Волшебство в сказке царевна лягушка


0

Какое волшебство есть в сказке Царевна-лягушка?

Какое волшебство есть в сказке Царевна-лягушка?

Какие волшебные действия есть в сказке Царевна-лягушка?

3 ответа:



2



0

  1. Превращение Василисы в лягушку и лягушки в Василису.
  2. Остатки еды, которые Василиса-Прекрасная бросала себе в рукава во время пира, потом во время танца и взмаха рук превращались в дивные картины-видения.
  3. Смерть Кощея заключенная в иголке.



1



0

В сказке «Царевна-лягушка» волшебство встречается многократно.

  1. Разговаривающая лягушка, становящаяся Василисой Премудрой время от времени — главное чудо.
  2. Чудесное выполнение Василисой царских поручений: выпекание хлеба, шитьё рубашки, изготовление ковра и т.д.
  3. Танец Василисы на приёме у царя, целое шоу из спрятанных в рукава костей и вина.
  4. Говорящие животные в лесу — медведь, заяц, селезень, помогающие Ивану, когда он пошел искать Василису.
  5. Волшебный дуб с сундуком, в котором Кощеева смерть в яйце, яйцо в утке, а утка — в зайце.
  6. Волшебная игла, сломав которую, можно убить Бессмертного Кощея.



1



0

Волшебство — использование арткфакторики. Это что-то типа волшебной палочки, все волшебники артефакторы, работали с энергетикой только с помощью ими созданного Артефакта.

Ответ: в данной сказке нет ни одного применения артефакта, а значит и нет возможности говорить о применении волшебства. Магия (энергетика) применялась, волшебство — нет.

Читайте также

Есть истории, когда злых джинов заманивали в бутылки или кувшины и, запечатав их горлышко, выбрасывали в море. Джин не мог выбраться из закрытого сосуда. Такова, видимо, была особенность джинов.

А вот лампа — другое дело. Она имела два отверстия — в длинном носике, через него проходил фитиль и отверстие сверху, закрываемое крышкой, через которое заливалось масло. Лампу, видимо, нельзя было никак наглухо запечатать, закрыв там джина. Потому лампа идеально подходила для него. Ну, и материализация джина происходила через пламя и дым, как раз специфика лампы.

Думаю, так.

Сказки в моей жизни занимают верхние строчки в моей жизни. Сам вырос на сказках. Читал их и в школе и на досуге, и сейчас каждый вечер читаю свои детям. Ведь без сказок жить нельзя. В них заложена вся энергетика русского народа. На сказках люди учатся, познают себя и окружающий мир. Незря очень-очень давно начали сочинять и рассказывать сказки. С тех давних пор и пошло выражение «Сказка лож, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Сказка «Царевна-Лягушка» является типичной русской народной сказкой и потому в отличии от авторских сказок дошла до нас в нескольких вариантах записи. Отсюда появляются и небольшие различия в деталях зачина этой сказки, хотя общий смысл ее зачина сохраняется. Он состоит в том, что царь имея трех сыновей решил их женить — это краткое содержание зачина сказки «Царевна-лягушка».

Теперь разберем конкретные примеры зачинов этой сказки в разных вариантах.

В наиболее распространенном варианте мы видим следующий зачин:

fWeJBRoQl8GtqGImCi73F8peRCQkxFXa.png

В сказке в обработке Афанасьева мы встречаем несколько иной зачин, прежде всего стилистически:

1mCl4VF4NZkKO37h7xvH0yKlJDOvCtH.png

И наконец в еще одном варианте сказки мы встречаем уже такой зачин:

P5EhHfZre6XzkMGwPeECBw6VEZASY1.png

Сказка царевна лягушка о что не все является на самом деле таким каким видится на певрый взгляд, также о человеческой глупости и доброте.

Главными героями сказки являются Иван-царевич и Василиса Премудрая-она же лягушка.

Как охарактеризовать царевича? Иван — царевич человек молодой, не очень уверенный в себе, иначе бы выбором супруги занимался самостоятельно, уважающий родителей либо не имеющий своего мнения, поэтому соглашается на предложение отца отправится за стрелой в столь важном вопросе, (но лучше считать уважающий родителей). Также он зависим от мнения окружающих, об этом говорит его крайняя растроенность по поводу нахождения стрелы у лягушки, он боится осуждения окружающих, потому и не хочет везти на пир жену-лягушку и сомневается в ее качествах хозяйки, когда царь-отец дает задания испечь пирог и соткать ковер или сшить рубашку(в разных источниках). Также его можно характеризовать как человека нерассудительного, действующего сгоряга, не умеющего предвидеть результат иипоследствия своих действий — сжигает кожу лягушки предварительно с ней не обсудив и не подумав какие могут быть последствия. Также можно охарактеризовать как человека нерешительного, не ответственного, склонного к меланхолии-его действиями руководит супруга даже будучи лягушкой, на прямую говорит что делать, так как он не взял ответственность за свой выбор и не говорит лягушке что и как они будут делать и как поступать и как представлять свою семью в обществе, это должен был решить он. А он вместо этого начал плакать и кручинится-нетипично­<wbr />е для мужчины поведение (в лучшем случае меланхолик). Но есть небольшое но в его пользу-обладатель доброго сердца и искренняя любвь к супруге. Именно любовь толкает его на далекие странствия-поиски, а доброе сердце на вежливое обращение со встречными(дед, баба-яга)и доброе отношение к встречающимся животным-не стал причинять им вред, но правда после просьбы последних. То что он не сумел вовремя ни зайца схватить, ни утку, ни яйцо — характеризует его как человека нерасторопного, вялого. А то что не вступил в прямую схватку с Кощеем как не сильного, бочщегося вступить в прямую схватку. Вобщем не повезло лягушке-царевне с супругом.

Волосы из бороды старика Хоттабыча не работают в том случае, если они намокнут, то есть в мокром состоянии волосы из бороды чудеса творить не умеют. Значит, волосы на бороде должны быть сухими. Достаточно вспомнить смешную сцену из кинофильма Старик Хоттабыч, который был снят а 1956 году, когда старик Хоттабыч сушит бороду полотенцем. Или вот эти строки из одноимённой книги Лазаря Лагина могут подтвердить мои слова:

PQwUztAKqzs5VvIIL8eiWuAnoB2nTxkL.png

Недаром же, даже есть такая фирма по производству махровых изделий, включая и полотенца, которая так и называется Старик Хоттабыч. Кстати говоря, изделия этой фирмы очень даже качественные — Старик Хоттабыч и здесь не подводит:-)

Анализ волшебной сказки «Царевна-Лягушка»

  1. Тип сказки: сказка является волшебной, т.к. в ней присутствуют повторные построенные элементы «Пустил брат стрелу…», «ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать.». Наличие начальной ситуации «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.». Наличие завязки, кульминации, развязки. Отлучка «Дети мои милые, возьмите себе по стрелке, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь». Наличие испытаний «Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Если б немножко ты подождал, я бы вечно была твоею; а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного». Обернулась белой лебедью и улетела в окно. Иван-царевич горько заплакал, помолился богу на все на четыре стороны и пошел куда глаза глядят. Шел он близко ли, далеко ли, долго ли, коротко ли — попадается ему навстречу старый старичок. Антагонист для героя его старшие братья. Наличие волшебных помощников: мамки-няньки, чудесные говорящие звери (медведь, заяц и щука); помощник-старичок, который подарил Ивану-царевичу путеводный клубок, Баба-яга, указавшая, местонахождение Василисы Премудрой и рассказала, как победить Кощея.

Главный герой: Иван-царевич и Василиса Премудрая.

Второстепенные герои: Царь, братья, Кощей Бессмертный.

2)

3) Композиция

Зачин: в некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.

Основная часть: отец даёт наказ сыновьям искать жён при помощи стрел; стрела Ивана-царевича достаётся лягушке.

Кульминация: Иван жёг лягушачью кожу, из-за этого Царевна-лягушка отправляется к Кощею Бессмертному.

Развязка: Иван достаёт и ломает иглу, в которой спрятана смерть Кощея.

Исход: После того они жили вместе и долго, и счастливо.

4)  Художественное время и пространство сказки – смешанное

Стилистические формулы: утро вечера мудренее, как ни в сказке сказать ни пером описать.

Типы героев:

Василиса Премудрая-трудолюбивая, заботливая, добрая, красивая, думает не только о себе, но и о других.

Иван-царевич- смелый, добрый

5) Язык сказки:

Устойчивые выражения: После того они жили вместе и долго, и счастливо. Вот и сказке Царевна-лягушка конец, а кто слушал — молодец! Что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать!

Устаревшие слова: Аль, Почто так кручинен стал?

6) Нравственная проблема сказки: нельзя судить о человеке по внешнему виду, надо оценивать людей по их делам, по внутренним достоинствам. Никакие плохие поступки не остаются безнаказанными, не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Сегодня
на уроке мы:

·    
поговорим
о сказках как об особом жанре фольклора;

·    
разберём
сказку «Царевна-лягушка».

Любите
ли вы сказки? Наверняка любите. Ещё совсем маленькими мы слушали сказки,
которые нам читали мамы, бабушки, воспитатели в детском саду. Теперь мы читаем
сами. Необычайный волшебный мир открывается перед нами, едва только мы
раскрываем книгу сказок и читаем: «В некотором царстве, в некотором
государстве…».

Что
же такое сказка? И зачем она нужна?

Мы
уже говорили о фольклоре и помним, что фольклор – это устное народное
творчество
.

Сказка
– один из жанров фольклора.
Это произведение, в котором есть
волшебство.

В
сказках интересно и увлекательно рассказывается о необыкновенных событиях.
Герои сказок могут то, чего не могут ни люди, ни животные в реальной жизни.

Сказки
не только развлекают – они ещё и учат. В сказках добрый, заботливый, щедрый
герой получает награду, а злой, завистливый, жадный и вредный обычно наказан.

Сюжеты
многих сказок схожи.

Трудолюбивая
и добрая падчерица есть в русских, английских, турецких сказках. Жадный хитрый
богач теряет своё имущество, если обижает честного работника, в сказках шведских,
греческих, афганских.

Японские,
ненецкие, индийские сказки учат трудолюбию, уважению к старшим, заботе о слабых
и беспомощных.

«Сказка
– ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», – писал Александр Сергеевич
Пушкин. В сказках действительно есть «урок»: как поступить, какой выбор
сделать, сторону какого героя принять?

Сказки
народов мира похожи не только по сюжетам, но и по построению. Сказки состоят из
трёх частей.

Какие
сказки вы любите больше? Кому-то нравятся сказки о животных. Кому-то – о
принцах и принцессах. А кому-то – о находчивых крестьянах, которые ловко
обводят помещиков вокруг пальца!

Сказки
так разнообразны, правда?

Именно
поэтому все сказки условно делят на три группы: бытовые сказки, сказки о
животных и волшебные сказки
.

В
бытовых сказках говорится о простых людях – крестьянах, ремесленниках,
солдатах и так далее. Обычно это весёлые и даже озорные сказки. Они высмеивают
плохое в человеке: жадность, грубость, зависть, злобу, мстительность. А
смелостью, добротой, находчивостью, бескорыстием восхищаются.

Сказки
о животных
тоже чаще всего весёлые. Действуют в них звери и
птицы, но ведут они себя так же, как и люди. Смешные или же опасные ситуации, в
которые животные попадают, бывают вызваны их отрицательными чертами характера:
излишним самомнением, трусостью, глупостью, жадностью.

Волшебные
сказки
– самые необычные. В них есть необыкновенные
приключения, волшебство; трудности, которые герой должен преодолеть; волшебные
предметы, дающие власть и богатство; невиданные существа…

Русские
народные сказки в этом смысле ничем не отличаются от сказок народов мира. Есть
в них и условленный зачин, и обычная концовка; и деление на виды тоже есть.

Но
есть и своеобразие: определённые обращения и описания предметов. «Красно
солнышко», «добрый молодец», «путь-дороженька», «родимый батюшка», «трава шелковая».

Особенно
это заметно в волшебных сказках. Вот одной из таких увлекательных,
интересных сказок и является русская народная сказка «Царевна-лягушка». Её
очень любили и рассказывали по всей Руси, иногда немного меняя сюжет.
Существует более 20 вариантов этой сказки! Известные художники не только делали
иллюстрации к сказке, но даже писали картины.

Почему
же мы говорим, что «Царевна-лягушка» − волшебная сказка? Потому что в ней
есть превращения, волшебные предметы, волшебство, добрые и злые существа,
говорящие звери. Герою предстоит пройти немалые испытания, пока он добьётся
своей цели.

Давайте поподробнее посмотрим сначала
на героев этой сказки.

Главный герой – Иван-царевич,
царский сын.

В сказках главным героем часто
становится самый младший из сыновей. Иван-царевич – герой, конечно,
положительный.

Иван-царевич – послушный сын: он
женится на той, кого выбрал по воле отца. Он не отвечает на насмешки братьев. И
ни разу ни в чём не упрекает свою неказистую супругу. В нём привлекает и его
упорство, доброта по отношению к животным во время путешествия, и желание во
что бы то ни стало вернуть жену.

Василиса Премудрая – тоже героиня многих русских
сказок.

Она мудра, добра и готова во всём
помочь Ивану. Кроме того, она ещё и волшебница: может соткать за одну ночь
ковёр или выпечь ковригу хлеба небывалой красоты.

Иван-царевич
и Василиса Премудрая заключают в себе лучшие черты русского народа. Они добры,
приветливы со всеми, всё умеют, не боятся трудностей, верны своей любви.

Положительным героям в сказках
противопоставляются отрицательные герои. Кажется, что здесь это – Кощей
Бессмертный и Баба Яга… но давайте сначала поговорим о братьях Ивана. Ведь
очень часто в сказках отрицательными персонажами являются – братья и сёстры.

Братья
Ивана-царевича насмехаются над младшим братом, хотя им самим гордиться нечем:
их жёны ничего не умеют. Но именно от зависти братья и высмеивают Ивана.
  

Да и жёны братьев под стать своим мужьям.
Они глупы и завистливы. Сами ничего не умеют. Могут только подражать, не
задумываясь о том, для чего что делается. Поэтому царь и прогоняет их с глаз
долой.

Кроме
обычных людей, в любой волшебной обязательно есть волшебные герои. Они могут
быть добрыми или злыми, помогать главному герою или вредить ему. В сказке
«Царевна-лягушка» это старичок, баба-яга и Кощей Бессмертный.

При
этом Кощей Бессмертный всегда герой отрицательный: он злой, беспощадный, его не
могут тронуть ни просьбы, ни слёзы.

В сказке «Царевна-лягушка» сам Кощей
не появляется – о нём узнаём из рассказа старичка и бабы-яги. Но от этого
характер Кощея не меняется: даже родной дочери он не может простить того, что
она оказалась умнее и талантливее его, и превращает её в лягушку.

Баба-яга тоже обычно персонаж совсем
не добрый. Но иногда она помогает главному герою. Помогает она и
Ивану-царевичу.

Старичок на первый взгляд кажется
обычным. Но при этом он знает много больше того, что известно простому
человеку. И даже даёт Ивану-царевичу волшебный клубок.

В
сказках очень распространены моменты, когда герой встречает как будто обычного
путника, или старичка, или даже нищего, а тот открывает ему будущее или
помогает. Эти мотивы пришли в сказки из мифов, где под видом путников или нищих
простым смертным встречались ангелы, волшебники и даже боги. 

А
как же волшебные предметы? Клубок не единственный волшебный предмет в
сказке. Лягушечья кожа, избушка на курьих ножках, волшебная игла в волшебном
яйце, волшебный дуб – это обычные атрибуты волшебной сказки. Даже кости лебедя,
съеденного на пиру, и остатки недопитого вина при волшебстве Василисы Премудрой
становятся озером и живыми лебедями.

Эти лебеди появляются волшебством и
исчезают после танца Василисы. А вот медведь, заяц, селезень и щука вполне
реальны. Волшебное в них то, что они понимают человеческую речь и сами говорят.
Они помогают Ивану-царевичу в благодарность за его доброту. Есть в сказке и
двое по-настоящему волшебных животных: заяц и утка из ларца.

Итак,
в сказке есть и волшебные предметы, и волшебные помощники главного героя. И,
конечно, волшебная сказка не может обойтись без волшебства и чудес. Лягушка
превращается в девушку, кости и вино превращаются в озеро с лебедями, клубочек
не просто разматывается, а ведёт в определённом направлении. Избушка может
менять своё положение, железные хлебы оказываются съедобными, сломанная игла
убивает злодея.

Сказка
«Царевна-лягушка» во многом схожа с другими волшебными сказками. 
Например, в ней повторяется число три, которое считалось священным. 

В
этой сказке у царя три сына, на третий день нашёл Иван-царевич свою стрелу, три
задания даёт сыновьям отец, три железных хлеба съесть и три пары железных сапог
износить должен Иван-царевич, три года обречена быть лягушкой Василиса
Премудрая, три дня оставалось до снятия заклятья.

Почти
во всех волшебных сказках главный герой отправляется искать свою похищенную
любимую. Иван-царевич тоже отправляется в дальний путь на поиски Василисы. Путь
главному герою указывает обычно кто-то старый – старичок или старушка, чаще
всего за его доброту и помощь.

Как
видим, в сказке «Царевна-лягушка» много общего с другими волшебными сказками.
Она и построена по всем правилам:

Зачин
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него
три сына»
.

Основное
действие
– все приключения Ивана-царевича.

Концовка
– «И стали они жить дружно, в любви и согласии».

Но
есть в этой сказке то, что отличает её от других волшебных сказок.

Василиса
похищена не потому, что просто понравилась Кощею, а потому, что Иван сжёг
лягушечью кожу. В этом его упрекает сама Василиса и старичок в лесу. Именно
из-за этого необдуманного поступка он и должен отправляться в долгий тяжёлый
путь.

Какие
же «уроки» даёт нам сказка «Царевна-лягушка»?

Будь
добрым с другими – и с тобой будут добры.

Перед
тем, как что-то сделать, подумай: а стоит ли это делать.

Никогда
не суди по внешнему виду. Ведь болотная лягушка оказалась царевной – красивой,
умной, умелой.

А
теперь давайте вспомним, что же мы узнали нового сегодня:

·    
Сказка
– один из жанров фольклора, в ней есть волшебство.

·    
Сказки
имеют общую структуру: зачин, развитие сюжета, концовку.

·    
Все
сказки условно делятся на три группы: волшебные сказки, бытовые сказки, сказки
о животных.

·    
Сказка
«Царевна-лягушка» волшебная сказка, так как в ней есть все атрибуты
волшебных сказок: волшебство, превращения, волшебные существа, говорящие
животные, волшебные предметы.

·    
Сказка
«Царевна-лягушка» учит доброте, хорошему отношению к любому существу,
скромности.

  • Волшебный клубок из какой сказки название
  • Волшебные ягоды сказка слушать
  • Волшебные числа в сказке золотой ключик
  • Волшебные числа в народных сказках
  • Волшебные цветы из сказок