Волшебные сказки тематика и проблематика

Группы героев

Сказочные герои не имели характера, а
с другой стороны неповторимая личность.
Они лишены индивидуальности. Архетип
– образ, святой, велики, идеальный для
всех.

«Сказочный герой – тип в буквальном
смысле слова» Новиков.

Сказочный герой символичен, а не
психологичен.

«В сказке важен не характер, а функция
героя» В.Я. Пропп.

7 основных функций:

— герой

— отправитель

— даритель

— помощник

— вредитель

— ложный герой

— искомый персонаж

«Волшебная сказка – только такое
произведение, которое подчиняется
семиперсонажной схеме».

В сказке используется оценочная
классификация – все основные функции
персонажей погружены в конфликт добра
и зла. Наличие добрых и злых героев.

В сказке борьба добра и зла проходит
через борьбу персонажей.

23. Натурфилософия русской волшебной сказки.

1) Споры о победе добра над злом. Борьба
добра и зла, где:

— добро – бескорыстие, благородство,
лучшие человеческие качества (качества
Ивана Дурака); жизнь. Не сказка называет
Ивана дураком, а братья. Иван знает, в
каком мире он живет. Дурацкая маска –
особый художественный прием для
символического изображения чувств,
переживаний героя.

— зло – отсутствие этих качеств (старшие
братья); смерть. Злые герои безобразны.

2) Жизнь порождает новую жизнь. Смерть
можно победить только перерождением.

Сказку нельзя нарисовать.

24. Особенности поэтики волшебной сказки.

Композиция:

«начало и финал сказки очень жесткие»
В.Я. Пропп

Путь-дорога = жизнь, судьба героя

(1)<——————————————————————————————————>(2)

(1) – начало сказки: «В некотором царстве,
в некотором государстве». Главная
функция – вынести за скобки законы
реальной действительности.

(2) – конец сказки: «И я там было, мед,
пиво пил, по усам текло да в рот не
попало». Главная функция – отменяются
законы сказки и происходит возврат в
реальную действительность.

“<” – начальная ситуация – герою
чего-то не хватает («недостача»)

“>” – конечная ситуация – ликвидация
недостачи.

Главный мотив сказки – мотив пути-дороги.

Путь-дорога. Герой обязательно
пойдет по дороге. Свой путь сказочный
герой никогда не выбирает, хотя большинство
современных фольклористов считает
наоборот.

М. Бахтин: «в сказке дорога – судьба,
выбор дороги – выбор судьбы».

Ю. Юбин: «самая главная проблема сказки
– проблема нравственного выбора».

В сказке ситуация мнимого выбора.
Любой выбор основывается в условиях
неполноты информации. В сказке же герою
все известно. В сказке герой не выбирает,
здесь автоматически: злым – злая доля,
хотя якобы выбирают себе лучший путь,
а добрым – добрая (а выбирают дорогу,
где могут сложить голову).

Дорога выбирает героя. Мнимый выбор
необходим для демонстрации качеств
персонажей. Проблема выбора пути (т.е.
судьбы). Сама дорога выбирает героя.
Камень (3 дороги): добрый всегда выберет
верный путь, а злой – неверный. Испытания
в пути (троичность).

Почему же в сказке мир без выбора?
Развитие человека подобно развитию
мира. Мир без выбор – детство, рай,
поэтому мир без выбора не примитивный,
а счастливый мир.

Схема сказки:

I — демонстрация героя
(добрый или злой) – необходимо держать
слово, быть милосердным. Здесь герой
получает помощь, благодаря которой он
совершает подвиг.

II – основное испытание.

III – факультативное
испытание, где герой должен доказать,
что он герой (когда у него забирают
премию).

То, что сказки строятся по одной и той
же схеме, лишь усиливает интерес к
сказке. Сказка тренирует сознание
человека чувствовать и мыслить
по-человечески.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Особенности волшебной сказки как жанра устного народного творчества

Народное поэтическое творчество (фольклор)  представляет собой искусство устного слова и является предметом коллективного творчества. В фольклоре существуют три рода произведений: эпос, лирика и драма. Народная сказка относится к эпическим жанрам.

Исследователи по-разному определяют сказку как особый жанр устного народного творчества. В качестве исходных элементов чаще всего называются устное бытование сказки, установка на развлекательность, необычность изображаемых событий (А.Н. Афанасьев, Э.В. Померанцева, Ю.М. Соколов), специальное композиционное стилистическое построение (В.Я. Пропп).

В частности, В.П. Аникин определяет сказки как «созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественные повествования такого реального содержания, которое по необходимости требует использования приемов неправдоподобного изображения реальности».

Такое понимание сказки кажется нам наиболее полным и мы будем его придерживаться в своей работе.

В настоящее время существует деление сказки на три жанровых разновидности — сказки о животных, сказки бытовые новеллистические и сказки волшебные. Каждая из этих разновидностей имеет свои сюжеты, персонажи, поэтику, стиль.

Исследователи народной сказки (В.П. Аникин, В.А. Бахтина, Р.М. Волков, В.Я. Пропп, и др.) в качестве отличительного признака волшебной сказки называют ее волшебно-фантастическое начало. Фантастика требует неправдоподобного воспроизведения жизненных явлений и семантически связана с народными идеалами. Фантастическое начало в сказке А.М.. Горький называл «поучительной выдумкой», способностью «человеческой мысли заглядывать впереди факта». Единство волшебного и фантастического делает волшебную сказку особенно привлекательной для детской аудитории.

В фольклористике выделяют три тематические группы волшебной сказки:

1. Волшебно-героические,  змееборческого типа («Бой на калиновом Мосту», «Три царства»).

2. Волшебно-героические, где герои выполняют трудные задачи («Сивка-бурка», «Молодильные яблоки»).

З. Сказки с семейно-бытовым конфликтом («Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

Проблема идеи волшебной сказки связана с ее нравственным идеалом, системой моральных ценностей, воплощенных в образах героев. Положительный герой волшебной сказки, вне зависимости от социальной принадлежности и рода деятельности (мужик, солдат, царевич и др.) представляет собой носителя идеальных свойств человека, образец для подражания.

Волшебная сказка обладает специальными приемами выделения необыкновенного героя: чудесного рождения, ступенчатого сужения и т.д. Образ героя сказки представляет собой «готовый характер» и не изменяется на протяжении произведения, а лишь получает более обстоятельную характеристику, изображается в своих внутренних качествах. Образ главного героя является центром произведения, вокруг него группируются остальные действующие лица. В системе образов сказки выделяются три плана:

1. Положительные герои  (герои-богатыри, герои — не богатыри).

2. Помощники героя  (люди, животные, фантастические существа).

З. Противники героя (люди и фантастические существа).

Отношения действующих лиц выражаются в различных композиционных формах (связь, парность, сравнение, противопоставление). Волшебный характер персонажей сказки создается благодаря особым приемам: гипербола (чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета), агглютинация (соединение в одном персонаже внешних черт разных), персонификация природных явлений и стихий (уподобление одушевленным предметам), чудесное изменение объема. Картине реального мира, где живет главный герой, противопоставляется мир фантастический, обитателями которого являются его противники (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей-Горыныч, Лихо Одноглазое и др.). Помимо фантастических существ в качестве антагонистов могут выступать люди (старшие братья или сестры). Введение данных персонажей подчеркивает высокие нравственные качества главного героя.

Как отмечает В.Я. Пропп, сказочные персонажи с их атрибутами можно представить семью действующими лицами: антагонист, даритель, помощник, царевна или ее отец, отправитель, герой и ложный герой, каждый из которых имеет свой круг действий, то есть одну или несколько функций. Данный набор ролей, по мнению автора, является неизменным для всех волшебных сказок.

В волшебной сказке персонаж раскрывается лишь в действии, а персонажи, выполняющие одну и ту же роль в сюжете, совершают одни и те же действия.

Главный герой сказки как носитель нравственных ценностей народа является основным средством раскрытия темы и идеи произведения. Образ главного героя, являясь центром сюжета, объединяет вокруг себя другие персонажи и обеспечивает единство произведения в целом.

Главная задача сказки – испытать героя, проверить, как он сможет справиться с трудными заданиями. Главному герою нужно доказать, действительно ли он умный, смелый, сильный. Вся волшебная сказка представляет собой здание, вершина его – счастливый конец. Плохих концов этот жанр сказок не знает. Вся конструкция сказки направлена к этому концу, обеспечивает его, подготавливает окончательную победу героя и его награждение.

Единство произведения, прежде всего, связано с его композицией. Сказка представляет собой повествование, в котором последовательность рассказа основывается на передаче развивающихся событий и действий персонажей. Порядок развития событий осуществляется однолинейно в соответствии с их «развертыванием во времени и движением в пространстве». В сказке можно выделить повествование (рассказ о событиях) и диалоги — сцены. Их чередованием определяется композиция устного «текста».

Г. И. Власова выделяет три структурные части сказки:     испытание   реакция — награждение/наказание героев, что соответствует природе морального развития детей. Это опорно-смысловое ядро сказочного повествования обуславливает своеобразие сюжетно-композиционной структуры: простоту, краткость, устойчивость, повторяемость составных частей, преобладание диалогов.

Одним из средств, придающих произведению цельность и единство, наряду с образом героя и композицией, является сюжет. Основными элементами сюжета являются завязка, развитие действия с кульминацией и развязка.

Завязка в сказке достаточно однообразна и традиционна. По мнению Р.М. Волкова, всю сказочную завязку можно свести к небольшому числу вариантов, соответствующих приблизительному числу сказочных сюжетов.

Развитие действия представляет собой единую линию событий, связанных между собой и последовательно развивающихся во времени в причинно-следственной зависимости. Как отмечает Н.И. Кравцов, развитие сюжета в сказке соблюдает не только временную последовательность действий, но и их единство, что приводит к крепкому сцеплению эпизодов сказки.

Конец сказки исчерпывает конфликт и разрешает противоречия. Развязка может быть представлена следующими вариантами: описание благополучия героев, наказание (возможно жестокое) отрицательных персонажей, описание великодушия героя (прощение).        Сказка охватывает массу событий; события эти динамично сменяют друг друга, совершается стремительный переход от отчаяния к надежде, от печали к радости, чувства страха и торжества сменяют друг друга. Часто для продления сказочного повествования используется прием троекратного повторения одного и того же мотива с различными вариантами. В сказке всегда очень четко обозначены начало и конец повествования.

Идея сказки всегда отчетлива, события необычайны, победа доброго начала над злым – окончательна.

Многообразен в сказке мир  чудесных предметов, причем волшебными могут стать обычные предметы крестьянского обихода: полотенце, клубок ниток, гребенка, ковер, сапоги, скатерть, блюдце и т.п. волшебные предметы генетически связаны с первобытной магией и в то же время отражают в сказке мечту о совершенствовании орудий производства, технических возможностях человека.

Сказка не знает описаний, в ней нет портретов, пейзажей, замедляющих действие. Даже если в сказке возникает потребность описать портрет героини, чтобы показать ее совершенство, то портрет дается через отказ от описания: «красоты такой, что ни в сказке сказать, ни пером описать».

Но для создания занимательности, для поддержания слушателя в напряжении все же необходимо некоторое замедление действия. И  в сказке это замедление достигается путем повторения динамических элементов, то есть повторения самого действия: трижды в сказке повторяется один и тот же эпизод, но развитие идет не по  кругу, а по спирали: каждый повтор несет усиление, либо два повторяют друг друга, а усиление в третьем, последнем. Добиваясь руки Царевны, трижды выполняет герой трудные задания, и каждое новое задание труднее предыдущего: трижды бьется он со змеем, и каждый новый противник сильнее уже побежденного.

Существуют особые правила словесного оформления волшебной сказки, особая «обрядность» ее рассказывания. Она рассказывается иначе, чем сказка о животных или бытовая. Развитию сюжета здесь может предшествовать присказка, которая настраивает слушателя на особый лад, готовит его к погружению в мир событий невероятных: «Было это дело на море, на океане, на острове Кидане. Стоит дерево – золотые маковки: по этому дереву ходит кот Баюн; вверх идет – песню поет, а вниз идет – сказки сказывает.… Это не сказка, а еще присказка, а сказка вся впереди». Но присказка – не обязательный элемент сказки.

Следующим, обязательным элементом сказки является зачин. Он указывает на место, где будет происходить действо, время, когда оно будет происходить, определяет главных героев сказки. Особенностью зачина является то, что сказка никогда не указывает на конкретное место. Называя главных героев, сказка никогда не описывает их (герои типичны для различных сказок).

Действие сказки, определяясь в зачине, движется и развивается в основной части сказки. Оно движется только вперед (нет ответвлений, перспектив, ретроспектив). Действие начинается ниоткуда и уходит в никуда.

Соответственно шуточная или ироническая концовка подчеркивает условность рассказываемого и возвращает слушателя в реальность: «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попадало», «Сказка вся, больше врать нельзя» и т.п.

За многие годы существования волшебной сказки выработался богатый набор традиционных формул, устойчивых словосочетаний, и сказочники используют их в сходных ситуациях различных сюжетов. «Скоро сказка скзывается, да не скоро дело делается», — говорят сказочники, чтобы подчеркнуть длительность событий; при подходе к лесной избушке сказочный герой в любой сказке произносит магическую заговорную формулу: «Повернись, избушка, ко мне передом, а к лесу задом!».

Формулы украшают сказку, придают особую мерность, выделяют из обыденной речи. В Формулах используется синтаксический параллелизм, создающий особую ритмику, иногда и рифму: «Стань передо мной, как лист перед травой!», «На тех пирах и я бывал, мед-пиво пивал, сколько не пил – только усы обмочил» и т.п.

Динамика волшебной сказки требует интеллектуального напряжения, сопоставления фактов и событий при усвоении смысловой линии сюжета, т.е. возбуждает познавательную деятельность. Запас наблюдений над природой и жизнью, который народ вложил в содержание сказки, обогащает опыт детей. Волшебная сказка является прекрасным средством развития речи. Лаконизм и выразительность языка сказки позволяют говорить о ней как об источнике обогащения детской речи. Многособытийность сказочного сюжета при жесткой формальной организации повествования облегчает словесное творчество детей.

Итак, сказка – один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества, воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте. Сказка дает богатейшую пищу детской фантазии, развивает воображение – эту важнейшую черту творца в любой сфере жизни. А точный, выразительный язык сказки столь близок уму и сердцу ребенка, что запоминается на всю жизнь. Недаром интерес к этому виду народного творчества не иссякает. Из века в век, из года в год издаются и переиздаются классические записи сказок и литературные обработки их. Сказки звучат по радио, передаются по телевидению, ставятся в театрах и кино.

Своеобразие
волшебной сказки как особого жанра детской литературы

Сказка – древнейший жанр
устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм,
веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла
скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное
воспитательное значение сказочной фантастики.

За сказочной фантастикой
всегда стоит подлинный мир народной жизни – мир большой и многокрасочный. Самые
необузданные вымыслы народа вырастают из его конкретного жизненного опыта,
отражают черты его повседневного быта.

Среди многих жанров
устной прозы (сказки, предания, сказы, былины, легенды) сказка занимает особое
место. Издавна считалась она не только самым распространенным, но и необычайно
любимым жанром детей всех возрастов.

В сказках дети впервые
знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим
языком, активно действующими героями, которые постоянно решают трудные задачи и
побеждают враждебные народу силы.

Сказка имеет большое
познавательное и воспитательное значение.

Сказка – понятие
обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или
иное устное прозаическое произведение к сказкам.

Принадлежность к
эпическому роду выдвигает такой ее признак, как повествовательность сюжета.

Сказка обязательно
занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом,
кривды над правдой, жизни над смертью. Все события в ней доведены до конца,
незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету.

Основным жанровым
признаком сказки является ее назначение, то, что связывает сказку «с
потребностями коллектива».

Волшебная сказка – самая
традиционная и самая популярная разновидность народной сказки, в ней во всей
полноте раскрываются возможности этого жанра, создаётся целостный
художественный мир. Не удивительно, что говоря «сказка» мы чаще всего имеем в
виду именно волшебную сказку, и именно она остаётся с маленьким читателем на
протяжении многих лет.

Все мы с детства отлично
представляем себе, что такое волшебная сказка. И всё-таки стоит присмотреться к
ней ещё раз и попытаться понять, в чём же секрет её вечного очарования, в чём
её непреходящая ценность.

Самый главный признак
сказок вообще во всей полноте раскрывается именно в этом жанре: сказка основана
на вымысле, мы заранее знаем, что перед нами нереальный мир.

Волшебная сказка – это
торжество вымысла, она соткана из чудес. Она переносит читателя в вымышленный
мир, отрывает от обыденности и уже этим привлекает его внимание: «В некотором
царстве, в некотором государстве жил-был царь» («Царевна-лягушка»).
Иван-царевич отправляется за Жар-птицей «сам не зная, куда» или за Василисой
Премудрой «за тридевять земель, в тридесятое царство, в подсолнечное
государство», а одна из сказок и вовсе называется «Пойди туда – не знаю куда,
принеси то – не знаю что».

Художественное
пространство сказки не имеет никакого отношения к реальному, оно максимально
удалено от реальных мест: «близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли…» –
излюбленная присказка. Столь же своеобразно и сказочное время: оно течёт не
так, как настоящее, и может замедляться и ускоряться в зависимости от развития
действия. Отсчёт времени ведётся от одного эпизода к другому, от последнего
значительного события: «на другой день после свадьбы» («Царевна-лягушка»), «на
первую ночь» – после того, как царь посылает сыновей сторожить яблоки («Иван-царевич
и серый волк»), «на третью ночь» – после смерти отца («Сивка-бурка»). А иногда
неизвестно даже, сколько времени прошло между событиями: «много ли, мало ли
времени прошло – посылают Емелю опять за дровами» («По щучьему веленью»).

Сказочное время замкнуто
само в себе, сказка начинается с нуля, а в финале время останавливается, перед
нами замкнутый мир, где даже время течёт по иным законам. Например, излюбленный
стилистический приём сказки – троекратное повторение – замедляет развитие
действия, а в финале время, напротив, ускоряется: «Разговоры тут были коротки:
весёлым пирком да за свадебку» («Сивка-бурка»). Кстати, свадьбой заканчивается
большинство волшебных сказок, а их сюжеты – это истории поиска или завоевания
возлюбленной. Эти сюжеты сложны и увлекательны, они состоят из нескольких
эпизодов, связанных с задачей главного героя. Как правило, он получает очень
трудное задание: победить могущественного врага, найти «то – не знаю что» и
вернуться обратно живым. Самый устойчивый сюжетный мотив – это путешествие:
герой непременно отправляется в неведомые края и преодолевает серьёзные
препятствия. Все персонажи волшебной сказки разделяются на две группы: герои и
их помощники, с одной стороны, и враги, и их помощники – с другой. При этом
враг изначально гораздо сильнее главного героя, а по ходу действия его сила
может и возрастать: у Змея Горыныча вместо трёх отрубленных голов вырастает
шесть и девять. Возможности же главного героя, напротив, вначале
преуменьшаются: «Жили-были старик да старуха. У них было три сына – два старших
умниками слыли, а младшего все дурачком звали. Старших старуха любила – одевала
чисто, кормила вкусно. А младший в дырявой рубашке ходил, черную корку жевал» («Летучий
корабль»). Так создаётся эффект неожиданности: младший нелюбимый сын, «Иванушка-дурачок»
побеждает любое «чудо-юдо», выполняет самые сложные задания царя, а в финале и
вовсе превращается в красавца, женится на царевне и сам становится царём. Вот
здесь на помощь герою и приходят чудесные животные или волшебные предметы:
говорящая щука, сивка-бурка, серый волк, шапка-невидимка, волшебный клубочек,
скатерть-самобранка.

Исследователи полагают,
что чудеса необходимы в сказке как раз для того, чтобы объяснить необъяснимое:
мгновенные перемещения, превращения, победа слабого над сильным. При этом
заслуги самого героя ничуть не умаляются: ведь помощь он чаще всего получает за
свою доброту, энергичность, трудолюбие, отвагу. Емеля пожалел щуку, Иванушка не
побоялся трижды ночевать на могиле отца, Иван-царевич отпустил медведя, зайца и
селезня. На протяжении сказки решается вопрос о ценности героя, он совершает
ошибки и исправляет их, проходит множество испытаний, прежде чем получает
заслуженную награду. Для того чтобы добро восторжествовало, герою приходится
приложить немало усилий, а подчас и измениться самому. Сказка не просто
констатирует победу добра над злом, не просто утверждает веру в торжество
справедливости. Она показывает нелёгкий путь к этому справедливому положению
вещей и тем самым формирует представление о том, каким должен быть и как должен
поступать человек, иначе говоря – всю систему этических ценностей. Несмотря на
всю свою фантастичность, сказка не совсем оторвана от действительности, в ней
нашли отражение древние народные верования и обычаи, а также представления
наших предков о мироустройстве. И хотя главная мысль сказки не нова, она ничуть
не тускнеет от многократных повторений: человеческие возможности неограниченны,
а добро обязательно восторжествует над злом.

Об этих сложных вещах
волшебная сказка рассказывает простым и поэтичным языком. Её стилистика
устойчива, ряд приёмов повторяется из сказки в сказку. Традиционны присказки и
концовки: «жили-были старик со старухой» (муж и жена, дед и баба…), «в
некотором царстве, в некотором государстве…», «и стали они жить-поживать, добра
наживать», «тут и сказке конец, а кто слушал – молодец». Для перехода от одного
сюжетного эпизода к другому или характеристики героев тоже используются
устойчивые формулы: «долго ли, коротко ли», «скоро сказка сказывается, да не
скоро дело делается», «ни в сказке сказать, ни пером описать». Мы уже упоминали
о сказочных повторах, чаще всего троекратных: царевна-лягушка выполняет три
задания царя, Иван – крестьянский сын трижды сражается с чудом-юдом,
Андрей-стрелок трижды отправляется в путешествие: на тот свет, в тридесятое
царство за котом-Баюном, а потом и вовсе «туда – не знаю куда». Используются в
сказке и постоянные эпитеты: «добрый молодец», «красна девица», «верный конь», «мать
сыра земля». Когда-то все эти приёмы облегчали задачу сказочникам, помогали
удерживать сказку в памяти и привлекать внимание слушателей. Сегодня они
помогают маленькому читателю, делают замысловатые сюжеты лёгкими для
восприятия, развивают языковой вкус.

Дошкольный возраст – это
возраст сказки. Сказка будит воображение ребёнка, даёт образцы прекрасного и
безобразного, доброго и злого. Через сказки дети начинают сочувствовать и
сопереживать вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими.
Поэтому маленьким детям обязательно нужно читать сказки – как можно больше. Но
выбор самой сказки и конкретной книжки зависят от возраста ребёнка.

Известно, что
дошкольники, находящиеся под впечатлением какой-нибудь книжки, долгое время
воображают себя её главным героем – требуют, чтобы его называли новым именем,
сами говорят его словами и стараются во всем походить на него. В этом опять же
можно видеть способ проживания и присвоения сказки, и в то же время способ
формирования самосознания. Итак, в сказках главное – понимание их смысла,
проникновение в их содержание.

  • Волшебные предметы в сказке баба яга и заморышек
  • Волшебные предметы в сказке ашик кериб
  • Волшебные предметы в сказке аленький цветочек
  • Волшебные предметы в сказках список
  • Волшебные предметы в русских народных сказках примеры