3
класс. Литературное чтение.
Уроки 9–10. Фантастические события и волшебные предметы в
русской народной сказке «Иван-Царевич и Серый Волк» (учебник,
с. 28–32)
Тип |
||
Педагогическая задача: создать условия для |
||
Планируемые |
||
Предметные: научатся определять и называть |
Метапредметные: регулятивные: анализируют причины коммуникативные: осмысливают правила |
Личностные: осознают |
Образовательные |
Ход
урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Деятельность учащегося |
I. |
– |
Показывают |
II. |
Проверяет |
Читают |
III. и |
– И – Прочитайте – |
Внимательно Сказки |
IV. |
– – – – |
– – |
V. 1. 2. |
– – – – – – – – – – – – Вывод. Физкультминутка |
Слушают Отвечают – – – |
VI. 1. |
– – Сюжеты русских народных сказок привлекали разных художников, с – – – – Читает Про Кощееву смерть, про Нет, не праздные люди те сказки А провидцы, в чьих замыслах правда – – – |
Выполняют Заранее Отвечают Вариант Внимательно Осуществляют |
VII. |
||
VIII. |
Предлагает |
Внимательно |
СООБЩЕНИЕ О ХУДОЖНИКЕ В. ВАСНЕЦОВЕ
Виктор Михайлович Васнецов родился в семье сельского священника 15
мая 1848 года. Семья жила в вятском селе Рябово. Виктор очень любил народные
песни и сказки. Зимой в их дом часто заходили странники, они рассказывали много
историй и преданий. Они-то да отец зародили в мальчике любовь к русскому
народному творчеству. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских
богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели
женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего
художника, развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась страстная
привязанность Васнецова к искусству, к народному эпосу. Виктор поступил учиться
в Петербургскую Академию художеств. Учась в Академии, он много работал, помогал
младшим братьям, так как родители умерли. В его воображении возникали сказочные
образы, и единственной мечтой стало выразить их в живописи. По мотивам русских
народных сказок и былин В. М. Васнецов создал такие картины, как «Алёнушка»,
«Ковёр-самолёт», «Три царевны», «Витязь на распутье», «Три богатыря», «Спящая
царевна», «Иван-царевич на Сером Волке» и другие. «Я только Русью жил», –
говорил художник.
ВАРИАНТ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО
КАРТИНЕ
Мы видим темный, страшный,
густой лес. Вековые деревья. Это непроходимая чаща. Видно, как наклонилась
старая ель. Деревья так высоки, что упираются в небо, даже не видно их вершин.
Стволы деревьев все покрыты мхом, а ветки как руки старухи Бабы Яги… Кажется,
вот сейчас дотронутся эти ветки-руки до всадника и его бедной напуганной
спутницы, схватят их, не отпустят. Цвета на картине художник подобрал холодные,
темные, мрачные. Только вдалеке – просвет и голубое небо. Герои мчатся на Сером
Волке. Волк так стремителен, пасть у него открыта, видно, как ему тяжело. Он
очень устал.
Иван-царевич крепко держит
в своих объятиях Елену Прекрасную. Взгляд его глаз строгий и очень непокорный.
А Елена Прекрасная сидит смирно, тихо. Она очень напугана. Пальчики ее рук
сложены вместе, красавица ждет волшебства, чуда… На Елене Прекрасной – голубой
кафтан. Голубые цвета на картине символизируют надежду на спасение героев.
Цветущая ветка вишни на
переднем плане как будто говорит нам: жизнь продолжается, даже в этом страшном
лесу. Только надо верить и надеяться.
ВАРИАНТ ТЕКСТА
Художник Виктор Васнецов
изобразил волшебный мир сказки. Мы видим темный угрюмый лес.
Верный друг – Серый Волк –
стремительно несется сквозь чащу леса с Иваном-царевичем и Еленой Прекрасной.
Вдалеке виднеются просветы синего неба. Цветущие кусты вишни как будто бы
говорят нам о том, что у героев есть надежда на спасение.
1
Какие волшебные предметы использованы в сказке «Иван Царевич и серый волк»?
11 ответов:
10
0
В этой волшебной сказке у царя Берендея (Выслава Андроновича) было три сына, и младший из которых звался Иван. Повадилась в прекраснейший царский сад летать Жар-птица и воровать золотые яблоки, разведал это Иван, принесший отцу перо волшебной птицы. Наказал царь своим сыновьям привезти к нему прекрасную птицу. Повстречался Ивану Серый волк, существо волшебное, обладающее даром перевоплощения и запутывания следов.
Дважды Иван ослушался волка — когда добывал Жар-птицу, дотронулся волшебной клетки и был схвачен и в качестве искупления был послан за конем златогривым. А когда добывал коня, дотронулся до искусно выполненной уздечки, которая тоже была волшебной и выступила своеобразной «сигнализацией». И вновь в качестве искупления был послан Иван за красавицей Еленой Прекрасной, но ее уже увез волк, не доверив ответственное дело царевичу.
Иван должен был обменять Елену Прекрасную на коня, а коня на Жар-птицу. Волк помог Ивану оставить себе и красавицу девицу, и златогривого коня, представляясь ими, а потом сбегая к юноше. Наконец, волк помог царевичу, когда его коварные братья ночью выкрали и Жар-птицу, и коня и девушку, изрубив Ивана на куски. Волк выкрал вороненка и наказал ворону принести живой и мертвой воды, что тот и сделал. Волк сумел оживить Ивана, а тот смог наконец добиться справедливости.
А теперь посчитаем все волшебные предметы:
- золотые яблоки, вроде волшебные;
- золотая клетка Жар-птицы;
- уздечка златогривого коня;
- живая и мертвая вода.
5
0
Если вы внимательно читали эту сказку, то в ней можно заметить немало предметов обладающих волшебными, магическими свойствами. А именно, это были: золотые молодильные яблочки, клетка Жар_Птицы, также сделанная из золота, волшебная уздечка у коня. Ну и конечно же, живая и мертвая водичка, которая есть во многих русских народных сказках.
2
0
Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» начинается в волшебном тридевятом царстве — тридесятом государстве.Вся сказка пронизана волшебством, начиная с царского сада, где росли золотые яблоки и куда прилетала жар-птица за этими яблочками, да к тому же и сама жила в волшебной золотой клетке.
Златогривый конь с волшебной уздечкой, вода живая и мертвая, да и серый волк был не простой. При содействии всех этих чудесных помощников главный герой Иван-царевич совершает подвиги и достигает цели.
2
0
Сказка «Иван-царевич и серый волк» начинается в волшебной сказочной стране — в тридевятом царстве государстве и все там волшебное:
золотые молодильные яблочки
необычная жар-птица, которая живет в золотой волшебной клетке
златогривый конь с волшебной уздечкой
волшебная чудодейственная живая и мертвая вода
да и волк был не простой, а волшебный.
2
0
Насколько я помню эту сказку, в ней Иван Царевич, чтобы пройти все препятствия и выполнит все задания, использовал следующие волшебные предметы:
во-первых, золотые яблоки, которые росли в саду, и которые повадилась воровать по ночам Жар-птица.
во-вторых, золотая клетка Жар-птицы;
в-третьих, уздечка златогривого коня, которого в сказке Ивану помог украсть волк, превратившись в коня;
в-четвертых, мертвая и живая вода.
Вот такие волшебные предметы были использованы в сказке.
0
0
Русскую народную сказку Иван-царевич и серый волк знают все малыши, а также взрослые, которые когда то ими были.
В поисках Жар-птицы Ивану-царевичу пришлось много поездить по белу свету и повидать разного.
Сказка нас удивит чудодейственной силой живой и мертвой воды, неземной красоты золотой клеткой жар-птицы, молодильными яблочками да волшебной уздечкой златогривого коня.
0
0
В этой сказке достаточное количество волшебных предметов, и они на виду. На первый взгляд это и клетка, яблоко, уздечка коня, ну остается также живая и мертвая вода, которая нанесла немало шума в этой сказке.
0
0
В сказке «Иван Царевич и серый волк» главный герой путешествует по миру в поисках, то и дело сталкиваясь с волшебством. Вот перечень волшебных вещей, которые удалось повстречать Ивану: живая и мертвая вода, перо жар птицы, яблоки волшебные золотые, уздечка коня, клетка Жар птицы. И волк говорящий это тоже не спроста.
0
0
Сказка «иван Царевич и серый волк» полна волшебства. Царевич на своем пути к райской птичке будет встречать такие волшебные предметы:
- золотую клетку Жар птицы,
- — уздечку златогривого коня,
- молодильные яблочки,
- вода живая и мертвая.
0
0
Во многих сказках присутствуют волшебные предметы. Сказка «Иван Царевич и серый волк» тоже не обделена волшебством. На протяжении всей сказки можно услышать (прочитать) о таких волшебных предметах как золотая уздечка, золотая клетка прекрасной Жар птицы, яблочки не простые а молодильные, а так же живая вода и мертвая вода.
0
0
В сказке «Иван царевич и серый волк» довольно много волшебных предметов. Прежде всего это золотые молодильные яблоки. Также золотая клетка Жар-птицы и уздечка златогривого коня, которые служили прототипом современной сигнализации. И наконец, мертвая и живая вода, творящие чудеса, заживляющая и воскресившая Ивана царевича.
Читайте также
Есть несколько признаков ВОЛШЕБНОЙ сказки: события сказки не могут произойти в обычной жизни, герои сказок наделены волшебными свойствами (животные разговаривают, люди летают и т.д.) либо сами являются нереальными существами (чудо-юдо, баба-яга и т.п.)
Сказка «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» — это волшебная сказка, так как в ней присутствуют:
- нереальные существа: само чудо-юдо — в первую ночь было три головы, во вторую — уже шесть, а в третью ночь — девять,
- события, которые не могут произойти в реальной жизнь:
Первая дена чудо-юда превратилась в колодец, вторая в яблоню, третья — в ковер, а мать-змеиха — в свинью.
Множество.
Это не только волшебное зеркало, полным аналогом которого теперь являются веб-камеры. Это не только ковёр-самолёт, воплощенные и в обычных самолётах, и в индивидуальных летательных аппаратах типа джет-пака или мотодельтаплана. Впрочем, джет-пак ближе к ступе…
Это ещё и скатерть-самобранка, воплощенная в концепции «интернета вещей», когда холодильник или микроволновка могут сами заказать доставку заканчивающегося хавчика.
Меч-кладенец — сходной функциональности обладает лазерное оружие.
Вот разве что с живой и мертвой водой пока не очень понятно. Ну электродефибриллятор, до некоторой степени, можно считать функциональный аналогом живой воды, а вот воплотить в чём-то концепцию воды мёртвой, способной срастить воедино куски разрубленной плоти, пока что не удалось…
Нужны и те и другие. Народные сказки, чаше всего, несут общеобразовательный смысл. Рассказывают что такое добро и зло, лень и работа, развивают смекалку. Некоторые просто переносят в сказочную страну, дарят необычные приключения. А авторские пишутся с более определенной целью, например: шалить нельзя, а то мама расстроится; нельзя раскидывать игрушки, потому-то они могут потеряться и т.д. Нужно ориентироваться по ситуации, какую сказку читать.
В связи с тем, что научно-познавательны<wbr />й рассказ — это не просто пересказ сказки или короткое ее изложение, а уже научные факты или сведения о природе, то мой рассказ будет сконцентрирован на конкретном предмете — на горохе, который стал одним из главных персонажей этой истории.
<hr />
В сказке Андерсена про горошинку и девочку, кроме нравственных и моральных выводов, можно узнать (если внимательно читать книгу) много о том, как растет горошек.
Что нового для себя я узнал о горохе?
1-я часть сказки.
- Плод этого растения представляет из себя стручок, внутри которого находятся горошинки, растущие рядком. Т.е. стручок продолговатой формы. Если горошинок содержится около пяти штук, то получается, что размер стручка составляет примерно 6-8 см.
- Горошинки не высыпаются из стручка, пока он зеленый. Только созрев до желтого состояния, стручок лопается и выпускает горошины из своего хранилища.
- Горошина — это семена для высадки и получения нового растения.
<hr />
2-я часть сказки.
- Для прорастания гороху необходима вода и «еда». В сказке написано, что мох может заменить два эти компонента собой. Достаточно положить горошинку во влажный мох и поставить на солнце, чтобы горошинка пустила корни и дала ростки.
- Стебелек гороха напоминает вьющуюся нитку, и чтобы растение хорошо развивалось, ему ставят подпорку к основанию, а сам стебель пускают по натянутой веревке от земли до, например, крыши.
- Перед тем, как обзавестись стручком, горох цветет.
<hr />
Чтобы полностью осмыслить процесс роста горошка, следует начинать читать доклад/рассказ со второй его части.
<hr />
П.С. Кроме гороха в сказке есть интересный факт о другом растении — бузине. Если мальчик сделал из нее трубочку, значит, ствол бузины полый (пустой). Можно через него не только плевать горохом, но и на звезды ночные смотреть.
«Хвост Феи» — это название гильдии в которой состоят герои вокруг которых и движется сюжет. Само аниме о кампании друзей состоящих в этой гильдии и выполняющих разные задания или попадающие в разные передряги.
Литературное чтение, 3 класс
Урок 5. Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
- Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова к сказке.
Тезаурус
Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.
Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.
Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.
Концовка – заключительная часть сказки.
Волшебный предмет — это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.
Волшебный помощник – это сказочный персонаж, призванный помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.
Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.
Художник-иллюстратор — это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;
Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.
Лубо́к (лубочная картинка) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества.
Ключевые слова
Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- 1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.28-38
- Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 22-24
- Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
- Музыкальная фантазия. Виктор Васнецов. Сказка о сказочнике [Электронный ресурс]. — 2018. — Режим доступа : http://music-fantasy.ru/materials/viktor-vasnecov-skazka-o-skazochnike, свободный. — Загл. с экрана.
На уроке мы узнаем об особенностях волшебной сказки; о художниках-иллюстраторах русских народных сказок;
Научимся характеризовать героев сказки; соотносить иллюстрацию и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;
Сможем рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.
Основное содержание урока.
- Перед нами замечательная русская народная волшебная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Почему волшебная? Давайте прочитаем её и найдем признаки волшебной сказки.
Волшебная сказка всегда начинается с зачина. Из зачина сказки об Иване–царевиче мы узнаем, что Иван-царевич был младшим из трёх сыновей царя Берендея. И у этого царя было сокровище – яблоня с золотыми яблоками.
Действие сказки начинается с того, что кто-то похищает золотые яблоки из сада царя.
Трое братьев по очереди стерегут сад, а потом отправляются на поиски похитителя яблок – Жар-птицы. Так начинаются волшебные испытания, которые необходимо пройти главному герою. Это – признак волшебной сказки.
Троекратный повтор — важный признак волшебной сказки. В нашей сказке этот приём встречается довольно часто: три сына у царя Берендея, три ночи караулят сыновья волшебную яблоню, три испытания проходит главный герой – Иван-царевич, три награды получает он в конце пути. Серый волк трижды меняет свой облик.
В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке положительный герой, конечно, Иван-царевич, ответственный, решительный, уважающий волю отца, готовый признавать свои ошибки. Отрицательные герои – его старшие братья, ленивые и завистливые обманщики, убили брата ради его добычи.
В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» происходят волшебные события.
Серый волк превращается то в коня златогривого, то в Елену Прекрасную.
Убитого братьями Ивана–царевича волк оживляет при помощи живой и мёртвой воды.
Большую роль в волшебных сказках часто играют волшебные помощники. Таким помощником для Ивана–царевича стал Серый волк, который съел его коня. Узнав, зачем Иван-царевич отправился в путь, Серый волк пожалел его и стал помогать во всех испытаниях.
В волшебных сказках часто говорится о необыкновенных волшебных предметах. В нашей сказке это яблоня с золотыми яблоками, Жар-птица, златогривый конь, живая и мёртвая вода.
Последовательность событий в сказке такова.
— Жар-птица ворует яблоки из сада Берендея;
— Сыновья отправляются в путь на поиски Жар–птицы;
— Коня Ивана съедает Волк, который становится помощником Ивана;
— Иван не смог украсть Жар-птицу, его послали за конём;
— Иван не мог украсть коня, его послали за Еленой Прекрасной;
— Волк помогает добыть Елену Прекрасную;
— Волк помогает Ивану-царевичу оставить у себя всю добычу;
— Братья убивают Ивана, Волк его оживляет и наказывает братьев.
— Иван возвращается к отцу с невестой Еленой Прекрасной, златогривым конём и Жар-птицей.
В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» встречаются устаревшие слова и выражения, которые переносят нас в стародавние времена. Чтобы узнать их значение необходимо обратиться к словарю.
Мы видим и слова, характерные для русских народных сказок. Например: жил–был; синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает; глаз не смыкал; пустился наутёк; долго ли коротко ли; служить верой и правдой; по белу свету и другие.
Концовка сказки ставит точку во всех происходящих событиях. Иван-царевич возвращается к отцу, выполнив его волю. Царь получает Жар-птицу, а Иван-царевич Елену Прекрасную в жёны: «… и стали они жить-поживать и горя не знать».
Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» учит уважать волю родителей. Учит, что добро всегда возвращается добром, а зло возвращается злом. Учит не быть жадным и слушаться мудрых советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не верить завистникам. Учит не быть ленивым. Учит, что иногда необходимо уметь проявить хитрость, чтоб достичь цели.
Лучше понять смысл сказки помогают пословицы. Например:
Долг платежом красен.
Без друга сирота, а с другом семьянин.
Дорога помощь вовремя.
Главная мысль сказки: благодаря мудрому другу можно добиться даже самой трудной цели.
Подведём итоги.
«Иван-царевич и Серый Волк» — волшебная сказка, поскольку в ней с героями происходят волшебные события и испытания.
Налицо и признаки волшебной сказки:
1) зачин;
2) волшебные предметы;
3 волшебный помощник;
3) сказочные слова и выражения;
4) троекратный повтор;
5) борьба добра и зла;
6) добро побеждает зло;
7) концовка.
- Волшебные сказки всегда привлекали художников–иллюстраторов своей яркостью и фантастичностью. Одним из наиболее известных иллюстраторов сказок является Иван Яковлевич Билибин. В 1899 году вышла книжка «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» с иллюстрациями И.Билибина.
Приступая к работе над иллюстрациями, художник поставил перед собой задачу, описать всё, как в сказке. Он тщательно изучал лубочное искусство, народную одежду, поэтому рисунок похож на лубочную картинку.
Давайте вглядимся в картину. Здесь изображён эпизод, когда главный герой садится на Волка, вернувшегося от царя Афона, где верный слуга Ивана-царевича был в образе королевны Елены Прекрасной. Мы видим, что Волк от усталости высунул язык, но готов продолжить путь для спасения своего хозяина и его возлюбленной.
Иллюстрация выполнена в пастельных тонах: бежевый, серый, коричневый, жёлтый. Яркими пятнами лишь выделяются красные сапоги царевича да колчан со стрелами. На заднем плане сквозь чащу спешит уж златогривый конь с Еленой Прекрасной. Автор сочувствует волку, позы героев передают напряженность момента – ведь за ними возможна погоня.
Похожий фрагмент сказки изображён на картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке», написанной в 1889 году.
В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.
По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Измученная скачкой Елена Прекрасная безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.
Серый волк быстро мчится вперёд. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.
Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца.
На примере иллюстраций И.Я. Билибина и В.М. Васнецова мы видим, как по-разному художники видят события и героев сказки.
Несмотря на то что на картинах изображён сюжет из одного и того же произведения, они очень отличаются: цветами, насыщенностью, тоном, тенями, способом отражения действительности.
Иллюстрация Ивана Билибина более сказочная и яркая. Именно на этой картине можно найти отголоски народных традиций. Картина Виктора Васнецова более реалистичная, не такая сказочная. Тона преобладают темные. Образы прорисованы тщательно и фотографически.
Разбор типового тренировочного задания
Выбор элемента из выпадающего списка.
Вставьте пропущенные слова.
Стал кто-то золотые _______________(яблоки, груши, апельсины) воровать. Царь послал в сад_____________(караулы, наряды, армии). Никто не может уследить___________(молодца, девицу, похитника).
Ответ:
Стал кто-то золотые яблоки воровать. Царь послал в сад караулы. Никто не может уследить похитника.
Разбор типового контрольного задания
Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.
Расположите пункты плана сказки «Иван-царевич и Серый волк» в правильной последовательности.
1 вариант
Серый волк помогает Ивану-царевичу.
Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы.
Иван-царевич возвращается домой с добычей.
Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню.
Иван-царевич встречает Серого волка.
2 вариант
Воскрешение Ивана и смерть его братьев.
Испытания Ивана–царевича.
Счастливое возвращение домой.
Похищение золотых яблок.
План волка и смерть Ивана–царевича.
Ответ
1 вариант
- Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню
- Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы
- Иван-царевич встречает Серого волка
- Серый волк помогает Ивану-царевичу
- Иван-царевич возвращается домой с добычей
2 вариант
- Похищение золотых яблок
- Испытания Ивана-царевича
- План волка и смерть Ивана-царевича
- Воскрешение Ивана и смерть его братьев
- Счастливое возвращение домой.
Урок 7. Фантастические события и волшебные предметы
в русской народной сказке «Иван-Царевич и Серый Волк»
(учебник, с. 28–32; рабочая тетрадь, с. 21)
Тип урока: решение частных задач |
||
Педагогическая задача: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Иван-царевич и серый волк», способами нахождения нужного отрывка (эпизода) в тексте сказки для подтверждения высказываний; выявления отличительных черт волшебной сказки; обучения установлению причинно-следственных связей и определению главной мысли произведения, делению текста на части, составлению простого плана, подробному пересказыванию текста сказки, работе с репродукцией картины, выявлению основных объектов, видению содержательных линий картины, созданию своего собственного текста, работе с книгой (озаглавливать выставку книг, классифицировать книги по разным основаниям, антиципировать (предугадать) произведение по обложке книги) |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: научатся определять и называть особенности текста волшебных сказок; характеризовать персонажей сказки; называть волшебные предметы и описывать волшебные события, основные черты характера героев; находить отрывки с описанием фантастических событий и действий с волшебными предметами в сказке, средства выразительности – эпитеты, синонимы, сравнения, метафоры, антонимы (с помощью учителя), осмысливать их значение; инсценировать сказку |
Метапредметные: познавательные: находят и осмысливают особенности (признаки) волшебной сказки; характеризуют героев волшебной сказки; выявляют причинно-следственные связи, составляют план сказки (с помощью учителя или самостоятельно); подготавливают подробный пересказ содержания сказки; находят необходимую информацию в книге, тексте, репродукции картины; представляют презентацию информации на основе рассказа, пересказа, сочинения; регулятивные: анализируют причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы; стремятся достигать необходимый для продолжения образования уровень читательской компетентности и общего речевого развития; коммуникативные: осмысливают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях) и следуют общепринятым нормам совместного общения в учебной деятельности |
Личностные: осознают пользу книг и значимости чтения для себя, своего личностного роста и развития, обосновывают мотивы посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу; приобретают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
Образовательные ресурсы: выставка книг и детских иллюстраций к сказке, репродукция картины В. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащегося действия) |
Формируемые способы |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
– Добрый день, ребята! Проверьте готовность рабочего места. Рада видеть ваши улыбки и внимательные глаза. Желаю всем дружной и плодотворной работы. В добрый путь! |
Показывают готовность |
Организуют рабочее место |
II. Проверка домашнего задания |
Проверяет выразительное чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
Читают текст сказки |
Принимают учебную задачу |
III. Актуализация знаний и умений в рамках проверки домашнего задания |
– Закройте глаза и послушайте стихотворение, которое поможет вам перенестись О чем-то скрипит половица, И спице опять не спится… – Сказки… Наверное, нет в мире человека, который бы их не любил. Их любят взрослые и дети, потому что мир сказок удивительный, волшебный и прекрасный. Многие говорят, что сказки просты и понятны всем. Суть волшебных сказок – в народных верованиях и обрядах. Сказки читать не только интересно, но и поучительно. Прочитайте слова, написанные на доске: Сказка ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок! |
Внимательно слушают. |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы |
– Как вы их понимаете? |
Сказки чему-нибудь учат: добру, любви, смелости, честности |
||
IV. Постановка цели урока |
– Вспомните, какие волшебные сказки вы знаете. |
– «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению». |
Формулируют ответы на поставленные |
– А почему они называются волшебными? – Я предлагаю вам совершить путешествие в царство, где были Иван-царевич и серый волк. Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой. – Откройте учебники и прочитайте название сказки |
– Потому что в них происходят волшебные превра-щения, есть волшебные предметы. Читают название сказки |
учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебную задачу |
|
V. Изучение нового материала. 1. Первичное чтение текста сказки учащимися. 2. Беседа по содержанию прочитанного |
– Понравилась вам сказка? – Почему братья караулили сад с золотыми яблоками? – Кто воровал яблоки? – Как Иван повстречался с волком? – Что предложил ему волк? – Какой наказ дал волк Ивану? Послушался его Иван? – Что из этого получилось? – Куда отправились Иван с волком дальше? – Что ждало их в царстве Кусмана? – Удалось ли Ивану заполучить златогривого коня? – Куда они отправились дальше? – Почему за Еленой Прекрасной отправился сам волк? – Украл ли волк Елену Прекрасную? – Как волк помог Ивану сохранить Елену Прекрасную, коня златогривого, Жар-птицу? – Что задумали братья? – Как опять волк помог Ивану? – Как заканчивается сказка? |
Слушают хорошо чита-ющих учеников. Отвечают на вопросы, внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. |
Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли. |
– Что вас удивило в этой сказке? Обычно в сказках мы видим какого волка? – Почему в этой сказке волк помогает Ивану-царевичу? – Почему вы решили, что волк добрый? – А можете привести пример, когда вы тоже помогали тем, кто раньше вам помог? Вывод. Волк добрый, увидел, что Иван нуждается в помощи, и решил оплатить долг. Физкультминутка Это – правая рука, Стало всё наоборот. Это – левая рука. Слева – шумная дубрава, Справа – шумная дубрава, Справа – быстрая река. Слева – быстрая река… Неужели стала правой Обернулись мы, и вот Моя левая рука? |
– Злого. – Иван нуждался в помощи. – Оплачивает долг (съел лошадь). Долг платежом красен. Выполняют движения физкультминутки согласно тексту |
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
|
VI. Продолжение работы над темой. 1. Работа по картине В. Васнецова. |
– Откройте учебник на странице 51 и рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке». – Сюжеты русских народных сказок привлекали разных художников, но особенно много внимания уделял им в своём творчестве Виктор Михайлович Васнецов. Сегодня мы попробуем описать изображённое на картине художественным стилем речи с использованием устаревших слов. – Почему картина так называется? Обоснуйте свой ответ. – Как иначе можно назвать картину В. Васнецова? Предложите свои варианты. – Какой момент изобразил художник? – Какое настроение передаёт эта картина? – Подберите слова для описания картины. Какие цвета и оттенки вы видите? – Подберите слова (глаголы), которые передают движения героев: мчатся, летят, несутся, скачет. – Определите характер персонажей по их внешнему облику, позе, выражению лица, одежде. – Представьте себе, что вы один из героев картины. Расскажите от его имени, что вы видите и чувствуете |
Выполняют задания. Заранее подготовленный ученик делает сообщение о художнике (см. ресурсный материал). Отвечают на вопросы. Вариант описательного рассказа по картине (см. ресурсный материал). |
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
2. Работа в тетради на печатной основе |
Предлагает выполнить задание в рабочей тетради на с. 21 (разделить сказку – Ответьте на вопрос: «Почему мне нравится картина В. Васнецова «Иван-Царевич • волшебный мир сказки; • цветущие кусты; • художник изобразил; • верный друг – Серый Волк; • темный, угрюмый лес; • надежда на спасение. – Составьте небольшой текст. Предлагает прочитать составленный текст |
Самостоятельно работают в тетрадях. 2–3 ученика читают вслух (см. ресурсный материал) |
Владеют навыками самостоятельной работы, составления текста. Осуществляют логичес-кие действия |
VII. Итог урока. Рефлексия |
Читает стихотворение: Нет, русские сказки не лгали Про Кощееву смерть, про ковер-самолет. Нет, не праздные люди те сказки слагали, А провидцы, в чьих замыслах правда живет. – Какую роль вам хотелось сыграть, если бы вы участвовали в школьном спектакле? – Какой урок вы получили из этой сказки? – А вы кому-то помогли на уроке и как? – Ответьте. Сегодня на уроке: • я узнал… • я научился… • мне понравилось… |
Внимательно слушают. Осуществляют самоанализ учебной деятельности |
Владеют навыками самоанализа |
VIII. Домашнее задание |
Предлагает разноуровневые задания: 1. Составить план сказки. 2. Составить викторину по сказке |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Принимают |
Ресурсный материал к уроку
СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА О ХУДОЖНИКЕ В. ВАСНЕЦОВЕ
Виктор Михайлович Васнецов родился в семье сельского священника 15 мая 1848 года. Семья жила в вятском селе Рябово. Виктор очень любил народные песни и сказки. Зимой в их дом часто заходили странники, они рассказывали много историй и преданий. Они-то да отец зародили в мальчике любовь к русскому народному творчеству. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника, развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась страстная привязанность Васнецова к искусству, к народному эпосу. Виктор поступил учиться в Петербургскую Академию художеств. Учась в Академии, он много работал, помогал младшим братьям, так как родители умерли.
В его воображении возникали сказочные образы, и единственной мечтой стало выразить их в живописи. По мотивам русских народных сказок и былин В. М. Васнецов создал такие картины, как «Алёнушка», «Ковёр-самолёт», «Три царевны», «Витязь на распутье», «Три богатыря», «Спящая царевна», «Иван-царевич на Сером Волке» и другие.
«Я только Русью жил», – говорил художник.
ВАРИАНТ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ
Мы видим темный, страшный, густой лес. Вековые деревья. Это непроходимая чаща. Видно, как наклонилась старая ель. Деревья так высоки, что упираются в небо, даже не видно их вершин. Стволы деревьев все покрыты мхом, а ветки как руки старухи Бабы Яги… Кажется, вот сейчас дотронутся эти ветки-руки до всадника и его бедной напуганной спутницы, схватят их, не отпустят. Цвета на картине художник подобрал холодные, темные, мрачные. Только вдалеке – просвет и голубое небо. Герои мчатся на Сером Волке. Волк так стремителен, пасть у него открыта, видно, как ему тяжело. Он очень устал.
Иван-царевич крепко держит в своих объятиях Елену Прекрасную. Взгляд его глаз строгий и очень непокорный. А Елена Прекрасная сидит смирно, тихо. Она очень напугана. Пальчики ее рук сложены вместе, красавица ждет волшебства, чуда… На Елене Прекрасной – голубой кафтан. Голубые цвета на картине символизируют надежду на спасение героев.
Цветущая ветка вишни на переднем плане как будто говорит нам: жизнь продолжается, даже в этом страшном лесу. Только надо верить и надеяться.
ВАРИАНТ ТЕКСТА
Художник Виктор Васнецов изобразил волшебный мир сказки. Мы видим темный угрюмый лес.
Верный друг – Серый Волк – стремительно несется сквозь чащу леса с Иваном-царевичем и Еленой Прекрасной. Вдалеке виднеются просветы синего неба. Цветущие кусты вишни как будто бы говорят нам о том, что у героев есть надежда на спасение.