Александр Сергеевич Пушкин
«Сказка о царе Салтане,
о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче
и о прекрасной царевне Лебеди»
50
вопросов на знание текста (вопросник учителя):
Вопрос |
Ответ-цитата |
1. |
На весь крещёный мир приготовила б я пир. |
2. |
На весь бы мир одна наткала я полотна. |
3. |
Я б для батюшки-царя родила богатыря. |
4. |
Он стоял позадь забора. |
5. |
Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха. |
6. |
В кухне злилась повариха. |
7. |
Плачет у станка ткачиха. |
8. |
В те поры война была. |
9. |
Сына бог им дал в аршин. |
10. |
С сватьей бабой Бабарихой. |
11. |
Родила царица в ночь не то |
12. |
И гонца хотел повесить. |
13. |
И царицу, и приплод тайно |
14. |
В бочку с сыном посадили. |
15. |
Пустили в Окиян. |
16. |
Синего. |
17. |
Не по дням, а по часам. |
18. |
Не губи ты нашу душу, |
19. |
Вышиб дно и вышел вон. |
20. |
Ломит он у дуба сук. |
21. |
Коршун |
22. |
Ты не коршуна убил, чародея погубил. |
23. |
Видит город он большой. |
24. |
И нарёкся: князь Гвидон. |
25. |
Едем прямо на восток, мимо острова Буяна, в |
26. |
Пушки с пристани палят, кораблю пристать |
27. |
Видеть я б хотел отца. |
28. |
Тут он в точку уменьшился, комаром |
29. |
С грустной думой на лице. |
30. |
Он лежал пустой равниной. |
31. |
Ель в лесу, под елью белка, |
32. |
Орешки не простые, всё скорлупки золотые. |
33. |
Тётке прямо в правый глаз. |
34. |
Во саду ли, в огороде. |
35. |
Выстроил хрустальный дом. |
36. |
Изумруды. |
37. |
Из скорлупок льют монету. |
38. |
Изоб нет, везде палаты |
39. |
В муху князь оборотился. |
40. |
Тридцать три богатыря. |
41. |
Сел на башню, и на море стал глядеть он. |
42. |
Тяжек воздух нам земли. |
43. |
Дядька Черномор. |
44. |
В чешуе, как жар горя. |
45. |
Тётке сел на левый глаз. |
46. |
Шмелем князь оборотился. |
47. |
Нос ужалил богатырь. |
48. |
Встрепенулась, отряхнулась |
49. |
Царь слезами залился, обнимает он царицу, и |
50. |
Царь для радости такой отпустил всех трёх |
Александр Сергеевич Пушкин
«Сказка о царе Салтане,
о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче
и о прекрасной царевне Лебеди»
50
вопросов на знание текста (вопросник ученика):
Вопрос |
Ответ |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
7. |
|
8. |
|
9. |
|
10. |
|
11. |
|
12. |
|
13. |
|
14. |
|
15. |
|
16. |
|
17. |
|
18. |
|
19. |
|
20. |
|
21. |
|
22. |
|
23. |
|
24. |
|
25. |
|
26. |
|
27. |
|
28. |
|
29. |
|
30. |
|
31. |
|
32. |
|
33. |
|
34. |
|
35. |
|
36. |
|
37. |
|
38. |
|
39. |
|
40. |
|
41. |
|
42. |
|
43. |
|
44. |
|
45. |
|
46. |
|
47. |
|
48. |
|
49. |
|
50. |
Вопросы по сказке Пушкина о царе Салтане с ответами
1. В каком году Пушкин дописал сказку?
Ответ: в 1831 году
2. Где Пушкин дописал «Сказку о царе Салтане»?
Ответ: в Царском селе под Петербургом
3. Где Пушкин начал писать сказку?
Ответ: в южной ссылке в Кишиневе
4. Кто из очень важных людей лично проверял сказку перед выходом в печать?
Ответ: император Николай I
5. В каком году была впервые опубликована сказка?
Ответ: в 1832 году
6. Кто по первоначальному варианту должен был приносить золото вместо волшебной белочки?
Ответ: дерущиеся боровы
7. С каким писателем соревновался Пушкин при написании сказки?
Ответ: с Жуковским
8. Какими необычными свойствами по первоначальной задумке автора должен был обладать царский сын?
Ответ: ноги по колено в золоте, а руки в серебре
9. Как звали злых сестер царевны из сказки?
Ответ: ткачиха и повариха
10. Как звали бабушку Гвидона?
Ответ: Бабариха
11. Куда отправился царь Салтан после женитьбы?
Ответ: на войну
12. Что отправила царевна царю Салтану?
Ответ: письмо
13. Почему злые сестры навредили сестре-царице?
Ответ: потому что они завидовали ей, они тоже хотели замуж за царя
14. Куда посадили царевну с царевичем?
Ответ: в бочку
15. Кого попросил молодой царевич вынести их с матушкой на берег?
Ответ: волну/море
16. Где оказались Гвидон с матерью, когда вышли из бочки?
Ответ: на необитаемом острове
17. Как описывается взросление маленького Гвидона в бочке?
Ответ: «не по дням, а по часам»
18. Какого размера был Гвидон при рождении?
Ответ: с аршин
19. Кого родила царица по письму ткачихи и поварихи?
Ответ: «неведому зверюшку»
20. Какое дерево росло на необитаемом острове?
Ответ: дуб
21. Из чего Гвидон сделал лук для охоты?
Ответ: из ветки дуба и шелкового шнурка от нательного крестика
22. Кого спас Гвидон?
Ответ: волшебную лебедь
23. От кого Гвидон спас волшебную лебедь?
Ответ: от коршуна
24. Кем был на самом деле коршун?
Ответ: чародеем
25. Кем была на самом деле Лебедь?
Ответ: девицей
26. Что увидел Гвидон, проснувшись утром на острове?
Ответ: город
27. Кем стал Гвидон когда пришел в город на острове?
Ответ: князем
28. Кто в сказке путешествовал по свету?
Ответ: корабельщики
29. Что передавал князь Гвидон царю Салтану?
Ответ: поклон
30. Как назывался остров, на котором жил князь Гвидон?
ответ: Буян
31. В кого превращался Гвидон в первый, второй и третий раз?
Ответ: в комара, в муху и в шмеля
32. С какой думой на лице сидел Салтан на престоле?
Ответ: с грустной
33. Кто сидел рядом с царем Салтаном?
Ответ: ткачиха, повариха и Бабариха
34. Кто приносил доход князю Гвидону в сказке?
Ответ: белочка
35. Какую песенку пела белочка в сказке?
Ответ: во саду ли в огороде
35. Из чего состояли драгоценные орешки?
Ответ: скорлупа золотая, а ядра изумрудные
36. Куда комар укусил повариху?
Ответ: в правый глаз
37. Куда мошка укусила ткачиху?
Ответ: в левый глаз
38. Куда шмель укусил Бабариху?
Ответ: в нос
39. Под каким деревом живет белочка?
Ответ: под елью/под елкой
40. Из чего был сделан домик для белки?
ответ: из хрусталя
41. Кто охранял белочку?
Ответ: караул
42. Кто превращал Гвидона в разных насекомых?
Ответ: лебедь
43. Кого в сказке было ровно 33?
Ответ: богатыри
44. Кто был предводителем богатырей?
Ответ: дядька Черномор
45. Где жили богатыри?
Ответ: в море
46. Кем богатыри приходились царевне Лебеди?
Ответ: родными братьями
47. Что блестело под косой у прекрасной царевны Лебеди?
Ответ: месяц
48. Что горит во лбу у прекрасной царевны?
Ответ: звезда
49. Как называет себя царь Салтан, когда тётки не пускают его к Гвидону?
Ответ: дитя
50. Что сделал Салтан с предательницами?
Ответ: простил и отпустил домой
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 128-129.
УКМ «Школа России»
1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?
Эта сказка о верности и семейных ценностях, о настоящей любви, помешать которой не могут никакие обманы и злодеяния.
2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют? Какие герои побеждают и почему?
Главными героями сказки являются:
- Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
- Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
- Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
- Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
- Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.
Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.
3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?
Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.
Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.
Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.
4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны. Найди сравнения в описании царевны.
Царевна-лебедь: «…Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…»
Богатыри: «В чешуе, как жар горя, идут витязи четами…»
Волшебный город: «Стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей…»
Сравнения в описании царевны: выступает, словно пава; будто реченька журчит
5. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?
Шум волн и их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.
6. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?
Царевна называет Гвидона «Князь ты мой прекрасный»
7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.
Концовка сказки: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».
Концовки народных сказок: «Стали жить-поживать», «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».
Видим, что Пушкин использовал традиционную концовку русских народных сказок.
8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?
У сказки Пушкина есть многие приметы народных волшебных сказок: зачин, присказка, концовка, противостояние добра и зла, испытание, которое предстоит выдержать герою, волшебные превращения, чудеса, волшебные существа, троекратные повторы.
Сказка написана народным языком, с использованием традиционных сказочных оборотов речи.
Но есть и различия. Так, Пушкин использовал оригинальный зачин, не взятый из народных сказок. Это литературная сказка, в которой невозможно поменять слова или сюжет, как часто случается в народных сказках.
9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.
- Царь Салтан выбирает жену.
- Подмена грамоты.
- Морское путешествие царевны и Гвидона.
- Спасение царевны от коршуна.
- Приключения Гвидона.
- Встреча Салтана с семьёй.
Пример пересказа «Сказки о царе Салтане» по плану для 3 класса
Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.
Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.
Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его.
На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем.
На остров приплывают купцы, которые следует в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.
Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно. Они рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.
Лебедь дарит Гвидону белку.
Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны-лебеди.
Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и милует Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.
10. Рассмотри иллюстрации Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 101
На ней показано пробуждение Гвидона и его матери. Ещё вчера остров был пустынным, а сейчас перед ними стоит белокаменный град, полный церквей и храмов, окружённый стенами с башнями.
Гвидон и царица с удивлением смотрят на город.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 103
Купеческий корабль покидает остров Буян. Он несётся по волнам, подгоняемый ветром. Следом летит обратившийся в комара Гвидон.
Вдали виден остров с красивым городом, окружённым крепостной стеной.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 109
На этой картине показан приём купцов царём Салтаном.
Царь восседает на огромном троне, его голова увенчана тяжёлой короной. Богатые купцы на красной дорожке кланяются царю.
С боку от царя сидят коварные Бабариха, ткачиха и повариха, далее видны бояре.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 113
На этой иллюстрации мы видим, как из пучин вод выходят ровным строем могучие витязи. Они все равны как на подбор, все одинаково вооружены копьями.
Над ними горят звёзды, а берег кажется безлюдным и пустым.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 127
На ней мы видим праздничный пир. За столом сидят царь Салтан, Гвидон, царица и царевна. Царь не сводить глаз с сына, которого считал погибшим. Он очень счастлив.
На столе разнообразные яства, перед столом сидит шут, играющий с собакой. Вокруг стоят суровые стрельцы.
Страница 25 из 42
1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?
Ответ:
Эта сказка о том, как добро побеждает зло. Из злого умысла царицу с ребенком посадили в бочку и бросили в море, но они выбрались и зажили счастливо в волшебном царстве. Зло было наказано.
2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?
Ответ:
Князь Гвидон – доброта, терпение, мужество, умение прощать и любить близких. Он сумел постоять за себя и за свою маму.
Царь Салтан – доброта и доверчивость. Он был обманут злыми людьми и лишен семьи, но благодаря целеустремленности своего сына, вновь повстречался с ней.
Царевна-лебедь – мудрая, рассудительная, добрая честная. Она оказывала Гвидону незаменимую помощь. Именно ей он обязан большей частью своих достижений. В конце сказки героиня стала его женой.
Царица – добродушная, терпеливая, честная, умеет прощать и любит своих близких.
Ткачиха, Повариха, Бабриха – отрицательные герои, им свойственна зависть, злоба, жестокость и коварство.
Побеждают положительные герои, потому что в сказках добро побеждает зло.
3. Выразительно прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают «услышать» шум волн и их плавное движение?
Ответ:
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел — царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!Звуки: [б],[п],[у],[и],[о].
4. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Найди в тексте эти эпизоды. Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны? Найди в тексте эти эпизоды.
Ответ:
В сказке есть волшебство и чудесные превращения, необычное появление богатырей, и чудное занятие белки в клетке, и существование Царевны-лебедь. Также чудом можно назвать судьбу Гвидона, когда он вместе с матерью смог выбраться из бочки. И его стремительный рост тоже в какой-то мере сказочное событие.
Князь превращается в трех насекомых: в комара, шмеля и муху.
Герой «Сказки о царе Салтане» князь Гвидон получил в дар от царевны несколько волшебный даров:
Царевна сделала Гвидона князем в благодарность за спасение от когтей злого коршуна.
Возможность повидаться с отцом. На просьбу князя увидеть отца, царевна, превращает князя в комара. Так его первое желание сбылось.
Чтобы удивить Салтана — своего отца, князь Гвидон пожелал, чтобы у него в саду жила волшебная белочка. Чтобы она пела песни, грызла золотые орехи, а ядра у них чтоб были из драгоценных камней — изумрудными. И тут помогла царевна князю.
Во второй раз царевна превращает Гвидона в насекомое, в этот раз — муху, чтобы он вновь полетел вместе с торговцами на встречу с царем.
Лебедь помогает Гвидону поставить у стен дворца на охрану волшебных воинов — небезызвестных тридцать три богатыря во главе с усатым дядькой Черномором. Каждое утро они выходили из морской пучины.
В третий раз по волшебству царевны князь обращается в шмеля и вновь путешествует с приезжими торговцами до дворца Салтана.
Последним, и самым ценным даром царевны князю является молодая девушка неописуемой красоты. Девушкой является та самая царевна-лебедь, помогавшая молодому князю. На ней князь и женится.
5. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев-богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны лебеди.
Богатыри:
Ответ:
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Город:
Ответ:
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Царевна-лебедь:
Ответ:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
6. Составь рассказ о царевне Лебеди: опиши её внешность, поступки. Как она относится к другим героям сказки? Как к ней относится автор? Найди сравнения в описании царевны. Например: «выступает, будто пава».
Ответ:
В сказке Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане прекрасная царевна Лебедь описывается с положительной стороны. Мы видим, что в самом начале сказки Гвидон спасает Лебедь от злого коршуна. За это она очень благодарна своему спасителю и абсолютно бескорыстно помогает ему. По ее словам и обращениям к князю «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!» можно определить, что она очень добрая, ласковая и хорошо воспитана. Она легко замечает печаль на лице Гвидона «Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?», а значит, она очень чуткая. Прекрасная Лебедь утешает и приободряет князя в самые тяжелые моменты жизни «Это горе — все не горе». Царевна обладает чудесным даром, может творить разные чудеса и превращаться в белого лебедя. И, конечно же, царевна очень красива:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.Александр Сергеевич Пушкин в своей сказке о царе Салтане описывает Лебедь как добрую, чуткую, ласковую, воспитанную, благодарную, бескорыстную и прекрасную царевну.
Сравнения: будто пава, словно реченька.
7. Как царевна лебедь обращается к Гвидону? Выучи эти строки наизусть.
Ответ:
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай».Царевна-лебедь называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя».
8. Назови героев сказки, из-за которых происходили все несчастья. Почему они так поступали: хотели быть первыми, завидовали главным героям?
Ответ:
Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха. Они завидовали главным героям и хотели сами быть всегда первыми.
9. Чем заканчивается сказка? Запиши в «Рабочую тетрадь» последние две строки. Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.
Ответ:
Сказка заканчивается победой добра над злом. Салтан отправился на чудный остров и там узнал своих родных. Отрицательных героев наказывать не стали, ведь добрые люди умеют прощать.
Последние строчки звучат так:
Я там был; мед-пиво пил —
И усы лишь обмочил.Народные сказки часто заканчиваются похожими словами.
10. Восстанови последовательность событий в сказке, запиши их в «Рабочую тетрадь».
Правильная последовательность событий:
Ответ:
1) Царь Салтан выбирает жену
2) свадьба царя Салтана
3) отъезд царя Салтана на войну
4) подмена грамоты
5) объявления царской воли
6) морское путешествие царица и Гвидона
7) счастливое спасение
приключения Гвидона
9) избавление царевны от злого коршуна
10) златоглавый город князя Гвидона
11) первая встреча гостей
12) первое превращение князя Гвидона
13) первое чудо
14) вторая встреча гостей
15) второе превращение князя Гвидона
16) второе чудо
17) третья встреча гостей
18) третье превращение князя Гвидона
19) третье чудо
20) встреча Салтана с семьёй
21) счастливый конец
11. Назови особенности волшебной сказки, которые ты встретил в произведении.
Ответ:
Наличие чудесных событий, перевоплощений, зачина и концовки, повторов, разделение героев на позитивных и негативных, победа добра, типичный финал.
12. Рассмотри иллюстрации И. Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.
Ответ:
Иллюстрации Билибина яркие и красочные. особенно мне понравилась иллюстрация, на которой изображены 33 богатыря и дядька Черномор. Поразило то, что на рисунке точное количество людей, как написано в сказке. Они все одинаково одеты, в их руках длинные копья, они построены в ровный ряд. Художник прорисовал все детали одежды богатырей.
13. Найди средства художественной выразительности, которые использует поэт. Запиши в «Рабочую тетрадь».
Ответ:
Олицетворение — это наделение неодушевленных предметов качествами живого человека.
Сравнение — это пояснение одного явления через другое с целью более яркой, точной, образной его характеристики.
Эпитет — это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.Сравнения:
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царицаА как речь-то говорит,
Словно реченька журчитК морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…А сама-то величава,
Выступает, будто паваБудто реченька журчит.
И царица над ребенком,
Как орлица над орленкомЧто ты тих, как день ненастный
В чешуе, как жар горя,Все равны, как на подбор
Олицетворения:
Белка песенки поет
Лебедь молвит
Море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном бегеВетер по морю гуляет
И кораблик подгоняет