Ушли три брата на чужбину деньги зарабатывать. Дошли до перепутья, остановились. Вот старший и говорит:
— Тут мы разделимся. Я пойду в гору по правой дороге, ты, средний брат, ступай по левой, а ты, меньшой брат, иди по средней дороге. Через три года, на Димитров день, сойдёмся все трое на этом перепутье и увидим, кто сколько заработал. Согласны?
— Согласны, братец,- отвечают младшие братья.
Поцеловали руку старшему и разошлись в разные стороны.
Старший брат остался жить в одном городе. Открыл пекарню и за три года нажил полную Сумку червонцев. Средний брат открыл корчму у моста, засучил рукава и принялся торговать — вот и набил себе карманы. А младший брат нанялся в помощники к одному доброму человеку, старому пастуху.
Минуло три года, пошёл парень к пастуху за расчётом. Пастух отсчитал его заработанные деньги, сложил их в кучу, потом вынул из-за кушака три ореха и говорит:
— Я человек старый, больной, одряхлел, сил у меня не хватает бегать за овцами. Хорошо, что хоть ты мне подвернулся, а не то всё стадо бы моё пропало. Большое тебе спасибо, овец ты пас хорошо. Причитается тебе такая плата: или столько-то денег, или же три ореха — вон те, что лежат перед тобой. Деньги я тебе дам без благословения, потому что деньги — как огонь: они человеку руку жгут. А орехи дам от всего сердца, с благословением дам. Хочешь, бери деньги, хочешь — орехи.
Парень подумал-подумал, да и протянул руку к орехам.
— Возьму орехи, раз ты даёшь их от сердца и с благословением.
Взял парень орехи, поцеловал руку старому пастуху и тронулся в путь.
И вот на Димитров день три брата сошлись на перепутье.
— С хорошим заработком вернулись? — спрашивает старший.
— С хорошим,- отвечает младший.
— Посмотрим! Только сперва поглядите, сколько нажил я.
И старший брат развязал свою сумку, а средний вытащил из-за пазухи кошель с деньгами.
— Вот это здорово! — говорит ему старший.
Тут младший брат сунул руку в карман и вынул три ореха.
— Это что же такое? — спрашивает его старший брат.- Столько ты заработал за три года?
— Да! Только три ореха, но они даны от всего сердца и с благословением,- отвечает младший. — Дал их мне один старый человек, пастух, за то, что я его овец пас. Он обо мне заботился не хуже родного отца.
Рассердились старшие братья.
— Много мы видывали дураков, но дурей тебя во всем свете не сыскать! — кричит старший брат. — Проработать три года за три ореха — такого чуда не слыхано, не видано! Вернись и потребуй у пастуха денег, а без них и глаз не показывай в отцовский дом.
Опечалился парень, пошёл обратно. Тяжело у него было на душе. Идёт, сам себе говорит:
— Я-то думал, когда тебе дают что-нибудь от всего сердца, так это лучше всего на свете, а вот что получилось.
Шёл он, шёл, дошёл до родника. Нагнулся попить водицы, глотнул раз-другой, а больше пить не стал — очень уж есть захотелось. Пошарил в торбе — ни крошки хлеба. «Дай-ка я расколю свои орехи,- думает голодный парень,- хоть червячка заморю». Расколол он один орех. Что за чудо! Орех принялся расти; рос-рос, вырос в стоведерную бочку. И вот из скорлупки стали выбегать овцы, ягнята, бараны с колокольчиками на шеях — целое стадо вышло из одного ореха.
Парень от радости не знает, что делать. Собрал стадо, пошел домой. Шел-шел, подходит к родной деревне. «Дай-ка я расколю другой орех,- думает,- посмотрю, что в нем такое».
И расколол второй орех. Как только скорлупка треснула, из нее вышли два молодых вола с длинными рогами, а за волами оказалась повозка, а на ней железный плуг.
Ударил себя парень по лбу.
— Вот так чудеса! — говорит.
Взял в руки цепь и повёл волов вслед за стадом. Но, не дойдя до деревни, надумал расколоть и третий орех. Расколол. И вот из скорлупки вышла девушка, да такая красавица, что пером не описать.
— Веди меня к своему отцу в дом,- говорит девушка.- Суждено мне быть твоей женой.
Посадил парень девушку на повозку, повёл волов. Идут овцы, колокольчиками звенят. Пришёл парень домой и сыграл свадьбу. Девять деревень на свадьбу позвал. И я на той свадьбе был. Ел, пил, веселился — да так, что до нынешнего дня на душе весело!
Цель:
познакомить учащихся с болгарской народной сказкой «Волшебные орехи», закрепить знания о видах сказок.
Задачи:
— отрабатывать умение работать с текстом; продолжить работу по усовершенствованию техники чтения;
— способствовать развитию познавательной активности и устойчивого интереса у школьников к чтению;
— воспитание культуры речи, речевого этикета в общении.
Ресурсы: карточки, картинки, музыкальная физминутка, презентация.
Ход урока.
1. Организационный момент.
— Ребята, какое у вас сейчас настроение? (поднимают картинки солнце или тучу)
Игра «Подари сердечко».
Учитель: Возьмите, пожалуйста, из коробки по одному сердечку и подарите его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе это сердечко, потому что ты самый… »
Тем участникам, которым ничего не досталось, сердечко дарит учитель, но обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого участника, которому он дарит подарок.
Деление на группы учащихся по карточкам: волшебные, бытовые и сказки о животных.
2. Актуализация знаний.
— Мы сегодня отправимся в путешествие в другое незнакомое нам государство Болгарию. А в своё путешествие мы отправимся на самолёте, но самолет может взлететь в том случае если вы ответите на вопросы.
Работа в парах.
— К какому разделу в литературе относятся сказки?(устное народное творчество)
— Как по-другому называется устное народное творчество? (Фольклор)
— Какие ещё произведения устного народного творчества или фольклорного жанра вы знаете? (загадки, пословицы, поговорки и т. д. )
— На какие группы можно разделить сказки? (Народные и литературные авторские)
— А народные сказки, какие бывают? (Бытовые, волшебные, о животных)
— Какими словами начинаются сказки?
Дети прикрепляют к доске картинку мальчика или девочки.
— Молодцы!
— А сейчас девочки расскажут о Болгарии.
3. Знакомство с темой урока.
«Корзина идей».
— Как вы думаете, о чём будет эта сказка? Что мы узнаем в ней?
4. Словарная работа.
— В этой сказке встретятся новые слова, значение которых многие не знают. Давайте прочитаем эти слова.
Перепутье — место, где скрещиваются и расходятся дороги.
Нанялся – нанявшийся на работу.
Благословение – обращение к Богу с просьбой о благодати, помощи.
Повозка — перевозочное средство, в которое запрягается животное.
Вол — сельскохозяйственное животное, бык.
5. Первичное чтение сказки учителем.
6. Беседа после прочтения.
— Поднимите солнышко, если сказка понравилась, а тучку если не понравилась.
— Что необычного в этой сказке?
— Удалось братьям осуществить задуманное?
— Какова основная мысль этой сказки? Что болгарский народ хотел показать этой сказкой?
7. Музыкальная физминутка.
8. Обсуждение образов героев по группам.
1 группа: старший брат.
2 группа: средний брат.
3 группа младший брат.
9. Построение сюжетной линии сказки. Работа в группах.
— Ребята давайте ещё раз вспомним все основные события, описанные в сказке, и выстроим её сюжетную линию.
1 группа.
— Как начинается сказка? А с чего начинают разворачиваться основные события в сказке?
2 группа.
— Найдите завязку. Как развиваются события дальше?
3 группа.
— Как в какой момент наступает кульминация сказки? И чем все заканчивается?
10. Работа над выразительностью чтения.
— А теперь я вам предложу потренироваться над выразительностью чтения, а для этого мы с вами будем дикторами центрального телевидения. Вы видели, как дикторы себя ведут: они сидят ровно, читают информацию с отрывом от текста.
Чтение сказки по ролям.
11. Упражнение для развития беглого чтения у детей.
— Чтобы читать бегло и хорошо я вам предлагаю упражнение. Мною были выписаны 6 слов из текста. Вы их за одну минуту должны запомнить и записать на листе. потом проверим, кто больше запомнил слов.
Счастье разошлись деньги голодный.
Повозка парень.
12. Оценивание.
— Оцените работу всего класса и подарите две звезды по вашему усмотрению со словами
Подарю звезду ….., потому что…
13. Рефлексия.
— А теперь поднимите карточку вашего настроения солнце или тучу.
14. Домашнее задание. (Дети сами выбирают домашнее задание)
Прочитать и пересказать сказку.
1. Составить модель обложки произведения и подобрать словестно иллюстрации к сказке.
2. Подобрать пословицы к сказке
3. Рассказать сказку от другого лица.
—
����� ��� ������ �������
���������� �����
e-mail: moral_education@mail.ru
����� ���������� �� ��� ���� ������������.��
(������� ����������: ��������� � �������� ������)
http://www.dobrieskazki.ru/
������������.�� —
��� ������ � ������ ������
�������������� �����
(���������� ������)
���� ��� ����� �� ������� ������ ������������. ����� �� ���������, ������������. ��� ������� � �������:
— ��� �� ����������. � ����� � ����, �� ������ ������, ��, ������� ����, ������ �� �����, � ��, ������� ����, ��� �� ������� ������.
— ����� ��� ����, �� �������� ����, �������� ��� ���� �� ���� ��������� � ������, ��� ������� ���������. ��������?
— ��������, ������, — �������� ������� ������.
���������� ���� �������� � ��������� � ������ �������.
������� ���� ������� ���� � ����� ������, ������ ������� � �� ��� ���� ����� ������ ����� ���������. ������� ���� ������ ������ � �����, ������� ������ � �������� ��������� ����. ��������-��������, ���� ����� ��������� — ��� � ����� ���� �������. � ������� ���� ������� � ��������� � ������ ������� ��������, ������� �������.
������ ��� ����, ����� ������ � ������� �� ��������. ������ �������� ��� ������������ ������, ������ �� � ����, ����� ����� ��-�� ������ ��� ����� � �������:
— � ������� ������, �������, ��������, ��� � ���� �� ������� ������ �� ������. ������, ��� ���� �� ��� �����������, � �� �� ��� ����� �� ��� �������. ������� ���� �������, ���� �� ��� ������. ����������� ���� ����� �����: ��� �������-�� �����, ��� �� ��� ����� — ��� ��, ��� ����� ����� �����. ������ � ���� ��� ��� �������������, ������ ��� ������ — ��� �����: ��� �������� ���� ����. � ����� ��� �� ����� ������, � �������������� ���. ������, ���� ������, ������ — �����. ������ �������-������� �� � ��������
���� � ������.
— ������ �����, ��� �� ����� �� �� ������ � � ��������������.
���� ������ �����, ��������� ���� ������� ������� � �������� � ����. � ��� �� �������� ���� ��� ����� ������� �� ���������.
— � ������� ���������� ���������? — ���������� �������.
— � �������, — �������� �������.
— ���������. ������ ������ ���������, ������� ����� �. � ������� ���� �������� ���� �����, � ������� ������� ��-�� ������ ������ � ��������.
— ��� ��� �������! — ������� ��� �������. ��� ������� ���� ����� ���� � ������ � ����� ��� �����.
— ��� ��� �� �����? — ���������� ��� ������� ����. ������� �� ��������� �� ��� ����?
— ��! ������ ��� �����, �� ��� ���� �� ����� ������ � � ��������������, — �������� �������. — ��� �� ��� ���� ������ �������, ������, �� ��, ��� � ��� ���� ���. �� ��� ��� ��������� �� ���� ������� ����.
������������ ������� ������.
— ����� �� �������� �������, �� ����� ���� �� ���� ����� �� �������! — ������ ������� ����. — ����������� ��� ���� �� ��� ����� — ������ ���� �� �������, �� ������! ������� � �������� � ������� �����, � ��� ��� � ���� �� ��������� � ��������� ���.
���������� ������, ����� �������. ������ � ���� ���� �� ����. ����, ��� ���� �������:
— �-�� �����, ����� ���� ���� ���-������ �� ����� ������, ��� ��� ����� ����� �� �����, � ��� ��� ����������.
��� �� ���, ����� �� �������. �������� ������ ������, ������� ���-������, � ������ ���� �� ���� — ����� �� ���� ��� ����������. ������� � ����� — �� ������ �����.
«���-�� � ������� ���� �����, — ������ �������� ������, — ���� �������� ������».
�������� �� ���� ����. ��� �� ����! ���� �������� �����; ���-���, ����� � ����������� �����. � ��� �� ��������� ����� �������� ����, ������, ������ � �������������� �� ���� — ����� ����� ����� �� ������ �����.
������ �� ������� �� �����, ��� ������. ������ ����� � ����� �����. ���-���, �������� � ������ �������.
«���-�� � ������� ������ ����, — ������, — ��������, ��� � ��� �����».
� �������� ������ ����. ��� ������ ��������� ��������, �� ��� ����� ��� ������� ���� � �������� ������, � �� ������ ��������� �������, � �� ��� �������� ����.
������ ���� ������ �� ���.
— ��� ��� ������! — �������.
���� � ���� ���� � ����� ����� ����� �� ������. ��, �� ����� �� �������, ������� ��������� ������ ����. ��������. � ��� �� ��������� ����� �������, �� ����� ���������, ��� ����� �� �������.
— ���� ���� � ������ ���� � ���, — ������� �������, ������� ��� ���� ����� �����.
������� ������ ������� �� �������, ����� �����. ���� ����, �������������� ������. ������ ������ ����� � ������ �������. ������ �������� �� ������� ������, � � �� ��� ������� ���. ��, ���, ��������� — �� ���, ��� �� ��������� ��� �� ���� ������.
������� � ������� � ������:
� ��� ������� ���� ��������� �� ����� �������? ��� �� �� ��������� �� ����� �������� �����?
� ��� �� ��������� ����� �� ������: «������ — ��� �����: ��� �������� ���� ����»? ���� �� � ����� ����� �������, ����� �� �����������, ��� ������ ������� ����?
� ��� ������, ������ �����-���� ���� � ��������������? �������� �� �� �����-������ ������� � ��������������? ������ �� ���� �����-���� �������� �������?
��������� �������������� ����� �� ������ � ���, ��� �� ��� �����.
Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка» в обработке А. Толстого.
Жанр: волшебная народная сказка
Главные герои сказки «Крошечка-Хаврошечка» и их характеристика
- Крошечка-Хаврошечка, маленькая девочка, сирота, которую завалили работой, и у которой отняли единственного друга. Но Хаврошечка осталась доброй и честной.
- Старуха, мачеха Хаврошечки, злая и жадная, все мечтала извести Хаврошечку.
- Одноглазка, Двуглазка, Триглазка — ленивые и некрасивые дочери старухи
- Коровушка — рыжая корова, которая могла делать чудеса
- Барин, молодой и красивый.
План пересказа сказки «Крошечка-Хаврошечка»
- Хаврошечка остается сиротой
- Рыжая корова
- Одноглазка
- Двуглазка
- Триглазка
- Смерть коровы
- Прекрасная яблоня
- Барин.
Кратчайшее содержание для читательского дневника сказки «Крошечка-Хаврошечка» в 6 предложений.
- Хаврошечка осталась сиротой и живет у злых приемных родителей, но ей помогает коровушка.
- Посылала старуха двух дочерей следить, но они уснули и ничего не видели.
- Послала старуха Триглазку, и Хаврошечка про третий глаз забыла.
- Все увидела Триглазка, матери рассказала, велела та корову зарезать.
- Корову зарезали, а Хаврошечка косточки посадила и яблоня выросла.
- Попросил барин яблочко, сорвала его Хаврошечка и женился барин на Хаврошечке.
Главная мысль сказки «Крошечка-Хаврошечка»
Будь добрым, трудолюбивым и терпеливым, и будет тебе счастье.
Чему учит сказка «Крошечка-Хаврошечка»
Эта сказка учит нас не сдаваться перед трудностями, терпеливо сносить несправедливости, не предавать самого себя и своих друзей. Учит быть добрым и трудолюбивым. Учит верить в лучшее.
Признаки волшебной сказки в сказке «Крошечка-Хаврошечка»
- Волшебный помощник — коровушка
- Волшебные существа — Одноглазка, Триглазка.
Отзыв на сказку «Крошечка-Хаврошечка»
Сказка «Крошечка-Хаврошечка» мне очень понравилась. Главная героиня сказки, сиротка Хаврошечка была такой милой и доброй. Ее все несправедливо обижали, но она все равно сохранила в душе свою доброту. А потому именно ее взял в жены красивый барин и была она счастлива.
Пословицы к сказке «Крошечка-Хаврошечка»
Терпенье и труд все перетрут.
Добра желаешь — добро и делай.
Добро быть в радости и жить в сладости.
Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Крошечка-Хаврошечка»
Жила у недобрых людей сиротка по имени Крошечка-Хаврошечка. Заставляли люди ее всю работу делать, заморили совсем.
И было у старухи три дочери, но ленивые, ничего по дому не делали.
А Крошечка-Хаврошечка как получит работу, к коровушке своей рыжей бежала и плакала. А коровушка утешала ее и предлагала в одно ухо залезть, да из другого вылезти. И когда вылезала Хаврошечка, то вся работа оказывалась сделанной.
Решила старуха узнать, кто же помогает Хаврошечке с делами справляться. Отправила следить Одноглазку. Та на травку легла и Хаврошечка ее глаз единственный усыпила. Ничего не узнала Одноглазка.
Послала старуха вторую дочь, Двуглазку. И с ней та же история приключилась.
Послала старуха Триглазку. Хаврошечка два глаза усыпила, а про третий и забыла.
Рассказала Триглазка про корову и велела старуха мужу корову зарезать.
Хаврошечка плачет, а корова ей наказ дает: не ешь моего мяса, а косточки посади, да поливай.
Так и поступила Хаврошечка, посадила косточки, мяса не ест, голодает, а все косточки поливает.
И выросла из них яблоня с листьями золотыми, да веточками серебряными.
Раз увидел ту яблоню молодой барин, да говорит девушкам, что кто яблочко ему подаст, на той он женится.
Хотели сестры яблоки сорвать, да только ветки и листья их не пустили. А Хаврошечка сорвала яблоко, протянула барину и вышла за него замуж.
Иллюстрации и рисунки к сказке «Крошечка-Хаврошечка»
Страница
0
из 0
A-
A+
Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся.
К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за всё отвечает.
А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя Двуглазка, а меньшая — Триглазка.
Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них и пряла, и ткала и слова доброго никогда не слыхала.
Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать:
— Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.
А коровушка ей в ответ:
— Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано.
Так и сбылось. Вылезет красная девица из ушка — всё готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано.
Отнесёт она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а ей ещё больше работы задаст.
Хаврошечка опять придёт к коровушке, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмёт — принесёт хозяйке.
Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:
— Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Поди, догляди, кто сироте помогает: и ткёт, и прядёт, и в трубы катает?
Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, забыла матушкино приказанье, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает:
— Спи, глазок, спи, глазок!
Глазок и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка всё наткала и побелила.
Ничего хозяйка не дозналась, послала вторую дочь — Двуглазку.
— Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Поди, догляди, кто сироте помогает? Двуглазка тоже на солнышке распеклась и на травушке разлеглась, материно приказанье забыла и глазки смежила. А Хаврошечка баюкает:
— Спи, глазок, спи, другой!
Коровушка наткала, побелила, в трубы покатала, а Двуглазка всё ещё спала.
Старуха рассердилась, на третий день послала Триглазку, а сироте ещё больше работы дала. И Триглазка, как её старшие сёстры, попрыгала-попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поёт:
— Спи, глазок, спи, другой! — а о третьем глазке и забыла.
Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и всё видит: как красная девица в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.
Триглазка вернулась домой и матери всё рассказала; старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:
— Режь рябую корову!
Старик так, сяк:
— Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая!
— Режь, да и только!
Наточил старик ножик…
Побежала Хаврошечка к коровушке:
— Коровушка-матушка! Тебя резать хотят.
— А ты, красная девица, моего мяса не ешь, косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай, каждое утро косточки водою поливай.
Старик зарезал коровушку. Хаврошечка всё сделала, что коровушка завещала: голодом голодала, мяса её в рот не брала, косточки её зарыла и каждый день в саду поливала, и выросла из них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо — останавливается, кто проходит близко — заглядывается.
Много ли времени прошло, мало ли… Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек — богатый, кудреватый, молоденький. Увидел яблочки, стал затрагивать девушек:
— Девицы-красавицы! — говорит он. — Которая из вас мне яблочко поднесёт, та за меня замуж пойдёт.
И бросились три сестры одна перед другой к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.
Сёстры хотели их сбить — листья глаза засыпают, хотели сорвать — сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались — руки изодрали, а достать не могли.
Подошла Хаврошечка, веточки к ней преклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека и он на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знать.
«Крошечка-Хаврошечка»: краткое содержание сказки
Русский народ – это хранитель удивительнейшего клада, который называется фольклором. Туда входят загадки, потешки, пословицы, поговорки и, самое главное, – сказки.
Русские народные сказки – «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и Серый Волк» (это далеко не весь список) известны каждому ребенку и взрослому. Они строятся по основной схеме: сначала герой попадает в сложную ситуацию, затем ему помогает волшебный предмет, после этого он борется с препятствиями, и все заканчивается хорошо. Некоторые русские сказки имеют аналоги в других странах, но тем не менее они по-своему уникальны и интересны.
Одна из самых интересных сказок – «Крошечка-Хаврошечка», краткое содержание которой мы сейчас рассмотрим.
Судьба сироты
Судьба брошенной всеми девочки не раз описывается в русских сказках. Так и Крошечка-Хаврошечка попадает к злой хозяйке. У нее совсем нет родителей, она растет в семье, которая ее поит и кормит. У хозяйки есть три дочери – Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка. На них Крошечке-Хаврошечке и приходится работать.
Так и живет терпеливая и безропотная Крошечка-Хаврошечка. Краткое содержание не обойдется без второй главной героини – коровы Пеструхи.
Дальнейшие события
С утра до ночи Крошечке-Хаврошечке приходится работать: мести, убирать, стирать хозяйке и ее дочерям. Хозяйка дает девочке непосильную, невыполнимую нагрузку. Крошечка-Хаврошечка всегда приходит с массой поручений в поле, обнимает корову Пестуху и жалуется ей на свою судьбу. Пестуха – единственный персонаж сказки, который по-настоящему сочувствует бедной девочке. Корова утешает Крошечку-Хаврошечку: «Залезь, – говорит, – в мое правое ушко и вылезай в левое». Так и сделала девочка, и свершилось чудо! Холсты сами соткались и отбелились. Тогда хозяйка решила, что это неспроста. Она отправила сначала старшую дочь, потом среднюю, а следом младшую проследить за Крошечкой-Хаврошечкой. Трехглазка третьим глазом увидела, что делает девочка. Тогда хозяйка велела немедленно зарезать Пеструху.
Последний наказ Пеструхи
Узнала о приказе Крошечка-Хаврошечка, побежала к своей любимой корове и стала плакать. Пеструха ее успокоила и велела не есть ее мясо, а собрать косточки и закопать их в саду. Девочка так и сделала. Кроме мяса коровы хозяйка ничего покушать ей не дала, но Крошечка-Хаврошечка вытерпела. Она собрала все косточки своей любимицы в платочек и заботливо посадила в саду.
Чудесная концовка сказки «Крошечка-Хаврошечка»
Краткое содержание сказки подходит к удивительной развязке. На месте закопанных косточек коровы появилась чудесная яблоня. Самые сладкие и вкусные яблоки выросли на ней, и вся деревня удивлялась и нахваливала. Случилось так, что в один из погожих дней мимо яблони ехал принц. Ему очень захотелось отведать яблока, и он сказал дочкам хозяйки, что женится на той, кто быстрее всех принесет ему желанный плод. Побежала Одноглазка – исколола ей яблоня ветками лицо. Побежала Двухглазка – растрепала ей яблоня косы, побежала Трехглазка – не смогла дотянуться до плодов. Как только появилась Крошечка-Хаврошечка, яблоня сама склонила к ней свои ветви, и девушка дала принцу яблоко. Тот женился на ней.
Таково краткое содержание сказки «Крошечка-Хаврошечка». Любители русского фольклора замечают, что все народные сказки имеют счастливый финал. Так произошло и в сказке «Крошечка-Хаврошечка». Краткое содержание тому подтверждение: принц забирает девушку в свой дворец, и они живут долго и счастливо.
Маленькая девочка Крошечка-Хаврошечка осталась сиротой и попала в семью к злым людям. Работала она очень тяжело, но доброй девочке помогала коровка. Узнала хозяйка об этом и решила загубить бедное животное… Узнайте в сказке, как вознаградилась доброта и терпение Хаврошечки.
Сказка Крошечка-Хаврошечка скачать:
Сказка Крошечка-Хаврошечка читать
Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся.
К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за всё отвечает.
А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя Двуглазка, а меньшая — Триглазка.
Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них и пряла, и ткала и слова доброго никогда не слыхала.
Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать:
Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.
А коровушка ей в ответ:
Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано.
Так и сбылось. Вылезет красная девица из ушка – всё готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано.
Отнесёт она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а ей ещё больше работы задаст.
Хаврошечка опять придёт к коровушке, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмёт – принесёт хозяйке.
Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:
Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Поди, догляди, кто сироте помогает: и ткёт, и прядёт, и в трубы катает?
Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, забыла матушкино приказанье, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает:
Спи, глазок, спи, глазок!
Глазок и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка всё наткала и побелила.
Ничего хозяйка не дозналась, послала вторую дочь — Двуглазку.
Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Поди, догляди, кто сироте помогает? Двуглазка тоже на солнышке распеклась и на травушке разлеглась, материно приказанье забыла и глазки смежила. А Хаврошечка баюкает:
Спи, глазок, спи, другой!
Коровушка наткала, побелила, в трубы покатала, а Двуглазка всё ещё спала.
Старуха рассердилась, на третий день послала Триглазку, а сироте ещё больше работы дала. И Триглазка, как её старшие сёстры, попрыгала-попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поёт:
Спи, глазок, спи, другой! – а о третьем глазке и забыла.
Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и всё видит: как красная девица в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.
Триглазка вернулась домой и матери всё рассказала; старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:
Режь рябую корову!
Старик так, сяк:
Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая!
Режь, да и только!
Наточил старик ножик…
Побежала Хаврошечка к коровушке:
Коровушка-матушка! Тебя резать хотят.
А ты, красная девица, моего мяса не ешь, косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай, каждое утро косточки водою поливай.
Старик зарезал коровушку. Хаврошечка всё сделала, что коровушка завещала: голодом голодала, мяса её в рот не брала, косточки её зарыла и каждый день в саду поливала, и выросла из них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается.
Много ли времени прошло, мало ли… Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молоденький. Увидел яблочки, стал затрагивать девушек:
Девицы-красавицы! – говорит он. – Которая из вас мне яблочко поднесёт, та за меня замуж пойдёт.
И бросились три сестры одна перед другой к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.
Сёстры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.
Подошла Хаврошечка, веточки к ней преклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека и он на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знать.