СУТЬ СКАЗКИ О КОЩЕЕ БЕССМЕРТНОМ
Известная русская народная сказка о Кощее бессмертном рассказывает нам,
1. что на краю мира, на высокой горе стоит дуб,
2. а на дубе том висит хрустальный сундук.
3. В сундуке сидит заяц,
4. в зайце – утка,
5. в утке – яйцо,
6. а в яйце – игла. Если сломать кончик иглы, то умрёт Кощей, и освободится Земля от его злой воли.
А теперь попробуем вникнуть в смысл сказки.
По утверждению многих исследователей, сказки любого народа – не что иное, как более позднее изложение древних мифов. А мифы всегда, у всех племён и народов, были самым надёжным хранителем информации. Следовательно, сказку о Кощее Бессмертном надо рассказывать не как вымысел, а как серьёзный источник знаний, который посредством мифа дошёл до нас из глубин времени.
ГОРА
Что означает высокая гора?
Прежде всего, здесь указывается на связь с небом. Возможно, это память о той высокой горе, которая когда-то находилась на мифической прародине наших предков – Арктогее или Арктиде. Об арийской Меру, на вершине которой когда-то стоял храм Индры, или Алатырь-горе, из русских мифов.
ДУБ
Важно другое: в сказке прямо указано место действия. На горе стоит дуб, устремлённый в небо.
Что это?
Из древнерусской мифологии мы знаем о древе мира.
У наших предков этим древом являлся дуб – священное дерево самого Сварога.
По сути, древо мира – это и есть символический космос, — единое целое и в то же время бесконечное многомерное пространство.
СУНДУК
Что же хотел показать наш народ в образе сундука, висящего на древе мира?
Сундук во все времена считался символом вещизма и стяжательства, символом преобладания материального над духовным. Это энергия, обращённая сама на себя. На Руси «живыми сундуками» называли людей скаредных и предельно жадных. Сундук – это символ космического зла, фактически – это опухоль, раковая опухоль самой Вселенной, ведь сундук – инородное тело.
ЗАЯЦ
Теперь рассмотрим, что наши предки хотели передать нам образом зайца. Заяц – символ приземлённости. Это маленький, хитрый, изворотливый, лживый и трусливый зверёк, который приспосабливается жить в любых условиях. Следовательно, заяц – символ земного изворотливого зла, неуловимого и многомерного. Все русские сказки говорят об этом. Заяц проводит и волка, и лисицу, и медведя, и всех зверей вместе взятых. Другими словами, — это один из самых живучих зверьков, то есть является ещё и символом живучести.
УТКА
Но заяц в сундуке не одинок, в нём скрывается утка.
Как известно, утка не только у русского народа, но и у других европейских народов, является символом неприкрытой циничной лжи. Любопытен тот факт, что – птица – властелин воздушной стихии, следовательно, ложь имеет и высокую скорость, и свою собственную среду распространения.
Складывается такое впечатление, что «раковая опухоль» Космоса – сундук – имеет конкретную привязку к земной сфере бытия. Стенки сундука можно рассматривать как границы чуждого, враждебного древу мира образования, которое имеет свой собственный путь эволюции.
Сам сундук – мёртвая материя, а живые существа в нём никакого отношения к небесному дубу не имеют.
Заяц – носитель земного порока, утка – небесного.
ЯЙЦО
Безусловно, яйцо в утке тоже содержит в себе глубокий космический смысл. Из индуистских эзотерических источников мы знаем, как Великий Брама породил из яйца наполненную животворящим светом Вселенную. О рождении Вселенной из яйца говорят и Русские Веды, и другие мифы индоевропейских народов: иранцев, балтов, германцев, говорят о том же. Напрашивается вывод: если Вселенная родилась из яйца, то и яйцо в утке является зародышем отрицательного мироздания, которое в любой момент может возникнуть как паразит на ветвях Древа Мира. Понятно, что такое образование, лишённое самостоятельной почвы и энергии, может стать серьёзным врагом проявленного Космоса и в конечном итоге высосать и поглотить его.
Последний элемент этой пирамиды – знаменитая игла, на конце которой и находится смерть Кощея. Это самый загадочный элемент головоломки.
Что это?
Неужели это память о прошлой погибшей, похожей на нашу технократическую цивилизацию, с её иглоподобными телевизионными и радиобашнями – носителями зачастую ложной информации?
Если это так, то получается, что наши предки зашифровали в миф послание о сатанинском эгрегоре, и о том, как нейтрализовать его влияние на человечество. Кроме этого, они сумели передать эти знания современникам из отдалённого прошлого, предшествовавшего исходу индоевропейцев со своей прародины.
ИГЛА
С другой стороны, игла является символом скрытого коварного зла, всепроникающего и целенаправленного. Недаром чёрные маги широко пользуются иглами для нанесения психологических ударов. Остриё – главная и основная часть иглы – её рабочий конец. Это он создаёт условия для проникновения её в окружающее. Стоит его сломать, как рушится вся конструкция: игла перестаёт двигаться. Из философии мы знаем, что любая остановка системы ведёт к её разрушению. Это справедливо и применительно к гипотезе о том, что кощеева игла, кроме всего прочего, имеет отношение и к ложной информации.
КАЩЕЙ
А теперь, о хозяине сундука, о Кощее. Из русских народных сказок нам известно, что он тёмная злая личность, агрессивная и очень скупая. Кощей как никто боится смерти, недаром он старается спрятать свою смерть таким образом, чтобы до неё никто не добрался. Его смерть покоится на кончике иглы, а игла, как мы показали выше, является символом вселенского зла. Следовательно, зло и Кощей составляют единое целое. Другими словами, Кощей – одно из проявлений Великого Чернобога, бога разрушения и хаоса, повелителя всех тёмных сил вселенной.
И всё-таки Кощей не совсем Чернобог; несмотря на свою бессмертность, он смертен, тогда как повелитель тьмы вечен. Скорее всего, Кощей – одна из проекций Чернобога в определённой точке пространства. Из множества Кощеев, очевидно, и складывается единый потенциал Хаоса, но это вовсе не значит, что Кощей слаб. Хозяин сундука очень силён и обладает реальным бессмертием. У него достаточно энергии для разрушения планеты, только контроль со стороны светлых сил не позволяет Кощею сделать это. Но зато проекция Чернобога умеет хорошо работать с людьми, которые своими руками делают то, что не под силу ему самому. В сказке Кощей крадёт Василису Премудрую. Женщина у русского народа являлась символом глубокой мудрости, сострадания и высокой небесной любви. В мифе прямо названо имя женщины: власть, наполненная Мудростью. Ведь Василиса – то же что и Базилевс-Василий. Следовательно, в незапамятные времена Тьме удалось лишить жителей Земли мудрой власти, исполненной любви к природе и человеку. Безусловно, сказка о Кощее Бессмертном имеет информацию и о закате Золотого века.
КАК ПОБЕДИТЬ КАЩЕЯ
А теперь давайте посмотрим, какой человек способен добыть смерть Кощея : найти край Земли, взойти на гору, и с помощью своих друзей из природы сбросить с дуба хрустальный сундук. Прежде всего, он представитель русского народа из сословия воинов, на что указывает его царское происхождение, и, конечно же, он не христианского воспитания. Его поведение типично ведическое: герой русской сказки свободно общается с природой, она ему не чужая, как, например, христианину или иудею; она часть его самого. Встретив на своём пути медведя, царевич не стремится непременно добыть зверя, для человека важнее общение с ним. Воин щадит и волка, спасает от хищного ворона птенцов сокола, оставляет в живых даже щуку. Как хорошо видно из сказки, царский сын часто сохраняет жизнь «братьям меньшим» в ущерб себе. Это человек высокой духовности. Он не пытается своё личное поставить выше проблем окружающих. Их проблемы человек принимает как свои, и те, кому он помог, его друзья из природы, платят ему тем же.
Фактически, в сказке о Кощее Бессмертном показан характер человека Золотого века, неравнодушного и неэгоистичного, не оторванного от природы и Космоса.
ИВАН ПОБЕДИТЕЛЬ
Требует внимания и имя героя, оно традиционное – Иван. С древнерусского «и» — это мантра власти, «ва» — тьма, а «ан» — отрицание, всё вместе — «побеждающий зло». С древнееврейского, Иоанн – «любимец Бога». Человек, которого любят Небесные силы света. Здесь опять шифр. Безусловно, имя Иван более древнее, и возникло оно в доиудейскую и дохристианскую эпоху. Ясно одно: смысл имени сохранён без изменения.
СОРАТНИКИ ИВАНА
МЕДВЕДЬ
А теперь остановимся на соратниках Ивана-царевича. В нерешительности стоит главный герой сказки перед гигантским дубом.
Слишком высоко висит сундук с Кощеевой смертью, и тут ему на помощь приходит могучий хозяин леса – медведь. Сильный и ловкий зверь взбирается на дерево и сбрасывает с его макушки заветный ящик.
Почему именно медведь?
Всё просто: медведь на Руси многие тысячи лет был зверем священным. Он считался символом самого Великого Велеса – бога знаний, мудрости, духовного и материального богатства. Но медведь олицетворял собой не только Велеса, он был, и до сих пор остаётся тотемом восточных славян. В сказке образ медведя включает в себя два символа: мудрость древнего бога и мощь всего русского народа.
ВОЛК
Второй соратник русского богатыря в борьбе с Кощеем – серый лесной волк. Это тоже символ, самого Перуна. Могучий Бог грозы, Бог справедливости, света и воинской доблести, появляясь на земле, предпочитает облик волка. Волк-Перун мудр, отважен и очень быстр, это на нём в других сказках Иван-царевич покрывает огромные расстояния. И здесь, в сказке о борьбе с Кощеем Бессмертным, требуется его волшебная скорость. Только Волк-Перун способен догнать заговорённого кощеева зайца, и с этой задачей он справляется.
СОКОЛ
Теперь обратимся к другому персонажу сказки – соколу. Тёмные силы в образе чёрного ворона пытаются заклевать соколят. Не появись вовремя русский воин, это бы им удалось. Человек спасает гнездо сокола от разорения, он не равнодушен. Не равнодушен к человеку и сокол. Из пойманного волком зайца вырывается в небо утка, и навстречу ей из облаков устремляется сокол. Он догоняет волшебную утку и сбивает её на землю.
Что же хотел донести русский народ своим правнукам в образе «ясного Сокола»?
То же, что и другими персонажами сказки. Сокол – это символ Божественного небесного огня. В сказке это сам Рарог – огонь небесной справедливости, враг Хаоса, всего тёмного, злого и низкого.
ЩУКА
И последний персонаж сказки о Кощее бессмертном – щука. Это, пожалуй, один из самых загадочных персонажей сказки, и на нём надо остановиться подробнее.
Щука – представитель водной стихии, казалось бы, какое отношение она имеет к Космосу?
Но если вспомнить наиболее древние мифы о сотворении вселенной, мы снова встретим воду, на этот раз небесную. Оказывается, небесный Океан стал первопричиной всего сущего. Он породил космический огонь, а небесный огонь, в свою очередь, — Проявленный Космос.
Что же всё-таки подразумевали древние под Вселенскими водами?
Как предполагает современная наука – информацию, или, по понятию наших предков, — Навь. Из древнерусских мифов мы узнаём о том, как Навь, взаимодействуя с Явью, породила Правь – энергию созидания проявленной Вселенной. С утверждением древних согласна и современная высшая физика. Если согласиться, конечно, с тем что Навь древних – это информационное поле, а Явь – волевая энергия Высшего Сверхсознания. Следовательно, смерти Кощея удаётся ускользнуть из мира проявленного в мир непроявленный – информационный. Но, оказывается, информационное поле тоже обладает своим сознанием, и это сознание в образе Щуки отторгает Хаос, не укрывает его, а отдаёт на уничтожение. Мудрая русская сказка говорит о том, что Хаос не вечен, это временное явление во Вселенной, и в этом ещё одна её мудрость.
Надо добавить, что победа над Кощеем русского богатыря – это не только его победа, это победа над тьмой всех сил природы. Русский воин по своей воле оказывается во главе этих сил. Он руководит ими, и они за ним следуют.
БАБА-ЯГА
Важно отметить, что Иван-царевич на своём пути к Кощеевой смерти встречает старую женщину — Бабу-Ягу, женщину-йогиню, отшельницу, собирательницу мудрости и знаний. Это она даёт ему клубок, который в сказке приводит богатыря к дубу с висящим на нём хрустальным сундуком. Как известно из современных исторических источников, русские люди, кроме алфавитного письма имели ещё и письмо узелковое. Бечёвки с узелками сворачивались обычно в клубки. В сказке прямо сказано, что клубок привёл героя к цели, следовательно, герой должен быть человеком образованным.
А теперь выводы:
смерть сатанизму на Земле принесёт русский человек из воинского сословия, образованный и высокодуховный. В начале пути ему поможет светлое жречество (Баба-Яга), а потом к нему на помощь придут светлые огненные Боги.
Понятно, что одному герою такой подвиг не по силам. Но в сказке прямо указано на то, что в трудную минуту богатыря поддержит весь русский народ. В сказке о Кощее Бессмертном мы имеем дело не со сказкой. Сказка — только форма, которая помогла посланию далёких предков своим праправнукам преодолеть толщу времени. Это программа, оставленная для нас прапрадедами. Настало время воплотить её в жизнь, для этого и написана данная книга, в которой отражены основные знания о мироздании и древнерусской философии.
СУТЬ СКАЗКИ
Космос, по данным современной науки, неоднороден. Об этом хорошо знали и древние. Взять, к примеру, русскую народную сказку о Кощее Бессмертном. В ней говорится о вековом дубе, на котором висит хрустальный сундук со смертью Кощея. Любому образованному человеку понятно, что речь идёт о Древе Мира (космосе древних), в кроне которого нашла приют чуждая небесному древу система. Налицо неоднородность Вселенной. Откуда знания такого уровня у древних — разговор особый. Возможно, они достались им по наследству от той мифической цивилизации, которая, если верить народной памяти, предшествовала нашей; возможно, древние получили их посредством прямого контакта с информационным полем. Так или иначе, они знали, что Вселенная в целом проявлена, и созидательные силы Света породили в конечном итоге то материальное, которое ощущают все живые существа своими органами. Знали они и то, что после колоссальной работы всегда остаётся большое количество разного рода мусора, и Космос не может быть исключением. Отсюда и сказка-миф о Кощее. Другими словами, высшее огненное жречество древних знало, что во Вселенной остались области неразвёрнутого пространства, знали жрецы и то, что это пространство со временем развернётся и сольётся с проявленным космическим потенциалом. Вот откуда появились легенды об отказе Чернобога творить зло и о приходе его в светлый мир Сварога.
Г.Сидоров Тайная хронология и психофизика…русского народа… Стр 11-17
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 76 человек из 28 регионов
- Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 63 компенсирующего вида
Петроградского района Санкт-Петербурга
Сказочная коллекция
волшебных предметов часть I
старшая группа -
2 слайд
Дорогие ребята !
Вы отправляетесь в «Комнату находок – коллекция сказочных волшебных предметов» .
Здесь вы увидите волшебные предметы, музыкальные инструменты сказочных героев, которые помогают героям преодолеть трудности, препятствия, превзойти необыкновенную силу, которая обычному человеку поддаться не может.
Вспомните необыкновенные возможности этих вещей.
Желаю вам встретиться ещё раз с любимыми сказками.
Удачи! -
3 слайд
В нашей коллекции есть волшебные предметы, показывающие дорогу, которые помогают героям добраться туда — не знаю куда, и по дороге ни разу не заблудиться.
Стрела
«Царевна Лягушка»
Клубочек
«Царевна Лягушка»перышко
«Пёрышко Финиста ясна сокола» -
4 слайд
Волшебные предметы: говорящие правду и показывающие, что делается на белом свете.
золотое блюдечко и
наливное яблочко
«Аленький цветочек»
волшебная книга
Зеркало
«Сказка о мертвой царевне
и семи богатырях» -
5 слайд
Волшебные предметы, способные за малое время перенести героя через большое пространство.
сапоги-скороходы
«Мальчик-с-пальчик»
Ковер-самолет
«Заколдованная королевна»
туфли-скороходы
«Маленький Мук» -
6 слайд
Волшебные предметы: возвращающие здоровье, молодость, оживляющие мертвых.
Живая и мертвая вода
«Иван- царевич и Серый волк»
Молодильные –яблочки
«Сказка о молодильных
яблоках и живой воде» -
7 слайд
Волшебные предметы: выполняющие работу за героя.
Печь
«По щучьему веленью»
Горшочек каши
«Горшочек каши»Палица
-
8 слайд
Волшебные предметы: вызывающие помощников.
Волшебная палочка
«Золушка»
Кольцо
«Волшебное кольцо», «12 месяцев»
Лампа Аладина
«Волшебна лампа Аладина» -
9 слайд
Волшебные предметы: способные сделать героя невидимым.
Шапка невидимка
«Царевна-лягушка», «Заколдованная королевна» -
10 слайд
Волшебные предметы, музыкальные: способные заставить все вокруг плясать или выполнять желаемое.
рожок
Гусли
«Гусли-самогуды»
Дудочка
«Путешествие Нильса
с дикими гусями» -
11 слайд
Волшебные предметы: хранящие тайны вредителей.
игла
сундук
утка
яйцо
«Кощей Бессмертный» -
12 слайд
Хочу я вас проверить, хорошо ли вы знаете волшебные сказки. Но прежде, чем я буду доставать из моего сундука волшебные предметы, вы должны будете отгадать загадку и рассказать, в чем их волшебная сила, а может, даже сказку назовете! Ну что начнем?
-
13 слайд
И за тридевять земель,
И за тридевять морей,
Через горы и леса
Вас домчат за полчаса.
Круглый я, пушистый, мягкий,
Хвостик есть, но я не кот.
В сказках встретите меня,
Укажу вам путь друзья. -
14 слайд
Её нигде не купишь
И даже не сошьёшь,
На голову наденешь,
Невидимым идёшь!
Ну, где же взять такую
На добрые дела,
И чтобы по размеру
И цвету подошла?!
Вкусных кушаний полна.
Стоит только расстелить —
Всех сумеет накормить. -
15 слайд
На дубу висит сундук.
Заяц в сундуке сидит,
А в зайчишке – утка.
Ну а в утке есть яйцо
Что в себе таит оно?
Коль тронуть струны инструмента,
То тотчас ноги в пляс пойдут.
Так что ж за инструмент такой,
Коль ноги пляшут сами собой? -
16 слайд
Отправляется в полет
Наш волшебный самолет.
Не простой, а расписной,
Не золотой, а льняной,
Не с крылом, а с бахромой.
Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
Какой? -
17 слайд
По тарелке катится
Чудо наливное –
Яркое, блестящее,
Вкусное такое!
Съесть нельзя, иначе
Волшебство уйдет,
И изображение
Сразу пропадёт!.
Сказать волшебные слова,
Взмахнуть предметом тем едва:
Цветочки мигом расцветут
Между сугробов там и тут.
А можно дождь наколдовать,
Пирожных сразу штучек пять.
И лимонада, и конфет…
Вы назовите тот предмет! -
18 слайд
Дорогие ребята !
Чтобы сказки не обидеть –
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее,
Пети, Саши, Тани,
Леши, Кати, Вани.
И другие ребятишки,
Кто читать умеет книжки,
Сказки чаще “проверяйте”,
Ежедневно их читайте.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 060 204 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 02.11.2021
- 591
- 5
- 02.11.2021
- 310
- 10
- 02.11.2021
- 123
- 2
- 02.11.2021
- 121
- 0
- 02.11.2021
- 253
- 2
- 02.11.2021
- 249
- 4
- 02.11.2021
- 172
- 1
- 02.11.2021
- 163
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Использование сказкотерапии с тревожными детьми в дошкольных образовательных организациях»
-
Курс повышения квалификации «Инновационные подходы к организации социально-личностного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии дошкольников и их применение в условиях ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Песочная терапия в работе с детьми»
-
Курс повышения квалификации «Индивидуализация образования. Сопровождение индивидуального развития ребенка-дошкольника в вариативной образовательной среде»
-
Курс повышения квалификации «Методическое обеспечение дошкольного образования в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «ФГОС ДОО. Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей дошкольного возраста»
-
Курс повышения квалификации «Технология проектной деятельности в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста»
-
Курс повышения квалификации «Проектирование предметно-игрового пространства дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Личностное развитие дошкольника в социальной среде в условиях реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Выстраивание системы психологических взаимодействий дошкольника с компьютером и интернетом»
Одним из древнейших жанров устного народного творчества является сказка. Это в большей части эпическое произведение волшебного, бытового или же авантюрного характера. Как и все народное творчество, сказки разных народов самобытны и имеют ярко выраженную национальную окраску, однако большинство популярных сказочных сюжетов повторяется у многих народов мира. Причем волшебные предметы из сказок также трансформируются согласно менталитету сказочника.
Две основные группы сюжетосложения
В сказочном цикле по построению сюжета выделяются две самые распространенные истории: повествование о добыче волшебного объекта («Молодильные яблоки», «Жар-птица») и сказания о получении сказочного предмета и его последующем использовании («Волшебное кольцо», «Двое из сумы»). Сказки первой категории схожи с мифами о героях: персонаж отправляется на поиски волшебной диковинки, проходит разнообразные испытания, достает (иногда похищает) желанный предмет и с победой возвращается домой. Во второй категории сюжет несколько инверсированный, то есть в самом начале истории главный герой получает сказочные волшебные предметы как награду (от спасенного животного, сказочного существа и т.д.), однако после эта добыча у него выкрадется антагонистом, и персонаж просто обязан будет всяческими способами её вернуть.
Русская четверка
XXI век подарил человечеству разнообразные хитроумные гаджеты и прочие блага цивилизации, но волшебные истории изначально были богаты не меньшим ассортиментом облегчающих жизнь и спасительных приспособлений. Особенно демонстрируют находчивость и смекалку авторов русские народные сказки. Волшебные предметы в них самобытны и весьма полезны:
1.Универсальный навигатор – клубок. В большинстве повествований этот предмет ориентируется лучше компаса в сторонах света и никогда не сбивается с заданного маршрута. Получить его можно, пройдя какие-то испытания от умудренного жизненным опытом персонажа (вроде Бабы-Яги).
2.Чудо-перышко. Сказки, где есть волшебные предметы, повествуют и о множестве диковинных мифических животных, птиц, которые завсегда готовы прийти на выручку главному герою. Традиционно они отдают центральному персонажу свое перо, которое нужно либо сжечь, и тогда птица явится, либо взмахнуть — и тогда возникнет все, что душе угодно («Финист – ясный сокол»).
3. Скатерть-самобранка – заветная мечта каждого второго сказочного персонажа, функционирует по принципу «все включено». Роскошные яства и напитки возникают перед жаждущим, стоит лишь ее расстелить. Перечисляя волшебные предметы из сказок, никак нельзя не упомянуть об этом более чем притягательном гаджете.
4. Гусли-самогуды. Данный объект работает полностью в автономном режиме – сами играют, поют и даже пляшут. Во время их звучания нереально усидеть на месте – ноги сами рвутся в пляс. В иной интерпретации герой мог дернуть за определенную струну — и сразу же разливалось бескрайнее море, за иную – выплывают по морской глади военные корабли, а за третью – суда открывают огонь по противнику.
И еще три
1. Волшебное зеркальце. Работает словно в современном режиме on-line. С его помощью можно узнать, что в данный момент творится в соседних царствах-государствах. Его вариацией, рассматривая волшебные предметы из сказок, можно назвать блюдечко с наливным яблочком. Которое начинало свою трансляцию в мгновение, когда само по себе яблочко начинало движение по каемочке.
2. Полотенце иль волшебный гребешок. Чтобы благополучно уйти от погони после выполненного квеста, главный герой имел вышеупомянутые диковины. Каждый из них бросался позади беглецов, и сразу же на пути преследователей возникала непреодолимая преграда. Добыть гребень можно было у той же Бабы-Яги или же вытащить из уха сказочного коня. Вот такими загадочными по происхождению могут быть волшебные предметы из сказок. Список продолжит диковина, позволяющая перемещаться на любые расстояния.
3. Сапоги-скороходы. В некоторых вариация – «семимильные». Обладатель этой вещи мог с легкостью и со скоростью света перемещаться на огромные расстояния. Им вполне могут позавидовать самые современные средства передвижения.
Чудесные помощники
Перечисленные выше диковинки не являются исчерпывающим ответом на вопрос о том, какие есть волшебные предметы. Сказочный мир дарует встречу с множеством удивительных вещей. Среди них:
1.Ковер-самолет. Использование данного устройства встречается не только лишь в русских сказках, он популярен среди героев сказаний всего мира. Традиционно он помогает героям перемещаться на внушительные расстояния по воздуху.
2. Шапка-невидимка. Уникальный объект, скрывающий обладателя от глаз посторонних, делая его невидимым.
3. Огниво. Этот предмет вспомнится большинству из одноименной сказки великого Андерсена, ведь с его помощью герой призывал трех громадных псов, а те выполняли его поручение. Но оно также довольно часто встречается и в славянских сказках, однако в этом случае, использовав вещь по назначению, вызывают коня или двенадцать молодцев.
Сколько сказок – столько и диковин
Вспоминая волшебные предметы из сказок, стоит не забыть также: меч-кладенец (он же меч-саморуб), ступу Бабы Яги, волшебную иглу, летучий корабль, неумолимую волшебную дубинку, сочные молодильные яблоки, суму, живую и мертвую воду, русскую печь, чудесное кольцо (или же перстень).
Заморские волшебные гаджеты
Не каждая сказка с волшебным предметом (название в большинстве случаев говорит само за себя) является исключительно народной. Многие известные всему миру сказочники с удовольствием внедряли полезные диковины в повествование. Среди самых известных:
- Ш. Перо – «Золушка» — волшебная палочка феи.
- В. Гауф – «Маленький Мук» — башмаки скороходы, посох, с помощью которого можно узнать о сокровищах под землей, табакерка с волшебным порошком.
- Г. Андерсон – «Огниво» — волшебное огниво, в других — сундук-самолёт и калоши счастья; из сказки «Оле-Лукойе» — волшебный зонтик и сказочная брызгалка, оживляющая все предметы.
- Братья Гримм – «Белоснежка и 7 гномов» — волшебное зеркальце, которое показывало правду, и удивительный горшочек каши из одноименной сказки.
- Александр Волков — «Волшебник Изумрудного города» (по мотивам книги американского детского писателя Ф. Баума «Мудрец из страны Оз») — волшебный свисток королевы Рамоны и очки из изумрудных стеклышек.
- Сельма Лагерлёф — «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» — волшебная дудочка, которую сделал Нильс.
Полезные штуковины, диковинные вещицы и хитроумные гаджеты – мода не только двадцать первого века. Волшебная сказка располагает не меньшим ассортиментом спасительных приспособлений.
Многие помнят огниво по одноименной сказке Андерсена, в которой ударом по кремню можно было вызвать трех огромных псов, готовых выполнять всяческие поручения. Огниво часто встречается и в русских сказках. Только в них оно обычно вызывает не псов, а коня: здесь, похоже, соединяются мифологические мотивы горящей искры и коня-огня. Как правило, огниво представляет собой кремень и кресало, иногда в связке волосков. Чтобы вызвать помощника-коня, эти волоски нужно зажечь. Как указывают фольклористы, огниво – самый заряженный волшебными свойствами предмет, с его помощью можно вызывать и духов. В старой сказке герой в лесной избушке находит кисет, в котором нет табаку, но есть огниво: «кремешок и мысатик». Ударил он мысатиком по кремешку – тут же выскочили двенадцать молодцев, готовых исполнить его просьбу.
Роль универсального навигатора в сказках играет клубочек ниток. Он лучше компаса ориентируется в географии волшебных царств и никогда не сбивается с пути (правда, иногда может катиться к цели много лет). Но достать его нелегко. Гаджет можно получить, например, от Бабы-Яги за хорошее поведение и уважение старших, словом, пройдя какое-то испытание. Это удается Ивану Царевичу, и вот он уже спешит за неустанным клубком к Василисе Премудрой.
В сказках мы встречаем множество диких животных, которые за небольшую любезность готовы прийти на помощь. Но как воспользоваться услугами тех бестий, которым ничего от тебя не нужно? Чтобы получить власть над ними, требуется какая-то их часть: воронья косточка, львиный коготь, рыбья чешуйка. Например, волоски их хвоста коня дают власть над конем. Этот же принцип применим и к птицам. В сказке птица дает герою перышко из головы со словами: «Этот волосок похрани, спрячь: какая бы беда ни случилась, так ты только этот волосок вынь, из руки в руку перемени, — мы тебе поможем во всем». В сказке про Финиста Ясного Сокола пернатый друг дарит девушке перо из своего крыла. Взмахни им и появится все, что душе угодно. Иногда чудо-перышко желанно само по себе – особенно, если оно из хвоста жар-птицы. Такое перо «чудно и светло». Если принести его в темную горницу, оно осветит покои не хуже сотен свечей.
В сказках поход в тридесятое царство за царевной превращается в многотрудный и утомительный квест. Чтобы не растерять сил, герою надо время от времени подкрепляться. Роскошные яства всегда готова сотворить из ничего скатерть-самобранка, работающая по принципу «все включено». После окончания трапезы объедки и грязную посуду можно аккуратно сложить в скатерть и идти дальше. Иногда волшебную скатерть называли также «хлебосолкой». Некоторые фольклористы связывали скатерть-самобранку с царством мертвых, местом, где никогда не прекращается еда, бесконечным источником съестного изобилия. Даже если принести такой источник еды из того царства, то и на земле он никогда не иссякнет. Так что скатерть-самобранка – заветная мечта всех феноменальных лентяев и обжор.
В автономном режиме работают и гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. Правда, в некоторых сказках прикасаться к струнам все же приходится. Если дернуть за одну струну – синее море станет, за другую – корабли поплывут, за третью – будут корабли из пушек палить. Особенности звучания диковинного инструмента известны плохо, некоторые сказки дают повод полагать, что оно было не очень мелодичным. Так, в одной сказке дурак заложил свои уши цветком, пришел к королю и заставил играть гусли-самогуды. Только заиграли гусли, как и сам король, и его бояре, и стража придворная — все заснули; дурак снял со стены булатный меч и убил короля.
Еще один полезный гаджет – волшебное зеркальце. Через него в режиме on-line можно наблюдать, что происходит в отдаленных и не очень царствах. Вариацией зеркальца служит тарелочка с яблочком. Как только яблочко закрутится по ободку, поверхность тарелки обращается в экран с изображением, например, суженого. Волшебным зеркальцем могут пользоваться не только женщины: в сказке «Королевич и его дядька» дочь лешего за спасение отца дарит зеркальце королевичу, напутствуя: «Что захочешь, все в нем увидишь».
Найти и вызволить царевну из лап злокозненного змея – полдела, надо еще благополучно добраться к себе домой. От погони змея, царя-медведя или Бабы-Яги может спасти волшебный гребешок или полотенце. Достаточно бросить их позади себя, как из гребешка возникнет непроходимый лес, а из полотенца – полноводная река. Достать гребешок можно у той же Бабы-Яги, а если герои располагают конем, то в ответственный момент погони гребешок можно вытащить из уха коня.
Максим Казаков
Свет мой,
зеркальце, скажи,
Да всю
правду расскажи,
Я ль на
свете всех милее,
И румяней,
и белее…
— Ребята, а почему Ариша с зеркалом
разговаривает? Она, что не знает, что для того есть скайп?
— Но ведь скайп, телефон, компьютер
были не всегда! Мне стало интересно, какие волшебные предметы были в сказках,
как они помогали людям, дошли ли они до нас и где их можно встретить. Для того
я позвала своих друзей.
Желание
больше узнать о волшебных предметах, которые упоминаются в сказках, и их
аналогах в современном мире и с какими изменениями они дошли до наших дней,
привело нас к созданию проекта «Сказочные гаджеты»
Мы хотим
опровергнуть или подтвердить гипотезу, что сказочные предметы дошли до наших
времен, возможно с некоторыми изменениями.
Цель
нашей работы: проанализировать русские народные сказки, в которых упоминаются
различные волшебные предметы, найти их аналоги в современном мире и узнать,
какие изменения они претерпели. Сделать вывод: можно ли в современном мире
найти сказочные гаджеты.
Для достижения
поставленной цели мы перед собой ставили следующие задачи:
Ø Прочитать русские народные сказки, в которых
встречаются сказочные предметы
Ø Классифицировать волшебные предметы.
Ø Найти в современном мире аналоги этих предметов,
узнать их назначение, проследить изменения, произошедшие с волшебными
предметами.
XXI век подарил человечеству разнообразные
хитроумные гаджеты и другие вещи, поающие человеку в жизни, но волшебные
истории изначально были богаты не меньшим ассортиментом облегчающих жизнь и спасительных
приспособлений. Особенно демонстрируют находчивость и смекалку русские
народные сказки. Волшебные предметы в них самобытны и очень полезны.
Сказка –
повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах
и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил и
предметов. Такое определение сказки даётся в толковом словаре С. И. Ожегова.
Для начала мы перечитали
сборник « Русских народных сказок», нашли сказки, в которых упоминаются
волшебные предметы. Затем составили таблицу, выделили в ней группы, по которым
классифицируются предметы. Это – одежды (шапка-невидимка, рубашка,
сапоги-скороходы, пояс); орудия и оружие (меч-кладенец, дубина, посох, палка,
клюка); всякого рода сумки, мешки, кошельки, сосуды; музыкальные инструменты
(свистки, рожки, гусли); бытовые предметы (огниво, полотенца, ковры-самолеты,
скатерти-самобранки, клубочки, зеркала, карты), плоды, ягоды. Главное во всех
этих предметах – волшебная сила, которой они обладают, помогая герою достичь цели.
Составили таблицу, в которой классифицировали предмет, написали название
сказки, в которой они употребляются и описали назначение предмета.
Волшебные |
Название |
Назначение |
Стрела, |
«Царевна-лягушка», «Финист-Ясный «Поди «Кощей |
Показывают |
Зеркало, |
«Королевич |
Говорят |
Палочка, |
«Притворная |
Исполняют |
Гребешок, |
«Медведко, |
Преграждают |
Ковер-самолет, |
«Вещий |
Быстро |
Кольцо, |
«Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой |
Вызывают |
Свисток, |
«Гусли-самогуды», |
Заставляют |
Яйцо, |
«Кощей – |
Хранят |
Молодильные |
«Молодильные яблоки», «Иван царевич и серый волк», «Марья |
Возвращают |
Шапка-невидимка. |
«Вещий сон», «Царевна лягушка», |
Делает |
Меч-саморуб, |
«Буря-богатырь», «Заколдованная |
Выполняют |
Рубашка. |
«Чудесная |
Защищает, |
Куколка |
«Василиса Прекрасная», «Матушкина |
Даёт |
Сначала мы провели в школе опрос, в
котором попросили ребят подобрать к сказочным предметам аналоги в современном
мире, чтобы знать, в каком направлении искать эти самые предметы. В опросе
участвовали учащиеся трех возрастов: 4 , 7 и 11 классы. И вот, что получилось.
Как водится в сказке, мы
послали гонцов во все концы, чтобы найти сказочные предметы. Для исследования
мы взяли такие предметы, как сапоги — скороходы, шапка-невидимка, волшебное
зеркальце, блюдечко с яблочком, живую и мертвую воду, волшебную палочку,
клубок. А теперь отчет наших гонцов о проделанной работе.
1. Бытовые предметы.
К
волшебным бытовым предметам относятся говорящие зеркала, скатерти-самобранки,
клубочки, огниво, полотенца, гребни и другие. Мой папа работает в компьютерном
магазине, свое исследование я начала с него. В русской народной сказке
«Волшебное зеркальце» злая мачеха смотрелась в зеркало и говорила:
— Нет меня в свете прекраснее!
— А
зеркальце в ответ:
— Ты
хороша — спору нет! А есть у тебя падчерица, живет у двух богатырей в дремучем
лесу, — та еще прекраснее!
В сказке
этот предмет разговаривает с человеком и говорит ему правду, т.е. облегчает ему
жизнь. В папином магазине очень много гаджетов. А что такое гаджеты, мне папа
объяснил так:
Га́джет — небольшое устройство,
предназначенное для облегчения и усовершенствования
жизни человека.
Значит, волшебные предметы, которые встречаются в сказках,
ничто иное как гаджеты.
Мы нашли устройство в магазине, которое работает по принципу
волебного зеркала, это скайп – бесплатные видеозвонки.
Скайп (или Skype) — это программа, позволяющая общаться через
сеть интернет со своими коллегами, друзьями, родственниками по всему миру.
Программа разработана компанией Skype Limited.
Эти два устройства похожи тем, что с
их помощью можно узнать интересующую тебя информацию, и не только о своей
красоте.
В другой русской народной сказке
«Серебряное блюдечко и наливное яблочко» говорится о другом древнем гаджете, о
блюдечке и яблочке, которые показывают то, что делается на белом свете.
Машенька
села в уголок горницы, покатила наливное яблочко по серебряному блюдечку,
поет-приговаривает:
— Катись, катись, яблочко наливное, по
серебряному блюдечку, покажи мне и города и поля, покажи мне леса, и моря,
покажи мне гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь-матушку.
Я сразу поняла, что это
древний компьютер. Папа сказал, что компьютер –это электронное
устройство, предназначенное для хранения, обработки и передачи данных. С его
помощью можно заглянуть в любой уголок земного шара, увидеть города и реки,
побывать в глубинах космоса, увидеть любой предмет, познакомиться с любым
человеком. Но ведь и у блюдечка с яблочком такое же предназначение, значит, я
нашла второй волшебный предмет в нашем мире.
Остался
клубочек. Для чего он? Читаем сказку «Царевна лягушка» :
Вот тебе клубочек: куда
он покатится, туда и ты иди.
Иван-царевич поблагодарил старика и пошел за клубочком.
Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым
лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все
идет да идет за ним — не остановится на отдых ни на часок.
Что это как ни
современный новигатор?
Навигатор
– это специальное устройство, которое предназначено для определения своего местоположения.
На сегодняшний день основными такими системами являются GPS и ГЛОНАСС. С его
помощью можно доехать в любую точку земного шара, как и с помощью волшебного
клубочка. В большинстве повествований этот предмет ориентируется лучше
компаса в сторонах света и никогда не сбивается с заданного маршрута.
Разница в том, что за клубочком нужно идти пешком, а новигатор располагается в
устройстве, которое можно установить в автомобиль, самолет, корабль.
Итак,
я нашла все волшебные предметы, правда они претерпели некоторые изменения, но
назначение их осталось прежним.
2. Одежда.
Мне досталось найти волшебную одежду,
к которой относятся сапоги-скороходы и шапка-невидимка
.
Сапоги-скороходы — сказочный волшебный предмет для очень быстрого передвижения.
Благодаря сапогам — скороходам, можно иметь небольшой рост и недлинные ноги,
все равно быстро окажешься в желаемом месте.
Сапоги-скороходы встречаются в разных сказках народов мира, в том
числе и в русских сказках.
Так, например, в русской народной сказке под названием «Вещий
сон», где сапоги-скороходы были у главного героя сказки Ивана-купеческого
сына.
Упоминание об этой сказочной обуви можно
встретить в сказке «Ночные пляски», в которой находчивый солдат так
поделил между мужиками волшебные предметы, что сапоги достались ему.
В сказке «заколдованная королевна» так же есть
сапоги-скороходы, которыми воспользовался герой сказки — отставной солдат.
Я посетила обувной магазин и
поинтересовалась у продавца, есть ли в их магазине сапоги-скороходы.
Оказалось, что таких сапог у них не нашлось. Я очень расстроилась, но на
площади встретила ребят, которые катались на роликах! Вот они сапоги-скороходы!
Тогда я пошла к нашему учителю
физкультуры и расспросила все об том удивительном средстве передвижения. Она
рассказала, что на роликах передвигаются по твердой ровной поверхности, реже по
бездорожью. Предназначены они для занятий фитнесом и активного отдыха. На
роликах можно разогнаться до скорости 32-35 км/ч. Значит то и есть
сапоги-скороходы. Только на колесиках.
Осталось найти шапку –невидимку
Такой
магический предмет, как шапка-невидимка часто встречается в народных и
авторских сказках. Наверное, люди всегда хотели оказаться совершенно
невидимыми и делать все, что душе угодно. Так, в Русских народных сказках
«Заколдованная королевна», «Безногий и слепой богатыри», «Вещий
сон», «Ночные пляски» упоминается этот волшебный предмет.
С ее
помощью персонажи прятались, проникали в темницы, кладовые, убегали из замков и
прочее. Сейчас нам это не нужно, у нас нет замков, темниц, кладовых. Потому
надобность в этой вещи отпала. Но в соцсетях есть такая услуга, как Невидимка.
Она нужна для того, чтобы
спокойно просматривать любые странички друзей и знакомых, при этом, в разделе
«гости» у личности, страницу которой вы открыли, вместо вашей фотографии будет
серый квадрат. Это и есть невидимка.
Итак, я нашла нужные предметы, но они выглядят
совсем по-другому. Немного изменились и назначения этих предметов.
3. Еда.
С
детства из народных сказок все помнят о живой воде, обладающей необычными,
целебными свойствами. Как оказалось, сказочные предания совсем недалеки от
реальности. Герой убит коварными злодеями, разрублен на части, миссия его
не выполнена. И тут его окропляют мертвой водой, и разрубленное тело начинает
срастаться, сам герой становится краше прежнего, но по-прежнему бездыханен.
Наступает черед живой воды: ею брызгают на погибшего, и тот сбрасывает оковы
вечного сна.
Вспомним
русские сказки: «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Марья
Моревна»: «Ворон брызнул мертвой водой — тело срослось,
соединилося ; сокол брызнулживой водой — Иван-царевич
вздрогнул, встал и заговорил. Жаль что в сказках не был описан процесс
получения живой воды, способной заживлять и оживлять.
Я думаю, мертвая вода – морская, т.к.
одно из морей называется Мертвое . За подтверждением моей догадки я отправилась
к учителю биологии. Вот что она рассказала. «Вода заживляет раны, потому что в
ней много йода; но все же не дает жизнь земным растениям из-за большого
содержания в ней соли; живая вода — родниковая, (выпьешь ее – и сразу лучше
себя почувствуешь, так сила воды – в тебе самом: ты на 75% cостоишь из воды) До сих пор бытует
старинное поверье, что напившись родниковой воды, получаешь живительную силу
самой матушки земли..
.
Но морская вода только заживляет раны,
ни одного факта сращения частей тела науке неизвестно. Значит, свойства мертвой
воды из сказки и воды Мертвого моря различны.
Но и родниковая вода не сможет оживить
мертвого человека, как живая вода, тоже доказанный факт.
Значит, живой и мертвой воды в прямом
смысле этого слова не сузествует.
4.
Волшебная
палочка.
Мне досталась самая трудная работа.
Где искать волшебную палочку? Сначала я решила прочитать сказки, в которых
встречается волшебная палочка и выяснила, что волшебная палочка встречается в
основном в авторских или зарубежных сказках: «Золушка» и «Спящая
красавица»Шарля Перро, «Снежная королева»Ганса Христиана Андерсена . Но нет ни
одного упоминания волшебной палочки в русских народных сказках. Волшебством
обладает прутик, срезанный с дерева. Сказка
не сохранила только одного обстоятельства: прутик срезается с живого дерева, и
тогда он может оказаться волшебным, перенося чудесное свойство плодородия,
обилия и жизни на того, с кем он соприкасается. Таких случаев приводится очень
много, и они ясно показывают, что здесь на ударяемого переносится жизненная
сила растения. То же самое приписывается корням и травам. В сказке
«Притворная болезнь» убитый царевич оживляется корешком, подарком
старика. «Они взяли корешок, нашли могилу Ивана-царевича, разрыли, вынули его,
тем корешком вытерли и три раза перевернулись через него – Иван-царевич встал».
Сила корешка переходит на человека.
А я, изучив различную
литературу, делаю вывод , что волшебной палочки нет. Хотя каждый человек
хотел бы иметь этот сказочный предмет, чтобы делать дела, не вставая с дивана
или чтобы помочь бедным, чтобы сделать мир чище или исполнять желания.
. Заключение
Волшебные предметы в сказках являются либо неким
порталом, проводником в другой мир, либо выполняют роль помощников, талисманов,
оберегов и защиты. Причем ни в одной сказке нет описания этих предметов. Просто
упоминаются их волшебные свойства и функции, любой предмет в волшебных сказках
может служить помощником. Главное – магическая сила, заключенная в нем. Мы поняли, что
волшебными свойствами наделяются чаще всего самые обычные предметы быта,
которыми герои пользуются каждый день: вёдра, печь, зеркало, клубок ниток. Проводя аналогию с современными предметами
делаю вывод, что в современном мире тоже есть свои волшебные предметы, только
наделены они не волшебными свойствами, а нужны для того, чтобы сделать нашу
жизнь удобной и комфортной. Сейчас эти предметы называют необычным словом
гаджеты.
Итак, чудо в сказках делают волшебные предметы, они наделены
хорошими или плохими чертами, имеют собственный характер, помогают добрым или
злым героям. Иногда так хочется иметь волшебную палочку или доброго джина,
которые могли бы выполнить все твои желания. Я знаю, что в реальной жизни их
нет, но как приятно об этом мечтать.
Практическая значимость моего исследования состоит в том, что
результаты могут использовать на уроках литературного чтения при изучении
устного народного творчества, при проведении литературных конкурсов, викторин,
а также в собственном литературном опыте, например, при написании сказки.
Словарь сказочных предметов: волшебное оружие, волшебные вспомогательные вещи, сказочное жилье и прочие предметы, которые встречаются в сказках.
В словаре 280 материалов.
Все материалы
Дом бабы-яги |
за тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекою «стоит дом бабы-яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый» в сказке «Марья Моревна» |
Дуб. |
|
Дубас. |
мать Ванюхи дает ему вместо полога старый дубас в сказке «Иван-дурак» |
Дубина |
куцаба — Иван Попялов просит отца сделать ему многопудовую дубину, чтобы победить змея; подкинутые первые две (в пять пудов и десять) разбились на несколько кусков, ударившись о лоб и колено Ивана, а последняя пятнадцатипудовая дубина остается целой в белорусской сказке «Иван Попялов». |
Дубинка |
|
Дудка |
|
Дудочка |
|
Духи |
барин предлагает надушиться немытой девице в сказке «Дуроцька вымазалась в чернилах (быличка)» |
Ефимьянское царство |
царство царя Ефимьяна в «Сказке о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде». |
Железная палка |
в сказке «Иван Быкович» братья соревнуются в силе с помощью специально выкованной для них железной палки в пятьдесять пудов: «Никто палки за один край приподнять не может, а Иван-царевич, да Иван кухаркин сын, да Иван Быкович между пальцами ее повертывают, словно перо гусиное» |