Вослед радищеву восславил я свободу сочинение

«Восславил я свободу». Тема свободы в лирике Пушкина

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал.

А. Пушкин

Пушкин вместил в себя целый мир, и нет такого явления в жизни, которое не нашло бы себе отклика в пушкинском творческом наследии. И когда Белинский утверждал, что, читая творения Пушкина, можно превосходно воспитать в себе человека, то, наверное, не в последнюю очередь он имел в виду широту пушкинского взгляда на мир. Ведь поэт слышал и гул громадных исторических событий, и тихий шепот влюбленного сердца. Пленительные картины природы России, Молдавии, Крыма, Кавказа соседствуют с описаниями архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. Описание светского бала и картины рождественских святок. Нам дороги его исторические произведения не меньше, чем изящество сказок. Рядом с русскими мотивами услышим мы мотивы персидские, арабские, югославские и французские, а английский Байрон был его героем в жизни и в поэзии. Но главной темой его поэзии была, как известно, тема свободы. Сам Пушкин указывает на это в программном стихотворении «Памятник»:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

Причем в черновике сказано откровеннее: «Вослед Радищеву восславил я свободу».

И в самом деле, в 1817 году Пушкин пишет оду «Вольность», повторяющую главную мысль стихотворной вставки в знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву».

Увы! куда ни брошу взор — Везде бичи, везде железы, Законов гибельный позор, Неволи немощные слезы…

Автору в то время было всего восемнадцать лет.

В 1819 году рождается одно из самых известных произведений поэта «Деревня». Оно начинается пленительными строками объяснения в любви родному «пустынному уголку», вдобавок изображенному точно, но высоким слогом. Но сама мысль о том, что на этом просторе барство дикое соседствуете тощим рабством, присваивая «себе насиль­ственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца» и распоряжаясь телом и душой крещеной собственности, для Пушкина ужасна. Мечтая о рабстве, падшем «по манию царя», поэт думает и об иных подходах к борьбе за освобождение:

Свободы тайный страж, карающий кинжал, Последний судия позора и обиды.

Впрочем, боюсь, что это стихотворение в свете борьбы с терроризмом покажется кому-то неактуальным.

Свобода для Пушкина не всегда связана с насилием и кровью: есть у него одно из самых прозрачных и одновременно «густых» по мысли стихотворений.

В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны. Я стал доступен утешенью; За что на Бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я смог свободу даровать!

И только одна страшная мысль омрачает торжество свободной и освобождающей души поэта:

К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич.

Пушкин видит, что путь свободы усеян костями бежавших рабов и полит кровью мучеников, он не можетзабытьни смерть Риего, ни кончину Байрона, ни пятерыхудав- ленны^на верке Петропавловской крепости… И естьещете, кто «в мрачных пропастях земли». К ним обращается он со словами надежды и веры:

Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут.

Верил ли он сам, что это произойдет еще при их и его жизни и молодости?..

Во всяком случае, тема «вольности святой» становится ведущей в его лирике, при­чем речь идет не столько о политических правах и свободах, сколько о праве личности самой решать свою судьбу, самой строить свою жизнь по призыву души. Но даже это воспринималось власть предержащими как революционный призыв, поскольку все определялось волей царя. А если добавить к этому желание поэта’освободить крестьян от позорной личной зависимости от помещика, то понятно, почему утверждали, что Пушкин наводнил Россию возмутительными, то есть побуждающими к возмущению, стихами.

Похожие сочинения

Сочинение ««Вослед Радищеву восславил я свободу

Народная медицина

Поколение, которое мы называем декабристами, дало миру немалоизвестных имен, таких как Рылеев, Кюхельбекер, Грибоедов. Принадлежал к этому поколению и Александр Сергеевич Пушкин. Лучших представителей этого поколения объединяло родство убеждений, устремлений и надежд. В их идейном развитии и становлении огромную роль сыграли просветительские и революционные идеи, зародившиеся в самом начале XIX века и усиленные Отечественной войной 1812 года. Разумеется, далеко не все принимали личное участие в кампании против наполеоновской армии, но общественный подъем, вызванный этой войной, затронул каждого. Мысль об утверждении высоких идеалов свободы, об освобождении России от гнета тирании была одинаково близка всем этим людям. Тема свободы, «вольности святой» прослеживается и в творчестве Пушкина, занимая в нем важное место.

Известно, что Пушкин сам не был декабристом и не входил ни в какие тайные общества. Однако в близком ему кругу было немало радикально настроенных людей. Так, к примеру, И. Пущин и В. Кюхельбекер, с которыми поэт был дружен еще с лицейских времен, впоследствии стали декабристами. Отличался независимостью взглядов и свободомыслием П. Я. Чаадаев, которому Пушкин посвятил одно из самых знаменитых своих вольнолюбивых стихотворений. Его послание «К Чаадаеву» — это обращение не просто к другу, но к единомышленнику и соратнику. От того, что высокие гражданские идеи выражены здесь в форме личного признания, в стихотворении отсутствует ложная патетика, оно звучит очень доверительно и искренне. Однако, обращаясь к другу, Пушкин утверждает идеал высокого и беззаветного служения Отчизне и свободе, и потому сама тема дружбы приобретает некоторый героический ореол. Патриотические чувства у Пушкина неразрывно связаны со свободолюбием:

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

Не удивительно, что это стихотворение Пушкина воспламеняло передовую молодежь, приводило ее в тайные общества, — такой призыв к самопожертвованию, к решительному действию, к подвигу заключался в нем, особенно в его последних строчках!

В петербургский период творчества Пушкина создано и другое его известное стихотворение — ода «Вольность». Ода написана в традициях высокой гражданской поэзии, в которой молодой поэт исповедует свои политические убеждения. К тому моменту, несмотря на молодость, его взгляды уже полностью сформировались. С его точки зрения, залогом процветания общества должна быть узаконенная свобода:

Лишь там над царскою главой Народов не легло страданье, Где крепко с вольностью святой Законов мощных сочетанье…

В обществе, где свобода не подкреплена законом, властвует тирания и правит рабство. Это убедительнее всего показывает Пушкин в другом своем стихотворении — » Деревня «. Оно построено на контрасте двух частей. В первой нарисована идиллическая картина сельского уединения, полная гармонии и спокойствия, так благотворно влияющая на человека. Однако вторая часть неожиданно показывает нам, что скрывается за внешним пасторальным обликом деревни:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца…

И вновь поднимается вопрос о тирании и рабстве, об отсутствии закона, охраняющего свободу. Разделение людей на господ и рабов противоречит убеждениям Пушкина, он решительно выступает за признание равенства людей перед законом. Понятно, что такое стихотворение просто не могло быть не замечено прогрессивными людьми того времени. Как и послание «К Чаадаеву», как и написанный несколько позже «Кинжал», в котором поэт прославляет героя, казнящего тирана, стихотворение «Деревня».

было хорошо известно декабристам. Эти стихи переписывались, расходились в списках, читались и заучивались наизусть в тайных обществах.

Вскоре после подавления восстания на Сенатской площади Пушкин пишет стихотворение «Арион», в котором, с помощью метафор рассказывает о происшедших политических волнениях. Однако свое сочувствие декабристам, свою верность прежним идеалам свободы поэт не пытается закамуфлировать никакими метафорами:

Я гимны прежние пою…

Актом высокого гражданского мужества поэта можно назвать и знаменитое послание Пушкина «Во глубине сибирских руд…». Оно исполнено глубочайшего сочувствия к сосланным в Сибирь декабристам. Поэт стремится не только поддержать своих друзей, не только призывает их к мужеству и стойкости, но и открытым текстом дает понять, что их благородный порыв, их начинание не были напрасными:

Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье…

Не сбылись оптимистические ожидания Пушкина и многих других прогрессивных людей — Николай не проявил милости и не освободил декабристов, однако пушкинское послание сыграло важную роль в развитии революционного сознания и весьма способствовало развитию преемственной связи между разными поколениями участников русского освободительного движения.

Мысль о недопустимости права одного человека распоряжаться жизнью и смертью других людей получает широкое философское осмысление в стихотворении «Анчар». Здесь нет никаких призывов к свободе и вольности, здесь скупыми, но точными мазками Пушкин рисует картину полной покорности раба своему владыке, покорности, несовместимой с самим понятием «человек». Однако поэт употребляет это слово не случайно:

Но человека человекПослал к анчару властным взглядом…

Это выражение «человека человек» используется Пушкиным вполне сознательно, для того, чтобы еще ужасней после такого начала выглядели дальнейшие события стихотворения. Не должен иметь права человек посылать другого из-за своей прихоти на верную смерть, не дол-жен тот, второй, на эту смерть идти, выполняя чью-то волю. Однако отношения господства и рабства, делающие эту ситуацию возможной, стирают, вытравливают в каждом из них все подлинно человеческое; и один человек отправляет другого на верную и мучительную гибель, а тот, другой, подчиняется, ибо страшная привычка к беспрекословному повиновению оказывается в нем сильнее даже свойственного всякому живому существу инстинкта самосохранения.

Казалось бы, никаким намеком не высказал автор своего отношения к происходящему, не высказал никакого протеста, но с такой жестокой беспристрастностью описана поистине нечеловеческая ситуация, что протест возникает у любого человека, прочитавшего это стихотворение.

Со временем политические пристрастия Пушкина менялись, и в зрелые годы поэт видел пути к прогрессу общества не в заговоре «лучших людей» и не в «бессмысленном и беспощадном» народном бунте, а скорее в распространении просвещения, в нравственном совершенствовании человека, в постепенной и планомерной гуманизации общественной жизни. Однако верность своим идеалам свободы поэт сохранил до конца жизни. С годами в его творчестве лишь спал некоторый пафос, Пушкин обратился к философскому осмыслению проблемы «вольности святой». Считая свободу, без которой невозможно даже элементарное чувство собственного достоинства, неотъемлемым правом любого человека и любого общества, поэт видел свой долг в том, чтобы помочь людям достичь высоты подлинного духовного освобождения. И он преуспел в этом. Недаром, подводя итоги своей жизни и своего творчества в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», Пушкин утверждает:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал…

Другие работы по этой теме:

  • Лирика Пушкина Александр Сергеевич Пушкин по праву считается од­ним из самых выдающихся писателей и поэтов России. За­слуги Пушкина-прозаика велики, ведь именно он положил начало реалистичным, жизненным повестям.
  • Политическая лирика Пушкина (Пушкин А. С.) Еще в лицейские годы сложились у Пушкина свободолюбивые взгляды и настроения, близкие по своему содержанию идеям будущих декабристов. В стихотворении 1815 года «Лицинию» поэт-лицеист восклицал.
  • План сочинения: Свободолюбивая лирика Пушкина Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина I. Встутение Творчество Пушкина приходится на 20-е — 30-е годы XIX века, когда проблема свободы была чрезвычайно актуальной в русском обществе.
  • Свободолюбивая лирика Пушкина (Пушкин А. С.) Еще в лицейские годы молодой пушкин начал писать свои великолепные стихи в которых звучал голос крылатой юности атмосфера жизнеражостности. Часто его стихотворения выражались в жанре.
  • Сочинение на тему «Лирика Пушкина» Александр Сергеевич Пушкин был разносторонне талантливым человеком. И он полностью проявил это в своём творчестве, которое отличается своей уникальностью и многогранностью. Моё любимое в его.
  • Философская лирика Пушкина Философская лирика. Хотя собственно философских стихов у Пушкина почти нет, развитие его художественной мысли всегда движется к философскому обобщению. Он вспоминает своих дру­зей — и.
  • Лирика Пушкина (Пушкин А. С.) Одной из отличительных особенностей Пушкина как писателя была необыкновенная разносторонность его творческого дарования. В своем художественном творчестве Пушкин выступает и как лирик, и как драматург.
  • Пушкин, Послание к Юдину. Какой вы представили себе мечту юного Пушкина о будущем? Какой вы представили себе мечту юного Пуш­кина о будущем? Верит ли поэт в возможность осу­ществления своей мечты? Мечта поэта обращена к его детским воспоминаниям. Это.
  • Пейзажная лирика А. С. Пушкина Достоевский сказал: «Красота спасет мир». Наша современная действительность нуждается в спасении: в трудных материальных условиях жизни человек должен найти точку опоры, чтобы не упасть духом.
  • Свободолюбивая лирика (Пушкин А. С.) А. С. Пушкин всегда отличался особым высказыванием чувств и эмоций. Он никогда не стеснялся их выражать, и не мог скрывать. В своих произведениях он часто.

    Свежие записи

    Копирование материалов сайта на сторонние ресурсы без указания активной ссылки запрещено!

  • Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «Памятник», где он рассуждает о предназначении своего творчества и о своих заслугах перед Родиной, одну из заслуг видит в том, что он восславил свободу в свой «жестокий век».

    Действительно, Пушкин создал целый цикл стихотворений, посвященных теме свободы. Одним из первых является знаменитое стихотворение «К Чаадаеву». В нем поэт поднимает проблемы гражданского долга и политической свободы. Обращение к другу перерастает в призыв к вере в идеалы свободы и возможность их достижения.

    Поэтический образ «звезды пленительного счастья», завершающий стихотворение, становится символом надежд на торжество идеалов гражданской свободы.

    Торжество же нравственной свободы над всеми физическими ограничениями А.С. Пушкин воплотил в стихотворении «Узник». Лирический герой – свободолюбивая личность, он — «вскормленный в неволе орел молодой», вынужден сидеть за решеткой, но мысли о свободе не покидают его ни на минуту. Призыв товарища пробуждает в нем новые силы, благодаря которым он освобождается от внешних оков.

    Тема освобождения от «мрака заточенья» также звучит и в стихотворении «Во глубине сибирских руд». Здесь Пушкин обращается к участникам декабрьского восстания. Он говорит о том, что их труд был не напрасен, что в итоге справедливость должна восторжествовать: «Оковы тяжкие падут, / Темницы рухнут — и свобода/ Вас примет радостно у входа, / И братья меч вам отдадут».

    Однако совершенно другим настроением проникнуто стихотворение «Свободы сеятель пустынный». В нем Пушкин говорит о том, что все его попытки прославить свободу оказались бессмысленными, потому что народ сам не желает освободиться от влачения рабского ярма. Народ Пушкин сравнивает со стадом, которое не может иметь своего мнения и бороться с рабством, оно способно только послушно выполнять волю руководителя, так к чему тогда «стадам дары свободы»? Но, несмотря на то что Пушкин разочаровывается в народе, он все равно продолжает создавать стихотворения, посвященные теме свободы, потому что он верен своим идеалам, как говорит в стихотворении «Арион»: «Я гимны прежние пою».

    Таким образом, Пушкин в стихотворениях свободолюбивой лирики постоянно призывает к независимости, свободе, как нравственной, так и социальной. Свобода для него – высшая ценность в жизни, к которой, по его мнению, должен стремиться каждый человек. Это и дает ему полное основание утверждать, что в свой «жестокий век» восславил он свободу.

    Обновлено: 2017-06-24

    Внимание!

    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите
    Ctrl+Enter
    . Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    Оковы тяжкие падут,

    Темницы рухнут — и свобода

    Вас примет радостно у входа,

    И братья меч вам отдадут.

    А. С. Пушкин

    Наиболее яркие стихи Пушкина, зажигающие энтузиазм поколения, на мой взгляд, — это ода «Вольности», «К Чаадаеву», «Арион». Позднее Пушкин ставил себе в особую заслугу, что он «восславил свободу» вслед за Радищевым. И действи­тельно, в первых послелицейских стихотворениях великий поэт поднимает главные радищевские темы — темы борьбы против самодержавия и крепостничества. В поли­тическом отношении пафос стихотворения Пушкина умереннее обличительной силы радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву» и его революционной оды «Воль­ность», но в художественном смысле они стоят неизмеримо выше.

    У Пушкина «Вольность» — это программное произведение. Если в лицейских сти­хах излюбленный мотив — бегство от городского шума на лоно природы, от светской суеты — «в край мысли и вдохновенья», то теперь он хочет разбить «изнеженную лиру», бежать от уединения. Теперь он хочет «воспеть свободу миру, на тронах пора­зить порок». В оде нашли отражение ранние взгляды дворянских революционеров на власть, народ и закон. Главная мысль оды в том, что свобода возможна и в условиях монархического государства, если царь и народ строго выполняют законы: Владыки! Вам венец и трон Дает закон — а не природа; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас закон.

    Поэт считает, что если законы нарушаются царями-тиранами, то такие монархи гибнут; если законы нарушает народ, он становится рабом. Наиболее сильное впечатле­ние производят строки, где Пушкин призывает рабов пробудиться, воспрянуть, осоз­нать свои права и отомстить тиранам. На мой взгляд, ода «Вольность» — блестяще написанное свободолюбивое произведение, пролагавшее путь декабристским идеям.

    Летом 1818 года Пушкин побывал в Михайловском. И сам смог увидеть, что со­бой представляет крепостническая деревня. Стихотворение «Деревня» строится на про­тивопоставлении идиллической картины «пустынного уголка» для немногих избран­ных нищете и уродству жизни обездоленного народа: Здесь тягостный ярем до гроба все влекут, ……………………………………

    Здесь девы юные цветут Для прихоти бесчувственной злодея.

    То, что поэт видит в этом райском уголке, не позволяет ему безраздельно отдать­ся творчеству, а вызывает мучительный вопрос, на который нет ответа.

    Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?

    «К Чаадаеву» — одно из наиболее популярных произведений Пушкина периода 1817-1820 годов. Оно обращено к одному из самых близких друзей Пушкина. Сти­хотворение впечатляет своей страстностью, восторженностью, политическим темпе­раментом, юношеским воодушевлением.

    Первые четыре строки — прощание с либеральными юношескими иллюзиями и надеждами на обновление общества: исчезли «юные забавы, как сон, как утрений туман». Что же осталось от тех дней? Ничего. Ни «любви», ни «надежды», ни «тихой славы».

    Заключительные строки стихотворения призывают к действию — освобождению от самовластья. И этот подвиг, по мнению Пушкина, обеспечит более прочную славу, чем «тихая слава» поэта, воспевающего любовь.

    Трагедия 14 декабря 1825 года потрясла поэта. Долгое время он вообще не мог сочинять лирических стихов. Первое стихотворение «Под небом голубым страны своей родной» было написано только через семь месяцев после восстания.

    В творчестве Пушкина, конечно, не могли не отразиться перемены, которые про­изошли в настроении общества после разгрома восстания декабристов. Но его лирика не утратила своего вольнолюбия. В 1827 году Пушкин создает горячее, исполненное глубокого сочувствия послание к томящимся «во глубине сибирских руд» декабрис­там. Вдохновленный подвигом жен декабристов, многие из которых добились разре­шения поехать вслед за своими мужьями, поэт стремится вдохнуть «бодрость и весе­лье» в сердца своих друзей, вселить в них надежду на то, что «темницы рухнут», убедить их в великом историческом значении их дела: «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье».

    В стихотворении «Арион» Пушкин в форме прозрачной аллегории не только объяв­ляет себя литературным соучастником декабристов («Пловцам я пел…»), но и подчер­кивает свою верность идеалам свободы: «Я гимны прежние пою…» И это не было дек­ларацией. Примерно через полтора года после «Ариона» он создает одно из самых значительных и глубоко гражданских стихотворений «Анчар», в котором как бы раз­вивает слова Радищева «о зверообразном самовластии», «когда человек повелевает че­ловеком».

    Пушкин органично сочетал в своей поэзии правду с красотой. Но красота не яв­лялась в его творчестве эстетическим украшением жизни, не привносилась в нее из­вне, а рождалась в ней самой. Пушкин создал величайшие образцы художественно­сти, красоты, но основным принципом его эстетики была правда.

    Александр Сергеевич Пушкин создал много стихотворений, которые льются, как музыка, благоухают, как цветы, завораживают нас в течение жизни. И все же, подводя итог своему творчеству, не красоту стиха поставил он себе в заслугу, а то, что “чувства добрые” “лирой пробуждал”, что в “жестокий век” “восславил… свободу и милость к падшим призывал”. Уже в оде “Вольность” девятнадцатилетний поэт четко определил ее цель: Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок Выступая против деспотизма, “тиранов мира”, он призывает их свято соблюдать законы, которые писаны как для народа, так и для них: Владыки! вам венец и трон Дает Закон – а не природа; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас Закон. Поэт выступает защитником конституционной, то есть ограниченной, власти. Нарушение закона гибельнодля государства, поэтому автор в конце оды призывает “владык” склониться “под сень надежную Закона”, и тогда “станут вечной стражей трона народов вольность и покой”. В стихотворении “Сказки” Пушкин разоблачает лживость царя, который говорит: И людям я права людей, По царской милости моей, Отдам из доброй воли. Народ называет сказками его обещания. Поэт высмеял царя-деспота, рассказывающего людям сказки о конституции. Патриотические и освободительные идеи звучат в послании “К Чаадаеву”. Только в свободном обществе, человек может быть счастливым, но свобода и вольность не приходят сами собой. Поэт, обращаясь к молодому поколению, восклицает: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Пушкин твердо верит в победу, “в звезду пленительного счастья”, в торжество дела, которому посвятили свои жизни лучшие люди России. По утверждению поэта, “на обломках самовластья” напишут имена тех, кто боролся за свободу народа. Мы знаем, что стремлению к свободе, освобождению народа от крепостного гнета, борьбе за революционное преобразование общества посвятили свои жизни декабристы. Царь, напуганный восстанием на Сенатской площади, повсюду ввел террор. Душилось все прогрессивное, а имена декабристов запрещалось даже произносить. И вот в такое мрачное время у Пушкина хватило мужества послать своим опальным друзьям стихотворение “В Сибирь”. Поэт утверждает величие их дела: Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. Он не только утешает декабристов, но и подчеркивает свою несокрушимую веру в грядущее освобождение друзей, в историческое значение их подвига для родины, в победу над самодержавием: Темницы рухнут – и свобода Вас примет радостно у входа… Во всеуслышание Пушкин заявил о своей верности декабристам в стихотворении “Арион”: “Я гимны прежние пою… “. Он не предал ни друзей, ни идеалов своей молодости. Протест против крепостничества, против “барства дикого”, присвоившего себе “без чувства, без закона” “и труд, и собственность, и время земледельца” с особой силой звучит в стихотворении “Деревня”. В последних строках его слышится страстное ожидание свободы, призыв к ней: Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И Рабство, падшее по манию царя, И над Отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря? Осуждение бесчеловечной жестокости властителей, гнев и ненависть вызывает стихотворение “Анчар”. В нем очевиден резкий деспотизм, протест против самодержавия, против системы угнетения и рабства. Итак, мы убедились, что свободолюбивая лирика Пушкина охватывает весь его творческий путь, начиная с оды “Вольность”, написанной в годы юности, и кончая”Памятником”, созданным за год до смерти. Поэт гордится тем, что в тот “жестокий век” “восславил” он свободу.

    Сочинение

    Александр Сергеевич Пушкин создал много стихотворений, которые льются, как музыка, благоухают, как цветы, завораживают нас в течение жизни. И все же, подводя итог своему творчеству, не красоту стиха поставил он себе в заслугу, а то, что “чувства добрые” “лирой пробуждал”, что в “жестокий век” “восславил… свободу и милость к падшим призывал”.

    Уже в оде “Вольность” девятнадцатилетний поэт четко определил ее цель:

    Хочу воспеть Свободу миру,

    На тронах поразить порок

    Выступая против деспотизма, “тиранов мира”, он призывает их свято соблюдать законы, которые писаны как для народа, так и для них:

    Владыки! вам венец и трон

    Дает Закон — а не природа;

    Стоите выше вы народа,

    Но вечный выше вас Закон.

    Поэт выступает защитником конституционной, то есть ограниченной, власти. Нарушение закона гибельно для государства, поэтому автор в конце оды призывает “владык” склониться “под сень надежную Закона”, и тогда “станут вечной стражей трона народов вольность и покой”.

    В стихотворении “Сказки” Пушкин разоблачает лживость царя, который говорит:

    И людям я права людей,

    По царской милости моей,

    Отдам из доброй воли.

    Народ называет сказками его обещания. Поэт высмеял царя-деспота, рассказывающего людям сказки о конституции.

    Патриотические и освободительные идеи звучат в послании “К Чаадаеву”. Только в свободном обществе, человек может быть счастливым, но свобода и вольность не приходят сами собой. Поэт, обращаясь к молодому поколению, восклицает:

    Пока свободою горим,

    Пока сердца для чести живы,

    Мой друг, отчизне посвятим

    Души прекрасные порывы!

    Пушкин твердо верит в победу, “в звезду пленительного счастья”, в торжество дела, которому посвятили свои жизни лучшие люди России.

    По утверждению поэта, “на обломках самовластья” напишут имена тех, кто боролся за свободу народа. Мы знаем, что стремлению к свободе, освобождению народа от крепостного гнета, борьбе за революционное преобразование общества посвятили свои жизни декабристы. Царь, напуганный восстанием на Сенатской площади, повсюду ввел террор. Душилось все прогрессивное, а имена декабристов запрещалось даже произносить. И вот в такое мрачное время у Пушкина хватило мужества послать своим опальным друзьям стихотворение “В Сибирь”. Поэт утверждает величие их дела:

    Не пропадет ваш скорбный труд

    И дум высокое стремленье.

    Он не только утешает декабристов, но и подчеркивает свою несокрушимую веру в грядущее освобождение друзей, в историческое значение их подвига для родины, в победу над самодержавием:

    Темницы рухнут — и свобода

    Вас примет радостно у входа…

    Во всеуслышание Пушкин заявил о своей верности декабристам в стихотворении “Арион”: “Я гимны прежние пою…”. Он не предал ни друзей, ни идеалов своей молодости.

    Протест против крепостничества, против “барства дикого”, присвоившего себе “без чувства, без закона” “и труд, и собственность, и время земледельца” с особой силой звучит в стихотворении “Деревня”. В последних строках его слышится страстное ожидание свободы, призыв к ней:

    Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

    И Рабство, падшее по манию царя,

    И над Отечеством Свободы просвещенной

    Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

    Осуждение бесчеловечной жестокости властителей, гнев и ненависть вызывает стихотворение “Анчар”. В нем очевиден резкий деспотизм, протест против самодержавия, против системы угнетения и рабства.

    Итак, мы убедились, что свободолюбивая лирика Пушкина охватывает весь его творческий путь, начиная с оды “Вольность”, написанной в годы юности, и кончая“Памятником”, созданным за год до смерти. Поэт гордится тем, что в тот “жестокий век” “восславил” он свободу.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

А. С. Пушкин

Наиболее яркие стихи Пушкина, зажигающие энтузиазм поколения, на мой взгляд, — это ода «Вольности», «К Чаадаеву», «Арион». Позднее Пушкин ставил себе в особую заслугу, что он «восславил свободу» вслед за Радищевым. И действи­тельно, в первых послелицейских стихотворениях великий поэт поднимает главные радищевские темы — темы борьбы против самодержавия и крепостничества. В поли­тическом отношении пафос стихотворения Пушкина умереннее обличительной силы радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву» и его революционной оды «Воль­ность», но в художественном смысле они стоят неизмеримо выше.

У Пушкина «Вольность» — это программное произведение. Если в лицейских сти­хах излюбленный мотив — бегство от городского шума на лоно природы, от светской суеты — «в край мысли и вдохновенья», то теперь он хочет разбить «изнеженную лиру», бежать от уединения. Теперь он хочет «воспеть свободу миру, на тронах пора­зить порок». В оде нашли отражение ранние взгляды дворянских революционеров на власть, народ и закон. Главная мысль оды в том, что свобода возможна и в условиях монархического государства, если царь и народ строго выполняют законы:

Владыки! Вам венец и трон
Дает закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас закон.

Поэт считает, что если законы нарушаются царями-тиранами, то такие монархи гибнут; если законы нарушает народ, он становится рабом. Наиболее сильное впечатле­ние производят строки, где Пушкин призывает рабов пробудиться, воспрянуть, осоз­нать свои права и отомстить тиранам. На мой взгляд, ода «Вольность» — блестяще написанное свободолюбивое произведение, пролагавшее путь декабристским идеям.

Летом 1818 года Пушкин побывал в Михайловском. И сам смог увидеть, что со­бой представляет крепостническая деревня. Стихотворение «Деревня» строится на про­тивопоставлении идиллической картины «пустынного уголка» для немногих избран­ных нищете и уродству жизни обездоленного народа:

Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
……………………………………
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.

То, что поэт видит в этом райском уголке, не позволяет ему безраздельно отдать­ся творчеству, а вызывает мучительный вопрос, на который нет ответа.

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

«К Чаадаеву» — одно из наиболее популярных произведений Пушкина периода 1817—1820 годов. Оно обращено к одному из самых близких друзей Пушкина. Сти­хотворение впечатляет своей страстностью, восторженностью, политическим темпе­раментом, юношеским воодушевлением.

Первые четыре строки — прощание с либеральными юношескими иллюзиями и надеждами на обновление общества: исчезли «юные забавы, как сон, как утрений туман». Что же осталось от тех дней? Ничего. Ни «любви», ни «надежды», ни «тихой славы».

Заключительные строки стихотворения призывают к действию — освобождению от самовластья. И этот подвиг, по мнению Пушкина, обеспечит более прочную славу, чем «тихая слава» поэта, воспевающего любовь.

Трагедия 14 декабря 1825 года потрясла поэта. Долгое время он вообще не мог сочинять лирических стихов. Первое стихотворение «Под небом голубым страны своей родной» было написано только через семь месяцев после восстания. Материал с сайта //iEssay.ru

В творчестве Пушкина, конечно, не могли не отразиться перемены, которые про­изошли в настроении общества после разгрома восстания декабристов. Но его лирика не утратила своего вольнолюбия. В 1827 году Пушкин создает горячее, исполненное глубокого сочувствия послание к томящимся «во глубине сибирских руд» декабрис­там. Вдохновленный подвигом жен декабристов, многие из которых добились разре­шения поехать вслед за своими мужьями, поэт стремится вдохнуть «бодрость и весе­лье» в сердца своих друзей, вселить в них надежду на то, что «темницы рухнут», убедить их в великом историческом значении их дела: «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье».

В стихотворении «Арион» Пушкин в форме прозрачной аллегории не только объяв­ляет себя литературным соучастником декабристов («Пловцам я пел…»), но и подчер­кивает свою верность идеалам свободы: «Я гимны прежние пою…» И это не было дек­ларацией. Примерно через полтора года после «Ариона» он создает одно из самых значительных и глубоко гражданских стихотворений «Анчар», в котором как бы раз­вивает слова Радищева «о зверообразном самовластии», «когда человек повелевает че­ловеком».

Пушкин органично сочетал в своей поэзии правду с красотой. Но красота не яв­лялась в его творчестве эстетическим украшением жизни, не привносилась в нее из­вне, а рождалась в ней самой. Пушкин создал величайшие образцы художественно­сти, красоты, но основным принципом его эстетики была правда.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

А. С. Пушкин

Наиболее яркие стихи Пушкина, зажигающие энтузиазм поколения, на мой взгляд, – это ода “Вольности”, “К Чаадаеву”, “Арион”. Позднее Пушкин ставил себе в особую заслугу, что он “восславил свободу” вслед за Радищевым. И действительно, в первых послелицейских стихотворениях великий поэт поднимает главные радищевские темы – темы борьбы против самодержавия и крепостничества.

В политическом отношении пафос стихотворения Пушкина умереннее обличительной силы радищевского “Путешествия из Петербурга в Москву” и его революционной оды “Вольность”, но в художественном смысле они стоят неизмеримо выше.

У Пушкина “Вольность” – это программное произведение. Если в лицейских стихах излюбленный мотив – бегство от городского шума на лоно природы, от светской суеты -“в край мысли и вдохновенья”, то теперь он хочет разбить “изнеженную лиру”, бежать от уединения. Теперь он хочет “воспеть свободу миру, на тронах поразить порок”.

В оде нашли отражение ранние взгляды дворянских революционеров на власть, народ и закон. Главная мысль оды в том, что свобода возможна и в условиях монархического государства, если царь и народ строго выполняют законы:

Владыки! Вам венец и трон
Дает закон – а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас закон.

Поэт считает, что если законы нарушаются царями-тиранами, то такие монархи гибнут; если законы нарушает народ, он становится рабом. Наиболее сильное впечатление производят строки, где Пушкин призывает рабов пробудиться, воспрянуть, осознать свои права и отомстить тиранам. На мой взгляд, ода “Вольность” – блестяще написанное свободолюбивое произведение, пролагавшее путь декабристским идеям.

Летом 1818 года Пушкин побывал в Михайловском. И сам смог увидеть, что собой представляет крепостническая деревня. Стихотворение “Деревня” строится на противопоставлении идиллической картины “пустынного уголка” для немногих избранных нищете и уродству жизни обездоленного народа:

Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
……………………………………
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.

То, что поэт видит в этом райском уголке, не позволяет ему безраздельно отдаться творчеству, а вызывает мучительный вопрос, на который нет ответа.

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

“К Чаадаеву” – одно из наиболее популярных произведений Пушкина периода 1817-1820 годов. Оно обращено к одному из самых близких друзей Пушкина. Стихотворение впечатляет своей страстностью, восторженностью, политическим темпераментом, юношеским воодушевлением.

Первые четыре строки – прощание с либеральными юношескими иллюзиями и надеждами на обновление общества: исчезли “юные забавы, как сон, как утрений туман”. Что же осталось от тех дней? Ничего.

Ни “любви”, ни “надежды”, ни “тихой славы”.

Заключительные строки стихотворения призывают к действию – освобождению от самовластья. И этот подвиг, по мнению Пушкина, обеспечит более прочную славу, чем “тихая слава” поэта, воспевающего любовь.

Трагедия 14 декабря 1825 года потрясла поэта. Долгое время он вообще не мог сочинять лирических стихов. Первое стихотворение “Под небом голубым страны своей родной” было написано только через семь месяцев после восстания.

В творчестве Пушкина, конечно, не могли не отразиться перемены, которые произошли в настроении общества после разгрома восстания декабристов. Но его лирика не утратила своего вольнолюбия. В 1827 году Пушкин создает горячее, исполненное глубокого сочувствия послание к томящимся “во глубине сибирских руд” декабристам.

Вдохновленный подвигом жен декабристов, многие из которых добились разрешения поехать вслед за своими мужьями, поэт стремится вдохнуть “бодрость и веселье” в сердца своих друзей, вселить в них надежду на то, что “темницы рухнут”, убедить их в великом историческом значении их дела: “Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье”.

В стихотворении “Арион” Пушкин в форме прозрачной аллегории не только объявляет себя литературным соучастником декабристов, но и подчеркивает свою верность идеалам свободы: “Я гимны прежние пою…” И это не было декларацией. Примерно через полтора года после “Ариона” он создает одно из самых значительных и глубоко гражданских стихотворений “Анчар”, в котором как бы развивает слова Радищева “о зверообразном самовластии”, “когда человек повелевает человеком”.

Пушкин органично сочетал в своей поэзии правду с красотой. Но красота не являлась в его творчестве эстетическим украшением жизни, не привносилась в нее извне, а рождалась в ней самой. Пушкин создал величайшие образцы художественности, красоты, но основным принципом его эстетики была правда.

Loading…

Сочинение на тему вслед радищеву восславил я свободу

(по произведениям А.С. Пушкина) Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба. В.Г. Белинский Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого детства через чудесные сказки о золотой рыбке, об озорном работнике Балде, о синем Лукоморье с морскими богатырями. В юности Пушкин приходит к нам через школу. Он пробуждает стремление к высокому, любовь “к святой вольности”, желание посвятить Отчизне “души прекрасные порывы”. Мир поэта огромен. Все было предметом его поэзии. Мы узнаем неповторимые черты природы и русской жизни, мы открываем для себя Родину, воспитываем в себе любовь к ней, становимся душевно богаче и нравственно чище, читая Пушкина. Судьбы людей всегда волновали Пушкина. В центре творчества поэта – жизнь его современников, страдания, выпавшие на долю тех, кто беззаветно боролся за свободу. Он умел в самый нужный момент помочь людям обрести веру в будущее. Одной из главных тем у Пушкина является тема свободы. Следуя традициям русской поэзии, Пушкин пишет оду “Вольность”. Поэт мечтает о свободе, закрепленной в законе, Конституции: Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок. Вслед за “Вольностью” Пушкин пишет “К Чаадаеву”. Стихотворение написано в духе дружеского послания. Пушкин говорит о том, что юношеские мечты, надежды не сбылись, “исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман”. Но стремление к новой жизни не умерло в душе поэта. Он зовет за собой Чаадаева не падать духом, посвятить Отчизне “души прекрасные порывы”: Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! В стихотворении “Деревня” поэт в уединении на лоне прекрасной природы. Мы вместе с ним видим тихую и спокойную жизнь в деревне, дышим свежим воздухом, любуемся темным садом “с его прохладой и цветами”. Не давая до конца насладиться великолепным видом, который открывается перед нашим взором, поэт показывает совсем не то, о чем мы мечтали, а жизнь трудового крестьянства: его нищету, бесправие, жестокую эксплуатацию: Но мысль ужасная здесь душу омрачает: Среди цветущих нив и гор Друг человечества печально замечает Везде невежества убийственный позор. Царящий в деревне произвол ярким контрастом отличается от красоты природы. Пушкин дает понять, что существующий строй дик, бесчеловечен. Счастье человек может достичь только в свободном обществе. После поражения декабристов Пушкин не порвал связей с прежними друзьями, с семьями сосланных в Сибирь. “Во глубине сибирских руд…” посвящено декабристам, осужденным на каторгу. Дело, начатое декабристами, не пропало даром, продолжатели их идей осуществляют мечту о счастье, о свободе: Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” сюжет составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторического движения. В стихотворении мы видим тяжкие раздумья о жестокости века, об отношениях с царем, о недостижимом счастье свободы. Стихотворение полно горького предчувствия скорой гибели, гордого презрения к хвале и клевете, веры в могущество поэтического слова, безмерной любви к России. В нем — сознание выполненного долга перед народом. Великий гений — голос народа, его пророк. Пушкин надеется, что поэзия станет достоянием народа: “Слух обо мне пройдет по всей Руси великой…” Поэт жил страданиями Руси, ее славой, успехами и болью и был счастлив, что ему открылась народная мудрость. Он гордился тем, что его поэзия была свободной и взывала к свободе. Пушкин утверждает единство народных и личных идеалов: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Слово “свобода” включает политическую и духовную свободу, свободу от рабства и от сословных, религиозных, национальных и иных предрассудков. “Милость к падшим” — это о декабристах. Но слова Пушкина получили более широкий адрес — это и о крепостных крестьянах, и о замученных солдатах, и о простом городском люде. Памятнику самовластия Пушкин противопоставляет свой памятник. Его памятником, который “вознесся выше… главою непокорной Александрийского столпа”, была вольнолюбивая, мятежная, исполненная любви к человеку поэзия. “Памятник” Пушкина — подвиг поэта, запечатлевший всю красоту его личности. Другие сочинения на тему “свободы в лирике” Пушкина ?

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А.С. Пушкина

Exegi monumentum

Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастёт народная тропа, Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживёт и тлeнья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, И назовёт меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца; Хвалу и клевету приeмли равнодушно И не оспаривай глупца.

1836

Филологический анализ стихотворения

Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт. В филологии Пушкин рассматривается как создатель русского литературного языка. Д. С. Лихачёв писал о Пушкине как о «нашем величайшем национальном достоянии». Ещё при жизни поэта стали именовать гением, в том числе печатно. Со второй половины 1820-х годов он стал считаться «первым русским поэтом» (не только среди современников, но и русских поэтов всех времён).

Самое главное богатство Пушкина – это его стихи, его поэзия. В своем творчестве он сумел раскрыть лучшие строки своей души, веру в жизнь, свободу, уважение, любовь и глубокое сочувствие к людям.

Пушкин живет в наших сердцах и по сей день. Однако, несмотря на большое количество монументов в честь Александра Сергеевича Пушкина, он сам воздвиг себе памятник своей поэзией. У Пушкина поэзия – величайшее искусство из всех искусств. За год до своей смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, Пушкин написал стихотворение «Памятник». Само стихотворение нельзя воспринять полно вне исторического контекста. Весь текст стихотворения пронизан реминисценциями. Реминисценцией, т.е. неявной цитатой, наводящей на воспоминание о другом произведении, является эпиграф к стихотворению Пушкина, отсылающий нас к оде великого древнеримского поэта Горация »Exegi monumentum». Основной смысл стихотворения Горация в том, что творчество поэта и есть памятник ему, который будет стоять, пока стоит Рим (Рим как государство). По стилю, ритму стихотворение Пушкина максимально, местами дословно, приближено к вольному переводу горациевой оды — стихотворению «Памятник» Державина. То есть Пушкин сознательно вписывает свое произведение в литературный ряд Гораций — М. В. Ломоносов — Г. Р. Державин, и тем явственнее различия между позициями поэтов. Пушкинский «Памятник» носит характер подражания и переосмысления одновременно. Гораций связывает свой памятник со славой Рима, Державин также видит неразрывность своего творчества и государства Российского:

И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Пушкин же говорит не о государстве, не о своем народе. Его обращение к человечеству, к душе каждого человека:

И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.

Явные различия Пушкинского и Державинского «Памятника» в размышлениях о прожитом и о совершённом, о своих главных достижениях, обещающих бессмертие поэту. Державин говорит о своих художественных достижениях «в русском слоге» и о мужестве говорить царям истину. Пушкин, отказавшийся от государственной службы, мыслит себя поэтом и не разделяет в себе художника и гражданина:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.

Теперь сосредоточимся только на пушкинском тексте и выявим его особенности. Текст стихотворения состоит из пяти строф, взаимосвязанных друг с другом по смыслу. Уже в первой строфе Пушкин подчёркивает народность своего творчества. Поэт «воздвиг» себе «нерукотворный памятник», который выше «Александрийского столпа», т. е. колонны, поставленной в честь Александра I на Дворцовой площади в Петербурге. Во второй и третьей строфах поэт утверждает значение своего творчества для народов России. Также здесь звучит ответ Пушкина на мысль о забвении. Поэт не умрет, а простых же смертных ждет забвение:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживёт и тлeнья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.

В IV строфе звучит основная мысль всего стихотворения — оценка Пушкиным идейного смысла своего творчества. Пушкин утверждает, что право на признание и любовь народа он заслужил, во-первых, высокой человечностью своего творчества («чувства добрые я лирой пробуждал»); во-вторых, своей борьбой за свободу («в мой жестокий век восславил я свободу»; в-третьих, защитой декабристов («и милость к падшим призывал»). В последней строфе, обращаясь к своей музе, Пушкин призывает её, «обиды не страшась, не требуя венца», принимать равнодушно хвалу и клевету и следовать собственному призванию. По форме перед нами стихотворение-монолог, философское размышление поэта. Это духовное завещание и исповедь одновременно, в этом стихотворении и великий поэт, и человек, смиренно принимающий от жизни все, знающий цену всему: хвале и клевете, глупости черни, которую он даже не презирает, но горечь звучит в строках стихотворения: «…И не оспаривай глупца». Точка в конце предложения весьма показательна, перед нами философское осмысление жизни, проникнутое печалью. Таким образом, это стихотворение – посмертное пророчество на грядущие века. Обратим внимание на синтаксическую и морфологическую организацию текста. Разговорную интонацию создают короткие предложения («Нет»), обращение («о муза»). Деепричастные обороты придают размеренный ри). Использование местоимений указывает на то, что повествование ведется от первого лица. Но монолог представлен только в первых четырех строфах. Об этом говорит частое употребление местоимений: возвратного местоимения «себя», определительного местоимения «весь», личного местоимения первого лица «я», а также его падежных форм («меня», «обо мне», «мне»). В последней строфе – обращение к Музе, т.е. к богине поэзии, как у Горация и Державина. Это показывают глаголы в повелительном наклонении («будь послушна», «приeмли равнодушно», «не оспаривай»). Особую торжественность придает тексту стихотворения инверсия («памятник нерукотворный», «не зарастет тропа», «вознесся он», «главою непокорной», «славен буду я», «Руси великой», «назовет язык», «буду любезен я», «чувства добрые»). Своеобразна и лексическая сторона текста. В отличие от своего предшественника Державина, Пушкин использует этнонимы («гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгус, и друг степей калмык»). Пушкин считает себя поэтом многонациональной страны и обращается ко всем народам, населяющим его родину, как к равным: Слух обо мне пройдет по всей Руси великой… Однако уже в последней строфе поэт понимает всемирное значение своего творчества: «И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит». Лексика произведения преимущественно высокая, книжная («главою», «вознесся», «тленья», «восславил», «падшим», «дикий»), но есть и нейтральная («памятник», «народная», «чувства»). В тексте присутствуют семантические повторы: точные лексические повторы (и, что, я), корневые повторы «лире — лирой», «переживет – жив», «народная – народу». В четвертой строфе наблюдаем синонимические повторы «пробуждал – восславил – призывал». Тем самым автор акцентирует наше внимание на самом важном и значимом. Стихотворение, в соответствии с темой, написано в жанре греко-римской оды. В связи с этим и подбор слов, и интонация отличаются торжественностью, возвышенностью. Этому содействуют введённые поэтом славянизмы: «воздвиг», «главою», «тленья», «пиит», «сущий в ней язык», (т.е. народ), «велению». По интонации «Памятник» представляет собой торжественную речь народного поэта-гражданина, утверждающего своё право на историческое бессмертие. Интересно стихотворение и с фонетической стороны. В тексте преобладают сонорные р, л, м, н. Благодаря звукописи стихотворение читается звонче, а значит торжественнее; перед читателем возникает образ могучего поэта, обладающего правом на бессмертие: памятник, нерукотворный, нему не зарастёт народная тропа, главою непокорной, Александрийского столпа, Нет, не умру, в заветной лире, Мой прах переживёт, тлeнья, славен, доколь в подлунном мире, Слух, обо мне пройдёт, Руси великой, меня, в ней, гордый внук славян, и финн, и ныне,Тунгус, и друг, калмык, долго, тем любезен, народу, добрые, лирой пробуждал, в мой, восславил, милость, призывал, Веленью, послушна, не страшась, не требуя венца; Хвалу и клевету приeмли равнодушно, не оспаривай глупца. Текст стихотворения имеет перекрестную рифмовку. Целенаправленно и чередование мужской и женской рифмы. Это чередование является скрытой антитезой. Высокое, торжественное — в мужской, жесткой рифме; лирическое — в мягкой, певучей женской рифме. Особую выразительность привносит такой стилистический прием, как анафора. Единоначатия задают тексту особый ритм:

И назовёт меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

Шестистопный ямб показывает размеренный ход размышлений поэта. Каждая последняя строка каждой строфы написана четырехстопным ямбом, что делает стихотворение, с одной стороны, неповторимым и своеобразным, с другой стороны, снижает приподнятый тон до разговорной интонации. Метафоры, использованные Пушкиным в стихотворении, чрезвычайно богаты. Именно поэтому они стали общеизвестными: «памятник нерукотворный», «народная тропа», «тленья убежит», « чувства…лирой пробуждал», «не требуя венца». Особую смысловую окрашенность тексту придают эпитеты: «жестокий век», «заветной лире», постоянный эпитет «Руси великой», «чувства добрые», «главою непокорной». Лира символизирует заслуги поэта перед народом. Лирой посвящают в поэты, она – символ поэзии. Необычна перифраза «в подлунном мире». Она тоже задает возвышенный тон тексту стихотворению. Таким образом, Пушкин заново переосмысливает оду Горация, вслед за Державиным он делает свой вольный перевод стихотворения, которое и тогда и сегодня существует как отдельное произведение. По лаконизму и философской глубине, данное стихотворение является поэтической формулой искусства.

Поэтический анализ стихотворения

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» является не совсем оригинальным первоисточником. Когда Пушкин сел его писать, он был знаком с оригиналом — стихотворением «К Мельпомене» Горацио, вольными переводами и переложениями иностранных и русских поэтов. В России на эту тему писали Батюшков, Державин (чей стих часто сравнивают с пушкинским), Ломоносов. Позднее – Лермонтов, А. Фет, Капнист.

И в то же время анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» показывает, что оно не является переводом, как произведения Ломоносова, Фета, Капниста. Это даже не подражание древнеримскому поэту, жившему в дохристианские времена. Хотя некоторые мотивы Горацио в пушкинском произведении присутствуют. Древнеримская ода послужила формой, своеобразной оберткой для самобытного стихотворения Пушкина, в которое поэт вложил свое содержание — чувства и мировоззрение.

Стихотворение было написано в 1836 году, незадолго до смерти. Это было время творческого расцвета, грандиозных литературных планов и личного душевного кризиса.

В этом стихотворении Пушкин, подводя итоги своему творчеству, говорит:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокой век восславил я Свободу,

И милость к падшим призывал.

Поэт уверен, что его будут читать простые люди, и не только русские, но и те, кто составляет население российской империи

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгуз, и друг степей калмык.

Между строк читается вера поэта в то, что люди будут когда-нибудь свободными и образованными, а его, Пушкина начнут переводить на другие языки. Что ж, это его пророчество сбылось.

Обращение к Музе быть послушной веленью Божьему — это призыв к литераторам, которые будут творить после него.

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспаривай глупца.

Стихотворение приближено к жанру оды, написано оно шестистопным ямбом. Этот ритм более других соответствует древнему стихотворчеству, и подходит к оде. Но в отличие от древних литературных произведений, стихотворение Пушкина не читается тяжеловесно. Напротив, ритм стиха энергичный, а само произведение звучит торжественно. Правда, последняя строфа изложена четырехстопным ямбом, что и делает ее энергичной.

Произведение состоит из 5 строф, рифма перекрестная, женская рифма чередуется с мужской. Его можно разделить на 3 части: в первой поэт говорит о том, что воздвиг себе памятник. Во второй части он объясняет, чем, по его мнению, он будет «любезен народу». И третья часть это призыв к поэтам, которые будут творить после него.

С одой стихотворение роднят старославянизмы — глава, столп, пиит, сущий; и многосоюзие.

В стихотворении применены средства художественной выразительности, помогающие почувствовать настроение поэта. Это эпитеты – нерукотворный, непокорной, великой, заветной, гордый, добрые, дикой, жестокий.

Само стихотворение метафорично по сути. Всем известно, что Пушкин — не архитектор и не скульптор, и ничего не возводил. Он применил инверсию. Под памятником подразумевается все его литературное творчество, которое и сохранит память о нем в народе. Он говорит, что душа его живет в его произведениях. «Душа в заветной лире». Лира – это древнегреческий музыкальный инструмент, символизирующий поэтическое творчество. Эту же мысль подтверждает Анненков:

«Настоящая, полная жизнь его [Пушкина] заключается в самых его произведениях, порожденных, так сказать, ходом ее. В них читатель может изучать и душу поэта, и обстоятельства его существования, переходя от одного художнического образа к другому. Так писал Пушкин свою биографию… Читатель может иметь наслаждение проследить этот поэтический рассказ о самом себе, начиная с первых подражаний поэта нашего эротическим писателям Франции, до тех пор, пока после ряда могущественных созданий он мог воскликнуть в справедливой гордости:

Я памятник воздвиг себе нерукотворный:

К нему не зарастет народная тропа.

Я то же, что и был и буду весь мой век:
Не скот, не дерево, не раб, но человек!
А. Радищев

Радищев, вынашивая революционные идеи свержения самодержавия, создает оду “Вольность”. Сколь последователен он был в отрицании тирании, столь смелым был и в поэтическом экспериментаторстве. Для прославления политической и гражданской свободы поэт избирает традиционный жанр оды. Но что же остается в ней от традиции классицизма? Ведь Радищев воспевает не выдающегося полководца и не государственного деятеля и, тем более, не монарха. Полемично само начало произведения:

О! дар небес благословенный,
Источник всех великих дел,
О вольность, вольность, дар бесценный/
Позволь, чтоб раб тебя воспел.

Пушкин же, осуждая и казнь народом французского короля Людовика XVI, и убийство дворянами-заговорщиками Павла I, выступает за ограничение самодержавия “законом”-конституцией:

Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру…
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок…
Тираны мира! трепещите.’
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!..
Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с вольностью святой
Законов мощных сочетанье.

Радищев же в своей оде доказывает право народа на казнь царя-тирана. Народ — создатель всех благ земных, и царь, возомнивший, что он истинный Господь, а не народ, “преступник из всех первейший”.

Ликуйте, склепанны народы.
Се право мщенное природы
На плаху возвело царя.

Ода “Вольность” Радищева — первое слово русской революционной поэзии — содержит в себе призыв к революции и выражает его в соответствии с принципами эстетики поэта. Подлинный творец, утверждал Радищев, открывает согражданам “разнообразные стези познания”, никчемна поэзия без мысли— “тощий без мыслей источник словесности”.
Пушкин ценил значение поэзии Радищева, его вклад в русскую литературу. Недаром в первоначальном варианте стихотворения Пушкина “Памятник” была строка: “вослед Радищеву восславил я свободу”. В оде “Вольность” Александр Сергеевич с юношеской безрассудностью и смелостью восклицает:

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы.
Ты ужас мира, стыд природы.
Упрек ты Богу на земле.

Пушкин утверждает, что лишь закон должен главенствовать в жизни, он один может служить залогом справедливости и счастья народов.

И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды.
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.

Сочинения

Сочинение по произведению на тему: Преемственность русской литературы (Оды. «Вольность» А. Н. Радищева и А. С. Пушкина)

 Я то же, что и был и буду весь мой век:

     Не скот, не дерево, не раб, но человек!

    А. Радищев

    

    Радищев, вынашивая революционные идеи свержения самодержавия, создает оду “Вольность”. Сколь последователен он был в отрицании тирании, столь смелым был и в поэтическом экспериментаторстве. Для прославления политической и гражданской свободы поэт избирает традиционный жанр оды. Но что же остается в ней от традиции классицизма? Ведь Радищев воспевает не выдающегося полководца и не государственного деятеля и, тем более, не монарха. Полемично само начало произведения:

    

    О! дар небес благословенный,

    Источник всех великих дел,

    О вольность, вольность, дар бесценный/

     Позволь, чтоб раб тебя воспел.

    

    Пушкин же, осуждая и казнь народом французского короля Людовика XVI, и убийство дворянами-заговорщиками Павла I, выступает за ограничение самодержавия “законом”-конституцией:

    

    Приди, сорви с меня венок,

    Разбей изнеженную лиру…

    Хочу воспеть Свободу миру,

    На тронах поразить порок…

    Тираны мира! трепещите.’

    А вы, мужайтесь и внемлите,

    Восстаньте, падшие рабы!..

    Лишь там над царскою главой

    Народов не легло страданье,

    Где крепко с вольностью святой

    Законов мощных сочетанье.

    

    Радищев же в своей оде доказывает право народа на казнь царя-тирана. Народ — создатель всех благ земных, и царь, возомнивший, что он истинный Господь, а не народ, “преступник из всех первейший”.

    
    Ликуйте, склепанны народы.

    Се право мщенное природы

    На плаху возвело царя.

    

    Ода “Вольность” Радищева — первое слово русской революционной поэзии — содержит в себе призыв к революции и выражает его в соответствии с принципами эстетики поэта. Подлинный творец, утверждал Радищев, открывает согражданам “разнообразные стези познания”, никчемна поэзия без мысли— “тощий без мыслей источник словесности”.

    Пушкин ценил значение поэзии Радищева, его вклад в русскую литературу. Недаром в первоначальном варианте стихотворения Пушкина “Памятник” была строка: “вослед Радищеву восславил я свободу”. В оде “Вольность” Александр Сергеевич с юношеской безрассудностью и смелостью восклицает:

    

    Самовластительный злодей!

     Тебя, твой трон я ненавижу,

    Твою погибель, смерть детей

     С жестокой радостию вижу.

     Читают на твоем челе

    Печать проклятия народы.

    Ты ужас мира, стыд природы.

    Упрек ты Богу на земле.

    

    Пушкин утверждает, что лишь закон должен главенствовать в жизни, он один может служить залогом справедливости и счастья народов.

    

    И днесь учитесь, о цари:

    Ни наказанья, ни награды.

    Ни кров темниц, ни алтари

    Не верные для вас ограды.

    Склонитесь первые главой

    Под сень надежную Закона,

    И станут вечной стражей трона

    Народов вольность и покой.

  • Воронеж моя малая родина сочинение
  • Воскресный как пишется правильно
  • Ворона рассказ для детей 1 класса
  • Воскресный день с семьей сочинение
  • Ворона и лисица басня сказка