Воображение для художника сочинение

Бачинин Владислав Аркадьевич, доктор социологических наук

Воображение — это продуктивная способность индивидуальной души, позволяющая творческой личности создавать представления, синтезировать сложные образные композиции двух видов — вольные аналоги существующих реалий и не имеющие аналогов в действительности.

Воображение — обязательное условие творческой деятельности в таких сферах культуры, как искусство, наука, метафизика. Художественное воображение составляет важнейший компонент художественного творчества. Фантазия поэта, писателя, живописца, скульптора, архитектора позволяет продуцировать художественные ценности, создавать произведения искусства.

Воображение дает художнику возможность ощутить вкус творческое свободы. С его помощью интересующая художника реалия окрашивается в такие тона, каких она, сама по себе, не имеет. Художник может поместить своего героя в контекст, более широкий, чем социальность и указать на существование дополнительных причинных зависимостей сверхсоциального, метафизического, универсального характера. Подобными приемами пользовались такие писатели-мыслители как У. Шекспир, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Ф. Кафка, А. Платонов, Дж. Оруэлл и др. Они умели искусно соотносить интересующие их социальные факты с метафизическими универсалиями и тем самым создавать эффект необычайной глубины проникновения в сущность человека и его отношений с миром.

Творческое воображение способно обнаруживать существование таких смысловых измерений, какие скрыты от обыденного сознания большинства людей. Вот характерный пример. Во времена Достоевского, в петербургской ночлежке умер нищий, некий Соловьев. В его лохмотьях обнаружили огромную сумму денег — полмиллиона рублей. Его тело хотели вскрывать, чтобы удостовериться в том, что он — сумасшедший. Ф. М. Достоевский на этот счет высказал свое мнение, утверждая, что Соловьев, конечно же, не был сумасшедшим и что, вообще, подобные тайны вскрытиями не разъясняются.

Творческое воображение писателя, оттолкнувшись от конкретного социального факта, возносится на высоту философских обобщений, где возникает впечатляющий смыслообраз нищего богача, человека-парадокса, человека-оксюморона, соединившего в себе несоединимое — страсть к деньгам и презрение ко всему, что они могут дать, вобравшего в себя максимальную меру возможного неразумия и столь же полную меру высшей мудрости. Вскрыть сущность этого парадокса смогло только творческое воображение гениального писателя, сумевшего достроить открывшуюся всем загадочную картину до необходимой смысловой полноты.

Аналогичный взлет творческого воображения, только в более значительном масштабе имел место в истории создания романа «Бесы». Достоевский, находясь за границей и располагая лишь самыми общими сведениями о политическом преступнике С. Нечаеве и убийстве им студента И. Иванова, как бы заново сотворил всю коллизию, сконструировал новый причинно-следственный каркас сложнейшей фабулы и, кроме того, поместил это воображаемое художественное целое в метафизический контекст, создав тем самым роман-пророчество, приподымавший завесу над будущей судьбой России.

Несмотря на ту чрезвычайно значительную роль, которую играет художественное воображение, оно является необходимым, но не достаточным условием творческого процесса. С особой отчетливостью это проявляется в сфере христианского искусства. Так, например, для художника-христианина, работающего над картиной, в центре которой изображение Христа, художественное воображение — только одна из составляющих той творческой силы, которая движет кистью живописца. Это отчетливо чувствовал А. А. Иванов во время работы над картиной «Явлением Мессии». Драматизм испытанных им творческих переживаний точно передал Н. В. Гоголь, лично общавшийся с художником. Значительная трудность заключалась в том, чтобы передать всю гамму человеческих чувств, испытываемых людьми, когда они впервые увидели в Иисусе давно ожидаемого Спасителя.

Гоголь усматривает прямую зависимость между творческим воображением художника-христианина и его верой, между состояниями его души и духа. Вывод напрашивается сам собой: роль первой скрипки в творческом процессе живописца-христианина принадлежит не душе и ее способности к воображению, а духу, его способности пребывать на должной высоте устремлений и поднимать до этого уровня силу творческого воображения.

Творческому духу отдельных художников присуща функция, которую иногда называют пророческой. Она представляет собой редко проявляющуюся способность проникать за пределы физических пространственно-временных измерений и усматривать события, которые скрыты от современников и откроются только лишь новым поколениям, спустя определенное время. В этом есть нечто, отдаленно напоминающее библейские книги пророков.

Последние оказали существенное влияние на развитие средневековой поэзии. Благодаря им сложился особый литературный жанр — пророческие речения. Их отличает поэтическая форма, повышенная эмоциональность высказываний, яркая метафоричность, использование контрастирующих, резко сменяющих друг друга образов, а также художественно-эстетических возможностей традиционных жанров — песен, притч, загадок. Впоследствии, в литературе нового времени, пророческие речения, исчезнувшие как целостный, самостоятельный жанр религиозной поэзии, сохранились в виде отдельных вкраплений в творческой практике отдельных поэтов и писателей, как правило, гениев, наделенных особой проницательностью, необычайно чуткой интуицией.

Среди русских художников к ним могут быть отнесены прежде всего М. Ю. Лермонтов и Ф. М. Достоевский. Если у Лермонтова, в силу краткости его жизненного пути, пророческий дар не успел развиться и проявиться в полной мере, то у Достоевского он обнаружился на самых разных уровнях его творческой жизни. Великий романист испытывал огромный интерес к проблеме объяснения причин разнообразных катастроф и преступлений, которые далеко не всегда поддавались объяснениям в духе прямолинейной причинной схематики. Эти затруднения заставляли Достоевского с большим вниманием относиться к различного рода предсказаниям и пророчествам.

Сохранился его черновой автограф записей, где содержались пространные рассуждения о том, что абсолютное большинство современных людей, в том числе самых образованных, верят в способность отдельных личностей к предсказаниям. В библиотеке писателя имелась книга Сведенборга «О небесах, о мире духов и об аде», изданная в 1863 г. в Лейпциге, в переводе А.Н. Аксакова. Он с большим вниманием относился к сведениям об известной вещунье Ленорман, предсказавшей декабристу С. И. Муравьёву-Апостолу совершенно, казалось бы, невероятную, смерть на виселице.

Проблема пророческой функции воображения, тесно связанная с образами библейских пророков, привлекала к себе композиторов XIX — XX вв. Так, Л. Керубини создал «Плач Иеремии» (1815), Ф. Лист — «Видение Иезекииля», К. Дебюсси — кантату «Даниил» (1884), Б. Мартину — ораторию «Пророчество Исайи» (1959).

Христианские отцы и учители церкви относились к воображению- фантазии, как правило, отрицательно. Они видели в нем источник образов, разжигающих страсти, препятствующих богопознанию и уводящих человека от Христа. Так, Григорий Синаит, рассуждая о молитвенной медитации, настаивал на том, что человеческий ум, погруженный в созерцательное состояние, должен стремиться к тому, чтобы в его внутреннем пространстве отсутствовали какие бы то ни было образы. В противном случае они будут служить помехой молитвенному общению христианина с Богом.

Однако, если говорить о художественном воображении, без участия которого невозможно развитие ни архитектуры, ни скульптуры, ни живописи, ни поэзии, то в классическом богословии жесткие выпады против него встречаются крайне редко.

Христианская мысль, Том VII

Прекрасно, что человек может создавать красивое творчество! В свой труд он вкладывает все свои душевные силы, вдохновение, трудолюбие, изобретательность, фантазию и воображение.

В творчестве рождаются великолепные шедевры. Эти произведения искусства украшают нашу жизнь красотой и гармонией. Самые гениальные из них — музыкальные и художественные произведения искусства. Их творят одарённые, творческие натуры. Воображение играет огромную роль в создании музыки, поэзии, живописи, скульптуры и архитектуры. Мастер создаёт в сознании образ, наделяет его определёнными качествами и воплощает в жизнь своего произведения, следуя воображаемому идеалу. Такое творчество расцветает на глазах, а духовный мир автора становится ещё богаче!

В своей поэзии Андрей Белый превозносил все живые существа и явления природы в единое космическое мироздание, передавая свои мысли, чувства, эмоции, ощущения в унисон с воображаемыми образами, сюжетами, эпизодами. Его стихотворение «Солнце», посвящённое К. Бальмонту — уникальное поэтическое произведение искусства, олицетворяющее жизненные цели своего поколения.

Художник — живописец Иван Шишкин обладал потрясающим природным воображением. Недаром его величали королём леса. Он знал в нём каждую тропинку, былинку и веточку. В юности его пленили Закамские леса, в которых он любил гулять. Там он давал волю своей фантазии и воображению. Один лишь взмах кистью, и на холсте появлялся удивительный пейзаж с соснами и медвежатами. Вечерами он сочинял и рассказывал сказки своей маленькой дочери о лесных обитателях. Его художественные произведения искусства блистательны и неповторимы!

Фортепианная музыка австрийского композитора Ф.П. Шуберта наполнена редкой красотой и романтизмом. У него рано проявились музыкальные способности. Он с вдохновением пел в церковном хоре, играл на скрипке и пианино. Благодаря своему гениальнейшему уму и развитому воображению Шуберт за один 1815 год написал большое количество музыкальных произведений во главе с мессами и струнным квартетом. В дальнейшем он ещё более плодотворно работал и творил непревзойдённые музыкальные произведения искусства.

Великие, выдающиеся таланты и современные авторы нашего века непостижимы в своём мастерстве! Многое зависит от их индивидуальных особенностей характера, отношения к жизни и миру, врождённых способностей. Они все творцы, создатели неземных чудес, поклонники муз и волшебники! Воображая, они делают жизнь ещё ярче, загадочней и интересней!!!

Как Вы понимаете значение слова ВООБРАЖЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что даёт человеку воображение?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Начало текста

(1)Артур Грэй родился капитаном, хотел быть им и стал им. (2)Его семья принадлежала к высшему обществу, была богата. (3)Родители потакали всем желаниям своего единственного сына.

Полный текст здесь

Образец сочинения-рассуждения на тему «Что даёт человеку воображение?»

Воображение – это замечательное качество, благодаря которому наша жизнь никогда не будет скучной и однообразной. Оно дает массу преимуществ человеку, который им обладает. Если у тебя есть фантазия и воображение, ты можешь стать великим писателем, поэтом, актером, художником, дизайнером и даже ученым.

На мой взгляд, воображение – это умение видеть жизнь в плоских предметах. А.С. Грин ярко подтверждает эту мысль в тексте. Артур Грэй, смотря на картину, представляет не просто корабль в море. Фантазия дорисовывает все, что остается «за кадром» – волны как будто обдают героя своими солеными брызгами. Он чувствует порывы шквалистого ветра на лице. А моряк, стоящий на палубе, – не просто статичная фигура. Он кричит, замечая свалившегося за борт человека. Внутри себя Артур Грэй слышит эхо, отдаваемые приказы и даже фразы на незнакомом языке.

Герой несколько раз возвращался к картине, висевшей над дверью библиотеки. Каждый раз она покоряла его воображение и становилась беседой души с жизнью.

Однако, воображение, как и медаль, имеет две стороны. Почему мы боимся спать без включенного света, идти по темной улице, видим несуществующих монстров под кроватью? Ответ один – во всем виновато наше богатое воображение.

Я считаю, что у меня тоже богатое воображение. Когда я читаю книгу, то мысленно представляю все происходящее с героями. Если я потом смотрю фильм, снятый на основе этого произведения, то, бывает, разочаровываюсь. В своем воображении я видел героев и пейзажи другими. Однако, я понимаю, что каждый человек обладает своей фантазией, непохожей на другие. Это потрясающе, потому что делает всех нас уникальными личностями.

Таким образом, воображение помогает нам, как и Артуру Грэю, обрести себя, лучше понять смысл жизни и проявить свое творчество.

Нашу коллекцию сочинений ОГЭ вы найдете здесь

Сочинение: Творческое воображение и фантазия

План:

1. Введение

2. Воображение и фантазия

2.1 Определение воображения

2.2 Воображение в творчестве

2.3 Условия работы актерского воображения

3. Заключение

1 . Введение

Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение.

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Если представить на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. Дети не услы­шали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения?

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способ­ности фантазировать у человека обедняется лич­ность, снижаются возможности творческого мышле­ния, гаснет интерес к искусству и науке.

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью вооб­ражения у нас формируется образ никогда не суще­ствовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Проще сказать — ли­шите человека фантазии, и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего ми­ра, самораскрытию и самосовершенствованию лично­сти, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

1. Воображение и фантазия

Воображение вообще, а творческое воображение в частности, играет важную роль во всех областях человеческой деятельности.

Творческая деятельность актера возникает и проходит на сцене в плоскости воображения, (сценическая жизнь создается фантазией, художественным вымыслом). «Пьеса, роль, — пи­шет К. С. Станиславский, — это вымысел автора, это ряд ма­гических и других «если бы», «предлагаемых обстоятельств», придуманных им…». Они-то и переносят, как на крыльях, ар­тиста из реальной действительности наших дней в плоскость воображения. И далее он указывает: «Задача артиста и его творческой техники заключается в том, чтобы превращать вы­мысел пьесы в художественную сценическую быль».

Автор любой пьесы очень многое не досказывает. Он мало говорит о том, что было с действующим лицом до начала пье­сы. Часто не ставит нас в известность о том, что делало дейст­вующее лицо между актами. Ремарки автор тоже дает лако­ничные (встал, ушел, плачет и т. д.). Все это надо дополнять артисту вымыслом, воображением. Поэтому чем больше разви­ты фантазия и воображение у артиста, утверждал Станислав­ский, тем шире в творчестве артист и тем глубже его творче­ство.

2.1 Определение воображения

Воображение — особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Прав был М. Горький, говоря, что «именно вымысел поднимает человека над животным», потому что только у человека, который, являясь существом общественным, преобразует мир, развивается подлинное воображение.

Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в окружении звезд и планет.

Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении представить полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой, еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли.

Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.

С.Л. Рубинштейн пишет: «Воображение — это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов».

Л.С. Выгодский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привносит новое в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ. Составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением».

Согласно Е.И. Игнатьеву, «основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление».

А «Философский словарь» определяет воображение как «способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений».

Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит воображение к формам чувственного отражения, другая же считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.

2.2 Воображение в творчестве

М. Чехов пишет о воображении следующее: «Продукты творческого воображения художника начинают действовать перед вашим зачарованным взором… ваши собственные представления становятся бледнее и бледнее. Ваши новые воображения более занимают вас, чем факты. Эти чарующие гости, которые появились здесь, теперь живут своими собственными жизнями и будят ваши ответные чувства. Они требуют, чтобы вы смеялись и плакали с ними. Подобно волшебникам, они вызывают в вас непобедимое желание стать одним из них. От пассивного состояния ума воображение поднимает вас к творческому».

Чтобы создать существенно новое, проникнуть в суть характера, сохранив то индивидуальное, что делает его живым, актер должен быть способен к обобщению, концентрации, к поэтической метафоре, к преувеличению выразительных средств. И ясно, что воспроизведение в воображении всех предлагаемых обстоятельств роли, пусть самое живое и полное, еще не создаст новую личность. Ведь нужно через пластический и темпо-ритмический рисунок действий, через своеобразие речи увидеть, понять, передать зрителю внутреннюю сущность нового человека, выявить его «зерно», объяснить сверхзадачу.

Рано или поздно в период работы над ролью в воображении актера возникает образ человека, которого предстоит играть. Одни, прежде всего «слышат» своего героя, другим представляется его пластический облик — в зависимости от того, какой тип памяти развит у актера лучше и какого рода представления у него богаче. В очищающей игре творческого воображения отсекаются излишние подробности, возникают единственно точные детали, определяется мера достоверности, сопутствующая самому смелому вымыслу, сопоставляются крайности и рождаются те неожиданности, без которых невозможно искусство.

Модель образа, сконструированная в воображении, динамична. В ходе работы она развивается, обрастает находками, дополняется все новыми красками. Как уже говорилось, важная особенность работы актера состоит в том, что плоды его фантазии реализуются в действии, приобретая конкретность в выразительных движениях. Актер все время воплощает найденное, и верно сыгранный отрывок, в свою очередь, дает толчок воображению. Образ, созданный воображением, воспринимается самим актером отстранено и живет как бы независимо от своего создателя. М.А. Чехов писал: «… вы не должны думать, что образы будут являться перед вами законченными и завершенными. Они потребуют немало времени на то, чтобы, меняясь и совершенствуясь, достичь нужной вам степени выразительности. Вы должны научиться терпеливо ждать… Но ждать, значит ли это пребывать в пассивном созерцании образов? Нет. Несмотря на способность образов жить своей самостоятельной жизнью, ваша активность является условием их развития».

Для того чтобы понять героя, надо, считает М.А. Чехов, задавать ему вопросы, но такие, чтобы внутренним зрением увидеть, как образ проигрывает ответы. Таким способом можно понять все особенности играемой личности. Конечно, для этого необходимо иметь гибкое воображение и высокий уровень внимания.

Соотношение двух описанных видов воображения может быть разным у разных актеров. Там, где актер шире использует свои собственные мотивы и характерные для него отношения, больший удельный вес в его творческом процессе занимает воображение предлагаемых обстоятельств и образ собственного «я» в новых условиях существования. Но в этом случае палитра личности актера должна быть особенно богата, а краски своеобразны и ярки, чтобы от роли к роли к ним не ослабевал интерес зрителя.

У актеров, владеющих секретом внутренней характерности, склонных к конструированию новой личности, преобладает иной тип воображения — творческое моделирование образа.

У Станиславского есть подтверждение этой мысли в дополнениях к главе «Характерность». Станиславский пишет о том, что существуют актеры, которые создают в своем воображении предлагаемые обстоятельства и доводят их до мельчайших подробностей. Они видят мысленно все то, что происходит в воображаемой жизни. Но есть и другой творческий тип актеров, которые видят не то, что вне их, не обстановку и предлагаемые обстоятельства, а тот образ, который они играют в соответствующей обстановке и предлагаемых обстоятельствах. Они видят его вне себя, копируя действия воображаемого персонажа.

Это не значит, конечно, что актер приходит на первую репетицию с уже сложившимся в воображении образом. Мышление актера работает по методу проб и ошибок, особое значение имеют процессы интуиции. Найденное актером как будто случайно, интуитивно оценивается им как единственно верное и служит мощным импульсом дальнейшей работы воображения.

Именно в этот период актеру нужно как можно более полное и живое представление себя в предлагаемых обстоятельствах. Только тогда его действия будут непосредственны и органичны.

Известно, что воображение себя в предлагаемых обстоятельствах роли есть обязательный начальный этап обучения в театральной школе. У ученика воспитывается умение естественно, органично и последовательно действовать «от себя» в любых вымышленных условиях. И соответственно тренируется воображение «обстоятельств действия». Это азбука актерского дела. Но подлинное мастерство перевоплощения приходит тогда, когда в соответствии с авторскими задачами, режиссерским решением и трактовкой самого актера рождается сценический характер — новая человеческая индивидуальность.

Если образ персонажа разработан в воображении художника достаточно подробно, если он, по выражению М. Чехова, «живет самостоятельной жизнью согласно жизненной и художественной правде», он воспринимается самим творцом-актером как живой человек. В процессе работы над ролью постоянно идет общение между художником и созданным в его воображении героем.

Подлинное понимание другого человека невозможно без сопереживания. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место. Подлинно чуткое и отзывчивое отношение к людям предполагает живое воображение» – писал Б.М. Теплов. Сопереживание возникает под воздействием образа «я в предлагаемых обстоятельствах».

Этот вид воображения характерен тем, что процесс мысленного воссоздания чужих чувств и намерений развертывается в ходе непосредственного взаимодействия человека с другим лицом. Деятельность воображения в этом случае протекает на основе прямого восприятия поступков, экспрессии, содержания речей, характера действий другого.

2.3 Условия работы актерского воображения

Можно предположить, что по той же схеме происходит взаимодействие актера с персонажем во время спектакля. Естественно, что для этого требуется высокий уровень воображения, особая профессиональная культура. Для достижения вершины актерского мастерства необходимы такие условия:

-во-первых, роль должна быть разработана в таких подробностях, чтобы жить своею, как бы особой жизнью в воображении художника;

-во-вторых, жизнь персонажа должна вызывать сопереживание самого актера и идентификацию с ролью;

-в-третьих, актер должен обладать высоким уровнем концентрации внимания, чтобы у него легко возникала творческая доминанта;

— в-четвертых, важна способность актера переживать предлагаемые обстоятельства, как реально существующие, жизненные. Чувство веры — профессионально важное свойство, которое помогает актеру сделать жизненные обстоятельства персонажа своими собственными.

Сценическое поведение определяется сопереживанием не реальному, как в жизни, партнеру по общению, а тому опорному образу-персонажу, который родился в творческом воображении в процессе освоения роли. Действия актера как эхо повторяют на сцене действия воображаемого лица. «Я» актера и «я» образа сливаются в этом своеобразном процессе общения в единое целое. Уже в работе воссоздающего воображения, как показали исследования О.И. Никифоровой, огромную роль играют интуитивные процессы. Так, по данным исследователя, при восприятии художественных текстов процесс воображения протекает, свернуто и неосознанно Образные представления связываются воображением с накопленными в опыте впечатлениями. При этом возникает эмоциональное переживание образов, они воспринимаются как живые, имеет место предвосхищение дальнейшего и сотворчество с автором.

Нечто подобное, вероятно, происходит в процессе сценического действия. Общение с образом по ходу спектакля идет свернуто и неосознанно, оставляя лишь уверенность в правильности рисунка действия. На языке сценического искусства эта интуитивная уверенность называется «чувством правды». Она определяет творческое самочувствие, дает ощущение свободы на сценической площадке, делает возможной импровизацию.

Таким образом, перевоплощение достигается в том случае, когда актер достаточно полно разрабатывает предлагаемые обстоятельства роли и зрительно-двигательные представления типа «я в предлагаемых обстоятельствах». Тем самым он как бы вспахивает почву, на которой должно взрасти зерно творческого замысла. Параллельно воссоздающему воображению работает воображение творческое, создающее обобщенный образ персонажа. И только во взаимодействии образа «я в предлагаемых обстоятельствах» и образа роли в процессе сценического действия возникает новая личность, выражающая определенную художественную идею.

Следовательно, актер «идет от себя» к образу, но и опорный образ, развиваясь, обрастая подробностями, становится все более «живым» в воображении и действиях на сцене, пока не произойдет слияние этих двух личностей — воображаемой и реальной.

3. Заключение

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.

От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и которое завершается формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла.

Как надо понимать фантазию и воображение в сценическом искусстве?

Фантазия — это мысленные представления, переносящие нас в исключительные обстоятельства и условия, которых мы не знали, не переживали и не видели, которых у нас не было и нет в действительности.

Воображение воскрешает то, что было пережито или видено нами, знакомо нам. Воображение может создать и новое пред­ставление, но из обычного, реального жизненного явления.

Как говорил Станиславский: «Воображение необходимо артисту не только для того, что­бы создавать, но и для того, чтобы обновлять уже созданное, истрепанное. Это делается с помощью введения нового вымыс­ла или отдельных частностей, освежающих его». Ведь в теат­ре придется играть каждую роль в спектакле десятки раз, и чтобы она не теряла своей свежести, трепетности — нужен но­вый вымысел воображения.

  • Вольф бирман зимняя сказка
  • Вольты как пишется сокращенно
  • Вольт суслов 50 рассказов о блокаде читать
  • Вольт сокращение как пишется
  • Вольт как пишется с большой буквы