочки.

— Молодцы!

— А сейчас девочки расскажут о Болгарии.

3. Знакомство с темой урока.

«Корзина идей».

— Как вы думаете, о чём будет эта сказка? Что мы узнаем в ней?

4. Словарная работа.

— В этой сказке встретятся новые слова, значение которых многие не знают. Давайте прочитаем эти слова.

Перепутье — место, где скрещиваются и расходятся дороги.

Нанялся – нанявшийся на работу.

Благословение – обращение к Богу с просьбой о благодати, помощи.

Повозка — перевозочное средство, в которое запрягается животное.

Вол — сельскохозяйственное животное, бык.

5. Первичное чтение сказки учителем.

6. Беседа после прочтения.

— Поднимите солнышко, если сказка понравилась, а тучку если не понравилась.

— Что необычного в этой сказке?

— Удалось братьям осуществить задуманное?

— Какова основная мысль этой сказки? Что болгарский народ хотел показать этой сказкой?

7. Музыкальная физминутка.

8. Обсуждение образов героев по группам.

1 группа: старший брат.

2 группа: средний брат.

3 группа младший брат.

9. Построение сюжетной линии сказки. Работа в группах.

— Ребята давайте ещё раз вспомним все основные события, описанные в сказке, и выстроим её сюжетную линию.

1 группа.

— Как начинается сказка? А с чего начинают разворачиваться основные события в сказке?

2 группа.

— Найдите завязку. Как развиваются события дальше?

3 группа.

— Как в какой момент наступает кульминация сказки? И чем все заканчивается?

10. Работа над выразительностью чтения.

— А теперь я вам предложу потренироваться над выразительностью чтения, а для этого мы с вами будем дикторами центрального телевидения. Вы видели, как дикторы себя ведут: они сидят ровно, читают информацию с отрывом от текста.

Чтение сказки по ролям.

11. Упражнение для развития беглого чтения у детей.

— Чтобы читать бегло и хорошо я вам предлагаю упражнение. Мною были выписаны 6 слов из текста. Вы их за одну минуту должны запомнить и записать на листе. потом проверим, кто больше запомнил слов.

Счастье разошлись деньги голодный.

Повозка парень.

12. Оценивание.

— Оцените работу всего класса и подарите две звезды по вашему усмотрению со словами

Подарю звезду ….., потому что…

13. Рефлексия.

— А теперь поднимите карточку вашего настроения солнце или тучу.

14. Домашнее задание. (Дети сами выбирают домашнее задание)

Прочитать и пересказать сказку.

1. Составить модель обложки произведения и подобрать словестно иллюстрации к сказке.

2. Подобрать пословицы к сказке

3. Рассказать сказку от другого лица.

����� ��� ������ �������

���������� �����

e-mail: moral_education@mail.ru

����� ���������� �� ��� ���� ������������.��
(������� ����������: ��������� � �������� ������)

http://www.dobrieskazki.ru/

������������.�� — 
��� ������  ������ ������ 

�������������� �����
(���������� ������)

�������� �����

���� ��� ����� �� ������� ������ ������������. ����� �� ���������, ������������. ��� ������� � �������:

— ��� �� ����������. � ����� � ����, �� ������ ������, ��, ������� ����, ������ �� �����, � ��, ������� ����, ��� �� ������� ������.

— ����� ��� ����, �� �������� ����, �������� ��� ���� �� ���� ��������� � ������, ��� ������� ���������. ��������?

— ��������, ������, — �������� ������� ������.

���������� ���� �������� � ��������� � ������ �������.

������� ���� ������� ���� � ����� ������, ������ ������� � �� ��� ���� ����� ������ ����� ���������. ������� ���� ������ ������ � �����, ������� ������ � �������� ��������� ����. ��������-��������, ���� ����� ��������� — ��� � ����� ���� �������. � ������� ���� ������� � ��������� � ������ ������� ��������, ������� �������.

������ ��� ����, ����� ������ � ������� �� ��������. ������ �������� ��� ������������ ������, ������ �� � ����, ����� ����� ��-�� ������ ��� ����� � �������:

— � ������� ������, �������, ��������, ��� � ���� �� ������� ������ �� ������. ������, ��� ���� �� ��� �����������, � �� �� ��� ����� �� ��� �������. ������� ���� �������, ���� �� ��� ������. ����������� ���� ����� �����: ��� �������-�� �����, ��� �� ��� ����� — ��� ��, ��� ����� ����� �����. ������ � ���� ��� ��� �������������, ������ ��� ������ — ��� �����: ��� �������� ���� ����. � ����� ��� �� ����� ������, � �������������� ���. ������, ���� ������, ������ — �����. ������ �������-������� �� � ��������
���� � ������.

— ������ �����, ��� �� ����� �� �� ������ � � ��������������.

���� ������ �����, ��������� ���� ������� ������� � �������� � ����. � ��� �� �������� ���� ��� ����� ������� �� ���������.

— � ������� ���������� ���������? — ���������� �������.

— � �������, — �������� �������.

— ���������. ������ ������ ���������, ������� ����� �. � ������� ���� �������� ���� �����, � ������� ������� ��-�� ������ ������ � ��������.

— ��� ��� �������! — ������� ��� �������. ��� ������� ���� ����� ���� � ������ � ����� ��� �����.

— ��� ��� �� �����? — ���������� ��� ������� ����. ������� �� ��������� �� ��� ����?

— ��! ������ ��� �����, �� ��� ���� �� ����� ������ � � ��������������, — �������� �������. — ��� �� ��� ���� ������ �������, ������, �� ��, ��� � ��� ���� ���. �� ��� ��� ��������� �� ���� ������� ����.

������������ ������� ������.

— ����� �� �������� �������, �� ����� ���� �� ���� ����� �� �������! — ������ ������� ����. — ����������� ��� ���� �� ��� ����� — ������ ���� �� �������, �� ������! ������� � �������� � ������� �����, � ��� ��� � ���� �� ��������� � ��������� ���.

���������� ������, ����� �������. ������ � ���� ���� �� ����. ����, ��� ���� �������:

— �-�� �����, ����� ���� ���� ���-������ �� ����� ������, ��� ��� ����� ����� �� �����, � ��� ��� ����������.

��� �� ���, ����� �� �������. �������� ������ ������, ������� ���-������, � ������ ���� �� ���� — ����� �� ���� ��� ����������. ������� � ����� — �� ������ �����.

«���-�� � ������� ���� �����, — ������ �������� ������, — ���� �������� ������».

�������� �� ���� ����. ��� �� ����! ���� �������� �����; ���-���, ����� � ����������� �����. � ��� �� ��������� ����� �������� ����, ������, ������ � �������������� �� ���� — ����� ����� ����� �� ������ �����.

������ �� ������� �� �����, ��� ������. ������ ����� � ����� �����. ���-���, �������� � ������ �������.

«���-�� � ������� ������ ����, — ������, — ��������, ��� � ��� �����».

� �������� ������ ����. ��� ������ ��������� ��������, �� ��� ����� ��� ������� ���� � �������� ������, � �� ������ ��������� �������, � �� ��� �������� ����.

������ ���� ������ �� ���.

— ��� ��� ������! — �������.

���� � ���� ���� � ����� ����� ����� �� ������. ��, �� ����� �� �������, ������� ��������� ������ ����. ��������. � ��� �� ��������� ����� �������, �� ����� ���������, ��� ����� �� �������.

— ���� ���� � ������ ���� � ���, — ������� �������, ������� ��� ���� ����� �����.

������� ������ ������� �� �������, ����� �����. ���� ����, �������������� ������. ������ ������ ����� � ������ �������. ������ �������� �� ������� ������, � � �� ��� ������� ���. ��, ���, ��������� — �� ���, ��� �� ��������� ��� �� ���� ������.

������� � ������� � ������:

� ��� ������� ���� ��������� �� ����� �������? ��� �� �� ��������� �� ����� �������� �����?

� ��� �� ��������� ����� �� ������: «������ — ��� �����: ��� �������� ���� ����»? ���� �� � ����� ����� �������, ����� �� �����������, ��� ������ ������� ����?

� ��� ������, ������ �����-���� ���� � ��������������? �������� �� �� �����-������ ������� � ��������������? ������ �� ���� �����-���� �������� �������?

��������� �������������� ����� �� ������ � ���, ��� �� ��� �����.

Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка» в обработке А. Толстого.

Жанр: волшебная народная сказка

Главные герои сказки «Крошечка-Хаврошечка» и их характеристика

  1. Крошечка-Хаврошечка, маленькая девочка, сирота, которую завалили работой, и у которой отняли единственного друга. Но Хаврошечка осталась доброй и честной.
  2. Старуха, мачеха Хаврошечки, злая и жадная, все мечтала извести Хаврошечку.
  3. Одноглазка, Двуглазка, Триглазка — ленивые и некрасивые дочери старухи
  4. Коровушка — рыжая корова, которая могла делать чудеса
  5. Барин, молодой и красивый.

План пересказа сказки «Крошечка-Хаврошечка»

  1. Хаврошечка остается сиротой
  2. Рыжая корова
  3. Одноглазка
  4. Двуглазка
  5. Триглазка
  6. Смерть коровы
  7. Прекрасная яблоня
  8. Барин.

Кратчайшее содержание для читательского дневника сказки «Крошечка-Хаврошечка» в 6 предложений.

  1. Хаврошечка осталась сиротой и живет у злых приемных родителей, но ей помогает коровушка.
  2. Посылала старуха двух дочерей следить, но они уснули и ничего не видели.
  3. Послала старуха Триглазку, и Хаврошечка про третий глаз забыла.
  4. Все увидела Триглазка, матери рассказала, велела та корову зарезать.
  5. Корову зарезали, а Хаврошечка косточки посадила и яблоня выросла.
  6. Попросил барин яблочко, сорвала его Хаврошечка и женился барин на Хаврошечке.

Главная мысль сказки «Крошечка-Хаврошечка»

Будь добрым, трудолюбивым и терпеливым, и будет тебе счастье.

Чему учит сказка «Крошечка-Хаврошечка»

Эта сказка учит нас не сдаваться перед трудностями, терпеливо сносить несправедливости, не предавать самого себя и своих друзей. Учит быть добрым и трудолюбивым. Учит верить в лучшее.

Признаки волшебной сказки в сказке «Крошечка-Хаврошечка»

  1. Волшебный помощник — коровушка
  2. Волшебные существа — Одноглазка, Триглазка.

Отзыв на сказку «Крошечка-Хаврошечка»

Сказка «Крошечка-Хаврошечка» мне очень понравилась. Главная героиня сказки, сиротка Хаврошечка была такой милой и доброй. Ее все несправедливо обижали, но она все равно сохранила в душе свою доброту. А потому именно ее взял в жены красивый барин и была она счастлива.

Пословицы к сказке «Крошечка-Хаврошечка»

Терпенье и труд все перетрут.
Добра желаешь — добро и делай.
Добро быть в радости и жить в сладости.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Крошечка-Хаврошечка»

Жила у недобрых людей сиротка по имени Крошечка-Хаврошечка. Заставляли люди ее всю работу делать, заморили совсем.
И было у старухи три дочери, но ленивые, ничего по дому не делали.
А Крошечка-Хаврошечка как получит работу, к коровушке своей рыжей бежала и плакала. А коровушка утешала ее и предлагала в одно ухо залезть, да из другого вылезти. И когда вылезала Хаврошечка, то вся работа оказывалась сделанной.
Решила старуха узнать, кто же помогает Хаврошечке с делами справляться. Отправила следить Одноглазку. Та на травку легла и Хаврошечка ее глаз единственный усыпила. Ничего не узнала Одноглазка.
Послала старуха вторую дочь, Двуглазку. И с ней та же история приключилась.
Послала старуха Триглазку. Хаврошечка два глаза усыпила, а про третий и забыла.
Рассказала Триглазка про корову и велела старуха мужу корову зарезать.
Хаврошечка плачет, а корова ей наказ дает: не ешь моего мяса, а косточки посади, да поливай.
Так и поступила Хаврошечка, посадила косточки, мяса не ест, голодает, а все косточки поливает.
И выросла из них яблоня с листьями золотыми, да веточками серебряными.
Раз увидел ту яблоню молодой барин, да говорит девушкам, что кто яблочко ему подаст, на той он женится.
Хотели сестры яблоки сорвать, да только ветки и листья их не пустили. А Хаврошечка сорвала яблоко, протянула барину и вышла за него замуж.

Иллюстрации и рисунки к сказке «Крошечка-Хаврошечка»

Страница
0
из 0

A-
A+

Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся.

К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за всё отвечает.

А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя Двуглазка, а меньшая — Триглазка.

Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них и пряла, и ткала и слова доброго никогда не слыхала.

Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать:

— Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.

А коровушка ей в ответ:

— Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано.

Так и сбылось. Вылезет красная девица из ушка — всё готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано.

Отнесёт она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а ей ещё больше работы задаст.

Хаврошечка опять придёт к коровушке, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмёт — принесёт хозяйке.

Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:

— Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Поди, догляди, кто сироте помогает: и ткёт, и прядёт, и в трубы катает?

Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, забыла матушкино приказанье, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает:

— Спи, глазок, спи, глазок!

Глазок и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка всё наткала и побелила.

Ничего хозяйка не дозналась, послала вторую дочь — Двуглазку.

— Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Поди, догляди, кто сироте помогает? Двуглазка тоже на солнышке распеклась и на травушке разлеглась, материно приказанье забыла и глазки смежила. А Хаврошечка баюкает:

— Спи, глазок, спи, другой!

Коровушка наткала, побелила, в трубы покатала, а Двуглазка всё ещё спала.

Старуха рассердилась, на третий день послала Триглазку, а сироте ещё больше работы дала. И Триглазка, как её старшие сёстры, попрыгала-попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поёт:

— Спи, глазок, спи, другой! — а о третьем глазке и забыла.

Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и всё видит: как красная девица в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.

Триглазка вернулась домой и матери всё рассказала; старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:

— Режь рябую корову!

Старик так, сяк:

— Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая!

— Режь, да и только!

Наточил старик ножик…

Побежала Хаврошечка к коровушке:

— Коровушка-матушка! Тебя резать хотят.

— А ты, красная девица, моего мяса не ешь, косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай, каждое утро косточки водою поливай.

Старик зарезал коровушку. Хаврошечка всё сделала, что коровушка завещала: голодом голодала, мяса её в рот не брала, косточки её зарыла и каждый день в саду поливала, и выросла из них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо — останавливается, кто проходит близко — заглядывается.

Много ли времени прошло, мало ли… Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек — богатый, кудреватый, молоденький. Увидел яблочки, стал затрагивать девушек:

— Девицы-красавицы! — говорит он. — Которая из вас мне яблочко поднесёт, та за меня замуж пойдёт.

И бросились три сестры одна перед другой к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.

Сёстры хотели их сбить — листья глаза засыпают, хотели сорвать — сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались — руки изодрали, а достать не могли.

Подошла Хаврошечка, веточки к ней преклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека и он на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знать.

«Крошечка-Хаврошечка»: краткое содержание сказки
Русский народ – это хранитель удивительнейшего клада, который называется фольклором. Туда входят загадки, потешки, пословицы, поговорки и, самое главное, – сказки.
Русские народные сказки – «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и Серый Волк» (это далеко не весь список) известны каждому ребенку и взрослому. Они строятся по основной схеме: сначала герой попадает в сложную ситуацию, затем ему помогает волшебный предмет, после этого он борется с препятствиями, и все заканчивается хорошо. Некоторые русские сказки имеют аналоги в других странах, но тем не менее они по-своему уникальны и интересны.
Одна из самых интересных сказок – «Крошечка-Хаврошечка», краткое содержание которой мы сейчас рассмотрим.
Судьба сироты
Судьба брошенной всеми девочки не раз описывается в русских сказках. Так и Крошечка-Хаврошечка попадает к злой хозяйке. У нее совсем нет родителей, она растет в семье, которая ее поит и кормит. У хозяйки есть три дочери – Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка. На них Крошечке-Хаврошечке и приходится работать.

Так и живет терпеливая и безропотная Крошечка-Хаврошечка. Краткое содержание не обойдется без второй главной героини – коровы Пеструхи.
Дальнейшие события
С утра до ночи Крошечке-Хаврошечке приходится работать: мести, убирать, стирать хозяйке и ее дочерям. Хозяйка дает девочке непосильную, невыполнимую нагрузку. Крошечка-Хаврошечка всегда приходит с массой поручений в поле, обнимает корову Пестуху и жалуется ей на свою судьбу. Пестуха – единственный персонаж сказки, который по-настоящему сочувствует бедной девочке. Корова утешает Крошечку-Хаврошечку: «Залезь, – говорит, – в мое правое ушко и вылезай в левое». Так и сделала девочка, и свершилось чудо! Холсты сами соткались и отбелились. Тогда хозяйка решила, что это неспроста. Она отправила сначала старшую дочь, потом среднюю, а следом младшую проследить за Крошечкой-Хаврошечкой. Трехглазка третьим глазом увидела, что делает девочка. Тогда хозяйка велела немедленно зарезать Пеструху.
Последний наказ Пеструхи
Узнала о приказе Крошечка-Хаврошечка, побежала к своей любимой корове и стала плакать. Пеструха ее успокоила и велела не есть ее мясо, а собрать косточки и закопать их в саду. Девочка так и сделала. Кроме мяса коровы хозяйка ничего покушать ей не дала, но Крошечка-Хаврошечка вытерпела. Она собрала все косточки своей любимицы в платочек и заботливо посадила в саду.

Чудесная концовка сказки «Крошечка-Хаврошечка»
Краткое содержание сказки подходит к удивительной развязке. На месте закопанных косточек коровы появилась чудесная яблоня. Самые сладкие и вкусные яблоки выросли на ней, и вся деревня удивлялась и нахваливала. Случилось так, что в один из погожих дней мимо яблони ехал принц. Ему очень захотелось отведать яблока, и он сказал дочкам хозяйки, что женится на той, кто быстрее всех принесет ему желанный плод. Побежала Одноглазка – исколола ей яблоня ветками лицо. Побежала Двухглазка – растрепала ей яблоня косы, побежала Трехглазка – не смогла дотянуться до плодов. Как только появилась Крошечка-Хаврошечка, яблоня сама склонила к ней свои ветви, и девушка дала принцу яблоко. Тот женился на ней.
Таково краткое содержание сказки «Крошечка-Хаврошечка». Любители русского фольклора замечают, что все народные сказки имеют счастливый финал. Так произошло и в сказке «Крошечка-Хаврошечка». Краткое содержание тому подтверждение: принц забирает девушку в свой дворец, и они живут долго и счастливо.

Маленькая девочка Крошечка-Хаврошечка осталась сиротой и попала в семью к злым людям. Работала она очень тяжело, но доброй девочке помогала коровка. Узнала хозяйка об этом и решила загубить бедное животное… Узнайте в сказке, как вознаградилась доброта и терпение Хаврошечки.

Сказка Крошечка-Хаврошечка скачать:

Сказка Крошечка-Хаврошечка читать

Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся.

К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за всё отвечает.

А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя Двуглазка, а меньшая — Триглазка.

Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них и пряла, и ткала и слова доброго никогда не слыхала.

Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать:

Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.

А коровушка ей в ответ:

Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано.

Так и сбылось. Вылезет красная девица из ушка – всё готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано.

Отнесёт она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а ей ещё больше работы задаст.

Хаврошечка опять придёт к коровушке, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмёт – принесёт хозяйке.

Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:

Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Поди, догляди, кто сироте помогает: и ткёт, и прядёт, и в трубы катает?

Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, забыла матушкино приказанье, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает:

Спи, глазок, спи, глазок!

Глазок и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка всё наткала и побелила.

Ничего хозяйка не дозналась, послала вторую дочь — Двуглазку.

Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Поди, догляди, кто сироте помогает? Двуглазка тоже на солнышке распеклась и на травушке разлеглась, материно приказанье забыла и глазки смежила. А Хаврошечка баюкает:

Спи, глазок, спи, другой!

Коровушка наткала, побелила, в трубы покатала, а Двуглазка всё ещё спала.

Старуха рассердилась, на третий день послала Триглазку, а сироте ещё больше работы дала. И Триглазка, как её старшие сёстры, попрыгала-попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поёт:

Спи, глазок, спи, другой! – а о третьем глазке и забыла.

Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и всё видит: как красная девица в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.

Триглазка вернулась домой и матери всё рассказала; старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:

Режь рябую корову!

Старик так, сяк:

Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая!

Режь, да и только!

Наточил старик ножик…

Побежала Хаврошечка к коровушке:

Коровушка-матушка! Тебя резать хотят.

А ты, красная девица, моего мяса не ешь, косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай, каждое утро косточки водою поливай.

Старик зарезал коровушку. Хаврошечка всё сделала, что коровушка завещала: голодом голодала, мяса её в рот не брала, косточки её зарыла и каждый день в саду поливала, и выросла из них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается.

Много ли времени прошло, мало ли… Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молоденький. Увидел яблочки, стал затрагивать девушек:

Девицы-красавицы! – говорит он. – Которая из вас мне яблочко поднесёт, та за меня замуж пойдёт.

И бросились три сестры одна перед другой к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.

Сёстры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.

Подошла Хаврошечка, веточки к ней преклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека и он на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знать.

  • Волшебные дудочки сказки народов прибалтики
  • Волшебные детские сказки список
  • Волшебные деревья из сказок
  • Волшебные действия в сказке о царе салтане
  • Волшебные герои и предметы в сказке спящая царевна