Сказка Петра Ершова «Конёк-Горбунок» несомненно является волшебной сказкой, т.к. в ней присутствуют такие составляющие как древние верования, обряды, сказочные символы. Пример отражения в этой сказке древних верований — это тотемизм (обожествление и очеловечивание животных, животные как помощники и покровители героя). В этой сказке главный герой Иван пытается поймать кобылицу, которая топчет их поля, и после того как он её ловит (проявляет себя как мужчина-охотник), она покоряется ему, но на своих условиях, ведь всё-таки это волшебное животное. Кобылица рожает Ивану двух коней златогривых и одного конька «Ростом только три вершка, на спине с двумя горбами, да с аршинными ушами». У главного героя русских волшебных сказок всегда есть помощник, который помогает ему во всём, некий волшебный покровитель. Конёк-Горбунок как раз становится таким покровителем для Ивана. «Но конька не отдавай… На земле и под землёй он товарищ будет твой» — говорит кобылица Ивану.
Так же важным моментом является то, что главный герой младший брат, и он несмотря на предательство старших братьев, которые украли у него двух коней, продолжает уважать старших и даёт им денег, когда царь покупает этих коней. Ведь на Руси всегда было принято почитать старших и уважать их, можно осуждать их за поступки, но нельзя терять к ним уважения в целом особенно к членам семьи.
В сказке присутствует большое количество мифологических и ритуальных предметов и мест, так например, перстень Царь-Девицы, который она требует привезти от царя, если он хочет на ней жениться, показывает традицию венчаться кольцами. Волшебные места, другие миры, связанные с древними языческими представлениями славян, например, мир небесный(когда Иван отправляется узнать у Месяца и Солнца про перстень Царь-Девицы). Или Чудо-Рыба Рыба-Кит на чьей спине находится целый город(аналогия с древним представлением о том что мир стоит на трёх китах).
Сказка заканчивается неким обрядом мужества, инициации, он же в данном случае свадебный обряд, когда Иван должен искупаться в трёх котлах. «Первый думаю налить до краёв воды студеной, а второй –водой варёной, а последний –молоком вскипятя его ключом». После прохождения последнего из испытаний Иван становится из паренька красным молодцем, Он прошёл обряд, в то время как царь, будучи недостойным, этот обряд не проходит и гибнет.
Сказка «Конёк-Горбунок» полна волшебными событиями и персонажами такими как: Жар-Птица, Чудо-Рыба Рыба-Кит, волшебные кони, Месяц. Иван много раз подвергается испытаниям, достать Жар-Птицу, Царь-Девицу, достать её перстень, окунутся в трёх котлах. В ней показано большое количество обрядов, корнями уходящих в языческую культуру: обряд охоты, свадебный обряд и обряд инициации. Я считаю, что сказка Петра Ершова очень походит даже на народную сказку, и несомненно является прекрасным литературным произведением.
Почему своё произведение Ершов называет русской сказкой?
Ершов назвал своё произведение русской сказкой, потому что в ней отражены все особенности народной волшебной сказки — присказка, зачин, троекратные повторы. Герои этой сказки также напоминают героев народных сказок, например Иван-дурак. Автор использовал для написания очень простой, народный язык, что также сближает его произведение с народными сказками.
Что в этой сказке волшебного, необычного, а что могло быть в действительности?
Сказка «Конёк-Горбунок» изобилует волшебными, сказочными героями, которых не может быть в действительности: кобылица говорящая, чудо-юдо рыба-кит, жар-птица, конёк-горбунок.
А в реальной жизни могли присутствовать братья, своровавшие коней; царь, желающий стать молодым, а также кобылица, ворующая пшеницу.
Что в произведении говорится о братьях и как раскрывается каждый из них в поступках?
Братья Ивана нечисты на руку, они украли его коней и ночью повели их на ярмарку.
Да и не очень-то трудолюбивы и умны, ведь им не удалось найти вора из урожая, так как они просто спали на дежурстве.
А после обманули отца, желая получить незаслуженную похвалу.
Чем схожи характеры старших братьев и чем отличается от них Иван? Каким человеком он на самом деле оказался?
Старшие братья Ивана очень похожи друг на друга жадностью, ленью и желанием жить за чужой счёт.
А Иван другой человек, он добр, разумен, ловок, любит пошутить, посмеяться и попеть песни.
Как ты считаешь, почему Иван стал хозяином чудесных коней? Как это объяснили его старшие братья?
Ленивые и вороватые братья объяснили победы Ивана незаслуженной удачей, так как считали его дурачком и недотёпой.
А на самом деле Иван — очень ловкий и умный молодой человек.
Он сумел выследить волшебную кобылицу и объехать её.
Кобылица наградила Ивана тремя чудесными конями за то, что он выполнил просьбу ухаживать за ней до самих родов.
Выберите с друзьями ту часть сказки, которую вы хотите инсценировать.
Мне нравится та часть сказки, где Иван видит волшебную кобылицу, получает чудесных коней, на ярмарке встречает коня и идёт к царю Афрону на службу.
Самостоятельно раздели произведение на части, озаглавь каждую часть словами из текста.
1. Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить.
2. Посмотри каких красивых, двух коней золотогривых, наш дурак себе достал.
3. Царь раскланялся и вмиг, молодцом с повозки прыг… Глаз своих с коней не сводит…
4.
Делать нечего, придётся во дворце тебе служить.
Обсудите с другом, какие вопросы можно задать по каждой части всему классу.
1 часть: Как братья ходили на дозор? Как Иван ходил на дозор? Кто узнал вора? Что кобылица обещала Ивану?
2 часть: Что кобылица подарила Ивану? Кто украл коней? Как выглядел конёк-горбунок?
3 часть: Как Иван оказался на ярмарке? Откуда царь узнал про золотогривых коней?
4 часть: Почему царь назначил Ивана воеводой и оставил его во дворце?
Представь, как Иван рассказал бы эту сказочную историю.
План:
- Как отец отправлял братьев ловить вора в поле.
- Поимка кобылицы.
- Обещание кобылицы.
- Как братья украли коней.
- Перо Жар-птицы
- Конёк-горбунок и его помощь.
- Продажа царю золотогривых коней.
- На службе у царя.
Рассказ от лица Ивана, героя сказки «Конёк-горбунок»
Жил я, не тужил, с отцом и двумя братьями в одном селе.
Отец выращивал пшеницу, мы её продавали и жили себе припеваючи.
Но тут вдруг повадился к нам вор пшеницу воровать.
Послал отец братьев найти вора, только братья испугались злодея и вернулись ни с чем.
Тогда меня отец послал на дозор.
Пришёл я на поле, сел в засаду и вдруг вижу кобылицу, которая ворует пшеницу.
Я к ней, оседлал её и не отпускаю.
Взмолилась кобылица человеческим голосом, просила отпустить её да приглядеть за ней до родов.
Обещала мне коней златогривых подарить.
Пришёл я домой, сказал отцу, что поймал вора, но за кобылицу не рассказывал.
Пришло время, кобылица родила двух коней златогривых и третьего с двумя горбами на спине.
Двух велела продать, а конька-горбунка себе оставить.
Послушался я кобылицу, но продать коней не успел – кто-то их украл.
Бросился я их искать. Да конёк-горбунок рассказал, что братья моих коней украли и спешат в столицу на ярмарку, чтобы подороже их продать.
Отправился я за ними в погоню, но по дороге увидел диво дивное — перо Жар-птицы и с собою взял.
Ругал меня конёк-горбунок за это, говорил, что беда будет.
Но очень уж оно красивое! Не послушался я своего друга верного и поехал в столицу с пером волшебной птицы.
Через время догнал я братьев и уличил их в воровстве, они и признались.
Делать нечего, братья всё же, решил я с ними вместе коней продать и поделить выручку.
Как вдруг на базар приехал царь и купил моих коней.
Но не смог их удержать и пригласил меня на службу в царский дворец за его конями следить.
Хорошо мне было на царской службе, пока царь не прознал про моё перо Жар-птицы.
Каждый ли может о себе сказать так, как сказал Иван:
Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван-то вас честнее?
Думаю, что честных людей не так много, как хотелось бы.
Поэтому не все люди так могут о себе сказать.
Обсудите с другом, как вы понимаете слово «честность»?
Честность — это искренность и правда.
Честный человек не обманывает ни других, ни себя.
Прочитай ещё раз сказку. Обрати внимание на подчёркнутые слова. Самостоятельно составь словарь устаревших слов.
Против — напротив;
Недалече — недалёко;
С набитою сумою — полная сумка или рюкзак;
Соглядать — наблюдать;
Смекнули — разобрались что к чему;
Сенник — стог сена;
Сонные тетери — сони;
Несподручно — неудобно;
Малахай — фуфайка;
Улуча — найдя;
Очью — глазами;
Три вершка — маленький размер роста;
Аршинными ушами — длинные уши;
Кровля — крыша;
Мочи было — силы;
Рассмотри иллюстрацию Н. Кочергина к сказке. Придумай свою сказочную историю про Рыбу-кит.
Сказочная история про Рыбу — кит
На море, на океане жила огромная Рыба-кит.
Из-за своей величины и мудрости стала она царицей морской.
Все рыбы служили ей, приносили вкусные водоросли и рассказывали свои беды.
Справедливо правила Рыба-кит, за что её любили поданные.
Как-то раз Рыба-кит поплыла погулять по океану и так устала, что заснула прямо возле берега.
Проснулась рыба и стала зевать, да и не заметила, что к ней в рот тридцать кораблей заплыло.
Чувствует, что отяжелела вся и не может больше плыть.
Так и осталась Рыба-кит возле берега. Со временем люди стали на Рыбу-кит ходить, потом дома строить, а после и огороды завели.
Плохо стало рыбе, но не знает она, что делать.
Прошло много времени, и вдруг пришёл к ней за помощью Иван-царевич.
Он искал перстень Царь-девицы, который она уронила в океан.
Рыба хотела помочь, но не могла.
Тогда Иван-царевич отправился к волшебнику за помощью.
Волшебник рассказал царевичу, что Царь-рыба проглотила тридцать кораблей, когда зевала, поэтому отяжелела и плыть не может.
Молодец вернулся к морской царице и рассказал ей про корабли.
Рыба-кит обрадовалась, открыла свой огромный рот и выпустила тридцать кораблей наружу.
Корабли уплыли, а люди, увидев такое чудо, быстро убежали с рыбы на берег.
Стало легко морской владычице, захотела она отблагодарить царевича.
Иван-царевич попросил найти её перстень на дне океана.
Рыба-кит поплыла в своё царство, созвала своих подданных и рассказала что с ней произошло.
Рыбы соскучились по своей царице и очень обрадовались её возвращению.
Каждая рыба захотела найти перстень и отблагодарить Ивана-царевича за возвращение морской владычицы.
Поплыли они на поиски, долго искали, но нашли перстень.
Рыба-кит отдала его Ивану и помогла быстрее добраться до своей любимой.
Посадила она себе на спину Ивана и его коня, и быстро домчала их к Царь-девице.
Царевна обрадовалась, и сыграли они весёлую свадьбу с Иваном царевичем, детишек наплодили и Чудо-юдо Рыбу-кит к себе в гости пригласили.
Вот и сказочке конец, а кто слушал — молодец!
-
Что в сказке Конёк — горбунок волшебного, а что могло произойти в реальности?
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
аноним
-
Создано:
2 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Русский язык3 секунды назад
Помогите пожалуйста мне с русским языком
-
Экономика18 секунд назад
Решите задачу , пожалуйста….
-
Математика26 секунд назад
математика 6 класс срочн
-
Физика26 секунд назад
1. Келемi 10см металл кесегінің массасы 78г, келемi 20см3 болатын осы металл кесегiнiн салмагы неге тең?
-
Биология26 секунд назад
20 балов,СРОЧНО?[tex]20[/tex]
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика1 минута назад
погода был плохая была сильный ветер небо был тёмное было халодной ветер быль земля был мокрая дорога был грязная
-
Химия10 минут назад
Помогите пожалуйста только с первым заданием
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20448
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
dobriykaban
2374
-
zlatikaziatik
2275
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day