Главная
Перечислите сказочные элементы в произведение «Ашик-Кериб.» Выпишите примеры из текста.Помогите …
-
- 0
-
Перечислите сказочные элементы в произведение «Ашик-Кериб.» Выпишите примеры из текста.Помогите пожалуйста
Эмилия Посохова
Вопрос задан 22 сентября 2019 в
1 — 4 классы,
Литература.
-
Комментариев (0)
Добавить
Отмена
1 Ответ (-а, -ов)
- По голосам
- По дате
-
- 0
-
1.Волшебный помощник — Хадерилиаз, который легко переносит героя в другой город
2.Волшебный предмет — грязь из под копыт коня, которая заставляет прозреть мать главного героя.
Отмена
Любовь Тахтаманова
Отвечено 22 сентября 2019
-
Комментариев (0)
Добавить
Отмена
Ваш ответ
В статье предлагается вариант анализа литературной сказки М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб» с опорой на теорию волшебной сказки В. Я. Проппа. Авторы отмечают, что, с одной стороны, элементы данной сказки воспроизводят основные функции действующих лиц, предложенные Проппом, а с другой — видоизменяют их.
Ключевые слова: литературная сказка, М. Ю. Лермонтов, функции действующих лиц, В. Я. Пропп.
На протяжении многих веков сказка являлась одним из самых популярных жанров мирового фольклора. Сказка — это «один из жанров устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел» [2, с. 383].
Литературная сказка представляет собой жанр тесно связанный с народной традицией, но, в отличие от неё, принадлежит конкретному автору. Литературная сказка может подражать фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо являться дидактическим произведение на основе нефольклорных сюжетов. В своем формировании фольклорная сказка исторически предшествует литературной.
Жанр литературной сказки, возникнув в русской культуре в XVIII веке, оказался весьма востребованным в среде литераторов-романтиков, к нему обращались такие авторы первой половины XIX века, как А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Антоний Погорельский, В. Ф. Одоевский, П. П. Ершов и др. Не остался в стороне от данной тенденции в русской литературе и М. Ю. Лермонтов.
Лермонтов, гениальный русский поэт, был многообразно связан с жизнью литературы, он известен как лирический поэт, автор поэм «Мцыри», «Демон», этапного романа в русской литературе «Герой нашего времени». Но мало кто знает о еще одной грани творчества великого поэта — сказках.
Сказка «Ашик-Кериб» написана Лермонтовым в Закавказье, в 1837 году там располагался Нижегородский драгунский полк, в который Лермонтов был переведен из гвардии за «возмутительные» стихи на смерть А. С. Пушкина. В это время поэт усиленно интересуется местным фольклором и даже начинает изучать татарский язык. Сюжет сказки Лермонтов записал в Тифлисе от известного азербайджанского писателя Мирзы Фатали Ахундова. Сказка представляет собой сокращенную прозаическую запись азербайджанской народной поэмы об Ашык-Гарибе (ашик — народный певец, музыкант; кериб — чужеземец, бедняк, странник). Этот сюжет известен в грузинском, армянском, туркменском, узбекском вариантах. Лермонтов называет свою сказку турецкой, но языковые особенности сказки, как отмечают исследователи, указывают на ее азербайджанское происхождение.
Текст «Ашик-Кериба» является записью не вполне отделанной и, по-видимому, не предназначавшейся для печати. Поэтому в произведении нет единства в передаче местных слов («шинды-герурсез» и «шинди-герузез» и др.), именование этнического музыкального инструмента передается то в мужской, то в женской грамматической форме («она взяла со стены свою сааз»; «на стене висит в пыльном чехле его сладкозвучный сааз») и т. д.
Существует много различных вариантов сюжета сказки о певце: грузинский, армянский, туркменский, узбекский. Но какие корни не имел бы сюжет сказки, Лермонтов не придерживается в полной мере ни одной из версий. В азиатском варианте события происходят в феодальном обществе, в торгово-купеческой среде. На пути к соединению влюбленных основной помехой оказывается их социальное неравенство: не имея возможности уплатить калым, главный герой вынужден отправиться в чужие края, чтобы заработать необходимую сумму для получения руки невесты. Лермонтов, оставляя общую канву, вкладывает в сказку несколько иное содержание. Причиной скитания Кериба становится не сумма выкупа, а твердое решение героя заработать, чтобы любимая не упрекнула его потом в зависимости от денег ее отца.
Образ центрального героя одинаков везде. Это бедный певец — ашыг, скитающийся из края в край, из страны в страну в надежде приобрести состояние. Он искусный музыкант, искусство которого пользуется всеобщим уважением.
Взяв за основу подобный сюжет, Лермонтов вписывает в него характерные для сказки компоненты. Здесь есть положительные и отрицательные герои, герои помощники и дарители, волшебные предметы, фантастический элемент. Лермонтов сохранил в созданном им произведении все сказочные каноны и создал оригинальное авторское произведение.
Известный российский учёный, филолог-фольклорист В. Я. Пропп создал модель, описывающую структуру волшебной сказки. Рассмотрим литературную сказку Лермонтова «Ашик-Кериб» с точки зрения следования данной модели.
Основные положения работы Проппа таковы:
1. Постоянными, устойчивыми элементами сказок служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются. Они образуют основные составные части сказок.
2. Число функций, известных волшебной сказке, ограничено.
3. Последовательность функций всегда одинакова [3].
В. Я. Пропп выделил 31 функцию действующих лиц в волшебной сказке, однако он указал, что не все функции могут быть реализованы в конкретной сказке, неизменной остается только ее канва, общая модель. Также в литературной сказке последовательность в функциях может нарушаться, что указывает на авторский момент осмысления фольклорного текста.
Сказка Лермонтова открывается своеобразным зачином, который соотносится с подобным элементом фольклорных сказок: «Давно тому назад, в городе Тифлизе, жил один богатый турок» [1, с. 137]. Однако данный зачин несколько отличается от традиционного фольклорного: в волшебной народной сказке указывается на неопределенность времени и места («В некотором царстве, в некотором государстве»), а в сказке Лермонтова обозначено конкретное место, Тифлиз, а временная характеристика размыта. Конкретика места в данном случае подчеркивает восточный характер сказки, и Тифлиз может рассматриваться не как конкретный локус, а воплощение Востока в целом. Исходная ситуация данной сказки также соотносится с фольклорной традицией, как отмечено у В. Я. Проппа: «Начальная ситуация включает обычно лица двух поколений — старшего и младшего. <…> Лица старшего поколения обычно осуществляют отправку героя из дома, лица младшего — отправляются из дома, и то и другое в различных формах и при различных мотивировках» [3, с. 199]. В сказке «Ашик-Кериб» также показано два поколения героев: Ашик-Кериб и его мать и Магуль-Мегери и ее отец. Зачин и исходная ситуация только подготавливают развитие действия, они еще не являются функциями в понимании Проппа: «Функция сказочного персонажа есть действие, определяемое с точки зрения его значения для развития сюжета» [3, с. 198].
Рассмотрев сказку «Ашик-Кериб», мы выделили следующие функции, совпадающие с классической моделью волшебной сказки В. Я. Проппа:
1. Недостача.
В типичной волшебной сказке завязка всегда направлена на то, чтобы отправить героя из дома, и восполнение недостачи способствует этому. В анализируемой сказке вариантом недостачи можно считать бедность Ашик-Кериба, которая не позволяет ему жениться на Магуль-Мегери, он не желает, чтобы его попрекали тем, что он справит свадьбу на деньги богатого тестя.
2. Отлучка.
Отлучка главного героя связана именно с ситуацией недостачи, Ашик-Кериб намеревается самостоятельно заработать деньги для своей возлюбленной. Покидая родной дом, герой прощается с матерью: «Пришел Ашик-Кериб к своей матери; взял на дорогу ее благословение, поцеловал маленькую сестру, повесил через плечо сумку, оперся на посох странничий и вышел из города Тифлиза» [1, с. 138]. Если в волшебной сказке отправка героя сопряжена с перемещением его в иное царство, то лермонтовский персонаж отправляется из дома в неизвестность, он не знает конечного пункта своего пути, поэтому данная ситуация вполне соответствует модели волшебной сказки.
3. Вредительство.
Данная функция связана с отрицательным персонажем, Куршуд-беком, который является соперником Ашик-Кериба на пути к руке и сердцу девушки. Он идет на подлость: украв одежду соперника, Куршуд-бек говорит матери и девушке Ашик-Кериба, что он утонул: «Куршуд-бек, взяв его одежды, ускакал обратно в Тифлиз, только пыль вилась за ним змеею по гладкому полю. Прискакав в Тифлиз, несет бек платье Ашик-Кериба к его старой матери: «Твой сын утонул в глубокой реке, — говорит он, — вот его одежда» [1, с. 138]. Это становится одним из поводов к тому, что мать Кериба слепнет, но Магуль-Мегери отказывается верить в смерть возлюбленного и хранит ему верность семь лет.
4. Запрет.
Функция запрета связана с обещанием героя вернуться к назначенному сроку, если же он этого не сделает, то Магуль-Мегери выйдет замуж за Куршуд-бека: «Обещаюсь 7 лет странствовать по свету и накопить себе богатство либо погибнуть в дальних пустынях; если ты согласна на это, то по истечении срока ты будешь моею» [1, с. 138]. Подобный запрет предваряет последующие события, поскольку в сказке он обязательно должен быть нарушен, иначе запрет теряет свою функциональную роль.
5. Нарушение запрета.
В своих странствиях герой испытывает множество невзгод, но благодаря своему умению играть на саазе и песням Ашик-Кериб становится богатым и забывает свое обещание, данное Магуль-Мегери: «Посыпалось к нему серебро и золото, заблистали на нем богатые одежды. Счастливо и весело стал жить Ашик-Кериб и сделался очень богат. Последний год должен было скоро кончиться, а он и не готовился к отъезду» [1, с. 139]. Герой полностью не нарушает запрет, ведь седьмой год еще не закончился, но он не вспоминает о своей возлюбленной.
6. Посредничество.
В роли посредника в сказке выступает купец из Тифлиза, который всюду странствует: «Призывает она купца к себе и дает ему золотое блюдо: «Возьми это блюдо, — говорит она, — и в какой бы ты город ни приехал, выставь это блюдо в своей лавке и объяви везде, что тот, кто признается моему блюду хозяином и докажет это, получит его и вдобавок вес его золотом». Отправился купец, везде исполнял поручение Магуль-Мегери, но никто не признался хозяином золотому блюду» [1, с. 139]. Именно увидев данное блюдо, Ашик-Кериб вспоминает свое обещание, а купец ему говорит, что Магуль-Мегери уже готовится к свадьбе с его соперником.
7. Возвращение героя.
Функция возвращения также сопряжено со многими проблемами, он понимает, что ему может не хватить времени на обратный путь: «В отчаянии Ашик-Кериб схватил себя за голову: оставалось только 3 дни до рокового часа. Однако он сел на коня, взял с собою суму с золотыми монетами — и поскакал, не жалея коня» [1, с. 139]. Данная трудность может быть преодолена только с подачи героя-помощника. Таким необычным добрым помощником (и дарителем) становится человек на белом коне, который перенес Ашика в Тифлиз в короткий срок.
8. Первая функция дарителя.
Ашик-Кериб понимает, что не может приехать в назначенный час, и задумывает сброситься с высокого утеса в реку, но «вдруг видит внизу человека на белом коне; и слышит громкий голос: «Оглан, что ты хочешь делать?» «Хочу умереть», — отвечал Ашик. «Слезай же сюда, если так, я тебя убью». Ашик спустился кое-как с утеса. «Ступай за мною», — сказал грозно всадник» [1, с. 140]. Данный всадник оказывается Хадерилиазом (св. Георгием), о чем впоследствии убеждается герой.
9. Реакция героя.
Данная сказка, как и волшебная, использует прием троекратности, так Ашик-Кериб троекратно указывает всаднику, что он не может успеть за его волшебным конем: «Как могу я за тобою следовать, — отвечал Ашик, — конь твой летит, как ветер, а я отягощён сумою. <…> Как же я могу следовать за тобою, твой конь быстрее мысли, а я уж измучен» [1, с. 140]. Также только на третий раз герой сообщает, что ему нужно попасть именно в Тифлиз, а до этого указывает на Арзерум и Карс. Характерно, что моментальное перемещение героя осуществляется на коне, именно чудесный конь является одним из постоянных образов фольклорной волшебной сказки: «Функции коня довольно разнообразны. Первая состоит в том, что он переносит по воздуху героя за тридевять земель в иное царство» [3, с. 214]. В нашем случае герой переправляется не в иной мир, а к себе домой, но это не отменяет чудесность его перемещения.
10. Получение волшебного средства.
Хадерилиаз исполняет и функцию дарителя, он дает Керибу средство, которое в дальнейшем поможет герою избавить от слепоты мать: «Наклонись, — сказал тот, улыбнувшись, — и возьми из-под копыт коня комок земли и положи себе за пазуху: и тогда, если не станут верить истине слов твоих, то вели к себе привести слепую, которая семь лет уж в этом положении, помажь ей глаза — и она увидит» [1, с. 140].
11. Неузнанное прибытие.
В волшебной сказке неузнанное прибытие чаще всего связано с тем, что герой сам до какого-то момента не желает раскрывать своего лица, это достаточно древний и распространенный мотив мировой культуры, достаточно вспомнить прибытие на Итаку Одиссея в произведении Гомера. В сказке Лермонтова Кериб желает, чтобы его узнали, однако его мать ослепла и не может этого сделать, а сестра, когда он ушел из дома, была ребенком, и за сем лет позабыла брата: «Только поздно вечером Ашик-Кериб отыскал свой дом: стучит он в двери дрожащею рукою, говоря: «Ана, ана (мать), отвори: я божий гость: я холоден и голоден; прошу ради странствующего твоего сына, впусти меня». <…> Напрасно он называл себя ее сыном, но она не верила» [1, с. 140–141]. Таким образом, данная функция в этой сказке претерпевает определенную трансформацию.
12. Трудная задача и решение трудной задачи.
Трудная задача, стоящая перед героем, состоит в том, что его возлюбленная должна выйти замуж за другого, а он не может появиться на свадьбе. Тогда Кериб выдает себя за бедного странника с необычным именем Шинды-Герурсез (скоро узнаете), который желает исполнить на свадьбе песню. Именна его песня приближает развязку и обозначает следующую функцию.
13. Узнавание.
Магуль-Мегери не желала выходить за Куршуд-бека, она приготовила яд и держала наготове кинжал, но услышав звуки сааза и голос незнакомца, поняла, что это поет Ашик-Кериб. Так происходит узнавание героя его возлюбленной. После этого Кериб просит, чтобы привели слепую, которая уже семь лет не видит, он разводит комок земли, который ему подарил волшебный всадник, намазывает матери глаза, после этого она прозревает и узнает своего сына.
14. Свадьба.
Традиционным финалом волшебной сказки является свадьба героя и героини: «Куршуд-бек уступил ему [Ашик-Керибу] безмолвно прекрасную Мегуль-Мегери» [1, с. 143]. Если в финале волшебной сказки отрицательный герой (герой-антагонист) наказывается, то в данном произведении герой предлагает Куршуд-беку взять в жены сестру Кериба, тем самым конфликт между ними разрешается.
Таким образом, в процессе исследования мы пришили выводу, что сказка «Ашик-Кериб» соответствует основным структурным элементам волшебной сказки, выделенным В. Я. Проппом, что вполне закономерно, так как она воспроизводит традиционный сюжет восточного фольклора. Вместе с тем в произведении Лермонтова присутствуют и некоторые отклонения от данной системы: отдельные функции могут менять свое положение в структуре, находить другую форму реализации, что свидетельствует об активном авторском начале в данном произведении.
Литература:
1. Лермонтов, М. Ю. Стихотворения и проза [Текст] / М. Ю. Лермонтов. — М.: Просвещение, 1987. — 175 с.
2. Литературный энциклопедический словарь [Текст] / под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. — М.: Сов. энциклопедия, 1987. — 752 с.
3. Пропп, В. Я. Русская сказка [Текст] / В. Я. Пропп. — М.: Лабиринт, 2000. — 416 с.
Основные термины (генерируются автоматически): волшебная сказка, лермонтов, литературная сказка, сказка, герой, функция, лицо, мать, сказка Лермонтова, трудная задача.
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
1
Лермонтов «Ашик Кериб признаки бытовой сказки, признаки волшебной сказки?
Какие признаки бытовой сказки ? Какие признаки волщебной сказки ?
2 ответа:
5
0
Разложим по полочкам признаки бытовой и волшебной сказок в произведении Лермонтова «Ашик-Кериб».
Признаки бытовой сказки:
- Действие происходит в определенном, реальном месте, городе Тифлис.
- Герои сказки обычные живые люди — нищий музыкант и богатая красавица
- Герой путешествует по обычным горам, переплывает реки, поступает во дворец к паше.
- Главным отрицательным героем сказки оказывается Куршуд-бек, такой же обычный человек.
Теперь посмотрим какие признаки волшебной сказки мы обнаружим в этом тексте:
1.Волшебный помощник — Хадерилиаз, который легко переносит героя в другой город
2.Волшебный предмет — грязь из под копыт коня, которая заставляет прозреть мать главного героя.
Итак в этом произведении есть признаки как бытовой, так и волшебной сказки. Но если у волшебной сказки могут иметься признаки сказки бытовой, то в бытовой сказке чудес точно происходить не может. Следовательно сказка «Ашик-Кериб» — волшебная.
1
0
В принципе, в данной сказке, то есть Ашик-Кериб, которую написал Михаил Юрьевич Лермонтов по мотивам напродного эпоса, существуют признаки и бытовой, и волшебной сказки.
-Действие происходит совершенно в реальном месте, более того, в месте, которое и сейчас существует на географических картах, это город Тифлис.
-Герои сказки-обычные люди без сверхъестественных способностей.
-Всё происходит в конкретное время и припомощи обычных вещей.
Признаки волшебной сказки- это загадочный всадник, который переносит Ашик-Кериба за одну ночь на очень большое расстояние, а также волшебная грязь из под копыт загадочного всадника, котрая излечивает мать главного героя.
Читайте также
Михаил Юрьевич Лермонтов написал очень много стихотворений, и каждое из них по-своему замечательно. Например, стихотворение «Бородино» несет грустное, ностальгирующее настроение, воспоминания о тяжелой войне 1812 года. А стихотворение «Родина» прививает юному читателю патриотизм, любовь к своей Родине, и т.д.
Уже по первому четверостишью стихотворения «Тучи» становится понятным, что Лермонтов писал его находясь в ссылке на Кавказе, потому что тучи в этом стихотворении летят с севера на юг и север в этих строках получает эпитет «Милый».
Становится понятным, что поэт скучает не просто по абстрактному северу, как стороне горизонта, а связывает его со своими родными местами, может быть с Москвой, может быть с Петербургом, со своей родиной. Ведь находясь в ссылке на Кавказе он ни на минуту не забывал, что хотя это тоже часть Российской империи, но земля для него чужая, со своими необыкновенными красотами, которыми он восторгался как поэт и как человек, но все-таки не родина.
Стихотворение Лермонтова «Три пальмы» имеет подзаголовок — «Восточное сказание».
Почему же автор назвал свое стихотворение именно так?
Прежде всего действие стихотворения разворачивается на Востоке. а именно в Аравийской пустыни, одном из самых жарких и безжизненных мест на планете.
Героями стихотворения оказываются пальмы, а в стихотворении описывается типичный оазис, также встречающийся только в пустынях.
Далее мы встречаем караван верблюдов, опять же характерный для восточных сказаний, описан автором и веселый араб на коне, а раба живут на Востоке.
Все вместе эти слова и описания как раз и создают восточный колорит сказки.
Очень трагичное по содержанию и смыслу стихотворение Лермнотова «Три пальмы». Его герои — три гордые красавицы пальмы, которые росли в далекой пустыни и которые роптали на то, что они не могут никому принести пользу. Они обращались к богу, осуждая его приговор, по которому им приходилось коротать дни в одиночестве.
И что же?
Почти сразу к пальмам вышел караван и пальмы обрадовались. они приютили странников в своей тени, они дали им напиться из родника,что тек между их корней.
Но пришельцы оказались неблагодарными. они срубили пальмы и засыпали родник. Тут поневоле вспомнишь пословицу о том, что следует быть осторожнее со своими желаниями,так как они могут сбыться.
И пальмы погибли потому, что хотели быть кому-то полезными.
Насколько я себя помню в школьные годы, в 5-м классе я мог выучить даже прозаическое произведение (слов 200-250) с одного прочтения. Каждый день я этой своей возможностью не пользовался, но иногда получалось, если я заранее знал, что мне это будет надо.
Стихотворение «Бородино» Лермонтова именно из тех случаев, когда оно мне было не надо. Поэтому я его и не учил, и сейчас не знаю наизусть полностью, а только некоторые отрывки.
Я так думаю, что современные дети своими умственные способностях не сильно отличаются от меня. Поэтому могу предложить способ, которым я активно пользовался во время учёбы в институте. Он очень простой, но в нём важна личная заинтересованность. Я прочитывал текст с формулами и схемами пять раз (ровно) подряд (то есть — от корки до корки), и запоминал наизусть текст конспекта любого размера (даже за курс общую терадь — 96 листов). Сдавал экзамены я на отлично. Но и тексты потом забывал быстро, но это уже не важно.
- Главная
- Разное
- Образование
- Спорт
- Естествознание
- Природоведение
- Религиоведение
- Французский язык
- Черчение
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
Содержание
-
1.
Презентация к уроку литературного чтения Ашик Кериб урок 2 -
2.
о животныхбытовыеволшебныео животныхбытовыеволшебные НародныеАвторскиеСказки Типы сказок -
3.
Чудеса Докажите, что сказка «Ашик-Кериб» волшебная Особенности волшебных сказок:ТроекратностьВолшебные предметы -
4.
Слайд 4 -
5.
Кроссворд 1. Что означает турецкое слово «ана»?2. Что принес -
6.
«Ашик-Кериб» Узнай эпизод -
7.
«Ашик-Кериб» Узнай эпизод -
8.
«Ашик-Кериб» Узнай эпизод -
9.
«Ашик-Кериб» Узнай эпизод -
10.
«Ашик-Кериб» Узнай эпизод -
11.
«Ашик-Кериб» Узнай эпизод -
12.
Слайд 12 -
13.
Слушай, сказочный народ, Собираемся на сход. Поскорее -
14.
Слайд 14 -
15.
а) богатый турок;тест:б) бедный певец;в) великий паша 1. Кем был Ашик-Кериб? -
16.
Тбилиси (Тифлиз)КарсАрзерумАрзиньян 2. В каком городе -
17.
Тест:3. Кто помог Ашик-Керибу?а) Куршуд-бекб) св. Георгийв) мать -
18.
4. Как Ашик вернул матери зрение?б) -
19.
Слайд 19 -
20.
Работаем в группе -
21.
Положительные Ашик–КерибМагуль-МегериОтрицательные Куршид-бекГерои сказки -
22.
1. Название2. Автор3.Жанр4.Тема (о чём?)5.Герои произведения6.Главная мысль произведенияДомашнее задание записать в раб.тетрадь анализ произведения -
23.
Что стало причиной разлуки двух влюбленных? -
24.
Магуль-Мегери отдала караванщику золотое блюдо и
о животныхбытовыеволшебныео животныхбытовыеволшебные НародныеАвторскиеСказки Типы сказок
Слайд 1Михаил Юрьевич Лермонтов
Жанры
произведений
автора
стихи
сказки
АШИК — КЕРИБ
Слайд 2о животных
бытовые
волшебные
о животных
бытовые
волшебные
Народные
Авторские
Сказки
Типы сказок
Слайд 3Чудеса
Докажите, что сказка «Ашик-Кериб» волшебная
Особенности волшебных сказок:
Троекратность
Волшебные предметы
Слайд 5Кроссворд
1. Что означает турецкое слово «ана»?
2. Что принес Куршуд-бек матери Ашик-Кериба, чтобы доказать,
что ее сын утонул?
3. Название турецкой балалайки, на которой играл Ашик-Кериб.
4. Ему Магуль-Мегери дала золотое блюдо.
5. Он помог Ашик-Керибу вернуться в Тифлис за один день и дал комок земли.
6. Какая часть имени Ашик-Кериба означает слово «певец»?
к
е
ь
т
а
л
п
а
м
а
м
ц
е
п
у
к
з
а
а
с
и
ш
а
й
и
г
р
о
е
г
1
2
3
4
5
6
Слайд 13Слушай, сказочный народ,
Собираемся на сход.
Поскорее в строй вставайте
И зарядку начинайте.
Потягушка, потянись!
Поскорей,
скорей проснись!
День настал давным-давно,
Он стучит в твое окно.
Сказочная зарядка
Слайд 15а) богатый турок;
тест:
б) бедный певец;
в) великий паша
1. Кем был
Ашик-Кериб?
Слайд 16
Тбилиси (Тифлиз)
Карс
Арзерум
Арзиньян
2. В каком городе жила Магуль-Мегери?
а) Карс
Слайд 17Тест:
3. Кто помог Ашик-Керибу?
а) Куршуд-бек
б) св. Георгий
в) мать
Слайд 184. Как Ашик вернул матери зрение?
б) сказал волшебные слова
а) намазал глаза комком земли
в) спел свою лучшую песню
Слайд 21Положительные
Ашик–Кериб
Магуль-Мегери
Отрицательные
Куршид-бек
Герои сказки
Слайд 221. Название
2. Автор
3.Жанр
4.Тема (о чём?)
5.Герои произведения
6.Главная мысль произведения
Домашнее задание
записать в раб.тетрадь
анализ произведения
Слайд 23 Что стало причиной разлуки двух влюбленных?
Как характеризует Ашика-Кериба его
решение «странствовать по свету и нажить себе богатство»?
Каким образом герою удается достичь желаемого? Какие качества характера Кериба проявились при этом?
Сказка сомневается в том, что Ашик-Кериб забыл прекрасную Магуль-Мегери. Какие аргументы приводятся для подтверждения такого предположения? Каково ваше мнение по этому поводу? Докажите его.
Слайд 24 Магуль-Мегери отдала караванщику золотое блюдо и еще пообещала награду тому,
кто узнает это блюдо. Как вы думаете, почему она так поступила? Как это характеризует героиню?
Какие препятствия встают на пути влюбленных?
Почему Ашик оказался в сложном положении?
Что предпринимает герой в сложившейся ситуации?
Какая опасность подстерегала Ашика-Кериба в пути?
Удалось ли Ашику осуществить задуманное и как?
Какому испытанию подвергает героя сказка?
Конспект открытого урока
Учитель: Асадулаева Зарета Магомедовна
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4
Тема: Сказка М. Ю. Лермонтова
«Ашик-Кериб»
Цель урока:
— знакомство со сказкой М. Ю. Лермонтова «Ашик- Кериб»
Задачи урока:
-создать условия, для ознакомления детей с турецкой культурой;
-совершенствование осознанного чтения;
-закрепить особенности волшебных сказок;
-обогащать словарный запас детей;
-воспитывать чувства сопереживания, сострадания, уважение к людям другой национальности.
Оборудование: портрет писателя, карточки словарики восточных слов, схемы- таблицы, карта.
Ход урока.
Мотивация и актуализация знаний.
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Михаила Юрьевича Лермонтова.
Какие жанры произведений Лермонтова мы знаем?
(Стихи и сказки)
Как называется произведение, которое Вы начали самостоятельно читать на прошлом уроке? «Ашик- Кериб»
К какому жанру мы отнесём это произведение? (сказка)
Какие бывают сказки? (народные и авторские)
К какой группе отнесём сказку М. Ю. Лермонтова? (авторская)
Давайте вспомним, на какие виды делятся сказки? (волшебные, бытовые,
о животных).
Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы продолжим изучать эту сказку.
Выясним к какому виду сказки принадлежит сказка «Ашик- Кериб».
Несмотря на то, что Лермонтов был русским поэтом и писателем, сказку назвали турецкой.
Дело в том, что Лермонтов написал её в 1837 году в Закавказье. Сюжет этой сказки известен в грузинском, армянском, узбекском, турецком и азербайджанском вариантах. Скорее всего, Лермонтову эту сказку пересказал азербайджанец. Потому что, среди народов Закавказья азербайджанский язык называли турецким.
-О ком нам расскажет сказка?
— Чем занимался Ашик-Кериб?
— Почему люди уважали его?
— Как он познакомился со своей невестой?
(чтение отрывка)
Какое сравнение использует автор? (как зимнее небо)
Что предложила девушка Ашик-Керибу?
Почему Ашик-Кериб отказался от предложения невесты?
(чтение отрывка по ролям)
О каких чертах характера говорит такой поступок? (честный, самостоятельный, справедливый)
Какое решение принял Ашик Кериб?
Почему девушка согласилась ждать его 7 лет, ведь это так долго?
Прочитайте о том, что совершил Куршуд-бек?
Почему он так поступил?
Прочитайте отрывок о том, как она приняла страшную весть?
Почему она поверила Куршуд-беку?
Почему Магуль-Мегери не поверила в это?
Добился ли Ашик Кериб того чего хотел?
Кто помог разбогатеть Ашик Керибу? (паша)
Прочитайте, зачем Магуль-Мегери пригласила к себе купца и что ему говорила. (103)
– Кто и в каком городе назвался хозяином блюда?
Кто помог Ашик-Керибу вовремя добраться домой.
(всадник Хадерилиаз – св. Георгий)
Давайте рассмотрим названия турецких городов, через которые путешествовал Ашик-Кериб. (Тифлиз, Халаф, Арзинган, Арзерум, Арзиньян, Карс) – работа с картой.
– Кто первым узнал Ашик-Кериба?
Чем закончилась сказка?
Кто догадался к какому виду сказок относится сказка «Ашик-Кериб»? Докажите.
(три раза Ашик-Кериб просил Святого Хадерилиаза), чудеса (исцеление слепой матери комочком земли)
Закрепление нового материала.
-Понравилась ли вам сказка?
-Назовите действующих лиц сказки.
Давайте дадим характеристику главным героям. Слайд
Прочитаем пословицы стр. 113.
-Для чего автор описал нам их?
-Может ли для тебя это быть ценным?
Рефлексия.
Какое задание показалось самым интересным? Самым трудным? Что главное поняли на уроке?
-Сказку какого народа нам пересказал М. Ю. Лермонтов?
-На кого из героев ты бы хотел быть похож или взять в друзья? Почему?
Домашнее задание.
Перечитать сказку разделить на смысловые части.
Словарик восточных слов.
Аян- Ага— знатный господин.
Ана— мать.
Ашик— музыкант, балалаечник.
Аллах— бог.
Газель— родственное антилопе полорогое млекопитающее, отличающееся стройностью и быстротой бега.
Зарок- клятвенное обещание.
Караван— сарай- постоялый и торговый дом в городе, на дороге.
Маулям— создатель.
Минарет— башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву.
Намаз— ежедневное пятикратное моление у мусульман.
Оглан— юноша.
Пророк— истолкователь воли божества, богов; тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь.
Паша- в старой Турции титул генералов.
Сааз— турецкая баладайка.
Салям- алейкум— здравствуйте.
Чауши— слуги.
Ф.И.______________________________________
Тест
1) Кем был Ашик-Кериб
а) богатый турок
б) бедный певец
в) великий паша
2) В каком городе жила Магуль-Мегери?
а) Карс
б) Тифлиз
в) Арзерум
3) Кто помог Ашик-Керибу?
а) Куршуд-бек
б) Св. Хадерилиаз
в) мать
4) Как Ашик-Кериб вернул матери зрение?
а) сказал волшебные слова
б) помазал глаза комком земли
в) спел свою лучшую песню