ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СКАЗКАХ А.С. ПУШКИНА БОЛДИНСКОГО ПЕРИОДА
Аннотация. Данная статья посвящена исследованию
восклицательных предложений в сказках А.С. Пушкина Болдинского периода. Приводится
классификация извлечённых из текстов Пушкина восклицательных предложений по
нескольким основаниям: по цели высказывания, по средствам выражения
восклицательности, по функции в художественном тексте. Делается вывод о
значимости указанных синтаксических конструкций в языке и речи вообще и
художественном тексте А.С. Пушкина.
Ключевые слова: восклицательное предложение, А.С.
Пушкин, сказки А.С. Пушкина.
В синтаксической науке не снижается интерес к изучению
конструкций, которые обладают экспрессивной окрашенностью. К числу таких
конструкций относятся и те предложения, которые получили наименование
восклицательных. Эта разновидность предложений характеризуется, с одной
стороны, отчётливо выраженной эмоционально-экспрессивной спецификой, с другой
стороны – обладает своеобразием синтаксического построения и оформления.
В течение длительного периода восклицательное
предложение выделялось наряду с повествовательными и вопросительными при
классификации по цели высказывания. В современной науке статус восклицательных
предложений изменён, и он находится теперь между всеми группами предложений по
цели высказывания.
Однако изменение подхода к квалификации
восклицательных предложений не уменьшило интереса к изучению их функциональных
и структурных отличительных черт в синтаксической системе русского языка и
художественном тексте.
Интерес современной синтаксической теории является
подтверждением актуальности всестороннего исследования восклицательных
предложений в сказках А.С. Пушкина.
А.С. Пушкин – величайший русский поэт XIX века. В
филологии Пушкин является создателем современного литературного русского языка.
Сказки Пушкина изучены с различных научных позиций, и соответственно по-разному
могут быть освещены в исследованиях, посвященных синтаксису. В сказках он часто
употребляет восклицательные предложения, помощью которых А.С. Пушкин актуализирует
эмоциональную сторону речи, интонацию, которую правильно должен передать
читатель.
Материалом для нашего исследования послужили сказки
А.С. Пушкина Болдинского периода, в которых мы выявили все восклицательные
предложения и предприняли попытку классифицировать и описать их. Методом
сплошной выборки из сказок Пушкина было извлечено более 70 единиц
восклицательных предложений.
В зависимости от функции высказывания (цели
высказывания) простые и сложные предложения делятся на повествовательные, вопросительные
побудительные. Эти разновидности называются функциональными или
коммуникативными. Потребность в выражении сообщения, вопроса, побуждения
обусловила формирование специальных форм мысли: мысли-сообщения, мысли-вопроса,
мысли-побуждения. Значение сообщения, вопроса, побуждения является
логико-грамматическими значениями предложения [2; с. 353].
Каждый тип характеризуется соответствующей структурой
интонации и набором формальных показателей – глагольных форм, служебных слов и
пр. Предложения каждого из трех функциональных типов могут быть эмоционально
окрашенными – с использованием средств интонации, а возможно, и частиц, т.е. восклицательными
[3; с. 392].
Самая большая группа у Пушкина – повествовательные (40
единиц). Например, в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» (19 единиц)
мы встречаем такие предложения:
Не видать милого
друга!
Каблучком-то как
притопнет!
Большая часть повествовательных восклицательных
предложений (24 единицы) выражает описание событий. Другая группа – описание
предметов – чуть меньше по размеру.
Приведём примеры повествовательных восклицательных
предложений, которые выражают описание событий. Например, в «Сказке о
золотом петушке» встречаются такие предложения как Беда! единица
включает эмоциональную оценку события; Снова вести нет от них! –
содержит в своей семантике повествование о действиях; Что за страшная
картина! — включает эмоциональную оценку события. В сказке «О мертвой
царевне и о семи богатырях» такими примерами могут служить предложения: Каблучком-то
как притопнет! Вишь какая подросла! Мать брюхатая сидела Да на снег лишь и глядела!
И молва трезвонить стала: Дочка царская пропала!
Следующая по численности группа восклицательных
предложений у Пушкина – побудительные восклицательные предложения (30 единиц).
Данный тип предложений используется для выражения волеизъявлений, направленных на
осуществление побуждения к действию, запрета, мольбы. Побудительные предложения
имеют форму односоставных предложений. Для восклицательного побудительного
предложения характерна соответствующая восклицательная интонация, которая
помогает усилить побудительный смысл предложения.
Одним из значений восклицательного побудительного
предложения является побуждение к действию. В анализируемых нами сказках
выявлено 11 таких единиц, например: И кричит: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на
боку!, Проснись!, Медлить нечего: Скорее! Люди, на́ конь! Эй, живее!, Подь
поближе!, Оттащите старика! («Сказка о золотом петушке»).
Восклицательные побудительные предложения, содержащие
в своей семантике мольбу, встречаются реже: Смилуйся, государыня рыбка!
(«Сказка о рыбаке и рыбке»). Из этого предложения читатель понимает, что старик
искренне хочет, чтобы рыбка сжалилась над ним, так как он не по своей воле
приходит просить исполнения желаний, которые выдумывает его жена.
Побудительность в предложении выражена при помощи повелительного наклонения
глагола смилуйся. Это предложение повторяется в тексте сказки пять раз.
Из этого следует, что автор произведения использует повтор с целью усиления экспрессивности
речи говорящего, для подчёркивания значимой в смысловом отношении конструкцию.
В «Сказке о рыбаке и рыбке» есть восклицательное
побудительное предложение, имеющее значение совета. Например: Впредь тебе,
невежа, наука: Не садися не в свои сани!
В тексте «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»
встречаются два восклицательных побудительных предложения со значением приказа:
Что, Соколко, что с тобою? Ляг!, Словно хочет ей сказать: Брось! — Она его
ласкать, Треплет нежною рукою.
Следующий тип восклицательного предложения –
вопросительный. Такие предложения наполнены специфической эмоциональной
окраской: вопрос может сопровождаться различными чувствами – негодованием,
недоумением и т.д.
В тексте анализируемых сказок нами было найдено всего
лишь одна подобная единица: «Что и жизнь в такой тревоге?!» («Сказка о
золотом петушке»).
Восклицательные предложения, выбранные из сказок
Пушкина, делятся на группы в зависимости от средств выражения
«восклицательности: предложения с частицами, предложения с междометиями,
предложения с формами повелительного наклонения, с особой интонацией и с обращениями.
Самая большая группа в сказках у Пушкина –
предложения, где средством выразительности является только особая интонация.
Восклицательная интонация помогает говорящему выразить не только общую
эмоциональную окраску, но и все оттенки, детали личного отношения.
Общее число таких единиц в сказках – 23.
В «Сказке о золотом петушке» мы встретили
9 таких единиц. Например:
Дал
отпор со всех сторон!
Беда!
Скорее!
В данных предложениях восклицательность
передаётся только при помощи особой интонации.
В «Сказке о мертвой царевне и о семи
богатырях» насчитывается 7 единиц. Например:
Не
видать милого друга!
И
молва трезвонить стала: Дочка царская пропала!
Знать,
не будет ей обидно!
В «Сказке о рыбаке и рыбке» встречаем 3
единицы. Например:
1.
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
В «Сказке о попе и о работнике его Балде»
насчитывается 4 единицы. Например:
Этого
провести не штука!
Экого
послали супостата!
Для создания восклицательности могут использоваться
обращения, например в сказке «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»:
Свет мой,
зеркальце!
Жизнь моя!
Не губи меня,
девица!
Здравствуй,
зеркальце!
Свет наш солнышко!
Следующая группа – предложения с формами
повелительного наклонения. В них восклицательность выражается при помощи
глаголов, стоящих в повелительном наклонении. Например, в «Сказке о мертвой
царевне и о семи богатырях»:
Посмотри, как он хлопочет! (глагол в
повелительном наклонении: «посмотри»);
На ж, лови! (глагол в
повелительном наклонении: «лови»);
«Благодарствую, — сказала. — Бог тебя
благослови; Вот за то тебе, лови!» (глагол в повелительном
наклонении: «лови»).
Средством выражения восклицания в сказках являются и
частицы. Наибольшее число таких единиц мы наблюдаем в «Сказке о мертвой царевне
и о семи богатырях» Например:
Каблучком-то как притопнет! (средство
выражения восклицания постпозитивная частица «то»);
Вишь какая подросла! (средство
выражения восклицания частица «вишь»);
Старший молвил: «Что за диво!»
(средством выражения восклицания является восклицательная частица «что за»).
Встречаем у Пушкина предложения и с междометиями.
Восклицательные предложения, оформленные с помощью междометий, отличаются
высокой экспрессивностью, что определяет их активное функционирование в
разговорном стиле и в стиле художественной литературы. Например, в «Сказке о
золотом петушке»:
Эй, живее!
Ох дети, дети!
Хи-хи-хи! да
ха-ха-ха!
Главная коммуникативная функция восклицательного
предложения заключается в привлечении внимания слушающего и в усилении
прагматического воздействия на него со стороны говорящего.
Все анализируемые единицы по функции можно разделить
на три группы: 1) указывающие на эмоциональный характер сообщения, 2) выполняющие
функцию обращения, 3) оформляющие эмоционально окрашенные конструкции речевого
этикета.
Наибольшее количество единиц в сказках Пушкина
включает в себя первая группа. Такие предложения указывают на эмоцию, которую
несет в себе предложение: радость, разочарование, испуг, тревогу, страх.
Приведем примеры из «Сказки о золотом петушке»:
Что и жизнь в такой тревоге! –
выражение разочарования;
И кричит: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на
боку!»
— передаётся насмешка;
Снова вести нет от них! –
выражение переживания;
Что за страшная картина! –
выражение страха.
Таким образом, из текстов сказок А.С. Пушкина были
извлечены все восклицательные предложения, они были проанализированы и
разделены по группам. В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
1. В сказках использованы разные по цели высказывания
типы восклицательных предложений. Нами было выявлено в четырех сказках более 70
единиц, из них 40 восклицательных повествовательных, 30 восклицательных
побудительных и 1 восклицательное вопросительное предложение.
2. В сказках Пушкина функционируют разные по средствам
выражения восклицательные предложения: предложения с частицами (12 единиц),
предложения с междометиями (6 единиц), предложения с особой интонацией (23
единицы), предложения с обращениями (19 единиц) и предложения с формой
повелительного наклонения (12 единиц).
3. Составлена классификация восклицательных
предложений по функции. Деление происходило по таким группам, как: 1)
указывающие на эмоциональный характер сообщения – 58, 2) выполняющие функцию
обращения – 11, 3) оформляющие эмоционально окрашенные конструкций речевого
этикета – 3.
4. Наличие многих оснований, избранных для
классификации восклицательных предложений, еще раз подчеркивает сложность и
многоаспектность этой единицы синтаксиса.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Лекант
П.А. Категория рационального и эмоционального в русском языке и русской речи //
Вестник МГОУ Серия «Русская филология». – 2012. – № 5. – С. 44 – 48.
2. Лекант
П.А. Современный русский язык: учебник для вузов; под редакцией П. А. Леканта.
– 5-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 493 с.
3.
Пешковский
А.М. Русский синтаксис в научном освящении. – М., 2001. – 544 с.
7
1 ответ:
0
0
1) Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Чем ты тих, как день ненастный?
2) Лебедь князю: «Вот в чём горе! Ну послушай: Хочешь в море полететь за кораблём? «
3) Город у моря стоит!
4) Слуги, сватья и сестра с криком ловят комара. «Распроклятая ты мошка! Мы тебя!» А он в окошко….
5) ….да спокойно в свой удел через море пролетел!
Читайте также
Сушествительное — день,ночь,солнце
Глагол — попадают, светит,сменяет
Прилагательное- новая,целый, земного
Союз- и, а
Предлог- за,на
Одни — числительное ( в данном тексте)
Ответ на заглавие-
солнце поднимаясь с востока проходит по небосклону и заходит на западе, затем, когда на нашей половине земли наступает ночь, солнце проходит оборот с другой части планеты и вновь восходит со стороны востока .
1.Однокоренные слова: вода, водный, водяной.
2.Грамматические формы слов:
вода (И.п.), воды (Р.п.), воду (В.п.), водой (Т.п.) — единственное число
3.
Грамматические формы слов: воды (И.п.), водами (Т.п.)
4.Воды (с ударение на 1 слоге) в значении «целебные минеральные источники» — воды (с ударением на 2 слоге) в значении «жидкость без запаха и цвета» — омофоны
5.Водяной в значении «сказочный персонаж, житель водоёма», существительное, образованное путем перехода из прилагательного — водяной в значении «состоящий из воды», прилагательное — омоформы
Опорная помощь я думаю поняла
А) Соль, рысь, семь, кость, дождь;
<span>б) Солью, рысью, сколько, колья, семья, льет, ладья. </span>
<span>Люди, в погоне за модой, за ускользающими новинками, за так называемыми трендами совсем перестали понимать, что на самом деле модно.</span>
<span>По-моему, быть модным — значит быть умным. И в этом вся проблема гламурной жизни…</span>
<span>В наш век иновационных (современных) технологий редко кто все еще читает книги. Не учебники, не тексты, не глянцевые журнальчики, а именно книги. </span>
<span>То, что, например, в университет можно поступить на платное обучение, как-то даже… расслабляет людей? Заставляет их поверить в то, что за них уже все сделают, и прилагать усилия совершенно не обязательно.</span>
<span>Но… для меня быть модным — обозначает не только носить великолепные вещи, в карманах которых пачками лежат доллары, а быть интересным собеседником. Быть умным. Ведь я не стану жениться на той, с которой и поговорить не о чем. Угасающее сознание людей вводит меня в заблуждение: а что на самом деле правильно и единственно верно? Смотреть сериалы? Мой ответ: читать книги. Во все времена люди обращались за знаниями к учителям, собеседникам, книгам, родителям. Но не журналам. </span>
<span>Быть умным — модно, даже если остальные в корне не согласны с твоим мнением. </span>
<span>Пс. Писал сочинение я сам, но оно, в измененном виде, использовалось на этом же сайте. Удачи в написании.</span>
junawaldesip
Вопрос по русскому языку:
Выпишите 5 восклицательных предложений из сказки А.С Пушкина, какие эмоции они выражают? Вообще легко но мне лень
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!
Ответы и объяснения 1
mokeinrero58
1) Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Чем ты тих, как день ненастный?
2) Лебедь князю: «Вот в чём горе! Ну послушай: Хочешь в море полететь за кораблём? «
3) Город у моря стоит!
4) Слуги, сватья и сестра с криком ловят комара. «Распроклятая ты мошка! Мы тебя!» А он в окошко….
5) ….да спокойно в свой удел через море пролетел!
Знаете ответ? Поделитесь им!
Гость ?
Как написать хороший ответ?
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
правильный ответ; - Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
побуждал на дополнительные вопросы к нему; - Писать без грамматических, орфографических и
пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
уникальные и личные объяснения; - Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
знаю» и так далее; - Использовать мат — это неуважительно по отношению к
пользователям; - Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.