0
Какое волшебство есть в сказке Царевна-лягушка?
Какое волшебство есть в сказке Царевна-лягушка?
Какие волшебные действия есть в сказке Царевна-лягушка?
3 ответа:
2
0
- Превращение Василисы в лягушку и лягушки в Василису.
- Остатки еды, которые Василиса-Прекрасная бросала себе в рукава во время пира, потом во время танца и взмаха рук превращались в дивные картины-видения.
- Смерть Кощея заключенная в иголке.
1
0
В сказке «Царевна-лягушка» волшебство встречается многократно.
- Разговаривающая лягушка, становящаяся Василисой Премудрой время от времени — главное чудо.
- Чудесное выполнение Василисой царских поручений: выпекание хлеба, шитьё рубашки, изготовление ковра и т.д.
- Танец Василисы на приёме у царя, целое шоу из спрятанных в рукава костей и вина.
- Говорящие животные в лесу — медведь, заяц, селезень, помогающие Ивану, когда он пошел искать Василису.
- Волшебный дуб с сундуком, в котором Кощеева смерть в яйце, яйцо в утке, а утка — в зайце.
- Волшебная игла, сломав которую, можно убить Бессмертного Кощея.
1
0
Волшебство — использование арткфакторики. Это что-то типа волшебной палочки, все волшебники артефакторы, работали с энергетикой только с помощью ими созданного Артефакта.
Ответ: в данной сказке нет ни одного применения артефакта, а значит и нет возможности говорить о применении волшебства. Магия (энергетика) применялась, волшебство — нет.
Читайте также
Есть истории, когда злых джинов заманивали в бутылки или кувшины и, запечатав их горлышко, выбрасывали в море. Джин не мог выбраться из закрытого сосуда. Такова, видимо, была особенность джинов.
А вот лампа — другое дело. Она имела два отверстия — в длинном носике, через него проходил фитиль и отверстие сверху, закрываемое крышкой, через которое заливалось масло. Лампу, видимо, нельзя было никак наглухо запечатать, закрыв там джина. Потому лампа идеально подходила для него. Ну, и материализация джина происходила через пламя и дым, как раз специфика лампы.
Думаю, так.
Сказки в моей жизни занимают верхние строчки в моей жизни. Сам вырос на сказках. Читал их и в школе и на досуге, и сейчас каждый вечер читаю свои детям. Ведь без сказок жить нельзя. В них заложена вся энергетика русского народа. На сказках люди учатся, познают себя и окружающий мир. Незря очень-очень давно начали сочинять и рассказывать сказки. С тех давних пор и пошло выражение «Сказка лож, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Сказка «Царевна-Лягушка» является типичной русской народной сказкой и потому в отличии от авторских сказок дошла до нас в нескольких вариантах записи. Отсюда появляются и небольшие различия в деталях зачина этой сказки, хотя общий смысл ее зачина сохраняется. Он состоит в том, что царь имея трех сыновей решил их женить — это краткое содержание зачина сказки «Царевна-лягушка».
Теперь разберем конкретные примеры зачинов этой сказки в разных вариантах.
В наиболее распространенном варианте мы видим следующий зачин:
В сказке в обработке Афанасьева мы встречаем несколько иной зачин, прежде всего стилистически:
И наконец в еще одном варианте сказки мы встречаем уже такой зачин:
Сказка царевна лягушка о что не все является на самом деле таким каким видится на певрый взгляд, также о человеческой глупости и доброте.
Главными героями сказки являются Иван-царевич и Василиса Премудрая-она же лягушка.
Как охарактеризовать царевича? Иван — царевич человек молодой, не очень уверенный в себе, иначе бы выбором супруги занимался самостоятельно, уважающий родителей либо не имеющий своего мнения, поэтому соглашается на предложение отца отправится за стрелой в столь важном вопросе, (но лучше считать уважающий родителей). Также он зависим от мнения окружающих, об этом говорит его крайняя растроенность по поводу нахождения стрелы у лягушки, он боится осуждения окружающих, потому и не хочет везти на пир жену-лягушку и сомневается в ее качествах хозяйки, когда царь-отец дает задания испечь пирог и соткать ковер или сшить рубашку(в разных источниках). Также его можно характеризовать как человека нерассудительного, действующего сгоряга, не умеющего предвидеть результат иипоследствия своих действий — сжигает кожу лягушки предварительно с ней не обсудив и не подумав какие могут быть последствия. Также можно охарактеризовать как человека нерешительного, не ответственного, склонного к меланхолии-его действиями руководит супруга даже будучи лягушкой, на прямую говорит что делать, так как он не взял ответственность за свой выбор и не говорит лягушке что и как они будут делать и как поступать и как представлять свою семью в обществе, это должен был решить он. А он вместо этого начал плакать и кручинится-нетипично<wbr />е для мужчины поведение (в лучшем случае меланхолик). Но есть небольшое но в его пользу-обладатель доброго сердца и искренняя любвь к супруге. Именно любовь толкает его на далекие странствия-поиски, а доброе сердце на вежливое обращение со встречными(дед, баба-яга)и доброе отношение к встречающимся животным-не стал причинять им вред, но правда после просьбы последних. То что он не сумел вовремя ни зайца схватить, ни утку, ни яйцо — характеризует его как человека нерасторопного, вялого. А то что не вступил в прямую схватку с Кощеем как не сильного, бочщегося вступить в прямую схватку. Вобщем не повезло лягушке-царевне с супругом.
Волосы из бороды старика Хоттабыча не работают в том случае, если они намокнут, то есть в мокром состоянии волосы из бороды чудеса творить не умеют. Значит, волосы на бороде должны быть сухими. Достаточно вспомнить смешную сцену из кинофильма Старик Хоттабыч, который был снят а 1956 году, когда старик Хоттабыч сушит бороду полотенцем. Или вот эти строки из одноимённой книги Лазаря Лагина могут подтвердить мои слова:
Недаром же, даже есть такая фирма по производству махровых изделий, включая и полотенца, которая так и называется Старик Хоттабыч. Кстати говоря, изделия этой фирмы очень даже качественные — Старик Хоттабыч и здесь не подводит:-)
Анализ волшебной сказки «Царевна-Лягушка»
- Тип сказки: сказка является волшебной, т.к. в ней присутствуют повторные построенные элементы «Пустил брат стрелу…», «ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать.». Наличие начальной ситуации «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.». Наличие завязки, кульминации, развязки. Отлучка «Дети мои милые, возьмите себе по стрелке, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь». Наличие испытаний «Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Если б немножко ты подождал, я бы вечно была твоею; а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного». Обернулась белой лебедью и улетела в окно. Иван-царевич горько заплакал, помолился богу на все на четыре стороны и пошел куда глаза глядят. Шел он близко ли, далеко ли, долго ли, коротко ли — попадается ему навстречу старый старичок. Антагонист для героя его старшие братья. Наличие волшебных помощников: мамки-няньки, чудесные говорящие звери (медведь, заяц и щука); помощник-старичок, который подарил Ивану-царевичу путеводный клубок, Баба-яга, указавшая, местонахождение Василисы Премудрой и рассказала, как победить Кощея.
Главный герой: Иван-царевич и Василиса Премудрая.
Второстепенные герои: Царь, братья, Кощей Бессмертный.
2)
3) Композиция
Зачин: в некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.
Основная часть: отец даёт наказ сыновьям искать жён при помощи стрел; стрела Ивана-царевича достаётся лягушке.
Кульминация: Иван жёг лягушачью кожу, из-за этого Царевна-лягушка отправляется к Кощею Бессмертному.
Развязка: Иван достаёт и ломает иглу, в которой спрятана смерть Кощея.
Исход: После того они жили вместе и долго, и счастливо.
4) Художественное время и пространство сказки – смешанное
Стилистические формулы: утро вечера мудренее, как ни в сказке сказать ни пером описать.
Типы героев:
Василиса Премудрая-трудолюбивая, заботливая, добрая, красивая, думает не только о себе, но и о других.
Иван-царевич- смелый, добрый
5) Язык сказки:
Устойчивые выражения: После того они жили вместе и долго, и счастливо. Вот и сказке Царевна-лягушка конец, а кто слушал — молодец! Что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать!
Устаревшие слова: Аль, Почто так кручинен стал?
6) Нравственная проблема сказки: нельзя судить о человеке по внешнему виду, надо оценивать людей по их делам, по внутренним достоинствам. Никакие плохие поступки не остаются безнаказанными, не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
Сегодня
на уроке мы:
·
поговорим
о сказках как об особом жанре фольклора;
·
разберём
сказку «Царевна-лягушка».
Любите
ли вы сказки? Наверняка любите. Ещё совсем маленькими мы слушали сказки,
которые нам читали мамы, бабушки, воспитатели в детском саду. Теперь мы читаем
сами. Необычайный волшебный мир открывается перед нами, едва только мы
раскрываем книгу сказок и читаем: «В некотором царстве, в некотором
государстве…».
Что
же такое сказка? И зачем она нужна?
Мы
уже говорили о фольклоре и помним, что фольклор – это устное народное
творчество.
Сказка
– один из жанров фольклора. Это произведение, в котором есть
волшебство.
В
сказках интересно и увлекательно рассказывается о необыкновенных событиях.
Герои сказок могут то, чего не могут ни люди, ни животные в реальной жизни.
Сказки
не только развлекают – они ещё и учат. В сказках добрый, заботливый, щедрый
герой получает награду, а злой, завистливый, жадный и вредный обычно наказан.
Сюжеты
многих сказок схожи.
Трудолюбивая
и добрая падчерица есть в русских, английских, турецких сказках. Жадный хитрый
богач теряет своё имущество, если обижает честного работника, в сказках шведских,
греческих, афганских.
Японские,
ненецкие, индийские сказки учат трудолюбию, уважению к старшим, заботе о слабых
и беспомощных.
«Сказка
– ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», – писал Александр Сергеевич
Пушкин. В сказках действительно есть «урок»: как поступить, какой выбор
сделать, сторону какого героя принять?
Сказки
народов мира похожи не только по сюжетам, но и по построению. Сказки состоят из
трёх частей.
Какие
сказки вы любите больше? Кому-то нравятся сказки о животных. Кому-то – о
принцах и принцессах. А кому-то – о находчивых крестьянах, которые ловко
обводят помещиков вокруг пальца!
Сказки
так разнообразны, правда?
Именно
поэтому все сказки условно делят на три группы: бытовые сказки, сказки о
животных и волшебные сказки.
В
бытовых сказках говорится о простых людях – крестьянах, ремесленниках,
солдатах и так далее. Обычно это весёлые и даже озорные сказки. Они высмеивают
плохое в человеке: жадность, грубость, зависть, злобу, мстительность. А
смелостью, добротой, находчивостью, бескорыстием восхищаются.
Сказки
о животных тоже чаще всего весёлые. Действуют в них звери и
птицы, но ведут они себя так же, как и люди. Смешные или же опасные ситуации, в
которые животные попадают, бывают вызваны их отрицательными чертами характера:
излишним самомнением, трусостью, глупостью, жадностью.
Волшебные
сказки – самые необычные. В них есть необыкновенные
приключения, волшебство; трудности, которые герой должен преодолеть; волшебные
предметы, дающие власть и богатство; невиданные существа…
Русские
народные сказки в этом смысле ничем не отличаются от сказок народов мира. Есть
в них и условленный зачин, и обычная концовка; и деление на виды тоже есть.
Но
есть и своеобразие: определённые обращения и описания предметов. «Красно
солнышко», «добрый молодец», «путь-дороженька», «родимый батюшка», «трава шелковая».
Особенно
это заметно в волшебных сказках. Вот одной из таких увлекательных,
интересных сказок и является русская народная сказка «Царевна-лягушка». Её
очень любили и рассказывали по всей Руси, иногда немного меняя сюжет.
Существует более 20 вариантов этой сказки! Известные художники не только делали
иллюстрации к сказке, но даже писали картины.
Почему
же мы говорим, что «Царевна-лягушка» − волшебная сказка? Потому что в ней
есть превращения, волшебные предметы, волшебство, добрые и злые существа,
говорящие звери. Герою предстоит пройти немалые испытания, пока он добьётся
своей цели.
Давайте поподробнее посмотрим сначала
на героев этой сказки.
Главный герой – Иван-царевич,
царский сын.
В сказках главным героем часто
становится самый младший из сыновей. Иван-царевич – герой, конечно,
положительный.
Иван-царевич – послушный сын: он
женится на той, кого выбрал по воле отца. Он не отвечает на насмешки братьев. И
ни разу ни в чём не упрекает свою неказистую супругу. В нём привлекает и его
упорство, доброта по отношению к животным во время путешествия, и желание во
что бы то ни стало вернуть жену.
Василиса Премудрая – тоже героиня многих русских
сказок.
Она мудра, добра и готова во всём
помочь Ивану. Кроме того, она ещё и волшебница: может соткать за одну ночь
ковёр или выпечь ковригу хлеба небывалой красоты.
Иван-царевич
и Василиса Премудрая заключают в себе лучшие черты русского народа. Они добры,
приветливы со всеми, всё умеют, не боятся трудностей, верны своей любви.
Положительным героям в сказках
противопоставляются отрицательные герои. Кажется, что здесь это – Кощей
Бессмертный и Баба Яга… но давайте сначала поговорим о братьях Ивана. Ведь
очень часто в сказках отрицательными персонажами являются – братья и сёстры.
Братья
Ивана-царевича насмехаются над младшим братом, хотя им самим гордиться нечем:
их жёны ничего не умеют. Но именно от зависти братья и высмеивают Ивана.
Да и жёны братьев под стать своим мужьям.
Они глупы и завистливы. Сами ничего не умеют. Могут только подражать, не
задумываясь о том, для чего что делается. Поэтому царь и прогоняет их с глаз
долой.
Кроме
обычных людей, в любой волшебной обязательно есть волшебные герои. Они могут
быть добрыми или злыми, помогать главному герою или вредить ему. В сказке
«Царевна-лягушка» это старичок, баба-яга и Кощей Бессмертный.
При
этом Кощей Бессмертный всегда герой отрицательный: он злой, беспощадный, его не
могут тронуть ни просьбы, ни слёзы.
В сказке «Царевна-лягушка» сам Кощей
не появляется – о нём узнаём из рассказа старичка и бабы-яги. Но от этого
характер Кощея не меняется: даже родной дочери он не может простить того, что
она оказалась умнее и талантливее его, и превращает её в лягушку.
Баба-яга тоже обычно персонаж совсем
не добрый. Но иногда она помогает главному герою. Помогает она и
Ивану-царевичу.
Старичок на первый взгляд кажется
обычным. Но при этом он знает много больше того, что известно простому
человеку. И даже даёт Ивану-царевичу волшебный клубок.
В
сказках очень распространены моменты, когда герой встречает как будто обычного
путника, или старичка, или даже нищего, а тот открывает ему будущее или
помогает. Эти мотивы пришли в сказки из мифов, где под видом путников или нищих
простым смертным встречались ангелы, волшебники и даже боги.
А
как же волшебные предметы? Клубок не единственный волшебный предмет в
сказке. Лягушечья кожа, избушка на курьих ножках, волшебная игла в волшебном
яйце, волшебный дуб – это обычные атрибуты волшебной сказки. Даже кости лебедя,
съеденного на пиру, и остатки недопитого вина при волшебстве Василисы Премудрой
становятся озером и живыми лебедями.
Эти лебеди появляются волшебством и
исчезают после танца Василисы. А вот медведь, заяц, селезень и щука вполне
реальны. Волшебное в них то, что они понимают человеческую речь и сами говорят.
Они помогают Ивану-царевичу в благодарность за его доброту. Есть в сказке и
двое по-настоящему волшебных животных: заяц и утка из ларца.
Итак,
в сказке есть и волшебные предметы, и волшебные помощники главного героя. И,
конечно, волшебная сказка не может обойтись без волшебства и чудес. Лягушка
превращается в девушку, кости и вино превращаются в озеро с лебедями, клубочек
не просто разматывается, а ведёт в определённом направлении. Избушка может
менять своё положение, железные хлебы оказываются съедобными, сломанная игла
убивает злодея.
Сказка
«Царевна-лягушка» во многом схожа с другими волшебными сказками.
Например, в ней повторяется число три, которое считалось священным.
В
этой сказке у царя три сына, на третий день нашёл Иван-царевич свою стрелу, три
задания даёт сыновьям отец, три железных хлеба съесть и три пары железных сапог
износить должен Иван-царевич, три года обречена быть лягушкой Василиса
Премудрая, три дня оставалось до снятия заклятья.
Почти
во всех волшебных сказках главный герой отправляется искать свою похищенную
любимую. Иван-царевич тоже отправляется в дальний путь на поиски Василисы. Путь
главному герою указывает обычно кто-то старый – старичок или старушка, чаще
всего за его доброту и помощь.
Как
видим, в сказке «Царевна-лягушка» много общего с другими волшебными сказками.
Она и построена по всем правилам:
Зачин
– «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него
три сына».
Основное
действие – все приключения Ивана-царевича.
Концовка
– «И стали они жить дружно, в любви и согласии».
Но
есть в этой сказке то, что отличает её от других волшебных сказок.
Василиса
похищена не потому, что просто понравилась Кощею, а потому, что Иван сжёг
лягушечью кожу. В этом его упрекает сама Василиса и старичок в лесу. Именно
из-за этого необдуманного поступка он и должен отправляться в долгий тяжёлый
путь.
Какие
же «уроки» даёт нам сказка «Царевна-лягушка»?
Будь
добрым с другими – и с тобой будут добры.
Перед
тем, как что-то сделать, подумай: а стоит ли это делать.
Никогда
не суди по внешнему виду. Ведь болотная лягушка оказалась царевной – красивой,
умной, умелой.
А
теперь давайте вспомним, что же мы узнали нового сегодня:
·
Сказка
– один из жанров фольклора, в ней есть волшебство.
·
Сказки
имеют общую структуру: зачин, развитие сюжета, концовку.
·
Все
сказки условно делятся на три группы: волшебные сказки, бытовые сказки, сказки
о животных.
·
Сказка
«Царевна-лягушка» волшебная сказка, так как в ней есть все атрибуты
волшебных сказок: волшебство, превращения, волшебные существа, говорящие
животные, волшебные предметы.
·
Сказка
«Царевна-лягушка» учит доброте, хорошему отношению к любому существу,
скромности.