Элементы волшебства используемые в сказках Пушкина
Во всех сказках Александра Сергеевича Пушкина присутствуют элементы волшебства. Чудесные персонажи или явления являются неотъемлемой частью этих произведений.
Если внимательно рассмотреть все сказки, можно заметить, что волшебство в них почти всегда стоит на стороне добра и помогает положительным персонажам справиться с трудностями.
В крайнем случае, магический предмет может занимать нейтральную позицию.
1. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
Самым ярким волшебным предметом в этом произведении выступает говорящее зеркальце. Оно могло рассказать о том, кто является самой красивой в царстве. Не исключено, что оно обладало большей информацией.
Пёс Соколко, который охранял богатырский дом, был очень догадливым, и пытался оградить девушку от злой черницы и отравленного яблочка.
Природные явления — солнце, месяц и ветер — помогли королевичу Елисею отыскать свою невесту.
2. Сказка о попе и о работнике его Балде
В этой сказке не так много волшебства. Однако в ней присутствуют черти, что живут на дне моря. Они являются нейтральными персонажами.
3. Сказка о рыбаке и рыбке
В этой сказке единственным волшебным элементом является золотая рыбка. Она исполняла самые невероятные желания старухи, что говорит о могуществе волшебницы.
4. Сказка о царе Салтане
В этой сказке больше всего волшебных элементов. Во-первых, сын царицы родился очень большим (аршин — 72 см), а потом рос «не по дням, а по часам».
Во-вторых, послушная волна выкинула на берег бочку с матерью и сыном.
В-третьих, царевна-лебедь, которая в благодарность за свое спасение делает невероятные подарки князю Гвидону, превращает его в насекомых. А в конце и вовсе оборачивается прекрасной девушкой и становится его женой.
В-четвертых, волшебная белочка, которая приносит бесконечные богатства и делает князя и всех жителей острова богатыми.
В-пятых, армия морских витязей в золотой чешуе, призванная защищать город.
5. Сказка о золотом петушке
В этом произведении волшебным явлением является петушок, который предупреждает царя о приближении врагов.
В завершение можно отметить, что в каждой сказке Пушкина присутствуют волшебные элементы. И большинство из них служат на стороне добра.
ПРОЕКТ:
«Сказки Пушкина»
Актуальность проекта:
Ввиду особой значимости духовной основы для развития личности в детские годы взрослый должен стараться воспитать в современном ребенке грамотного читателя, приобщить его к русской литературе, воспитать высококультурного и творческого человека.
Александр Сергеевич Пушкин является одним из ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в его душе, как взрослого, так и ребенка. Задача взрослых познакомить с ним ребенка как можно раньше и сделать его стихи, сказки, жизнь частью внутреннего мира растущего человека.
Цель: Развитие свободной творческой личности через введение детей в мир сказок А.С.Пушкина
.
Задачи: 1. Способствовать формированию интереса к книгам, литературным произведениям. 2. Познакомить детей с творчеством великого русского поэта и писателя А. с. Пушкина. 3. Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них. 4. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта 5. Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности.
.
Ожидаемый результат: — оформить: — тематический альбом: «Сказки Пушкина», мини-музей А.С.Пушкина — разработать: — картотеку дидактических игр по знакомству детей со сказками Пушкина; -сценарий литературной викторины по сказкам Пушкина; -сценарий литературно-музыкального праздника «У Лукоморья дуб зеленый…» -провести -выставка детских работ «По сказкам Пушкина»;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА Подготовительный этап Накопление материала по теме проекта. Подбор иллюстраций по теме. Разработка консультаций для родителей.
ВОПРОСЫ : Какие сказки А. С. Пушкина знаем? С какими сказками хотим познакомиться? Как нам найти ответы на наши вопросы?
Работа с детьми
Совместная работа детей и родителей
Основной этап:
Совместная работа с музыкальным руководителем и учителем
.
Познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие:
НОД «Литературная викторина», НОД «Нарисуй свою сказку»; НОД «Сказки Пушкина в музыке». Знакомство с художественной литературой и развитие речи: чтение сказок А.С.Пушкина; составление творческих рассказов по теме «Сказки Пушкина»; беседа на тему: «Чему меня научила сказка?» Подготовка пригласительных билетов для гостей на праздник «У Лукоморья дуб зеленый» Создание мини-музея А.С.Пушкина, оформление тематического альбома: «Сказки Пушкина» Игровая деятельность : дидактические игры:«Третий лишний», «Из какой сказки предмет?», «Узнай по силуэту», «Собери картинку». Подвижные игры : «Золотые ворота», «Море волнуется раз…», Театрализованные: «Пантомимы», «Зеркало» Взаимодействие с родителями: о формление информационных рубрик «Прочитайте детям», выставка творческих работ по сказкам Пушкина, изготовление костюмов к празднику «У Лукоморья дуб зеленый…»
.
Выставка книг!
.
«Нарисуй свою сказку»
.
Выставка творческих работ по сказкам Пушкина
.
Волшебные предметы из сказок Пушкина
Литературно-музыкальный праздник «У Лукоморья дуб зеленый…» Оформление презентации «Сказки Пушкина»
Заключительный этап проекта
.
.
«У Лукоморья дуб зеленый…»
.
)
Викторина для старших дошкольников «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»
Цель : Закрепить и уточнить знания детей о сказках Александра Сергеевича Пушкина. 1 задание «Назови сказку правильно» — «Сказка о рыбаке и ….» (рыбке) — «Сказка о Золотом …» (петушке) — «Сказка о попе и …» (о работнике его Балде) — «Сказка о мертвой …» (царевне и семи богатырях) 2 задание «Кто больше?» Назовите сказочных героев из стихотворения «У лукоморья дуб зеленый …» (Кот ученый, леший, 30 витязей, дядька морской (Черномор), колдун, богатырь, царевна, волк, Баба Яга, Кощей) 3 задание «Объясни слово» — лукоморье (морской залив) -супостат (враг) — явства (еда, пища) -сенная девушка (служанка) -толоконный лоб (глупый человек) — душегрейка (теплая кофта без рукавов) — перст (палец) — оброк (деньги, по Пушкину) 4 задание «Вопросы»: — где жила белочка (в хрустальном доме) — кто подарил царю золотого петушка (мудрец, звездочет) — в кого превращался князь Гвидон (в комара, муху, шмеля) — у кого спрашивал королевич Елисей про царевну (месяц, солнце, ветер). — что просила старуха у золотой рыбки? (корыто, избу, стать: столбовой дворянкой, царицей, владычицей морскою) — как хотели соревноваться Балда и бесенок (бегали наперегонки; бросали палку, кто дальше; пронести лошадь
.
«Золотые ворота » Два игрока договариваются кто из них кем будет: «Солнцем» или «Луной» Они становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Изображающие ворота, говорят: » Золотые ворота, пропускают не всегда, Первый раз — прощается, второй раз — запрещается, Ну, а в третий раз — не пропустим вас» «Ворота «закрываются при последних словах и ловят того, кто оказался в них, когда руки водящих опустились. Задержанного спрашивают, на чью сторону он хочет встать «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока.
Когда все распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки пары напротив. Игра будет веселой и подвижной, если менять темп — ускорять шаг, переходить на бег, менять скорость речетатива. Идущим нельзя расцеплять руки. Кто расцепил руки — считается пойманным.
.
Литература: Зацепина М.Б., Комарова Т.С. Художественная культура. Коротаева Е. Творческая педагогика для школьника // ж. школьное воспитание, 6 – 2006 г. Климова Е.П. Художественно-эстетическое развитие школьников 2005 г. Интегрированные занятия с детьми М.: 2001. Проектный метод в деятельности школьного учреждения. М.: 2003. Проект «Здравствуй, А.С. Пушкин»
.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
.
Белка сказки Пушкина для детей сказка о царе Салтане
Рисунки по произведениям
Произведения к иллюстрации (сказки) Александра Пушкина рисунки
Сказки пушкиназолотаямрыбка
Кот ученый Пушкина
Сказка о царе Салтане белка
Рисунок сказки
Иллюстрации к сказкам Александра Сергеевича Пушкина
Сказки пушкиназолотаямрыбка
Рисунок к сказке Пушкина сказка о царе Салтане
Иллюстрация к сказке Пушкина о царе Салтане белка
Раскраски к сказке Пушкина о рыбаке и рыбке
Детские рисунки на тему сказки
Пушкин а.с. «сказка о царе Салтане»
Сказки Пушкина рисунки
Иллюстрирование сказки а.с.Пушкина «Золотая рыбка»
Рисунок сказки
Рисование сказка о царе Султане в подготовительной группе
Сказки Пушкина рисунки
Иллюстрация к сказке Александра Пушкина Лукоморье
Белка из сказки Пушкина о царе Салтане раскраска
Иллюстрация к сказке Пушкина Золотая рыбка
Рисование сказки Пушкина
Рисунок сказки
Сказки Пушкина Жар птица
Сказки Пушкина Лукоморье
Золотая рыбка из сказки Пушкина
Царь Гвидон сказка Пушкина
Руслан и Людмила у Лукоморья дуб зеленый
Пушкин сказка о рыбаке и рыбке рисунок
Иллюстрации к сказкам Александра Сергеевича Пушкина
Сказки Пушкина у Лукоморья дуб зеленый
Сказки Пушкина у Лукоморья дуб
Сказки Пушкина у Лукоморья дуб зеленый
Иллюстрация по сказке Александра Сергеевича Пушкина о золотой рыбке
Произведения Пушкина Золотая рыбка
Конкурс рисунков сказки Пушкина
Сказка Пушкина о царе Салтане
Рисование по сказкам
Иллюстрации к произведениям
Иллюстрация к сказке царь Салтан
Сказка о царе Салтане
Белка из сказки о царе Султане
Царевна лебедь Пушкина
Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях
Рисунок к сказке Пушкина сказка о царе Салтане
Рисунок по сказке Пушкина сказка о царе Салтане
Сказки Пушкина Царевна лягушка
Детские рисунки к сказкам Пушкина
Рисование по мотивам сказки
Раскраска Царевна лягушка из сказки
Иллюстрации к сказке Пушкина сказка о царе Салтане
Детские иллюстрации к сказке о царе Салтане
Рисунок по сказке о мертвой царевне и 7 богатырях
Рисование сказки
Иллюстрация к любому произведению
Иллюстрация к сказке Пушкина о царе Салтане лебедь
Раскраски к сказке Пушкина о рыбаке и рыбке
Золотая рыбка рисунок к сказке о рыбаке и рыбке
Конкурс рисунков по сказкам Пушкина
Иван Царевич и принцесса лебедь
Рисунки к сказке о царе Салтане Пушкина
Рисование по мотивам сказки
Детские рисунки на тему сказки
Пушкин а.с. «сказка о царе Салтане»
Рисунки к литературным произведениям
Сказка о царе Салтане лебедь
Рисунки к сказкам Пушкина для детей
Золотая рыбка Терем
Цели занятия:
- Обобщение и систематизирование знаний учащихся о сказках А.С. Пушкина.
- Развивать образное мышление, речь, память, умение интонацией передавать настроение.
- Воспитание интереса к чтению. Воспитывать доброту, милосердие, любовь к сказкам.
Оборудование:
- Портрет А. С. Пушкина.
- Выставка книг (сказок) А.С.Пушкина.
- Кроссворд по сказкам Пушкина (на 2-х листах).
- Презентация к КВНу
- Строки из сказок (разрезаны на 3 части).
- Жетоны для викторины.
Средства ТСО: магнитофон, компьютер.
Ход урока
Класс делится на 3 команды.
На доске эмблемы команд
Учитель:
В клуб пришёл, не хмурь лица,
Будь весёлым до конца.
Ты не зритель, ты не гость,
А программы нашей гвоздь.
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся!Итак, друзья, начнём играть.
Затей у нас большой запас!
А для кого они?
Для вас!Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интереснее,
Чем Пушкина чудные сказки.
Сказку нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна засыпает вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то умелец Балда проучивает чертей и т.п. всё это очень интересно!
Сейчас мы вспомним любимые вами сказки Александра Сергеевича Пушкина.
(Звучит мелодия песни «Где водятся волшебники?»)
1 конкурс. «УГАДАЙ, ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ ПРИШЛИ ГЕРОИ».
Надо угадать не только сказочного героя, но назвать и сказку, из которой он пришел. Какая команда угадывает – та и получает жетон.
(Золотая рыбка, три девицы, Петушок,Черномор и богатыри, старик и старуха, белка, чёрт)
2 конкурс. «ПРОДОЛЖИ СКАЗКУ».
Продолжите сказку и назовите как она называется.
- Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-….. - Жил старик со своею старухой
У самого моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно…. - За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А …. - Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех … - Кири-ку-ку.
Царствуй…
3 конкурс. «УЗНАЙ СКАЗКУ ПО СКАЗОЧНЫМ ПРЕДМЕТАМ»
- Солнышко, месяц, ветер. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
- Звездочёт, шамаханская царица, петушок. «Золотой Петушок»
- Царевна Лебедь, белочка, остров. «Сказка о царе Салтане о сыне егославном Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
4 конкурс: «СОБЕРИ СТРОКУ ИЗ СКАЗКИ»
Командам за 1 минуту предлагается собрать строчки из сказок Пушкина.
Слова разрезаны и лежат в конвертах
1 команда:
Ты прекрасна, спору нет,
Но царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее.
2 команда:
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто.
3 команда:
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют все оне
Государевой жене…
5 конкурс: ВИКТОРИНА «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СКАЗКИ ПУШКИНА?»
- Кто так говорил: «Чего тебе надобно, старче?» (Золотая рыбка)
- С помощью какого предмета, царица-мачеха умертвила молодую царевну? (Яблока)
- Назови имя героя, который вместе со свой матерью попал на необитаемый остров в бочке? (князь Гвидон)
- За какую плату нанялся работать Балда у попа? (3 щелчка)
- Кого подарил царю Дадону Мудрец? (Золотого петушка)
- Кто так говорил: «Дурачина ты, простофиля!» (Старуха)
- К кому обращался за помощью королевич Елисей, чтоб отыскать молодую царевну? (солнце, месяц, ветер)
- Какие чудеса были на чудном острове у князя Гвидона? (белка-чудесница, 33 богатыря, царевна-лебедь)
- К кому послал поп Балду за оброком? (к чертям)
- Кого нёс колдун через леса, через поля? (Руслана)
6 конкурс. «ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ ЭТИ ПРЕДМЕТЫ?»
Кораблик.
Зеркало.
Корыто.
Яблоко.
Бочка.
Орехи.
7 конкурс «ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ»
Ну и последнее задание. Давайте ответим на вопросы, которые я вам предложу и посмотри, что у нас получится.
П – Кто взял работником Балду (Поп)
У – Как начинается поэма «Руслан и Людмила» (У Лукоморья дуб зеленый…)
Ш – В кого превращался Князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане» (Шмель)
К – Кем был Елисей из «Сказки о мертвой царевне» (Королевич)
И – Из чего были ядра у орехов, которые грызла Белочка с острова буяна (Изумруд)
Н – Кем являлась Арина Радионовна Пушкину? (няня)
Учитель: Конечно, благодаря няне А.С.Пушкина, Арине Родионовне, мы можем с вами читать такие замечательные сказки. И именно о них, Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Подведение итогов.
Цель: Формирование у детей интереса к сказкам А. С. Пушкина через игровую деятельность.
Задачи:
Закреплять знание сказок А. С. Пушкина;
Развивать образное, творческое и логическое мышление;
Развивать речь и память;
Воспитывать у детей чувство коллективизма;
Воспитывать любовь и интерес к произведениям русских писателей.
Оборудование:
Таблички с названиями станций;
Иллюстрации к сказкам; разрезные картинки по сюжетам сказок, нарисованные детьми (станция «Сказочный шатер»);
Предметы из сказок: зеркало, яблоко, стрела, игрушка белочка, невод, игрушка рыбка, орешки и т. д. ; сундучок (станция «Волшебный короб»);
«Письма-телеграммы», листы с контурным изображением предметов (станция «В тереме Царевны»);
Книга сказок А. С. Пушкина, цепь со съемными звеньями (из фетра на липучках)(станция «У Лукоморья…»);
Презентация игры «Сказка о рыбаке и рыбке», кроссворд «Пушкин» (станция «У самого синего моря…»);
«Грамоты» для финального задания (получают на каждой станции по одной);
Костюмы для сказочных героев – ведущих станций;
Награды: угощение от Белочки и Ученого кота.
Ход игры
Вед:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом ….
— Ребята, скажите, пожалуйста, кто автор этих строк… (А. С. Пушкин)
Правильно, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по сказкам Александра Сергеевича Пушкина. А какие сказки Пушкина вы знаете?
(Дети называют сказки)
«Сказка о царе Салтане…»,
«Сказка о Золотом петушке»,
«Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,
«Сказка о попе и о работнике его Балде».
Я надеюсь, что вы хорошо знаете его сказки и те препятствия, которые ждут вас на пути к цели, будут для вас не слишком сложными.
Для начала вы должны разделиться на команды, дать название своей команде (тематика сказок Пушкина) и выбрать капитанов.
Сейчас каждая команда получит маршрутный лист и, согласно маршруту, отправится по «станциям» для выполнения заданий. Герои пушкинских сказок на каждой из «станций» приготовили для вас сказочные испытания. И если вы пройдете их, то получите грамоты с печатями, которые нельзя открывать до конца вашего приключения. (Полученные грамоты хранит капитан. Не открывать до финала игры)
После прохождения всех «станций» ждем вас в этом месте.
Станция «Сказочный шатер»
(Проводит «Звездочет»).
Звездочет:
За окном темным-темно.
Звезды выпали на облачные межи.
Дети спят. Луна — в окно.
Глубоки их сны и свежи.
Сказки Пушкина послушав,
Лишь глазенками горя,
Снится им в лесу избушка
И тридцать три богатыря.
И невод с золотою рыбкой…
О, как беспечны сны детей,
На лицах их следы улыбки
От сказок тех далеких дней.
Те сказки мне давно поведал
Волшебник, чудо-чародей,
Переложивший в стих беседы
Старушки-нянюшки своей…
— Вы узнали меня, ребята? Я мудрец и звездочет из сказки А. С. Пушкина о Золотом петушке. И на моей станции вы должны проявить мудрость и смекалку и выполнить мое задание.
ЗАДАНИЕ
1 этап
Из картинок (9-11 иллюстраций разных сказок) команде нужно выбрать и назвать сказки Пушкина (5).
2 этап
Иллюстрации (на каждого ребенка) сказок Пушкина разрезанных на части команде нужно собрать картинки и назвать сказки.
3 этап
Разложить картинки из «У Лукоморья дуб зеленый…» в хронологическом порядке.
Звездочет:
— Молодцы! Вы справились с моим заданием. И за это получаете свою грамоту. Не забывайте, что её нельзя открывать до последнего этапа.
Станция «У лукоморья…»
(Проводит Кот под дубом).
Кот:
— Здравствуйте, мои друзья!
Кот ученый – это я.
Я со сказками дружу,
В гости милости прошу!
— Вот моя волшебная книга.
Книгу волшебную я открываю,
В сказку с вами я попадаю…
— Но вначале для порядка
Загадаю вам загадки.
Соглашайтесь без опаски!
Вспомним пушкинские сказки,
И героев, и названья.
Приготовились? Вниманье!
— Вот вам моя первая загадка:
Она не простая чешуёй сверкает,
Плавает, ныряет, желанья исполняет.
— Правильно это золотая рыбка, из сказки «О рыбаке и рыбке».
— А теперь пришло время для второй загадки:
В море остров есть далёкий,
Там под ёлкою высокой
Звонко песенку поет,
Золотой орех грызет,
Изумрудец вынимает
И в мешочек опускает.
И засеян двор большой
Золотою скорлупой!
— Вы догадались, кто это? …
Правильно, белка из сказки «О царе Салтане, его славном сыне Гвидоне и о прекрасной царевне лебеди»
— Отгадайте мою третью загадку
Ну, а он с высокой спицы стережет царя границы.
Чуть опасность, где видна, он очнется от сна,
Шевельнется, встрепенется, к той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку! Царствуй, лёжа на боку!»
Тут же все в поход идут и отпор врагу дают!
Он красивый, золотой! Он Дадону как родной:
Шпоры, перья, гребешок!
— Кто он, дети?.. (Петушок)
Правильно, это золотой петушок из сказки «О золотом петушке».
— Пришло время для новой загадки.
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет –
У него царица спросит:
Я ль, на свете всех милее,
Всех румяней и белее?.
— Конечно же, это зеркало из пушкинской сказки «О мертвой царевне и семи богатырях».
— Много в пушкинских сказках разных чудес и превращений, юмора и славных героев. Послушайте мою пятую загадку:
По дому он трудился неустанно:
Семью кормил, вставал поутру рано…
Хозяин, чтоб за труды расплаты избежать,
Придумал его к бесам за оброком послать.
Из какой сказки Пушкина этот герой?
Правильно! Это Балда из сказки «Сказка о попе и о работнике Балде».
— Ну, если вы так хорошо знаете сказки А. С. Пушкина, то поможете мне починить волшебную цепь. А для этого нужно назвать сказочных героев из стихотворения «У лукоморья дуб зеленый …» Каждый герой — это звено волшебной цепи.
Задание.
Назвать сказочных героев из стихотворения «У лукоморья дуб зеленый …»
(Кот ученый, леший, русалка, невиданные звери, 30 витязей, дядька морской (Черномор, королевич, грозный царь, колдун, богатырь, царевна, волк, Баба Яга, Кощей).
Дети должны выстроить цепь из 14 звеньев.
Кот:
— Спасибо вам, ребята, что помогли починить мою цепь. Без вас я бы не справился. За вашу помощь примите от меня заслуженную грамоту.
Станция «Сказочный короб»
(Проводит корабельщик-купец).
Купец:
Если очень захотеть,
В сказке можно очутиться.
У героев старых сказок
Можем мы всю жизнь учиться:
Как прекрасно добрым быть,
Как со злом бороться надо,
Как в житейском море плыть,
Чтоб в конце ждала награда!
— Узнали меня, ребята? Из какой я сказки? (Дети отвечают) Правильно. Я путешествую по морям и бываю в разных странах и городах, вижу много диковинных и волшебных вещей.
Вот привез я из дальних стран я много заморских вещей и среди них затерялись предметы из сказок Пушкина. Выберите их и назовите сказки.
ЗАДАНИЕ 1 — надо выбрать предметы, разложить их по сказкам.
(зеркало, яблоко, стрела, игрушка белочка, невод, игрушка рыбка, орешки).
Купец:
— Молодцы, хорошо справились. Выполните еще одно мое задание – назовите сказку по словам!
ЗАДАНИЕ 2 — узнай сказку по словам. Детям раздаются карточки, они читают слова и отгадывают сказку.
- Терем, прялка, яблоко, солнышко, месяц, ветер, свадьба.
(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
- Откуп, дурачина, изба, терем, царица, корыто.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Базар, жадность, оброк, море, верёвка.
(«Сказка о попе и работнике его Балде»)
- Рать, воевода, шатёр, шамаханская царица, петушок, звездочёт.
(«Сказка о золотом петушке»)
- Бочка, остров, лебедь, ткачиха, повариха, 33 богатыря.
(«Сказка о царе Салтане»)
Купец:
— Вы справились! Получите свою грамоту и удачи вам на других станциях!
Станция «В тереме Царевны»
(Проводит Царевна).
Царевна:
— Здравствуйте, ребята!
Я царевна – жду на пир гостей, только они задерживаются.
Пока, ребята, вы играли,
Телеграммы нам прислали.
Кто прислал их? Не пойму!
Помогите мне, прошу!
Задание: угадать от героев каких сказок Пушкина пришли телеграммы.
«Едем, едем, скоро будем!
Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо.
Вам расскажем, как прибудем!».
(Корабельщики из “Сказки о царе Салтане, …”)
«Ох, друзья, меня не ждите.
На меня прикрикнула старуха,
На конюшню служить меня послала».
(Старик из “Сказки о рыбаке и рыбке”)
«Жаль, что к вам не попаду.
Служу попу славно,
Усердно и очень исправно».
(Балда из “Сказки о попе и о работнике его Балде”)
«Я пирую у девицы,
В шатре Шамаханской царицы
Пробуду неделю.
А к вам уж, потом!».
(Царь Дадон из “Сказки о золотом петушке”)
«Не пеняйте мне, друзья,
Праздник правьте без меня.
Я иду к пустому месту
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз».
(Королевич Елисей из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”)
«Приеду с подарками,
так как на весь мир одна наткала я полотна».
(Вторая сестрица из «Сказки о царе Салтане».)
Царевна:
— Молодцы, ребята! Теперь я не буду волноваться за своих гостей.
А сейчас я прошу вас помочь мне найти правильный ответ. Я буду показывать вам карточки с изображением предметов, это поможет вам вспомнить.
-Кого спас князь Гвидон? (голубь, лебедь, утка)
— На чем путешествовала царица с младенцем? (самолет, машина, мешок, бочка)
— Что было дано в приданное злой мачехе? (духи, перчатки, зеркало, шляпа, цветок)
Царевна: Спасибо! Молодцы! А теперь получите от меня заработанную грамоту.
Станция «У самого синего моря…»
(Проводит Золотая рыбка)
Золотая рыбка:
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает, и что-то попросит.
Но жадность, ребята, к добру не приводит.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым.
— Здравствуйте, ребята! В какой сказке вы оказались? (Дети отвечают)Правильно. А хорошо ли вы знаете мою сказку? Проверим?
Интерактивная игра по «Сказке о рыбаке и рыбке» (презентация)
Золотая рыбка:
Да, каждый из вас молодец, что помнит сказку Пушкина. А теперь прошу вас решить «Сказочный кроссворд«.
Цель: развивать умение длительное время удерживать устойчивое, целенаправленное внимание; быстроту мышления, речь детей, способность работать над поставленной задачей; формировать умение составлять слова из набора букв, действовать в соответствии со словесной инструкцией взрослого.
Оборудование: полотно кроссворда, карточки с буквами с одной стороны и цифрами с другой стороны, вопросы-задания.
Ход игры: Карточки перевернуты цифрами вверх. Воспитатель задает первый вопрос. Ребенок, отгадавший ответ, находит все карточки с цифрой «1», переворачивает их. Из открывшихся букв ребенок должен составить слово-ответ и выложить его на игровом поле и т. д. Когда все поле будет заполнено, из выделенных красным цветом букв получится слово.
ВОПРОСЫ (ответы)
- Вспомните, кто повстречался Балде на базаре, а потом взял его к себе на работу? (поп).
- Кто сидел на ветвях раскидистого дуба, под которым кот ученый рассказывал сказки? (русалка)
- Что за птица охраняла границу государства, в котором правил царь Дадон? (петушок)
- В сказкеона была золотой и умела исполнять желания? (рыбка)
- Прекрасные солдаты, предводителем которых был дядька Черномор? (витязи)
- Как звали няню А. С. Пушкина? (Арина)
Золотая рыбка:
— Да, порадовали вы меня. Исполню и я ваше желание – получите свою грамоту. И удачи вам!
ФИНАЛ
Ведущий:
Я рада, что вы так быстро прошли все станции и получили все причитающиеся вам грамоты.
И сейчас наш заключительный, решающий этап. Прошу обе команды приготовить заработанные и запечатанные пока грамоты. По моей команде вы разворачиваете грамоты и составляете слова («Молодцы», «Спасибо»)
И так, готовы? РАЗ, ДВА, ТРИ. НАЧАЛИ!
А в одной из ваших грамот письмо, прочитайте, и вы узнаете, где ждет вас награда (дети по плану – схеме находят угощение).
Фонограмма. Выходят все герои.
Звездочет:
Ночь придет, и в поднебесье
Звезд закружит хоровод.
Это сказка в Лукоморье
Нас с тобою приведет!
Там на острове чудесном
Расписные терема!
Изумрудные орешки
Белка сыплет в закрома!
Золотая рыбка:
В этих сказках, непременно,
Происходят чудеса:
На неведомых дорожках
Снова слышим голоса…
Купец:
На волнах царевна Лебедь,
Светит месяц под косой,
В эти сказки будешь верить,
Даже если ты большой!
Кот:
Сказки Пушкина в сердце живут,
Свет и радость всем детям несут!
Вновь помогут и мне, и тебе,
Оказаться опять в той волшебной стране!
Царевна:
Сказки Пушкина – чудо-страна!
Свои двери открыла она!
Эти сказки опять и опять,
Будут дети читать!
Ведущий:
Я поздравляю команды и благодарю за активное участие в игре.
Мы надеемся, что это путешествие по сказкам А. С. Пушкина стало для вас не только увлекательным, но и в чем-то поучительным и вы с удовольствием будете читать сказки Пушкина.
Ждем вас в гости. До новых встреч!
(Дети приглашают героев: Кота Ученого, Царевну, Звездочета, Рыбку, Купца корабельщика на пир: чаепитие с печеньем «Орешки»).