Чему учат сказки Пушкина: зависть и жадность до добра не доведут
Нечасто бывает, что писатель сказок знаменит на весь мир. А. С. Пушкин сделал огромный вклад в развитие русского литературного языка. Его произведения легко узнать среди всех остальных. Первое, с чем знакомятся дети – это сказки. Невольно возникает вопрос, чему учат сказки Пушкина? У автора 5 сказок с разными сюжетами. Но во всех четко прослеживается главная мысль: «Нужно быть благодарным, за то, что имеешь, знать меру и не жадничать». Такой вывод можно сделать из «Сказки о золотом петушке», «Сказки о попе и работнике его Балде», «Сказке о рыбаке и рыбке».
Суть сказок А. С. Пушкина
В произведениях автора добро всегда побеждает зло, а удача на стороне простодушных героев. У каждой сказки своя суть, особый сюжет и колоритные персонажи. Благодаря стихотворной форме произведения легко читать. Но также важно выбирать книги с качественными иллюстрациями. Сочные картинки помогают детям живо представить происходящее, героев и чудеса, которые описываются.
- В «Сказке о царе Салтане» Царевна-лебедь создает на пустынном острове великолепный город «с теремами и садами». Она сотворила для Гвидона белочку, поющую песенки и разгрызающую орешки из золота и изумрудов. Следующим чудом стали 33 богатыря, появляющиеся из пены морской. Затем лебедь сам превращается в прекрасную царевну, красоты такой, что дух захватывает.
- В сказке о золотой рыбке бедный старик встречается с волшебным существом, исполняющим желания. Но насколько они благоразумны, и что принесут в итоге?
- В «Сказке о мертвой царевне» много пугающих и таинственных образов: злобная царица, яблоко, полное яда, хрустальный гроб в пещере, подвешенный на цепях. Но конец ее счастливый. Влюбленные чудесным образом воссоединяются, а главная злодейка гибнет от своей зависти и злости.
Все эти и другие пушкинские сказки можно найти в хороших изданиях сборников. Например, «Сказки Лукоморья» (Качели), «Все сказки Пушкина» (Росмэн-Пресс), «Сказки Пушкина» (Олма Медиа Групп).
Смысл
В основу авторских произведений легли русские народные сказки или же сплав русских и западноевропейских сказочных вариантов. Любовь к сказкам юному поэту в детстве привила няня Арина Радионовна. Повзрослев, автор облачил известные ему сюжеты в стихотворную форму, задал сатирическую направленность.
Смысл сказок Пушкина заключен в послании для детей, что алчность, зависть и злоба ни к чему хорошему не приведут.
- Жадный поп, у которого Балда целый год работал бесплатно, теряет рассудок.
- Ненасытная старуха остается с разбитым корытом.
- Завистливую царицу губит ее же бессильная злость.
- Лживые ткачиха, повариха и Бабариха получают позор на свою голову.
- Старый царь Дадон убил в порыве злости мудреца, хотя обещал исполнить его желание. За это золотой петушок клюнул его в лоб так сильно, что он умер.
Литературные исследователи также находят и скрытый смысл в сказках А. С. Пушкина. В них выражен характер русского народа, его исторические и психологические ценности, слабости и упорство. Автор тонко поднимает социальную тему. Деликатно и изящно Пушкин описывает насмешливое отношение к царям и царицам простого народа. Так, например, Царь Салтан представлен глупым самодуром, идущим на поводу у вероломных ткачихи, поварихи и сватьи бабы Бабарихи. Многие цари и царицы в произведениях бессильные, ленивые, жестокие и глупые.
Сказки Пушкина исследуются на протяжении почти двух веков. В них находят символы из древних сказаний:
- Лебедь – это не просто волшебная птица, а символ верности, чистоты и красоты.
- Три девицы под окном напоминают трех сестер из греческой мифологии. Одна тянет жребий новорожденного, друга ткет его жизненную нить судьбы. Третья разрезает жребий, что означает смерть человека.
- Золотой петушок отсылает к мифологии древних славян. В ней магическая птица своим пением сообщает о сотворении и окончании мира.
Чему учат?
Сказки Пушкина помогают воспитать в детях высокие духовные качества, эстетический вкус благодаря образному языку и богатой лексике.
Они имеют положительный нравственный посыл, учат разграничивать зло и добро. Писатель обличает жадность, зависть и воспевает кротость и добродушие.
Чему могут научить сказки Пушкина:
- Воспитывать в себе силу духа, не сдаваться и не уступать злу.
- Быть смелым и находчивым.
- Поступать по совести, быть мудрым.
- Не желать слишком много, знать меру.
- Держать данное слово.
Главная мысль и мораль
Вынести урок из сказки помогает понимание главной мысли автора. Какие главные мысли и морали в сказках Пушкина:
- О царе Салтане. Зависть до добра не доводит, а ложь, даже самая продуманная, в конце раскрывается. Милость царя показывает, что искреннее раскаяние достойно прощения.
- О рыбаке и рыбке. Алчность ослепляет и лишает всего, что мог бы получить человек, знай он меру. Благодарность не может быть бесконечной, и не следует ей злоупотреблять.
- О попе и работнике его Балде. «Скупой платит дважды». Смекалка помогает выйти победителем. Жадный поп не хотел платить за работу Балды, и не думал наперед, что придется расплачиваться. Но час расплаты всегда приходит, и плата за труд должна быть справедливой.
- О золотом петушке. Не давай обещаний, если не уверен, что сможешь сдержать свое слово. За нарушение обещания можно дорого поплатиться.
- О мертвой царевне и семи богатырях. Гордыня, злость и зависть не приносят счастье. Чистая душа – главная красота в человеке. Нужно поступать по совести, преодолевать препятствия, и не опускать руки. Тогда сама судьба подскажет выход из сложной ситуации, подарит счастье и исполнение мечты.
Сказочные персонажи
В произведениях Пушкина ярко выражен контраст между положительными и отрицательными героями.
- Царь Салтан – милостивый государь, великодушный, но слишком доверчивый. Положительный герой. Из-за своей лишней доверчивости пережил много бед.
- Балда – работник попа. Трудолюбивый, смекалистый, справедливый.
- Золотая рыбка. Умеет исполнять желания. Говорящая, волшебная, положительный персонаж.
- Старик со старухой. Семья бедных рыбаков, живут на берегу моря в землянке. Старик добрый, старуха – жадная, алчная, ненасытная.
- Лебедь – волшебная царевна в образе лебедя. Красивая, верная, готовая исполнить любое желание спасителя.
- Князь Гвидон – сын царя Салтана. Сильный, смелый, целеустремленный.
- Золотой петушок – волшебный персонаж, предупреждающий царя о надвигающемся войске. После нарушения клятвы умертвил царя. Олицетворяет собой справедливость, правосудие.
- Сватья Бабариха – завистливая и коварная, оклеветала царицу вместе с ткачихой и поварихой.
- Царь Дадон – вздорный и своенравный правитель, пожелавший на старости лет спокойной жизни. Нарушил обещание и поплатился за это жизнью.
Обсуждая характеры и поступки сказочных персонажей с ребенком, можно легко донести, что такое хорошо, и что такое плохо.
Какие вопросы обсудить с детьми по теме сказок Пушкина?
Читая произведения автора, можно заметить, что они льются будто песня. Они легко и быстро читаются, но могут быть непонятны детям из-за наличия старославянизмов. Сказки Пушкина после прочтения с детьми нужно обсуждать и прояснять непонятные моменты. Например, «отдохнуть от ратных дел», значит, «перестать воевать». Вскоре ребенок сможет беспрепятственно представлять картины, которые описывает автор, увлекаться ими и заинтересовываться.
Пробудить интерес к сказкам Пушкина помогают викторины и кроссворды. Какие вопросы можно задавать:
- Какой домик построили белочке-затейнице? (Хрустальный).
- Кто превратил Гвидона в комара? (Царевна-Лебедь).
- Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (Мудрец).
- Кто пожелал стать владычицей морскою, и управлять золотой рыбкой? (Старуха).
- Какой фрукт дала царевне нищая черница? (Яблоко).
Чтобы подсказать ребенку, какой смысл и чему учит сказка, следует задавать наводящие вопросы. Например:
- Какой сказочный персонаж тебе запомнился больше всего? Почему? Больше всего мне запомнилась золотая рыбка. Я бы тоже хотел(а) загадать желание, чтобы его исполнили. Они бы принесли пользу. Я бы пожелал(а)…
- Почему мачеха возненавидела царевну? Мачеха была злой, слишком самолюбивой, позавидовала красоте девушки.
- Что больше всего понравилось в «Сказке о золотом петушке? Как петушок наказал царя Дадона за смерть звездочета. За свою подлость он получил по заслугам.
- Опиши характер царя Салтана. В чем он ошибся? Он был добрым, мудрым, умел прощать. Его называли «царь-отец». Но он ошибся, поверив ткачихе с поварихой. Следовало проверить их слова. Тогда бы воссоединение с семьей произошло бы быстрее.
В сказках Пушкина есть великая мудрость: «Добро всегда побеждает зло, ложь рано или поздно раскрывается, а злодей остается ни с чем». Местами мрачноватые, но полные чудес, они остаются в памяти на долгие годы. Произведения автора вне времени. Их хочется перечитывать, чтобы снова и снова переживать ощущение волшебства, справедливой победы добра. Образы, которые рисуются в воображении, могут быть использованы для творчества – собственных стихов, сказок, музыки или рисунков.
Ольга Шумская
Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей
Об эксперте
Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.
Поделитесь записью в социальных сетях!
СЛЕД ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА
ТЕЗИСЫ
2
ФИО: Яцуненко Полина Владимировна
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей
«Многоуровневый образовательный комплекс № 2» города Джанкоя
Класс: 8 класс
Учитель:
Залесская Елена Ильинична,
учитель муниципального
общеобразовательного учреждения лицей «Многоуровневый образовательный
комплекс № 2» города Джанкоя
Актуальность исслледования заключается в обращении к проблемам
взаимообогащения русской литературы и фольклористики
Цель работы – определить элементы волшебных сказок в произведениях А. С.
Пушкина; подойти к пониманию природы его духовности, представляющей собой
органичный сплав народного, «книжного» и личного.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть литературные связи и влияния народного творчества на
формирование личности поэта.
2. Охарактеризовать соприкосновение произведений классика со сказочным,
фольклорным, наследием как процесс творческого восприятия.
4. Систематизировать образные сущности и феномены того, как
взаимодействуют фольклорная, книжная и личная составляющие их поэтики.
Выводы:
1
Народные сказки формировали личность будущего литературного гения
с самого раннего детства.
2
А.С. Пушкин использует сюжеты и приемы волшебных сказок в своем
творчестве, тем самым гармонично дополняя литературные произведения
фольклорными элементами 3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1 ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА
ФОЛЬКЛОРНЫХ МОТИВОВ 7
РАЗДЕЛ 2 ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ: ИХ ОСОБЕННОСТИ, СКАЗОЧНЫЕ
ОБРАЗЫ 11
РАЗДЕЛ 3 СЛЕД НАРОДНЫХ СКАЗОК В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27 4
ВВЕДЕНИЕ
Русская литература первых четырех десятилетий ХIХ века определяется,
наряду с другими тенденциями, глубоким и всесторонним интересом к фольклору,
можно сказать настоящим открытием фольклора. Это явление было характерно и
для всей русской и европейской культуры обозначенного периода. Научные и
художественные искания и открытия в области истории, философии, этнографии,
лингвистики закономерно включают в себя и серьезный этнографо
фольклористический компонент. Гердер, Клингер, Я.и.В. Гримм, Арним и Брентано,
Новалис, Тик, Шамиссо, Гофман в Германии; Р.Бернс, Дж.Макферсон, В.Скотт в
Англии; Ж.де Сталь, В.Гюго, П.Мериме, П.Ж.Беранже во Франции, А.Мицкевич в
Польше – все это звенья одного исключительно продуктивного процесса. Интерес к
национальной народной старине был свидетельством подъема национального
самосознания, углубления постижения собственных истоков.
В России этот процесс был достаточно многоликим. Петровские начинания,
открывшие окно в Европу, привели русскую литературу к широкому и
многогранному восприятию западной цивилизации, интеграции в нее, и одновременно
– к пробуждению познания корней собственной истории и культуры.
Различные формы усвоения и переработки элементов фольклорной традиции в
произведениях профессиональных писателей, музыкантов и вообще представителей
профессионального искусства объединяются термином «фольклоризм». К.В.Чистов
относит это явление к «вторичным» формам народной культуры, в отличие от
«первичных», вышедших непосредственно из архаической традиции. Отличительная
черта «фольклоризма» определенная степень осознанности, стилизованности. Для
возникновения «фольклоризма» исторически необходимо, чтобы его носители 5
оторвались от архаической бытовой традиции, а затем снова оценили ее с
хронологической, культурной или социальной дистанции. Его элементы должны быть
необычными для обыденного быта его новых носителей. или Т. Г. Шевченко с
фольклоризмом М. Ю. Лермонтова или А. К. Толстого.
Мы в своей работе пытаемся, опираясь на наиболее характерные черты сказки
вообще, выделить специфические особенности авторской сказки как жанра и в связи
с этим проследить градацию литературной сказки от собственнофольклорной
основы до почти полного доминирования в ней творческой манеры писателя.
При полной справедливости тезиса о том, что литературная сказка, «выйдя» из
народной, сохраняет с ней самую тесную связь, все же следует заметить, что не
всякая литературная сказка соблюдает каноны сказки фольклорной. И ценность
литературной сказки не в имитации, стилизации фольклорной, а в качественной
новизне темы, идеи, образов, не нарушающей, однако, законов жанра. В этом случае в
основу классификации может быть положена степень близости литературного
произведения к фольклорной традиции или удаленности от нее.
В настоящей работе рассматривается значение для формирования творческого
облика писателя фольклора, и, в частности, сказочного жанра в его традиционном
понимании. Эстетическое сознание, которое формируется закономерностями жизни
страны, включает в себя и скрещивание разных традиций искусства.
Первая треть и последующие десятилетия Х1Х века – период создания целой
серии литературных сказок талантливейшими русскими писателями, в основном,
романтического толка – В.Одоевским, А.Погорельским, В.Далем… Однако самые
блестящие сказки в стихотворной форме были написаны А.С.Пушкиным. Они
характеризуются различным отношением к фольклорным и литературным
источникам, разной степенью участия народности в их создании, заимствования
зарубежных и интернациональных фольклорных сюжетов.
Актуальность и целесообразность исслледования
заключается
в
обращенности к принципиальным проблемам филологического знания, а именно к 6
интегративной сфере взаимообогащения науки о русской литературе и
фольклористике — к феноменологии художественного образа в его взаимосвязях с
фольклорным в контексте литературного процесса.
Обьектом исследования являются сказки А.С. Пушкина.
Предмет исследования: влияние волшебных народных сказок на творчество
писателя.
Цель работы – определить элементы волшебных сказок в cтихотворных и
прозаических произведениях А. С. Пушкина; подойти к пониманию природы его
духовности, представляющей собой органичный сплав народного, «книжного» и
личного.
Целью определены основные задачи исследования:
1. Рассмотреть литературные связи и влияния народного творчества на
формирование личности поэта.
2. Охарактеризовать соприкосновение произведений классика со сказочным,
фольклорным, наследием как процесс творческого восприятия.
4. Систематизировать образные сущности и феномены того, как
взаимодействуют фольклорная, книжная и личная составляющие их поэтики.
5. Охарактеризовать образнофеноменологические аспекты исследуемого
пространства, выявить, как повлияло культурное народное наследие на
литературную сказку А.С.Пушкина.
Научная новизна результатов заключается в следующих взаимосвязанных
аспектах. Обоснованы новые связи между фольклорными и литературными
феноменами.
Поновому охарактеризовано преображение отечественных
фольклорных мотивов в литературной сказке А.С. Пушкина.
Методы исследования:текстуальный
анализ
произведения;метод
систематизации и обобщения; сравнительносопоставительный метод; 7
Базу исследования составляют основополагающие справочная и
энциклопедическая литература, труды ученых по литературоведению, теории
литературы, культурологии, методике преподавания литературы.
Практическая значимость исследования. Написанная работа имеет большой
интерес для учителей литературы, её материал можно использовать при подгоовке
уроков .
РАЗДЕЛ 1
ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА
ФОЛЬКЛОРНЫХ МОТИВОВ
Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт, родоначальник новой
русской литературы, создатель современного русского языка.
В произведениях Пушкина национальное содержание обозначилось очень рано. В
1828г молодой ученый И. Киреевский первым определил, что развитие творчества
Пушкина состоит в стремлении «отражать в себе жизнь своего народа».
Талант Пушкина был настолько многогранным, что практически во всех
существующих литературных жанрах он сумел создать замечательные классические
произведения, а в некоторых — настоящие шедевры.
Он воспринял и творчески переработал в своем творчестве наследие античной,
западноевропейской и русской литературы, а также русское народное творчество.
Важнейшим признаком народности Пушкин считал национальное своеобразие и
демократизм. Поэт связывал народность не только с языком, историей и бытом, но
главное – с внутренним миром, духовной сущностью народа. 8
Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию,
которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и
чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих
исключительно какому – нибудь народу»
Пушкин жил в пору процветания устной сказки и, несомненно, общался с разными
сказочниками, видел разную творческую манеру исполнителей.
В детстве он слушал сказки от няни, от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, от
дворового Никиты Козлова, возможно, от крестьян подмосковного Захарова.
Сохранились свидетельства и о дальнейшем глубоком интересе Пушкина к живому
народному языку и фольклору.
Самая первая книжка ребенка, для которого русский язык является родным — это
«Сказки Пушкина»; уже со второго чтения они легко запоминаются и уже никогда не
забудутся.
Сестра поэта О.С. Павлищева писала о том, что Арина Родионовна «мастерски
говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками».В
стихотворении «Зимний вечер» он просит свою «старушку» успокоить его сердце
народными песнями со светлым, радостным мироощущением:
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне пеню, как девица
За водой поутру шла.
Творческую индивидуальность Арины Родионовны – сказочницы исследовал
фольклорист М.К. Азадовский. Основываясь на конспективной записи Пушкиным
семи народных сказок (Михайловская тетрадь), ученый отметил, что
исполнительница владела традиционным репертуаром, который предстает в
«прекрасной сохранности, большой художественной силе и поэтической свежести».
Азадовский отметил, что у Арины Родионовны был один любимый эпитет,который
был для неё особенным, и который она часто использовалазолотой.
Такова сила таланта Пушкина! 9
ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ: ИХ ОСОБЕННОСТИ, СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ
РАЗДЕЛ 2
Ребенок должен верить в чудо – фантазировать, воображать. Вера в чудеса,
тяга к добру, вера в волшебство, которое преображает мир. Сказка показывает
человеку правильный путь, показывает счастье и несчастье, что может случиться из
за совершенной ошибки. И всё же, после ошибки главный герой получает второй
шанс, право на удачу. Основная черта сказки – вера в справедливость. Ребенок
сравнивает реальный мир и фантастический , выносит ту мысль, идею, которую несет
сказка.
В волшебной сказке перед слушателем возникает особый, таинственный мир. В
нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают
тьму, зло и ложь. 10
«Это мир, где Иванцаревич мчится по темному лесу на сером волке, где
страдает обманутая Аленушка, где Василиса Прекрасная приносит от Бабы Яги
палящий огонь, где отважный герой находит смерть Кащея Бессмертного»
Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими
представлениями. Такие образы, как Морозко, Водяной, Солнце, Ветер, связаны со
стихийными силами природы. Наиболее популярными из русских сказок являются:
«Волшебное кольцо», ”Три царства”, «Царевналягушка», «Кащей Бессмертный»,
«Марья Моревна», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Морозко» и др.
Герой волшебной сказки – мужественный, храбрый . Он преодолевает все
препятствия и невзгоды на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое
счастье. И если в начале сказки наш герой может выступать как Ивандурак, Емеля
дурак, то в конце всегда превращается в красавца и молодца Иванацаревича. На это
обратил внимание в свое время Максим Горький:
«Герой фольклора – «дурак», презираемый даже отцом и братьями, всегда
оказывается умнее их, всегда победитель всех житейских невзгод».
Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи.
Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища (Кащей
Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч). Они жестоки, коварны,
алчны,а также лукавы. Так выражается представление народа о насилии и зле. Их
облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг. Сказочники не жалели
красок, чтобы подчеркнуть борьбу между светлым и темным силами. По своему
содержанию волшебная сказка несет элементы чудесного, необычного. Для описания
чегото фантастического нужно много времени для описания, ведь об этом можно
говорить вечно.Композиция волшебных сказок отлична от композиции сказок о
животных. Некоторые волшебные сказки начинаются с присказки, не связанной с
сюжетом. Цель присказки – привлечь внимание читателей, по иному заинтриговать.
За ней следует зачин, начинающий повествование. Он окунает слушателей в
глубокий ,сказочный мир, обозначает время и место действия, обстановку, 11
действующих лиц. Завершается сказка концовкой. Повествование развивается
последовательно, действие дается в динамике. В структуре сказки воспроизводятся
драматически напряженные ситуации.
В волшебных сказках троекратно повторяются эпизоды (с тремя змеями бьется
на Калиновом мосту Иванцаревич, трех прекрасных царевен спасает Иван в
подземном царстве). В них используются традиционные художественные средства
выразительности: эпитеты (конь добрый, молодецкий, луг зеленый, травы шелковые,
цветы лазоревые, море синее, леса дремучие), сравнения, метафоры, слова с
уменьшительными суффиксами. Эти особенности волшебных сказок перекликаются
с былинами, подчеркивают яркость повествования.
СЛЕД НАРОДНЫХ СКАЗОК В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА
РАЗДЕЛ 3
Укрепляясь в мыслях об определяющей роли народа в истории и все более
проникаясь благоговейным уважением к его духовному облику, обычаям, поэзии,
преодолевая разрыв между литературой и фольклором, сближая их, Пушкин пишет 12
на последнем этапе своей жизни шесть сказок, из которых завершает пять: «Сказка о
попе и о работнике его Балде» (1830), «Сказка о царе Салтане…» (1831), «Сказка о
рыбаке и рыбке» (1833), «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (1833),
«Сказка о золотом петушке» (1834).
Ко времени их написания поэт свободно ориентировался в русской
фольклористике. Источниками пушкинских сказок явились прежде всего записи
русских сказок в передаче Арины Родионовны («О попе и о работнике его Балде»,
«О царе Салтане»), сказка «Рыбак и его жена» братьев Гримм ( Сказка «О рыбаке и
рыбке» ), фантастическая «Легенда об арабском звездочёте» В. Ирвинга ( «Сказка
о золотом петушке» ) и другие отечественные и западноевропейские источники
творчески: одухотворил Балду , сгладил грубые эпизоды ( «Сказка о попе и о
работнике его Балде» ), сгустил жестокость, издевательство старухи над стариком и
ограничил её властолюбие ( «Сказка о рыбаке и рыбке» ), уничтожил
магическиезаклинания, превратил медного петуха в золотого, исключил сигнализатор
медного всадника ( «Сказка о золотом петушке» ) и т.д.
Поэт создавал свои сказки в творческом соревновании с Жуковским и вышел
победителем. Его сказки были совершенны по прогрессивности идей, по народному
(крестьянскому) духу, по реалистически точной и ясной словесной живописи.
С изумительным мастерством использовал Пушкин в своих сказках русский
народный язык выразительный, гибкий, богатый.
С детства любил он народные сказки, песни, пословицы, поговорки; всю жизнь
собирал, записывал, изучал их. « Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма»,
писал он брату Льву из Михайловского, слушая нянины сказки. И сам он был
великолепным рассказчиком.
«Бывало, вспоминает один из его знакомых, всё общество соберётся вечерком
кругом большого круглого стола, и Пушкин поразительно увлекательно переносит
слушателей своих в фантастический мир, населенный ведьмами, домовыми, 13
лешими…» И писал он сказки так , как будто рассказывал их : немногословно,
просто, весело.
Произведение А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» один из самых
сложных и загадочных пушкинских текстов. У сказки мифологические истоки. Эта
сказка самая эпическая из всех, самая монументальная и по своему обличию очень
близка к фольклору. Это историяпритча в стихах, созданная поправилам
волшебного жанра, это волшебная сказка, построенная на основе бытоописания из
жизни простых крестьян. Сказка начинается с исходной ситуации, где перечисляются
члены семьи: «Жил старик со своею старухой у самого синего моря, старик ловил
неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу».
Эта сказка является своеобразным, чисто пушкинским вариантом широко
распространенной в поэзии разных народов сказки о старухе, наказанной за ее
стремление к богатству и власти, а признаком этого стремления являласьжадность.
В русских сказках на этот сюжет старик и старуха живут в лесу, и желания старухи
исполняет или чудесное дерево, или птичка, или святой и т.п. Пушкин
воспользовался соответствующей немецкой сказкой, где действие происходит на
берегу моря, старик рыбак, а в роли исполнителя всех желаний выступает рыба
камбала. Пушкин заменил этот малопоэтический образ золотой рыбкой, народным
символом богатства, обилия, успеха.
Старуха желает получить вместо землянки новый дом, затем стать из
крестьянки барыней затем царицей и, наконец, самим богом. За это они оба
наказываются: в одних вариантах они превращены в медведей , в других
возвращаются к прежней нищете. Смысл сказки в ее народных вариантах «всяк
сверчок знай свой шесток».
Старуха у Пушкина наказана не за то, что она хочет жить барыней или царицей,
а за то, что, ставши барыней, она предоставляет плохое отношение к слугам, тем
более к мужу. Почувствуя свои владения, старухе казалось этого мало, при этом
сама не понимая как она совершает свои поступки.Рассмотрим еще одно 14
произведение А.С. Пушкина – пролог к поэме «Руслан и Людмила». Михайловские
впечатления воплотились в ряде произведений с фольклорной основой, среди
которых особенно значительным является Пролог к поэме «Руслан и Людмила»,
появившийся во втором издании (1828). Он отразил понимание Пушкиным народной
волшебной сказки. Волшебная сказка, благодаря ее главному признаку – категории
чудесного, открывала перед поэтом те перспективы художественного изображения,
которые его особенно привлекали. Она позволяла сохранить «возвышающий обман»
идеала и утверждала его не с помощью отрицания (как сказка сатирическая) и
не аллегорически (как животный эпос), а непосредственно.
Первое, что бросается в нем в глаза, мозаичность. Весь сказочный мир
дробится на «кусочки», яркие и как будто ничем, кроме общей темы, не связанные.
Каждый из них может быть развернут, превратиться в ту или иную сказку.
Цветовой контраст возникает с первых же слов. В источнике было: …стоит
дуб, а на том дубу золотые цепи. Пушкин вводит фольклорный же эпитет к
слову дуб – зеленый, однако с помощью инверсии (дуб зеленый) и
церковнославянской формы второго эпитета (златая цепь) выделяет игру цвета. Не
случайно все художники ставят в центр композиции этот образ.
В динамических эпизодах поэт фиксирует кульминацию, словно подсказывает,
где именно может быть нарисована картина. Это выражается по – разному.
Например, появление богатырей обрывается на кульминации:
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных…
Эти особенности позволяли художникам повторять пушкинский Пролог
средствами своего искусства, обладающего пространственной природой. Правда, не
каждый образ оказался поддающимся такому переходу: как, например,
изобразить на неведомых дорожках следы невиданных зверей?
Пролог имеет художественное развитие во времени, и только этим достигается
полное выражение его идеи. 15
«Ступенчатое сужение» образов было описано в связи с композицией народных
песен. Однако оно может появиться и в сказочном зачине.
Фантастический мир сказки требует от слушателей игры воображения,
психологического настроя, что отлично понимал Пушкин. Во втором периоде
Пролога появляются, сменяя друг друга, сцены из сказок. Они стремительно следуют
одна за другой, разделенные почти перечислительной интонацией. В них
утверждается красота народной сказки, что связано с важной для Пушкина идеей
художественной ценности фольклора. Вместе с тем, невидимо для читателя,
развивается «подводное течение», отражающее специфику жанра. Поэт видел в
сказке установку на доверие к вымыслу – только тогда возможно ее эстетическое
восприятие. Вызывая картины, исполненные чудесного, Пушкин стремился, чтобы
читатель в это чудесное условно поверил.
Нельзя не заметить, что первые образы – леший и русалка – вовсе не сказочные.
Они пришли из народной демонологии, в которой и реальное не вызывает сомнений в
своей совершенности. Русалка и леший – персонажи быличек, жанра несказочной
прозы. Они такие же, как водяной, домовой, полевик и т. п. фантастические
существа, в которых народ верил. И знающий это читатель должен тоже
проникнуться «верой».
Красота русского фольклора, народных сказок и песен, принесла Пушкину
самые первые художественные впечатления. Не случайно он признался в том, что
впервые его муза выступала «наперсницей волшебной старины»: в «вечерней тишине»
она являлась «веселою старушкой» «в шушуне, в больших очках и с резвою
гремушкой».
Человек – главный герой волшебной сказки. От мифологического прошлого
она заимствовала «высокий» и «низкий» тип героя (богатырь и дурак) и на их основе
выработала свой, третий универсальный образ: Иван – царевич. «Высокий» и
«низкий» герои получили развитие и в других эпических жанрах (в героической
былине и сатирической сказке); образ Ивана – царевича исключительно принадлежит 16
сказке волшебной. Он выразил народное представление о царственности как об
идеале личного благополучия человека. В традиционной форме жанра царственность
героя является категорией внеисторической и внесоциальной.
В художественной системе Пушкина, по наблюдениям В. В. Виноградова,
закономерным является принцип контраста. В Прологе поэт контрастно выстраивает
положительных и отрицательных героев, подчеркивая этим закон антитезы,
обязательный для жанра волшебной сказки.
Положительные герои образуют полюс «добра», выражают светлое начало
сказки. Можно заметить, что расположение их образов отражает постепенное
угасание фантастического и выявление реально – человеческого. В
изображении врагов, темных сил обнаруживается противопоставленное развитие: от
реально – человеческого к сказочно – фантастическому.
Первый из них – грозный царь – это, по – видимому, Лукопер – богатырь,
могучий соперник Бовы – королевича. У Лукопера «косая сажень в плецях, голова
как пиуной котел, промежду глазама калена стрела». Бова мимоходом побеждает его
в поединке и женится на царевне Настасье Зизентиевне. Новеллистический в своей
основе сюжет ставит героя лицом к лицу с противником не фантастическим, а
реальным – таким же человеком, но только огромным до безобразия. Затем возникает
колдун – чародей, летящий по воздуху над необозримыми земными просторами. И,
наконец, появляются самые зловещие и ужасные образы – Баба Яга и Кащей. В них –
яркая концентрация фантастического.
Рисуя темные, злые силы фантастического мира русской волшебной сказки,
Пушкин использовал выразительные художественные средства.Персонажи
выстраиваются у Пушкина в зеркально отраженной закономерности. Доброе начало
развивается от фантастики к «полюсу человечности», в нем все ярче проступает то,
что напоминает о человеке с его переживаниями, живое тепло жизни. Добро
находится в центре сказочной красоты, со злом связаны представления народа о
безобразном. В мире сказки Пушкин увидел несовместимость прекрасного со 17
злодейством, а также глубокий оптимизм народа, порожденный верой в
нравственную силу человека. Поэтому такой гордости исполнен авторский голос в
главной строчке Пролога, венчающий его центральную часть:
Там русский дух… там Русью пахнет!
Здесь происходит возвышенное просветление души читателя, который,
поддавшись поэтической магии Пушкина, вошел в мир русской сказки, «поверил» в
него.
В данной строке – единственной в Прологе – автор говорит только от своего
имени, подводит итог. И он предлагает читателю новое содержание традиционного
сказочного выражения «русский дух». У поэта «русский дух» это духовный мир
народа, понимание народом прекрасного прежде всего как доброго, нравственного.
Так понимал прекрасное и сам А.С.Пушкин. Белинский определил пафос его поэзии
как «лелеющую душу гуманность».
Итак, самый центр Пролога организует путешествие в художественную
природу волшебной сказки.
Слова «и мед я пил» следует, конечно, понимать в переносном значении:
«наслаждался прелестью сказок». Не случайно это выражение слегка изменено: в
фольклоре: мед – пиво пил. В композиционном плане происходит возвращение к
вводной картине (дуб и кот ученый), что подчеркивает завершенность. Но не в этом
только заключается художественный смысл последнего периода.
Всякий, кто знаком с русской сказкой, не может не обратить внимания на то,
что Пушкин завершает Пролог по – сказочному, использует фольклорный знак конца,
самую распространенную концовку: И я там был, мед – пиво пил, по усам
текло, да в рот не попало. Она, однако, подвергается авторской переакцентировке.
Отрицающая часть (по усам текло, а в рот не попало) опущена, но появился целый
ряд утверждений: был, пил, видел, сидел, мне сказки говорил. Этим поэт подчеркнул,
что в чудесный мир сказки он вошел навсегда и расстаться с ним не желает. 18
Концовка возвращает к действительности, дает разрядку от психологически
напряженного восприятия сказки. Заинтересовавший слушателей сказочник говорит
и о своем присутствии на пиру и этим словно испытывает, насколько сильно заставил
он их внутренне слиться с миром сказки и забыть, что он – вымысел. Он заставляет
даже почувствовать, как мед – пиво по усам текло, но заключительные слова «в рот
не попало» словно пробуждают от сна: сказка кончилась, она такой же вымысел, как
и те угощения, которых «отведал» рассказчик. На это указывает и концовка Пролога.
Средствами самой сказки Пушкин раскрыл тот чудесный мир, в который он окунул
читателя, творчески изменил композиционную роль сказочной формулы, превратил
её в яркую присказку. Мы видим, что обрамление Пролога соответствует
композиции народной волшебной сказки, её присказке и концовке. А что
представляет собой в этом отношении второй период?
Поэтика народной сказки, во всех ее проявлениях, обусловлена на
конфликтной основе, раскрытием идеи. Развитие сюжета (экспозиция, завязка,
кульминация, развязка) также подчинено выявлению и разрешению конфликта, что
создает структурное единство и цельность. Исторически сложилось так, что
композицию сюжета волшебной сказки образует цепочка
элементарнейших
повествовательных единиц – мотивов. Мотивы располагаются в логическомс
порядке, образуют общую цепь действия.
Аналогичную композицию имеет и сам центр Пролога. Она распадается на
восемь самостоятельных фрагментов – картин, имеющих свою логику внутреннего
единства, в которую включен и художественный фактор развития во времени,
обязательный для эпоса. Но «сюжетом» у Пушкина является не цепь действия ,а
целостность авторской мысли, артистизм художника, проникающего в законы
фольклорного жанра. Путь этого проникновения – выявление своеобразия
эстетической природы волшебной сказки, выход ее к этическим глубинам. Второй
период завершается катарсисом (Там русский дух… там Русью пахнет!), который
соответствует хорошему концу, традиционному в народных сказках. Соответственно, композиция Пролога в целом художественно отразила
композицию народной волшебной сказки: присказка – цепочка мотивов – концовка.
19 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Народное поэтическое творчество для Пушкина это, прежде всего форма
национального самосознания. Фольклор как система складывается из жанров, и
каждый жанр выполняет свою особую функцию в процессе народного самосознания.
Сказка в цепи других жанров индивидуальное явление. В ней соединились те
художественные элементы фольклора, в которых наиболее ярко выразился народный
характер и народная мысль о человеке. А.С. Пушкин повторил в своем личном
творчестве универсальную закономерность мирового литературного процесса:
развитие от фольклорных форм с «закодированным» в них коллективным сознанием
народа к формам литературным, узаконившим право творческой индивидуальности
писателя. Это был вариант органического развития, с выраженной преемственностью,
когда писатель не отрывался от культурных традиций своего народа. Таким путем
должна была развиваться вся русская литература, но путь этот, как считал Пушкин,
был нарушен в ходе петровских преобразований. Гений поэта «откорректировал»
историческую линию развития русской литературы, показал естественное выделение
личности художника в национальном возмужании литературы «от своих собственных
корней».
В.Г.Белинский в
этой ситуации он был не прав,обвиняя Пушкина в
«подражании фольклору».
Еще не приобрела научной направленности работа по собиранию фольклора, не
увидели свет сборник «Русские народные сказки» А.Афанасьева, сборник пословиц
В.Даля, сборник былин П.Рыбникова, собрание песен П.Киреевского, еще не
выделилась в науке фольклористика и не разгорелись споры о происхождении сказок и былин, а Пушкин уже проник, как художник, в природу, душу фольклора и очень
точно выделил её изюминку. Он стремился их понять потому, что без этого не могло
продвинуться дальше развитие русской литературы.
21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азадовский М.К. Пушкин и фольклор; Источники сказок Пушкина.Л.,1938.
2. Виноградов В.В. Стиль Пушкина.М.,1964.
3.. Зуева Т.В. Сказки А.С.Пушкина.М.,1989.
4. Коровина В.Я. Изучение сказок Пушкина в школе//Пушкин в школе.М., 1978.
5. Лупанова И.П. Сказочник Александр Пушкин. Петрозаводск,1969.
6. Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830 годы.Л.,1982.
7. Маршак С.Я. Заметки о сказках Пушкина.//Пушкин в школе.М.,1951.
8. Непомнящий В.С. Поэзия и судьба.Статьи и заметки о Пушкине.М.,1983
9. Петрунина Н.Н. Пушкин и традиция волшебносказочного повествования.//Русская
литература.1980.№3
10. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.Л.,1986.
11. Сказки Пушкина в школе.//Сост. В.Я. Коровина.М., 1982.
12. Томашевский Б.П. Пушкин. Книга 1 (18131824).М., Л., 1956.
13. Encyclopedia for kids 2007.Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007
14. Н.С. Шер Рассказы о русских писателяхМ., 1960.
15. А.И. Ревякин История русской литературы XIX векаМ.,1977
16. Ю.М. Лотман А.С. ПушкинЛ.,1983 22
Сказки любят все — взрослые и дети. В них добро всегда побеждает зло. В сказках А.С. Пушкина все герои делятся на хороших и плохих.
В «сказке о рыбаке и рыбке» добрым и отзывчивом человеком является старик. Он не только отпустил рыбку, но и не захотел получать с нее выкуп. Отрицательным героем является старуха.
Она на протяжении всей сказки ругает старика, требуя идти к рыбке и просить новых подарков. Она жадная и высокомерная. В конце сказки зло наказано. Старуха снова стала бедной, а рыбка уплыла в синее море.
***
В «сказке о царе Салтане» зло олицетворяют две завистливые сестры: ткачиха и повариха. Их характер не меняется на протяжении всей сказки и в конце зло проигрывает. Хитрый обман раскрывается и только доброта главных героев помогает злодейкам избежать наказания.
Добрые герои добры до конца. Царица и князь Гвидон не держат обиды на царя и хотят с ним встретиться.
Читая сказки, мы решаем на какого героя хотим быть похожими. Стараемся подражать хорошим героям. Сказки А. С. Пушкина учат нас понятиям добра и зла.
***
А.С. Пушки в своей сказке «О царе Салтане…» окунает нас в удивительный мир добра и зла. Читая ее, добрый человек поспешит делать добро, а злой, может быть задумается над тем, что творит, и станет чуточку добрее.
Добро всегда красиво, а зло уродливо. В сказке только одна из девиц излучает доброту в мир, а две другие переполнены злобой. Царевна Лебедь — красавица, что «глаз нельзя отвесть» Ей Пушкин противопоставляет злого чародея — коршуна.
Я думаю, что это внутреннее добро красит внешность героя, а зло — портит. Во всех сказках есть зло, что бы более ярко выразить добро. Добро всегда торжествует. Не нужно отвечать злом на зло. С ним надо бороться без ненависти в сердце, и тогда наш мир станет добрее.
***
В «Сказке о царе Салтане…» присутствуют добро и зло. В начале сказки поздно вечером пряли пряжи три сестры и каждая мечтала быть царицей. Но царю пришлась по вкусу младшая сестра. Зависть старших сестер была велика настолько, что они решили избавиться от младшей .
В середине сказки перед нами предстает в виде добра беззащитный лебедь. а зло олицетворяет коварный коршун. Князь Гвидон спас Лебедя, за что тот отблагодарил его, дав дом.
В конце сказки царь Салтан увидел сына и жену. Узнает он, сто это сестры обманули его- взял и прогнал их. И добро победило зло.
***
А. С. Пушкин — великий русский поэт. В каждой сказке рассказывается о борьбе добра и зла. Например, как в «Сказке о царе Салтане»
В этом произведении добрые герои: царь Салтан, царица, князь Гвидон, царевна Лебедь. Злые герои: повариха, ткачиха, баба Бабариха. Отрицательные персонажи строят много преград и делают все, чтобы править миром. Обман, ложь, подмены — это их главное оружие. Положительные герои вначале попадают в их сети. Но правда и честность сильнее зла, поэтому победа всегда за ними.
***
Сказки А.С. Пушкина очень легко читаются. Они интересные и поучительные.
А.С. Пушкин в сказках представляет добро и зло в своих героях. Он описывает такие чувства как зависть, злоба, корысть, обида — с одной стороны, а с другой такие как доверие, доброта, любовь и терпение. Эти чувства Пушкин показывает в поступках своих персонажей. Порой иронично раскрывает их качества, порой высмеивает их. Помогает рассмотреть недостатки или увидеть лучшие качества человека. Ведь не всегда по одному поступку. можно судить о человеке в целом.
Как и в русских народных сказках, так и в сказках А.С. Пушкина добро всегда побеждает зло.
***
В сказках Пушкина герои делятся на добрых и злых. Злые герои всегда завистливые и не красивые. В «сказке о царе Салтане…» злые герои — это две сестры и баба Бабариха. Их ложь и предательство в итоге наказываются. Царь и царица здесь герои положительные, они умеют прощать ошибки других. Сказка учит добру и справедливости. Говорит о том, что добро всегда побеждает зло.
***
Сказки Пушкина мы знаем с детства. В них добро и справедливость всегда побеждают зло. Положительным героям помогают не только друзья, но и природа. В сказке о мертвой царевне королевичу Елисею помогают ветер, солнце и месяц, а царевне помогают богатыри. В «Сказке о царе Салтане» царевна Лебедь помогает Гвидону.
Умный и смелый Балда смог справиться с чертями в «сказке о попе и о работнике его Балде»
А вот отрицательные герои в сказках Пушкина хоть и сильные и хитрые, но добро все равно побеждает их. И это справедливо! Именно такие сказки учат быть смелыми, добрыми и честными. Поэтому я так люблю сказки А.С. Пушкина. Ведь так приятно, когда все хорошо заканчивается.
***
Сказки Пушкина всем знакомы с детства. Читая их мы видим, как переплетается добро и зло. Эти сказки помогают на отличить где добро и где зло. Сюжеты сказок часто складываются по следующему сценарию. Силы зла загоняют силы добра в критическую ситуацию, из которой казалось бы нет выхода.
Но всегда спасает чудо. Например, в сказке о царе Салтане есть добрые и злые герои. Добрые герои Салтан, Гвидон, Царевна Лебедь. Злые герои это ткачиха, повариха и баба Бабариха. В сказке злые герои завидуют добрым. Они постоянно пытаются делать им зло. Но, в итоге побеждает добро. Из этого можно сделать вывод: добро всегда побеждает зло.
***
У Пушкина много сказок. но «Сказка о царе Салтане…» очень мне понравилась, потому что в ней положительные герои преодолевают все преграды в борьбе со злом.
Царь Салтан — добрый, справедливый.
Царь Гвидон — силен, смел и отважен. Он защищает царевну Лебедь. Салтан и Гвидон встречают гостей. За это Гвидон получает награду: белку и дружину из 33 богатырей.
Царевна Лебедь, спасенная Гвидоном, помогает ему советом и волшебством. Сказка заканчивается хорошо для всех героев, потому что — добро всегда побеждает зло.
***
Примечание
Уважаемые ученики, сочинение на тему «Добро и зло в сказках Пушкина» для 4 класса публикуется без исправления ошибок. Есть учителя, которые проверяют сочинение на предмет наличия в интернете. Может получится так, что на проверку попадут два аналогичных текста. Почитайте примерный вариант домашней работы ГДЗ и напишите свое сочинение по чтению о том «как добро побеждает зло».
Сложно найти человека, который не знает о творчестве Пушкина, кто не прочел в своей жизни ни одного его стихотворения или отрывка из прозы. Произведения этого русского поэта изучают в школе, его сказки читают мамы своим малышам. Если со стихами Пушкина все понятно – знатоки ими восхищаются, влюбленные учат наизусть, то сказкам отводится особое внимание. Чему учат сказки Пушкина, чем они примечательны и почему нравятся детям – эти вопросы стоит рассмотреть отдельно.
Содержание
Загадочный и чудесный мир сказок
Мудрость в сказках Пушкина
Когда начинать знакомство детей со сказками Пушкина?
Сказки Пушкина (список всех сказок)
На что обратить внимание при чтении сказок Пушкина?
- «Сказка о попе и работнике его Балде»
- «Сказке о рыбаке и рыбке»
- «Сказка о царе Салтане»
- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
- «Сказка о золотом петушке»
- «Руслан и Людмила»
- «Жених»
А. С. Пушкин острый интерес к русской народной сказке стал проявлять только в последнее десятилетие своей жизни. Долгими часами он мог сидеть и записывать то, что ему баила няня Арина Родионовна. В основном материалом сказок Пушкина стало именно то, что рассказывала няня, т.е. русские народные сказки, передаваемые из уст в уста.
Народная сказка совсем не обязательно предназначена для детей. Ее важнейшим назначением было занимать слух и ум простых крестьян долгими зимними вечерами, когда они собирались в избу каждый со своим рукоделием. И А. С. Пушкин свои сказки писал для всех. Наверняка, он удивился бы, если бы узнал, что со временем основными читателями его сказок станут дети. Но, конечно же, сказки Пушкина для детей!
Нынешний мир русского детства немыслим без сказок Пушкина. Пушкин для детей настолько свой, что когда в 1937 в Москве памятник поэта хотели перенести из сквера на более освещенное место, дети не позволили это сделать.
Сказки Александра Сергеевича Пушкина с детства нас завораживают яркостью, живописностью, динамизмом, неповторимой самобытной стихией русского народного языка. Все они блестяще театрализованы и экранизированы.
Загадочный и чудесный мир сказок
Что такое сказка? Энциклопедии и взрослые образованные люди ответят, что это литературный жанр, народный фольклор, основанный на вымысле. Но для любого ребенка сказка – это манящий чудесный мир, где животные и птицы умеют говорить, где добро всегда победит зло.
По мнению детских психологов, сказки способны сформировать в детях понятие добра и зла, ответственность за свои поступки, сказки учат детей искать различные способы решения той или иной проблемы. Интересная и увлекательная сказка способна научить малыша сочувствию, позволит понять отличия хороших поступков от плохих намного быстрее, чем куча нотаций и замечаний родителей и воспитателей.
Для маленьких деток очень важна легкость восприятия информации и сказки, написанные в стихотворной форме, привлекают внимание малыша простотой и красочностью образов. Сказки А. С. Пушкина – не исключение. Они запоминаются надолго и именно их вспоминают в первую очередь взрослые, думая, что бы почитать своему ребенку.
Мудрость в сказках Пушкина
Сказкам в творчестве Пушкина уделено не так много внимания, как теме любви или природы. Но образы, созданные поэтом, настолько удивительны и реалистичны, что не дают оторваться от чтения и дают волю воображению. Ребенку легко представить и «ученого кота» и «дуб зеленый» и богатырей, выходящих строем из волн моря.
Чему учат сказки Пушкина? Прежде всего, добру и пониманию что любое зло будет наказано. В каждой сказке обличаются человеческие пороки, наглядно показывается, к чему приводит зависть, жадность, гордыня.
Сказки Александра Сергеевича Пушкина представляют собой совокупность мудрости и духовного наследия русского народа, богатства оригинальных сюжетов. В основе пушкинских сказок лежат русские народные сказки, фольклорные сказания, песни, былины. Произведения Пушкина для детей оказывают огромное влияние на их эмоциональное развитие, развивают воображение и эрудицию, поскольку расширяют словарный запас, воспитывают лучшие морально-нравственные качества.
Когда начинать знакомство детей со сказками Пушкина?
Знакомство со сказками великого русского поэта рекомендуется начинать с двухлетнего возраста.
В этот период у ребенка формируется сознательное восприятие мира, он впитывает в себя новую информацию и запоминает ее. Малышам будут интересны герои сказок Пушкина, события, происходящие вокруг них. Чуть позже, в старшем возрасте, придет понимание, почему с теми или иными героями происходят неприятности, как удается им выпутываться из сложных ситуаций.
Для начала вполне достаточно читать Пушкина ребенку по 10-15 минут, например, отрывки из «Сказки о царе Салтане…» о белочке или кораблике. Затем сцены с 33-мя богатырями, которые так красочно описаны автором. Дети смогут живо представить себе этих мужественных героев «в чешуе, как жар горя». Нельзя без внимания оставить и знаменитое «У лукоморья», где собраны многочисленные сказочные персонажи. С ними ребенок будет встречаться и в других сказках.
Чем старше становится ребенок, тем осмысленнее его восприятие текста. В 3 года ребенок вполне способен обсудить поведение злой старухи, несчастного старика или царя Гвидона, проявить сочувствие к бедной царевне, поэтому немаловажно просить ребенка высказать свое мнение о прочитанном, что будет способствовать развитию его речевых навыков.
Все сказки Пушкина детям доступны и в мультипликационном варианте. Можно посмотреть их с малышом, но насколько интереснее именно читать эти удивительные истории и дать возможность ребенку самому представлять себе, как выглядят главные герои, что их окружало.
Сказки Пушкина (список всех сказок)
Не все знают, какие сказки написал Пушкин, ведь их гораздо больше общеизвестных нам с детства. О некоторых из них, наверняка, не знают не только дети, но и многие взрослые.
Вот список сказок Пушкина:
- «Сказка о рыбаке и рыбке»,
- «Сказка о попе и о работнике его Балде»,
- «Сказка о золотом петушке»,
- «У лукоморья дуб зелёный…» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»),
- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»,
- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,
- «Сказка о медведихе»,
- «Песнь о вещем Олеге»,
- «Царь Никита и сорок его дочерей»,
- «Жених».
На что обратить внимание при чтении сказок Пушкина?
Наиболее известны и популярны 5 сказок Пушкина. Это достаточно объемные произведения, и читать их следует не сразу полностью, но обязательно по главам, в том порядке, в каком их распределил автор. Таким образом, у ребенка развиваются не только внимательность, но и причинно-следственные связи.
Чтение сказок должно быть выразительным и эмоциональным, что поможет ребенку сформировать собственное отношение к персонажам и сюжетным событиям сказки.
«Сказка о попе и работнике его Балде»
«Сказка о попе и работнике его Балде» расширит познания ребенка, потому что потребует объяснения значений таких слов, как оброк, полба, толоконный лоб. При чтении этой сказки Пушкина для детей, следует обратить особое внимание на Балду. Находчивость и трудолюбие обыкновенного деревенского мужичка противопоставляется жадности попа, который хотел заполучить себе бесплатного работника. «Не гонялся бы ты поп за дешевизной» — в этой фразе Пушкин выразил весь смысл сказки.
За все надо платить, как бы ни хотелось жадным и богатым поступить иначе.
«Сказке о рыбаке и рыбке»
Насколько плохо и себе дороже быть жадным Пушкин описал в «Сказке о рыбаке и рыбке». С одной стороны, вознаграждается сочувствие Старика по отношению к рыбке и, с другой стороны, справедливо наказывается жадность его жены. Как бы ни хотелось быстрее пройти путь от «разбитого корыта» до «владычицы морской», но по велению Золотой Рыбки это не сделать.
Пушкин великолепно преподал урок того, как легко потерять все, поддавшись глупости и жадности.
Конечно же, «Сказка о рыбаке и рыбке» — пушкинская сказка сказок. Говорят, что это сказка Пушкина о муже и жене, о том, как не должны выстраиваться отношения между мужем и женой. Муж поставлен в семье главой и представляет собой разумное начало. Именно его задача корректировать эмоциональность и импульсивность жены. Интересно, что в сказке три действующих лица – старик, старуха и рыбка, а в названии присутствует только рыбак и рыбка. Основой жизни христианина является умение себя ограничивать во всем: еде, питье, сне, удовольствиях, любых благах жизни. Тридцать три года старик и старуха умели довольствоваться малым – даже жили в землянке. А тридцать три года означают зрелость человеческой личности.
Вот идеальная семья: старик ловит рыбу, старуха прядет пряжу, оба довольствуются тем, что Бог пошлет. Но вот Бог посылает испытание: золотую рыбку, которая может исполнить любое желание. Старик удивлен, напуган, он отпускает золотую рыбку, так как бескорыстен. Но своим безволием, слабохарактерностью старик позволяет настолько раздуться гордыне старухи, что она, в конце концов, желает стать «владычицей морской», считай самим Богом. Раздулась, как пузырь, и лопнула. Старик не выдерживает испытания властным характером старухи, старуха не выдерживает испытания чудом. И оба оказываются у разбитого корыта.
Фразеологизм «разбитое корыто» ребенок, наверняка, вспомнит в своей жизни не единожды.
«Сказка о царе Салтане»
«Сказка о царе Салтане» – самая-самая волшебная, самая феерическая из всех пушкинских сказок. Чудеса в ней просто фейерверком следуют одно за другим. Но самое интересное это то, что в ней нашли отголоски исторические предания, хранительницей которых была Арина Родионовна. Няня Пушкина была родом с русского Севера, где еще помнили сказания о Киевской Руси. Присказка «мимо острова Буяна в царство славного Салтана» описывает древний торговый путь из Варяг в Греки. Жители русского Севера, поморы, хранили в своих преданиях память об острове Рюген, самом крупном в Балтийском море, принадлежавшем немцам. До немцев здесь жили руги или русы. Когда-то остров носил название Руян. Остров перестал быть русским, когда пресеклась русская княжеская династия в ХIII веке. Впоследствии остров был датским и шведским. Но жители русского Севера сохраняли память в фольклоре об острове. Название Руян преобразовалось в Буян.
Эта сказка Пушкина для детей начинается с того, что царь-батюшка, гуляя в крещенский сочельник, подслушивает разговор трех девиц о том, что бы каждая из них сделала, если бы стала женой царя. Царю Салтану понравились слова третьей девицы о том, что она родила бы царю богатыря. В традиционном обществе, и в родовом и в христианском, деторождение считалось основной ценностью, никак не сравнимой с ценностью пиров или драгоценными одеяниями.
Царь берет в жены третью девицу, первую берет во дворец в качестве поварихи, а вторую – в качестве ткачихи. Царь уходит на войну, у царицы через 9 месяцев рождается необыкновенный сын. И вот тут повариха с ткачихой расставляют свои коварные сети, чтобы погубить ненавистную царицу с ее сыном. Замурованные в бочке царица и царевич приплывают на чудесный остров, который становится их новым домом. И что бы ни делали впоследствии злые повариха с ткачихой, чтобы обманывать царя, все их козни и хитрости не достигают своей цели, — с помощью царевны Лебедя, которую он спас, царевич Гвидон получает все чудеса света, и волшебную белочку, и тридцать трех богатырей, и саму царевну Лебедь в качестве жены. Царь Салтан приезжает посмотреть на все эти чудеса и находит свою жену и сына живыми и невредимыми. Тут, конечно, пир на весь мир и даже повариха с ткачихой великодушно прощены.
Читая «Сказку о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», следует обратить внимание на выразительные женские образы — мать Гвидона и царевну Лебедь; на сыновнюю заботу о матери; на верность и преданность любящих сердец.
Зависть и ложь сестер и бабки Бабарихи привели к страданиям и трудностям царицы и ее сына, но, как и полагается в сказке для детей Пушкина, побеждает любовь и прощение.
Не стоит верить никому на слово, ведь злые помыслы недругов могут испортить жизнь и привнести в нее много неприятных и неправильных решений.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Чудесная «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» создана на фоне интересных жизненных обстоятельств Пушкина, – в ту пору поэт был горячо влюблен и сватался к Н. Гончаровой. Не ошибемся, если скажем, что все те положительные качества, которыми писатель наделил царевну, присущи были его невесте.
Царевна прекрасна собой, она не белоручка, — в терему у семи богатырей она все хозяйство взяла на свои плечи, она скромна, «тиха», верна царевичу Елисею. Ей противостоит царица-мачеха, которая хоть и красива внешне, но имеет гордый, злобный и завистливый характер. Основным ее занятием является самолюбование, «самоистуканство». Царевич Елисей воплощает собой верность. Он похож на богатыря, который ради поиска любимой, бесстрашно отправляется на край света и на равных обращается со стихиями – Солнцем, Месяцем, Ветром. Добро и любовь побеждает: Елисей находит царевну, разбивает хрустальный гроб, и царевна оживает. Зло наказано: царица-мачеха умирает от злобы и зависти.
Сюжетная основа этой сказки для детей Пушкина созвучна со многими другими сказками мировой литературы. Анализируя её, ребенок сможет сопоставить сюжеты других сказок, найти сходства и различия.
В «Сказке о мертвой царевне» Пушкин ведет историю о победе верности и добродетели над гордыней и злобой.
Скромная красавица-царевна мешает жить коварной и тщеславной царице. Все попытки извести молодую соперницу не могут привести к требуемому результату. Ведь в помощниках у справедливости и природа, к которой обращается за советом Елисей, и сила богатырей, по-джентльменски отнесшихся к случайно забредшей к ним красавице. Долгая история заканчивается счастливо и это характерно для любой детской сказки Пушкина.
«Сказка о золотом петушке»
Чему учит сказка о Золотом петушке?
История про царя Дадона учит детей держать свое слово даже тогда, когда совсем не хочется платить по счетам, и формирует сознание того, что за любые свои поступки рано или поздно придется отвечать.
Главному герою предлагается помощь, взамен на ответную услугу в будущем. Царь с радостью принимает подарок, не думая, чем ему это может обернуться. А задуматься стоило, ведь неизвестно, что в дальнейшем могут потребовать за оказанное одолжение. Эта беспечность обошлась ему дорого, так как сдержать слово, данное мудрецу он не смог. Мораль такова: не давай обещаний, если не знаешь, сможешь ли сдержать обещание, а если уж дал слово – то держи его.
«Руслан и Людмила»
Сказочная поэма «Руслан и Людмила» погружает маленького читателя в загадочный мир древней истории и знакомит с понятием рыцарство.
Торжество благородства и добра над лживостью, трусостью, предательством воспитает лучшие нравственные качества в личности маленького читателя.
«Жених»
Малоизвестная сказка-баллада «Жених» предназначена для более старших детей. Это произведение знакомит юных читателей с народными песнями и самим обрядом свадьбы. Своеобразный жанр произведения раскрывает коварную сущность жениха-злодея и духовную победу невесты Наташи над ним.
С другими произведениями поэта дети будут знакомиться на всем протяжении образовательного процесса, но только о сказках Пушкина, прочитанных в раннем детстве, не забудут уже никогда. Они помогут постичь философию и значимость поэтического наследия великого поэта. Очень важно дать возможность ребенку нарисовать героев сказок, организовать инсценирование небольших отрывков. Это способствуют развитию фантазии, способности к рисованию и актерскому мастерству.
В заключение важно отметить, что литературные сказки Пушкина являются неотделимой частью не только национальной и мировой литературы, но и представляют целый пласт культурного наследия нашей страны. Персонажи, символы, сюжетные линии сказок, ставшие афористичными, часто встречаются в других литературных произведениях, а также в повседневной жизни.
Счастливы те детки, которым еще предстоит открывать мир пушкинских сказок, входить в неведомую страну, где «У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом».
Сказки Пушкина для детей — поистине кладезь народной мудрости. Они должны занять достойное место не только на книжной полке, но и в сердце каждого ценителя русской литературы.
Викторина для детей на тему — Сказки А.С. Пушкина