Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в рассказе а м горького старуха изергиль

Урок
литературы в 11 классе.

Дата:

Тип урока: урок
«открытие новых знаний»

Тема урока: М.Горький.
«Старуха Изергиль». Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека.

Цели:анализ
легенд о Ларре и Данко, на основании анализа формирование представлений
учащихся о жизненной позиции героев;сопоставление главных героев легенд.
Планируемые результаты:

Предметные:
понимание проблем изученных произведений
русских писателей XIX–XX веков; понимание связи литературных произведений с
эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей и их
современного звучания; умение анализировать литературное произведение.

Метапредметные:
познавательные – овладение умениями
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы; навыком смыслового чтения;

регулятивные
– овладение умениями самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать задачи в учебе и познавательной деятельности, проявлять мотивы и
интересы познавательной деятельности;

коммуникативные
– овладение умением осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
умением планирования и регуляции своей деятельности; устной и письменной речью,
монологической контекстной речью.

Личностные:
проявление коммуникативной компетентности
в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
различных видов деятельности.

Структура
урока.

I.
Этап мотивации. Критерии оценивания

II.
Этап целеполагания..

(Чтение
стихотворения Леонида Мартынова «След».)

А ты?

Входя в дома
любые-

И в серые,

И в голубые,

Всходя на лестницы
крутые,

В квартиры, светом
залитые,

Прислушиваясь к
звону клавиш

И на вопрос, даря
ответ.

Скажи:

Какой ты след
оставишь?

След,

Чтобы вытерли
паркет

И посмотрели косо
вслед,

Или

Незримый прочный
след

В чужой душе на
много лет?

-Как
вы думаете, почему урок, посвящённый рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»,
начался с чтения этого стихотворения?


стихотворении поэт размышляет о том, какой след останется после каждого из нас.
И зависит это от нашей жизненной позиции, от отношения к людям и миру. В
рассказе «Старуха Изергиль» речь идёт о смысле человеческой жизни, о том, для
чего приходит человек в мир, для чего живёт и какой след оставляет на земле,
уходя…Поэтому мы можем говорить о смысловом созвучии этих произведений.)

III.
Этап актуализации.

Беседа об основных
этапах жизненного и твор.пути М.Горького.

IV.
Этап открытия нового знания.

Сообщ
подготовленных уеников.

V.
Этап первичного закрепления.

Основная часть.

1. Композиция
рассказа «Старуха Изергиль».

— Сколько
частей в композиции вы могли бы выделить?

 (Композиция
рассказа «Старуха Изергиль»: Первая часть – легенда о Ларре. Вторая часть – история
жизни и любви Старухи Изергиль. Третья часть – Легенда о Данко.)

-В рассказе три
главных героя: Ларра, Данко и Изергиль. Какой же след остаётся от каждого из
них?

(От
Ларры – тень (тьма), которая «всё ищет, ходит, ходит». От Данко – голубые искры
(воплощение света). А от Изергиль (хотя она ещё жива, но внешне напоминает
саму  смерть) вероятно, останутся легенды об этих и других героях, которые она
рассказывает молодым, легенды, заставляющие думать о выборе жизненного пути.
«Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся», — говорит она
рассказчику.)

2. Анализ легенды
о Ларре.

С
темой следа, оставляемого человеком на земле, связана и тема бессмертия.
Бессмертие — это то, к чему всегда стремились люди. Изначально оно было дано
Адаму и Еве, но, совершив первородный грех, порождённый стремлением стать
равными богам, они навсегда лишились этого дара. И с тех пор человек перестаёт
искать пути и средства, дающие ему возможность обрести вечную жизнь…

Герою
рассказа Горького Ларре не пришлось искать бессмертия: оно дано ему небесами,
но для него это наказание.

-За
что? Почему наказание, а не радость?

(За
гордыню. В общении с людьми он проявил высокомерие, эгоизм, уверенный, «что
таких, как он, нет больше». Люди «увидели, что он считает себя первым на земле
и, кроме себя, не видит ничего». Гордыня привела его к насилию над девушкой,
которая оттолкнула его. «Я убил её потому, мне кажется, что меня оттолкнула
она, говорит Ларра.  – А мне было нужно её».)

-Заметьте,
Адам и Ева за гордыню лишены бессмертия, а Ларра за неё же одарён им. Не
странно ли?..

(Но
Адам и Ева остаются вместе и дают начало нашему человеческому роду, который
продолжает их в других людях. А Ларра один.)

Почему,
кажется, подарок небес становится для него наказанием?


его одинокой свободе в жизни без людей нет смысла: «Всем даже страшно стало,
когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя».)


чему тогда бессмертие?

(Поэтому
он всё время «вьётся» возле людей, но не делает попыток к сближении..)

-Почему?


его породе есть орлиное (в данном случае животное, бездуховное) начало:
стремление к абсолютной свободе, жестокость. Но свобода птицы и свобода
человека не одно и то же. Чтобы чувствовать себя свободным, получать от этого
удовлетворение и соответственно вести себя, человек должен находиться в
обществе себе подобных. Вне общества эта свобода бессмысленна и не может
принести ему радости.)

(Чтение
отрывка)
Изергиль рассказывает: «Отец его –
не был человеком…А этот – был человек». И человеческое начало заставляет Ларру
стремиться к людям, хотя он и считает себя выше их. Прожив несколько десятков
лет в одиночестве, на свободе, однажды он всё – таки «подошёл близко к людям и
ничем не показал, что будет защищаться».

-Чего
он хотел от людей? Они решили, что он пришёл за смертью. Вы согласны с ними?
Обоснуйте.

(Кажется,
ответ лежит на поверхности: да, пришёл за смертью. Но ведь он этого не сказал –
об этом «догадался» один из людей. Ларра, молча, стоит перед ними, однако это
ещё не означает, что он ожидает убийства. Быть может, он хочет вернуться к людям?..
Быть может, он ждёт их понимания, прощения?..В рассказе ничего не сказано об
этом, но его молчаливое ожидание можно расценить по – разному. В этой ситуации
есть только чётко обозначенная позиция людей, но о желаниях Ларры мы можем лишь
догадываться.)

-Какими
предстают люди в отношении к Ларре? Возможна ли была друга линия их поведения?

(Люди
злорадны и мстительны, они не умеют и не хотят прощать, хотя, наверное, десятки
лет могли сгладить горечь обид и пробудить сострадание к тому, кто обречён на
вечные одиночество и скитания. Они ни о чём не спросили Ларру, а сразу
«бросились на него», как бросаются звери на больное животное.)

-Вообще,
какими мы видим людей в этой легенде?

(Они
жестоки, хотят видеть мучения обидчика, не жалеют его мать, «которая стояла
перед ними на коленях», смеются над страданиями Ларры; старейшины мелочно
самолюбивы и тщеславны.)

 Так,
может, не зря Ларра презирал людей? И всё – таки они нужны ему. Возможна ли
была другая линия поведения Ларры? Чего ему не хватает, чтобы сделать шаг
навстречу людям?

(Для
другой линии поведения, которая предполагает покаяние, прощение, желание изменить
себя, герою не хватает жалости и любви. Может быть, именно их он пытается найти
«на своей груди, хватаясь за неё руками»; ведь там находится сердце –
средоточие человеческих чувств и душевных движений. Он дрожит, слыша смех людей
и понимая, что они не хотят помочь ему. И когда оставляют его одного,
обессиленного, «в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею
всех людей мира». С этой минуты желание смерти станет единственным его желанием
и поглотит в нём сё остальное: «Он не понимает ни речи людей, как их поступков
– ничего».

-Жаль
ли нам этого героя? Почему? Достоин ли он жалости?

(Большинству
старшеклассников жаль Ларру – жаль, потому что гордыня оказалась сильнее его и
отняла у него сердце, жаль, потому что люди не захотели ему помочь – и Ларра,
обречённый на вечные скитания, стал тенью.

А
ведь он был сильным, красивым, одним из лучших… Бессмертие дано ему свыше,
чтобы его страдания за гордыню были вечными, ибо она – мать многих грехов:
эгоизма, зависти, тщеславия, обидчивости, жестокости, нетерпения,
самооправдания ит.п.)

-«Вот
как был поражён человек за гордость!» — восклицает Изергиль. Докажите, что
именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.

(Гордость – 1.
Чувство собственного достоинства, самоуважения. 2. Высоко мнение, чрезмерное
высокое мнение о себе. Гордыня — непомерная гордость.)

3. Анализ легенды о Данко.

-В основе
легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте
вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко.

1. Повелел Бог
Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и
им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи
тронулись в путь.

Вдруг египетский
царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к
морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и
ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь
спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды
расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по
сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она
снова сомкнулась.

Далее евреи шли по
пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить
палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал
Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность
Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в
землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к
этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

2. Отрывок из
легенды о Данко. (М.Горький «Старуха Изергиль». с. 78-79.)

— В чем сходство
библейской истории и легенды о Данко?

— Чем сюжет
легенды о Данко отличается от библейской истории?

-Данко умер, но в
этой смерти обрёл бессмертие. Почему?

(Он вывел людей из
тьмы лесов и болот к свету, пожертвовав для них жизнью.)

-Есть ли что – то
общее между Ларрой и Данко?

(Они молоды,
сильны, мужественны.)

-А чем они не
похожи?

(Своим отношением
к людям: Ларра презирает людей, смотрит на них свысока. Данко любит людей и,
сострадая их несчастьям, готов пожертвовать собой ради них.)

-В легенде о Ларре
мы видели людей жестокими и мстительными. А какими они предстают в легенде о
Данко?

(Они слабые и
трусливые: «Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили
женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом
живых, — и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом
все громче и громче…Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и
никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни…

От слабости они
теряют человеческое лицо и становятся «как звери». Слыша справедливые слова
Данко и видя, как ярко «разгорелись очи», «они насторожились, как волки». «Не
было на лицах их благородства», в минуты слабости, озлобленные и усталые, люди
готовы убить Данко.

Нет в их сердцах и
благодарности. Они не заметили смерти героя». «Только один осторожный
человек…боясь чего – то, наступил гордое сердце ногой.»)

-Чего же боясь?

(Учащиеся
предполагают, что пылающее сердце будет звать людей к новым подвигам, а подвиги
всегда сопряжены с опасностью, риском. А может быть, горящее сердце – это
символ совести, которая напоминает о бессилии и неблагородстве людей и
побуждает к работе над собой, а на это неспособна безликая слабая толпа. «Во
мне есть мужество вести, вот почему я повёл вас. А вы? Что сделали вы в помощь
себе? – говорит Данко. – Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более
долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец».)

-В чём разница
между мужеством идти и мужеством вести?

(Мужество вести
предполагает ещё и ответственность, которую добровольно берёт на себя ведущий,
идти за кем – то намного проще, чем вести самому…

Итак, Данко ведёт
за собой слабых, жестоких, трусливых, неблагодарных…)

-Лучше ли они тех,
что описаны в легенде о Ларре?

(Вряд ли. Было, за
что презирать их. И в сердце Данко на миг «вскипело негодование, но от жалости
к людям оно погасло. Он любил людей и думал. Что, может быть, без него они
погибнут».)

Какие
основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков?

(Любовь к людям,
желание помочь им.)

4. После анализа легенды о Ларре и Данко проверка
домашней работы учащихся. (Проверка таблицы.)

Сопоставление образов Данко и Ларры

Критерии

Данко

Ларра

Отношение к толпе

Любовь, жалость, желание помочь им

Презирает людей, относится к ним
высокомерно, не считается с ними

Толпа — герой

Конфликт

Конфликт

Отличительная черта характера

Любовь, сострадание, смелость,
милосердие, мужество, умение подавить гордыню

Гордыня, эгоизм, крайний
индивидуализм, жестокость

Отношение к жизни

Готов пожертвовать своей жизнью
ради спасения людей

Берет от жизни и людей все, но
ничего не отдает взамен

Легенда и современность

Голубые искры (свет, тепло)

Превращается в тень (тьма, холод)

Поступки, совершаемые героями

Подвиг ради любви к людям, добрые
поступки

Зло, преступление

Отношение писателя к героям

Идеал, воспевает его красоту,
смелость, подвиг ради любви к людям

Антиидеал, осуждает его поступки,
античеловеческую сущность

5. Но рассказ называется “Старуха Изергиль”.
Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький?

(Главной героиней
рассказа является все-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы
понять ее характер, понять, что для нее является важным, главным. Легенды
обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль.)

-А есть ли в
Изергиль что – то от Данко?

(Она стремилась
любить и быть любимой. «Я, как солнечный луч, живая, была», — вспоминает
Изергиль. Но в любви к другим она любила прежде всего себя, и потому её трудно
сопоставить с Данко.)

-Могла ли история
её жизни стать легендой? Почему? Но, может быть, какая – нибудь её часть?

(Трудно сопоставить
историю её жизни с легендой. Хотя один эпизод бурной жизни Изергиль вполне мог
стать основой легенды – это эпизод спасении возлюбленного. Рискуя собой, она
отправилась освобождать его из плена. Впрочем, справедливости ради надо
заметить, что двигало ею прежде всего желание увидеть любимого… А вызволив его,
она ждёт благодарности: «Я…смотрела на своего пана. Что же он сделает мне?
Вспомните: разве ждал благодарности Данко за свой подвиг?..»

«…Кинул он
радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер».
Внешне в некоторых случаях будто и есть сходство Изергиль с Данко, особенно в
стремлении к свободе, но по сути они далеки.)

-Через весь
рассказ проходит мысль о свободе. Как она связана с его героями?

(Ларра жаждал
абсолютной свободы и потом томился ею. Данко вывел людей на вольные земли и
избавил их от возможного рабства; Изергиль всю жизнь стремилась к независимости
и не хотела никому подчиняться.

Свобода – одна из главных
ценностей человеческой жизни, но она всегда вступает в конфликт с другой
главной ценностью – любовью, которая связывает людей друг с другом. Любовь –
это умение жертвовать, поступаться чем – то ради других, дарить им своё сердце;
любовь создаёт узы привязанности и ответственности, а значит, ограничивает
свободу, подчиняет её своим законам.

Имей Ларра в сердце
любовь к людям, он не позволил бы себе ни индивидуализма, ни насилия. И
напротив, не имей бы Данко любви к людям, оставил бы их гнить заживо в мрачном
лесу среди болот, а сам бы ушёл на вольные земли. Но он, вдохновлённый любовью
к ним («ещё ярче загорелось в нём сердце») ведёт их «в грозном шуме молний» под
«сердитые песни» могучих деревьев – сквозь тьму к Свету. А когда люди готовы
растерзать его за собственное бессилие в долгом пути, он вырывает из груди
сердце, которое пылает «так ярко, как солнце, и ярче солнца» и становится
«факелом великой любви к людям»

В жизни Изергиль
свобода и любовь живут в сложном переплетении. Она не терпит насилия,
подчинения – она привыкла жить своей волей, что нередко ведёт к действиям
эгоистическим и даже жестоким. Но она способна и на риск ради других: вспомним,
как она вызволяла из плена Аракадэка.)

-Так что же важнее
в жизни – свобода или любовь? Обоснуйте.

(Практически все
старшеклассники с уверенностью отвечают, что важнее любовь. Именно любовь
делает человека человеком и воодушевляет на подвиги. В любви человек обретает
не абсолютную свободу, граничащую со вседозволенностью, а значит, с
безнравственностью – он обретает свободу духа, делает свой нравственный выбор в
самых трудных ситуациях и не тяготится этим выбором, а получает в нём
бессмертие.)

VI. Этап подведения
итогов урока.

Тест
(см.Приложение).

VII. Этап рефлексии и
оценивания.

Синквейн «Данко»
или «Ларра».                                         

VIII. Этап
ознакомления с домашним заданием.
 

1.Прочитать «На
дне».

2.Рассмотреть
историю создания пьесы М. Горького “На дне”; жанр произведения, конфликт.(Индив.зад).

Приложение.

Тест.
М.Горький «Старуха Изергиль»

1. Представителем
какой литературы является М.Горький?

а) английской    б)
русской      
в)
американской

2. Какова тема
рассказа «Старуха Изергиль»?

а) о тяжелой жизни
старухи
   
б) размышление о смысле жизни  
в) размышление о любви

3. Какая
особенность композиции не относятся к рассказу?

а) всё
повествование держится на описании чувств героев

б) состоит из трёх
самостоятельных частей

в) центральная
часть — рассказ о старухе Изергиль

4. Что общего в
судьбах старухи Изегриль и Ларра?

а)
предательство            б) самопожертвование

в) не способны долго помнить о тех людях,
которые им становятся мало интересными  или безразличными

5. Что общего в
судьбах старухи Изергиль и Данко?

а) стремились к
богатству    б) нашли счастье в любви  
в) их жизнь посвящена любви к людям

6. Что собирали
молдоване?

а) яблоки     б)
виноград       
в)
гранаты

7. Сколько лет
прошло, как вернулась девушка?

а) двадцать лет      б)
десять лет      в) пятьдесят лет

8. Что случилось с
птицей, когда она начала слабеть?

а) попросила
прощение     б) запела        
в) разбилась насмерть

9. С кем
сравнивает автор девушку, убитую сыном орла?

а) со звездой     б) со
змеёй      
в)
с богиней

10. Какое
наказание придумали мудрецы?

а) ходить по свету
и ждать смерти       б) ходить по свету и помогать слабым

в) «наказание — в
нём самом»

11. Какое явление
природы подтвердило речь мудреца?

а) пошёл дождь    
б) выглянуло солнце      
в) грянул гром

12. Как был
наказан юноша за свою гордость?»

а) был изгнал
навсегда
   
б) вернулся к людям умирать      
в) бросился со скал в ущелье

13. Почему люди
оказались в лесу?

а) заблудились      б)
прогнали племена         
в) там было постоянное место жительства

14. Кого люди
выбрали в провожатого?

а) Изергиль      б)
Данко        
в)
старосту

15. Что сделал для
людей Данко?

а) разорвал грудь
и вырвал из неё своё сердце

б) разорвал грудь,
чтобы показать сою силу

в) разорвал грудь,
принося себя в жертву

16. Что стало с
сердцем Данко?

а) стало символом
свободы и независимости

б) исчезло

в) рассыпалось в искры, угасло.

Ответы.

1.б

2.б

3.а

4.в

5.в

6.а

7.а

8.в

9.б

10.в

11.в

12.б

13.б

14.б

15.а

16.в

Пояснительная записка

Технологическая карта была разработана для проведения урока по теме «Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Сопоставление образов Ларры и Данко. Проблема героя в ранних рассказах М. Горького» в 11 классе гуманитарного отделения БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей».

Данный урок является вторым в системе уроков по творчеству М. Горького. Урок представляет звено цепи уроков, раскрывающих особенности ранних рассказов писателя («Старуха Изергиль», «Макар Чудра» и др.), их неоромантическую сущность: воспевание красоты и духовной мощи свободного человека.

Для данного урока была определена следующая образовательная цель: в ходе дискуссии на основе анализа текста рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» открыть для себя новые знания, а именно: выявить особенности ранних рассказов М. Горького; сопоставить образы Ларры и Данко и рассмотреть проблему героя в произведении «Старуха Изергиль».

Были получены следующие результаты:

  • Предметные: обучающиеся познакомились с ранним творчеством М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль»; выявили значение термина «неоромантизм»; проанализировали данное произведение с учётом его жанрово-видовой специфики: определили особенности композиции рассказа, охарактеризовали и сопоставили основных персонажей (на данном уроке – образы Ларры и Данко), выявили авторскую позицию. Также обучающиеся работали над созданием развернутого монологического высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовали в диалоге по поводу прочитанного.
  • Метапредметные: обучающиеся учились организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций, аргументировать и отстаивать своё мнение; также для решения учебных задач обучающиеся учились создавать и применять модели и схемы, а также учились соотносить содержание литературного произведения с музыкальными и изобразительными произведениями искусства.
  • Личностные: обучающиеся получили возможность научится вести коммуникативную деятельность, устанавливали связь между целью своей деятельности и её мотивом; также могли уяснить для себя некоторые уроки нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Структура урока определялась требованиями ФГОС ООО. Он включал в себя следующие этапы.

  1. Организационный.
  2. Вводно-мотивационный (Этап мотивации к учебной деятельности. Самоопределение).
  3. Целеполагание.
  4. Составление плана, стратегии по разрешению затруднений для достижения целей.
  5. Открытие новых знаний (работа творческих групп).
  6. Этап рефлексии учебной деятельности.
  7. Домашнее задание.

При проведении урока были использованы современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС ООО:

1. Использование ИКТ (мультимедийной презентации) способствовало повышению мотивации обучения, созданию положительного настроя, активизации самостоятельной деятельности учащихся. Мультимедийная презентация — самый быстрый и современный способ донести любую информацию. Она дала возможность четко, ярко, быстро и интересно подать необходимую информацию, оживить материал и упростить восприятие, быстро ознакомить с наиболее важной информацией.

2. Технология проблемного обучения на этапе постановки учебной задачи способствовала развитию познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся.

3. Технология опережающего вопроса была использована на этапе постановки учебной задачи (обучающиеся рассуждали о возможной постановке знака препинания), что позволило на уроке подключить всех учеников, приковывая внимание к анализируемому тексту, к проблеме как интриге, которую необходимо разрешить в конце урока. Данная технология позволила придать уроку структурную четкость и завершенность.

4. Технология интегрированного обучения была использована во время работы творческих групп. Учащимся было предложено задание соотнести образ анализируемого героя (Ларры или Данко) с музыкальным произведением или произведением изобразительного искусства.

5. Технология дифференцированного обучения на этапе дачи домашнего задания помогла обучающимся выбрать себе задание «по силам», чтобы каждый ученик имел возможность самостоятельно выполнить задание соответствующего уровня трудности.

6. Технология работы с картой-схемой урока. Карта-схема урока позволила учащимся структурировать изученный материал, составить модель композиции произведения, быстро и чётко оформлять записи во время урока.

В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная, групповая, работа учащихся. Наиболее эффективной оказалась групповая, потому что обучающимся была предоставлена возможность распределить задания, проявить фантазию и креативность.

Данный урок в соответствии с ФГОС ООО был построен на основе системно-деятельностного подхода, который заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Особое внимание на данном уроке уделялось заданиям, направленным на формирование исследовательских умений обучающихся. Например, было дано индивидуальное задание: «Найдите в рассказе «Старуха Изергиль» общее введение (своеобразную увертюру) и эпилог к каждой из легенд. Какие «составляющие» постоянны во всех увертюрах? Проанализируйте их».  Или одна из групп работала над следующим заданием: «Покажите на первых пяти повествовательных периодах рассказа (абзацах), как совершается переход от реального мира к легендарному, от действительности к сказке. Возвращение к реальности (обратное движение) раскройте, анализируя последние два абзаца рассказа». Подобные вопросы и задания стимулируют учащихся к внимательному, вдумчивому чтению изучаемого произведения, заставляют обращать внимания на детали, которые нельзя заметить при поверхностном прочтении.

Работа над рассказом «Старуха Изергиль» была продолжена на следующем уроке, где в центре внимания был образ самой старухи, а также данное произведение было сопоставлено с другими неоромантическими рассказами М.Горького.

  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3

Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик по рассказу "Старуха Изергиль"

­Пример сочинения 1

В рассказе «Старушка Изергиль» А. М. Горький устами своей литературной героини рассказывает, какими качествами должен обладать человек, чтобы жить в гармонии со своей совестью и окружающими его людьми.

В начале истории пожилая женщина, которая многое видела в своей жизни, размышляет о том, какими могут быть разные люди. Некоторые ведут скучную, однообразную жизнь, которая им подходит, и не стремятся что-либо изменить в своем утомительном существовании, поскольку они уже «рождены старыми». Другие ценят каждый момент жизни, и если они счастливы или грустны, то от всего сердца. Скука неизвестна этим людям. Они умеют любить, работать, петь и, прежде всего, ценить свободу жизни.

Изергиль рассказывает легенды двух молодых людей, которые отличаются друг от друга совершенно противоположными моральными качествами.

Первая легенда о Ларре, сыне орла. Он был удивительно красив, но его надменный взгляд отражал людей. Помимо высокомерия и презрения, Ларра проявил неоправданную жестокость по отношению к девушке, которая отвергла его. За гордость и убийство Ларра была наказана изгнанием из племени и осуждением на вечное одиночество. Здесь автор подчеркивает, что даже самая пресловутая гордая женщина не может жить вне общества. Поэтому Ларра пыталась покончить жизнь самоубийством. Но его каменное сердце не принимало смерть.

Персонаж другой легенды, Данко, самоотвержен как легендарный Прометей. Несмотря на недоверчивость толпы и попытки людей убить его, Данко попытался помочь им и сделал это ценой собственной жизни, вырвав свое сердце из груди. Ярко пылающее беспокойное теплое сердце молодого человека осветило путь, и неблагодарные люди, используя его свет, были спасены.

Сама Изергиль, вспоминая свою молодость, рассказывает о своих любовниках и чувствах, которые ей пришлось испытать. Не с каждым из своих любимых она могла бы быть счастлива. Чаще всего ее окружали обман, предательство и страсть, которые она, по неопытности, приняла за любовь. Но она боролась за свое счастье как могла и даже сожгла дом румына, который убил человека, которого Изергиль действительно любил. Несмотря на все трудности, которые пришлось пережить этой старушке, ей удалось сохранить тепло и чистоту мыслей в своей душе.

Конец истории довольно символичен. Изергиль указывает на горящие искры на расстоянии — искры из сердца Данко. Доброе сердце человека не может быть забыто, и оно действительно способно осветить путь и согреть любого, кто прикоснется к нему.


Пример сочинения 2

Романтические рассказы принесли известность молодому Горькому, стали своеобразной визитной карточкой писателя. В них отражается связь Горького с предшествующей литературной традицией, романтическим мировоззрением.

Одновременно писатель переосмысляет эту традицию в духе нового времени, современной ему эпохи.

В центре художественного мира Горького стоит человек, стремящийся быть хозяином своей судьбы, сильная личность, которому подвластны не только другие люди, но и природа. Свою концепцию отношения человека к окружающему его миру Горький позже вложит в уста одного из персонажей пьесы «На дне»: «Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все остальное — дело его рук и его мозга!» Главными героями романтических рассказов Горького становятся люди не просто сильные, а исключительные по своим способностям, как того требует романтическая традиция.

В рассказе «Макар Чудра» повествуется о молодом цыгане Лойко Зобаре и о его возлюбленной Радде. Зобар, по словам Макара, «удалой был малый», мог украсть понравившегося ему коня из-под носа целого полка солдат. А Радда была необыкновенно красивой. Макар даже не может описать ее красоту словами, а только говорит: «Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает». А еще Радда отличалась непомерной гордостью и любовью к воле. Рассказчик подчеркивает яркость характеров этих героев, их выделенность на общем фоне. Зобар лучше всех играет на скрипке, и удивительная музыка, которую он создает, вторит его характеру: «.. .от той музыки захотелось чего-то такого, после чего и жить уж не нужно было, или, коли жить, так — царями над всей землей».

Удалой Зобар полюбил Радду, как только увидел ее, но Радда насмехается над ним и над его любовью. Наконец она ставит условие, что выйдет за Зобара только тогда, когда он поклонится ей в ноги и поцелует правую руку — окажет такие почести, какие у цыган оказывали только «старшему товарищу юнаку». Зобар соглашается, но вместо того, чтобы пройти через такое унижение и навсегда покориться Радде, он убивает ее на глазах у всего табора, а потом сам погибает от руки ее отца. Только смерть обоих героев может разрешить конфликт между чувством любви и чувством гордости, которые переживают Радда и Лойко Зобар.

Романтический герой не может поступиться ни любовью, которая сильнее жизни, ни гордостью, не знающей границ. Интересно оценивает поступок Радды и Зобара сам рассказчик Макар Чудра. По его мнению, именно так и должен поступить по-настоящему свободный человек, чтобы сохранить свою свободу. Он говорит: «Ну, сокол, хочешь скажу одну быль? А ты ее запомни и, как запомнишь, — век свой будешь свободной птицей». Свобода достигается ценою жизни — вот главный вывод, который делает из своей истории Макар.

Исключительность романтических героев, их стремление к абсолютной свободе становятся причиной их одиночества. Такими героя-ми-одиночками, противопоставленными людям, которые их окружают, являются Ларра и Данко, герои легенд, рассказанных старухой Изергиль.

Ларра — сын орла. От своего отца он унаследовал гордость, ведь сам орел, почувствовав приближение смерти, сложив крылья, упал сверху на скалы, чтобы никто не увидел, как он начинает слабеть и стареть.

Люди не замечают в нем ничего исключительного, «только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Ларру отличает непомерная гордость и презрение к другим, он говорит на равных со старейшинами, и то только когда захочет сам. Нельзя сказать, что Ларра чувствует за собой вину в том, что он делает. В нем действительно течет орлиная кровь, он не знает, что можно жить и вести себя как-то иначе. Он убивает девушку, дочь одного из старейшин, так же просто, как в свое время его отец похитил из племени его мать, и не чувствует за собой никакой вины: «.. .Он стоял один против всех, рядом с ней, и был горд, — не опустил своей головы, как бы вызывая на нее кару». Для него не существует моральных и нравственных запретов, которые обычно руководят поступками людей. Он свободен, но это звериная свобода, которая позволяет сильным убивать слабых, всеми способами добиваться желаемого.

Если Ларра воплощает собой романтический антиидеал, высшую степень гордости, индивидуализма и презрения к людям, то в Данко, наоборот, воплотился романтический идеал, высшая степень любви к людям, готовности пожертвовать собой ради их спасения, обретения ими свободы.

По мнению старухи Изергиль, отличительной чертой Данко была его красота, а «красивые — всегда смелы». Ему было жалко людей, и он решил повести их сквозь лес, чтобы когда-нибудь дойти до конца и снова выйти на привольную, солнечную степь. Люди готовы последовать за ним, потому что «он был лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Люди долго шли через лес, «каждый шаг стоил много пота». Наконец, измотанные и напуганные грозой, люди стали упрекать Данко в том, что он, молодой и неопытный, повел их на верную смерть. Данко же был движим только любовью и состраданием к людям, и, несмотря на все их черные и злобные мысли, его сердце «вспыхнуло желанием спасти» их. Данко приносит себя в жертву людям: он разрывает грудь и вытаскивает оттуда свое сердце. Перед таким неслыханным самопожертвованием затихает лес, отступает гроза, и люди находят дорогу из леса. Счастливые, они бегут по солнечной степи к реке, красной, «как кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко». И никто не замечает, что «гордый смельчак» Данко умирает.

Несмотря на то что во имя любви к людям Данко совершает неслыханный подвиг, люди не признают его «своим». На протяжении всей легенды сохраняется противопоставление Данко и других людей из его племени, которое перерастает в настоящее противостояние. В лесу замученные, обессиленные люди начинают обвинять смелого Данко во всех своих несчастьях, готовы броситься и растерзать его за то, что он не оправдал их надежды. Подобно Ларре, с его презрением ко всему человеческому роду, Данко, с его бесконечным человеколюбием, попадает в положение отверженного: «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них». Негодование людей, их неприятие Данко связано не только с тем, что он не может спасти их. Ведь когда Данко выводит свое племя из леса и умирает, один «осторожный человек» замечает, что рядом с Данко еще горит его «смелое сердце», и наступает на него ногой, словно «боясь чего-то».

Ларру люди наказывают бессмертием, вечным скитанием. Поначалу сын орла рад, что его оставляют в живых, но через несколько десятков лет Ларра понимает, на что он обрек себя, и приходит к людям, чтобы умереть. Однако кара настолько сильна, что ни камни, ни нож не ранят его. Он обречен терпеть муку до конца. Когда люди смеялись над Ларрой, он «все искал чего-то на своей груди, хватаясь за нее руками». Наверное, Ларра пытался нащупать у себя сердце, душу, которой у него не было.

Между двумя легендами находится рассказ о самой старухе Изергиль, чья жизнь полностью была посвящена любви. Сама старуха осуждает Ларру и думает, что ее жизнь и судьба повторяют, скорее, путь Данко. В самом деле, ее жизнь, как и жизнь Данко, целиком была посвящена любви — героиня абсолютно в этом уверена. Однако сразу бросается в глаза, с какой легкостью забывала она свою прежнюю любовь ради новой, как просто оставляла некогда любимых людей. Они переставали существовать для нее, когда проходила страсть.

Центральной темой романтических рассказов становится тема свободы. Автор не принимает тот вариант свободы, который описывается в рассказе «Макар Чудра», в легенде о Ларре, да и в самом рассказе о старухе Изергиль. Убийство и отчуждение к людям — слишком высокая цена за романтическую свободу. Но и прорыв к свободе Данко тоже ведет к смерти главного героя. После прочтения легенды о Данко остается вопрос, достойны ли свободы и счастья люди, которые чуть не убили своего спасителя и даже не заметили его смерти (а кто заметил — осторожно наступил на его сердце). Получили ли они свободу или в эту солнечную степь они принесут трусость и злобу, о которой узнали, живя в лесу, в ядовитом смраде болот?

Настоящую свободу повествователь видит вокруг себя, в реальном мире, в сильных мужчинах и женщинах, которые, смеясь, идут к морю, в их песне, льющейся «разноцветными ручьями». Свободу символизирует и природа вокруг него: шумящее море, широко раскинувшаяся необъятная степь, небо, «украшенное золотистыми крапинками звезд». Наконец, величайшим чудом, которое он сравнивает с горящим сердцем Данко, герой признает человеческую фантазию, «создавшую столько красивых и сильных легенд». Именно в способности человека творить писатель видит настоящую свободу, что он и подтверждает всем своим творчеством.


Пример сочинения 3

Молодой Горький воспевал гордых людей, ставящих себя над обществом. Герои его ранних произведений уходят в «бося­ки», не желая мириться с участью рабов. Они не хотят быть от­вергнутыми и стремятся сами отвергнуть общество, его лице­мерные попытки и претензии на установление нравственных норм, спешат отбросить пресловутую «мещанскую сытость».

Критик А. Богданович говорил о первых рассказах и очерках писателя: «От большинства очерков г. Горького веет этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется бодрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отли­чаются от очерков других авторов, касающихся того же мира нищеты и отверженности».

Когда Алексей Максимович Пешков избрал себе псевдо­ним «Горький», в этом уже был вызов, брошенный литературной среде. Сама писательская судьба сквозила в этом псевдо­ниме, заранее настраивая читателя. Популярность Горького уже на рубеже веков была настолько громкой, что даже от­крытки с его изображением раскупались весьма бойко.

Он любил повторять в юности: «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться». Его первое произведение «Макар Чудра» было «рассказом в ра

В самом деле, ее жизнь, как и жизнь Данко, целиком была посвящена любви — героиня абсолютно в этом уверена. Однако сразу бросается в глаза, с какой легкостью забывала она свою прежнюю любовь ради новой, как просто оставляла некогда любимых людей. Они переставали существовать для нее, когда проходила страсть.

Центральной темой романтических рассказов становится тема свободы. Автор не принимает тот вариант свободы, который описывается в рассказе «Макар Чудра», в легенде о Ларре, да и в самом рассказе о старухе Изергиль. Убийство и отчуждение к людям — слишком высокая цена за романтическую свободу. Но и прорыв к свободе Данко тоже ведет к смерти главного героя. После прочтения легенды о Данко остается вопрос, достойны ли свободы и счастья люди, которые чуть не убили своего спасителя и даже не заметили его смерти (а кто заметил — осторожно наступил на его сердце). Получили ли они свободу или в эту солнечную степь они принесут трусость и злобу, о которой узнали, живя в лесу, в ядовитом смраде болот?

Настоящую свободу повествователь видит вокруг себя, в реальном мире, в сильных мужчинах и женщинах, которые, смеясь, идут к морю, в их песне, льющейся «разноцветными ручьями». Свободу символизирует и природа вокруг него: шумящее море, широко раскинувшаяся необъятная степь, небо, «украшенное золотистыми крапинками звезд». Наконец, величайшим чудом, которое он сравнивает с горящим сердцем Данко, герой признает человеческую фантазию, «создавшую столько красивых и сильных легенд». Именно в способности человека творить писатель видит настоящую свободу, что он и подтверждает всем своим творчеством.


Пример сочинения 3

Молодой Горький воспевал гордых людей, ставящих себя над обществом. Герои его ранних произведений уходят в «бося­ки», не желая мириться с участью рабов. Они не хотят быть от­вергнутыми и стремятся сами отвергнуть общество, его лице­мерные попытки и претензии на установление нравственных норм, спешат отбросить пресловутую «мещанскую сытость».

Критик А. Богданович говорил о первых рассказах и очерках писателя: «От большинства очерков г. Горького веет этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется бодрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отли­чаются от очерков других авторов, касающихся того же мира нищеты и отверженности».

Когда Алексей Максимович Пешков избрал себе псевдо­ним «Горький», в этом уже был вызов, брошенный литературной среде. Сама писательская судьба сквозила в этом псевдо­ниме, заранее настраивая читателя. Популярность Горького уже на рубеже веков была настолько громкой, что даже от­крытки с его изображением раскупались весьма бойко.

Он любил повторять в юности: «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться». Его первое произведение «Макар Чудра» было «рассказом в рассказе». Макар Чудра ценит главную цен­ность в жизни — свободу: «Что ж, — он (землепашец) родил­ся затем, что ли, чтоб поковырять землю, да и умереть, не ус­пев даже могилы самому себе вырыть? Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб — как только родился, всю жизнь раб, и все тут!» Его романтический герой — герой одной страсти. Изо­бражается он крупно, без психологических тонкостей и дета­лей. Вот так и появляется герой повествования Макара цы­ган Лойко Зобар: «У него не было заветного — нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было».

Обратим внимание на сердце, которое Лойко может вы­рвать из груди. Этот мотив Горький разовьет в рассказе «Ста­руха Изергиль», но в другом ключе. Данко отдает самое глав­ное, самое заветное. У Лойко ничего заветного нет, и ему ничего не жаль. Вроде бы действительно свободный, лихой, ничего не жалеющий… Останавливает только это: «Не было заветного». Для Макара Чудры отсутствие заветного — черта положительная: человек не должен быть ни к чему привя­зан, будь то земля, деньги, конь, девушка. А точно ли ато по­ложительная черта? Вот крадет Лойко коней. Лихое ремес­ло, занятие для свободного человека.

 Однако любопытная деталь: конокрадов большей частью при поимке властям не сдавали! Их убивали, точнее, забивали на месте. Что значит увести у крестьянина коня? Пустить по миру, обречь на бат­рачество, на разорение. А Лойко крадет коней, причем даже не из-за денег, а просто так. Это свобода или своеволие? Пре­жде чем его описание появляется в рассказе, раздается музы­ка. Даже в ней звучало гордое сознание исключительности, царственного величия. После такого победного гимна появ- ляется человек, о котором читатель узнает только три под­робности: «У него есть усы, кудри и улыбка как солнце». Так и должен выглядеть настоящий романтический герой, несу­щий на себе два цвета, красный и черный, цвета трагедии.

Лойко изображается так: «Усы легли на плечи и смеша­лись с кудрями, очи как ясные звезды горят, а улыбка — це­лое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем. Стоит весь, как в крови, в огне костра и свер­кает зубами, смеясь».

Он влюбляется в красавицу Радду, «царицу-девку», кото­рой «красоту можно бы на скрипке сыграть». И само море поет «торжественный гимн гордой паре красавцев-цыган.л». Однако Радда не желает расставаться со своей свободой, и эта история любви кончается трагически. Отец Радды карает Зо-бара смертью за убийство Радды.

Один из самых запоминающихся образов Горького-ро­мантика — образ Данко. Он полон готовности к самопожерт­вованию ради народа. Сердце Данко — «факел великой люб­ви к людям». Силой .этой любви он живет и действует, совершает подвиг — выводит свой народ из тьмы и угнетения к свободе — и гибнет ради блага народа.

Одна из важнейших сторон романтики молодого Горько­го — это образ прекрасного мира, поэтизация красоты чело­века и окружающей его природы, упоение радостью жизни, которому отдаются романтические герои поэм, песен, легенд и рассказов. В облике старухи Изергиль есть черты, импони­рующие рассказчику: страстное жизнелюбие, неисчерпае­мая воля к жизни и ее радостям, пафос вольности, независи­мости. «Свобода любит красоту, а красота — свободу», — позже напишет Горький в одной из своих статей.

 Писателю казалось, что история жизни Изергиль должна нравиться женщинам, способна возбудить в них жажду свободы, красо­ты». Для Изергиль свобода — это свобода чувства, свобода личности. Она неподкупна, хотя многим дарит свою любовь, горда и независима, способна к благородному поступку, хотя и изменчива. Она совершает подвиг, правда не во имя идеи, а ради любимого. Ей не чужда мечта о герое, она способна лю­боваться красотой подлинно героической жизни. «А когда человек любит подвиги, — говорит Изергиль, — он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, — те просто лентяи или трусы…» Благодаря об­разу Изергиль в рассказе-триптихе мотивы радости жизни и любования прекрасным миром совмещаются с мотивами ге­роического самопожертвования Данко, его борьбы за свободу и благо родного племени. Красотой блещет и тот свободный край, куда Данко вывел родной народ, осветив путь вырван­ным из груди сердцем.

Основная настроенность горьковской романтики — ге­роическая. Однако у певца «безумства храбрых» мы находим и цикл романтически окрашенных произведений, где возвы­шенно настроенный герой дан в обстановке реальной, повсе­дневной современной жизни, где основной конфликт и драму героя составляет расхождение между мечтой, идеалом и не­приглядной действительностью. Наконец, у Горького-роман­тика есть несколько интересных «героикомических» произ­ведений, например рассказ «Ошибка» (1895 год). Фабула рассказа такова. Статистика Кравцова признают сошедшим с ума. Около него по очереди дежурят его сослуживцы.

 Крав­цов буянит, обличает порядок окружающей жизни, которая кажется ему безумием. Он призывает порвать путы мещан­ского существования и зовет к иной жизни, более осмыслен­ной. Речи «сумасшедшего» Кравцова кажутся некоторым его сослуживцам не менее разумными и более возвышенными, чем речи здоровых людей. Статистик Ярославцев видит в Кравцове пророка и учителя жизни, заражается его «безуми­ем». В результате обоих — Кравцова и Ярославцева — от­правляют в сумасшедший дом.

«Безумие» Кравцова в «Ошибке» — это, по существу, «высокая болезнь» романтика, героически настроенного и охваченного порывом к свободе, к творчеству и красоте. Кравцов сам прямо говорит о своей приверженности роман- тизму: «Те, что изгнали из жизни весь романтизм, раздели нас донага…»

В романтических произведениях Горького оттачивался его знаменитый стиль, над которым порой иронизировали крити­ки, зато который так нравился читателям. Влияние горьков-ского стиля на литературу рубежа веков оказалось огромным.

Максим Горький — известный русский писатель, который поднимал в произведениях такие вечные проблемы, как любовь, дружба, верность долгу. Среди его работ — «Старуха Изергиль», «На дне», «Челкаш». Здесь автор рассуждает о сущности сильного и свободного человека.

Так, «Старуха Изергиль» — рассказ, который знакомит читателя с легендами о Ларре и Данко. Данко — красивый и смелый юноша, который любит остальных больше, чем себя. Герой отличается мужественностью; он бесстрашен. Важно отметить, что к подвигу молодого человека влечёт цель исключительно благородная, так как он хочет быть полезным обществу. Однажды юноша оказался с племенем в непроходимом лесу. Люди боялись, что не смогут выбраться из леса живыми, если только не согласятся принести врагу в жертву собственную волю. Но Данко спас племя. Он вырвал сердце, которым освещал путь. Герой верил в себя, не думал о собственной жизни, пытаясь спасти остальных. Данный образ проникнут подлинной любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Образ Данко воплощает в себе идеал человека — гуманиста и личность большой духовной красоты.

Другой пример, когда сущность и сила человека стали основой для образа героя, — «Челкаш». Отставной военный офицер отличается от других людей необычной судьбой и характером. На протяжении всей жизни он был увлечён красотой, которую дарило ему море. В рассказе автор зарисовывает историю героя, что с самых верхов постепенно спускался вниз по социальной лестнице. Челкаш всегда оставался бедным и одиноким, а люди видели его только в грязной и рваной одежде. Мужчина не переживал о будущем, отдавал предпочтение мыслям о сегодняшнем дне. Можно с уверенностью сказать, что он жил в моменте. Герой не работал, так как из-за нечистой репутации работодатели отказывали ему. Минусом стало то, что герой не пытался исправить ситуацию, не хотел признавать собственных проблем. Он много пил, пытался избавиться от наводящих мыслей, с чему ему также помогало море. Это свободный человек, который позволяет себе жить сегодня, не работать. Однако одновременно Челкаш — человек слабый, ведь он не в состоянии преодолеть сложившеюся жизненную ситуацию.

Увидеть слабых персон, некоторые из которых готовы продать душу дьяволу ради благополучия, можно в пьесе «На дне». Герои здесь оказались в самом низу социальной иерархии, не стали заботиться о будущем. Они жили в грязи и в состоянии постоянной нуждаемости. Важно отметить, что это относится ко всем героям, за исключением Пепла и Луки. Пепел силен тем, что он влюблен в Наташу. Однако герой убивает хозяина ночлежки, чем перечеркивает всю свою жизнь. Лука силен духовно и морально, не отчаивается, а даёт надежду на спасение всем обитателям ночлежки.

Таким образом, в произведениях Максима Горького есть сильные и слабые герои. Это люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, а также те, что встали на дорожку тунеядства и убогой жизни по собственному желанию.

Романтизм в творчестве М.Горького.

 Анализ рассказа «Старуха Изергиль»

       Цели 

1. Развитие мыслительных способностей учащихся.

2. Умение сопоставлять характеристики главных героев для раскрытия    основной идеи произведения.

 3. Формирование у учащихся нравственных качеств личности, взглядов и убеждений.

Задачи слайд 2

  1. Продолжить знакомство с ранним творчеством М. Горького;
  2. Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко;
  3. Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;
  4. Рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении.

Ход урока.

 «Если только для себя, то зачем ты?» слайд 3

I. Организационный момент

В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.

II. Основная часть

1. Ранние рассказы М. Горького имеют романтический характер.

Приём корзинка «— Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизму, назовите его отличительные особенности.»

Романтизм — особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.

Слайд 4. Сравниваем  с «корзинкой»

2. Романтизмом окутано всё произведение. Романтические герои  предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом). Беседа по вопросам:

— В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток);

— Какие природные образы вы могли бы выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);

— Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (эпитеты, олицетворение, метафору);

— Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).

ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.

3. Композиция рассказа “Старуха Изергиль”.

— Каково композиционное решение рассказа?

Слайд 5

— В произведениях, каких авторов мы встречались с такой композицией? (“Ася” И.С. Тургенева, “После бала” Л.Н. Толстой, “Макар Чудра”, “Песенка о Соколе” М. Горький).

— Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в рассказе? (В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа).

— Сколько частей в композиции вы могли бы выделить? (Три части: 1 часть – легенда о Ларре; 2 часть – история жизни и любви Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко).

4. Анализ легенды о Ларре. Слайд 6,7

  1. Как изображает М. Горький Ларру? (Портрет, речь)
  2. Важно ли, что Ларра – сын женщины и орла?
  3. Каковы люди, к которым привела его мать? По каким нравственным законам они живут?
  4. В чем суть конфликта людей и Ларры?
  5. «Экспозицией» легенды является фраза: «Вот что может сделать бог с человеком за гордость!» Слайд 8 Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.
  6. В чем трагедия бессмертия Ларры?    

5. Анализ легенды о Данко. Слайд 9,10

  1. Портретная характеристика, детали и их функции.
  2. Чем отличается «сильный» Данко от «сильного» Ларры?
  3. Изергиль называет «гордым» и Ларру, и Данко. В одном  и том же значении употреблен эпитет или нет?  

а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко).

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

б) Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь к людям, желание помочь им)

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

— Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

6. После анализа легенды о Ларре и Данко самостоятельная работа учащихся. Учащиеся сопоставляют Данко и Ларру, выводы записывают в тетрадь. Проверка таблицы.

Таблица 1

В результате работы учащихся с таблицей может получиться следующее:

Таблица1

Сопоставление образов Данко и Ларры

Критерии

Данко

Ларра

1. Отношение к толпе

Любовь, жалость, желание

Презирает людей, относится к

помочь им

ним высокомерно, не считается

с ними

2. Толпа — герой

конфликт

конфликт

3. отличительная черта характера

Любовь, сострадание, смелость,

Гордыня, эгоизм, крайний

милосердие, мужество, умение

индивидуализм, жестокость

подавить гордыню

4. Отношение к жизни

Готов пожертвовать своей

Берет от жизни и людей все, но

жизнью ради спасения людей

ничего не отдает взамен

5. Легенда и современность

Голубые искры (свет, тепло)

Превращается в тень (тьма,

холод)

6. Поступки, совершаемые героями

Подвиг ради любви к людям,

Зло, преступление

добрые поступки

7. Отношение писателя к героям

Идеал, воспевает его красоту,

Антиидеал, осуждает его

смелость, подвиг ради любви к

поступки, античеловеческую

людям

сущность

7. Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький? (главной героиней рассказа является все-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, понять, что для нее является важным, главным). Слайд 11

Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль. Слайд 12

Учащиеся самостоятельно отмечают, проверка. Обоснуйте свой выбор. (Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь) 

А к какому герою относит героиню автор? Проверка

Как вы считаете, почему именно к Ларре относит Горький старуху Изергиль? (ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нем)

 слайд 13

III. Вывод по уроку. Подведение итогов урока.

Слайд 14  Возвращаемся к задачам занятия

Домашнее задание   Слайд 15

IV. Домашнее задание: 

  1. Чтение пьесы
  2. Рассмотреть историю создания пьесы А М Горького “На дне”; жанр произведения, конфликт.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Волкова Е.В.Романтические рассказы М.Горького. Анализ рассказа «Старуха Изергиль» http://festival.1september.ru/articles/567874/
  2. Бражникова С.В Урок по теме: Романтические бунтари М. Горького (по рассказу «Старуха Изергиль»)  http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/urok-po-teme-romanticheskie-buntari-m-gorkogo
  3. Русская литература XX века – Учебник для 11 класса / под ред. В.В. Агеносова: М.: Издательский дом “Дрофа” 1997 г.;
  4. Н.В. Егорова: Поурочные разработки по русской литературе XX века 11класс. М.: Изд-во “ВАКО”, 2007 г.;
  5. Б.И. Турьянская: Литература в 7 классе – урок за уроком. М.: “Русское слово”, 1999 г.

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Горький М. / Старуха Изергиль / Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»)

Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»)

    Героями ранних произведений Горького становятся люди гордые, сильные, смелые, которые в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений — рассказ “Старуха Изергиль”.

    Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. В легенде повествуется о смелом и красивом юноше Данко, который любит людей больше, чем себя, — беззаветно и всем сердцем. Данко — настоящий герой — мужественный и бесстрашный, во имя благородной цели — помощи своему народу — он способен на подвиг. Когда охваченное страхом, обессиленное долгим странствием по непроходимому лесу племя уже хотело идти к врагу и принести ему в дар свою свободу, появился Данко. В его глазах светились энергия и живой огонь, народ поверил в него и пошел за ним. Но утомленные трудным путем, люди опять пали духом и перестали верить Данко, и в этот переломный момент, когда озлобленная толпа стала плотнее окружать его, чтобы убить, Данко вырвал сердце из своей груди, осветив им путь к спасению.

    Образ Данко воплощает в себе высокий идеал — гуманиста, личность большой духовной красоты, способную к самопожертвованию ради спасения других людей. Этот герой, несмотря на свою мучительную смерть, не вызывает в читателе чувство жалости, потому что его подвиг выше подобного рода чувств. Уважение, восторг, восхищение — вот что чувствует читатель, представляя в своем воображении юношу с пламенным взором, держащим в руке искрящееся любовью сердце.

    Положительному, возвышенному образу Данко Горький противопоставляет “негативный” образ Ларры — гордеца и эгоиста Ларра считает себя избранным и на окружающих его людей смотрит, как на жалких рабов. На вопрос, почему он убил девушку, Ларра отвечает: “Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги, а владеет он животными, женщинами, землей… и еще многим”.

    Его логика проста и ужасна, если бы каждый стал следовать ей, то на земле в скором времени осталась бы жалкая горстка людей, борющихся за выживание и охотящихся друг на друга. Понимая всю глубину неправоты Ларры, не в состоянии простить и забыть совершенное им преступление, племя осуждает его на вечное одиночество. Жизнь вне общества порождает в Ларре чувство невыразимой тоски. “В его глазах, — говорит Изергиль, — было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира”.

    Гордость, по мнению автора, — чудеснейшая черта характера. Она делает раба свободным, слабого — сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит ничего обывательского и “общепринятого”. Но гипертрофированная гордость порождает абсолютную свободу, свободу от общества, свободу от всех моральных устоев и принципов, которая в итоге приводит к ужасным последствиям.

    Именно эта мысль Горького является ключевой в рассказе старухи Изергиль о Ларре, который будучи именно таким — абсолютно свободным — индивидуумом, умирает духовно для всех (и прежде всего для самого себя), оставаясь жить вечно в своей физической оболочке. Герой обрел в бессмертии смерть. Горький напоминает о вечной истине: нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Ларра был обречен на одиночество и истинным счастьем считал для себя смерть. Подлинное же счастье, по мнению Горького, заключается в том, чтобы отдать себя людям, как это сделал Данко.

    Отличительная черта данного рассказа — резкий контраст, противопоставление хорошего и плохого, доброго и злого, светлого и темного.

    Идейный смысл рассказа дополняется обрисовкой образа повествовательницы — старухи Изергиль. Ее воспоминания о своем жизненном пути — тоже своеобразная легенда о смелой и гордой женщине. Старуха Изергиль больше всего ценит свободу, она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: “Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно”.

    В рассказе “Старуха Изергиль” Горький рисует исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего. Для него Изергиль, Данко и Ларра, несмотря на крайнюю противоречивость натуры первой, кажущуюся бесполезность подвига второго и бесконечную отдаленность от всего живого третьего, — подлинные герои, люди, несущие в мир идею свободы в разных ее проявлениях.

    Однако для того чтобы по-настоящему прожить жизнь, недостаточно “гореть”, недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь главное — цель. Цель, которая оправдывала бы существование человека, потому что “цена человека — дело его”. “В жизни всегда есть место подвигу”. “Вперед! — выше! все — вперед! и — выше — вот кредо настоящего Человека”.

/ Сочинения / Горький М. / Старуха Изергиль / Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»)

Смотрите также по
произведению «Старуха Изергиль»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев

  • Восклицательные предложения в сказках пушкина примеры
  • Все на виду как пишется
  • Все мультфильмы по сказкам пушкина
  • Все любимые сказки и стихи михалкова
  • Все любимые сказки аня доброчасова