Вопросы по рассказу не надо врать

  • Главная
  • Игры
  • Викторины
  • Познавательные викторины
  • Викторины по литературе
  • Викторины по литературным формам
  • Викторины по рассказам
  • Викторины по рассказам советских писателей
  • Викторины по рассказам советских писателей на букву З
  • Викторины по рассказам Зощенко

Тест по рассказу Зощенко «Не надо врать»

Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»

Подпишитесь на нас в ВКонтакте, чтобы не пропускать наши новинки.

1. Укажите автора произведения:
а) Зощенко +
б) Твардовский
в) Шолохов

2. Учителя ставили в дневнике отметки за каждый … урок:
а) прослушанный
б) спрошенный +
в) посещенный

3. Жанр произведения:
а) пьеса
б) повесть
в) рассказ +

4. Первые три месяца рассказчик в гимназии:
а) ходил буквально как в тумане +
б) вел себя послушно
в) постоянно наказывался

5. Первая публикация произведения:
а) 1936
б) 1933
в) 1940 +

6. Мальчики, которые сидели позади рассказчика:
а) помогали ему рассказывать стих
б) шлепали его книгой по затылку +
в) громко смеялись

7. Сколько лет было главному герою Миньке во время описываемых в рассказе событий:
а) 5
б) 6
в) 7 +

8. Мальчики, которые сидели позади рассказчика:
а) мазали ему ухо чернилами +
б) рассказывали анекдоты
в) пели песни

9. Какие баллы обычно получали ученики гимназии:
а) от пятёрки до десяти
б) от единицы до десяти
в) от пятёрки до единицы +

10. Мальчики, которые сидели позади рассказчика:
а) шушукались
б) дергали меня за волосы +
в) громко смеялись

11. Почему Минька не выучил заданное на дом стихотворение:
а) потому что он не слышал домашнее задания +
б) не захотел
в) забыл

12. Какая по счету была единица у Миньку после неудачного рассказа стихотворения:
а) вторая
б) первая +
в) третья

13. Кто автор стихотворения, упомянутого в рассказе:
а) поэт Иван Никитин +
б) поэт Сергей Есенин
в) поэт Владимир Маяковский

14. На чем сидел рассказчик в городском саду:
а) на бугорку
б) на портфеле
в) на скамейке +

15. Как называется стихотворение, строки которого приведены в рассказе:
а) «Зимняя ночь в деревне» +
б) «Летняя ночь в деревне»
в) «Зимнее утро в городе»

16. На другой день учитель, узнав, что рассказчик потерял дневник:
а) с классным журналом пошел к родителям Миньки
б) выдал новый +
в) пошел искать старый

17. Почему Минька авторскую фразу «Крест над облаками» заменил на фразу «Треск под сапогами»:
а) попутал
б) потому что он рассказывал стихотворение глядя в книгу
в) потому что он рассказывал стихотворение по подсказкам +

18. Когда пришел учитель:
а) ранним утром
б) поздним вечером +
в) после обеда

19. Какую отметку поставили рассказчику стихотворения:
а) 3
б) 5
в) 1 +

20. У кого, по мнению автора рассказа, на сердце весело и спокойно:
а) у того, кто врет
б) у того, кто говорит правду +
в) у того, кто относится ко всему просто

21. Кто сказал Миньке, что из-за поставленной единицы в дневнике он не получит на день рождения фотоаппарат:
а) сестра Лёля +
б) папа
в) мама

22. Почему Минька плакал в постели:
а) было стыдно
б) потому что ему было неприятно слышать разговор папы и учителя о его вранье +
в) был наказан

23. Где горевал Минька по поводу полученной оценки:
а) в парке
б) возле речки
в) в саду +

24. Почему школьный учитель, пришедший домой к папе Миньки и Лёли, назвал мальчика «маленьким вруном и обманщиком»:
а) потому что он подумал, что о найденном под столом Минькином дневнике не знают его родители
б) потому что он подумал, что о найденном за шкафом Минькином дневнике не знают его родители +
в) потому что он подумал, что о найденном под кроватью Минькином дневнике не знают его родители

25. Куда бросил Минька свой новый дневник, в котором «красовалась» оценка:
а) под стол
б) под кровать
в) за шкаф +

26. По какому предмету Лёля получила двойку:
а) по химии
б) по физике +
в) по математике

27. Кто посоветовал склеить страницы полученного Минькой нового дневника:
а) Лёля +
б) друзья
в) одноклассники

28. Почему папа, несмотря на враньё сына, всё же подарил ему фотоаппарат:
а) потому что сын сознался в том, что существует ещё один дневник, закинутый под кровать
б) потому что сын сознался в том, что существует ещё один дневник, закинутый под стол
в) потому что сын сознался в том, что существует ещё один дневник, закинутый за шкаф +

29. Каким образом потерянный в саду дневник оказался в руках папы:
а) его принесла в дом какая-то женщина +
б) он его нашел
в) ветром принесло

30. Кто сказал Миньке, что рано или поздно враньё всегда обнаруживается:
а) мама
б) папа +
в) Лёля

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 25. 

УКМ «Перспектива»

1. От чьего имени ведётся рассказ? Объясните его название. Заголовок отражает содержание или основную мысль рассказа?

Рассказ ведётся от имени мальчика Миньки, которому семь лет.

Заголовок рассказа отражает его главную мысль. Он говорит о важнейшем выводе, который сделал для себя герой.

2. Как решил поступить Минька, оказавшись в трудной ситуации?

Минька не захотел обманывать родителей, потому что считал это плохим.

3. Какую услугу оказала ему Лёля? Как можно назвать её поступок?

Лёля оказала ему медвежью услугу. Она посоветовала склеить страницы дневника. Это плохой поступок, обман.

4. Почему папа, вместо того чтобы ругать мальчика за спрятанный за книжный шкаф дневник, подошёл и поцеловал Миньку?

Мальчик признался в том, что долго могло быть не раскрытым, а значит заслужил прощение. Ведь его признание говорит о том, что Минька осознал свою вину и решил исправиться. Поэтому умный папа и поцеловал его.

5. Перечитайте заключительную часть рассказа. Как признание в обмане помогло мальчику избежать неприятностей при встрече папы с учителем?

Когда учитель пришёл к родителям Миньки, чтобы рассказать о найденном дневнике, папа об этом уже знал. И считал, что Минька понял свою ошибку и больше не повторит её. За один и тот же проступок дважды не наказывают.

6. Какие слова навсегда запомнил Минька? Прочитайте последнее предложение и подумайте, как это правило помогло мальчику в дальнейшей жизни.

Минька навсегда запомнил слова о том, что вранье обязательно будет раскрыто, и дал себе слово всегда говорить только правду.

Это правило наверняка помогло ему в дальнейшей жизни, ведь честных людей уважают и ценят.

7. Попробуйте разделить текст на пять частей в соответствии с предложенным планом. Обсудите с другом возможные варианты.

  1. Первые три месяца в гимназии. От начала рассказа до слов «ходил как в тумане».
  2. Моя первая единица. От слов «И вот однажды учитель» до слов «я ещё не знал, что за это бывает».
  3. Исчезновение дневника. От слов «После уроков моя сестрёнка» до слов «Подмигнула мне, когда услышала эти слова».
  4. Ещё два дневника с единицей. От слов «На другой день учитель» до слов «Мне было совестно от его тихих слов».
  5. Признание. От слов «Я сказал: Вот что, ещё один мой дневник» до конца рассказа.

8. Перескажите основные событие рассказа в соответствии с планом.

Пересказ рассказа Зощенко «Не надо врать» для 3 класса

Когда Миньке исполнилось семь лет, его отдали в гимназию. Он был совсем мал и ничего не понимал. Первые три месяца он проходил как в тумане.

Мальчишки постоянно отвлекали Миньку и однажды он не выучил стихотворение, потому что не услышал задание учителя. Ему пытались подсказать другие ребята, но Минька всё перепутал. Учитель поставил ему в дневник единицу.

Мальчик показал единицу Лёле и девочка сказала, что это очень плохо и папа не купит ему фотоаппарат. Лёля предложила склеить страницы дневника, но Минька сказал, что обманывать родителей плохо. Он пошёл в сад и долго сидел на скамейке, рассматривая единицу. Потом он отправился домой и только там вспомнил про забытый дневник.

Учитель выдал Миньке новый дневник с новой единицей, и мальчик в ярости зашвырнул его за шкаф. Но учитель выдал ему ещё один дневник, в котором помимо единицы стояла двойка по поведению. У этого дневника Минька склеил страницы и так показал папе. Но когда папа смотрел дневник, пришла какая-то женщина, которая нашла дневник на скамейке. Папа увидел единицу и пристыдил Миньку.

Минька признался, что ещё один дневник выкинул за шкаф и папа расцеловал его. Он сказал, что Минька признался в том, что долго могло оставаться не раскрытым. Когда вечером к ним пришёл учитель и стал рассказывать про найденный за шкафом дневник, папа сказал, что уже знает об этом. Учитель извинился и ушёл, а Минька дал себе слово всегда говорить правду.

9. Была ли у вас похожая трудная ситуация? Расскажите, как вы поступили.

Один раз я опоздала в школу, потому что поругалась с сестрой и долго плакала. Я была очень злой и решила совсем не ходить в школу. Но вечером я призналась в этом маме, потому что мне было очень стыдно. Мама поругала меня, но простила, потому что я сама во всём призналась.

Avatar

Лисайчук Ирина Витальевна

21.04.2020.
Тест. Родной язык и литература, 3 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Тест по произведению М.М. Зощенко » Не надо врать.» Выбери правильный вариант ответа. Будь внимателен, время ограничено.

Список вопросов теста

Вопрос 1

За что Миньке поставили единицу в дневник?

Варианты ответов
  • За нерешенную задачу
  • За невыученное стихотворение
  • За плохое поведение

Вопрос 2

Что предположила Лёля, узнав про единицу?

Варианты ответов
  • Что родителей вызовут к директору
  • Что папа будет ругать Миньку
  • Что Миньке не подарят подарок на именины

Вопрос 3

Куда Минька дел свой дневник?

Варианты ответов
  • Забыл в саду на лавке
  • Выбросил в канаву
  • Порвал

Вопрос 4

Что сделал учитель, когда узнал, что дневник потерян?

Варианты ответов
  • Отправил Миньку к директору
  • Пожаловался папе Миньки
  • Выдал новый дневник

Вопрос 5

Почему учитель поставил Миньке двойку за поведение?

Варианты ответов
  • Минька подрался
  • Минька бегал на перемене
  • Минька потерял второй дневник

Вопрос 6

Что сделал Минька, прежде чем показать дневник папе?

Варианты ответов
  • Заклеил страницы
  • Вырвал страницы
  • Стёр единицу

Вопрос 7

Как нашелся  первый дневник?

Варианты ответов
  • Его принес дворник
  • Его принесла незнакомая женщина
  • Его принес газетчик

Вопрос 8

По мнению папы Миньки, люди, которые идут на обман …

Варианты ответов
  • Отвратительны
  • глупы
  • смешны и комичны

Вопрос 9

Почему папа рассердился на Лёлю?

Варианты ответов
  • Она соврала
  • Она получила двойку
  • Она убежала с уроков

Вопрос 10

Кто принес домой второй дневник?

Варианты ответов
  • Одноклассники Миньки
  • Учитель Миньки
  • Лёлька

Вопрос 11

Сколько лет было главному герою Миньке во время описываемых в рассказе событий?

Вопрос 12

Почему Минька не выучил заданное на дом стихотворение?

Варианты ответов
  • потому что стихотворение было очень большое
  • потому что он выполнял другие уроки и не успел выучить
  • потому что он не слышал домашнее задания

Вопрос 13

Какую отметку поставил учитель рассказчику стихотворения?

Варианты ответов
  • тройку
  • двойку
  • единицу

Вопрос 14

Где горевал Минька по поводу полученной единицы?

Варианты ответов
  • в парке
  • в саду
  • дома

Вопрос 15

Куда бросил Минька свой новый дневник, в котором красовалась жирная единица?

Варианты ответов
  • в урну
  • за шкаф
  • под кровать

Вопрос 16

Кто сказал Миньке, что рано или поздно враньё всегда обнаруживается?

Варианты ответов
  • учитель
  • Лёлька
  • папа

Вопрос 17

По какому предмету Лёля получила двойку?

Варианты ответов
  • по физике
  • по русскому
  • по математике

Вопрос 18

Почему Минька плакал в постели?

Варианты ответов
  • потому, что он испугался, что ему не подарят фотографический аппарат
  • потому, что его отругал папа
  • потому, что ему было неприятно слышать разговор папы и учителя о его вранье

Тема: М. Зощенко «Не надо врать».

Цель урока: познакомить с рассказом М. Зощенко «Не надо врать»; учить выборочному чтению, способствовать формированию навыков беглого чтения и правильной речи учащихся.

Планируемые результаты:

предметные: работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь); соотносить иллюстрацию с текстом, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; формирование навыка чтения: целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение.

метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать пословицы и поговорки, ориентироваться в книге, отвечать на вопросы на основе на основе художественного текста учебника.

личностные: осмыслить понятия неправда, вранье, ложь, что значит «ложь во спасение», нравственно-эстетические ценности на основе совместного обсуждения проблем, с которыми дети сталкиваются в жизненных ситуациях.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы обучения: словестные (беседа), наглядные (работа с иллюстрацией)

Формы обучения: фронтальная.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 кл. 1 ч. авт. Л.Ф. Климанова, В.Г. и др. (УМК «Перспектива»)

План урока:

  1. Организационный момент. (1 мин.)

  2. Актуализация знаний. (6 мин.)

  3. Работа над произведением М. Зощенко «Не надо врать». (35 мин.)

  4. Итог урока. Рефлексия. (2 мин.)

  5. Постановка домашнего задания. (1 мин.)

Ход урока

  1. Организационный момент.

— Здравствуйте ребята! Садитесь. Все готовы к уроку? (Ответы детей.)

  1. Актуализация знаний.

— Над каким разделом мы с вами начали работать? (Жизнь дана на добрые дела.)

— С каким произведением мы с вами познакомились на предыдущем уроке? (С произведением «Огурцы»). 

— О чем было это произведение? (Ответы детей.)

— Кто его автор? (Н. Носов).

— Дома вы должны были прочитать выразительно этот рассказ и ответить на вопросы к этому тексту на стр. 19.

— Назовите мне героев этого рассказа? (Котька, Павлик, мама и дедушка-сторож)

— Определите главную мысль произведения? (Ответы детей).

— Правильно ли поступила мама по отношению к своему сыну? Как она поступила? (Да. Справедливо.)

— Сделал ли Котька доброе дело?

— Ребята, а чему же хотел автор научить читателя этим рассказом? (Ответы детей.)

— Соотнесите смысл пословиц с основной мыслью рассказа Н. Носова «Огурцы».

— Молодцы! Продолжаем с вами нашу работу.

  1. Работа над произведением М. Зощенко «Не надо врать».

— Сегодня на уроке мы познакомимся с вами еще с одним рассказом из нашего раздела. Но сначала узнаем немного об авторе. Итак, автор нашего с вами рассказа Михаил Зощенко.

  1. Рассказ учителя об авторе.

Михаил Зощенко – русский писатель и признанный классик XX века. Михаил Михайлович родился 9 августа 1894 года в Петербурге в небогатой, но интеллигентной семье. Отец писателя был художником, а мать – актрисой и писательницей рассказов. Зощенко учился в 8-й гимназии Петербурга, а затем в Императорском университете на юридическом факультете. В возрасте 18 лет был зачислен юнкером в Военное училище. Обучение было прервано началом Первой мировой войны и Михаил ушел на фронт. Он участвовал во многих боях и получил немало ранений. Был награжден четырьмя боевыми орденами.

После революции 1917 года вступил в Красную Армию и служил в пограничных войсках вплоть до весны 1919 года. Тогда же у него обнаружилась серьезная болезнь сердца, и оставить службу. По возвращении, Зощенко стал работать телефонистом в пограничной страже. В 1920-е годы стали появляться его сборники рассказов. Умер писатель в июле 1958 года от острой сердечной недостаточности.

  1. Работа по теме урока.

— Откроем с вами учебники на стр. 20. Прочитайте, пожалуйста, название рассказа, который мы сегодня с вами будем читать. (Дети читают название рассказа.)

Ответьте мне на такой вопрос. Как вы понимаете название рассказа? (Рассуждения детей.)

— Рассмотрите иллюстрацию к этому рассказу. Кто изображен на данной иллюстрации? (Ответы детей).

— Чем они заняты?

— Ребята, скажите, а современное ли время отражено на иллюстрации и современные ли ученики? Докажите? (Ответы детей).

— Каковы ваши предположения, о чем пойдет речь в данном рассказе? (Речь пойдет о школе).

  1. Первичное восприятие текста.

Чтение текста учителем.

— Ребята, я вам прочитаю рассказ «Не надо врать», а вы внимательно слушайте и следите. (Чтение рассказа учителем, учащиеся внимательно слушают учителя).

Вопросы к первичному восприятию.

Понравился ли вам рассказ? Чем именно он вам понравился? (Ответы детей).

— О чем этот рассказ? (Ответы детей).

— Какие чувства вы испытывали, когда слушали это произведение: грусть, радость, сожаление, сочувствие? (Ответы детей).

— Кто главный герой этого рассказа? (Мальчик по имени Минька).

— Каким вы его себе представляете?

  1. Чтение текста учениками. Беседа по содержанию.

(Словарная работа ведется по ходу всего урока)

1. Работа над первой частью рассказа.

— Что мы узнали из первой. О ком говориться в этой части? (О мальчике, которому было 8 лет и который ходил в гимназию).

— Ребята, а что значит ходил в приготовительный класс? (Ходил на подготовку.)

— Приготовительный класс – это класс в дореволюционном среднем учебном заведении.

— А как вы понимаете слово гимназия? (Среднее учебное заведение.)

— Почему мальчик не выучил стихотворения? Найдите доказательство в тексте и просчитайте.

— Как вы понимаете смысл слова вставочка. (Раньше, еще в дореволюционное время, писали не ручками, как мы сейчас с вами это делаем, а металлическими перьями и чернилом, и это перо вставлялось в деревянную палочку.)

— Как вы считаете, правильно ли поступали мальчики по отношению к нему? Можно ли так себя вести по отношению к другому человеку? И можно ли так себя вести на уроке? (Ответы детей.)

— Как себя вел мальчик, когда учитель попросил прочитать стихотворение? Докажите примером из текста. Выучил ли он его?

— Как вы понимаете смысл слова ошеломленный? (Растерянный, находящийся в состоянии крайнего удивления, замешательства.)

— Кто решил помочь мальчику рассказать стихотворение? (Одноклассники.)

— Как вы понимаете смысл слова лепетать? (Бессмысленный набор звуков и слогов.)

— Почему мальчику так и не удалось рассказать это стихотворение? И как вы понимаете словосочетание «хронический насморк»? (Заболевание, которое не лечится.)

— Как отреагировал класс и учитель на прочитанное мальчиком стихотворение? (Ответы детей.)

— Как ведет себя мальчик, когда учитель поставил ему единицу в дневник. Докажите примером из текста.

2. Работа над второй частью рассказа.

­— Как же зовут этого мальчика? (Минька.)

— Мы узнаем, что у Миньки есть сестра. Как же ее зовут? (Лёля.)

— Как отреагировала Леля на плохую отметку брата.

— Как ведет себя Минька во время разговора с Лелей? 

— А как ведет себя Леля во время разговора с братом? Какие советы она ему дает? И правильно ли она поступает? (Ответы детей.)

— Какие чувства испытывает мальчик, получив плохую отметку? Найдите описание его состояния в тексте. Прочитайте.

Физкультминутка

Я иду, и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.
Я пою, и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.
Мы идем, и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.

3. Работа над третьей частью рассказа.

— Боялся ли мальчик идти домой? Почему?

— А он специально оставил дневник в саду? Докажите текстом, что не специально?

— Что сказал Минька своему отцу по поводу дневника? Найдите и просчитайте это в тексте.

— Что сделал учитель, когда узнал, что Минька потерял свой дневник. (Он выдал ему новый дневник.)

— Стояла ли в новом дневнике оценка? Докажите это примером из текста.

— Какие чувства испытывал Минька, когда увидел снова плохую отметку в дневнике? Что он с ним сделал?

— Что сделал учитель, когда узнал, что Минька потерял свой дневник второй раз? Найдите доказательства в тексте. (Выдал еще один, и кроме единицы по русскому языку, он вывел двойку по поведению.)

— Вы согласны с Лелей, что если временно заклеить страницу, то это не будет враньем? Послушал ли сестру Минька?

4. Работа над четвертой частью рассказа.

­— Обнаружил ли папа плохую оценку в дневнике? (Ответы детей.)

— Кто принес дневник, который Минька потерял в саду? Докажите это примером из текста.

— Как вы думаете, почему после прихода женщины, папа не стал кричать? (Ответы детей.)

— Что сказал папа Миньке? Найдите и прочитайте его обращение к сыну.

— Как выглядел Минька, когда его обман раскрылся?

— А как он обращался к сыну. Кричал ли он на него? (Нет. Он говорил эти слова спокойно и тихо.)

— В чем Минька еще признался отцу? Найдите и прочитайте его слова.

— Как папа отреагировал на признание Миньки и что он ему сказал? Что значит папа просиял? (Стал радостным от того, что сын признал вину и все рассказал.)

— А как папа отреагировал на признание Лели? Оправдались ли ожидания Лели? Почему папа рассердился на Лелю? Найдите доказательство в тексте.

— Как вы понимаете смысл слова свихнулся? (Сошел с ума.)

— Что сказал учитель отцу Миньки, когда пришел вечером к ним домой? Найдите и прочитайте.

— На что надеялся учитель, ведя этот разговор?

— Как отреагировал на слова учителя папа? Что он ответил ему? Прочитайте это в тексте.

— Как повел себя учитель после таких слов папы? (Ответы детей.)

— Как вы понимаете смысл слова недоразумение? (Ошибочное, неполное понимание; то, что произошло в результате такого непонимания.)

— Что чувствовал Минька, когда услышал разговор учитель и папы? Что он чувствовал? Докажите это примером из текста.

— Как вы думаете, чувствовал ли Минька за собой вину?

— Какой урок вынес Минька из этой истории? Найдите доказательство в тексте и прочитайте.

— Мы прочитали с вами рассказ, а от какого лица он ведется? (Это автобиографический рассказ, который ведется от лица самого автора М. Зощенко. Это рассказ основанный на реальных событиях из жизни писателя. У Зощенко выходил целый цикл автобиографических рассказов о его детстве и его совместных приключениях с сестрой Лёлей. И вот один из таких рассказов, мы сегодня прочитали с вами на уроке.)

— Давайте проследим по тексту, какими словами Зощенко показывает раскаяние Миньки? Проследим «лестницу покаяния» Миньки. 
— Как вы думаете, говорить правду всегда трудно? (Говорить правду всегда нелегко, но это необходимо для своего же блага. Когда М. Зощенко писал детские рассказы, то думал не о том, что над непослушными девочками и мальчиками будут смеяться. Писатель хотел помочь детям стать людьми).

— Проанализируйте, зачем нужен обман? Что мы хотим скрыть? (В основном, это касается наших корыстных интересов. Один человек идет путем обмана, рассчитывая сорвать куш, другой – путем правды, не преследуя личной выгоды. В итоге правдивый получает свое).

— Чему учит этот рассказ?

  1. Работа с иллюстрацией

— Ребята, откроем с вами учебник на стр. 20. Рассмотрите иллюстрацию. Какой момент рассказа она отражает?

— Найдите строки, подходящие к иллюстрации в книге.

  1. Работа с пословицами

— Ребята, к нашему сегодняшнему уроку я подобрал такие пословицы:

Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают.

Ветра не удержишь, правды не скроешь. 
Как ни хитри, а правды не перехитришь. 
Правда-матушка светла живет, ложь под тыном прячется. 

— Как вы понимаете смысл данных пословиц? (Ответы детей.)

— Подумайте, чему учит народная мудрость, от чего предостерегает? (Русский народ презирает ложь, лживых людей. Учит правде, учит отвечать за свои поступки, как тяжело это не было бы. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь).

— Какие из этих пословиц уместно отнести к происшествию с Минькой? (Ответы детей).

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Человек в любых жизненных ситуациях должен быть честен, всегда отвечать за данное честное слово. Ложь всегда, рано или поздно, будет обнаружена окружающими людьми. Честный человек, «человек слова» чаще всего бывает уважаем в обществе. 

— С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто его автор? О чем это произведение?

— Что нового узнали на уроке?

— Чему научились?

— Как оцениваете свою работу на уроке?

  1. Постановка домашнего задания.

Выразительно прочитать текст, ответить на вопросы 1-6 учебника на стр. 25.

9

  • Вопросы по рассказу мальчики чехов 4 класс с ответами
  • Вопросы на тему русские народные сказки
  • Вопросы к содержанию сказки снежная королева
  • Вопросы к сказке фенька
  • Вопросы к сказке федорино горе