- Главная
- Игры
- Викторины
- Познавательные викторины
- Викторины по литературе
- Викторины по литературе по авторам
- Викторины по литературе по авторам на букву А
- Викторины по творчеству и биографии Леонида Андреева
- Викторины по повестям Леонида Андреева
Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»
1.
Чем выделялся Иуда из Кариота, кроме дурной славы?
Двойственностью облика
Физической слабостью
Любовью к крысам и бездомным животным
2.
Какого цвета были волосы Иуды?
Черного
Соломенного
Рыжего
3.
Что отвечал Иуда на вопрос о том, что заставляет его совершать дурные поступки?
Что он такой, какой есть
Что Господь всех простит
Что каждый человек хоть раз согрешил
4.
Почему апостолы сочли, что Иуда обречен погибели?
Потому что поняли, что он не раскаивается в своих грехах
Потому что он ославливал своих родителей
Потому что он считал себя лучше других
5.
Как Иуда спас апостолов и Иисуса от побиения камнями?
Он убедил жителей деревни в том, что Иисус — мессия
Он убедил жителей деревни в том, что Иисус не одержим бесом, а просто мошенник и обманщик
Он предложил зачинщикам денег
6.
Кто из апостолов поднял с земли самый тяжелый камень?
7.
Что Христос сделал после того, как Иуда утаил несколько монет из общих сбережений?
Прогнал его
Потребовал вернуть деньги
Вступился за него
8.
Почему Иуда решает продать Христа за 30 сребреников?
Потому что он его ненавидел
Потому что он завидовал его славе
Потому что он хотел, чтобы его имя вечно произносили вместе с именем Христа
9.
Кого, по мнению Иуды, он предал вечному позору?
Христа
Самого себя
Людей, приговоривших и казнивших Иисуса
10.
Как Иуда ведет себя перед самоубийством?
Как пророк
Он глубоко раскаивается
Он считает себя праведником и решает, что не может жить на столь грешной земле
Подпишитесь на нас в ВКонтакте, чтобы не пропускать наши новинки.
Леонид Андреев. «Иуда Искариот» — переосмысление евангельской легенды.
Эпиграф урока:
Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумление
И равнодушие толпы.
А. Ахматова (1915 г.)
Ход урока
Обратимся к названию произведения. Какая тема здесь будет главной?
Предательство.
Слово учителя:
Л. Андреев не был первым, кто обратился к теме предательства Иуды. Существует немало других реконструкций образа Иуды и мотивов его предательства, но их количество и многообразие лишь подтверждает тот факт, что Иуда давно перестал быть только персонажем Священного Писания, превратившись в вечный образ мировой художественной культуры. Знакомство с Иудой начинается еще до его появления на страницах произведения. Мы узнаем об Иуде из рассказов о нем в народе.
Каким образом и что мы узнаем о нем?
Это “человек очень дурной славы”, “корыстолюбив”, “крадет искусно”, потому “его нужно остерегаться”.
Пояснения учителя:
То есть мирная жизнь города и христианской общины оказалась нарушена слухами, которые пугали. Так с первых строк в произведении начинает звучать мотив тревоги.
Пояснения учителя:
События последних дней Христа нашли отражение в искусстве, особенно в живописи. Этим событиям посвящены иконы, фрески, картины известнейших художников. Изображение Иуды ничем не отличается от других учеников: ни одеждой, ни безобразием лица, ни цветом волос, ни возрастом. В более поздних произведениях узнать Иуду легко по отсутствию нимба над головой, но опять же ничто в его внешности не вызывает подозрения или отвращения… Он такой же, как и остальные. Мы видим Иуду совсем не похожим на того, каким описал его Л. Андреев. Лука, Иоанн, Марк и Матфей поведали нам о жизни и смерти Иисуса Христа в Евангелии. Обратимся к тексту Евангелия от Матфея, потому что в нём мы найдём наибольшее количество упоминаний об Иуде.
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ
… Один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его (гл.26).
… Когда же настал вечер, Он возлёг с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст меня; … При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал (гл.26).
…говорит им Иисус: …встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий меня. И когда ещё говорил он, вот, Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями… Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его (гл.26).
… Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; … Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав Кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам. И бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился (гл.27).
Как же выглядит Иуда? Зачитать текст
Он был худощав, хорошего роста… и достаточно крепок…, но зачем-то притворялся хилым и болезненным и голос имел переменчивый: то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины, ругающей мужа, досадно-жидкий и неприятный для слуха…Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие…Двоилось так же и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая; и хотя по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза. Покрытый белесой мутью, не смыкающийся ни ночью, ни днем, он одинаково встречал и свет и тьму…
В чём особенность лица Иуды? Как это было связано с характером, поведением Иуды? Какое это имеет значение для понимания смысла произведения?
Двойственность, раздвоенность, противоречие во внешности Иуды, а также противоречивость его поведения: безобразный – называет себя красивым, сильный – притворяется слабым, больным; трусливый – бросается на защиту Христа, предаёт – и сам же хочет расстроить свои планы …
Кто и как называют героя в произведении?
Ученики Христа чаще называют Иудой, а автор — “уродина, “наказанная собака”, “насекомое”, “чудовищный плод”, “суровый тюремщик”, “старый обманщик”, “серый камень”, “предатель”. Л. Андреев часто называет героя не по имени, а метафорами, понятиями, имеющими обобщенное значение.
Каково же отношение автора к Иуде?
(Негативное.). Но нельзя забывать, что в основе произведения библейский сюжет. А что означает имя в Библии?
Слово учителя:
В религии существует культ имени. Есть даже религиозное направление – имяславие, имя и суть человека совпадают. Например, Христос – и имя, и божественная сущность. Зло никогда не будет во имя чего-то. Поэтому у преступников, как правило, прозвища. Имя – ценность. У Иуды не было дома, семьи, Детей, т.к. “Иуда – дурной человек и не хочет Бог потомства от Иуды”. Часто он называется оскорбительно, а не по имени.
Почему же такого жуткого человека приблизил к себе Иисус?
“Дух светлого противоречия влек его к отверженным и нелюбимым”. Т.е. поступками Иисуса руководит любовь к людям.
Как относится Иуда к Иисусу?
Любит. Это самый внимательный слушатель Христа.
Пояснение учителя:
Герои не общаются, каждый сам по себе, но между Иудой и Христом постоянно происходит негласный диалог-спор о человеке. И у каждого своя правда.
Какова правда Иисуса и какова правда Иуды? (текст)
Иисус Любит всех людей и верит в добро
Иуда …каждый человек, которого он знает, совершил в своей жизни какой-нибудь дурной поступок или даже преступление. Хорошими же людьми, по его мнению, называются те, которые умеют скрывать свои дела и мысли; но если такого человека обнять, приласкать и выспросить хорошенько, то из него потечет, как гной из проколотой раны, всякая неправда, мерзость и ложь.
Почему же меняется отношение Иисуса к нему? Какое событие тому предшествовало?
Иуда оказался прав, когда говорил о людях плохое. Это подтвердилось: женщина обвинила Иисуса в краже козленка, которого потом нашла запутавшимся в кустах.
Какое следующее событие усилило размолвку между Иудой и Иисусом?
Спасает жизнь Иисусу.
Чего ожидает Иуда за свой поступок и что получил?
Ожидал похвалы, благодарности, а еще больший гнев Иисуса, потому что лгал.
А какова позиция Христа?
Говорить правду.
Зачем Иисус рассказывает Иуде притчу о смоковнице?
Притча указывает на то, как Бог поступает с грешниками. Он не торопится рубить с плеча, а дает нам шанс исправиться, “желает покаяния грешников”.
Но считает ли Иуда себя грешником?
Нет. И менять свои взгляды не собирается. Однако он понимает, что Иисус не согласится с ним никогда. Тогда-то и решается Иуда на последний шаг: “А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет Иуда”.
Почему Иуда предаёт Христа в евангельском повествовании и чем это кончается?
Корыстолюбие, искушение дьявола, измена, “Тайная вечеря” (“и вошёл в него сатана”)
Раскаяние, самоубийство.
А с какой целью совершает предательство Иуда Л. Андреева?
Возможные ответы
Комментарий учителя:
Предательством он провоцирует всех и подталкивает к правильному выбору: если толпа спасет Иисуса и поверит ему, предательство Иуды будет оправданным. А если – нет, тогда для кого учение Христа? Иуда создал, подобно Раскольникову, теорию, согласно которой все люди плохие, и хочет теорию проверить на практике. Предательство Иуды – это его путь познания истины: кто есть человек на самом деле? Единственная возможность проверить, кто прав в – это поставить человека в экстремальные условия и, наблюдая за ним, определить, кто же прав в споре.
Сопоставим 2 эпизода («Вступление в Иерусалим», гл. 6 и «Суд Понтия», гл.8)
Гл. 6
…приветствовал его народ восторженными криками: — Осанна! Осанна! Грядый во имя господне! И так велико было ликование, так неудержимо в криках рвалась к нему любовь, что плакал Иисус, а ученики его говорили гордо: — Не сын ли это божий с нами? И сами кричали торжествующе: — Осанна! Осанна! Грядый во имя господне!
Гл. 8
Понтий говорит: и вот я при вас исследовал и не нашел человека этого виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете его… И весь народ закричал, завопил, завыл на тысячу звериных и человеческих голосов: — Смерть ему! Распни его! Распни его!
О чем говорит сравнение этих эпизодов?
Сначала апофеоз признания истины Христа, т.е. добра и веры, затем злоба и необъяснимая ненависть…
Это говорит о нравственном падении человека, о том, что теория Иуды о человеке, скорее всего, верна.
Почему Иуда после приговора следит за Иисусом, не оставляет его ни на минуту?
Он до последнего надеется, что люди заступятся за Христа, что пелена упадет с их глаз, и они поймут, над каким удивительным человеком они измываются. (…бежит, провожаемый хохотом солдат. Ведь еще не все кончено. Когда они увидят крест, когда они увидят гвозди, они могут понять, и тогда… Что тогда? Видит оторопелого бледного Фому … видит плачущую Марию Магдалину…улучив мгновение, подбегает к Иисусу: — Я с тобою, — шепчет он торопливо. Солдаты отгоняют его и, извиваясь, чтобы ускользнуть от ударов, поясняет торопливо: — Я с тобою. Туда. Ты понимаешь, туда! Вытирает с лица кровь и грозит кулаком солдату… Ищет зачем-то Фому — но ни его, ни одного из учеников нет в толпе провожающих.
Слово учителя:
Иуда пытается убедить всех, что Иисус заслуживает лучшей доли, но никто (вплоть до учеников) не участвуют в судьбе Христа. Все молчат. Тема предательства – это еще и тема невмешательства, молчания и соглашательства.
Вывод:
Христа предал не только Иуда, но и все остальные
Иуда доказал теорию. Почему же он повесился?
Он пришел к заключению о бессилии человека противостоять окружающему злу и злу в самом себе. Увидел неотвратимость на земле зла, отсутствие любви, предательство. (Эпиграф)
К тому же он любил Христа, хотел быть с ним.
Настоящая любовь жертвенная. Чем жертвует Иуда?
Обрекает себя на вечный позор.
Как внешне преображается Иуда?
“…был взор его прост, и прям, и страшен в своей голой правдивости”. Двуличие исчезает – скрывать нечего.
Слово учителя:
В творчестве Л. Андреева ключевыми являются образы бездны и стены.
В какие моменты душевного состояния героев появляются образы стены и бездны?
Сам Андреев поясняет: «Стена – это то, что стоит на пути человека к новой совершенной жизни» Это политический и социальный гнет. Это несовершенство человеческой природы. Стена – это внешние силы, мешающие человеку. Бездна – это стена внутреннего мира. Это все бессознательное и непостижимое в природе человека
Эти образы в книге появляются тогда, когда Иуда ясно осознает запутанность жизни, противоречивость ситуации. Андреев считает, что человек всегда стоит между стеной и бездной и ему жалко человека.
Как вы относитесь к Иуде Л. Андреева?
Есть за что уважать: умен, разбирается в людях, искренне любит, способен отдать свою жизнь. Жалко его, но одновременно и презираешь. Двуличен он был, и чувства к нему двойственные
Кто же Иуда: победитель или побежденный?
Он и победитель, т.к. его теория подтвердилась. Он и побежденный, т.к. его победа далась ценой смерти.
Выводы:
Имя Иуды стало нарицательным. Означает “предатель”. Заканчивается повесть словом “предатель”, символизирующим распад человеческих отношений. Зло безобразно, поэтому его Иуда страшен, и автор неприязненно относится к нему, но соглашается с его суждениями. Автор перекраивает двухтысячелетние образы, чтобы заставить читателя возмутиться открывшейся бессмыслицей. В повести отразились вечные вопросы: что правит миром — добро или зло, истина или ложь, можно ли жить праведно в неправедном мире. Автор развенчивает образы апостолов, показывает несостоятельность христианских воззрений. Взгляды автора и Иуды совпадают.
Домашнее задание
1. Написать сочинение-миниатюру на тему: “Почему Иуда предал Христа?” и изложить свою версию.
Тест по произведению «Иуда Искариот» Андреев
Последний раз тест пройден 6 часов назад.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
-
Вопрос 1 из 10
«Иуда Искариот» Леонида Андреева – это:
-
новелла
-
повесть
-
рассказ
-
роман
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 83%
ответили правильно83% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответу«Иуда Искариот»
— повесть русского писателя-экспрессиониста Леонида Андреева. -
-
Вопрос 2 из 10
В каком году было опубликовано произведение «Иуда Искариот»?
-
1901 г.
-
1905 г.
-
1907 г.
-
1910 г.
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 52%
ответили правильно52% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответуКнига впервые опубликована под заглавием
«Иуда Искариот и другие» в альманахе «Сборник товарищества „Знание“ за 1907 год»
, книга 16. -
-
Вопрос 3 из 10
Что доверил Иисус Иуде на хранение?
-
Фамильный перстень с бриллиантом
-
Свитки с рассказами о жизни Иисуса
-
Денежный ящик
-
Паспорт, выданный римлянами
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 91%
ответили правильно91% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответу«Постепенно к Иуде привыкли и перестали замечать его безобразие. Иисус поручил ему денежный ящик, и вместе с этим на него легли все хозяйственные заботы: он покупал необходимую пищу и одежду, раздавал милостыню, а во время странствований приискивал место для остановки и ночлега.»
-
-
Вопрос 4 из 10
Что, по мнению жителей одной из деревень, украл Иисус и его ученики?
-
Ягненка
-
Барана
-
Корову
-
Козленка
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 68%
ответили правильно68% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответу«Уж после ухода из него Иисуса и его учеников одна старая женщина начала кричать, что у нее украли молоденького беленького козленка, и обвинила в покраже ушедших. Вначале с нею спорили, а когда она упрямо доказывала, что больше некому было украсть, как Иисусу, то многие поверили и даже хотели пуститься в погоню. И хотя вскоре нашли козленка запутавшимся в кустах, но все-таки решили, что Иисус обманщик и, может быть, даже вор.»
-
-
Вопрос 5 из 10
Во время дружественного состязания по поднятию камней, кто из апостолов молился о том, чтобы Иуда проиграл?
-
Фома
-
Иоанн
-
Матфей
-
Петр
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 72%
ответили правильно72% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответу«Весь красный, Петр решительно подошел к Иисусу и громко сказал:
— Господи! я не хочу, чтобы Иуда был сильнее меня. Помоги мне поднять тот камень и бросить.» -
-
Вопрос 6 из 10
Как звали первосвященника, который заплатил Иуде деньги за предательство?
-
Анна
-
Каиафа
-
Давид
-
Иов
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 87%
ответили правильно87% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответу«И, кланяясь все ниже, извиваясь и льстя, Иуда покорно согласился на предложенные ему деньги. Дрожащею, сухою рукой порозовевший Анна отдал ему деньги и, молча, отвернувшись и жуя губами, ждал, пока Иуда перепробовал на зубах все серебряные монеты. Изредка Анна оглядывался и, точно обжегшись, снова поднимал голову к потолку и усиленно жевал губами.»
-
-
Вопрос 7 из 10
Какую сумму заплатил Иуде первосвященник?
-
2 драхмы
-
7 экю
-
30 серебренников
-
50 долларов
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 93%
ответили правильно93% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответу«— Ты слышишь? Тридцать серебреников! За Иисуса!
С той же тихой радостью Анна равнодушно заметил:
— Если не хочешь, то ступай. Мы найдем человека, который продаст дешевле.» -
-
Вопрос 8 из 10
На какой горе казнили Иисуса?
-
На Элеонской горе
-
На горе Голгофе
-
На Эвересте
-
На горе Монблан
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 87%
ответили правильно87% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответу«Осуществился ужас и мечты. Кто вырвет теперь победу из рук Искариота? Свершилось. Пусть все народы, какие есть на земле, стекутся к Голгофе и возопиют миллионами своих глоток: «Осанна, Осанна!» — и моря крови и слез прольют к подножию ее — они найдут только позорный крест и мертвого Иисуса.»
-
-
Вопрос 9 из 10
Что украл у римских солдат Иуда, чтобы спасти Христа?
-
Два меча
-
Три гетманские булавы
-
Шесть арбалетов
-
Десять мушкетов
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 86%
ответили правильно86% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответу«Когда Иуда добыл откуда-то и принес два меча, только Петру понравилось это, и только Петр похвалил мечи и Иуду, остальные же недовольно сказали:
— Разве мы воины, что должны опоясываться мечами? И разве Иисус не пророк, а военачальник?» -
-
Вопрос 10 из 10
Как умер Иуда?
-
Его четвертовали
-
Его распяли
-
Он сам сбросился с моста в реку
-
Он повесился
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 83%
ответили правильно83% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответу«— Хорошо, хорошо! А они собаки! — ответил ему Иуда, делая петлю. И так как веревка могла обмануть его и оборваться, то повесил он ее над обрывом, — если оборвется, то все равно на камнях найдет он смерть. И перед тем как оттолкнуться ногою от края и повиснуть, Иуда из Кариота еще раз заботливо предупредил Иисуса:
— Так встреть же меня ласково, я очень устал, Иисус.
И прыгнул. Веревка натянулась, но выдержала: шея Иуды стала тоненькая, а руки и ноги сложились и обвисли, как мокрые. Умер. Так в два дня, один за другим, оставили землю Иисус Назарей и Иуда из Кариота, Предатель.» -
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Эвелина Сергеева
10/10
-
Людмила Шевченко
10/10
-
Kz Alm
10/10
-
Санавбар Азамова
10/10
-
Григорий Фияло
10/10
-
Римма Исмуканова
8/10
-
Вильдан Лучихин
10/10
-
Земфира Харисова
9/10
-
Инна Жулина
10/10
-
Оксана Бельтюкова
8/10
Рейтинг теста
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 4963.
А какую оценку получите вы? Чтобы узнать — пройдите тест.
104673 Голубева А
Цели:
- обучающая: постижение идеи произведения
через раскрытие образов героев, мировосприятие
их и автора; наблюдение за языком
художественного произведения как средством
характеристики героев и осуществления замысла
писателя; закрепление отличительных
особенностей экспрессионизма как литературного
направления; совершенствование навыков
филологического анализа текста; - развивающая: развитие логического
мышления (умение анализировать поступки, делать
выводы, объяснять, доказывать свою точку зрения);
развитие монологической речи учащихся; развитие
творческих способностей учащихся к самообучению
(групповые задания творческого характера); - воспитательная: формирование чувства
ответственности, сопереживания и взаимопомощи в
работе по группам; воспитание нравственных
ценностей и критического отношения ко злу в
работе над текстом; эстетическое восприятие
урока (оформление доски).
Оборудование: портрет Л. Андреева,
письменные работы учащихся, иллюстрации к тексту
произведения.
Эпиграф урока:
Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумление
И равнодушие толпы.
А. Ахматова. 1915 г.
Ход урока.
I. Объявление темы урока.
Обмен впечатлениями среди учащихся по поводу
сравнения евангельского текста с повестью Л.
Андреева.
Ученики отмечают отличия в содержании:
- Иуда в повести выглядит чудовищней, чем в
Библии, само же произведение потрясает и
возмущает; - у Л. Андреева Иуда предает Христа по собственной
воле, в Библии — “но диавол соблазнил его, и он
стал ненавидеть спасителя”; - в Библии ученики заступаются за Христа: “
Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали
Ему: “Господи! Не ударить ли нам мечом?” И один из
них ударил раба первосвященника, и отсек ему
правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте,
довольно. И, коснувшись уха, исцелил его” … Петр 3
раза отрекается от Иисуса … Ученики убегают, но
этот поступок является минутной слабостью, так
как потом они проповедовали учение Христа, за
многие из них поплатились жизнью. Так в Библии. У
Андреева же ученики – предатели; - и в Библии, и в повести Иуда в общине Христа
выполнял обязанности казначея, но “он не столько
заботился о нищих, но … был вор”; - у Л. Андреева Иисус Христос в основном молчит и
всегда на заднем плане, главный герой Иуда;
общее в языке произведений:
- притчи, христианские наставления;
- цитаты из Библии в повести: “И к злодеям
причтен” (7 гл.), “Осанна! Осанна! Грядый во имя
господне” (6 гл.); - часто предложения и в Библии , и в повести
начинаются с союзов и, а, что придает текстам
разговорный характер: “И Иуда поверил ему – а он
вдруг украл и обманул Иуду… И все обманывают
его”; “А они посмеялись надо мною… и дали мне
поесть его, и я попросил еще…”; - в Библии и в повести встречается стилистический
прием – инверсия: “разостлали на земле плащи
свои”, “приветствовал его народ”. Но в отличие
от Библии, у Андреева много необычных образных
сравнений; - Л. Андреев употребляет в повести устаревшие
формы слова: “И тихо бия себя в грудь”, “И,
внезапно сменив быстроту движений медленностью…”
Вывод: автор максимально сближает язык
произведения с библейским, чтоб расположить к
себе читателя, но нарушает сюжет: ученики Христа
– трусы, предатели, а Иуда двуличный, непонятный,
но умный.
Постановка учебной задачи:
Зачем писатель это делает? Какую мысль до нас
хочет донести? На эти вопрсы мы и постараемся
ответить на нашем уроке.
II. Анализ повести “Иуда Искариот”.
Л. Андреев не был первым, кто обратился к теме
предательства Иуды. Так, например, есть Иуда –
герой и великомученик у М. Волошина, а в
“биографии” Иуды, появившейся в средние века, он
– “совершенный злодей во всем”. В рассказе Х.Л.
Борхеса “Три версии предательства Иуды”
доказано, и довольно изобретательно, что Иуда –
это и есть И. Христос. Есть и немало других
реконструкций образа Иуды и мотивов его
предательства, но их количество и многообразие
лишь подтверждает тот факт, что Иуда давно
перестал быть только персонажем Священного
Писания, превратившись в вечный образ мировой
художественной культуры. Какой же Иуда у Л.
Андреева? Обратимся к повести.
Знакомство с Иудой начинается еще до его
появления на страницах произведения.
- Каким образом и что мы узнаем о нем?
Мы узнаем об Иуде из рассказов о нем в народе:
это “человек очень дурной славы”,
“корыстолюбив”, “крадет искусно”, потому “его
нужно остерегаться”.То есть мирная жизнь города и христианской
общины оказалась нарушена слухами, которые
пугали. Так с первых строк в произведении
начинает звучать мотив тревоги.
- Как реагирует природа на появление Иуды?
Зачитать. - Какие чувства вызывает описание природы? (Опять
тревогу.) Как автор передает это ощущение? (Лексические
повторы – “тяжелый”, “тяжело”; антитеза: белый
– красный; аллитерация: шипящие, твердость [т]).
В это время и появляется Иуда: конец дня – ночь,
как будто бы прячется от людей. Настораживает и
время появления героя.
- Как же выглядит Иуда? Зачитать.
- Что можно сказать о герое по его описанию
внешности?
Противоречива внешность – противоречиво и
поведение, двуличен. Противоречия героя даны
через стихотворный прием – противопоставление,
антитезу.
- Какое чувство вызывает описание внешности?
Тревогу. Об этом говорит автор (звучат цитаты)
и нагнетает это ощущение описанием головы Иуды.
- Как называется этот художественный прием у Л.
Андреева? (Экспрессивная образность.)
Иуда пока ничего не совершил, но атмосфера
повествования все более накаляется.
- А как называют героя в произведении? Кто?
Ученики чаще называют Иудой, а “уродина,
“наказанная собака”, “насекомое”, “чудовищный
плод”, “суровый тюремщик”, “старый обманщик”,
“серый камень”, “предатель” — так называет
автор. Для Л. Андреева характерно, что часто он
называет героя не по имени, а метафорами,
понятиями, имеющими обобщенное значение. Скажите,
почему? ( В духе экспрессионизма. Так он
выражает свои чувства. Каково же отношение
автора к Иуде? (Негативное.)Но нельзя забывать, что в основе произведения
библейский сюжет. А что означает имя в Библии? Разобраться
в библейских понятиях нам поможет говорящий
библейский справочник:
Ученица: в религии существует культ имени.
Есть даже религиозное направление – имяславие,
имя и суть человека совпадают. Например, Христос
– и имя, и божественная сущность. Зло никогда не
будет во имя чего-то. Поэтому у преступников, как
правило, прозвища. Имя – ценность. У Иуды не было
дома, семьи, Детей, т.к. “Иуда – дурной человек и
не хочет Бог потомства от Иуды”. Часто он
называется оскорбительно, а не по имени.
- Почему же такого жуткого человека приблизил к
себе Иисус?
“Дух светлого противоречия влек его к
отверженным и нелюбимым”. Т.е. поступками Иисуса
руководит любовь к людям. (На доске
составляется таблица). А Иуда как относится
к Иисусу? (Любит.) Почему же меняется
отношение Иисуса к нему? Зачитать. Какое событие
тому предшествовало? (Иуда оказался прав, когда
говорил о людях плохое. Это подтвердилось:
женщина обвинила Иисуса в краже козленка,
которого потом нашла запутавшимся в кустах.)
- Значит ли этот факт, что Иуда разбирается в
людях? Что же он говорит о людях? Зачитать.
Записываем в таблицу: не любит людей, т.к. в
них – источник зла.
- Какое следующее событие усилило размолвку
между Иудой и Иисусом?
Спасает жизнь Иисусу.
- Чего ожидает Иуда за свой поступок?
Похвалы, благодарности.
- А что получил?
Еще больший гнев Иисуса.
- Почему?
Лгал.
- А какова позиция Христа?
Говорить правду. (Заполняем таблицу дальше и
делаем вывод: сталкиваются два мировоззрения, в
этом конфликт произведения, и он носит
богоборческий характер.)
Рис. 1
Вывод: автор развенчивает образы апостолов,
показывает несостоятельность христианских
воззрений. Взгляды автора и Иуды совпадают.
- Расскажите притчу о смоковнице. Зачем ее
рассказывает Иисус Иуде?
Притча указывает на то, как Бог поступает с
грешниками. Он не торопится рубить с плеча, а дает
нам шанс исправиться, “желает покаяния
грешников”.
- Но считает ли Иуда себя грешником?
Нет. И менять свои взгляды не собирается.
Однако он понимает, что Иисус не согласится с ним
никогда. Тогда-то и решается Иуда на последний
шаг: “А теперь он погибнет, и вместе с ним
погибнет Иуда”.
- Что он задумал?
Предательство.
- Как он себя ведет, посетив Анну?
Двусмысленно: не отговаривает от путешествия
в Иерусалим Иисуса и предает.
- Как предает?
Целуя.
- Почему целует?
Любит.
- Докажем, что его поступками движет любовь к
Иисусу.
Окружил учителя нежностью и вниманием,
предупреждал об опасности, принес 2 меча,
призывал беречь Иисуса.
- Почему же Иуда предает? Хочет смерти Иисуса?
Нет.
- А чего он хочет?
Иуда создал, подобно Раскольникову, теорию,
согласно которой все люди плохие, и хочет теорию
проверить на практике. Он до последнего надеется,
что люди заступятся за Христа. ( Зачитайте
фрагменты, подтверждающие это.)
- Как в этом эпизоде автор раскрывает психологию
героя
Повторы событий и лексические повторы
усиливают напряжение. Антитеза ожиданий Иуды
тому, что делает народ, вызывает тревогу.
Тягостное чувство ожидания передают многоточия.
Опять двойственность Иуды: ждет, что народ спасет
Христа, и в нем все поет: “Осанна!” — и радуется,
когда его теория подтвердилась: “Осанна!”
Возгласы радости в восклицательных знаках, в
оксюмороне “радостно одинокий”.
- Иуда доказал теорию. Почему же он повесился?
Любил Христа, хотел быть с ним.
- Настоящая любовь жертвенная. Чем жертвует Иуда?
Обрекает себя на вечный позор.
- Еще почему повесился?
Увидел неотвратимость на земле зла,
отсутствие любви, предательство. (Чтение
эпиграфа к уроку.)
- Какие обвинения он бросает в лицо Анне и
ученикам? Приведите примеры.
- Психологизм последних страниц повести
достигает наивысшего накала. Как передает это
автор?
В словах автора: “Иуда хрипло спросил…”, “И
Искариот громко заплакал”, “страшные слова,
раздирающие горло”.Волнение Иуды передается в знаках препинания
(многоточия, восклицательные знаки, риторические
вопросы); через поступки – бросает серебреники в
лица первосвященника и судей; в антитезе:
волнению Иуды противопоставлено равнодушие
Анны, спокойствие учеников. Лексические повторы
заставляют возмущаться.
- Как внешне преображается Иуда?
“…был взор его прост, и прям, и страшен в
своей голой правдивости”. Двуличие исчезает –
скрывать нечего. Его прямоту и правду автор
подчеркивает аллитерацией: [пр], [р].
- Вы согласны с высказываниями Иуды?
- Кто же Иуда: победитель или побежденный?
Он и победитель, т.к. его теория
подтвердилась. Он и побежденный, т.к. его победа
далась ценой смерти.
- В этом противоречие Л. Андреева: зло безобразно,
поэтому его Иуда страшен, и автор неприязненно
относится к нему, но соглашается с его
суждениями.
Имя Иуды стало нарицательным. Означает
“предатель”. Заканчивается повесть словом
“предатель”, символизирующим распад
человеческих отношений.
- Ваше отношение к Иуде.
Есть за что уважать: умен, разбирается в
людях, искренне любит, способен отдать свою
жизнь. Жалко его, но одновременно и презираешь.
Двуличен он был, и чувства к нему двойственные.
- Образ Иуды, созданный Л. Андреевым, единственный
в мировом искусстве со столь же единственной
экстравагантной трактовкой сюжета. И очень
убедительной. При жизни Л. Андреев называл
Царствие Небесное “чепухой”. А что об этом мы
узнаем в книге? Зачитайте.
- Автор смело перекраивает двухтысячелетние
образы, чтобы заставить читателя возмутиться
открывшейся бессмыслицей. В повести отразились
противоречия эпохи, в которой жил Л. Андреев. Его
волнуют вечные вопросы: что правит миром: добро
или зло, истина или ложь, можно ли жить праведно в
неправедном мире. А мы как думаем?
III. Представление учащимися своих
исследовательских работ:
1. Ритмико-интонационный анализ повести Л.
Андреева “Иуда Искариот”.
2. Пространство и время в повести.
3. Многообразие цвета и его значение в повести.
По ходу выступлений учащимися составлена
следующая модель выступления:
Рис. 2
4. Озвучивание модели произведения: чтение
авторского стихотворения, написанного по
прочтении повести “Иуда Искариот”:
Под небом вечным – вечная земля
С добром и злом, предательством, грехами.
Здесь люди грешные. И души их горя
В Аду потом, в огне бесстрастном полыхают.
Но все ж добро, свет, Рай сильней всего!
Там сном спокойным праведники спят.
А всем живым век помнить про того,
Кто был когда-то предан и распят.
Арефьева Диана.
IV. Домашнее задание: анализ отрывка из 3 главы
повести.
Нестандартное домашнее задание в 11 классе по произведениям «Иуда Искариот» Л.Андреева и «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова
Д/з.Работа по группам с текстом и теоретическим материалом по роману «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова и рассказу «Иуда Икариот» Л.Андреева.
1группа отвечает на вопрос «В чём особенности изображения Иуды Л.Андреевым в рассказе «Иуда Искариот?», составляя таблицу (см.ниже).
Цель предательства |
Идея Иуды |
Взгляд автора на Иуду |
2 группа отвечает на вопрос «Чем отличается евангельский от андреевского Иуды?», составляя таблицу (см.ниже).
Евангельский Иуда |
Андреевский Иуда |
Позиция Л.Андреева |
3 группа отвечает на вопрос «Идея сверхчеловека у Ницше и у Л.Андреева», составляя таблицу (см.ниже).
Идея сверхчеловека у Ницше и у Л.Андреева. |
||
Ницше |
Андреев |
Позиция Андреева |
4 группа отвечает на вопрос «Причины и цели предательства, по Булгакову, в романе «Мастер и Маргарита»
5 группа отвечает на вопрос «Триада предателей в романе «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова», составляя таблицу (см.ниже).
Триада предателей в романе «Мастер и Маргарита» М.Булгакова. |
||
Алоизий Могарыч |
Барон Майгель |
Иуда |
6 группа делает «Сравнительную таблицу взглядов писателей на Иуду с Евангелием».
М.Булгаков |
Л.Андреев. |
Евангелие |
Произведения для сопоставления |
Совместно на уроке делаем вывод.
Результат работы учащихся 11 класса.
1. В чём особенности изображения Иуды Л.Андреевым в рассказе «Иуда Искариот»?
Цель предательства |
Идея Иуды |
Взгляд автора на Иуду |
Иуда совершает свой поступок не только от обиды и любви. Он преследует более высокую цель: Иуда рассчитывает, что, когда иудеи увидят страдания Христа в руках римских солдат, они непременно поднимут восстание и свергнут власть римлян. Но потом это убеждение у Иуды исчезает, и он понимает: чтобы темная толпа уверовала в Христа (идеал), ей необходимо чудо: этим чудом станет воскресение Христа после смерти. Таким образом, главная цель Иуды – доказать людям, что Христос – это самое лучшее, это идеал; недаром повторяются его слова: «А вдруг они поймут?» |
Иуда сродни ницшеанскому сверхчеловеку, который считал себя вправе совершать опыты над человеческой натурой. Он своим предательством доказывает, что человек в своей основе – подлое существо, человек – это не «звучит гордо». Иуда – не просто предатель, но и великий провокатор. Он мечтает «подтолкнуть» еврейский мир к правильному выбору и рассуждает так: если толпа спасет Иисуса и пойдет за ним, значит, мое предательство будет оправдано и послужит благой цели. Если – нет, тогда для кого все учение Христа? Для людей, которые настолько трусливы, что оставили в беде своего Учителя? Иуда проповедует идею: цель оправдывает средства. |
Андреев, напротив, своим рассказом доказывает, что никакая цель не оправдывает нечистые, неблагородные средства. В данном случае и цель Иудой не достигнута, и жертва огромна. Андреев заставляет своего Иуду не торжествовать, а повеситься. Иуда у Л.Андреева представляет собой воплощенную в художественном образе конструкцию противоположных идей – любви и ненависти, правды и лжи, верности и предательства. Андреев дает нам возможность понять, что в душе Иуды – внутренняя борьба, жгучая боль и обида, перетекающая в горе. |
2.Ответ – исследование. Чем отличается евангельский от андреевского Иуды?
Евангельский Иуда |
Андреевский Иуда |
Позиция Л.Андреева |
Евангельский Иуда почти лишен конкретных человеческих черт. Это своего рода Предатель в абсолюте – человек, оказавшийся в очень узком круге людей, понимающих Мессию, и предавший Его. Вот почему поступок этот страшнее безумия иудейской толпы, пославшей Иисуса на казнь. Толпа ослеплена, она не ведает, что творит. Иуда – ведает, и потому он настоящий преступник, справедливо проклятый навеки христианским миром. Ему нет прощения, которое может заслужить любой раскаявшийся грешник, творивший грех бессознательно. |
Андреевский Иуда – не символ, а живой человек. В Иуде переплелось множество страстей и чувств, человек — гармоническое единство противоположностей. Он и любит Христа, и обижен им. Обижен тем, что не он, а Иоанн является любимым учеником Иисуса. |
Истинная любовь не должна быть обиженной, она должна быть жертвенной, благородной. |
3. Идея сверхчеловека у Ницше и у Л.Андреева
Идея сверхчеловека у Ницше и у Л.Андреева. |
||
Ницше |
Андреев |
Позиция Андреева |
1.Ницшеанский сверхчеловек считал себя вправе совершать опыты над человеческой натурой. 2.Ницшеанский сверхчеловек выступает против традиционных духовных ценностей, он их низвергает. |
1.Иуда сродни ницшеанскому сверхчеловеку. Своим предательством доказывает, что человек в своей основе – подлое существо, человек – это не «звучит гордо». Иуда – не просто предатель, но и великий провокатор 2.Иуда в этом низвержении терпит поражение, его удел – петля вокруг шеи. 3.Андреев заставляет своего Иуду не торжествовать, а повеситься. Вот в чем отличие взгляда Андреева от позиции Ницше |
Таким образом, Андреев возвращает нас к верным понятиям, только идет при этом сложной, запутанной дорогой; это как доказательство от противного. Андреевский Иуда не ради денег совершает своё преступление. Им движет обиженная любовь. |
4. Причины и цели предательства, по Булгакову, в романе «Мастер и Маргарита»
Пилат |
Низа |
Иуда |
Пилат, римский прокуратор, несвободный от воли других и самого себя, предаёт Иешуа Га – Ноцри, что бесконечно терзает его долгие земные годы. Пилата мучает сознание своего предательства. |
Низа, агент Афрания, завлекла за собою Иуду, который слепо пошёл за нею, так как любил её; и был зарезан посланными Понтием Пилатом бандитами. Низа тоже предала и достойна кары. |
Иуда предаёт Иешуа ради наживы. За то он и получает наказание. Наказание страшное и жестокое: он умрёт за предательство, так и не раскаявшись в своём пороке, не думая о нём. Иуду завлекает Низа, агент Афрания, в которую Иуда влюблён. |
Причины и цели предательства героев, их моральное осознание. |
||
Пилат предал из трусости и раскаялся. |
Низа предала во имя справедливости, которая была попрана. |
Иуда предал из сребролюбия и не раскаялся. |
По Булгакову, искупить предательство может раскаяние или восстановление справедливости. |
||
Пилат получает прощение: «..он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошёл по ней вверх прямо к луне… Он шёл… а рядом с ним шёл бродячий философ… Казни не было! Не было! Вот в чём прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны». Обещанное ему во сне даровано в потустороннем мире. Мастер отпускает своего героя, отпуская и себя со своим прошлым. Пилат удаляется в сопровождении Иешуа навстречу свету и покою. |
||
Пилат очистился от своего порока, искупил его страданием и получил свет. Низу прощает писатель, потому что восторжествовала справедливость. Иуда не прощён. Булгаков не даёт возможности герою раскаяться. |
5. Триада предателей в романе «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова
Триада предателей в романе «Мастер и Маргарита» М.Булгакова. |
||
Алоизий Могарыч |
Барон Майгель |
Иуда |
Социальное положение героев. |
||
Журналист, осведомляющий публику о новинках литературы. |
Служащий Зрелищной комиссии в должности « ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы». |
Иуда из Кириафа, служащий в меняльной лавке и шпион Иосифа Каифы. |
Кого предали герои? |
||
Алоизий Могарыч предал Мастера, поэтому Воланд карает его за подлость и предательство |
Барон Майгель хотел предать Воланда, поэтому Воланд карает его за шпионство. |
Иуда из Кириафа предал Иешуа Га – Ноцри, бродячего философа, который нёс спасение всему человечеству своей фолософией. |
За что они предали их? |
||
Алоизию Могарычу понравилась квартирка в подвале, которая принадлежала Мастеру. |
« …злые языки уже уронили слово наушник и шпион…Вы напросились ко мне в гости именно с целью подсмотреть и подслушать всё, что можно»,- говорит Воланд Майгелю. Майгель приспосабливается, чтобы, с одной стороны, нажиться, а с другой стороны, за бороться за наживу. |
Иуда предаёт ради наживы, за 30 серебренников. |
В период своего пребывания на Земле Воланд не делит людей на более или менее греховных. Порок есть порок (как, например, предательство), он требует наказания, если не может быть искуплён, поэтому герои наказаны. |
6.Сравнительная таблица взглядов писателей на Иуду с Евангелием
М.Булгаков |
Л.Андреев. |
Евангелие |
Произведения для сопоставления |
Иуда предаёт Иешуа ради наживы. За то он и получает наказание. Наказание страшное и жестокое: он умрёт за предательство, так и не раскаявшись в своём пороке, не думая о нём. Как Иуда, так и Ешуа –Га Ноцри у Булгакова предстают перед нами не просто как символы, а как настоящие люди со своей психологией. |
Андреевский Иуда – не символ, а живой человек. В Иуде переплелось множество страстей и чувств, человек — единство противоположностей. Он и любит Христа, и обижен им. Обижен тем, что не он, а Иоанн является любимым учеником Иисуса. |
Евангельский Иуда почти лишен конкретных человеческих черт. Это своего рода Предатель в абсолюте – человек, оказавшийся в очень узком круге людей, понимающих Мессию, и предавший Его. Вот почему поступок этот страшнее безумия иудейской толпы, пославшей Иисуса на казнь. Толпа ослеплена, она не ведает, что творит. Иуда – ведает, и потому он настоящий преступник, справедливо проклятый навеки христианским миром. |
1.Евангелие 2. «Иуда Искариот» Л.Андреева. 3.«Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова. |
Вывод. Целое поколение писателей пыталось, создавая образ Иуды, выразить своё мироощущение. Разрушительное начало ограничивается в правах и оценивается критически, хотя отрицающая несовершенный мир позиция не потеряла своей актуальности. Злу всё чаще противопоставляется добро, отрицающему взгляду – утверждающий. Евангельский герой претерпевает ряд трансформаций. От зла в абсолюте до рассуждений, кто он: жертва или предатель, или единственный апостол, который любил Иисуса Христа.
По Андрееву, Иуда не может победить предопределение, но он и не может не любить Иисуса. Может быть, тогда психология предательства заключается в борьбе Личности с предопределением, в борьбе Иуды с предначертанной ему миссией?
Библиография
1. Андреев, Л.Н. Иуда Искариот. Повести и рассказы. – М., 2007. – 654 с.
2. Андреев, Л.Н. Собрание сочинений: В 6 т. Т.1– М., 1990. – 638 с.
3. Андреев, Л.Н. Собрание сочинений: В 6 т. Т.2– М., 1990. – 558 с.
4. Библия. Н. З. Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна. Послание римлянам. Псалтирь / Славян, библейский фонд. – СПб.,1997. – 159 с.
5. Баранов, В. Андреев при жизни и сегодня // Андреев Л.Н. Избранное. – Горький, 1984. – 295-301 с.
6. Богданов, В.А. Писатель редкого таланта и мужества // Андреев Л.Н. Избранное – М., 1988. – 3-18 с.
7. Воровский, В.В. Из истории новейшего романа //Л.Н. Андреев. Проза и публицистика – М., 1998. – 646-655 с.
8. Гаврилов, А. Т. В поисках разгадки бытия // Андреев Л.Н. Избранное. – М., 1996. – 3-14 с.
9. Дунаев М.М. Православие и русская литература в 5 т. Т. 2. – М.,1996
10. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие. – М., 2005. – 245 с.
11. Иезуитова Л.А. Творчество Леонида Андреева 1892-1906 – Л,1976. — С. – 132
12. Литературное наследство. Горький и Леонид Андреев. Т 72. – М, 1965. — С.280
13. Булгаков М.А. Собачье сердце; Дьяволица; Мастер и Маргарита: Повести. Роман/Михаил Булгаков – Челябинск: Юж. – Урал. КН. изд – во, 1989.
14. Издательство «Советская энциклопедия», 1989, с изменениями. Издание четвёртое исправное и дополненное.
15. П.В. Палиевский («В присутствии классика, 1993, «Последняя книга Булгакова», 1979).
16. И.Ф. Бэлз («Генеалогия Мастера и Маргариты, 1978»).
17.Б.Соколов («Энциклопедия булгаковского «Мастера и Маргариты», 1997).