Ворон к ворону летит сочинение

Обновлено: 10.01.2023

Даже представить не мог, что короткое стихотворение, написанное Пушкиным по мотивам старинной шотландской баллады, вызовет в классе такие споры.

Ворон к ворону летит,

Ворон ворону кричит:

“Ворон! Где б нам отобедать?

Как бы нам о том проведать?”

Ворон ворону в ответ:

“Знаю, будет нам обед;

В чистом поле под ракитой

Богатырь лежит убитый.

Кем убит и отчего,

Знает сокол лишь его,

Да кобылка вороная,

Да хозяйка молодая”.

Сокол в рощу улетел,

На кобылку недруг сел,

А хозяйка ждет милого,

Не убитого, живого.

Я в конце урока прочитал это стихотворение и заявил, что всё очень непросто и с историей его написания, и с самим сюжетом. Поэтому ленивые, но лиричные учат наизусть – это полчаса перед сном, но потом обязательно стихотворение положить под подушку, лучше запомнится – проверено веками… Лиричные, но упорные ищут, откуда Пушкин взял сюжет. А самые обстоятельные доказывают, что возможны различные варианты прочтения!

– Вот, у них баллады уже печатали, а у нас лаптем щи…

На что группа патриотов вскинулась:

– Да мы в это время с поляками и литовцами резались, за Москву бились, а ваши шотландцы к этим порам под англичан улеглись, только гордо посапывали!)

Самый умный прибавил, что очень похожую балладу записали в начале ХІХ века, и опубликовал её Вальтер Скотт, которого Пушкин любил и ценил. Причём в одном варианте вороны остаются голодными, потому что соколы и собаки стерегут тело хозяина, павшего в бою, потом приходит жена и с честью хоронит воина. А во втором варианте вороны убеждают сокола, что жена давно с другим, с любовником, поэтому сокол улетает, и коварные вороны пируют.

Кем убит и отчего,

Знает сокол лишь его,

Да кобылка вороная,

Да хозяйка молодая…

– То есть сокол и кобылка видели, а хозяйка заранее знала, иначе никак не объяснить её знание!

– И все предатели: сокол улетел, лошадь послушно несёт злодея, а хозяйка ждёт, понятное дело, живого, она же знала, кто будет убит!

* * *

Ворон к ворону летит,
Ворон ворону кричит:
Ворон! где б нам отобедать?
Как бы нам о том проведать?

Ворон ворону в ответ:
Знаю, будет нам обед;
В чистом поле под ракитой
Богатырь лежит убитый.

Кем убит и отчего,
Знает сокол лишь его,
Да кобылка вороная,
Да хозяйка молодая.

Сокол в рощу улетел,
На кобылку недруг сел,
А хозяйка ждет милого
Не убитого, живого.

Сюжет произведения несложен. Он основан на диалоге двух вещих птиц, чёрных воронов. Один из них обращается к другому с вопросом, чем они могли бы насытиться. На что другой отвечает, что знает место. Там погиб некий воин, сражённый в битве. Его-то плоть и послужит пищей воронам. В конце стихотворения поэт рассказывает о судьбе спутников этого витязя. Все соратники покинули его: сокол улетел, лошадь забрал враг. Невеста же не ведает ещё, что её суженый погиб.

Таким образом, смысл стихотворения сводится к одной неутешительной идее: жизнь переменчива, она может неожиданно оборваться. А те люди, кого человек считал близкими и верными, могут отвернуться от него, бросить в самый тёмный и страшный час.

Такие рефрены придают повествованию сходство с былиной или народной сказкой.

Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение в 1828 году. Расцвет творчества поэта.

История создания

Россия постоянно находится в состоянии войны с другими странами. Пушкина тревожат внутренняя и внешняя политика Родины.

После долгих лет запрета, Пушкину разрешено переехать в Петербург. Душевное состояние автора не на высоте. Он стремится попасть в действующую армию, но получает отказ.

Читайте по теме:

Стихотворение под настроение автора. Изначально это была шотландская баллада, о воевавшем рыцаре. Пушкин переводит её и вносит изменения: вороны находят не рыцаря, а богатыря в поле у ракиты.

Причем трактовать балладу можно неоднозначно: по одной версии, богатырь погиб на поле боя, а по другой — из-за предательства жены, и убил его соперник.

Трагическая гибель людей, доля женщины.

Композиция

Начинается произведение с разговора двух воронов, один из них задаёт вопрос, где же им отобедать, есть ли такая возможность? Второй ему отвечает, что знает, где можно поживиться. Там в поле, лежит убитый богатырь. Вот это славный обед!

Где сражался воин, кем убит, неизвестно. Это и не важно, главное, что покойного ждёт молодая жена, надеется, что тот вернётся живой, и в этом большая печаль, трагизм произведения.

Свидетелями гибели хозяина были сокол, что улетел в рощу, да конь, которого увёл недруг. И некому сообщить хозяйке о случившимся несчастье.

Сегодня на уроке мы обратимся к Александру Сергеевичу Пушкину. Конечно, мы не можем привлечь к беседе его самого, но мы знаем, что есть те нормы языка, те традиции литературы, на которые наш далекий собеседник опирался и которые по сей день остаются (чаще всего) нормами и для нас. Но мы готовы обратиться и за исторической справкой, если норма претерпела изменения.

Вы уже знакомы с содержанием баллады, которую мы будем сегодня анализировать.

И наша задача – определить, что же хочет сказать автор, т. е., говоря иначе, понять его коммуникативное намерение. Мы ведь знаем, что в художественном произведении ничего просто так не бывает, все “работает” на смысл, на раскрытие авторского замысла.

Сегодняшнее занятие пройдет в форме педагогической мастерской. Вы будете работать в группах по общим и индивидуальным заданиям, напишите творческую работу. В каждой группе есть руководитель, который будет объяснять вам, как выполнять работу, и вести учет ваших успехов в контрольном листе.

Итак…(Чтение баллады подготовленным учеником.)

1. – Каков жанр этого произведения?

2. – Какие жанровые особенности вы заметили?

(Тайна, сюжетность, форма диалога, особая роль повествователя.)

– Пора рассказать вам немного об истории создания этого произведения.

Когда А.С.Пушкин работал над ним, настроение у него было как раз под стать той мрачной интонации, которую мы с вами уловили в первых строфах баллады.

Идея здесь не только пушкинская, он сделал перевод старинной шотландской баллады, опубликованной английским писателем и поэтом Вальтером Скоттом.

Александр Сергеевич перевел только одну часть этой баллады.

И происходило это на два года раньше, чем датировано стихотворение, т.е. в 1826 году.

– А сейчас я еще раз прочитаю балладу, а вы послушайте ее и проследите по текстам, которые находятся у вас на столах. (Чтение баллады учителем.)

– Какие чувства, мысли, ощущения, ассоциации (сравнения), вопросы возникли у вас?

Запишите в ваших индивидуальных листках.

3. Малое афиширование.

Каждая группа зачитывает то, что у них наработано.

4. Самоконструкция и социоконструкция.

– Для дальнейшей работы нам понадобятся карточки №1 и тексты баллады. Группа № 1 будет работать над текстом 1 четверостишия, группа №2 над вторым четверостишием, третья – над третьим и четвертая – над четвертым. Но прежде, чем мы приступим к работе, прослушайте информацию, которую подготовили ваши одноклассники.

(Ученики зачитывают контекстуальный словарь.)

Контекстуальный словарь.

При внимательном прочтении баллады мы определили некоторые особенности, которые необходимо разъяснить для правильного истолкования текста.

В балладе 7 действующих лиц – ворон 1, ворон 2, богатырь, сокол, кобылка, хозяйка, недруг. 7 раз употреблено слово ВОРОН. С точки зрения христианской культуры семерка – символ святости, здоровья, разума, символ тайны, изучения и знания.

Первый персонаж, с которым нас знакомит автор, – ворон. По греческим сказаниям, ворон был вестником Аполлона и приносил ему свежую ключевую воду, то есть дождь из облачных источников. С этими данными вполне согласны русские поверья. Постоянный эпитет ворона – вещий: эта птица самая мудрая из всех пернатых, песни и сказки наделяют ее даром слова и предвещаний.

Образ ворона – это и мудрость, и несчастье, и зло, если посмотреть на русское народное творчество. Это предвестники беды, несчастья. Видимо, исходя из постоянного эпитета вещий, автор употребляет слово проведать – то есть узнать бы.

От исходного ворон дана масть кобылки – вороная, то есть черного зловещего цвета. После знакомства с текстом баллады возникло ощущение неправдоподобности – богатыри ездили на вороном коне, а здесь – кобылка вороная.

Следующий персонаж – богатырь. Это герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Человек очень большой силы, стойкости, отваги. Богатыри на Руси по традиции либо защитники, либо охотники.

Сокол – хищная птица семейства соколиных, отличающаяся быстрым парящим полетом. Летает в степи, приручен к охоте, должен знать дорогу домой.

Ракита – дерево или кустарник семейства ивовых, растущее обычно по берегам рек.

Чисто поле по модели пространства восточных славян – переходная область между миром живых и миром мертвых, так же как и река, море.

Карточка 1 для группы 1.

1. О чем говорится в первой строфе?

(О вороне, который ищет напарника, чтобы найти обед.)

2. Многократным повторением – “ворон к ворону”, “ворон ворону” – рассказчик как бы нагнетает какую-то мрачность, да еще усиливает это грохотом и такими словами, как отобедать, проведать.

Как вы думаете, это важный для баллады образ?

(Вороны как бы накликают горе… Александр Сергеевич с первых же строк показывает читателю: здесь происходит что-то зловещее, нечистое. Он готовит нас к чему-то неприятному, коварному…)

3. Где находятся вороны: в чистом поле, во дворе у хозяйки или где-то еще в другом?

(Вороны проведали, что где-то есть добыча, но туда еще не долетели, значит, они где-то в другом месте.)

Карточка 1 для группы 2.

1. Что должно явиться обедом для воронов?

2. Как вы думаете, почему автор расположил убитого богатыря под ракитой в чистом поле?

(Он как бы оплакивает смерть богатыря, убитого, но еще не скрытого в мире мертвых. Он еще улика для убийцы.)

3. Чем занимался богатырь? Может быть, он погиб на поле битвы?

(На охоте, ведь с ним был сокол.)

Карточка 1 для группы 3.

1. Какая характеристика дается в 3 строфе соколу и кобылке?

(Сокол “его”, т.е. принадлежит богатырю, не просто пролетавшая мимо птица. А кобылка хоть и вороной масти, но молодая, неопытная или хлипкая, никудышная.)

2. Знает ли хозяйка, кем и отчего убит богатырь? Где находится хозяйка?

(Хозяйка знает убийцу и причину его поступка, хотя сама в это время находится в доме.)

3. Как вы понимаете слово хозяйка? Почему в тексте не жена?

(Хозяйка, – значит, ведет хозяйство, а молодая, – значит, не мать, а если б какая-нибудь родственница, то уточнили бы… И потом, зачем убивать родственника, если кого-то любишь и не замужем? Рассказчик ничего не объясняет, он просто показывает, что хозяйка все спланировала, а ее любимый это сделал. Понятно, что она спланировала из самого слова ХОЗЯЙКА. Ведь она ведет хозяйство в доме, все знает про свою семью: когда и куда ездит ее муж на охоту, где лучше его подстеречь (“под ракитой”), как подменить ему лошадь… Ведь не случайно у богатыря оказалась кобылка, а не конь вороной.)

Карточка 1 для группы 4.

1. Почему сокол улетел в рощу? Если сокол ручной, для охоты, то почему он не полетел домой, он ведь должен знать туда дорогу? От кого же прятаться соколу?

(Сокол улетает именно потому, что он ручной, т.е. преданный хозяину, а роща для него как укрытие, ведь соколы летают в степи, в поле, они не живут в лесу, но там много листвы и можно спрятаться от недруга и хозяйки.)

2. Почему “на кобылку недруг сел”? Как это характеризует недруга и кобылку?

(Это значит, что сам-то недруг был без лошади. А кобылка видела, что происходит, но ей все равно, она не такая преданная, как сокол, позволила недругу на себя сесть. Пушкин и называет ее не кобыла, а кобылка. Тут суффикс со значением уменьшения и какое-то даже пренебрежение есть.)

3. Кого и где ждет хозяйка? Как понимать фразу: “А хозяйка ждет милого, не убитого, живого”?

(Хозяйка ждет недруга, “не убитого, живого”, т. е. она уверена, что он вернется. Это и доказывает, что там был не поединок. Да еще он для нее милой, т.е она его любит. Вот в чем причина. Все дело в хозяйке! Ведь она сидит-то дома, а уверена, что и Богатырь убит, и убийца к ней приедет живой-невредимый. Она-то все это и продумала!)

(Работа по карточкам 4–5 минут.)

5. Малое афиширование.

– А сейчас каждая группа расскажет нам о своей работе по карточке.

(Ученики выступают в следующей очередности: группы 1, 2, 3, 4.)

6. Самоконструкция и социоконструкция.

– Для того чтобы выполнить задания карточки №2, я предлагаю вам ответить на следующие вопросы.

1. Если вы внимательно читали, то заметили, что кошмар начинается с первых строчек?

Как он выражается?

2. Так что же произошло на самом деле?

(Убийство, не просто убийство, а предательство, точнее злодейство…)

3. А возможно ли злодейство там, где есть любовь?

Вывод записывается на доске: “Злодейство и любовь несовместимы”.

Для дальнейшей работы нам понадобятся карточки 2.

1. Какова роль образов воронов в тексте?

(Они как бы накликают горе…С первых же строк становится ясно, что здесь происходит что-то зловещее, нечистое. Образы воронов выполняют еще одну роль: ворон к ворону летит, хозяйка к недругу бежит… Они одинаковые, а богатырь не такой, он им чужой, поэтому его и убили. Вот это зло, которым как бы питаются вороны…)

2. Убийство совершено, но как же эта парочка будет жить дальше? С таким страшным грузом разве можно построить счастье?

(Зло всегда будет в этом доме, здесь воронам всегда будет обед. С таким страшным грузом счастье не построить.)

(Работа по карточке 3–4 минуты.)

7. Малое афиширование.

– Ребята, а сейчас мы послушаем, как вы справились с заданием карточки 2 в группах и какие открытия для себя сделали.

– Давайте подведем итог наших изысканий. Можно ли жить с нечистой совестью?

Вывод записывается на доске:

“Построить счастье ценою жизни другого человека невозможно!”

8. Физкультминутка.

9. Социализация.

– Итак, на доске у нас два вывода, к которым мы пришли после работы с карточками.

Это 2 темы для вашей творческой работы. Напишите мини-сочинение на одну из этих тем с использованием домашней работы – иллюстрации к балладе. (10–15 минут.) Объем работы – 0,5–1 страница.

9. Афиширование.

Каждая группа представляет свой проект.

10. Проект мастера.

– Я хочу представить свой проект, свое видение темы.

1. Иллюстрация.

Во время нашей работы над балладой мы определили три пространства в содержании:

1) место, где ведут беседу вороны;
2) чисто поле, где убит богатырь;
3) дом, терем, где ждет милого хозяйка.

Получается как бы 3 картинки. Есть в живописи такие триптихи: одна картина в центре и две по бокам. В центре дается самая важная информация, а по бокам дополнительная.

Я думаю, что на центральном полотне должна быть хозяйка. Вот такой терем древнерусский, и она сидит и смотрит на нас, а слева – на другой картине – вороны, справа – богатырь у ракиты и в разные стороны улетающий к лесу сокол и уезжающий на кобылке недруг.

Поэтому я решила представить свою иллюстрацию в форме триптиха.

2. Творческая работа.

Я свою работу написала в форме сочинения-рассуждения.

Злодейство и любовь несовместимы.

Испокон веков человечество задавало себе вопрос: что такое любовь и что такое злодейство. Но ни один из мудрецов не дал на него исчерпывающего ответа. Да это и невозможно.

Когда я первый раз познакомилась с шотландской балладой “Ворон к ворону летит…” в переводе А.С.Пушкина, то была поражена. В 12 строках уместится целая книга о преступлении и наказании.

Мы так и видим хозяйку, которая ждет своего милого, “не убитого, живого”, то есть она уверена, что и богатырь убит, и убийца к ней приедет живой и невредимый. Это и доказывает, что она все это и продумала! Самим словом хозяйка А.С.Пушкин говорит нам, что она ведет хозяйство в доме, все знает про свою семью: когда и куда ездит ее муж на охоту, где лучше его подстеречь (“под ракитой”), как подменить ему лошадь… Ведь не случайно у богатыря оказалась кобылка, а не конь вороной.

Рассказчик ничего не объясняет, он просто показывает, что хозяйка все спланировала, а ее любимый это сделал. Хозяйка – главная злодейка во всей этой истории. Даже жутко делается: сидит и ждет, когда убьет ее мужа ее милой!

Цель этого злодейства – счастье с любимым человеком, но ее достижение – лишь видимость, ибо его не удастся удержать окровавленными руками. Цель не оправдывает средство. Наказание обнаруживает себя нравственной мукой. За все грехи бывает расплата.

В реальной жизни убийца может и уйти от ответа, избежать наказания. В мире художественном его неминуемо постигнет возмездие. Зло всегда будет в доме хозяйки и недруга, здесь воронам всегда будет обед. С таким страшным грузом счастье не построить!

И звучит в душе заключительный аккорд трагедии: любовь и злодейство – две вещи несовместимые! А значит, только чистая, высокая душа может по-настоящему любить!

11. Этап мягкой коррекции.

– А сейчас я прошу вас ответить на вопросы.

1. Чем сходны и чем отличаются наши работы?
2. О чем заставляют задуматься эти различия?

12. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение “Чем обогатил меня урок литературы по балладе “Ворон к ворону летит…”

13. Рефлексия.

– Вот мы и завершили анализ грустной истории, которую поведал А. С. Пушкин. Если мы посмотрим на иллюстрацию, то четко представим себе образный ряд баллады.

Хозяйка – центр всей трагедии, но есть и другие, кто стал свидетелем или участником трагедии. И мы с вами определили роль каждого из 7 персонажей баллады. Но есть наиболее значимые образы-символы, которые помогают нам в нравственном осмыслении текста.

Сокол – верный друг, не пожелавший вернуться к предательнице-хозяйке – символ чести и преданности.

Вороны – это слово недаром употреблено 7 раз. В христианской символике число 7 магическое. Вороны здесь предвестники беды, несчастья, создают гнетущее настроение.

И если сегодняшнее занятие оставило вас равнодушными, если вы считаете, что каждый вправе поступать так, как диктуют ему его желания, даже совершать неблаговидные поступки, то наклейте на рефлексионный лист в чисто поле ворона.

Если же вы можете безразлично отнестись к злым поступкам и продолжать жить и общаться с теми, кто готов даже убить, то наклейте на дворе хозяйки вороную кобылку.

Но если вы считаете, что предательство и любовь, предательство и дружба несовместимы, то наклейте в дубовой роще сокола.

– Вывесите на доске рефлексионные листы и объясните свой выбор.

14. Заключительное слово учителя.

– Спасибо! Я рада, что вы сделали свой выбор.

– Вот мы и завершили нашу работу. Надеюсь, что сегодняшнее занятие вам понравилось. Наша мастерская закрыта. Спасибо за работу.

Читайте также:

      

  • Какое понятие обозначает процесс а какое результат кратко
  •   

  • План работы с проблемной семьей в школе
  •   

  • Гражданство как субъективное право человека кратко
  •   

  • Если школа закрыта на карантин должны ли уборщица работать
  •   

  • Хедлайнер это что такое простыми словами кратко и понятно

Стихотворение Пушкина “Ворон к ворону летит…” — рассуждения, анализ, аргументы и характеристики. Русский язык и литература для школьника

Способ медленного чтения поэтического текста на уроке литературы

Цель. Научить методике медленного чтения поэтического текста.

Задачи

Дать понятие о способе медленного чтения, о фольклорной и христианской символике в тексте Пушкина. Формировать умения работать с толковым словарем, находить несуразицы при буквальном прочтении стихотворения и объяснять их, толковать смысл текста, развивать творческие способности в соответствии с интересами. Воспитание взаимопомощи и коллективизма.

Форма проведения урока. Групповой способ обучения, деловая игра.

Технологии. Работа с текстом по технологии Граник, использование элементов драмогерменевтики (социоигровые приемы) Букатова-Ершовой.

Наглядность. Портрет Пушкина, распечатка стихотворений на каждого ученика, визитки, альбомные листы, фломастеры, опорная схема “Модель работы с текстом”, лист со словами, толковый словарь.

Домашнее задание к уроку. Индивидуально – три лингвиста выписывают из толковых словарей значения слов Ворон, проведать, ракита, богатырь, сокол, кобылка, вороная, ива, роща, дуб. Бригада оформителей готовит наглядные пособия.

Класс делится на группы, каждый выбирает себе роль (математик, рассказчик, художник, филолог).

Оформление доски

Модель пространства в восточнославянском фольклоре и христианстве

Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности

Много лет назад произошло страшное преступление – был убит богатырь. Сохранилась только одна улика – стихотворение. Сегодня мы проведем следствие по делу об убийстве богатыря.

Наша задача – ответить на три вопроса: Кто Убийца? Кто соучастники? Кто свидетели?

2. Инструктаж

Мы сформировали шесть следственных групп. В каждой группе есть математик, филолог, художник, рассказчик.

3. Сообщение темы и цели

Чтобы раскрыть преступление, мы должны познакомиться с уликой – стихотворением, проанализировать текст и растолковать его смысл. Мы используем способ медленного чтения, пойдем пешком.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова Михаила Гершензона: “Всякую содержательную книгу надо читать медленно, особенно медленно надо читать поэтов, и всего медленнее надо из русских писателей читать Пушкина, потому что его короткие строки наиболее содержательны из всего, что написано по-русски. Эту содержательность их может разглядеть только досужий пешеход, который движется медленно и внимательно смотрит кругом. Его глубокие мысли облицованы такой обманчивой ясностью, его очаровательные детали так уравнены, меткость так естественна и непринужденна, что при беглом чтении их и не заметишь. Но пойдите пешком по Пушкину – какие чудесные цветы у дороги!”

4. Формирование умения работать с текстом

На доске схема “Модель работы с текстом”. Текст стихотворения не выдан.

– Потренируем вашу интуицию, умение прогнозировать.

Автор стихотворения Пушкин. Что вы о нем знаете? Названия стихотворения не сохранилось, а первая строчка – “Ворон к ворону летит…” Ваш прогноз: о чем это стихотворение?

Каждый ученик получает текст; учитель читает стихотворение.

Словарная работа

– Что непонятно?

Индивидуальные сообщения лингвистов.

– Наши лингвисты работали с толковыми словарями и находили значения всех известных слов. Лист на доске с толкованиями слов – см. домашнее задание.

Групповая работа

Разминка (серия приемов-блужданий).

А теперь следственные группы получают задания.

Математики должны Найти слово, которое в тексте встречается наиболее часто, несколько раз. Записать в тетрадь. (Ворон – семь раз.)

Филологи – перечислить всех упомянутых в тексте персонажей, сколько их? Записать в тетрадь. (Ворон № 1, ворон № 2, богатырь, сокол, кобылка, хозяйка, недруг – семь героев.)

Художники – нарисовать схему стихотворения, расположить на ней героев.

Рассказчики готовят краткий пересказ стихотворения (в прозе).

Результаты работы следственных групп

Сообщения математиков, филологов.

– Почему у Пушкина именно семь персонажей?

Справка консультантов. С точки зрения христианской культуры семерка – символ святости, здоровья, разума, символ тайны, изучения и знания.

Сообщения рассказчиков.

Внимательно слушаем прозаические пересказы стихотворения.

– Какие недочеты?

Художники по ходу урока вывешивают рисунки.

Диалог с автором

Задаем вопросы автору и сами же отвечаем.

Первая строфа

– Почему автор выбрал ворона, а не какую-то другую птицу?

Справка консультанта. А. Н. Афанасьев: “По греческим сказаниям, ворон был вестником Аполлона и приносил ему свежую ключевую воду, то есть дождь из облачных источников. С этими данными вполне согласны русские поверья.

Постоянный эпитет ворона – вещий: эта птица самая мудрая из всех пернатых, песни и сказки наделяют ее даром слова и предвещаний”.

Вторая строфа

Лингвист еще раз читает толкование слова “ракита”.

– Прочитайте третий стих. Какая возникает несуразица? (Ракита – дерево или кустарник семейства ивовых; растет по берегам рек.)

– Почему же автор посадил ракиту в чистом поле?

Вспомните модель пространства восточных славян. (Запись на доске.)

(Чисто поле – переходная область между миром живых и миром мертвых, так же как и река, море.)

– Ракита относится к семейству ивовых. Какие ассоциации вызывает у вас ива? (Ива плакучая – постоянный эпитет.)

– В каком значении употреблено слово “богатырь”? Почему?

Третья строфа

– Почему автором выбран сокол?

Справка консультанта. А. Н. Афанасьев: “…Любимыми и главнейшими воплощениями бога-громовника были орел и сокол”.

– Посмотрите на схему мирового древа. (Запись на доске.)

– Почему кобылка “вороная”? (Черный – зловещий цвет.)

– Почему об убийце знают лишь сокол, кобылка и хозяйка?

Четвертая строфа

– Почему сокол улетел в рощу?

Справка консультанта. А. Н. Афанасьев: “В древности древо жизни – дуб – находился в священной роще. В таких священных рощах приносили жертвы богам, устраивали праведный суд”.

– Почему “хозяйка”, а не “супруга”?

– Кого ждет хозяйка? Почему?

Результаты работы следственных групп

Записать на листе три ответа по делу об убийстве богатыря (Кто убийца? Кто соучастники? Кто свидетели?).

Каждая группа доказывает свою точку зрения.

Выводы следствия

Вариант 1

– О чем это стихотворение? (Измена жены и убийство мужа.)

– Это тема. А в чем основная мысль или идея? (Одиночество человека, даже если рядом близкие люди.)

Вариант 2

Виды информации в тексте:

Фактуальная информация (факты, события – то, что выражается словами).

– Какова в тексте фактуальная информация? (Убит богатырь, вороны хотят им пообедать.)

Подтекстовая информация (впрямую словами в тексте не выражается, возможны разные варианты).

– Какова подтекстовая информация? (Измена жены, сговор и убийство.)

Концептуальная информация (отношение писателя к жизни, основная мысль текста). (Пессимизм, одиночество, трагические ощущения.)

5. Формирование умения сравнивать два текста

– Преступление мы раскрыли. А единственная улика у вас сомнений не вызывает?

Это стихотворение Пушкина – перевод шотландской народной баллады “Два ворона” (Английская и шотландская народная баллада. М., 1988).

Ученик читает на английском языке балладу. Учитель читает перевод.

– В чем различие?

– А теперь сравните с другой английской балладой – “Три ворона”. ( Чтение.)

– В чем различие?

6. Домашнее задание (на выбор)

Перевод баллады “Два ворона”. Отчет следователя по делу об убийстве богатыря. Иллюстрации к стихотворению. Выразительное чтение наизусть.

Рецензия на урок литературы.

Все сочинения

  • Анализ стихотворений
  • Пушкин
  • Ворон к ворону летит

Анализ стихотворения Пушкина Ворон к ворону летит



Конспект урока русского языка

Урок — импровизация. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Ворон к ворону летит».

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок – исследование.

Форма проведения: групповой способ обучения, деловая игра с использованием презентации.

Методы: частично-поисковый, репродуктивный, дедуктивный.

Цели урока: проанализировать стихотворение А. С. Пушкина «Ворон к ворону летит».

Дать понятие о способе медленного чтения, вызвать интерес к изучаемой теме и предмету в целом.

  • Формирование умения работать с толковым словарём, находить несуразицы при буквальном прочтении стихотворения и объяснять их, толковать смысл текста, развивать творческие способности в соответствии с интересами, развивать логическое мышление.
  • Воспитание взаимопомощи и коллективизма.

  • Внимание на экран. Что объединяет этих персонажей? Кто они? (Да, действительно это знаменитые детективы) А, вы узнали их? Назовите.

    Пример

    А, что означает слово детектив? Подсказку вы найдёте в словарике урока. (Детектив/англ./- раскрывать, обнаруживать)

    И сегодня мы с вами открываем детективное агентство. Давайте придумаем название. Ваши предложения.

    А скажите, чем занимаются детективные агентства? (Раскрывают убийства, расследуют преступления).

    Итак, внимание много лет назад произошло страшное преступление — был убит богатырь. Сохранилась только одна улика — стихотворение. Так как мы открыли детективное агентство, что мы должны сделать? (Выяснить, кто убийца?) Сегодня мы проведём следствие по делу об убийстве богатыря. Наша задача — ответить на три вопроса: кто убийца? кто соучастники? кто свидетели?

    Мы сформировали шесть следственных групп. В каждой группе есть математик, филолог, художник, рассказчик.

    3. Сообщение темы и цели

    Чтобы раскрыть преступление, мы должны познакомиться с уликой — стихотворением, проанализировать текст и растолковать его смысл. Мы используем способ медленного чтения, пойдём пешком.

    Эпиграфом к нашему уроку будут слова Михаила Гершензона: “Всякую содержательную книгу надо читать медленно, особенно медленно надо читать поэтов, и всего медленнее надо из русских писателей читать Пушкина, потому что его короткие строки наиболее содержательны из всего, что написано по-русски. Эту содержательность их может разглядеть только досужий пешеход, который движется медленно и внимательно смотрит кругом. Его глубокие мысли облицованы такой обманчивой ясностью, его очаровательные детали так уравнены, меткость так естественна и непринуждённа, что при беглом чтении их и не заметишь. Но пойдите пешком по Пушкину — какие чудесные цветы у дороги!”

    Чтобы раскрыть преступление, мы познакомимся с уликой — стихотворением, проанализируем текст и растолкуем его смысл.

    Ворон к ворону летит,
    Ворон ворону кричит:
    “Ворон! Где б нам отобедать?
    Как бы нам о том проведать?”
    Ворон ворону в ответ:
    “Знаю, будет нам обед;
    В чистом поле под ракитой
    Богатырь лежит убитый.
    Кем убит и отчего,
    Знает сокол лишь его,
    Да кобылка вороная,
    Да хозяйка молодая”.
    Сокол в рощу улетел,
    На кобылку недруг сел,
    А хозяйка ждет милого,
    Не убитого, живого.

    Кто автор стихотворения? Что вы о нём знаете? (Детективы просят помощи зала).

    Чтобы расследование шло быстро мы разделимся на группы, и вы получите задание.

    Лингвисты (работаете со словарём и находите значение всех выписанных мною слов).

    Математики (должны найти слово, которое в тексте встречается наиболее часто, несколько раз. Записать в тетрадь). (Ворон — семь раз). перечислить всех упомянутых в тексте персонажей, сколько их? Записать в тетрадь. Ворон № 1, ворон № 2, богатырь, сокол, кобылка, хозяйка, недруг — семь героев). С точки зрения христианской культуры семёрка — символ святости, здоровья, разума, символ тайны, изучения и знания.

    Филологи (я подготовила список предполагаемых свидетелей и соучастников преступления, и вы должны определить, что они делают на данный момент.

    Богатырь… …“В рощу улетел…”

    Хозяйка… “Ворон! Где б нам отобедать?”

    Сокол …“На кобылку …сел…”

    Недруг «В чистом поле под ракитой…”

    Кобылка: знает “Кем убит и отчего”.

    Художники (должны нарисовать схему стихотворения, расположить на ней героев).

    Результаты работы следственных групп. (Сообщения математиков, филологов).

    — Почему у Пушкина именно семь персонажей? (С точки зрения христианской культуры семёрка — символ святости, здоровья, разума, символ тайны, изучения и знания.)

    — Почему автор выбрал ворона, а не какую-то другую птицу?

    (Вороны часто летают над домами, предсказывая несчастье. “Всякому бы ворону на свою голову каркать”, “Ворон каркает к несчастью..”)

    Филологи Богатырь… “В чистом поле под ракитой…”

    Хозяйка… “Ждет милого…”

    Сокол… “В рощу улетел…”

    Вороны… “Ворон! Где б нам отобедать?”

    Недруг… “На кобылку …сел…”

    Кобылка знает: “Кем убит и отчего”.

    Художники (показывают свои рисунки).

    Лингвисты (Оказывается, что сокол — птица дрессированная, привыкающая к хозяину, к своей сокольне /помещение, где содержатся соколы/. Богатырь — силач, великан. Ворон — птица вещая. (См.словарь В.И.Даля).

    Дальнейшие вопросы учителя:

    — Почему богатырь — силач, храбрый и счастливый воин, витязь, великан, побивающий одним махом десяткм врагов/!/ — в чистом поле/!/ убитый/!/ под ракитой/!/? Ракита/ива,верба/ — повод улики убийцы.

    Куда он мог отправиться с утра с соколом? ( на охоту) Почему остановился под ракитой? Какая возникает несуразица? (Ракита — дерево или кустарник семейства ивовых; растёт по берегам рек). Богатырь доезжает до “чиста поля” и останавливается у ракиты, чтобы дать себе и лошадке роздых.

    — Почему же автор посадил ракиту в чистом поле?

    Ракита /ива,верба/. Ракита относится к семейству ивовых. Какие ассоциации вызывает у вас ива? (Ива плакучая — постоянный эпитет).

    — Кто богатыря провожал на охоту? Пушкин называет её хозяйкой (почему не супругой, а хозяйкой– вот она и распоряжается…Возможно, богатырь уже стар, а жена молодая…

    — А всё- таки почему недруг одолел богатыря? (Недруг убивает богатыря сонного, иначе бы он его не одолел. Узнать бы, кто его послал по следу?)

    — Почему об убийце знают лишь сокол, кобылка и хозяйка?

    — А давайте прочитаем, кем убит и отчего… Почему сокол не полетел домой? Почему он знает, кем убит богатырь?

    — Кто же подослал недруга? Звучит реплика /самый интересный момент/: “А не хозяйка ли подослала?” Ворон откровенно признает, что “кем убит и отчего, знает сокол /конечно видел/ лишь его, да “кобылка вороная” /тоже свидетель!/, да… “хозяйка молодая”.Читаем последние строчки: А хозяйка ждет милого, НЕ УБИТОГО, ЖИВОГО…

    — Так кого ждет хозяйка?…Недруга! /Заказное убийство — вот что это такое!/

    Последний штрих: зачем соколу /верному!/ лететь домой к такой хозяйке? («Сокол в рощу улетел…»)

    — О чем это стихотворение?

    — Об убийстве! О предательстве! (Измена жены и убийство мужа).

    — Это тема. А в чём заключена основная мысль или идея? (Одиночество человека, даже если рядом близкие люди. Пессимизм, одиночество, трагические ощущения).

    Учитель обращает внимание на то, как важно вдумчиво читать стихи, как важно поразмышлять над прочитанным…

    Учитель может спросить, почему в стихотворении нет заголовка. Дети правильно отмечают, что заголовок-прогноз отражает тему. Если бы поэт озаглавил, “загадки” бы не получилось. Когда тайна разгадана, можно придумать заглавие, что ребята с удовольствием и делают: “Злодейство”, “Тайна убийства”, “Хозяйка-злодейка”, “Тайна гибели богатыря…” Преступление мы раскрыли. А единственная улика у вас сомнений не вызывает?

    УЧИТЕЛЬ: Итак, нарушители порядка найдены. Дело можно считать закрытым. Объявляю благодарность всем служащим агентства.

    Выучить стихотворение наизусть.

  • Написать сочинение-миниатюру на одну из тем: “Признание богатыря”, “Признание хозяйки”, “Что видел второй ворон?” “Что знал сокол?”
  • Подобрать стихотворение с “загадкой”.

  • /Нечаева Н.М. учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №9″/

    Подробно об одном несогласии с Дмитрием Быковым

    по книге “Календарь-2”.

    Книга 2012 года издания.

    Начну с Пушкина, как наиболее мною разработанного.

    “Долгожданной радости от завершения книги [“Евгений Онегин”] Пушкин не испытал <…> привёл героя в такую яму, да и сам к тридцати одному году пережил столь острый кризис, что ожидаемой радости испытать никак не мог: прежде оправданием жизни – “дара напрасного, дара случайного” — служила хоть эта работа, а теперь что? Бегством от этого кризиса и попыткой перевязать узлы собственной судьбы в терминологии Юрия Арбатова, была женитьба, жажда остепениться, умеренная лояльность, и всё это закончилось шесть лет спустя такой трагедией, по сравнению с которой отчаяние 1830 года, породившее небывалый взлёт, было счастьем” .

    Ну подумайте сами: как может отчаяние породить взлёт?

    Я так думаю. Трагедия для творца – перестать творить.

    Ослабление творческого напора я у него засёк около 1820-го года (см. тут ). Да что я? Многие засекли. А я так вообще: “…если посмотреть по строкам, так в первые три месяца 1819 года написано под 600 строк, а в оставшиеся девять месяцев — лишь чуть больше 60-ти”. Этак подходить, конечно, нельзя, но всё-таки.

    Я тогда крах исчислил с отвергнутости его в марте 19-го, — по отвергаемому всеми Губеру, — Наташею Кочубей, девушкой особой, исключительной. И вот нынче вижу по “Летописи жизни и творчества”, что если и случилась беда с его гармоническим мироотношением в марте, то не сразу она перекинулась на творчество и политические воззрения (он написал ядовитый политический памфлет “На Струдзу” – 1819, апрель, 2 (?). июнь; 5-ю песнь “Руслана и Людмилы” – 1819, июль, 13—Август, 11; “Деревню” – 1819, июль, 15 (?). 31, горячо интересовался деспотическими военными поселениями – 1819 – октябрь, 27). Но – за неимением более точной даты создания – в конце 1819 года в “Летопись…” уже вписано “Напрасно, милый друг, я мыслил утаить”.

    Напрасно, милый друг, я мыслил утаить
    Обманутой души холодное волненье.
    Ты поняла меня — проходит упоенье,
    Перестаю тебя любить.
    Исчезли навсегда часы очарованья,
    Пора прекрасная прошла,
    Погасли юные желанья,
    Надежда в сердце умерла.

    Ничего скрытого тут нет, чистая лирика. Но стержень из человека вынут.

    Как факт: чуть позже (1819 (?).) вписана в “Летопись” совсем скабрёзность – “Недавно тихим вечерком”, с матом. Зато и с именем Наташа.

    Недавно тихим вечерком

    Пришел гулять я в рощу нашу

    И там у речки под дубком

    Увидел спящую Наташу.

    Вы знаете, мои друзья,

    К Наташе вдруг подкравшись, я

    Поцеловал два раза смело,

    Спокойно девица моя

    Во сне вздохнула, покраснела;

    Я дал и третий поцелуй,

    Она проснуться не желала,

    Тогда я ей засунул … —

    И тут уже затрепетала.

    Пушкин много матерился в письмах и стихах. Но письма были не для публики, а стихи – не для издания. И – по разным поводам это было. Но здесь – не только от душевной, но и волевой опустошённости, можно предположить. Потому что следующее, упомянутое в “Летописи” стихотворение – “Дориде” (Январь, 1. 5. 1820) — уже высокохудожественно, а выражает… что “Нет у автора идеала” (см. тут ).

    Лишь после этого и без даты вписано в “Летопись”:

    “Пушкин “последним” узнает от Катенина о слухе, позорящем его (Пушкина) и пущенном гр. Ф. И. Толстым (чего Пушкин не знает), будто бы он был отвезен в тайную канцелярию и высечен. Пушкин дерется по этому поводу с кем-то неизвестным на дуэли, у него появляются мысли о самоубийстве…”

    Нет, и после этого он на каком-то автомате ещё “дописывает 6-ю” (“Летопись”) песнь “Руслана и Людмилы”.

    А его до срыва голоса дошедшее республиканство, по-моему, схоже с матом про Наташу, в реальности недосягаемую.

    “Апрель, 4. 1 0 (?). Пушкин в театре, расхаживая по рядам кресел, показывает литографированный портрет Лувеля со своей надписью: “Урок царям”” (“Летопись”) .

    О чём речь? – Вот о чём:

    “В феврале 1820 года ремесленник Лувель, седельщик по профессии, ударил ножом герцога Беррийского (сына графа дАртуа) при входе его в оперу. Смерть наступила через несколько часов. Лувель рассчитывал, что, убив герцога Беррийского, он пресечет род Бурбонов, так как старший сын графа дАртуа, герцог Ангулемский, был бездетен”.

    Что себе Пушкин думает? – А он думает: “Вы слышали, что я вольнодумец, что в ходе обыска Милорадович высек меня? Так смотрите, может ли это быть, раз я вот что себе позволяю”.

    Но даже и в самой оде “Вольность” он не был за убийство царей.

    К кровавой плахе Вероломства.

    Молчит Закон – народ молчит,

    Падет преступная секира.

    И се – злодейская порфира

    На галлах скованных лежит.

    Самовластительный Злодей! – Наполеон.

    Тебя, твой трон я ненавижу,

    Твою погибель, смерть детей

    С жестокой радостию вижу. – В смысле: предвижу. Ибо ничему не научились величества. О сыне Наполеона. Хоть “Договор, заключенный в 1817 году [когда и написана ода] между союзниками, лишил его наследственных прав на Парму; за это австрийский император вознаградил его богемским герцогством Рейхштадт, с титулом “Светлости””. Но. Было ясно. Если что – его опять сделают императором. И он потом опять будет казнён народом. И радость лирического “я” – в смысле наоборот.

    Уже тут, несмотря, что воспринималась ода как революционная, — уже тут заложен протест против беззаконного насилия.

    Как факт – следующая запись в “Летописи”:

    “Апрель(?), 5 (?). 17 (?). “Мне бой знаком — люблю я звук мечей”. Стихотворение написано под впечатлением революционного восстания в Испании” .

    Стоило революции таки где-то грянуть – он оказался против и – отсутствие идеалов он выражает в этом стихотворении (см. тут ).

    А теперь скажите, явление, “породившее… взлёт” художественности в стихотворениях об отсутствии идеала: “Дориде” и “Мне бой знаком”, — есть это самое отсутствие идеала?

    Да. Только исключительный тут случай, если признать, что художественный взлёт бывает от вдохновения, а то – от буйства в душе невыраженного ещё идеала. А не исключением является писание по инерции и на автомате (как 5-6 песни “Руслана и Людмилы”), срыв в выражение чего-то “в лоб” (как “На Струдзу” или мат) или почти “в лоб”, образно (как “Напрасно, милый друг, я мыслил утаить”). Или, наконец, молчание.

    Теперь перейдём к кризису, которого коснулся Быков. К кризису 28-го года с его “Дар напрасный…” К разочарованию в новом царе, Николае Первом. К разочарованию в реализме. Сотрудничество с царём невозможно. Но. Творческий ли то был кризис?

    “Апрель, 5. Четверг. Начало работы над поэмой Полтава. Оставив чистую страницу после “Альбома Онегина”, Пушкин поставил на л. 12 дату: “5 Апр<еля>” и в два столбца на л. 12—13 записал историческое вступление к поэме” (Летопись) .

    Это был некий бунт, да, против реализма, как бы романтический реализм (см. тут ). Так ничего себе творческий кризис: писал, как горел. Да даже и “Дар напрасный…” (26 мая)… В нём такая энергия отрицания никчемности (см. тут ), что это тоже не есть творческий кризис. Это – предопределение неизбежного обретения нового идеала: Дома и Семьи (так его, с большой буквы, называют те, кто, не в пример Быкову, любой идеал считают равным любым остальным идеалам). Новый идеал совершенно естественно вырос из бесплодности и реализма, и бунта – романтического реализма (в прошлом было успешное преодоление действительности сверхчеловеком Петром Первым). Ибо ТЕПЕРЬ-то – как? В чём оптимизм?

    “Май, 1. до 9 (?). Среди черновиков поэмы “Полтава” Пушкин чертит анаграммы: “Eli Eninelo”, “ettenna eninelo”, “eninelo ettenna”, “Olenina”, “Annette”, a выше этого имени — свою фамилию “Pouchkine”” (Летопись) .

    Выход в женитьбе!

    Он даже забросил “Полтаву”. Ненадолго. На два месяца.

    Неудачные, одно за другим, сватовства не привели к творческому кризису. А наоборот: он стал идеал частной жизни художественно выражать.

    “Август, после 20. Сентябрь, сер. (?). Шотландская песня (“Ворон к ворону летит”)” (Летопись) .

    Баллада «Ворон к ворону летит»

    Картинка Анализ стихотворения Пушкина Ворон к ворону летит № 1

    По природе своей народной балладой является и баллада «Ворон к ворону летит». По происхождению она шотландская и широко известна в переводе А.С. Пушкина. Она близка к семейным балладам, о чем свидетельствуют ее герои – убитый богатырь и его жена. Трагичен финал баллады. События передаются через диалог воронов, и из их разговора вырисовывается сюжет:

    В балладе нет развернутого сюжета, содержание, как и во многих других балладах, обстоятельно не раскрывается. Неизвестно, кто герой, что с ним произошло, кто его убил. Финал остается открытым:

    Последняя строфа подчеркивает драматизм действия: богатырь убит, а жена ждет его живого. В этом драматизм действия.

    Художественное своеобразие баллады заключается в том, что диалог в ней – основной композиционный прием организации сюжета. В этой балладе сюжет раскрывается через диалог: из разговора воронов читатель узнает о событиях.

    В композиции баллады отсутствуют запевы и концовки. Главный признак эпической баллады – наличие сюжета. Это роднит ее с другими эпическими жанрами – былиной и сказкой. Поэтому она может считаться эпическим жанром. Однако в балладах, в отличие от былин и сказок, отсутствуют основные элементы сюжета (завязка, развитие действия, кульминация и развязка). В балладе дан только итог определенных событий, которые произошли до начала повествования. Такие события не находят отражения в начале баллады «Ворон к ворону летит», также как нет развернутой предыстории событий в «Василии и Софье». Изображаются только действия матери – погубление героев. Это вносит таинственный элемент в содержание баллад. Из разговора воронов слушатель только узнает о богатыре, что он убит, а что произошло, кем убит и почему, неизвестно. Это придает балладе загадочный характер. В балладе внимание фиксируется на одном-двух эпизодах. Нет лирических отступлений, подробного описания природы, внешности героев. В балладе мало подробностей. Она начинается с изображения событий, может начаться с диалога, может заканчиваться как бы концовкой, подводящей итог событиям, изложенным в ней:

    В конце баллады «Василий и Софья» сообщается о том, что «Васильева матушка лиходейка была»:

    В балладе используются разные стилистические средства: эпитеты, символы, иносказания, гиперболы, сравнения, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Все они способствуют эмоциональной выразительности баллад, усиливают их трагическое звучание. Эпитеты в балладе, как и в других жанрах фольклора, традиционны: синее море, чистое поле, белокаменные палаты, высокие терема и т.д. Душевные переживания героев передаются при помощи сравнений, а также гипербол и олицетворений.

    Соединяя элементы эпической и лирической поэзии, баллады представляют собой оригинальный самостоятельный жанр.

    Читайте также статьи:

    Стихотворение Пушкина «Ворон к ворону летит…»

    Картинка Анализ стихотворения Пушкина Ворон к ворону летит № 2

    Способ медленного чтения поэтического текста на уроке литературы

    Цель. Научить методике медленного чтения поэтического текста.

      Дать понятие о способе медленного чтения, о фольклорной и христианской символике в тексте Пушкина. Формировать умения работать с толковым словарём, находить несуразицы при буквальном прочтении стихотворения и объяснять их, толковать смысл текста, развивать творческие способности в соответствии с интересами. Воспитание взаимопомощи и коллективизма.

    Форма проведения урока. Групповой способ обучения, деловая игра.

    Технологии. Работа с текстом по технологии Граник, использование элементов драмогерменевтики (социоигровые приёмы) Букатова–Ершовой.

    Наглядность. Портрет Пушкина, распечатка стихотворений на каждого ученика, визитки (художник. рассказчик, математик, филолог, лингвист), альбомные листы, фломастеры, опорная схема «Модель работы с текстом», лист со словами, толковый словарь.

    Домашнее задание к уроку. Индивидуально — три лингвиста выписывают из толковых словарей значения слов Ворон, проведать, ракита, богатырь, сокол, кобылка, вороная, ива, роща, дуб. Бригада оформителей готовит наглядные пособия.

    Класс делится на группы, каждый выбирает себе роль (математик, рассказчик, художник, филолог).

    Модель пространства в восточнославянском фольклоре и христианстве

    1. Мотивация учебной деятельности

    Много лет назад произошло страшное преступление — был убит богатырь. Сохранилась только одна улика — стихотворение. Сегодня мы проведём следствие по делу об убийстве богатыря. Наша задача — ответить на три вопроса: Кто Убийца? Кто соучастники? Кто свидетели?

    Мы сформировали шесть следственных групп. В каждой группе есть математик, филолог, художник, рассказчик.

    3. Сообщение темы и цели

    Чтобы раскрыть преступление, мы должны познакомиться с уликой — стихотворением, проанализировать текст и растолковать его смысл. Мы используем способ медленного чтения, пойдём пешком.

    Эпиграфом к нашему уроку будут слова Михаила Гершензона: “Всякую содержательную книгу надо читать медленно, особенно медленно надо читать поэтов, и всего медленнее надо из русских писателей читать Пушкина, потому что его короткие строки наиболее содержательны из всего, что написано по-русски. Эту содержательность их может разглядеть только досужий пешеход, который движется медленно и внимательно смотрит кругом. Его глубокие мысли облицованы такой обманчивой ясностью, его очаровательные детали так уравнены, меткость так естественна и непринуждённа, что при беглом чтении их и не заметишь. Но пойдите пешком по Пушкину — какие чудесные цветы у дороги!”

    4. Формирование умения работать с текстом

    На доске схема «Модель работы с текстом». Текст стихотворения не выдан.

    — Потренируем вашу интуицию, умение прогнозировать.

      Автор стихотворения Пушкин. Что вы о нём знаете? Названия стихотворения не сохранилось, а первая строчка — “Ворон к ворону летит. ” Ваш прогноз: о чём это стихотворение?

    Каждый ученик получает текст; учитель читает стихотворение.

    Индивидуальные сообщения лингвистов.

    — Наши лингвисты работали с толковыми словарями и находили значения всех известных слов. Лист на доске с толкованиями слов — см. домашнее задание.

    Разминка (серия приёмов-блужданий).

    А теперь следственные группы получают задания.

    Математики должны Найти слово, которое в тексте встречается наиболее часто, несколько раз. Записать в тетрадь. (Ворон — семь раз.)

    Филологи — перечислить всех упомянутых в тексте персонажей, сколько их? Записать в тетрадь. (Ворон № 1, ворон № 2, богатырь, сокол, кобылка, хозяйка, недруг — семь героев.)

    Художники — нарисовать схему стихотворения, расположить на ней героев.

    Рассказчики готовят краткий пересказ стихотворения (в прозе).

    Результаты работы следственных групп

    Сообщения математиков, филологов.

    — Почему у Пушкина именно семь персонажей?

    Справка консультантов. С точки зрения христианской культуры семёрка — символ святости, здоровья, разума, символ тайны, изучения и знания.

    Внимательно слушаем прозаические пересказы стихотворения.

    Художники по ходу урока вывешивают рисунки.

    Диалог с автором

    Задаём вопросы автору и сами же отвечаем.

    — Почему автор выбрал ворона, а не какую-то другую птицу?

    Справка консультанта. А. Н. Афанасьев: “По греческим сказаниям, ворон был вестником Аполлона и приносил ему свежую ключевую воду, то есть дождь из облачных источников. С этими данными вполне согласны русские поверья. Постоянный эпитет ворона — вещий: эта птица самая мудрая из всех пернатых, песни и сказки наделяют её даром слова и предвещаний”.

    Лингвист ещё раз читает толкование слова “ракита”.

    — Прочитайте третий стих. Какая возникает несуразица? (Ракита — дерево или кустарник семейства ивовых; растёт по берегам рек.)

    — Почему же автор посадил ракиту в чистом поле?

    Вспомните модель пространства восточных славян. (Запись на доске.)

    (Чисто поле — переходная область между миром живых и миром мёртвых, так же как и река, море.)

    — Ракита относится к семейству ивовых. Какие ассоциации вызывает у вас ива? (Ива плакучая — постоянный эпитет.)

    — В каком значении употреблено слово “богатырь”? Почему?

    — Почему автором выбран сокол?

    Справка консультанта. А. Н. Афанасьев: “. Любимыми и главнейшими воплощениями бога-громовника были орёл и сокол”.

    — Посмотрите на схему мирового древа. (Запись на доске.)

    — Почему кобылка “вороная”? (Чёрный — зловещий цвет.)

    — Почему об убийце знают лишь сокол, кобылка и хозяйка?

    — Почему сокол улетел в рощу?

    Справка консультанта. А. Н. Афанасьев: “В древности древо жизни — дуб — находился в священной роще. В таких священных рощах приносили жертвы богам, устраивали праведный суд”.

    — Почему “хозяйка”, а не “супруга”?

    — Кого ждёт хозяйка? Почему?

    Результаты работы следственных групп

    Записать на листе три ответа по делу об убийстве богатыря (Кто убийца? Кто соучастники? Кто свидетели?). Каждая группа доказывает свою точку зрения.

    — О чём это стихотворение? (Измена жены и убийство мужа.)

    — Это тема. А в чём основная мысль или идея? (Одиночество человека, даже если рядом близкие люди.)

    Виды информации в тексте:

      Фактуальная информация (факты, события — то, что выражается словами).

    — Какова в тексте фактуальная информация? (Убит богатырь, вороны хотят им пообедать.)

      Подтекстовая информация (впрямую словами в тексте не выражается, возможны разные варианты).

    — Какова подтекстовая информация? (Измена жены, сговор и убийство.)

      Концептуальная информация (отношение писателя к жизни, основная мысль текста). (Пессимизм, одиночество, трагические ощущения.)

    5. Формирование умения сравнивать два текста

    — Преступление мы раскрыли. А единственная улика у вас сомнений не вызывает?

    Это стихотворение Пушкина — перевод шотландской народной баллады «Два ворона» (Английская и шотландская народная баллада. М. 1988).

    Ученик читает на английском языке балладу. Учитель читает перевод.

    — А теперь сравните с другой английской балладой — «Три ворона». (Чтение .)

    6. Домашнее задание (на выбор)

      Перевод баллады «Два ворона». Отчёт следователя по делу об убийстве богатыря. Иллюстрации к стихотворению. Выразительное чтение наизусть. Рецензия на урок литературы.

    Как скачать бесплатное сочинение? Жми и сохраняй . И ссылка на это сочинение; Стихотворение Пушкина «Ворон к ворону летит…» уже в твоих закладках.

    Дополнительные сочинения по данной теме

    • Тест по творчеству А. С. Пушкина
      1. Какие произведения можно отнести к вольнолюбивой лирике А. С. Пушкина? А. «К Лицинию» Б. «Узник» В. «Памятник» Г. «На холмах Грузии» Д. «Для берегов отчизны дальной» Е. «К Чаадаеву» 2. Какие из стихотворений А. С. Пушкина построены на аллегории? А. «В Сибирь» Б. «Поэт и толпа» В. «Анчар» Г. «Арион» 3. Какие произведения А. С. Пушкина относятся к романтическим? А. «Деревня» Б. «Бахчисарайский фонтан» В. «Медный всадник» Г. «Анчар» Д. «Я помню чудное мгновенье» Е. «Цыганы» Ж. «Погасло дневное светило» 4. Какие стихотворения А. С. Пушкина посвящены теме дружбы? А.
    • Синонимы к некоторым словам и выражениям из баллады «Светлана»
      Чтобы правильно подобрать синоним к слову, надо знать значение этого слова в контексте. Для этого надо найти предложение, в котором употребляется слово. Лукавый — неверный, ненадёжный; в тексте: «. Слава — нас учили — дым; / Свет — судья лукавый». Печаль — грусть, тоска: «Утоли печаль мою, / Ангел-утешитель!» Кони рьяны — кони борзые, резвые, быстрые: «. Мчат, как будто на крылах, / Санки кони рьяны. » Взор — взгляд; в тексте: «Был в ответ умильный взор. » Лик
    • Cтихотворение Н. Заболоцкого «Журавли»
      Урок литературы в 6-м классе Цель урока. Обучение анализу лирического стихотворения, развитие навыков выразительного чтения, воспитание вдумчивого читателя, ориентация учащихся на непреходящие духовные ценности. 1. На прошлом уроке мы познакомились со стихотворением «Одинокий дуб». Какие строчки из него могли бы стать эпиграфом к изучаемой теме? (“Кто говорит, что в поле он не воин? Он в поле воин, даже и один”.) Какую трагедию пришлось пережить поэту вместе с сотнями тысяч других людей? 2.
    • Поэтические послания А. С. Пушкина друзьям
      К числу главных ценностей человеческой жизни Пушкин относил дружбу. Он и сам был наделен даром дружбы: легко завоевывал расположение новых знакомых, десятилетиями поддерживал отношения со старыми товарищами. Круг его друзей был широк и на удивление пестр: он охватывал литераторов и политических заговорщиков, гусарских кутил и проповедников активной гражданской позиции, старших товарищей, игравших на разных этапах жизни поэта роль его «учителей», и младших приятелей, среди которых было немало тех, кто уже
    • Образ Пушкина в раннем творчестве Анны Ахматовой
      На примере стихотворения «Смуглый отрок бродил по аллеям. » Описание событий в романах и других произведениях Пушкина неисчерпаемо, возможны разные подходы к нему, в том числе и подход к прочтению и пониманию Пушкина через исследовательские материалы Ахматовой (или “штудии”, как называла их сама поэтесса). Правда, не сразу Ахматова начала заниматься серьёзным изучением творчества Пушкина. Пытаясь найти ответы на многие интересующие её вопросы, она всю жизнь обращалась к Пушкину, будто сверяла с ним
    • Вопросы и ответы к стихотворению В. С. Высоцкого «Зарыты в нашу память на века…»
      Характеризуя прошлое, поэт искусно использует сравнения и метафоры. Как они передают отношение автора стихотворения к прошлому? Обратите внимание на то, что слово «прошлое» поэт употребляет четырежды, каждый раз создавая новый образ. В чем смысл развернутой метафоры пятой, шестой, седьмой и восьмой строф стихотворения? Как соотносится с этими строфами эпиграф? Художественные приемы показывают отношение поэта к прошлому. Прошлое — это и глубокий колодец, и глиняный сосуд, и старый клад, и минное поле.
    • Вопросы и ответы к лирике А. С. Пушкина («Во глубине сибирских руд», «Мой первый друг…», «Осень»)
      Какую роль в жизни и творчестве Пушкина сыграла его дружба с будущими декабристами? При каких обстоятельствах было написано стихотворение «Во глубине сибирских руд. «? Только случайностью можно объяснить отсутствие Пушкина на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Не будь поэт в ссылке, он бы непременно там присутствовал, о чем прямо сказал царю. Поэтому казнь пяти руководителей декабрьского восстания и ссылка остальных его участников особенно потрясли поэта, единомышленника и друга декабристов, и он

    Разместил: Узнайка и опубликовал 14 мая, 2014 В разделе: Школьные сочинения

    Популярные эссе

      Креативне опрацювання та впровадження технологій тестування в курсі географії 8 клас

    8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

    Особистісно-орієнтований підхід в навчанні історії

    Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі — історії) у системі

    Виступ екологічної агітбригади

    На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

    Любимый день недели (Второй вариант)

    Мой любимый день недели, как это ни странно, — четверг. В этот день я хожу со своими подругами в бассейн.

    Новые сочинения

    Экзаменационные сочинения

      Сила любви в художественном мире Ф. И. Тютчева

    Каждый поэт, писатель создаёт в своём творчестве особый мир, в рамках которого пытается образно переосмыслить волнующие его проблемы, найти их

    Я люблю Україну Пізнавально-розважальний захід Ведуча: Здоровенькі були, любі друзі! Доброго вам здоровя Правда, чудові ці фрази? Вони нас зближують

    Концепция внедрения медиаобразования в Украине

    КОНЦЕПЦІЯ ВПРОВАДЖЕННЯ МЕДІА-ОСВІТИ В УКРАЇНІ Схвалено постановою Президії Національної академії Педагогічних наук України 20 травня 2010 року, Протокол № 1-7/6-150

    1 Ахматова писала о Пастернаке так: Он награжден каким-то вечным детством, Той щедростью и зоркостью светил, И вся земля была

    Статистика

    © Лучшие сочинения всех времен и народов, которые включенные во все школьные и вузовские программы, сочинения по произведениям русских и зарубежных писателей, «краеугольных» шедевров русской и мировой литературы. Все материалы доступны для скачивания бесплатно.

    Урок-детектив: Кем убит и отчего…По стихотворению А. С. Пушкина Ворон к ворону летит, 5-й класс

    Ворон к ворону летит,
    Ворон ворону кричит:
    “Ворон! Где б нам отобедать?
    Как бы нам о том проведать?”
    Ворон ворону в ответ:
    “Знаю,будет нам обед;
    В чистом поле под ракитой
    Богатырь лежит убитый.
    Кем убит и отчего,
    Знает сокол лишь его,
    Да кобылка вороная,
    Да хозяйка молодая”.
    Сокол в рощу улетел,
    На кобылку недруг сел,
    А хозяйка ждет милого,
    Не убитого, живого.

    Оформление: портреты Пушкина А.С. и Даля В.И.;
    словари; музыкальное оформление; триптих:
    хозяйка и терем, вороны, убитый богатырь.

    Урок-игра выполняет несколько функций:
    обучающую, коммуникативную, регулятивную,
    релаксационную, психотехническую.

    Класс разбивается на группы, получая темы
    исследовательских работ.

    1 тема: “Свидетели и соучастники…”

    2тема: “ Определить тему стихотворения”

    3тема: “Что рассказал словарь?”

    4 тема: “ Репортаж с места преступления.”

    В начале урока учитель сообщит о факте убийства
    богатыря, о необходимости выяснения причин
    гибели, о необходимости провести расследование.

    1 группа ребят подготовили список
    предполагаемых свидетелей и соучастников
    преступления,и что они делают на данный момент.

    Богатырь… “В чистом поле под ракитой…”

    Хозяйка… “Ждет милого…”

    Сокол… “В рощу улетел…”

    Вороны… “Ворон! Где б нам отобедать?”

    Недруг… “На кобылку …сел…”

    Кобылка знает: “Кем убит и отчего”.

    2 группа расследования выссказывает
    предположения об убийце, формулируют тему.

    /Предположения бывают фантастические, но пусть
    каждый ребенок выскажется — “делу” это не
    помешает./

    Желательно все версии записать на доску, так
    как эта запись покажет наглядно, что единой темы
    нет,преступник на свободе, свидетели сказать не
    могут…Обратимся к группе 3. которая работала
    со словарями. Оказывается, что сокол — птица
    дрессированная, привыкающая к хозяину, к своей
    сокольне /помещение, где содержатся соколы/.
    Богатырь — силач, великан. Ворон — птица вещая.
    (См.словарь В.И.Даля).

    — Почему богатырь — силач, храбрый и счастливый
    воин, витязь, великан, побивающий одним махом
    десяткм врагов/!/ — в чистом поле/!/ убитый/!/ под
    ракитой/!/? Ракита/ива,верба/ — повод улики убийцы.

    — Почему богатырь сидел на КОБЫЛКЕ? /Суффикс
    уменьшительно-ласкательный!/ Не пристало
    богатырю на кобылке ездить!

    — Почему сокол не полетел домой? Почему он знает,
    кем убит и отчего?

    — Почему второй ворон знает всё, всё, всё?

    — Утром богатыря проводила на охоту жена,она
    вывела ему старую лошадь.

    Пушкин называет её хозяйкой – вот она и
    распоряжается…Возможно, богатырь уже стар, а
    жена молодая…

    — Богатырь доезжает до “чиста поля” и
    останавливается у ракиты, чтобы дать себе и
    лошадке роздых.

    — Ворон провожает богатыря от крыльца до ракиты.
    Где ему было и быть, как ни у дома, в котором
    случится беда? /См.народное творчество/. Вороны
    часто летают над домами, предсказывая несчастье.
    “Всякому бы ворону на свою голову каркать”,
    “Ворон каркает к несчастью..”

    — Недруг убивает богатыря сонного,иначе бы он
    его не одолел. Узнать бы, кто его послал по следу?

    Звучит реплика /самый интересный момент/: “А не
    хозяйка ли подослала?” Ворон откровенно
    признает, что “кем убит и отчего, знает сокол
    /конечно видел/ лишь его, да “кобылка вороная”
    /тоже свидетель!/, да… “хозяйка молодая”.Читаем
    последние строчки:

    А хозяйка ждет милого,
    НЕ УБИТОГО, ЖИВОГО…

    Так кого ждет хозяйка?…Недруга! /Заказное
    убийство — вот что это такое!/

    Последний штрих: зачем соколу /верному!/
    лететь домой, к такой хозяйке?

    Сокол в рощу улетел…

    Учитель обращает внимание детей на 3
    иллюстрации, знакомит с новым словом/

    ТРИПТИХ /cм. cловарь/. Три картины на одну тему —
    триптих. О чем это стихотворение?

    — Об убийстве! Учитель обращает внимание на то,
    как важно вдумчиво читать стихи, как важно
    поразмышлять над прочитанным…

    Работает 4 группа “Репортаж с места
    преступления”. Если ба сокол умел говорить…/
    ворон…кобылка…/

    Ребятам захочется прочитать стихотворение
    вслух. Учитель может спросить, почему в
    стихотворении нет заголовка. Дети правильно
    отмечают, что заголовок-прогноз отражает тему.
    Если бы поэт озаглавил, “загадки” бы не
    получилось. Когда тайна разгадана, можно
    придумать заглавие, что ребята с удовольствием и
    делают: “Злодейство”, “Тайна убийства”,
    “Хозяйка-злодейка”, “Тайна гибели богатыря…”

    С произведением не хочется расставаться, так
    как каждый ученик чувствует себя участником
    большого расследования — вот почему следующий
    этап работы можно назвать “Как это было..” и
    предложить написать сочинение-изложение “Что
    знал сокол?”

    Сказка-ложь или сказка-урок? Какой урок? /Итог
    урока/.

    ДЗ /на выбор/

    • Выучить стихотворение наизусть
    • Написать сочинение-миниатюру на одну из тем:
      “Признание богатыря”, “Признание хозяйки”,
      “Что видел второй ворон?”
    • * Подобрать стихотворение с “загадкой”.
      /Неудачи здесь не будет: сколько стихотворений
      /скольких авторов/ будет прочитано!/

    Послушать стихотворение Пушкина Ворон к ворону летит

    Темы соседних сочинений

    Картинка к сочинению анализ стихотворения Ворон к ворону летит

    Анализ стихотворения Пушкина Ворон к ворону летит

    Настроение произведения Ворон к ворону летит

    Ворон к ворону летит

    Pishi-stihi.ru »
    Александр Пушкин

    «Ворон к ворону летит…» А. Пушкин

    * * *

    Ворон к ворону летит,
    Ворон ворону кричит:
    Ворон! где б нам отобедать?
    Как бы нам о том проведать?

    Ворон ворону в ответ:
    Знаю, будет нам обед;
    В чистом поле под ракитой
    Богатырь лежит убитый.

    Кем убит и отчего,
    Знает сокол лишь его,
    Да кобылка вороная,
    Да хозяйка молодая.

    Сокол в рощу улетел,
    На кобылку недруг сел,
    А хозяйка ждет милого
    Не убитого, живого.

    1828 г.

    Анализ стихотворения Пушкина «Ворон к ворону летит…»

    Произведение «Ворон к ворону летит…» было написано А. С. Пушкиным в 1828 году. Впервые его опубликовал альманах «Северные цветы» в 1829 году. В том же году был издан сборник стихотворений, где оно содержалось под названием «Шотландская песня». Такое заглавие было дано неспроста. Дело в том, что это произведение является переложенным на стихи переводом одной из шотландских баллад Вальтера Скотта из сборника «Песни шотландской границы». Их поэт переводил ещё в 1826 году, а для этого стихотворения он взял только половину баллады.

    Сюжет произведения несложен. Он основан на диалоге двух вещих птиц, чёрных воронов. Один из них обращается к другому с вопросом, чем они могли бы насытиться. На что другой отвечает, что знает место. Там погиб некий воин, сражённый в битве. Его-то плоть и послужит пищей воронам. В конце стихотворения поэт рассказывает о судьбе спутников этого витязя. Все соратники покинули его: сокол улетел, лошадь забрал враг. Невеста же не ведает ещё, что её суженый погиб.

    Таким образом, смысл стихотворения сводится к одной неутешительной идее: жизнь переменчива, она может неожиданно оборваться. А те люди, кого человек считал близкими и верными, могут отвернуться от него, бросить в самый тёмный и страшный час.

    Что же касается художественных средств, использованных в произведении, то можно сказать следующее: одним из основных приёмов является анафора. Поэт часто прибегает к единоначалию в строфах:
    Ворон к ворону летит,
    Ворон ворону кричит:
    «Ворон, где б нам отобедать?
    Да кобылка вороная,
    Да хозяйка молодая».

    Такие рефрены придают повествованию сходство с былиной или народной сказкой.

    Интересна лексика, которую поэт применяет в тексте стихотворения. Несмотря на то, что сюжет основан на шотландской балладе, от европейских средневековых выражений нет и следа. Понятно, что если действие в оригинале (баллада Вальтера Скотта называется «Два ворона») произведения развивается на территории Шотландии, то и павший герой был бы рыцарем. Но Александр Сергеевич называет его «богатырём», перенося сюжет на русскую почву. О том же говорят выражения «кобылка» (а не боевой конь, традиционный для европейского рыцарства; кроме того в оригинале упоминались верные псы, но А. С. Пушкин опустил эту деталь) и «хозяйка молодая», которая ждёт «милого». Это устаревшее русское слово тоже придаёт народного колорита образам.

    Стихотворение «Ворон к ворону летит…» написано ритмичным четырёхстопным хореем. Несмотря на то, что оно является переложением иностранной баллады, это произведение напитано русским духом и имеет глубокий смысл.

    Читайте также перевод Д. Ознобишина, стихотворение «Вороны».

    Стихотворение «Ворон к ворону летит» Александра Пушкина

    Произведение «Ворон к ворону летит» Александра Сергеевича Пушкина – перевод стихотворения Вальтера Скотта.

    Стихотворение написано в 1828 году. Его автору в эту пору исполнилось 29 лет, он прошел через две ссылки, впрочем, не очень суровые, после издания «Полтавы» был подвергнут критике пишущей братией и читающей публикой. В этот же год он дважды давал объяснения по поводу своих стихов – одного революционного, другого кощунственного. После чего за ним был учрежден негласный надзор. Наконец, это время знакомства с Н. Гончаровой, ставшей позднее его женой. По жанру – баллада, по размеру – хорей со смежной рифмовкой, 4 строфы. Рифмы открытые и закрытые, много глагольных, придающих стихотворению одновременно и простоту, и зловещесть. Композиция сюжетная. Лирический герой – рассказчик. Произведение напоминает народную песню. Этому способствуют и рефрены (как правило, анафоры) в четверостишиях: ворон ворону, да, и обилие повторов вообще: сокол, кобылка, хозяйка. Поэт перенес действующих лиц шотландской старинной баллады на русскую почву. В ней появляется всем знакомая ракита, чистое поле (то самое, которым еще Иван-царевич езживал), рыцарь зовется богатырем, охота, на которой все и случилось, была соколиной, как в свое время и было принято на Руси, наконец, сама коварная хозяйка ждет «милого». Встретились два голодных ворона. Эти птицы – известные падальщики. Один сообщает другому, что в этот раз на обед будет «богатырь убитый». Сам диалог птиц – еще один типичный фольклорный элемент. Мудрый ворон не дает оценку произошедшим событиям, а призывает желающих узнать правду обратиться к свидетелям: соколу богатыря, которого, впрочем, еще придется поискать в роще, смирной кобылке, оставшейся рядом с хозяином. В этом ряду он также почему-то упоминает молодую хозяйку, жену убитого. «Кем убит и отчего» она знает. Так картина преступления становится совершенно ясна: хозяйка сговорилась с полюбовником убить мужа на охоте. Такого рода трагическая «случайность» не вызовет ни у кого подозрений, а значит, убийца сможет беспрепятственно встречаться с теперь уже молодой вдовой. Убийство отягощено еще и захватом любимой лошади покойного. Это явно символический жест, подчеркивающий превосходство недруга над богатырем. Вдова нетерпеливо поджидает хороших вестей от соучастника. Инверсия: знает сокол. Следует сказать, что свой перевод поэт делал с французского перевода, сама же баллада написана по-английски.

    Впервые стихотворение «Ворон к ворону летит» А. Пушкина было опубликовано в «Северных цветах». Поэт несколько раз менял его название, в частности, было оно и «Шотландской песней».

    Дата публикации: 21 сентября 2021 в 03:34

  • Ворованные вещи как пишется
  • Воробьишко горький это рассказ или сказка
  • Воробьиный как пишется и почему
  • Воробьиные перья как пишется
  • Воробьиное чириканье как пишется