Вопросы к сказке «Сивка-бурка»
На чтение 4 мин Обновлено 20 сентября, 2021
Викторина к сказке «Сивка-бурка» поможет составить 3,5 — 15 вопросов или тестов на литературное чтение для 3 класса. Сложные и интересные вопросы по содержанию сказки «Сивка-бурка» с ответами помогут запомнить материал.
Содержание
- Вопросы к сказке «Сивка-бурка» 3 класс
- Вопросы по содержанию сказки «Сивка-бурка» с ответами
- Тесты к сказке «Сивка-бурка»
Вопросы к сказке «Сивка-бурка» 3 класс
- Что посеял отец на свое поле в этой сказке?
- Кто выполнил поручение отца?
- Что взял с собой Иван-дурачок, когда отправился стеречь поле?
- Кто оказался вором?
- О чём попросил конь Иванушку?
- Что предложил конь за свою свободу?
- Где сидела царевна Елена Прекрасная?
- Что Иванушка снял с пальца царевны?
- Почему Иванушка перевязал руку?
- Чем закончилась сказка?
Ответы на вопросы «Сивка-бурка»
Вопросы по содержанию сказки «Сивка-бурка» с ответами
1. Почему главный герой имел прозвище «дурачок»?
2. Сколько у Ивана было братьев?
3. Кто истоптал поле пшеницы?
5. Кто положительный, а кто отрицательный герой в сказке «Сивка-Бурка»?
6. Какой персонаж тебе больше всего понравился?
7. Какие главные черты характера братьев?
9. Какое испытание придумал царь для женихов своей дочери?
10. Какие троекратные повторы в сказке «Сивка-бурка»?
Тесты к сказке «Сивка-бурка»
1.Сколько сыновей было у отца в сказке?
а) один б)три в)четыре
2.Как звали младшего сына?
а)Иван б) Емеля в)Семен
3.Что приказал сыновьям отец стеречь каждую ночь?
а) дом б)конюшню в)пшеницу
4. Что сделал Иванушка с вором?
а) Отпустил б) привел к отцу в)наказал
5.Какие слова звучат в той фразе, которой Иванушка вызывал Сивку-Бурку?
а) призываю тебя верный товарищ
б)стань передо мной, как лист перед травой
в) явись ко мне
6.Что нужно сделать в сказке, чтобы жениться на Елене Прекрасной?
а)Допрыгнуть на коне до ее окна б)победить дракона в) рассмешить ее
7.Что стало с Иванушкой-дурачком, когда он влез коню в правое ухо, а в левое вылез?
а) он сал невидимым
б)Он стал прекрасным молодцем
в) получил богатство
8.Какие грибы принёс Иванушка домой?
а)Мухоморы б)лисички в) белые
9.С какого раза Сивка-Бурка допрыгнул до окна царской дочки?
а) с первого б) со второго в)с третьего
10.Как царевна определила своего любимого в сказке Сивка-бурка?
а) по печати б)по шапке в)по коню
Ответы к тесту по сказке «Сивка-бурка»
Придумай вопросы по содержанию «Сивки-бурки» самостоятельно и поделись ими в комментариях, чтобы помочь другим ученикам.
? с. 35
Что же случится дальше? Сколько попыток допрыгнуть до окна в тереме сделает Иванушка? Какая по счёту попытка будет удачной? Почему ты так думаешь?
— Прочитайте небольшой фрагмент сказки, который подтвердит (или не подтвердит) ваши предположения, — сказала Евдокия Васильевна.
Надо обратить внимание на фразу «только на три бревна до царевны не допрыгнул». Число «3» — магическое в фольклоре большинства народов мира, и нетрудно догадаться, что Иванушка будет призывать на помощь своего волшебного союзника Сивку-бурку ещё два раза (всего — 3). Конечно же, как настоящий ГЕРОЙ волшебной сказки, он обязан справиться с задачей и допрыгнуть до окна в тереме, где находится Елена Прекрасная, однако сможет выполнить задуманное лишь с третьей попытки.
? с. 36
— А как же закончится эта сказка? — спросил Миша.
У тебя есть предположение? Выскажи его. А теперь прочитай финал сказки.
Пофантазируйте на счёт финала сказки: станет ли Сивка-бурка помогать Иванушке и дальше? Добудет ли Иванушка красавицу Елену для кого-нибудь из старших братьев? А может — для себя? Легко ли догадаться о счастливом конце сказки?
? с. 37
Почему сказка называется «Сивка-бурка»? Можно ли сказать, что Сивка-бурка — волшебный помощник героя? (Опиши его
внешний вид, его способности.) Какой признак тотемного животного в нём есть? (Обрати внимание на строчки, выделенные цветом.) Объясни, в какое ухо волшебного коня надо влезть и из какого вылезти, чтобы попасть из земного мира в волшебный. А чтобы вернуться?
Сивка-бурка — преданный друг и помощник Иванушки; с его помощью тот преодолевает все невзгоды и оказывается «не Иванушкой-дурачком, а молодец молодцом», поэтому сказка и называется «Сивка-бурка». Сивка-бурка — животное волшебное (обратите внимание на его описание: «одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»); разговаривает с Иванушкой человеческим голосом; имеет прозвище «вещая каурка» (вещий — то есть предвидящий, предсказывающий будущее).
Путешествия Ивана из правого в левое ухо Сивки-бурки сопровождаются яркими переменами во внешности: «Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать!», а в обратную сторону — делают его «по-прежнему Иванушкой-дурачком».
Сивка-бурка обладает признаками тотемного животного, совмещая черты, пусть и необычного, но коня и дракона: из ушей и ноздрей его «дым столбом валит и пламя пышет». На зов Ивана Сивка является как бы ниоткуда. Можно ли предположить, что, подобно дракону, он приходит из Подземного мира? Обсудите с детьми, каким образом Иван перемещается из своего привычного мира, где он Иванушка-дурачок, в мир, где он «молодец молодцом». Правое ухо волшебного коня — это вход и выход в земной мир, а его левое ухо — вход и выход в волшебный мир. Путешествие из правого уха налево приводит ГЕРОЯ в волшебное состояние и в волшебный мир; из левого же уха направо — возвращает к привычной жизни. Вспомните строки А . С . Пушкина «У лукоморья…»: «Идёт направо — песнь заводит // Налево — сказку говорит». «Ходить направо» означает делать и говорить правду (обычный мир); «ходить налево» — сочинять сказки (волшебный мир).
? с. 38
Можно ли выполнить задание Елены Прекрасной без волшебного помощника?
— Конечно, нет! — сказала Таня. — С волшебным-то помощником только в третий раз удалось допрыгнуть! На обычной лошади этого точно не сделаешь!
Ты соглашаешься с Таней?
Подумай: а важно ли для царевны то, что до ее окна нельзя допрыгнуть на обычном коне?
Подумайте, а знала ли царевна, что её задание для обычного человека (и обычного коня) невыполнимо? Какого жениха ждала Елена Прекрасная — обычного или обладающего волшебными способностями?
Как же царевна выбирает себе жениха? Что для неё самое главное: ум? красота? богатство? И ли то, что у него есть связь с волшебным миром?
Таким образом, главное качество для царевны — не ум, внешняя красота или богатство жениха, а его связь с волшебным миром.
Является ли Иванушка-дурачок настоящим ГЕРОЕМ волшебной сказки?
Выбери из характеристики ГЕРОЯ, которую дала Евдокия Васильевна, только то, что подходит к Иванушке-дурачку.
Что же делает Иванушку-дурачка настоящим ГЕРОЕМ волшебной сказки? Необходимо обратить внимание на то, что Иван:
а) самый младший в семье;
б) прозван дурачком, то есть житейским умом, видимо, не отличается;
в) из сказки мы узнаём, что старшие братья Ивана — лентяи (вместо того, чтобы стеречь пшеницу, залезают на сеновал и спят всю ночь); тогда как Иванушка не только не спит, но и при ловле Сивки-бурки проявляет чудеса храбрости и ловкости;
г) он приобретает волшебного помощника и связь с волшебным миром.
А какая из характеристик, данных Евдокией Васильевной, не подходит Иванушке? Не известно, какого роста Иван и его братья, то есть нельзя сказать, что наш герой мал ростом, а его братья высокие. В любом случае, Иван — дурачок: во время пира «он за печкой сидит, одежонка на нём худая, лаптишки рваные».
— Может быть, вы читали сказки «Гуси-лебеди» и «Иван-царевич, Жар-птица и серый волк»? — спросила Евдокия Васильевна. — Какое дерево в каждой из них является волшебным?
Ты можешь ответить на этот вопрос?
В обеих сказках волшебным (тотемным) деревом является яблоня: в сказке «Гуси-лебеди» яблоня прячет детей от злых помощников Бабы-Яги, а в «Иване-царевиче» Жар-птица клюёт золотые яблочки с яблони в саду царя — отца Ивана.
? с. 39 — 40 Дерево Вак-Вак.
— Можно ли в данном случае сказать, что тотемное растение и тотемные животные слились в единое целое? — спросила Евдокия Васильевна.
А ты как думаешь?
Внимательно рассмотрите рисунок на с. 39: на Севере или на Юге растёт это чудо-дерево? У него обычные листья? А плоды? (Вместо плодов изображены головы разных зверей, а также голова прекрасной девы, и дерево может разговаривать на всех языках мира.)
Действительно, в дереве Вак-Вак тотемное растение и тотемные животные слились в единое целое.
Голосами каких животных говорило дерево Вак-Вак? Удалось ли тебе обнаружить хотя бы один его плод?
Сколько плодов насчитали? Какие это животные? (Можно разглядеть головы коня, быка, тигра, леопарда, козы, медведя, волка, оленя, ягнёнка и т. д.) Обнаружили ли вы прекрасную деву?
Очевидно, что дерево Вак-Вак говорит голосами тех животных и людей, головы которых являются его плодами.
— А о чём Искандер беседует с деревом? — поинтересовался Миша.
Можешь объяснить, почему дерево Вак-Вак обладало таким абсолютным знанием и такой силой убеждать?
В каких ещё сказках есть чудесное, волшебное дерево?
Волшебное дерево Вак-Вак обладает абсолютным знанием, потому что в нём живут тотемные животные и растения — основатели и охранители людского рода. Оно владеет даром убеждения, потому что его плоды — животные и волшебные девы — способны передавать эти знания на всех языках мира.
Можно вспомнить и назвать много сказок, где действует чудесное дерево, — например, «Гуси-лебеди».
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 1. Чуракова Н.А.
3
Какие придумать вопросы по содержанию сказки «Сивка-Бурка»?
10 ответов:
6
0
Честно говоря первый вопрос, который у меня возник — это как сказать по английски Сивка -Бурка.
Второй вопрос. Это что за зверь Сивка- Бурка?
Далее в порядке значимости.
Почему Сивка- Бурка именно сивая.
Сколько детей было у старика в этой сказке?
Как звали младшего сына старика?
Сколько желающих стать мужем царевны было именно в этой сказке?
Как Иван спрятал перстень ?
Сколько бревен Иван не допрыгнул в первый раз?
Кто из сыновей больше всех любил старика?
Чему учит эта старая сказка?
Чем закончилась эта русская народная сказка?
Какие аналогии из этой сказки можно провести с современной Россией?
5
0
Какой наказ дал свои сыновьям старик перед смертью?
Выполнили ли этот наказ его дети?
Почему старшие братья не ходили на могилу к отцу? Кто выполнил желание отца?
Что видел Иван ночью?
Кто такая Несравненная Красота и что нужно было сделать, чтобы жениться на ней?
Кто такая Сивка-Бурка и почему волшебный конь помогал Ивану?
Что случилось на пиру у царя?
Почему у царевны защемило сердце, когда она увидела свою печать на его лбу?
Каким образом Иван из дурака и простофили превратился в доброго молодца?
Каково участие Сивки-Бурки в его чудесном превращении?
Чем закончилась сказка?
Есть ли у сказки концовка? Какая?
4
0
Вопросы по сказке «Сивка-Бурка»:
- Сколько братьев было у Ивана?
- Что велел сделать отец своим сыновьям?
- Почему сказка называется «Сивка-бурка»?
- Почему старшие братья не пошли на могилу к отцу?
- Какую тайну открыл отец Ивану
- Какие слова нужно было сказать Ивану, чтобы вызвать Сивку-Бурку?
- Как Иван поймал «Сивку-Бурку»?
- Как выглядела «Сивка-Бурка, внешний вид?
- Как Сивка-Бурка помог Ивану?
- Какое испытание придумал царь для женихов своей дочери?
- Как зовут Царевну?
- Удалось ли Ивану выполнить задание придуманное царем?
- Куда ускакал Иван, после того, как царевна ему поставила печать перстнем?
- Как нашла Царевна Ивана?
- Понравилась ли вам сказка «Сивка-Бурка»?
- Кто положительный, а кто отрицательный герой в сказке «Сивка-Бурка»?
- Какой твой любимый персонаж в сказке? Почему?
3
0
Вопросы к сказке «Сивка-бурка» могут быть такими:
- Сколько у Иванушки было братьев, были ли у него сестры?
- Как звали отца Ивана?
- Откуда пошло прозвище Сивка-Бурка, кто это?
- Где найти жар-птицу?
- Как выглядит Сивка-Бурка, дайте словесный портрет Сивки-Бурки?
- Как выглядит Жар-птица, дайте словесное описание жар-птицы?
- Почему Елене Прекрасной приглянулся Иванушка?
- Какова главная мысль сказки «Сивка-бурка»?
- Какие характеры у героев сказки «Сивка-бурка»?
- Кто из героев сказки вам понравился больше всего? Почему?
Некоторые вопросы провокационные, ответ на них будет точен, если прочитать сказку внимательно.
2
0
Задавать вопросы по содержанию сказки можно бесконечно, ведь внимательного читателя может заинтересовать любая мелочь и тогда возникает желание обратить внимание других на эту мелочь, а сделать это в форме вопроса проще всего.
Вот вопросы, которые легко можно задать по сказке «Сивка-Бурка:
Что топтал Сивка-Бурка? Кто топтал пшеницу у старика?
Как сторожили пшеницу старшие братья и как сторожил ее Иван?
Чем поймал Иван Сивку-Бурку?
Какими словами призывал Сивку-Бурку Иван?
Как поступил с братьями Иван по дороге в город?
Сколько бревен не допрыгнул Иван до Елены в первый и второй раз?
Какие грибы принес Иван из леса?
Что сделал Иван с перстнем Елены Прекрасной?
В каком месте нашла Елена Прекрасная Ивана? В какой одежде?
2
0
Вопросы к сказке, а также ответы можно посмотреть здесь. Также мы составим несколько вопросов с вами вместе. Для этого читаем сказку, выбираем интересные моменты и задаём вопрос. К примеру подойдёт такие.
Кто такая Сивка-Бурка?
Или кого в сказке звать Сивкой-Буркой?
Сколько у старика было сыновей?
Как поймать Сивку-Бурку?
Какую клич разослал царь с гонцами в начале сказки?
Сколько не допрыгнул первый раз Иванушка до царевны, чтобы снять с её руки золотой перстень?
Куда Иванушка спрятал кольцо, которое он снял с царевны, и что сказал дома братьям, где он был целый день?
Чем закончилась данная сказка?
1
0
Вопросы к сказке «Сивка-бурка»:
- Почему сказка называется «Сивка-бурка»?
- Перечисли положительных героев сказки, кто они?
- Кого ты посчитаешь отрицательными героями сказки?
- Какой момент сказки тебе особенно понравился?
- Что передала Елена Прекрасная Ивану, когда он допрыгнул до ее оконца?
0
0
Какой конь прискакал в пшеницу?
Почему коня зовут «разношерстный»?
На какой день пошел поле сторожить средний брат?
Что должен прокричать Иван, чтобы позвать коня ?
Что должен был Иван сделать, чтобы стать молодцем?
0
0
Кто такая жар-птица?
Где обитает жар-птица?
Можно ли поймать жар-птицу и как?
Кто в сказке «Сивка-Бурка» из братьев поймал жар-птицу?
Что случилось с царем когда он прыгнул в кипящую воду?
Кто из братьев поймал Сивку-Бурку?
0
0
По сказке Ершова «Сивка-Бурка» можно задать следующие вопросы:
Кто топтал пшеницу на поле отца Ивана?
Почему Ивану пришлось сторожить поле три ночи подряд?
Как Иванушка добрался до царского дворца?
Как Царевна узнала в Иване-дураке своего суженого?
За что царевна полюбила Ивана?
Опишите внешний вид Сивки-Бурки.
Почему волшебный конь стал помогать Ивану?
Как Сивка-Бурка помог Ивану?
Читайте также
В сказке Андерсена про горошинки, стручок и девочку, на мой взгляд, всего два главных персонажа:
- Пятая, последняя, горошина, которая, вылетев из бузинной трубочки, угодила в дом бедной женщины.
- Больная девочка, сумевшая поправиться, благодаря горошинке, которая не завяла и не затерялась на крыше, а пустила ростки и превратилась в прекрасное растение.
<hr />
Вообще, очень много идет в сказке описанием самого процесса произрастания горошка, что не плохо, т.к. по отдельной теме даже пришлось делать другое задание. Впрочем и «взаимоотношениям» девочки с горошиной Андерсен уделили достаточно внимания.
<hr />
Герои 2-го плана
- Четыре горошинки, которые канули в небытие, одна так точно лопнула в канаве, разбухнув от воды…
- Мама девочки: добрая, ласковая, трудолюбивая женщина, безмерно любящая свое дитя.
- Мальчик с бузинной трубочкой, отправивший горошины по их жизненным дорожкам. Хотя, вы знаете, наверное мальчишку можно посчитать также главным персонажем, ведь не сорви он стручок и не стрельни горошинами, они могли бы все просто завянуть вместе со стручком, а девочка умереть, не встретившись со своим горошком.
В связи с тем, что научно-познавательны<wbr />й рассказ — это не просто пересказ сказки или короткое ее изложение, а уже научные факты или сведения о природе, то мой рассказ будет сконцентрирован на конкретном предмете — на горохе, который стал одним из главных персонажей этой истории.
<hr />
В сказке Андерсена про горошинку и девочку, кроме нравственных и моральных выводов, можно узнать (если внимательно читать книгу) много о том, как растет горошек.
Что нового для себя я узнал о горохе?
1-я часть сказки.
- Плод этого растения представляет из себя стручок, внутри которого находятся горошинки, растущие рядком. Т.е. стручок продолговатой формы. Если горошинок содержится около пяти штук, то получается, что размер стручка составляет примерно 6-8 см.
- Горошинки не высыпаются из стручка, пока он зеленый. Только созрев до желтого состояния, стручок лопается и выпускает горошины из своего хранилища.
- Горошина — это семена для высадки и получения нового растения.
<hr />
2-я часть сказки.
- Для прорастания гороху необходима вода и «еда». В сказке написано, что мох может заменить два эти компонента собой. Достаточно положить горошинку во влажный мох и поставить на солнце, чтобы горошинка пустила корни и дала ростки.
- Стебелек гороха напоминает вьющуюся нитку, и чтобы растение хорошо развивалось, ему ставят подпорку к основанию, а сам стебель пускают по натянутой веревке от земли до, например, крыши.
- Перед тем, как обзавестись стручком, горох цветет.
<hr />
Чтобы полностью осмыслить процесс роста горошка, следует начинать читать доклад/рассказ со второй его части.
<hr />
П.С. Кроме гороха в сказке есть интересный факт о другом растении — бузине. Если мальчик сделал из нее трубочку, значит, ствол бузины полый (пустой). Можно через него не только плевать горохом, но и на звезды ночные смотреть.
«Хвост Феи» — это название гильдии в которой состоят герои вокруг которых и движется сюжет. Само аниме о кампании друзей состоящих в этой гильдии и выполняющих разные задания или попадающие в разные передряги.
Мне думается, что основная/главная мысль этой сказки Андерсена заключена в финальных строках:
Ведь пока чайник не прошел весь свой жизненный путь, ему не было открыто то счастье, которое получает человек (чайник — это олицетворение человеческой натуры, по обыкновению Андерсенского стиля) от дарения себя другим… И как бы это не воспринималось высокопарно или насыщенно, но многие порой задумываются о том, зачем и для чего они (мы или я) пришли в этот мир. А чайник, будучи в молодости и зрелости — напыщенным гордецом, сумел, пройдя через испытания, поймать тот самый миг перехода в иное душевное состояние, которое показало ему новый мир (по большому счету!).
Как говорят, что лучше любить и не быть любимым, чем вовсе не испытать любви. Потому что счастье — это не только настоящее, это по большей части прошлое, наши воспоминания, благодаря которым многие продолжают жить…
<h2>Краткое содержание сказки «Мойдодыр»</h2>
Сказка начинается с того, что от грязного ребенка убегают вещи, одежда, домашняя утварь. Затем из комнаты выбегает умывальник Мойдодыр и начинает отчитывать грязнулю. После чего Мойдодыр позвал щетки, мыло, мочалки, которые нападают на грязнулю и начинают его тереть, скоблить и мыть. Грязнуля же убегает от них на улицу, но в городском саду сталкивается с крокодилом, который говорит, что съест его, если тот не помоется. Грязнуля со страху возвращается домой к умывальнику и моется. Затем к уже чистому ребенку возвращаются все вещи, одежда, книжки, еда. Мойдодыр радуется, танцует и приговаривает, что нужно постоянно (ежедневно) умываться, чистить зубы, соблюдать гигиену. Вот в этих последних словах Мойдодыра и заключается мораль данной сказки.
Обсудите с другом, как вы понимаете смысл слов честность, трудолюбие, смелость.
Честность – это способность личности выражать свою истинную позицию (мысли), говорить истину при любых обстоятельствах. Человек, обладающий честностью, умеет признавать свою вину, способен избегать лжи, недомолвки в суждениях в момент общения с другими.
Трудолюбие − черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности, любовь к труду, стремление, много и усердно работать, трудиться.
Смелость − поведение, решительность при возникновении опасности противостоять страху и идти на оправданный риск ради определенной цели.
Прочитай пословицы.
Правда, как ни прячь, наружу выйдет.
Тому худа не отбыть, кто привык неправдой жить.
Кто идёт вперёд, того страх не берёт.
Где смелость, там и победа.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
О каких качествах характера идёт речь в этих пословицах?
Правда, как ни прячь, наружу выйдет. − Все тайное когда−нибудь становиться явным.
Тому худа не отбыть, кто привык неправдой жить. − Кто обманом живет − тот всё равно будет наказан.
Кто идёт вперёд, того страх не берёт. −Тот человек, который идет к своей мечте, не накручивает себе какие−либо плохие мысли и не боится каких−либо преград, достигает своих целей
Где смелость, там и победа. − Без смелости невозможно достичь чего−либо. Только смелый человек способен сделать первый шаг, изменить ситуацию коренным образом и взять на себя ответственность.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда − Эта пословица говорит о трудолюбии, терпении, выносливости, без которых не добиться желаемых результатов.
Каким испытаниям подвергается Иванушка? Сразу ли он добивается своей цели? Кто помогает ему?
Иванушка подвергается серьезнейшим испытаниям, но все их он проходит достойно, оставаясь добрым, чутким и смелым человеком.
Ему помогает Сивка−Бурка, но, конечно же, своей цели он добивается не сразу.
Первое испытание − поймать коня.
Второе испытание − допрыгнуть до Елены Прекрасной.
Три попытки потребовалось Ивану, чтобы допрыгнуть до царевны. В этом ему помог волшебный конь Сивка−бурка.
Опиши волшебного коня. Что необычного в его изображении? Как Сивка−бурка помогал Иванушке? Какие чудеса происходят в сказке?
Описание волшебного коня: «одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».
Это был могучий конь, под поступью которого дрожала земля.
Сивка−бурка умел говорить. Он был волшебным. Если забраться к нему в одно ухо, то из другого вылезешь красавцем. Сивка помог Иванушке допрыгнуть до царевны. Три раза Иванушка лазал в ухо коня. И трижды превращался в красавца.
Это чудеса, которые происходят в сказке.
Так ли прост Иванушка? Чем он отличается от братьев? Каким герой изображён в сказке?
Иванушка совсем не дурачок. Он хитрый и находчивый. Он сумел всех обмануть и сохранил свой подвиг в тайне. От братьев он отличается целеустремлённостью, верностью слову и делу, скромностью. Герой показан умелым, добрым, хитрым, находчивым, упорным.
Почему именно Иванушке досталась Елена Прекрасная? Какие человеческие качества помогли ему обрести счастье? Выбери правильный ответ:
• доброта;
• жестокость;
• упорство;
• смелость;
• жадность;
• находчивость;
• умение исполнить порученное дело.
Почему ты так думаешь? Приведи примеры.
Иванушка честно выполнял порученное дело, он был умным и скромным. В этой сказке он самый положительный персонаж, и поэтому Елена досталась ему.
Я думаю, что герою помогли смелость, упорство и умение исполнять порученное дело.
Смелость позволила герою попытать счастья у терема царевны.
Упорство заставило сделать три попытки.
А умение исполнять порученное дело привело к обретению друга, Сивки−бурки.
Прочитайте с другом по ролям понравившийся эпизод. Подумайте, какую вы выберете интонацию.
Я бы прочитала в лицах беседу братьев и Ивана.
«Приезжают братья домой и рассказывают:
— Ну, хозяйки, тот же молодец опять приезжал! Не доскочил до царевны только на два бревна.
Иванушка и говорит им:
— Братцы, а не я ли это там был?
— Сиди, дурень, помалкивай!..»
Братья с восхищением рассказывают про молодца. Иван с хитрецой спрашивает, не он ли это был. Братья сердито и с презрением отмахиваются.
Рассмотри иллюстрацию художника В. Васнецова. К какому эпизоду сказки можно её отнести? Так ли ты представлял себе Иванушку и Елену Прекрасную? Используя данную иллюстрацию, перескажи эту часть сказки.
На картине изображен третий прыжок Иванушки, когда он снял перстень и поцеловал царевну.
Я примерно так и представляла героев − очень красивая Елена в богатых одеждах и Иванушка в образе доброго молодца.
«В третий раз поехали братья в столицу. И в третий раз отправился Иванушка в поле.
Позвал он Сивку−бурку, залез к нему в ухо, а из другого вылез красавцем.
Поскакал он в город, стеганул коня плёткой и допрыгнул до окна.
Поцеловал Иванушку Елену Прекрасную и сорвал с руки перстень.
А потом умчался прочь.
Люди пытались остановить героя, но того и след простыл.»
Попробуй самостоятельно составить к сказке вопросы, которые требуют подробного, вдумчивого ответа. На них нельзя ответить одним словом.
• Объясните, почему…
• Почему вы думаете…
• Почему вы считаете…
• В чём различие…
• Предположите, что будет, если…
Составь вопросы, которые не требуют подробных объяснений.
кто
верно ли
согласны ли вы
может ли, что
мог ли
когда
как зовут
было ли
Решение
Вопросы, которые требуют подробного ответа:
1. Объясните, почему Иванушка целыми днями лежал на печи?
2. Почему вы думаете старший и средний сыновья не увидели, кто топчет поле пшеницы?
3. Почему вы считаете Сивка−Бурка помогал Ивану?
4. В чём различие братьев и Ивана?
5. Предположите, что будет, если Сивка−Бурка не помог бы Ивану?
Ответы на вопросы:
1. Иванушка лежал на печи, потому что братья не брали его с собой.
2. Старший и средний сыновья засыпали ночью, поэтому не могли увидеть, кто топчет поле пшеницы.
3. Иван поймал Сивку−Бурку и чтоб он её отпустил − пообещала помогать ему.
4. Братья были ленивые и завистливые, а Иван был умным и скромным.
5. Иванушка так бы и лежал всегда на печи, если б ему не помогала Сивка−Бурка.
Вопросы, которые не требуют подробных объяснений (с ответами):
1. Кто посеял пшеницу в поле? − Старик.
2. Верно ли, что Иван поймал Сивку−Бурку? − Верно.
3. Согласны ли вы, что у коня одна шерстинка золотая, а другая серебряная? − Согласен.
4. Может ли из ушей коня валить дым? − Может.
5. Что сделал Иванушка, допрыгнув до царевны? − Поцеловал.
6. Мог ли Иван снять перстень с руки царевны? − Мог.
7. Когда Иванушка становился молодцом? − Он влезал в правое ухо, а вылезал из левого.
8. Как зовут царевну? − Елена Прекрасная.
9. Было ли угощение гостей? − Был пир.
По каким признакам можно определить, что это произведение — волшебная сказка? Запиши в «Рабочую тетрадь».
«Сивка−Бурка» − волшебная сказка об Иванушке−дурачке. За свое бесстрашие получил Иван от отца подарок и волшебные слова «Сивка−бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!».
Сказку можно определить, как волшебная сказка, по следующим признакам:
− превращение Иванушки−дурачка в доброго молодца;
− волшебный конь Сивка−Бурка;
− троекратные повторы (три ночи братья сторожили поле, три дня ездили в город, три брата в семье, три раза Иванушка−дурачок прыгал до Елены Прекрасной);
− счастливый конец (свадьба Иванушки−дурачка и Елены Прекрасной).