Волшебные предметы в сказке иван царевич и серый волк 3 класс литературное чтение

3
класс. Литературное чтение.

Уроки 9–10. Фантастические события и волшебные предметы в
русской народной сказке «Иван-Царевич и Серый Волк» 
чебник,
с. 28–32)

Тип
урока:

решение частных задач

Педагогическая задача: создать условия для
ознакомления с русской народной сказкой «Иван-царевич и серый волк»,
способами нахождения нужного отрывка (эпизода) в тексте сказки для
подтверждения высказываний; выявления отличительных черт волшебной сказки;
обучения установлению причинно-следственных связей и определению главной
мысли произведения, делению текста на части, составлению простого плана,
подробному пересказыванию текста сказки, работе с репродукцией картины,
выявлению основных объектов, видению содержательных линий картины, созданию
своего собственного текста, работе с книгой

Планируемые
результаты

Предметные:

научатся определять и называть
особенности текста волшебных сказок; характеризовать персонажей сказки;
называть волшебные предметы и описывать волшебные события, основные черты
характера героев; находить отрывки с описанием фантастических событий и
действий с волшебными предметами в сказке, средства выразительности,
осмысливать их значение; инсценировать сказку

Метапредметные:
познавательные: находят и осмысливают
особенности  волшебной сказки; характеризуют героев волшебной сказки;
выявляют причинно-следственные связи, составляют план сказки (с помощью
учителя или самостоятельно); подготавливают подробный пересказ содержания
сказки; находят необходимую информацию в книге, тексте, репродукции картины;
представляют презентацию информации на основе рассказа, пересказа, сочинения;

регулятивные: анализируют причины
успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы; стремятся
достигать необходимый для продолжения образования уровень читательской
компетентности и общего речевого развития;

коммуникативные: осмысливают правила
взаимодействия в паре и группе  и следуют общепринятым нормам совместного
общения в учебной деятельности

Личностные:

осознают
пользу книг и значимости чтения для себя, своего личностного роста и
развития, обосновывают мотивы посещения библиотеки и выбора книг по своему
интересу; приобретают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Образовательные
ресурсы
:
выставка книг и детских иллюстраций к сказке, репродукция картины В.
Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Ход
урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Деятельность учащегося

I.
Организация начала урока


Добрый день, ребята! Проверьте готовность рабочего места. Рада видеть ваши
улыбки и внимательные глаза. Желаю всем дружной и плодотворной работы. В
добрый путь!

Показывают
готовность
к уроку.

II.
Проверка домашнего задания

Проверяет
выразительное чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Читают
текст сказки

III.
Актуализация

знаний

и
умений в рамках проверки домашнего задания


Закройте глаза и послушайте стихотворение, которое поможет вам перенестись
в волшебный, сказочный мир.                О чем-то скрипит половица,

                           И
спице опять не спится…


Сказки… Наверное, нет в мире человека, который бы их не любил. Их любят
взрослые и дети, потому что мир сказок удивительный, волшебный и прекрасный.
Многие говорят, что сказки просты и понятны всем. Суть волшебных сказок – в
народных верованиях и обрядах. Сказки читать не только интересно, но и
поучительно.

Прочитайте
слова, написанные на доске:               Сказка ложь, да в ней намек,

                                            
Добрым молодцам урок!


Как вы их понимаете?

Внимательно
слушают.

Сказки
чему-нибудь учат: добру, любви, смелости, честности

IV.
Постановка цели урока



Вспомните, какие волшебные сказки вы знаете.


А почему они называются волшебными?


Я предлагаю вам совершить путешествие в царство, где были Иван-царевич и
серый волк. Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой.


Откройте учебники и прочитайте название сказки


«Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению».


В них происходят волшебные превращения

V.
Изучение нового материала.

1.
Первичное чтение текста сказки учащимися.

2.
Беседа по содержанию прочитанного



Понравилась вам сказка? Почему братья караулили сад с золотыми яблоками?


Кто воровал яблоки? Как Иван повстречался с волком? Что предложил ему волк?


Какой наказ дал волк Ивану? Послушался его Иван? Что из этого получилось?


Куда отправились Иван с волком дальше? Что ждало их в царстве Кусмана?


Удалось ли Ивану заполучить златогривого коня? Куда они отправились дальше?


Почему за Еленой Прекрасной отправился сам волк? Украл ли волк Елену
Прекрасную?


Как волк помог Ивану сохранить Елену Прекрасную, коня златогривого,
Жар-птицу?


Что задумали братья? Как опять волк помог Ивану? Как заканчивается сказка?


Что вас удивило в этой сказке? Обычно в сказках мы видим какого волка?


Почему в этой сказке волк помогает Ивану-царевичу?


Почему вы решили, что волк добрый?


А можете привести пример, когда вы тоже помогали тем, кто раньше вам помог?

Вывод.
Волк
добрый, увидел, что Иван нуждается в помощи, и решил оплатить долг.

Физкультминутка

Слушают
хорошо чита-ющих учеников.

Отвечают
на вопросы, внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.


Злого.


Иван нуждался в помощи.


Оплачивает долг (съел лошадь). Долг платежом красен.

VI.
Продолжение работы над темой.

1.
Работа по картине В. Васнецова.


Откройте учебник на странице 51 и рассмотрите репродукцию картины В.
Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке».

– Сюжеты русских народных сказок привлекали разных художников,
но особенно много внимания уделял им в своём творчестве Виктор Михайлович
Васнецов.
Сегодня
мы попробуем описать изображённое на картине художественным стилем речи

с
использованием устаревших слов.


Почему картина так называется? Обоснуйте свой ответ. Как иначе можно назвать
картину В. Васнецова? Предложите свои варианты. Какой момент изобразил
художник?


Какое настроение передаёт эта картина? Подберите слова для описания картины.
Какие цвета и оттенки вы видите? Подберите слова (глаголы), которые передают
движения героев: мчатся, летят, несутся, скачет.


Определите характер персонажей по внешнему облику, позе, выражению лица,
одежде.


Представьте себе, что вы один из героев картины. Расскажите от его имени, что
вы видите и чувствуете

Читает
стихотворение:     

                                   
Нет, русские сказки не лгали

Про Кощееву смерть, про
ковер-самолет.

Нет, не праздные люди те сказки
слагали,

А провидцы, в чьих замыслах правда
живет.


Какую роль вам хотелось сыграть, если бы вы участвовали в школьном спектакле?


Какой урок вы получили из этой сказки? А вы кому-то помогли на уроке и как?


Ответьте. Сегодня на уроке: •  я узнал…  •  я научился… •  мне понравилось…

Выполняют
задания.

Заранее
подготовленный ученик делает сообщение о художнике (см. ресурсный
материал)
.

Отвечают
на вопросы.

Вариант
описательного рассказа по картине

Внимательно
слушают.

Осуществляют
самоанализ учебной деятельности

VII.
Итог урока. Рефлексия

VIII.
Домашнее задание

Предлагает
разноуровневые задания: 1. Составить план сказки.

                                                                
2. Составить викторину по сказке

Внимательно
слушают, задают уточняющие вопросы

СООБЩЕНИЕ  О ХУДОЖНИКЕ В. ВАСНЕЦОВЕ

Виктор Михайлович Васнецов родился в семье сельского священника 15
мая 1848 года. Семья жила в вятском селе Рябово. Виктор очень любил народные
песни и сказки. Зимой в их дом часто заходили странники, они рассказывали много
историй и преданий. Они-то да отец зародили в мальчике любовь к русскому
народному творчеству. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских
богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели
женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего
художника, развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась страстная
привязанность Васнецова к искусству, к народному эпосу. Виктор поступил учиться
в Петербургскую Академию художеств. Учась в Академии, он много работал, помогал
младшим братьям, так как родители умерли. В его воображении возникали сказочные
образы, и единственной мечтой стало выразить их в живописи. По мотивам русских
народных сказок и былин В. М. Васнецов создал такие картины, как «Алёнушка»,
«Ковёр-самолёт», «Три царевны», «Витязь на распутье», «Три богатыря», «Спящая
царевна», «Иван-царевич на Сером Волке» и другие. «Я только Русью жил», –
говорил художник.

ВАРИАНТ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО
КАРТИНЕ

Мы видим темный, страшный,
густой лес. Вековые деревья. Это непроходимая чаща. Видно, как наклонилась
старая ель. Деревья так высоки, что упираются в небо, даже не видно их вершин.
Стволы деревьев все покрыты мхом, а ветки как руки старухи Бабы Яги… Кажется,
вот сейчас дотронутся эти ветки-руки до всадника и его бедной напуганной
спутницы, схватят их, не отпустят. Цвета на картине художник подобрал холодные,
темные, мрачные. Только вдалеке – просвет и голубое небо. Герои мчатся на Сером
Волке. Волк так стремителен, пасть у него открыта, видно, как ему тяжело. Он
очень устал.

Иван-царевич крепко держит
в своих объятиях Елену Прекрасную. Взгляд его глаз строгий и очень непокорный.
А Елена Прекрасная сидит смирно, тихо. Она очень напугана. Пальчики ее рук
сложены вместе, красавица ждет волшебства, чуда… На Елене Прекрасной – голубой
кафтан. Голубые цвета на картине символизируют надежду на спасение героев.

Цветущая ветка вишни на
переднем плане как будто говорит нам: жизнь продолжается, даже в этом страшном
лесу. Только надо верить и надеяться.

ВАРИАНТ ТЕКСТА

Художник Виктор Васнецов
изобразил волшебный мир сказки. Мы видим темный угрюмый лес.

Верный друг – Серый Волк –
стремительно несется сквозь чащу леса с Иваном-царевичем и Еленой Прекрасной.
Вдалеке виднеются просветы синего неба. Цветущие кусты вишни как будто бы
говорят нам о том, что у героев есть надежда на спасение.


1

Какие волшебные предметы использованы в сказке «Иван Царевич и серый волк»?

11 ответов:



10



0

В этой волшебной сказке у царя Берендея (Выслава Андроновича) было три сына, и младший из которых звался Иван. Повадилась в прекраснейший царский сад летать Жар-птица и воровать золотые яблоки, разведал это Иван, принесший отцу перо волшебной птицы. Наказал царь своим сыновьям привезти к нему прекрасную птицу. Повстречался Ивану Серый волк, существо волшебное, обладающее даром перевоплощения и запутывания следов.

Дважды Иван ослушался волка — когда добывал Жар-птицу, дотронулся волшебной клетки и был схвачен и в качестве искупления был послан за конем златогривым. А когда добывал коня, дотронулся до искусно выполненной уздечки, которая тоже была волшебной и выступила своеобразной «сигнализацией». И вновь в качестве искупления был послан Иван за красавицей Еленой Прекрасной, но ее уже увез волк, не доверив ответственное дело царевичу.

Иван должен был обменять Елену Прекрасную на коня, а коня на Жар-птицу. Волк помог Ивану оставить себе и красавицу девицу, и златогривого коня, представляясь ими, а потом сбегая к юноше. Наконец, волк помог царевичу, когда его коварные братья ночью выкрали и Жар-птицу, и коня и девушку, изрубив Ивана на куски. Волк выкрал вороненка и наказал ворону принести живой и мертвой воды, что тот и сделал. Волк сумел оживить Ивана, а тот смог наконец добиться справедливости.

А теперь посчитаем все волшебные предметы:

  • золотые яблоки, вроде волшебные;
  • золотая клетка Жар-птицы;
  • уздечка златогривого коня;
  • живая и мертвая вода.



5



0

Если вы внимательно читали эту сказку, то в ней можно заметить немало предметов обладающих волшебными, магическими свойствами. А именно, это были: золотые молодильные яблочки, клетка Жар_Птицы, также сделанная из золота, волшебная уздечка у коня. Ну и конечно же, живая и мертвая водичка, которая есть во многих русских народных сказках.



2



0

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» начинается в волшебном тридевятом царстве — тридесятом государстве.Вся сказка пронизана волшебством, начиная с царского сада, где росли золотые яблоки и куда прилетала жар-птица за этими яблочками, да к тому же и сама жила в волшебной золотой клетке.

Златогривый конь с волшебной уздечкой, вода живая и мертвая, да и серый волк был не простой. При содействии всех этих чудесных помощников главный герой Иван-царевич совершает подвиги и достигает цели.



2



0

Сказка «Иван-царевич и серый волк» начинается в волшебной сказочной стране — в тридевятом царстве государстве и все там волшебное:

золотые молодильные яблочки

необычная жар-птица, которая живет в золотой волшебной клетке

златогривый конь с волшебной уздечкой

волшебная чудодейственная живая и мертвая вода

да и волк был не простой, а волшебный.



2



0

Насколько я помню эту сказку, в ней Иван Царевич, чтобы пройти все препятствия и выполнит все задания, использовал следующие волшебные предметы:

во-первых, золотые яблоки, которые росли в саду, и которые повадилась воровать по ночам Жар-птица.

во-вторых, золотая клетка Жар-птицы;

в-третьих, уздечка златогривого коня, которого в сказке Ивану помог украсть волк, превратившись в коня;

в-четвертых, мертвая и живая вода.

Вот такие волшебные предметы были использованы в сказке.



0



0

Русскую народную сказку Иван-царевич и серый волк знают все малыши, а также взрослые, которые когда то ими были.

В поисках Жар-птицы Ивану-царевичу пришлось много поездить по белу свету и повидать разного.

Сказка нас удивит чудодейственной силой живой и мертвой воды, неземной красоты золотой клеткой жар-птицы, молодильными яблочками да волшебной уздечкой златогривого коня.



0



0

В этой сказке достаточное количество волшебных предметов, и они на виду. На первый взгляд это и клетка, яблоко, уздечка коня, ну остается также живая и мертвая вода, которая нанесла немало шума в этой сказке.



0



0

В сказке «Иван Царевич и серый волк» главный герой путешествует по миру в поисках, то и дело сталкиваясь с волшебством. Вот перечень волшебных вещей, которые удалось повстречать Ивану: живая и мертвая вода, перо жар птицы, яблоки волшебные золотые, уздечка коня, клетка Жар птицы. И волк говорящий это тоже не спроста.



0



0

Сказка «иван Царевич и серый волк» полна волшебства. Царевич на своем пути к райской птичке будет встречать такие волшебные предметы:

  • золотую клетку Жар птицы,
  • — уздечку златогривого коня,
  • молодильные яблочки,
  • вода живая и мертвая.



0



0

Во многих сказках присутствуют волшебные предметы. Сказка «Иван Царевич и серый волк» тоже не обделена волшебством. На протяжении всей сказки можно услышать (прочитать) о таких волшебных предметах как золотая уздечка, золотая клетка прекрасной Жар птицы, яблочки не простые а молодильные, а так же живая вода и мертвая вода.



0



0

В сказке «Иван царевич и серый волк» довольно много волшебных предметов. Прежде всего это золотые молодильные яблоки. Также золотая клетка Жар-птицы и уздечка златогривого коня, которые служили прототипом современной сигнализации. И наконец, мертвая и живая вода, творящие чудеса, заживляющая и воскресившая Ивана царевича.

Читайте также

Есть несколько признаков ВОЛШЕБНОЙ сказки: события сказки не могут произойти в обычной жизни, герои сказок наделены волшебными свойствами (животные разговаривают, люди летают и т.д.) либо сами являются нереальными существами (чудо-юдо, баба-яга и т.п.)

Сказка «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» — это волшебная сказка, так как в ней присутствуют:

  • нереальные существа: само чудо-юдо — в первую ночь было три головы, во вторую — уже шесть, а в третью ночь — девять,

S0B0eEZU2ha88W19D3qUuHhlk820k95.png

  • события, которые не могут произойти в реальной жизнь:

JQB9eqikfxomLVsYPWiL0glB09f93zc.png

Первая дена чудо-юда превратилась в колодец, вторая в яблоню, третья — в ковер, а мать-змеиха — в свинью.

Множество.

Это не только волшебное зеркало, полным аналогом которого теперь являются веб-камеры. Это не только ковёр-самолёт, воплощенные и в обычных самолётах, и в индивидуальных летательных аппаратах типа джет-пака или мотодельтаплана. Впрочем, джет-пак ближе к ступе…

Это ещё и скатерть-самобранка, воплощенная в концепции «интернета вещей», когда холодильник или микроволновка могут сами заказать доставку заканчивающегося хавчика.

Меч-кладенец — сходной функциональности обладает лазерное оружие.

Вот разве что с живой и мертвой водой пока не очень понятно. Ну электродефибриллятор, до некоторой степени, можно считать функциональный аналогом живой воды, а вот воплотить в чём-то концепцию воды мёртвой, способной срастить воедино куски разрубленной плоти, пока что не удалось…

Нужны и те и другие. Народные сказки, чаше всего, несут общеобразовательный смысл. Рассказывают что такое добро и зло, лень и работа, развивают смекалку. Некоторые просто переносят в сказочную страну, дарят необычные приключения. А авторские пишутся с более определенной целью, например: шалить нельзя, а то мама расстроится; нельзя раскидывать игрушки, потому-то они могут потеряться и т.д. Нужно ориентироваться по ситуации, какую сказку читать.

В связи с тем, что научно-познавательны­<wbr />й рассказ — это не просто пересказ сказки или короткое ее изложение, а уже научные факты или сведения о природе, то мой рассказ будет сконцентрирован на конкретном предмете — на горохе, который стал одним из главных персонажей этой истории.

<hr />

В сказке Андерсена про горошинку и девочку, кроме нравственных и моральных выводов, можно узнать (если внимательно читать книгу) много о том, как растет горошек.

Что нового для себя я узнал о горохе?

1-я часть сказки.

  • Плод этого растения представляет из себя стручок, внутри которого находятся горошинки, растущие рядком. Т.е. стручок продолговатой формы. Если горошинок содержится около пяти штук, то получается, что размер стручка составляет примерно 6-8 см.
  • Горошинки не высыпаются из стручка, пока он зеленый. Только созрев до желтого состояния, стручок лопается и выпускает горошины из своего хранилища.
  • Горошина — это семена для высадки и получения нового растения.

<hr />

2-я часть сказки.

  • Для прорастания гороху необходима вода и «еда». В сказке написано, что мох может заменить два эти компонента собой. Достаточно положить горошинку во влажный мох и поставить на солнце, чтобы горошинка пустила корни и дала ростки.
  • Стебелек гороха напоминает вьющуюся нитку, и чтобы растение хорошо развивалось, ему ставят подпорку к основанию, а сам стебель пускают по натянутой веревке от земли до, например, крыши.
  • Перед тем, как обзавестись стручком, горох цветет.

<hr />

Чтобы полностью осмыслить процесс роста горошка, следует начинать читать доклад/рассказ со второй его части.

<hr />

П.С. Кроме гороха в сказке есть интересный факт о другом растении — бузине. Если мальчик сделал из нее трубочку, значит, ствол бузины полый (пустой). Можно через него не только плевать горохом, но и на звезды ночные смотреть.

«Хвост Феи» — это название гильдии в которой состоят герои вокруг которых и движется сюжет. Само аниме о кампании друзей состоящих в этой гильдии и выполняющих разные задания или попадающие в разные передряги.

Литературное чтение, 3 класс

Урок 5. Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
  2. Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова к сказке.

Тезаурус

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный предмет — это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

Волшебный помощник – это сказочный персонаж, призванный помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.

Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.

Художник-иллюстратор —  это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;

Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.

Лубо́к (лубочная картинка) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества.

Ключевые слова

Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. 1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.28-38
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 22-24
  3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
  4. Музыкальная фантазия. Виктор Васнецов. Сказка о сказочнике [Электронный ресурс]. — 2018. — Режим доступа : http://music-fantasy.ru/materials/viktor-vasnecov-skazka-o-skazochnike, свободный. — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем  об особенностях волшебной сказки; о художниках-иллюстраторах русских народных сказок;

Научимся  характеризовать героев сказки; соотносить иллюстрацию и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;

Сможем  рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Основное содержание урока.

  1. Перед нами замечательная русская народная волшебная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Почему волшебная? Давайте прочитаем её и найдем признаки волшебной сказки.

Волшебная сказка   всегда начинается с зачина.  Из зачина сказки об Иване–царевиче мы узнаем, что Иван-царевич был младшим из трёх сыновей царя Берендея. И у этого царя было сокровище – яблоня с золотыми яблоками.

Действие сказки начинается с того, что кто-то похищает золотые яблоки из сада царя.

Трое братьев по очереди стерегут сад, а потом отправляются на поиски похитителя яблок – Жар-птицы. Так начинаются волшебные испытания, которые необходимо пройти главному  герою.  Это – признак волшебной сказки.

 Троекратный повтор  — важный признак волшебной сказки. В нашей сказке этот приём встречается довольно часто: три сына у царя Берендея, три ночи караулят сыновья волшебную яблоню, три испытания проходит главный герой – Иван-царевич, три награды получает он в конце пути. Серый волк трижды меняет свой облик.

В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке положительный герой, конечно, Иван-царевич, ответственный, решительный, уважающий волю отца,  готовый признавать свои ошибки. Отрицательные герои – его  старшие братья, ленивые и завистливые обманщики, убили брата ради его добычи.

В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» происходят волшебные события.

Серый волк превращается  то в коня златогривого, то в Елену Прекрасную.

Убитого братьями Ивана–царевича волк оживляет при помощи живой и мёртвой воды.

Большую роль в волшебных сказках часто играют волшебные помощники. Таким помощником для Ивана–царевича стал Серый волк, который  съел его коня. Узнав, зачем Иван-царевич отправился в путь, Серый волк пожалел его и стал помогать во всех испытаниях.

В волшебных сказках часто говорится о необыкновенных волшебных предметах. В нашей сказке это яблоня с золотыми яблоками,  Жар-птица, златогривый конь, живая и мёртвая вода.

Последовательность событий в сказке такова.

  — Жар-птица ворует яблоки из сада Берендея;

— Сыновья отправляются в путь на поиски Жар–птицы;

 — Коня Ивана съедает Волк,  который становится помощником Ивана;

 — Иван не смог украсть Жар-птицу, его послали за конём;

 — Иван не мог украсть коня, его послали за Еленой Прекрасной;

 — Волк помогает добыть Елену Прекрасную;

 — Волк помогает Ивану-царевичу оставить у себя всю добычу;

 — Братья убивают Ивана, Волк его оживляет и наказывает братьев.

 — Иван возвращается к отцу с невестой Еленой Прекрасной, златогривым конём и Жар-птицей.

В сказке  «Иван-царевич и Серый Волк» встречаются устаревшие слова и выражения, которые переносят нас в стародавние времена. Чтобы узнать их значение необходимо обратиться к словарю.

Мы видим и слова, характерные для русских народных сказок.  Например: жил–был; синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает; глаз не смыкал; пустился наутёк; долго ли коротко ли; служить верой и правдой; по белу свету  и другие. 

Концовка сказки ставит точку во всех происходящих событиях. Иван-царевич возвращается к отцу, выполнив его волю. Царь получает Жар-птицу, а Иван-царевич Елену Прекрасную в жёны: «… и стали они жить-поживать и горя не знать».

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» учит уважать волю родителей.  Учит, что добро всегда возвращается добром, а зло возвращается злом. Учит не быть жадным и слушаться мудрых советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не верить завистникам. Учит не быть ленивым. Учит, что  иногда необходимо уметь проявить хитрость, чтоб достичь цели.

Лучше понять смысл сказки помогают пословицы.  Например:

Долг платежом красен.

Без друга сирота, а с другом семьянин.

Дорога помощь вовремя.

Главная мысль сказки: благодаря мудрому другу можно добиться даже самой трудной цели.

Подведём итоги.

«Иван-царевич и Серый Волк» — волшебная сказка, поскольку  в ней с героями происходят волшебные события и испытания.

Налицо и признаки волшебной сказки:

1) зачин;

2) волшебные предметы;

3 волшебный помощник;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

  1. Волшебные сказки всегда привлекали художников–иллюстраторов своей яркостью и фантастичностью. Одним из наиболее известных иллюстраторов сказок является Иван Яковлевич Билибин. В 1899 году вышла книжка «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» с иллюстрациями И.Билибина.

Приступая к работе над иллюстрациями, художник поставил перед собой задачу, описать всё, как в сказке. Он тщательно изучал лубочное искусство, народную одежду, поэтому   рисунок  похож на лубочную картинку.

Давайте вглядимся в картину. Здесь изображён эпизод, когда главный герой садится на Волка, вернувшегося от царя Афона, где верный слуга Ивана-царевича был в образе королевны Елены Прекрасной. Мы видим, что Волк от усталости высунул язык, но готов продолжить путь для спасения своего хозяина и его возлюбленной.

Иллюстрация выполнена в пастельных тонах: бежевый, серый, коричневый, жёлтый. Яркими пятнами лишь выделяются красные сапоги царевича да колчан со стрелами. На заднем плане сквозь чащу спешит уж златогривый конь с Еленой Прекрасной.   Автор сочувствует волку, позы героев передают напряженность момента – ведь за ними возможна погоня.

Похожий фрагмент сказки изображён на картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке», написанной в 1889 году.

В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.

  По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг.        Измученная скачкой Елена Прекрасная   безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.

Серый волк быстро мчится вперёд.   Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.

Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. 

На примере иллюстраций И.Я. Билибина и В.М. Васнецова мы видим, как по-разному художники видят события и героев сказки.

 Несмотря на то что на картинах изображён сюжет из одного и того же произведения, они очень отличаются: цветами, насыщенностью, тоном, тенями, способом отражения действительности.

 Иллюстрация Ивана Билибина  более  сказочная и яркая.  Именно на этой картине можно найти отголоски народных традиций. Картина Виктора Васнецова   более реалистичная, не такая сказочная. Тона преобладают темные. Образы прорисованы тщательно и фотографически.

Разбор типового тренировочного задания

 Выбор элемента из выпадающего списка.

Вставьте пропущенные слова.

Стал кто-то золотые _______________(яблоки, груши, апельсины) воровать. Царь послал в сад_____________(караулы, наряды, армии). Никто не может уследить___________(молодца, девицу, похитника).

Ответ:

Стал кто-то золотые яблоки воровать. Царь послал в сад караулы. Никто не может уследить похитника.

Разбор типового контрольного задания

Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.

Расположите пункты плана сказки «Иван-царевич и Серый волк» в правильной последовательности.

1 вариант

Серый волк помогает Ивану-царевичу.

Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы.

Иван-царевич возвращается домой с добычей.

Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню.

Иван-царевич  встречает Серого волка.

2 вариант

Воскрешение Ивана и смерть его братьев.

Испытания Ивана–царевича.

Счастливое возвращение домой.

Похищение золотых яблок.

План волка и смерть Ивана–царевича.

Ответ

1 вариант

  1. Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню
  2. Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы
  3. Иван-царевич встречает Серого волка
  4. Серый волк помогает Ивану-царевичу
  5. Иван-царевич возвращается домой с добычей

2 вариант

  1. Похищение золотых яблок
  2. Испытания Ивана-царевича
  3. План волка и смерть Ивана-царевича
  4. Воскрешение Ивана и смерть его братьев
  5. Счастливое возвращение домой.

Урок 7. Фантастические события и волшебные предметы
в русской народной сказке «Иван-Царевич и Серый Волк»
(учебник, с. 28–32; рабочая тетрадь, с. 21)

Тип урока: решение частных задач

Педагогическая задача: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Иван-царевич и серый волк», способами нахождения нужного отрывка (эпизода) в тексте сказки для подтверждения высказываний; выявления отличительных черт волшебной сказки; обучения установлению причинно-следственных связей и определению главной мысли произведения, делению текста на части, составлению простого плана, подробному пересказыванию текста сказки, работе с репродукцией картины, выявлению основных объектов, видению содержательных линий картины, созданию своего собственного текста, работе с книгой (озаглавливать выставку книг, классифицировать книги по разным основаниям, антиципировать (предугадать) произведение по обложке книги)

Планируемые результаты

Предметные:

научатся определять и называть особенности текста волшебных сказок; характеризовать персонажей сказки; называть волшебные предметы и описывать волшебные события, основные черты характера героев; находить отрывки с описанием фантастических событий и действий с волшебными предметами в сказке, средства выразительности – эпитеты, синонимы, сравнения, метафоры, антонимы (с помощью учителя), осмысливать их значение; инсценировать сказку

Метапредметные:

познавательные: находят и осмысливают особенности (признаки) волшебной сказки; характеризуют героев волшебной сказки; выявляют причинно-следственные связи, составляют план сказки (с помощью учителя или самостоятельно); подготавливают подробный пересказ содержания сказки; находят необходимую информацию в книге, тексте, репродукции картины; представляют презентацию информации на основе рассказа, пересказа, сочинения;

регулятивные: анализируют причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы; стремятся достигать необходимый для продолжения образования уровень читательской компетентности и общего речевого развития;

коммуникативные: осмысливают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях) и следуют общепринятым нормам совместного общения в учебной деятельности

Личностные:

осознают пользу книг и значимости чтения для себя, своего личностного роста и развития, обосновывают мотивы посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу; приобретают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Образовательные ресурсы: выставка книг и детских иллюстраций к сказке, репродукция картины В. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание

деятельности учащегося
(осуществляемые

действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

– Добрый день, ребята! Проверьте готовность рабочего места. Рада видеть ваши улыбки и внимательные глаза. Желаю всем дружной и плодотворной работы. В добрый путь!

Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя

Организуют рабочее место

II. Проверка домашнего задания

Проверяет выразительное чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Читают текст сказки

Принимают учебную задачу

III. Актуализация знаний

и умений в рамках проверки домашнего задания

– Закройте глаза и послушайте стихотворение, которое поможет вам перенестись
в волшебный, сказочный мир.

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится…

– Сказки… Наверное, нет в мире человека, который бы их не любил. Их любят взрослые и дети, потому что мир сказок удивительный, волшебный и прекрасный. Многие говорят, что сказки просты и понятны всем. Суть волшебных сказок – в народных верованиях и обрядах. Сказки читать не только интересно, но и поучительно.

Прочитайте слова, написанные на доске:

Сказка ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок!

Внимательно слушают.

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы

– Как вы их понимаете?

Сказки чему-нибудь учат: добру, любви, смелости, честности

IV. Постановка цели урока

– Вспомните, какие волшебные сказки вы знаете.

– «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению».

Формулируют ответы на поставленные

– А почему они называются волшебными?

– Я предлагаю вам совершить путешествие в царство, где были Иван-царевич и серый волк. Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой.

– Откройте учебники и прочитайте название сказки

– Потому что в них происходят волшебные превра-щения, есть волшебные предметы.

Читают название сказки

учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебную

задачу

V. Изучение нового материала.

1. Первичное чтение текста сказки учащимися.

2. Беседа по содержанию прочитанного

– Понравилась вам сказка?

– Почему братья караулили сад с золотыми яблоками?

– Кто воровал яблоки?

– Как Иван повстречался с волком?

– Что предложил ему волк?

– Какой наказ дал волк Ивану? Послушался его Иван?

– Что из этого получилось?

– Куда отправились Иван с волком дальше?

– Что ждало их в царстве Кусмана?

– Удалось ли Ивану заполучить златогривого коня?

– Куда они отправились дальше?

– Почему за Еленой Прекрасной отправился сам волк?

– Украл ли волк Елену Прекрасную?

– Как волк помог Ивану сохранить Елену Прекрасную, коня златогривого, Жар-птицу?

– Что задумали братья?

– Как опять волк помог Ивану?

– Как заканчивается сказка?

Слушают хорошо чита-ющих учеников.

Отвечают на вопросы, внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

– Что вас удивило в этой сказке? Обычно в сказках мы видим какого волка?

– Почему в этой сказке волк помогает Ивану-царевичу?

– Почему вы решили, что волк добрый?

– А можете привести пример, когда вы тоже помогали тем, кто раньше вам помог?

Вывод. Волк добрый, увидел, что Иван нуждается в помощи, и решил оплатить долг.

Физкультминутка

Это – правая рука, Стало всё наоборот.

Это – левая рука. Слева – шумная дубрава,

Справа – шумная дубрава, Справа – быстрая река.

Слева – быстрая река… Неужели стала правой

Обернулись мы, и вот Моя левая рука?

– Злого.

– Иван нуждался в помощи.

– Оплачивает долг (съел лошадь). Долг платежом красен.

Выполняют движения физкультминутки согласно тексту

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

VI. Продолжение работы над темой.

1. Работа по картине В. Васнецова.

– Откройте учебник на странице 51 и рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке».

– Сюжеты русских народных сказок привлекали разных художников, но особенно много внимания уделял им в своём творчестве Виктор Михайлович Васнецов. Сегодня мы попробуем описать изображённое на картине художественным стилем речи

с использованием устаревших слов.

– Почему картина так называется? Обоснуйте свой ответ.

– Как иначе можно назвать картину В. Васнецова? Предложите свои варианты.

– Какой момент изобразил художник?

– Какое настроение передаёт эта картина?

– Подберите слова для описания картины. Какие цвета и оттенки вы видите?

– Подберите слова (глаголы), которые передают движения героев: мчатся, летят, несутся, скачет.

– Определите характер персонажей по их внешнему облику, позе, выражению лица, одежде.

– Представьте себе, что вы один из героев картины. Расскажите от его имени, что вы видите и чувствуете

Выполняют задания.

Заранее подготовленный ученик делает сообщение о художнике (см. ресурсный материал).

Отвечают на вопросы.

Вариант описательного рассказа по картине

(см. ресурсный материал).

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют высказанные мнения.

Окончание табл.

1

2

3

4

2. Работа в тетради на печатной основе

Предлагает выполнить задание в рабочей тетради на с. 21 (разделить сказку
на части).

– Ответьте на вопрос: «Почему мне нравится картина В. Васнецова «Иван-Царевич
на Сером Волке»?» Вам помогут ответить слова и выражения из «словарной коробочки»:

• волшебный мир сказки; • цветущие кусты;

• художник изобразил; • верный друг – Серый Волк;

• темный, угрюмый лес; • надежда на спасение.

– Составьте небольшой текст.

Предлагает прочитать составленный текст

Самостоятельно работают в тетрадях.

2–3 ученика читают вслух (см. ресурсный материал)

Владеют навыками самостоятельной работы, составления текста. Осуществляют логичес-кие действия

VII. Итог урока. Рефлексия

Читает стихотворение:

Нет, русские сказки не лгали

Про Кощееву смерть, про ковер-самолет.

Нет, не праздные люди те сказки слагали,

А провидцы, в чьих замыслах правда живет.

– Какую роль вам хотелось сыграть, если бы вы участвовали в школьном спектакле?

– Какой урок вы получили из этой сказки?

– А вы кому-то помогли на уроке и как?

– Ответьте. Сегодня на уроке:

• я узнал…

• я научился…

• мне понравилось…

Внимательно слушают.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Владеют навыками самоанализа

VIII. Домашнее задание

Предлагает разноуровневые задания:

1. Составить план сказки.

2. Составить викторину по сказке

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимают
и сохраняют учебную задачу

Ресурсный материал к уроку

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА О ХУДОЖНИКЕ В. ВАСНЕЦОВЕ

Виктор Михайлович Васнецов родился в семье сельского священника 15 мая 1848 года. Семья жила в вятском селе Рябово. Виктор очень любил народные песни и сказки. Зимой в их дом часто заходили странники, они рассказывали много историй и преданий. Они-то да отец зародили в мальчике любовь к русскому народному творчеству. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника, развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась страстная привязанность Васнецова к искусству, к народному эпосу. Виктор поступил учиться в Петербургскую Академию художеств. Учась в Академии, он много работал, помогал младшим братьям, так как родители умерли.

В его воображении возникали сказочные образы, и единственной мечтой стало выразить их в живописи. По мотивам русских народных сказок и былин В. М. Васнецов создал такие картины, как «Алёнушка», «Ковёр-самолёт», «Три царевны», «Витязь на распутье», «Три богатыря», «Спящая царевна», «Иван-царевич на Сером Волке» и другие.

«Я только Русью жил», – говорил художник.

ВАРИАНТ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ

Мы видим темный, страшный, густой лес. Вековые деревья. Это непроходимая чаща. Видно, как наклонилась старая ель. Деревья так высоки, что упираются в небо, даже не видно их вершин. Стволы деревьев все покрыты мхом, а ветки как руки старухи Бабы Яги… Кажется, вот сейчас дотронутся эти ветки-руки до всадника и его бедной напуганной спутницы, схватят их, не отпустят. Цвета на картине художник подобрал холодные, темные, мрачные. Только вдалеке – просвет и голубое небо. Герои мчатся на Сером Волке. Волк так стремителен, пасть у него открыта, видно, как ему тяжело. Он очень устал.

Иван-царевич крепко держит в своих объятиях Елену Прекрасную. Взгляд его глаз строгий и очень непокорный. А Елена Прекрасная сидит смирно, тихо. Она очень напугана. Пальчики ее рук сложены вместе, красавица ждет волшебства, чуда… На Елене Прекрасной – голубой кафтан. Голубые цвета на картине символизируют надежду на спасение героев.

Цветущая ветка вишни на переднем плане как будто говорит нам: жизнь продолжается, даже в этом страшном лесу. Только надо верить и надеяться.

ВАРИАНТ ТЕКСТА

Художник Виктор Васнецов изобразил волшебный мир сказки. Мы видим темный угрюмый лес.

Верный друг – Серый Волк – стремительно несется сквозь чащу леса с Иваном-царевичем и Еленой Прекрасной. Вдалеке виднеются просветы синего неба. Цветущие кусты вишни как будто бы говорят нам о том, что у героев есть надежда на спасение.

  • Волшебные предметы в сказке иван крестьянский сын и чудо юдо
  • Волшебные предметы в сказке гуси лебеди
  • Волшебные предметы в сказке госпожа метелица
  • Волшебные предметы в сказке василиса прекрасная
  • Волшебные превращения в сказке о царе салтане 3 класс