4
Что есть волшебного в сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо»?
Что волшебного есть в сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо»?
Почему сказка «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» относится к волшебным?
Почему сказка «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» считается волшебной?
Какие волшебные предметы, персонажи есть в сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо»?
10 ответов:
5
0
Волшебные сказки это самые популярные сказки. Их так любят дети, потому что там всегда добро побеждает зло при помощи каких либо вымышленных вещей или действий.
Несомненно сказка «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо» относится к волшебной сказке, потому что происходит все в вымышленном мире, да и сами действия такие, которые не могут произойти в реальности.
Ну например на свете не существует животных с шестью, девятью и двенадцатью головами. И никто не может присоединить отрубленную голову обратно. Я также не могу представить как вогнать человека в землю по колено, по пояс и по плечи и тем более как он сам оттуда выбрался.
Еще одним признаком волшебной сказки является превращение жен чуда-юда в колодец, яблоню и ковер с подушками.
5
0
Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» является волшебной сказкой.
- Прежде всего о том, что это волшебная сказка говорят волшебные, сказочные персонажи. Конечно, волшебным существом является Чудо-Юдо. У Чудо-Юдо было много голов. Сначала их три, затем шесть, а потом и вовсе девять. Есть в сказке такой сказочный персонаж, как Баба-Яга.
- О том, что это волшебная сказка свидетельствуют волшебные превращения жён и матери: в колодец, в яблоню, в ковер, а так же в свинью.
- В сказке есть волшебный предмет — волшебный меч.
Всё выше перечисленное и свидетельствует о том, что сказка «Иван — крестьян сын и Чудо-Юдо» является волшебной сказкой.
3
0
В волшебной народной сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо» трое братьев отправляются бороться со змеем, который напал на жителей русских земель. Когда они доходят до речки Смородины, Иван две ночи подряд одолевает Чудо-Юдо. На третий раз ему тоже удалось победить змея. Потом Иван подслушивает разговор жен и старухи-матери Чуда-юда и узнает, что они хотят отомстить. После этого он спасает братьев по дороге домой и они возвращаются целыми и невредимыми.
Признаки волшебной сказки в сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»:
В этой сказке присутствуют волшебные (нереальные) существа, которых нет в природе:
- Чудо-юдо, его жены и мать-старуха.
Поэтому есть события, которые невозможны в реальной жизни.
В этой сказке есть превращения:
- яблоня, свинья, колодец, ковер;
Так же в сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо» описан героический подвиг и присутствует зачин и концовка.
3
0
Волшебных, или как сейчас еще называют «фантазийных» сюжетов в сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» предостаточно, для того что бы это произведение можно было называть волшебным.
Так например, в первую очередь это само Чудо-Юдо — нет в природе такого зверя.
Опять же Баба-Яга — известный персонаж многих сказок, которого до селе ни кто не встречал в реальности.
Ну и наконец, не могли в реале, жены Чудо-Юдо материализоваться в другие предметы — стать яблоней, стать колодцем и т.д.
2
0
Есть несколько признаков ВОЛШЕБНОЙ сказки: события сказки не могут произойти в обычной жизни, герои сказок наделены волшебными свойствами (животные разговаривают, люди летают и т.д.) либо сами являются нереальными существами (чудо-юдо, баба-яга и т.п.)
Сказка «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» — это волшебная сказка, так как в ней присутствуют:
- нереальные существа: само чудо-юдо — в первую ночь было три головы, во вторую — уже шесть, а в третью ночь — девять,
- события, которые не могут произойти в реальной жизнь:
Первая дена чудо-юда превратилась в колодец, вторая в яблоню, третья — в ковер, а мать-змеиха — в свинью.
2
0
Я, перечитав сказку «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» выделила следующее волшебное:
1) Сами чудо-Юдо их жены и мать.
2) Волшебный палец у 12-тиголового Чудо-Юдо.
3) Превращение первой жены, убитого Чудо-Юдо в колодец.
4) Превращение второй жены, убитого Чудо-Юдо в яблоньку.
5) Превращение третьей жены, убитого Чудо-Юдо, в ковер мягкий и подушки пуховые.
2
0
В волшебных сказках есть такие сказочные герои, которых нет в реальности. Также в волшебных сказках есть волшебные предметы, которые помогают главному герою победить своего врага.
Перечислим, что есть волшебного в сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо»:
Чудо-Юдо — такого зверя в реальности не существует.
Три жены Чудо-юдо — хотели отомстить Ивану за смерть Чудо-юдо.
Старая змеиха (мать Чудо-Юдо) — тоже хотела мстить Ивану.
Из волшебных предметов можно назвать: колодец с серебряным ковшиком, яблонька, ковер с мягкими подушками.
2
0
Это народная сказка, в которой Иван, младший из братьев побеждает зло. Причем делает это непринужденно и не хвастается своими победами. Старшие братья оказываются нерасторопными и все время спят так, что их невозможно разбудить.
Сказка волшебная. Прежде всего один из главных персонажей — Чудо-Юдо. Это существо со множеством голов. Волшебные были жены у Чуда-Юда. Они могли превращаться в колодец, яблоню и мягкий ковер. Была в сказке Змеиха, которая хотела проглотить Ивана. Все это волшебство, придуманное, чтобы было интересно читать сказку.
1
0
Волшебная народная сказка, и её волшебные признаки.
Признаки волшебной сказки: Зачин и концовка; Волшебные существа — Чудо-юдо, жены, мать; Волшебные превращения — ковер, яблоня, колодец, свинья; Героический подвиг.
Если присмотреться внимательно, или очень внимательно прочитать данную сказку, то она полностью состоит волшебства.
Героический подвиг совершил Иван, самый младший из братьев, он победил Чудо-Юдо.
В сказке как всегда присутствует вечная тема для обсуждения: это добро и зло.
1
0
Есть в этой сказке волшебные предметы и персонажи. Из предметов — меч, колодец, яблонька, ковер. Из персонажей — Чудо-Юдо само с множеством голов (сначала 3, потом 6 и т.д.), которые могли прирастать. Потом Чудо-Юдо летал на коне с медной шерстью, железной гривой. Были у Чуда-Юда и волшебные жены, которые могли превращаться одна в колодец, другая в ковёр, третья в дерево яблоню. Еще к волшебным персонажам можно отнести и Бабу-Ягу, ее не существует в реальном мире, она герой сказок. Волшебным существом можно назвать и мать злого существа по имени Чудо-Юдо. Еще в сказке было превращение в свинью. Признаками этой волшебной сказки могу назвать зачин, концовку и естественно подвиг героический.
Читайте также
Есть истории, когда злых джинов заманивали в бутылки или кувшины и, запечатав их горлышко, выбрасывали в море. Джин не мог выбраться из закрытого сосуда. Такова, видимо, была особенность джинов.
А вот лампа — другое дело. Она имела два отверстия — в длинном носике, через него проходил фитиль и отверстие сверху, закрываемое крышкой, через которое заливалось масло. Лампу, видимо, нельзя было никак наглухо запечатать, закрыв там джина. Потому лампа идеально подходила для него. Ну, и материализация джина происходила через пламя и дым, как раз специфика лампы.
Думаю, так.
Очень интересно проследить за тем как меняется отношение и сказочника и читателя к герою сказки «Иван крестьянский сын и Чудо Юдо» с самого начала сказки, до ее конца.
В первых строках сказки мы читаем ласковое «младшенький Иванушка», это описание любимого сыночка, которого пока считают слишком маленьким и слабым, чтобы идти в бой наравне со старшими братьями.
Но уже когда Иван с братьями достигает реки Смородины его зовут в сказке исключительно Иван, а Чудо Юдо, да его жены так и вовсе Иван — крестьянский сын и при этом сильно бояться.
Ласковое имя Иванушка проскальзывает в конце сказки лишь однажды, от братьев Ивана, но это имя полное братской любви.
Сказк «Дрозд Еремеевич» относится к народным сказкам, потому что сюжет фантастический, вымышленный. Главные герои сказки «Дрозд Еремеевич»
Какими чертами характера обладают герои сказки «Дрозд Еремеевич»
Дрозд Еремеевич безвольный, слабохарактерный, в сказке у Дрозда Еремеевича вообще нет характера, он без борьбы отдавал Лисе Романовне своих детей.
Лиса Романовна хитрая, глупая, торопливая, мелочная. Могла бы Сороку Филипповну не упустить, если бы не гналась за мелкой выгодой.
Сорока Филипповна умная и сообразительная, добрая Сорока Филипповна, пожалела Дрозда.
Пусть все дети имеют любящих маму и папу!
В том, что опять дурачку повезло. Появился волшебный конек, который и пира горой закатывал, и девицу красную вызволял. А в реальной жизни, увы, так не бывает. Хотя очень бы хотелось понадеяться на такого «Конька».
-
Скажите пожалуйста какие волшебные предметы есть в сказке Иван-крестьянский сын и чудо-юдо
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
rickyyoung867
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Геометрия6 секунд назад
Геометрия 7 класс. УМОЛЯЮ СПАСИТЕ!
-
Геометрия10 секунд назад
Как найти стороны треугольника зная только угол и медиану?
-
Русский язык5 минут назад
Значение слова гремят раскаты молодые
-
География10 минут назад
Какие неблагоприятные климатические условия наблюдались в Санкт Петербурге? Какие из них особенно опасны для людей?
-
Химия14 минут назад
Закончите уравнения реакций, дайте названия продуктам реакций:
1) Na2O + H2O →
2) SO2 + H2O →
3) SO3+ H2O →
4) CaO + CO2 →
5) CaO + P2O5→
6) K2O + SO3 →
7) Na2O + SO3 →
K2O + SO2→
9) CaO + SO3→
10) CuO + HCl →
11) Na2O + H3PO4 →
12) K2O + H2SO3 →
13) ZnO + HCl→
14) MgO + HCl →
15) BaO + H2SO4 →
16) Na2O + HNO3 →
17) P2O5 + KOH →
18) CO2 + KOH →
19) KOH + SO3 →
20) Ba(OH)2 + H2SO4 →
Определите тип химической реакции.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Вопросы без ответа
-
Химия14 минут назад
Закончите уравнения реакций, дайте названия продуктам реакций:
1) Na2O + H2O →
2) SO2 + H2O →
3) SO3+ H2O →
4) CaO + CO2 →
5) CaO + P2O5→
6) K2O + SO3 →
7) Na2O + SO3 →
K2O + SO2→
9) CaO + SO3→
10) CuO + HCl →
11) Na2O + H3PO4 →
12) K2O + H2SO3 →
13) ZnO + HCl→
14) MgO + HCl →
15) BaO + H2SO4 →
16) Na2O + HNO3 →
17) P2O5 + KOH →
18) CO2 + KOH →
19) KOH + SO3 →
20) Ba(OH)2 + H2SO4 →
Определите тип химической реакции.
-
Математика16 минут назад
помогите пожалуйста!
в метро 14% пассажиров читают газеты,из них 65% мужчины.сколько пассажиров метро составляют мужчины читающие газеты если всего в метро 20 000 пассажиров?
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Сегодня
на уроке мы:
·
разберём
сказку «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»;
·
рассмотрим
её особенности как волшебной сказки.
А
чтобы нам не было скучно, давайте наведаемся к нашим старым знакомым:
дедушке
и Косте!
–
Может быть, сыграем партию в шахматы? – предложил Костя дедушке.
–
Давай, – согласился тот, – вот сейчас дочитаю, и сыграем.
–
А что ты читаешь? – спросил внук. – Очередной исторический роман?
–
Почти, – ответил дед.
Витя
посмотрел на обложку книги и рассмеялся.
–
«Русские народные сказки», – прочитал Костя вслух. – С каких это пор сказки
стали историческими произведениями?
–
На самом деле, сказки – это своеобразные исторические романы, – заметил
дедушка, – Только, конечно, очень сжатые.
У
нашей страны во все времена было огромное множество врагов. И все эти змеи, и
драконы, чудища и идолища, изображённые в сказках – это опоэтизированные
народом реальные враги русской земли.
–
Неужели это всё враги? – Костя был озадачен.
–
Да, – продолжал дедушка. – Ты можешь убедиться в этом сам, если прочтёшь сказку
внимательно и вдумчиво. Вот я сейчас как раз дочитываю сказку
«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Давай порассуждаем о ней вместе.
–
Какая это сказка? – спросил Василий Петрович.
–
Волшебная, конечно, – ответил Костя.
–
Почему?
–
Так в ней сплошное волшебство: многоголовые змеи, один даже с оживляющим
огненным пальцем; кони с железными гривами и хвостами, и медной шерстью;
одежда, способная разрушить избушку; непробудный сон; волшебные ловушки…
–
Правильно, – одобрительно кивнул дедушка. – Это сказка волшебная. Но ведь и
«Царевна-лягушка» – тоже волшебная сказка. А схожи ли они?
–
Не совсем. В сказке «Царевна-лягушка» чудеса мирные, там даже сражения между
Иваном-царевичем и Кащеем Бессмертным нет. А в сказке «Иван-крестьянский сын и
чудо-юдо» − постоянные сражения, и с каждым разом всё опаснее!
Дело
в том, что сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» не просто волшебная, но волшебная
героическая. Так называют сказки, в которых герою приходится сражаться за
родную землю с теми существами, которые хотят русскую землю захватить, а
русских людей уничтожить или покорить.
Сказка
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» отвечает всем требованиям героической
волшебной сказки. В ней есть зачин, есть развитие сюжета, есть счастливая
концовка.
Есть
в ней волшебные превращения, существа, предметы… И, конечно, в героической
сказке должны быть герои.
Давайте
же посмотрим на героев этой сказки!
Главный
герой – это Иван-крестьянский сын.
Он
не только силён и отважен, но также решителен, умён, ловок. Иван умеет видеть
опасность реальную и предвидеть возможную. Побеждает он не только силой и
умением, но и хитростью
Иван
– образец русского богатыря. Он не сидит без дела в мирное время, а в час беды
все силы отдаёт на борьбу с напастью. Он суров с врагами и незлобив с обычными
людьми. Иван не осуждает братьев за их лень и беспечность, а просто всё делает
сам.
Положительными
героями сказки являются также братья Ивана.
Но
это уже люди совсем другого склада. Братья – недалёкие, ленивые, самолюбивые.
Они настолько уверены в себе, что сначала даже не хотят брать Ивана с собой.
Беспечность
братьев поразительна. Они не только проспали «своих» змеев, но из-за них едва
не погиб и сам Иван.
Братья
ругают Ивана даже после того, как он дважды уничтожил смертельные ловушки. Они
совершенно не чувствуют себя виноватыми перед младшим братом.
Но
когда они прибегают на помощь брату, то сила их оказывается в сражении
решающей: последнего змея братья одолевают втроём.
К
положительным героям относятся также родители братьев и старушка,
приютившая их на ночь в своём доме. Они являют собой именно тот народ, который
добрые молодцы и хотят защитить. А старушка ещё как свидетель злодейств чудища
поощряет братьев на бой.
Говоря
о братьях Ивана, мы отметили несхожесть их характеров с характером младшего
брата. Но при всех своих недостатках они всё же положительные герои. Они
покинули родной дом, чтобы спасти родину от опасности, они помогают Ивану в
трудную минуту.
А
недостатки их для того и описывает сказка, чтобы дать «добрым молодцам урок».
–
Вот интересно, – заметил Костя. – В сказке «Царевна-лягушка» главные герои –
люди знатные. Царевич, Василиса, Царь… но получается, что волшебная сказка
может рассказывать и о подвигах простых людей?
–
Верно, – кивнул дедушка. – В этой волшебной героической сказке действуют
обычные крестьяне. Так тоже бывает.
С
кем же сражаются наши герои?
Ивану
и его братьям противостоят чудища, их мать и их жёны.
Обратим
внимание: в сказках враг всегда назван «поганым». Этим подчёркивалось,
что захватчики были иных верований и иной культуры, не признавали никаких
правил поведения. Старики и дети становились их добычей, потому что легче было
с ними справиться. Таковы и чудища сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».
Мы
уже говорили, что каждое следующее чудище было страшнее и сильнее предыдущего.
Больше становится голов, больше ловкости в бою, меньше уязвимости: у последнего
чудовища животворящий огненный палец. С первым Иван справился сравнительно
легко. Со вторым ему уже пришлось применить хитрость. А третье чудо-юдо
погубило бы богатыря при всей его отваге и силе, если бы не братья.
Этот
общий бой и общая победа в сказке описаны не зря. Героические сказки
создавались в те времена, когда раздоры между князьями дробили силы русского
войска. Врага приходилось встречать одному или двум-трём княжествам. А враг шёл
единым огромным войском. И победить его можно было только сообща.
Казалось
бы, после победы можно отдыхать, праздновать и вообще расслабиться. Но это
далеко не так. Никогда у настоящих богатырей, искренне любящих свою родину, не
было покоя. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» показывает это в полной
мере. Побеждены змеи, но остались змеихи. И опасность
едва ли стала меньше.
Зло
открытое и зло тайное – что страшнее? Змеи-чудища шли напролом, грозной силой
оружия. Змеихи используют колдовство и готовы
погубить исподволь, соблазнив приятной приманкой. Но планы-то одинаковы:
погубить богатырей.
Сказка
учит своих читателей, что даже после боя нужно всё равно быть осторожным и не
поддаваться на вражеские хитрости. Враг хитёр и коварен. Самые заманчивые вещи
могут выглядеть вполне правдоподобно, но быть ловушками и нести гибель. Откуда
в колодце посреди степи серебряный ковшик? Почему растёт одна, без сада, яблоня
с румяными яблочками?
Тут
явно какое-то волшебство!
А
волшебства в этой сказке – действительно предостаточно. Давайте вспомним
несколько моментов…
Братья
спят во время боя Ивана с чудищами и ничего не слышат.
Рукавицы
и шапка – пусть себе даже латные – способны избу разрушить.
Огненный
палец змея приставляет на место отрубленные головы.
Змеихи
превращаются по своему желанию в любой предмет.
Змеиха
пролизывает 12 железных дверей.
Братья
свободно бросают в змеиху по пуду соли (а ведь пуд –
это около 16 килограммов). Соль братья достают из заплечных котомок.
–
Это похоже на очень фантастику или фэнтези! – с горящими глазами заметил Костя.
– Во многих современных книгах и фильмах тоже есть чудовища, герои, магия…
–
И корни всего этого уходят в волшебную сказку, – улыбнулся дедушка. – Ведь
именно на основе волшебной сказки и появились эти жанры!
–
Пожалуй, перечитаю-ка я волшебные сказки на досуге, – решил Костя.
Что
же мы должны сегодня запомнить?
Волшебные
сказки, в которых герои сражаются за родную землю с какой бы то ни было
напастью, называются волшебными героическими сказками.
Волшебные
героические сказки – опоэтизированная история нашей страны.
В
сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» есть все элементы волшебной сказки.
В
этой сказке есть волшебные предметы, превращения и чудеса, волшебные животные и
колдуны.
Главная
Скажите пожалуйста какие волшебные предметы есть в сказке Иван-крестьянский сын и чудо-юдо
-
- 0
-
?
Анатолий Суковацин
Вопрос задан 31 июля 2019 в
1 — 4 классы,
Литература.
-
Комментариев (0)
Добавить
Отмена
1 Ответ (-а, -ов)
- По голосам
- По дате
-
- 0
-
чудо юдо жены чудо юдо змея ковер колодец
Отмена
Аида Боготцова
Отвечено 31 июля 2019
-
Комментариев (0)
Добавить
Отмена
Ваш ответ
Предмет Литература Учитель:
Куртсеитова Э.С.
Дата:
08.09.2022 Класс: 5-Б
Тема:
«Иван
– крестьянский сын и Чудо-Юдо». Особенности сюжета сказки. Волшебная
богатырская сказка героического содержания
Цель
урока:
Формирование умения осознанно воспринимать и понимать фольклорный
текст; выявлять в сказке характерные художественные приемы. На этой
основе определять жанровую разновидность сказки.
Задачи:
обучающие:
v выявление
основной идеи сказки;
v
формирование
умения анализа сюжета, системы образов и построения сказки;
v
знание
теоретических понятий: зачин, завязка, кульминация, развязка, концовка;
v вырабатывать
умение перерабатывать текст с целью нахождения фрагментов, отвечающих на
конкретные вопросы, выделять важную информацию.
v применение
опорных понятий: сказка, сказочный элемент; волшебный сюжет, волшебные
герои;
v формирование
навыка работы с иллюстрациями;
v совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения по
ролям и художественного пересказа.
развивающие:
v развивать
речь учащихся; ввести термины: герой, героический, бдительный
v активизировать
познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;
v
развивать коммуникативные
и информационные компетентности;
v
раскрывать творческий потенциал
учащихся.
воспитательные:
v
создать условия для духовно – нравственного
воспитания учащихся через изучение русской народной сказки, как духовное
наследие нашей Родины;
v воспитание
интереса к произведениям устного народного творчества, формирование
представлений о подлинных ценностях;
v воспитание
чувства патриотизма, высоких нравственных устоев на примере главного героя
Ивана – крестьянского сына.
v
развивать
интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры
общения;
v воспитывать культуру связной речи: логичность, последовательность,
доказательность, эмоциональность, умение отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: компьютер с
мультимедийным устройством; учебник: Литература, 5 класс. Учебник-хрестоматия
для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е
изд. – М.:Просвещение, 2011г
ХОД
УРОКА
1.Орг.момент.
«Минута доброты».
1.Психологический
настрой.
—
Я хочу вам пожелать
Ø
Активности;
Ø
Усидчивости;
Ø
Удачи;
Ø
Самостоятельности;
Ø
Хороших
успехов.
-Здравствуйте,
ребята! Я желаю вам хорошего дня. А что значит ХОРОШЕГО дня? Это значит, я
желаю вам, хорошо себя чувствовать на уроке, хорошего настроения, хорошо
поработать на уроке и хорошо усвоить новый материал. Я желаю вам успеха, а вы
пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок.
ІІ.
Артикуляционная разминка.
Детям
на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки — с
произнесения скороговорки.
1.Четыре
черепашки учились пить из чашки
Чашку
чая заварили на четыре поделили.
2. У Ивашки –
рубашка, у рубашки – кармашки,
Кармашки – у рубашки, рубашка – у
Ивашки
IІІ.
Актуализация опорных знаний учащихся
1. E Блиц-перекличка
по результатам домашнего опроса «Найди себе пару»
1. Кто
создаёт фольклорные произведения?
2. Каким
одним словом можно назвать произведения устного народного творчества?
3.
Человек, ведущий повествование в сказке.
4. Первая
часть сказки, с которой начинается развитие действия.
5. Как
называется такой художественный приём в сказке, когда одно и то же событие
описывается несколько раз?
6. Часть
сказки, не связанная с повествованием.
7. Как
называется художественное определение, например, «добрый молодец», «красна
девица»?
8. Как
называется приём изображения неживой природы и животных как людей?
9.
Завершение сказки.
(народ,
фольклор, сказитель, зачин, повторы, присказка, постоянные эпитеты,
олицетворение, концовка)
ІV.Знакомство
с темой
На доске эпиграф «Сказка
— ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»
-Как вы думаете,
почему мы взяли в качестве эпиграфа к уроку эти слова?
(Каждая
сказка учит нас хорошему, помогает нам идти дорогой добра, потому что зло всегда
проигрывает).
— С какой сказкой
вы познакомились дома?
(Дома
читали сказку «Иван – крестьянский сын и чудо — юдо»).
— Понравилась вам
она?
— Определите, к
какому виду сказок она относится? Докажите.
-Как вы объясните название сказки?
— Почему речь идет только об одном герое и чуде-юде?
— Почему эту сказку называют богатырской и героической?
&
Работа с толковым словарём.
— Что обозначает слово герой? героический?
1. Герой – это действующее лицо, персонаж художественного
произведения.
2.
Герой – человек, совершивший героический поступок.
Героический — мужественный, отважный
— Сколько значений имеет слово герой?
-Кого в сказке мы назовем героем? Почему?
V.Формирование
новых знаний, умений и навыков
1.Анализ текста сказки
— -Что вы |
— Почему — Кто из братьев собирается на защиту — Как характеризует их принятое решение? (Они решительные, -Как (Только Терминологическая Завязка – Эпизод |
— Какая картина представилась братьям?
— Чем чудо-юдо
было опасно для земли русской?
-Что укрепляет их
решение биться?
— Как старушка отреагировала на решение
братьев сражаться со злодеем?
(За дело взялись. Значит, не напрасно
покинули они землю родную))
— Подъезжают к реке Смородине, к Калинову
мосту. Что же это за мост такой?
(Сообщение заранее подготовленного
учащегося)
Калинов мост перекинут над рекой Смородиной,
которая разделяет мир живых и мир мёртвых. Мост охраняется
Трёхглавым
Змеем. Здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы
зла (в лице различных змеев).
— Как ведут себя на чужой стороне братья?
Какое решение принимают?
— Кто оказывается самым организованным?
(Самым бдительным оказывается
Иван.“Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться
да приглядываться”)
& Бдительный
— крайне внимательный, неослабный
— Можем ли мы говорить о том,
что все братья проявили себя здесь как настоящие защитники Родины?
-Прочитайте
о первом подвиге героя. «1 бой — это начало развития сюжета».
— Как себя
ведет Иван и чудо-юдо?
-Каким
предстаёт чудо –юдо во время 1 боя? (шестиголовый, страшный, сильный,
хвастливый).
— Как ведет себя в дозоре
старший брат?
-Прочитайте
выразительно описание 2 боя. Сопоставьте поведение Ивана и чуда-юда.
-Каким
предстаёт чудо –юдо во время 2 боя? (девятиголовый, ещё сильнее, ещё страшнее,
хвастливый).
— Как ведет средний брат?
«2 бой
– завязка».
—
Прочитайте выразительно описание 3 боя. Чем он отличается от первых двух?
Сопоставьте поведение Ивана и чуда-юда.
(двенадцатиголовый, самый
сильный, самый страшный, хвастливый)
— Какой
бой оказался самым трудным? Почему?
(Самым
трудным оказался 3 бой. Чудо-юдо оказался самым сильным и страшным. Силы Ивана
истощились после двух боёв. Иван мог погибнуть. А братья так и не помогали.
Опасность нарастает, возрастает сила духа и физическая сила, находчивость,
смелость, стойкость главного героя, который побеждает).
Терминологическая
работа:
& Кульминация
– высшее
напряжение действия в художественном произведении.
«3 бой – кульминация»
— Почему же Иван берет всю
ответственность на себя?
(Иван понял бесполезность
участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом)
-В чём отличие Ивана-крестьянского
сына от его врагов? Назовите эти отличительные черты.
(В отличие от чуда-юда Иван – крестьянский сын ведёт
справедливый бой, защищая родную землю, врага упрекает за похвальбу, речь его
пестрит пословицами и поговорками, что сближает его с народом, защищая который
он пришёл биться.
Во всех боях противопоставляются скромность и
хвастливость, доброта и жестокость, честность и коварство, Главный герой не
хвастлив, не болтлив, речь спокойна, полна человеческого достоинства)
-Каким предстаёт Иван – крестьянский сын в последних
эпизодах сказки? Дополните характеристику Ивана. (Иван не только смелый и
мужественный, но и находчивый, смекалистый, он перехитрил чудо-юдовых жён).
Данный
эпизод является последним в развитии сюжета сказки, и вводит понятие
развязки.
Терминологическая
работа:
& Развязка – заключительный
момент в развитии действия художественного произведения.
«Столкновение
с чудо-юдовым племенем»- развязка.
-Чем
закончилась сказка?
(Герои
возвращаются домой к мирному сельскому труду).
-Какова
основная мысль или идея сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»? Чему учит
сказка?
(Герои
победили, но подвиг Ивана — это освобождение родной земли, всего народа. Это
добро не только для себя. Победило добро для всех).
—
Подберите пословицы, которые соответствуют основной мысли сказки, и запишите
их.
За край
родной иди бесстрашно в бой.
За Русь
иди вперёд, не трусь.
Смело иди
в бой – Родина за тобой.
Враг хотел
пировать, а пришлось горевать.
Жизни не
пощадим, а врага разгромим.
Кому
Родина дорога, тот бьёт без промаха врага.
Придёшь
незваным, уйдёшь драным.
VI.
Обобщение
Работа по группам:
— Прочитайте, как описывается появление
чуда о шести, девяти, двенадцати головах
(Каждый раз образ чуда-юда становится
страшнее. Во время его появления воды на реке заволновались, орлы раскричались,
а в третий раз – “сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны
ветры завыли”)
— Как ведет себя при каждой встрече с
чудищем?
(В первый раз не дрогнул, отвечал мудро;
Во второй – проявил находчивость, храбрость;
В третий раз Иван решителен, неудержим.)
— Какие черты Ивана – крестьянского сына
раскрываются перед боем, во время боя, после него?
(Сначала Иван –
крестьянский сын проявляет решимость не остаться дома, а идти на бой со
старшими братьями;
во время боёв он проявляет храбрость и упорство,
мужество и бесстрашие;
после
побед он не хвастается перед братьями, а просит их поддержать его
во время третьего боя. Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к
змеевым палатам, можно назвать бдительностью, осторожностью. Он узнает о
замыслах змеевых жен: “Кто предупрежден, тот вооружен”, — гласит народная
мудрость.)
— Проследите по тексту, как
называют Ивана – крестьянского сына в начале, в середине и в конце сказки?
(В начале сказки братья
называют младшего Иванушкой, старушка в деревне говорит братьям “Добры
молодцы”. Чудо-юдо и змеиха называют его Иван- крестьянский сын”
В середине сказки
сказитель называет героя Иваном, а затем тоже Иваном-крестьянским сыном.
Иванушка – это ласковое имя. Так называют обычно маленьких, младших. Обращение
“Иван” — уважительное, а Иван – крестьянский сын похоже на обращение по имени и
отчеству.
VI.
Подведение итогов урока.
— Какую сказку читали на уроке? Кто автор?
— Какой раздел учебника открывает эта сказка?
— За какое же доброе дело боролся Иван – крестьянский
сын?
VII.
Домашнее задание
Составить рассказ
об Иване – крестьянском сыне.
Можно использовать
план:
·
Место
Ивана в крестьянской семье.
·
Его
отношение с родителями и братьями.
·
Поведение
Ивана в поединках с чудо-юдом.
·
Главные
черты его характера
·
Отражение
в образе Ивана народных представлений о добре и зле.
VIII.
Рефлексия.
1.На |
активно |
Сказка
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» отвечает всем требованиям героической
волшебной сказки. В ней есть зачин, есть развитие сюжета, есть счастливая
концовка.
Есть
в ней волшебные превращения, существа, предметы… И, конечно, в героической
сказке должны быть герои.
Давайте
же посмотрим на героев этой сказки!
Главный
герой – это Иван-крестьянский сын.
Он не
только силён и отважен, но также решителен, умён, ловок. Иван умеет видеть
опасность реальную и предвидеть возможную. Побеждает он не только силой и
умением, но и хитростью
Иван
– образец русского богатыря. Он не сидит без дела в мирное время, а в час беды
все силы отдаёт на борьбу с напастью. Он суров с врагами и незлобив с обычными
людьми. Иван не осуждает братьев за их лень и беспечность, а просто всё делает
сам.
Положительными
героями сказки являются также братья Ивана.
Но
это уже люди совсем другого склада. Братья – недалёкие, ленивые, самолюбивые.
Они настолько уверены в себе, что сначала даже не хотят брать Ивана с собой.
Беспечность
братьев поразительна. Они не только проспали «своих» змеев, но из-за них едва
не погиб и сам Иван.
Братья
ругают Ивана даже после того, как он дважды уничтожил смертельные ловушки. Они
совершенно не чувствуют себя виноватыми перед младшим братом.
Но
когда они прибегают на помощь брату, то сила их оказывается в сражении решающей:
последнего змея братья одолевают втроём.
К
положительным героям относятся также родители братьев и старушка,
приютившая их на ночь в своём доме. Они являют собой именно тот народ, который
добрые молодцы и хотят защитить. А старушка ещё как свидетель злодейств чудища
поощряет братьев на бой.
Говоря
о братьях Ивана, мы отметили несхожесть их характеров с характером младшего
брата. Но при всех своих недостатках они всё же положительные герои. Они
покинули родной дом, чтобы спасти родину от опасности, они помогают Ивану в
трудную минуту.
А
недостатки их для того и описывает сказка, чтобы дать «добрым молодцам урок».
– Вот
интересно, – заметил Костя. – В сказке «Царевна-лягушка» главные герои – люди
знатные. Царевич, Василиса, Царь… но получается, что волшебная сказка может
рассказывать и о подвигах простых людей?
–
Верно, – кивнул дедушка. – В этой волшебной героической сказке действуют
обычные крестьяне. Так тоже бывает.
С кем
же сражаются наши герои?
Ивану
и его братьям противостоят чудища, их мать и их жёны.
Обратим
внимание: в сказках враг всегда назван «поганым». Этим
подчёркивалось, что захватчики были иных верований и иной культуры, не
признавали никаких правил поведения. Старики и дети становились их добычей,
потому что легче было с ними справиться. Таковы и чудища сказки «Иван –
крестьянский сын и чудо-юдо».
Мы
уже говорили, что каждое следующее чудище было страшнее и сильнее предыдущего.
Больше становится голов, больше ловкости в бою, меньше уязвимости: у последнего
чудовища животворящий огненный палец. С первым Иван справился сравнительно
легко. Со вторым ему уже пришлось применить хитрость. А третье чудо-юдо
погубило бы богатыря при всей его отваге и силе, если бы не братья.
Этот
общий бой и общая победа в сказке описаны не зря. Героические сказки
создавались в те времена, когда раздоры между князьями дробили силы русского
войска. Врага приходилось встречать одному или двум-трём княжествам. А враг
шёл
единым огромным войском. И победить его можно было только сообща.
Казалось
бы, после победы можно отдыхать, праздновать и вообще расслабиться. Но это
далеко не так. Никогда у настоящих богатырей, искренне любящих свою родину, не
было покоя. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» показывает это в полной
мере. Побеждены змеи, но остались змеихи. И опасность едва ли стала меньше.
Зло
открытое и зло тайное – что страшнее? Змеи-чудища шли напролом, грозной силой
оружия. Змеихи используют колдовство и готовы погубить исподволь, соблазнив
приятной приманкой. Но планы-то одинаковы: погубить богатырей.
Сказка
учит своих читателей, что даже после боя нужно всё равно быть осторожным и не
поддаваться на вражеские хитрости. Враг хитёр и коварен. Самые заманчивые вещи
могут выглядеть вполне правдоподобно, но быть ловушками и нести гибель. Откуда
в колодце посреди степи серебряный ковшик? Почему растёт одна, без сада, яблоня
с румяными яблочками?
Тут
явно какое-то волшебство!
А волшебства в
этой сказке – действительно предостаточно. Давайте вспомним несколько моментов…
Братья
спят во время боя Ивана с чудищами и ничего не слышат.
Рукавицы
и шапка – пусть себе даже латные – способны избу разрушить.
Огненный
палец змея приставляет на место отрубленные головы.
Змеихи
превращаются по своему желанию в любой предмет.
Змеиха
пролизывает 12 железных дверей.
Братья
свободно бросают в змеиху по пуду соли (а ведь пуд – это около 16 килограммов).
Соль братья достают из заплечных котомок.
– Это
похоже на очень фантастику или фэнтези! – с горящими глазами заметил Костя. –
Во многих современных книгах и фильмах тоже есть чудовища, герои, магия…
– И
корни всего этого уходят в волшебную сказку, – улыбнулся дедушка. – Ведь именно
на основе волшебной сказки и появились эти жанры!
–
Пожалуй, перечитаю-ка я волшебные сказки на досуге, – решил Костя.
Что
же мы должны сегодня запомнить?
Волшебные
сказки, в которых герои сражаются за родную землю с какой бы то ни было
напастью, называются волшебными героическими сказками.
Волшебные
героические сказки – опоэтизированная история нашей страны.
В
сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» есть все элементы волшебной сказки.
В
этой сказке есть волшебные предметы, превращения и чудеса, волшебные животные и
колдуны.
Тезаурус
Сказка –
устное повествовательное произведение волшебного, авантюрного или бытового
содержания с установкой на вымысел, рассказанное в развлекательных и
поучительных целях.
Присказка —
шутливое вступление или концовка народной сказки, рассказа, обычно не связанные
с их содержанием, иногда в виде прибаутки, поговорки.
Зачин –
устойчивая формула, с которой начинаются фольклорные произведения. Служит для
описания места, где будут происходить дальнейшие события, а также для того,
чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета.
Постоянные
эпитеты — красочное определение, неразрывно сочетающееся с
определяемым словом и образующее при этом устойчивое образно-поэтическое
выражение.
Сказочные
формулы — устойчивые и ритмически организованные прозаические фразы,
которые используются в фольклорных сказках.
Троичность –
художественный прием, который характерен для повествования в фольклорных
произведениях и заключающийся в трехкратном повторении действия.
Концовка –
устойчивая словесная формула, которой завершается повествование в народных
сказках и былинах.
Список
литературы
Теоретический
материал для самостоятельного изучения
Богатырские
сказки являются одной из разновидностей сказок волшебных.
В
богатырских сказках главный герой – мифологизированный персонаж, обладающий
исполинской силой, иначе говоря — Богатырь. Он всегда получает к своему имени
прозвище, согласно его происхождению или какой-то отличительной особенности –
Иван-царевич, Иван – крестьянский сын, Иван-сирота, Иван-дурак, Иван вдовий
сын, Иван медвежье ушко, и так далее.
В
отличие от былинных богатырей, герой богатырской сказки, не служит князю, не является,
как бы мы сейчас сказали, профессиональным воином, он мирный труженик.
В
богатырской сказке присутствуют все элементы волшебной сказки:
Зачин
богатырской сказки – наиболее самобытный элемент сюжета: он изобилует бытовыми
картинами и мало чем напоминает о волшебных обстоятельствах. В нем сообщаются
обычные бытовые сведения о герое: «В некотором царстве, в некотором государстве
жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка.
Жили они — не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеб засевали…»
Обращает на себя внимание то, что только младший из братьев имеет имя. Таким
образом, читатель сразу обращает внимание на героя, этот персонаж выделен среди
безымянных братьев.
Крестьянские
сыновья сами принимают решение отправиться на бой с врагом, который разоряет
русскую землю.
Вместо
традиционной, для волшебной сказки, встречи с Бабой Ягой в избушке на курьих
ножках, герои ведут беседу со старухой, которая и рассказывает им о бесчинствах
Чуда-юда.
И
вот братья у реки Смородины, у Калинова моста. Это место и в богатырских
сказках, и в русских былинах является некой границей, за которой начинается
царство темной силы. Именно из-за реки прибывает Чудо-юдо. Чёрный пёс и чёрный
ворон на плече чудища указывают на то, что перед нами герой-злодей: «Выехал он
на середину Калинова моста — конь под ним споткнулся, чёрный ворон на плече
встрепенулся, позади чёрный пёс ощетинился».
Беду,
которую он несет земле русской, подчёркивает тревожное состояние природы:
«…сыра земля закачалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на
дубах орлы закричали».
Три
ночи бьется Иван крестьянский сын у Калинова моста, и каждую ночь на три головы
больше у его врага. Таким образом, приём троичности подводит сюжет сказки к
кульминации – наивысшему напряжению действия. И кульминацией будет третий,
самый трудный бой Ивана.
У
последнего чудища появляется волшебная способность: при помощи огненного пальца
он приживляет свои отрубленные головы: «Чудо-юдо подхватил эти головы, черкнул
по ним своим огненным пальцем — и тотчас все головы приросли, будто и с плеч не
падали».
Трижды
срубает головы ему Иван крестьянский сын, трижды зовёт братьев на помощь – но,
как и подобает настоящему богатырю, сокрушает врага сам.
Особе
место в сказке играет – «помощник» — богатырский конь Ивана – он рвётся на
помощь богатырю: Иванов конь громко ржет да с цепей рвётся. Конь старается
помочь своему хозяину в бою: «Иванов конь прибежал, начал бить Чудо-юдо
копытами. Засвистел Чудо-юдо, зашипел, стал искрами коня осыпать… А Иван –
крестьянский сын тем временем вылез из земли, приловчился и отсек Чуду-юду
огненный палец».
После
гибели чудища от руки Ивана действие сказки не заканчивается, а словно начинает
новый цикл. Теперь Ивану предстоит победить жён и мать чудищ. Злодейки
оборачиваются тремя предметами: колодцем, яблоней и ковром, но все их хитрости
знает наперед Иван крестьянский сын и спасает себя и братьев.
Спасаясь
от змеихи, Иван с братьями использует не столько силу богатырскую, сколько
смекалку: «Тут молодцы, не будь дурны, вытащили из своих котомок дорожных по
пуду соли и бросили змеихе в пасть». Но окончательно побеждает врага все-таки
силой: «поднял змеиху да со всего размаху ударил её о сыру землю. Рассыпалась
она мелким прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял».
Героев
ждет возвращение домой. Свойственная волшебной сказке концовка «Стали жить да
поживать и добра наживать» трансформируется в этой сказке в формулу: «стали
они жить да поживать, поле пахать да хлеб собирать». Так богатырь Иван становится
вновь обычным крестьянином, возвращается к повседневному труду, к обычной
жизни.
В
сказке неслучайно подчеркивается крестьянской происхождение героя. В этом –
вера народа в свои силы, в героический потенциал простого человека, в его
храбрость смекалку, силу, которую дает любовь к родной земле.
Теоретический
материал для углубленного изучения
Академик
Борис Александрович Рыбаков считал, что «языческая романтика придавала особую
красочность русской народной культуре. Все богатырские волшебные сказки оказываются
фрагментами древних исторических мифов и героического эпоса». Таким образом,
можно предполагать, что, несмотря на существенные отличия сказок от былин, и в
сказках есть некая историческая основа, канва, которая помогает расшифровывать
исследователям долитературное прошлое русского народа. И хотя в отличие от
былинных богатырей – сказочные добрые молодцы не служат конкретной исторической
личности, например, князю киевскому, но посыл для подвигов у них тот же –
спасти от врага родную землю.
Примеры
заданий из Тренировочного модуля
Выбор
элемента из выпадающего списка
Из
предложенных вариантов выберите верный для подстановки на место пропуска:
«Разнеслась
вдруг в том царстве-государстве дурная весть: собирается Чудо-юдо поганое на их
землю напасть, всех людей истребить, все города-села _________».
Варианты
ответов:
Разорить
Огнем
спалить
Осадить
Задание
опирается на сюжет изученной сказки «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо».
Читаем фрагмент текста и рассматриваем предложенный список вариантов.
Вспоминаем, что одним из основных свойств чудища была его способность дышать
огнем, и выбираем вариант «Огнем спалить».
Правильный
ответ:
Огнем
спалить
Установление
соответствий между элементами двух множеств
Определите
элемент сюжета сказки
Текст:
после
того давай рубить ему головы – сшиб все до единой…
В
некотором царстве, в некотором государстве…
И
стали они жить, да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять.
Элемент
сказки:
Кульминация
Зачин
Концовка
Правильный
вариант:
после |
Кульминация |
В |
Зачин |
И |
Концовка |
Задание
опирается на изучаемый в течение нескольких уроков теоретический материал.
Предложенные в задание элементы сюжета сказки характеризовались как в ходе
урока, так и рассматривались в тезаурусе. Вспоминаем, что устойчивая формула,
открывающая многие сказочные сюжеты, звучит как «В некотором царстве, в некотором
государстве… » и является зачином. Концовка является окончанием сказочного
сюжета, и ей соответствует фрагмент «И стали они жить, да поживать, поле
пахать, рожь да пшеницу сеять». Кульминацией, как неоднократно повторялось на
уроках, является момент наивысшего напряжения противоборствующих сил. Для
кульминации выбираем фрагмент сказки: «после того давай рубить ему головы –
сшиб все до единой…» и, таким образом, устанавливаем соответствие между
элементами.