Воркута рассказ про город

Испокон веков на безбрежных просторах Большеземельской тундры жили только оленеводы. Они кочевали от берегов Карского моря (на севере) до лесотундры (на юге) на сотни километров в поисках лучших пастбищ, богатых ягелем. Попутно коми и ненцы охотились на местных животных: песцов, горностаев и лисиц, шкурки либо сами использовали, либо продавали, как водится — за бесценок. Но главными животными в их жизни были олени. Они давали всё: еду, одежду, обувь, строительный материал.

1848 год. Экспедиция Русского географического общества под руководством профессора Э.Гофмана документально подтвердила наличие каменного угля. Экспедицией были взяты пробы угля на берегу реки Усы около деревни Елец.

1912 год. Житель деревни Петрунь Сорвачёв И.Н. показал чиновнику по крестьянским делам, действительному члену Российского географического общества Матафтину П.П. обнаруженные им в бассейне реки Усы (на Косью, Большой Инте, Нече, Адзьве, Сыне) выходы каменного угля. Матафтин описал их, а образцы пород отправил в Геологический музей Академии наук. Там они пролежали незамеченными до 1929 года…

Царское правительство не сильно было заинтересовано в распространении цивилизации среди народов Крайнего Севера. Ожидать нарушения северных границ было неразумно, ну кто туда потащится. А так живут себе люди веками как хотят и прекрасно себя чувствуют, зачем же им мешать, да и нерентабельно это. Одно дело ценный мех покупать, совсем другое — тащить туда цивилизацию. Короче, жили себе коми и ненцы не тужили пока не грянула революция.

Ещё не окончилась гражданская война, а революционное правительство уже озаботилось разведкой и добычей полезных ископаемых на подконтрольной территории, в том числе и на Крайнем Севере. «Проклятое самодержавие» использовало этот район для ссылки революционеров и политически «неблагонадёжных», выступающих против этого самого самодержавия. Впоследствии этот «бесценный опыт» возьмёт на вооружение Сталин. Кстати, начальное освоение этого края происходило руками «врагов народа».

Итак, уже в 1921 году на Печору была отправлена первая экспедиция под руководством Александра Александровича Чернова, который впоследствии посвятил всю свою жизнь изучению и освоению северного края.  Рождение города Воркута было предрешено еще в далеком 1924 г. Тогда известный ученый — геолог, доктор г.-м. наук Александр Чернов объявил об открытии Печорского угольного бассейна и дал ему научное обоснование. Открытию предшествовал ряд экспедиций по Печорскому краю, рекам Аранец, Заостренная, Кожим, Инта и т.д. Часто Александр Александрович в экспедиции брал с собой сына Георгия. И не удивительно, что сын выбрал профессию отца. Первым серьезным заданием молодого геолога, выпускника Московского университета стало задание по обследование далекой реки Воркута на наличие каменного угля. Уголь был найден. Пять пластов рабочей мощности очень высокого качества. Это произошло в 1930 г., а уже в начале лета 1931 г. на Воркуту отправились два отряда из 43 человек — геологи, шахтеры, рабочие. Большая часть из них заключенные УхтПечлага. 25 июля первый отряд поставил палатки, и флаг на правом берегу далекой, безлюдной реки. Затем они снялись и отправились выше по реке на дальнейшие поиски угля. Второй отряд прибыл 2 августа. Поставили палатки, водрузил флаг. Так началась Воркута.

Дальше ее героическая история развивалась параллельно трагической. Первую зимовку на реке переживало 350 человек. Люди жили в землянках, в условиях арктических холодов, но, не смотря на это, в 1931 г. была забурена первая разведочная скважина, добыта первая тысяча тонн угля. К сожалению, гости города сегодня могут созерцать только развалины на месте, где располагалась первое поселение геологов Рудник, место расположения первой в Печорском угольном бассейне шахты. Увлекательный рассказ экскурсовода унесет слушателей в далекие тридцатые годы.

Из воспоминаний Г.А. Чернова: «Признаться, в те молодые годы я не мог по-настоящему оценить открытие. Угли мы находили в каждый наш приезд на Печору, а это месторождение (Воркутское) находилось в самой глухой, отдалённой части Большеземельской тундры. Вряд ли думалось мне тогда, что оно заинтересует угольную промышленность. Я совершенно не понимал, как в такой труднодоступной местности можно началь не только добычу, но даже разведочные работы…»

Но несмотря на тяжёлые условия титанический труд первопроходцев увенчался успехом. На месте слияния рек Воркуты и Усы были обнаружены уникальные пласты коксующегося угля. Таким образом в западных предгорьях Полярного Урала было положено начало крупному центру Печорского угольного бассейна. А в 1931 году было принято решение начать геологоразведочные работы на Воркутинском месторождении и приступить к пробной эксплуатации углей.

Первомайская демонстрация 40-е годы

Название Воркута (точнее, Воркота — река, правый приток реки Усы, впадающей в Печору) упоминается уже в 1772 году. По-ненецки она называется Варкутаяха, а, город — просто Варкута, что связано со словом варк — «медведь». Таким образом, Варкута означает «изобилующая медведями».

Недра этого северного края богаты не только углем, но и многими другими полезными ископаемыми. Интересно, что первым о воркутинском угле официально сообщил еще в начале XIX века член-корреспондент Российской академии наук Тертий Борноволоков, упомянув о его исключительном качестве («многим лучше шотландского»).

1931 год, когда было принято решение начать геологоразведочные работы на Воркутинском месторождении и приступить к пробной эксплуатации углей, можно считать годом зарождения Заполярной Воркуты.

Улицы Рудника в 30-е годы

К концу 33 года в поселении Рудник жило 382 чел, а в лагере – 3600 заключенных. В 1934 г. шахта 12 выдала на-гора первый промышленный уголь. Самой большей проблемой оставалась — доставка грузов поселенцам. Частично эту, проблему могла решить узкоколейная железная дорога от Рудника к пристани Воркута-Вом. В 1934 г. дорога была построена. На строительстве узкоколейки было занято свыше двух тысяч человек. Условия труда строителей были невыносимы. Впервые в мире строилась подобная дорога за Полярным кругом, в условиях многолетней мерзлоты. К тому же это была первая железная дорога в Республике Коми. Сегодня возможно ознакомится с остатками узкоколейки, каждый сантиметр, которой был полит слезами, потом и кровью подневольных людей, в прямом смысле этой фразы. На одной из станций этой дороги происходило самое трагическое событие в истории сталинского периода, сохранившиеся под именем палача, выполнявшего приказ, о расстреле почти трех тысяч участников голодовки 1937 года —

Первое здание комбината Воркутауголь 1943 г.

В 1934 году была сдана в эксплуатацию узкоколейная железная дорога длиной всего 64 км. До пристани Воркута-Вом на реке Усе. Далее уголь грузили на баржи и отправляли по реке Усе, Печоре, Двине к морю, что было неэкономично. 4 января 1936 года был подписан приказ о строительстве города «Большая Воркута». В 1937 году подписывается проектное задание на строительство северной железной магистрали, которая связывала бы этот маленький шахтерский посёлочек с Котласом; закладку и освоение шахты-гиганта для того времени «Капитальная» и строительство города Большая Воркута. Всё начиналось в далекие тридцатые годы… И первый механический завод и проектная контора и научно-исследовательская производственная станция и геологическая служба. Растёт и лагерь, к 1938 году Воркута выделяется из состава Ухто-Печорского ИТЛ в самостоятельное подразделение, численность составляет более 12000 человек. Ими строится Северо-Печерская магистраль. По плану дорогу должны были построить к 1945, но начинается Великая Отечественная Война, и в невиданно короткие сроки, ценой неимоверного труда и жизни многих тысяч заключенных, дорога была построена. 28 декабря 1941 года первый поезд пришел в Воркуту и вечером был отправлен на Большую Землю.

В конце 1930-х — начале 1950-х годов в Воркуте был расположен один из крупнейших лагерей ГУЛАГа – Воркутлаг (до 1938 года – Ухтпечлаг).

Воркута – совсем ещё «молодой» город. Официально статус города был присвоен Воркуте 26 ноября 1943 года, в суровые годы Великой Отечественной войны.

Картинка 2 из 11487

В тяжелые годы войны Воркута стала развиваться быстрыми темпами. Было заложено 29 новых шахт, из них 12 введено в эксплуатацию. Более 7 миллионов тонн угля внесла Воркута в военную экономику страны Именно в годы войны зародилась дружба между Воркутой и осажденным Ленинградом. «Ленинградская правда» писала в те годы: «Уголь Воркуты дорог нам не только как топливо, но и как знак любви». И не случайно именно в военное время 26 ноября 1943 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о присвоении рабочему поселку Воркута статуса города. Но город в это время в основном состоял из бараков, и большинство населения находилось за колючей проволокой, вольного населения было не более 5 тысяч человек.

За годы войны железнодорожники Воркуты и Инты перевезли только для Ленинграда свыше 200 тысяч вагонов угля. Из них свыше 2000 сверх плана. В добыче топлива участвовали не только горняки, но и служащие, домохозяйки, учащиеся.

Сверхплановый эшелон угля городу фронту Ленинграду от горняков заполярной Воркуты.jpg

Сверхплановый эшелон угля городу фронту Ленинграду от горняков заполярной Воркуты

Всего за годы войны Печорский бассейн поставил народному хозяйству страны более 9 миллионов тонн угля.

Пока длилась война, Государственным Комитетом Обороны было принято 12 постановлений, непосредственно касающихся развития Печорского угольного бассейна.

Горняки и строители Воркуты в дни войны не жалели сил для увеличения добычи угля, работали под лозунгом: «Всё для фронта, всё для победы!». Сотни передовиков социалистического соревнования ежедневно выполняли по 2-3 нормы. Они занесли на свои фронтовые счета тысячи тонн сверхпланового угля. За пять лет (1941-1945 гг.) на Воркутинском месторождении было добыто всего 7 млн. 769 тыс. тонн высококачественного угля.

Говоря о горняках, шахтёрах, следует сказать (чтобы люди помнили), что до войны и во время войны, их труд был очень тяжёлым. Основная масса горняков были заключёнными. Поэтому их труд был очень дёшев. Например, это позволяло вплоть до 1935 года повсеместно в шахтах производить откатку угля вручную! Только с 1940 года откатка стала производиться лошадьми, с 1942 года – электровозами, а в 1943 году – появились врубовые машины. Шахты закладывались прямо у выхода угольных пластов. Эти шахты строились по довоенной технологии: глубина отработки не более 300 метров от поверхности, шахтные поля ограниченные, стволы наклонные. Обогатительных  фабрик не было, всё делалось вручную. Часто добыча угля и строительство шахты шло параллельно. Рабочие посёлки были максимально приближены к шахтам. Здания в городе были временными (бараки, а то и землянки или палатки).

Среди потребителей углей Печорского бассейна в конце войны было 9 областей и 2 автономные республики РСФСР, 9 железных дорог, 35 городов, 52 предприятия; в том числе заводы: 2 военных, 3 танковых, 4 авиационных, 1 автомобильный, 4 резино-технических, 5 химических, станкостроительный, трубопрокатный, сталелитейный и другие.

После окончания войны разворачивается широкая градостроительная программа, чтобы придать достойный вид городу. Были построены музыкально-драматический театр, кинотеатр «Победа», стадион, заложен Бульвар Победы. Здания были выполнены в дереве, не сохранились до сегодняшнего дня (сгорели), но остались в истории, вошли в Большую Советскую Энциклопедию как образец деревянного зодчества. В последующие годы Воркута стремительно растет. Постоянно возрастает объем добычи угла, на воркутинском коксующемся угле работают Череповецкий и Новолипецкий металлургические комбинаты, уголь Воркуты идет на экспорт, растут международные связи.В 1951 году начал работать цементный завод, единственный в Коми республике, в 1961 году строится первый в республике комбинат крупнопанельного домостроения. Растет и город.

Строительство Бульвара Победы метедом народной стройки

В 1956 утверждается Советом Министров Коми АССР первый генеральный план города. Первый спектакль в 1955 году показал единственный в республике Коми Театр кукол, в 1958 году поострен плавательный бассейн, начала работать воркутинская студия телевидения, а здание горного техникума, поостренное по проекту архитектора Г. Гонцкевича, как памятник градостроительства включен в краткую художественную энциклопедию «Искусство стран и народов мира».

Старый Рудник 1960-е гг.

В 1958 году в Воркуте открывается филиал Ленинградского горного института для оснащения угольной промышленности грамотными квалифицированными специалистами. В 60 годы начинается реконструкция и техническое перевооружение шахт, развернулось строительство новых шахт. Самая современная техника того времени пришла на предприятия. Внедрение очистных механизированных комплексов позволило значительно увеличить добычу угля, снизить его себестоимость, повысить производительность труда. Одним из первых в отрасли комбинат Воркутауголь в 1966 году был награжден орденом Ленина. А 22 декабря 1970 года орденом Трудового Красного знамени награждается город Воркута. В 1975 году вступила в строй одна из действующих шахта-миллионер Воргашорская с годовой добычей угля 4,5 млн. тонн. Три шахты объединения: Октябрьская, Воргашорская, Воркутинская награждены орденом Трудового Красного Знамени.

Шахта Капитальная 1960-е гг.

К началу 1960 года шахты Воркуты отработали всё, что можно было отработать по примитивным технологическим схемам. Отработали свои запасы и были погашены шахты №2, 3, 4, 6, 8, 12, 19. Строительство новых шахт неминуемо должно было привести к удорожанию и без того не дешёвого воркутинского угля. Раздались первые голоса в пользу того, чтобы не строить новые шахты, а отработать имеющиеся и закрыть город. Тогда этого не произошло. Учёные и практики доказали, что глупо брать за базу стоимость тонны угля. Важно смотреть на качество шихты (особенно, на количество в ней серы и фосфора). Именно эти показатели влияют на качество кокса, и, как следствие, на качество конечной продукции чёрной металлургии. Воркутинские угли содержат серы всего 0,7%, а донецкие — 3%. Кокс из воркутинских углей получается с большей механической прочностью. Увеличение содержания серы всего на 0,1% требует увеличения расхода кокса на 2%. И если для выплавки одной тонны чугуна требовалось 599 килограммов кокса, выжженного из углей восточных районов СССР, то кокса из воркутинских углей требовалось всего 506 килограммов. Если в Кузбассе для добычи одной тонны коксующихся углей приходится попутно добывать две-три тонны энергетического топлива, то в Воркуте почти весь уголь пригоден для нужд чёрной металлургии. Были взяты в расчёт и данные других отраслей промышленности (помимо чёрной металлургии). Например, уголь используется для получения чистых химических продуктов: бензола и пека. Из каждой тонны коксуемых воркутинских углей добывается на 30-40% больше смолы и на 50% больше сульфата аммония – ценного азотного удобрения, — чем из донецких и кузнецких углей. Совокупность этих расчётов доказала обоснованность строительства в Воркуте новых, современных, угольных шахт. И город продолжил свой рост и развитие.

1960 год

В январе сдан в эксплуатацию Воркутинский завод крупнопанельного домостроения, первый в Коми АССР. Завод был рассчитан на производство 30 тысяч квадратных метров жилья в год. Позже планировалось реконструировать его до мощности в 60 тысяч квадратных метров жилья в год.

В апреле на горе Рай-Из (Полярный Урал) альпинистами из Воркуты установлен мраморный бюст Ленина.

В августе началось строительство крупнейшей в Печорском угольном бассейне шахты-гиганта «Воргашорская». Шахта проектировалась для разработки Воргашорского месторождения, богатого энергетическим углём. Это месторождение ранее начала разрабатывать шахта №20 «Октябрьская». В связи с постройкой шахты был основан и одноимённый посёлок — Ворга-Шор (по названию местного ручья). Позже название посёлка стало писаться как Воргашор.

Северное отделение института мерзлотоведения им. В.А. Обручева АН СССР преобразовано в Северное (Воркутинское) отделение НИИ оснований и сооружений Госстроя СССР.

В декабре сдана в эксплуатацию крупнейшая (на тот момент) в Печорском угольном бассейне шахта «Юнь-Яга».

1965 год

Создано подразделение УРСа ОВУ: Торгово-кулинарное училище. Ныне это Профессиональное училище № 29.

1966 год

14 мая Указом Президиума Верховного Совета СССР комбинат «Воркутауголь» награждён орденом Ленина.

1967 год

13 октября свою первую продукцию выдал «Ликёроводочный завод» (первый подобный завод в Коми АССР).

Открылся Дворец пионеров и школьников, построенный к 50-летию Великого Октября. Несмотря на то, что на тот момент это был третий по размерам во всём СССР Дворец пионеров, здание было полностью построено всего за 11 месяцев! Посетившие город высокие гости из Москвы отметили, что такой дворец мог бы украсить любую из площадей столицы СССР. Три зала воркутинского Дворца пионеров могли одновременно вместить более 1500 человек. Во Дворце пионеров были бассейн, библиотека, игровая комната, музей, зимний сад, десятки творческих кружков и студий.

Вступила в строй система «Орбита», позволившая горожанам смотреть передачи центрального телевидения.

Построен первый в Коми АССР Дом быта.

Открыто тепловозное движение на воркутинской железной дороге.

В 1975 году в Москве была открыта выставка «Воркута — угольная сокровищница Заполярья».Конец 80-х – начало 90-х годов оказались для города тяжелыми, нестабильными. Политический, экономический, социальный кризис в стране затронул и угольную отрасль. Разворачивается программа реструктуризации шахт. Семь шахт в итоге были закрыты, в том числе затоплена вновь построенная шахта № 33.

1988 год

В Печорском угольном бассейне достигнут максимальный объём добычи угля за весь период освоения (31,2 миллиона тонн в год).

1989 год

2-3 марта на шахте «Северная» прошла первая забастовка шахтёров на территории Коми АССР.

Начало забастовок на шахтах Воркуты. Милиция и пожарные готовятся к разгону массовых манифестаций горняков. На улицах появляются милицейские и пожарные машины с решётками на окнах (для защиты экипажей в случае массовых беспорядков). Милиция Воркуты комплектуется резиновыми дубинками (ПР-75).

По предложению и при активном участии городского общества «Мемориал», на крутом берегу реки Воркуты установлен Памятный знак жертвам политических репрессий 30-50-х годов. Автор проекта: архитектор В.А. Трошин.

В Воркуте начал работать таможенный уполномоченный Сыктывкарской таможни. Его появление в городе было вызвано тем, что, в связи с реформой внешнеэкономической деятельности, организациям – участникам ВЭД было предоставлено право самостоятельно осуществлять экспортно-импортные операции, чем воркутинские угледобывающие предприятия стали активно пользоваться, включаясь во внешнюю торговлю.

Шахтёры Воркуты выступили за отмену в Конституции СССР статьи о руководящей роли партии. И добились своего. Таким образом, шахтёры Воркуты положили конец более чем 70-й монополии КПСС в политической жизни страны. Вместе с тем, именно это событие привело к распаду СССР (а не падение цены нефти на мировом рынке, как об этом рассказывают современные российские политики). И именно забастовки воркутинских шахтёров в конце 1980-х годов прошлого века, привели угольные предприятия Воркуты на грань экономического выживания.

26 октября принята программа закрытия неперспективных шахт России. Конечно же, шахтёры выступили против этой программы. Ведь, по оценкам «Росугля», следовало ликвидировать до 30% действующих шахт.

28 октября сдана в эксплуатацию крупнейшая в Печорском угольном бассейне центральная обогатительная фабрика (ЦОФ). ЦОФ дала первую партию обогащённого угля.

6 декабря шахтеры Воркуты прекратили добычу угля, протестуя против решения правительства ввести с 1 июля 1994 года свободные цены на уголь с целью сокращения дотаций угольной отрасли. Вместе с Воркутой бастовал Норильск.

25 декабря Правительство РФ приняло решение о ликвидации шахты «Хальмер-Ю».

1994 год

1 марта шахтёры Воркуты провели суточную забастовку. Требования увеличить дотации угледобывающим регионам уже никого в стране и мире не удивляли. Но эта забастовка запомнилась всем, так как впервые в истории России шахтёры потребовали отставки президента страны (Бориса Ельцина).

1 июня введены свободные цены на уголь.

В ноябре открыт Воркутинский институт управления, бизнеса и права.

Открыт воркутинский филиал Университета Российской академии образования.

В декабре открыт филиал Современного гуманитарного института (г.Москва). Ныне — академия.

Ликвидирована шахта «Хальмер-Ю».

Ул. Ленина.

1994 год символичен тем, что в нём был достигнут суммарный показатель добычи: 1 миллиард тонн угля с Печорского угольного бассейна.

1997 год

Объединение «Воркутауголь» преобразовано в открытое акционерное общество.

В ноябре Борис Ельцин подписал указ о ликвидации компании «Росуголь». Все функции по управлению угольной отраслью, в том числе распределение денег Всемирного банка и бюджетных дотаций, переходят Минтопэнерго.

1998 год

18 января (ночью) произошла крупная авария со взрывом на шахте «Центральная». Причиной стал пожар и взрыв метана на глубине 900 метров под землёй. При аварии погибли 27 горняков. Тела 17 из них так и не были найдены и подняты на поверхность… большинство из погибших шахтёров имели стаж подземных работ свыше 20 лет, а значит и право на досрочную пенсию. Этим правом они так и не воспользовались… В Воркуте объявлен трёхдневный траур. В город прилетел Глава Республики Коми — Юрий Спиридонов. Шахта «Центральная» разрабатывалась с 1954 года и её работа была распланирована до 2001 года. Однако, из-за такой крупной аварии шахту пришлось закрыть. Она была затоплена, а позже разрушена. Результаты расследования аварии на шахте «Центральная» широкой общественности не известны. С этого времени начался «закат» посёлка Промышленный, жители которого обслуживали шахту «Центральная».

В июле премьер-министр Сергей Кириенко во время поездки в Японию, договорился о кредите «на развитие угольной отрасли и создание новых рабочих мест». Размер кредита должен был составить $400 миллионов. Но дефолт августа 1998 года показал, что правительство России полностью некредитоспособно. И горняки России остались без «японского» кредита и кредита Всемирного банка.

Задержки зарплаты на шахтах Воркуты стали достигать 10-12 месяцев. Доля государственных дотаций в заработной плате работников ОАО «Воркутауголь» составила лишь 1,5%, в то время как в начале 1990-х годов эта доля достигала 80%.

Закрыта шахта «Юр-Шор».

За 1995-1998 годы в Воркуте были закрыты четыре шахты: «Хальмер-Ю», «Промышленная», «Южная», «Юр-Шор». В результате взрыва в разряд неперспективных попала шахта «Центральная», ранее не планировавшаяся к закрытию. Расчёты показали, что её дешевле закрыть, чем восстановить. В списке неперспективных осталась шахта «Юнь-Яга». Это были самые трудные годы в современной истории Воркуты. Ведь закрытие шахты влечёт не только ликвидацию шахты, как предприятия, но и закрытие пришахтного посёлка. Так, если на 1 января 1988 года в Воркуте жило 216,5 тысяч человек, то на 1 января 1998 года людей в Воркуте осталось всего 175 тысяч человек.

ОАО «Северсталь» приобрело контрольный пакет акций ОАО «Воркутауголь» и ОАО «Шахта «Воргашорская»» и стало владельцем этих предприятий, включив их в состав своего подразделения «Северсталь-ресурс». Впрочем, «битва за «Воргашорскую»» продолжалась несколько месяцев. Северсталь купила государственный пакет акций по наиболее выгодным, в сравнение с рыночными, условиям.

Начата ликвидация шахты «Октябрьская».

2010 год

2 августа, в день Воздушно-десантных войск, в сквере на углу улиц Парковая и Мира состоялось открытие памятника воркутинцым, погибших в Афганистане, Чечне и локальных вооружённых конфликтах. Ранее планировалось установить этот памятник в скверике перед магазином-кафе «Ловеч» на улице Гагарина или на площади при примыкании улицы Гагарина к улице Димитрова (перед девятиэтажным домом, называемым в народе «Китайская стена»).

По итогам года, численность населения Воркуты составила менее 70 тысяч человек. Так мало людей не жило здесь с 1968 года…

2011 год

21 января ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК) выиграл тендер на право разработки третьего шахтного поля Усинского угольно месторождения. Цена победы в конкурсе: 900 миллионов рублей. Месторождение Усинское-3 находится в 56 километрах от Воркуты, в районе железнодорожной станции Кык-Шор. НМЛК планирует на данном участке построить угледобывающую шахту. Ввод шахты в эксплуатацию намечен на 2016 год, а вывод её на полную мощность — на 2018 год. В год шахта будет добывать около 4,5 миллионов тонн каменного угля марок «Ж» и «КЖ». Предполагается, что в районе участка залегает около 230 миллионов тонн высококачественного твёрдого коксующегося угля. Строительство этой шахты входит в концепцию развития НЛМК, но, наверное, жители Воркуты рады строительству новой шахты даже больше, чем собственники НЛМК. Ведь для Воркуты это означает новый этап развития города. Приход НЛМК положительно оценило и руководство Республики Коми.

15 декабря ОАО «Воркутауголь» победило в конкурсе на освоение участка №1 Усинского месторождения, находящегося в границах города Воркута (Республика Коми). ОАО «Северсталь» (собственник ОАО «Воркутауголь») намерено в ближайшие годы построить на участке угледобывающую шахту и углеобогатительную фабрику. Балансовые запасы коксующегося угля на данном участке составляют порядка 620 миллионов тонн.

Горный техникум.

Воркута развивалась как сугубо промышленный город, пик расцвета которого пришёлся на 1990 год. 13 шахт объединения «Воркутауголь» добыли тогда 20,7 миллионов тонн угля. В городе проживало около 250 тысяч человек.

Современная Воркута — крупный центр добычи угля и организационно-хозяйственный центр Печорского угольного бассейна. Имеются предприятия различных отраслей промышленности. Основную долю промышленного производства города составляют добыча угля — 74% и электроэнергетика — 21%. В городе зарегистрировано свыше 2000 предприятий, крупнейшими из которых являются:

— ОАО «Воркутауголь» — добыча и обогащение угля;

— ОАО «Шахта Воргашорская» — добыча и обогащение угля;

— Структурные подразделения бывшего АЭК «Комиэнерго» — выработка электро- и теплоэнергии;

— ОАО «Воркутинский цементный завод» — производство цемента (единственное подобное предприятие в Республике Коми).

На протяжении всей истории города, градообразующим предприятием является ОАО «Воркутауголь» (ранее, комбинат «Воркутуголь», объединение «Воркутауголь»). В 2003 году основным собственником ОАО «Воркутауголь» стало ОАО «Северсталь» (город Череповец), давний его партнёр. Сегодня основными потребителями воркутинского угля являются подразделения «Северстали» и ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК — третий по величине металлургический комбинат России).

,

2011 год

А это сам аэропорт. Выглядит вполне прилично (снаружи).

Этот памятник аэрофлоту стоит в аэропорту Воркуты.

Вспомните такие далекие российские города как Магадан или Петропавловск — Камчатский

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=19972

Воркута — город совершенно удивительный. Наверное, о нём в нашей стране слышали почти все, однако мало кто сможет даже примерно показать Воркуту на карте, не говоря уже о том, чтобы рассказать, что она из себя представляет. Впрочем, находится Воркута за полярным кругом, на самом севере Республики Коми, у гор Полярного Урала. Там, где тундра, вечная мерзлота, долгая зима и полярные дни и ночи. Я приехал в Воркуту в двадцатых числах августа, когда здесь начиналась золотая осень, а температура воздуха не превышала +8 градусов (впрочем, в прошлом году там однажды выпал снег в начале июля), и это был последний пункт северного путешествия, начавшегося в Омске. Прежде, чем подробно показать воркутинские улицы и дома, я решил, что для начала стоит описать этот город в общих чертах.

Как и большинство городов Заполярья, Воркута возникла в советские времена, и благодаря добыче полезных ископаемых. Сто лет назад здесь была только тундра и кочующие ненцы-оленеводы. Слово Воркута в те годы означало лишь тундровую реку Воркута-Яха, что с ненецкого переводится как «медвежья река» или «река, где много медведей», — речь, кстати, о бурых медведях, а не белых. Но в 1930 году геологическая партия Георгия Чернова обнаружила в долине этой реки месторождение каменного угля, положившее начало освоению Печорского угольного бассейна. В 1936 году был основан посёлок Воркута, а статус города он получил во время войны — в 1943 году. В те годы Воркута снабжала углём осаждённый Ленинград, не дав Городу-Герою замёрзнуть.

2. Породил Воркуту именно уголь:

С чем обычно ассоциируется Воркута у жителей средней полосы России? Как правило, с лагерями, зонами и сопутствующим контингентом. С исторической точки зрения это верно, — Коми АССР в сталинские времена вообще была лагерным краем, и город действительно начинал расти из лагерей Воркутлага, а на добыче угля в Воркуте в 1930-е-40-е годы трудились в основном заключённые. Но так было лишь до 1953 года, и к нашему времени от Воркутлага осталась только одна колония. И я её даже не видел, так как не ходил в ту сторону. Впечатления «города зэков» сегодняшняя Воркута совершенно не оставляет, — во-первых, с времён лагерей прошло уже немало лет, и в последующие десятилетия люди ехали сюда уже вполне добровольно, а во-вторых, суровые условия Крайнего Севера либо меняют человека к лучшему, либо он здесь просто не задерживается.

3. Несмотря на своё название и отдалённое местоположение, Воркута совсем не выглядит каким-то «медвежьим углом». Глядя на монументальную сталинскую архитектуру, порой даже трудно поверить, что всё это в далёком Заполярье среди бескрайней тундры. На этом снимке это выдают лишь неказистые кривоствольные деревья.

4. Значительная часть архитектурного ансамбля была построена руками ленинградских архитекторов, и мне, как питерцу, это сразу было очень заметно. Я ещё проиллюстрирую это более подробно в следующих частях.

5. Это уже более поздние районы, — 1970-х-80-х годов:

Перед Воркутой я посетил Салехард, расположенный за Уралом. Наверное, по первым же фотографиям чувствуется огромная разница между этими двумя городами. Там — сияющие новостройки, разбавленные советскими бараками, а здесь, — во-первых, солидная советская архитектура, а во-вторых… гораздо более потрёпанный вид города. Лучшие годы Воркуты были до начала перестройки: после упразднения лагерей в 1950-е годы Воркута только продолжала развиваться. Строились новые угольные шахты, вокруг росла агломерация посёлков, народ прибывал с каждым годом. В позднесоветское время Воркута славилась на весь Союз, — помнится, в белорусском советском фильме «Белые Росы» один из героев зарабатывал в Воркуте «длинный рубль». В общем, в советские годы как раз Салехард был, по северным меркам, отсталым и захолустным городом, где даже пятиэтажек не было, когда Воркута была городом передовым и процветающим. Однако, к сожалению, с распадом СССР здесь всё стало намного хуже.

6.

В девяностые годы стали закрываться шахты — из тринадцати шахт осталось только пять, город стремительно терял рабочие места, а следом и население. В самом городе на момент распада СССР жило 115 тысяч человек, а сейчас осталось только 60. На самом деле, масштабы оттока населения ещё намного выше, — во всей воркутинской агломерации к настоящему моменту осталось около 80 тысяч жителей от двухсот, проживавших в советские времена. Впрочем, в нулевые годы город немного стабилизировался, — сохранившиеся шахты стали вновь стабильно работать, а население снижаться хоть и продолжает, но уже совсем не такими темпами. И тем не менее, о выходе на советский уровень речь уже не шла, и пока не идёт, поэтому город по-прежнему пребывает в упадке.

7. И из-за этого выглядит так, как будто застыл в советском времени. Мне порой казалось, будто я вернулся в раннее детство, — Питер примерно так же выглядел в конце девяностых. Иногда я, глядя на воркутинские улицы, задумывался: «А какой сейчас год? 2015 или 1998?». А ведь на фото центральная улица города!

8. Впечатление застывшей советской эпохи усиливается огромным количеством сохранившихся советских вывесок и прочих артефактов. Ещё ни в одном городе я не видел их в настолько высокой концентрации. Я даже решил сделать отдельный пост про них.

9. И кое-где их явно берегут и подновляют специально, для истории. Что, на мой взгляд, очень здорово. Независимо от отношения к коммунистам, это уже не пропаганда, а просто исторический артефакт.

10. В основном улицы Воркуты выглядят примерно так. Обратите, кстати, внимание на заметно невысокое количество машин. Дело, скорее всего, в том, что ездить тут почти некуда, потому что автодорога есть лишь по окрестностям в радиусе 60 километров, а значит и иметь машину в Воркуте нету особого смысла.

11. Воркута, однако, относится к тем немногим городам Крайнего Севера, куда можно доехать поездом. Печорскую магистраль строили в предвоенные годы силами заключённых именно к угольным месторождениям, и Воркута находится в самом её тупике. Поезда сюда ходят из Питера, Москвы, Нижнего Новгорода. Летом назначается курортный поезд Воркута — Адлер (как звучит-то!). А ещё есть культовый местный поезд Воркута — Лабытнанги, которым я сюда и приехал с Полярного Урала.

12. Все грузы (включая автомобили) с Большой Земли сюда привозятся именно по железной дороге.

13. А вот этот рисунок на торцевой стене дома напоминает нам о географическом расположении города:

14. 67-я параллель — это широта Апатитов, Кировска и Хибин. Даже южнее Мурманска. Но, в отличие от Кольского полуострова, здесь нет Гольфстрима, и климат значительно холоднее. Впрочем, лето здесь, как и в Мурманске, такое, что «я в тот день работал», а вот зима ощутимо холоднее. В порядке вещей сорокаградусные морозы, а может доходить и до пятидесяти. И сейчас, в мае, когда я это пишу, там только закончилась зима, — ещё три дня назад в Воркуте было минус десять градусов.

Кстати, о географии. Воркута, между прочим, самый восточный город Европы. Дело в том, что Уральский хребет, уходя на север, значительно отклоняется к востоку, а потому Воркута, хоть и в европейской части страны, но при этом на одной долготе с Тюменью. Самое странное при этом то, что здесь московский часовой пояс! Из-за этого происходит очень неудобный сдвиг, — в августе здесь в девять вечера уже темнеет, зато светает в три часа ночи.

15. О климатических особенностях Воркуты напоминают и некоторые другие детали. Вот, например, дома, построенные на сваях из-за вечной мерзлоты. Впрочем, в Воркуте данное явление встречается не так уж часто, — до 1960-х годов обычно строили на фундаменте с заморозкой грунта.

16. Иногда, впрочем, это выглядит вот так, — сваи закрыты плитами, и их наличие выдаёт только приподнятое положение первого этажа. Ещё обратите внимание на широкие окна, — скорее всего, это сделано для инсоляции, необходимой в условиях Заполярья.

Если с востока Воркуту прикрывают Уральские горы, то с северо-западной стороны по равнинной безлесной тундре свободно гуляют арктические ветра, — от Воркуты чуть больше двухсот километров до берега Карского моря. Летом это не так ощутимо, а вот зимой здесь иногда случается такое экстремальное явление, как пурга, — когда вьюга может непрерывно бушевать несколько дней, а порывы ветра при этом достигают тридцати метров в секунду, а иногда и больше. При такой погоде трудно даже пройти пару сотен метров пешком по улице, а выходить в тундру за пределы города становится по-настоящему опасно. А представьте, что это при тридцатиградусном морозе и в тёмную полярную ночь…

17. Вот такие полукруглые дома, характерные именно для Воркуты, выходя фасадом к открытой тундре в западную сторону, призваны защищать от пурги жилые микрорайоны. Между прочим, в Салехарде метели гораздо менее ветреные, — там зимой преобладает юго-восточный перенос, а ветра с Карского моря задерживаются Полярным Уралом.

18. О трудных полярных условиях напоминают и разноцветные дома. Впрочем, в Воркуте данное явление распространено намного меньше, чем в городах и посёлках ЯНАО.

19. Кроме геометрической расцветки иногда бывают и вот такие рисунки:

Суровые условия, заданные природой, и не зависящие от материального благополучия города, сплачивают, учат взаимопомощи и заставляют людей никогда не унывать и всегда заниматься чем-то основательным. Впрочем, и стремятся на Север в любом случае непростые люди. Это только по снимкам кажется «Какая тоска! Наверное, там все пьют, не просыхая». На самом деле, нет. Воркутинцы — люди яркие, интересные и не оставляющие впечатления «жителей провинции». На улицах встречаешь интеллигентных и со вкусом одетых людей, — в поезде, по дороге в Питер, я внешне не мог отличить воркутинцев от питерцев; часто встречаются люди с неформальной внешностью. Вроде как, в городе есть байкерский клуб и клуб исторических реконструкторов, проводящих рыцарские турниры, — вы можете себе представить себе всё это в промышленном шахтёрском городе? Кстати, представители главной воркутинской профессии эту картину только дополняют, — один раз в маршрутке я видел двух шахтёров, обсуждавших… довоенную советскую литературу.

20.

Воркута — конечно, не столица России и даже Коми, но зато Столица Мира! Впрочем, сейчас себя так может назвать кто угодно, и групп «в контакте» с названием «деревня N — столица мира» расплодилось огромное множество. Но в Воркуте всё гораздо серьёзнее, — так повелось ещё в советские времена, и об этом её статусе каждый воркутинец знает с детства. В чём же дело? В том, что Воркута объединила огромное количество людей со всех уголков Союза, — сначала кто-то попадал сюда не по своей воле (кстати, в Воркутлаге было немало «политических»), а потом Воркута стала городом северной комсомольской романтики, куда продолжали ехать люди из разных регионов. В итоге сейчас в Воркуте можно встретить кого угодно — от литовцев до корейцев.

Кстати, как и на соседнем Ямале, особенно часто здесь встречаются украинцы. И в основном с Донбасса, что неудивительно, — Воркута (а ещё Шпицберген) была мечтой советского шахтёра. И у жителей Воркуты особенно много родственных связей с Донбассом и Кузбассом, а как следствие, в 2014-15 годах в Воркуту приехало довольно много беженцев.

21. «Украинский след» нередко заметен в вывесках:

22.

23. А вот ещё и Полесье. Тут владелец магазина может быть и белорусом.

На самом деле, рано или поздно большинство людей отсюда уезжает. Как на Ямал люди обычно приезжают пожить и поработать до пенсии, чтобы затем уехать в более тёплые края, уступив место другим, так же и в Воркуте, — в том числе, так было в советские времена. Но это совсем не то же самое, что работать вахтовым методом, — живя здесь постоянно, пусть и с намерением потом уехать, люди становятся воркутинцами и остаются ими и после отъезда. Парадокс в том, что мало кто живёт на Крайнем Севере всю жизнь, но при этом у живших там сохраняется какое-то особенное чувство принадлежности к бывшему месту жительства. Поэтому, как говорят местные, бывших воркутинцев не бывает. И на самом деле воркутинцев не 60 тысяч человек, и даже не 115, а гораздо больше.

24.

Воркута — третий по величине город за полярным кругом (после Мурманска и Норильска) и третий же в Республике Коми (после Сыктывкара и Ухты). Надо сказать, воспринимается Воркута как весьма самодостаточный город, и о её принадлежности к Коми даже легко забыть (тем более, что название пришло из ненецкого языка). Однако напоминает об этом дублирование табличек на официальном языке республики.

25.

26. Увидев это, я даже засмеялся. Звучит забавно.

Вот такие здесь реалии. Красивый город среди суровой тундры, с приятными людьми, и потрёпанный лихолетьем. Экономический упадок Воркуты заметно отражается на городской инфраструктуре, содержать которую в условиях Крайнего Севера обходится намного дороже, чем в средней полосе. Асфальт в городе часто поломанный из-за сезонных колебаний вечной мерзлоты, штукатурка на домах из-за вьюг и морозов сползает каждую зиму, из-за чего дома в Воркуте обычно либо с иголочки, либо сильно обшарпаны (на снимке ниже это заметно). Дворы в центре города часто выглядят очень невзрачно.

27.

28. Впрочем, по большей части воркутинские дворы выглядят примерно вот так:

Но не стоит забывать, что я приехал в Воркуту в тот короткий период года, когда здесь нет снега. А лежит он здесь восемь месяцев в году, и, судя по фотографиям, зимняя Воркута выглядит приличнее, — под снегом разные изъяны и шероховатости не так заметны. И ещё надо сказать, что в городе довольно чисто. При всей запущенности и разбитости, большого количества мусора я здесь не встречал.

29. Окраины порой выглядят откровенно мрачно, и там становится заметно, что город покинула половина населения, — некоторые дома стоят полностью заброшенными.

30. А за рекой Воркутой находится целый заброшенный район, который называется Рудник. Это бывший посёлок геологов, — оттуда исторически начинался город, а сейчас покинутые дома зияют пустыми глазницами.

Между прочим, как уже говорилось, самим по себе городом Воркута не ограничивается. Некоторые шахты были построены в окрестностях, а потому вокруг города сложилась целая агломерация шахтёрских посёлков, большинство из которых образуют так называемое Воркутинское кольцо, а ещё несколько стоят отдельно. Всё это — в своём роде «Большая Воркута». Впрочем, в постсоветские годы большинство этих посёлков опустело, причём некоторые были расселены в плановом порядке.

31. Самый крупный посёлок кольца — Воргашор. Он по-прежнему жилой, но на улицах малолюдно, даже в сравнении с городом.

32. И постоянно попадаются опустевшие дома, которые поразительно соседствуют с жилыми. А жилые при этом могут быть вполне в хорошем состоянии.

33. Широкие улицы, пятиэтажки, а между домами виднеется тундра и свистит стылый ветер.

34. В тундре порой мелькают и полностью покинутые посёлки. Ну или почти полностью.

35. А это другой посёлок — Северный, второй по величине на кольце. Соседство жилых домов с заброшенными здесь такое же тесное и впечатляющее. Кстати, на горизонте виден Полярный Урал, но он сливается с облаками.

36. И всё-таки жизнь продолжается. Город по-прежнему живёт, — несмотря на все трудности, и вопреки тяжёлым климатическим условиям.

37. И, по моим наблюдениям, в Воркуте на глаз довольно немало детей.

С одной стороны, такого оттока населения, как здесь, не было ни в каких депрессивных райцентрах Псковской или Смоленской области, но с другой — Воркута, хоть и значительно беднее Салехарда, но намного богаче означенных райцентров. Те угольные шахты, которые не закрылись, снова стабильно работают (а в 2000 году даже открыли Юньягинский угольный разрез), а воркутинский уголь имеет высокое качество и уже давно служит сырьём для металлургического комбината в Череповце, из-за чего ОАО «Воркутауголь» принадлежит компании «Северсталь». А теперь новые шахты в Воркуте планирует построить Новолипецкий металлургический комбинат. Насколько я знаю, зарплаты у шахтёров здесь достаточно солидные, в то время, как у других жителей города, не занятых в градообразующей отрасли, они, по северным меркам, невысоки.

38. Корпоративный автобус «Воркутаугля», предназначенный для развозки сотрудников на шахты:

39. Так, каменный уголь — по-прежнему, основа экономики города. Шахты добывают на-гора «чёрное золото». При этом надо помнить, что профессия шахтёров — тяжёлая и опасная. Последняя трагедия в Воркуте случилась на шахте «Северная» совсем недавно — в конце февраля, то есть через полгода после моей поездки. И, к сожалению, такое происходит не так уж редко.

40. В городе часто можно увидеть плакаты, посвящённые углю:

41.

42. Карта почему-то без Сахалина и Калининграда (не говоря уже про Крым):

Вот примерно такая она — Воркута, про которую все знают, но очень мало кто видел своими глазами. При всём своём упадке и запустении, Воркута у меня оставила тёплые чувства. Я составил приблизительный портрет города, а в следующих частях покажу воркутинские улицы и дома в подробностях.

43.

ovu.jpg

         История Воркуты начинается с момента открытия в августе 1930 года геологом Георгием Александровичем Черновым Воркутинского угольного месторождения. До этого времени территория Большеземельской тундры в междуречье между реками Воркутой и Усой была заселена родовыми группами ненцев. С ненецкого языка слово  «воркута» переводится как «медвежье место, медвежий угол»  или «место, изобилующее медведями».

            В 1931 году началось геологическое освоение района. В 1932 году была заложена первая экспериментально-промышленная шахта №1/2 на правом берегу реки Воркуты в месте, где впоследствии  развернулся поселок Рудник. В сентябре 1934 года шахта дала первый промышленный уголь, что стало началом промышленного освоения Воркутинского угольного месторождения и Печорского угольного бассейна в целом.

            В 1937-1942  годах на левом берегу реки Воркуты велось строительство шахты №1 «Капитальная» — первого по-настоящему индустриального предприятия Печорского угольного бассейна. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 января 1940 года поселок  этой шахты был преобразован в поселок Воркута Большеземельского района (центр — в поселке Хоседо-Хард) Ненецкого национального округа Архангельской области. А в октябре того же года он был передан в состав Кожвинского района Коми АССР.

            В самый разгар Великой Отечественной войны 26 ноября 1943 года поселок Воркута Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был преобразован в город Воркуту Коми АССР.

            В середине 1950-х годов завершение гулаговской истории страны стало толчком к бурному развитию города. В Воркуту потянулись тысячи молодых людей. Началось формирование новых поселков в составе города, развернулось массовое строительство жилья.

            В 1970 году город Воркута был награжден орденом Трудового Красного Знамени —  «за успехи, достигнутые трудящимися в выполнении пятилетнего плана по увеличению добычи каменного угля». Своего пика по числу жителей, по уровню социально-экономического развития  заполярный город достиг в 1988-1989 годах,  когда в городе, включая поселки, проживало  около 218 тысяч жителей. В это время в состав градообразующего предприятия производственного объединения по добыче угля (ныне  акционерного общества) «Воркутауголь» входило 13 шахт, ряд сервисных предприятий, система треста совхозов, предприятия социально-культурного назначения и бытового обслуживания. Общее количество работников объединения доходило до 33 тысяч человек.

            27 февраля 2006 года  в ходе реформы муниципального устройства Российской Федерации был принят устав муниципального образования городского округа «Воркута».

            В 2014 году территория муниципального образования городского округа «Воркута»  включена в сухопутную часть Арктической зоны Российской Федерации.

Воркута – город за полярным кругом на севере Республики Коми. Находится в зоне вечной мерзлоты, в тундре. В переводе с ненецкого название города означает «Медвежий угол».

67.49789749183324, 64.05965222412105

Это верно и сейчас в том значении, что добраться до Воркуты довольно непросто. Автомобильной дороги сюда до сих пор не существует. Попасть в Воркуту можно только на поезде или самолете. Населенный пункт здесь появился в начале 1930-х годов, когда геологами во главе с Черновым у реки Воркуты были открыты большие запасы каменного угля. В память о первооткрывателе местного угля в городе установлен памятник.

Кстати, воркутинский уголь, наряду с кузбасским, и сейчас является основным сырьем коксового производства России. В 1943 году поселок шахтеров получил статус города. В последующем Воркута быстро развивалась, численность населения города росла. В вечной мерзлоте были пробиты десятки угольных шахт.

После падения советского режима для Воркуты настали сложные времена, рудники стали закрываться, а люди массово покидали город. Так, первый поселок, давший начало Воркуте, и впоследствии ставший крупным районом города – Рудник – сейчас полностью опустел. Здесь остались стоять заброшенные дома и прочие постройки. Заброшенный поселок Рудник вызывает большой интерес у приезжающих в Воркуту туристов.

В окрестностях Воркуты есть и другие города-призраки: Юршор, Хальмер-Ю, Строительный, Южный, Монтажный. Первое время главными рабочими в шахтах были заключенные. Они же построили здесь первую в мире железную дорогу за полярным кругом.

Вплоть до середины 1950-х количество заключенных в Воркуте значительно преобладало над количеством вольнонаемных. Здесь располагался один из крупнейших лагерей страны – Воркутлаг. Условия, в которых жили и работали заключенные, были тяжелейшими. Большинство людей не выдерживало и погибало. В воркутинской вечной мерзлоте покоятся останки сотен тысяч заключенных. Большинство из них были обвинены по политическим статьям, т.е. ни за что. Несколько раз в Воркутлаге вспыхивали восстания, крупнейшее из которых – Воркутинское (1953 г.).

Контингент воркутинских лагерей был интернациональным. Кого здесь только не было: историки установили, что в Воркутлаге отбывали сроки заключения представители 76 стран и народов! Ежегодно поклониться праху предков в Воркуту приезжает немало иностранцев. В память о невинных жертвах тоталитарного режима в Воркуте сооружено несколько памятников и мемориалов, а в окрестностях еще можно увидеть остатки бывших лагерей.

Даже сейчас, приезжая в Воркуту, словно попадаешь во времена СССР. Всюду виднеются незамысловатые лозунги тех времен: «Слава КПСС!», «Больше угля – Родине!», «Шахтеры – гвардия труда», «Покорителям Заполярья – слава», «Слава трудящимся орденоносной Воркуты», «Богатства недр – Родине», «Честь предприятия – дело каждого» и т.д.

Наиболее значимые архитектурные сооружения города находятся на улицах Московской и Ленина. Эти улицы застроены в стиле классицизма ленинградской школой архитекторов. В Воркуте стоит посетить краеведческий музей (ул. Ленина, 38, тел.(82151) 4-31-36), геологический музей (ул. Ленина, 64, тел. (82151)6-31-16) и выставочный зал (ул. Ленина, 58, тел.(82151)6-00-43). Также здесь есть драматический театр (пл. Юбилейная, 1, тел.(82151) 3-49-77) и театр кукол (пл. Мира, 1, тел.(82151) 3-16-64). Примечательно, что история воркутинского театра началась с ГУЛАГа, куда были отправлены выдающиеся режиссеры и актеры.

В Воркуте возлагают большие надежды на развитие туризма. В планах властей и общественников превратить Воркуту в настоящий город-музей. Будем надеяться, что все эти планы вскоре благополучно реализуются! Планируется создание музея истории города в историческом здании, ныне занятым детской больницей, в районе площади Кирова. На площади и улице Московской появятся музейные кварталы, подобные европейским. А на пересечении улиц Ломоносова и Парковая разместится музей этнографии и краеведения. Рядом с ним на свободном пространстве, сохранившемся после сноса старых двухэтажек, вскоре появится этнопарк, представляющий собой фрагмент Арктического района республики, с чумом, торговыми рядами, мастерскими, где создают одежду и сувениры в стиле «этно». Желающие смогут покататься на оленях и собачьих упряжках.

В музейное пространство войдут комплекс памятников «Терновый венец России», олицетворяющих страны, граждане которых пострадали в годы сталинизма и недавно открывшийся в городе мемориал трудоармейцам Воркуты. На месте бывшего лагеря заключенных в поселке Северный планируется воссоздать место под названием «голгофа ГУЛАГа» со зданиями барачного типа, остатками шахты Аяч-Яга. В районе закрытой шахты может разместиться музей промышленной архитектуры.

Также наверняка туристов заинтересуют мемориальное кладбище и «город-призрак» Юр-шор, в полутора километрах от которого находится место расстрела заключенных. В настоящее время подходит к концу строительство историко-мемориального комплекса «Воркутлаг», в котором можно будет не только посмотреть точную копию лагеря, но и переночевать.

В окрестностях Воркуты есть любопытные памятники природы: Воркутинский геологический памятник, гора Пембой, мраморный каньон на реке Кара, водопады Хальмер-Ю и Буредан. Недалеко от Воркуты поднимаются ввысь горы Полярного Урала. Зимой в Воркуте не редкость красивейшие полярные сияния, а летом здесь можно оценить настоящие белые ночи. Одно из наиболее ярких мероприятий событийного туризма – проходящие в городе гонки на оленьих упряжках.

Как добраться до Воркуты?

Поскольку автомобильной дороги до Воркуты нет, сюда можно лишь доехать на поезде или долететь на самолете.

Интересно? Расскажи друзьям!

Воркута — город почти что мифический. О нём в России слышал, наверное, каждый, включая деклассированных элементов, но мало кто видел Воркуту своими глазами. Далёкий полярный город, куда не доехать на автомобиле, и чьё название переводится как «Медведеобильное» . В конце марта я попал здесь на оттепель — было всего -13, и как раз закончили расчищать снега после недавней пурги.
Но вопреки ожиданиям, Воркута — вовсе не «медвежий угол», а самый настоящий оазис посреди Белого Безмолвия. Маленький (70 тысяч жителей, а в лучшее время было 120 тысяч), но современный и оживленный город, после многих километров заснеженной тундры кажущийся мегаполисом. Но при этом настоящий Крайний Север. Кого-то Воркута восхитит, кого-то повергнет в ужас и депрессию, но я не представляю себе человека, которого оставит равнодушным.

Мой рассказ о Воркуте будет состоять из трёх частей: в первой попробую раскрыть городской колорит, во второй покажу здешнюю архитектуру, а в третьей совершим небольшой сталкинг в заброшенный район Рудник. Кроме того, будет и отдельная часть о «Воркутинском кольце» — посёлках-спутниках.

На самом деле, чтобы ощутить воркутинский колорит, достаточно проехать на воркутинском поезде хотя бы до Котласа, а лучше из Котласа на юг. Пожалуй, в купе о воркутинцах можно составить даже лучшее представление, чем в естественной среде — в своём городе это в основном сдержанные и немногословные люди, спешащие куда-то по морозным улицам, но за его пределами более безбашенных людей я ещё не видел. Все воркутинцы, с которыми мне случалось общаться в поездах, будь то пьяница в плацкартном вагоне или предприниматель в купейном, показались мне очень яркими и интересными личностями, но абсолютно без тормозов, не говоря уж о том, что за пределами родного города воркутинцы редко бывают трезвыми. С ними может быть весело, может быть страшно — но точно не будет скучно и даже просто спокойно. Каждый будет говорить о том, что в Воркуте опасно и непременно будут проблемы, но каждый при этом готов помочь гостю этих проблем избежать — а как результат, в совокупности в общем-то довольно криминальная Воркута показалась мне одним из самых безопасных для путешественника городов.

Сама по себе Воркута очень маленькая — её размер никак не соответствует её славе. Дело даже не в том, что за последние 20 лет город потерял 40% населения — она в принципе компактная и даже тесная. Шаг влево, шаг вправо — и перед тобой тундра с остатками заброшенных промзон. Сами воркутинцы говорят, что в их городе всего одна улица, а остальное так, переулки. Собственно, эта самая улица Ленина и показана на кадре выше. На ней людно и с первого взгляда много машин… вот только 3/4 этих машин стоят у обочин. В основном же Воркута выглядит примерно так:

Или вот так, если в старой части города:

Широкие улицы, где асфальт обычно скрыт под снегом, и явное преобладание пешеходов над автомобилями. Да и правда — зачем здесь автомобиль? Все дороги из Воркуты заканчиваются не далее пятидесяти километров от города. А «на материк» не ведёт даже зимник, до самой Ухты (точнее, Сосногорска) машину придётся везти на железнодорожной платформе. Снег же на улицах утрамбован настолько, что трясёт на нём не сильнее, чем на обычной российской дороге.

Но особенно обратите внимание на то, как скудна здешняя растительность — лишь какие-то корявые палки. Отсутствие деревьев в пейзаже добавляет городу мрачности и жутковатой суровости. К слову, Воркута стоит на вечной мерзлоте, и большинство домов в ней имеют свайные фундаменты — только снаружи этого почти не видно, сваи прикрыты внешними стенами. Однако высокие «подклеты» пятиэтажек хорошо заметны.

А вот эти многоэтажки на бульваре Пищевиков (проходит вдоль промзоны параллельно улице Ленина) — едва ли не самые престижные дома Воркуты. Почему? Потому что на их верхних этажах полярная ночь на несколько дней короче…

Вот такие вот здесь реалии. Если Мурманск стоит на 69 параллели, то Воркута — на 67, но при этом она еще и самый восточный город Европы, примерно на долготе Тюмени. И если не знать координат, кажется, что Воркута гораздо севернее Мурманска.

Зимой здесь в порядке вещей 40-градусные морозы, и даже вот прямо сейчас (22 апреля) там минусовая температура и метёт снег — можете посмотреть в любом прогнозе погоды. В последних числах марта здесь была небольшая оттепель — я попал на -13 градусов. Когда спустя несколько дней я ехал в Москву из Ухты на воркутинском поезде, было уже -25. Но морозы — далеко не главный бич воркутинской зимы:

Самое страшное здесь — это ПУРГА. Человеку с Большой земли суть этого явление понять не так-то просто. Пурга — это не метель, и главная её опасность даже не в чрезвычайной интенсивности, а в продолжительности. Представьте себе очень, очень сильную метель, которая не прекращается несколько дней подряд. За это время пурга заметает дороги, заносит дворы до окон второго этажа, а единственным средством связи с посёлками становится вездеход: не выехать ни машиной, ни тем более вертолётом. Воркутинцы помнят, как в 1990-м году здесь на несколько дней застрял в снегах сам Николай Рыжков, приехавший увещевать протестующих шахтёров. Председатель Совета Министров СССР? Попробуй объяснить это Природе.

Мне повезло — очередная пурга отбушевала за несколько дней до моего приезда. Воркутинские сугробы поражают воображение:

Но ещё сильнее впечатляют снеговые фигуры на козырьках и карнизах:

И узоры на стенах домов:

Но при этом непроходимых мест в черте города я почти не заметил. Расчищены и дороги, и тротуары. Халтурить с этим здесь непозволительная роскошь. Убирать снег же можно только вот так:

Есть тут и сосули — но ни разу не видел их там, где они могут упасть на голову. Чаще всего они висят на нежилых домах над высокими сугробами.

Так выглядит типичный воркутинский двор. Здесь мирно уживаются заброшенные деревянные бараки и вполне себе живые сталинки и многоэтажки, покрашенные и ухоженные настолько, что позавидовали бы и в Белоруссии:

Впрочем, не везде, и почему дома на Крайнем Севере необходимо регулярно красить, на примере неокрашенных зданий видно прекрасно:

При этом в Воркуте довольно интересная архитекктура, как сталинская, так и позднесоветская:

И огромное количество сохранившихся артефактов:

На предыдущем кадре хорошо виден вахтовый «Урал» с пассажирским кузовом. В Воркуте сейчас таких очень много, едва ли не больше, чем автобусов. Ведь как уже говорилось, в Северной Коми чувствуется явное оживление в связи с великой стройкой газопровода Ухта-Ямал. Воркута — столица этой стройки, и «Уралы» принадлежат в основном газовикам.
Ещё артефакты:

Кроме того, Воркута удивляет обилием всяких общественных зданий советской постройки. Не знаю, используются ли они по назначению, но какой-нибудь спортивный клуб или охотничье общество обитает в каждой второй многоэтажке. Огромное количество всяких домов спорта, бассейнов, ДК, досуговых центров и прочего.

Настоящая достопримечательность Вокруты — социальная реклама, в огромных количествах разбросанная по городу. Местами это просто красивые картинки:

Местами — патриотические лозунги:

Но самая любимая тема этих плакатов — уголь:

Именно уголь породил Воркуту, возникшую где-то в начале 1930-х годов как стоянка геологов. Первые шахтёрские посёлки стали возникать тогда же, и для их строительства сюда повезли заключенных. В 1938 году из Утхпечлага выделился Воркуталаг, после войны ставший одним из крупнейших в ГУЛаге — здесь одновременно находилось более 70 тысяч заключенных. Но именно к воркутинскому углю была протянута Печорская магистраль, и именно воркутинский уголь не дал в войну замёрзнуть Москве и Ленинграду.

Воркуталаг плотно вошёл в историю и фольклор, да так там и остался — в 1943 году Воркута стала городом, в 1960 лагеря упразднили, и сюда поехали шахтёры, строители, геологи и просто энтузиасты со всего Советского Союза. В лучшее время в Воркуте и окрестностях действовало 13 шахт, вокруг города вырос целый куст посёлков, сложившихся в «Воркутинское кольцо»… Стоит ли говорить, что в 1990-е годы этот край постигла настоящая катастрофа. Из 13 шахт выжило всего 5, город покинула почти половина жителей. И всё же Воркута остаётся незаменимой — здесь добывается четверть коксующихся углей России, которыми питается «Северсталь» — собственно, именно Воркута  и породила этот металлургический сверхгигант на Русском Севере, где нет ни железа, ни угля. Ныне «Воркутауголь» входит в состав «Северстали». Шахты, пережившие коллапс, продолжают действовать и приносят довольно большие прибыли, а как результат, нынешняя Воркута уже давно не бедствует.

Хотя мне и приходилось слышать от самих воркутинцев, что «здесь не кончились 1990-е». Не знаю… Отдельные пережитки я замечал: например, останавливается у круглосуточного магазина дорогой джип, а из него вылезает двое конкретных уголовников в наколках. Радиореклама напоминает самодеятельность. На весь город всего две гостиницы, и переночевать дешевле 2000 рублей за ночь тут невозможно, да и то надо бронировать за месяц… Но общее впечатление «возврата в 1990-е» как-то не складывается.

А  вот что в Воркуте действительно впечатляет — это соседство Жизни и Смерти, достатка и разрухи. Большинство обитаемых зданий здесь в отличном состоянии, покрашены и выглядят с иголочки. Но совсем рядом с ними — многочисленные заброшенные дома:

Да и в обитаемых  домах, приглядевшись, можно увидеть пустые квартиры… но не глазницы выбитых окон, а скорее бельма. Ведь квартира без стекла или хотя бы фанеры очень быстро заполнится снегом, превратившись в естественный морозильник, отнимающий тепло у соседних квартир. ЖКХ в Воркуте гораздо дороже, чем в наших краях, поэтому действует правило: если какой-то дом опустел больше, чем наполовину — его расселяют и отключают от всех коммуникаций. Таким образом в Воркуте почти полностью вымерли бараки и малоэтажки в стороне от центра. Зрелище очень странное — вот допустим нормальный, живой, покрашенный дом:

А в его дворе — такое:

Изнутри мёртвые бараки напоминают что-то среднее между домом с привидениями и ледяной пещерой:

В пустых квартирах — ошмётки чьих-то жизней:

А за одноимённой городу рекой — целый заброшенный район Рудник, основанный еще в 1932 году, то есть раньше самого города.

….Воркутинцы говорят: «Воркута — столица мира». Я долго не мог понять, почему же. Оазис цивилизации на краю Арктики — да, но мира? В моём купе ехало двое бывших и двое действительных воркутинцев (один приходил в гости), и когда я задал им вопрос о столице мира, они сразу мне всё объяснили. Первый из них — чистокровный литовец («лабус», как его называл товарищ), чьи предки попали в Воркуту по этапу да так там и остались, и он сам, закончив школу в Вильнюсе уехал туда и не захотел возвращаться. Второй — белорус с белорусским гражданством, ведёт в Воркуте бизнес и тоже не спешит возвращаться под тёплое Батькино крылышко. Третий — бывший шахтёр из Луганска, при Советах копавший уголь в Воркуте, а после закрытия шахты перебравшийся в Ухту и нашедший себе другую работу. Четвёртая — на четверть немка, и её предки также оказались в Воркуте не по своей воле. Вот потому и «столица мира» — даже в Москве непросто найти такое сплетение судеб.
Но все они — воркутинцы. А воркутинцы — люди особые, со своей собственной логикой, которую непросто понять человеку с материка. Вот например висят на домах вот такие таблички. Вы понимаете, что такое «ш. Набережная»? А воркутинцам такая формулировка куда понятнее, чем «Шахтёрская наб.».

В общем-то эти люди особой породы, одновременно жесткие и отзывчивые, столь же замкнутые, сколь и открытые, в равной степени готовые поднять и кулак, и руку помощи — самое яркое впечатление от города. При этом люди вполне современные, без всякой дремучести — молодые воркутинки из офисов стильностью облика не уступают москвичкам. Увы, я не умею фотографировать лица, поэтому показать смогу лишь облик места, где они живут.

КОМИ-2011
«Упекли пророка в Республику Коми…». Обзор поездки.
Южная Коми.
Печорская магистраль. Коноши — Микунь.
Усть-Вымь. Древняя столица Малой Перми.
Сыткывкар. От вокзала до Стефановской площади.
Сыктывкар. Старый город и Кируль.
Ыб и Выльгорт. Окрестности Сыткывкара.
Средняя Коми.
Печорская магистраль. Микунь — Ираель.
Ухта. Нефтяная столица Коми.
Троицко-Печорск. Ворота Северного Урала.
Ижма. Столица.
Ижма. Мохча, Бакур, Сизябск. Дорога к чуму.
Ижма в Сыктывкаре.
Северная Коми.
Печорская магистраль. Инта — Воркута.
Инта.
Воркута. Городской портрет.
Воркута. Архитектура.
Воркута. Рудник.
Воркутинское кольцо.

  • Воркаут площадка как пишется
  • Воришка рассказ про белку
  • Ворижка или воришка как пишется
  • Ворд программа как пишется по английски
  • Ворд по английскому как пишется