Вопросы к рассказу изумрудная рыбка

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Тест содержит проверку знаний по рассказу «Изумрудная рыбка»

Список вопросов теста

Вопрос 1

От чьего имени ведётся повествование?

Варианты ответов
  • Толика
  • Серого
  • рассказчика

Вопрос 2

Из чего дети плели рыбку?

Варианты ответов
  • из верёвок
  • из капельниц
  • из ниток

Вопрос 3

Чем дети собирались разукрасить рыбку?

Варианты ответов
  • Красками
  • Гуашью
  • Зелёнкой

Вопрос 4

Для чего мальчишкам понадобилось сплести изумрудную рыбку?

Варианты ответов
  • Они хотели выиграть в конкурсе
  • Им было тоскливо в больнице, и таким образом они пытались развлечь себя
  • Они проиграли спор

Вопрос 5

Имя медсестры?

Варианты ответов
  • Лина Петровна
  • баба Настя
  • Саша


0

«Изумрудная рыбка» вопросы какие составить по рассказу?

«Изумрудная рыбка» вопросы какие составить по рассказу?

Вопросы по рассказу «Изумрудная рыбка» какие придумать?

«Изумрудная рыбка» 15 вопросов как составить?

Как составить вопросы по тексту «Изумрудная рыбка»?

1 ответ:



1



0

Составим вопросы по рассказу «Изумрудная рыбка»:

  1. Кто автор рассказа? (Автор — Николай Назаркин).
  2. Кто виноват в пропаже зеленки? (Виноват Серый).
  3. Кому отдал зеленку Серый? (Он отдал зеленку Юрке).
  4. Куда положила зеленку Лина Петровна? (Медсестра положила зеленку в карман).
  5. Из чего плели фигурки ребята? (Из капельниц).
  6. Кто пошел в двенадцатую палату? (Пошел Серый).
  7. Как звали рыжую девочку? (Ее звали Саша).
  8. На чем сушили рыбку ребята? (Они сушили на батарее).
  9. Получилась ли у ребят рыбка? (Нет, рыбка вышла зеленой, а не изумрудной).
  10. Понравился ли тебе рассказ? (Мне рассказ понравился, больше всего понравилось то, что ребята не унывают в больнице, а находят для себя различные развлечения).

Читайте также

Дневник , в первую очередь нужен для расписания уроков (в 1 классе заполняют родители и учат этому своего ребенка) и связи учителя с родителями , там пишут замечания или приглашения в школу , а оценки в первом классе ставят начиная со 2 полугодия (во всяком случае у моего внука в 1 классе так было).Ну и к дисциплине приучает , чтобы понимал если будет не готов к урокам или плохо себя вести ,появится запись в дневнике и об этом узнают родители ,соответственно прореагируют. Или Вы считаете , что ребенок запомнит все расписание на неделю и дневник нужен только для оценок?

Герои сказки «Серебряное копытце» Даренка и Кокованя были простыми, но добрыми людьми. Это видно из того, что Кокованя, хотя и был одиноким человеком, однако пожалел оставшуюся сиротой Даренку и взял её жить к себе. Приютил он и любимицу Даренки кошку Мурёнку. Доброй была и сама Даренка. Оказавшись после смерти родителей в чужом доме, она обласкала бездомную кошку, которую обижали дети её попечителей и всячески пытались от неё отогнать новые хозяева дома её родителей. Наверное, именно за доброту этих простых людей, только им и явился козлик с серебряным копытцем и осыпал их лесной балаган драгоценными камнями.

Уважаемый ROMO! Решать, конечно, вам! Но я думаю, что стОит! Оценки как таковые не являются показателем возможности или невозможности сдать ЕГЭ. Приведу пример (на своем опыте). Вы говорите, что у вас несколько троек. Но по русскому учитесь хорошо. Лично у меня та же ситуация: русский дается легче, чем математика. Правда, аттестат за 9 класс на «4» и «5». Я бы не написала вам об этом, если бы не одно «но»! После школы я поступила в колледж по спец-ти «бух. учет». Успешно сдала вступительные экзамены, отучилась и окончила, получила диплом. Но несмотря на вышеуказанную специальность, математика мне дается очень-очень тяжело, несмотря на усилия. Мне тяжело ее зубрить…Ясень пень, что надо учить, надо себя заставить… что в жизни пригодится. Хотя бы денежки считать, хотя при моих доходах и считать-то нечего. Но я практически не могу ее учить: стОит мне взять учебник «математика» в руки, как начинает в сон клонить =) Я старательно борюсь с собой, но хоть ты тресни — на математику сплю! Поэтому при всем старании, готовиться к ней очень-очень сложно. Ладно, зубря другие предметы, я тоже могу утомиться. Но с математикой, простите, полный пи**ц! И я при своей специальности по диплому колледжа, никак не могу сдать математику ЕГЭ. Я смогла сдать ее только в 2014 году. И то набрала очень низкий балл, с таким не поступить даже на платное, а о бюджетке нельзя и мечтать!

Судя по рейтингу, вы совсем новичок на БВ. Если б вы внимательно посмотрели мой профиль, вы бы увидели удивленные комментарии о том, как это я, при своей специальности, не могу сдать математику! Поверьте, мне очень стыдно об этом писать вам! Этого чувства стыда у меня намного больше, чем мои НЕСПОСОБНОСТИ к математике и всех моих физических и умственных недостатков, вместе взятых!

Мне очень стыдно! Но я вынуждена была пойти в этот колледж. Дело в том, что я инвалид по ДЦП. Училась в специальной (не путать со вспомогательной!) школе. Там не было 10-11 классов. Но мы оканчивали 10 классов на базе 9-ти. То есть тот 10 класс, что я отучилась, он, по сути, тот же 9-й! Когда я окончила школу, настал выбор: или идти в 10-11 обычной школы, или поступать в колледж. Я проходила комиссию по инвалидности. Врачи мне порекомендовали поступать в колледж по спец-тям «бухгалтер» или «статист». Рекомендации-то написали (типа, могу по состоянию здоровья обучаться по этим спец-тям), а вот психологических моих особ-тей совсем не учли! Я им сто раз говорила: «Я с математикой не дружу, какой с меня бухгалтер!» Но врачи, видимо решили, что бухгалтер с меня выйдет =) Конечно, можно было не лезть в колледж на бухучет, а пойти в школу. Но я ведь, как ни крути, была особенной, болезнь повлияла на мое психологическое здоровье: остался комплекс неполноценности. Поэтому мама решила, что меня в школе «съедят» и лучше поступать в колледж. Она мне сказала: «Ты будешь теряться: наставят троек — тогда поступить в ВУЗ будет сложнее». И я послушалась маму, а теперь очень горячо жалею!=((( Нет, на маму не злюсь совершенно! Злюсь на себя саму. За то, что колледж окончила, а сдать нормально математику не могу (БВ-шники смеются). Другие-то предметы ЕГЭ сдаю, но не на высший балл. Но все-таки сдаю! А вот с математикой беда: в этом году пыталась сдать, очень сложно было. Думаю, что я ее опять «завалила». Вы спрОсите: «Как же колледж окончила, как же дали диплом бухгалтера?» Знаете, дорогой ROMO, спросите об этом Бога! Конечно, диплом-то настоящий (то есть я его не покупала). Но фактически я не могу работать по специальности. Сначала, правда, обращалась в Центр занятости. Но тогда работу мне не нашли. А теперь — принципиально не пойду!

Исходя из своего опыта я бы вам посоветовала все-таки пойти в 11 класс. Знания все-таки качественней будут. Мы в колледже проходили общеобразовательные предметы. Но очень «урезанно». То есть если в школе — 2 года (10-11 кл.). То в колледже — только один год: первый курс. И то учителя нам часто говорили: «В общеобразовательной школе это проходят, а мы не будем — нет времени».

Или смотрите по ситуации. Если вы уже определились со специальностью, уверены, что она «ваша», смело идите в колледж. Если нет — в школу. И не слушайте при этом учителей/родителей, которые наверняка отговаривать вас будут: «Не сможешь учиться: и так тройки, а потом еще больше будет», «ЕГЭ не сдадите». Поверьте, у меня хороший аттестат, а ЕГЭ на высокий балл все равно сдать не могу! В то же время я знаю как тех, кто учился лучше меня, а ЕГЭ сдает хуже, чем я сейчас, так и наоборот: «ползли» на тройках, а ЕГЭ сдают лучше меня! Вы скажете: «Потому что готовишься плохо!» Но я готовлюсь! А доказывать я никому ничего не собираюсь: бесполезно. Только время тратить, да и зачем! Бог есть, Он все видит. Если Он считает, что я плохо готовлюсь к ЕГЭ, пусть меня накажет смертью или тяжелой болезнью (от которой я стану лежачей)!=) Но Ему это, скорее всего, не нужно. Какой смысл? Разве это прибавит мне мотивацию?

И потом, я сама решаю, куда поступить, и КАК поступить в той или иной ситуации, а не Господь Бог!

Тройки — ерунда полная, тем более, у вас их нЕсколько!

Я не пошла в 10-11й, а теперь жалею! Идите лучше в 11. Там подтянетесь, исправите тройки и в ВУЗ поступите! И ЕГЭ сдадите! Ведь даже я сдала (только с матем. запара). Ну, очень высокий балл набрать сложновато. Но вы справитесь! Будете готовиться и все получится! И в ВУЗ поступите на бюджет!

Я ВЕРЮ В ВАС, ROMO!!!

Слово красный пишется также, как и произносится, поэтому к слову красный проверочного слова подбирать не надо.

Красный- прекрасный

А вот к слову красноватый надо подобрать проверочное слово или же однокоренное слово, красноватый — краснота, красен, красное.

Красноватый — как писать «о» или «а», красн- корень, оват — суффикс, ый — окончание.

Суффиксы — оват- пишутся только с буквой «о», например:

маловатый, розоватый, черноватый, полноватый — суффикс «»оват», значит пишем только букву «о».

В сочинении на тему «Человек и природа в отечественной и мировой литературе» я бы описал литературное творчество отечественных и зарубежных писателей. И не просто бы описал их творчество, а о том, что они писали и пишут. О чем писали классики и о чем пишут современники. Как сильно изменилось отношение человека к природе.

А ведь действительно, тут даже не нужно читать книги тех писателей, которые пишут о природе, чтобы понять, чем для человека являлась природа раньше, взять даже сто-двести лет назад, и чем является сейчас. Раньше человек поклонялся природе, чистому воздуху, чистой воде и прекрасным растениям. Он обожествлял природу. А что происходит сейчас? Ясно одно — ничего хорошего. Нынешняя экология, отношение человека к природе оставляют желать лучшего. Именно об этом и стоит задуматься при написании данного сочинения.

Но, одного своего мнения для заданной темы мало, поэтому придется припомнить несколько отечественных и иностранных писателей, которые в своих книгах описывали природу. Мне почему-то сразу вспоминается Джек Лондон. Его произведения о севере, о животных ничто иное, как любовь к природе.

То есть, нужно вспомнить такие книги где человек взаимодействует с природой, как он себя ведет по отношению к природе, об этом и писать. Также, стоит поразмышлять над тем, чем является природа для отечественного писателя и для писателя забугорного. Мне почему-то представляется, что западная литература больше нацелена на возвышении человека над природой. А вот отечественные писатели наоборот возвышают стихию природы над человеком. Вспомнить хотя бы ту же «Метель» Толстого. В этой картине прекрасно показано, что человек по отношению к природе никто. То есть, он как бы возвеличествует силу природы, показывает ее могущество и власть. А у западных писателей тенденция идет к тому, что в первую очередь могуч человек — он бог и царь.

МБОУ СШ №50 г.Архангельск.

Учитель русского языка и литературы: Железникова С.О.

Урок внеклассного чтения по произведению Н.Назаркина «Изумрудная
рыбка»

Концепция:
«Изумрудная рыбка» – символ дружбы, веры и надежды.

Задачи:

Обучающие:

·       
Знакомство с биографией Н.Назаркина.

·       
Актуализация знаний анализа текста.

·       
Осуществить целостный анализ образов героев (мальчиков).

·       
Сформировать навыки исследовательской работы с текстом.

Развивающие:

·       
Развитие эмоций и воображения.

·       
Развитие коммуникативных способностей.

·       
Развитие творческого мышления.

·       
Развитие навыков работы с текстом.

·       
Развитие монологической и диалогической речи.

Воспитывающие:

·       
Воспитать уважительное отношение к писателю.

·       
Воспитать уважительное отношение к литературе.

·       
Воспитать понимание прекрасного.

·       
Воспитать уважительное отношение к людям, которые болеют.

·       
Дружба – это очень важное в жизни каждого человека.

Оборудование: Текст, компьютер,  презентация.

1.     
Организационный момент.

2.     
Биография Н.Назаркина.

Родился в Москве, в 1972 году, 1 апреля. Чему, естественно, до 2
апреля никто не верил. В 1979 году пошел в школу, куда честно отходил 10 лет по
шесть месяцев в год: три месяца вычитались на каникулы и  еще три – на
пребывание в больнице. Школу окончил в 1989-м, с трудом выпросив тройку по
литературе, русскому и иностранному языкам. Физика, алгебра и астрономия были
на отлично, так что вопрос о дальнейших планах даже не стоял – конечно,
заниматься книжками и языками! Поболтался по разным учебам( от  теплофизики до
поворского дела) и работам (от диспечера на телефоне до изготовления мягкой
игрушки). Занимался всем, от написания статей до техобеспечения работы
компьютеров в различных офисах. Параллельно от нечего делать пошел учиться в
1995-м в Московский государственный университет культуры на факультет
библиотечной работы. По окончании в 2000-м году около полутора лет проработал в
РГДБ. В 2001 – м женился и в 2002 – м уехал на родину жены в Нидерланды, где,
собственно, сейчас и живет.

— Ребята, что необычного вы видите в биографии писателя?

— Почему эти факты заинтересовали вас?

— Как вы думаете, повлияла ли биография писателя на его
произведения? Как?

3. Работа с текстом

— Ребята, сегодня мы с вами на уроке будем собирать пазлы, но не
простые, а пазлы из текста. А вы знаете что такое пазлы и как их собирать?
Текст разделен на 11 частей, каждый отрывок – это часть пазла. Давайте
попробуем собрать наши отрывки в единое целое. Первый отрывок прочитаю я сама,
а дальше вы попробуете сами определить, какая часть будет следующей.

Отрывок 1.

Пропала зеленка. И во
всем виноват Серый. То есть он, конечно, не виноват. Но все равно. Кто дал
зеленку Юрке? Серый и дал.

И сказать ему ничего
нельзя. Потому что он посмотрит только – а как не дать, если человек серьезно
просит? – и все. Я бы сам дал, и это самое обидное.

— Итак, что произошло?

— Кто является участниками событий?

— Почему ребята расстроились из-за зеленки?

— Как вы думаете, что могло бы произойти дальше?

Отрывок 2.

И Юрке тоже
вмазать нельзя. Потому что он тоже не виноват. Он дурак просто. Оставил зеленку
на тумбочке, прямо так, на виду, а Лине Петровне как раз приспичило зайти
спросить про эту дурацкую температуру. Кто в больнице температуру меряет, я вас
спрашиваю? Только тот, кому от градусника не уйти. Вон Шурик из четвертой
палаты меряет, потому что бабушка рядом. А так — все равно ведь в больнице
лежишь, вылечат, если надо. Еще им температуру мерить!

Вот так оно
и случилось. Лина Петровна зеленку увидела — цап! — и в карман. Потому что
медикамент. Не положено.

 -Где
происходят события?

— Зачем
ребятам зеленка?

Отрывок 3.

А нам что
делать? Без зеленки — все, капец. Без зеленки над нами весь пятый этаж ржать
будет. Потому что бесцветная рыбка — это позор. Это даже хуже, чем вообще не
красить. Лучше бы, как малыши какие, сплели из «сырой» капельницы…

— Почему же
никак не обойтись без зеленки?

 — О какой
такой рыбе идет речь?

Отрывок 4.

Рыбок из
капельниц плетут, чтоб вы знали. Длинные, тонкие, желтые, почти прозрачные
трубочки — давай, плети, если фантазия есть. А если еще уговорить новенькую
процедурную сестру дать всю «системку»: с надутыми баллончиками фильтров, с
манжетами-«резинками», с толстыми тупыми иглами-«воздушками»…

Только
учтите, что если плести просто так, как первоклашка какой, то раздует вашу
рыбку и перекосит — жуть. Тут подготовка нужна.

Ну вот,
доподготавливались. Зря мы с Толиком эту дурацкую капельницу на спинку кровати
натягивали, чтоб растянулась, просохла и побелела. Зря мы ходили на пятый
тащить недостающее прям из-под носа у «пятачков»…

— Вы
поняли, что это за рыба?

— Как ее
можно сделать? Зачем готовиться?

— Как вы
думаете, почему герои придумали себе такое занятие?

Отрывок 5.

— Может,
рыцаря сплетем? — говорит Толик.

— Рыцаря…
На рыцаря три фильтра нужны, а мы все фильтры уже променяли. Кто ж знал-то?

— А может…
— говорит Серый и замолкает.

Кроме
рыцаря и рыбки, мы умеем плести только чертиков. Но чертик — это даже не
плетение, баловство одно: чурбачок — туловище, кубик — голова, подрежь торчащие
концы до нужной длины — вот тебе и руки, и ноги, и рога с ушами. А уж вставить
глаза да хвост и скрепить все это вместе толстой «воздушкой» — даже уметь не
надо…

Поэтому
Серый и замолкает. Ему нечего предложить, потому что предлагать нечего. А не
предложить он не мог, потому что чувствует себя виноватым. И за зеленку, и за
то, что нам не помогал. Хотя тут он ну совсем не виноват: у него левая рука в
корсете, а с одной рукой — какой из него помощник?..

— Почему
расстроен Серый?

— Почему
герои не хотели плести рыцаря или чертика?

— Чем
отличаются герои рассказа от обычных детей?

Отрывок 6.

Мы сидим в
коридоре, в тупичке за ординаторской. Здесь стоит какая-то пальма, а за пальмой
— подоконник. Толик все время дергается — у него почки. И если Лина Петровна
заметит, что мы тут на подоконнике сидим, сразу начнется: «Да ты простынешь, да
тебя продует, да о чем ты только думаешь!..»

О рыбке он
думает. С этими почками он уже почти двенадцать лет живет, потерпят они
как-нибудь пять минут.

Но зеленки
нет. А значит, покрасить капельницу нельзя. И вместо воображаемой нами в мечтах
роскошной изумрудной рыбки — чешуя внахлест, глаза кругами, а плавники и хвост
накрутить на карандаш! — получим мы дурацкого бесцветного карася. А тут
какие-то почки да температуры…

Надо что-то
решать.

— Ребята,
почему герой называет пальму «какой-то», почки «какими-то»?

— Почему
герои не боятся нарушить распорядок больницы?

— Как бы вы
решили такую проблему?

Отрывок 7.

— Кажется,
я в поликлинике зеленку видел, — говорит Толик.

Поликлиника
— это первый этаж нового корпуса. Но днем нам туда нельзя: приспичит этим
докторам, а нас на месте нету, — а вечером она закрыта.

— Давайте
бабу Настю попросим? — в отчаянии предлагает Серый.

— Она
скажет, что мы замажем этой зеленкой весь пол, а ей — оттирай, — говорю я.

Мрачно
говорю, потому что положение наше ужасное. А в ужасном положении нужно решаться
на крайние меры.

— Вот что,
— говорю я. — Делать нечего. Надо добыть зеленку. Зеленка есть у той рыжей из
двенадцатой палаты…

Все молчат.
Потому, что двенадцатая палата — это пятый этаж. Идти в логово «пятачков» —
даже в девчачью палату — не хочется.

— На какие
меры идут герои?

— Как вы
думаете, почему?

Отрывок 8.

— Я пойду,
— говорит Серый.

Ему ужасно
хочется что-нибудь сделать.

А мы
молчим. Потому что нам не хочется идти к «пятачкам».

— Я пошел,
— говорит Серый.

…Зеленку он
приносит через полчаса. Хмурый.

— Вот, —
говорит Серый. — Саша ее зовут. Красьте давайте и режьте…

-Где ребята
достали зеленку?

-Почему
Серый пришел хмурый?

Отрывок 9.

И мы стали
красить и резать. Красить — ничего трудного: налей зеленку в капельницу, зажми
концы да покрути, чтоб размазалось хорошенько. Ну, и лишнее слить и просушить.

Сушили мы
тут же, за батареей. Тут никто не найдет и тепло.

Резать —
хуже. Резать надо по длине, чтоб сделать из трубки ленту — длинную, гибкую
ленту.

Изумрудную
ленту.

Серый
только смотрел и хмурился. Он все переживал, что из-за него чуть все не
сорвалось.

— Не
переживай, — сказал Толик. — Все равно это наша рыбка.

Серый
промолчал.

— А чего ты
той рыжей наврал, чтоб она тебе зеленку дала? — говорю я.

— Что живот
расцарапал, — говорит Серый.

И лицо у
него такое грустное, словно у него и впрямь живот болит.

Я молчу. В
больнице нет хуже, чем про болезнь для выгоды соврать. Но ведь он для нас
соврал! Без зеленки нам все! Капец!

Пока сплели
— семь потов сошло, как говорит баба Настя. Не знаю, с меня, по-моему, вдвое
больше. Но сплели.

— Что
нельзя делать в больнице? Почему?

— Рады
стали дети? Почему?

Отрывок 10.

Подвесили
на ту же пальму — полюбоваться. Рыбка висит, покачивается, свет на боках
играет…

А веселья
нет. Не изумрудная рыбка у нас получилась. Так, зеленая просто…

А Серый
вообще не смотрит.

— Нет, —
говорит Толик. — Дурацкая какая-то рыбка эта…

И мы
разошлись. Серый ушел последним.

— Почему же
рыбка вышла не изумрудной, а зеленой?

— В чем
отличие изумрудной рыбки от зеленой?

 — Ребята,
а вы знаете еще каких-нибудь  необычных рыбок, упомянутых в литературных
произведениях?

— Является
ли Изумрудная рыбка каким-нибудь символом?

 — Почему
Серый ушел последним?

Отрывок 11.

Он сжимал эту
дурацкую рыбку в кулаке, и я знал, о чем он думает: отнести ее той глупой рыжей
Саше из двенадцатой палаты или просто поскорее выбросить…

— Как вы
понимаете финал рассказа?

— Почему
рассказ так назван?

— О чем
произведение?

4.     
Итог.

Ребята,
мы с вами собрали все детали пазла воедино, с чем я нас и поздравляю!  Помните,
в начале урока я говорила, что Назаркин лежал часто в больнице? Так вот, в
шесть лет Николаю Назаркину поставили диагноз – гемофилия. Ребята, а вы знаете,
что такое гемофилия?  Поэтому о больницах автор знает не понаслышке. Став
взрослым, в 1993-м  начал работать в общественной организации инвалидов,
больных гемофилией. У Назаркина есть цикл рассказов, названный «Палатные
рассказы», в который входит и наша «Изумрудная рыбка». Ребята, а теперь давайте
с вами напишем письмо ребенку, лежащему в больнице. Напишите ему свои
пожелания, мысли и т.д.  

Дата Урок № Класс _5 Учитель: Гордиенко З.В. Предмет: Родная (русская)литература.

Тема. Н.Назаркин. Рассказ о писателе. «Изумрудная рыбка».

Цель урока. Знакомство с биографией Н.Назаркина.

Актуализация знаний анализа текста.

Осуществить целостный анализ образов героев (мальчиков).

Сформировать навыки исследовательской работы с текстом.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с биографией писателя, дать информацию о создании рассказа, развитие монологической и диалогической речи.

Метапредметные: формировать навыки познавательной и исследовательской деятельности, развитие творческого мышления.

Личностные: воспитать уважительное отношение к писателю.

Воспитать уважительное отношение к литературе.

Воспитать понимание прекрасного.

Воспитать уважительное отношение к людям, которые болеют.

Оборудование:  тетрадь, портрет писателя, раздаточный материал(сигнальные карточки), текст рассказа, иллюстрации, презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

I.Организационный момент. Приветствие, запись числа и классной работы, отметка отсутствующих.

II.Актуализация опорных знаний.

Ребята, посмотрите на доску и скажите, что вы видите? ( на доске рисунки изумрудной рыбки)

Назовите домашнее задание.

III.Самоопределение к деятельности.

Я думаю, вы уже догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Определяем тему и цель урока.

 IV. Изучение нового материала.

Слово учителя. Сегодня мы поговорим о творчестве Николая Назаркина.

t1657213920aa.jpg

Родился в Москве, в 1972 году, 1 апреля. Чему, естественно, до 2 апреля никто не верил. В 1979 году пошел в школу, куда честно отходил 10 лет по шесть месяцев в год: три месяца вычитались на каникулы и еще три – на пребывание в больнице. Школу окончил в 1989-м, с трудом выпросив тройку по литературе, русскому и иностранному языкам. Физика, алгебра и астрономия были на отлично, так что вопрос о дальнейших планах даже не стоял – конечно, заниматься книжками и языками! Поболтался по разным учебам( от теплофизики до поворского дела) и работам (от диспечера на телефоне до изготовления мягкой игрушки). Занимался всем, от написания статей до техобеспечения работы компьютеров в различных офисах. Параллельно от нечего делать пошел учиться в 1995-м в Московский государственный университет культуры на факультет библиотечной работы. По окончании в 2000-м году около полутора лет проработал в РГДБ. В 2001 – м женился и в 2002 – м уехал на родину жены в Нидерланды, где, собственно, сейчас и живет.

Назаркин лежал часто в больнице. Так вот, в шесть лет Николаю Назаркину поставили диагноз – гемофилия. Ребята, а вы знаете, что такое гемофилия? Поэтому о больницах автор знает не понаслышке. Став взрослым, в 1993-м начал работать в общественной организации инвалидов, больных гемофилией. У Назаркина есть цикл рассказов, названный «Палатные рассказы», в который входит и наша «Изумрудная рыбка».

Прослушивание аудиозаписи.

«Изумрудная рыбка» — это история о детях, проводящих в больнице большую часть своей жизни. Для них обследования, процедуры, уколы и капельницы — привычная обыденность, а нянечки, медсёстры и соседи по палате — почти что семья.

Казалось бы, таких ребят можно только пожалеть. Но главный герой книги Коля Кашкин, от лица которого ведётся повествование — рассказывает читателям увлекательные, захватывающие и смешные истории! В них столько задора, юмора, стремления жить и радоваться каждому новому дню, что на второй план отступают процедурные с холодным кафелем и коридоры, наполненные запахом лекарств.

Герои повести — ребята с тяжёлыми заболеваниями, передвигающиеся на инвалидных колясках или вообще прикованные к кроватям — поражают умением принимать жизнь такой, как она есть, и верить в лучшее. А ещё — способностью остро чувствовать малейшую ложь и фальшь, и понимать, что в жизни они не помогают, а наоборот, только всё портят. Как раз об этом — рассказ «Изумрудная рыбка», наверное, неслучайно давший название всей книге. Мальчишки плетут из трубочек капельницы рыбку и хотят её раскрасить. Но для этого нужна зелёнка, которую просто так медсестра им, конечно, не даст. Один из ребят всё же находит способ достать пузырёк. Но позже выясняется, что заполучить зелёнку ему удалось с помощью обмана. И ярко раскрашенная рыбка почему-то сразу тускнеет в глазах ребят…

Николай Назаркин не упоминает о том, что его повесть «Изумрудная рыбка», по сути, автобиографичная, а ведь это именно так — почти всё своё детство автор провёл в больнице, сражаясь с тяжёлым недугом. Поэтому он знает, о чём говорит, когда убеждает читателей, что любовь к жизни не зависит от обстоятельств, и каждый новый день даётся человеку не напрасно

 Ребята, что необычного вы видите в биографии писателя?

— Почему эти факты заинтересовали вас?

— Как вы думаете, повлияла ли биография писателя на его произведения? Как?

Игра « Верю – не верю». ( играем с сигнальными карточками. Правильный ответ – зелёная карточка.Отвечаем и находим правильный ответ в тексте.)

Работа с текстом.

Ребята, верите ли вы, что в пропажи зелёнки виноват Юра? (поднимаем сигнальную карточку) Найдите в тексте виновного.

Пропала зеленка. И во всем виноват Серый. То есть он, конечно, не виноват. Но все равно. Кто дал зеленку Юрке? Серый и дал.

И сказать ему ничего нельзя. Потому что он посмотрит только – а как не дать, если человек серьезно просит? – и все. Я бы сам дал, и это самое обидное.

Верите ли вы, что Юрка оставил зелёнку на тумбочке?

И Юрке тоже вмазать нельзя. Потому что он тоже не виноват. Он дурак просто. Оставил зеленку на тумбочке, прямо так, на виду, а Лине Петровне как раз приспичило зайти спросить про эту дурацкую температуру. Кто в больнице температуру меряет, я вас спрашиваю? Только тот, кому от градусника не уйти. Вон Шурик из четвертой палаты меряет, потому что бабушка рядом. А так — все равно ведь в больнице лежишь, вылечат, если надо. Еще им температуру мерить!

Вот так оно и случилось. Лина Петровна зеленку увидела — цап! — и в карман. Потому что медикамент. Не положено.

А нам что делать? Без зеленки — все, капец. Без зеленки над нами весь пятый этаж ржать будет. Потому что бесцветная рыбка — это позор. Это даже хуже, чем вообще не красить. Лучше бы, как малыши какие, сплели из «сырой» капельницы…

— Почему же никак не обойтись без зеленки?

— О какой такой рыбе идет речь?

Верите ли вы, что рыбок плетут из капельниц?

Рыбок из капельниц плетут, чтоб вы знали. Длинные, тонкие, желтые, почти прозрачные трубочки — давай, плети, если фантазия есть. А если еще уговорить новенькую процедурную сестру дать всю «системку»: с надутыми баллончиками фильтров, с манжетами-«резинками», с толстыми тупыми иглами-«воздушками»…

Только учтите, что если плести просто так, как первоклашка какой, то раздует вашу рыбку и перекосит — жуть. Тут подготовка нужна.

Верите ли вы, что мальчики растягивали капельницу о спинку стула?

Ну вот, доподготавливались. Зря мы с Толиком эту дурацкую капельницу на спинку кровати натягивали, чтоб растянулась, просохла и побелела. Зря мы ходили на пятый тащить недостающее прям из-под носа у «пятачков»…

— Может, рыцаря сплетем? — говорит Толик.

— Рыцаря… На рыцаря три фильтра нужны, а мы все фильтры уже променяли. Кто ж знал-то?

— А может… — говорит Серый и замолкает.

Кроме рыцаря и рыбки, мы умеем плести только чертиков. Но чертик — это даже не плетение, баловство одно: чурбачок — туловище, кубик — голова, подрежь торчащие концы до нужной длины — вот тебе и руки, и ноги, и рога с ушами. А уж вставить глаза да хвост и скрепить все это вместе толстой «воздушкой» — даже уметь не надо…

Поэтому Серый и замолкает. Ему нечего предложить, потому что предлагать нечего. А не предложить он не мог, потому что чувствует себя виноватым. И за зеленку, и за то, что нам не помогал. Хотя тут он ну совсем не виноват: у него левая рука в корсете, а с одной рукой — какой из него помощник?..

Верите ли вы, что Сергей чувствовал себя виноватым?

Мы сидим в коридоре, в тупичке за ординаторской. Здесь стоит какая-то пальма, а за пальмой — подоконник. Толик все время дергается — у него почки. И если Лина Петровна заметит, что мы тут на подоконнике сидим, сразу начнется: «Да ты простынешь, да тебя продует, да о чем ты только думаешь!..»

О рыбке он думает. С этими почками он уже почти двенадцать лет живет, потерпят они как-нибудь пять минут.

Но зеленки нет. А значит, покрасить капельницу нельзя. И вместо воображаемой нами в мечтах роскошной изумрудной рыбки — чешуя внахлест, глаза кругами, а плавники и хвост накрутить на карандаш! — получим мы дурацкого бесцветного карася. А тут какие-то почки да температуры…

Надо что-то решать.

Верите ли вы, что Толик видел зелёнку в поликлинике на втором этаже?

— Кажется, я в поликлинике зеленку видел, — говорит Толик.

Поликлиника — это первый этаж нового корпуса. Но днем нам туда нельзя: приспичит этим докторам, а нас на месте нету, — а вечером она закрыта.

— Давайте бабу Настю попросим? — в отчаянии предлагает Серый.

— Она скажет, что мы замажем этой зеленкой весь пол, а ей — оттирай, — говорю я.

Мрачно говорю, потому что положение наше ужасное. А в ужасном положении нужно решаться на крайние меры.

— Вот что, — говорю я. — Делать нечего. Надо добыть зеленку. Зеленка есть у той рыжей из двенадцатой палаты…

Все молчат. Потому, что двенадцатая палата — это пятый этаж. Идти в логово «пятачков» — даже в девчачью палату — не хочется.

— Я пойду, — говорит Серый.

Ему ужасно хочется что-нибудь сделать.

А мы молчим. Потому что нам не хочется идти к «пятачкам».

— Я пошел, — говорит Серый.

Зеленку он приносит через полчаса. Хмурый.

— Вот, — говорит Серый. — Саша ее зовут. Красьте давайте и режьте…

-Где ребята достали зеленку?

-Почему Серый пришел хмурый?

Верите ли вы, что Серёжа обманным путём достал зелёнку?

И мы стали красить и резать. Красить — ничего трудного: налей зеленку в капельницу, зажми концы да покрути, чтоб размазалось хорошенько. Ну, и лишнее слить и просушить.

Сушили мы тут же, за батареей. Тут никто не найдет и тепло.

Резать — хуже. Резать надо по длине, чтоб сделать из трубки ленту — длинную, гибкую ленту.

Изумрудную ленту.

Серый только смотрел и хмурился. Он все переживал, что из-за него чуть все не сорвалось.

— Не переживай, — сказал Толик. — Все равно это наша рыбка.

Серый промолчал.

— А чего ты той рыжей наврал, чтоб она тебе зеленку дала? — говорю я.

— Что живот расцарапал, — говорит Серый.

И лицо у него такое грустное, словно у него и впрямь живот болит.

Я молчу. В больнице нет хуже, чем про болезнь для выгоды соврать. Но ведь он для нас соврал! Без зеленки нам все! Капец!

Пока сплели — семь потов сошло, как говорит баба Настя. Не знаю, с меня, по-моему, вдвое больше. Но сплели.

Верите ли вы, что Серый очень расстроился?

Подвесили на ту же пальму — полюбоваться. Рыбка висит, покачивается, свет на боках играет…

А веселья нет. Не изумрудная рыбка у нас получилась. Так, зеленая просто…

А Серый вообще не смотрит.

— Нет, — говорит Толик. — Дурацкая какая-то рыбка эта…

И мы разошлись. Серый ушел последним.

— Почему же рыбка вышла не изумрудной, а зеленой?

— В чем отличие изумрудной рыбки от зеленой?

— Является ли Изумрудная рыбка каким-нибудь символом?

— Почему Серый ушел последним?

Он сжимал эту дурацкую рыбку в кулаке, и я знал, о чем он думает: отнести ее той глупой рыжей Саше из двенадцатой палаты или просто поскорее выбросить…

— Как вы понимаете финал рассказа?

— Почему рассказ так назван?

— О чем произведение?

— Почему же рыбка вышла не изумрудной, а зеленой?

— В чем отличие изумрудной рыбки от зеленой?

— Является ли Изумрудная рыбка каким-нибудь символом?

— Почему Серый ушел последним?

   Физкультминутка для глаз

 Физминутка для глаз.

Мы с вами много читали и наши глазки немножко устали. Давайте дадим им отдохнуть и сделаем для них гимнастику.

Глазки видят все вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

V.Закрепление.

Ребята, о чём мы говорили с вами на уроке?

Давайте подведём итог.

Ребята, а теперь давайте с вами напишем письмо ребенку, лежащему в больнице. Напишите ему свои пожелания, мысли и т.д.

VI .Итог урока.

Выставление оценок.

VII.Рефлексия.

— Понравился ли вам урок?

С каким настроением вы уходите с урока? (работаем сигнальными карточками)

Нарисуйте смайлик, который соответствует вашему настроению.

Домашнее задание: прочитать любой рассказ из книги Н. Назаркина «Палатные рассказы».

  • Вопросы к рассказу живая шляпа носова
  • Вопросы к рассказу детство толстого 4 класс с ответами
  • Вопрос не раскрыт как пишется
  • Вопрос к сказке сивка бурка может ли
  • Вопрос к викторине великие сказочники мира и их сказки