Ценности воспитания в литературных произведениях К.Д. Ушинского
Константин Дмитриевич Ушинский известен как великий русский педагог, но не меньшую известность принесли ему и рассказы, сказки, написанные для детского чтения. Литературная деятельность К.Д. Ушинского — одно из замечательных проявлений многогранности его таланта. Этому серьезному труду было осознанно отдано им не только время кропотливой творческой работы по созданию специальных детских книг для первоначального чтения, но и многие годы сотрудничества в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», «Журнале Министерства народного просвещения», «Народная школа», в газетах «Голос» и «Санкт-Петербургские ведомости». В течение почти всей своей творческой жизни он писал стихи и очерки, пробовал свои силы в драматургии, опубликовал ряд литературно-критических статей, рецензий и обзоров, а также художественных переводов произведений зарубежных авторов. Но особенно был известен он, конечно, как детский писатель, автор рассказов и сказок, обработок для детского чтения фольклорных материалов и произведений русской классики.
Родной язык, считал учёный-педагог, — это величайший наставник, учивший народ до появления книг и школ. Ребёнок усваивает не только слова, но и много понятий, мыслей и чувств, художественных образов, логику и философию языка. Именно поэтому К.Д. Ушинский занялся составлением книг для первоначального обучения детей до 10 лет.
Педагоги и воспитатели дошкольных учреждений хорошо знают К.Д. Ушинского как автора двух популярнейших книг. В 1861 г. вышел «Детский мир», а в 1864 г. — «Родное слово». Они выдержали десятки изданий, по ним учились вплоть до 20-х годов XX века.
Большинство литературных произведений Ушинского опубликовано в его книге «Родное слово» — своеобразной детской энциклопедии, рассчитанной на первоначальное обучение ребенка, главным образом деревенского. Короткие рассказы Ушинского для детей отличаются мастерством популяризации («История одной яблоньки», «Как рубашка в поле выросла»), умелым использованием фольклорных традиций («Жалобы зайки», «Васька»); немногословная нравоучительность достигается в них тщательным отбором деталей, четкостью и ясностью мысли («Орел и кошка», «Лекарство», «Детские очки»). Они были доступны детскому сознанию. Оставаясь верным принципам реалистической педагогики Коменского и Песталоцци, Ушинский пишет впервые в России книги для детей на материале, доступном детскому пониманию.
Рассказы великого педагога и писателя и сейчас входят в круг чтения детей. Они написаны простым, доступным языком, понятны и интересны им, полны доброты и мягкого юмора, по ним и сейчас учат читать, познавать окружающую жизнь, используют в семье и детском саду во время бесед, занятий по рисованию и лепке и других видах деятельности. Они будят в человеке добрые чувства — благородство, справедливость, верность, сопереживание и сострадание. Мораль его сказок не навязчива. Детям дошкольного возраста рекомендуют читать рассказы и сказки писателя: «Бишка», «Васька», «Коровка», «Лошадка», «Уточка», «Ласточка», «Петушок с семьёй», «Два козлика», «Четыре желания», «Орёл и кошка», «Гусь и журавль», «Медведь и бревно» и др.
Различные диалоги и ситуации, которые наполняют произведения писателя, ставят детей перед проблемой выбора героя, времени, учат мыслить, сопереживать, делать выводы и поступать правильно.
Сказка «два козлика»
— о том, как встретились два козлика при переходе реки и не хотели уступать один одному дорогу, а в итоге оба упали в реку. Написана для того, чтобы высмеять упрямство.
Сказка «Слепая лошадь»
— о том, как лошадь спасла жизнь своему хозяину, и он пообещал всегда за ней ухаживать. А когда она стала не нужна, он забыл о своем обещании и выгнал лошадь на улицу. С помощью этой сказки можно рассказать о том, что дал слово – держи, показать. Как противно предательство. Кроме того, можно показать ребёнку, что справедливость всегда восторжествует.
Сказка «Ветер и Солнце»
— о том, как поспорили они, кто сильнее и пытались снять плащ с человека. Сказка учит тому, что с помощью ласки и доброты можно добиться гораздо большего, чем с помощью гнева.
Сказка «Два плуга»
— о том, как два совершенно одинаковых плуга стали разными: один сверкал, а второй заржавел. Читайте эту сказку специально для того, чтобы воспитывать в детях трудолюбие.
Сказка «Лиса и козел»
— о том, как лиса обхитрила козла и вылезла из колодца. Можно научит ребенка анализировать ситуацию и не давать водить себя за нос. НО! Не стоит учить ребенка, что быть хитрым – очень хорошо, а то потом почувствуете это на себе. Хитрить хорошо только для того, чтобы найти выход из тяжелой ситуации. А еще если обратить внимание на начало сказки. Можно показать ребенку, что надо быть внимательным, чтобы не угодить в тяжелую ситуацию.
Сказки «Козел» и «Петушок с семьей»
— о том, как все устроено в семье, как распределены роли между членами семьи. Это глубокий смысл, а читаются эти коротенькие сказочки быстро и легко. Можно показать ребенку, что в семье должен быть мир и порядок, и не надо ссориться. Также показан папин авторитет.
Сказка «Умей обождать»
— о том, как курочка предупреждала петушка не есть зеленую смородину, не пить холодную воду, не кататься на тонком льду, а подождать пока смородинка созреет, водичка согреется, а река замерзнет сильнее. Но петушок не слушался и попадал в беду. На примере этой сказки можно показать, что когда мама (папа) что-то не разрешают, на это есть веские причины, что не стоит торопиться там, где лучше подождать
Литература:
- Богуславский М. Ушинский К.Д. (1824-1870) // Вестник образования. – 2004 — № 15 с.70-76.
- Гоначаров Н.К. Педагогическая система Ушинского К.Д. – М.: Педагогика, 1974. – с.145-156.
- Егоров С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов. Под ред. Егорова С.Ф. – М., Академия, 2001. – 317 С.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. – М.:, Просвещение, 1968. – 371 С.
С.В. Бабаян
учитель истории и
обществознания
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Гимназия №3» г. Белгорода
ВЛИЯНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ И
ГУМАНИЗМА
К. Д. УШИНСКОГО НА ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ
«Педагогика
есть искусство
делать
человека нравственным»
И. Ильин
Данная тему считаю актуальной,
так как в современном мире наблюдается тенденция обращения в обучении,
воспитании и установлении самого педагогического процесса в школе согласно
гуманистическим ценностям, идеям и принципам, обращении к антропологическим
основам. В настоящее время в школах внимание уделяется ведущим, основным
понятиям, относящимся к гуманизму, гуманности.
Гуманистическая педагогика…
Гуманистическое воспитание. Суть их в том, что центром нашего внимания является
Человек. В школе – это Ребенок как цель и вокруг него осуществляется
деятельность. Как средства к достижению этой цели – взрослые, в нашем случае
рядом с ними находятся учителя, воспитатели, психологи, социологи, педагоги.
Какие бы гуманистические принципы
воспитания мы ни провозглашали, линия учитель – ученик, педагог – воспитанник
крепко укоренилась в нас и в итоге постепенно практика человеческих
взаимоотношений сходится на нет, а отсюда появляется и неуважительность,
грубость в адрес педагога.
Гуманистическую педагогику чаще всего
называют инновационной. В чем главная сущность этой педагогики? Гуманизм (от
лат. Humanus – человеческий, человечный) – целостная концепция человека как
наивысшей ценности в мире. Главным положением этой концепции является защита достоинства
личности, признание ее прав на свободу, счастье, проявление и развитие своих
способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни,
труда, обучения и т. д.)
Гуманистическая педагогика – система
научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного,
равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по
своим возможностям. С позиции гуманизма конечная цель состоит в том, чтобы
каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, общения и
познания, свободной, самостоятельной личностью. Гуманистическая педагогика
сориентирована на личность.
Однако сейчас наблюдается активный
процесс возрождения антропологического подхода в воспитании. Что же
подразумевает антропологический подход? Прежде всего, антропология – это совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, егопроисхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах.
Возникновение термина «антропология» восходит к античной философии. Первым его употребил древнегреческий философ Аристотель
(384-322гг до н.э.) для обозначения области знания, изучающей преимущественно
духовную сторону человеческой природы. Антропологический подход
заключается в необходимости изучения самой природы человека, он же становится
основной и главной целью всего изучения. [2, с. 55]
Как известно, многие педагогические
концепции, взгляды строятся на основе представлений о человеке. В таком
контексте педагогика уже выступает как наука о воспитании и обучении человека
через изучение влияния на него культурной, духовной сфер, природной среды,
религии и философии, что в свою очередь формируется на основе антропологических
представлений.[2, с. 58] Одним из основоположников антропологического подхода
является К.Д. Ушинский.
Ушинский
— просветитель-демократ, его лозунг — пробуждать в народе жажду знаний, вносить
свет знаний в глубины народной мысли, видеть народ счастливым.
Исходя
из своих прогрессивных взглядов, Ушинский по-новому взглянул на педагогику как
науку. Он был глубоко убеждён, что без научной базы педагогика может
превратиться в собрание рецептов и народных поучений. Педагогика должна
опираться на научные знания о человеке, на широкий круг антропологических наук,
к которым он относил анатомию, физиологию, психологию, логику, филологию,
географию, политэкономию, статистику, литературу, искусство, среди которых
особое место занимают психология и физиология. [2, с. 174]
Ушинский
понял необходимость всестороннего изучения человека. «Человек как предмет
воспитания» — именно так автор определяет сущность и роль личности в
педагогическом процессе. Доказательством данному тезису является выдержка из
его трудов: «Мы не говорим
педагогам: поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех
психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с
этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. Не
только обстоятельства эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры
воспитанников не походят одна на другую. Едва ли найдется хоть одна
педагогическая мера, в которой нельзя было бы найти вредных и полезных сторон и
которая не могла бы дать в одном случае полезных результатов, в другом вредных, а в третьем никаких«.[5, с. 74] Здесь
мы четко видим основную задачу педагогической антропологии: главное не в том,
чтобы дать универсальные правила воспитания, годные на все случаи жизни, а в
том, чтобы помочь учителям узнать реальные психофизические и психические
закономерности человека, чтобы они могли в каждой конкретной ситуации принимать
наиболее верное и подходящее в данной ситуации решение.
Таким
образом, Ушинский осуществил педагогический синтез научных знаний о человеке,
поднял педагогику на качественно новый уровень.
Итак, с позиции гуманизма конечная
цель обучения и воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать
полномочным субъектом деятельности, общения и познания, свободной,
самостоятельной личностью.
Гуманизацию учебно-воспитательного
процесса следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее
педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления
нормальных человеческих отношений между педагогом и обучающимся, как переход к
личностно-ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной
свободе и деятельности обучаемых.
Гуманизировать
этот процесс – это создать условия, в которых учащийся не может учиться ниже
своих возможностей, не может оставаться равнодушным участником воспитательных
дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика
требует приспособления школы к учащимся, обеспечения атмосферы комфорта и
«психологической безопасности». [3, с. 107]
Здесь
нельзя не упомянуть, что педагогика является не только наукой, но и искусством.
Ведь именно оно позволяет создать ту самую необходимую атмосферу в школе для развития
целостной личности. Считая воспитание величайшим из искусств, К. Д. Ушинский,
начиная со своей первой блестящей работы «О пользе педагогической литературы» и
заканчивая самым значительным, незавершенным произведением «Педагогическая
антропология», утверждал неразрывную связь науки и искусства воспитывать.[4,
с. 42] Поэтому завершить хотелось бы его словами:
«…Во всех областях воспитания мы стоим только при начале великого искусства,
тогда как факты науки указывают на возможность для «его самой блестящей
будущности, и можно надеяться, что человечество устанет гнаться за внешними
удобствами жизни и пойдет создавать гораздо прочнейшие удобства в самом человеке…»
Список использованной
литературы:
1.
Бим — Бад Б.М. Педагогическая
антропология: Курс лекций. — М.: Изд-во УРАО, 2003. – 204с.
2.
Воробьева К.Н. Антропологический подход к
воспитанию.//Педагогика, 2007. – №5. – C. 55–58.
3.
Гончаров Н.Н. Педагогическая система К.Д.
Ушинского. — М., 1974 г. – 325с.
4.
Салтанов Е.Н. Трудовое и нравственное
воспитание в педагогике К.Д. Ушинского. // Педагогика. № 4. 2004 г.
5.
Ушинский К.
Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. // Избранные
пед. соч.: В 2 т. М.: Просвещение, 1976., Т. 1. — 237с.
6.
Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании.//Избранные
педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. – 274с.
©
С. В. Бабаян, 2017
-
Деятельность к.Д. Ушинского как детского писателя. Произведения о детях, их педагогическое значение. Рассказы к.Д. Ушинского о животных, рассказы познавательного характера.
К.Д.Ушинский
(1824—1870) — выдающийся педагог и детский
писатель.
Отрочество
и юность Ушинского прошли в небольшом
городе Новгород-Северске, где он и учился
в гимназии. Позднее Ушинский окончил
Московский университет.
Педагогическая
деятельность. В русской и мировой
педагогике имя К. Д.Ушинского занимает
особое и значительное место. Помимо
громадного вклада в развитие отечественной
педагогической мысли — он справедливо
считается создателем русской народной
школы — чрезвычайно важно и сегодня
его учение о духовной стороне человеческой
жизни, о связи общественного прогресса
с состоянием образования. Большую часть
своей жизни Ушинский посвятил практической
педагогике. Основное его внимание было
сосредоточено на создании русской
народной школы, а также на вопросах
женского образования (несколько лет
он служил инспектором Смольного
института для благородных девиц). В
области народного образования
Ушинский ориентировался на традиционные
ценности жизни народа. В
наступлении эпохи капитализма и
индустриализации он усматривал
«грязь» и «разврат». И утверждал, что
лишь церковь и школа могут вывести «наш
простой народ… в более обширную и
свободную сферу».
Свою
педагогическую практику Ушинский
теоретически осмыслил в большом
двухтомном труде «Человек как предмет
воспитания. Опыт педагогической
антропологии» (1868— 1869). Многие выводы
этого труда не устарели и сегодня. Также
не устарели и отдельные положения его
статьи «Родное слово» (1861). Ушинский
признавал краеугольным камнем формирования
личности нравственное воспитание,
развитие «нравственных чувств». Следует
воспитывать, считал он, не навязывая
ребенку своих убеждений, а пробуждая
в нем «жажду этих убеждений и мужество
к обороне их как от собственно низких
стремлений, так и от других».
В
предисловии к книге «Детский
мир и хрестоматия» (1861)
Ушинский писал, что появление этого
труда вызвано «современной потребностью».
Принципом приобщения детей к основам
наук он провозгласил связь между наукой
и жизнью. Цель его книги — дать ученикам
младших классов по возможности полное
представление о мире, которое поможет
развитию их мыслительных способностей.
Материал располагался по разделам: «Из
природы», «Из географии», «Из русской
истории», «Первые уроки логики». В
приложении-хрестоматии ученик знакомился
с «образцами слога лучших писателей»
— как с классическими произведениями
Крылова, Жуковского, Пушкина, Лермонтова,
так и с произведениями современных
авторов — Некрасова, Тургенева,
Гончарова, Никитина, Майкова и др. В
хрестоматию были включены и произведения
иностранных авторов.
Второй
учебной книгой, созданной Ушинским,
было «Родное
слово» для
детей младшего возраста. Она, как и
первая, имела большой успех. Так же как
«Детский мир…», «Родное слово» слово
сложено на основе фольклора, которому
Константин Дмитриевич отводил
исключительно важную воспитательную
роль, и на лучших литературных
образцах. Ушинский стремится и здесь
дать детям систему реальных знаний,
сохранить энциклопедическую широту.
Произведения
для д е т е й. Ушинский не только обладал
педагогическим талантом, но и проявил
себя как замечательный детский писатель.
Его произведения, помещенные в учебных
книгах, заключают в себе наглядный
моральный урок и несут читателям
конкретные знания. Например, «Детский
мир…» открывается занимательным
рассказом «Дети в роще», где говорится
о пагубности лени и безответственности.
Брат и сестра отправились в школу,
но, привлеченные прохладой рощи,
устремились в нее, а не в школу. Однако
ни муравей, ни белка, ни ручей, ни птичка,
к которым обращаются дети, не желают
веселиться с ними — все они трудятся.
«А вы что сделали, маленькие ленивцы? —
говорит им уставшая малиновка. — В школу
не пошли, ничего не выучили, бегаете
по роще да еше мешаете другим дело
делать… Помните, что только тому
приятно отдохнуть и поиграть, кто
поработал и сделал все, что обязан был
сделать».
Рассказы
«Зима», «Весна», «Лето» и «Осень» дают
представление о смене времен года.
Простые понятия, ясный язык, спокойная
интонация — все располагает маленького
читателя к восприятию информации,
заключенной в этих рассказах.
На
полях появляются сначала проталины; но
скоро земля, мокрая, пропитанная
водою, повсюду показывается из-под
снега. Пройдет еще неделя-другая — и
снег останется разве где-нибудь в
глубоком овраге, куда не заглядывает
солнце. Небо становится все синее, а
воздух все теплее.
Ушинский
никогда не упускает возможности от
конкретных описаний обратиться к более
высоким материям, к выводам, направленным
на духовное развитие. Рассказ «О человеке»
начинается словами: «Я человек, хотя
еще и маленький, потому что у меня есть
такая же душа и такое же тело, как и у
других людей». Далее идет подробное
описание человеческого тела, а в конце
— напоминание: «Человек одарен прекрасно
устроенным телом, одарен жизнью, одарен
душой — свободной, разумной и бессмертной,
желающей добра и верящей в Творца
Вселенной». В хрестоматии дан короткий
рассказ об органах человеческого тела,
о том, как они перессорились между собой,
увидели, что это плохо, и помирились,
«стали по-прежнему друг на друга работать
— и все тело поправилось и сделалось
здоровым и сильным».
В
«Детском мире…» в разделе «Из русской
истории» напечатаны рассказы Ушинского
о важных исторических событиях. Свои
рассказы из истории Ушинский создавал,
опираясь на Карамзина и на переложение
его «Истории Государства Российского»,
сделанное Ишимовой.
Особая
ценность его рассказов о природе, о
животных («Жалобы зайки», «Пчелки на
разведке» и др.) состоит в том, что
природа в них показана как цельный
и прекрасный мир, полный тайн.
Настала
весна, солнце согнало снег с полей; в
пожелтевшей прошлогодней травке
проглядывали свежие, ярко-зеленые
стебельки; почки на деревьях распускались
и выпускали молоденькие листочки. Вот
проснулась и пчелка от своего зимнего
сна, прочистила глазки мохнатыми
лапками, разбудила подруг, и выглянули
они в окошечко: ушел ли снег, и лед, и
холодный северный ветер?
Такие
рассказы Ушинского, как «Играющие
собаки», «Два козлика», «Лошадь и осел»,
по существу, представляют собой басни.
Согласно басенной традиции автор
завершает их моральными сентенциями.
Недаром они вошли в единый раздел «Басни
и рассказы в прозе».
Произведения
Ушинского о детях (например, «Четыре
желания», «Вместе тесно, а врозь
скучно», «Трусливый Ваня») отличаются
тонкой психологичностью и на простых
примерах преподают детям уроки жизни.
Автор тактично подсказывает, от чего в
себе надо избавляться, какие недостатки
в характере могут мешать в дальнейшем.
Вот Ваня, оставшись дома один, испугался
теста в квашне: оно пыхтит на печи и
наводит на мысли о домовом. Бросился
Ваня бежать, да наступил на кочергу —
она его в лоб ударила; а тут еше упал он,
запутавшись в оборке от лаптя!.. Едва
привели в чувство взрослые трусливого
мальчика. «Четыре желания» — рассказ
о другой черте характера — нерешительности.
Герой никак не может согласовать свои
чувства с разумом: все времена года
кажутся ему одинаково прекрасными, и
он не способен решить, какое же из
них самое любимое, самое желанное.
Ушинский
обрабатывал для детей народные сказки.
Он отдавал им предпочтение даже перед
хорошо написанным литературным
произведением. Он высоко ценил поэтический
мир народного творчества, считал
сказку лучшим средством для «понимания
народной жизни».
В
сказке «Мужик и медведь», обработанной
Ушинским, хитрый мужик уговорил
медведя, что ему лучше брать вершки от
репы, а от пшеницы — корешки; «с тех пор
у медведя с мужиком и дружба врозь». В
другой сказке — «Лиса и Козел» — Лиса,
упав в колодец, уверяет Козла, что она
здесь просто отдыхает: «Там, наверху,
жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь
прохладно да хорошо! Водицы холодненькой
— сколько хочешь». Козел простодушно
прыгает в колодец, а Лиса «вскочила
Козлу на спину, со спины — на рога, да и
вон из колодца».
Книги
К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия»
и «Родное слово» оказали очень большое
влияние как на позднейшие учебные
пособия, так и вообще на литературу для
детей. Педагогические принципы
Ушинского использовал Лев Толстой при
составлении знаменитых «Азбук».
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Я думаю, все вы наслышаны о том, кто такой Константин Дмитриевич Ушинский – великий русский педагог или, как говорят, «учитель русских учителей», и мне нет нужды о нем рассказывать.
Если же кто-то из вас с ним незнаком либо вообще впервые о нем слышит, то могу вам посоветовать «великую всесильную Википедию» (там вы сможете ознакомиться с его биографией).
А данная статья создана для того, чтобы помочь вам в воспитании детей посредством сказок данного писателя. Да-да, именно писателя, так как пусть он и вошел в историю прежде всего как педагог, но в литературе для детей он тоже оставил свой, довольно таки жирный след.
Анализ сказок Ушинского
Все его рассказы: реалистические, научно-познавательные, а также сказки отличаются очень сильной дидактикой и имеют педагогический характер. Источником произведений Ушинского является русский фольклор (это пословицы, поговорки, народные сказки и др.). Почему фольклор? Да ведь это те самые произведения, в которых заложена народная мудрость! А именно мудрость и следует передавать детям!
В каком возрасте стоит читать с детьми произведения Ушинского?
Они написаны для детей дошкольного и самого младшего возраста. Почему? Потому что они невелики по объему. Потому что тематика его произведений разнообразна, а значит, они развивают кругозор ребят. Потому что тематика очень приближена к детской жизни, а значит, они понятны и интересны детям. С художественной точки зрения во всех произведениях сочетается познавательность и поэтичность; есть сюжет, сюжетная занимательность; язык близок к народному, а это значит – прост и доступен детскому восприятию. А это только положительные качества литературы для детей. О критериях хорошей книги для детей вы можете прочитать здесь.
Да что тут говорить, о произведениях Константина Дмитриевича Ушинского для детей положительно отзывался сам Лев Николаевич Толстой! (Ну о нем, я уверена, точно все наслышаны!)))
Итак, об основном я вкратце рассказала. Теперь дело за главным: для чего я это все затеяла.
Хочу сделать краткий анализ многих произведений Ушинского для детей и объяснить, с помощью какого произведения что можно воспитывать у ребенка. А это проще сделать с помощью интересной литературы, а не занудных лекций «о том о сем»!
Начну я со сказок для воспитания, которые написал Константин Дмитриевич Ушинский детям.
Сказка «Два козлика»
— о том, как встретились два козлика при переходе реки и не хотели уступать один одному дорогу, а в итоге оба упали в реку. Написана для того, чтобы высмеять упрямство. Ваш ребенок упрям? Прочитайте с ним эту сказку, посмейтесь вместе над персонажами, а потом спросите у ребенка: «Катя (Слава, Миша и т.д.), а не поступаешь ли ты иногда также?» Пусть ребенок осознает, как выглядит это со стороны.
Сказка «Слепая лошадь»
— о том, как лошадь спасла жизнь своему хозяину и он пообещал всегда за ней ухаживать. А когда она стала не нужна, он забыл о своем обещании и выгнал лошадь на улицу. С помощью этой сказки можно рассказать о том, что дал слово – держи, показать, как противно предательство. Кроме того, можно показать ребенку, что справедливость всегда восторжествует.
Сказка «Ветер и Солнце»
— о том, как поспорили они, кто сильнее и пытались снять плащ с человека. Сказка учит тому, что с помощью ласки и доброты можно добиться гораздо большего, чем с помощью гнева.
Сказка «Два плуга»
— о том, как два совершенно одинаковых плуга стали разными: один сверкал, а второй заржавел. Читайте эту сказку специально для того, чтобы воспитывать в детях трудолюбие.
В следующей статье Сказки для воспитания или Ушинский детям (часть 2) вы узнаете, с помощью каких сказок учить детей быть сообразительными, прививать любовь к порядку в семье и др.
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!
С уважением и любовью, Татьяна Саксон
Скажите спасибо, поделитесь с друзьями —
И моя благодарность останется с вами!