По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия для детей 4 — 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 — 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.
Программные задачи занятия: — Продолжить закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. — Развивать внимание, логическое мышление п…
Игра « Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Дидактический материал: карточки по количеству детей, на каждой карточке изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим признаком, а 4 лишн
Игра « Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.Дидактический материал: карточки по количеству детей, на каждой карточке изобр…
«Удивительные предметы» (сравнение объектов природы и предметов рукотворного мира)
Презентация к НОД «Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора детей» (подготовительная к школе группа)…
Конспект ООД в подготовительной группе «ОПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ И ПРЕДМЕТЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ОСТОРОЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ»
Особенности:Проводится в форме игры «Что-где-когда?» с подгруппой детей (максимально 10 человек) Образовательная область:- Социально-коммуникативное развитие…
Образование групп из отдельных предметов и выделение из группы одного предмета.
Игры задания по математике во второй младшей группе….
Продолжать учить различать один и много предметов. Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина. Упражнять в группировке предметов по цвету. Побуждать детей к называнию предметов и их признаков (цвет, количество).
Продолжать формировать знание детей о геометрических фигурах (треугольник, квадрат, круг )….
План образовательной деятельности по математике во второй младшей группе «Составление группы предметов из отдельных предметов и выделения из нее одного предмета»
[[{«type»:»media»,»view_mode»:»media_large»,»fid»:»26274373″,»attributes»:{«alt»:»»,»class»:»media-image»}}]][[{«type»:»media»,»view_mode»:»media_large»,»fid»:»26274375″,»attributes»:{«alt»:»»,»class»…
Сказкотерапия. Семинар-практикум «Волшебные предметы в сказках»
Семинар-практикум «Волшебные предметы в сказках»
Цель:
- Рассмотреть способы избавления от колдовства в волшебных сказках,
- Показать возможности и ресурсное значение волшебных предметов в занятиях с детьми и в собственной жизни,
- Разработать фрагмент занятия с использованием волшебных предметов,
- Развивать символическое мышление, творческие способности, воображение и интерес к сказкотерапии у педагогов.
- Сочинить групповую сказку.
Используемые материалы: карточки с волшебными предметами из серии «Волшебный сундучок», свеча в безопасном подсвечнике, ресурсы кабинета психолога (вещи, игрушки и т.п.), карточки дверей.
Ход семинара: (слайд 39)
Воспитатель-методист: «Символическое мышление — бесценный инструмент, чтобы понять «психическое сырьё», а также новые, ещё неизвестные проявления психики, которые нам следует знать, если мы имеем дело с бессознательным. Я хочу поддержать ваши усилия в этом направлении, так как они помогут вам по-новому осознать богатый материал, который не удаётся постичь другими способами.» Мария-Луиза фон Франц
Всё сегодняшнее занятие мы будем учиться развивать в себе символическое значение.
(слайд 40) Виды колдовства в волшебных сказках:
- Превращение в животного, (отчуждение от сферы своих инстинктов). Нужно выяснить о каком именно животном идёт речь.
- Оборотничество,( накинуть шкуру животного) – комплекс, родительская установка, родительское проклятие.
- Заснуть (умереть),- депрессия, бесчувственность, безэмоциональность, кататония, замирание. («Моё либидо в коме»)
(слайд 41) Способы избавления от колдовства:
- Живая вода,
- Мёртвая вода,
- Поцелуй ( материальное освобождение возлюбленного,
- Заклинание ( фея, волшебница),
- Волшебная палочка,
- Волшебное зелье ( колдуны, колдуньи),
- Сделать доброе дело ( славянские, белорусские сказки),
- Умереть за другого,
- Волшебные предметы (зеркало, волшебный плащ, булавки, гребешки, туфельки и др.),
- Испытание ( путь испытательный, стопчешь сто дорог, сто каблуков, сто колпаков железных износила),
- Съесть что-нибудь ( как правило, что-нибудь волшебное : горошинку, розы, лилии,),
- Смерть как расколдование ( режут на части, разбрасывают по полю,).
- Отхлестать ореховыми прутьями ( сказать, обнаружить правду. Горячё, эмоционально).
- Связать рубашки из звездотравья или крапивы. (Приложить неимоверные усилия, терпеть клевету, соединить нити судьбы, события).
- Молчать. (пока вяжешь, занимаешься соединением нитей судьбы).
- Искупаться (в горячем молоке, воде). Сосуд- способ осмысления информации, способ осознания. Вода, молоко- очищение. Горячая вода- интенсивные , возбуждающие эмоции, холод- ассоциируется с умиротворением, «холодный душ» для повышения энтузиазма. Холод- рассудительность.
Психологические практики ( технологии):
1.Слёзы (живая вода, очищение, избавление от телесных зажимов),
2.Мёртвая вода ( остановить инфекцию, обезораживать, предоставить возможность выговориться в безопасном пространстве),
3.Живая вода- психологическая поддержка, правдивый взгляд на ситуацию, реальность- вот такая, обнаруживаем правду.
4.Поцелуй ( либо реальный, либо может полизать животное, собачка, кенгуру, есть в белорусском эротическом фольклоре.) Это – принятие, работа с принятием, «Я тебя принимаю любого и с комплексами.
5.Заклинания. В психологических технологиях это- работа с метафорами, приёмы внушения, убеждения, афирмации, аутогенные тренировки, личная мантра ( в буддизме), молитва ( православная психология), потешки ( про зубики, которые мышке отдают), колыбельные и т.п.
6.Волшебная палочка ( принадлежит тому, кто умеет. Признание профессиональной компетентности, когда всё может быть всем, профессиональные навыки, которые могут использоваться.
7.Волшебное зелье. ( отсыл к теневой части психолога. Китайское печенье , в которое вкладывается послание):
- Сказка, которая оживляет, поднимает эмоции, стимулирует клиента, может его разозлить, даёт возможность выпустить эмоции,
- Актуализация гнева.
- Использование недобрых зачинов ( «Мятная сказка» — умер кто-то значимый, что дольше происходит?)
- Сдвинуться с недоброй точки, то, что провоцирует это состояние, обостряет,
- Музыка, которая будет стимулировать и обострять ситуацию,
- Мать, которая каждый день напрягает ребёнка,
- Как проявлять агрессию, чтобы ребёнок мог её контеировать,
- Работа с фатальными заболеваниями, когда видят только болезнь и не видят ребёнка, (зелье можно дать с собой),
- Работа с суицидентами ( что-то нужно похоронить),
8. Доброе дело – дать кому-то поддержку в ответ, когда клиент начинает отделяться, «раздать свои сокровища», помочь другим, как освобождение, можно что-то сделать бескорыстно.
9.Пожертвовать собой ради других ( временем – это самое дорогое, что есть, искренность, эмпатия, включённость, Эмоциональное принятие. Эмоции должны быть искренними, живыми. Если нет честности в отношениях, то не будет «расколдования». В том числе труд должен быть оплачен, деньги, расписание работы. Любая консультация должна быть оплачена, где деньги жертвуются на собственное здоровье. Баланс социального равновесия( Клиенты начинают что-то приносить, чтобы выровнять баланс. Бесплатно не расколдовываем, т.к. не хотим сами от себя отрезать.
10.Волшебные предметы- книги, различные техники, когда человек начинает видеть себя, начинает себя осознавать. Важно клиенту рассказать, какие волшебные предметы у него есть, чтобы расколдоваться, которые ему подходят.
11.Испытание – путь. Домашние задания, которые клиент должен выполнять. Готовы ли приходить вместе с ребёнком? Готовы ли к испытаниям? Готова ли она что-то сделать, чтобы разрубить эту ситуацию? Какой это путь? (Духовный путь, волонтёрская деятельность). Испытание одиночеством – это самосознание.
12.Съесть что-нибудь волшебное. Когда человек депривирован, когда голоден. Интервенции, которые мы будем давать, чтобы он мог усвоить, переварить.
Конфеты-леденцы (доброта, терпение, смирение, любовь).
Плацебо- таблетки (установки, утверждения, советы, то, что будет кормить, питать, расколдует. (Как клиент получает удовольствие, как он радуется, чем он себя может кормить. Чтобы ели что-то другое.) Это не простая работа.
- Смерть ( Сказка «Метелица»- самоубийство, девочка бросается в колодец).
Что-то старое должно умереть, как мы должны помочь умиранию этой части? Роль фасилитатора- вызывает резкие изменения в человеке. Шоковая терапия, размягчаем кожу, отделение, отшелушивание. (Иванушка- сжёг шкуру лягушки).Смерть того, что причиняет боль, дать понятие о том, что гниёт, что необходимо почистить, какие вещи важно оставить, важно похоронить, вытащить изнутри и похоронить.
Смерть клиента — беспомощность, депрессия, отсутствие ресурсов, бесчувственность, безэмоциональность.
Воспитатель-методист: Предлагаю вам написать историю расколдования себя.
Сейчас я по кругу передам свечу, и каждый из вас поделится информацией о своём любимом сказочном предмете, почему именно его он выбирает, как на данном жизненном этапе этот предмет мог бы вам помочь.
Педагоги по очереди делятся своими наблюдениями за внутренним миром.
( слайд 42) Воспитатель-методист: Я хочу вас познакомить с психологией волшебных предметов.
Функции волшебных предметов:
- Это трансферный объект, который имеет функцию переноса на что-либо,
- В сказках через волшебные предметы списываются реакции героев, которые требовали бы описания,
- Имеют функцию преодоления у героя дефицита чего-либо (каких-нибудь качеств, способностей, возможностей, у Буратино – золотой ключик, дверь),
- Компенсируют этот дефицит,
- Помогает достроить функцию сенсорной депривации, так как всё может быть всем,
- Помогает проявить эмоцию, которую человек не может проявить,
- Может быть экраном, на который переносится эмоциональное состояние,
- Имеет защитную функцию, функцию создания безопасности,
- Имеет функцию рефлексии (от имени трансферного объекта позволяет говорить).
- Имеет коммуникативную функцию (красный галстук – идеология пионера, мобильный телефон- объект трансферный коммуникации).
Воспитатель-методист:
Классификация волшебных предметов:
- Предметы быта и интерьера.
- Предметы труда и деятельности человека.
- Предметы, обладающие магическими свойствами.
- Предметы одежды, снаряжения.
- Предметы природы.
- Предметы искусства.
Значение некоторых волшебных предметов:
Зеркало- рефлексия, путешествие во внутренний мир, идентичность,
Сапоги (туфли)- тема, связанная с движением, с дорогой, ( красные туфли- брачная идентичность, сексуальность; хрустальные туфли- не может в этом двигаться, не может эти ресурсы использовать).
Сумка- что я беру с собой, сума, часть образа, который я беру с собой, для безопасности.
Нитки, ковёр – волшебный ковёр судьбы, полотно судьбы. Смысловая нить, связующая нить в созависимых отношениях. Различные платки, покрывала, полотенца- защитная функция, спрятать, скрыть что-то.
Волшебная палочка- даёт власть и раскрывает возможности, потенциалы.
Шляпы различные- выполняют функцию быть невидимым, куда-то попасть, будучи невидимым, спрятать персону и проявить тень,
Метла, ступа, ковёр-самолёт, летучий корабль- для депрессивных, когда нужна активность в движении, тема наркотиков ( ощущение лёгкости), потребность взлететь, подняться в верхний мир над обыденностью, бытовухой, герою подниматься помогала цель( куда он хотел попасть), влюблённость, вдохновение.
Зелья – которые выпиваются, варятся на котлах, при алкоголизации тема зелья может быть использована, даёт супер-силу, сон силы, целительство, расколдование.
Воспитатель-методист: ( Раздаю карточки с волшебными предметами из сказок).
Рассмотрите её. Посмотрите, какую функцию достраивает этот предмет, дефицит чего покрывает. Расскажите, с какой целью можно применять на занятиях с детьми? Каким образом? В какие моменты? Придумать любой вид сказки с этим волшебным предметом или фрагмент сказки. Поделиться ( обязательно) с группой своими сочинениями.
( слайд 44)
Практикум «Групповое сочинение сказки»
Начиная с ведущего, каждый по кругу по очереди говорит предложение, для всеобщей сказки. И записывает, сказанное своё предложение.
Таких кругов проходит 6. У каждого участника получилась своя сказка из шести предложений. Даём название нашей общей, групповой сказке. Каждый зачитывает для себя свои шесть предложений и даёт название своей сказке.
Воспитатель-методист: (Раздаю карточки дверей) Посмотрите на фотографии дверей. Посмотрите, какие возможности открывает перед вами каждая из них, если её открыть. ( Желающие зачитывают свои открытия и открывшиеся возможности).
Воспитатель-методист: Подведём итоги. Дайте мне обратную связь. ( По кругу передаётся свеча).
Педагоги отвечают на вопрос:
-Что было самым полезным на занятии для вас?
1
Поташов Николай ученик 7 б класса МБОУ СОШ 4 г. Пыть- Ях
2
Вспоминаем волшебные предметы… Меч- кладенец (меч-саморуб), ковер-самолет, скатерть-самобранка, волшебный гребень, из которого вырастает лес, сапоги-скороходы, гусли-самогуды, ступа Бабы Яги, волшебная иголка, шапка-невидимка, летучий корабль, волшебная дубинка, молодильные яблоки, сума (двое из сумы), живая и мертвая вода, клочок шерсти, птичье перо, рыбья чешуйка, деревянный летающий конь, русская печь, волшебное кольцо (перстень), волшебное зеркало, серебряное блюдечко и наливное яблочко…
3
Меч-кладенец наименование оружия нескольких богатырей из русского фольклора. Могли быть волшебными и придавать владельцу непобедимость. Обычно попадали в руки хозяину из какого-либо тайника. Меч использовался в сказке«Заколдованная королевна».В этой сказке Иван сын купеческий побеждает им змеев
4
Ковёр-самолёт фантастическое средство передвижения по воздуху в виде летающего ковра. Использовался в сказке ковер самолет. В этой сказке Иван крестьянский сын летал на нем со своими друзьями, когда добивался царицу.
5
Скатерть-самобранка волшебная скатерть, фигурирующая в русских народных сказках и написанных по их мотивам литературных произведениях, способная сама себя сервировать. Чтобы накрыть на стол, достаточно развернуть скатерть, и она тут же будет уставлена разнообразными яствами. По окончании трапезы достаточно свернуть грязную посуду и объедки в скатерть всё исчезнет.
6
Шапка-невидимка в русских народных и старославянских сказках шапка, обладающая волшебным свойством делать невидимым того, кто её надевает.невидимым В русских народных сказках шапка- невидимка хранится, как правило, в запертом волшебном ларце.
7
Сапоги-скороходы, они же семимильные сапоги волшебная обувь, которая фигурирует в европейских, в том числе славянских, сказках. Надевший сапоги получает способность передвигаться с большой скоростью: каждый сделанный шаг переносит владельца сапог на значительное расстояние (отсюда «семимильные», то есть как вариант, каждый шаг равняется семи милям).
8
Ну что можно сказать в завершение, читайте сказки, они очень интересные. Мир сказок очень велик и разнообразен