0
Что волшебного есть в сказке «Василиса Прекрасная»?
<h2>Какие признаки волшебной сказки есть в сказке «Василиса Прекрасная»?</h2>
<h2>Признаки волшебной сказки «Василиса Прекрасная», какие?</h2>
2 ответа:
1
0
В сказке у купца и купчихи была дочь по имени Василиса. Когда умерла мать, она оставил Василисе в подарок куколку. Это была волшебная куколка, которая помогала девушке. Вскоре купец женился на вдове у который были две дочери. Мачеха невзлюбила Василису и стала загружать ее работой. Когда отец уехал девушки перебрались в дом в лесу. Они пряли при свечи и когда она догорела, то отправили Василису к Бабе-Яге. Когда Василиса пришла к Бабе-Яге они выполняла все задания, которой она ей поручала, Василисе помогала куколка. Когда Василиса вернулась домой она принесла череп со светящимися глазами, который испепелил мачеху и ее дочерей. Потом Василиса поселилась у старушки и пряла пряжу. Полотно и сорочки, которые изготовила девушка старушка отнесла царю. Когда царь увидел Василису, то он влюбился и они сыграли пышную свадьбу.
<hr />
В сказке «Василиса прекрасная» есть следующие признаки волшебной сказки:
- Троекратные повторы: в семье было три дочери, по пути к Бабе-Яге Василиса встречает трех всадников, зажигает лучину от трех черепов и у Бабы Яги было три пары рук — ее помощницы;
- В сказке есть волшебные предметы и волшебные помощники: куколка, которую мать подарила Василисе и череп;
- Волшебные существа: всадники;
- Волшебное место действия: заколдованный лес;
- Добро побеждает зло.
<hr />
0
0
Признак волшебства — тряпичная кукла — оберег, которую оставила Василисе рано умершая матушка. Кукла помогает Василисе делать работу, которую заставляла ее делать злая мачеха, а потом и баба яга. Также в сказке присутствует заколдованный Лес.
Читайте также
Идеально было бы попасть в гости к такой женщине.
Там, как театр начинается с вешалки, уже ясно все с входной двери — ей не удивляют должного внимания.
Перешагнули порог и наблюдаем за чистотой в квартире. Коврик стирают или вытряхивают, есть ли отпечатки на дверях, холодильнике, микроволновке. Как следят за комнатными цветами, есть ли пыль на листьях и разводы возле горшка.
Можно сходить в туалет и оценить чистоту унитаза и плинтусов. Пока моем руки оглядываемся — состояние полотенца, моют ли саму мыльницу, ну и саму раковину и ванну.
И так во всех комнатах.
Бывает, конечно, отсутствие времени. Но у хорошей хозяйки оно может проявится в легкой пыли, которая оседает через пару дней после уборки, а вот пятна и следы многократного использование при отсутствии надлежащего ухода, как раз укажут на посредственное отношение к уборке.
О несовместимости полимерного материала с биологическими тканями говорят признаки отторжения. Если организм воспринимает имплант, как инородное тело, занозу к примеру, он начинает активно от него избавляться. Повышается количество антител, начинается воспалительный процесс, вырабатываются в большом количестве лейкоциты и лимфоциты, что показывает анализ крови. Организм реагирует повышением температуры, слабостью, головной болью, усилением потоотделения.
Отсутствие отторжения со стороны биологической среды. Если речь идет о полимерном имплантате, то иммунная система должна его принять. Если не вырабатываются антитела, или вырабатываются в количестве, корректируемом терапевтически, то можно говорить о биологической совместимости.
По отсутствию вен в локтевых сгибах. Там будут присутствовать мелкие белёсые рубцы-пятнышки после многочисленных в/в инъекций, мелкие втяжения кожи. Кожа в локтевом сгибе не будет такой подвижной из-за таких рубчиков, спаявших её с подлежащей тканью. При подозрении, можно поинтересоваться о серьёзной хронической болезни в прошлом, требующей интенсивного лечения, и услышать вразумительный ответ.
Бывает и так, что не отличишь. Сзади — пионерка, а спереди — пенсионерка.
Вид сзади: походка, климактерический горбик, осанка, дряблость кожи, отечность голеней и стоп, видна отечность в области голеностопных суставов (синовит). Все — таки возраст не скроешь,в большинстве своем.
Дяловская | Дата: Среда, 19.08.2015, 08:47 | Сообщение # 1 |
Полковник Группа: Модераторы Статус: Оффлайн |
Чудесные предметы К чудесным предметам относятся те, которые, помимо своей основной функции, выполняют и дополнительные, волшебные. Сапоги-скороходы. Они появляются в сказках «Вещий сон» и пр. Это вещь Бабы-яги. С их помощью герои покрывают большие расстояния за минимальное время, что способствует их проникновению в секреты других персонажей. Словарь В.В. и Л.Е. Лопатиных «Слитно, раздельно или через дефис?» рекомендует написание сапоги-скороходы(через дефис и оба слова со строчной буквы). В повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» в музее НИИЧАВО хранятся «Сапоги-скороходы гравигенные, действующая модель» (очень большие резиновые сапоги)… Меч-кладенец, меч-самосек. Это оружие появляется в сказках «Буря-богатырь Иван коровий сын», «Иван-царевич и Белый Полянин» и др. Принадлежит Бабе-яге. С его помощью главный герой побеждает в битвах с недругами, со Змеем, с чужеземным войском. Словарь В.В. и Л.Е. Лопатиных «Слитно, раздельно или через дефис?» рекомендует написание меч-кладенец (через дефис и оба слова со строчной буквы). Скатерть-самобранка.Написание каждого компонента со строчной буквы и через дефис рекомендуют «Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2009) и словарь В.В. и Л.Е. Лопатиных «Слитно, раздельно или через дефис?». Скатерть действует, помогая главному герою, в волшебных сказках «Королевич и его дядька», «Иван-царевич и Марфа-царевна», «Конь, скатерть и рожок» и др. Принадлежит Бабе-яге. Историко-этимологическийсловарь «Русская фразеология» указывает: Скатерть-самобранка. Народно-поэтическое. О волшебной скатерти, покрывается, убирается кушаньями и приборами сама по себе. Скатерть-самобранка, или самобранная скатерть, – старинный образ русских сказок, волшебный предмет с необычными свойствами. Если расстелить ее и произнести заклинание, то на ней чудесным образом появляются сами собой кушанья и напитки. Накормив хозяина, скатерть затем по приказанию сама убирается и складывается. Слово самобранка появилось в результате стяжения в одно слово выражения самобранная скатерть; в основе его выделяются части сам (сама) и браный (бран) – от глагола брать. В выражении самобранная скатерть слово браный имеет значение «собранный, приготовленный». Скатерть-самобранка очень интересно представлена в фильме «Чародеи», но это не просто волшебный предмет, это волшебный предмет в сфере услуг. И она хамит посетителям, бухает на свою грязную сторону сковородки с яичницей… А при виде начальства оборачивается разноцветной стороной и сервирует стол нарядной посудой и вкусными яствами к вечернему чаю. Печь. На ней разъезжает Емеля в сказке «По щучьему велению». В некоторых современных фильмах-сказках она также используется как средство передвижения. Ступа с помелом. Это средство передвижения Бабы-яги. Особенно хороша ступа в фильме-сказке «Морозко». Сани тоже могут быть сказочным средством передвижения. Но они хороши только зимой. Волшебное зеркало. Оно появляется в русских народных сказках «Волшебное зеркальце», «Королевич и его дядька», пушкинской «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях», в сказке братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» и др. Обладательнице волшебного зеркала стоило лишь обратиться к нему с вопросом: «Свет мой зеркальце! Скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?» (так спрашивала мачеха в пушкинском варианте сказки) – и зеркальце тотчас отвечало ей: «Ты, конечно, спору нет, Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее». Или: «Ты прекрасна, спору нет, Но царевна всех милее, Всех румяней и белее». Или: «Ты прекрасна, спору нет, Но живет без всякой славы, Средь зелёныя дубравы, У семи богатырей Та, что всё ж тебя милей». И далее царица могла предпринимать различные меры, вплоть до физического уничтожения соперницы. В повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» тоже есть волшебное зеркало. Оно не разговаривает с главным героем, не обсуждает особенности его внешнего облика, а цитирует старинные научные труды на разных языках. В этом зеркале отражается комната, мебель в ней, но не главный герой. Волшебное зеркало – персонаж книги «Королевство Кривых Зеркал» Виталия Губарева и фильма «Королевство Кривых Зеркал» (1963, режиссер Александр Роу). Соответственно, волшебное зеркало появляется в фильме-сказке «Чародеи» (с ним советуется Шемаханская). Подойду я к зеркалу (музыка Е. Крылатова, слова Л. Дербенева) Тень ночная смутная дремлет на полу. Подойду я к мудрому древнему стеклу. Словно в небо светлое дивной высоты, Загляжусь я в зеркало, и возникнешь ты. Припев: Стекло меж нами, как лунный свет, Но этой грани прочнее нет. Так даль за нею светлым светла. Смотрю, не смею отойти от стекла. Вот опять, похожие, мы с тобой стоим. Взгляд мой настороженный встретился с твоим. Даль в глазах безмерная, звезд огни горят, И опять я первая опускаю взгляд. Припев. Темнота звенящая в рамке темноты. Кто здесь настоящая, может, это ты? За лесами, реками, может, есть земля, Где ты смотришь в зеркало, чтоб возникла я. Припев. Есть оно в сказке «Книга мастеров» (с ним говорит Каменная княжна, а в роли зеркальца – Валентин Гафт), в мультфильме «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1951, режиссер И. Иванов-Вано), в мультфильме «Белоснежка и семь гномов» (1937, режиссер Дэвид Хэндс, компания Уолта Диснея). Гусли-самогуды. Они сами играют, и под их музыку все пляшут, век бы слушал – не наслушался. Ими владеет Кощей или Баба-яга. Они появляются в сказках «Звериное молоко» и др. Их использует для того, чтобы заставить плясать Водокрута Тринадцатого и его свиту и этим задержать погоню, отставной солдат в фильме «Марья-искусница». Чудесная дудочка. Она обладает интересным волшебным свойством: стоит в нее дунуть, как появляются хромой да кривой и исполняют все желания главного героя. Это происходит, например, в сказке «Три царства – медное, серебряное и золотое». А в сказке «Королевич и его дядька», если дунешь в дудочку, появляются музыканты и песельники. Шапка-невидимка. Словарь В.В. и Л.Е. Лопатиных «Слитно, раздельно или через дефис?» рекомендует написание шапка-невидимка (через дефис и оба слова со строчной буквы). Ее используют в народных сказках «Вещий сон», «Ночные пляски» и пр. Иван при помощи шапки-невидимки пробирается во дворец к Елене Прекрасной и, пользуясь невидимостью, делает такой же башмачок, как у красавицы, селезня с бриллиантовым хохолком в пару уточке с золотыми и серебряными перышками, вырывает у деда пучки золотых и серебряных волос из бороды и с головы в соответствии с тремя волосинками, показанными Еленой. В поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» девушка пользуется шапкой, чтобы скрыться с глаз Черномора; очень ярко эта сцена дана в художественном фильме «Руслан и Людмила» (1972, режиссер Александр Птушко), где роль Людмилы сыграла Наталья Петрова. Есть и мультфильм «Руслан и Людмила» (2006, режиссер Юрий Кулаков). В фильме-сказке «Чародеи» шапку-невидимку, по словам Сатанеева, «до сих пор найти не могут». Шарик или клубок. Он помогает найти дорогу главному герою в сказках «Три царства – медное, серебряное и золотое», «Сказка о молодце-удальце и живой воде». Сума, из которой выскакивают два здоровенных молодца и начинают лупить либо самого главного героя, либо его обидчиков. Эту же роль – наказания обидчиков – выполняет рожокв сказке «Конь, скатерть и рожок». Но есть и другая функция сумы – двое из сумы исполняют все желания владельца в сказке «Двое из сумы» и др. Куколка. Это главная помощница и утешительница героини русской народной волшебной сказки «Василиса Прекрасная». Мать, уходя в мир иной, подарила дочери эту куколку вместе со своим родительским благословением и сказала, что в горе, в тяжелую минуту нужно дать куколке покушать и спросить у нее совета. Куколка покушает и посоветует, как быть. В продолжении сказки «куколка покушает да потом дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису: та только отдыхает в холодочке да рвет цветочки, а у нее уж и гряды выполоты, и капуста полита, и вода наношена, и печь вытоплена. Куколка еще укажет Василисе и травку от загару. Хорошо было жить ей с куколкой». Куколка даже показывала ей безопасную дорогу в лесу, чтобы Василиса случайно не попала к Бабе-яге. Но злая мачеха послала ее за огнем прямо к Бабе-яге. Куколка и там делала за Василису всю работу. И в конечном счете, она сыграла свою положительную роль в том, что Баба-яга выгнала Василису прочь, дав ей огонь для мачехи в черепе. Волшебное кольцо, подаренное царем подземельной стороны, живущем в тридевятом царстве, тридесятом государстве (у него еще дочь умеет змеею оборачиваться), из которого выходят двенадцать молодцев и исполняют желание главного героя: за одни сутки строят богатейший дворец с хрустальным мостом, по обеим сторонам которого растут деревья с золотыми и серебряными яблоками, а на них поют на разные голоса разноцветные птицы, сооружают пятиглавый собор, где можно венец принять да свадьбу справить; одевают главного героя в боярский кафтан, готовят для него расписную коляску да шестерку лошадей; с другой стороны, при перемене хозяина кольца они с тем же пылом и страстью исполняют желания нового владельца (владелицы). Оно представлено в русской сказке «Волшебное кольцо». Ковер-самолет. Он появляется в сказках «Царевна-лягушка», «Вещий сон» и др. Это вещь Бабы-яги. «Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2009) и словарь В.В. и Л.Е. Лопатиных «Слитно, раздельно или через дефис?» рекомендуют написание со строчной буквы и через дефис: ковер-самолет. Историко-этимологическийсловарь «Русская фразеология» объясняет: Ковёр-самолет. Фольклорное. О сказочном ковре, на котором герой быстро перелетает в дальние края. Выражение из русских сказок, где герой, получивший от волшебника ковер-самолет, может перенестись по воздуху в любое место. Перенестись куда-то словно (как, будто) на ковре-самолете. О быстром, незаметном и желанном перемещении кого-либо куда-либо. Выражение образовано на основе фольклорного оборота ковер-самолет. При помощи ковра-самолета путешествуют герои детского фильма-сказки «Старик Хоттабыч» (1956, режиссер Геннадий Казанский) по одноименной повести Лазаря Лагина, на нем же улетают из неволи герои фильма-сказки «После дождичка в четверг» (1985, режиссер Михаил Юзовский). В повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» в музее НИИЧАВО хранится «ковер-самолет гравизащитный. Действующая модель» (ковер примерно полтора на полтора с черкесом, обнимающим младую черкешенку на фоне соплеменных гор)… Гребёнка – если ее кинуть за спину, когда тебя преследуют – вырастут на пути преследователя леса дремучие. Это происходит в сказках «Ведьма и Солнцева сестра», «Баба-яга» и др. Полотенце – если его бросить за спину или махнуть им – позади разольется многоводная река или поднимется мост. Об этом мы читаем в сказках «Баба-яга», «Елена Премудрая» и др. Щётка. Если ее при погоне бросить за спину, вырастут высокие горы. В сказках «Ведьма и Солнцева сестра» и др. Платок. Если им махнуть, сам собой поднимется мост над огненной рекой или появится озеро. В сказках «Марья Моревна», «Ведьма и Солнцева сестра» и др. Летучий корабль – с его помощью можно летать по небу. В сказке «Летучий корабль». Есть и мультфильм с тем же названием (1979, режиссер Гарри Бардин). Серебряная труба – трудно сказать, насколько велики в ней волшебные силы. Но, если в нее затрубить, слетится стая птиц. Сказка «Иван-царевич и Белый Полянин» и др. Волшебная палочка – это небольшая палочка из металла, дерева или другого материала, обладающая волшебными свойствами, размером около 50 см (то, что больше – жезл), появляется не в русских народных сказках. Ей пользуется фея – крестная мать Золушки» в сказке Шарля Перро «Золушка», Гарри Поттер и его соученики и преподаватели, а также все без исключения волшебники в книгах Дж. Ролинг о Гарри Поттере. Волшебная палочка под названием умклайдет появляется в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Волшебную палочку создает НУИНУ под руководством доктора наук Киры Анатольевны Шемаханской в фильме «Чародеи», правда, эта ВП в форме обычного непритязательного карандаша действует только в сфере услуг. Волшебная книга – в нее смотрит обычно женщина – Елена Премудрая, жена Федота-стрельца или жена трактирщика. В книге этой есть ответы на все вопросы, в ней видно, кто и где сейчас находится. Появляется она в сказках «Елена Премудрая», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Заколдованная королевна» и др. Иногда волшебную книгу открываешь – и выскакивают два молодца или два великана и исполняют все желания. Живая и мертвая вода. Если мертвого Ивана-царевича, даже разрубленного на куски, окропить мёртвой водой, тело срастется. Окропить живой водой – царевич оживёт. По преданию, живая вода текла из родников, слово родник, возможно, восходит к Роду. А мертвая вода была из болота или из моря. Слово море общеславянское индоевропейского характера, возможно, морская вода, которую нельзя пить – уморит, восходит к мор – уморить, умереть, смерть. Живая и мертвая вода встречаются в «Сказке о молодце-удальце и живой воде» и др. Аналогичное действие происходит в поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина и, соответственно, в кинофильме «Руслан и Людмила» по мотивам пушкинской поэмы. ]УДарьи Донцовой есть иронический детектив «Живая вода мертвой царевны». Наталья Дяловская |
23. Куколки
Итак, рассмотрение некоторых волшебных предметов опять приводит нас к той области, к которой приводит рассмотрение многих других элементов: к царству мертвых.
К этой же сфере приводит рассмотрение еще одного предмета, который стоит на границе волшебных помощников и волшебных предметов, а именно — куколок.
Такая куколка фигурирует в сказке «Василиса Прекрасная» (Аф. 104). Здесь умирает мать: «Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета»». Азадовский, Андреев и Соколов, издававшие Афанасьевский сборник, склонны считать этот мотив не фольклорным, так как он в фольклоре не имеет аналогий. Но, во-первых, эти аналогии есть: в сказке «Грязнавка» (См. 214) имеются куколки, к которым обращаются с той же формулой, что и у Афанасьева: «Вы, кукалки, кушайтя, мое горе слушайтя». В северной сказке: «У меня в сундуке есть цетыре куколки, как че надо, они тебе помогут», — говорит мать перед смертью своей дочери (Сев. 70). Попутно обращаем внимание на то, что куклу эту надо кормить. Во-вторых, куколки широко фигурируют в верованиях самых различных народов, причем аналогия со сказкой довольно точна.
Чтобы лучше понять этот мотив, приведем еще один случай из сказки. В сказке «Князь Данила-Говорило» (Аф. 114) преследуемая девушка постепенно погружается в землю (т. е. уходит в преисподнюю) и оставляет вместо себя четырех куколок, которые отвечают преследователю за нее ее голосом. В этом случае куколка служит заместителем ушедшего под землю.
Именно такую роль куколка играла в верованиях очень многих народов. «Известно, что остяки, гольды, гиляки, орочи, китайцы, а в Европе — мари, чуваши и многие другие народы делали в память умершего члена семьи «деревянного болвана» или куклу, которые считались вместилищем для души покойного. Изображение это кормили всем тем, что ели сами, и вообще ухаживали за ним, как за живым» (Зеленин 1936, 137). Эта вера — отнюдь не специфическая особенность Сибири или Европы. В Африке у Eime, когда умирает жена и муж женится вторично, он держит в своей хижине куклу, «которая представляет эту жену в потустороннем мире. Ей оказываются всякие почести, чтобы жена на том свете не ревновала к жене на этом свете» (Meinhof 63). В бывшей Нидерландской Новой Гвинее после смерти вырезают фигурку, при помощи которой пророчествуют. Фрэзер подробно описывает, как в куклу заманивают душу больного (Frazer 1911, I, 53–54). Содержа душу больного, кукла могла содержать или представлять душу умершего вообще. Родственники делают небольшую куклу, за которой ухаживают; в этой кукле инкарнируется покойник. Куклу кормят за столом, укладывают спать и т. д. (Харузин 1905, 234).
В Египте это представление отразилось в заупокойном культе. Ю. П. Францов отметил это явление в своей работе о древнеегипетских сказках о верховных жрецах. «В древнеегипетской магии употребление фигурок с магическими целями было широко известно. С тем оттенком, с каким передано употребление фигурок в нашей сказке, в качестве фигурки-помощника, представление получило распространение в заупокойном культе в виде фигурок-помощников «ушебти» или «шауабти»» (Францов 1935, 171–172). И хотя фигурки, о которых идет речь, имеют животный вид, здесь связь все же несомненна, так как человек-предок пришел на смену животному-предку. Как указывает Видеман, фигурки «ушебти» имели вид статуэток. Их клали в могилу умершего, они назывались «ответами» и должны были помогать» в загробном мире (Wiedemann 26).
Все эти материалы показывают, к каким представлениям и обычаям восходит эта куколка. Она представляет собой умершего, ее нужно кормить, и тогда умерший, инкарнированный в этой куколке, будет оказывать помощь.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
1
«Василиса Прекрасная». Роль в сказке волшебных и фантастических элементов
2
3
Собиратели сказок Афанасьев А. Н. (1826 – 1871) Худяков И. А. (1842 – 1876) Огромную и трудоемкую работу по сбору сказокпровели наши ученые. Многочисленные тексты были извлечены ими из старинных изданий и собраны в сборник русских народных сказок. Огромную и трудоемкую работу по сбору сказок провели наши ученые. Многочисленные тексты были извлечены ими из старинных изданий и собраны в сборник русских народных сказок.
4
Виды сказок Бытовые Волшебные О животных
5
Сказки о животных
6
Бытовые сказки «Солдат и смерть» «Мудрая жена»
7
Иллюстрация И. Я. Билибина
8
Герой — помощник Всю трудную работу героине помогает выполнить Куколка, выполнить Куколка, доставшаяся с родительским благословением. Благословение — обращенная к Богу просьба о благодати, помощи. (Толковый словарь Ожегова)
9
Во многих русских народных сказках, песнях и былинах встречается героиня с этим красивым именем — Василиса. Этот персонаж всегда наделяется красотой, умом, верностью, отвагой.
10
«Свой» мир героя Главный герой всегда младший в семье. Главный герой всегда младший в семье. Герою необходимо пройти испытания. Герою необходимо пройти испытания. Всегда в трудных ситуациях герою Всегда в трудных ситуациях герою помогает герой – помощник. помогает герой – помощник. В мире героя есть необычное В мире героя есть необычное таинственное место (заповедный лес) таинственное место (заповедный лес)
11
Граница Белый всадникКрасный всадникЧёрный всадник Иллюстрации И. Я. Билибина
12
Баба – Яга — традиционный герой волшебных сказок. Баба – Яга — традиционный герой волшебных сказок. Она владеет магическими знаниями и Она владеет магическими знаниями и таинственными вещами.
13
Дорога домой «Так вот что! Убирайся же ты от меня, ты от меня, благословенная дочка! Не нужно мне благословенных!»
14
«Чужой» мир героя Герой знает, как себя вести с представителями «чужого» мира. Герой знает, как себя вести с представителями «чужого» мира. В потустороннем мире всегда есть черепа и кости умерших людей. В потустороннем мире всегда есть черепа и кости умерших людей. Герой выполняет очень сложные задания Герой выполняет очень сложные задания За смелость и трудолюбие героя отпускают с подарками из мира мертвых. За смелость и трудолюбие героя отпускают с подарками из мира мертвых.
15
ГРАНИЦАГРАНИЦА Путешествие героини «Свой» мир героини «Чужой» мир героини
16
17
Народный женский идеал
18
Особенности волшебной сказки В начале любой сказки дается описание мира, в котором живет герой. В начале любой сказки дается описание мира, в котором живет герой. Герой по той или иной причине покидает свой дом и попадает разными путями в чужой для него мир, переходя таинственную границу. Герой по той или иной причине покидает свой дом и попадает разными путями в чужой для него мир, переходя таинственную границу. В незнакомом мире героя ждут волшебные события, запретные места и удивительные герои. В незнакомом мире героя ждут волшебные события, запретные места и удивительные герои. «По ту сторону» герой проходит сложные испытания и возвращается обратно в свой привычный мир. «По ту сторону» герой проходит сложные испытания и возвращается обратно в свой привычный мир.
Департамент образования Администрации города Омска
БОУ ДОД г. Омска «Центр дополнительного образования детей «Эврика»
Городская конференция обучающихся 5-11 классов «Шаги в науку»
Направление «Филология»
Метод структурного анализа (на материале волшебной сказки «Василиса
Прекрасная»)
Старикова Наталья Валерьевна,
обучающаяся 5 Б класса
БОУ г. Омска «СОШУИП № 72»
Руководитель:
Тонких Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
БОУ г. Омска «СОШУИП № 72»
Омск — 2013
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Жанр народной сказки и его изучение в отечественной науке. 5
1.1. Сказка как жанр. Приёмы и средства создания художественных образов волшебной сказки. 5
1.2. Изучение русской народной сказки в отечественной науке. 9
Глава 2. Структурный анализ сказки «Василиса Прекрасная». 11
Заключение 16
Список литературы 17
Введение
Сказка – один из самых популярных и любимых жанров устного народного творчества. Наша память неразлучна с ним. В мир сказок ребёнок погружается в раннем детстве. Будучи школьником, он встречается со сказками и в букваре, и в первых литературных книгах, и в старших классах. Русская народная сказка несёт в себе высокие моральные принципы, нравственные ценности и идеалы народа. «Сказка помогает ребёнку укрепиться в самых важных понятиях о том, как жить, на чём основывать своё отношение к чужим поступкам. Сказочная фантастика, изображая борьбу добра со злом, преодоление жизненных преград, зовёт к преобразованию мира на основах человечности и красоты» [1, с. 5].
Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна. Издательства страны ежегодно выпускают большое количество сборников сказок разных эпох. Существует немало исследовательских книг и статей о сказках. Они рассматриваются на уроках в школе как неотъемлемая часть литературы и культуры. К этому жанру любят обращаться и дети, и взрослые. Сказки пользуются популярностью и в Интернете, активно обсуждаются. Однако к сказке не следует относиться только как к развлекательному жанру, её необходимо изучать с разных точек зрения, поскольку она отразила представления русских людей о разнообразных сторонах действительности. На уроках литературы не всегда применяется метод структурного анализа сказок. Отсюда вполне закономерен тот интерес, который проявляют исследователи к данной области, и поэтому данная работа является актуальной.
Цель работы – выделить структурные элементы в русской народной сказке «Василиса Прекрасная».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- На основе истории и теории жанра народной сказки рассмотреть её специфику.
- Выявить особенности волшебной сказки и способы её изучения учёными.
- Проанализировать сказку «Василиса Прекрасная», используя метод структурного анализа.
- Сформулировать выводы по исследуемому материалу.
Объектом исследования является русская народная сказка «Василиса Прекрасная», а предметом рассмотрения — её структурный анализ.
В ходе исследования были применены методы: теоретический, комплексного филологического анализа текста, структурного анализа, количественного анализа.
Работа состоит из введения, двух глав, в которых даны теоретические сведения о жанре волшебной сказки и её изучении, применение на практике метода структурного анализа, заключения, списка литературы, состоящего из 9 источников.
Практическая ценность нашего исследования заключается в том, что содержание данной работы может быть использовано в практике преподавания тем на уроках литературы.
Глава 1. Жанр народной сказки и его изучение в отечественной науке.
1.1. Сказка как жанр. Приёмы и средства создания художественных образов волшебной сказки.
Прежде, чем приступить к рассмотрению нашей основной темы, необходимо разобраться в том, что же литературоведы понимают под термином «сказка». Учёные предлагают различные определения этому термину. А.И. Никифоров пишет: «Сказки — устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержание необычного в бытовом смысле события (фантастические, чудесные, житейские) и отличающиеся специальным композиционно-сюжетным построением» [3, с. 7]. Это определение высоко оценил В.Я. Пропп, посчитав, что оно «есть результат научного понимания сказки, выраженный в кратчайшей формуле» [9, с. 24]. Из определения Никифорова следует, что сказка – развлекательный жанр [4, с. 12]. В.Я. Пропп также считает важным признаком, что в действительность рассказанного не верят [9, с. 27]. Народ понимает сказку как вымысел. Этот признак отличает сказку от других жанров устной прозы: сказа, предания, былички и др. В.П. Аникин разделяет данную точку зрения, но считает не вымысел главной чертой сказки, а «особое, осуществляемое с его помощью раскрытие реальных жизненных тем» [1, с. 65]. Он подчёркивает, что сказка преследует воспитательные цели, участвует в формировании личности и мировоззрения человека [1, с. 34]. Из всего многообразия определений мы постарались выбрать наиболее подходящее для нашего исследования.
Существует несколько разновидностей сказок. Современные исследователи Т.В. Зуева и Б.П. Кирдан утверждают: «Русские сказки обычно делятся на следующие жанры: о животных, волшебные и бытовые (анекдотические и новеллистические)» [3, с.134].
Единство всех сказочных жанров проявляется в сходстве изображения, в одних и тех же художественных законах. Основной общий признак сказок – их сюжет. В мире сказки торжествует мечта. Сюжет разворачивается в особом сказочном пространстве и сказочном времени, которые не имеют отношения к реальной географии и истории. Герои сказок чётко распределяются по полюсам добра и зла.
В сказке всегда фигурирует главный герой, вокруг которого и разворачивается действие. Его победа — обязательная установка сюжета. Герои сказок – это не характеры, а типы, носители какого-то главного качества, определяющего образ. Для сказки характерна повторяемость одних и тех же персонажей в разных произведениях, но только в пределах своего жанра (волшебные, бытовые, о животных). Благодаря этому разные сюжеты могут соединяться в одной сказке.
Сказочные сюжеты имеют обычное эпическое развитие: экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка.
Если обратить внимание на время происхождения сказок, то ситуация выглядит следующим образом: самыми древними являются сказки о животных, затем появились волшебные сказки, позже – бытовые.
Таким образом, основными художественными законами, действующими в любой разновидности сказки являются:
- сюжет;
- в основе сказки всегда лежит противоречие между мечтой и действительностью;
- распределение персонажей по полюсам добра и зла;
- победа главного героя – обязательная установка сюжета;
- герои сказок – типы, носители определённого качества;
- действие – главный приём изображения персонажей;
- соединение сказочных сюжетов;
- общая схема развития повествования.
Волшебные сказки представляют наиболее достаточно ясную в жанровом отношении группу сюжетов устной народной прозы. Многие из них построены по единой композиционной схеме, имеют специфический набор персонажей со строго определёнными функциями. Основная особенность мира волшебных сказок – его членение на «наш» и «не наш» («тридевятое царство» русских сказок). Выделяют несколько типов сюжета волшебной сказки, но самый распространённый среди них – сюжет-путешествие, когда герой отправляется за «тридевять земель» либо в поисках счастья, либо для того, чтобы выполнить опасное задание. На пути ему встречаются враги и помощники, он преодолевает непреодолимые препятствия, вступает в решающую схватку со злыми силами, выходит из неё победителем и благополучно возвращается в свой мир. Действие сказки протекает в неопределённо-прошлом времени.
Герой волшебной сказки обычно подвергается двум испытаниям – предварительному (за это получает волшебный дар) и основному (победа над драконом, змеем, Кощеем или иным чудесным противником, чудесное бегство с превращениями и бросанием магических предметов). Свойственный волшебным сказкам счастливый финал выражает веру в торжество идеалов добра и справедливости, мечту о том, что любой человек достоин счастья и может его добиться.
В качестве рабочего определения волшебной сказки можно взять определение В.Я. Проппа. Под волшебной сказкой, он понимает жанр, который «начинается с нанесения какого-либо ущерба или вреда, желания иметь что-либо и развивается через отправку героя из дома, встречу с дарителем. В итоге происходит поединок с врагом, может быть погоня, нахождение искомого и возвращение» [7, с. 18]. Мы думаем, что оно наиболее полно отражает суть волшебной сказки.
Типы сказочных героев рассмотрел Н.В. Новиков. Первую группу составляют герои-богатыри: Покатигорошек, Медвежье Ушко, Иван-царевич, женщины-богатырши – Царь-девица. Вторая группа представлена «ироническими удачниками» (по выражению М. Горького): Незнайка, Иванушка-дурачок, Емеля-дурак. Третья группа – помощники героя: жена (невеста) героя, Баба-Яга, богатыри-великаны, чудесные искусники (Невидимка и др.). Четвёртая группа – противники героя: Баба-Яга, Змей, Кощей Бессмертный, Царь и др.
Многие персонажи получают имя в зависимости от их действий и значения в сказочном повествовании. Количество имён ограничено, и каждое имя закреплено за определённой группой героев одного типа. Имена Иванушка-дурачок, Емеля-дурак – свидетельство непритязательности героя. Его поведение в начале сказки полностью соответствует его имени-характеристике. По отношению же к истинному, настоящему значению героя сказки имя контрастно.
Более разнообразны в сказках женские имена. Героини с именами встречаются рядом с безыменными героинями (царевна, королевна, царская дочь). Само по себе имя не характеризует героиню, для характеристики вводится эпитет: Елена Прекрасная, Елена-Краса, Золотая Коса, Василиса Премудрая и т.д. Эти определения полностью соответствуют их сущности.
Портрет героев отличается схематизмом, традиционностью. Развёрнутый и детальный портрет совершенно не нужен, поскольку поведение героя вызывает чёткое и сходное у разных людей представление о его внешности, происходит домысливание в рамках сказки. В образе героя волшебной сказки находит выражение народное мировосприятие, убеждение во всемогуществе добра и справедливости. Высокие моральные качества героев раскрываются через их поступки. В большинстве волшебных сказок герой в отличие от других персонажей наделяется необычайной силой, а герой в отличие от других персонажей наделяется необычайной силой, а порой возможностью воспользоваться услугами чудесного помощника, например, чудесного коня, собаки, кошки, волка, орла, щуки, медведя и других. Кроме того, помощь в трудную минуту могут оказывать и волшебные предметы: скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, гусли-самогуды, рожок, зеркальце, гребёнка и другие. Появляется в сказке и чудесная невеста, которая всегда наделена способностями к волшебству.
Место действия волшебной сказки тоже необычно. Очень часто события происходят в царском дворце, а потом переносятся в фантастический мир: за моря и океаны, в тридевятое царство, тридесятое государство, в подземный мир и т.д. Здесь герой встречается с различными фантастическими существами такими, как Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей, Идолище Поганое, Лихо одноглазое и др. Они обладают невероятной силой и имеют пугающий вид. Понятие о страшных силах возникло как представление об опасностях, которые первобытные люди встречали на каждом шагу.
1.2. Изучение русской народной сказки в отечественной науке.
Изучение сказки начинается в XVIII веке. Одним из первых к этому жанру обратился В. Н. Татищев, увидев в произведениях отражение быта и истории народа. В начале XIX века сказками интересовались не только учёные, но и писатели, общественные деятели. С 1850-х годов в России стали формироваться первые научные школы в области изучения фольклора. Учёные мифологической школы (Ф.И. Буслаев, О.Ф. Миллер, А.Н. Афанасьев) видели в сказках необходимый материал для изучения мифов, поскольку считали сказки прямым их продолжением. Немаловажное значение имеет «Поэтика сюжетов» А.Н. Веселовского. В лекциях А.Н. Веселовского по теории эпоса была высказана идея о «необходимости построения морфологии сказки».
Существенный вклад в изучение сказки внесла Э.В. Померанцева, рассмотревшая исторический путь народных сказок и современное состояние сказочной традиции («Русская народная сказка» (1963), «Судьбы русской сказки» (1965),
Из современных исследований наиболее известна работа Т.В. Зуевой «Волшебная сказка» (1993).
В XX веке значительными работами в области изучения волшебной сказки стали «Морфология сказки» В.Я. Проппа и «К вопросу о морфологическом изучении народной сказки» А.И. Никифорова (1928), положившие начало структурному методу анализа фольклорных жанров. В книге В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки» (1946) рассматривалось происхождение отдельных мотивов, восходящих к архаическим обрядам и мифологическим представлениям; особое внимание было уделено обряду инициации.
В «Морфологии сказки» В.Я. Пропп, исследуя форму волшебной сказки, обратил внимание на то, что сказочные персонажи выполняют одинаковые действия, и предложил изучать сказку по функциям действующих лиц:
- вредитель (антагонист),
- даритель,
- чудесный помощник,
- похищенный герой (искомый предмет),
- отправитель,
- герой,
- ложный герой
Важным компонентом сюжета сказки являются функции, то есть действия сказочных персонажей, создающие развитие сюжета. Таких функций 31. Пропп верно отметил, что сказочные функции стремятся к парности, например: запрет-нарушение, отлучка-похищение, бой-победа и т.д.
В своей работе при анализе сказки мы хотим опереться именно на работы В.Я. Проппа, т.е. использовать метод структурного анализа с опорой на историческую основу.
Глава 2. Структурный анализ сказки «Василиса Прекрасная».
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная» очень популярна. Дети знакомы с ней с раннего детства. На её основе создан мультипликационный фильм, она изучается в школе на уроках литературы. Рассмотрев особенности волшебной сказки, а также способы её изучения, мы решили проанализировать выбранную сказку, опираясь на знания, полученные из работ исследователей. В.Я. Пропп рассмотрел закономерности построения сказки. Мы в свою очередь в работе проследим за этими закономерностями на примере одной сказки.
Мы будем рассматривать:
- образы главных героев;
- функции (действия) персонажей, создающие развитие сюжета;
- композиционные особенности построения сказки.
Сказка «Василиса Прекрасная» имеет характерный сюжет-путешествие. Рассмотрим функции, выполняемые персонажами по порядку. Мать главной героини умирает, и она остается с мачехой и злыми сёстрами. Все эти сведения дают нам информацию об обыкновенном мире, в котором живут простые люди. Этот мир в сказке является «нашим». Но уже в начале повествования мы встречаемся с элементом из «чужого» мира. Перед смертью мама оставила Василисе куколку, которая умеет говорить и помогает девочке. Куколка – герой-помощник.
Имя «Василиса» выбрано неслучайно. В нём отчётливо слышится слово «сила». Она сильная от природы, потому мы с самого начала предполагаем, что она сможет справиться с любыми трудностями, которые встанут у неё на пути.
Случается беда – первая функция в волшебной сказке. У сестёр погасла свеча, и кому-то необходимо отправиться к Бабе-Яге, чтобы добыть огонь. Эта функция представляет собой завязку сказки. Отлучка из дома — ещё один общий элемент волшебных сказок. К героине обращаются с приказанием и отсылают в лес. Поскольку Василиса – самая младшая из сестер, отправляют именно её. В древности младшим детям было труднее всего добиваться успехов в жизни, и сказка всегда отражала это. Сёстры – это вредители, они пытаются обмануть свою жертву, нанося ей ущерб. Также сёстры выполняют и другую функцию – они являются отправителями. Василиса соглашается выполнить их поручение и покидает дом, родное пространство. Теперь она отправляется в таинственное, незнакомое место. Так начинается путешествие героини. Дорога в «чужой» мир становится странной, таинственной. По пути героиня встречает всадников: белый на белом коне, красный на красном коне, чёрный на чёрном коне. Эти образы не случайны. Они символичны и обозначают день, солнце и ночь соответственно.
В «чужом» мире Василису встречает Баба-Яга. Встреча с ней – обязательный элемент художественного мира волшебной сказки. В этот момент мы сталкиваемся ещё с одной функцией, описанной В.Я. Проппом – героиня испытывается, подвергается нападению и прочему, этим подготавливается получение ей волшебного средства. Царство, в которое обычно попадает герой, отделено от отцовского дома непроходимым лесом. Обычно в качестве переходного места из одного мира в другой выступает избушка на курьих ножках, где он находит Бабу-Ягу. В сказки «Василиса Прекрасная» Баба-Яга выступает в роли дарительницы, помощницы героини. Она встречает её со словами: «Фу, фу! Русским духом пахнет! Кто здесь?» В. Я. Пропп объясняет это так: «Запах живых так же противен и страшен мертвецам, как запах мертвых страшен и противен живым. Баба-яга – слепая, она чует героя по запаху, поскольку не видит его. Баба-Яга – мертвец» [7, с. 66]. Это подтверждает и описание жилища в анализируемой сказке. Дом окружают мёртвые тела, человеческие кости и черепа: «Забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами».
С образом Бабы-Яги главным образом связан обряд посвящения. Когда наступал решительный момент, детей отправляли в лес к страшному для них и таинственному существу. Посвящаемого особым образом украшали, красили и одевали. «В сказке увод детей в лес всегда есть акт враждебный, хотя в дальнейшем для изгнанника или уведённого дело оборачивается весьма благополучно» [7, с. 83]. Мальчик, прошедший обряд, возвращался домой, мог жениться. В лесу посвящаемые подвергались страшнейшим пыткам и истязаниям. В обряде роль избушки играло какое-либо животное. Остатком этого в сказке являются курьи ножки. «Необходимо отметить, что важную роль здесь играет еда. Баба-Яга кормит и поит героя. Он ест её пищу, приобщаясь к «иному» миру» [7, c. 67]. Обряд посвящения был школой, ученьем в самом настоящем смысле этого слова.
Несомненно, в сказке «Василиса Прекрасная» можно найти отголоски древнейшего обряда посвящения. Странность заключается в том, что обычно посвящали юношу, а в данной сказке в лес попадает девушка. Таким образом, можно сказать, что сказка, в основе своей имеющая обряд, претерпевает изменения. Девушка проходит испытания и вступает во взрослую жизнь.
Проанализировав образ Бабы-Яги, мы с уверенностью можем сказать, что она представитель «чужого мира» и только ей известны тайные знания.
Следующая функция – испытание героини: необходимо приготовить обед для Бабы-Яги, вычистить двор, вымести избу, приготовить бельё, очистить пшеницу. Героиня справляется и поэтому получает награду – огонь, за которым пришла. Это волшебное средство. Таким образом, начальная беда ликвидируется.
В результате Василиса, оказавшись на некоторое время в другом мире, покидает его не только живой, но и с подарком. Ей удалось найти дорогу на тот свет и вернуться обратно оттуда, откуда никто живым не возвращается. Такое путешествие в мире волшебной сказки позволено только тем, кто изначально связан с родителями и предками. А Василису перед смертью благословила её мама.
Начинается путешествие домой. По сложности путь «туда» и «обратно» неодинаков. «Туда» героиня идёт медленнее, встречая на пути препятствия, а дорога назад легче и быстрее. Возвращение героя также является обязательной функцией, встречающейся в волшебной сказке. Она связана с последующей: вредитель наказывается: «…глаза из черепа глядят на мачеху и её дочерей и так и жгут! Те было прятаться, но куда ни бросятся – глаза всюду за ними так и следят; к утру совсем сожгло их в уголь; одной Василисы не тронуло».
Однако на этом сказка не заканчивается. Василиса получает ещё одно задание, на этот раз от царя: сшить дюжину сорочек. Несомненно, она с ним справляется (функции: трудные задачи и их решение). Финалом сказки является счастливый конец, поскольку это обязательный элемент любой волшебной сказки. Героиня выходит замуж за царя, её отец возвращается, теперь всё хорошо.
Рассматривая волшебную сказку, необходимо говорить не только о её структуре, об определённом наборе персонажей и их функциях, но также о композиционных особенностях построения. Результат нашей работы представлен в таблице:
Сюжетная организация |
Герои, их функции, волшебные предметы |
Композиция |
Языковые формулы |
Экспозиция: маленькая избушка, решение: добыть огонь, спокойно жить. |
Василиса Прекрасная (герой), куколка (помощник героини), мачеха с двумя дочерьми, отец, мать |
Зачин «В некотором царстве жил-был купец. Цифра три: три сестры. Время и место действия – сказочное время и пространство |
Повтор: «на, куколка, покушай, моего горя послушай» Постоянный эпитет «белый свет». |
Завязка: Исчезновение героини. |
Василиса Прекрасная, всадники |
Троекратный повтор: встреча с тремя всадниками. Символика цвета: белый всадник – день, черный всадник – ночь, красный всадник – солнце. |
Постоянный эпитет «лес дремучий». |
Развитие сюжета: Василиса отправляется к Баба – Яге за огнем, встречает дарителя. |
Баба — Яга даритель, череп со светящимися глазами – волшебное средство |
Повторение ситуаций: выполнение приказов Бабы-Яги. |
Повторы: «на, куколка, покушай, моего горя послушай», «помолись да спать ложись, утро вечера мудренее». |
Кульминация: Героиня испытывается, получает волшебное средство |
Постоянные эпитеты: «день ясный», «солнышко красное», «ночь тёмная», «слуги верные» |
||
Развязка Победа над противником, смерть мачехи и её дочерей, свадьба героев |
Концовка: «Тут взял царь Василису за белые руки, посадил её подле себя, а там и свадебку сыграли». |
Проанализировав сказку «Василиса Прекрасная» методом структурного анализа, который предложил использовать при изучении В.Я. Пропп, мы обнаружили, что из 31 функции, выполняемой персонажами в различных волшебных сказках, в данной встречается только одиннадцать. Но, тем не менее, не их количество, а их повторение позволяет говорить нам о том, что эти функции являются важным художественным компонентом любой волшебной сказки. Мы убедились в этом, проделав нашу работу.
Заключение
Сказка – один из основных и самых замечательных жанров устного народного творчества. Их изучение и исследование всегда будет актуальным.
Рассматривая труды по теории жанра народной сказки, мы выявили её специфические особенности, кратко осветили способы изучения волшебной сказки разными учеными.
Мы выяснили, что в XX веке значительными работами в области изучения волшебной сказки стали работы В.Я. Проппа «Морфология сказки» (1928) и «Исторические корни волшебной сказки» (1946). Первая положила начало структурному методу анализа фольклорных жанров. Автор показал, что во всех сказках повторяются одни и те же действия, и выделил 31 функцию. В «Исторических корнях волшебной сказки» рассматривалось происхождение отдельных мотивов, восходящих к архаическим обрядам и мифологическим представлениям; особое внимание уделено обряду инициации.
Опираясь на полученные знания, в данной работе мы постарались найти все структурные элементы, о которых писал в указанных выше работах В. Я. Пропп, в волшебной сказке «Василиса Прекрасная». В результате мы выделили 11 функций, выполняемых персонажами, рассмотрели образы сказочных героев, выделили композиционные особенности построения этой сказки.
Данная работа может быть использована как для дальнейшей исследовательской деятельности, так и для работы на уроках во время изучения волшебных сказок.
Список литературы
- Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Просвещение, 1977. 208 с.
- Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: в 3-х т. / сост, ст., прим. подгот. Л.Г. Бараг и Н.В. Новиков. М., 1984-1985.
- Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. М.: Флинта: Наука, 2002. 400 с.
- Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора: учебн. пособие для студентов филолог. специальностей ун-тетов. М.: Высшая школа, 1981. 219 с.
- Никифоров А.И. Сказка, её бытование и носители / А.И. Никифоров // Капица О. И. Русские народные сказки. М.; Л.: Гиз, 1930. С. 7-55.
- Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1974. 255 с.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб.: Изд-во С.-Петербург. Университета, 1996, 365 с.
- Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки / научная редакция, текстологический комментарий И. В. Пешкова. М.: Лабиринт, 2001.192 с.
- Пропп В.Я. Русская сказка. М.: Лабиринт, 2000. 416 с.
Государственное
автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской
области
«Саратовский
областной педагогический колледж»
Конспект
урока литературного чтения
по
теме: «Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
Выполнил студент 32
группы
отделения специальности
44.02.02
Преподавание в начальных
классах
Куколев Юрий Геннадьевич
Класс: 4 «Б»
Дата: 08.09.2021
Заверили:
Методист: _________
Александрова Н.С.
Учитель:___________
Кинжинова А.М.
Оценка:
__________
Методист: _________
Александрова Н.С.
Учитель:___________
Кинжинова А.М.
Саратов
2021
Тип урока: урок изучения русской народной
сказки
Цель: создание условий для углубления знаний о видах
русских народных сказок (бытовые, волшебные, о животных) на примере русской
народной сказки «Василиса Прекрасная».
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с русской народной сказкой «Василиса
Прекрасная», формировать умение
слышать и слушать, дать представление об историческом развитии жанра и о существовании
разных вариантов сказки.
Воспитательные: воспитывать внимательное
отношение к окружающи, уважение к старшим, послушание и развитие чувства
товарищества, взаимопомощи.
Развивающие: развивать
внимание, речь, мышление, интерес к чтению сказок
Формы работы,
используемые на уроке: фронтальная, в
парах
Оборудование: презентация, кораблики с
зелёными, жёлтыми и красными парусами (на каждого ученика 3 корабля с разными
цветами), коробочка с карточками, листы с деформированным планом на каждую
пару, листы для синквейна на каждого ученика
Ресурсы: учебник
«Литературное чтение», УМК «Планета Знаний», Э.Э. Кац, 4 класс, 1 часть (стр.
21 – 34)
Ход урока
1.Организационный момент
— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юрий Геннадьевич. Сегодня я
проведу у вас урок литературного чтения. Проверьте, пожалуйста, свою готовность
к уроку.
2.Актуализация знаний
— Чтобы понять, о чем мы
сегодня с вами поговорим, предлагаю Вам отгадать мою загадку. Только давайте
договоримся, мы с вами не выкрикиваем ответ, а поднимаем руку, и я спрошу
одного из вас, хорошо, ребята?
Много
жанров есть на свете
Басня,
повесть и рассказ,
Но с
рожденья любят дети
Волшебство
и мир прекрас.
— Итак, о каком
жанре устного народного творчества говорится в загадке? (Сказка)
— Правильно,
сегодня мы поговорим с вами о сказках. А как Вы думаете, что такое сказка? (Сказка
– это там, где разговаривают животные, происходит магия и тд).
— Верно, ребята,
вы все абсолютно правы! Существует такое определение слову сказка – это вид
устного повествования с фантастическим вымыслом.
— А как вы
понимаете слово «фантастический»? (мечтательный, выдуманный).
—Правильно,
молодцы, составитель словаря русского языка Владимир Иванович Даль
объясняет слово «фантастический» как «несбыточный, мечтательный, затейливый и
причудливый, особенный и отличный по выдумке».
3. Вступительная
беседа
— Ребята, Вы
представляете, пока мы с Вами разговаривали о сказках, вредная старуха Шапокляк
перепутала названия сказок, теперь Царевна стала Хаврошечкой, а Кощей – Ясным
Соколом, беспорядка в сказка быть не должно! Ребята, вы поможете мне
восстановить порядок слов? (ДА!)
— Отлично, тогда
получите карточки с названиями сказок и соедините начало и конец сказок.
1. «Маша
Хаврошечка»
2. «Царевна лиса»
3. «Крошечка –
Лягушка»
4. «Зайкина
Василиса»
5. «Прекрасная
бурка»
6. «Крошечка
Сивка»
(работа детей в парах,
проверка ответов со слайдом презентации)
— Ребята, а на
какие виды можно разделить эти сказки? (сказки о животных и волшебные
сказки)
— Какой вид сказки
вы еще знаете? (бытовые)
— Как вы думаете,
что такое бытовые сказки? (описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды)
— Какие сказки
можно назвать волшебными? (волшебные – происходит волшебство с главным героем;
есть предметы волшебства.
— А сказки о
животных? (это такие сказки, где главные герои – животные)
— Совершенно
верно, ребята, обратите внимание на доску и попробуйте отгадать по картинкам, о какой сказке мы сегодня с вами поговорим?
— Правильно,
ребята, сегодня мы с вами познакомимся с одной из сказок, которая называется
«Василиса Прекрасная».
4. Словарная
работа
— Только прежде
чем мы с вами приступим к чтению сказки, давайте попробуем разобрать слова и
фразы, смысл которых может быть для вас не ясен. А на доске будут представлены
картинки – подсказки, которые помогут Вам быстро понять смысл слов. Итак,
приступим! (на доске картинки – подсказки)
Потужил –
погрустил
Всадник – человек,
который едет верхом на лошади
*посмотреть еще*
— Молодцы, верно,
разобрали значения неизвестных слов! А теперь, давайте приступим к чтению
сказки. Откройте, пожалуйста, учебники на странице 23. Слушаем сказку
внимательно, чтобы после прочтения правильно ответить на вопросы. Итак, кто
начнет читать?
5. Первичное восприятие текста
Стр. 23-26
-Что сказала
матушка Василисе перед тем, как дать ей куклу? (Береги эту куколку и никому
не показывай. Если случится с тобой беда, дай ей покушать и спроси у нее
совета. Поест куколка и поможет твоему горю).
— Какую работу
мачеха раздала девицам? (Одной кружева плести, другой чулки вязать, а
Василисе прясть)
6. Физкультминутка
— Итак, ребята,
давайте немного передохнем и выполним физкультминутку вместе со сказочными
героями. (видео)
Стр.27 -31
А теперь подумайте
и скажите: как мачеха и сестры относились к Василисе? (работой девицу
изводят)
Зачем Василису
отправили к Бабе Яге? (За огнем)
Кого встретила
Василиса в лесу? (всадников)
Какие растения и
животные были у Бабы Яги? (береза, кот – воркот, собака)
7. Итог урока
-Какую сказку мы
сегодня с Вами прочитали? («Василиса Прекрасная»)
— Это сказка
является народной или авторской? (Народной)
— К какой группе
относится эта сказка? (волшебная)
— а как мы с вами
сможем доказать, что эта сказка волшебная? (волшебные события, волшебные
помощники, фантастические существа, герой сказки преодолевает испытания)
—
ребят, а кому понравилась эта сказка поднимите руки?
(опрос
детей, кому не понравилась сказка)
-А
почему тебе не понравилась сказка? (ответы)
8.Рефлексия
учебной деятельности
Итак,
ребята, давайте оценим свою работу на уроке. Перед вами лежат круги желтого
цвета. Если вам понравился урок, то нарисуйте улыбку, а если не понравился – то
грустный смайлик и поднимите их, чтобы я их видел.
(Опрос детей, кому не понравился урок)
-Ребята,
которые нарисовали грустный смайлик, почему вы его нарисовали, что вам не
понравилось в сегодняшнем уроке? (ответы детей)
9.Домашнее
задание
-Ребята,
открываем дневники и записываем домашнее задание:
нарисовать
понравившийся эпизод сказки «Василиса Прекрасная»
Урок
литературного чтения окончен, всем спасибо, до свидания!
Свет мой,
зеркальце, скажи,
Да всю
правду расскажи,
Я ль на
свете всех милее,
И румяней,
и белее…
— Ребята, а почему Ариша с зеркалом
разговаривает? Она, что не знает, что для того есть скайп?
— Но ведь скайп, телефон, компьютер
были не всегда! Мне стало интересно, какие волшебные предметы были в сказках,
как они помогали людям, дошли ли они до нас и где их можно встретить. Для того
я позвала своих друзей.
Желание
больше узнать о волшебных предметах, которые упоминаются в сказках, и их
аналогах в современном мире и с какими изменениями они дошли до наших дней,
привело нас к созданию проекта «Сказочные гаджеты»
Мы хотим
опровергнуть или подтвердить гипотезу, что сказочные предметы дошли до наших
времен, возможно с некоторыми изменениями.
Цель
нашей работы: проанализировать русские народные сказки, в которых упоминаются
различные волшебные предметы, найти их аналоги в современном мире и узнать,
какие изменения они претерпели. Сделать вывод: можно ли в современном мире
найти сказочные гаджеты.
Для достижения
поставленной цели мы перед собой ставили следующие задачи:
Ø Прочитать русские народные сказки, в которых
встречаются сказочные предметы
Ø Классифицировать волшебные предметы.
Ø Найти в современном мире аналоги этих предметов,
узнать их назначение, проследить изменения, произошедшие с волшебными
предметами.
XXI век подарил человечеству разнообразные
хитроумные гаджеты и другие вещи, поающие человеку в жизни, но волшебные
истории изначально были богаты не меньшим ассортиментом облегчающих жизнь и спасительных
приспособлений. Особенно демонстрируют находчивость и смекалку русские
народные сказки. Волшебные предметы в них самобытны и очень полезны.
Сказка –
повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах
и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил и
предметов. Такое определение сказки даётся в толковом словаре С. И. Ожегова.
Для начала мы перечитали
сборник « Русских народных сказок», нашли сказки, в которых упоминаются
волшебные предметы. Затем составили таблицу, выделили в ней группы, по которым
классифицируются предметы. Это – одежды (шапка-невидимка, рубашка,
сапоги-скороходы, пояс); орудия и оружие (меч-кладенец, дубина, посох, палка,
клюка); всякого рода сумки, мешки, кошельки, сосуды; музыкальные инструменты
(свистки, рожки, гусли); бытовые предметы (огниво, полотенца, ковры-самолеты,
скатерти-самобранки, клубочки, зеркала, карты), плоды, ягоды. Главное во всех
этих предметах – волшебная сила, которой они обладают, помогая герою достичь цели.
Составили таблицу, в которой классифицировали предмет, написали название
сказки, в которой они употребляются и описали назначение предмета.
Волшебные |
Название |
Назначение |
Стрела, |
«Царевна-лягушка», «Финист-Ясный «Поди «Кощей |
Показывают |
Зеркало, |
«Королевич |
Говорят |
Палочка, |
«Притворная |
Исполняют |
Гребешок, |
«Медведко, |
Преграждают |
Ковер-самолет, |
«Вещий |
Быстро |
Кольцо, |
«Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой |
Вызывают |
Свисток, |
«Гусли-самогуды», |
Заставляют |
Яйцо, |
«Кощей – |
Хранят |
Молодильные |
«Молодильные яблоки», «Иван царевич и серый волк», «Марья |
Возвращают |
Шапка-невидимка. |
«Вещий сон», «Царевна лягушка», |
Делает |
Меч-саморуб, |
«Буря-богатырь», «Заколдованная |
Выполняют |
Рубашка. |
«Чудесная |
Защищает, |
Куколка |
«Василиса Прекрасная», «Матушкина |
Даёт |
Сначала мы провели в школе опрос, в
котором попросили ребят подобрать к сказочным предметам аналоги в современном
мире, чтобы знать, в каком направлении искать эти самые предметы. В опросе
участвовали учащиеся трех возрастов: 4 , 7 и 11 классы. И вот, что получилось.
Как водится в сказке, мы
послали гонцов во все концы, чтобы найти сказочные предметы. Для исследования
мы взяли такие предметы, как сапоги — скороходы, шапка-невидимка, волшебное
зеркальце, блюдечко с яблочком, живую и мертвую воду, волшебную палочку,
клубок. А теперь отчет наших гонцов о проделанной работе.
1. Бытовые предметы.
К
волшебным бытовым предметам относятся говорящие зеркала, скатерти-самобранки,
клубочки, огниво, полотенца, гребни и другие. Мой папа работает в компьютерном
магазине, свое исследование я начала с него. В русской народной сказке
«Волшебное зеркальце» злая мачеха смотрелась в зеркало и говорила:
— Нет меня в свете прекраснее!
— А
зеркальце в ответ:
— Ты
хороша — спору нет! А есть у тебя падчерица, живет у двух богатырей в дремучем
лесу, — та еще прекраснее!
В сказке
этот предмет разговаривает с человеком и говорит ему правду, т.е. облегчает ему
жизнь. В папином магазине очень много гаджетов. А что такое гаджеты, мне папа
объяснил так:
Га́джет — небольшое устройство,
предназначенное для облегчения и усовершенствования
жизни человека.
Значит, волшебные предметы, которые встречаются в сказках,
ничто иное как гаджеты.
Мы нашли устройство в магазине, которое работает по принципу
волебного зеркала, это скайп – бесплатные видеозвонки.
Скайп (или Skype) — это программа, позволяющая общаться через
сеть интернет со своими коллегами, друзьями, родственниками по всему миру.
Программа разработана компанией Skype Limited.
Эти два устройства похожи тем, что с
их помощью можно узнать интересующую тебя информацию, и не только о своей
красоте.
В другой русской народной сказке
«Серебряное блюдечко и наливное яблочко» говорится о другом древнем гаджете, о
блюдечке и яблочке, которые показывают то, что делается на белом свете.
Машенька
села в уголок горницы, покатила наливное яблочко по серебряному блюдечку,
поет-приговаривает:
— Катись, катись, яблочко наливное, по
серебряному блюдечку, покажи мне и города и поля, покажи мне леса, и моря,
покажи мне гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь-матушку.
Я сразу поняла, что это
древний компьютер. Папа сказал, что компьютер –это электронное
устройство, предназначенное для хранения, обработки и передачи данных. С его
помощью можно заглянуть в любой уголок земного шара, увидеть города и реки,
побывать в глубинах космоса, увидеть любой предмет, познакомиться с любым
человеком. Но ведь и у блюдечка с яблочком такое же предназначение, значит, я
нашла второй волшебный предмет в нашем мире.
Остался
клубочек. Для чего он? Читаем сказку «Царевна лягушка» :
Вот тебе клубочек: куда
он покатится, туда и ты иди.
Иван-царевич поблагодарил старика и пошел за клубочком.
Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым
лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все
идет да идет за ним — не остановится на отдых ни на часок.
Что это как ни
современный новигатор?
Навигатор
– это специальное устройство, которое предназначено для определения своего местоположения.
На сегодняшний день основными такими системами являются GPS и ГЛОНАСС. С его
помощью можно доехать в любую точку земного шара, как и с помощью волшебного
клубочка. В большинстве повествований этот предмет ориентируется лучше
компаса в сторонах света и никогда не сбивается с заданного маршрута.
Разница в том, что за клубочком нужно идти пешком, а новигатор располагается в
устройстве, которое можно установить в автомобиль, самолет, корабль.
Итак,
я нашла все волшебные предметы, правда они претерпели некоторые изменения, но
назначение их осталось прежним.
2. Одежда.
Мне досталось найти волшебную одежду,
к которой относятся сапоги-скороходы и шапка-невидимка
.
Сапоги-скороходы — сказочный волшебный предмет для очень быстрого передвижения.
Благодаря сапогам — скороходам, можно иметь небольшой рост и недлинные ноги,
все равно быстро окажешься в желаемом месте.
Сапоги-скороходы встречаются в разных сказках народов мира, в том
числе и в русских сказках.
Так, например, в русской народной сказке под названием «Вещий
сон», где сапоги-скороходы были у главного героя сказки Ивана-купеческого
сына.
Упоминание об этой сказочной обуви можно
встретить в сказке «Ночные пляски», в которой находчивый солдат так
поделил между мужиками волшебные предметы, что сапоги достались ему.
В сказке «заколдованная королевна» так же есть
сапоги-скороходы, которыми воспользовался герой сказки — отставной солдат.
Я посетила обувной магазин и
поинтересовалась у продавца, есть ли в их магазине сапоги-скороходы.
Оказалось, что таких сапог у них не нашлось. Я очень расстроилась, но на
площади встретила ребят, которые катались на роликах! Вот они сапоги-скороходы!
Тогда я пошла к нашему учителю
физкультуры и расспросила все об том удивительном средстве передвижения. Она
рассказала, что на роликах передвигаются по твердой ровной поверхности, реже по
бездорожью. Предназначены они для занятий фитнесом и активного отдыха. На
роликах можно разогнаться до скорости 32-35 км/ч. Значит то и есть
сапоги-скороходы. Только на колесиках.
Осталось найти шапку –невидимку
Такой
магический предмет, как шапка-невидимка часто встречается в народных и
авторских сказках. Наверное, люди всегда хотели оказаться совершенно
невидимыми и делать все, что душе угодно. Так, в Русских народных сказках
«Заколдованная королевна», «Безногий и слепой богатыри», «Вещий
сон», «Ночные пляски» упоминается этот волшебный предмет.
С ее
помощью персонажи прятались, проникали в темницы, кладовые, убегали из замков и
прочее. Сейчас нам это не нужно, у нас нет замков, темниц, кладовых. Потому
надобность в этой вещи отпала. Но в соцсетях есть такая услуга, как Невидимка.
Она нужна для того, чтобы
спокойно просматривать любые странички друзей и знакомых, при этом, в разделе
«гости» у личности, страницу которой вы открыли, вместо вашей фотографии будет
серый квадрат. Это и есть невидимка.
Итак, я нашла нужные предметы, но они выглядят
совсем по-другому. Немного изменились и назначения этих предметов.
3. Еда.
С
детства из народных сказок все помнят о живой воде, обладающей необычными,
целебными свойствами. Как оказалось, сказочные предания совсем недалеки от
реальности. Герой убит коварными злодеями, разрублен на части, миссия его
не выполнена. И тут его окропляют мертвой водой, и разрубленное тело начинает
срастаться, сам герой становится краше прежнего, но по-прежнему бездыханен.
Наступает черед живой воды: ею брызгают на погибшего, и тот сбрасывает оковы
вечного сна.
Вспомним
русские сказки: «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Марья
Моревна»: «Ворон брызнул мертвой водой — тело срослось,
соединилося ; сокол брызнулживой водой — Иван-царевич
вздрогнул, встал и заговорил. Жаль что в сказках не был описан процесс
получения живой воды, способной заживлять и оживлять.
Я думаю, мертвая вода – морская, т.к.
одно из морей называется Мертвое . За подтверждением моей догадки я отправилась
к учителю биологии. Вот что она рассказала. «Вода заживляет раны, потому что в
ней много йода; но все же не дает жизнь земным растениям из-за большого
содержания в ней соли; живая вода — родниковая, (выпьешь ее – и сразу лучше
себя почувствуешь, так сила воды – в тебе самом: ты на 75% cостоишь из воды) До сих пор бытует
старинное поверье, что напившись родниковой воды, получаешь живительную силу
самой матушки земли..
.
Но морская вода только заживляет раны,
ни одного факта сращения частей тела науке неизвестно. Значит, свойства мертвой
воды из сказки и воды Мертвого моря различны.
Но и родниковая вода не сможет оживить
мертвого человека, как живая вода, тоже доказанный факт.
Значит, живой и мертвой воды в прямом
смысле этого слова не сузествует.
4.
Волшебная
палочка.
Мне досталась самая трудная работа.
Где искать волшебную палочку? Сначала я решила прочитать сказки, в которых
встречается волшебная палочка и выяснила, что волшебная палочка встречается в
основном в авторских или зарубежных сказках: «Золушка» и «Спящая
красавица»Шарля Перро, «Снежная королева»Ганса Христиана Андерсена . Но нет ни
одного упоминания волшебной палочки в русских народных сказках. Волшебством
обладает прутик, срезанный с дерева. Сказка
не сохранила только одного обстоятельства: прутик срезается с живого дерева, и
тогда он может оказаться волшебным, перенося чудесное свойство плодородия,
обилия и жизни на того, с кем он соприкасается. Таких случаев приводится очень
много, и они ясно показывают, что здесь на ударяемого переносится жизненная
сила растения. То же самое приписывается корням и травам. В сказке
«Притворная болезнь» убитый царевич оживляется корешком, подарком
старика. «Они взяли корешок, нашли могилу Ивана-царевича, разрыли, вынули его,
тем корешком вытерли и три раза перевернулись через него – Иван-царевич встал».
Сила корешка переходит на человека.
А я, изучив различную
литературу, делаю вывод , что волшебной палочки нет. Хотя каждый человек
хотел бы иметь этот сказочный предмет, чтобы делать дела, не вставая с дивана
или чтобы помочь бедным, чтобы сделать мир чище или исполнять желания.
. Заключение
Волшебные предметы в сказках являются либо неким
порталом, проводником в другой мир, либо выполняют роль помощников, талисманов,
оберегов и защиты. Причем ни в одной сказке нет описания этих предметов. Просто
упоминаются их волшебные свойства и функции, любой предмет в волшебных сказках
может служить помощником. Главное – магическая сила, заключенная в нем. Мы поняли, что
волшебными свойствами наделяются чаще всего самые обычные предметы быта,
которыми герои пользуются каждый день: вёдра, печь, зеркало, клубок ниток. Проводя аналогию с современными предметами
делаю вывод, что в современном мире тоже есть свои волшебные предметы, только
наделены они не волшебными свойствами, а нужны для того, чтобы сделать нашу
жизнь удобной и комфортной. Сейчас эти предметы называют необычным словом
гаджеты.
Итак, чудо в сказках делают волшебные предметы, они наделены
хорошими или плохими чертами, имеют собственный характер, помогают добрым или
злым героям. Иногда так хочется иметь волшебную палочку или доброго джина,
которые могли бы выполнить все твои желания. Я знаю, что в реальной жизни их
нет, но как приятно об этом мечтать.
Практическая значимость моего исследования состоит в том, что
результаты могут использовать на уроках литературного чтения при изучении
устного народного творчества, при проведении литературных конкурсов, викторин,
а также в собственном литературном опыте, например, при написании сказки.